щит

у

у

\

я

@
1. Мальчики п девочки

Наша молодбжь уже не знает, что та-
тов неравенство мужчин и’женщин в го-
сударстве. Если об этом и вспоминают
иногда на собраниях, так, по правде го-
воря, не принимая близко 5 сердцу и не
представляя всей тяжести этого былото
перавенетва.

\ нам, чюдям. пожилым, кажется, что
еще совсем недавно было это тяжёлое ‘не-
равенство. Большая часть граждан Рос-
вии — женщины — He имела возможно-
ети участвовать в государственной и ob-
щественной жизни, Да дело не тодько в
этом. Женщина была унижена. За 25
лот совегекой власти равенство полов в.
нашей стране стало полным, вошло во
ве поры жизни. Оно обеспечено веем
нашим укладом,

Немалую роль в этом деле сыграла со-
летская школа. Не трудно было провоз-
гласить равноправие мужчин и женщин.
Труднее было в кратчайший срок преодо-
деть пережитки неравенства. Поэтому
одним из меронриятий советской власти
по реформе школы было введение совмест-
ного обучения мальчиков и девочек,   сов-
местное обучение от начальной до
высней пщолы включительно. Это в зна-
чительной степени  содействовало yera-
новлению фактического и полного равен-
ства полов в обществе,

Ho особенноети развития девочки и
мальчика очевидны. Цедагоги это знают.
Вот сидят в одном классе мальчики и де-
вочки 12—13 лет. Возраст одинаковый,
a успеваемость, работоспособность раз-
ные. Поэтому в последние годы  неодно-
кратно поднимался вопросе о раздельном
обучении. И всякий раз находились люди,
которые восклицали: «За что же мы бо-
родись?  »

А борьба в своё время действительно
была подчас ожесточённая. В 1908 году
на ’езде Русского женского общества, в
1912 году на первом с’езде по семейному

воспитанию и на первом с’езде по образо-

ванию женщин, затем на с’ездах по на-
родному образованию, по эксперименталь-
ной недагогике и т. д. очень оживаённо
обсуждалел вопросе о совместном обучении.
Цередовые, деятели ‘выступали с требова-
нием совместного обучения ‘в средних
учебных заведениях. Главный мотив
был —— добиться равноправия женщины ©
мужчиной. PR iy :

В нашей стране сейчас этот мотив от-
пал. Нужно ‘ли теперь настаивать на с0-
вместном обучении? Данные науки гово-
рят, что не только не нужно, но, наобо-
рот, необходимо ввести обучение раздель-
Hoe. >
‚У` мальчиков в возрасте от 10 дю
14 дет обычно бывает период наконления
вил, некоторой остановки физического
развития. У девочек же эти ‘тоды харак-
теризуются быстрым физическим развити-
ву. Они начинают превыштать мальчиков
ив росте и в весе. В возрасте от 14 до
17 лет наоборот — мальчики развивают“
вя быстрее девочек.

Неодинаковое развитие мальчиков п де-
вочек обусловливает и неодинаковое в0с-
приятие урока. Поэтому ученики и уче-
ницы одного розраста неодинаково усие-
вают, Дело не только в успеваемости, Де-
ло ещё в том, что к мальчикам и девоч-
кам в разные периолы развития нужен
сеобый педагогический подход, разное из-
ложение учебного материала, разные зада-
ния -— словом, разные приёмы обучения
и воспитания. Этой разницы не добь-
ёщьеся, если девочки и мальчики сидят в
одном классе,

Это первый довод, настоятельно. требую-
щий раздельного обучения.
`7И второй . довод — неизбежное разделе-
ние труда между мужчиной и женщиной.
`Не все работы в обществе с одинаковым

уенехом выполняют мужчины и женщи-  .

ны. Можно привести сколько угодно при“
меров в подтверждение этой мысли. Муж-
чина должен быть. воином. Ёго надо го-
`товить к службе в Красной Армни ещё в
иколе. У него специальная и физическая
и чисто военная подготовка & будущей
суровой жизни солдата.

Скажут: и женщина должна уметь от-
стаивать свою Родину! Это правильно. И
наити’ девушки показали, что они умеют
воевать за свою землю. Но и на фронте
существует разделение труда. Девушки

. ‘На море была мёртвая зыбь, Она то под-
хватывала катер и подбрасывала его, как на
качелях, вверх, то увлевала в какую-то об-
морочную низину, на дно серого стеклянно-
го котлована.’

Ветра почти. не ‹ было, Вверху, в сизом
облачном месиве, было такое › же- гнету-
щее затишье, как и на море,

Катер шёл влоль мурманского берега на
запад с десантной группой на борту, кото-
рая должна была высадиться в тылу про-
тивника,

На палубе, ебившись в тесную кучу, сто-
ялн’и сидели, прижавшись” друг к другу,
хмурые, неразговорчивые люди. В том, как
висели на них автоматы, как надвинуты бы-
ли на лоб ушанкн и засунуты в рукава ру-
КИ, было тоже что-то смутное, неясное И
холодное. Может быть’ настроение было
испорчено чем-нибудь ‘раньше, но вернее,
что так действовала промсзглая, неприют-
ная погода. Бойцы сурово смотрели вперёд,
в серую  бездонную’ пустоту и, казалось,
настороженно прислушивались К  глухому
бормотанью моторов.

Слева, сквозь марлевую пелену тумана,
вставали голые, нелюдимые скалы. Кое-где
они были темны а влажны, в ‘других Me-
стах покрыты клочьями снега, .

Поблизости от машиниого люка, присло-
нившись спиной к фальшборту, сидел немо-
лодой уже десантник Фролов, Он лю-
бознательно поглядывал на костистые ска“
лы, до пояса окутанные туманом, и, нако»
нец, почувствовав погребность поделиться
наблюденнями, вполголоса, фказал своему
соседу:

— Н-да!. Весёлая сторонка, нечего ска“
зать., Ирямо курорт для маломощных.

замечании. вероятно, ` обнаружилась
только одна сторона его мыслей; и потому
спустя некоторое время On прибавил:

— У нас. ня Мошке, сейчас грани орут,
как оклашенные... Солнце играет, зеленя в
полном ходу... Баба моя, я чай, картохи да-
во посадила, цветут уж.. Мишка в Чет“
вёртый класс перешел. Способный, черте
Нок...

Маленькие карие глаза

пвчально-мечтательными,
вздохнул;

Фролова стали

и. он, помолчав,

АСИ

заняты главным 0бразом ‘на интендант-
ской работе, в госпиталях, в связи ит. д.
В атаки, насколько мне известно, их веб-
таки не пускают, мосты и дороги стро“
ить не заставляют, потому что это тяжб-
лая, мужская работа. И в тылу у нас Ha
многих тяжёлых работах заняты только
мужчины, хотя это не исключает участия
женщин во физическом, подчас очень
сложном, но посильном труде.

Но у женщины ееть обязанности, ка-
ких нет у мужчин, И обязанности чрез-
вычайно важные. Она мать. И она хол-
жна уметь ухаживать за детьми, должна
уметь их воспитывать. Что бы ни гово-
рили о равных обязанностях мужчины и
женщины в воспитании ‘детей, мать
остается матерью. Школа должна дать
девушке специальные знания по анатомии
и физиологии человека, по психологии и
педагогике, по гигиене.

Вот почему с нынешнего тода введено
раздельное обучение мальчиков и девочек,
Полугодовой опыт работы по-новому в
Москве дал положительные результаты.
Классы стали более однородными, ровны-
ми. Воспитывать и обучать ребят пря
такой однородности лучше. Устранена пу-
таница в распиеании” военных занятий.
Bes aro обеспечило больший порядок в
школах, лучшую  диециилину и, более
высокую успеваемость. 06 этом говорят
все учителя. Хотя надо сказать, что раз-
деление классов в середине учебного ro-
да создало известные трудности в работе.

С предетоящего учебного года вводится
раздельное обучение и в других городах с
густой сетью средних и неполных средних
школ. Мальчиков и девочек будут раз-
дельно обучать не с 5-го, ас 1-го клас-
са. Высока роль коллектива в воеспита-
нии детей. Детский коллектив сколачи-
вается не днями, не месяцами, а годами.
И было бы очень болезненным для ре-
бёнка переходить в б-м классе в другой
коллектив. Для педагогов создание кол-
лектива заново тоже было бы вевьма за”
труднительным. И

Сейчас иногда сльнпишь и от етарых
H от молодых педагогов такие вопросы:

— Не является ли это мероприятие
реставранией старой школы?

На этот вопрос можно категорически
ответить: конечно, нет!

В нашей школе и девочки н мальчики
получают и будут получать абсолютно
одинаковые общие знания. Они будут одя-
наково готовиться к предстоящей трудо-
вой жизни, будут воспитываться в духе
равенства полов. Конечно, несерьёзные,
неумные люди могут наделать ошибок,
которые могут привести к обособленноети
между мальчиками и девочками и к дру-
rum ненормальностям. Ho эти ошибки
легко предупредить. Надо, чтобы органы
‚народного образования, во-первых, руко-
водили лучше школами, во вторых, серь-
ёзно подошли к подбору кадров для мут-
ских и для женеких школ и, в-третьих,
развернули вместе с комсомольскими ор-
ганизациями самую широкую ` внешколь-
ную работу с учащимися.

На полях колхоза имени Ленина (Кировская обл.) отлично работают школьники.
Руководит школьниками учительница-комсомолка К. Зырина. На снимке; ученицы
(справа)

7-го класса Нюра РЧИХИНА
_ с педагогом ЗЫРИНОЙ на прополке.

— Увидит ли отца-то ещё?.. _

Сосед, человек более молодой, беспокой-
но завозился и ничего не ответил. В резком
движении, каким он поправил ремень авто-
`мата, сказалось явное раздражение, точно
он хотел отбросить от себя все размягчаю-
щие мысли. ;

В: другом месте молодой боец с нежной
‘девической родинкой на щеке допытывал-
ся У мрачного, несловоохотливого старши-
ны: р

— А как же мы обратно; товарищ стар-
ина? Пешим  сапом?.. Или Ha KHTOBOM
хребте? з

Он делал вид, что задаёт вопросы полу-
шутя, но опасливое раздумье слишком от-
кровенно отражалось в егс простодушном
взгляде. Старшина не был проницательным
целовеком_ и к тому же. думал о другом.
Отвечал он с грубоватой краткостью и без
всякого учёта настроения. р

— Как назад? Вперёд пятками. Сначала
задание выполни, а там, как скажут, так
и пойдёиь.

Из кормового люка показался
тенный краснофлотец Baca Рябов co
шваброй в руках. Круглое румяное ли-
no его, оттенённое широкими полями
эюйдвестки, всплыло над. палубой, точно
какое-то самодельное катерное солнце. Мз-
ленькие глазки его быстро оглядели Низ-
кие, стелившиеся над. чорем/ облака, полу-
закутанный туманом берег, и с весёлым не-
доумением остановились на хмурых примол-
кших людях, тесно заполнявщих палубу. ка-
тера. ,

_— Что. приуныли. соколы?—бойко крик-
nya Рябов.—О чём скучаете? Или колин-
ских блох жалко? Не бойсь, они вас пос-
ле антракту ещё злее кусать станут.

Некоторые из ‘находившихся на палубе
людей посмотрели на краснофлотца с. не-
вольным любопытством,

—. Ну, я вижу, вас нынче баснями не на-
кормишь,-—сказал Рябов.-—Сейчас я вам‘та-
кой/ пикних убтрою, что у самого зябкого
нос на квинту встанет,

вах-

чек в неполных средних и средних щко-
лах — дело
Опыт дореволюционной школы мы не мо-
жем использовать в полной мере, ибо тог-
да раздельное обучение прееледовало весъ-
ма определенные цели, необходимые дла
правящих клаесов;

вочек зависит во многом от, того, коху оно
будет доверено, Нужно очень тщательно, надо подготовить. Этим должны быть оза-

меноких школ,

учительский инетитут, в соальне-—е 05-
разаванием. 33 педагогический мнститут:

Раздельное обучение вызывает различие’
в пионерской работе среди мальчиков и
девочек. Несколько инымн_ будут содер
жание и формы работы в мужских и
женских школах. Мальчикя будут бельше
увлечены веевозможными военными заня-
тиями, играми, техникой. В отрядах лево-
чек, повидимому; в большей степени будут
интересоваться искусством, домоводством,
несколько отличными видами техники, BN-
енных зданий, Вожатых ко всему этому

`2. Кадры
Раздельное обучение мальчиков и ACBO-

сложное. Опыта у нас нет.

Правильное воспитание мальчиков И де»

Далеко He во всех школах есть рукого-

заместители по учебной части HOARAM) COMO-TBEH EE ROMUTPTEE BalivyTes peeppea i
бы давно уже готовить свои новые шко-  немедля— в школах мальчиков и дего-
лы к учебному году. Учителя и пионер- чек сразу же будет установлен необхо-
вожатые в болышинетве даже прехполиу-  димый порядоя. ^

жительно не знают, где они будут pa-
3. После уреков

ботать, хотя им тоже предетонт серьёзно
В военное время вчекласечая и BHe-

подумать над работой в новых условиях,

Потом, изред самым началом учебы, нач- В
школьная работа приобрела ещё большее
значение в связи с тем, что влияние семьи

нется спешка, которая, конечно, не при-
ведет к добру.
на ребёнка значительно ослабло. А введе-

ла учительница-комсомолва. _
очарована городом — театрами, вино, му-
зеем.

ло! И театр Вахтангова, и оперетта, и фи-
лармония!
везло, — рассказывала нам учительница.

Е ти два года и была бесконечна рада, что  Зимой учителю почти невозможно достать
вдумчиво подобрать кадры для мужских И бочены не только О работип- добралась до‘ города, что побывала в тезт-  лошадь, чтобы привезти дрова, летом сму
ки, но и оргачы назодного образозания — рах, что услышала уйму новостей. Нрав-
1 3 к >

Между тем подбору кадров сейчае даже сс всомн их учреждениями по позышезию   да, она ещё не получила стекло для шко-
в Москве не придают должного значения. коалифякаиии педагогов. лы, не на вее вопросы ей даны ответы, &
ЕКели подбором и недготовгой кадрев для вопросов накопилось
дители и преподаватели. Директора и их иикол отделы народного образовали и вом:   ний н обид тоже много.

OHO... ak
и помогут; и посоветуют...
там себе люди, работают, и вдруг является

учительница: «Здравствуйте, давно не ви-
делись,..»

ПОСТОРОННИЕ =

}

:
Омский обком ВЛКСМ не заботится об учителях
От’ специального корреспондента «Комсомольской правды»   i

Ws watennroro селения -в Омек приеха-  Секретарь пожал плечами.

Она была  — Как хотите. А жаль.. Условия хо-
рашие,— и он опустил глаза в бумаги,
давая нонять, что разговор закончен,

Это не частный случай. В Омской обла-
сти можно насчитать млото учителей, ©
которых никто должным образом пе sabo-
THTCH.

Ocobenno

— Мне, знаете, так повезло, так повез-

Просто удивительно, как по-

Ona безвыездно прожила в посёлке поч- трудно молодым педагогам.

никто не поможет обработать огород.

Театр, библиотека. квалифицированная
лекция для многих преподавателей сель-
ских школ недоступный соблазн. Если
учительница, жавущая всего в сорока ки-
лометрах от Омека, попала в торохд только.
на второй год © понутной полволой, то что
_ — Ав обком комсомола не ходили? Там говорить об учителях тех школ, которые
отетоят от областного центра в сотнях ии-
Она казалась удивленной: ри А разве в сделать так, что.
ee 3 +9  бы учнталя почаше бывали в городах.
ЧИНУ 2 ARORA: Ha 0GROR CHART Done нельзя Е ним. в ебла. из областного
центра; из Тюмени; Ишима, Тобольска, Та-
ры, Ханты-Мансийска, Салехарда посылать
кралифипированных лекторов по политиче-

множество. Требова-

— Завтра опять буду ругаться в обл-

жны в основном мужчины, а женекие —

При подборе рукоподителей, учитвлей и

пнонерзожатых в птколы. надо очень вни-

матёльно учитывать способности п чаклои-
ности каждого работника. Полугодичный

опыт московских школ убеждает, что воз-

тлавлять мужские учебные заведения дол-

женщины. По такому же правилу следует
подбилать и классных руководителей для

5—10-х классов и пионервожатых,

Бывало у нас лак, что директор назча-
чал классных руководителей не по деловым
качествам и способностям, а по принци-
пу — кто свободнее. Сейчас, при раздель-
HOM обучении, с этим совершенно нельзя
ниритьея, Власеными руководителями дол-
жны быть наиболее вдумчивые, азтори-
тетные, волевые педагогн.

Подобрать кадры — это очень важно,
но еще не веб. Надо сейчас же начать
подготовку этих кадров; Медагогов необхо-
димо научить разбираться в особенностях
развития мальчиков и девочек и учиты-
вать эти особенноети в работе. Предетоит
большая п совершенно неотложная работа
для институтов усовершенствования учи
телей, методичееких кабинетов и пред-
метных комиссий. № началу учебного го-
да большую часть этой работы нужно
выполнить. Тогда удастся избежать оши-
бок н всевозможных иедоразумений.

‚ Особо хочется сказать о кадрах пионер-
ских работников. Они еще в меньшей сте-
пени подготовлены к раздельному обуче-
нию, чем преподаватели. mf

Старший  пионервожатый — это очень
важная фигура в школе. Работа у него
еще более сложная, чем у учителя, Она
значительно усложняется на первых порах
раздельного обучения.

Старшими вожатыми должны быть люди
педагогически грамотные, инициативные,
волевые. В неполные средние итнолы сле-
дует послать вожатых с образованием за

=

ин Люба ШУМИЛОВА вместе

у
° Фото А. СКУРИХИНА,

Он снова спустился в люк, но через ми-
нуту появился обратно с большим медным
чайником и пятком кружек. От чайника шёл
густой вкусный пар, Рябов рассовал круж-
ки первым понавшимся людям и начал на-
ливать в них горячую, желтоватую, приятно
ПУ жидкость, совсем не похожую
на ча :

— А ну-ка, сбитеньку нашего. местного!
Хватай, пей, до смерти не обжигайся, до-
пьяна He нацивайся... Помочил в кружке
губы и соседу дай жизни порадоваться.

Так, балагуря, он ходил с чайником сре-
ди бойцов, ловко сохраняя равновесие.
Он каждому улыбался, для каждого   нахо-
AMA подходящее, шутливое или сочув-
ственное слово, *

—. Что, дядя, усами шевелишь? — обра-
тился он к Фролову. — Или наш флотский
сбитенёк не нравятся?

— Нет, сбитень исправный, — деликатно
поблагодарил, Фролоз,— горяченек только.
Вежливого обращения просит...

р А ты привыкай дуть на горяченькое-
то! }

— Из чего же у, вас этот сбитень приго-
товлен? Дух хороший и вкусом не плох...
А ина чай вроде не похоже.

Рябов приоткрыл крышку чайника, за-
глянул ‘внутрь, словно проверяя, сколько
ещё осталось, и скороговоркой ответил:

— По собственному рецепту изготовлено
Малиновой морошки два пучка, морковного
перцу три стрючка, фунт кости да пуд
флотекой злостн. Вот оно и забористо
получается. Пейте, корешки, да нашего ко-
ка похваливайте. Y него специальность
двойная, Он из всех плодов здесь сок вы-
жимает... А ‘из немна даже патоку делает...

Рябов повериулся к молодому бойцу с
родинкой на щеке, ещё Ne получившему
кружки и с нетерпением ожидавшему сво-
ей очереди. г

— Подставляй шапку, меньше остывать
будет. Сейчас, сейчас, так и быть, угощу
с надбавкой. Сам-то ты, я вижу, молодой,
а аппетит у тебя старый. С прошлого го-
да, видно, копишь, Ты ‘сядь-ка вот сюда, к
стенке. Здесь потеплее будет. А сбитеньку
тебе придётся дать сверх срока.

старой, дореволюционной

ние раздельного обучения мальчиков и де-
вочек в средних учебных заведениях мно-
гих городов придаёт этой работе особую
значимость и особый оттенок.

Приходят на память картины из жизни
колы, когда
совместные игры мальчиков и девочев
считаливь преступлением,

Конечно, у нас ничего подобного допу-

скать нельзя, И одним из ередетз преду-
преждения хотя бы малейшей разобщён-
ности мальчиков и девочек является боль-
шая, умело организованная внекалассная и
внепкольная работа.

Раздельное обучение ‘имеет своей зада-
чей обеспечить особые приемы образования
и воспитания школьников в определенные

возрастные периоды. Ono касается по пре-

имуществу учебных занятий. А после уро-
ков мы ‘должны построить работу таким
образом, чтобы девочки и мальчики вместе

работаля и развлекалиеь.

В наши гимназические годы кое-где во
время спектаклей роль девочки в мужском
учебном заведении играл мальчик. Это бы-
ло нелепо и вредно. А мы должны сделать
так, чтобы совместно проводились вечера
самодеятельности, диепуты, лекции, кон-
церты и т. п. Литературные, исторические,
хоровые, драматические, ряд технических
вружков и в мужеких и в женских шко-
Wak должны быть совместные.

В прошлом учебном году некоторые
школы в определенные часы были своеоб-
разными детскими каубами. Здесь ученики
занимались в кружках, играли, читали в
специально отведенных комнатах. В этом
году такие формы работы получат ешё бо-
лее ирирокое распространение. На помощь
педагогам в клубы надо привлекать боль-
ше родителей. .

Внешкольные учреждения в своей pa-
боте обязаны в большей степени, чем до
CHX пор, учитывать ‘интересы, мальчиеев
й ловочек. Это не значит, конечно, что де-
вочек надо удалять из слесарных маетер-
ских, из кружков моделиетов, Хотят они в
этих кружках и мастереких работать —
пусть работают. Но для них надо создать
кружки изящной вышивки, пошивки, KY-
лиянарии. домоводетва и Т. п. ;

Причём надо еще увеличить сеть\ уч-
реждений. которые вели бы внешкольную
работу. Пусть общие дома культуры, про-
зводственные и колхозные клубы, извы-
читальни в определенные дни и часы бу-
дут предоставлены школьникам. Необхо-
лимо только правнаьно организовать их

работу.

Ели органы народного  образевания,
мЕолы и комсомольские организации тай
ГИПоко Н Птавильно организуют вне»

школьную работу. мы булем воепитывать
мальчиков и девочек правильно, BO вза-
HMHOM уважения и равенстве.

* * *
Раздельное” обучение — очень важное
мероприятне по укреплению  советекой

школы. ТИкола  поднимаетея на новую сту-
пень. И результаты не замедлят сказаться’
на успеваемости учащихся, на. дисцилли-
не, на укренлении советской семьи.
А. СОЛОХИЙ,
директор 89-й школы.
Москва.

Рябов не принадлежал к разряду просто
весёлых людей, которые балагурят для соб-
ственного удовольствия или даже для то-
го, чтобы посмеяться нал чужой человко-
стью ‘или слабостью Природным, невыду-

манным. благожелательством к людям веяло

от его лица; улыбок. движений и слов,
Шутки его веселили, не обижая.

С появлением Рябова Ha палубе стало
сразу шумнее, оживлённее и как будто да-
же теплее и уютнее. Уставшему стоять
‘бойцу он указывал место, где можно было
удобнее устроиться.  Задумавшегося челове-
ка он отвлекал шуткой или самым звуком
свежего звонкого голоса. А иным людям,
неподатливым к словам, он просто улыбал-
ся широкой простодушной улыбкой, в ко-
торой светилась ясная, желавшая добра ду-
ша. И на такую улыбку нельзя было
не ответить хотя’ бы одним приветливым
взглядом, ,

— Душевный парень,— сказал Фролов,
вытирая тылом ладони раскрасневшиеся от
сбитня губы, — для фронтового человека
доброе слово дорого стоит... И чудной-—на
моего Мишку похож. только тот, конечно,
маленький. Но башковитый, в о четвёртую
группу перешёл. Мы с ним после войны...

`И Фролов заговорил о сыне и O доме,

Боец с симпатичной родинкой сообщил о
Рябове некоторые подробности,

_ На баяне играег и поёт лихо... В. куб-

рике его «комсофлотским соловьём» зовут,
потому что он, значит, У них за комсорга.
Вот; вернёмся обратно, надо будет попро-
сить Васю, чтобы зашел... Страсть хочется
на баяне выучиться.

Может быть, оттого, что люди согрелись
горячим сбитнем, а может, и оттого, что на
палубе то ин дело звучал весёлый голос Ва-
си Рябова, настроение явно повышалось.
Люди разговаривали, улыбались, шутили.
Погода тоже не казалась безнадёжной, да,
кажется, и не была такой на самом деле.

— ИМ на севере люди живут,--убеждал
соседа Фролов. видно, не слишком посто-
янный. в своих заключениях.— Это какая-
нибудь животная из теплых краев, та не
может, А человек везде может. Человек-
TO—OH трехжильный..,

Приближалось место предполагаемой вы-
бадки. Катер повернул к берегу. Сквозь по-
лупрозрачную пелену блеснул один. два,
три раза красный огонёк, будто иодмигивал
чей-то лукавый дружеский глаз. Это. до-
зорные ранее высадившейся групы давали
знать, что путь свободен.

давно не виделись...

когда не была, а то вдруг прямо в обком!
Неудобно... Люди там для нас посторонние.

этот вспомнился несколько позже, когда мы.
беседовали с другой сельской учительницей
из той же Омской области, Правда, Тать-
яна Курдюмова — преподавательница лите-

— Так вы. лолжно быть, и вправду

—= Совсем не виделись. Я в райкоме ни-

— Что вы! Почему же «посторонние»?
— Ну всё-таки... Ведь я директор

школы, 2 не секретарь райкома... Простите,

мне некогда.

И она ушла... Так мы и не узнали её
имени,

Впрочем, не в имени’ дело. А разговор

ратуры и русского языка в Благодаровекой
средней школе Одесского района— не гово-
рила об омских комсомольских работниках,
БаБ 0 «посторонних людях». Но эти слова
невольно приходят на ум, когда слушаешь
её рассказ, .

Комсомолка. Курдюмова была послапа в
Влагодаровку прошлой осенью. Небольшое
степное село стоит вдали от гороха и рай-
онного центра. бриняли здесь Татьяну от-
пюдь не © распростёртыми ©б’ятиями. Дол-
гое время не было квартиры, плохо было с
питанием. Керогину чё было. Школа рабо-
тала в две емены. Зимние сумерки насту-
пали рано, и времени для подготовки к
урокам не оставалось. За зиму она не про-
чза ни одной новой книги.

Жо всему этому надо прибавить, что ей
и многим другим педагогам жить приходи-
лось большей частью в нетонленых квар-
тирах: никто не хотел привезти дров.

Татьяна надеялась, что вот-вот кто-ни-
будь приедет из района, поможет школе п
учителям. Но никто не приехал. И когда
стало  невмототу, комсомолка  Курдюмова
сама решила итти в районный центр. В
воскресенье утром девушка вышла из baa-
годаровкн и к вечеру была в селе Одесса.

Разумеется, прежде всего она направилась
в свой комсомольский райком. Думала, что
именно здесь лучше всего поймут ее —
учительннцу=комеомолку,
гут,

Татьяна была горько разочарована. В
Одесском райкоме её встретили холодные,
посторонние люди, считающие, что забота
0б учителях — дело района, а не комсо-
мольцев:

— Так вы учительница? — спросил ее-
кретарь райкома Садчиков, не предлагая
ой даже сесть,

— Да.

н помолчал и, оглядев её с ног до го-
ловы, сказал:

‚. — Вы, наверное, физкультурница?

Подавленная приёмом, она ответила
механически:

— Ла, я занимаюсь физкультурой.

Секретарь, оживился.

-—- Вот хорошо! Не хотите ли стать ин-
етруктором по физкультуре? Мы как раз
подыскиваем сейчас человека.

— A -uegaror!—c обидой
она.-— Я люблю свою работу.

ободрят, номо-

ответила

Моторы затихли, и среди внезапной ти-
шины ‘люди вдруг услышали негромкий,
шелестящий звон прибоя,

Все зашевелились, вставали, одергивали
шинели, поправляли висевшие на ремнях ав-
томаты, готовясь к высадке. Вася Рябов, в
небрежной ‘позе которого сквознло напря-
жённое ожидание, стоял у трапа, чтобы в
нужное мгновение перекинуть его на берег.

Командир катера вышел из рубки на па-
‘лубу. Высокий и сухой, он возвышался
над окружавшими его людьми, как мачта.
Судно подошло к каменистой береговой
кромке, и Вася Рябов ловко опустил трап.

В’ эту минуту обнаружился предательский
характер зыби, которая казалась такой без-
вредной в открытом море. Набегая на бе-
рег, она опрокинула судно на одну сторо-
ну, потом на другую, заставив’ мотнуться
толпу людей, и так вот, методично, с пра-
вильными промежутками, начала класть ка-
repic борта на борт. Опущенный на берег
траи &рзал по камням и погружался в воду.
Нечего было и думать, чтобы при этом
можно быйо попасть на сушу, не искупав-
щись. И так как каждый ясно представил,
что будет с ним. мокрым, там, на холод-
ном ветру, на голых скалах, где из осто-
рожности нельзя разжечь огня, то около
трапа возникло. явное замешательство. Люди
бормотали. ругательства н, топтались на па-.
лубе, ожидая, повидимому, команды.

Вася Рябов, сразу же оценивши положе-
ние, лихо козырнул своему командиру и
громко прокричал;

— Дозвольте, товарищ лейтенант, трап
попридержать! Ол у меня не шелохниётся...

Лейтенант, едва ли понимая, что хочет
сделать вахтенный, кивнул головой. И Рябов
прыгнул. с катера прямо в шипящую, пе-
нившуюся. воду. ‘

Вода была, очевидно, очень холодна, по-
тому что Рябов несколько раз подпрыгнул,
как мяч, и. не попадая зубом на зуб, пев-
нятно забормотал:

--- В-ва!.. Вот жарко!.. Прямо Сандунов-

ская баня довоенного качества...
же

Вирочем, тотчас оправившись, он

ским вопросам, по вопросам педагогики?
Разве нельзя. наконец, придумать какие-
нибудь библиотечки-передвижки
ально для учителей? Наконец, разве сель-
ские комсомольцы не могли бы
своим учителям
векопать огород, ухаживать за ним?

мыеслимы работа учителя, его дальнейшее
образование н творческий рост.

тородней, чем’ профессня педагога. Забот-
лиро и любовно растит и воспитывает он
наших детей, форми“

режно вводит в a
доверено самое CBATOe— Hawi ReTM, наша

говорил: «Я лолжен сказать, что учитель-

Е пианино увезли. Дело передали

специ-

помочь
привезти дрова, летом

Всё это можно и должно. Без этого не-

Вряд ли есть профессня почетней и бла-
их характер, 0е-
жизнь. Учителю
будущность. Михаил Иванович Калинин

ская работа — одна из самых трудных ра-

бот».

Почему же в Омской области не хотят
понимать avo? Почему в обкоме п в
большинстве райкомов ВЛКСМ этой области
с таким непонятным равнодушием относят-
ся к нуждам учителей, не интересуются
их жизнью, бытом, работой? Почему коу-
сомольские работники Омска не поднимают
тревоги по поводу того. что снабжение
многих школьных работников организовано
в области ненормально. и мирятся с без-
душным, подчас хамеким отношением к
учителю. на местах?

В Омеком обкоме секретарь по школам
тов. Борисова и другие работники непрочь
поговорить между делом о высокой роли
учителя и воспитании детей. № сожалению,
только межлу делом. На протяжении
почти целого года на бюро обкома ни разу
не обсуждалиеь вопросы, связанные с жи-
знью учителей. Se

Здесь забыли об учителе п о воспитания
детей, о работе школы. В большинстве
районов области не работают школьные 5о-

миссии, Комсомольекие организации в шко-

лах, как правило, бездействуют. Не заме- -

тили в обкоме, что в самом Омеке -BHO-
школьные учреждения работают плохо, что
на улицах часты случаи недиециплиниро-
ванного поведения школьников, что комис-
сия по устройству детей, потерявших ро-
дителей, возглавляемая тов. Кошелевым,
ничего не делает. В городе нет ни одного
кино для детей. У единственного в обла-
сти театра Юного зрителя отобрано поме-
щение. Детский парк пустует.

А обком в этом году не решил ни од-
ного ‘вопроса по воспитанию детей в шео-
ле и вне школы. Один раз только обсуж-
дался вопросе © Доме пионеров в связи с
тем. что работники его  расхитили имуще-
прокурору. А Дом пионеров. попрежнему ие
работает.

Веё это достаточно ясно показывает, что
в Омеком обкоме ВЛЕСМ сидят люди, упорно

не желающие заниматься своим прямым и И

очень важным делом- воспитанием детей.
Терпеть этого дольше ‘нельзя. Никто не про-
слит Омскому обкому такого бездупного от-
пошения к учителям, к школе, к детям.
Виталий. ГУБАРЕВ.
Омск,

oo

SSFP
a A

утвердил конец трапа на большом камне и,

упершись в трап плечом, не позволял ему

с ’езжать в воду при колебаниях судна,

— Сыпь,
крикнул он.—Мы вас сухолькимн доставить
 поручилнсь.., чтобы вас ни трясца, ни ржав-
чина не брала!

Люди пошли по трапу над кипевшей вни-
зу водой. Набегающая зелёная пена оку-
тывала Рябова ло груди. но. он, поддержи-
вая трап. снова балагурил:

—= Передайте там фрицам наш красно-
флотский, да так, чтобы им три года ика-
лось. Не жалейге слобного, пусть куша-
ют. А если там какого с собой прихва-
тите. так чтобы поразговорчивей был. В
зубы ему, в зубы сначала посмотрите:
язык-то цел ли?

Пехотинцы проходили, обмениваясь с Ря-
бовым дружескими репликами,

— Смотри, брат...
Фролов, осторожно нащупывая ногой трап.

—. Ничего, ничего! Меня мотористы сей-

час так подогреют, что теб®, усатбму, за-
видно будет... Вернёшься—я тебе совет на-
счет Мишки дам...

Румяное лицо Рябова, ещё больше раз-
горевшееся от холода, сияло все тем же
доброжелательством, которое служит при-
знаком щедрой и сильной души, не истра-
тившей своей любзи к жизни.

— Ни пера вам, ни пуха!,. О нас не забы-

вайте, корешки! До скорого увнданья!

Туман становился всё реже и реже. Да-
упавший на волну
солненный луч, точно там взорвался какой-

леко в море вспыхнул

то особенный, беззвучный снарял. Нагерху,

на краях скал, загорелись медные блики.
Выстроившиеся гуськом

пробирались между

дого бойна ешё виден был след неостыв-
шей улыбки. Вместо напутствия в трудную
дорогу каждый нес память о весёлом,
задушёвном человеке.

Сергей КОЛДУНОВ.
aii a

корешки, до  берега!—весело

остудишься!— сказал

пехотинцы уже

камней вверх, держа
наготове автоматы. Чужие, нелюдимые ска-,
лы, враждебный, таивший смерть мир, на-
двигались на них. Но на лице лочти каж-