28 февраля 1941 г., № 49 (4835)

ук .

ПРЕМИЯ ПО ПОКЛАИУ

ег apo ora
ee ee Cis Alina We Tae ae aha

KOMCOM

Peto m МАЛЫШЕВА“

Товарищи! 38a 2 года, прошедшие со
времени ХУШ езда партии, наша ма-
шиностроительная промышленность значи»
тельно продвинулась вперед как в коли-
чественном отношении, так и в деле BH-
пуска повых современных, более произво-
дительных машин: Введено в строй зна-
чительное количество новых машинострон-
тельных заводов и проведена реконструк-
ция многих действующих заводов. Этим
расширена база машиностроительной про-
мышленности в нашей стране.

0собо существенно то, что эти тоды в
машиностроении  ознаменовались  серьез-
ным увеличением производительности тру-
да наших рабочих. Производительность
труда по 4 машиностроительным наркома-
там по сравнению с 1938 г. увеличи-
лась на 30/0. Следовательно, .значитель-
ная часть прироста машиностроительной
продувции за этот период оспована на ро-
сте производительности труда.

Охнако эти успехи машиностроителей
толжны были быть и могли быть значи-
‚гельно большими.

Еще многие отрасли машиностроения,
такие, ках электромапиностроение, паро-
8030- И вагоностроешие, под’емно-трамепорт-
ное ‘оборудовашие и др., отстают в выпус-
кв продукции от возросших потребностей
народного хозяйства.

Причины неудовлетворительной работы
pala отраслей машиностроения вскрыл в
своем докладе тов. Маленков. Это прежде
всего неумение иногих из нас, руководи-
телей наркоматов, конкретно руководить,

знать свои заводы не по статистическим.

CBOARaM и отчетам, а в их повседневной
жизни, неумение проверять выполнение
своих же собственных приказов и распо-
ражений и добиваться их выполнения,
пренебрежение к вопросам новой техники
й отсутствие настоящего руководства этим
делом, отсутствие повседневного внимания
и заботы 0б экономном ведении хозяйства
на наших заводах.

Увеличение производства чугуна, стали,
рюката и ‘цветных металлов, продолжаю-
щийся рост добычи топлива и улучшение
работы железнодорожного транепорта, ме-
роприятия партии и правительства по
укреплению трудовой дисциплины на на-
ших заводах и увеличение продолжитель-
ности рабочего дня — все это создает
необходимые условия для значительно
хучшей работы машиностроителей, чем это
было до сих пор.

Успех дальнейшей работы будет ре-
шаться прежде всего пантей способностью
навести должный порядок в наркоматах и
па заводах. Для этого надо в кратчайший
срок ликвидировать крупнейшие недо-
сталки в работе, о которых говорили в
своем докладе тов. Маленков и в прениях
многие делегаты конференции.

Я хотел бы остановитьея на двух во-
просах, имеющих весьма существенное зна-
чение для. дальнейшей: успешной. рабо-
TH машиностроительной промышленности.

те всего, © производительности тру-
ха. Почти весь прирост промышленной
продукции по 4  машиностроительным
наркоматам в 1941 т. должен быть до-
стигнут без увеличения количества рабо-
чих, т.е. за счет роста производительно-
сти труда. Это задание вполне выполни-
мо и даже перевыполнимо. Для этого на-
до только использовать большие резервы,
имеющиеся у Нас.

Если по темпам роста производительно-
ети труда наше машиностроение обгоняет
передовые по технике капиталистические
страны, то по уровию производительности
труда мы еще сильно отстаем от них.

Несколько примеров. На одном из аме-
риканских заводов фрезерных станков вы-
пуск станков на одного работника, запя-
TOTO Ha этом заводе, составляет 0,85
стамкь в год, & ma нашем Горьковском
RIB фрезерных станков — только 0,45
с танка на охного работающего, т. е. поч-
ти В 2 раза меньше. Это — при условии,
чт Горьковский завод, фрезерных станков
имеет вполне. современное высокопройзво-
дительное оборудование.

Вот другой пример из шарикоподшипни-
ковой промышленности. На пезедоком за-
воде СКФ выработка олного’ рабочем 3a
8-часовюй рабочий день составила в
1938 г. 14,5 похишгитеника в день, a Ha
1-х шарикоподигииниковом заводе в Мо-
овве—лишь 7,7 подшипника, т. ©. почти
в два раза меньше.

Известно также, что 1-й ‹ шарикопод-
ШипнИковый завод новый и имеет хоро-
шее высокопроизвохительное оборудование.
Почему же ‘иногие наши заводы, имея
оборудование не хуже, а лучше аналогич-
ных заграничных заводов, дают ‘продук-
ции на олного работника меньше, чем 33
границей? Прежде всего, товарищи, пото-
у, Что па наших заводах слишком иного
—служивающего ‘персонала и вспомога-
тельных рабочих,

Вот, например, ua ‘заводе «Автопря-
ren» № 2. Наркомата среднего машино-
строения всего работает 631 чел., а про-
изводотвенных фабочих-—только 255 чел.,
остальные 376 чел.—это обслуживающий
персонал, вспомогательные  рабочве и
ИТР: вспомогательных рабочих 209 чел.,
служащих 59 чел., младшего обелуживаю-
щего персонала 12 чел., охраны 25 чел.,
инззонерню-технических работников 71 чел.
На» заводах Наркомата средвето  малшино-
строения количество. вспомогательных рабо-
чих составляет 60%/о от общего числа ра-
бочих, т. е. на одного производственного
рабочем приходится 1,5 вспомогательных
рабочих. А если к этому добавить еще боль-
оо количество служащих и так пазываю-
мого младшего обслуживающего персонала,
то станет ясно, что даже хорошая произво-
дительность трула наших стахаповцев и
передовых рабочих снижается; я ‘бы ска-
зал поедается, большим, числом лподей,
но участвующих прямо в производстве
продукции. :

На`тех заводах, гдв много обслуживаю-
щих и вспомогательных рабочих, там
меньше веего порядка, много праздношата-

Речи печатаются по сокращенной стено-
грамме. 1

ющихся и’ бездельничающих. Конечно, и
вспомогательные рабочие, и служалщие
нужны на наших заводах, они своей ра-
ботой обеспечивают бесперебойность -про-
изводственного процесса, но чем лучше ср-
ганиизовано производство, тем меньше нуж-

но вспомогательного и обблуживающего
персонала,

Мы должны стремиться к Тому, чтобы
дать больше продукции на каждого раб9-
тающего на наших заводах. Опыт пере-
довых заводов показывает, что там, где
директора заводов поняли это, там рост
произвохительности труда идет изо дня в
день в гору. Например, na Московеком
инструментальном заводе’ навели порядок
В этом деле, сократили ‘количество вепо-
могательных рабочих ‘до 46°/o nH значи-
тельно перевыполнили план по произво-

дительности труда. А вот на таких заво-
дах, kak ЗИС, Горьковский автомобильный,
Оталинтрааский тракторный, и на. многих
других директора заводов цепляются за
каждого вспомогательного рабочего и не
выполняют ни плана по производительно-
сти труда, ни плана по выпуску продук-
ЦИИ. peg tated

Сокращение вспомогательных рабочих
по Наркомату среднего машиностроения
только на 159/о (а это уже не так много)
освободит около 25 тыс. рабочих для ис-
пользования их на производительной ра-
боте у станков, ласт только за счет этой
одной меры прирост произвохительности
труда на 6—70/ в 1941 г. по наркома-
ту. Эту работу мы уже начали проводить.
Сокращение излишних  вспомогательтых
рабочих и обслуживающего переонала —
это важнейший резерв дальнейшего роста
произволительности труда и удешевления
продукции,

Далее, во многих случаях существую-
щие у нас на заводах нормы выработки и
оплата труда не только не толкают про-
извохительность трула вперед, но тормо-
зят ее под’ем. Не раз Центральный Ко-
митет партии указывал па то, что тех-

ническое нормирование труда поставлено.

па предприятиях плохо, что существую-
щие па заводах так называемые опыт-
но-статистические нормы. тормозят рост
производительности. В сожалению, надо
прямо сказать, что эти указания нашей
партии выполняются. очень плохо и на
сеголня опытно-статистические нормы. яв-
ляются основными на наших машино-
строительных заводах. Так, по HapKomary
общего машиностроения опытно-статисти-
ческие пормы составляют 62°/o общего
числа норм; по Наркомату среднего ма-
шиностроения-—60%/о. А по отдельным 32-
водам еще хуже: Например, na Москов-
ском тормозном заводе Наркомата средне-
го машиностроения  опытно-статистиче-
ские нормы составляют 98/0 общего чи-
сла действующих На заводе норм. А что
таков опытно-статистические нормы? Это
в подавляющей своей части такие нормы,

которые узаконяют техническую и произ-,

бодственную отсталость многих налгих за-
волов, которые He имеют ничего общего
с паучным подходом к нормировачию тру-
да и K организации производства.

‘Товарищ Сталип еще в 1935 г. на
первом Всесоюзном совещаний стахановцев
говорил: «Без технических норм невоз-
можно плановое хозяйство. Технические
нормы нужны, кроме того, для того, что-
бы отстающие массы подтягивать к пе-
редовым. Технические нормы — это боль-
шая регулирующая сила, организующая
на производство пгирокие массы рабочих
вокруг передовых элементов рабочего
класса».

Это указание
полняется плохо, п поэтому
неудовлетворительное - положение дел с
нормированием труда. Там, где много
опытно-статистических Норм, там рост
производительности труда идет неуховле-
творительно.

Особенно плохо нориируются вепомога-
тельные ‘работы: Здесь, как правило, гпор-
мы устамавливаютея буквально  на-гла-
зок. А каковы эти нормы, можно судить
по тому, что при большом. излишке. вепо-
могательных рабочих на наших заводах
нормы значительно ’перевыполняются по-
чти всеми рабочими. На заводе «Красный
металлист» в_ Ленинграде выработка. норм
во вспомогательных цехах достигает
2060/о, па заводе им. Лепнина в г. Харь-
rose—192°o, no Наркомату среднего ма-
шиностроения ‘в целом’— 1500, no Hap-
комату общего машиностроения — 1629/о.

Очевидно, что такие нормы ие только
устарели, а просто неправильны. Такое
положение с нормированием явно небла-
гополучно и сдерживает дальнейший рост
производительности труда. Задача, очевил-
но, заключается в том, чтобы директора
заводов, начальники цехов и мастера взя-
лись по-серьезному з» внедрение  техни-
ческих норм, а наркоматы по-настоящему
взялись бы за руководство этим делом, а
пе полагались бы на самотек. Неправиль-
ное пормирование труда, особенно вспоно-
гательных ‘рабочих, приводит к вредной
уравниловке в заработной плате. Само со-

‘товарища Сталина вы-
мы имеем

(ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВНАРКОМА СССР)

бой понятно, что при низких нормах и
при значительной переработке их заработ-
ная плата непомерно растет. В результате
на многих заводах малоквалифицирован-
ные рабочие зарабатывают значительно
больше квалифицированных рабочих.

Производительность труда на многих ма-
шиностроительных заводах низка еще и
потому, что нередко на технически ‘пере-
довом производительном оборудовании’ рз-
ботают устарелыми методами и не исполь-
зуют полную производительность оборудо-
вания. Револьверные и многорезцовые
станки часто используются как простые
токарные. Так, налример, на Терхознем
заводе в Москве, на заводе имени Воров-
ского в г. Свердловске при работе на ре-
вольверных станках не используют ре-
вольверных головок и этим уменыпают
производительность этих станков в два—
три раза. На многих машиностроительных:
заводах предпочитают работать на ‘простых
токарных или револьверных станках, в то
время как более производительные полу-
автоматы и автоматы не используются и
простаивают. Таких приморов можно  при-
вести много. Здесь’ я говорю только о TOM
оборудовании, которое уже есть из наших
зазодах, но используется ‘неправильно, и
этим снижается производительность труда.
Применение многих, даже простых техни-
ческих мер резко увеличивает производи-
тельность труда.

0 некоторых из них уже говорил в
своем докладе тов. Вознесенский. Можно
дополнить еще одним примером, уже из
области термической обработки металла.
Применение тазовой цементации вместо
bine существующей в твердых карбюри-
заторах повышает производительность тру-
да в. 2—3 раза, резко уменьшает брак,
улучшает условия труда. Дело это неслож-
ное, недорогое и должно найти широкое
применение на машиностроительных заво-
дах. Вот основные резервы для повышения
производительности труда!

Я здесь не говорю о том, что неуклон-
ное проведение в жизнь Указа Президиу-
ма Верховного Совета об укреплении тру-
довой дисциплины, полная ликвидация
прогулов, уменьшение простоев и других
непроизводительных потерь рабочего вре-
мени должны обеспечить еще более бы-
стрый рост производительности труда.

Следующий вопрос, на котором я хочу

‚остановиться, это вопрос о повой технике.

Неоспоримо, что иашиностроительная про-
мышленность в 1940г. добилась даль-
нейших успехов в деле освоения новых
видов машин. Освоено свыше 150 новых
типов металлорежущих станков, выпущены
десятки новых вполне современных машин
п оборудования для черной металлургии,
новые типы мощных кранов. грузопод’ем-
ностью в 300 и более тонн, выпущены
образцы новых типов” паровозов и прове-
дена большая работа по модернизации су-
ществующих паровозов, выпущены новые
типы быстроходных дизелей и т. д., но все
эти успехи недостаточны для удовлетворе-
ния потребности нашей страны в новых

машинах. Значение новой техники в ра-

боте нащиностроителей трудно переоце-
нить, так как продукция машинострои-
тельной промышленности предопределяет
уровень техники во всех остальных отрас-
лях народного хозяйства. Поэтому  недо-
оценка новой техники вдвойне недопусти-
ма в машиностроении.

‚ Резкая критика, которой подверг тов. Ма-
ленков руководителей предприятий за не-
дооценку значения новой техники, за
технический консерватизм, з& хвостизми по
отношению к новой технике, прежде все-
го относится к нам, иашиностроителям.
Немало директоров  машипостроительных
заводов, исходя из своих удобетв. годами
производят одни и. те же устаревшие иа-
шины, но внося в них никаких улучше-
ний. Вот, например, Харьковский электро-
механический завод Наркомата электропро-
мышленности выпускает масляные

статы конструкции 1907—1909 шт.
вдвое тяжелее, чем современные американ-
ские реостаты. Завод ЗИС нз протяжении
последних четырех лет не внес никаких
улучшений в легковую машину. Таких
примеров можно привести, к сожалению,
много. Создание и освоение новых иашин
в серийном производстве проходит меллен-
но, & новая технология применяется . не-
достаточно.

Поэтому Центральный Ебуитет партии
и Совнарком Союза ССР вынуждены были
принять специальные решения 0 работе
таких отраслей. промышленности, как стан-
костроение, кузнечно-прессовое оборудова-
ние, электроммпиностроение, равно каки
© работе завода ЗИС, В этих решениях
Центральный Комитет партии и Совнар-
ком Союз» ССР подвергли справедливой
критике неудовлетворительное положение
дел с новой техникой в этих отраслях
мапгиностроения и дали развернутую про-
грамиу по усовершенствованию техниви
новых машин. Этими репениями, как’ и
многими другими, Центральный Комитет и
Совнарком Союза ССР показали пример
руководства техникой.

Основной недостаток вашей работы в
вопросах новой техники заключается
именно в отсутствии руководства техни-
кой © стороны наркоматов и главков. Ди-
ректора заводов, зачастую и ве. плохие,
увлеченные количественной стороной. ле-
1a, но добираются до техники, пефедове-
ряя это дело на заводах второстепенным
работникам, а опыт работы - показывает,
что коглз заводским руководителям. лают-
ся конкретные залания по созданию но-
вых машин, то они эти залания, как пра-
вило, выполняют хорошо, Развитие техни-
ки идет в направлении более экономично-
го использования сырья и материалов, со-
вершенствования технологических процес-
сов и снижения затрат трула на еличицу
изделия, следовательно, новую’ технику
надо отражать в соответствующем сниже-
нии себестоимости пролукции, в уменьше-
нии норм  расхола материалов и т. х. Это
понудит руководителей заводов и наркома-
тов быстрее внедрять в произволетвое но-
вейшие технические достижения. Ц, нако-

ОЛЬСКАЯ ПРАВДА

ыы аа ль а

_ _ ХУНЕ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП(б)
т. ВОЗНЕСЕНСКОГО @ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИТОГАХ. 1980 TOMA Ш ПЛАМЕ РАЗВ

нец, нужен и такой путь, как принуди-
тельное запрещение производства ‘устаре-
TEEX THOR Madre, ;

Для болеь успешной работы в области
техники, мне кажется, нало навести по-
рядок и В оргазизации научно-исследова-
тельских работ. Партия и правительство
ежегодно отпускают н» научно-иселедова-
тельскую рабогу значительные средетва.
Так, в 1940 г. на научно-иселехователь-
скую работу было затрачено по бюджет-
ным ассигнованиям свыше полутор» мил-
лиардов рублей. В нашей стране имеется
около 1.700 научно-исследовалельских
учреждений и офгамизаций ‹о 170 тыся-
чами работников. Как вилите, и силь пс-
малые и средства расхолуются большие,
А B TO же время всем известны постоян-
ныю жалобы на то, что результаты науч-
но-исследловательских работ в промышлен-
ность внедряются плохо. Эти жалобы
имеют основания,

Причина заключается в том, что зна-
чительная часть научно-исследовательских
учреждений оторвана от конкретной жизни
промышленности и производства. В то же
время научно-исследовательская работа на
заводах ухудшилась. Заводеким лаборато-
PHAM отпускают для их работы недосталоч-

ХУШ с’езд партии признал работу реч-
ного трапспорта неудовлетворительной п.

дал директиву — ликвидировать OTCTaBa-
ние этой отрасли народного хозяйства,
усилить роль речного транспорта в’ грузо-

обороте страны, особенно в перевозке мас-

совых грузов.

С тех пор прошло 2 года. Что же сде-
чтобы претворить в

лали мы, речники,
жизнь указание партийного с’езда?

Речной транспорт несколько прохвинул-
ся вперед. Однако сделано. еще очень ма-
ло. Нам удалось ликвидировать отстава-
ние в перевозках, которое было в 1938 г.
по сравнению с 1937 г.

За две последних навигации перевозки
возросли на 12,89/о, в том числе: по неф-
ти — на 24,8°/o, по. плотам — на 18,79/0.
Во государственные планы перевозок в
1939 ив 1940 годах не выполнены.

‘Tam, fe наши пароходства и политот-

делы сумели увязать свою практическую

работу с местными партийными организа-

циями, где областные, краевые, республи-

канские партийные организации оказыва-

ли нам повседневную практическую ‘по-
имеет

мощь, — там
сдвиги в работе. _

Но, вк сожалению, для целого ряда об-

речной транспорт

комов и крайкомов партии речной транс-
юрт является пасынком — сторонней op-
ганизацией. Это в первую очередь отно-
сится к печорской и омской органтизалти-

ям, где речной транспорт является основ-
ным видом транспортных средств. Паро-
ходетва и судостроительные верфи этих
районов из года в год не выполняют про-
граммы. и

Также недостаточно занимаются речны
транспортом партийные организации Куй-
бышева и Горького. Волжские пароходства
из года в год топчутся на одном месте.

В неудовлетворительной работе этих
участков в первую очередь повинно ру-
ководство паркомата, но сегодня в свете
доклада тов. Маленкова, мы также вправе
требовать от местных партийных органи-
заций большей помощи речному транс-
порту.

Тов. Молотов на ХУШ с’ездо партии
очень резко и по заслугам критиковал
водников за простои флота. Он` назвал
простои позорным пятном водного транс-
порта и призывал нас смыть это пятно.
Что же сделано нами в осуществление
указаний товарища Молотова?

Бачественные показатели  использова-
ния флота в 1940 г. по сравнению с
1939 г. несколько улучшились. Повыси-
лась производительноеть буксирного фло-
та. По всем пароходствам в целом она
повысилась на - перевозке плотов на

14,5°/0, на сухогрузных перевозках — на

5°/о. Производительность ‘’нефтеналивных
барж увеличилась ua 13,5°/o, cyxorpys-
ных барж — на 7,5°/o. —

Порты и пристани — узкое место реч-
ного транспорта.

Корень наших ‘` недостатков в первую
очередь кроется в работе портов и приста-
ней, в погрузочно-разгрузочных работах.
Наше внимание должно быть сосредоточено
именно в этом направлении.

Особенно безответственно к использова-
нию речных транспортных средств -относят-
ся прежде всего организации Наркомзага.
Они часто превращают наши. суда в пло-
вучие склады, срывают график движения.
Только по одному Нижне-Иртышекому па-
роходству Наркомзаг за прошлую навига-
цию заплатил за простои флота 3.млн. руб.
штрафа, по Верхней Волге — 2.800 тыс.
руб. Перегрузка на причалах клиентуры
производится примитивными средствами. В
то же время хлебные элеваторы в Рыбин-
ске, Кстове и Барнауле не приспособлены
к приемке хлеба с воды.

Возьхех такой пример. В навигацию
1940 г. у причала завода «Красный Ок-
тябрь» в Сталинграде баржа емкостью в
2 тыс. тонн простояла 30 суток. `Грузо-
пох’емность этой баржи -— полтору желез-
нохорожных состава. Возникает вопрос, как
реагировали. бы в Сталинграде, если бы на
этом же заводе на 30 суток задержали не
баржу, а полтора» железнодорожных соста-
ва? Во-первых, пи один клиент этого не
посмел бы сделать, а если бы они допу-
стил такое безобразие, то ему, очевилно,
не поздоровилось ‘бы. А мы до сих пор ми-
римся с тем, что. наша клиентура превра-
щает баржевый флот’в. складские помеще-
ния, а шкиперов — в сторожей этих скла-
д0в-барж.

Наркомлес с весны, как правило, ne
пред’являет к перевозке достаточного коли-
чества лесных грузов, в особенности пло-
тов. Самый многоводный период, когда
производительность флота в 3—4 раза
больше, чем осенью, не используется. Лес
во-время не поступает потребителю. Пред’-
явление. к перевозке лесных грузов в пло-

ные средства. Например, из 1.731 млн.
рублей, затраченных в  1939 г. на науч-
но-исследовательские работы, израсходова-
HO по, всем союзным промышленным нар-
коматам только 431 млн. рублей, или
25°/o, Наркомтяжмашу В 1940 т. было
ассигновано на научно-исследовательскую
работу 27 млн. рублей, из них на завод-

ские лаборатории только 7 млн. рублей,

т. е. 26/0. В паучно-исследовательских
институтах Наркомтяжмаша, работает 1.900
человек, & в 220 заводских лабораториях —
всего 787 человек. В то же время опыт
технически передовых заводов показывает,
что там, где имеются хорошие лаборатория
и хорошие научно-исследовательские кадры
инженеров и техников, —там и техника
двигается вперёд. Например, Ленинградский
завод «Светлана» имеет хорошую лабора-
торию с хорошими кадрами заводских на-
учных работников, и этот. завох все время
двигает технику. вперед. То же самое мож-
но сказать про Кировский завод, особенно
0 его металлургическом производстве. Опыт
такой технически передовой страны, как
США, пюказывает, что 709/0 всех средств,
затрачиваемых на научно-исследователь-
скую работу, расходуются заводскими ла-
бораториями. р
т. ШАШК
(НАРКОМ РЕЧНОГО ФЛОТА СССР).
тах перед заморозками приводит чаще все-
го в тому, что плоты приходится зимой
выкалывать и30 льда. Пора покончить ©
такой антигосударственной практикой.

хранению грузов,
клиентами ложатся на речные порты.

заллимались регулированием
железными дорогами и речными пароход-

острых вопросов, как правило, уходили.

жайшие годы.

ланной в минувшую навигацию.

Ocohoro внимания заслуживает отно-
шение железных дорог ко пароходетвам
и портам. Все невзгоды по перевозкам и
ответственность перед

Партийные ‘организации на местах не
между

ствами, & тако между железнодорожными
станциями и  речпыми ‘портами, ‘& от

Остановлюсь на некоторых путях даль-
нейшего развития ‘речного транспорта в
свете перспектив речных перевозок нз бли-

Правительство утвердило план речных
перевозок на 1941 г. с резким повышением   самоходного флота имеет возраст, прибли-
продукции флота против фактически сде-

Особенности перевозок этого года заклю-
чаются прежде всего’ в большом увели-

ИТАН ЦАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА С6СР НА 1981 ГОД

Надо покончить с разбухшей сетью на-
учно-исследовательских институтов и учре-
ждений, ликвидировать маломощные, не-
жизненные научно-исследовательские учре-
ждения и усилить роль и значение завод-
ских лабораторий. Это поможет заводским
работникам успешнее работать над усовер-
шенствованием техники, над освоением
производства новых машин и улучшением
существующих.

Товарищи, решения ХУШ партийной
конференции дают хозяйственным ‘и пар-
тийным руководителям ясную ‘к четкую
программу работы.

Центральный Комитет партни © боль-
шевистской прямотой вскрыл недостатки В
нашей работе и указал пути их исправле-
НИЯ.
Наша задача заключается сейчас в том,
чтобы в короткие сроки и хорошо выпод-
нить решения конференции и обеспечить
безусловное выполнение плана 1941 года.

Повседневное руководство и забота на-
шего Центрального Комитета партии и
товарища Сталина о работе промылиленно-
сти и транспорта дают нам, работникам
промышленности и транспорта, уверенность
B TOM, что мы с этой задачей успешно
справимся. (Аплодисменты). °

OBA

Бед» Наркомречфлота, в том, что он еще
слабо, бесоистемо обобщает  многообраз-
ный опыт отдельных пароходств и во де-
лает его основой технической политики.

В области пристанского хозяйства внут-
ренние резервы мощностей кроются в He-
доиспользовании прежде всего перегру-
зочных машин. Чтобы повысить время
действия мехамизуов, надо маневрировать
ими, перебрасывать их с одного’ участка
на другой, в зависимости от изменения
грузопотока. Для того, чтобы повысить
использование мощностей, следует боротьсл
за законченный цикл механизации, за ме-
ханическов передвижение грузов из трюма
баржи до склада или вагона и обратно.

Количество аварий продолжает оставать-
ся большим. Свыше 70/0 всех аварий
произошло в результате несоблюдения пра-
вил плавания, правил. технической экс-
плоатации, & также в результате наруше-
ния трудовой дисциплины. Отсюда вывод:
мы плохо боремся за укрепление трудовой
дисциплины, не повышаем. в должной ме-
ре квалификацию кадров, недостаточно ра-
ботаем с вими.

Перейду к технической политике в об-
ласти: восстановления имеющегося и строи-
тельства нового флота. нужно резко
изменить методы ремонта флота. Надо рас-
ширить текущий ремонт силами команд и в
зимнее, и в навигационное время, чтобы
максимально высвободить мощности наших
промышленных предприятий для капиталь-
но-восстановительного ‘ремонта и строи-
тельства нового флота.

До сего времени мы флот получали от
промышленности. На сегодня. задача со-
стоит в том, чтобы предприятия Нарком-
речфлота научились быстро и  высокока-
чественно строить флот своими силами:

Для того, чтобы обеспечить выполнение
исключительно больших задач, стоящих
перед речным транспортом; нужно реши-
тельное пополнение речного флота.

Значительная часть самоходного и пе-

жающийся к амортизационным срокам.
Это обязывает работников речного тран-
спорта усилить внимание к приведению
всего этого флота в надлежащее техниче-
ское состояние.

чении удельного веса ‘химических грузов,
леса, строительных материалов, нефти,
хлеба ‚и металла. _

Оообентюстью налпего плана 1941 года
является ‘увеличение на 30°/о общего
0б’ема перевозок сухогрузов. Это означает,

Партия и лично товарищ Сталин неод-
нократно подчеркивали отромную важность
для командных кадров упорного овладения
экономическими знаниями, знаниями зако-
нов развития хозяйства, тенденцией его
роста, т. е. приобрести одно. из важней-

портов и пристаней.

конструкция и строительство нового фло-
та для этих путей, а также строительство
промышленной базы для выпуска флота
должны быть осуществлены силами Нар-
комречфлота. 0б’ем капитальных вложений
только по этим работам равен капиталь-
пым вложениям пяти предыдущих лет. Это
изменяет производственное лицо нашего
наркомата и требует от нас более смелого
овладения новой техникой, повышения
культуры промышленного производства,
Здесь нам нужна большая помощь местных
партийных организаций, ©

План 1941 г: вполне реален, Но этот
план требует решительного изменения ме-
тодов руководства и соответствующей пе-
рестройки работы. Техническую политику
на речном транспорте надо направить
прежде всего на использование внутрен+
них резервов, имеющихся во флоте и в
портовом хозяйстве. 0 наших внутренпих
резервах очень ярко говорит пример паро-
хода «Павлин Виноградов» на Северной
Двине. Этот пароход доставил в Apxan-
гельский порт плот об’емом в 70 тыс,
кубометров, что равно 60 железнодорож-
ным сеставам, и выполнил план на, 3729/о.

В Северо-Западном пароходстве сумели
внедрить так называемые дроссельные
шайбы, позволяющие производить. продув-
ку котлов под рабочим давлением. Это ме-
роприятие и применение антинакипных
средств дало очень большой эффект, дало
возможность в три-—четыро разх увели-
чить эксплоатацию котлов без промывки.
Црименение высокоэффективной изоляции
в ряде пароходетв дает возможность эко-
номить до 650/о дорогостоящего топлива.

Немало мощностей флота пропадает зря
в ‘результате частых остановок для пере-
чалок, в ожидании, когда проходящий
транзитный воз снабдят топливом и мате-
риалами, а команду—продовольствием и
заработной платой. Борьба за безостановоч-
ное движение судов должна стать веду-
щим лозунгом дня.

что должна быть резко’ улучшена работа

1941 г. будет годом огромных работ по
подготовке кв дальнейшему увеличению
речных перевозок в нашей стране. Мы
должны реконструировать . Волго-Балтий-
ский и Северо-Двинский водные пути. Ре-

ших большевистских качеств— предвидеть,
заглядывать вперед. В системе нашего
наркомата с экономической  грамотностью
руководящих кадров обстоит очень . небла-
гополучно. а

Неудовлетворительная работа © кадрами,
недостаточная экономическая грамотность
командиров имеет своим результатом такие
явления, как несовершенство нашего пла-
нирования, грубейшие ошибки в коммерче-
ской и финансовой работе, незнание по-
требностей хозяйств» ряда важнейших
районов, топтание на позициях старой тех-
ники. Общий результат всего этого — 1о-
роговизна перевозок, убыточность рёботы
речного транспорта.

Товарищи! Все перечисленные вопросы
в первую очерель требуют четкой, оперзтие -
ной работы Наркомата речного флота в це-
лом, его руководства и линейных органов.

Речной трапепорт, несомненно, _ снимет
позорное пятно отставания, но мы просим
большей помощи местных партийных орга.
‘низаций. Нужна  повседневизя помощь,
проверка, & иногда и моральная поддержка
речникам на местах.

Резкая критика работы речного флота
тов. Маленковым вдвойне справедлив» по-
тому, что в Наркомречфлоте еще много ве-
ры в бумагу вместо живого, конкретного
руководства местами. Нет настоящего кон-
троля и проверки исполнения.

Залачи наши гранхиозны, но они внол-
не выполнимы. Для этого мы обязаны из
резкой, но справедливой критики сделать
большевистекие выводы и наметить прак-
тические пути устранения недостатков.

Товарищи! Решения XVII партийной
конференции явятся залогом дальнейших
успехов нашей. родины. Мы, работники реч-
ного Флота, приложим все усилия к тому,
чтобы оправдать великое доверие, котороо
нам оказывают налю Советское Правитель-’
ство и наша Всесоюзная Коммунистическа
партия.

Решения ХУШ партийной конференции
послужат новым величайшим рычагом в
решении основной экономической задачи,
поставленной ‚товарищем Сталиным, — до-
гнать и перегнать передовые капиталисти-
ческие страны в ближайшие 10—15 дет
также и в экономическом отношении.

Порукой этому является то, что наци
руководит вдохновитель наших побед,
вождь, учитель, Tenn человечества —

великий Сталин. (Аплодисменты),