ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

ОКОНЧАНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ СВОДКИ ЗА 2 АВГУСТА

прижаты к реке и под сильным огнём пар-
тизан пустились вплавь. Много немцев
утонуло, не достигнув другого берега. На

5 орудий и до 80 автомашин противника.
Подавлен огонь большого числа вражеских
артиллерийских и миномётных батарей.

За все злодеяния немцев-—огонь по немщам

DUM BADE

B десяти воздушных боях наши  абт-

берегу реки осталось 80 вражеских тру-

Mocnennmme

чики сбили 19 немецких самолётов. пов. Захвачены” трофеи и пленньыю. Пар-
$ Ах тизаны другого ленинградокого отряда в
  Летчики Краснознамёниого Балтийского   почь на 25 июля взорвали железнодюрож-
флота атаковали в Финском заливе кара- пый мост и пустили под откос поезд про-
ван вражеских судов. Самолбтами-ториедо-   тивника. Уничтожены 5 вагонов с солда-
носцами потоплены два транспорта общим   тами и 8 платформ © танками и автома-
водоизмещением в 11 тысяч тонн и сторо-   пьинами.
жевой катер противника.
Наша авлация потопила в Чёрном море
транспорт и два сторожевых катера про-
тивника.

**
Немецко-фашистские мерзавцы истязают
п убивают пленных советских бойцов.
Красноармеец Юдин, находившийся на од-
ном из участков Белгородского направле-
ния, рассказал: «15 июля я был ранен в
ногу, потерял сознание и попал в плен,
Вместе со мной были ещё три тяжело pa-
пеных красноармейца, № нам подошли три
немецких офицера. Один из них сказал по-
русски: «Ползи, ползи к своим». Мы по-
ползли. Гитлеровцы отошли, а затем нача-
во. Наши разведчики истребили свыше 40 ли стрелять. Одна пуля попала мне в ле-
немцев и взорвали несколько вражеских вую лопатку. Я понял, что, если ползти
J30TOB, дальше, галы добъют меня, и притворился
ме убртвым. Находившийся еправа от меня
Партизанский отряд, действующий в од- раненый застонал, Прогремелю ещё не-
пох из районов Ленинградской области,   сколько выстрелов, и ©н был убит. Веко-
успешно провёл бой с крупной каратель- ре наши ‘части отбросили немцев и спасли
ной экспедицией немцев. Советские па- меня. Заживут мои раны, я опять пойду
триоты в течение дня отбили несколько на фронт и буду беспощадно метить фаши-
атак противника, а затем перешли в ре- стеким палачам, пока в труди бьётся серд-
шитольную контратаку. Гитлеровцы были це и в жилах течет кровь>.
——$———————_————

Молодежь изучает книгу товарища Сталина =
«0 великой Отечественной войне Советекого Союза»

x & &

На Карельском фронте разведчики, под
командованием старшего сержанта Заозер-
ного, совершили налёт на вражеские тран-
шеи. Появление красноармейцев в распо-
ложении противника было столь неожи-
данным, что гитлеровцы, не оказав серь-
ёзного сопротивления, обратились в бегет-

Бывший слесарь ленинградского завода
«Красногвардеец», ныне гвардии стар-
ший техник-лейтенант, воспитанник Ле-
нинско-Сталинского комсомола А. И,

Полюткин с начала Отечественной
войны мужественно сражается на под-
ступах к городу Ленина.

Душная июльская ночь. Темнота, пол-
пая испарений от мокрой земли, раскалён-
ной днём и залитой к вечеру тёплым лив-
нем, Шли по дорогам певидимые в темноте
люди, упрямые русские солдаты, и грязь
чавкала под их ногами.

“Шли к фронту колонны пехотипцев.
Бряцало в темноте оружие. Тяжёлые кос-
матые тучи вибели над головой, и моло
дая багровая луна, появляясь в редких
просветах, разливала свет, похожий на да-
лбкоо пожарище.

Группа солдат остановилась на ночлег
в подвале разрушенной сельской школы,
ЭЗлесь было прохладно, стоял запах мокрой
земли, тускло мерцала коптилка, па це-
‘ментированных ‘стенах выступали тёмные
пятна сырости. В углу из груды кирпи-
чей торчало дул
убта. В этом случайном пристанище царил
неуловимый дух войны.

Tlox ступенями лестницы, пехотинцы на-
шли заржавленный патефон, видимю, спря-
танный хозяевами от немцев, и несколько
пластинок. Ожила  бесемертная мелодия
Чайковского, утаённая от врага, и не могли

щий свет переливалея на пластинке. Люди
тесным кружком собрались у’ коптилки, и
пламя освещало их небритые ‘лица, чёрные
от копоти и грязи, усталые, с глазами,
воспалёнными от бессонницы, но внима-
тельными и жадными.   Проснулиеь и те,
кто забылся тяжёлым сеном на груде со-

исковерканного пуле-

еб заглушить залпы артиллерии, Мерцаю-  .

>”
От военного корреспондента
«Комсомольской правды»

>

¢

го. И нельзя было их узнать в упрямо
идущих вперёд, злых солдатах, порой нас-
мешливых, норой бледных от яроёти, силь-
ных евоей ненавистью и сотнями атак, пе-
режитых до полей Орловщины. Но самое за-
мечательное было в умении каждого ко-
мандира видеть свою боевую задачу в’ 0б-
щей цели наступления, как бы ни значи-
тельна была задача взвода, роты. Каким
бы тяжёлым ни был бой, солдаты сзани-
мали тот рубеж, который им приказали за-
HATH.

Наблюдательный пункт полка находился
& высоком холме, Перед ним подле, хутор,
неглубокая речка —— маленький пятачок
земли, с которого нужно выгнать немца,
На хуторе, во ржи, в прибрежных ку-
стах = враг. Изредка  поблескивал na
солнце отполированный временем ствол
немецкого автомата,

Бойцы вплотную придвинулись к берегу
реки и ждали сигнала атаки.

Взвод автоматчиков пою высокой траве
незаметно спуетилея с высоты, там, Tye
река особенно тусто’ заросла ивняком, пе-
решёл на тот берег и исчез во ржи. Толь-
KO едва заметное колыхание колосьев ука-
зывало путь бойцов.

Енига товарища Сталина «0 великой
Отечественной войне Советского Союза»—
настольная книга каждого комсомольца.
Когда читаешь выступления и приказы
пашего любимого вождя и учителя, ста-
новитея ещё яснее и проиденный путь,
войны и её дальнейший ход.

Книга товарища Сталина — незамени-
мое пособие Bo всей нашей работе по
воспитанию молодёжи. Она учит Hac му-
жеству, стойкости, непоколебимой вере в
победу над заклятым врагом, воспитывает!
  у советских людей горячую любовь к
’ своей Родине и неукротимую ненависть К

захватчикам. :

Как только вышла в свет эта книга, мы!
сразу же организовали глубокое изучение
её. Для секретарей комитетов и первич-
ных организаций при райкоме создан се-
минар. После самостоятельной работы над
книгой мы раз в декаду собираемся и
с помощью руководителя семинара тов.
Шишук проводим обстоятельное собеседо-
вание. В живом обмене мнениями выяс-
няем все вопросы, которые возникают при!
изучении книги.

Для менее подготовленных  комсомоль”
цев организуем кружки. Ещб в марте co-
здано 9 таких кружков, а сейчас HX)
значительно больше. Руководят кружками,
комсомольские активисты и партийные
пропагандисты; занятия бывают, как пра-
вило, раз в декаду, а на некоторых пред-
приятиях — раз в неделю:

С первых же дней мы установили не-
ослабный контроль за работой каждого

ВОСПИТАНИЕ

кружка. Работники райкома и наши вне-
штатные инструктора беседуют с пропа-
тандистами, слушателями, посещают заня“
THA кружков. ь

Проверка показала, что не все пропа-
тандисты имеют достаточные методические
навыки. По нашей просьбе райком пар-
тии провёл совещание пропагандистов и
заместителей секретарей комитетов комсо-
мола. Заведующая отделом пропаганды
и атитации тов. Осетрова рассказала прот
патандистам, как нужно планировать, го-
товить и проводить занятие в кружке.

(Сейчас у нас создан постоянный семи-
нар для пропагандистов. Установлено та-
ков правило, что руководитель, не 10се-

тивший семинара или консультации, не
к проведению занятия по

допускается
этой теме.

Занятия в кружках стали значительно
интереснее. Поднялась активность слуша-
телей, Содержательнее стали их выступ-
ления. Так, в кружке пропатандиета тов.
Матидова на занятии, посвящённом докла-
ду товарища Оталина о 24-Й годовщине
Великой Октябрьской социалистической
революции, из 11 человек выступило 5.

Кроме семинара и кружков, мы намети-
ли провести серию лекций и бесед по
отдельным вопросам книги «OQ великой
Отечественной войне Советского Союза».
В подборе лекторов нам помогает райком

партии.

Н. ОРЛОВ,
секретарь Василеостровского
райкома ВЛКСМ.

Ленинград.

/

MOJIO HEX U—

ПЕРВЕЙШАЯ ОБЯЗАННОСТЬ КОМСОМОЛА

Пленум Тульского обкома ВЛКСМ

Очередной пленум Тульского обкома

ВЛЕСМ обсудил два вопроса: о воспита-

тельной работе средн молодёжи и о борь-

1 бес детской беспризорностью и безнадзор-

ностью. С докладом по первому вопросу

выступил секретарь обкома комсомола т,
Ларионов.

За время войны в промышленность
Тульской области пришло много молодёжи.
Комсомольские организации проделали
большую работу по обучению молодых ра-
бочих. Юноши и девушки настойчиво осва-
ивают специальности. Многие уже стали
мастерами своего дела, завоевали ‘уваже-
ние товарищей. Сотни ‘молодых рабочих
вступили в члены Ленинско-Сталинского’
комсомола. ;

Однако воспитанием молодёжи и культур-
  ным ее развитием комсомольские органи-
  зации занимаются плохо. Докладчик и вы-
  ступившие в прениях — секретарь Ефре-

мовского райкома ВЛЕСМ т. Кондакова, се-

кретарь комитета комсомола шахты № 18

треста «Щекинуголь» т. Лившиц, секре-

тарь Щекинского горкома ВАКСМ т. Вит-
   YR и другие—говорили 0 серьёзных не-
  достатках и упущениях в воспитательной

танизации не прививают юношам и девуш-
кам любви к книге, не советуют, что чи-
тать.

Молодёжь любит повеселиться. Стоило

Щёкинскому. горкому ВЛЕСМ организовать
смотр художественной

самодеятельности
молодых шахтёров, как больше трёхсот че-
ловек вступило в кружки. Нашлось много
талантливых танпоров, певцов. В клубе
паступило оживление. Теперь он стал цен-
тром отдыха молодёжи.

Лленум наметил меры по усилению вос-
питательной работы среди молодёжи.

С докладом по второму вопросу выету-
пила секретарь обкома комсомола по шко-
лам тов. Лазарева. о“

После изгнания гитлеровцев комсомоль-
цы области восстановили много детеких
учреждений. Сотни ребят, оставитихея без
родителей, были устроены в детдома, отда-
ны на патронирование и плод опеку. В Одо-
евском детском доме директор-комсомолка

Поликарпова создайа для детей хорошие
условия. Хорошо живут ребята и в Желы-
бинском детском доме. 70 матерей города

Тулы взяли сирот в свои семьи.

Но некоторые районные комитеты ком-

Он в совершенстве освоил мастерство
вождения танка, участвовал в 60 тан-
ковых атаках. Благодаря искусному
вождению танка экипаж не имел по-
терь. На счету экипажа уничтоженных
фашистских танков —5, орудий разных
размеров — 46, миномётных батарей—3,
дотов. и дзотов — 26, землянок и блин-
дажей —31; истреблено немецких сол-
дат и офицеров более 600, взято в плен
65 фашистов.

Искусный водитель танка старший
техник-лейтенант ПОЛЮТКИН награж-
ден орденом Красного Знамени, два-
жды — орденом Красной Звезды, ме-
далью «За’отвагу» и медалью «За обо.
рону Ленинграда».

Фото специального корреспондента
«Комсомольской правды» Б. КУДОЯРОВА,

На горящем самолете

ОРЛОВСКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ, 2 авгу-
ста. (Спецкорр. ТАСС). Самолёт, который
вел летчик Мордашев, подходил уже к.
цели, когда загорелась передняя часть мо-
тора. Пламя с каждой секундой paspacta-
лось и грозило охватить весь самолёт. Об-
становка вынуждала прекратить  дальней-
щий полёт. Но как произвести посадку с
бомбами на незнакомой местности? Штур-
ман Николай Куцын установил, что само-
лет находится над нашим передним краем.
Подходящей площадки для посадки не
оказалось. Вся местность была изрыта
окопами, траншеями и воронками. С обеих
сторон ила интенсивная перестрелка,

Оценив обстановку, Мордашев и Куцын
решили продолжать полёт на горящем са-
молете и выполнить боевое задание. Пере-
летев линию фронта, они сбросили свой
бомбовый груз на вражеские позиции. На
земле вспыхнуло пламя, затем  послыша-
лись’ взрывы. Бомбы легли точно. Морда-
шев развернул самолёт на 180 градусов и
повел его в расположение наших войск.
Чтобы посадить горящую машину, Морда-
Wes лавировал между окопами, траншеями
и телефонными столбами. Самолет бежал то
прямо, то уклонялся, пока наконец не стал.
Быстро выпрыгнув из кабины, экипаж лик-
видировал пожар.

НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ БОИ
ГВАРДЕЙЦЕВ-КАВАЛЕРИСТОВ

СЕВЕРНЕЕ ОРЛА, 2 августа. (Спец.
корр. ТАСС). В течение суток с успехом
отбивали непрерывные контратаки гитле-
ровцев и с боями продвигались вперед
гвардейцы-кавалеристы. Противник cocpe-
доточил против одного наШего кавалерий-
ского подразделения до двух батальонов
пехоты и 20 танков. С воздуха кавалери-
стов атаковали фашистские бомбардиров-
щики. Наше подразделение продвинулось
вперед и выбило противника из нескольких
населенных пунктов.

Исполнилось три года с того. дня, как
  Сессия Верховного Совета Союза ССР, в
соответствии < желанием и волей веего мол-

зовании Молдавской ° Советской Социали-

В семье брат

давского народа, приняла закон 06 обра-.

ломы. Олни подошли к столу, ‘другие ‘оста-
лись лежать в полумраке © широко рас-
крытыми глазами, стараясь HO пропустить
пи олного звука, думая © своём, дале-
ком, любимом. ‘ »

` — Хорошая музыка, —= сказал сер-
жант, молчаливый, скупой на слова, спо-
койный сибиряк. i

Да, — нехотя ответили ему.

Но, видно, болела солдатская душа от
невысказанной печали. Сержант достал ли-
сток бумаги, бережно его расправил a
столе под коптилкой...

— Друг мой погиб сегодня. Большой
души был человек. Он мне земляк — учи-
тель из города Ачинска. Идём сегодня по
ржи, немцы стрельбу открыли, Он упал; а
я цел осталея. Потащил я ето назал. До+
ставил к врачу, а он уж не дышит. Боль-
шой души был человек. Врелко верил в
победу. Письмо он сыну писал, да не ус-
пел кончить. Я вот и думаю; допишу зав-
тра... притиеку сделаю от нашей части.

«Мой дорогой мальчик, — писал учи-
тель Максим Осипович. — Мы победим,
в этом я крепко уверен. Идём в наступле-
nue, Настроение ` хорошее. Если что co
мной случится, — я не верю в это и не
думаю 06 этом, — ну, если вв же не
придётся тебя увидеть, знай, что я много
п хорошо думал о тебе и твоей матери.
Я убил уже двух немцев, но этого мало.
Чувствую себя хорошо. Как твой огород?
Смотри, чтобы хорошо рос табак, — я
люблю крепкую махорку...»

На рассвете люди ушли в бой. Опустел
полвал -—— случайное солдатекое приста-
нище. Человек, у которого два года нет
лома, с благодарностью покидает угол,
приютивший его на ночь. Мосле дождли-
вой ночи вставал яркий, солнечный день.
Овраги, низины, где ожили высохиие бы-
ло ручьи, окутались густым молочным ту-
маном. С холмов открываловь небо — го-
лубов-голубое, с прозрачными, чуть вихны-
ми облаками. Разторалея затихиий ночью
бой. Вновь вставали дымные столбы раз-
рывов на. горизонте.

Поля Орловщины — это  яркозелёные
кусочки заливных лугов, золотистые пятна
спеющей пшеницы, пустыри выторевшей,
засохшей травы, иссечённые чёрными ни-
точками дорог, деревушки, вытянувшиеся
вдоль речушек, аккуратные кирпичные до-
мики, белые мазанки. Так они вытлялят в
минуту затишья. Но сейчас шёл бой, и над
полями повиели облака дыма, горели хаты,
снаряды рвались среди высокой пшеницы
и в вишибвых садах.

В атаку шли, люди, которые ночью ©
затавнным дыханием слушали Чайковеко-

Прошло полчаса. Атака началась. Олно-
временно с двух направлений, с тыла,
подняли стрельбу автбматчики. В лоб бро-
силась пехота, обтекая хутор © флангов.
Но немцы здесь прочно укрепились, и
атака не удавалась. Бойцы залегли. Нем-
цы бешено били из миномётов по реке.
Отойти — означало прдетавить пехоту под
пинжальный пулемётный огонь и, может
быть, даже потерять взвод автоматчиков.
Командир вызвал по радио соседнее танко-
Boe подразделение. Прошлю несколько ми-
пут, и мы увидели два лёгких танка, спу-
скавптихея с холма” Ещё па высоте они
открыли огонь. И только у речки, где тан-
ки медленно переопюлзали жидкую грязь
русла, на минуту замолчали пулемёты.
Танки ворвались на хутор. Поднялись в
атаку пехотинцы. И скоро. по дороге в тыл

ту немцев. ‘\

зрелыми командирами.

считается искусством итти тодько по пя-

ет окружения, уничтожения врага,
линию фронта кусками, оставляй неизле-

кой армии.

== SS

ЗЕНИТЧИКИ ПЕРЕДНЕГО КРАЯ

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 2 asny-
ста. (Спец. корр. ТАСС). Зенитчики
переднего края зорко несут боевую
вахту, охраняя наши рубежи от на-
падения противника с воздуха. Над
позицияма Н-ской части появился
бомбардировщик «Хейнкель-111».
Лишь только он развернулся для
бомбометания, батареи под командо-
ванием Князева открыли огонь. Один
из снарядов угодил в бомбовый люк.
«Хейнкель» взорвался. В этот же
день «Фокке-Вульф-190» сбил пуле-
метный расчет сержанта Уткина.

Зенитчики цереднего края умело
взаимодействуют ‘с нашими штурмовн-
ками, прикрывая их отход с поля
боя. На аэродром возвращалась груп-
па самолетов «Ильюшин-2». Один са-
молет отстал. Внезапно из-за облаков
Ha него напал вражеский истреби-
тель. Он уже зашел в хвост штур-
мовику м был готов нанести ему
удар, но орудие сержанта Степанен-
ко открыло отсечный огонь, и враже-
ский самолет был подожжен.

% % т
Трехлетие образования Молдавской CCR,
* * x

брели пленные. Наши бойцы не только
взяли хутор, но и уничтожили целую ро-

Два года войны для бойца—это целая
жизнь. Безусые юнцы стали за это время

Теперь, когда армия стала зрелой, не

там противника. Зрелое мастерство требу-
Рви

чимые, раны на теле emé сильной пемец-

стической Республики. -

“остановиться на месте, лицом к началь-

Свыше полумиллиона детей стало обучать-

сомола и органы народного образования в
последнее время ослабили внимание к де-
тов. Карташева, где секретарём комитета тям и детским учреждениям. Много беспо-
РАКОМ тов. Вашкина, совсем не бывает! РЯдков, в Лаптевском и Черепецком дет-
докладов, лекций, бесед на молодёжные те-  СКИХ домах. В Детчинском доме ребята ну-
мы. Молодых рабочих здесь плохо воспи-  Даются в обуви.. Здесь неблагоустроенное
тывают: если люди нарушают дисциили- Помещение, есть злоупотребления в снаб-
ну, не выполняют норм, им никто не об’-  жении детеи продуктами.
  ясняет, какой ущерб они наносят этим 0б- В прошедшем учебном году некоторая
щему делу борьбы с врагом, часть детей. бросила школу. Райкомы
Лучше обстоит дело на шахте № 18 ВЛИСМ) и районо своевременно не поинте-
треста «Щекинуголь». Здесь умело нала- Лесовались причинами отсева. В результа-
жена . политическая учёбь молодёжи. Соз-  Те десятки ребят—среди них много детей
даны кружки. Ими руководят секретарь фронтовиков — остались вне школы.
комитета ВЛКСМ шахты т. Лившиц, чле-  Большую роль в борьбе с детской без-
ны комитета тт. Аеламов и Русанов. За-  Надзорностью играет умелая организация
лтия проходят интересно. Молодые шах- летнего отдыха. 1.100 детей Калуги жи-
теры аккуратно их посещают. Одновремен-   ВУТ сеичас в лагерях или проводят время
но с изучением важнейших документов На детских площадках. 100 детей фронто-
(Мечественной войны устраиваются увле- BUKOB проводят лето в санатории в Тарусе.
кательные беседы на различные темы: Но многие ребята оказались предостав-
так, например, недавно были проведены Лейнымиссамим себе. Из 12-Й школы При-
беседы о комсомольском билете, о жиз- ВОКзального района на сельскохозяйствен
ни и творчестве Максима Горького. Прово-   ИЫ@ работы выехала только половина де-
дятся также беседы на производственные   LO ИЗ 1-й школы Зареченского района—
темы. На занятиях члены кружков nooue-  (0 Человек вместо 170. Как проводят свой
редно выступают се краткими отдых остальные дети, с кем они дру:

работе.
На заводах, где комсоргом ЦЕ ВЛВСМ,

На территории новой союзной респуб-
лики воссоединились кровные братья —
жители Молдавской Автономной Советской
Социалистической Республики и молдаване,
проживавшие на территории Бессарабии,
22 года находившейся под сапогом ру-
мынских бояр.

С того дня перед молдавским народом,
перед молодёжью Молдавии открылся путь
к новой, радостной жизни. Можно было
свободно дышать. свободно жить и тру-
диться на своей родной земле.

Были изгнаны прочь румынские захват-
чики, а вместе с ними убралиеь во-своя-
си и немецкие бароны — многочислен-
ные владельцы виноградников, магазинов,
безжалостно выжимавшие кровь и пот из
трудящихся Молдавии.

Народы Молдавии етиё со времен первой
оккупации— 1918 года—питали жгучую
ненавиеть ко всяким фон Герсдорфам и
прочим немецким интервентам, способет-
вовавшим насильственному  отторжению
Бессарабии от Советской России.

‘Во время 22-летнего господства румыв
цветущая Бессарабия была превращена в
кладбище. Пришли в упадок сельское хо-

`ству, и быстро, геройски, с улыбкой на

лице, спять шапку до самой земли. Для

обучения населения. этому и точного
приведения в исполнение приказа моя
фуражка коменданта будет ‘в ‘час дня
прогуливаема на палке по улице и все
обязаны будут её привететвовать.

Комендант гарнизона местечка Единец,
капитан Димитриу».

Не молчали, не сносили обид молодые
молдаване. Они мотили. То тут, то. там
падал полицейский, сражённый рукой-на-
родного мстителя. Под. знамёнами народ-
ных восстаний становились тысячи Kpe-
стьян. И тихие курганы на берегах Прута,
Днестра и Дуная до сих пор хранят па-
мять о тысячах молдавских повстанцев,
расстрелянных и замученных румынскими
палачами. } ,

28 июня 1940 года Красная Армия осво-
бодила Бессарабию.

Всего лишь один тод просуществовала
Советская `Молдавия в мирных условиях.
Но какой бурной, творческой ‘деятельно-
‘стью был заполнен этот год созидательной
работы!

ся в-школах. В Бессарабии до советской
власти было всего 6 гимназий. В Совет-
ской Молдавии начали работать 91 пол-
ная, 327 неполных средних школ и сотни
начальных школ. При власти румынских
бояр в Бессарабии не быдо ни одного выс-
шего учебного заведения. В Советской
Молдавии начали работать 2 недагогиче-
ских института, 2 сельхозинститута, кон-
сервалория, #десь обучались 5 тысяч сту-
лентов.

По существовавшим в Румынии зако-
нам, молодёжь до 22 лет была вовсе ли-
шена политических прав, не могла изби-
рать и быть иэбранной. В Советской Мол-
давии среди избранных в Верховный Со-
вет республики свыше 30 проц. составля-
ла молодёжь. Молодые молдаване принима-
ли самое активное учаетие з строитель-
стве своей республики.

В республике была развернута широкая
сеть клубов, начали работать молдаван-
ские театры, выходили книги, газеты п
журналы на родном языке.

Котда подлый враг вероломно напал. на

Сталинская Конституция дала народу

нашу страну, молодёжь Молдавии грудью

обзорами! ‘ ‘
международных событий за неделю. Это! АТ -— Никто Ни в райкомах BARCM, ни

. приучило молодёжь ежедневно читать га-
 зеты, внимательно следить за событиями.
  Бодьшинство комсомольцев, занимающихся
  в кружках, стало агитаторами.

{ного говорили на пленуме о досуге мо-
{  подбжи.
  Нечем занять часы отдыха девушкам
завода, где секретарём комитета ВЛЕСМ
тов. Кузовлева. В общежитие к ним никто
не приходит, книг там нет.

} В библиотеке города Тулы, в читальне
  бывает мало молодёжи. Комсомольекие ор-

в районо не знает.

Пленум всесторонне обсудил

организаций улучшения
комнат,
ганизации форпостов.

В работе пленума приняли участие се-
кретарь обкома партии по пропаганде тов.
Бочкин и заместитель председателя обл-
С сскретарями
сельских райкомов. ВЛКСМ беседовал сек-
On
рассказал им о задачах комсомольских ор-
ганизаций в проведении уборки урожая и

исполкома тов. Тимарев.

ретарь обкома ВКП(б) тов. Чмутов.

вопросы
борьбы с беспризорноетью и безнадзорно-
стью. Пленум потребовал от комсомольеких
работы детских
создания колхозных детдомов, ор-

°. «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

заготовок сельскохозяйственных продуктов.

зяйство и промышленноеть, народ  голо-
дал. Но свидетельству одного из румын-
ских министров того времени, «из 50 уче-
ников, поступавших в  сельекие школы,
успевали окончить их только 15, а осталь-
ные умирали». Они умирали от нищеты и
еб не спутников-—голода и болез.
ней.

Но половина детей школьного возраста
в Бессарабии вовсе не была охвачена обу-
чёнием. Румынским боярам не былу нуж-
ны «грамотные рабы». °

Издевательства захватчиков над молдав-
скими бедняками не имели пределов. Ру-
мынекий комендант местечка Единец из-
дал в 1918 тоду приказ, обязывающий
всех жителей следующим образом привет-

Молдавии право на труд, право на образо-
вание, право на отдых. Уже в течение пеф-
вых трёх месяцев 80 тысяч безработных,
большинство которых составляла  модо-
дбжь, получили работу. Впервые за много
лет были закрыты за ненадобностью бир-
Жи труда. :
Молдавские крестьяне, истосковавшиеся
по земле, получили долгожданную‘ землю.
200 тысяч гектаров помещичьих и других
крунновладельческих угодий были безвоз-
уездно розданы крестьянам. Крестьяне
Бессарабии получили 2.346 гектаров по-
  мещичьих садов и виноградников, 20 ты-
тсяч голов скота и лошадей и необходимый
сольскохозяйственный инвентарь. На полях
‚ эвесарабин появились тракторы. Было со-

встала на защиту отечества. Комсомольцы
сотнями приходили в райкомы комеомола с
просьбой послать их на фронт.

Гореточка комсомольцев вместе с бой-
цами пограничной заставы в Скулянах на
протяжении двух суток до прихода основ-
ных сил держали оборону и не давали фа-
шистским  мерзавцам переходить реку
Прут. Геройски сражались комсомольцы п
У заставы села Лек Леовского района.

Героическая молодёжь Кишинёва, Бель-
цы, Бендер подх’непрерывную бомбёжку от
правляла ценные грузы
nhs в глубь страны, ИН

партизанских отрядах, с
на территории, ны : sien eek

ствовать румынских офицеров:

Здано 19 машинно-тракторных станций.

2 стр.

3 августа 1943 г. А. ВАХОВ. «Каждый приветствующий должен Путь к образованию был чешерь открыт.

мольцев и молодёжи нашей республики,
Народные метители пускают под откое ne-
мецкие поезда, взрывают склады, выводят

Июльские бои-—ото мужественая зре+
лость нашей армии от генерала до cor
дата, зрелость-—от общей идеи наступае-
ния до боя за маленький клочок земли,

Можно проехать по только что 068000
ждённым деревням. Опустошённая земля,
сожжённые хаты, безлюдье на родине
многих из тех, кто дрался за эти села,

Возвращение на родину связано с са-
мым лучшим, с самым дорогим в‘ нашей
жизни, Кажется, не’ изменились за два
Toya кусты на реке, только стали немно-
го выше и стройней. Важется, и облака
с самого детства не уходили © деревенско-
то неба — те же прозрачные, чуть замет-
пые облака. Но переступаешь порог род-
ного дома, и тебя встречают пустота, вы-
битые стекла, холодная кучка пепла в
очате—осколки твоего родного дома, раз-
битого немцами. ярость не дабт тебе
передохнуть на пороге своего дома, тол”
кает вперёд, на немцев, в бой. .

Заняли село Моховое. Боец Лихачёв од-
ним из первых ворвался в это село —
здесь он родился и вырос. Иришёл к сво-
ему дому и застал обгоревшие бревна.
Уцелевшие жители рассказали Лихзчёву,
что брат его повешен немцами, дом сож-
жён, Боец вскинул винтовку и пошёл на
запад вместе со своими товарищами. На
другой день он расетрелял из пулемета
взвод немцев.

Мы видели раненого красноармейца
Цетра Алексеевича Иванова. Его семья
под Орлом, он не видел её три года.

бою осколком леребило ему ногу. №о-
тда ero нашли и понесли в тыл,
он рвался обратно в битву. Ле
10 его почернело — не потому, что он

был ранен и нестерпимая боль дергалаи
нервы, нет, —от ярости почернело его
лицо, Два тода он жил светлой мечтой
‘вернуться в свой дом победителем. Иногда
в трудную минуту он сомневалея, придёт
ли сам под Орел, будет ли жив, но ни
когда не ставил под сомнение освобожде-

ние родного края. Он видел опустоше-
ние и безлюдье на  орловской земле, п
сердце его стучало тревожно: ‘«Скорей,

скорей! Может быть, я застану их лома,
может быть, немцы ещё не успели‘их
убить, угнать». И вдруг, когда он увидел
© холма синеющие вдали родные поля, его
ранили.

Это тяжелее всего — хотя бы на вия
расотатьея ео своей мечтой  перентагнуть
порог. родного дома победителем. И ране-
ный, он стремился к своей цели.

Ето видит виереди город, тому we нуж-
но проводника. Русекому солдату, кото-
рый цепко держит в памяти, в крови
цель — освободить Родину, сердце подска-
зывает его место в бою. Сибиряк помнит
свой домик на Енисее, и чем он дальше
Wer Ha зэпад, тем ближе кажется ему его
дом. Вого ведёт’ сердце, тому не нужно
проводника.

Вера в победу — это прежде всего Be-
pa каждого солдата в его возвращение нз
родину, где бы она ни была —на Днест-

ре или под Минском, на Алтае пли в
дальневосточной тайге.
Хочется написать слово «солдат» с

большой буквы, потому что в раскалённые
вовнные дни солдат несёт на себе тяжесть
леденящих метелей, зноя безродных, су-
хих степей, тяжесть взрывов, бросающих
человека на землю. С винтовкой за иле-

Ичами, чуть согнувшиеь пох тяжестью Be-
/  щевого мешка, он упрямо прошёл по по-
лям России, шаг за

шатом  выковывая
победу. Его вела вперёд вера в светлый
час победы. За ето спиной два знойных
лета, две суровых зимы. Он выстоял п
стал неизмеримо крепче — русский сол-
дат минувшего июля.

Сегодня за нашей спиной — пюль
1943 года, первый за два года’ войны наш
победный июль. Ц успех наш не времен-
ный, а закономерный, — в нём высокое
воинское искусство наших командиров;
любовь к жизни наших бойцов, в нём веб
мужество нашего народа.

Л. ЮЩЕНКО.
Орловское направление,

Ооовиваноно ви сос о соков оа осо сое о нее воно нон ионаоои ооо ооо р основи косо ии ооо во соси носовое ооо обо ое вооон ное о ино реа о вооон ао оне ово соо оненонсыя

ских республик

из строя военные 0б’екты противника.
Обилы и слёзы наших жён, матерей, детей
16 остаются пеоплаченными.

Героически сражаются питомцы молдав-
ского комсомола в рядах Красной Ap-
мии, Всея страна знает о славных. делах
молдавской  комсомолки, . военфельдшера
Марии Лесовой, вынесей с поля боя 200
раненых бойцов вместе © их оружием,
Прославил себя в боях с немецко-румын-
скими захватчиками и комсомолец капи-
тан Григорий Сердюк, участвовавший в
11 .6oax, 1 награждённый орденом Красной
Звезды и медалью «За отвагу»». Метя за
родную Молдавию, Григорий Сердюк
истребил 75 немцев.

Свыше двухсот бойцов и комапдиров —
сышовей Молдавии — в лни. Великой 0те-
чественной войны награждены орденами
и медулями Советского. Союза,

На фронт доходят вести о страшлых де-
лах, которые творят Антонеску и его кли-
кз в тородах и сблах нашей полной
Молдавии. Сожжены Валулуй-Вода, Карии
нены, Ганчешты. Крепостной режим уста-
новлен в опалённых пожарами молдавских
сёлах. Румынские помещики, снова хозяй
ничают сейчас там. Молдаване лишены
возможности учиться, читать на свобу
родном языке. Тысячи молодых людей и
девушек Молдавии посланы
палачами нь немецкую каторгу. Но чем
сильнее гнёт и террор румынеких палачей
и их ‘немецких хозяев, тем сильнее и 6о-
противление народных Macc. Мололёжь

олдавии знает: день освобождения бли-
зок. Он станет днём расплаты с ‘ненавиет-
выми палачами. Светлые образы теросв
молдавского народа Котовского и Лазо
вдохновляют нас на борьбу. Воины Молда-
вин, сражающиеся в рядах Красной Ap-
мии, бьющиеся с врагом в отрядах ларод-
ных метителей — партизан, бойцы трудо-
вого фронта, работающие на эвакуирован-
ных в глубь страны фабриках и заво-
дах, уверены в скорой победе. Они не по-
жалеют ни своих сил,. ни своей жизяи
для того, чтобы приблизить желанный
чае победы, Молдавия будет советокой!

И. ФЕСЕНКО,
секретарь ЦК ЛКСМ
Молдавской ССР.

румынскими .