ar
—-

NS у

+

№ 183 (6585).

$

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Ss A Ewa ПИТ

ГАЗЕТА НА СЕЛЕ -

Везде, во всех уголках Советского Сою-
33, каждый человек пачинает свой день с
вопросов: «Чло сегодня нового? Какие co-
бытия произошли на фронте?» .

Ито бы и тде бы он ни был — боец ли
на фронте, рабочий ли у станка, колхоз-
ник ли на поле,— советский человек ждёт
ответа на эти вопросы.

Никогда ещё не была так высока по-
литическая активность колхозников, как в
хни Отечественной войны. - Все свои силы,

‚сноровку, умение отдают колхозники рабо-

те на полях. Бывают дни, а то и недели,
когда они безвыходно находятся в стане,
на поле, на тракторе. Но и в самые на-
пряжённые дни сельскохозяйственных ра-
бот наши колхозники хотят получать и
читать газету. Да и удивительно ли это:
«..вель нигде так не прислущиваются к
печатному слову, как у нас. Нигде так не
ловеряют газетному известию, указанию,
как у нас» (Валинин).

Советскому‘ человеку газета нужна, как
воздух. Из неё, этого источника полити-
ческой информации, наш колхозник узнаёт
06 успехах Красной Армии, в ней он чер-
пает силу в дни тяжёлых испытаний, она
укрепляет в нём веру в победу и учит,
как лучше организовать свой труд, как
лучше работать, чтобы ускорить нашу
победу над врагом.

Газета — это великая била не только в
политической информации, но и в воспи-
тании колхозной молодёжи, в организации
трула, в обмене опытом, словом, во всей
многогранной жизни мололых колхозников.

Вот за это-то так любят и уважают га-
зсту в деревне. Вот почему на неб так
велик спрос колхозников. И этот спрос
настолько велик, что сейчас нет возмож-
пости удовлетворить его полностью. Ноэто-
ху нашему колхозному активу и в первую
очередь комсомольским организациям сле-
зует серьёзно задуматься нал тем, как ор-
танизовать работу с газетой так, чтобы
каждый колхозник, каждая колхозница Мо-
гаи читать газету.

У нас есть районы—и их немало, —
куда газета доставляется с болыпим опо-
зданием. Почему же. комсомольский руко-
водитель терпимо относится в виновникам
несвоевременной доставки газеты? Почему
он мирится с таким положением, когда в
его районе молодёжь и население вынуж-
дены читать тазеты, в которых говорится 0
«затишье на фронтах», в то время как
голхозники знают, что Красная Армия
уже не только отбила наступление немцев,
a сама ведёт наступление? Почему неко-
торые наши активисты мирятся с таким
положением? Потому, очевидно, что они
бездушно относятся к запросам колхозной
молодёжи. Вот пример.

(Сейчас в деревне разгар сельскохозяй-
ственных работ. Как лучше расставить
комсомольские силы на уборке урожая, ор-
танизовать борьбу‘ с потерями, провести
вечер в полевом ‘стане — этим и другим
вопросам была посвящена специальная
газета-листовка. Несколько тысяч экземп-
ляров этой газеты получил Саратовский
обком комсомола. Но вместо того, чтобы
немедленно отправить газету в колхозы,
ё аккуратно сложили в комнате особого
сектора и забыли. Вот уже седьмой день
тазота находится под замком. Работник
обкома комсомола тов. Шинкин, которому
была поручена рассылка газеты, об ясняет
это положение тем, что... нет шпагата.

Не ясно ли. ‘что подобные работники
уподобляются спелёнутому ребенку, кото-
рый лежит без движения и только беспо-
мощно открывает рот, ожидая, когда ему
дадут соску...

По одной только своевременной достав-
кой газет дело не исчерпывается. Надо
позаботиться о том, чтобы каждый экзем-
пляр газеты был максимально использо-

ван:

Недавно мы сообщали 0 замечательной
инициативе комсомольцев Петровского рай-
она Ярославской области. Они организова-
ли в учреждениях и У населения города
сбор прочитанных газет для отправки гих

в колхозы, Когда колхозники получили
свежие центральные газеты, они горячо
благодарили комсомольцев. Сейчас у пе-
TPOBCKHX комсомольцев уже много подра-
жателей.

Учительница Ново-Талицкого сельсовета
Ивановской области Маруся Зазнобина 60-
брала группу пионеров, которые начали
сбор прочитанных газет среди городекого
населения. Собранные газеты ребята сами
же доставили в колхоз. Они принесли в
колхозы сельсовета 18 экземпляров цент-
ральных п областной газет. Там. же, в кол-
хозах, ребята организовали и провели чит-
ку этих газет. Лучшей наградой комсомоль-
цам и пионерам за такую заботу © кол-
хозниках служит их горячая благодарность.

Но сейчас комсомольцам деревни следует
подумать и над тем, как лучше использо-
вать каждый экземпляр газеты. которую
они получают по подписке. Вот как подо-
шли к этому вопросу комсомольпы колхо-
за «Северная Заря» Грязовецкого. района
Вологодекой области. На весь. колхоз они
получают один экземпляр центральной га-
Зеты, & комсомольцев — восемнадцать.
все аккуратно читают газету. Каким обра-
30M? Прежде всего они проводят коллек-
тивную читку. Так; коллективно были про-
читаны письма Наташи Ковиювой, очерк о
секретаре райкома Смолякове и др. Кроме
того. грязовецкие комсомольцы организо-
вали перелачу газеты одним комсомольцем
другому. Они организовали пепочку, по ко-
торой передают ‘газету из рук в руки.
Каждый номер газеты. после того как его
прочла молодежь колхоза, подшивается и
хранится у секретаря организации Вали
Ситневой. Это особенно важто-—в любое
время вы можете притти, взять газету. 1по-.
читать е5. у :

Но, и на этом не успокоались грязовец-
кие комсомольцы. У них высоко развито
чувство настоящего товарищества, заботы
о поставовке политической информации В
деревне. Поэтому свой елинственный экзем-
пляр газеты. когла в ней есть особенно ин-
тересные материалы, они передают в со-
седний колхоз «Красный Север», где м0-
‘лодёжь газету по подписке ‘не получает.

Вот таким комбомольцам можно сказать:
молодцы! Вот о таких комеомольцах мож-
по сказать: учитесь у них, берите пример.
как нужно использовать газету. ‘

Сейчас комсомольским организациям се-
ла надо быстро и хорошо’ организовать до-
ставку газеты в полевой стан-в бригаду.
Для этого, кроме письмоносцев. нало исполь-
зовать ‹ пионеров. колхозную детвору. Из
них можно <озлать группы, прикрепить
каждого к колхозной бригаде или стану, а
может быть, и к омельным колхозникам;
Пусть ребята возьмут шефство нал брига-
дами. чтобы во-время доставлять туда га-
зету. Там же, в стане, в бригаде, нахо по-
ставить газетную витрину. чтобы колхоз-
ник мог, выбрав свободную минуту, почи-
тать газету.

Необходимо широко практиковать гром-
кую читку газет, как групиовую. тах и ин-
дивидуальную. Каждый номер газеты дол-
жен обойти сотни колхозников. Газеты —
это не частная собственность подписчика.
a общественное достояние всего народа. И
нии должен пользоваться весь народ.

Есть у. нас и другие средства распро-
странения газеты. Й перзое среди них —
радио. Нужно добиться. чтобы в местных
радиоперелачах передавались обзоры цент-
ральных газет. а также читались важней-
шие корреспонденции.

В сельсоветях и. районах, удаленных от
железных дорог, следует использовать так-
же и телефон. Почему бы райкому комсо-
мола не взять на себя инициативу пере-
давать по телефону в сельсовет хотя бы
оперативные сводки с фронта? Комсомольцы
же пли пионеры сельсовета могут перепи-
сывать их от руки и разносить по брига-
дам на поле.

Вее эти и другие дела может сделать
любая комсомольская организация. Нужны
лишь инициатива, позоротливость и. са-
мое главное, любовь и забота о Болхозня-
ках!

Se

Вручение веритёльных грамот Председателю Президиума
Верховного Совета СССР тов. М. И. Капинину
Мексиканским Послом г-ном Л. Нинтанийа

4 августа в 12 час. дня в Бремле Пред-
седатель Президиума Верховного Совета
СССР тов. М. И. Калинин принял Чрезвы-
чайного и Полномочного Посла Мексикан-
ских Соединённых Шиатов в СССР r-na
Л. Кинтанийа, вручившего свои веритель-
ные грамоты.

Г-на’Л. Бинтанийа сопровождали Военный
Атташе Посольства подполковник Р. Бал-
xepon Агиляр, 2-й Секретарь Посольства
г. 9, Эспиноса-Приетто и другие члены
Мексиканского Посольства в СССР, кото-

лые были представлейы Послом тов. М. И.
Калинину.

При вручении верительных грамот при-
сутствовали Заместитель Народного Комис-
сара Иностранных Дел тов. В. Г. Декано-
зов, Секретарь Президиума Верховного Co-
нета СССР тов. А. Ф. Горкин, Завелующий
Отлелом ‘АУериканских стран НЕИД тов.
Г. Н. Зарубин, Заведующий Нротокольных
Отделом, ИКИД тов. Ф. Ф. Молочков.

Тов. М. И. Калинин имел беседу с г-ном
Л. Кинтанийа после вручения веритель-
ных грамот.

———————————Ж—_—_—6—доо—о0—Бо0о—ы———ы

700 центнеров хлеба государству

В колхозе «Трудовой актив» Соль-Илец-
кого района Чкаловской области состоя-
лось многолюдное комсомольско-молодёж-
ное собрание, посвящённое итогам первых
дней уборки и заготовки сельскохозяй-
ственных продуктов. Молодые колхозни-
ки рассказывали о своей работе “в поле,
делились опытом. Василий Чесноков еже-
дневно скашивает лобогрейкой по 6—8 га в
день вместо 4-х по норме, Значительно
перевылолняют свои задания Василий
Скоробогатов, Петр Трегубов и Вера Се-
мернна, У них есть Чему поучиться,

Благодаря самоотверженной работе моло-

1.690 гектаров

‘жи артель убрала уже
ann } are ‘ свыше 700

урожая и сдала государству
центнеров зерна.

Собрание решило озцаменовать 25-летие
ВЛКСМ досрочным выполнением плана
хлебопоставок. `

На следующи
созданы
сисртные звенья, установлен график выво-

за хлеба.

График стал нерушимым законом, Еже-
дневно колхоз вывозит на элеватор
центнеров зерна.

165 Кузов изготовлен в Берлине

Четверг, 5 августа 1943 г.

о

Пусть знают гитлеровские
мерзавцы, что им не уйти от
ответственности за свои злодея-
ния и не миновать карающей

р

Sa Е

‚ Оперативная сводка за 4 августа

‚ В течение 4 августа наши’ войска на ОРЛОВСКОМ направлении продолжали
успешно развивать наступление и, продвинувшись вперёд от 6 до 10 километров,
ворвались в ОРЕЛ, где ведут уличные бои с противником. Нашими войсками на
Орловском направлении за день боёв занято свыше 80 населённых пунктов, в том
числе мелезнедорожные станции СТАЛЬНОЙ КОНЬ (6 километров севернез Орла)
и СВЕТЛАЯ ЖИЗНЬ (4 килеметра южнее Орла).

На БЕЛГОРОДСКОМ направлении наши войска завязали бои с противником,
продвинулись вперёд на 10 километров и серьёзно улучшили свои позиции.

В Донбассе в районе ЮГО-ЗАПАДНЕЕ ВОРОШИЛОВГРАДА наши войска вели
бои местного значения, в результате которых улучшили свои позиции. _

На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте в районе севернее и восточнее Мга — артиллерий-
ско-миномётная перестрелка с обеих сторон, ,

В течение 3 августа наши войсна на всех фронтах подбили и уничтожили
236 немециих танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито

138 самолётов противника.-

t

*k OK

На Орловском направлении наши войска
продолжали наступление. у

Северо-западнее Орла немцы ‘непрерывно
бросали в контратаки пехоту, подлержан-
ную танками, самоходными орудиями и
авиацией. Советские ‘войска отразили Bte
контратаки противника и нанесли ему
большой урон. Нодбито и сожжено 32 не-
мецких танка и уничтожено до полка пе-
хоты противника. Пленные сообщают, что
211 немецкая пехотная дивизия в послед-
них боях потеряла свыше 70 тфоцентов
личного состава.

Советские войска, сломив сопротивление
Homies, ворвались в Орел, где ведут улич-
ные бои с противником.

Юго-западнее Орла наши войска продви-
нулись от 6 ло 10 километров и заняли
более 40 населённых пунктов. Особенно
ожесточённые бои произошли за один на-
селённый пункт, упорно защищавиийся
противником. Советские бойцы разгромили
немецкий гарнизон, оборонявший этот

$

пункт, и заняли его; В этих ‚боях наша
части уничтожили до 1.500 гитлеровцев,
18 танков, 13 артиллерийских и мино-
мётных батарей и более 120 автомашин
с бобприпасами. Захвачены у противника
15 танков, 16 орудий. 40 пулемётов и
другие трофеи: На другом участке Н-ское
соединение, преследуя отступающего про-
тивника, уничтожило свыше 1.000 немец-
ких солдат и офицеров, Захвачено 10 ору-
дий, 32 миномёта, 110 пулемётов, 11 ты-
сяч снарядов, 2 миллиона патронов, 68
тонн пороха и взрывчатых веществ,

Наша авиация ‘бомбила и штурмовала
колонны войск противника; В воздушных
боях в течение дня сбито 54 кемецких

самолёта.
ж * *

Ha Белгородском направлении наши
войска завязали бои с противником, про-
двинулись вперёд на’ 10 километров и
серьёзно улучшили свои позиции. Bee
попытки немцев восстановить положение

_ ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

провалились. Противник понёе тяжёлые
потери в живой силе и технике.

Советская авиация активно поддержи-
вала боевые действия наземных войск. В
результате бомбардировки уничтожено
большое число танков и до 300 автома-
шин противника. В воздушных боях сбито
44 немецких самолёта.

* & *.

На Ленинградском фронте происходил
отневой бой. Наши. артиллеристы и мино-
мётчики уничтожили 2 немецких танка.
несколько орудий и ‘взорвали склад 00е-
припасов. Разрушено 80 ‘дзотов и 6 Ha-
блюдательных пунктов. В результате ак-
тивных действий наших ‘подразделений
уничтожено до 700 вражеских солдат и
офицеров.

* * *

‚ Южнее Изюма подразделения Н-ской
части вели бои местного значения. Наши
бойцы очистили от гитлеровцев рощу и
захватили сильно укреплённые позиции.
Противник, стремясь задержать  продви-
жение советских подразделений, предири-
нял несколько контратак. При отражении
контратак противника наши бойцы иетре-
били несколько сот гитлеровцев; подбили
и уничтожили 4 немецких танка. Захва-

чены пленные.
* * &

(Северо-восточнее Новороссийска rpymna
разведчиков, под командованием капитана
Орлова, ночью ворвалаеь в немецкие
траншеи и уничтожила большую группу
гитлеровцев. Разведчики захватили  тро-
феи и благополучно вернулись в свою
часть. Снайперы Н-ского подразделения
за семь дней истребили 66 вражеских
солдат. Снайпер т. Сысоев уничтожил
12. немцев, т. Вилгурин — 8, тт. Кон-
дратенко и Скопцов убили по 7 гитлеров-
цев каждый.

СООБЩЕНИЕ:

4 с we { , >
Чрезвычайной : i осударственнои Комиссии. По установлению и расследованию злодеянии немецко-

‚фашистских захватчиков `и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам,

уки народного правосудия!

* ©

Разведчики партизанского отряда, дей-
ствующего в одном из районов Могилев-
ской области, узнали, что немцы готовят
нападение на партизанскую базу. Коман-
дование отряда решило опередить врага.
На рассвете 27 июля партизаны внезапно
атаковали немецкий карательный отряд
и истребили 68 гитлеровцев. Захвачено
много повозок с боеприпасами. Партизаны
отряда, действующего в Гомельской обла-
сти, 24 июля пустили под откос  немец-
кий воннскай эшелон. Разбиты паровоз и

30 вагонов.

ж *£ *

Пленный командир 3 самокатного вс-
кадрона отдельного бэтальона 262 немец-
кой пехотной дивизии  обер-лейтенант
Вальтер Беккер рассказал: «С самой вес-
ны У нас много говорили о предстоящем
летнем наступлении. Многие мечтали о
втором походе -на Москву. Русские рас-
строили все эти планы. Нам приходится
отступать, отдавать территорию, куплен-
ную ценой величайших жертв. Летние по-
ражения немецкой армии произвели тне-
тущее впечатленле на солдат и офицеров.
С потерей территории, и особенно ини-
циативы, всё больше и больше солдат и
офицеров теряют веру в победу. Многие
офицеры считают Гитлера главным винов-
ником военных поражений Германии на
Востоке. Офицеры намеками выражают не-
довольство Гитлером за то, что он сам
назначил себя  главнокомандующим ар-
мней. Они говорят, что один ефрейтор 0б-
ходится Германии гораздо’ дороже, _ чем
все её покойные и здравствующие  гене-
ралы и маршалы вместе взятые. Послед-
ние события под Орлом окончательно убе-
дили меня в том, что Германия проиграет
войну. Трезво рассудив, я сдался в плен
русским»,

общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР

(О злодеяниях немецко-фашистских оккупантов в Ставропольском крае

Преступные действия немецких окку-
пантов в Ставрополе, Георгиевеке, Кисло-
водеке, Ессентуках, Минеральных Водах,
Железноводеке и в Теберде засвидетель-
ствованье актами ” комиссий, заявлениями
потерпевших, показаниями свидетелей,
заключениями медицинских экспертов, 10-
кументальными ‘ материалами, a также
подтверждаются членом Чрезвычайной Го-
сударетвенной Комиссии академиком Але-
ксеем Толстым, лично посетившим эти го-
pola и райопы Ставропольского края и
установившим факты чудовищных злодея-
пий ‚и массового истребления мирных 60-
ветских тражлан,

Установлено, что перед отступлением
из горола Георгиевска 9 и 10 января с. г.,
по приказу начальника немецких лазаре-
тов шеф-врача барона фон Гайман, с це-

лью отравления “советских людей, немец- .

ние соллаты прюлали на горолекой рынке
спирт и питьевую соду, причём спирт
пказался метиловым, а «сода» — щавеле-
вой кислотой. Произошло массовое отрав-
ление жителей города. Из 714 случаев
были отравлены метиловым спиртом 214
человек п ВО человек совершенно потеря-
ли зрение — ослепди.

Тяжелое отравление многие жители по-
лучили? от так называемой «сохы», кото-
рую они примецеивали в тесто для’ выпеч-
ки хлеба.

Установлено массовое истребление нем-
цами мирного COBeTCROTO населения пу-
тём отравления окисью углерода в специ-
ально оборулованных автомашинах — «ду-
шегубках». Военнопленный Фенихель Е. М,

сообщил: > i
— «Работая автомехаником, я имел
возможность детально  ознакомитьея ©

устройством автомашин, специально при-

скую дощечку с надписью: «Завод строн-
тельства автокузовов акционерного обще-
ства в Берлине».

Для расправы над советскими гражда-
нами при гестапо существовала специаль-
ная команда численностью в 25 человек,
Возглавлял эту команду немец обер-лей-
тенант Кацендорф и его помощник obep-
лейтенант Бенцель, а впоследствии эту
команду возглавлял начальник «СД-12»
обер-лейтенант Клейбер и его заместитель
офицер гестапо Кнор. Начальником тюрв-
мы гестапо был немецкий офицер обер-
шар-фюрер Вильгельм Шмидт и его заме-
ститель и переводчик венгерец Энгель
Николай».

‚В Ставропольском крае в таких автома-
шинах немцы умертвили тысячи ни в ч6м
неповинных советских людей,

Установлено, что в декабре 1942 r.,
по приказу начальника гестапо города
Микоян-Шахар обер-лейтенанта Отто Be-
бера, было организовано ‘исключительное
по ‘своей жестокости умерщвление  боль-
ных костным туберкулёзом советских де-
тей. находившихся на излечении в сана-
ториях курорта Теберда. Очевидцы = этого
злодеяния сотрудники детских санаторий,
медицинская сестра Иванова С. Е. и 62-
нитарка Полупанова М. И. сообщили: -

— «22-го декабря 1942 г. к под’езду
панатория первого отделения под’ехала не-
мецкая автомашина. Нрибывшие с этой
автомашиной семь немецких солдат выта-
щили из санатория 54 тяжело больных
ребенка в’ возрасте от трех лет, уложили
их штабелями в’ несколько ярусов в ма-
шине. затем захлопнули дверь, впустили
таз (окись углерода) и выехали из сана-
тория. Через час автомашина вернулавь в
поселок Теберда. Вее дети погибли, они
были умерщвлены немцами и сброшены в

способленных для удушения — уничто-  Тебердекое ущелье близ Гуначгира».

жения людей отработанным газом. Таких

Установлено, что е 5 по 10 августа

машин в городе Ставрополе при гестапо  1942 г. немецкие солдаты из комендату-

было несколько.

ры «СС» во главе с обер-фельдфебелем

Устройство её было таково: кузов дли- Герингом и фельдфебелем Шмитцем вывез-

ной, примерно, 5 метров,

ширяной два ли

из Ставропольской психиатрической

в половиной метра, высота кузова также, больницы и умертвили окисью углерода в
примерно, два с половиной метра. Бузов автомашинах 660 человек больных.

имел форму вагона, без окон, внутри обит
оцинкованным железом, на полу.
обитом железом, лежали деревянные

Для того, чтобы скрыть следы своих

Тоже кровавых преступлений от населения го-
1е-рода, фашистские изверги об`явилн глав-

шетки; дверь кузова обита, резиной, с П0- ному врачу больницы доктору Гамбарову
мощью автоматического замка плотно за- Ц, (. и медицинскому персоналу, что они
крывалась. На полу автомашины, под 1ре-  всех. больных нереводят из города Ставро-

шеёткой, находились

две металлические поля в больницы’ сёл

Донское. и Проле-

трубы диаметром, примерно. 1,5 дюйма И ‘тарское, где подготовлено все необходимое

длиной два с половиной метра. Трубы этя
между собой были соединены поперечной
такого же диаметра трубой (располажен-
ные в форме буквы «Н»), Эти трубы име-
ли частые полусантиметровые отверстия;
от поперечной трубы вниз, через отверстие
оцинкованного пола выходит. резиновый
шланг. Ha конце которого шестигранная
гайка с резьбой} соответствующая резьбе
на конечности. выхлопной трубы мотора.
Этот шланг навинчивается на выхлопную
трубу. и при лабете мотора весь отрабо-
танный газ идёт во внутрь кузова этой
герметически закрытой машины. В резуль-

fi же день в колхозе были, Тате скопления Тазов находящийся В ку-
комсомольско-молодёжные тран-  308 человек через непредолжительное вре-
может вме- Советские люди жили в” вечном страхе и
этой угнетении, Немцы использовали лучших со-
«Зауэр».!ветских врачей, медицинских сестер и дру-
и имеет платой медицинский персонал на черной рабо-

ми умирал. Кузов машины
етить 70—80 человек, Мотор на
автомашине установлен марки

iN 31136.

для приёма — специальное оборудование
и квалифипированный немецкий медиция-
ский персонал, а в действительности всех
больных . умертвили.

Устаповлено, что с начала оккупация
города” Кисловодска санаторий Наркомнеф-
ти, оборудованный и оснащенный по по-
следнему слову медипинской науки и тех-
ники, быд занят под немецкий лазарет,
Налальником этого  лазарета
был немеп обер-арти Геллер. Бесчеловеч-
ное, зверское отношение к советским гга-
жданам началось с первых же дней. ПШо-
Ицечины, порки, розги, угрозы, напомина-
ния о расстрелах и репрессиях были `‘обыч-

ным явлением жизни немецкого лазарета,

левой стороне, вблизи мотора, металличе-!те—уборке мусорных ям, уборных и гряз-

ных патрульных помещений; На такую. ра-

наружена размытая насыпь глубиной в

боту были поставлены: врач-терапевт Ани-  10 метров, из которой были вилны отдель-

mux М. П., старшие медицинские сёетры:
Баташева М. Е.. Киселева. А. Н. и Козло-
ва Е, В. Особыми зверствами отличалась
немецкая медсестра Минна, которая изби-
ла старшую операционную медицинскую
сестру Буримову Ф. А.. санитарок Коло-
мийцеву Н. Е., Галенину Е. П. и Фиикую
Е. И. Эта Минна в своей ненависти к е0-
ветским ‹ Людям доходила до исступления;
‘она беспощадно избивала. кусала и шипа-
ла свои жертвы. За избиениями следовали
порки розгами до потери сознания. x

Так, старший фельдфебель Pomakay a
фельдфебель Райф, по. приказу 0бер-артца
Геллера, зверски избивали советских лю-
дей. Мигаль И. Т.— столяр, 58 лет был
засечен резиновыми розгами наемерть;
Милулин А. Я.— повар 50 лет. получил 35
двойных плетей и был засечён до потери
сознания; Мирошниченко В. Г.— сторож
45 лет, получил 10 плетей; Федоровский
В. Н.—истопник 56 лет, получил 15 пле-
тей. 3
° 9-го сентября 1942 г.’ из санатория
Наркомнефти, по приказу военного комен-
данта города Кисловодска Поль и началь-
ника гестапо Вельбена, обманным путвм,
нод предлогом отправки в малонаселенные
районы Украины, были вывезены и рас-
стрэляны в противотачковом рву, в райо-
не Минеральных Вод, лучшие ° советские
врачи, медицинские еестры и обелужи-
вающий персонал, санатория, с семьями,
включая грудных и малолетних детей, ин-
валидов и стариков — всего. 46 человек.

Установлено, что в городе Кисловодске,
в школе № 16, в августе 1942 г., ге-
стаповцы организовали  застенок, где
зверски истязали советских граждан. В
этот застенок ени привезли из Бугурета-
на и Бекешевки 150 человек арестован-
ных, эвакуированных из Крыма и со стан-
ции Кавказской. 6-го сентября 1942г.
здание школы № 16, где помещались
арестованные. оцепили немецкие солдаты.
Затем под’ехали четыре машины, в кото-
рые немцы стали грузить арестованных.
Сначала погрузили в них первую партию
арестованных — одних только мужчин и
увезли. Через ‘некоторое время эти же
машины/ ‘вернулись и погрузили, остав-
шихся женщин и детей. Свои жертвы ге-
стаповцы свозили за реку Подкумок и там
в овраге расстреливали из автоматов. Сре-
ди расстрелянных погибло 47 человек
цетей от грудного и до 15-летнего воз-
раста.

Расстрел 150 советских граждан, со-
державшихея в застенке гестапо в поме-
щении школы № 16, был. произведен по
приказу коменданта города майора Лидтке.

22-го июня 1943 гола, под городом
Кисловодсгом, после сильного дождя, воз-
ле горы Кольцо. в районе колхоза им. Ки-
рова, жителями были найдены 26 трупов
расетрелянных советских граждан.

При осмотре и судебно-медицинеком 0с-
видетельствовании трупов было установле-
но среди них; 2 мужеких, 15 женских и
9 детских трупов в возрасте от 2 до 12
лет. На всех 26 трупах были обнару-
жены следы насилий, истязаний: перело-
мы. конечностей и размозженные черепа.

При осмотре другого оврага, pacnoao-
женного недалеко от горы Кольцо, на рас-
стоянии 250 метров от дороги, идущей из.
Кисловодска в Первомайский аул, была 69-

ные части человеческих трупов.

В. этом месте с 26 по 29 июля 1943 г.
были произвелены раскопки, зв результате
которых извлечено 130 трупов. Судебно-
мелицинским осмотром было установлено:
труп 4-месячной девочки насильственных
признаков смерти не имел. ребёнок был
брошен в овраг живым и погиб от удуше-
ния; труп мужчины в олежле красноармей-
па с перевязанной правой. рукой и левой
ногой, рядом с этим трупом обнаружены
костыли. При осмотре трупов младенцев
медицинская экспертиза установила, что
все они были заживо брошены в овраг
вместе с расстрелянными матерями. На
всех остальных трупах обнаружены следы
пыток и истязаний: оторванные нижние
челюсти, переломанные конечности, выви-
хи и изувеченные лица.

В результате произведённых раскопок в
районе горы Кольцо за время с 26 июня
по 7 июля 1943 г. было извлечено 322
трупа советских граждан, расстрелянных и
зверски замученных по приказам военного
коменланта города Кисловодска Поль, вто-
рога коменданта майора Лидтке, начальни-
ка гестапо Вельбена, помощника началь-
ника гестапо Вебера. пон участии ‘испол-
нителей‘ их приказов первого следователя
гестапо Геринга, второго следователя Ци-
же, заместителя коменданта гестапо Келале-
ра, начальника хозяйственной части гес-
тапо Хаусмана и второго начальника хо-
зайственной части Хуше.. ,

Среди погибших были опознаны. трупы
советских граждан Абрамова П. В., Захар-
ченко Е. И., врача Гольберг Л. А., Кушна-
енко И. А.. инженера Архиповой 3. И.,
Шипиной Е. М,, а также были обнаруже-
ны следующие локументы: паспорт серии
П-9Е № 509311, выдапный Павлоград-
ской милицией на имя Овееевич Ф. Х.
1900 года рождения, эвакуированной из
Краснодарского края: паспорт серии УЛ
№ 550776 на_имя Гуральник М. Л. 1386
года рождения, урожениа Белой Церкви:
паспорт серин П-9Е № 680361, выданный
днепропетоовской милицией на имя Стис-
кина Е. М. 1896 тода рожденля, уроженла
Черниговской области: паспорт серии 1-ЭЕ
№ 52105936. выданный павлогралекой ми-
лицией 21.У — 1941 гола на имя Вагнёр
\. Г. 190Т гола рождения, уроженпа города
Павлограда, Днепропетровской области и
другие паспорта ин документы,  удостове-
рямщие личности расстрелянных.

Установлено. что за время оккупации
города  Пятигорека немецкими властями
был совершён ряд чудовищных злодеяний
над мирными советскими тражданами.
Главными организаторами и непосредствен-
ными участниками злодеяний нал совет
екими гражданами в горолю Пятигорске
были: капитан Винц — начальник гестадто
«СД-12». бывший работник ‘германского
посольства в СССР: обер-лейтенант Фишер,
заместитель начальника гестапо «СД-12»
по следственной работе, ‘и полковник
Mort) — пачальник полевой жандармерии.

Исключительные по своей жестокости
пытки и истлзания советских граждан
производились в помещении гестапо, Так,
папример. гражданина Ковальчук Филиппа
Акимовича 1891 года рождения, прожи-

(Окончание на 2-й 1: p.)

раками:

= =

——— Е АВЕ