СООБЩЕНИЕ
Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению
и расследованию злодеяний немецко-фашистских
захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба
гражданам, колхозам, общественным организациям,
государственным предприятиям и учреждениям СССР

О злодеяниях немецко-фашистских
оккупантов в Ставропольском крае

{Окончание)

вающего в городе Пятигорске, арестовали.
27 октября 1942 г. у себя ae квартире,
избили до потери ‹ознания, затем отвели
в гестапо и бросили в одну из камер. Через
сутки геетаповцы поистуйили к его ‘иетя-
заниям и пыткам. Допрашивали и избива-
ли его только ночью. Для допросов вызы-
вали в отдельную камеру, где были ©пе-
циальные приспособления для пыток—цепи
с поручнями для закрепления рук. и ног.
Эти цепи были прикреплены к нементному
полу камеры. Арестованных предваритель-
но раздевали наголо, клали на пол, затем
руки и ноги заковывали в цепи; Таким
пыткам и подвергали гр. Ковальчук. Нахо-
дясь закованным в цепях, он совершенно
не мог двигаться и лежал вверх спиной,
в таком положении избивали его резино-
выми палками в течение 16 дней.

Кроме таких нечеловеческих пыток,
тестаповцы применяли и следующие: За-
козанным в цепи на спину клали широ-
кую доску и сверху по этой доеке тяже-
лыми гирями наносили резкие удары,
веледетвие чего у заключённого лилась
кровь изо рта, нос» и ‘ушей я он-терял со-
знание.

Камера пыток в тесталю была устроена
таким образом. что когда отлного. аресто-
ванното пытали. то остальные арестован-
ные, сидящие в соседней вамере и ожидазв-
шие предстоящей расправы, наблюдали 3a
пытками и истязаниями.

После пыток заключенного, ‘потерявше-
го сознание, бросали в сторону и следую-
щую свою жертву гестаповцы силой во-
локли из соселней камеры, вновь заковы-
вали в цепи и таким же путем продол-
жали пытать. Камеры пыток всегла были
в крови. Доска. которую накладывали Ha
спину, также была вся в крови, резино-
вые палки, которыми избивали арестозан-
ных, от крови были красные.

Арестованных советеких людей, ‘обре-
чбнных Ha расстрел, поеде невероятных
пыток и истязаний загоняли в машину,
увозили з& город и расстреливали.

Освобожденная Красной Армией из за-
стенка - гестапо Супрун Анастасия Иоси-
фовна, 1908 года рождения, проживающая
в городе Пятигорске. по улице Власова.
№ 3. была арестована и заключена в од-
ну из камер гестапо; вскоре к ней в
камеру для допроса явился заместитель
начальника  Тестано обер-лейтенант Фи-
шер с переводчиком. Переводчик предло-
жил ей раздеться и лечь вниз лицом на
скамейку. После того, как она легла на
скамейку, палач Фишер сам лично избил
ее деревянной палкой до потери сознания.

Не добившись вынужденных показаний,
переводчик предупредил Супрун, что в
дальнейшем за «нецчекренние» показания
Ha допросе она будет получать по 25 па-
лок и будет забита насмерть. В дальней-
шем при допросах её также до потери со-
знания избивал этот же офицер гестапо.

Чайка Варвара Ивановна, 1912 года
рождения, проживающая по улице Дзер-
жинского, 31, кв. 3. во время пребывания
в заключении гестано подвергалась со сто-
роны начальника гестано капитана Винц
невероятно жестоким пыткам. Вор что
сообщает об этом Чайка В. И::

— «Я была подвергнута  издеватель-
ствам и пыткам CO стороны начальника
тестапо немца капитана Винц. Однажды
он меня вызвал на допрос в камеру пы-
ток. В этой камере было четыре стола,
на полу деревянные решетки и два ‘таза
с водой, в которых лежали кожаные плет-
ки. На потолке’— два кольца с проде-
тыми в них веревками, на которые под-
венгивали арестованных во время пыток.
По команде капитана Винц гестановцы
положили меня на стол, сняли с меня вею
одежду и сильно избивали плетьми. Из-
биениям я подвергалась дважды. Веего
мне нанесли 75 ударов плетьми, отбили
почки и выбили 8 зубов».

В городе Пятигорске немецкие власти

производили массовое истребление  совет-
ских граждан.

Вблизи памятника места  дуэла
Лермонтова, на горе Машук, были отрыты
пять могил, в которых обнаружены
75 трупов.

На Комсомольской поляне, в шести ки-
лометрах от города Пятигорека, у под-
ножья горы Машук, в восьми могилах об-
наружены 125 трупов зверски замучен-
ных, расстрелянных советских граждан.

В районе Белой Ромашки, на Кузнечной
улице, против конюшен, обнаружено
шесть трупов красноармейцев, Е
ных немцами 10 августа 1942 г. В этом
же районе около первой НЯ боль-
ницы ‘были отрыты трупы 16 курсантов
танкового училища. Убтановлено, что нем-
цы добили раненых курсантов.

Всего в засыпанных ямах в районе Пя-
тигорска обнаружено 356 трупов замучен-
ных и расстрелянных <оветеких граждан,
в числе которых мужчин — 283, женщин
и детей 66. Это не полные данные. Много
могил ещё не обнаружено.

Из Пятигорска в октябре месяце
1942 г., по приказу начальника Tak Ha-
зываемой пятигорекой «биржи. труда»,
офицера Ланке, было насильственно угна-
но в рабство в Германию на каторжные
работы 800 человек советских ’ граждан.
Насильственная отправка советехих гра-
ждан, в Германию сопровождалась издева-
тельствами, избиениями и угрозами фас-
стрела.

Исключительную жестокость в обраще-
пин с советскими гражданами при’ угоне
HX B Германию проявил начальник пяти-
горской «биржи труда» офицер Ланке.

Установлено, что немецкие оккупанты с
невероятной звериной ненавистью учинили
кровавую бойню над еврейским населени-
ем г. Кисловодска. 16-го августа 1942 г.
53 второй день оккупации города немец-
ков командование, в лице военного комен-
занта горола Кисловодска Поль и началь-
ника гестапо Вельбена, обязало еврейское
население города немедленно сдать немец-
кому командованию ценности:

бриллианты, серебро, ковры, костюмы,

пола и вбзраста. После регистрации всех
лицам еврейской национальности, лох утро-
зой расстрела, было приказано носить на
правой стороне груди отличительный
знак — шестиконечную звезду.

7 сентября 1942 г: последовало лред-
писание от немецкой комендатуры № 12,
в котором евреям было предложено ABUT
ся 9 сентября на товарную станцию Кие-
ловодека. взяв c собой багаж в орех He
больню 20 килограммов. наиболее. цен-
ные вещи и двухдневный запас продук-

тов. для отправки, якобы, в малонаселен-

ные пункты Украины. Елючи от квартиры
было предложено слать в  комендатуру
№ 12, с указанием на особой залтиске ад-
ресов квартир.

9 сентября 1942 г. на товарную’ стан-

КОРИЧН

В конце июня я вылетел из Москвы па
Северный Кавказ, чтобы оформить веще-
ственными доказательствами и ‘свидетель-
CKHMH показаниями следы немецких пре-
ступлений. Их много; и они ужасны 10

жестокости, по количеству жертв, ни в
чём ие виноватых, по  методичности
убийств.

Я верю, что еще не мало людей, живу-
щих вдали от войны, с’ трудом и даже
недоверием представляют себе противотан-
ковые рвы. где пот насыпанной землёй—
на полметра в глубину, на ‹то метров
протяжением — лежат почтенные гражла-
не, старухи. профессора, крастюармейцы
вместе с ‘костылями, школьники, молодые
девушки, женщины, прижимающие иет-
левшими руками младенцев, у которых
медицинская экспертиза обнаружила во
рту землю, так как они были закопаны
живыми. С трудом можно вообразить ue-
мецких солдат, торопливо перекликаюцеих-
ся в огороде, те они ищут маленькую
девочку, которая спряталась. потому что
68 дедушку и мать они только что убили
за найденную в сундуке фотографию лей-
тенанта Брасной. Армии; они находят де-
вочку в высокой кукурузе и ‘пристрели-
pant, Трулно поверить, чтобы немцы

цию Кисловодска собралось около 2.000 накануне отступления продавали по’ схол-

челлвек евреев, —среди них были старики,
женщины и дети, которых погрузили в
эшелон, состоящий из 18 открытых плат-
форм ‘и двух крытых вагонов и под уси-
ленным конвоем отправили на ст. Мине-
ральные Воды.

Ня основании показаний жителей горо-
да. Минеральные Воды, а фашиет-
ских злодеяний: Лисицина Ф. М.. Михее-
ва Н. В., Белоусовой Е. E., Розанова
А. Н. и других, а также машинистов паро-
возного депо Минеральные Воды — Павло-
ва А. М. и Самунова А. В.. сопровождав-
ших со станции Кисловодск эшелон © ев-
рейским населением в составе 18 плат-
форм и двух вагонов, установлено, что
прибывшие 9 сентября 1942 г. в эшелоне
со станции Кисловодек около 2.000 совет-
ских граждан по напиональности евреи
были, по приказу коменданта города Кис-
ловодска Поль, начальника гестапо горо-
ла Кисловодска Вельбен, его помощника
Вебер и коменданта торола Минеральные
Вохы майора Барт. расстреляны в проти-
вотанковом рву против стекольного заво-
да, в двух с половиной километрах. от
г. Минеральные Воды. Здесь же были рас-
етреляны тысячи евреев с их семьями,
вывезенные из Ессентуков и Пятигорска.

10 июля 1943 г. членом Чрезвычай-
ной Государственной Комиссии академиком
Алексеем Толстым была произведена рас-
копка этого противотанкового рва на про-
тяжении 551 метра. Комиссия установила.
что в этом противотанковом рву находится
не менее 6.300 зверски расстрелянных со-
ветских граждан,

Установлено, что организаторами истя-
заний и расстрелов советских граждан В
г. Минеральные Воды были немецкий во-
енный комендант города майор Барт и на-
чальник полевой жандармерии  штаб-
фельлфебель Ройтгарл, по приказу которых
расстреляны железнодорожники, „рабочие и
служащие советских учреждений...

При вскрытии того же противотанкового
рва были опознаны трупы граждан Мине-
ральные Воды —— кондуктора Табурченко
П. Ё., его сына учителя Табурченко В. И.,
кондуктора Вукса П. П., токаря паровоз-
ного депо. Захарова М. И., машиниста де-
по Советова И. А. и других.

Чрезвычайная Государственная Комиссия
считает ответственными за совершенные
злодеяния в городах: Ставрополе. Георги-
евске. Кисловодске, Ессентуках, Минераль-
пых Водах, курорте Теберда и других рай-
онах Ставропольского края — за массовые
убийства многих тысяч невинных мирных
жителей, за убийства и истязания ране-
ных и больных военнопленных, за нечело-
веческие пытки в застенках гестапо, 3%
ограбление и увод в немецкое рабетво со-
ветских траждан, организованные по пря-
мым приказам и директивам гитлеровекого
военного командования: командующего
первой танковой армией генерала кавалерии
Макензена. начальника тыла танковой ав-
мии генерала Штубенрауха, начальника
пропатанлы танковой армии зониер -фюрера
доктора Витте. начальника полевой жан-
дармерии полковника Монца, а также непо-
средетвенных исполнителей указанных
зверских преступлений:

1) По тор. Ставрополю — начальника
гестапо Майера, начальника команды
«СД-12» обер-лейтенанта Кацендорфа, на-
чальника «СД-12» обер-лейтенанта Клей-
бера, его заместителя — офицера гестапо
Кнора. обер-лейтенанта гестатю Венцеля,
начальника тюрьмы гестапо обер-лейтенан-
та Шмидта, его заместителя вентерпа Эн-
гель Николая, офицеров гестапо — Шуль-
ца, Фреймана, Штунфа, Байера, следовате-
дя гестапо Горинтропа, обер-лейтенанта
войск «CC» Ферпикса; офицеров — вра-
чей «СД-12» Рауша и Шредера, доктора
Шульца, шефа по вопросам сельского хо-
зяйства Клейнца, обер-фельдфебеля коман-
ды «СД-12» Геринга. фельдфебеля команды
«СД-12» Шмитда,  ефтрейтора кома
«СД-12» Чич Адольфа и начальника ГФТ

(тайной полевой полиции) лейтенанта
Ноя.
2) По гор. Кисловодску—комендантов

Поль и майора Лидтке, начальника геста-
по Вельбена, помощника начальника геста-
по Вебера, первого следователя гестано—
Геринга, второго следователя—Циже, за-
местителя коменданта гестапо — Келлера,
начальника хозяйственной части Хаумана,
второго начальника хозяйственной части—
Хуш, начальника немецкого. ‘лазарета
№ 31136;. обер-артца Геллера, старшего
фельдфебеля Ромакау, фельдфебеля Райфа
и старшую медицинскую сестру этого ла-
зарета Минну.

3} По тор. Пятигорску — начальника
гестапо. «СД-12» капитана Винца, замеети-
теля начальника гестапо «СД-12» обер-
лейтенанта Фишера, начальника биржи
труда полковника Аншпона, второго на-
чальника биржи труда офицера Ланке.

4) По гор. Ессентуки — коменданта
обер-лейтенанта фон Бека, обер-лейтенанта
фон Пфейфер.

5) Ш гор. Минеральные Воды —
коменданта майора Барта, начальника по-
левой жандармерии  штаб-фельдфебеля
Ройтгарда.

6) По гор. Теоргиевеку — начальника
немецких лазаретов шеф-врача барона фон

золото,   Гаймана.

7) По курорту Теберда — коменданта

бельё, обувь п сто тысяч рублей наличны-   города Микоян-Шахар обер-лейтенанта 0т-

ци лепьтами,
18 августа 1942 г. военным комендан-

то Вебера.
8) По гор. Железноводску—кбчсидантов,

том Поль была об’явлена регистрация вее- капитанов Вульфа и Кофмана, офицера ге-
го еврейского населения, независимо от!стапо Франка.

&

ной цене на городском рынке спирт и
  питьевую cory,
лорый. а в пакетиках с Hague’ «cola»
находилась щавелевая кислота. Но ‘они
действительно. продавали это, и свыше ‹е-
мисот доверчивых жителей города  Геор-
гиевска отравилось,— заболело и умёрло.
Следственный акт, а за ним и — обвини-
тельный, ожидает виновных в этом отрав-
лении, чтобы предать их суду.

Половина моей жизни прошла в те го-
ды, когда европейская цивилизация pac-
цветаль под солнцем почти полувекового
мира.

Я бесктрашно останавливалея в немец-
ких тостиницах и спал там; не затирая
двери на ключ; в Германии У меня ни
разу не украли моих чемоданов. Я свято
верил, что каждая капля моей крови при-
надлежит мне, и ни один немец не в пра-
`ве выпустить её через дырку, просверлен-
ную ножом или пулей. Я человек старого
поколения. Я не понимаю современных
немцев. За пять месяцев оккупации Север-
вого Кавказа в одном только Ставрополь-
ском крае они насильно отобрали у насе-
ления (ограбили), зарезали и с’ели и ча-
стично угнали в Германию сто сорок ле-
вять тысяч 674 коровы, один миллион
восемьсот пятьдесят тысяч 259 овец и
KO3, CTO девяносто шесть тысяч 462 сви-
ньи, восемьсот пятьдесят тысяч кур, гу-
сей и знаменитых чбрных индеек, и так
далее...

Я ное понимаю современных немцев, ко-
торые, торопливо отступая ‘в январе меся-
це © Северного Кавказа, делали то, что
обычно делает уголовный преступник,
уходя из ограбленного им дома, гле он
прирезал хозяев. — омерзительно  пачкает
на самом видном месте. Во всех городах в
станицах областей и республики Северно-
го Кавказа и Кубани немцы взорвали я
сожгли все —без исключения— школы, те-
атры, кино, гостиницы, библиотеки вмесле
C книгами, больницы. санатории, лворцы
пионеров и общественные элания. тех
местах, куда из-за спешки отступления: не
поепевали прибыть взрывные команды,
там немецкие солдаты © кирками и лома-
ми разбивали окна, ванны. умывальники
H уборные. даже вентиляционные решёт:
ки, стреляли 3 автоматов по лепным
украшениям. облирали и ломали мебель,
искалывали штыками оцинкованные кры-
ши,—что с. несомненностью указывает на
немецкую добросовестность в работе и на
вкус к разрушению. В Железноводске —
курорте. равного которому по медицин-
скому оборудованию и комфорту не было
в Европе, немпы устроили мясокоптиль-
ни; в великолепных санаториях. отделан-
ных драгоценным деревом и мрамотом, они
сложили печи и пять месяцев дымили ¢a-
лом и свиной копотью в разбитые окна
этих дворцов и в январе — при бегетве
из Железноводека-—взорвали все санатории.
и дома отдыха.

в

ЕВЫЙ ДУРМАН

умертвили. окисью углерода в машинах

es ret 660 больных психиатрической больницы,
12 августа немцы вывезли в район аэру.

Алексей ТОЛСТОЙ дрома три тысячи пятьсот жителей еврей.

; : : ской национальности и расстреляли oy

и из автоматов. 15 августа вывезли на Tep-

’

Beé, 0 tem © B1eCh рассказываю, я ви-
дел своими ‘глазами,

более печальное. Ha Северном Кавказе

немцы Убили всё еврейское население, в   через
большинстве эвакуированное за время вой-  комендант

ны из Ленинграда; Одессы, Украины, Иры-
  ма. Здесь было много учёных, профессоров,
врачей, эвакуированных вместе с науч-

ными учреждениями. Подготовку к массо-   тора тыся
вым убийствам немцы начали с первых же весь день
дней оккупации. Они организовали еврей-   ТИ

ские комитеты, будто бы для переселения
ой в мало заселённые области Украи-
ны, и — одновременно — создали для них
Я И унизительные Услови:
жизни: старики, подростки, больные, учб-
ные, врачи, старухи, едва’ передвигавшие
ноги, равно выгонялись на тяжёлые зем-
ляные работы, без оплаты и без Хлебного
пайка; приказывалось носить на груди
желтую звезду и запрещалось входить в
столовые, магазины и общественные места.
Запрещалея выезд из города. Таким -обра-
зом, когда, наконец, об’явлен был «день
переселения», евреи с величайшим осблег-
чением собрались в указанных местах,

причём спирт был мети-  вместе с семьями, с’багажом в ‘двадцать  СТВа аВтокузовов

килограммов на человека и продовольст-

вием на два дня. Ключи от квартир они СЯчи восемьсот евреев — взрослых и де-
оставили в домоуправлении, — в прикале тей — бы

командующего армией им была гарантиро-
вана неприкосновенность их имущества.
Олин армянин рассказал мне, что в это утро
он пришёл на вокзал в Кисловодске; шумная
и оживлённая толпа грузилась в девятна-
дцать открытых и закрытых. вагонов, два-
дцатый был для членов еврейского коми-
тета; армянин разыскал в толпе знакомую
женщину’ и сказал ей: «Отдайте мне на
оспитание вашу дочь, вы не доедете до
краины». Семилетняя дочка этой жен-
щины была такая ‚ красавица и умница,
что все заглядывались на неё. Он долго
уговаривал женщину, она задумалаеь, об-
няла дитя. «Нет, — ответила, — что
будет, то-будет, мы не расстанемся».

Ё часу дня поезд,

станцию Минеральные Воды, остановился
в поле, и сопровождающие немецкие офя-
церы в бинокль осмотрели складки моет

ности; осмотр их не удовлетворил, поезд   малитне. Гестановцы
задним ходом. вернудея в Минеральные   и

Воды, прошёл на запасный путь и оста-
цовилея у стекольного завода. «Вылезай,
прыгай на землю!» — закричали немпы-
конвоиры. Тогда началось беспокойство.
Члены еврейского комитета, среди которых

было четыре известных врача и ножилой!

писатель Бергман, успокаивали: «Нем-

цы——враги, немцы—суровы, но они же —  6000 человек,

культурные люди, мы должны‘ верить обв-
щанию командования...». «„Лоследовал при-
каз сдавать \драгоценности. Торопливо
внимали серьги. кольца, часы и бросали
в пилотки охранникам, Прошло ещё минут
десять. Под’ехаля штабная машина е на-

чальником. гестацо Вельбен и комендантом, вать детские трупы. Раскопками в двух
ем   местах этого оврага обнаружен 161 труп

Поль. Последовал приказ: «Раздеться в
догода...».

Bcé это мне рассказал единственный из Так. в Ставрополе на аэродроме при рас-
ие в живых старик Фингерут,—   чистке щелей до сих пор’ обнаруживают
-в траву  трупы.

н  спрятался на запасном пути
as колёсами вагона, Когда был при-
каз — раздеваться — люди поняли.
сейчас — конец жизни. сейчас

так кричали, что вылезали глаза и мно-
гие сошли с ума. Многие раздевалиеь —

Но я видел гораздо   закрытые машины из Города

в котором находилось! повцы, они всегда почему-то осматрива-
около ‘Тысячи восьмисот человек, проехал! ли низ машины, После этого шофер ВЕЛЮ-

47   каменоломнях, открыто и опознано окол

——   трехсот трупов траждаЮ русской нацио-
казнь. Люди начали кричать, метались и   нальности. Ещё И сейчае на крутом из-

ь риторию психиатрической больницы emi
И и и а траждан еврейской национально.
eos ованные  сти, расстреляли и зарыли в силоеныт
a anal SN ий м apEneay ямах. Кроме этих массовых убийств, нех.
ви B дания школы — на цы арестовывали и Аи pyceros
окраине Ессентуков — собрались для пере-.  наседение города, — людей им р
селения, © багажом и продовольствием, тельных по тем или ии причинам. Все.
507 трудоспособных евреев и около полу- го, немцами убито в . таврополе свыше
ц детей, стариков-и старух. Они пяти тысяч пятисот ‘человек русских и
‚ После двадца-  евреев.
часов ЕЯ HOLL грабить их  Снасшийся от А ieee Ine
багаж и партиями грузить людей в ма-! невский рассказывает убийствах 13
шины. Е ‘утру следующего дня все две   августа... «Нам дали: лопаты ie dan
тысячи человек были умерщвлены и CBa-   CeCTh в крытую брезентом авт  ПИ
лены в противотанковый ров в Мине-  группой в 30 человек арестованных, Не
ральных Водах. повезли за город в сопровождении двух
Показаниями свидетелей и медицинским легковых машин с вооружёнными немца-
исследованием трупов можно установить,   ми, На окраине города марина останови.
что для умерщвления немцы применяли,   лась, немцы отделили восемь человек 10-
кроме расстрела, также удушение окисью [жилого возраста, и нас в количестве два-
углерода в герметически закрытых, спе- пцати двух человек повезли дальше К ме-
циально для такого убийства построенных  сту, называемому Холодный родник. Тах
машинах. ‹ нас поведи к цементной яме — пример-
Военнопленный автомеханик Фенихель   HO. 8 на 12 я — она была напод-
дал нам подробное описание такой маши- нена трупами людей и немного присыпана

НЫ, построенной на «Заводе строитель- землёй, сквозь которую сочилаеь кровь,
2/0 Берлин». ‚  Когла мы лопатами засыпали эту яму, пас

_ заставили засыпать другую — поменьше, в
В Патиоуске, ом так же, 96 тЫ которой тоже были трупы. Когда и №
ли провокационно созваны для Яма была засыпана, нас всех повезли за
переседения, отвезены в машинах в Мине-   километр к нескольким ямам и траншеяу,
ральные Воды, умерщвлены и свалены   Паполненнымх трупами расстрелянных мух-
В тот. же противотанковый ров. Немцы ЧИН, женщин и детей, лежавших в нижнеу
очищали Пятигорск и в дальнейшие дни. бельо или совсем раздетых. Неподалёку от
Свидетельница Островенец рассказывает  одной из траншей лежали вниз лицом те
нам: «Я жила во дворе, где немцы устро-  восемь человек,. которых от нас отделили,
или камеры с» замурованными окнами для Они были живы. Когда мы начали рабо-
заключённых. Я наблюдала, как к этим  тать; под’ехал на машине офицер, по его
камерам под’ езжала вплотную чёрная, за-  приказанию мы легли вниз лицом, а тех
крытая автомащина. Тогда по камерам   вовьмерых немцы ударами заставили под.
разносилась команда: «Раздевайся». Начи-  няться и подойти к траншее, в них вы-
нались дикие крики заключённых жен стрелили из автомата и они ‘упали туда,
щин и детей. Затем их—полураздетых—  после чел мы продолжали зарывать тру-
выталкивали Из камер, загоняли, втаски- пы. Вместе © нами был ‘профессор мате-
вали за волосы в автомашину. Дверь ‘её матики Гойх, в засыпаемой` яме он вдруг
плотно закрывалась. Йз тюремного поме- узнал трупы двух своих детей, бросил ло-
щения выходил офицер и другие геста- пату и прыгнул в’ яму. Офицер подошёл
и застрелил профессора. Примерно, в пол-
день к этому месту под’ехали три грузо-
вых машины, на которых лежали и сиде-
ЛНОСТЬЮ Нелзаглушал Ужас ли раненые красноармейцы. Нае застави-
и топота нот находящихся В  ли снимать раненых, и на наших глазах
начинали свистеть   их расстреливали. Казнь производили офи-

Так продолжалось
церы гестапо — человек 25—3 30, фами-

становилось тихо’ и она уезжала...» И так далее, и так далев— я перево-

Произведённые под моим наблюдением рачиваю скорбные страницы показаний
раскопки противотанкового рва в Мине-   свидетелей массовых убийств, пыток в ге-
ральных Водах обнаружили плотную мас-
су трупов на протяжении ста пяти мет-   подростками... Я читаю показание потер-
ров. Мы определили цифру убитых более   певшей-—Настасьи Супрун. Она раесказы-

она несколько уменьшена вает, как eG пытал и мучил следовате
a Ab
сравнительно с показаниями свидетелей по Фишер, хобиваясь признания о связи с

вывозу, еврейского населения из Кисло- разведкой, В камере с ней сидела её че-
водека, Ессентуков и Пятигорска. Очевид- тырнадцатилетняя ‘племянница Ниночка
HO, не все ещё могилы обнаружены. Так, Сучкова. Её также допрашивал Фишер

под Бисловодеком в овраге, близ Кольцо- «Нипочку опять принесли п06ле ПЫТКИ.
гора, сильными дождями начало размы-   она три часа лежала без сознания с Kpo-
вавой пеной у рта. Когда очнулась — ска-
зала только: «Тётя Ася, что будет co
мной?», Когла после массовых убийств
вернулась машина. смерти, Ниночку посла-
ли убирать и мыть её. Ниночка pacera-
зала, что на полу в малпине валялись ку-
ски рваного белья, волосы, очки и испраж-
‹ нения. Ниночку опять взяли на допрос,
били палками и опять она была без со-
знанил... Четвёртого ноября Ниночку ззя-
ли из камеры, и больше её никто не ви-

‚Чал мотор, который издавал сильный гул,
однако он по
ного крика

громко смеялись,

взрослых людей и 70 детских трупов.

eo

В Нятигорске на Машук-горе, в старых

вестковом обрыве каменоломни видны чёр-
ные пятна и брызги крови и между кам-

непонятно зачем, женщины оставались в нями — обрывки одежды и женские ло-  167-*-?

трусиках, мужчины — в кальсонах. Охран:   коны. Сода неицы привозили из

тюрем   ЧТО всё это- такое? Я спрашиваю: кто

ники погнали толпу. этих людей по полю  мужчин и женщин, иногда полуживых от   Такие немцы? Как мог немецкий народ
аэродрома к противотанковому рву, от- ужасных пыток. Следы пыток обнаруже-   пасть так низко, чтобы его армия совер-

‘стоящему в. километре от. стевольного ‘ за-   ны медицинским
вода, Фингерут увидел немецкого солдата, ! челюсти,

который волок за руки двух детей. вынул
револьвер и застрелил их. Тех, кто пробо-
вал бежать, убивали выстрелами. Несколь-
ко автомобилей кругами мчались по полю,
из них стреляли по разбегайщимея. He
легко убить тысячу восемьсот человек, —
пологнав их к противотанковому рву, их
расстреливали от часу дня до вечера.

В Президиуме „Верховного Coheta РСФСР

0 присвознии Н, С. Голованову и

В, Ih Марецкой почетного звания

«Народный артчст РОФСР»

Президиум Верховного Совета РСФСР заслуженному деятелю искусств РСФСР,

постановил:
За выдающиеся заслуги в области ис-
кусства присвоить почётное звание

«Народный артист РОФОР»:

художественному руководителю и главному
дирижёру Белыного симфонического op-
кестра Веесоюзного Радиокомитета(

2. Марецной Вере Петровне — s3acay-
женной артистке РСФСР, артистке Москов-

1. Голованову Николаю Семеновичу — ского театра им. Моссовета.

Вручение орденов художникам В. Н. Бакшееву,
В. К. Бялыницкому-Бируля, Е. Е. Лансере, В. Н. Мешкову,

И. Н. Павлову, В. С.

Вчера, 4 августа, Председатель: Прези-
диума Верховного Совета СССР tos.
Калинин вручил в Кремле ордена

группе старейших русских художников,

а выдающиеся заслуги в развитии изо-
бразительного искусства орден Трудового
Красного Знамени вручается художнику
В. С. Сварогу, награждённому в день его
щестидесятилетия. Ордена Трудового Крас-
ного Знамени за многолетнюю творческую
деятельность и выдающиеся-заслуги в раз-
витии русского изобразительного чскусства
получают художники В. Н. Бакшеев, В, К,
Бялыницкий-Бируля, Е. Е. Лансере, В. Н,
Мешков, И, Н. Павлов и К. Ф. Юон,

Награждение этих крупнейших мастеров,
воспринятое всемм советскими художниками
как проявление величайшего внимания к
ним со стороны Советского Правительства,
как бы воскрешает многолетнюю историю
‘русского изобразительного искусства.

Старейшие русские художники, творче-
ская ‚деятельность которых исчисляется че-
Eran пятью и шестью десятками лет,—

С. Сварог, В. Н, Бакшеев, В, К.` Бялы:
ЕЯ -Бируля, Е. Е. Лансере, В. Н. Меш-
ков, И. Н. Павлов, К. Ф. Юон — являются
продолжателями лучших традиций русской

Сварогу и К. Ф. Юону

реалистической живописи. Их замМечатель-
ное своей жизненностью и полнокровием
творчество, несомненно, оказало сильшей-
щее влияние на формирование молодых со-
ветских художников. Оня и сейчас полны
творческих замыслов, неутомимо ‘работают,
создавая. всё новые выдающиеся полотна.

Обращаясь к художникам-орденоносцам,
тов. М. И, Калинин сердечно поздравил их
с получением наград.

— Я поздравляю  вас.— сказал тов. Кали-
HHH,— с наградой советского народа за ва:
uly многолетнюю творческую работу, за
ту культуру, которую вы несли в народные
массы. Конечно, ‘мы—старики, но советский
строй и стариков молодит, а юношей делает
мужами. Я думаю, что эта награда послу-
жит новым стимулом для дальнейшего раз-
вития вашей творческой деятельности, и от
души желаю вам на этом поприше самых
наилучших успехов.

Выступая от имени награждённых худож-
ников, В. Н, Мешков выразил горячую бла-
годарность Советскому Правительству, уде-
ляющему в такое суровое для нашего госу-
дарства время столь болышое внимание
представителям изобразительного искусства,

(ТАСС).

——ыы=——«„—.  АЗ

СТАХАНОВСКАЯ ВАХТА

ШУЯ ‚(Ивановская область), 4 августа.

(Наш. норр.). Учащиеся ремесленного учи- зи

лища № 10 города Шуи стали на стаха-

ногокую вахту, › врганизованную в честь С\®НУ по две нормы,

Ученики Завьялова, Чичваркина, Кор-
нкина и мпогие хругио выполнили за
‘установленные для

наступающей Красной Армии. В первый жа  Кадровых рабочих. Ученица Владимирова

день учащиеся

группы мастера Суслова   работала на двух отанках и значительно

вместо 750 деталей по плану за день дали перевыполнила своё задание

900. за 4 часа,

осмотром,— вырванные   Шала дела, о которых тысячу лет © омер-
изломанные и обожжённые ко-   Зением и содроганием будег вспоминать че-
нечности, скальпированные черепа. Людей   ловечество? Каким раскаянием и какими
ставили на краю обрыва, расстреливали и   делами немщы смогут смыть с себя пятно
затем на упавших обрушивали взрывом   позора? Пятно позора — это нацизм, Не-
камни. На Машук-горе, на кириичных за-  мецкий народ не плюнул в глаза своему
водах и в других местах обнаружено до   соблазнителю и пошёл за Гитлером уби-
сих пор 356 тпупов, в числе их женских  вать и грабить. Горе тем немцам, кто те-
и детских — 66. перь же, не откладывая на завтра, не
В городе Ставрополе немцы 10 августа (очибтся от коричневого и  в,

А АЗА„А»АЗ”З АЦ.

Шире соревнование В и трактористов!

В соревнование включились сибиряки

На поля Омской области вышли сотни
комбайновых агрегатов. Комбайнеры и
тракториеты — сибиряки дружно включи-

лись во Всесоюзное соревнование за отлич-
ное проведение уборки.

Вомбайнер Северной МТС Сергей Наумов
{на сцепе двух «Стадинцев» уже убрал
440 гектаров хлебов.

— Уберу не менее 2,500 тектаров и
сберегу для страны 15 процентов, торюче-
то— так заявил Сергей Наумов своим то-
варищам.

Молодой комбайнер Пазвлоградекой МТС
Величко с начала соревнования убрал 124
тектара ржи.

Высокую выработку дают комбайнеры
Молотовекой МТС Пичугин и Гоголь. За

последние три дня комбайнер Гоголь убрал
150 гектаров. Пичугин ‘на одном «Ста-
Линце» за два дня скосил 70 гектаров.

Горячо оспаривают первенство комсо-
мольско-молодбжные комбайновые  агрега-
ты. Комсомолка Надежда Мятелько из Бу-
НЯКОвСКОЙ MTC Одесского района за не-
сколько дней убрала своим комбайном 130
гектаров.

Комсомольцы — комбайнеры и тракто-
ристы взяли на себя НЮ обяза-
тельства и на деле показывают, что они
уберут урожай быстро и без потерь.

Молодые комбайнеры соревнуются меж-
AY собой за бесперебойную работу машии
и экономию горючего.

H, ПОВАРЦОВ,

_Фиереди- -пороузешщы

Молодые комбай норы Саратовской обла-
сти с первых же дней уборки начали
упорную борьбу за выполнение своих обя-
зательств. На-днях в полевых станах сов-
Хозов и колхозов прошли короткие митин-
ги молодых водителей комбайнов.

— Великий Сталин вынес > блатодар-
ность воннам Красной Армии “за yenem-
ную ликвидацию летнего наступления нем-
цев. Давайте же мы трудитьея так, что-
бы завоевать благодарность вождя, Помо-
жем колхозам в срок до елиного зерныш-
ка убрать урожай, во-время и полностью
‘рассчитаться с тосударством по зерноно-
ставкам.

Tak заявила на митинге в полевом ста-
не колхоза имени Житкова Новоузенского
DR Анна icine — начальник комсо-

-мол iH
BS одёжного комбайнового агрега-

Отвечая на призыв чкаловских комбай-
неров и трактористов, Анна Серова и её
товарищи взяли обязательство Убрать ком-
байном «Сталинец» не. менее 800 гекта-
ров за сезон, сэкономить 15 процентов го-
рючего и после косовицы хлебов сдать ма-
шины в полной. исправности.

Молодью патриоты неуклонно. выпол-
HAlor ©в0ё обещание. Комбайном «Стали-
нец» они уже убрали свыше 200 текта-

ров урожая и сэкономили 83 килограмма
горючего.

Хорошо работают комбайнеры Хвалын-
ского района Павел Мерлинов и Яков Ма-
лаев, взявшие на себя обязательство уб-
рать в этом году по’ 1.500 тектаров- из
каждый комбайн «Сталинец» и сэкономить

полнение порм выработки и-отличное кд-
чоство уборки оба комбайнера занесены нз
областную Доску почёта.

В соревновании за образцовое проведе-
ние уборки урожая первыми идут ново-
узенцы. Здесь хорошо убирают хлеба по
только комбайнами, но и простыми маши-
пами, а также ‘вручную. В колхозе имени
Ворошилова успешно прошёл воскресник
по завершению уборки, ячменя, проведён-
вый по инициативе комсомольской opra-
низации. На поле вышли все — от ста-
рого хо малого. Комсомольцы и молодые
колхозники вручную убрали свыше 30 гек-

таров яуменя, 200 пионеров и школьни-
ков собрали колосья с площади в 11 гек-
таров. Ударно работала молодёжь на л0бо-
грейках. Звено Павла Евтеева в этот день
выполнило три нормы, звено Pmanon-
ской — дво нормы.

В. СТОРОЖУК.

стапо, насилий немцев над женщинами и’

по 500 килограммов горючего. За перевы-,

—