ЗВЕРСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ГИТЛЕРОВЦЕВ
С СОВЕТСКИМИ ВЗЕННОПЛЕННЫМИ

СТОКГОЛЬМ, 4 августа. (ТАСС). Швед-
ская газета «Норшенсфламман» сообщает,
что трём советским” военнопленным удалось
бежать из германского лагеря для военно-
пленных в Норвегии и перейти шведско-
норвежскую границу. По словам , газеты,
указанные ` военнопленные находились сна-
чала в лагере, расположенном в Германии.
Этот лагерь представлял собой сплошной
ад. Санитарные условия в нём совершенно
не соблюдались. Находящиеся в нёмдвоен-
нопленные невероятно истощены. Многие из
них заболели туберкулёзом. За больйыми
не было никакого ухода, лекарства отсут-
ствовали. В результате жестокого режима
и болезней в лагере остались в живых не
более 25 проц. находившихся в нём воен-

нопленных.
—о—-

Положение в Италии

НЬЮ-ЙОРК, 4 августа. (ТАСС). Берн-
ский корреспондент агентства Юнайтед
Пресс пишет, что, по сведениям, получен-
ным из Италии, «оппозиция правительству
Бадольо распространяется во всей стране и
возглавляется 5 политическими партНЯМи».
В Милане и других промышленных центрах
изданы приказы, подтверждающие ^ запре-
щение населению выходить на улицу с
наступлением темноты. В этих городах ши-
роко распространяются прокламации, в ко-
торых Бадольо обвиняется в том, что он
действует наруку немцам и не хочет дать
стране мир. .

=

Германски» власти препятствуют
возвращению итальянских рабочих
на родину.

СТОКГОЛЬМ, 4 августа. (ТАСС). Берн-
ский корреспондент шведской газеты «Свен-
ска моргонбладет», ссылаясь на сведения
из достоверных источников, сообщает, что
с 31 июля немцы задерживают все поезда
с итальянскими рабочими, пожелавшими
возвратиться из Германии в Италию. Кор-
респондент сообщает также, что Германия
совершенно прекратила отправку угля в

Италию.
—о—-

Регистрация женщин для отбывания
нациенальной повинности
в Англии

ЛОНДОН, 4 августа. (ТАСС)..Как пере-
дает агентство Рейтер, парламентский сек-
ретарь министерства труда и национальной
повинности сообщил палате общин, что в
сентябре и октябре текущего Тода будет
проведена регистрация женщин в возрасте
от 47 до 50 лет включительно для отбы-
вания национальной повинности.

ee

Ограничения экспорта из США
в Аргентину

НЬЮ-ЙОРК, 4 августа. (ТАСС). Руко-
водитель Управления экономической войны
США Кроули уведомил 16 тыс. американ-
ских экспортеров, что лицензии на экспорт
в Аргентину, выданные до 1 Man текуще-
го года, аннулированы. По словам Кроули,
эта мера вызвана стремлением получить
гарантию в том, что в будущем товары,
вывозимые в Аргентину, будут направ-
ляться только в адрес «заслуживающих
доверия товарополучателей». На лицензии,
выданные после   мая, это распоряжение
не распространяется, так как они выдава-
лись с большей осторожностью, чем рань-
ше. Кроули отметил, что аргентинское
правительство было заранее предупреждено
об этом мероприятин.

ОТО

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 4 августа. (ТАСС). Штаб
об’единённого командования вооружёнными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что авиация союз-
ников продолжала атаковать японские бар-
жи на этом театре военных действий. За
последние 10 дней авиация союзников
уничтожила нли вывела из строя около 200
японских барж. Японцы понесли большие
потери в людях и материалах.

На острове Новая Георгия авиация союз-
ников атаковала японские позиции и воен-
ные сооружения в районе гавани Байроко
Отмечены пожары и взрывы. Части войск
союзников, продвигаясь вдоль побережья,
достигли восточной части японского аэро-
дрома в Мунда. Продвижение войск союз-
ников в других частях острова продол-
жается.

У острова Новая Британия авизция союз-
ников атаковала два японских корабля, как
полагают, эсминца. Отмечено прямое попа-
дание в один корабль. Авиация союзников
произвела налёт на скопление 20 японских
Cape у мыса Глоустер. Уничтожено 10
арж.

Ответы Идена на запросы в палате общин

ЛОНДОН, 3 августа. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, сегодня н палате
общин неожиданно состоялись прения по
вопросу о политической стороне военного
положения. Министр иностранных дел
Иден, говоря о Муссолини, сказал: «Я, как
и предшествующие правительства, пытался
уверить себя в том, ‘что с Муссолини мож-
lito вести переговоры. Однако я убедился,
‘что с ним нельзя было вести переговоры.
как нельзя вести с ним переговоры и
\ теперь, к счастью, по ‘другим причинам».

Лейборист Бивен спросил, какой план го-
товит правительство для оккупированных
территорий, особенно для территорий, при-
надлежавших Италии.

Отвечая Бивену, который высказал так-
же опасение относительно демократичности

-\ установленной формы управления. оккупи-

итальянскими территориями,
1ден указал, что на (Сицилии запрещена
политическая. деятельность, но там про-
исходят бои. Иден сказал далее, что Би-
вен, повидимому, приведён в замешатель-
‘ство, полагая, что принятие безусловной
капитуляции может повлечь признание
итальянского правительства. Если ачглий-
 ское правительство примет от кого-либо
безусловную капитуляцию, то он, Иден, не
будет считать, что тем самым он хотя бы
в малейшей степени признаёт тех, кто
капитулировал. Иден указал, что он был
бы чрезвычайно доволен завтра же принять
от. Гитлера безусловную капитуляцию.
 «Мы, как военный кабинет, — заявил в
‘заключение Иден, желали бы, чтобы Ита-
лия приняла предложенную ей безуслов-
ную капитуляцию, ‘и стремимся к тому,
чтобы нам были предоставлены условия, с
помощью которых мы могли бы еще ‘более
энергично вести войну против Германии
Мы ‘также стремимся обеспечить мйр, в
котором Италия сможет вновь играть свою
роль как уважаемая нация».

а

Отвечая на вопрос о том, в чем заклю-
чаются почетные условия мира, предложен-
ные итальянцам Об’единенными нациями в
последнем обращении генерала `Эйзенхауэ-
ра по радио, и может ли безоговорочная
капитуляция быть почетной, Иден заявил:
«Я ‘мору представить себе обстоятельства,
при которых безоговорочная капитуляция
может не являться бесчестной для тех,
кто пошел на нее». Иден исвторил, что
птальянцы не выставили никаких мирных
условий, а союзники продолжают требовать
безоговорочной капитуляции.

Один из членов палаты просил Идфна
уточнить — будет ли любой акт нейтралов
в смысле предоставления ими убежища или
защиты Муссолини и другим преступни-
кам войны расцениваться, как явно недру-

жественный акт? Иден ответил следую-

mee: «- Fn Saleen

Б 1931:

Насреддин

межнационального.

Как прибрежный морской ‘камень шли-’

фуется столетиями набегаюшей волной,
сменами приливов и отливов и приобре-
тает нарялную многоцветность и полиров-
ку, так шлифуется
  смене поколений, отражая опыт и мудрость
‚ миллионов. Это чувствуется и в народной
поговорке и в смешном рассказе о На-
среддине.

Позаимствовать у народа богатства его
  многовекового творчества, ‘провести через
горнило культуры, привнести сюда лепту
‚индивидуального творчества художника, a
затем в обработанном виде вернуть это
произведение народу — одна из благород-
нейших и наиболее возвышенных задач
  искусства. Так работали нал фольклором и
‚ Пушкин, и Лев Толстой, и Максим Горь-
  КИЙ.

Задачу именно такого порядка, повиди-
мому, и ставили перед собой в области ки-
нематографии, самого народного искусства,
  писатели Л. Соловьёв и В. Виткович, напи-
‚савшие сценарий фильма о Насреддине, и
 Кидорежнсятр Я. Протазанов, поставивший
  картину «Насреддин в Бухаре».

Фильм служит и другой благородной це-
‚ли, Он должен познакомить зрителей всего
Советского Союза с народным героем Со-
ветского Востока. Это способствует куль-
турному взаимообмену н дружбе народов
нашей великой многонациональной Родины,

Хорошо и то, что экран получил картину
комедийного жанра. Наш зритель увидит
ee из немногих кинокомедий, созданных
за время Отечественной войны.

‚ В годы гражданской войны А. В. Луна-
‚Чарский писал: «Я часто слышу смех, я
‚вижу смеющиеся ляца на улицах, я слышу,
 как смеётся толпа рабочих, красноармейцев
‚на весёлых спектаклях или перед весёлой
 кинолентой, Я слышал раскатистый хохот

н народный юмор в, тов. Все

и там, на фронте, в нескольких верстах от
места, где лилась крозь. Это показывает,
что в нас есть большой запас силы, ибо
смех есть признак силы». Слова эти звучат
злободневно и сегодня.

Авторы фильма, как видим, взялись за
разрешение задачи, во многих отношениях
важной и своевременной. Но дело было со-
пряжено с большими трудностями.

Народные легенды о Насреддине пред-
ставляют собой переплетение дробных эпи-
зодов, крылатых слов, лаконичных OTBe-

Именно в этой, насквозь пронизанной бы-
том среде живет Ходжа; здесь сверкает
его находчивость, веселит меткость  реп-
лик. Как же об’единить этот материал в
цельный, связный сюжет? Тут авторы
оказались перед композиционной  трудно-
стью особого рода. Она требовала и 0собэ-
 гогразрешения именно в комедийном плане.

В некоторых случаях авторам это уда-
лось. В фильме есть отдельные хорошие
кадры и несомненные находки, Горшечник
Нияз со своей дочкой красавицей Гюльд-
жан попадают в лапы ростовщика Джа-
фара. Насреддин. хочет выручить HX из
беды. Он идёт в чайхану. своими шутками
веселит народ, призывая’ помочь Hussy,
срочно собрать 400 таньга. Бедняки с ра-
достью отдают последнее, к ногам Насред-
дина летят пояса, халаты, утварь. Сцена
живая и‘колоритная. Или другая сцена —
на базаре. Стража эмира в поисках На-
‘среддина, переодевшегося женщиной, устра-
ивает облаву и срывает со всех женщин
чадру. Возмущенная толпа набрасывается
на стражу, обстреливает её дынямя, горш-
ками, посудой. Массовая сцена разыграна
весело, в ней есть комические моменты,

В фильме приведены и шутки, и остро-
словие, и обличения, и проделки Насред-
дика. Но в целом фильму все же нехва-
тает гротеска и юмора.” Действующие
лица комедии помирают со смеху на экра-
не, а зритель остается безучастным, Слова
Насреддина в фильме не смешны. Не смеш-
ны, неправдоподобны, а порою и вовсе ис-
кусственны многие сюжетные положения
фильма. Мало выразительны костюмы и

РЕДАКЦИИ;

положения — сугубо бытовые.

справочный — Д 3-30-66;
-38 отдел литературы и искусства — Д 3-31-94: военпый отдел — Л 3-36-24: писем — Д 3-3

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

грим, Разве так, например, должен выгля-
деть в комедии уродливый ростовщик, хро-
мой и косоглазый горбун? `

Ходжа Насреддин, переодетый и 32-
гримированный, проникает во дворец
эмира под ведом звездочета, мудреца и
лекаря; он морочит повелителя ухары

перед лицом всего «ученого совета». Раз-
ве не уместно было бы тут показать еди-
ноборство учёного оджи с сильнейшим
из придворных - мудрецов? :

В романе Леонида Соловьёва о Насред-
динё  «Бозмутитель спокойствия», °— по-
служившем канвой для сценария, такой
спор приведён, но и там он, к’ сожалению,
мало удачен. Два варианта такого спора
даны в собрании анекдотов о Насреддине,
и они по блеску юмора не уступают, по-
жалуй, диспугу учёного англичанина с
Пантагрюэлем у Раблэ. Вот характер юмо-
ра, котсрый на самом деле призушНасред-
длину. До такого уровня фильм нигде не
возвышается.

Очень слаба и комедийно мало вырази-
тельна игра актёров в фильме. Особенно
неудачно и вяло исполнение ответственной

роли эмира. Неубедителен и фальшив
язык, которым, по воле авторов, говорят
этот персонаж. Единственно? исключение

представляет Лев Свердлин, исполняющий
роль самого Насреддина. Он «вывозит» на
себе картину и отчасти спасает положение,
Свердлину удалось передать нелстощимую
жизнерадостность Ходжи, ‘весёлость его
нрава. Но создать цельный и живой образ
Насреддина, передать весь блеск его юмо-
ра, его бытовую кряжистость не мог и
Свердлин: сценарий не дал ему для этого
достаточного материала.

Оставляет желать лучшего также поста-
новочная и техническая сторона фильма.
Постановка бедна, снимки тусклы. На низ-
ком уровне стоит музыкальное оформление.

Фильм «Насреддин в Бухаре», интерес
ный по замыслу, но страдающий многими
недостатками, напоминае“ о том, что CO.
ветской кинематографии предстоит ещё не-
мало поработать чад важн“м ‘и нужным
жанром кинокомедии.

И. ЛЕЖНЕВ.

секретариат — Д 3-37-65 и д 3-3}

:79; отделов пропаганды и
} иллюстрации — Д 3-30-22; бюро стенограф

консерв-
в Армении, Янги-Юльский — в

sue, Токмакский — в Киргизии,

в Средней Азии.
Строятся заводы в Новосибирской, Горь-
ковской и Куйбышевекой областях, Хаба-
Татарской и Марийской
АССР. Создан завод, изготовляющий ма-

шины и аппаратуру для. консервного про-

изводетва. Оборудование это весьма проето

по своему устройству и может быть легко

установлено в любом районе, совхозе. кол-
х0зе для переработки местного сырья.

з
СПОРТ

Боевая встреча

Футбольная. команда части подполковни-
ка Кутейникова, которую для краткости на-
зывают «Динамо И», удачно выступает в
розыгрыше «Кубка Москвы» по футболу
Вчера динамовцам пришлось встретиться в
полуфинальном матче с командой Централь-
ного Дома Красной Армии на московском
стадионе «Динамо».

За команду динамовцев играли Бычков,
Л. Соловьев: Яковлев, Мроворнов, Маляв-
кин-и др. Команда ДКА вышла на’ по-
ле в своем ‘обычном составе во главе с
Г. Федотовым. . ‘ . р

Вряд ли кто из: многочисленных зрите-
лей, присутствовавших ‘на‘эгом матче, мог
предположить, что весь первый тайм дина-
мовцы будуг держать под угрозой ворота
ЦДКА, создавать на штрафной площадке
армейской команлы острые уположения и в
довершение всего откроют ‘счёт.

Футболисты «Динамо ИП» играли  стара-
тельно, с огоньком. В игре этого’ коллекти-
ва нет какой-либо определённой системы,
законченности комбинаций, технического
блеска. Зато. у них много задора, огромная
воля ‘к ‘победе. Всю первую половину матча
динамовцы решительно атаковали. Неза-
долго до перерыва подвижный и энергич-
ный правый край динамовцев Малявкин за-
бил гол.

Второй тайм начался было ‘наступлением
динамовцев. Но их’ порыв был недолгим.
Форварды ЦДКА, видимо, решили взять
реванш за’неудачи в первом тайме. Натиск
их заметно усилавался. Однако счёт изме-
нился только+на исходе 25-й минуты, Полу-
чиз передачу от Шиловского, Федотов
своим непостижимым «федотовским» ударом
послал мяч в ‘сетку. И уже перед самым
концом матча Федотов сумел перехватить
мяч на самой ленточке и передать его Щер-
бакову Щербаков сильно пробил, и мяч
влетел в ’ворота.  Судьба встречи была ре-
шена, В оставшиеся, пять-шесть минут
команда ЦДКА в полном составе ушла
на защиту;

В Воскресенье 8 августа состоится фи-
нальный матч на «Кубох Москвы», Играют
ЦДКА и «Торпедо». 7

Всесоюзный. рекорд
Виталия Ушакова

БАКУ, 4 августа. (Наш корр.). Здесь на-
ходится бригада московских пловцов, об-
учающая плаванию инструкторов-обществен-
ников Занятия происходят в открытом бас-
сейне городского парка. Бассейн хорошо
оборудован, наполняется свежей морской
водой Длина каждой дорожки равна 50
метрам.

(Наш корр.).
на Черноморском по- лучший кружок художественной самодея..

общественно-политического и

организации завода провели конкурс на
тельности, на лучшего исполнителя.

Диспетчер комсомолка Зоя Ковалёва хо-
рошо спела лирические песни из ‘кинофиль-
ма «Моя любовь» и дуэт «Два Максима»,
Незаурядное мастерство показала она и
в исполнении пластических и народных
танцев.

Отличными чтецами оказались  комсо-
мольцы Степан Масленин и Виктор Фир-
сов. Заслуженный успех У зрителей име-
ли\ исполнительницы частушек работницы
Гришина и Свиркунова,

Жюри премировало 5 коллективов и 29
солистов, Конкурс показал, что работа в
кружках много дала их участникам, мЕо-
гому их научила.

Пять лет -назац выпускники музыкаль-
ного техникума Николай и Елизавета Чер-
новоленко пришли на завод. Работая вза-
водском клубе, они привлекали в кружки
способных юношей и девушек, терпеливи
и настойчиво учили их,

Во всех кружках завода прошла уже
подготовка к смотру художественной са-
модеятельности. Разучены новые пьесы и
песни, отобраны’ лучшие исполнители,

Кружки художественной самодеятельно.
сти завода хотят ‘показать на смотре но
вый лиТературно-художественный монтаж,

М. АРКАДЬЕВ.

В Сталинграде
восстановлено
1.100 домов

Начальник Главного управления по вас-

становлению жилищно-коммунального хо-
зяйства

Сталинграда при  Наркомхозе
РСФСР инженер С. Бирюков в беседе с
корреспондентом ТАСС рассказал о ходе
восстановительных работ:

— За три последних месяца в Сталин-
граде отстроено и восстановлено 1100 одно-
этажных и двухэтажных домов площадью
в 33 тысячи квадратных метров, в завод-
ских районах — 96 домов, общая„ площадь
которых составляет 56 тысяч квадратных
метров.  Капнтально отделаны две секции
пятиэтажного дома рабочих -консервкой
промышленности и` четырёхэтажное здание
Ворошиловского районного Совета. Завер-
шается достройка зданий городского Сове-
та, телефонной, станции н одной школы, Ве-
дутся работы по восстановлению областного
драматического театра им. Горького.

Значительные результаты достигнуты и на
других участках городского хозяйства. Пол-

ностью восстановлена довоенная мощность

центрального водопровода, отремонтирова-
но 12.500 метров труб южного водопровода,
уложено 4 киломётра трамвайных ‘путей,
10 тысяч квадратных метров булыжной мо-
стовой и 1500 квадратных метров асфальта,
Ведётся строительство двух больших бань,

асфальтового завода, трамвайных ПРАВ:
ций и других местных предприятий.
На * строительстве города-героя заняты

гысячи рабочих и инженеров, в восстанов-

лении его активно участвует вся страна. Со

всех концов прибывают сюда составы,
груженные строительными материалами.
Ежедневно сотни трудящихся Сталинграда

после основной работы отдают два-три чз-

са восстановлению родного города.
а

ЕВА

Е ЕРЕСИ орк Sarre 7
UAH Rl CRY)

3 Вышел в свет № 1—2 ежемесячного
e литературно:
го журнала «Украина» (издательство ЦК
КП(б)У, стр. 72, цена 5 руб.).

Освободительной бдрьбе украинского на“
рода против гитлеровских захватчиков по-
священы рассказы, очерки и стихи А, Дов-
женко, М. Рыльского, Ю. Смолича. Л. Пер-
вомайского, В. Сосюры и др. Картины и
офорты, В. Касияна, М. Дерегуса, И. Дай-
ца отражают ужасы немецкого господства
в оккупированных районах. Украины, по-
казывают, как  свободолюбивые потомки
«великого кобзаря» мстят ненавистному
врагу за свою поруганную родину. Журнал
содержит много Материалов о заводах н
фабрихах, эвакуированных в глубь страны,
знакомит читателя с тем, как живут, тру-
дятся на новых местах знаменитые до!
басские забойщики и знатные колхозници
\Украины.

Статьи- академиков А. Богомольца и
Э. Патона, Алексея Семиволоса, Н. Анге-
линой чередуются с обзорами печати, ре-
цензиями на новые книги и фильмы.

Журнал «Украина»—яркое свидетельство
того, что в тяжёлые годы войны украин-
ская культура продолжает жить и разви-
ваться.

«Прощание с юностью» — так назы*
вается сборник лирических стихов поэта-
фронтовика Н. Рыленкова, выпущенный из-
дательством «Советский писатель» (стр. 56,

< В этом бассейне рекордсмен СССР моск.   Цена 1 руб. 75 коп.).

СИЧ Виталий Ушаков установил новый. все.
союзныи рекорл, проплыв 800 метров воль-
ным стилем за 10 минут 43,2 секунды,

агитации — Д 3-37-22; комсомольнкся жизни
ми — Д 1-04-76 п Д 3-35-20,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
д 3-37-29; отдел

—

ии

Изд. № 545,