_› Орган Центрального и Московского Комитетов ВЛКСМ

ВПЕРЕД-МОГУЧЕЕ СОВЕТСКОЕ

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

185 (5587)

Pe PC GLY

к Те

АИК ЛЕВА

Суббота, 7 августа 1943 г.

ЕЕ ЛАВА Е

]

СЛАВНАЯ ПОБЕДА   ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО
СОВЕТСКОГО ОРУЖИЯ

Орел наш! Белгород наци Эти слова с
великой радостью и волнением повторяют
сегодня Уиллионы советепих людей. Эти
слова вдохновляют наших мужественных
воинов, идущих дальше на запад. Эти сло-
ва лают новую силу бойцам трудового
фтрюнта, тем, кто строит пушки, танки, са-
молёты, кто создаёт могучую - советекую
технику, кто кубт сегодня оружие нашей
победы. г

«Месяц тому назал, 5 июля немцы на-
чали свое летнее наступление из районов
Орла и Белгорода, чтобы окружить и унич-
тожить наши. войска, нахолящиеся в Кур-
ском выступе, и занять Вурек. .

Отразив все попытки противника. про-
рваться к Курску со стороны Орла и bea-
города, наши войска сами перешли в на-
ступление и б августа, ровно через месяц
после начала июльского наступления нем-
цев, заняли Орел и Белгород». /

“Так товоритея в приказе Верховного
Гаавнокомандующего Маршала Советского
Союза’ товарища Сталина от 65 августа
1943 года.

Преднриняв 5 июля наступление против
наших войск в районе Орла и Белгорода,
немцы сосредоточили здесь свои главные
вилы. Берлинские авантюриеты, решившие,
видно, итти ва-банк именно на этом плац-
зарме, задумали пустить в Ход последние
достижения своей боевой техники — тяже-
лые танки «Тигр» и самоходные пушки
«Фердинанд». Они уверили своих солдат в
превосходетве и полной неуязвимоети этих
новых видов вооружения.

Но Красцая Армия, втохновабиная успе-
хами над врагом в зимнюю кампанию,
неустанно готовилась к решающим боям,
свято выполняя приказ своего любимого
вождя и полководца: в обороне проявлять
упорство и стойкость, в наступлении — ре-
шительность, смелый маневр, правильное
взаимодействие войск.

Красная Армия была готова не только
отразить немецкое наступление, но и на-
нести врагу мошные хонтрудары. Измотав
немпев и обескровив их отборные дивизии,
наши войска уже к 23 ‘июля полностью
ликвитировали немецкое наступление. Лет-
ний план немецкого наступления оконча-
тельно провалился. -

ы ы
В этих боях наши бойцы проявили не-  (ни торопились
виданное мужество и замечательную 006-  совотеклх

вуЮ выучку, наши офицеры — высокое
военное искусство, и генералы — велико-
ленное полководческое мастерство.

Путя отступления немцев на запад, поля,
битв у Орла и Белгорода завалены остат-
ками немецкой бозвой техники, обтопев-
шихи «Тиграми», продырявленными «Фер-
динандами». А рядом с танками и нуш-

«Я сталинградец», — говорит паренёк
с Днепра, защищавший город Сталина в
дни великой сталинградекой эпопеи. «Я
денинградец», — но праву говорит бело-
русс, сражающийся сегодня у стён Ленин-
града. «Мы, севастопольцы», — говорят
0 себе узбеки и казахи, которым довелось
защищать Севастополь.

В чееть побед под Орлом и Белгородом
по праказу товарища) Сталина дивизиям,
ворвавшимея первыми в город Орёл и
освободившим его, присваивается наиме-
нование «Орловских». Дивизиям, первыми
ворвавшимея в тород Белгород, присвап-
вается наименование «Белгородеких»,

Орловцами и белгородцами отныме бу-
дут называть себя те, кому довелоеь сра-
жаться под солнцем Орла и Белгорода в
составе славных дивизий, освободивших
родные города.

Пройдут годы, под знамёна Орловских и
Белгородеких дивизий встанут новые мо-
лодые бойцы, но традиции брловцев и бел-
городцев никогда не будут забыты, и сла-
ва героев, павших за свободу нашей Ро-
дины под Орлом и Белгородом, будет жить
вечно.

В лень победы . советского оружия под
Орлом, и Велгородом — 5 августа 1943
тода — Москва, столица Советского Co-
юза, выстрелами из 120 орудий ‘салюто-
вала героям Орла и’ Белгорода. В такт
каждому выстрелу бились сердца советских
людей. : .

Когда отгремели орудайные салюты в
честь освободителей Орла и Белгорода, по
всей стране прошли митинги. Одна мысль,
одно чувство владели всеми-— работать её
лучше, быть достойными героев Краснов
Армии,

Мы зваех: враг ещё силен, враг же-
сток и коварен. Отетупая под натиском
наших частей, немцы. жгут деревни, на-
силуют женщин, убивают детей, Путь их
отступления устлан дымом пожарищ.

Герои Орла и Белгорода видели на сво-
ём пути развалины Болхова и Мценека,
труцы раненых красноармейцев, брошен-
ных палачами в водопроводную трубу Ht
там потибтих в жестоких мучениях. И
напор наступающих становилея всё яро-
стней. Нани бойцы шали вперёд. Они зна-
пи: надо метить за убитых и замученных.
—надо было спасти жизн
TUM, очистить нашу родную
землю от немецких бандитов.

И вы, молодые бойцы тыла, учитесь у
гороев Орла и Белгорода переплавлять не-
навиеть к врагу в боевые дела.

Ненаридеть немца сегодня—это значит

ко на одном участке бойцами Н-ского coe-

орудий, 90 пулемётов и более 150 авто-
‚машин. Захвачены трофеи и пленные. у

Оперативная сводка за 6 августа

В течение 6 августа наши войсна на БРАНСКОМ направлении, преодолевая
сопротивление противнийа, продолжали наступление и, продвинуешись вперёд от 6
до 10 километров, заняли свыше 70 населбнных пунктов, в тем числе город КРОМЫ
Ha юге и населённые пункты СТУДЕНКА, ГНЕЗДИЛОВО, ЖДИМЕР, БСБРОВНА на
севере.

4 августа наши войска, расположенные в районе совернез БЕЛГОРОДА, перешли
в наступление на ХАРЬКОВСКОМ  направлении и, прорвав сильно унреплённую 0бо-
ронительную полосу противника протяжением по фронту 70 килсметров, за три дня
Напряжённых боёв продвинулись вперёд от 25 до 60 километров и заняли свышз
150 населённых пунктов, в том числе город и железнодорожную станцию ЗОЯОЧЕВ,
районный центр и мелезнодерожную станцию ТОМАРОВКА, районный центр и желез-
нодорожную станцию КАЗАЧЬЯ ЛОПАНЬ и мелезнодорожные станции КУЛИНОВКА,
НОВОБОРИСОВКА, ХОТМЫЖСН, КАЗАЧЕН, ОДНОРОБОВНА.

В Донбассе, в районах юго-восточнее ИЗЮМА и юго-западнее ВОРОШИЛОВ-
ГРАДА велись разведывательные поисии.

На ЛЕНИНГРАДСКОМ фронте в районах сезеро-западнге и восточнее МГА про-

‚водились усиленные поисни разведчиков и интенсивная артиллерийско-мипомётная

перестрелка с сбеих сторон,
В Течение 5 августа наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили
66 немецних танков. В воздушных боях и огнём зенитной ‘артиллерии сбито 114
самолётов противника.
* *K *

Советские войска, овладев городом Орёл, Нацгими лётчиками в воздушных боях

‘продолжали продвигаться на запад. Про-  в течение дня сбито 36 самолётов против-
тивних, прикрываясь сильными заслонами  ника.

ж * *

В Донбассе, в районе юго-западнее Во-
рошлаовграда, продолжались разведыва-
тельные поиски. Преодолевая сопротивле-
ние противника, наши подразделения
улучшили свои позиции, заняв несколько
господствующих над местностью высот.
На одном участке немцы бросили в контр-
атаку свыше батальона пехоты и 8 тан-
ков. Артиллеристы и бронебойщики Н-ской

танков и пехоты, пытался вывести свои
потрёнанные дивизни из-под ударов наших
войск. Преследуя противника, наши вой-
ска наносят немцам тяжёлые потери. „Толь-

динения заудень боёв уничтожено свыше
1.500 немецких солдат и офицеров, подби-
то и сожжено 14 танков, уничтожено 18

части подбили и уничтожили о немецкнх
Северо-западнее Орла противник ирел- танков.

Лишённая танкового прикрытия,

принял, несколько контратак» Отбив вб6 немецкая пехота понеела большие потери
контратаки гитлеровцев, наши части заня- и откатилась в исходное положение.
ли несколько населённых пунктов, На по-

* * *

ле боя осталось до 700 вражеских трупов.
я dd На Ленинградском фронте огневыми на-

Юго-западнее Орла наши войска вели лбётами нашей артиллерии разрушено 34
упорные бои за. расширение плацхармов На дзота, подбито 3 немецких танка, уничто-
северном берегу реки Кромы и за речные жены 3 артиллерийских и 5 миномётных
переправы. Немцы ‚оказывали сопротивле-  батарей, разбито б складов противника с
ние и контратаковали советские части. Но- боеприпасами. Наши подразделения уни-
чью наши войска с нескольких направле- чтожили до батальона немецкой пехоты.
ний атаковали противника и в результате. а
ожесточённого боя заняли город Кромы. В. На Карельском фронте немецкий раззе-

работать по-стахановеки. Ненавидеть не- . Е
т бою за город уничтожено много Немецких  ‘ вательный отряд пытался приблизиться

Жами чежае их экинажи и расчёты, ко-  Мецко-фашистевих малачей ‘сегодня-—ЗНа- солдат и‘ офицеров. Захвачены трофеи. . пушему переднему краю. Бойцы подраз-
торых не могла спасти от советеких сна-  чит строить больше танков, самолётов,   Н-ское соединение, действующее на сосед- ледения под команлованием лейтенанта
рядов бронированная крупповекая сталь. которые будут уничтожать титлеровиев.  нех участке, успешно пролвигалось вперёд деления, под д м лейтенант:

‚ успе   Дегтярева, устроили загаду и, подпустив

Вместе с тысячами немецких солдат и!
офицеров нашла свою смерть на полях Op-
ловщины, в степях у Белгорода, превра-
тилась в прах сочинённая самими гитле-
ровцами легенда о том, что будто бы со-
ветские войска не в состоянии свестя ле-
TOM ‘уснентное наступление и что, наобо-
рот, будто бы немцы летом всегда одержи-

зают успех.
Своё зимнее отступление титлеровиы!
0б’леняли суровым руссклм климатом.

` Теперь Ффрицы, уцелевшие после Орла и

р ‘anit   ь
Сегодня оциубликовалть ИТОГИ MCCAIHBIX)   уничтожило два батальона немецкой пе-

боёв па Орловоко-Куреком и Белгородском
направлениях. Тяжелые потери попее враг.
120 тысяч титлеровских солдат и офицеров
убито, 12.418 немцев взято нами
в плен, Наши славные артиллеристы, лёт-
чики, бронебойтщиюи, танкиогы, пехотинцы
полбили и уничтожили 4.605 фашистских

танков, уничтожили 1.623 орудия. Наши-

мн летчиками м зепитвиками сбито 2.492
самолёта. Наппими войсками захвачены сот-
ни танков, орудий. склады © продоволь-

Белгорода, уже не тешат себя сказками стрием и боеприпасами.

0 злой русской зиме и добром лете». Олн
знают на собственном печальном опыте.
что Красная Армия их била и будет бить
к зимой и летом. В ожесточении и 31066
немцы отчаянно сопротивляются. Они цел-
ляются за каждый клочок земли, Но наши
войска преодолевают сопротивление нем-
цев, отбивают их контратаки и продви-
таются вперёд,

Велика священная ярость coBeicKoro

воина, очищающего свою родную землю от!

врага. И ничто не может устоять против
этой ярости. ,

В дни войны наш солдат ещё крепче
полюбил свою’ родную; кровью его поли-
тую землю, каждую иядь земли, которая
стала его рубежом. С ней связывает он
теперь свою жизнь, свою. честь, свою сла-
ву. Здесь защищает свой кров, свой дом.

aS

ВЧЕРА В ОРЛЕ. Наш фотскорреспондент
тысячи жителей, С волнением и радостью
которой приказом ‘от 5 августа 1943 года

Вот как плачевно закончилось летнее
‘наступление, задуманное бесноватым Гатуе-

ром.

Новые радостные вести приходят к нам
с фронта. Красная Армия па Брянском на-
правлении, преодолевая сопротивление 109-
тивника, продвинулась на шесть десять
километров ‘и заняла свыше 70 населённых
пунктов и в их числе город Кромы, Напеи
  войска прорвали оборонительтую флизтию
противника на Харьковоком направлении
шириной в 70 километров и глубиной от
25 ло 60 километров. Освобождено евылие
150 населенных пунктов, в их числе город
Золочев.

Идет август. Вперёд—на запад шагают

прославленные бойцы Орла и Белгорода.

капитан Г. Лапин запечатлел первые часы

XOTH, 6 танков и несколько десятков авто-
маприн. Захвачены У немцев 4 танка, 11
орудий и большой склад боеприпасов.

Наша авиация днём и ночью бомбар-
дировала и штурмовала сконления пехо-
ты, автомалин и техники противника на
дорогах западнее Орла. В воздушных боях
советские лётчики сбили 53 немецких са-

модёта.
*. * *

На Харьковском направления наши вой-

ска успешно развивали наступление, з8-
няли ряд населённых пунктов, в том чис-
ле город Золочев, районные центры То-
маровка и Казачья Лопань. Советские
танковые подразделения овладели нееколь-
вими железнодорожными станциями и пе-
рехватили важную магистраль противни-
ка. Части Н-екого соединения, продвигаясь
вперёд, уничтожили до 2.000 немецких
солдат и офицеров, 26 танков, 39 ору-
дий, 22 миномёта, и 88 пулемётов. 3a-
хвачено у противника 8 танков, 17 ору-
дий, более 1.500 винтовок и автоматов,

немцев на близкое расстояние, открыли
ружейно-пулемётный огонь. Застигнутые
враснлох, гитлеровцы побросали оружие ин
обратились в бегство. Наши бойцы, пре-

следуя немцев, полностью уничтожили
разведывательный отряд противника.
* * *

Советские лётчики потопили в Чёрном

море транспорт водоизмещением вз 2.000
тонн, две десантные баржи и сторожевой

катер HPOTRAHHES. и

Партизанские отряды, действующие на

территории Станиславской области, в сере-

длине июля нанесли немецким захватчикам
ряд серьёзных ударов. Советские патриоты
 взорваяи два склзла боеприпасов, сожгли
1600 тонн горючего, вывели из страя не-
  скользо нефтяных вышек, два нефтепере-
  рабатывающих завода и -насосную нефтя-
‘хую стапцию. Кроме того, партизаны подо-
peak и сожгли 23 железнодорожных п
‘моссейных моста. Немцы направили про-
 тив лартизан крупвые войсковые части.
В ожесточённых боях станиславекие пар-

5 складов боеприпасов и другие трофен. тизаны уничтожили до 700 немецко-фа-
Только одна стрелковая часть изенила  ииетоких оккупантов. Партизанами захва-

освобождённого Орла. На

они слушали выступления бойцов и командиров Красной Армии — своих освободителей,

Верховного Главнокомандующего присвоено

звание — «Орловская дивизия», проходят по городу.
Фото специального корреспондента «Комсомольской правды» капитана Г. ЛАПИНА,
ЕЕ

свыше 200 немецких солдат и офицеров.  чены большие и.

снимке: слева — митинг в Орле. В центре города собрались

Справа — части 5-й стрелковой дивизии,

ОИНСТВО!

* * * \ ,

...разоблечена легенде немцев
© том, что будто бы советские
войска ме в состоянии вести летом
успешное наступление.

ЛИКВИДАЦИЯ ОРЛОВСКОГО ПЛАЦДАРМА НЕМЦЕВ
  ВЗЯТИЕ СОВЕТСКИМИ ВОЙСКАМИ ГОРОДОВ
ОРЛА И БЕЛГОРОДА

В результате ‘упорных пактупательных боёв войска Брянекого ффонта, при
содействии с флангов войск Западного и Центрального фронтов разгромили отборные
части немецкой армии, сосрелогоченные терманским комаюдовакием в районе Орла,
ликвилировали Орловский плацдарм врага и 5 августа ‘заняли город Орёл, в тече-
ние почти лвух лет нахолившийся в руках немецких оккупантов. В этот же день,
5 августа, войска Степного и Воронежекего фронтов прорвали фронт противника и
овладели городом Белгород.

Bea эта операция, блестяще осуществленная Красной Армией по плану Верхов-
ного Глазнокомандоватия, распадается на два этапа:

1. Успешная ликвилащия налпими войсками летнего наступления немепко-
фашистских войск, начатого ими 5 июля с. г. на Орловеко-Курском и Белгородеко-
Курском направлениях с целью окружить и уничтожить советские войска, находя»
щиеся в Курском выстуле, и занять Вурек.

2. Успешное наступление Красной Армии на Орловском” Белгородском таправ-
лениях, завершивинееся поражением Орловской и Белгородской грутитировки против-
ника и занятием нашими войсками городов Орла и Белгорода. .

Первый этап боев

_ Провал немецкого наступления
на Орловско-Курском и Белгородском направлениях

С утра 5 июля крупные силы танков и пехоты противника, при полдеряке
многочисленной звиации, перешли в наступление на Орловоко-Куреком и Белгоролеком
направлениях. Накануне Гитлер налал приказ, в котором говорилось, что «гермая-
ская армия переходит к генеральному наступлению на Восточном фронте», что удар,
который нанесут неменкие войска, «должен иметь решающее значение и послужить
поворотным пунктом в ходе войны», и что «это последнее сражение 3a победу
Германии».

Немецкая армия, предприняв «решающее наступление», израсходовав огромное
количестве людской силы, танков, орудий, самолётов, не только не добилась опера-
тивных, но не добилась. лаже тактических успехов. Более того, наши войска, нере-
молор дивизии врага, брошенные в наступление, сами нанесли ответный мощный удар
по наступающей армии противника. Советские войска, действующие на Орловско-Кур-
ском направлении, уже к 17 июля позкостью восстановили положение, занимаемое
ими ле начала немецкого наступления, т; е. до 5 июля 1943 г. Советские войска,
действующие на Белгоролеком. направлении; развивая контрнаступление, к 23 июля
зышли на рубежи, которые они занимали до начала немецкого наступления, т. е,
до 5 июля 1943 года.   ‹

Такнй образом, летнее наступление немецких войск, на которое гитлеровцы
возлагали болышие надежды, провалилось. Красная Армия развеяла созданную гит-
леровцами сказку о том, что лето якобы является сезоном успехов и побед немец-
кой армии, а советские войска летом вынуждены будто бы находиться в отступлении.

В бесплодных попытках завладеть Курским плацдармом и тем самым подго-
товить услювия для наступления с Орловского плацдарма на Москву, немецко-фа-
шистские войбка, за время с 5 по 23 июля, потеряли 2.900 танков, 1.039 орудий,
из них 195 самохолных, 1.392 самолёта, свыше 5.000 автомашин и более 70 ты-
вляч солдат и офицеров убитыми. 5

Так окончилась очередная авантюра гитлеровцев.

Второй этан боев

Успешное наступление советских войск
на Орловском и Белгородском направлениях

Советские войска не только сорвали летнее наступление немцев, но и сами
перешли в решительное наступление против группировок вражеских войск, распо-
ложентых в Орловском выступе и в районе Белгорода, нанеся немцам тяжёлое
поражение. i

Немецкое командование придавало Орлу огромное значение. Гитлеровские тене-
ралы рассматривали Орёл как плацдарм. для наступления немецких войск. на
Москву и, в то же время, как бастион немецкой обороны на центральном участке
фронта. .

За двадцать лва месяца своего пребывания в Орле немцы превратили Орлов-
ский пландарм в мощный укреплённый. Файон, создали здесь тлубоко эшелонирован- °
пые долговременные оборонительные сооружения, опиравшиеся на. многочисленные
водные рубежи. Ещё только на-днях немецкая печать и радио `об’являли Орёл сим-
голом незыблемости германской обороны.

^ Советские войска, расположенные севернее, восточнее и южнее Орла, 12 июля
перешли в ренгительноё наступление в общем направлении на Орёл. Немецкое ‘комая-
доватие приказадю своим войскам, оборопявиим Орловский выступ, не отступать ни
на один шаг и сражаться до последнего солдата. В район Орла непрерывно прибы-
вали подкрепления из Германии, слентно перебрасывались войска с других участков
совотеко-германекого фронта.

Выполняя приказ Верховного `Тлавнокомандующего, Красная Армия, неемотря
на проливные дожди и бездорожье, преодолевая упорное сопротивление противяика,
неуклонно продвигалась вперёд, прорвала на всю глубину немецкие оборонительные
линии и 5 августа после ожесточённых уличных боёв овладела городом Орёл.

На Белгородеком направлении наши войска 4 августа перешли в наступае-
пие, прорвали оборону противника и, нанеся поражение немцам, овладели городом
Белгород. т

За время боёв наших войск на Орловском направлении с 24 июля по 6 августа
и на Белгородском направлении с 4 по 6 августа наши войска уничтожили солдат
и офицеров противника свыше 50.000, самолетов — 1.100, танков — 1.705, ору-
лий всех калибров — 584, автомашин — 6.000. м у

Beero 3a месяц бобв на Орловском и Белгородском направлениях с 5 июля по
6 августа Красная Армия нанесла противнику следующие потеря: убито соллат и
офицеров — 120.000, подбито и уничтожено танков — 4.605, орудий — 1.623,
автомашин — 11.000, сбито самолётов — 2.492. ,

За это же время наши войска захватили танков — 521, орудий разного калиб-
ра, в том чиеле самоходных — 875, пулемётов — 2.521, разных складов — 325.
Взято в плен 12.418 немецких солдат и офицеров.

Таким образом, Красная Армия, выполняя план Верховного Главпокомандо-
вания, за месяц бобв ликвидировала наступление немцев на Курск, нанесла крупное
поражение группировке отборных немецко-фашистских войск, ликвидировала Орлов=
ский плацдарм врага и освободила от немецких захватчиков города Opér и Белгород.

Провал летнего наступления немцев и поражение немецких войск под Орлом.
и Белгоролом говорят о том, что Красная Армия в условиях лета сумела не только
закрепить, но и развить свои наступательные успехи. , a

Теперь окончательно рухнули надежды немцев и их прихвостней на благо-
приятный лтоворот военных действий в условиях лета.

Тем самым разоблачена сказка немцев о том, что будто бы советские войска
це в состоянии вести летом успешное наступление.

Услешиные боевые действия Красной Армии приковали к советеко-германскому
фронту все основные силы гитлеровекой армии, лишили немецкое командование
возможности свободно маневрировать войсками и тем самым создали ещё более
благоприятные условия для развертывания активных наступательных военных дей“
ствий наших союзников на континенте Европы.

Таковы итоги месяца летних боёв на советеко-германском фронте. .

СОВИНФОРМБЮРО.