и

=

“=

Pa

‘автозавода имени Сталина,

лобь напряжённое положение; Бригада по

Отчетно-выборная комсомольская конференция на’ автозаводе имени Сталина

т М а
х

` Отечественная война внесла много изме-
нений в жизнь комсомольской организации
Большинство
членов комитета ушло на фронт. С тех пор’
комитет не раз проводил довыборы; в ре-

у зультате из старого состава осталась толь-

ко Тамара Морозова, секретарь комитета.

Значительно выросли за это время це-
ховые комсомольские организации. Среди!
юношей и `Девушек, сравнительно ела
вступивших в организацию, выдвинулись
новые активисты. Недавно во всех це-
хах былин созваны отчётно-выборные ком-!
сомольские собрания. Комсомольцы  под-
велн здебь итоги своей работы во вре-
мя войны, выявили недостатки, наметили,
как устранить их, В бригадах, на конвей-
ерах н участках многих цехов были орга-
низованы новые комсомольские группы. В
цехе, где секретарём комсомольской орга-
низации Тоня Чурилова, прибавилось 9
комсомольских групп. На участках, где ра-
ботает менее трёх комсомольцев, были вы-
делены комсомольские организаторы средн
молодёжи.

После того, как во всех цехах прошли
отчётно-выборные собрания, заводской ко-

митет ВЛКСМ стал деятельно готовиться
к проведению 10-й общезаводской комсо-

“th

мольской конференции. Продумали всё до
мелочей, распределили обязанности. Орга-
низационную часть подготовки конферен-
ции поручили Тоне Чуриловой.

Член комитета Вера Семенова руководи-
ла подготовкой выставки «Комсомол ` заво-
да имени Сталина в дни Великой Отечест-
венной войны». Комитет предоставил право
участия на выставке передовым цеховым

организациям, Комсомольцы цеха, где сек-
ретарём комсомольской организации Валя
Золотова, показывали на выставке опыт

наглядной агитации. Двадцать три номера

«Комсомольского
яркие плакаты,

крокодила» — большие,
карикатуры и дружеские

мольцы цеха, где начальником тов,
стов, готовили раздел на тему: «Производ-
ственная работа комсомольцев-стахановцев
нашего цеха». *

Конференция собралась в заводском
Дворце культуры. Празднично одетые юно-
ши и девушки многолюдной толпой запол-
нили вестибюль огромного здания. Ровно
в 12 часов дня из регистратуры сообщи-
ли— явились все делегаты. И тотчас кон-
ференция начала работу,

Умелая организация конференции сказа-
лась во всём. И в том, что все делегаты
ЯВИЛИСЬ своевременно, действительно по-
военному, и в том, что конференция про-
шла организованно, живо, на высоком поли-
тическом уровне,

Отчет комитета ВЛКСМ

(Из доклада секретаря комитета ВЛКСМ тов. МОРОЗОВОЙ)

Большие изменения в жизнь комсомоль-
ской организации завода внесла Отече-
ственная война. Много наших комеомоль-
цев ушло на фронт, чтобы с оружием в ру-
ках защищать честь и независимость от-
ЧИЗНЫ.

Немало’ членов нашей организации за
мужество и геройство, проявленные в бо-
ях с немецкими захватчиками, награжде-
но орденами и медалями Советского Сою-
за. Бывший секретарь комитета BARCM
цеха «Мотор» Леонид Ерохин-—ныне дваж-
ды орденоносец, член бюро ВЛЕСМ меха-
носборочного цеха  № 1 Иван Кэмаров по-
лучил орден Красной Звезды.

Комсомольцы, оставшиеся на производ-
стве, самоотверженно трудились у станков,
чтобы дать фронту больше нужной про-
дукции. Комсомольцы нередко выступа-
ли инициаторами ценных производетвен-
ных начинаний, встречавших одобрение п
поддержку всего заводокого коллектива.

Нелегко было работать в суровое, воен-
ное время. Людей стало меньше, квади-
фяцированных рабочих, отиравившихея на
фронт, заменили зачастую неопытные мо-
лодые люди. Мы не залятнали чести заво-
да. Мужественно преодолевая трудности,
комсомольцы настойчиво помогали партор-
танизации и дирекции завода ненрерывно
повышать производительность труда.

Сошлюсь на такой пример. В 3-м ме-
ханическом цехе, на участке № 5, созда-

лаве с комсомольцем Ващириным припита
Ha помощь участку. Бригада изменяла
технологию обработки, собрала оборудова-
ние в одном месте. И что же? Участок.
№ 5 смал перевыполнять программу,
брак снизилея до 0,6 процента. Молодые
рабочие Михайлов, Сергеев и другие дают!
теперь ио три нормы в смену.

На завод пришло много новых людей.
Большинство из них -— бывшие учащиеся!
школ. Надо было скорее передать им про-
изводетвенные навыки, обучить заводеко-
му делу. С этой целью комсомольская ор-
ганизация прикренила новичков к опыт-
ным, знающим рабочим. За полтора месяца
было обучено производственным” професси-
au 769 юношей и девушек.

В апреле 1943 года правительство на-
традило наш завод орденом Ленина. На
высокую паграду молодёжь ответила но-
вым под’ёмом сопиалистического соревно-
вания. Было создано несколько десятков
молодёжных бригад. В мае их. было З7Т,
сейчас 140.

57 комсомольско-молодёжных бригад за-
воевали звание фронтовых, 17 бригад на-
траждены почётными грамотами, 27 ста-
хановцам вр@чены значки «Отличник Coz
циалистического соревнования».

Однако наряду с этими производетвен-
ными достижениями в работе наших ком-
сомольских организаций есть немало недо-
статков. Плохо мы фуководим молодёлны-
ми бригадами, число их растёт медленно,

Далее тов. Морозова рассказывает о вос-

питательной» работе комсомольской органи-
запии,
’ Ла заводе работает 161 агитатор-комео-
молец. Особое уважение молодёжи завое-
вали агитаторы тов. Дорофеева. из литей-
ного цеха и тов. Силина. Доходчивым,
простым языком раееказывают они о тв-
кущих событиях, толково отвечают на во-
прагы, возникающие у молодёжи,

Комитет организовал немало лекций на
различные темы. Их прослушало 10.000
человек.

Устраивали мы встречи с мастерами
епорта, с кадровыми рабочими завода, с
военными людьми, На заводе используются

В перерыве, собравшись иебольшими
лись впечатлениями, На снимке
техник-лаборант Лена

(слева

ПОГОРЕЛЬЦЕВА,
и Толя БАРДЫБАХИН и электросварщица
ная правительством медалью «За трудовую доблесть»,

разнообразные формы наглядной агитации:
доски показателей, доски почёта, «мол-
нии», карикатуры на лодырей, передвиж-
ные выставки,

И всб же размах и уровень политико-
воспитательной работы далеко м8 не
отвечают возросшим требованиям. Всю
воспитательную работу мы  подчиняем
борьбе за выполнение программы. Конеч-
но, это главное. Мы должны воспитывать
вомеомольцев в сознательном, дисциплини-
рованном труде. Этому учил нас Владимир
Ильич Ленин.

По вместе с этим мы должны позадо-
титься и о другом — о расширении кру-
тозора молодёжи, о воспитании в ней
твёрдых, волевых качеств, целеустремлён-
ности, безмерной преданности своей род-
ной стране, своему народу.

_ Молодые патриоты полны /энергии. На-
ши юноше, девушки, подростки стремятся
быть полезными для государства. Но эту
кипучую энергию надо направлять на по-
лезные дела.

Молодёжь настойчиво стремится овла-
деть военным делом, увлекается спортом.
Но физкультурная работа не получила у
нае достаточного развития. В кружках и
секциях сцортобщества  «Ториедо» прл-
нимают участие только 150 человек. Это
очень мало. Мы должны заниматься вбен-
но-физкультурной ‘подготовкой молодёжи
не’ кампанейски; a систематически, изо
дня в день -— тогда и результаты будут
MHBIC.

Забота о быте рабомей молодёжи—один
пя важнейших участков работы комсомо’
ла. сожалению, успехами в этом деле
мы похвастать не можем. Благоустрой-
ством общежитий, наведением в них чи-
стоты, порядка, досугом молодёжи мы за-
нимаемся от случая к случаю. ”

За врёмя войны произошли коренные
изменения в составе нашей организации.

В наши ряды вступили сотпи юношей и
девушек, связавиих свою судьбу с комсо-
молом. Ba последние пять месяцев мы
приняли в комсомол 210 человек. Плохо
только то, что мы ие сумели добиться ак-
тивного участия каждого комвомольца в
жизни организании, Многие комеомольцы
пе выполняют обществениых поручений.

У нас большой отряд секретарей и чле-
HOB цеховых бюро и комсомольских груп-
поргов. Раныие комитет ими мало зани-
малея, редко созывал на инструктивные
совещания. Во время подготовки к коифе-

ренции этот недостаток в значительной.
мере исправлен” Укреплены цеховые орга-.

низации и групты. В бригадах и на уча-
сотках создано 140 комсомольских групт,
Задача нового. комитета — повседневно
учить актив, оперативно руководить груп»
пами, поднять организационную фаботу на
уровень больших военно-политических за-
дач, поставленных перед комсомолом боль
шевнетской партией.

: x * *

‚С чувством радости и тордости наша
молодёжь следит за героической борьбой
доблестной Красной Атмии, Успехи ¢o-
ветских воинов воодушевляют нас на но-
вые подвиги в труде. Комсомольская орга-
низация нашего завода отдаст все свои
вилы для увеличения выпуска продукции
фронту. Мы, комсомольцы, будем восниты-
вать в”своих рядах мужественных совет»
ских патриотов, готовых отдать жизнь в
борьбе за Родину, за изгнание ненавист.

ного врага!
?

группами, делегаты конференции обменива-

направо): мастер Юрий АЛЯБЬЕВ,
трехсотники Володя ПОРТНОВ
Аластасия ЧЕКУНОВА, награждён-

Фото Б. КОЛЕСНИКОВА,

Une!

tnt работники, мастера,

УДИЛИСЬ И РОСЛИ

Говорят

оживленные прения,

Первым выступил Виктор Самохин, бри-
гадйр известной всему заводу комсомоль’-
ско-молодёжной фронтовой бригады.

— Было время,—говорит Виктор Само-
хнн,—когда нащ цех’ испытывал большую
потребность в рабочей силе. Мы стали
думать над тем, как бы увеличить произ-
водительность труда, Улучшили техноло-
гический процесс, внесли несколько рацио-
нализаторских предложений. В результате
выработка ‘увеличилась: вместо 30 штан-

Виктор САмохин вспоминает о недавней

поре, когда в его бригаде был лишь один

комсомолец 4— сам бригадир.

— Я часто в разговоре с товарищами
приводил примеры героического поведения
комсомольцев на фронте, говорил им о са-
моотверженной работе комсомола в тылу.
Они поняли, что комсомол — их родная,
близкая семья. Теперь все члены бригады,
до единого, состоят в комсомольской ор-
ганизации.

— Живёт и. работает наша бригада
дружно, для фронта, для Родины мы го-
товы, выполнить любое задание,—говорит
в заключение молодой бригадир.

Таких, как Самохин, много. Завод явил-
ся для них хорошей’ школой. Здесь, на
заводе, они начинали первые шаги само-
стоятельной трудовой жизни, учились пре-
одолевать трудности. Здесь они обрели
для себя вторую семью — родную, друж-
ную комсомольскую семью.

С болышим вниманием делегаты слуша-
ли выступление слесаря-сборщицы нспы-
тательной станции Ани Козловой.

—- Я; как и Самохин, пришла на завод
в дни войны, — рассказывает Козлова.—
Работала сначала на револьверном станке,
Быстро освоила эту специальность и уже
через две недели стала самостоятельно
выполнять задание, Затем перешла в иН-
струментальный цех. Жизнь . большого, сла-
женного коллектива целиком поглотила
меня. Здесь я и подружилась с комсо-
мольцами. В марте прошлого года я сама
вступила в комсомол. С тех пор я почув-
ствовала, что на меня ложится ещё боль-
шая ответственность за работу цеха. Я
стала агитатором, читала в обеденные пе-
ерывы газеты, беседовала с молодёжью.

та работа приносила мне большое удо-
влетворение. Она помогала мне расти,
глубже познавать жизнь.

Аня Козлова прошла’ на заводе инте-
ресный ‘путь, Отличная стахановка, ` она
быстро стала бригадиром. В первый же
месяц её коллектив завоевал второе место
в соревновании молодёжных” бригад, а 34-
тем и первое, Бригаде вручили красное
знамя заводского комитета комсомола, На-
родный комиссариат среднего машино-
строения наградил Козлову значком отлич-
ника социалистического соревнования.

Недавно Козлову перевели на испыта-
тельную станцию

— Зачем вы нам девушек посылаете?—
изумились рукозодители станцин.—Наще
дело — мужское...

Ответственный. труд на испытательной
станции оказался по плечу этой энергич-
ной, смелой девушке. Она быстро освон-
лась с новыми ‘обязанностями, _ выполняет
теперь задание на 200—280 процентов.

Выступления делегатов показали, как
возмужала молодёжь. Вчерашние комсо-
мольцы-новички стали сегодня вожаками
молодёжи — группоргами, секретарями це-
ховых бюро ВЛКСМ. Они по-деловому 06+
суждали дела заводской организации, рез-
ко критиковали комитет комсомола за пло-

ганизациями, за низкий, уровень воспита-
тельной работы, невнимание к интересам
и бытовым нуждам молодёжи,

— В дни звойны,—говорит формовщица
Капитолина Дорофеева—на завод пришло
много молодых рабочих. Их надо обучать
заводским профессиям, прививать им чув-

ство коллективизма, дисциплину, трудо-

любие. Воспитание молодёжи — святая
} “>

Что решила

Конференция отметила, что в период
Отечеетвенной войны значительно повы-
силась политическая и производотвенная
активность комсохольцев и молодёжи, воз”
росли их роль-и ответственность за вы-
полнение  военно-хозяйственных = задач

предприятия, Укрепилея авторитет комео-\ отечественной войле

мольской организации среди молодёжи,

Вместе с тем конференция считает, что
комеомольская организация завода могла бы
сделать значительно больше для фронта,
если бы в её работе не было серьёзных
упущеннй и недостатков.

Конференция обязала заводской. комитет
ВЛКСМ и цеховые организации в короткий
срок исправить эти недостатки и мобили-
зовать комсомольцев и молодёжь на даль-
нейшее увеличение о производительности
труда и усиление помощи фронту.

«Bea политическая и воспитательная
работа, — говоритея в решении, — дол-
жна быть направлена на воспитание Croll
ких, дисциплинированных людей, обла
дающих твёрдым  характерохл, любящих
свою Родину, умеющих переносить труд-
ноети». в

Заводской комитет ВАЕСМ и цеховые
  организации обязаны ещё шире развер-
нуть „социалистическое соревнование, сде-
лать его мощным средством воспитания.
Следует провести соревнование по профес
CHAM —~ Ha звание лучшего токаря, фре-
зеровщика, слесаря, сборщика, литейщи-
ва, кузнеца. Сила, действенность соревно-
вания — в ето глаеностя. Конференция
‚ потребовала от комсомольских организа
‘ций широкого освещения результатов со-
‚ревнования на доеках показателей, в стен-

>  газатах и «боевых листках».

Отмечая положительную роль комео-
молодых рабочих, конференция еочла не’
обходимым создать такие бригады на веех

‚ мольско-молодёжных бригад в  cou ne

додёжи будут привлечен инженерло-тех-

рабочие.

Большое количество молодёжи, пришед-
шей на завод, вынуждено было во apes
войны оставить учёбу в средних школах,

В связи с этим конференция обязала ко- -

митет ВЯВСМ совместно с завкомом проф-
союза открыть к 1 сентября 1943 г.
школу среднего образования.

хое руководство группами и цеховыми :

участках. Для технического обучения мо-

В

делезаты

справляемся с”ней. Возьмите нашу завод-
скую многотиражку. Можно ли найти в
ней яркий, поучительный материал о тру-
Де. жизни, поведении молодёжи? `А ведь
газета может играть большую роль в всс-
питательной работе комсомола.

Тов. Дорофеева говорит о воспитатель-
ном значении соревнования.

— Но и соревнование как могучее!
средство воспитания мы тоже как следу-:
ет не используем. В прессовом цехе есть;
бригада Александра Литманса.

знамя Зайдите в цех, спросите, где рабо-
тает эта бригаца. Многие совсем не зна-
ют, Знамя’ ей вручали втихомолку. А на-
до было бы собрать цеховой митинг, рас-
сказать всем об успехах бригады, её опы-
те, разжечь у молодежи горячее желание

догнать и перегнать эту бригаду.
Дорофееву дополняет комсорг отдела
главного металлурга Александр Мерман.
Он тоже говорит” о том, что цеховые ком-
сомольские организации отрывают произ-
водственную работу от воспитания‘ моло-
дых рабочих. : \
— Мы создаём молодежные бригалы,
организуем соревнование между ними. OTH
бригады стали центром производственной
и творческой деятельности молодёжи; Но
Надо,

этого мало. чтобы комсомольско-

молодёжные бригады стали одновременно и

школой воспитания молодёжи, где бы
юноши и девушки учились не только ра-
ботать, но и жить, преодолевать трудно-
сти.

Далее Мерман говорит о дисциплине. В
отделе -главного металлурга с большим
опозданием начинаются комсомольские со-
брания. Многие комсомольцы совсем” He
ходят на них, Ззводской комитет ком-
сомола об’ясняет это плохой подтотозкой

собраний. =

— Не только в этом  дело,—говорит
Мерман,—На фронте,
приехал, нам приходилось собираться без,
всякой подготовки, нередко прямо на поле
боя. Комсомольцы веегда являлись ›акку-
ратно. Дисциплинированности, чувства от-!
ветственности перед организацией—вот че-
го нехватает нам часто. :

Справедливые упреки заводскому KOMH-
тету комсомола бросили делегаты конфе-
ренции — Александра Скотникова (секре-
тарь цехового бюро ВЛКСМ 3-й литей-
ной) и Иосиф Дехтярь (секретарь цехово-
го бюро ВЛКСМ. термического цеха). Ко-
‘митет много занимался комсеомольскими ор-
гаризациямя крупных цехов, а на осталь-
ные не обращал внимания,

Отчётно-выборные собрания внесли боль-

шое оживление в жизнь цеховых сргани-
заций, Многообразней стала их деятель-
ность. Активнее теперь работают `комсо-
мольские группы, жарче разгорелось со-
ревнование молодежных бригад, Увеличил-
ся приток молодежи в комсомол, Только
в литейном цехе № Зв дни отчетно-вы-
 борных собраний 23 юноши’ и девушки’ по-
дали заявления о вступлении в комсомол,

— Наше первое требование к новому со-
ставу комитета, —заявили делегаты, —за-
крепить это оживление.

Получила :
шаржи — заполнили большое панно. Комсо-   Гелей мы стали давать за смену до премию за отличную работу, завоевала

`

Налёты ‘нашей авиации на железнодорожные
узлы Брянск, Харьков, станцию Карачев
и аэродромы противника

В ночь на 6 августа накиа авиация про-  В ту же ночь наша авиация подвергла

извела налёты на железнодорожные узлы   бомбардировке ряд аэродромов противника.
Брянск-1, Брянск-2. Харьков и станцию  Уничтожено и повреждено значительное
Карачев. Ромбардировке были подвергнуты  число немецких самолётов, находившихся
эшелены с войсками и техникой противи- и: этих азродоомах

ка. Разбито несколько железнодорожных со- 7
По докладу тов. Морозовой развернулясь   обязанность комсомола. Однако мы плохо!ставов, возникло много очагов пожаров, со-

Два наши самолёта не вернулись н8

провождавшихея сильными взрывами. 1свои базы.

майора Середы остановили мест-
’Красной Армии, принесших им

ВЧЕРА В ОРЛЕ. При в’езде в город машину
ные жители. Они расспрашивают его о’ воинах
эсвобождение от немецкой кабалы.

Фото военного корреспондента «Комсомольской правды» А. БАШШИРОВА.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Вы услыхали в добром громыханье
Взведённых прямо в небо батарей
Детишек ваших мерное дыханье,
Благословенье жён и матерей.

В бою бывает тихая минута.
Друзья мои, а вдруг слыхали Ett
Ночной раскат далёкого салюта,
Орудия ликующей Москвы.
А впереди уже слышны во мраке
Украинская песня, плеск Днепра...
Вперёд, родные, в битвы и в атаки!
Настало время, подошла пора,
Маргарита АЛИГЕР.

Не просто отзвук радостного грома
Вы. услыхали в полуночный час:
Родные люди из родного дома
Взволнованно благодарили вас.

Встречи в Фрле

От военного корреспондента «Комсомольской правды»

„В городе, где ещё дымятся взорванные горелая рожь, которую случайно’ удалось

жемцами дома, на площадях, на перекрест-   достать.
ках улиц, в переулках стихийно возникают  — В последние дни, — рассказывает
митинги. Каждому хочется высказаться, Фёкла Петровна, — когда немцы поняли,

ыразить свои чувства. Вот так просто  что им не удержаться в городе, они нача-
ыйти вперёд, поднять руку и сказать:/ ли ходить по домам` и отбирать всё —
Товарищи!.. Дорогие товарищи...» и люстры, и дверные ручки, и одеяла.
На крыльцо большого дома по’ Перво- У дочки нашей соседки куклу отобрали.
майской улице поднимается Анна Михай-  В разговоре всё яснее встают подробно-
ловна Скворцова. сти последних дней пребывания немцев в
— Ведь в это трудно поверить...—гово-   Орле. Немцы минировали многие дома,
рит, волнуясь, она,—Все, что было, кажет-   улицы, разбросали сотни мин во ржи, на
ся страшным сном. А сейчас я говорю, я, огородах. В канун уличных боёв было при-
громко говорю: «Товарищи!». И я не огля-   казано всем подросткам ‚собрать вещи и
дываюсь назад, не боюсь, что меня ударят явиться в комендатуру в качестве «добро-
за это слово или потащат в полицию...  вольщез немецкой армии». Полицейские об-
Она умолкает. Ей трудно говорить, этой   ХОДИЛИ дома и всех гнали в комендатуру.
седой женщине, познавшей, как и всежи-  — Ну, мы тогда собрались, — говорит

немецкой кабалы.  взяли с собой кое-что. Значит, я, Сёмка

Много говорилн на конференции © вос- (rea Орла, ни ‘с чем не сравнимые муки 3-летний сын Фёклы Петровны Виталий—

питании актива, оказании, ему практиче-

ской помощи. Комитет комсомола не зани-
мался этим, плохо привлекал актив К Сво- принесли немцы в наш дом?—продолжает
ей работе, Члены комитета ВЛКСМ стре-  она—-У меня немцы угнали в Германию

мились все сделать сами, причем и они
не все были одинаково загружены, Из И!

членов комитета актизно работали четы»!
ре-пять человёк, остальные не выполняли’
никаких поручений. a

Конференция признала работу комитета’
ВЛКСМ удсвлетворитёльной.

Закрытым тайным голосованием  конфе-
ренция избрала новый состав комитета
ВЛКСМ. В числе избранных — участники
Великой Отечественно войны: технолог
Казаков и токарь Дударез, бригадир ком-
сомольско-молодёжной фронтовой бригады;
Самохин, лучшие активисты завода Моро-
зова, Чурилова и другие. ~

конференция

Видное место в решениях конференции
занимают вопросы быта молодёжи, орга-
  низации досуга, полятичеекой учёбы. Для!
комсомольиев, самостоятельно изучающих
 историю ВЕШ(б), историю нашей Родины
и книгу товарища Сталина «0 великой
Советского Союза»,
намечено провести консультации, товари“
щеские собесолования, При комитете ком-
сомола созлаётея группа докладчиков.
Конференция обязала заводской комитет
ВЛЕСМ улучшить  руководетво цеховыми
организацияхи, вовлечь в деятельную ра-
боту широкий  комсомольекий актив,
С этой целью при комитете . KOMCO-

мола создаются секторы: агитационно-про-   денон

пагандистский, производственный, военно-
физнультурной работы, по  бытовому
обслуживанию молодых рабочих и другиг,

Конференция устанавливает строгое
распределение обязанностей между члена-
ми цеховых бюро ВЛКСМ, В каждом це-
ховох бюро должны быть секретарь, за
меститель секретаря, организаторы по аги-
тационно-пропагандиетской,
культурной, культурно-массовой и быто-
вой работе,

Комитету ВЛЕСМ предложено в соот-
ветствии с Уставом ВАКСМ создать на
всех производетвенных участках группы.
Комсомольскле группорги будут утверж-
даться заводским комитетом ВЛБСМ в
только с его ведома освобождаться или пе-
реводиться на другую работу.

Конференция обязала комитет ВЛВСМ
раз в два месяца проводить общезаводекие
собрания комсомольского актива и ежеме-
еячно сменные цеховые комеомольские со-
брания, на которых обсуждать вопросы
производетвенной деятельности комеомоль-
еких организаций, политического восиита-
ния молодёжи, вопросы быта и внутри
союзной, работы,

военно-физ- Е
}

— Разве можно измерить горе, которое Жигулин, Колька Селихов и другие ребята
 с нашего двора. Постояли, пьстояли около
  дома. Добровольцы... — с горькой усмеш»
‘кой взрослого промолвил мальчик, — и
Только не в комендатуру, а на
на чердаке.

двух дочерей, А мой сын...—Она задыхает-
ся, вот-вот прервётся Голос. — Мой сын...   ПОШЛИ.
Они повесили его на этой улице, на Пер-  окранну города, и спрятались

вомайской...   Мы знали, что если нас найдут, то рас-
`Анну Михайловну Скворцову сменяет  Стреляют, — просто добавил он.

юноша в одежде нищего, это — Констан:   И они всё-таки спрятались, потому что
тин Горяез, сын маляра. Девять суток он, считали — лучше смерть, чем служба на
провел-в подвале. Он говорит: немца...

— Вы видите, я гол, как сокол. Нет Город украшен флагами. Вот из переулка
дома. Его взорвали немцы. И вообще ни- вышел с огромным букетом полевых цветов
чего нет. Всё отобрали немцы. Да что вам  высокий, ладно скроенный человек в полу*
говорить 0б этом! Вы сами всё знаете, военной форме. Его окружают жители, Ba-
всё видели... - тага ребятишек и несколько юношей, тоже
Каждый, вспоминая о прошлом, говорит бодетых в полувоенную форму. Это — ко-
о сегодняшнем радостном ‘дне, о счастье,   Мандир партизанского отряда Михаил Р.
которое наполняет его, о большом чело-  Товарищ Р. — это тот самый това-
веческом счастье, Каждый говорит. о бу: рищ, который командовал неуловимым
дущем, Немцы отняли у людей не толькозОтрядом орловских партизан, Тов. Р. рас-
близких н родных, отобрали’ не только до- !СКазывает:
ма, имущество, — они хотели каждого ли- — Мы лишь в последнее время подо-
шить его мечты, его будущего. Поэтому  рвали 4 эшелона и уничтожнли в боях с
так радостно, так восторженно жители Ор- карателями больше ста немцев.
ла сейчас строят свои планы, Они говорят   (Сейчас многие партизаны вернулись в
о том, как быстро восстановят они родной! свой родной город, и их тоже встречает
город, пустят в ход заводы и фабрики; Орёл радостно, как победителей,
A gg SAE i ad ab a В морозы, в слякоть и дождь, ‘в знойные,
душные дни н ночи сони воевали в тылу
— О, мы верили, мы знали, что так бу-  врага. Они мстили. Они мстили за пятерых
дет,—говорит Фёдор Алексеевич ШИЛа-   комсомольцев, повешеяных в городском
MOB, саду, и за девушку-партизанку Валю, кото-
Мы идем с ним по городу, и он расска» рую немцы ночью выволокли из дома и

зывает:   зверски изнасиловали. Они мстили за раны

—: Вот там, поодаль, была тюрьма. Там‚и мучения родного города. И немцы, хотя

расстреливали непокорных, Их от этого не  их в городе и было много, всегда ходили
становилось меньше. по улицам с опаской, оглядкой.

В центре города, у здания, где помеши-   — Мы мстили, — говорят партизаны, —
лось р мы` встречаем сержанта-ор- НО мы ещё не отомстили.
сца Москаленко из 380-й Орловской Рф

Праздничный закат повис над городом и
окрестностями. Солнце скользнуло по ку-
полам церквей, по вершинам высоток, кото-
рые окружают город и на которых ещё
день-два назад шли бои, Одна из них рас-
  положена у самого выхода из города, по
гательные встречи, которые происходят   дороге на запал. У её подножья вырос
сейчас на, улицах Орла, Каждого бойца И вчера могильный холм. Сойдите с дороги,
офицера засыпают десятками. вопросов.  подойдите поближе к нему. Сегодня здесь

— Как Ленинград? Немцы говорили, что   на чёрной, как порох, земле установлен
снесли его с лица’ земли, — спрашивают С  серый камень. Всемотрятесь, на камне вы-
рублено:

— Враньё. Это все Геббельс, отвечают «Вечная слава рядовым 380-й Орловской
бойцы стрелковой дивизии. павшим ‘в боях под

— Да, да, Геббельс, повторяют жите- Орлом за счастье Родины»,

Вот здесь, рядом, примят бурьян. Это
батальон шёл в атаку. А вот тут, за пер-
вым земляным валом, сидели немецкие
пулемётчики, в укрытиях лежали снайперы,
и замаскированные ветвями орудия били
немцы говорили... ‚  прямой наводкой по нашим мы И

— Ну да, говорили,--отвечает  лейте-  когда ‘вы обходите высотку и видите на
нант,—а Москва жива и здорова, работает противоположном  скате ей застывший в
для фронта. безмолвии немецкий танк, а рядом разво-

Сегодня вечером впервые после окку-’роченные немецкие‘ блиндажи, видите ве-
пации жители Орла услыхали голос Мо- дущие к ним подземные ходы, вам прихо-
сквы. В ‘городе уже известно о приказе   дит мысль, что эта высотка стоиг над
Верховного Главнокомандующего, 0 его братской могилой, как памятник, как жи-
благодарности войскам, освободившим Орел вой свидетель беспримерной доблести пав
и Белгород, и об артиллерийском салюте, ‘ших бойцоз. Они отдали свою жизнь за
который был дан в столице в честь до-  освобождение старинного русского города.
блестных BOHHOB. Они отдали жизнь за Родину, Их слава

Люди поздравляют друг друга с побе- бессмертна,

К. НЕПОМНЯЩИЙ.

стрелковой дивизии, окруженного жителя-
ми. Когда люди узнали, что Москаленко в
уличном бою уничтожил несколько немец-
ких автоматчиков, не было конца благо-
дарностям.

Невозможно описать все радостные, тро-

ли’ и тотчас задают новый вопрос.

как Москва? Жива, здорова?
спрашивают ‘с беспокой-
Ведь!

О ней тоже
ством, словно о родном человеке,

дой, красноармейцев н офицеров напере-
приглашают к себе,
— Вот талько угостить нечем, —

сё ОРЕЛ, 6. августа. i

10-я заводская конференция призвала смущением говорит Фёкла Петровна Марьи: порвиаобиначхонанинье бивни банной

всех комсомольцев и молодых рабочих 0р-кова,

дена Ленина завода имени Сталина с ещб
большей энергией бороться за увеличение
выпуска продукции, ?

по Введенской. улице. Пустая, голая ком-
ната. В доме нет ни крошки хлеба,
уже давно не видели здесь, Хлеб заменяла

Она живёт на втором этаже дома № 3

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
1943 г. 8 стр,

Его   -,
/ августа