Верховному Главнокомандующему
Иаршалу` Советского Союза

товарищу
Отчёт трудящихся

Родной Иосиф Виссарионович!

Трудащиеся Матяйской АОСР в своем
рапорте повлялись Вам всю вашу Box
подчинить одной пели — разгрохгу нена-
вистного врата. Это было в див, когда
номецео-фалиистские оккупанты фрались Е
Волге, пытались любой целой овладеть
героических Сталинградом. jan

Прошел год тяжелой, напряженной борь-
бы, год великах побед созетского ‘народа.
Руководимая Ваши, товарищ Сталин, Буас-
вая Армия покрыла своя знамена 0еб-
смертной славой исторических побед над
кровавым вратом, Начахось массовое  Из-
гнанче с фоветекой земли проклятых ие-
мецбо-фаттиотевих оккупантов.

Назия лучшие сыны героически сража-
ются из фронтах Ведикой Отечественной
войны против титлеровских мерзавцев,
Уходящим на фроит мы дазаля наказ: «Не
побрамите нас, бейтесь с немцами так 2,
как в старину боролись марийские патыри
(богатыри) с народными утнетателями». И
мы < радостью сообщаем Вам, товарищ
Сталин, что налин родные посланцы креп-
во помнят наказ <воего народа м свято
ВЫПОЛНЯЮТ 810, -

Терон Советского Союза — нариец Сер-
тей Романович Суворов, отважный  пуле-
метчкк Bacmrai Отепанович  Армипюс,
еталянокий сокол гвардии лейтенаят авиа-
nen Axver Raxromes истребляли м истреб-
ляют немцев, кзк бешеных собак.

Налг землях тгзафдии теверал-майор Ан-
циферов прославился со своей Гвардей-
ской Полтавской стрелковой дивизией в
боях за Полтаву и Бременчутг, неоднократ-
но отмочен з Взлих, товарищ  Оталин,
приказах я 35 боевые подвити ватражден
советским празительством тремл бозвыми
орденами и двумя медалями.

Наши сыны, вместе. со старшими руб-
скими братьями,
белоруссами, татарами, чузапрамии,
ми и другими братсвыими народами Совет-
ското Союза, грулью отстаивают сопиали-
стическое отечество, гонят врага на Запад,
прибллжзя окончательную победу над не-
мецко-фаттястскими захватчиками. Сотни
бойцов и офицеров — наших зезляков-—
награждены советским правительством ©р-
денами я, медалями.

Честь и слава доблестным воинам Ёрас-
ной Армии! .

Трудящиеся в тылу геропческой работой
изо дня в день увеличивают помощь род-
ной Красной Армии, обеспечивая ее всем
необходимым для достижения полной 1обе-
ды. ,

Марийский народ хочет рассказать Вам,
дорогой Иосиф Виссарионович, с своем учз-
стии в этой напряженной работе в помющь
фронту, © TOM, как священная о клятва,
данная Зам в нашем рапорте более тода
тому назал в 25-й головиинне ой
Октябрьской социалистической революции,
воодушевита трудящихся Hamel республи-
ки на новые труловые подвиги.

В своем рапоре мы поклялись Вам
выполнить трейдования Родины — , даваль
фронту и стране больше хлеба, мяеа и
IDYTEX  пролуктов сельского хозяйства.
Старая  марийская  потоворк» говорит:
«Честному человеку не подобает. изменять
сроёму слову». Колхозникы и келхозницы
нашей республики  зыполнили  государ-
ствечный план  хлебопоставок 1942 и
1943 гола. Передовые районы республи-
ки — Горю-Марийский, Еласовекий, Сот-
нурекий, Звениговский и Волжский — до-
срочно завершили хлебопоставки 1943
года.

Работники сельского хозяйства, преодо-
левая трудпости военного времени,  добе-
лись дальнейцьте расширения посевных
плоталей. Мы ‘увеличили площадь позевов
по сравненню с чирным временем на
12 процентев. План весеннего сева 1943
гола республика полностью выполнила.
Организованто ш в более ранние сроки,
Чем в 1942 готу, эакончена. уборка уро-
жая За годы войны колхозы республики
значительно увеличили поготовье CKOTS.

Марийский народ поклялся Вам, ролной
Иосиф Виссарионович, выполнить требова-
‚лия Родины — давать френту и стране
больше вооружения, боеприпасов и снаря-
ления. Претворяя в жизнь эту Фвящен-
ную клятву, рабочие, работпииы, инженер-
но-технические работники и служащие
добились систематического выполнения и
перевыполнения произволетвенных планов
кажлым предприятием оборонной промы-
шленности в республике.

Коллектив энского завода, ивБициато
замечательного народного лвижения 3a Mo-
вылку рапорта Вам. завоевал нозую боль-
цю производственную побелу. 3%  пере-
выполнение государственной  протраммы
завоту вручето в сентябре 1943 ола пе-
реходящее Красное знамя Центрального!
Комитет» ВАП(б) и ежу присуждена пер-
вая премия ВЦОПС и Наркомата.

рабочих и служащих увеличена втрое.

яовцах промылиленноети и сельского хо-

стахановцев пополнились HOBLIMA TLIC Aa -
ми мастеров высокой произвюдительности
трупа. _

цев-—в труде.
P

ва — марийка, только во тремя войны
пряступивиеая к работе ча саводе, освоила,
сложную специальность и ежеднемнто вы-
полняет норму от 300. mo .500 процентов.

чев и сотня друпих стахановцев вамного

ние по внедрению новых бритадных мето-
дов рзботы в зюсу. Сейчае количество

шленности намного увеличилось.
кадры многотысячников.
зяек тов. Черепановой, обязавшиеь загото-
вить в год 8.000. кубометров древесины,
заготовила более 16 тысяч кубометров.
Бригада’ тов. Денисова ежедневно выпол-
няет не менее двух норм Ha вывозке леса.

щей Новоселова и Софроновой, о которых
мы писали в своем рапорте, выросли новые
стахановцы в сельском хозяйстве. ^

рит марийская поговорка. Широко известна
в республике трактотеная бригада тов. Мак-
CHMOBa, в пять дней выпюлнившая план
весповспашии. Стахановцы-—комбайнеры и
колхозники т.т. Емельянов, Самохин, Вер-
шинина, Трофимова и другие в несколько
раз перевышолнили задавия на уборке уро-
жал.

церед Вами о выполнении своей священной
клятвы, мы сознаем, что у нас есть еще
немало педостатков. До сих пор имеются
предириятия и колхозы, которые не вы-
полнили своих обязательств и продолжают
отставать. j

лесной промышленности, крайне слабо pa-

товаров широкого потребления.

за повышению урожайности зерновых куль-
тур.

СТАЛИНУ
Марийской АССР

фронт, самоотверженио трудятся на блато
Родины. Леоная промышленность 6 че-
етью справляется © заданиями партии м
правительства и перевыполнила годовой
план заготовок леса.

Мы сдержали ©вое слово — прошлой
зщуой полностью обеспечили ве предирия-
тия, больницы, школы, утреждения и на-
селение торолоз и рабочих поселеов топ-
ливом, В`марте и сентябре 1943 гола. за
успепиную работу по заготовке дров’ рес-
публике присуждена вторая премия  (03-
парком» РОФОР и ВИСПС. -

Нами заготовлено ягод в полторз раза,
грибов в шесть раз болыше, чем в 1942
году. а плошадь индивялуальных огородов

*

с слабейшей стороны.

Немцам нанбсено еще одно поражение:
после четырехдневных ожесточенных боев
нашими войсками заняты город и крупная
железнодорожная станция Белая Церковь—
важный опорный пункт, за который гитле-
ровцы цеплялись особенно упорно. Тихий
украинский городок, расположенный на об-
ширной равнине, ‘тянущейся к Василькову,
Фастову и Мировке, лежит на важных пу-
тях, шоссейных и. железнодорожном. Не
случайно поэтому, что еще в 1941 году
он стал об’ектом упорнейшей борьбы.

Немцам ценой исключительно огромных,
потерь удалось тогда после многодневной
борьбы занять Белую Церковь”и продви-
нуться далыше на юго-восток.

Когда линия фронта вновь: приблизилась
к Днепру, немцы начали поспешно укреп-
лять район Белой Церкви, игравший круп-
ную роль в их оборонительных планах. В
частности, в районе Белой Церкви был
расположен целый ряд больших aspo-
дромов, на которых базировалась He-
мецкая авиация. По этим  аэродромам
наша ’авиация в дни боев за Киев на-
несла мощные, сокрушительные удары, В
последних числах декабря, когда войска
1-го Украинского фронта вновь перешли в
наступление, настал час грозных ударов
по белоперковскому оборонительному узлу
и для наземных частей,

Одновременно < наступлением на Жито-
мирском напразлении наши части развива-
ли удар на юг. Уже 29 декабря советскими
войсками был занят город Сквира. Захватив
Сквиру, наши части устремились далыше на
юг, вступили на территорию Винницкой 06-
ласти. Был совершен смелый и решительный
маневр-—наши части, прорвавшие немецкую

восточнее Сквиры, выбили нем-
цев нз ряда населенных пунктов и повели
наступление прямо на восток. x

Немцы обкесточенно сопротивляликь. Уже!
30 декабря немецкое командование бросило
на этот учесток дивизию, снятую с другого,
участка фронта, и с хода ввело ее в бой.
Отбизая вражеские контратаки, шопытан-
ные советские воины щаг за шагом продви-
гались вперед, обходя Белую Церковь с
юга. Одновременно другие наши части на-
ступали oe bean Церковь с севера по Ки-
евскому пюссе.

31 декабря, в канун Нового года, ваши
войска подошли вплотную к Белой Церкви
H завязали упорные бои на окраинах горо-
да. В то же время разгоралось жаркое сра-
жение ча флавгах этого участка. 1 января

Трулящиеся рестублики собрали и по-
слели для бойцов и офиперов Красной Ар-
мии 150.000 полупубков, валенок и дру-
гих теплых вещей. —

В своем рапорте мы рассказывали Вам,
товарилц Стален, о вампих лучигих етаха-

зяйству. 34 прошедший тод славные ряды

Отвахных в битвах узнают, стаханов-

анского завода тов. Ятмано-

Бузнец завода им. Бутякова тов. Артанов,
сеточник бучажного комбината тов. Vea-

=

Бригада ломохо-

Пе почину знатных комбайнеров товари-

«Славный труд рождает славу», — гово-

Дорогой товарищ Сталин! Отчятываясь

“Недостаточно используются механизмы в
ботает местная промышленность по выпуску

В республике до сих пор не выполнен
план развития общественного животновол-
ства. Все еще недостаточно ведется борьба

низка продуктивность скота на
колхозных фермах.
Имеется немало недостатков в работе по
материально-бытовому обслуживанию тру-
AMMAXCH. fe
Даем Вам слово, дорогой Иосиф Виссатию-
НОвИЧ, Что мы удвоим. утроим наши” силы
и энергию для лиювидальии этих серьезных
недостатков в работе. Примем все меры к
тому, чтобы преодолеть отставание фяда
наших предприятий, районов и колхозов.
Интересы нашей Родины в настоящий мо-
мент, когда героическая Красная Армия из-
гоняет  немецко-фашгистеких оккупантов
с родной советской земли, требуют, чтобы
мы давали фронту и стране еще больше
вссружения, боеприпасов, снаряжения,
сырья, продовольствия, о
Мы берем обязательство добиться выпол-
нения и перевыполнения произвохственных
планов каждым предприятием, казюдой пром-
артелью и лесным участком,
Мы примем все меры к неуклонному по-
выпюнию урожайности, Во-время стремон-
тируем тразторный парк и все сельскохо-
зяйственные машины. Подготовим мехаюи-
заторские и голхозные кахры. Выполчим
государственный план развития обществен-
ного мивотповодства и добыемея высокой
продуктивности скота. Лосрочно выполним
заготовки сельскохозяйственных продук
1944 года. я
Будем всюлу настойчиво ваюдрять ©тро-

«Славы». `

У нас в доме ее все энают-—эту высокую,
глазами. Она‘ бойкая и очень общительная,
И в школе ее все знают. Валя хоропю учит-
ся. Часто выступает на комсомольских со-
браниях. Ее сочинения хвалят учителя. Мно-
гие одноклассницы завидуют тому, как она
легко бегает на коньках, восхищаются, ко-
гда она метко выбивает девятки и десятки
на занятиях по стрельбе. Словом, это оча-
ровательная девушка. Познакомимся с нею
поближе. :

„(Сегодня утром Валя немного задержа-

лась в постели. Вэглянула на часы — позд-
но. Умывиись, она на ходу в коридоре вы-
тирает лицо полотенцем. В это время из
соседней комнаты с кастрюлькой в руках
вышла седая старушка. :

— Здравствуйте, Анна Петровна! — при-
ветливо обращается к ней Валя и, чтобы до

Предприятия. где секретарями парторга- жайший режим экономии, железную диспии-
низаций т.т. Модчанов и Салин, проделали лину и порядок.
большую работу по сонащению  Ераоной  Добъемея повышения дохолов колхозни-
Армии новейшиум видами вооружелия 9^ ков. Всемерно будем развивать такие отрас-
выдающиеся научные работы 6 деятелей лн сельского хозяйства, как пчелотюдетво,
науки удостоены Сталинской премии.   овощевохство и саловодство.

Большая группа работников. завода имени Клянемся Вам, товари Сталии, чте ©де-

Героя Советского Сююз» тов. Бутякова на-
граждена орденами и медалями Союза

.

республика.

Богата лесами Марийская
«Наших лесов пе счесть», — тозорят у

наб-в нароле. Миллижины кубометров Леса

конца быть любезной, звонко и весело спра-
щивает: 7
— Как ваша жизнь
Оторопевшая старушка едва не выронила
кастрюльку от такого «приветствия». А Ва-
ля, как ни в чем не бывало, побежала в

лаем свою феспублику передовой, отдадим
BCG HAMM CHIL аля оказания помощи Крас-
ной Армии в ускорении разгрома ненавист-
ного врага.

Да здравствует наша грядущая победа
нал немецко-фапкистокими захватчиками! ,

молодая?

ствует = Расталкивая всех на трамвайной останов-
nue aan ой er и № она села в вагон с bare площадки,
от неменко-фалтистской ORAM, Ролины!

Женщины, подростки ин старики, заме-  Ла злуезствует Верховный Главновоман-
нивтие в лесной промышленности своих  лующеий Маттал Советокого Союза товарищ
уужей, отцов и сыновей, ушедитих на ` Сталин!

Отчет обсужден на общих собраниях трудящихся в колхозах, на предприятиях,
лесоучастках, в учреждениях в школах Марийской АССР. Отчет подписали
173.700 человек.

идут на нужды обороны страны и на 505-

становление городов н сел, освобожденных Высокая женщина сказала, что нельзя тол-

кеться. Мужчина в ватной телогрейке сер-
дкто заметил, что надо соблюдать порядок.
Изумлеино праподняв правую бровь, Валя
спросила женщину:

— Разве вы фарфоровая? — Повервув-
шись в другую сторону, Валя ответила муж-
чине:

— Кажется, мы вместе с вами штурмова-
  ли эту крепость...

В школе перед началом уроков Вале по-
требовалась резинка. Она бесцеремонно pac-
крыла портфель своей соседки по парте и,
эзяв ‘резияку, заинтересовалась лежавшим в
портфеле письмом. Не задумываясь, Валя
прочитала его. Подруга протестовала, гово-
рила сначала, что это нехорошо, а. потом
сказала, что это хамство.

— Подумаешь... — ответила Валя. — Чта,
ты от этого похудеешь?

После уроков Валя зашла к матери на
работу: надо было взять ключ от двери, по-
тому что свой она куда-то запрятала.

— А му-ка, дезушка, Дайте ‚мне` про-
пуск, — обратилась она к дежурной пожи-
лой сотруднице.

свово комнату,

«

ПОДАРОК НОВОМУ ГОДУ

зенитчиками твардин полковника Барско-
го. Организованным метким огнем под

На-днях под прикрытием низкой облачно-
рукоплескания и возгласы —

сти к нашим боевым порядкам приблизились
восемь пикирующих бомбардировщиков про-
тивника.с целью внезапно атаковать распо-
ложение нашей пехоты и огневые позиции

«Молодцы зснитчики!» — они сбили четы-
`ре из восьми вражеских самолетов, не дав
полевой артиллерии. ни одному из них выполнить боевого зада-
Маневр врага своевремеяно был разгадан   лия. Пятый бомбардировщик был сбит на-

шим истребителем. Остальные три немец-

Пронин со воля новое нес ри кииеоинониаа! ких самолета, маскируясь в облаках, удрали:

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВ ДА» Зенитчики говорят: «Это наш новогодний

подарок».
2 стр. 5. января 1944 г.

Гвардии старший сержант
НЧ. КОРНИЛОВ.

ly

*

А’ СУВОРОВ.

БЕЛАЯ ПЕРКОВЬ

немцы
Киезской облакти — Володарки и Гребе-
нок. Гарнизон Белой Церкти постепенно
зажимался в стальные клещи, Однако ие-
мецкое командование еще не теряло raaneny
на то, что ему удастся сохранить э -
ный опорный пуыкт, В район Белой Церкви
были переброшены чювые танковые части,
которые сразу же предприняли целый ряд
яростных контратак,

Наши части, сражающиеся в городе, вели
упорные уличные бои, используя богатый
опыт, накопленный ими, Южнее Белой
Перкви в течение 2 и 3 января продолжа-
лось методическое и неотвратимое продви-
жение наших войск на восток. Вчера эдесь
были заняты, в частности, Олышанка, Соро-
фотяги, большюе местечко Езерню, Янышев»
ка и другие населенные пунеты. Освободив
их, ваши части прочно оседлали шоссейные
дороги, ведущие от Белой Церкви на юг.

Севернее Белой Церкви хемцы также вы-
нуждены были отходить, У гарнизона го-
рода теперь оставался только один путь...
на восток, Измотанный в четырехдневных
сскесточенных боях, лишенный коммуника-

oe

ций, ленный в те
борьбе, немешкий гарнизон й. Церкви
под ударами Красной Армии оставлял квар-

тал за кварталом, улищу за улицей. Нако-
нец, после упоркой борьбы город был пол-

ностью очищен от врата. Воины прослав-
ленных в минувших битвах дивизий всту-
пили в центр ой Плечом к пле-

чу с бойцами и офицерами, протпеляими
alexi путь от. Сум go Каева и Белой

Церкви, шли солдаты и офицеры Чехосло-
вацкой бригады генерала bl.
Потеряв Белую Церковь, немцы тем са-

мым лишились одного из жизненных цент-
ров всей своей оборонителыюй системы на
правом берегу Днепра. Этот город, насчи-

тывавший до войны около 40 тысяч жите-
лей, располагал большим количеством

предприятий, массивные каменчые  зламия

которых были удобны для обороны. Отею-
да ведет железная дорога к Фастову и
Знаменке, отсюда ведут пути к Умани,
Первомайску. : Rae

Взятие Белой Церкви — крупная победа
войск 1-го Украинского фронта.

В течение сегодняшнего дня наши звой-

ска продолжали наступление и на другнх

участках фронта. Освобождены районный
центр Винницкой области Плисков, рай-

сонный центр Киевской области Славише “1

десятки других населенных пунктов.

Г. АЛЕКСАНДРОВ.
4 января. (По телеграфу). ..

КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА «СЛАВЫ»

Отважные комсомольцы-разведчини сержант Акал ЕРГАЛИЕВ, младший сержант
Виталий ТВЕРДОХЛЕБОВ и старшина Гавриил БРОВКИН награждены орделами

Фото специального корреспондента «Комбомольской правды» Г. КАПУСТЯНСКОГО.
БОБОВ ОВО Е ВЕН ОИ ООН ао ЕО ЕН ПВС ва ананаса виа виа ааа ево я онин о зоо иоенинюинюнаия праве нонив: иониноюии пневоониоюнааеи

МЕЛОЧИ ЛИ ЭТО?

Вечером, увидев приятельницу матери в

стройную девушку © красавыми серыми кнно, Валя подошла к ней сзади, дернула за

рукав и, не обращая внимания на ее спут-
ников, начала сообщать домашние новости.

— Ты совсем не умеешь себя вести, —
возмущается мать Вали Ольга’ Апдреевь-
на— То и дело приходится за тебя крас-
неть. Отец вернется с фронта — ахнел!
Учищь тебя, учишь, а ты с людьмн поэдо-
реваться не умеешь как следует.

Валя только весело хохочет.

— Зачем нерзничать. из-за таких пустя-
ков? —— успокаивает она мать. Я вель ни-
кому не говорю грубости. В зиколе` обо мие
не скажут плохого. И вообще никто, кроме
тебя, не делает мне замечаний. Ты придн-
раещься, ма-му-ха!

Есть у Вали подруга Наташа,
жатая отряда. Аккуратная, дисциплиниро-
ванная девушка. Только она никогда ке
употребляет слов «спасибо» или «благода-
рю вас». Пообедает дома или в школьной
столовой, встанет из-за стола и. дожевы-
вая хлеб, идет к зеркалу. Если ей кто-либо
из соседей откроет входную дверь HAH
уступит дорогу, тоже словом благодарности
не обмолвится. Как будто ей все обязаны
оказывать внимание и тазличные услуги.

Иногда к Наташе и Вале заходит их об-
щий приятель и друг детства Игорь, смуг-
лый, широкоплечий . юноша. Он мечтает
быть инженером, много читает и считает
себя культурным человеком. Но далеко не
всегда он догадается встать, если в ком-
нату, где собралась молодежь, зайдет кто-
нибудь из старших. й
тетка Натали Анастасия
Кузьминична, воспользовавшись этим пово-
дом, сказала, что ‘надо все-таки уважать
старших, что звать друг друга Валькой н
Наташкой, хохотать на всю улицу непри-
лично. Компания друзей удивилась.

— Неприлично? — переспросила Валя. —
Все это мелочи жизни, Анастасия Кузьми-
нична. Стоит ли на них обрашать внимание?

А Игорь откровенно’ заявил, что никаким советом. Потом об’яснилось. Старых рэбо-  лась.

„ Действуй по-суворовски: ни минуты передь
\ *
Неприятелю. времени давать не должно, пользоваться

сколько можно его ошибкой и ‚брать его’ всегда смело

пики

x

врагу!
*

В наступлении

От военного корреспондента «Комсомольской

РТИЛЛЕРИЙСКИЙ гром смолк ра-
зом, и ‘стало вдруг оглупхительно тихо.

Слух,
сорок минут терзавшийся гулкими ударами
рай отказывался теперь воспринимать
‘были выбиты из районных центров какие-то отдельные выстрел

А

Будто плотной ватой’ заткнули уши.

‘нат, треск колючей проволоки,

ел: от наших траншей’
ИИ То, притадая к\!
красноармейцы!
Se то-

очках полузаметенной сяе-
же серому, в кл На Ronee змейка замер-
обернулся
‚ что-то крикнул, эзмахнув

отделилась серая эмейка.
земле, то поднимаясь опять,
побежали цепью по снежному

rom
ла,
назад и, эили
‘над головой рукою.

сухой травы.
Ho вот кто-то выпрямился,

«Соколов,- отметил про себя Бондарен-

ко, — ребят поднимает. Это хорошо...»

ноармейцы пошли на приступ.

«Как в кино», — на бегу подумал Бон-

даренко.

И верно—так бывает в кино, когда вдруг
лента продом-

жает двигаться и действие продолжается

почему-то. исчезает звук, 4

в молчании.
Это начиналась атака.

Вздыбленная разрывами, мерзлая земля
бочилась черной водой. Замечательно пора-
ы, Каждый sam блта-
ечорина и старшего лейте-
пель. Каждый
Маэгыно-

ботали @артилл
рей капатана
Hara Харченко накрывал
снаряд, посланный  Синепубовым,
вым, Балахоновым, находил. немцев,

Пехотинцы ne знали фамплий тех, «Te
пробил им широкий путь впефед. Но ons
своими. глазами видели результаты их ра-
боты, двигаясь Через рвы осыпав Бир. тран-
провайюв разрутевных блинда-
жей, мимо дикой путаницы сбитой з кучи

шей, мимо

колючей проволоки.

Бондаренко шел по следам атаки, огля-
дываясь вокруг, тревожно разыскивая зча-
группах разеных ‘с
белоснежных бин-

комые лица в первых
ярко алыми пятнами ва
тах. р

— Товарищ старший лейтенант! — 0
звал его чей-то голос.

Бондаренко обернулся. За немецкой тран-

шеей, у полобатого столба, с корнем зы

дернутого взрывом, лежал сержант Иванов,
комсорг роты, Санитары уже перевязали
ето и готовились подхватить на носнлки, но
Иванов, не остыв от горячки атаки, CaM Cx

лился встать и морщился от боли.

тенант? —

— Ничего ‚ товарищ старший лей»
Нин закричал он.— Мои

ребята все впереди, сам проверил. Я Bor

только...

Новзя рота с автоматами наперевес про-
бегала через траншею. Иванов притодиял-

ся; вытявул руку, и голос его заввенел:

ждут...

Бой уже в глубине

Немцы бежали, но на каждой высоте остав-
ляли свон васлоны — иногда до одной-лвух!
рот, уснленных танками, артиллерией, Надо
было кшибать нх схода, не давать врагу

передьицки, не давать ему опомниться. ..
Капитан Аюиния кустами подвел в

батальси почти волотиую ‘к деревне,

бойцы заняли исход-
ный рубеж и по сигналу рвамулись на штурм.
им выскочили
о в эту же се.
кунду левое крыло наступающих разомкну-
лось, и па деревню, навстречу немецким
танкам, полным ходом пошли наши Т-34.

выстрела, без

Из-за пригорка навстре
два танка и «фердинавд».

Машины били друг друга чуть не в упор, а

той порой стрелки, автоматчики завладели

улищей и погнали немцев далыше.

Вывернузвшись из-под огня, два немец-
ких тавка все же попытались

бежали за ними фрицы. На минуту возникла
заминка. Наши бойцы падали на голую, мерз-
лую землю, искали укрытий, а’укрылий не
было. Тут-то и выро» перед цепью бойцов
парторс батальона Никитин:

— Ваеред! За мной...

— Вперед, комсомольцы! Ура! — эвонко

подхватил клич Никитина xomcopr Koro-

нер.. Они перзыми бросилась на врага, н
все коммунисты, все комсомольты, все крас-
ноармейцы устремились за своими вожака-

ми. Немцы, не выдержав, бежали.
Так взята была эта деревня. Что ж, те-

«Быть вежливым со

та, школьника, я, признаться, сторонкой об-

хожу... Чтоб иа неприятность не напасть...
— Бойцы взрослые, а мы еще только

учимся, — попробовала защищаться Валя. -

ы, шлепки гра-

Змейка снова Метнулась вперед,/— кос

— Давай, лазай, фебята!.. Давай, там вас

+

ii

возглавить
контратаку. Дико вопя, стреляя на ходу,

лично в школе, на улице ц в

правды»

перь не останавливаясь, ое реС: ва rn
следующего юра у а
тенант ‘ Бовдаренко, KOMCOMOALCKMH  Opra-
низатор полка, догнал третий батальсв у
самого озера. В деревушке а берегу чем-
цы ‘засели прочно. LE sat ae огонь‘ об-
все’ поле — подо
си роты, младший сержант Егоров,
лощинкой вывел свое отделение к воде.
Отсюда атаковать немцез’ было удобнее:
За комсоргом кинулись вперед все
бойцы. Младший сержант грахатой поднял
на воздух фашистский пулемет. Дорога для
роты была расчищена, С боем вперед! Вот
и скелезнодорожная  насыль. Немцы олкры-
вают шквальный огонь ¢ BHIOOTOR из-за по-
‘лотна. Поелно! Вэрыв, и обломки фельсов
летят вверх — это саперы лейтенанта Бо-
гатырева полорзали путь.

Так завершился бой в глубяме обороты
противника, верное первый его эта. Другие
наши части навосили ‘удары < севера, 3а-
пада и востока — они ae hae

зи у; рассекали ее ва час -
НИИ А зы юге, ‘у шоссе и железной ло-

‚ ‚стояла стальным заслоном  прорвав-
шаяся в тыл к врапу дивизия, ие вытускав-
шая немцев из колрца.

Десятки раз в день протизник предпоа»
нимал контратаки, пытаясь пробиться. И с
юга: немцы пробовали. проложить. туть ©в0-,
им окруженным войскам: они вызвали бро-
‘неоеэд, послали по’больаюу чфердиная-
ды», вызвали несколько месятков самоле-
тов... Не помогло! Зарывахись ‘в заскоруз-
лую, примороженную землю, стрелки стали
насмерть. Они отбяваяяеь так же яростно,
как вчера ваютуйали.

Бронепоезд. допол до раввороченного’ пю-
лотна и остановился. В бессильной влюбе. оя
стал осыпать окружавтие васыпь высоткя
снарядами. Артиллеристы на руках выкяти-
ли влеред свою пушку. К f
кин, слал снаряд за снарядом; Бой шел неё-
равный — маша зтупка, открытая со всех

‚п ла одлетому тяжелыми
броневыми плитами поезку немтев;, Расчет
принял этот. трудный бой, чтобы отвлечь
  огонь бронепоезда н% себя и ‘дать вакре-
питься своему батальону. ‘

Прошел. день и еше деть. Тщелно пики-
ровали десятки немецких самолетов, раз’.
езжали «фердинанды» за полотном, и бро-
непоезд, топчаюъь на месте, ‚вел огонь. Тем
временем другие наши войска разгромили и
ликвидировали отрезанную группировку нем-
цев.

Когда старший, лейтенант Боздаренко воз-
вращался на командный пункт полка, на-
встречу ему HO земляяки выбежал калитен
Соловьев.

— Грипга, — закричал он,—-ну, поздрав-
ляй! М я тебя поэдравлю. Теперь mama mi-
визяя — ордена Суворова 2-й степени. Can:
WHI ? :

Так был осуществлен прорыв. Тепер
хочется вернуться немного назад» к тем
дням, когда наши части, сломив. сопротив»
  ление‘ врага, промли по Уэкому, простре-
ливавщемуся < двух сторон перешейку и
устремились втеред, далеко ’обходя, немец»
кие опорные пункты, им

Болотами, лесами, изверрятной мы
грязью в ‘декабре! — шли’ войска: Топда на
совещании комсоргов полков кавалеру ор-
денов Отечественной войны,“ Краевой Звез-
ды, комсомольскому организатору \ полка
Григорию Бондаренко тли почетную
грамоту Центрального Комитета ВЛКСМ.
Несколько секунд Бондаренко воволнован-
во смотрел на красную © золотом грамоту.
На ней были изображены мчашиеся. в атаку
танки, реяло в воздухе красное энемя и
горела призывная надпись: «За Родину, за
Сталина!» :

— Клянусь, мы будем первыми, — от ли-
ца всех своих комсомольжев сказал он тогда.

О том, что было дальше,  расскавано
вые.

На десятки и десятки километров протя-
нулся, боевой путь дивизии, знамя которой
будет украшено Суворовским орленом. На
всем. этом пространстве не вотрелиь те-
перь вооруженного немца. Только безоруж-
ные, потерявшие былую кжесь, унылые плен-
ные фрицы еще заполняют дороги в этом
районе. .

Перед Бочдаренко, перед, его комсомоль-
Hama встали новые боевые дела.

Капитан В, ИОРДАНСКИЙ.
Действующая армия. г mae

старшими, вести себя скромно и при-
общественных местах».

(Из «Правил для учащихся»)
обойдемся!» Да неё всякий умеет сам обой-
тись.

Однажды на собрании рабочие все эти
обиды начальнику цеха и высказали. Он

— Маленькве! —с издевкой продолжала ‘после спасибо имо сказал за науку.

Анастасия Кузьминична. — Деточки с пас-
портами!.. Чему ж вас в школе учат? Если
ты в школе, так от тебя-то и надо требо-
вать самого культурного и вежливого по-
ведения.

Анастасия Кузьминична внимательно по-
смотрела на своих собеседников. Лица у

— Вот какие от «мелочей жизни» круп-
ные ‘неприятности могут быть,— заключила
Анастасия Кузьминична. -— Неуютно как-то
жить среди развязных, необходительных
людей. Чувствуете?

— Чувствуем,— отозвался Игорь. Он/уже
 не хмурился, Тема разговора его. явно за-

Boe  .

них были недовольные. Друзьям явно не интересовала, Вал
» а. я сос \
иравилась эта нотация. С ними ‘еще никто р BOAT OTERO слуша

не. говорил так резко и откровенно; До сих
пор их обызыю похваливали и ставили воем
в пример. 1

Валя растерянно поглядывала по сторо
нам, Игорь нахмурился, а Наташа‘ бесло-
койно вертелась на стуле ин всем своим ви-

ла, а Наташа уже всем своим видом пока-
зывала: «Какая у меня тетя умная...»

— Только` не судите‘ нас особенно стро-
го,— продолжал Игорь, — честное слово, я
над этим никогда не задумывался. Об этом
Kak+TO не говорят нигде. Говорят, чтоб не
употребляли бранных слов...

дом показывала, что тетка вмешивается He} — Валя we употребляет брачных слов
в свои дела. у но грубо произносит небранные,— подхва:

Анастасия Кузьминична немного успокои-,тила. Анастасня Кузьминична и шутливо
лась, но решила довести до конца «неприят-  погрозила девушке пальцем.—Между нами:
ный разговор». Она накрыла на стол; при-   тебя, пожалуй, и замуж никто неё возьмет
гласила всех к чаю. Когда ее гости не- [за это.

множко оправились от первого удара и
стали уже разговаривать о последнем филь-
ме, она неожиданно продолжала:

Неприятно меня слушать, а все-такн
послушайте. Перед вами целая жизнь впе-
реди. Надо уметь обходиться с товарища-
ми, со старшими и младшими. Тактичными
 задо быть. Это ие мелочь. Вот у mac na
заводе был такой случай...

И она рассказала, как месяца два
TOMY назад назначила к ним в nex
нового о начальника, ‘молодого, ‘TORKO-
вого инженера. Дело свое ом знает,
сведущий человек. Только все стали
замечать, что разлаживается в цехе ра-
бота. В чем причина? Стали к новому на-
чальнику присматриваться. Хороший чело-
век, а не идут к нему почему-то люди за

этаким тонкостям ономе обучен и не хочет чих он на «ты» называет, молодым работ-

им обучаться, ибо они. особого значения в никам разные прозвигтта

жизни не имеют. j

Анастасия Кузьминична рассердилась. У
нее. даже порозовели старческиа щеки.

— Подумали’ бы, что говорите, — сказала
она в сердцах. — Вндели вы когда-нибудь
на улице наших бойцов, чтобы они шли ва-
тагой, шумели, кричали, мешали прохожим?
Чего молчите? Не видели? А вашего бра-

дает. Надю Архи-
пову «малюткой Манон» величает, учени-
ков-подростков — «карандашами» да «чижи-
ками». Вот из-за ‘этих «карандашей» да
«малюток» все неприятности и стали TIpO-
исходить, Не ладится у кого-нибудь дело,
нужно с пачальником цеха посоветоваться,
а к нему никто ие хочет обращаться — ни
старый, ни молодой: «Сами как-нибудь

Валя покраснела. А. Наташа попробовала
оправдаться.

— А где эти правила найдешь: как в
 таком случае поступать, что сделать или
‚сказать, в другом случае?

А вы спросите,

— Кого?

— Учителей. Старших, Между собой по-
говорите, в комсомола,

Игорь усмехнулся.

pes Нам вот итоги скоро надо обсуждать.
  Не до манер, не до хорошего тона, — ска-
 Зал он с иронией.—А потом одни считают
‚эта «мелочами жизни», другие — «высокой
ария, третьи полагают, что сейчас. во-
  обще не время такими вопросами  зани-
  маться...

Анастасия Кузьминична опять фассерли-

= Ну, как хотите... — сказала оча. — А
только трудно жить с людьми, которые,
как вязанка хворосту, за других пепляют-
ся. царапают... Неприятно. У нас ведь
все —— коллектив. И учитесь вы вместе и
работать придется вместе. Обходительнее
будете — дружнее станете. А в дружбе
pone лучше спорится, жить приятнее. Так-

Л. ШОРОХОВА,.