Искусный лыжник непобедим

Советы бывалых воинов юношам, начинающим учёбу

Вы идсте по зямней фронтовой дороге,

укатан тысячами снующих взад и вперед автомобилей. Хорошо

итти по этой твердой дороге; Моги, обутые

ленки, сами собой легко устремляются вперед.
Но взгляните ‘вокруг на расстилающиеся, бескрайные снежные

просторы, Все завалено глубоким снегом,

фронтовая дорога в этнх снежных просторах теряется, как точ-
кая нитка. Стонт лишь сделать щаг в сторону oT дороги, как
вы попадаете в глубокнй ‘снег, тяжелый, как песок. Через эти

снега нельзя пробиться ни пешком, ни на
лозьях, Глубокие
вынуждая нх придерживаться дорог. `_

Только на лыжах — крыльях пехоты -— боец может господ-

ствовать над снежной лустыней, покорять

странства. Ни болота, ни озера, ни реки, ни пурга’и заносы —
лыжинику. Наоборот,
помогают ему. Пурга укрывает лыжника от выслеживающих глаз
врага, по замерзшему болоту он прокладывает кратчайший путь
и легко проскакивает через кажущиеся непроходимыми заносы.
Лыжних появляется перед врагом неожиданно и верно поражает

ничто не является преградой

егэ.

за своими танками, с лыж он стреляет и
В тылу врага
STIs SS егАякНеАрЛНА

Младший лейтенант Николай Карелов:

— Нас отобрали четырнадцать человек и
двух саперов с. минояскателями, вооружили
автоматами, гранатами и ручным пулеметом.
Мы разведали передний край немецкой
обороны и нашли проход — узкую полосу
по берегу реки. До морозов это болоти-
стое место было непроходимым, но морозы
изменили положение, чего немцы, видимо,
не учли. Мы воспользовались этим недо-
смотрем врага и успешно перешли линию
фронта. ig

Мы шли, обходя дороги, по целине. За
отрядом тянулись две лыжни, которые мог-
ли выдать нас.`Тогда мы идущему сзади
призязали сосновый сук с ветками. Ветки
волочились, царапали верхний слой’. снега,
но лыжню не заметали. Она была слишком
глубокой. `

След, остававшийся после нас, беспокоил
весь отряд. Немцы могли нас заметить
раньше, чем мы успели бы сделать свое
дело. Выручил рядовой Сидоркин. Он
предложил наделать лыжных петель на
енегу и тем сбить немцев с толку. Так мы
и сделали. От времени ‘до времени по
три-четыре бойца отхолили вправо и влево
и, сделав большую петлю, нагоняли, нас.
Во всех случаях на снегу оставался след
только в две лыжи, будто бы шел один
человек. Такой способ маскировки нашего
движения оказался более надежным.

Когда мы собрали все нужные сведения
ин возвращались назад, нас’ заметили нем-
цы. Положение создалось серьезное, но и
здесь нам помогла хитрость. Мы поступили
так: в одном месте повернули в сторону;
сделали большой круг; подошли к своей
лыжне и пошли по ней назад, навстречу
вемцам. Поойдя несколько метров, мы
осторожно повернули лыжи в’ обратную
сторону и стали продолжать‘ свой путь.
Хитрость удалась. Немцы, введенные в за-
блуждение следами наших лыж, пошли на-
зад, а мы благополучно вернулись и во-
время доставили командованию собранные
нами в тылу врага важные‘ сведения,

Разгром немецкого штаба

Красноармеец Григорий Чернов:

Задачу уничтожить вражеский штаб перед
HOUHOH атакой на крупный населенный пункт
мы получили поздним вечером. Сержант
Новиков взял с собой трех лыжников, и мы
перешли линию Ффройта, Километров через
шесть-семь показалея небольшой хутор. К
нему вела хорошю накатанная дорога. К
середине х№тора тянулись провода.

Боец, искусно владеющий лыжами, непобедим никем, сам.

же побеждает всех. Наблюдая отважные,

ствия удалой «снежной кавалерии», слушая рассказы бывалых
солдат и офицеров-лыжников, невольно вспоминаешь проникно-
венные` суворовские слова; «Где пройдет олень, там пройдет и
олень,-русский солдат все рав-

русский солдат. Где не пройдет
но пройдет».

Пусть же почаще вспоминают эти гордые слова великого

ыы

Василий Елисеев

Ночью Елисеев вывел состав на новую
трасеу, Напряженню вглядывался он в тем-
ноту, угадывая путь. В сумраке мелькали
редкие ротипы, тянулись бесконечные тор-
фяные болота. Bee
талея орудийный гул.

— Там фронт, — сказал Елисеев, вы-
CVHYLINNCh WB дверцы.

— А близко?

снега сковывают маневр всех родов войск,.

На лыжах по снежной целине боец мчится в атаку, поспевает

Снёг ина ней плотно

в сапоги или в ва-

и вы видите, что Каждый молодой

колесах, ни на по-
Вот. почему молодой

но владеющий ‘лыжами, пользуется уважением бывалых солдат,  ,
Без участия лыжников не мыслится ни. один сколько-нибудь

‘ве капризные про-   значительный маневр

зимой они

делах.

— Видно, здесь on,— прошептал
жант,— надо точнее разузнать. .

Остановились мы на опущке леса в ку-
старнике. Сержант взял меня с собой, и мы
двинулись к хутору. Огородамя тихо под-
ползли к крайней избе. Наблюдаем. Скрип-
нула дверь. Из дома вышел немец с ав-
томатом, повертелся у крыльша минут пять
и снова скрылёя в \4OMe.

— Часовой, — прошептал сержант.

— Точно, говорю, часовой.

Задворками пробираемся к середине ху-
тора. Перед нами пятистенный домик. Сю-
да и тянется паутина проводов. Смотрим,
слушаем, в избе стучит пишущая машинка,
дребезжат телефонные звонки, К дому то
и дело под’езжают связные. Сержант опять
мне шепчет:

— Штаб тут.

° — Тут, — говорю. ‘ ]

Мы выждали удобный момент и © двух
сторон подскочили к дому. В окна штаба
со звоном полетели’ тяжелые гранаты.
Крыша дома поднялась ‘дыбом и обруши-
лась, завалив зсе своими обломками. Не-
мецкий штаб теперь надо было строить
заново,

‚ На хуторе поднялась паника. Охрана бе-
жала к разрушенному штабу. Мы с сер-
жантом отползли тем же путем и верну-
лись к опушке, где нас ждали остальные
лыжники. А когда мы встали на лыжи, я
с радостью подумал: «Ну, теперь, фриц,
догоняй ветра в поле».

В тот же день населенный пункт был
взят нашей частью.

метает гранаты, па
сер-

м

Лыжная атака

Лейтенант Семен Гродчекко:

— Батальон старшего лейтенанта Акимова
был остановлен немпами перед сильно
укрепленной деревней. Мела пурга. Все,
тонуло в молочном тумане. Погода затрул-
няла действия пехоты, но благоприятство»
вала лыжникам.

Решено было ночью в тыл немцам бро-
сить наш отряд лыжников. И вот во тьму
а пургу бесшумно двинулись на лыжах
люди в белых капюшонах. Невидимые sf
снежной метелью, мы легко пересекли
линию фронта и углубились в немецкий
тыл. Миновав глубокую балку, лесной
тропинкой мы вышли на верщину холма.
В низине притаилась деревня, занятая нём-
цами, Разведка обследовала деревню и до-
ложила, что там стоит резервная рота со
штабом. Для действия мы разбились на не-
сколько групп.

ee ee
русского полководца
стремительные дей-

oo

лыжах можно внезапно залечь, i
маскироваться, минировать и ‘производить ‘размкнирование, про-
кладывать линии связи, а если спросить разведчиков, то сни
ответят коротко: «Лыжи — наше незаменимое оружие,
пройдешь всюду, они приближают врага, удаляют опасность».

3YHCb этим, .

вскочить, делать перебежки,

с ними

боец всевобуча должен овладеть’ лыжами,

как своим оружием. Он должен полюбить лыжи, как летчик любит
свой самолет, как танкист любит срой мотор,
любит своего коня. Многие бойцы-лыжники стали Героями Со-
ветского Союза, тысячи лыжников стали кавалерами орденов.

как кавалерисг
человек, только что пришедший ка фронт,

пехоты в зимних условиях, Пехота на лы-

жах передвигается вдвое и втрое быстрее, чем без лыж. Отсюда
ясно, почему любая наступательная операция зимей, как боевое
ее обеспечение, ме могут рассчитывать на серьезный успех Ges
массового применения лыжных подразделений В глубокой раз»
ведке, на охране открытых флангов, в бою за населенные пунк-
ты, в рейдах во вражеский тыл, в преследовании наши советские
лыжники стяжали себе неувядаемую славу. ~ ! .

Вот что рассказырают ‘быпалые лыжникн о своих боевых

Атака иачалась с холма, Лыжники’ рас-

сыпались по ‘склону и вихрем понеслнсь

вниз, к деревне. Немецкие часовые замети-
ли нас лишь в тот момент, когда отделе-
ния сержантов Асторова и Кухаревского

‘подскочили к угловому дому, где располо-

Максим ТАНК

ТАК СКАЗАЛ
СТАЛИН

Мы вернулись в Боларусь с30ю,
Мы прошли сивозь громы батгрей.
И нигде нинто не могозабыть
Рои родных, просторов м помей.

Пали мы. из тысячи криниц”
Воду, наилониошись до зомля,
Тельно в сердые мамру погасить
Па своей отчизна но могли,

Иэжрый пумал о весиз, хотел
Лишь иоснуться луговой травы,
Капомть пезурь своих очей
Ярким солнцем сосен боровых,

Каждый ворил... И настал тот ч2с:
Мы шагаем сивозь соенний RIM,
Гре недавно тучей саранча
Пропоязла по нивам. зелатым..

Врамьзй нревыю смозм пепоя мы

С гзредо2, разрушенных чумой,

С мнаных сел, легибнузших в огне
И понрытых мзртвой тищиной,

Озарзет солнце ширь полей,

К солнцу тянется зеленый восход. ‘.
Занватешь ты снова, Беларусь!

Тан сиззал наш Сталин, наш народ.

жался штаб роты. В окна полетели грана-

ты, в двери застучали очереди автоматов.
С другого конца в дерезню влетели лыж-
ники младшего лейтенанта Виниченко.

Автоматы и‘ взрывы гранат. загремели с -

обоих концов деревни. Лыжники стали
прочесывать каждую избу. Не находя спа-
сения в деревне, немцы бросились колесу.
Но как только они вышли на открытое

”Перелод .с белорусского
Николая БЕРЕНДГОФА.

д

Удаль гвардейна

Была’ лунная ночь. Противник начал бе-

место, их немедленно атаковали с тылз щеный обстрел, Танки упорно шли вперед.
лыжники лейтенанта Саева. Резервная не-  Вот пройдена личия фронта, и машина, на

мецкая рота была истреблена. Мы взорвали   Которой находился.

Сеземов, очутилась в

все повозки с боеприпасами и продоволь-   тТьблу противника,

ствием, захватили пленных:

На обратном пути мы напали на батарею
тяжелых орудий, вывели ее из строя и
перебили расчеты. Мы действовали быстро,
и были неуловимы, как ветер, В pacnono-
жении немцев поднялся переполох. Поль-
старший лейтенант Акимов
бросил свой батальон в атаку и занял
важную в тактическом отношении деревню.

Преследование
 РЕСЕТИСНРЫЕ О АУЗЕЗИТЕ ПГОДЕСАЯЫЕТЕНСМИЕЗС СЕТИ. 1

Гвардии капитан Александр Аяученков:

— Мы получили приказ проникнуть втыл
противника и отрезать немцам путь отхода.
Совершив 50-километровый марш, мы осед-
лали в указанном месте дорогу. Вскоре
показалось более роты немцев.

— Приготовиться к бою, скомандовал
гвардии майор Андриевич.

Когда между немцами и нами осталось
зе больше ‹ сорока метров, взвод автомат-
зиков гварлии старшего лейтенанта Поко-
говского бросился в атаку. Гитлеровцы,
несмотря на болыной урон, залегли в снегу
и стали отстреливаться. Пулеметный огонь
мешал нам сблизиться с противником.
Тогда гвардеец Размыслов помола к вра-
жескому пулемету, пробивая в снегу узень-
кую траншею. Достигнув ‘цели, лыжник
Размыслов ловко брошенной -гранатой . раз-
бил пулемет. Бой закоччился поголовным
истреблением немецкой роты.

Четыре дия до подхода наших войск мы
контролировали эту важную дорогу. За это
время мы подбили восемь грузовых авто-
машин, два легких танка, захватили 23
подводы с военным имуществом ff продо-
вольствием и уничтожили более двухсот
немцев. Г

наши юноши и девушки, решившие овладеть

мастерством ходьбы на лыжах и боевым их применением, Пусть
шире - используют они опыт бывалых фроитовиков, чтобы уже
нынешней зимой на массовых соревнованиях блеснуть высокой
техникой и показать, что резервы «снежной кавалерии» нашей
страны поистине неисчислимы,

П. РУСИН.

Действующая армия.

\

сеев. — а ещё прошлой зимой сам ма па-  вылавало еб врагу. Елисеев маневрировал.
20803 ше мог взобратьсл. Подсаживать при-   Разогнав машину, он пеожиланно сбавлял

ходнлогь. Немнишь, наверно?

пар, потом вдруг останавливал состав в ро-

— Как не помнить, Василий Михайло-  ще или резко вырывалея виербд.

ближе и ближе надви- ВИЧ, — улыбнулся Боровик. — Такое не

забулешь вовек. Бывало, ветер ‹ Невы по-
дует, так я, как травинка, колыхаюсь.

— Да, тогда нас Ладога, выручила, —
сказал Елисеев, натягивая рукавицы. —
Назвал её дорогой жизни народ; верно ма-

— Кажется всё... Пронесло, — сказал

Веляев, но Елисвев, увидав тревожные сиг-
налы дежурного по станции. приказал оста-
новиться. 06а машиниета соскочили © па-
ровюза и вместе с дежурным пробежали к

Комсомолец. Сеземов, стоя на танке, то
ий дело указывал воднтелю огневые точки
врага. Танх нанес больцюй. ущерб против»
нику и повернул обратно. На ‘обратном пу-

тн вдруг Сеземоз заметил‘ немецкий дзот.  Лями и орденами.

`Он соскочил 6 танха и бросился прямо   ПОИМег,
и первая гра-  На Южном фронте его называли «неукро-

к . дзоту. Еще. миновенье,
ната через трубу летит внутрь дзота. По-
слыщалиесь крики. Сеземов с гранатой в ру-
ке полошел к двери’ дзота, распахнул! ее,
крикнуз: «Руки вверх!»

Немцы подняли руки и стали выхочить
из дзота. Вскоре танкисты увидели Сёзе-
мова. Он вел впереди хебя одиннадцать
пленных немцев.

За проявленный героизм командование
наградило гвардейца Сеземоза орденом

Славы Ш степени.

Гвардки младший сержант
П, БОГДАНОВ,

ST.

ха, и тимнастерха его уже. горела

Зангезурцы — смелый ‘народ, Во всех вой,
нах они умели драться и, если надо, уми
рать, как подобает мужлинзм.

Танк Абрамяна Седрака стрелял по нем-
пам даже топда, когда его товарищам каза”
лось, что дальше сопротивляться има

енно, AOpaman Cempak выскочил. из

; # на ветру,
И тот так, горящим, бросился @и на па
бил их штыком, прикладом, кривым каза:
ским ножом, а когда немцы, подняли на
штыки ‘его мололое тело, крикнул прузьям:
«Убейте их!» Танкист Седрак был посмерт-
ко награжден орденом Ленина, и командир
полка послал‘ письмо (ю славном: зантезурце
в далекую Армению, у

Все это рассказал бойцам 5-й очереди все-
вобуча военком г. Кафана тов. Kacnapan.
—- Вы будете учиться элесь, а Потом уй-

дете нд фронт! Смотрите же, учитесь и’ по-.

юйте по-зангезуроки, иг опозорьте земля-
ков! } ч

Ребята слушили ето внимательно, сдвинуз
брови. мк

Начались дна трудной, кропотливой воен-
пой учебы. Быстро вылелились, толковые,
способные командовать , ребята, и их
Каспарян сделал комаидирами взводов HK
рот. Отбирал оч их особен внимательно,
зная, что на войне из-за нерасторопности
плохо подготовленного комавдира может по-
гибнуть все отделение.

С первога же. занятия был установлен

‚  жесткий порядок, введены дополнительные

часы военных, политических, общеобразова-
тельных зачятай для командиров.

‚— Ты командир, говорил т, Каспарян,—
ты полжен хороню владеть русским языком,
винтовкой, пулеметом, лолжен уметь об’яс-
нить бойцу все, что. он спросит.

Работники райкома комсомола выхлопота-
ли для военно-учебного пункта 4 комнаты,
помогли оборудовать военный кабинет испе-
циальную комнату для командиров. Политру-
ки и командиры — частые гости в райкоме.
а сами райкомовцы все, кроме первого сек
ретаря, который уже побывал на фронте, са-
ми проходили веевобуч.

Преподаватели, инструктора и полатрукя
Кафанского пузкта  всевобуча — опытные
сфицеры; многие из. них награждены меда-
Аристакес Сафаряи, на-
награжден медалью «За отвагу»,
тимый Сафарян»; Ребята любят слутать его
бесэды о воле солдата, о долге комсомоль-
ца, о битвах за Сталинград. Тов: Алавер-
длн--©тарый комсомольский ра тоже
учаютник Отечественной. войных Он. умеет
находить слова, идущие к сердду ребят,

Военные занятия  ’подтягивалот молодых
колхозников, шахтероз, рабочих, диеципли-

ae

‘шируют и сплачивают их. Часто на заня-

тиях можно услышать: «Эх, пам бы с тобой
в одной части на’ фронте немцез рубаты
Показали бы тогда», Учатся зангезурцы от”
лачно и прилежно. Они поспевают, прорабо»

Перовозная бригаща Василия Елисеева. На фото (слева направо): помошняки

машиниста М. ШАРОВ и Б. БОРОВИК, Герой
Михайлович ЕЛИСЕЕВ, кочегар В. ДМИТРИЕ

— Жилометра четыре, He дальше, Bou звал. А наша железная дорога ещё больше XBOCTY Фвоего огромнога  тяжеловесного co-

TIA...

Холодный, мертвенный свет ракеты оза-, пойлут к нам прямиком. Ни ииормы, ни де-
тил штабеля торфа, сложеннюго на полях.   дохох ла озере —— пичто мешать не будет. дежурный, оглядывая разбитый вагон. —

Темное недо прочертили пувктиры траееи-
рующих пуль.

Первый рейс прошёл без происшествий.
Ho чем дальше. тем становилось’ труднее.
Сначала Елисзев волил составы. только по

Знай вебе — води составы.

жизни породу’ прибавит. Тенерь все грузы ‚става.

— Прямое попадачие. — хмуро сказал

Ведь он вас лержал под обстрелом с 23-го

После десятого рейеа ого спросили в рай- по 29-Й километр.

коме,
пеезда.

— Бажлый поезд и в обязательном по-   состав.

часто ли обстреливают дневные _ Повреждённый вагон был  отцедплен,

и Василий Елисеев снова повёл свой

ночам. Но грузы шли к шли. На перевазоч-   рлдке, — как весгда, немпогословно отве- Поезд бежал всё вперёд, постувивая ко-
HOH станции росли горы товаров: сталь  тил Елисеев. — Маневровый паровоз и ТОТ   лёсами, а в будке локомотива стоял у ре-
Урзла, рис Узбекистана, сахар нового не пропустят. верса старший мапикниет в прироким, чуть

киргизского завота. Забота всей страны
с ролном Jommnrpame., израненном, но
несгибаемом городе как бы воплощалась
в этих ащиках и кулях.

ставит городу, измеряется не тоннами, Нет!
Bua oan ¢euey — счёт жизни и смерти:
Шоколад, сгущенное молоко, хлеб — это
жизнь  ленинградцев,  Снаряды,
бодзин — эт0 смерть немцам

пом. И Елисеев сделал вывод,

И

водить поезда круглые сутки.
Пезех рейсом Елисеев сюзвал. бритаду.

Ona отояла передним; как живая диаграм-
Ma: OT росло плечиетото Боровика до ху-
Же

gomasoro writa Вовки Дмитриева. Оии у

кое-и1о звали 0 рейсе. — Опаено ли? —
Ла. конечно, опёсно.— Есть ли вопросы! —

пули,
фин-
который
полеказывало ему комеомольское сердце: —^,

Особеяно не любила бригада участок, ко:
 торый прозвали «Пронеси © миром», Хотя

скуластым лицом, Только когда оп притор-

MAEDA состав у станции назначения, ero}
станция злесь имела и полное имя и полл- покихало озабочениое выражение, и глаза   ВиРАХ,

век, которого даже пожилые маплинисты

веерьёз звали «учителем»,

В нервые дни Вовка ходил разочаровай-
ный. Бригада, о славе которой говорил весь
POPOT, ложазалась ему будничной. Сам Елн-
ееев был вечно озабочен: то подеунули вуе-
сто угля дрова, и ночью искры могут вы-

-  дать паровоз; то растяпа-дежурный перену-

Tad вагоны, и за один лень бригада ри-
скует потерять пелельный пагон времени.

Но день за днбы Вовка, видел, что эти
трубэватые парни ‘в засаленных ватника;—
люди большой дупти. Оти не говорили © под-
OHA их совершали. Они не только

‘ гающийся штат, вю жила она по-особому.   Веселели, когда оп вител, пак увозят грузы,   любили с20ё дело, они уважали. ого, свою
  Влюйлий знал, что груз, который © хдо-  Не было тут ни платформы, ни семафоров.   Которые привёл с в Jenmarpig, On обнимал   Габочую честь. Все оши звали себя «лелин-

‚Из замаекированной землянки выекакивал,
поправляя каюку, дежурный, Слесарь нод-
‚ползал к паровозу, как пластун, Нередко

тотла крепкой рукой хулощавого Дмятриева
н вкратчито говорнл:
— Бажи-ка, Возка, опять чья-то «овеч-

граапы», и в устах ярослатиев Беляева и
 ПИарова или Боровика, который зызое на
  Украине, это слово звучало как звание ‘по-

‚Влисеов в ходу принимал «зрленое разреше- ка» на путях заблудилаеь. Может быть, no- убтное, но и обязывающее,

ние» — путевку на праве занятия перего-
‚на, и ровоз резко прибавлял окорость,
flea сентябрьским утром Елисеев вел
большой состав -— станки и машины. Яр-
ков волние играло на волнах Ладожского

нала петророких времён, приближаяеь К
  открытому, как голая ладонь, участку,
— Выметили, дьяволы, — элобло сказал

Нет, вопросов no имеется. — Кание будут Беляев, когда первый фугаеный снаряд ра
замечания? — Благополучно провести ©о- зорвалея у полотнв. ›

став, Вернуться с нагоном времени. (С10-

вом. влезать езлку, как всегда.
Боря Борових,

будку.

— Какой прыткий стал, — кивнул Ели-
„ Между кустами поезд.

—.Врёшь, не накроешь,-—тлухо провор-

чал Елисеев. Он закрыл пар, и малина по

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

2 стр.
и

помощник машиниста,
перрым воялся за поручни и поднялся В свои и чужие, точно шахматиет у доски, По

ответил Елисеев, прослеживая за полетом
снарядов. Он расечитывал нанеред ходы,

поезду били пять-шесть орудий. Оки пере-
носили огонь, чтобы поразить мелькавший

озера. Поезх бежал вдоль заброшенного ка-

— Нормально, Ваня. Начинаем игру, —

катаеть меня но дружбе?

— Да ну вае, Василий Махайловит, —м
‘что я мальчишка по-вашему, что ли?

По потом, не выдержав обиженного тона,
 Вовкл вместе с0 свонм учителем емеялся,

вепоминая, как он каталея на «овечке»,
‚. у дотеких лет пристравтидея он холить

в дет. Оя приглядывалея к работе отца-
мапгиниета, расспрашивал его, И однажды,
Korda старая «овечка» — паровоз «ОВ»
тоял пох парами па путях, из буден по.
казалась чёрная, как уголь, вовкица го-
лова. Он тревожно оглялелея и, подскочив к
приборам, что-то перевёл, где-то подкрутил.
Паровоз вздохнул и медленно двинулея, на-
бирая скорость. Он шёл прямо к тувику и,

если бы не отец, который уцепилея на ходу

3% поручня, быть бы бедь,

Вовка не любил вспоминать об этем слу-

Tae. lio, пожалуй, уже тогда он решия;
«Буду манишиетом». Смышалёвого мальчу-

Вовка понял, что полвиги соверниают He
только те, кто хчится в бурке во главе кон-
Ho TABI WIT водит ТАК, Bes HG
бригады: Елисеева была этим трудовым год-
виРом, HO он вырастал из простых, очень
зауряхных, будвичных дел.

— Селодня живём мые тобой, Вовка,
по-богатому, — залумавитиеь, говорил ему
Боровик, откуперивая консервы. =— А пом-
нишь время, когда мы, ленингралцы, куша-
ли только бульон из веток. А ведь тогда-то
и родллюя ват комеомольсний паровоз.

ен рассказывая притихшему Вовке,
Raw еклалывалаеь в самые трулные лни
бригада, как еплотил её Василий Елисеев.
Первяя зоенная зима обрушилась на Ле-
нинград огнём и стужей, в городе не было
ни ехы, ни топлива. Й вот блнажды, в дю-
тую стужу, Сллееева вызвал начальник де-
m0,

Вленлий шел по вокзалу, ещё нелавто
наполненному веселыми дачниками или

инерции покатилась под Уклон, скрытая гана взял к себе Елиссев, прославленный   пгумными лыжниками, Теперь здесь черне-

8 января 1944 Г. деревьями, затаившая дыхание, которое‘ командир комсомольского паровоза, чело- ‘ли пустые глазнацы окон и торчали балки,

Социалистического Труда Василий
В и машинисет И. БЕЛЯЕВ.
Фото В. КОЛЕСОНИКОВА,

Kak ребра нь скелете. Подильшиюь по гру-
дам кирнича, Влисеев остановился перелох-
нуть: кровь стучала в висках, ноги дрожа-
ли, капельки пета застывали на висках.

— Горм умрёт без топлива. — оказал
усталым голосом начальник. — Вам, Еля-
сеев, поручается доставка, торфа для лепин-
градених заектростанций.

Жогла первый поезд задержали samen,
Елисеев и его товарищи взялись за лоты
у пролюяеити себе путь. Когда нохватало ра-
бочих, бригада сама грузила дрова и торф.
Елисеев помнил: кажлый кирнич торфа —
это жизнь родных людей. _

Вернувиииеь, Василий взял опухшими
пальпами карандаи и; пысчитав что-то,
хмуро пошёл к начальникам. Его слушали
внимлтельно. Ведь в самом деле получается
нескиадно... Время решает, но это же время
растекается попусту, как вода скзозь сито,
Почему после каждого рейса надо брать во-
лу? Только потому, что иные бригалы не
промывают котлов, не следят за машиной,
опа и пожирает чорт знает сколько золы.
Елисеев стал брать воду только после вто-
рого рейса Почему на участке болтается
четыре паровоза? Только из-за пераепоря-
хительноети лислетчеров, Елисеев взялся ©б-
служизать участок олним паровозам.

— 01, рисковое дело Василий затеял, ——
в сомнением сказал диспетчер, глядя na
красный огопбк, мелькавший за поворо-
том.— Вею дорогу оскандалем.

т АЯВ 000 верю. —— сказал началь-
ник стапции, — Он вытянет, Хватка у но-
го ленинградекая. И расчёт точный. От
слова своего не отступится.

И Елноегв но тотько спразилея сам, Он
заставил подтянуться всех вокруг себя.

‚—— Котда опаздывал ваш состав? —спро-
сили Елисвева на комитете хомоомола.

— Никогда.

— Roma приходил с нагоном времени”

— Всегда.

эигезУу

7 HN, HH

тав весь день в колхозе, притти в Кафая зу
10 километров по труллой горвой дороге
точво к началу эзнятий, Бойцы влутмателью
слушают преподавателя, ревностио изучают
материальную Часть, а потом полэюот в
лемноте по грязи © пулеметом, кричат воиу-
ственно неизвестным врагам: «Гей, ей» и
быот  холостыми патронами, целясь в кусты,
Занятия ‘идут все время в полз, горах,
ущельях. . В спецподразделении о горных
стрелков даже теоретические зачятия про.
исходят. в, горах.

Комсомолыцы нае ой рем

серобучников. Их подтян) i man
НЕ успехи в учебе {попробуй-ка,
ПОЛУЧИ «ПОС» —: товарицуи житья ие дадут!)
привлеюмот юношей, и всевобучияки начила-
ют тянуться к комсомолу. Ведь комсомоль-
пы — пример во всем!

И воемком. Каспарли, и. ииструктора eee.
побуча Иван Васильевич Таркесский и Ай.
paner Arana часто советуются с комео-
мольцами, договариваются с ранкомом ком-
вомойа об изготовлении моделей ружей, о
том. чтобы ‘у пунхта’ всевобуча было 15 ко-
ней ‘для верховой езды. И райком помо.
гает,

Олнлюлы т.’ Каспарян пришел озабочея-
ным, (Кончат реблта’ учебу,   приедут на
снежные фронты, А’ Na. лыжах ходить
не умеют. Но где взять лыжи? Онег в Ка-
фане выпадает позлно, да и неглубок он. Со-
вет комсомольцев был нелюлог. Ведь когда
1а плечами всего 20 дет, каждая трудлость
кажется ‘легко преололимой.

— Лыжи сделаем! У меня даже, вырезка
из газеты есть, как их делать. И лес есть,—
уверенно сказал комсомолец Коля Микае-
ASI. АН

—~ A) cer?

— Cer? Ничето! На занятия в горы
будем хюдиТть,— на перевале, есть свет, Я
там сам недавно был.

-— Это эз 20 километроз-то вы будете
XOIMTL?

-—— А что ж

Зангезурцы смеются. Им даже попрази»
лось, что они воланут ва лыжи раныше се-
верян, и на другой же день начали де
лать лыжи. Вначале лыжи получалирь не»
уклюомне, тяжелые, и ребята насмелитиево
знали их «оамоходами», но последние пл.
ры — это уже ‘настобмщие лыжи, изящные
и легкие.

Hy, a n ‘noxom! Ha nmepemayre nym,
крих, ties ия вышел левый’ поворот
y Tenopya Арутюняна. Нет, пожалуй, Аве-
тис сделал лумше! И вот уже в ноябре про-
вели здесь лыжные сорезяовамия, пожалуй,
первые в спраие. Бойцы отли на лыжах бы:
стро, уверенно, точно родились на се-
варной земуле, Теперь они момут ити. дуже
в лыжный батальон, и там за мих крзюнеть
не будут,

А 40 километров?! Hiro x, sro даже здоро
во. Крепче железа стали мускулы на ногах,
окрецли и лелкие: вон`как льетея и звенат
в горах песня зангезурцев! Даже Карен
Микаелян, которого, еще недавно дразпили
маменькиным сынком, весело подпевает
знакомому  напеву^ Он B соревнованиях
занял пятое место!

Недавно бойцы всевобуча отправались в
Б0-километровый поход с ночевкой в горах.

‚  Дождь мешалея со снетом-—было очень хэ-

лодню. Учились подниматься на скелы, спа-
сать раненых, стоелять..,  Попом, упьли na
‘уж и нкидлег,. У оружия командир. оюта-
вил. Гургена Огдиджаняна и’ Володю Ару“
тюняна, Всю долгую ночь простояли на вет-
ру, под дождем кинрили, м утром, когда ко-
мандир прибежкал к скале, от увидел в ту-
маке две кпокойные фимуры у оружия.

Так растет, крепнет военный жаллектиз
молодых зангезурцев, крепнут и мужают лю-
ди в ном, учатся ять лому с каня, хо-
дыть с грузом за километров, быть вы:
носливыми, ` закаленными войнами,

Из армии иогут в аи ваелкому{ «Мы
яз селения Шерелнатат: У пас 10 орденоно:-
цез. Готовьте пагплих мдладлилих братьев, кэх
нас, У нас зангезурская юрозь, её немало
пролито на нашу землю, и ее нельзя пач-
кать. Скажите это на занятиях».

И ребята отвечают: «У нас тоже занге-

зурекая кровь. Скоро приедем к вам вое:
вать». :

И. ИЛЬИЧЕВА.
Армения,
Зангезур.

ee NN LOLS

Бригада дазно уже перскрыла норму че-
тырех паровозов. Опх приводила не мель
ше трёх торфяных составоз 3a деть, опа
хостатила только за десять дней 41 поезд,
из них 20 сксростных. Это было влвюе боль-
ше, чем y брагады ‘етаропо . мапкилиста
Фихльченихо, которая вначале перегона
Елисееза.

Известно, что глровиги славятся силой,
богуяы-епринтеры =— скоростью. Рлисесв»
ская бригада об’единила оба качества: пер-
вой повела она скоростные и тяжеловесные
106312; перзюй повела их там, где это 1оз-
воляла обстаповка, на дровах.

Елисеев видел, как оживает после экмяе-
го оцепеневнтя и мрака горох, Спова звенели
трамваи, жужжали станки в цехах, а по
белому экрату кино игироким шагом шёл
Сталин, Призола вливали в TOPO ЖИЗНЬ,

5.
,

„Я

движение, телло. Ток стова пульсировал в ‹

них, как жлвяя кровь. И в этом был труд
Василия Елисеева, трул его бригады.

— Забыл к пам дорогу, sabyper Baes,—
кружесюн поемеивалиеь рамонтники, Ведь
паровоз № 4375 уже пятый месяц по вхо-
дил в депо, д ло Елиссева он бывал злесь
каждый месяц,

— По-лунинеки работаете, ребята, хва-
10, -— сказал Дмияриеву седоусый ¢ao-
сарь, ‘

— Илдаже по-елисеолеки. — екромно, по
© явным чувством соботвенпого дастолнотва
Direc поправку Вова.

Нехаром, когла открылась позая линия,
Елуеоев брал по 1.300 топн вместо 1.500

И 35 один только мегяп привёз в Летиу-
ete сверх плана  овымю двухсот THAT
о А в самую тяжёлую зиму комсомоль-
ти паровоз пробок ‘
Pain een ал, но заходя в депо,

Чепную куртку матиниета ‘украеял ор-
йен Шенииа, & перед Октябрьской годовщи-
пой имя Елиеесва Василия Михайлозича,
Малптиниста паровозвой вологты № 48, на-
звал московский диклор, Его повторили тн-
сачи и тыюячи репрохукторов, как будто
пронеслось над страной многоголосое эхо.
Имя Героя Социалистичееког  Tpyna
Елисеева назвали газеты страны,

Ето выовали в столиду, в Кремль. Ной
тут юн не мог обойтись без дела. Он кали-
тальшю , отремонтировал в Москве свою ис-
пытанную «эику» — паровоз серии «Энз,
8 возрралиаясь, прихватил ло пути огроу-
ный тяжеловесный поезд.

Евг. СИМОНОВ.

hye