Действия авиации
союзников.

Налёт на Западную Германию.

ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что
  в ночь на 8 яяваря бомбардировщики «Мюс-
кито» атаковали об’екты в Западной Герма-
нен. Все самолёты вернулись на свои базы,
ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). Атентство
Рейтер сообщает, что днём 7 января круп-
ные силы бомбардировщиков етающая
крепость» и «Либерейтор» атаковали ‘ряд

сб’ектов в Юго-Западной Германии. Истре-  ^

бительные самолёты американских, англий-
ских и союзных военно-воэдушных сил под-
держивали ‘операции бомбардировщиков
При этом американские истребители даль-
него радиуса действия проникли глубоко на
территорию промьшиленных районов Юго-
Западной Германии. Германская авиация не
оказала им сопротавления.
  (Утром американские самолёты «Мэродер»
  и английские бомбардировщики «Бостон»,
’ «Митчелл» и «Гайфун», воспользовавшись
  улучшенаем погоды, произвели налёты Ha

военные об’екты Северной Франции. Напа-

дению подвергся, в частности, аэродром Мо
пертю на Шербургском полуострове. Свыше
200 самолётов «Мэродер», участвовавших в
оператиях, вернулись на свои базы без по-
терь.

Днём английские самолёты «Москито»
созершили ряд налётов на Северную Фран-

цию. Сбито 4 германских самолёта «Фокке-
` Вульф-190». ‘Три английских самолёта не
` вернулись На базы.
ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). В Лондоне
официально об’явлено о том, что во время
налёта американских самолётов на Юго-За-
’ падную Германию 7 января сбито 42 немец-
` ких истребителя. 12 американских. бомбаф-

дирозщиков и 7 сопровождавших истреби-
  телей ne вернулись на базы.

—о—-

ШРЕЙЦАРСКАЯ ГАЗЕТА ВЫСМЕИВАЕТ
о ГИТЛЕРОВОКИЕ БАСНИ 0 ГЕРМАНСКОМ
«СЕКРЕТНОМ ОФУЖИИ»

’ЖЕНЕВА, 8 января. (ТАСС). Швейцар-.
ская газета «Арбейтер цейтунг» поместила
фельетон, в котором высмеивает басли гит-
леровской пропатанлы © том, будто Герма-
ния обладает каким-то новым «секретным
` оружием».

Одного неменкого солдата знагиятельно
старие 50`лет, говорится в фельетоне, спро-
сили: в какой части он служит? Оя отве-
тил: «Пра. секретном оружии», На вопрос,
что представляет собой это оружие, солдат

ответил: «Это — моя возрастная группа».

A
  ГОЛЛАНДСКИЕ СТУДЕНТЫ
  В БОРЬБЕ С ГИТЛЕРИЗМОМ

ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). Как сооб-
` щает лондонское радио, гитлеровские окку-
пационные власти в Голландии об’явили, что
возобновляется приём в голландские уни-
верситёты (которые, как известно. в. свое
время были закрыты по приказу оккупацион-
ных властей в связи с госполатвовавшими в
университетах ачтигерманскими настроени-
„ ями). В качестве обязательного условия при
приёме в  университет гитлеровцы ввели дачу
подписки «о лойяльности» к германским
властям. Набор новых студентов провалился
в связи с тем, что голландская молодёжь
отказывается давать подобную подписку. В.
университет в Утрехте было подано всего
48 заявлений, в Роттердаме — только 10.

—о_—-

Прибытие в Англию нового
контингента канадских войск

ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). Атентетво
Рейтер передаёт, что в один из английских
портов благополучно прабыл новый контин-
гент канадских войск.

} —о—-
Потери австралийской армии

СИДНЕЙ, 8 января. (ТАСС). Как заявил
военный министр Австралии Форд, со вре-
мени возникновения войны потери австра-
  лайской армии в людях. составляют: уби-
тыми и умершими от ран — 10.884 челове-
ка, ранеными — 15.332, пропавигими без ве-
сти —3.779 и пленными — 25.895,

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИТАЛИИ

ЛОНЛОН, 8 января. (ТАСС). Штаб войск
союзнаков в Северной Африке сообщает,
что после двух дней ожесточенных уличиых
боёв американские части 5-й армии заняли
Сан-Витторе. Наютупление американской
5-й армий продолжается. В другом районе
войска союзников прорвались к вершиче
горного массива высотой в 4 тысячи футов
и озладели ею. Наступление продолжается
вдоль фронта протяжением в 10 миль.

На фронте английской 8-й армии произо-
щли ожесточенные стычки силыных 1030-
ров.

7 января тяжелые бомбардировииики авиа-
‘ции союзников в сопровождении истреби-
телей атаковали самолетостроительный за-
вод в Мерибор (на севере Югославии, у ав-
стрийской границы) и сортировочную стан-
цию в Фиуме (северное побережье Адриа-
тического моря). Крупные соединения средз

них бомбарлировщеков совершили налет на.

железнодорожные коммуникещии к северу
от Рима. В Понтедера (Центральная Ита-

лия) отмечены удачные попадания в рель

совые пути, в `Лукке (Центральная Италия)
\ бомбы попали в ремонтные мастерские и,
‘газовый завод. В Перудже (Центральная

Италия) подвергся бомбардировке аэродром,
 на’котором возникло несколько пожаров.
 Истребатели-бомбардировщики и истребите-.
ля взаимодействовали с наземными войсками
союзников, а также совершали налеты на,
германские об’екты на побережье Югосла-
вии. В порту Макарска (Югославия) было
атакозано несколько неприятельских торго-
вых судов. Унизтожены 4 самолета против-
вика. Союзники потеряли 4 самолета.

ЛОНДОН, 8 января. . (ТАСС). Как сосб-
‹ щает корреклюндент агентства Рейтер при
пгтабе войск союзников в Северной Африке,
  бомбардировка самолетостроительного за-
  вода в Марибор была совершена самолетами
«Летающая крепость». Завод выпускает мо-
торы. для истребителей. Отмечены попада-
ния, вызвавщие крупные взрывы.

Потери германских

ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). Морской
обозреватель английского министерства ин-
формация Маквини высказывает предполо-

жение, что германские военно-морские силы

обречэны на бездействие, После потопле-
ния линкора «Шарнгорст», заявляет 0б03-
реватель, немцы приложат все усилия для
того, чтобы избежать увеличения кладбища
их кораблей. Это кладбище особенно вели-
ко у берегов Норвегии. В 1940 году был
потоплен норвеожесхкими береговыми орудия-
ми в Ослофиорде крейсер «Блюхер». Воз-
ле Кристиансанла английской
лодкой был потоплен крейсер «Карлсруэ», а
вслед за ним английскими самолётами был
уничтожен в Бергенской ‘гавани крейсер
«Кенигсберг». Во время двух битв у Нар-

вика английскими военными кораблями бы-

ло потоплено не менее 12 германских эсмин-
цев, не считая ещё одного эсминца, He-
скольких подводных лодок, торпедных ка-
теров и лёгкого морского судна, потоплен-
ных у берегов Норвегии, начиная с 1940

года. На дне. Атлантического океана нахо-

лятся: германский линкор «Бисмарк», сотни
немецких подводных лодок, несколько су-
дов, предназначавшихся для прорыва бло-

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 8 января. (ТАСС), По полу-
ченным из Югославии сведениям, части на-
родню-освободительной армии, выполнив
поставленные командованием задачи, остэ-
вили в соответствии к полученным прика-
зом город Банья-Лука. В операциях в
этом городе противник потерял Gombe
2.100 солдат и юфицеров, из них 680 уби-
тыми, 700 — взятыми в плен и более 720—
ранеными. В числе пленных — 95 герман-
ских офицеров. Кроме того, части народно-
освободительной армии захватили много во-
енного имущества.

Части  народно-освободительной армии
совершили успешное нападение на гарнизон
города Босанска Градишка. В Алриатиче:
ском море разоружен и взят в плен эки-
паж германского миноносца, который полу-
чил тяжёлые повреждения. В Истрии рота
партизан уничтожила автобус с немецкими
офицерами и унтер-офицерами. В Словении
партизаны взорвали железнодорожное по-
лотно. Воинский поезд противника, прохо-
дивший по поврежденному участку пути,
свалился в реку Драву; погибло много гер-
манских солдат.

ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства м пере-
дает из Алжира, что Французский Комитет
Национального Освобождения на своем за-
седании под предкедательством де Голля
6 января принял декрет 0б организации
фравщузских экспедиционных войск и их
командовании. Были также утверждены де-

подводной

Мероприятия Французского Комитета Национального Освобождения

военно-морских сил

‘кады, осуществляемой союзниками, и много
  грузовых судов. В Северном море м в Ла-
Манше было уничтожено миого небольших.
грузовых и лёгких судов прибрежного пла-
валия. Германский «карманный» линкор.
«Адмирал траф Шитее» был потоплен у
побережья Южной Америки в устье т
Ла Платы.

В квязи с этим, пишет обозреватель,
вряд ли германские алмиралы пойдут на
какие-либо рискованные надзодные опера-
ции. В северных водах у немцев осталось
поллюжины эсминцев и столько же эсмин-,
 цев-—в Бискайском заливе. Оставшиеся
ещё у Гермавии другие босвые корабли,
находятся в Балтийском море и не могут.
представлять собой какой-либо  действен-
ной угрозы судам союзников, плавающим в
океанах.

Обозреватель отмечает, что для сулоход-
‘ства союзников октябрь и ноябрь были
очень ‘удачными месяцами. , Гитлеровской
  пропатанде пришлось перед лицом фактов
 сбавить тон в своих хвастливых измышле-/
‚ниях, о якобы потопленных судах союз-
ников,

В США построено за год
65 авианосцев

НЬЮ-ЙОРК, 8 января. (ТАСС). По с00б-.
щению агентотва Ассошиэйтед ‘Пресс, за-
меститель американского морского мини-,
стра США Форрестол заявил, что в прошлом
году США построили 65 авианосцев, в том
числе 6 класса «Эссекс» водоизмещением,
по 27 тыс. тонн каждый, 9 легких авианос-
цез водоизмещением по’ 10 тыс. тонн, пере-
строенных из крейсеров, и 50 эскортных
авианосцев.

—_- UY

„Канадское авиационное
производство

ОТТАВА, 8 янзаря. (ТАСС). Рукюводи-
тель отдела авиационной промыпкленности
канадского министерства военного снабже-
ния Бэлл в статье, опубликованной агент-
ством Канадиен Пресс, пишет, что в настоя:
щее время Канада имеет современную авиз-
ционную промышленность, которая может!
выпускать крупнейшие самолеты, самых
сложных типов. Канадская авиация обелу-
живает первую регулярную трансатлантиче-
скую линию из Северной Америки в Англию:
В настоящее время авиационные предпри
тия Каналы занимают площадь в 14 млн.
квадратных футов; на них занято более 120
тысяч рабочих. ut 4

года того возрастного контингента, который
  кормально должен был бы прязываться в
  1945 году, а также о призыве 1 февраля не-

давленности,

Положение в Германии

ЖЕНЕВА, 8 ‘янзаря. (ТАСС). Швейцар-
ский журнал «Вельтвохе», осповываясь BA
сведениях, полученных с германо-швейцар-
ской границы, пашет, что, несмотря на все
попытки гитлеровской печати внушить не-
мецкому народу «веру в германские силы»,
в широких слоях населойия а о
ство приближающегося бедстемя (Pein
немец, пишет журкал, испытывает сейчас со-
стояние такой моральной и психической лю-
тяжелее которой нельзя <
даже предстарить. «Моральная нагрузка»
немцев дошла до крайнего предела,

По словам журнала, в германской про-
мышленности обперуживаются’ многочислен“,
ные признаки настоящего распада. Недаром
на важнемние хозяйственные посты гитлё-
ровпы ставят не хозяйственииков. этбирае-
мых по признаху способности и их спечи-
альных знаний, а доверенных лиц Гиммлера,
руководствуясь при этом их «политическ
благонадёжностьюо»*. Герматские власти пы-
таются, таким образом, искоренить халатное
отношение к работе, поконитить © саботажем
и преодолеть опасности, вытекающие 13 ма-
личия ма предпоиятиях иностраиных рабо-
Wx,

Журнал пишет далее, что положение гер-

манской промышленности ухудиается в сзя

зи с нехваткой рабочей стлы. Наличная ра-)
бсчая сила перегружена в катастрофической
степени. После каждого’ налЗта на Берлин
из производствениюго процесса выпадает
мого рабочих. Простой в результате отнон
только. бомбеглировхи Беэлина составляют
лю 50 млн. рабочах часов. К. этому вало при-
бавить простои на заводах, находяшихся
вне Берлина, но связанных по работе с бер-
линскими предприятиями.

В заключение журнал отмечает усиление

саботажа на предприятиях. Даже в тех слу-
чаях, когда какое-либо предприятие обес-
печивается необходимым сырьём, продукция
не ‘увеличивается вследствие того. что ‘ино-
странные рабочие намеренно замелляют тем-
пы работы. Гиммлер учредил в Киле, Валь-
гельмсхафене, Эмдене и других городах
чрезвычайные трибуналы, в компетенцию ко-
торых входит разбор дел о случаях отказа
or работы, попыток дезертирства и т. и.

Принудительный детский труд
в Германии

ЛОНДОН, 8 января. (ТАСС). Лендонское
радио, ссылаясь па кообщения германских
радиостанций, передаёт, что главарь гитле-
ровской молодёжи Аксман уполтомочен при-
нять необходимые меры для привлечения де-
тей к работе ‘на военные нужды. И до сих
пор в Германии широко практиковалось ис-
пользование труда детей. Отныне привле-
чение детей ю трудозой повинности стано-

вится обязательным. Уже сейчас из 5 учеб-

ных часов в школах только 2 часа отводят-
ся прохождению грограммы.
о
КАЗНЬ 20 ГЕРМАНСКИХ ОФИЦЕРОВ
В ВАРШАВЕ

НЬЮ-ЙОРК, 8 января. (ТАСС). Как пе-
редаёт  бернский ‘корреспондент газеты
«Чикаго дейли ньюс», по полученным CBe-
дениям, в Варшаве по приговору военного
суда было расстреляно 20 германских офи-
церов; обвинённых в «заговоре против безо-
пасности госу
главе этой группы офицеров стоял подпол-
ковник фон Фрич, сын бывшего’ начальника
германского генерального штаба.

О

Чудовищное злодеяние,
гитлеровских оккупантов’ в Греции
ЛОНДОН, 8’ января. (ТАСС). Каирский

‘корресЙондент агентства Рейтер Мартин со-

общает, что гитлеровцы убили тысячу жите-
лей греческого города Калаврита, находя-
щегося в северной части Пелопоннесского
‘полуострова. Оккупанты приказали населе-
  нию этого города, насчитывающему 1.790

дарства». Как указывают, во!

Ленинградский Государственный М
в Чкалове, ‘показал. свою новую
На снимке: сцена из второго акта.

алый онерный театр, находящийся сейчас
работу — оперу ’ Чайковского «Иоланта»,

Фото А. СУХАРЕВА.

Брошюры ‘об исторических конференциях
трёх союзных держав

Государственное издательство политиче-
ской литературы выпустило маюсовым ти-
раем брошюры «Кюнферент
 стров в Москве» (материалы Вонференции
 от 19—30 октября 1943 г.) и «Конферен-
ция руководителей трех союзных иержав—
СССР, США и Великобритании в Тегеране»
(материалы Конференции от 28 ноября —
1 декабря 1943 г.). Первая бропиора ог-
крывается передовой статьей газеты «Прав-
да» от 2 поября 1943 г.. отмечающей шсто-
рическую роль Московекой конференции. 0
значении Московокой конференлии говорит
также вотшедтиая в броппору передовая
статья таветы «Известия» от 2 ноября
1943 г. В брошюру включены: Англо-Со-
ветско-Американское коммюнике о конфе-
ренции трех министров в Москве, Деклара-
ция четырех государетв по вопросу 0 вое-
общей безопаеноети, Демларащия об Италечт,
Декларащия об Австрии, Декларация 0б от-
ветстветности гитлеровцев за совершаемые

Выставка, посвящённая
Богдану Хмельницкому

В тосударственной. публичной Историче-
ской библиотеке вчера открылась книжная
выставка, посвященная великому борцу за
 свободу Украины Богдану Хмельницкому.
На выставке представлен обширный истори-
ческий и литературный материал. Специаль-
ные разделы посвящены борьбе Советской
Украины с немецкими захватчиками в 1918
 году и в дни Великой Отечественной вой-
‚ны. В списке кавалеров ордена. «Богдан
Хмельницкий»— герои  Отечественной войны,

‚которых категорий резерзектов на Корсике. человек, явиться на большое поле близ го-  отличившиеся в боях с немецкими захватчи-
  Комитет одобрил представленную комисса-  рода якобы для того, чтобы выслушать речь ками. В главном читальном зале библиотеки

ром колоний Плевеном программу африкан-
  ской колониальной конференции, которая

креты о призыве в армию с 15 февраля 1944 откроется в Браззавиле 30 января.

командующего германскими войсками. Ко-
‚гда население собралось, по нему был о©т-
крыт пулеметный огонь.

член-корреспондент Академии наук СССР
В. И. Пичета прочел лекцию на тему «Бог-
дан Хмельницкий».

гимнастерке нашивки — малиновые и золоти-   Кононов, или узбек Кадыр Кахаров, или ка- уУ Нас пришел раненый ‘солдат Журавлев

стые — за ранения. Что это значит? Это зна-   зах Какеш Курумбаев, или белорусс Федор

Максим. Ну, пока до свиданья, остаемся жи-

ия трех миня-

зверства, подписанная руководителями трех
держав — США, ОССР и Великобритании.

Брошюра» «Конференция руководителей
трех союзных / держав — СОСР, США и Ве-
дикобритании в Тегеране» включает в се-
‚бя передовые статьи газет «Правда» и «Из-
вестия» от 7 декабря 1943 г., ебобщение
ТАСС о Конференции руководителей трех
‘союзных держав —— Советового Союза, (0е-
динонных Штатов Америки и Великобри-
parma bp Тогеране, Декларажию трех дер-
жав, поллиезичую Рузвельтом, Столиных
и Черчиллом в Тегеране 1 декабря 1943
тола, Декларацию трех держав o6 Иране,
сообтщение о передаче’ г-ном У. Черчиалем

тов. И. В. Оталеану. почетного‘ меча для
 Оталинтрада, сообщения о  бесмлах тв.
1 И. В. Сталива с шахом Ирана Мухаммад

Реза Пехлеви, премьером Ирана г-ном A. Co-
хейли и тов. В; М. Молотова е премьером
Ирана — г-ном А. Сохейли и. министром
‘иностранных дел г-ном М. Саэдом в Теге-
ране. (ТАСС).

Университет

марксизма-ленинизма

ЯРОСЛАВЛЬ, 8 января.’ В  Ярослав-
ле открылся’ университет  марксизма-
ленийвизма. На историческом, экономическом
и философском факультетах обучается две-
сти человек.

Клуб выходного дня

занском государственном университете от-
крылся Студенческий клуб выходного дня.
Клуб открыт по воскресеньям. В клубе
устраиваются вечера самодеятельности, чя-
таются лекции по вопросам науки, культу-
ры, искусства.

—_+oO—-

Военная игра пионеров

Вчера в Измайловском парке состоялась
большая военная игра «Советский развед-
чик». В ней участвовали пионеры различных

КАЗАНЬ, 8 января. (Наш корр.). В Ка-.

В олной землянке

чит: их дружба спаяна кровью. Понимают ли   Пагирский, или любой обитатель этой зем-

ще вкопано в берег реки. Берег этот
чернобурой стеной высится над речной гла-
дью. Узкая тропка, прижавшаяся к самому
краю обрыва, приводит к двери в землянку.
В ней на короткое время поселились пехо-
ТИНЦЫ.   ;
Эта небольшая боевая, семья прожи-
‘вет в землянке день, быть может, неделю,
з потом покинет, < боями пойдет дальше на
запал. Пожить в землянке — значит увидеть
и с новой салой осознать, что такое боевая
дружба. На множестве деталей солдатского
быта, движений, слов, правил здесь можно
иаблюдать сверкающее проявление большо-
го чувства дружбы, сплотившего народы
нашей страны в единый военный лагеть.

1. НОЧЬЮ

В землянке полумрак. Слабо светит ого-
нек коптилки, сделанной из гильзы артил-
лерийского снаряда. Слева от двери — до-
шатая, наскоро сколоченная пирамида ще-
тинится сталью штыков. Справа небольшой
стол, а дальше, вдоль стен, — сплошные
пары, покрытые хвоей. Это постель обита-
телей землянки. Усталые обитатели зем-
лянки отдались во власть сна.

Но не всех покорил сон. Перед коптилкой
сидит молодой боец. В смуглых, огрубевших
‚ его руках белеет тоненькая книжечка, Боец
раскрыл книжечку на восьмой странице,
приблизил ее к огню. Темные раскосые гла-
‘за его остановились на выделенном шрифте
заголовка. Он долго рассматривает буквы,
и, еле заметно шевеля губами, медленно сла-
гает из букв слова: «Кандидаты в члены
партий». Потом, не отрывая взгляда от стра-
ницы, солдат тихо произносит:

— Джуманала, ты спишь?

Человек, к которому был обращен этот
вопрос, шевельнулся на нарах. Он, как и все
обитатели, хотел спать, Но, услышав голос
молодого солдата, приподнялся, потер ру-
ками глаза, как бы снимая с них ‘дремоту:

— Нет. А чего тебе, Кочурбай?

`— Бели я буду большевиком, что я дол-
‘жен делать?,

— Большевик на войне — лучший солдат.

— Или меня убьет, или я стану лучшим,
-— Большевик ‘о смерти не думает, о! по-
  беждает...
   -— Я ошибся, Джумавала.

р !
На маленьком кусочке огромного фронта
есть’одна землянка. Солдатское 2

Разговор оборвался. Теперь сон пленил   спаяли. их.

всех обитателей землянки. Тишина властно

воцарилась. Только за дверью раздавалось‘ ках— знак «Гвардия%,

размеренное носкрипывание ботинок часово-
го, шагавшего по узкой тропке, что пролегла
по самому краю обрыва над рекой.

2. И ЗА СЕБЯ, И ЗА ДРУГА

Свет, пробившись через щели неплотно
сколоченной двери, возвестил рождение дня.
И тут преобразилась землянка. В одно мгно-
вение зашевелилась, заколыхалась, засвер-
кала, забилась ключом жизнь солдатской
семьи. Кто-то раскрыл настежь дверь—на-
до освежить помещение. Все вышли проде-
лать физзарядку и умыться. Но вот кто-то,
вернувшись раньше других, подмел и при-
брал помещение. Когда же пришло время
завтракать и бойцы начали было‘отыскивать
котелки, вдруг исчезнувшие с обычного ме-
ста, чей-то голос предупредил их:

— Гречко, Розенфельд, Алиев! Не ищите
своих  котелков, — вот они! Принимайте
завтрак! d

— Шутов, Пагирский, Усупов! И ваши
котелки ходили со мной. Получайте!

— Товарищи! Чай! Кому нужен чай?
Подходи!

— Воду принес — котелки мыть!..

Чей это голос? Кто этот необыкновенно
расторопный! дневальный, успевший за какие-
нибудь четверть часа проделать столько ра-

боты: проветрить, прибрать землянку, при-
нять участие в физзарядке, сбегать на ба-
тальонную кухню и принести сразу восем-
надцать котелков с кашей, хлеб, чай и даже
воду, чтобы после завтрака помыть котелки?

Имя этого старательного дневального —
дружба. Здесь, в этой солдатской семье,
каждый делает все и за себя и за друга.

Сейчас они выйдут на боевой рубеж. Пока
фронт молчит, они, используя передышку,
будут учиться стремительно и бесшумно
ползать, окапываться, стрелять, бросать
гранаты, колоть ‘штыком. Некоторые из них
будут учить команды на русском языке, и
все они в трудной солдатской науке про-
льют много пота.

Вот вся семья — восемнадцать ‘солдат.
Взгляните на них! Они не похожи один на
другого: разноликие, разноростые. Они не
схожи ни движениями, ни выражением глаз,
ни цветом лица, ни привычками, восприня-
тыми с детства. ни обычаями: И говорят они
на разных языках. Но в то же время они
очень хорошо понимают друг друга и очень
одинаковы. т

Чем они едины? Дуцщюй, сердцем. В. дни
войны у них появился общий язык — это
язык оружия. В дни войны их сердца движут
одни’ и те же чувства — пламенная любовь к
Родине, тревога за ее судьбу и ненависть к

они значение и силу своей дружбы? Душа
этой солдатской семьи, старый ‘солдат, ви-
давший виды, ротный парторг Акиндин Пе-
шехонов говорит:

— Как не понимать? Одну лозу согнуть
легко. А ну, возьми в руки сразу восемнад-
цать лоз. Попробуй, согнешь ли? Гитлер вот
попробовал, да и того, — надорвался...

3. ДВОЕ НЕ УПАДУТ

Два солдата — русский Иван Баранов,
узбек Ерка Нарматов. Гвардейцы-комсо-
мольцы. Храбры, сильны, злы на немца. Пе-
  ред наступлением к ним попал небольшой
красный флаг на коротком древке. Два друга
-\ решили; наступать с флагом, нести его гордо
  сквозь огонь, нести высоко, чтобы вся рота
видела флаг и наступала дружно. Потом они
его должны поставить, непременно поставить
над деревней, где обжились немцы, но где
немцам не положено быть: Рота должна при-
нести в эту русскую деревню свободу.

Если я упаду,— сказал русский, —флаг
возьмешь ты, а если ты упадешь, тогда? —
и русский вопросительно взглянул на узбека.
Узбек ответил:

— Двое друзей не упадут!

Бой закипел. Ползли по талому снегу,
вскакивали, бежали и снова ползли гвардей-
цы. Они не: остановились, не залегли под or-
нем неприятеля. Они начали взламывать и’
прорывать вражескую ‘оборону. А впереди
шел боец с красным флагом — Иван Баранов.
Этот был, пожалуй, самым страшным для
врага воином, потому что всем своим видом
вдохновлял роту, звал ее к возмездию.

Но комсомолец Баранов не донес флага.
Раненный, он упал. И тогда флаг был под-
хвачен другой сильной рукой. Его подхватил
и понес узбек Ерка Нарматов. Он высоко
поднял короткое древко флага_и, взмахнув
им, крикнул товарищам: «Вперед!» А това-
рищи его врывались в неприятельские тран-
щеи, блиндажн, выковыривали немцев, били
и гнали. Когда деревня была освобождена,
1Ерка Нарматов немножко встревожился и
растерялся: в деревне-то не оказалось ни
одного уцелевшего дома. Куда же ставить
флаг? Узбек нашелся. Он вбежал на крышу
немецкого блиндажа, и красный флаг запо-
лыхал над ним, возвешая и утверждая побе-
ду. Узбек на мгновение задержался на кры-
ще. И в этот момент разгоряченное лицо его,
огнем горящие глаза и вся его фигура как
бы говорили: «Все равно здесь будет дерев-
ня!»

Скромный обитатель этой же землянки
таджик Арон Алиев в бою увидел, как упал
раненый русский. Ни на мгновение не за-
колебался таджик, Он прорвался к другу

чужеземцам — оккупантам. Эти чувства й  сквозь завесу огня и спас его жизнь. А если

‘

Они не новички на фронте. На гимнастер-

АЙРЕО РЕДАКЦИИ; москва, 40

учащейся молодёжи — Д 3-38-90;

53130.

, Ленинградское пюссе, улица «Правды», д. 94, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦ
отдел крестьянской молодёжи —Д 3-38-35; отдел литературы A искусства — Jl 3-31-94; военный отдел — Д 3-36-24; писем —

бы на месте таджика был русский Павел
Шутов, или лезгин Билибек Ашурбеков, или

Типография газеты

ИИ: справочный — Д 3-30-56; секретариат — д 3-37-65 и д 3-81

лянки, он, не задумываясь, поступил бы так
же, как храбрый таджик Арон Алиев.
Случаен ли этот факт, что восемнадцать
солдат, живущих в одной землянке, пред-
ставляют на фронте одиннадцать националь-
ностей, одиннадцать народов, населяющих
просторы нашего отечества? Нет. Эта сол-
датская семья — олицетворение всей нашей
Красной Армии, всей нашей Родины.

4. ВЕЧЕРА У КОПТИЛКИ

Они принесли на фронт, в эту землянку,
  культуру своих народов, нравы, обычаи, пес-
‚ни. Взгляните, как трогательно’ уважается
  национальная культура каждым членом сол-
датской семьи!
Вот прошел день. Вся семья собралась в
свой дом. Кто-то засветил коптилку. В зем-
лянке повеселело. Свет застал обитателей в
‚разных позах. Сидит на нарах Джуманала
Мурзалиев — большевик, бывший учитель
киргизских детей. Это он прошедшей ночью
отогнал от себя сон. и долго рассказывал
молодому солдату о партии, о большевиках.
Сейчас Джуманала тихо поет песню.

— Слушай, Мурзалиев,— спрашивает пу-
леметчик Каменев, — о чем поешь?

— О, это наша народная песня про старин-

ного героя Манас, как он воевал и всегда по.
беждал. }
Обитатели землянки не знают слов народ-
ной киргизской песни, но мелодию ее заучи-
ли давно, и сейчас с голосом учителя слили
свои голоса старый солдат парторг Пешехо-
нов, белорусс Пагирский, татарин Нурмуха-
метов и остальные. Стихла эта песня, и в
землянке зазвучали не MeKee
дии украинских, русских, белорусских, та:
тарских, казахских песен...

Пришла почта. Письма, газеты, При пер-
вом взгляде на конверты понимаенть: солдат-
ская семья переписывается со всей страной.
В землянку идут письма и из снежной Сиби-
ри и из степного Казахстана, с Украины,
сбрасывающей с себя оковы немецкого раб-
ства, и из Татарии, Осетии, с Кавказа, из
Узбекистана. В землянке секретов нет. Сиби-
ряк Павел Шутов первым вскрыл письмо. и
сразу же кто-то сказал:

— Ну, читай. Всем читай!

Землянка притихла, Шутов читает:

«Письмо пущено 6 ноября 1943 года. Доб-
рый день, веселый час, скучаю, тятечка, о
вас, Тятя, мы получили твое письмо 6 нояб:
ря, а писано 12 октября. Тятя, у нас трудо-
дней 400, заработали мама и Коля. Тятя, ма-
ма сейчас у нас конюшит. Тятя, мы картошек
накопали 40 мешков и кукурузы намолотили
мешков пять. Тятя, мы сейчас живем ничего,
хотя и плохо без тебя. Ну, ничего, раз идет
война. Тятя, у нас председателем Кононенко,
а бригадиром в нашей бригаде — Щелкунова
Акулина. Тятя, у нас уже Валя большая. Тя-

И почти у каждого на еврей Исаак Розенфельд, или осетин Яков   тя, мы пособие получаем сто рублей. Тятя,

«Правда» имени Сталина,

лиричные мело-  .

-79; отделов пропаганды и
Д 3-30-69; иллюстрации — Д 3-30-20

вы и здоровы и того вам желаем».

Павел Шутов обвел взглядом `лица това-
рищей и пояснил:

— Катя пишет — старшая дочка.

А друзья Шутова в этот миг были и обрадо-
‚ваны и задумчивы. Кто знает, какие мысли
навеяло письмо девочки из далекой Сибири?
Какие воспоминания пронеслись вдруг у каж-
дого из солдат,— воспоминания о ребятиш-
ках, доме, хозяйстве?

— А теперь я прочту.
письмо!

Все посмотрели на Пешехонова, в руках
которого было вовсе не письмо, а газета.

«Совершенно разрушен дом»,—начал парт-
орг и сделал паузу.

— Чей дом? — сразу спросило несколько
человек.

«В котором проживал Риббентроп. Пожа-
ры произошли также в домах Геббельса и
Гитлера». Ну, как, хорошее письмо? — спро-
сил Пешехонов, засмеявшись.

— Хорошее, но‘ жалко,— сказал смугло-
лицый .боец с раскосыми глазами.

— Чего жалко?

— Жалко, что Гитлера дома не было!

В землянке грянул хохот, а смуглолицый
боец, хитро подмигнув раскосым глазом, ото-
щел к столу, запустил два пальца в карман
гимнастерки, вынул тоненькую книжечку и
раскрыл се перед огнем коптилки. Это. ком-
сомолец Кочурбай Усупов, сын киргизского
пастуха, Это он вчерашней ночью просил
учителя-земляка раесказать ему про боль-
шевиков.

А рядом с Кочурбаем склонился над бе-
лым листом бумаги ефрейтор Катков. Здесь
рождается «боевой листок». Катков стара-
тельно выписывает свой мысли и мысли то-
варищей на бумагу. Сейчас он! заканчивает
заметку про киргиза Кочурбая Усупова, ук-
раинца Гречко, русского Кузнецова, которые
сегодня стреляли лучше всех.

Тоже хорошее

ня

Темная ночь повисла над фронтом. При-

тихла землянка, погруженная в сон. Сият
солдаты.

Спят родные братья. А за дверью-—фронт.
Передний огневой край.

Фронт угрюмо притих в тревожном ожида:
нии бури. Изредка всколыхнет тишину раз-
говорчивый пулемет, и опять тихо. А на вы-
соком берегу возле землянки маячит фигура
недремлющего часового. Он один из восем-
надцати братьев. Он упруго и твердо шагаст
по узкой тропке, что пролегла по самому
краю обрыва, прижавшись к нему — высоко-
му, неприступному.

Старший лейтенант М, АВТОМАНОВ.

Действующая армия,

агитации — Д 3-37-25;
3 бюро. стенографии`—

комсомольской жизни —
д 1-04-76 н ДЗ-35-20,

дружин Сталинского района.

Участники игры на лыжах в полиом бое-
вом оснащении, с макетами винтовок, гра
натами прошли от 6 до 12 километров. В
центре парка, гле был спущен «десант про-
тивника», состоялся «бой», Победителями
вышли пионерские дружины 425.й и 437-й
школ.

ры 0

Новый театр

в Ташкенте

ТАШКЕНТ, 8 января. (ТАСС). В столице
Узбекистана закончено строительство нового
театра на 800 мест, В архитектурно-художе-
ственной отделке здания принимали участие
лучшие мастера пвародлого зодчества Узбе-
кистача.

В день открытия Ташкентский областной
театр музыкальной драмы и комедии пока:
зал свою премьеру — пьесу Хамила Алимд-
жана «Муканна». На первом спектакле при-
сутствовали делегаты республиканского ку-
рултая колхозниковз-хлопкофобов, руководи-
тели правительстза и компартии Уэзбекиста-
на, работники. искусств.

Кто завоюет приз?

Завтра В Сокольниках состоятся соревно-
вания лыжников общества «Смена» на приз
газеты «Пионерская правда». Каждый район
столицы выделяет Wwe меньше четырех
команд — команду юношей, девушек, маль-
чиков и девочек. В составе команды — де:
сять лыжников. Юноши пойдут на 5 кило-
метров, дезушки и мальчики — на 3 кило-
метра, девочки — на 2 километра,

Соревнования лыжников общества «Сме-
на» на ‘приз газеты «Пионерская правда» в
дальнейшем будут проводиться ежегодно.

—©—=

Щигры-—Курск

КУРСК, 8 января. (Наш корр.). Двена-
дцать молодых колхозников Шитровского
района совершили лыжный переход по
маршруту Шигры—Курск. Сейчас щигров=
ские физкультурники тотовятся к новому
переходу; Шигры--Воронеж,

В феврале в области будет проведена
звёздная лыжная эстафета. В эстафете при-
мут участие более пятисот лыжников,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Д 3-37-29; от дел =

aie

Изд. № 34.

——ь

и