Заседание С

р 29 января Х Сессия Верховного Совета
ХР 1-го созыва продолжала свою работу.
11 часов утра началось заседание Совета,

03а. -
За столом председателя — Председатель
вета (Союза — депутат А. А. Андреев

’ заместители Председателя. Совета Союза
- депутаты Т. Д. Лысенко и У. Юсупов,
ложах — члены Президиума Верховного
eta CCCP и члены правительства. Де-
‘таты и гости встречают их аплодис-

нтами.

Председатель Совета
А. Андреев предоставляет слово для с0д0-
‘ада Бюлжетной комиссии Совета Союза
путату К. И. Николаевой.

Тов. Николаева отмечает, что Tocyaap-

венный бюджет на 1944 год составлен
полном еоответствии с военными, хозяй-
венными и политическими задачами, стоя-
‚ ими перед советским народом.
— Многомиллиардный бюджет 1944
да, — говорит она, — это финансовая
за победоноеной борьбы против немецко-
ишистеких захватчиков. Бюджет призван
`‘еспечить бесперебойное финансирование
‚ ‘его, что необходимо для быстрейшего раз-
юма ненавистного врага.

Тов. Николаева заявляет, что Бюджет-
aa номиссия Совета Союза считает пра-
альныхи и необходимыми ‘намеченные пра-
‘утельством расходы на непосредственные
ужды ведения войны. Поддерживая также
 сигнования на развитие народного хозяй-
‘ва и социально-культурные мероприятия,
эв. Николаева подчеркивает, что эти ассиг-
эвания свидетельствуют о том, что 1944
‚д будет годом новего под’ема промышлен-
сти, транспорта, сельского хозяйства,
вуки, культуры и искусства, годом новых
спехов в области народного просвещения и

- ;равоохранения.
Or имени Вюджетной комиссии тов. Ни-
олаева вносит предложение увеличить
щую сумму доходов бюджета на 4.010
. иллионов рублей. В расходную часть Госу-
` зретвенного бюджета СССР на 1944 год
юджетная комиссия не вносит никаких
зменений и предлагает утвердить расходы
суммах, принятых Советом Народных Ко-
‚ иссаров СССР. Е
Лолго не смолкающими аплодисментами
твечают депутаты и гости на заключитель-
ые слова тов. Николаевой: ;
Каждый день нашей борьбы против
 емецко-фашистеких захватчиков прибли-
‘ает час нашей победы. Эту победу геро-
` ‘ческий советский народ одержит под муд-
‚ым руководством нашего великого вождя
‚ учителя родного Сталина!

‚ Совет Союза переходит к обсуждению
-  осударственного бюджета.
Председательствующий предоставляет
мово Председателю Совета Народных Ko-
’ шесаров РЕФСР тов. А. Н. Косыгину.

— Предложение 06 ассигнований
28.400 млн. рублей на нужды обороны

траны, — говорит тов. Восыгин, — 5y-

вт единодушно поддержано всем совет-
ким народом. На примере бюджета РОФСР,
федусматривающем более чем на две тре-

( HM расходы по финансированию социаль-

о-культурных мероприятий, тов. Косыгин
  юдчеркивает заботу партии и прави-
  ельства о дальнейшем развитии народно-

® образования и злравоохранения. Толь-

ю на территории РСФСР намечено от-
‚ фыть 2.425 новых школ и увеличить
  шело учащихся в начальных и средних
  Школах на 2.712 тыс. человек.

° Далее тов. Косыгин говорит об огром-
ом размахе вобстановительных работ в
зайонах РСФСР, освобождённых от немец-
:0-фашистских захватчиков, и ставит ряд
фактических вопросов, связанных с даль-
зейшим развитием промвипленности и ком-
кунального хозяйства в городах РСФСР.

Следующим выступает депутат
Хорниец. :

— Изгнанные из левобережной Украи-
ны  немецзие разбойники, — говорит
г. Корниец, — думали  отсидетьсея 3

Тнепром, ‘удержать в своих руках столицу
  Украины-—Киев. Красная Армия успешно
; форсировала Днепр, вышвырнула немцев
‚ за Днепр и из Киева. В освобождённом

]
]
1,
(

]

Киеве находится в настоящее время Пре:

„ зидиум Верховного Совета Депутатов Тру-

1 уящихся Украины, Совет Народных Комис-

‘баров УССР и Центральный Комитет КП(б)

‚Украины.

Это сообщение депутаты и гости ветре

зают бурными аплодисментами.

Скоро, — продолжает тов. Корни-
ел, — вся Украина, вся наша земля бу-
дут очищены от немецких оккупантов и

1 весь украинский народ снова заживет

} свободной и радостной жизнью в семье

J

братских   народов великого Советского
A,0103a.

; Тов.  Корниец. выражает. глубокое

удовлетворение тем, что Государственный

- бюджет СССР на 1944 год полностью от-
ражает всенародную задачу  восстановле-
(HRS разрушенного немецкими  захватчи-
‘вами народного хозайства во освобожден-

вых районах и, в частности, восстанов-

ления промышленности, сельского хозяй-
  (ства, торговли, коммунального хозяйства

‘зи других отраслей народного хозяйства

’ (левобережной Украины, на которое отиу-

скается около 1 млрд. рублей. Эти асеин-

` ‘рнования дадут возможность уже B

1944 голу наладить ва Украине произ-

родство Продукции

’ сельского хозяйства для нужд обороны,
`обёспечить выпуск товаров широкого по-

- требления для населения. B 1944 году

стелько по областям  левобережья  будег
‚ восстановлено выше 120 тысяч пред-
. приятий республиканского и местного

` т подчинения, 340 районных промкомбина-
тов, 157 совхозов Наркомсовхозов и 110
совхозов треста пригородных хозяйств.

`1 Открывается 1.665 магазинов и столовых.

г общественного питания.

ide чить в Государственный
\ С строительства Украины.

Г! (Слово предоетавляется депутату

i Bea
6 Черноусову. Он подводит итоги

т ховововсонии они на ооо ооо еоиния

р

- 2 стр.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

Союза депутат

Х сессия Верхов

1943 т. превысила почти в 4 раза сум-
му подписки 1940 г. :

Ps

овета Союза

ской области. Частично восстановлены
и ‚начали работать 14 предприятий с0ю3з-
ной и республиканской промышленности,
165 предприятий местной  промыниленно-
  сти и промысловой  коопераний. Bocera-
  новлены шахты Московского угольного
бассейна, добыма на которых превышает
  сейчас довоенный уровень более чем на

22 тысячи домов колхозников, свыше
тысяч животноводческих построек, возро-

совхозов. Но все это — лишь начало той
работы, которую предстоит проделать. В
ближайшие два rola нужно
севные площади в освобожденных
нах ло довоенного ‘уровня,
повысить урожайноеть,
головье скота. о

— Каждый гражданин COCP— гово-   реализация бюджета. 1944 г. я
вым народным вкладом в дело обеспече-
ния ‘обороноспособности нашего’. государ-
ства, новым проявлением всенародной по-

рит тов. Черноусов, —— с тлубоким удов-
летворением встретит намеченные бюдже-
том асслгнования на восстановление хозяй-

езда с продовольствием,
вооружением,
сравнению
добычу угля
Серьезное
во редких металлов. ,
продукция ‘оборонной промвииленности. В
пироком масштабе
  тельство.
40 процентов. Восстановлено и построено Lae eer cane

предприятий,
завод ферросплавов.
  ждены к жизни сотни колхозов И Десятки   цости военного времени,
стана’ увеличили

-]  площадь 4
довести 10-415 тыс. гектаров.’ Намеченный в ны-

рай0-   пошнем году ‘рост бюджета республики
значительно   да

восстановить п0-  развитие народного хозяйства Казахстана.

Казахстана идут по-
боеприпасами;
углем. На 38 проц. пр
прошлым годом увеличил
Карагандинский бассейн.

Днем и ночью . из
в

В 2,5 раза возросла

развернулось новое
В экеплода-
крупнейших
Актюбинский
труд=
колхозы Вазах-
1943г. посевную
с 1940 г, на

вступили десятки
B TOM числе
Несмотря на

B

по’ сравнению

дальнейшее

28,5 обеспечит

проц.

Депутат М. И. Родионов указывает, что
явится HO-

развитие . получило производст-

сверх плана на Финансирование фронта
и тыла 233 млн. ‘рублей. Несмотря на
условия военного времени, две трети бюд-
жета г. Горького и Горьковской области
направляются на финансирование соци-
‘ально-культурных мероприятий, Это
обеспечило значительный рост культурно-
бытовых учреждений за годы войны. Так,
количество мест в детских садах увели-
чилось более чем на Тотысяч, в детских
яелях — на 5 тысяч, в детских домах —
на 8 тысяч. Значительно возросло коли-
чество больничных коек, ‚ фельдшерско-аку-
шерских пунктов, детских консультаций,
‚ — Государственный бюджет, — отмечает
пов. Родионов, —отражает растущую из ме-
сяца в месяц помощь семьям военнослужа-
mux.

Полностью  одобряя наметки бюджета
на 1944 год, тов. Родионов 06060 оста-
навливаетея на ‘асситнованиях, направляе-
мых на культурное и бытовое строитель-
слво и усиление помощи семьям фронтови-
ков. у т

Оратор подчеркивает возросшее значе-
ние режима экономии в условиях .BOCH-
ного времени и критикует недостатки в

ства в освобожденных районах. Эти ассиг-  мощи фронту. На примере Горьковской работе  контрольно-ревизионного аппарата

нования выражают  сталинскую заботу области оратор показывает, как советский Наркомфина. .

о людях, освобожденных от немецкого раб-  народ финансирует военные нужды стра- На этом заседание Совета Союза закан-

ства, силу советского строя, способного в! НЫ. Выполнив план мобилизации средетв, чивается.

условиях войны разверауть колоссальную   трудящиеся Горьковской области дала (TACC).

по своим масштабам  восстановительную

работу: 3 С Н a
Депутат М. Нурбанов подчеркивает в аседание OBCTa ациональностеи

своем выступлении, что война показала
сплоченность всех народов СССР, их без-
заветную готовность отдать все силы за
честь, свободу и независимость нашей
славной родины.

Полностью одобряя

заседание
столом председателя — Председатель Co-
вета Национальностей — депутат
Швернин и заместители Председателя (о-
ассигнования H4  pera Национальностей Ч. А. Асланова и
нужды Красной Армии и Рюенно-Мореко-   М. В, Кулагин,

Вечером 29 января состоялось второе
Совета Национальностей. 3a

Н. М.

в ложах члены Пре-

го Флота, на восстановление ‘народного хо-   зиднума Верховного Совета `ОССРи чле-

зяйства в освобождённых от немецких ок-  ны правительства.

купантов районах, на помощь
фронтовиков и инвалихам Отечественной
войны, тов. Курбанов далее характеризу-

депутат

Депутаты и гости

СЕМЬЯМ   встречают их аплодисментами.

Председатель Совета Национальностей
Н. М. Шверник предоставляет

ет бюджет ес И Он   ‘слово для содоклада Бюджетной комиссии
возрастает против т. на 30.1 проц.   Совета Национальностей депутату И. С.
В условиях войны таджикский народ бЫ- Хохлову, Тов. Хохлов говорит, что Госу-

ша прямая обязанность заключаетвя в том,
чтобы удвоить усилия в работе, использо-
вать все ресурсы, возможности и резервы
народного хозяйства для фронта. Тов.
Пронин рассказал о том, как трудящиеся
Москвы ° Своей самоотверженной работой
помогают укреплению Государственного
бюджета, делают все необходимое для раз-
грома врага. Столица нашей Родины Мо-
сква, как и вел страна, перестроила. свое
хозяйство на военный лад. Бюджет ето-
IMME полностью отражает эту’ перестройку
промышленноети и городского хозяйства.

бдобряя вибсенный ‘на. рассмотрение
сессии пробкт бюджета, тов.’ Пронив

здрава и Главного Санитарного Управае-
ния Красной Армии возвращают В строй
свыше 70 проп, раненых. Во время вой-
ны мелицинские’ институты и школы под-
тотовили свыше 53 тыс. врачей и до 100
тыс. средних медицинских работников.
Возросла сеть’ лечебных учреждении,

`В 1944 тоду ассигнования на здраво-
охранение увеличиваются на 24 проц. На
восстановление. здравоохранения в OCBO-
бождённых от немецкой” оккупации рай-
опах ассигнуется 1.400 млн. рублей. Бюд-
жет 1944 года дабт органам  здравоохра-
пения возможность развернуть в городах
и сельских местностях дополнительно
68.500 больничных коек и увеличить Ha
80 тыс. число ясельных мест. hi

— На фронтах Отечественной войны
сыны Армении свято хранят боевые тра
диции своих великих предков, показывая
образцы. героизма и мужества, — гово
рит депутат Л. Г. Осипян. — Тысячи из
них награждены орденами и медалями,
свыше 98 бойцов, офицеров и тенералов
удостоены звания Героя Советского Сою-
за. (Систематически выполняя и перевы-
полняя производственные планы, работни-
ки промышленности Армении освоили свы-
ше 200 новых видов продукции, из кото-
рых более 100 производится из местного
сырья. Я полностью поддерживаю предло-
жение утвердить бютжет 1944 года, от-
вечающий всенародной задаче разгрома
немецео-фашистских захватчиков и даль-
нейшего всестороннего развития промыш
ленности, сельского” хозяйства и культуры
всех народов СССР.
`-—_ (С чувством горхости за свою стра-

промышленности и

Депутат Корниец просит Сессию вЕлю-
бюджет Украи-
ны на 1944 год 170 млн. рублей в по-
мощь Наркомату жилищно-коимунального

самоот-
Я ворженной работы трудящихся Москов-
ГМ ской области за два года, прошедшие ло-
 „ сле разгрома и изгнания неменво-фащи-
 стеких захватчиков из пределов Москов-

1 февраля 1944 г.

свосго хозяйства и культуры: Скоростнымя
метолами народных строек сооружен ряд
ирригационных каналов, шоссейных и 53-
коколейных железных дорог. На 170 тыс,
гектаров возросла посевная площадь пол
зерновыми культурами: Таджикистан в ис-
текшем году дал государству сельскохозяй=
ственных продуктов почти в полтора раза
больше, чем до войны.

Депутат Н. С. Патоличев посвящает
звою речь росту‘ промышленности индуст-
риального Урала, являющегося мощным
источником обеспечения, Красной Армии
вооружением и боеприпасами.

Темпы строительства на Урале втрое
превышают довоенные темпы. В 1943. го-
ду в Челябинекой области были введены

зная в Союзе. — шестая  магнитогорокая,
увеличиваются энергетические и топлив-
ные ресурсы области. В. результате в ис-
текшем году промышленность Челябинской
области лала продукции в 3,5 раза ‘боль-
ше; чем в 1940 году, выпуск боепрапасов
и вооружения увеличился за год ‘на 30—
35 пропентов. =

Депутат А, Абдурахманов отмечает, что
‘бюджет Узбекской ССР, составлявший в
  1942, г; 1.350 млн. рублей, на 1944 ‚тод
` запланирован в сумме 1.877 man, рублей.
Это обеспечивает быстрый. рост народного
хозяйства Узбекистана. За толы войны
выпуск промышленной продукции B pec-
публике увеличился в полтора раза. Воз-
 рое удельный вес тяжелой промышленно-
  сти. Вдвое увеличилась добыча нефти.
  Создана собственная угольная база и. ме-
  таллургическая ‚ промышленность, Быет-
рый рост промышленности потребовал рез-
кого увеличения производства. электроэнер-
тии. Это вызвало к жизни всенародный
  поход за электрификацию. За тоды войны
  построено и пущено в экбилоатацию 4
  электростанции, строятся еще 10, в том
числе горлость узбекского народа — Фар-
хадская ГЭС. Нолмиллиарда рублей вложе-
но в сельское хозяйство республики’ за
время войны. На 800 тыс. гектаров рас-
ширена посевная площадь, вдвое возрос-
ло валовое производство зерна.

Депутат Т. Кулиев” указывает, что’ ус-
нехи Красной Армии. на фронтах ‘Отече-
ственной войны, как ‘никогда, подняли
международный авторитет Советского го-
сударства. !

— Могучим источником неистощимой
силы Красной Армин, — ‚ продолжает
тов. Кулисв,— является дружба народов
ССР. В период Октябрьской революция
великий русский народ был инициатором
и организатором освобождения народов
отсталых окраин парской России. О6йчас,
в период Великой Отечественной войны,
русский народ полнял и организовал все
народы, нашей страны па защиту советской
земли от немецко-фашистских захватчиков,
Недаром в. государственном гимне Совет-
ского Союза поется: «Союз перушимый
республик свободных. сплотила навеки
Великая Русь».

В этом нерушимом союзе ‘азербайджан-
ский народ честно и преданно выпоаняет
свой долг перед Родиной. Лучитих своих
сынов Азербайджан послал на фронт.
Бакицские нефтяники © первых дней
войны _ бесперебойно снабжают Красную
Армию; оборонную промышленность и все
народное хозяйство жидким топливом. Ba
тоды войны от прибылей республикан:
ских и местных предприятий республики.
в бюджет постунило около. одного MELA
арла рублей. ‹Возросли поступления. до-
ходов © оборота.

Приведя ряд`арких цифр, свидотель-
ствующих 6 патриотическом участии.
азорбайджанского народа в финансирова-
нии военных нужд страны, тов. Булиев
подчеркивает, что бюджет 1944 г. зна-
менует собой новое напряжение всех сил
нашего народа для окончательной победы
над врагон, и предлагает бюджет, вместе
с поправками Бюджетной комиссии, ут-
вердить.

— Трудящиеся

Казахстана, — гово-
рит. в своем выступлении депутат.
Н. Ундасынов, —= своим самоотвержен-
ным трудом и личным участием в финан-
сировании обороны. страны с честью вы-
полняют свой патриотический долг пе-
ред Родиной. За годы войны трудящиеся
республики внесли в фонд обороны и на
вооружение Красной Армии свыше 800
млн. рублей. Подписка на военный зем

народ рука об руку. русскими,

острыми темпами двитает вперед развитие   ларотвенный бюджет СССР. на 1944 тод,
представленный правительством,
стью подчинен задачам скорейшего раз-
трома гитлеровских захватчиков,
шихея целью поработить наш великий
свободолюбивый народ. Бюджет обеспечи-
вает также дальнейший рост народного
хозяйства и особенно тяжелой и оборонной
промышленности:

полно-

задав-

Бюджетная комиесия ‹ Совета Hanno-
нальностей,.. заявляет, тов, Хохлов, при-
знала, что бюджет составлен правильно,

и вносит предложение 06 увеличении до-

ходной части бюджета, принятого Прави-:
тельством СССР, на 4.010 млн. ‘рублей,
обратив эту сумму на увеличение резер-
вного фонда Совнаркома СССР.

Бурными ‘аплодисментами встречают

в строй лве домны, в том числе крупней-   лепутаты и тоети заключительное слово

депутата! Хохлова.

— Красная Армия — детище великого.

советского народа, под руководством
великого вождя и полководца товарища
Сталина; тромит и разгромит окончательно
фашистские банды. Наша советская Ро-
дина залечит раны, нанесенные войной,
и под знаменем Сталинской Конституции
пойдет вперед, к светлому будущему.
Затем Совет Напиональностей переходит
в обсуждению Государственного бюджета.
Олово получает депутат А. Назанпаев,
Он товорит о том, что в Отечественной
войне народы Советского Союза сплоти-
лись в единый боевой. лагерь. Казахский
украин-
цами, белоруссами, грузинами, узбеками,
таджиками и всеми другими народами на-
шей страны отстаивает свото свободу, честь
и  позависимость Родины. На фронтах
Отечественной ‘войны: многие сыны казах-
ского народа покрыли себя неувядаемой
славой. Замечательных успехов добился
Казахстан в развитии своего народного
хозяйства. За три военных года колхозы
Казахстана дали для снабжения Красной
Армии и`страны на 114 тыс. тонн кар-
тофеля и овощей больше, чем за тот же
довоенный период. В Казахстане 3a годы
войны выстроен ряд. новых предприятий
пвётной и черной металлургии: пущена в
эксплоатацию первая очередь Актюбин-
ского‘ завода‘ ферросплавов; построен’ и
сдан в эксплоатацию Жизденский маргаи-

цевый р ник, заканчивается строитель-
ство екелийского о свияцово-цинкового
комбината:

Государственный бюджет Казахской СОР

за 1941—43 тг., говорит депутат Казак-

паев, выполнен на 101 проц. Несмотря
на то, что. война требует огромных мате-
ризльных. ресурсов, в проекте Государет-
венного бюджета на 1944 год и в бюдже-
тах союзных республик значительно воз-
растают расходы Ha социально-культур-
ные мероприятия.

— Мы ‘полностью одобряем представ-
ленный сессии проект бюджета, — тово-
рит председатель Исполкома” Московского

городского Совета тов. В. П, Пронин.—На- лонии сообщия,

о ак малы оли еб тЕаНЕ
i т Могилев,

призывает использовать весе силы и воз-
можности советского тыла для ускорения
победы над врагом. .

Депутат А, Б. Бердыев привел в своем

выступлении яркие цифры и факты, сви-

‘детельствующие о росте народного хозяй-
ства и культуры Советской Туркмении.
Бюджет Туркмении на 1944 год на 37,7
проц. превышает бюджет прошлого года.
В песках Кара-Кума, на берегах Каспия
и Аму-Ларьн созланы новые. предприятия
  нефтяной, химической, текстильной, пи-
  щевой и швейной промышленности.
Бюджет, ‘внесенный на рассмотрение
сессии, ‘отмечает депутат‘ Бердыев, -отоб-
`ражает огромную заботу нашего. государ-

тыла. За время войны трудящиеся Турк-
мениетана, внесли в Фонд обороны Родины
свыше 114 xan, рублей. Туркменские
женщины и девушки сдали в фонд оборо-

ны 457 пулов серебряных украшений, пе-
  редававшихся из рода” род, из поколе-
‘ния в поколение, Трудяшщиеся- Туркмении
  впрель не пожалеют свопх ередств и сих
  для полного разгрома ненавистного’ врага.

0 расцвете Татарской о Автоломной Со-
ветской Сопиалиетической Республики, 0
ее людях, самоотверженно работающих в
тылу и героически сражающихся на фрон-
те, рассказал депутат Г, А. Динмухаметов.
Bo время Отечественной войны Татария не
только перестроила на военный лад свою
промышленность, но и сумела быстро пу-
стить в хой эвакуированные из западных
районов СССР заводы и фабрики. Сейчас
в республике нет промышленных предири-
ятий, не выполняющих производственных
программ. Лишь промышленность Казани,
лосрочно выполнив план 1943 года, вы-
пустила па 1064 илн, рублей дополнитель-
ной продукции. Храбро сражаются на

ми замечательными патриотами славится
республика. 10-летний Ибрагим ПНагума-
нов из колхоза «Правда», Ципьинекого
района, отправил на защиту социалисти-
ческой Родины 6 сыновей. Все они бес-
страшно сражаются против немецких 34-
хватчиков. Одному из его сыновей — Xa-
бибуле — присвоено. звание Героя Совет-
ского Союза. Таких примеров можно при-
вести сотни. Трудящиеся Татарии из сво-
их личных @бережений собрали йа строи-
тельство танковой колонны и ‘авиаэскад-
рильи 205 млн. рублей и дважды удосто-
ились благодарности товарища Сталина.
‚ Первый тосударетвенный о военный 320M
  вадизован в республике на 286,1 man.
  рублей, а второй — на 335,1 млн. руб-
  яой, что значительно превыеило бюджет-
‘ные наметки. Трудящиеея Татарии и в
  дальнейшем, не пожалеют своих сил, что-
‘бы ускорять разгром врага ‘и добиться
полной победы над врагом.

Народный комиссар ‹ здравоохранения
СОСР. тов. Г. А. Митерев в_ своем выступ-
что госпитали Нарком-

~

В зале заседания Совёта ‘Союза; На пе
i рвом плане: депутаты И; И. Гудов и генерал”
лейтенант медицинской службы Н. Н, Бурденко. у

Фото М. Калашникова.

`

ства о самоотверженных людях советского

фронтах сыны татарского народа, многи-

пу, — говорит депутат И. С. Грушецкий, —
мы, депутаты, как и весь советский  на-
род, встретили сообщение о том, что В
Тосударственном бюлжете на этот год 0б-
Maa сумма расходов на финансирование
Народного Комиссариата Обороны и На-
родного ° Комиссариата Военно-Морского
Флота предусмотрена в сумме 128,4 мард.

Заседание Совета

Утром 31 января состоялось третье за-
свлание Совета Национальностей. За столом
председателя — Председатель Совета На-
циональностей депутат Н М. Швервик,
заместители Председателя Совета Нажио-
нальностей Ч. А, Асланова и М. В. Кула-
гин. Председательствует на заседании заме-
слитель Председателя Совета Национально-
стей Ч. А. Асланова.

Продолжаютея прения по первому пунк-
ту порядка дня сессии. Вее выступающие
депутаты единодушно одобряют представ-
ленный Правительством проект Тосудар-
ственного бюджета СССР на 1944 год —
бюджета, призванного обеспечить победу со-
ветского народа над немецкими оккупанта-
ми. дальнейшее развитие народного хозай-
ства и культуры нашей Родины.

‘

— Несмотря на трудности военного вре-
мени, — говорит депутат М. И. Дмаши,—
народное хозяйство Грузии во все возра-
стающем количестве дает фронту и стране
военное снаряжение, промышленные товары
и продовольствие. Местная промышленность
Грузии выполнила план прошлого года на
113 процентов. Вовремя: войны х освоено
производство  электролитического — марган-
ца; увеличилаев добыча. золота, вольфра-
ма, молибдена и проведена большая работа
по разведке и изысканито редких и цвет-
ных металлов. Грузия дала стране в истек-
шем году более 60.578 тысяч: кгр. зеле-
ного чая, 430 млн. штук мандаринов,
апельсинов и лимонов =— значительно боль-
Iie планового задания. ° Чатриотические
ч\вства трузинекого народа ‘нашли яркое
выражение в быстром ‘и организованном,
размещении государственных займов, в
успешном сборе средств на постройку тан-
ков и самолетов, Намеченный на 1944 год
бюджет Грузинской СОР полностью обес-
печивает дальнейшее развитие народного
хозяйства республики,

Депутат М. Ибрагимов товорит 0 pac-
цвете культуры Советского Азербайджана.
За годы войны в культурное строительство
республики ‘вложены миллионы рублей.
Только в прошлом тоду на нужды проеве-
‚ щения в Азербайджане было ассигновано
‚282 млн. рублей. В период войны законче-
но составление полного четырехтомного
русско-азербайджанского словаря, являюще-
гося ценным пособием для изучения рус-
спого языка.

— С чувством благодарности нашему
правительству, — заявляет депутат Ибраги-
мов,— Я буду голосовать за бюджет 1944
года, потому что. он обеспечивает оконча-
тельный разгром немецко-фашистских орл,
еще больше укрепляет силу и Мощь нашей
героической Красной Армни и’ создает не-
обходимые материальные условия для даль-
нейшего развития социалистического хозяй-
ства и культуры.

Следующим выступает депутат И. С.
Былинский.

— Злодейски напав на Советский Co-
103,— говорит он, — гитлеровские разбойни-
ки превратили в развалины старейшие то-
рода Белоруссии—Минск, Гомель, Витебск,
Бобруйск, Гродно, Барановичи
и др. Разорены и уничтожены тысячи бе-
дорусских деревень. Неисчислимые без
ствия переносит ‘белорусский народ, нахо-
дящийся пол игом оккупантов. Фашистские
бандиты задались целью уничтожить бело-
руескую государственность, навеки порабо-
тить белорусский народ. Но не удалось и
никогда не удается врагу осуществить этот
замысел! Сейчас идет массовое изгнание
фашистских орд из Советской Белоруссии.
Вместе с Красной Армией в освобожденные
районы республики приходят жизнь и сча-
стье, возрождаются города и села.

Государственный бюджет Белорусской
ССР по освобожденным районам предусмо-
трен на этот тод в сумме 429.474.000
рублей. Этот бюджет будет содействовать
скорейшему восстановлению разрушенного
немцами народного хозяйства. Уже в ны-
нешием тоду ‘предуснатривается? восстано-
вить в освобожденных районах свыше 600
предприятий, 90 — машинно-тракторных
станций, 630 школ, столько же медициин-
ских учреждений и т. д.

Бюджет 1944 г. символизирует расту-
шую мощь Красной Армии и Военно-Мор-
ского Флота, укрепляет в нашем народе
уверенность в скорой победе над врагом.

(Слово предоставляется Народному комисса-
ру рыбной промьытпаенности тов. А. А. Ищ-
козу. Он приводит факты самоотверженно-
го труда’ работников рыбной промышленно-
сти, их неустанной работы по снабжению
Красной Армии и героического советского

нозо Совета CCCP I-20 созыва

рублей. В этой цифре выражена воля ыы
го советского народа обеспечить все н
ходимое для быстрейшей победы над врагом,
-_ Киргизский народ, — говорит депу-
тат М. Токобаев, — по Праву гордится
своими героями-Фронтовивами и трудовы-
ми полвигами в тылу. За годы Отече-
ственной войны Киргизия добилась небыва-,
лого под’ёма всех отраслей народного хо-
зяйства. В республике развернулось стро-
ительство большого количества Новых
промьиленных предприятий. Закончено
строительство Ворошиловекой ТЭС на Боль-
mom  Чуйском канале. Промышленность
Киргизии в ПРОШЛОМ ГОДУ перевыпол-
Huma государственное задание по Всем
основным видам продукции. Бюджет Кир-

гизской на 1944 rox обеспечивает
дальнейший рост народного хозяйства и
культуры республики, Депутат Токобаев

просит дополнительно включить В бюджет
республики 3 млин. 600 тыс, рублей, ие-
обходимые для развития текстильной про-
мытленности, увеличить на 400 тыс. руб-
лей ассигнования на паучно-исслелова-
пельскив работы Киргизского Филиала
Академии нау

Слово получает депутат П. С. Прок-

конен. Он, отмечает повседневную помощь
великого русского народа народам Rape-
ло-Финской $

—_ Велофинские захватчики, — говорит
тов. Прокконен, — носятся 6 бредовыми
планами создания «Беликой Финляндии»
за счет захвата советской Карелии. Но ня-
когла не сбудутся эти планы! Марело-
финский народ был, есть и будет свобод
ным воветским народом.

Трудящиеся Карело-Финской ССР еще
самоотверженнее будут . трудиться для
укрепления оборонной мощи своей Роди-
ны, для дальнейшего развития  чарохного
хозяйства и культуры.

Выступлением депутата
рое заседание Совета Национальностей 3a-
канчивается. (ТАСС).

‚Национальностей

тыла. Уже в прошлом году рыбная ло
мыппленность Сибири почти в 3 раза пр6-
выбила довоенный уровень. Рыбники Даль-
него Востока в прошлом году выловили на
25 процентов рыбы больше, чем в 1940 ro-
ду. Почти вдвое по сравнению с 1940 годом
увеличилась добыча рыбы на Камчатке и
на Севере. В прошлом году рыбная промыт-
ленность Союза досрочно выполнила госу-
дарственное задание и дала сверх плана
более 5 млн, пудов рыбы. По предвари-
тельным данным, в 1943 г, взносы‘ рыб-
ной промышаенноети в государственный
бюджет выросли по сравнению © 1942 г.
на 44 процента. Проделана большая подг-
товка к выполнению значительно увели-
ченной программы 1944 года.

0 напряженном труде узбекского народа,
ero самоотверженной работе для фронта
рассказывает в своем выступления депутат
т; Кары-Ниязов: За последний период вы-
пуск промышленной продукции в pecrys-
лике увеличилея почти в полтора раза,
Основные производственные Ффонлы про
мышленноети возросли на несколько мил
‘лиардов рублей. `В Узбекистан. были: эва-
куированы десятки промышленных прод-
приятий из временно оккупированных и
‘прифронтовых районов, Большинство из них
было смонтировано и пущено в экеплозта-
пию в сроки от одного до шести месяцев.
Удельный вес тяжелой промышленности в
республике составляет в настоящее время
48,5 проц. против 14,3 проц. в 1940 году.
Таким образом, Узбекистан превратился в
мощный арсенал обороны. Самоотверженно
трудится и колхозиое крестьянство Узбек-
ской роспублики. В 1943 году око дало
государству на 9.300 тыс. пудов хлеба
больше, чем в 1940 году, мяса — на 805
тыс. пудов и т, д. Кроме того, в порядке
государственных закупок республика дала
государству 1.800 тыс. пудов хлеба.

Подробно ознакомив сессию с ‘успехами,
достигнутыми Узбекской республикой в 0(-
ласти культурного строительства, кот0рое
в период войны стало еще более интенсиз-
ным, депутат Кары-Ниязов говорит:

— В представленном на ваше, товарищи
депутаты, утверждение Государственном
бюджете СССР на 1944 г. бюджет Узбеки-
стана составляет 1.377 млн. рублей — 13
400 млн. рублей больше, чем в прошлом
году. Знаменательно, что, несмотря Ha
трудности военного времени, основные
средства республиканского бюджета на-
праваяются на финансирование социально-
культурных мероприятий. В этом пашла
яркое выражение величайшая забота 09-
ветекото правительства и лично товарища
Сталина 0 социально-культурных нуждах
нашего нарола. у

Депутат Н: А. Масленникова говорит, 970
все советские люди с огромной радостью
встретят известие о том, что Верховный
Совет СССР ассигновал, на нужды обороны
128,4 млрд. рублей.

Tos. Масленникова сообщила 6 4YA0-
вищных  разрушениях и о зверствах, с
вершенных немецко-фапистскими захват-
чиками в периох временной оккупации
Курской области. 40 тыс. курских юношей
и девушек томятся на немецкой каторге,
25 тыс. человск расстреляны и замучены
немцами. Трудящиеся Курской области,
говорит тов. Масленникова, не будут знать
покоя до тех пор, пока хоть один гитлеров-
ский убийца останется безнаказанным!

Гитлеровские разбойники разрушили 3
Курской области 3.030 промышленных
предприятий, 500 школ, 373 лечебных
учреждения, 1,590 библиотек и. клубов,

киноустановок. Огромный ущерб на-
несен сельскому хозяйству: уничтожены
постройки МТС, колхозов и совхозов, вы-
рублено около 20 тые. гектаров садов.

Трудящиеся нашей области никогда
не забудут, что в дни тяжелых боев страна
присылала нам скот и машины, промыш
ленпые товары и продовольствие. Шо Вур-
ской области около 17 тыс. детей устроены
в детские. дома и взяты на патронирование,
организовано 9 специальных детских домов,
открыты детские сады, кухни, пищевые
станции. Уже через месяц после 0свобо-
ждения области начали работать школы.

Немецкие захватчики сожгли и 1а3ру-
шили в Курской области 103,5 тыс. домов,
оставив без крова свыше 300 тыс. человек.

помощью советской власти только 3a
3 месяца восстановлено и построено больше
47 тыс. домов. Свыше 200 тыс. кояхозни-
ков справили новоселье. Неларом колхоз

(Продолжение см. на 3-Й стр.).

Прокконёна вто-_