ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО”

Оперативная сводка за 2 февраля.

> B течение 2 фезраля на НАРВСНОМ направлении наши войска продолжали.’
успешно развивать наступление и заняли более 40 насолённых пуннтоз, в том

числе УСТЬ-ЛУГА, МЕЖНИКИ, КРАНОЛЬЕ, НОВАЯ ДЕРЕВНЯ, ВОЛКОВО, ВАНА-.
КЮЛА, ФЕДОРОВКА, ДУБРОВКА, МОНАСТЫРЕНК, ВОРОНОВО, ЧЕРНО, КРИВАЯ  ЛУНА,

БОРОВНЯ, МАЛАЯ ПОЛЯ, НИКОЛЬЩИНА.

Юмнег СИВЕРСКИЙ наши войсна вели наступательные бои, в разультате”

которых заняли ряд населённых пунктов.

Юго-западнее и южнее ЛЮБАНЬ наши войсна с боями продвигались вперёд“
и заняли населённые пункты ТИГОДА, НОВАЯ ДЕРЕВНЯ, НАНЕЖНО, ОЛЬХОВКА.

Западнее и юго-западнее НОВГОРОДА

наши войска, прэодолевая сопротивление

и контратаки противника, продолжали вести наступательные бои, в ходе которых

заняли насколько населённых пунктоз.

Западнее НОВОСОКОЛЬНИКИ наши войска с боями продзигались впёрёд H 3a-

няли населённые пункты МЕТАЛЬНИКОВО,
ТЕРЕШНОВО, БУЛАВИНА.

ВАШНОВО, ГОРЫ, ТУМАШИ, БОРЩОВО, -

В течение 1 февраля наши войсна на всех фронтах подбили и уничтожили

85 немецких танков. В воздушных Geax
64 самолёта противника,
‘ *k *

° На Нарвском направлении наши войска
продолжали успешное наступление и заня-
ли более 40 населенных пунктов. Части
H-exoro соединения за день боев истребили
1.200 немецких солдат и офицеров. Артил-
лерия, поддерживающая действия пехотных
частей, уничтожила 9 немецких танков,
6 артиллерийских батарей и 2 батареи ше-
стиствольных минометов. Советские артил-
леристы кроме того обстреляли отступав-

‚шие колонны немцев и уничтожиля 60

автомашин с вражеской пехотой.
* = F

Южнее станции Сиверский наши войска
вели наступательные бои и заняли ряд на-
селенных пунктов, Овладев одним сильно
укрепленным узлом вражеской _ обороны,
наши бойцы захватили 30 орудий, из них
4. самоходных типа «фердинанд», 150 ав-
томашин, 50 мотоциклов, 30 тягачей с
прицепами, 13 радиостанций, 15 складов
е боеприпасами, горючим и военными ма-
териалами, свыше 4 тысяч авиабомб и

другие трофеи.

яз

Юго-западнее и южнее города Любань

наши войска с боями продвигались вперед.
Войцы. Н-ской части, пробравшись через
болота, вышли в тыл немцам и разгромили
отступающую колонну противника. На поле
боя осталось до 500 вражеских трупов. За-
хвачено несколько шестиствольных миноме-
тов, много пулеметов, автоматов и до 200
повозоЕ с военными грузами. В другом
районе взята в плен значительная группа
титлеровцев, скрывавшаяся в лесзх. —

a * x

Западнее и тото-запалнее Новгорода нем-
пы, подтянув крупные подкрепления, ивод-
нократно переходили в контратаки. Части
Н-ского соедипения отразили контратаки
гитлеровцев и, с боями продвигаясь вперед,
запяли несколько населённых пунктов. Уни-
чтожено ло 600 немецких солдат и офице-
ров. На другом участке наши подвижные
отряды внезапной атакой овладели опорным
пунктом противника и захватили 1 opy-
дий и другие трофеи.

яж

Запахнее Новосокольники наши войска
вели наступательные бои и, преодолевая
упорное. сопротивление противника, овладе-
ли несколькими населёнными пунктами. На
хругом участке  советекие подразделения
перерезали шоссейную дорогу, имеющую для
немцев важное значение. За день боёв уни-
чтожено до полка пехоты противника. За-
хвачены у немцев 8 исправных 105-мм
орудий, 3 автоматических пушки, склад 6
боеприпасами, вещевой склад и другие
трофеи.

Советские лётчики крупными силами с0-
вершили налёты на ближние тылы против-
ника и уничтожили 9 танков, до 40 орудий
п 150 автомашин с пехотой и грузами.
Прямым попаданием бомб ‘взорвано пять
складов противника с боеприпасами и горю-

чим.
в

Белорусские партизанские отряды с 18
по 21 января пустили под откое 19 желез-
подорожных эшелонов противника. Разбито
14 паровозов -и 160 вагонов и платформ,
За это же время советские патриоты огнём
па противотанковых ружей вывели из строя
13 немецких паровозов, взорвали 3 желез-

и огнём зенитной артиллерии сбито

*

нолорожных моста, 80 мостов на грунтовых
дорогах и уничтожили более 100 автомашин
противника. Группа белорусских партизан
совершила налёт на немецкий зэродром. На
аэродроме взорвано два бомбардировщика,
склад с бензином и уничтожено 29 немец-
ких лётчиков и 96 гитлеровцев из состава
аэродромной службы.
: x *& +

В штабах немецких дивизий, разгром-
ленных на Ленинградском фронте, захваче-
но большое количество трофейных хоку-
ментов. Эти документы свидетельствуют о
том, что успешное наступление советских
войск опрокинуло все планы немецкого
команлования и вызвало среди гитлеровцев
смятение и панику. 15 января командую-
ший северной группой немецких армий, г6-
нерал-фельдмаршал фон Вюхлер разослал
командирам соединений секретную  теле-
грамму за № 598/44, в которой говорит-
ся: «На Северном. фронте противник начал
одновременно наступать в нескольких .ме-
стах. Наш фронт должен выиграть эту
оборонительную битву. Он это может сде-
дать, если армии с ещб большей решимо-
стью, чем это было до сих пор, бросят в
бой все свои силы‘ло последнего человека...»
Несколько дней спустя такие же приказы
издали командиры немецких дивизий. Так,
например, командир 11 немецкой пехотной
хивизии обратился в солдатам со следую-
щим воззванием: «Солдаты! Тяжелые дни
пришлось пережить всем частям, которые
Участвуют в боях с начала этой битвы
южнее Ленинграда. Советы хотят осущест-
вить прорыв на Гатчину. Это их намерение
должно быть сорвано. Занятая сейчас ли-
ния фронта должна удерживаться во что
бы то ни стало».

Немецкое командование прилагало все
усилия в тому, чтобы помешать советским
войскам прорваться на Гатчину. Однако
Красная Армия успешно прорвала оборону
немцев, и тенерь Гатчина осталась далеко
позади линии фронта. ! y

Немецкие войска под Ленинградом раз-
тромлены и понесли огромные потери в лю-
дях и технике. Солдат Хорст Гринберг из
13 роты 540 штрафного батальона с00б-
щил: «Наш батальон утром 16 января в е0-
ставе 800 человек прибыл в деревню Гла-
дино. Через два дня в батальоне осталось
только 70 человек. Все остальные убиты,
ранены или попали в плен», Фельдфебель
Макс Хайдекер, командир взвода 12 роты
391 полка 170 дивизии показал: «Артил-
лерия русских билз два часа по напгим по-
зициям. Мы сидели в землянках и с ужасом
ждали, когда все это кончится. Офицеры
под угрозой расстрела погнали нас в бой.
Из общего состава полка вернулось обратно
только несколько дееятков человек». Стар-
mui вахмистр 2 зенитного полка 2 зенит-
ной дивизии Отто Зайдль рассказал: «Нат
полк был окружён русскими. Побросав
все орудия, мы пытались бежать, но утром
снова попали в котёл, из которого уже не
было выхода. Немецкая армия потерпела
под Ленинградом ужасную катастрофу»,
Подобных показаний можно было бы при-
водить огромное количество. Немецкое
командование по приказу фон Кюхлера бро-
сало в бой все свои силы до последнего *te-
ловека. Однако все попытки немцев удер-
жаться под Ленинградом потерпели полный
крах.

——Жж—Ж—М—ШМЫ—Ш—Ш—Ш—Ш—Ш——ШФФФ——

с

Трулящиеся единодушно одобряют рвобразование НКО

и НКИД в союзно-республиканские комиссариаты

Трудящиеся Москвы © единодушным
олобрением встретили решения Х сессии
Верховнбто Совета СССР. На московском
эвтомобильном заводе имени Сталина горячо
обсуждался опубликованный в газетах до-
клад тов. В. М. Молотова. Лауреат Сталин-
ской премии конструктор Сонкин заявил:

— Предоставление ‘союзным республикам
права самостоятельных внешних сношени
п создания войсковых формирований —
новое яркое свидетельство торжества ленин-
ско-сталинской национальной политики.
Это —— морально-политический удар по фа-
щизму и его человеконенавистнической по-
литике. Дружба ‘народов СССР, скреплён-
ная кровью ча полях сражений, выдержала
Ree испытания, и мудрое решение советской
власти ещё более укрепляет братские отно-
шения между народами нашей страны.

— Наш советский строй, — говорит
автозаволец бригадир Степанов, — Полно*
стью обеспечивает национальную независи-
мость и братское содружество народов
СССР. В этом величие нашей Конституции,
творцом которой является товарищ Сталин,
в этом: крепость нашего многонационального
государства. Вот почему у. стен Сталин-
града вместе с русскими и украинцами свою
независимость защищали узбеки и таджики,
под Ленинградом за свою Родину сражаются
грузины и армяне.

республики будут иметь свои войсковые

формирования, — ещб
  oo оноспособность Советского Союза,

Теперь, когда союзные

более возрастёт

орячо приветствуют выступление тов.

Молотова металлурги завода «Серп и мо-

лот».

Лауреат Сталинской премии токарь заво-
да «Красный пролетарий» Смирнов так
охарактеризовал значение новых государ-
ственных преобразований: _

—- Мудрая ленинско-сталинская иацио-
нальная политика, — говорит он, —= при-
вела к расцвету все советские республики.
Преобразование Наркомата обороны и Нар-
коминдела в союзно-реепубликанские нар-
коматы, создание национальных войсковых
формирований ещё больше укрепит могуще-
ство Красной Армии.

Застрельыщик движения среди молодё-
жи —— с меньшим количеством рабочих да-
вать столько же продукции — бригадир
  комсомольско-мололбжной бригады 1-го под-
  шипникового завода Барышникова во время
  обсуждения доклада тов. Молотова заявила:
  ‚ -—= Гитлер думал, что наша страна не
  выдержит натиска его озверелых банд и
распадётся ина части, но война ещё крепче
спаяла народы нашего государетва, кровью
советских людей скреплена эта дружба на-
\ веки. Вполне своевременно принято реше-
  ние о преобразовании Наркоматов обороны
  H иностранных дел, -
Трудящиеся столицы единодутщно одобря-
(ТАС).

’ ют принятые сессией законы.

Карело-финский народ приветствует

исторические

ВЕЛОМОРСК, 2 февраля. (ТАСС). С, боль-
шим пол’ёмом трудящиеся Барело-Фпнской
CCP восприняли решение Х сессии Bep-
ховного Совета ССОР по докладу тов. В. М.

Молотова,

попоиооае нае н яко вичао нове и и коинавии и!

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
2 стр.

преобразования

Сегодня рабочие завода, где директором
Наседкин, после работы собрались па ми-
тинг, Один за другим берут слово рабочие,
мастера, инженерно-технические работни-

ки завода, приветствуя решение сессии 0

преобразовании наркоматов обороны и ино-
странных дел, ue

Митинги прошли на Беломорском птвей-
промкомбинате, на Сегежевом комбинате,
и других

rae директиром т. Хардачев,

3 февраля 1944 г,   предприятиях республики,

Доротой наш, родной и любимый товарищ
Сталин!

Это письмо -мы, сталинградцы, пишем
Вам накануне знаменательной исторической
даты -—— первой годовщины разгрома немцев
под Сталинградом.

2 февраля 1943 тода в вашем городе
прозвучал последний выстрел. Величайшая
в истории войн Сталинградская битва за-
кончилась. Выдержав неслыханный натиск
отборных  немецко-фашистских Bolick,
Сталинград выстоял и победил:

Теперь, когда мы, год спустя, вепомина-
вм. как это было, сердца наши вновь и
вновь наполняются гордостью за наши род-
цой могучий город, чувством беспредельной
любви к Вам, наш великий и мудрый
вожль, наш тениальный полководец, орга-
низатор и вдохновитель всех славных побед
тероической Красной Армии.

В грохотё гигантских сражений, в огне
невиданных пожариш рождалась немеркну-
щая боевая слава сталинградцев. Враг, на-
поровшись на непреодолимое сопротивление
доблестных защитников волжекой тверды-
ни, в дикой злобе подверг город с многочис-
ленным мириым населением варварской
бомбардировке, рассчитывая деморализовать
рялы сталинградцев, сломить их сопротив-
ление. Пламя пожарищ бушевало на улицах
и площадях, от взрывов бомб и снарядов
содрогалась окутанная дымом и пеплом
земля.

Немцы уже трубили победу, уверенные
в том, что нет в мире силы, которая могла
бы устоять против тавого остервенелого на-
тиска. .

Но рано торжествовали враги. Красная
Армия, сдерживая натиск гитлеровцев, из-
матывала и обескровливала немецко-фа-
шистские ливизии. Кажлый защитник
Сталинграда сказал себе; «Будем стоять на-
смерть! Велика наша Родина, общирны е8
поля, но отступать нам некуда, за’ Волгой
земли для нас нет». Сердца героических
защитников Сталинграда оказались, тверже

немецкой стали, их стойкость и мужество—-  .

крепче хвалёной немецкой техники, их воля
х побеле — сильнее смерти. В борьбе 3a
город Сталина в едином могучем порыре
слились усилия воинов Красной Армии и
трудящихся города-героя, грудью вставнтих
ха защиту волжекой твердыни. Старые ве-
тераны прославленной обороны Царицына и
молодое поколение Октября, кадровые рабо-
чие сталинградских заводов и служащие
учреждений, домохозяйки и старики — все
сталинградцы от мала до велика вышли на
бой с врагом. -

Непоколебимая стойкость и мужество со-
ветских. людей творили чудеса, делали’ не-
возможное возможным. hea

Вся страна помнит подвиг тридцати трёх
советских  чудо-богатырей, выстоявших в
единоборстве против семидесяти вражеских
танков. Отважные воины уничтожили 27
танков врага, истребили более 150 гитле-
ровцев и не сдали позиций врагу. Нащ на-
род будет вечно хранить память о подвиге
взвода советских автоматчиков во главе с
младшим лейтенантом Калашниковым. По-
зиции, занимаемые горсточкой паптих бой-
цов, штурмовал целый батальон гитлеров-
пев, 40 вражеских бомбардировщиков п не-
сколько артиллерийских батарей. Но не
дрогнули железные русекие солдаты. Они
сражались до последней возможности, в не-
равном бою пали смертью храбрых, но He
пропустили врага. Никогда’ не померкнет в
истории слава о доблестных ‘четырёх бес-
страшных твардейцах -— Беликове, Алей-
никове, Болото и Самойлове, которые отра-
зили атаки 30-ти немецких танков. о героях
сталинградцах Ольге Ковалевой, Симонове,
Познышеве, отдавших свою жизнь за родной
город,

Сталинградцы с благодарностью  вепоми-
Атают, Иосиф Виссарионович. Вантих: боевых
соратников, товарищей Г. М. Маленкова и
Н. С. Хрущева, в тяжёлые дни осады непо-
средетвенно руководивших обороной города,
прославленных генералов Чуйкова, Шуми-
лова, Рокоссовского, Еременко, Толбухина,
Ватутина, Родимцева и других командиров
Красной Армии, под водительством которых
воины ‘Сталинграда защищали волжекую
твердыню. Siva val ep Г

Чувства беспредельной любви к Родине,
к Вам, родной наш ‚Иосиф. Виссарионович,
вдохновляли бойцов Сталинграда на беепри-
мерные подвиги в борьбе с врагом. Сталин-
град выстоял и победил потому, что во гла-
ве его героической обороны стояли Вы, наш
мудрый вождь и ‘учитель, Вы были органи-
затором и вдохновителем великой побелы под
Сталинградом, победы, положившей на-
чало массовому изгнанию немецко-фашиет-

Дорогой товарищ Сталин! Первое слово
безграничной любви и преданности мы, ком-
сомольцы и молодежь свободного Гомеля,
обращаем к Вам, великому вождю и полко-
водцу советекого народа. Примите, люби-
мый Иосиф Виесарнонович, наш пламенный
привет от всей души и сердца.

Мы прейсполнены глубокой благодарно-
сти к Вам, наш родной отец, за освобож-
дение многострадального Гомеля от ига не-
мелких захватчиков, _

Впервые после темной ночи немецкой
оккупации мы собрались свободно на. город-
ское собрание комсомольцев и. молодежи,
чтобы обсудить задачи по восстановлению
родного Гомеля — колыбели нашей юности.
Мы помним наш чудесный довоенный Го-
мель с его зелеными, шумными улицами,
фабриками и заводами, множеством школ,
институтов и техникумов, клубов и кино,
театрами, библиотеками и парками, Мы лю-
били родной город и гордились им.

_ Вак страшный кошмар пережили мы ли-
холетье немецко-фашистской оккупации.
Шальная свора гитлеровского зверья огра-
била, опустошила Гомель, превратила его
в руйны и пепелища, заросшие бурьяном,
Немецкие палачи расстреляли и замучили
в застенках гестапо и концлагерях тысячи
юношей и девушек Гомеля, Многие наши
братья и сестры угнаны на каторгу в Гер-

Писвмо трудящихся Ста
Великому во
товарищ

Москва, Кремль
Верховному Главнокомандующему
Советскою Союза товарищу И. В. СТАЛИНУ

ских захватчиков с нашей священной с0-
ветской земли и возвестившей миру бесслав-
ный закат разбойничьей гитлеровской ар-
мии.

Народы мира назвали героическую обо-
рону Сталинграда чудом. Вслед за чудом
оборопы торода сталинтрадцы началя тво-
рить чудо его возрождения.

Восстановительные работы начались
сразу же, как только отгремели последние
залпы битвы. С поля боя и из районов тыла
возвратились на свои заводы старые кадро-
вые рабочие, готовые немедленно взяться за
восстановление разрушенного хозяйства.
4 февраля 1943 г. на площади. Павших
борцов, перед братскими могилами запит-
ников Царицына-—Сталинграда, мы  тор-
зкественно поклялись Вам, что неё посчи-
таемся ни с какими трудностями, напряжём
все свои силы, всею свою энергию, чтобы
быстрее залечить зияющие раны любимого
города:

И вот теперь, в канун первой годовщины
разгрома немцев под Сталинградом, мы пи-
шем Вам о т0м, как мы выполняем свою
клятву.

Вея страна защищала Сталинград, вся
страна пришла нам на помощь и в деле
его возрождения. Со Сталинградом сродни-
лось сердце каждого советского человека,
поэтому каждый патриот нашей Родины,
каждый город, каждая братская республика
спешили на помошь израненному волжско-
му богатырю. Из Архангельска и Туркме-
нии, из Горького и Баку, с0 всех концов на-
шей необ’ятной Родины пошли эшелоны,
тружённые строительными материалами,

еобхолимыми для восстановления города-

тероя. В Сталинград с’ехалась армия строи-
телей, чтобы вновь`поднять его из руин.

Так началась новая героическая эпо-
‘ея — эпопея возрождения великого города
русской славы,

Влохновлённые. всенародной братской
помощью, сталинградцы еб тесцее силоти-
ли свои ряды, ещё энергичнее и дружнее
взялись за созилательный труд. Не описать
всех трудностей, которые встали перед
нами в борьбе с чудовищной разрухой.
 Приходилось создавать заново всё—от жи-
лиш ло сложных промышленных агрегатов.
Не было жилья — мы приспосабливали
блинлажи и подвалы, требовались станки—
мы, доставали их из-под развалин и со дна
Волги, нехватало транспорта — мы перено-
сили тяжести на своих плечах. Любой из
нас готов был на любые лишения во имя
родного города — так велика. и неугасима
в сердцах сталинградцев любовь к героиче-
скому городу, к его земле, политой святой
кровью советеких людей.

Город очищалея от трупов немецко-фа-
птистской мрази и вражеских мин. Нам пря-
шлось закопать 147 с лишним тысяч трупов
немецких солдат и офицеров и обезвредить
около миллиона 200 тысяч вражеских мин,
и взрывоонасных единиц. В Сталинграде
развернулись работы на стройках  промы-
шленных предприятий, электростанций,
жилых домов, школ, больниц, детских садов
и лелей, городского водопровода, трамвая.

Б дни оборопы нашего’. Торода, когда
здесь, на волжеких берегах, решалась судь-
ба Родины, мы спрантивали друг друга:
«Что ты сделал для обороны Сталинграда?».

Теперь. в дни восстановления, когда Ро-
дина потребовала от нас нового напряжения
всех сил, мы говорим друг другу: «Что ты
сделал для восстановления Сталинграда?»

По благородному почину работницы Але-
кеаплры Черкасовой - все  сталинградцы
дружно поднялись на’ восстановление род-
ного города. На предприятиях и в учрежде-
ниях формировались трудовые добровольче-
ские бригады, которые после своей основной
работы брали в руки строительные инстру-
менты и выходили на стройки. ,

Теперь, оглядываясь на пройденный
путь, мы можем с радостью сказать, что мы
не потратили времени даром. —

Немцы варварски разрумили первенец
Сталинской пятилетки — Сталинградский
тракторный завод. Они рассчитывали, что
никогла больше он не поднимется над Вол-
гой. Но нет! Завод-воин вновь ветабт из
руин. Ha заводе заново восстановлено
86 тысяч квадратных метров производетвен-
ных площадей, цех за пехом встают в строй
действующих, увеличивается выпуск про-
хукции с маркой «СТЗ». Пять месяцев под-
ряд коллектив завода держит во Всесоюзном
социалистическом соревновании первую
премию и переходящее Красное Знамя
ВИСЛС и Наркомата.

Огромным разрушениям подвергся перво-
классный металлургический завод «Красный
Октябрь», на территории которого гремели

=

,

манию. Кровавым террором, пытками и го-
лодом пытались гитлеровцы превратить нас
в рабов пеменких баронов, уничтожить на-
шу культуру и родной язык. Но мы не вста-
ли на колени, не склонили своих голов пе-
ред немецкими палачами.

По Вашему зову, родной товарищ Сталин,
Юноши и девушки Гомеля ушли в партизан-
ские отряды, в подполье и метили немец-
ким разбойникам беспощадно, всеми сила-
ми, на каждом шагу.

В первые дни оккупации ушел в леса
секретарь Гомельского горкома комсомола
Герой Советского Союза Саша Исаченко; вы-
лающийся организатор партизанекой моло-

дежи, он стал инициатором развертывания.

диверсионных групп на Гомельщине и сам
проявил- беззаветный героизм в разгроме
немецких эшелонов. 6 эшелонов с живой
силой и техникой немецких захватчиков
имеет Саша на боевом счету. Геройской
смертью погиб Александр Исаченко. Но 0б-
раз его будет всегда’ служить для нае прл-
мером того, как нало любить свой народ и
венавилеть врагов нашей Советской Родины.

Цод руководством партийной организации
работали в Гомеле. подпольные комсомоль-
ские организации Вани Железнякова, Ольги
Ральковой, Лили Семеновской и др. В пар-
тизанеких отрядах и в подполье — всюду
комсомольские организации были верными

жою сове

Олейникову, Бондаренко, Латунову,

СТА

особенно ожесточённые бои. По ровно через
полгода после того, как у стен завода про-
звучал последний выстрел, в мартенах
«Прасного Октября» уже закипела сталь.

Вешеные бомбардировки с воздуха, страш-
ные огневые налёты вражеской артиллерии
выдержала Сталгрэс, на территории которой
упало 600 вражеских бомб и 900. артилле-
рийских спарядов. Ho ne прошло и полутора
месяцев со времени окончания ‹ разгрома
немцев у стен Сталинграда, как вновь 34
спяли огня Сталгрэс, которые с каждым
диём разгораются ярче и ярче.

И тах веюду, куда ни кинепть взор. Pac-
тут, возвышаются цехи завода «Баррикады»,
‚заводов имени Куйбышева, имени Ермана,
имени Сакко и Ванцетти, гидролизного, ме-
тизного, комбината НКИС и десятков дру-
гих. Уже несколько месяцев подряд Фронт
получает из Сталинграда _ грозную боевую
продукцию с надписью «Ответ Сталинграда»,
и лень ото дня поток 65 будет неуклонно
увеличиваться. id

В городе всё шире развёртывается жи-
лищное строительство. За год построено и
восстановлено свыше одиннадцати тысяч
домов, до начала морозов жители из холод-
ных сырых подвалов, земляяок и палаток
переселены в восстановленные жилища.

Сталингралцы энергично налаживают
культурную жизнь города, благоустраивают
бит. В городе работают 45 школ, 70 детских
садов, 13 больниц, 12 амбулаторий, меди-
цинский институт, 5 кинотеатров, 116 ма-
газинов, 119 столовых, 12 хлебопекарен,
5 хлебозаводов, 3 мельницы, маслозавол,
кондитерская фабрика, отремонтировано 32
километра водопроводной сети, 22 водораз-
борных колонки, пущена первая очередь
городского трамвая, регулярно из конца в
конец торода курсируют пригородные поезда
и автобусы. Работают. почта и телеграф, все
городские райолы радиофицированы и элек-
трифицированы. и

Сотни сталингралцев за боевые и трудо-
вые заслуги награждены орденами и медаля-
ми Советского Союза. Сталинградским  же-
лезнодорожникам т.т. Атаманову, и

ano-
лохину, Голуб присвоено звание Героев С0-
пиалистического Труда. Ордена и медали
впучены лучшим восстановителям Сталгрэс,
118 волникам, 58 связиетам, 99 медицин-
ским работникам. Тысячи сталингралцев,
участников героических боёв за родной го-
род, награждены медалью «За оборону
Сталинграда»,

В ногу со сталинградцами идут и труже-
HUE колхозной деревни нашей области.
Подвиги героев Сталинтрада в бою и в тру-
де, их упорство и настойчивость в преодо-
лении трулностей, в достижелии поставлен-
ной цели служат примером для всех рабо-
чих, колхозников и интеллигенции Сталин-
гралской области.

Воодушевлённые побелами Красной Ар-
мип,. колхозные крестьяне, рабочие МТС и
совхозов славно поработали в прошлом году,
ликвидируя послелствия немецкого разбоя в
освобождённых районах, выращивая высо-
кие урожаи на’ полях.

Немепкие изверги разорили и разграбили
колхозы, МТС и совхозы районов, подверг-
шихся оккупации. Многие деревни были
уничтожены дотла, немцы разгромили все
культурные учреждения, забрали продоволь-
ствие и скот, истязали и мучили советских
казаков — сынов свободного тихого Дона,
угоняли их в рабство.

Много труда пришлось приложить, чтобы
снова зацвела жизнь на освобождбённой
земле. С первых же лней освобождения кол-`
хозники, рабочие МТС и совхозов, сельская
интеллигенция с ралостью взялись за пала-
живание прежней хозяйственной и культур-
ной жизни: собирали и ремонтировали ин-
вентарь, строили мастерские, животноводчс-
ские фермы, жилые дома, школы, больницы.
К весеннему севу нехватало семян — немцы
разграбили весь хлеб. Тогда’ колхозники из
своих личных запасов собрали 97 тысяч
пудов зерна и, таким образом, сумели за-
ссять всю посевную площадь.

Когла весной И-во врёмя уборки появи-
лись затруднения с тагловой силой, кол-
хозники поставили в борозду личный скот,
но не дали уйти срокам весеннего. сева.

Хорошо поработали капги рабочие маптин=
но-тракторных станций освобождённых рай-
онов. Немцы разорили в области 65 машин-
но-тракторных мастерских, изуродовали
много тракторов, сельскохозяйственного ин-
вентаря. Рабочие трудолюбиво и энергично,
по-сталинградеки боролись за возрождение
хозяйств своих МТС, и теперь у нас. уже

линграда И’ Сталинградской области —
тскозо народа
ЛИНУ

ветупило в строй 60 машинто-ремонтуы
мастерских, большинство которых ete,
веспы работает полным ходом, Ocobem
елавно потрудились на восстановлении 1.
зяйства коллективы Жутопской, Bypannof,
Советской и Аксайской МТС, которые разь.

ше намеченных сроков закончили восотано-
  вительные работы и по-боевому провел
  сольскохозяйствентый год.

¢

Немало сделано колхозниками 10 восста: -
повлению животноводства. В освобождбнных [77
колхозах сейчас имеется 960 животноводч-
ских ферм. Заслуженно гордятся своими ус-
пехажи животноводы Нижне-Чирекого рай-
на, где в каждом колхозе залово создапы м-
лочно-товарвые, овцеводчесвие и птицево-
ческие фермы с общим количеством 0504)
десяти тысяч голов скота и 4600 тож.
OTM.

Ф хуторах п сёлах Придонья, вызволен.
ных из фамтистекого плена, вновь зацветае
культурная жизнь: открылись и работам
школы, избы-читальни, клубы, больницы,
амбулатории, детские лели и сады,

Победы Красной Армии пох Cramp
дом, радостные вести с Фронта вызвали и.
ветные трудовые подвиги, зажигали сердла
стремлением работать лучше и лучше, чтобы
плодами колхозного труда помочь пати
воинам быстрее разгромить врага. В жинуз-
шем году, несмотря. низ неблагоприятны
климатические условил, многие колхозы 1.
во-Анненского, Paxoperoro, Уртюпинскою,
Камыштинского, Будабинского, Ново-Нихола-
евского п других районов сняли xXoporme
урожал, лостигавигяе ста п более пудов е
гектара. Совхозы области сдали тосударетвй
хлеба больше, чем намечалось планом, чест-
но и аккуратно рассчиталось по  хлеболо-
ставкам большинство колхозов. В прошлом
году наши колхозы дали государству мно
мяса, овощей, шерсти, масла, лиц, выполнив, >
и перевыполнив государственные планы по- /
ставок.

Мы также позаботились и о том, чтобы
снять высокие урожал в 1944 тоду. Осенью
по почилу логовских колхозников в области
началось лвижение 58 создание орошаемых
участков, на которых можно выпащивать
высокие урожли, зерновых при любых усл
виях погоды. И сейчас сотни колхозов хол.
тельно готовят участки орошаемого земаеле-
лия: строят плотины, готовят. Morn!
инвентарь, подготавливают кадры поливаль-
щиков. Большинство ярового клина област,
обеспечено хорошо подготовленной почвой:

в 1943 году мы вспахали зяби в десять [из
больше, чем в 1942 году.

Колхозники твёрло решит 1944 rox me
вратить в год высоких, стопудогых урожа
па каждом гектаре. Мы понимаем, дело эт
не: лёгкое, оно потребует больших усилий,
Но мы не пожалеем сил, ‘чтобы завоевать
такие урожаи, дать в изобилии хлеба {урон
ту и стране.

Победные знамёна Красной Армии уж
развеваются за седым Днепром, наши слаз
пые воины гонят врага на запад, пядь wi
пялью очищая советскую землю. от гятдеров-
ских захватчиков. Солице полной победы
восходит нал нашей Родиной.

По мы помним, Иосиф Виссарлоновия,
Ваши слова о том, что победа сама не при
ходит, её надо завоевать. Враг. ешё око
чательно ‘пе разгромлен и пе добит, поте
буется новое напряжение сил,  самоотво-
женная работа тружеников тыла, умелые 1»
решительные лействия Красной Армии м’
фронте, чтобы полностью и навечно сгинул
чёрные силы Фаптистеких разбойников с п
щей родной советской земли.

Родной налт Иосиф Виссарионович, Ва,
пашему вождю и учителю, и в Вашем ли
нашей большевистской партии и всему с
ветекому наролу клянёмся мы в канун №:
лигой годовщины, что трудящиеся Сталин:
града и Сталинградской области всегда by:
пут в передовых рядах борцов за cxobory,
честь ‘и независимость нашей великой Ро
ДИНЫ; } \

Все свои силы, всю свою энергию №
отладим ‘на помошь фронту, чтобы ощёт
ещё протремела ‘слава о трудовой хобле
сти сталинградцев — верных хранителей т
прохолжателей бессмертных ‘традяций 19
рола—дважлы героя. ;

Примите want привет и лучшие пож.
пия здоровья п долгой жизни, дорогой Иосиф
Виесарионовит! 1

Да злраветвуст ната великая Родина!

Да здравствует доблестнал Красная 4}
мия!

Да здравствует полжевий богатырь —
героический Сталинград!

Да здравствует паш вождь, великий
пал Советского Союза, товарищ Сталин!

У \
Fa

к 4
Письмо подписали 546.348 трудящихся города Сталинграда и Сталин“

градской области.

От комсомольцев и молодёжи города Гомеля

помощниками коммунистической партии
большевиков Белоруссии, в ее работе по ор-
танизации и руководству партизанской вой-
ной белорусского народа. Ваши боевые при-
казы, великий Маршал, были для’нас свя-
щенным законом, и с новой удесятеренной
силой обрушилиеь На немцев яростные ула-
ры тысяч молодых народных метителей Бе-
лоруссии. Пришел я на напту улицу празд:
ник освобождения, Славные Гомельские ди-
визии Красной Армии, под Вашим гениаль-
ным руководством, сокрушительным ударом
разгромили и выгнали гитлеровских мерзав-
nes из родного Гомеля и отбросили их дз-
леко на Запад.

Замечательный день 26 ноября 1943 ro-
да навсегла останется в пашей памяти.
Вповь взошло над Гомелем солнце счастья
и свободы. ^

Прошло всего два месяца со дня освобож-
ления Гомеля, а в городе уже ключом бъет
жизнь, работают десятки школ, оживают
фабрики и заводы. Мы воестановим наш
родной Гомель из пепла и руин, в короткий
срок возродим все фабрики и заводы, клу-
бы и дворцы, широко распахнем двери школ;
техникумов и институтов,

Мы полностью сознаем, какие героиче-

Письмо прияято на общегородском комсомольско-молодежном 6067

нии города Гомеля.

дадим все наи силы, всю волю и Энерги»
  на дело скорейшего восстановления роли

\

Маршалу

ские усилия приложены великим руски
народом и другими братскими народами

ветского Союза для освобождения Томелй
нашей родной Белоруссии. Это обязываи
нас с напряженной энергией работать №

ускорение окончательного разгрома Heil

вистного врага, _

Созцавая свой долг перед. Родиной, 10)
Вам слово, дорогой товарищ, Оталия, 919 №.
белорусские комсомольцы и молодежь И”
\
города, на помощь Красной Армии, и \
бождающей Советскую землю от гитлер 4
ской нечисти, i

Слава нашей героической Красной Ar ty
мии! - i”
Да sxpanetsyer nepymiman apyats @ - )
бодолюбивых братских народов Советом” /
Союза!

Да здравствует великая партия Jenni
Сталина-— вдохновитель и организатор BY
народной борьбы против пемецко-фалли
ских захватчиков!

Да здравствует Ленинско-Сталинояй
Центральный Комитет ВКП(б)! — .

Да здравствует паш великий вождь, Г
и учятель товарищ Сталин!