я

я

ФРОНТУ—

БОЛЬШЕ

„  СНАРЯДОВ!
я Воолушевленный славны-
П.   ми победами героической

Е ТЕТЕ at

И
И
Rr   Е завода

i
at

~ 49 -@ero.H. ПЛАГИНА,

В НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ОБОРОНЫ

О преобразовании 1-го бомбардировочного авиационного

корпуса, 1-го штурмового авиационного Нировоградского

корпуса и 291-й штурмовой авиационной Воронежско-‘
Киевской дизизии в гвардейские

В боях за Советскую Родину против

немецких захватчиков 1-й бомбардировоч-.

ный авиационный корпус, 1-й штурмовый
авизционный Кировоградский корпус и
291-я штурмовая авиационная. Воронеж-
ско-Киевевая дивизия ноказали образцы
мужества, отваги, дисциплины и организо-
ванности.

Ведя непрерывные бон с. немецкийи
захватчиками, упомянутые звиасоединения
своими смелыми и решительынми действиями
нанесли огромные потери фэшистеким вой-
скам, беспощадно громя и уничтожая живую
силу и технику противника.

За проявленную отвагу в боях за, Отече-
ство © немецкими захватчиками, за стой-
кость, дисциплину и организованноеть,
за героизм личного состава — преобразо-
ваны:

1 бомбардировочный авиационный кор-
пус — в 2-Й Гвардейский бомбардировоч-
ный авиационный корнус. Командир корпуса
генерал-майор авиации Полбин П. С.

1 штурмовый авиационный Вировоград-
ский корпус — в 1-й Твардейский штурмо-
вый авиапнонный Кировоградский корпус.
Командир корнуса генерал-лейтенант авиа-
ции Рязанов В. Г.

291-я штурмовая авиационная Воронеж-
ско-Киевская дивизия — в 10-ю Гвардей-.
скую штурмовую авиационную Воронежско-
Клевскую ливизию. Командир дивизии
Герой Советского Союза  тенерал-майор
авиации Витрук А. Н.

Преобразованным авиасоединениям вруча-
ются Гвардейеские Знамена.

Н, 6, Хрушав — Председатель бовчаркома Украины

КИЕВ, 5 февраля. (ТАСС). Указом Пре-
зидиума Верховного Совета УССР от 5
февраля 1944 года тов. Н. 0. Хрущев
назначен Председателем Совета Народных
Комиссаров Украинской ССР.

Тов. Л. В. Корниец назначен первым 3a-
местителем Председателя Совета Народных
Комиссаров Украинской ССР.

Сегодня хе Указом Президиума Верхов-
ного Совета УССР в соответствии с законом,
принятым Верховным Советом Союза ССР
1 февраля 1944 гола, образован Народный
Комиссариат Иностранных Дел Украин-
ской Советской Социалистической  Респуб-
лики. Народным Комиссаром Иностранных
Дел УССР назначен. тов. А. Е. Корнейчук.

a

Награждение орденами и медалями копхозников, колхозниц
и работников сельского хозяйства Московской области

За успешное выполнение заданий Прави
тельства по развитию сельского хозяйства
и животноводства и выполнение поставок
сельскохозяйственных продуктов Указом
Нрезидиума Верховного Совета СССР на-
граждены:

орденом Ленина — секретарь Коломен-
ского РК ВЕП(б) И. Ф. Абрамов, председа-
тель колхоза «Борец» Бронницкого района
П. И. Ажирков, председатель’ колхоза им.
Димитрова Коломенского района С.Г. Алиш-
кин, заведующий  сельхозотделом МК
ВКП(б) С. П. Афанасьев, директор совхоза
имени Горькоге Таганского района гор.
Москвы П. И. Бабкин-Кубриков. секретарь
Раменского ГК BRII(6) И. Г. Бурыличев,
пиректор ‘1-й Михневской МТС А. Л. Волча-
нин, директор совхоза «Лесные поляны»
Мытищинского района Ю. Ф. Голубан,
доярка колхоза «Красный Октябрь» Jyxo-
вицкого района П. Е. Квапиена, тракторист
Комсомольской МТС Талдомского района
В. И. Королев, председатель колхоза «При-

вительства по выпуску бозвых самолётов
Указом Президиума Верховного Совета СССР
награждена группа работников завода
№ 153`Наркомата авиационной промыныен-
ности:

зыв» Раменского района М. Д. Кузьмин,
секретарь Московского Комитета ВКП(б)
А. И. Максимов, директор 2-й Озерской
МТС К. НП. Машина, бригадир женекой трак-
торной бригады Бронницкой МТС А. П. Рез-
цова, секретарь Фенинского РК ВКП(б)
С. Н. Розанов, предеедатель колхоза им. 6-й
годовщины памяти Ленина Ленинского рай-
она Н. И. Синев, заведующий Московским
областным земельным отделом Й. Я. Соко-
лов, главный атроном Раменского райзо
П. А. Солодухин, председатель исполкома
Мособлеовета П. С. Тарасов, первый секре-
тарь Московского областного комитета
ВКП(б) А. С. Щербаков; 2

орденом Трудового Красного Знамени —
47 человек;

орденом «Знак Почёта» — 101 человек;

медалью «За  трузовую доблесть» —
145 человек; ;

медалью «За трудовое отличие» — 14
человека. (TACC).

Награждение работников завода № 153 Наркомата
авиационной промышленности

За образповое выполнение заданий Пра-   М. И. Русин и другие — всего 10 человек;

орденем Трудозого Красного Знамени —
30 человек:

оризном Красней Звезды — 41 человек;
орденом «Знак Почета» — 109 человек;

орденом Ленина — директор завода В. Н.  _ Медалью «За трудовую доблесть» —
Лисицын, начальник производства К. Н.   79 человек;
Чицкевич, начальник цеха Ф. И. Мельни-   Медалью «За трудовое отличие» —44 че-
И. И. Монаков, сварщик   ловека. (ТАСС).

ков, фрезеровщик

Сообщение специальной комиссии по
установлению и расследованию обстоя-
тельств расстрела немцами польских военно-
пленных офицеров в Катынском лесу взвол-
новало всех бойцов и офицеров польекого
корпуса в СОР.

В частях польского корпуса в ОСОР со-
стоялись панихиды по польским офицерам,
зверски замученным немецкими извергами.
Стихийно развернулся сбор средств на по-
стройку танков — «Метитель за Катынь» и
на сооружение в Катынском лесу памятника
жертвам немецкого террора. E

Во всех частях прошли гневные митинги,
на которых поляки поклялись отомстить
немцам за их злодеяния, совершбнные ими
против польекоге народа.

Ниже публикуется текст резолюции, при-
нятой на митинге в одной из частей поль-
ского корпуса в ООСР.

«Возмущённые ло глубины души неопро-
вержимыми фактами, установленными спе-
циальной комиесией, о чудовищном убийст-
ве в Катынском лесу немецкими извергами
11.000 наших братьев, офицеров польской
армни, мы, офицеры, подофицеры и солдаты
польского армейского корпуса, заявляем: -

Осуществляя свой чудовищный план ист-
ребления польского народа, гитлеровцы
уничтожили осенью 1941 гола в Ватынеком
лесу тысячи безоружных польских офице-
ров только потому, что они были поляками.

В страхе за предстоящую  ответетвен-
1 ность перед польским народом за злодеяния,
1 совершённые в нашей стране, немецкие

оккупанты хотели таким путём лишить нз-

рох офицерских калров, столь необходимых

в борьбе с гитлеровским насилием. ‘ }

Весной 1943 года, после сталинградекого
поражения, гитлеровцы затеяли провока-
цию против Советского Союза с тем, чтобы

( скрыть следы своего преступления в Ва-

Метить немцам за чудовищные злодеяния
в Катынском лесу!

тынеком лесу. Немцы пытались ‘внести
раздор между польским и русским народа-
ми, чтобы оттянуть час собственной ги-
бели и облегчить себе создание марио-
неточного правительства в Польше.
Эмигрантское правительетво. в Лондоне
пеступило вопреки точке зрения анти-
титлеровской коалиции 0б’единённых на-
родов и не только не разоблачило этой
провокации, но сознательно поддержало ее.
Жлика обанкротивигихся в сентябре 1939
года правителей присоединилась к антисо-
ветской травле и привела к разрыву отно-
шений с Советским Co13om.

Мы клеймим эту пагубную политику,
которая принесла вред польскому делу во
всём мире, являлась, а также и в настоящее
время является препятствием к об’единению
польского народа в борьбе с немецкими
оккупантами. }

Мы, офицеры, подофицеры, солдаты поль-
ского армейского корпуса, горды тем, что на
этой самой смоленской земле, где погибли
за Польшу наши братья, замученные нем-
цами в. Ватынеком лесу, стойкие «ко-
стюшковцы». положили начало нашей
мести исконному врагу, неменкому за-
хватчику. С этой земли двинется на врага
всей своей мощью и наш корпус.

Над братской могилой польских офице-
ров в Катынском лесу мы клянёмея поль-
скому народу, что, сражаясь плечом к пле-
ЧУ с еоюзной Красной Армией, отомстим за
их мученическую смерть и перевезём их
останки в свободную, независимую Пельшу.

Пусть святая ненависть к гитлеровеким
палачам загоритея в сердце каждого чесет-
ного поляка!

Вечная память жертвам гитлеровских
злодеяний в Катынеком лесу!

Смерть гитлеровским убийцам в провока--

торам!»
(Перевод с польского).

На снимке: Николай ПАВЛОВ, комсорг
одного из цехов завода, где директором
Н. Ф. Козанов. Его цех въыююлнил ян-
варскую производственную программу
досрочно. .

Фото 0. БЕЛОКОНЬ.

в КОМСОМОЛЬСКих.
ОРГАНИЗАЦИЯХ

„Тетрари — школьникам

Бюро Пензенского обкома ВЛКСМ реши-
ло помочь фабрикам изготовить для школь-
ников миллион тетрадей. В области идет
сбор макулатуры на бумагу. По решению
обкома специальные бригады молодежи,
пионеров и ‘школьников собирают старые
тетради, журналы, книги, чтобы затем все
это пустить в переработку.

Лучшие сборщики будут награждены гра-
мотами обкома ВЛКСМ.

Воскресник курской молодежи

В Курской области состоялся воскресник.
140 тысяч комсомольцев, молодых. колхозни-
ков и учащихся за день задержали снег на
площади в 200 тысяч гектаров.

Успешно прошел воскресник у инициато-
ров соревнования за высокий урожай в 1944
году — обоянских комсомольцев. Обоян-
ские комсомольцы уже выполнили свое обя-
зательство: они провели снегозадержание
на площади в 10.560 гектаров.

Комсомольцы — шефы -
кинотеатров

Кемеровский обком комсомола об’явил
шефство организаций ВЛКСМ над кннотеат-
рами и кинопередвижкамн. Решено привести
в порядок бездействуюстую аппаратуру, oT-
ремонтировать залы, украсить фойе, устано-
вить витрины для газет, оборудовать читаль-
ные комнаты. й

Обком ВЛКСМ наметил также `мероприя-
тия по улучшению передвижных киноустано-
BOK в деревнях,

Вечер молодых учителей

Недавно ’Гавриловский районный коми-
лет комсомола (Тамбовская область) провел
интересный вечер молодых недагогов. «Оте-
чественная война в художественной литера-
туре» — вот тема вечера, В районный Дом
культуры пришли учителя из самых отда-
ленных сел. Преподаватель литературы тов.
Кортунов прочел содержательную лекцию
о большом творческом пути советских писа-
телей во время войны. После оживленного
сбсуждения лекции молодые преподаватели
показали литературно-художественный мон-

таж, составленный имя из произведений
советских авторов, отражающих войну с
немцамн.

Следующий вечер был посвящен героиче-
скому прошлому русского народа.

Смотр художественной
` самодеятельности

В селах Коми АССР идет подготовка к
смотру художественной самодеятельности. В
связи с этим значительно оживилась куль-
турно-массовая работа комсомольских орга-
низаций. Открыто много изб-читален, кол-
хозных клубов, красных уголков и чумов. В
Усть-Куломском районе открыта 21 изба-
читальня. В них работает 19 драматических
кружков, 2 музыкальных и 16 хоровых.

В Шошецкой избе-читальне дежурят аги-
таторы, регулярно выходят стенные тазеты,
ежедневно работает библиотека. Здсь тепло,
уютно. Молодежь разучивает песни, народ-
ные танцы. По субботам и воскресеньям уст-
раиваются вечера самодеятельности. Они
охотно посещаются юношами и девушками.

Инструменты — МТС

Комсомольцы и молодежь Челябинского
завода мерительных инструментов обязались
в неурочное время собрать ненужный заводу
инструмент, реставрировать его и передать
Ларинской МТС Багарзкского района. Ком-
сомольцы универсального цеха взялись отре-
монтировать 10 микрометров, 25 штангелей,
сделать 30 масштабных линеек. Молодые
рабочие цеха плоских калибров решили: из-
готовить угольники, собрать и нсправить га-
ечные ключи,

--Обязательство выполнено. Часть инстру-
мента уже отправлена в Ларинскую МТС.

Красной Армии, самоотвер”
женна трудится коллектив
Н-ского завода. Боевая про“
беспрерыв=
ным потоком постуцает на
фронты Великой Отечест-
венной войны. Снарядами,
сделанными на заводе, на“
ши доблестные  артиллери-
сты метко разят врага.

На снимке; лучшие кон
тролеры-стахановки Н-ского
завода комсомолки Н. ЗО-
ЛОТАРЕВСКАЯ и М. ШТО.
ДИНА за проверкой корпу-
{   сов снарядов.

=.

А

Прадвизувшихь ближе к репродукторам,
затаив дыхание, с трепетом и радостью
слушают люди голое диктора, читающего
очередной сталинскай приказ о победе на»
ших войсх. С восторгом любуются очи
гроздьями бесчисленных разноцветных pa-
кет, взлетающих над столицей, а те, кто да-
лек от Москвы, ловят по радио приглушен-
ные расстоянием звуки торжественных зал-
пон. И каждый старается представить себе
картину только что отгремевщего сражения
за город, над которым несколько часов ‘тому
назад вззилось красное знамя.

Да, картина штурма’ большого города,
имя которого входит в сводки и приказы,
зеличественна! Битва за болыной город тре-
бует от воинов ‘напряжения всех сил, и сол-
даты, выигравшие эту битву, достойны все-
народного почета, }

Подобравшись к городу, превращен-
ному врагом в крепость, обложив его со
всех сторон, войска наваливаются на про-
тавника всей силой огня, стали и ненависти.
Еще затемно большие гусеничные тракторы
подтаскивают тяжелые  длинноствольные
орудия, разворачивают их на огневых пози-
циях, и пушки застывают в молчании до
утра. Словно присев на задние лапы, пря-
чутся в укрытиях готовые к прыжку быстро-
ходные танки. Пехота, лежащая в снегу,
нетерпеливо ждет рассвета. И вот — рассвет,
осветительная ракета в небе, словно медлен-
ная молния, предвещающая страшную бурю.

Из соген орудийных стволов вырывается
пламя, застывая на секунду красными пуши-
стыми вениками. Внезапно вырастают из
земла столбы разрывов, на мгновение оста-
назливаются, похожие на уродливые скз-
зечные деревья, иотут же рассыпаются,
оставляя дым и пыль. Артиллерия разбивает
доты, взрывает командные пункты врага,
крушит заграждения, и город, блиэкий, 30-
зущий город, медленно заволакивается гу-
стым чернобурым дымом, скрываясь. из глаз.

Несколько часов пифует огонь, в воздухе
стоит скрежешущий стон металла, острый за-
пах сгоревшего пороха, в ушах гудит от рева
пикировщиков, истребителей, штурмовиков
и тяжелых бомбовозов. Наконец, танки рвут
железные пояса вражеских укреплений, и
пехота потоками устремляется на приступ,
безудержная и разгоряченная,

Человеку невоенному было бы трудно
разобраться в этом хаосе движения — всё
бежит, всё стремится в разных направле-
ниях, всё кричит и стреляет. Но если при-
смотришься внимательнее, то увидишь, что
каждый человек на поле боя делает своё
особое дело, ему понятное и ясное; каждый
человек на поле боя работает, именно рабо-
тает, чётко и деловито.

Вот два пулеметчижа втациили станковый
пулемет в паликадник одиноко стоящего до-
мака, присели под голыми ветвями сирени.
Один из них ударом ноги сломал планки из-
городи. В пролом сунули ствол пулемета,
и он забился в огненной дрожи. Змеей шеве-
лртся пулеметная лента, и пулеметчики
знают, куда ложатся их горячие пули. Вот
молодой телефонист прилег в снарядной во-
ронке и кричит в трубку охрипшим, обижен-
ным голосом куда-то, на другой конец боя:
«Карась, карась, я окунь, я окунь! Карась»...

А передняя. цель бойцов уже подошла
вплотную к немцам. Там и тут вспыхивают
рукопашные схватки, бойцы прыгают в око-
пы, дерутся в’траншеях, в ходах сообщения,
з блиндажах. Вот уже она зацепились за
окраину Окрасились кровью  ступевь-
ки крыльца, занесенные снегом, пули не-
прошенными TOCTAMH стучатся в стекла
окон. А вот и танки ворвались в город.
Громыхая по улицам, они рушат построен-
ные немцами барракады, давят зазевавших-
ся немецких солдат. Один. танк остановил-
ся на улице, развернул башню. Его орудие
уставилось в окно углового дома. откуда
бъет пулемет. Выстрел. Снаряд прошел в
окно. Взрыва не видно и не слыпию. Но че-
рез минуту из окна начинают валить седые
клубы дыма. Вражеский пулемет замолк.

Пехота уже разлилась по всему городу,
затопляя улицы, переулки, дома. Бой длит-
ся день, вечер, ночь. Пылают целые квар-
талы. Качаясь, рушатся стены, едкая гарь
стелется по мостовым. Еще один рассвет, и
вот, наконец, по мостовым шагает четким
строем, с песней, пехота, и вылезшие из под-
земелий освобожденные горожане, плача от
счастья, кидаются к бойцам на шеи, целуют
нх. Еше один город возвращен Родине, и
Москва салютует победителям... ]

Эти бои, эти яростные штурмы явствен-
но представляет себе каждый. О чих много
написано, о них много рассказано, и каждый
из них стоит перед глазами миллионов лю-
дей, как сказочная панорама, полная героиз-
ма, нечеловеческих усилий, воли, животво-
ряшего луха. Но вот о том, что было вчера,
накануне штурма, © том, что подготовило
этот штурм, люди мало знают. Далеко не
все представляют себе те упорные, крова-
вые, страшные бои, которые разыгрываются
на подступах к маленьким деревушкам, А
знать о том, как наша армия берет эти де-
резуки, надо, ибо город можно взять толь-
ко тогда, когда взяты селения, преграждаю-
щие путь к нему.

На военном языке такие села скупо и
официально именуюлся укрепленными пунк-
тами противника. И бой за такие укреплен-
ные пункты подчас бывает провести так же
трудно, как и штурм больиюто города. Не.
даром многие дивизии названы именами де-
ревень, о которых до войны знал редкий из
нас,

Имена Рибщевской, Вердинской, Кулагин-
ской, Пзнкратовской дивизий так же почет-
пы, как и имена дивизий, названных в честь
больших городов, — ведь там, у Рибшево,
Вердино, Кулагино, Панкратово, наци вой-
ска пробили брешь в воротах Смоленска.

Сегодня мне хотелось бы рассказать имен-
но о том, как берут маленькие деревни, рас-
сказать о вчерашнем дне, о дне, предшест-
вовавшем дню салюта.

Недавно рота лейтенанта Перепечина це-
лый лень билась за населенный пункт, OT
которого не осталось даже следа. Ни одно-
го дома, ни одного А было покры-
то снегом, и только стар ветла, на изло-
манных ветвях которой торчали сиротлнивые
‚ прошлогодние грачиные гнезда, похожие на
щапки, да колодец с одиноко торчашим жу-
равлем напоминали о том, что когда-то на
этом месте жили яюди.

После боя усталые и потные бойцы при-
сели у колодща, и пулеметчик Костя Гра-
чев, сощурив глаза, сказал, улыбаясь:

— Воезаля целый день. Завоевали, как
говорится, населенный пункт, а погреться
негде.

— Не то что погреться, попить негде —
отозвался пулеметчак Фирсонов, кладя на
язык кусочки снега, похожие на рафинад, и
жгучие, как уголь.

Покурив и отдохнув, бойцы медленно под-
нялись, подтячули потуже фемни и заша-
гали дальше, таша за собой пулеметы на
салазках.

К вечеру лейтенант Перепечин получил
задачу, самую трудную из всех, какие ему
когда-либо прихолнлось выполнять. Надо
было пройти на двенадцать километров в
глубь вражеской обороны, захватиль дерев-
  ню у жизненно’ важной магистрали и удер-
Г жать ее до подхода основных сил,

От военного. корреспондента
«Комсомольской правды»

<>

людьми, осмотрел оружие; старшина розлал
продовольствие. Когда стемнело, рота дви-
нулась в. путь. Бойцы плиуесом, между за-
нятыми немцами деревнями, шли извалистой
цепочкой, прорализаясь по грудь в сугробы.
Они уходили вое ‹далыше, таща 3a собой
станковые пулеметы, ротные минометы, прэ-
тивотанковые ружья. Шагали, стараясь He
отставать, след в след, спотыкались, сколь-
зали, падали, подымались и снова шагали.
Звезды застыли в темном небе сверкаю-
щими капельками. Луна светила ярко, круг-
лая, холодчая, тревожная. При таком яр-
ком свете неприятно было переходить широ-
кие открытые поляны. Шли молча, только
щуршал под ногами вязкий и сыпучий, как
песок, снег, Впереди цепочки июл старший
сержант Аргунов с отделением разведчиков
‘из полковой, разведки.

К полуночи рота достигла намечеитого
рубежа. Лейтенант Перепечин остановился
на опушке. Перед ним. лежала снежная раз-
нина, облитая лунным светом. За ней мет-
рах в четырехстах начиналась деревня, сто-
явшая на берегу замерзшей речки, Дальше
чернела полоска леса, где пролегала шюс-
сейная дорога. В деревне было тихо, На-
столько тихо, что лейтенант даже забеспо-
ковлся вдруг — не сбились ли © пути, та ли
это деревня? Он приказал Аргунову выдви-
нуться к деревне. и выяснить, есть ли там
немцы.

ся.— весело сказал Аргучов, балагур и ост-
рослов,—в изрядном количестве и главным
образом в сонном ‘состоянии...

Лейтенант нахмурился, велел прекратить
разговор и исполнять приказание.

— Есть,— ответил Аргунов и лихо заки-
нул за плечо широким жестом полу белого
халата. Он захватил своих разведчиков и
исчез. Рота подтянулась на отунку и раз-
вернулась в боевой порядок. Лейтенант не-
терпеливо ждал.

Аргунов возник перед ням так же неожи-
данно, как и исчез. Серьезно и четко о от-
рапортовал:

— Немцы в деревне есть. На улицах сто-
ят машины и повозки. На окраине стоит пу-
лемет в полной исправности, а пулеметчика
рядом нет. Должно быть, греться убежал...
— Пулемет захватил? — встревоженно
спросил лейтенант

— Никак нет.

— Правильно...

Перепечин повеселел—немцы не подозре-
вали © том, что его рота рядом. Она и не
узнают. сб этом до тех пор, пока сам Пе-
репечин не об’явит об этом во всеусльмиа-
ние. Он приказал Аргунову с его люльми
обойти деревню и залечь на дороге, чтобы
встретить огнем немцев, когда они начнут
отступать. По прибытии на место’ дать
ракету. Это и будет-сигнал атаки.
Разведчики опять исчезли. Перепечии со-
брал командиров взводов, поставил им за-
дану и отдал приказ. Люди в белых халатах
осторожно отделились от темных кустов и
цепями двинулись к деревне с двух сторон.
Их халаты сливались со снегом. На полови-
не пути люди легли и поползли по снегу.
Они приблизились на лвести метров, на стс
пятьдесят, на сто. До огородов было уже
рукой подать. ° у
Пулеметчики Грачев и. Фирсонов устано-
вили свои пулеметы. Лейтенант Перепечин,
встав на колени, вглядывался в даль, ожидая
сигнала Аргунова. Секунды тянулись томи-
тельно долго. Люди беспокойно ворочались
в снегу. Но вот вдалеке яркой одинокой
искрой воепыхнула ракета, мигая, задержа*
лась на секуяду в воздухе и потухла. Лей-
тенант Перепечин ответил своей ракетой. И
разом длинными очередями пулеметы Гра-
чева и Фирсонова хлестнули вдоль деревни,
по окнам изб.

Рота поднялась и с криком, сливаюшимся
в один протяжный звук «а-а-а-а», хлынула
в деревню. Люди бежали по огородам, пры-
гали через изгороли, проваливаясь в снег,
падали, поднимались и стреляли из автома-
тов и винтовок. Минометчики забрасывали
деревню минами, и слышно было, как они
глухо лопались.

Бойцы подбегали к крыльцам изб, оста-
навливались, и, когда из избы выскакивал
ошеломленный немец, он налетал на пулю
илн на штык, Многие немцы в одних чос-
ках, без шапок и шинелей носились по ули-
це, беспорядочно стреляя из автоматов. Трас-
сирующие пули струями летели к звездам,
Часть немецких солдат, как и ‘предполагал
Перепечин, ринулась прочь из деревни, и
Там. на дороге, их встретили разведчики
Аргунова.

Деревня была занята. Но Перепечин пре-
красно понимал, что он сделал только мень-
шую половину дела. Надо было ждать не-
мецких атак, надо было суметь дать отпор
этим атакам, надо было во что бы то ни
стало удержать деревню. И бойцы немед-
ленно заняли круговую оборону. Когда рас-
свело, они осмотрелись. На улицах валя-
лись убитые немцы, стояли машаны, лежали
на боку мотоциклы, во дворах ржали ло-
шади немецкого обоза...

Потери роты были невелики — несколько
человек ранило. Раненых спрятали в погреб,
чтобы уберечь от осколков,— ведь немцы
наверняка обрушат на деревню яростный
огонь. День прошел спокойно. Лейтенант
Перелечин вечером на минуту зашел в избу,
сел у стола, и тут же его сморал сон -— он
не спал трое суток. Перед утром его раз-
будили. Красноармеец вбежал в избу и
крикнул:

— Товаринх лейтенант, немцы!

Перепечин вскочил. Коптилка погасла. Он
нащупал в темноте шапку, схватил ее и вы-
бежал на улицу. На окраине уже слышалась
перестрелка. Бойцы, стоя в проулках, вели
огонь из-за углов вдоль улицы. Немцев, ви-
димо, было много. Они яростно наседали. Но
им не удалось застагнуть роту Перелечина
врасплох, и этим было многое предрешено.
Перелечии с пистолетом и гранатой в ру-
ках устремился туда, где перестрелка была
нак ожесточенной. Он приближался к
окраине деревни. Вокруг него звонким роем
вились пули. Увидев бегущего командира
бойцы выбегали из-за углов и, перегоняя
его, устремлялись вперед,

Коротким контрударом немцев отбросили
от деревни, Они побежали к лесу. Полы
длинных щинелей мешали им безкать, н они
часто педали, А в спины им Грачев бил из
пулемета, бил ожесточенно, яростно, оска-
лив зубы, что-то выкрикивая.

Так началась битва. За первой немецкой
атакой последовали вторая, третья, четвер-
тая, пятая. Уже щестую атаку отбила рота,
но, судя по всему; и эта не была послед-
рей. Лейтенант, усталый, злой, ждал седъ-
мой атаки немцев и подсчитывал свои силы.
Уже третий погреб был заполнен ранеными.
На всю роту остался один пулемет. А нем.
цы становились все злее, они набегали © раз-
ных сторон.

Грачев запряг в сани лошадь, поставил
свой пулемет на сани, сел сам и галопом
раз езжал по Re pesue, Tam, где немцы лезли
особенно натло-и у бойцов уже нехватало

Лейленант проверил ‘роту, потолковал ©

— Я отсюда вежу, что немцы там имеют-

@ ly :

сал и огня, чтобы CHEPKHSATh WX,—“Tam if
своей большой рыжей лошади появлялся
Грачев, разворачизалея, припалал к пуде.
мету, трасся вместе с ним, неимоверяо
гался и, когда немцы откатывались, уно
сился на другой конец деревни. .

.- Лошаль убило. Грачев запраг вторую,
Упала посреди улицы вторая --- Грачев за.
пряг третью. Вот так и летал он из колца
в конец села, быстрый, злой, вездесущий,

Немцы подтяйули минометы и начали эл.
сыпать деревню минами. Осколки ложи.
лись густым дождем, выводя Из строя лк.
дей. Минометы стояли невдалеке, в рощице,
и бойцы видели дым от их выстрелов, Tep.
петь обстрел было невыносимо. Лейтенант
приказал Аргунозу учичтожить батарею.

Аргунов прекраено понимал, какая эх у
трудная, может быть, невыполнимая задач, 7
Но юн весело сказал, заломив на затылок
шапку:

— Это можно!

От потного. горячего лба его шел пар, Он
позвал разведчаков. Их осталось четвер,
Разведчики попытались выскользнуть из де.
ревни, но перекрестный огонь пулеметов пе
дал возможности вызернуться даже за угол, ^

Тогда Аргуноз полэком добрался до be.
рега‘реки, собрался в комок и по сугробам
покатился вниз. Достигнув льда, оч сели
посмотрел наверх. Разведчики, один за дру.
гим, снежными комьями катились к нему,
плюхались в пухлый снег, поднималмсь, от.
ряхивались, смеялись... очищая оружие от
снежной пыли. Здесь, под обрывом, онп
были в безопасности.

Пройдя по реке, разведчики выбрали
кустами назерх, прополэли полянку н po.
шли в лес. Тихо, неслышзо аи подходим
к минсметной батарее противника. Немцы
не замечали советских бойцоз я белых хз.
латах. Стоя за стволом дерева, Аргунов въ.
дел, как немцы лихорадочно опускали одну
за другой мины в стволы минометов и сте.
ляли. стреляли, не останавливаякь.

Рассчитаз бросок, Аргуноз подал евгнал,
Разведчики выскочили и. бросили по проти:
вотанковой гранате, ‘а вслед за тем началя
стрелять из’ автоматов. Четыре минометм,
исковерканных взрывом, были отброшены в
сторону. Минометчики упали фядом, Нехо
торые из них стонали. Но на войне все бы,
вает значительно слоханее, чем в рассказах,
Внезапность ощщеломляет, и, пользуясь ею, /
можно сделать многое. Но как только про-
тивник понял, откуда пришла опасность,-—
жди сам удара.

Немцев в лесу было ‘много, и сразу же со
всех сторон грянули автоматные очереди,
Один разведчик был ‘убит, другой прасел в
снег, раненный в ногу. Арпунов и его том.
рищи были умелыми, бывалыми солдатамя,
Именно поэтому они все же сумели уйти и
унести се собой раненого.

-L

Kornaa ApryHos со своими разведуикамя
вернулся в деревню, усталая, измотанная
рота отбивала восьмую атаку. Снег вокруг
деревни был пестрым от трупов, но немцы
снова и снова лезли вперед.

У Перепечина оставалось совсем newton
людей, и на этот раз немцы были уверены
в” успехе. Но вот советские бойцы вдруг
поднялись и бросились на немцев ©
штыками неперевес. Этот штыковой уда бы
настолько неожиданным, что немецкие со.
латы сразу побежали к лесу, забыв о то,
что их во много раз больше.

Вскоре после этого из леса вышля ти
танка и мелленно поползли по дороге, ве
приближаясь к деревне. Лейтенант Пере
чин спустался в один погреб, потом в дру
гой, в третий. Он говорил коротко и сурою:

— Кто может стрелять, выходи стреляй.

И раненые, лежавшие в погребах, начыя
медленно выползать из темных ям на свет,
медленно. тянуться в строй, сдерживая боль
и стон. Лейтенант ‘увидел, как мимо нею
прополз красноармеец Мишин, молоденький
паренек с нежным, девичьим лищом и блох.
ными губами. Обе ноги его были ранены,
бинты были в красных пятнах, Полз ол, кк
мог, тихонько, не произнося ни слова, №)
чительно сжав губы.

Откуда-то из глубины души лейтенант
поднялся жгучий комок и встал у горла. (и
быстро оторвал взгляд и побежал вперед, па.
встречу немецким танкам, туда, где Spore:
бойщик торопЛиво устанавливал свое. дли
ноствольное ружье, Мишин приползх
бойцам, лег’ на снег и стал стрелять ®
автомата.

Танки шли один за другим, паля из пу
щек мо деревне, За нами трусливо перебе
гали . немецкие пехотинцы. Бронебойшик
прицелился и выстрелил. Передний тан
дернулся и развернулся — его гусеница бь’
ла порвана. Обойля его; вперед вышел вто
рой танк. Бронебойщик выстрелил и пр
махнулся. Потом он выстрелил еще раз и
опять промахнулся. Потом он был убит.

Танк влетел в уляцу и выстрелом подже
избу. Из-за конюшни вывернулся боец и
кинул гранату. Танк чуть толюнулоя вперед
и остановился, ню огия не прекратил. Paap
валась вторая граната. Танк продолжал сте
лять, вращая башней. Лейтенант Перепечи,
схватив ружье убитого бронебойщика, под:
жег со второго выстрела третий немецкий
танк, потом подбежал к танку, который сто
ял на улице, и выстрелил в него почти в
упор; Танк загорелся. Танкисты. выскочил
и сдались в плен. Тем временем бойцы об
ратили в бегство немецких автоматчиков,
Пригнувшиеь, немцы бежали по нелине, 1
пулеметчик Грачев, выскочив из деревни ва
запаленной лошади, расстреливал их из пу-
лемета. \

Это была последняя атака. Ona доро®
стоила роте Перепечина, но немцам №
много раз дороже. Немецкое комачдование,
видимо, решило, что в этой деревушке -
несметный русский гарнизон, ‘и отказало
ог дальнейших атак. Наступила томитель
ная тишина. а закат горел #а
горизонте. Сумерки медлению  окутывамй
лес, деревья, берега речки. Бойцы по о\№*
реди ходили в избу погреться, отдохнуть,
Они страшно’ устали, Каждому из них ®
асю жизнь запомнится этот страшный 6%
за эту маленькую русскую деревушку, HMA
которой, может быть, даже не попадет в
сводку Информбюро, но которая в хо
большого сражения приобрела значение клю-
ча к важному городу,

Рота стала готовиться к завтрашнему 60%,
а старший сержант Аргунов с двумя раазед-
чиками, выпив по стопке водки, отправился
к командиру полка с донесением об обета’
новке, Прошло немного времени, и неутом!
мые разведчики привели за собой в 6е3ы
менную деревушку свежие части. Наутю
эти части пощли в бой, опрокинули нем»
Забрали другие деревни и перерезали важ
ную железнодорожную магистраль.

Вот эти бои за неприметные деревушки С
простыми, незамысловатыми именами И #8
ляются теми маленькими быстрыми ручья

Leute

>

MH, которые, сливаясь, образуют мощную in
реку штурма, а штурм этот сокрутитель” у
ным водопадом обрушивается на город, 31° 4
хлестывает его, очищая улицы и площади и

ог шемцев. И придет когда-нибудь день, ОГ.
да вот такой же точно Get 3a маленькую
безыменную деревушку законмат очищен

всей нашей земли.

Вспомни  * же эту маленькую деревушку,
зспомните лейтенанта Перепечина и его
ту, когда в эфире прозвучат торжественные
такты поюзывных могучей советской радио’
станщич и диктор взволнованным голосом
OO MBAT о новой победе советских войск, ©
вободивииих еще один город!

Капитан А. АНДРЕЕВ.
Действующая армия.