KO

МСОМОЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ

SEDONA ЩИЗНЬ

ПИСЬМА ИЗ
ряжской мтс

День людей. на центральной усадьбе
уплотнён доотказа, В сумерки у брягадиров

тракторных бригад начинаетея производ-

ственной совещание, Поеле напряжбнного
трудового лия механик Гречищев проводит
лехническую учёбу водителей мати, неза-
зисимо от их стажа и опыта, Аккуратно го-
бираетея кружок по изучению книги това-
ища Сталина «0 Пеликой отечественной
войне Советского. Союза», Группа стаханов-
дев знаомитея ¢ Программой и Уставем

‘ольшевистекой партии,

У” В каждом уголке конторы людно, В бух-
талтерии выпускается очередной номер стен-
ной газеты. В комнате механиков подечиты-
вают производственные показатели ‚ремонт-

3 ных бригад за поеледнюю декаду.

Улучив свободный час, юноши и девушки,
«ремонтники», как их называют в МТС,
большой компанией идут в кино, р...

[то же душа этих дел? уз

`Томсомольцы МТС, хорошо и самоотвер-
эхенно работающие на производетве, ко все-
ууэтому мало причаетны, Они’не проявля-
proceba организаторами молодёжи. Преие-

‚ ходит это оттого, что внутрисоюзная жизнь

Ю самой крупной в районе комсомольской ор-
танизации течёт вяло, Сейчас, когда без
малого вее комеомольцы еобралиеь на цен-
тральной усадьбе, комитет ослабил свою pa-
боту.

За вю зиму в МТС было лишь одно ком-
сомольско-молодёжное собрание, посвящён-
ное ремонту тракторов. А ведь кто, как не
вомеомольцы Ряжекой МТО, знают, что в
ныненгнем году быстрый и. высококачест-

\\ венный ремонт тракторов — одно из реша-
ющих условий, дальнейшего под’ёма сель-
ского хозяйства. Организовать работу мо-
лодбжи, соревнование молодёжных бригад нз
ремонте было первейшей обязанностью ко-
MUTOTS,

`. Из собрании хиректор сообщил © ходе
“ремонта тразторов, После этого разгорелиеь
прения. Но выступления бригадиров, чле-
нов комитета, мало чему учили, ничего не
подсказывали комеомольцам, Члены комите-
18 но потрудились заранее разобраться в де-
лах каждой бригады и узнать, кто из ком-
‘омольцев заслуживает похвалы, кто — ун-
рубка. Ограничилиеь лишь ‘общими при-
ЗЫВАМИ,

Понятно, что такое собрание не могло
быть толчком для создания фронтовых ком-
сомольско-мододбжных бригад на ремонте,
которые уже оправдали себя в других МТС,

‚ Я р действенного индивидуаль-.
ного соревнования.

Bor другой факт. Оп показывает несерь-
ный подход комитета комеомоль к важ-

‚ вейшим влутрисоюзным вопросам. Цодали

‹ куманты заяваения в хомеомол, надо ре-

` шаль вопрос о приёуе, Комитет проводит

» чобрание. Но проводит его опять-таки без

‘предварительной подготовки. Не узнав ни-

чего толком © курсантах, их принимают в

хомеохол скопом, оформляют- приёи целым

«листом,

Нужно послать в мастерские чтецов. Их
‘отбирают прямо на собрании, не поодумав
‘заранее кандидатуры (тк, папример, было
na собрании 7 декабря).

‚‘ Эти промахи были бы непроетительны и

‘молодой, только что возникшей первичной

‘оргапизации, А ведь комсомольская органи-

‘sama Ряжской МТС скоро будет отмечать

«вой десятилетний юбилей. У неё богатый

опыт производственной и массово-политиче-

Tice
та

текой работы. За годы войны она выросла до   ›

5106 человек,
цв вовсем недавно, во время войны,
WHOM и девушки приходили в комитет
 комсомола, чтобы откровенно, от души иобе-
едовать, поговорить о личном и общеетвен-
‘ном. По вечерам в общежитии курсантов и
ракториетов часто шли горячие разговоры
любви х Родине, преданности, о геройских
‘люстулках молодёжи на фронте и в тылу.
  ‘Специально для молодёжи устраивались
» лрлады. Собрания были интересные. Hx
11 Заранее обдумывали, готовили их серьёзно.
В прошлом году комитет во время ремонта
члушал отчёты и тех, вто работах плохо, и
‚ те, кто работал хорошо. Организаторская
‘бота комсомольцев не прекразцалась ни
‘Зимой, ни летом, в каждой бригаде тон 38-

= = т

iW
Of,

‘`пуемела на весь район,
”Тав почему же сейчас комсомольская
1“*) Первое письмо см, в «Комсомольской
и. правде» от 9 февраля с, г,
MM
‚у

АА 23

из ты
 - Приехал в Москву фронтовик, посланец
„  Твардейской авиационной части, и прямо
ик С ПоБЗала отправилея отыскивать рядовую,
ij MMe доселе не прославившуюся школу,
Приехал он за тем, чтобы узнать, как учия-
я в этой школе и какую оетавил о себе
д ПАуять его товарищу, герой его чаети, Ни-
водай Химушин, Ла и куд» было пойти,
юк нз в школу? Химушин поделил свою
‚ дизнь между школой и зэродромом, с парты
, lepecea B кабину самолета, из школьноге
° коридора сделал прыжок на взлетную Jor
‚и Южку, от классной доски -—— в просторы
if @3брежного неба,

{т
к.

* „

_ Николай Хнмущин вырос в Москве, на
\ краннной улице, носящей старинаое из-

звание Преображенский вал, в доме но-
{ № 17. Собственно, это целое гнездо до-
мов, помеченных олним номером. Щесть
заченных корпусов м четыре деревянных
‹особняка» столпились за каменной стеной,
и № данином дворе, прежде монастырском.
  Чаеть двора отведенз под рынок, ежедневно
„ Иаодняющийсл самой разношерстной пуб-
„  Зикой. Для детворы здесь —— опаеное ири“
, Boabe. Курение, катание на буферах трам”
”  3468 — не новость для бесконтрольных
Детских компаний, легко возникающих ири
я ечасных встречах на огромном дворе,

Сколько соблазнов лля мальчика, недавно
зятого из деревни! Но Коле запре-
‚ Щено заводить дружбу с кем и где взду-
Й мается, Маруся, старшая сестра, у которой
1 и живет, хочет, чтобы он знакомил с яей
\” ТАЖДОГО своего товарища. И он не огорчит
  COTY,
В комнате он — пятый. Тут и крики ма-
И’, деньних детей и разговоры взрослых © г0-
  стяци, Хочется поиграть и послушать стар-
i tnx. По уроки еще не сделаны. Мальчик
; Ижимает ладонями уши’ и, стараясь соере-
м „ Коточитьея, снова и снова прочитывает
’›трудное место, Наградой ему послужит по-
у хвала сестры:

*

‘вали комсомольские группы; слава о них

чи

организация МТС оелабила свою работу, по-
теряла нелавнтою славу передовой в районе?
В лни войны выроела, возмужала’ моло-
джь МТО, 15—16-летние пояроетки стали
сявсарями, токарями, тракториетами, бри-
тадирами, Повысилея их культурный,
техничеевий кругозор. А вот этях но-
вых изменений в жизни молодёжи коми-
тет комеомола не замечает, Здесь в моло-
дёжи подходят в прежней меркой, мало
помогаю? ей расти, повышать  евою
квалификацию. Комитет номсомола не
думает над тем, чтобы заинтересовать
молодёжь живыми, увлекательными де-
лами, А некоторые члены комитета комсо-
мола просто потеряли чувотво ответетвенно-
CTH 88 востояние своей организации.

Член комитета Иванова отвечает за маесо-
во-политическую и агитационную работу
среди молодёжи, Но спросите её, как она ру-
ководит чтецами, что она сделала для орга-
зади интересных бесед. Ей нечего отве-

ИТЬ.

Понякова и Казарин на заседаниях
комитета сидят безучастными зрителями,
В бригаде Казарина два комсомольца отпро-
силиеь на двз дня домой и болыне меслца
не являются в мастерскую, А член комитета
мирно уживается с такими беспорядками;
он не счёл нужным поставить об этом в из-
взетность комитет,

Зоя Спиридонова и Зоя Бедина тоже
лифь предетавительствуют в комитете—не
or & скорее не желают найти для еебл

0.

А работы неночатый край. ДЛевушки-
трактористки хотят создать хоровой и дра-
метический кружки, устроить вечер само-
деятельности, Хочется молодёжи иметь свой
краеный уголок, лыжи, „Но комсомольекие
активисты глухи в этим запровам моло-
дожи.

Николай Царев отвечает за производетвен-
ную работу молодёжи, Царев знает все
звенья МТС, способноети каждого человека,
Но он действует лишь как администратор,
В последнее время не было случая, чтобы
Царев выступня с интересным предложе-
нием, с инициативой, направленной на
улучшение комсомольской работы в МТС.

Многие трактористы этой зимой впервые

=

в комсомольских
ОРГАНИЗАЦИЯХ ^.

—_——

Драмкружок в Яранске

Яранский драмкружек (Кировская
область) организован недавно. За ко-
роткий срок он завоевал больнллю по-
пулярность среди молодежи. Руково-
дит кружком член культурно-массовой
комиссии райкома комсомола тов, Ру-
синова, В кружке 18 человек, ;

Комната отдыха

В городе Асбесте, на Н-ском заво-
де, комсомольская организация, где
секретарем комитета тов. Дубинская,
провела ночной рейд: комсомольцы
проверили, в каких условиях работают
ночью подростки, как они отдыхают,
Выяснилось, что некоторые молодые
‚  рабочие, живущие далеко оу завода,
ночуют в цехах.

осле рейда на заводе была обору-
дована комната отдыха. Подросток,
живущий далеко и задержавшийся на
работе; может переночевать в этой
комнате.

*

Как работать

‚ комсомольцам МТС?

Чтобы лодробно ответить на этот
вопрос секретарям комсомольских ор-
ганизаций МТС, Кировский обком
комсомола провел для них семина».

Работники обкома ВКП(б), обкома
комсомола, специалисты сельского ха-
зяйства рассказали на семинаре, как
должна работать комсомольская орга-
низания МТС, чтобы добиться успе-
хов в ремонте машин, проведении по-
севной и уборочной. Лекторы пнали-
зировали уже накопленный опыт ком-

Секретари комсомольских организа-
ний МТС получили подробный ин-
структаж по военио-физической под-
готовке молодежи и познакомились с
интересными формами культурно-мас»

совой работы,

Rye Tas:

“0%

\ Trott Tewari

—— Yununa, ты будешь хорошим челове-
KOM.

Но еще никто не может сказать, что
ждёт его в будущем, и он сам мало задумы-
вается об этом. ‚

Мальчик растет, переходит из класса в
класс, успехи его становятся прочней и ров-
ней. У него появляются свои правила: ие
запускать уроков, всегда знать проиденное,
отдыхать лишь co спокойной совестью,
Он не любит накапливать задания и потом
проесиживать ночи напролет. Он учится
хорошо уже не только потому, что этого
требуют старшие. В нем пробуждается бо-
лее глубокое чувство долга, желание роста,
Богла товарищи спрашивают, не скучно ли
всегда быть примерным, он отвечает:

—. Я нахожу упоение в том, что все
время двигаюсь вперед. ea

Человек, отправляющийся в далёкий и
трудный путь, должен запастись терие-
нием.

Как он не похож на тех баловней, за
которых мама решает задачи и которых
снаряжают в школу всей семьей!

Вот’ ма ученика надета шаика, Прове-
ряетея, есть ли чернила в его пузырьке,
даютея наказы, как нести их, чтоб не ис-
пачкать пальцев. Зайдя за таким товари-
щем, Пиколай с улыбкой превосходства
смотрит на все это. Он-то собирается в
школу без посторонней помощи, сам разо-
гревает утюг, чтобы прогладить простепь-
вое платье, заштопанное им же самим, На-
стоящий костюм он получил лишь, в деся-
том классе, и единственный этот его серых
костюм остался почти неношенным.

Могучие дубы вырастают не в теилинах.
Пиколай жил без родителей, ходил в бедной
одежде, но внутренний мир его был богат.
Они музыкант, и танцор, и чемпион своего
спортивного общества по плаванию стилем
кроль, По ночам он залезает на крышу и
е помощью старенького бинокля изучает
звездиый мир. Его тайная мечта — полет
в межиланетном пространстве.

сомольской работы в МТС; ik

NOTEPSHHAS CIABA _

привлечены к ремонту машин, а есть. ком-
гомольны, для которых это хорошо знако-
мая работа, Передача опыта новичкам нон-
несла бы большую пользу, Но Царев поче-
му-то пренебрёг этой испытанной формой
производетвенного воспитания молодёжи,

В МТО пет’ ежедневного учёта социали-
стического соревнования, Между тем хаж-
лый день бывает так, что одна бригала про-
яваяет. больше смекалки и маневренности,
другая едва справллется е заданием,

Комеомольекая организация, насчнтыва-
ЮЩаЯ В 6в08м составе много комсомольцев
€0 средним и ненолным средним образова-
нием, вполне могла бы организовать выпуск
«боевых листков», взять на себя повееднев-
ный учёт соревнования бригад и трактори-
стов. Царев равнодушно проходит мимо этих
вопросов.

Царев выпустил из поля зрения и техни-
ческую учёбу молодёжи. Трактористы MTC
в обязательном порядке повышают квали-
фикацию. Механик Гречищев говорит, что
большинство учится хорошо, Но ках обстоит
дело в действительности, комсомольские во-
Жаки не знают, Они целиком полагалотся на
совесть преподавателей и учащихея, вме-
ето. того, чтобы установить жёсткий кон-
тук за учёбой каждого помеомольца. Это
тём более необходимо, что 30 трактористов-
комсомольцев из 69 работали веего один
сезон и не успели хорошо изучить машины.
\ Ряжекая МТС готовит резервы. Но mpe-
подавание на курсах трактористов ведбтея’
бессистемно, формально. Слаба дисциплина
курсантов. Что ни день, пять-десять чело-
век пропускают уроки, плохо поетавлена
политическая и воспитательная работа на
курсах,

Комсомольскив активисты даже ие
подозревают об этом, Не было «лучая, что-
бы члены комитета поговорили с курсанта-
ми, поинтересовались, как они живут, что
их волнует.

Вместо того, чтобы во вебм быть дель-
ными помощниками партийной организации,
неутомимгими и инициативными людьми,
нетерпимо относиться к недостаткам, мно-
гие комсомольцы МТС ведут себя безучает-
но, не дорожат честью своей организации.

Комсомольцы МТС оправдываются тем,
что ошиблись в выборе секретаря комитета.
В МТС действительно перестали ощущать,
что у комсомольцев есть руководитель. (ек-
ретарь комитета Мария Ларина держится
в стороне от молодёжи. У неё нет привычки
зайти в мастерские, поинтересоваться, что
там делается. Пригласят её в райком =— ona
нехотя идёт, не пригласят -— она не хога-
паетел зайти туда сама, посоветоваться,
Ларина не требует от членов комитета от-

‘

вететвенности за работу, не старается об’-
  единить вокруг комитета актив.

Почему же райком комсомола допустил
ослабление внутрисоюзной работы в комео-
МОлЬСКой организации, которую следовало
бы сделать опорной?

Второй секретарь райкома Ларионова уве-
ряет, что следит за жизнью этой комвомоль-
ской организации. Она вызывает Ларину,
советует ей, что нужно сделать. Предложи-
ла, например, организовать сбор запасных
частей, устраивать доклады о военных с9-
бытиях. Ларина не воспользовалась этими
советами. В райкоме её считалот недисцин-
линированным работником и давно замеча-
ют, что внутрисоюзная работа’ комсомель-
ской организации МТС приходит в упадок.
Разве это не серьёзное основание для того,
чтобы’ обстоятельно разобраться в делах
этой комсомольской орРанизации, поставить

Ha бюро отчёт секретаря и членов комитета,

подсказать им, как исправить недостатки?

К сожалению, райком медлит с этим.

Если бы Ряжекий райком (секретарь
т. Ивченкова) меньше сетовал на ослабление
комсомольской работы в Ряжекой MTC, a
больше требовал от её актива, чаще прове-
рял работу секретаря. и ‘членов комитета,
чаще приглашал их к вебе, пользы быле бы
кула больше.

В этом году в ряде МТО на ремонте трак-
торов созданы фронтовые молодёжные брига-
пы, значительно ускорившие подготовку ма-
шин в весне. Что мешает Ряжекому райко-
му применить хороший опыт в МТО своего
района? Только отсутствие настоящего ин-
тереса к делам комсомольских организаций
МТС, недооценка их роли.

А. ЦЕЛИКОВА. =
.‚ Ряжск f 5

“4°: Pazaucxoht o6maem 7     a

—.0н записывается в библиотечный кру-
жок, чтобы получать больше книг. То он
смотрит на мир глазами непревлонного
Павки Корчагина, то выписывает мудрые
изречения полководца Чингие-хапа, то за-
учивает наизусть заповеди академика Пав-
лова. Не зная, какое будущее его ждет,
он как бы примеряет чужие доснехи. По
плечу ли они, эти доспехи ушедигих бога-
тырей?

Радости сменяются огорчениями, Вот он
рыдает и жалуется сретре; товарищ на-
звал его выскочкой. Вот он становится
замкнутым и углубленным в вебя; он оро-
бел перед прыжком в воду, и ему етыдно.
Снова он на Москва-реке. Сияег солнце,
на миллионы ладов солнечные лучи дробят-
ся в веселых волнах. Николай поднимается
на вышку и без минутного колебания пры-
гает вниз, хотя сердце его замерло от стра-
за.

Уже выработался закон его жизни: не
жалеть рил для достижения поставленной
цели! Как-то, занимаясь на турнике, он
сломал руку и попал в больницу, И что же?
Едва изгладилиеь последствия перелома,
как товарищи вновь увидели его на. тур-
нике. Ца этот раз он овладел трудной фигу-
рой.

Подросток становится юношей, его мир
расширяется, на смену преодоленным труд-
ноетям приходят новые.

Крупная ссора с товарищем.

— Я тебя не хочу знать,— говорит
один,

— А я тебя пе хочу даже видеть, — от
вечает другой, _

-— Погоди, ты еще придешь ко мне!

— Держи карман! Не ты ли придешь
первый? . ‘

— Ты больше ие услышинь от меня пи’
слова.

— Иот меня ни слова,.. Вею жизнь...

Они раехолятся. Промаявшиеь день, в6-
чером Николай. явился к приятелю.
` Яша отвернулся, смотрит в стену. Подо-
зрительно спрапгивает:

—= Ты зачем?

— Мириться, — отвечает Николай в

Комсомолец Ким приехал в Сталия-
град. Он начдл работать чернорабо-
чим на заводе «Красный Октябрь»,
В ‘течение трёх месяцев под руко®
водством опытного сталевара, ордено-
ноеца Соколова Ким освойя спещиаль-
ность сталевара. На снИмке; комсомолец
КИМ, первый подручный сталевара,

Фото Т, МАЯТ,

О школах рабочей

молодёжи
(Заметки педагога)

В дня войны особое значение приобрели
школы рабочей молодежи,

Учашивеся этих школ не только ‘учатся,
но и работают на производетве. Подростки,
у которых еще сохранились многие oco-
бенности детского возраета, в то же время
являются полноправными членам боль-
гих заводеких коллективов. Они вытюлня-
ют ответственные фронтовые заказы, He
уступая в труде ювоим старпим товари-
man,

В нашей шноле учатся 104 эвзоши и
Jenynmu. Среди них много передовых лю-
дей затбла. Людмила Матвеева, Лидия Кун
вова, Ирина Жаркова—тахановнье на #00-
изволетве м они же отличники в учебе.

Педатогам и руководителям зикол табе-
чей молодежи нахо ечитатьея © тем. что
Учалциеея не могут выполнять больших по-
машних заданий — свободного ‘времени У
них мало. Поэтому приходитея строить вевъ
уров на подробных бедах, втягивая в 0б-
щую работу весь клаге,

Занимаясь всего лишь три рзза в неде-
лю, нам необходимо пройти за тод вю
школьну программу. Это требует от пре-
‘подавателей большого мастерства в постро-
ении. уроков, усложняет педагогическую

боту,

Хотя школы нанзи работают недавно, но
У нас уже есть неотложные вопросы, ко-
торые, ча наше взтлял, надо поставить пе-
ред Наркомтрюсем РСФОР.

Целесообразно приравнять онлату неда-
тогов пекол. рабочей молодежи к учителям
обычных средних Kod. :

Нужно, по нашему мнению, CoKpATETD
количеетво учебных месяцев, увеличить
летние каникулы, начинать учебу 1 сен-
тября. Учащиеся нанких школ занимаютея
сейчаю одиннаднать месяцев ‘и отдыхают
олин месяц. Опыег лентнгралеких школ под-
сказывает нам, что следует увеличить ка-
никулы йо двух месяцев. С наступлением
летних дней, подростки часто пропускают
занятия, хуже готовят уроки. ` 3

Увеличение ерокз каникул можно навер-
стать, увеличив на один чае учебный день.
Тогда мы сумеем вынолнить программу за
10 месяцев.

Преподавание в школах фабочей моло-
дежи— пело не легкое, но оно дает большое
удовлетворение педагогу, Ралобтяо созна-
вать, что в трудные дни войны ты’ номо-
гаешь духовному росту нашей эголохежи.

. Н. АНИКЕЕВА,
г. директор школы рабочей молодежи ,
. Н-ского завода. .
Ленинград, .

прямотой, которая стоит ему недешево. —

ы носсорились из-за мустяка, и было бы
смеитно упрямиться.

Помирившись, мальчики долго говорят о
дружбе, которая должна быть выше мелко-
то самолюбия и служить украшением жйз-
НИ.

Николай Химушин не жалеет своих сил,
не жалеет себя, одна отличная отметка в
влассном журнале идёт за другой; он масте-
рит ракетный снаряд, пишет сочинения н8
трех тетрадях. И вот: он, деревенский пар-
нишка, становится тордостью столичной
школы. Уже и сестра ставит его в пример
своим детям и советуется с ним о тонкостях
воспитания. Уже сверстники, отдавшие ули:
це пелые годы, признают, что ен оказался
умнее, и в большом дворе на Преображен-
ском валу слово Николая Химушина — за-
кон.

Он оканчивает десятилетку е отличными
отметками по всем дисциплинам, Перед ним
открыты двери любого института, Он изби-
рает лефную школу и, окончив ее в начале
войны, приходит в часть. Ои летчик-иетре-
битель,

Теперь настало время с полным эффектом
применить жизненные правила, возникшие
в годы ученичества, и осознать с полной яе-
ностью то, о чем ‘он прежде только догады-
вался.

Вее пригодилось. И отличное знание пред-
метов, и умение читать книгу звездного не-
ба. По законам физики действуют тбперь не
учебные приборы, но мотор настоящего са-
молета. По звездам, мерцающим на востоке,
он выйдет из вражеского тыла, если его там
собьют, Высокое‘ понимание долга товарище-
ства помогает ему воевать, когда он со сво-
им напарником поднимается в воздух и две
быстролетные воздушные ладьи  бороздят
безбрежный надоблачный океан: t

Николай Химушин весь во*власти боево-
то порыва. Он пишет сестре в Москву:
«Радостно на душе — наступление наших
войск развивается успешно. Что касаетея
меня, то я делаю все, что в моей власти».

Этому девятнадцатилетнему юное ‘верят,
когла он говорит:

ms
учат

Этот день был целым событием в жизни
Веры, Еще бы! Ей позволили, наконец, с8*
мостоятельно поработать в за0ое,

—- (бязательно: обгоню Нину Вузьмен-
5о,— пообещала она шутливо.

— А ты и в еамом деле нопробуй,—
посоветовали ей подруги — Нина, конечно,
забойщина знаменитая. У нее оныг, рекор-
ды, елава. Но почему бы и не померятьея
с нею силами?

С этой мыслью Вера спустилаеь в шах-
ту. Дело у нее скоро пошло уепешно. Ота-
рый забойщию Сидорченке, у которого де-
вушка училась, одобрительно отметил это
про себя.

Однажды, оставив Веру одну в забое, оп
пошел проведать вторую свою ученицу. А
Вера так увлеклась работой, что даже не
заметила ухола Григория Финогеновича.
Уголь попался податливый, подходящий.
Куски так и летели от ловких и сильных
ударов забойщицы.

Девчата, нарружавшие добычу в вагонет-
ки, с уважением говорили:

— Гляди, разошлась-то!

Уголь, добытый Верой, уже шел на-го-
ра, как вдруг произошла неожиданная за-
минка. Пласт сделался сразу твердым, обу-
шек еловно отекакивал от него, Вера ьнер-
вые столкнулась с таким явлением. Она не
знала, что ей поналея по пути корж. кото-
рый не преодолеть и опытному забойщику.

«Устала я, что ли?.,» — подумала де
вушка, и с новым рвением принялась за
работу, Но пласт попрежнему не поддавал-
ca. Тогда она принялась бить с неистовой
силой, с ожесточеняем. Удары ‘сыпались,
словно град, но не приносили уснеха. 0т-
чаяние охватило девушку.

Отложив обушов в сторону, горнячка не
на шутку загоревала. «Ничего из меня не

выйдет. Что я скажу теперь Сидорчен-

ko?» — думала она.

Нэ Григорий Финогенович уже сам спе-
шил на номощь. Он подбодрил левунеьу,
показал ей, как надо поступать в таких слу-
чаях, -

Вера Пащенко —= комсомолка. Ha max-
те она недавно. Горняцкое деле еще как
следует не’ изучила. Но желание работать
у нее огромно. Когда горловские горнячки
по призыву Нины Кузьменко пошли в за-
бой, Вера попросилась в ученицы к Гри-
торию Финогеновичу Сидорченко. . Много
труда потратил на нее старый шахтер. Все
показал девушке—и как «куток» пересе-
кать, и как подбойку делать внизу, и ЕзЕ
обушок держать, чтобы руки не уставали.
Не сразу давалось мастерство. Были серь-
езные неудачи. Но Сидорченво был терпе-
JHB и внимателен, умел ободрить своих
‘учениц: то шутку ввернет, то ноучитель-
ную историю какую-нибудь расскажет.

«Кочегарка» — одна из старейших махт
в Донбаесе. Здееь выросли такие богатыри,
как Никита Изотов, Алекеандр Степанен-
ко и многие другие. Григорий Финогенович
часто напоминал своим ученицам 0 слав-
ных традициях «Кочегарки». Девушки с
интересом слушали его рассказы, Сами то-
го не замечая, они начали проникаться ува-
жением к своему труду, стали гордиться
коллективом, который принял их в евою
дружную семью...

Более 30 лет работает на «Кочегарке»
Григорий  Финогенович. Но никогда еще не
была ему так мила родная 1нахта, как сей-
час. Он не жалёет сил на ee восетановле-
ние, Когда на «Кочегарку» приехали но-
вички, Сидорченко сём вызвался обучить
их горняпкому делу.

— Дайте мне несколько девушек, я.39-
могу им стать хорошими забойщицами, —
попросил старый шахтер, :

И вот его ученица Прасковья Поталява
стала знаменитой стахановкой-четырехеэт-
‚ ницей. Немногим отетали от Праевовьи и
другие воспитанницы ‘Сидорченко.

Благородный почин старого горняка бы-
стро распространился в Донбассе.

На многих шахтах организовано евоеоб-
разное шефство кадровиков над молодежьз.
Как только новичок прибывает на рудник,
его немедленно определяют в обучение %
опытному забойщику, крепильщику, вруб-
машинисту, электрослесарю. Часто такой
молодой рабочий поселяетея на квартире
у кого-нибудь из шахтеров, Есть в Дон-
бассе потомственные горняцкие семьи, где

— Меня не есобъют, разве только неле-
пая случайность.

Однажды, среди бела дня, над горохом
Бупянеком появился на огроиной высоте
вражеский самолет, ведомый рукой опытно-
го воздушного волка. Лавируя по небу, кра-
пленному дымом разрывов, самолет ловко
уходил от зенитного огня. Поднялея с зем-
ли и круто ушел за, облака краенозвездный
истребитель, Через несколько минут он по-
явился над вражеским разведчиком и пошел
в атаку. :

Зенитки умолкли. Теперь из поднебесья
доносился лишь клекот автоматических пу-
шек — шел воздушный бой. Вскоре, проти-
рая глаза, слезящиеся от радоетного вол-
нения, горожане до самой земли проводиля
взглядом. немецкого разведчика. Он летел,
кувыркаясь, как древесный лист, сорван-
ный ветром.

Когда наш герой’ приземлилея,
сказали, что узнали его по почерку.

За год службы в гвардейской части две-
сти раз выходил он на голубую дорогу,
шестрдесят три раза вступал в драку, при-
чем одиннадцать вражеских самолетов
уничтожил или, как говорят летчики, убил
и три покалечил. Более тридцати раз разве-
дывал он глубокий тыл врага и неоднократ-
но производил штурмовку. Он приручил во-
енную удачу, и онз послушно вопутствова-
ла ему, двадцатилетнему юноше, всюду.

Сокровенные свон мысли он заноеит в па-
мятную книжку. «Ложь есть малодушие», —
пишет он, и это значит, что он попрежне-

ыы

друзья

му не щадит себя и идет вперед. «Мужество  -

есть не отсутетвие страха, & подчинение
его своей воле». Так подведен итог. внутрен-
ней работе, которая началась со епортив-
ных забав и завершилась в воздушных 60-
ях.

Верный сын своей Отчизны, Химушин от-
лично понимает и чувствует мать-Родину,
За два дня до смерти он записывает: «Ро:
дина моя, тебе выпало трудное испытание,
но ты выйдешь из него с победой, потому
что ты сильна, ты молода. Добро и красоту
несешь ты в сердце своем, ты вся в на-
деждах на светлое будущее. Его ты строить
своими большини руками, за него умирают
твои лучшие сыны».

т! Кащровые горняки
ae НОВИЧКОВ

шахтерекое ремеело передается из р018 $
ред, из поколения в поколение, И`вот #0-
вичок приходит в такую семью, Рто ра-
душно ветречают, о нем заботятся, Он ста-
новитея полноправным членом этой горняц-

кой семья, и шахта делаетея родной для

него. Молодой рабочий начинает гордиться
евбей профессией, етараетея приумножить
елаву своей. бригады одним еловом, пре-
вращаетея в заправского горняка,

На знахте 19—20 в Горловке, где Бом-
сомольская организация особенно внима-
тельно заботитея о молодых кадрах из ере-
лы новичков, уже выросло много стаханов-
цев. Одна из них, Мария Гризнутина, уста-
новиляа  выдающийея рекорд, выполнила
11 норм;

А Роза Бурых, Акулина Макарова, Але-
ксандра Ананьева? Не так уж давно эти
девушки стали горнячками. Кадровые за-.
бойщики научили их шахтерскому делу,
помогли приобрести трудовую выдерлку и
закалку. И вот тенерь слава 06 этах де-
вушках уже идет по всему Донбасеу. Они
стали мастерами угля, достигли выдаещих-
ся успехов.

Обучение новичков проводится самыми
различными методами, Таз, например, за.
бойщик нгахты имени Ленина Иван Галкин
занимается сразу © целой бригадой, На не-
которых рудниках создаются спедиатьные
учебные лавы. Там, где нет для этого под-
ходящих условий, новичков нригренляют к
квалифицированным  горнякам по лва-три
человека. f

В Макеевке на шахте «Капитальная-
Нольная» работает 73-летний задойщак
Иван Павлович Азаров. Рядом е ним тру-
дятея его сын Петр и дочери Вера и Алек-
еандра. Старый горняк сам обучил их ево-
ей про фавия, Известная в Донбассе комсо-
молка Нина Кузьменко, по призыву кото.
рой сотни девушек пошли работать в зА-
бой, училаеь горняцкому ремеслу у нотом-
ственного шахтера Николая Егорович» Да-
выдева. У квалифицированного макеевско-
го горняка Кондрата Васильевича Мотыль-
кова перенимала опыт четырехеотнича Ма-
pua Пекова, а Лиду Цимерову, лэчь шах?
тера, учил друг ее отца — забойщик Яков
Иванович Власенко. И Мария Пекова и dn-
ция Цимерова, так же как и хругие, он-
равдали надежды старых шахтеров. бни ра-
ботают теперь не хуже прославленных ма-
втеров. ee

ete
ait №
rae ay

#& *

Сталинекий обком КП(б)У обязат недав-
H) партийные, комсомольские, профеоюзные
организации возглавить замечательнае дви-
жение кадровых шахтеров по обучению мо-
лодых рабочих. Но решение обкома, в са-
жалению, выполняется не везде. Очень пло-
хо заботятся © подготовке кадрев на
шахте «Алексеевская». Для учеников
здесь отводят  неподготовленные забои,
Йх даже инструментом не обеспечивают.
Чтобы отыскать обушок и лепату, молэдым
рабочим приходится немало побегать.

` Не уделяют внимания новичкам и па
шахте «Великан». Работница этой шахты
Яюба Парцгина, по примеру нередовых гор-
нячек Горловки, решила нойти в забой. Стз-
хановец Трифон Самойленко охотнд вызвал-_
ся научить ее. работать обушком. Но ip
долго длилась учеба Любы Паршиной. ИН:
чальник участка Козлов без 0с9бой иуМН..
перебросил ее на другую работу. © тех
прошел уже месяп, a Паршину nee .
нельзя назвать полноценной забойщицу

Не лучше организована техническая уче-
ба в ИЕнакиевском районе, хотя треету
«Орджоникидзеуголь», как никогха, нужны
квалифицированные рабочие. Одной телько:
шахте «Красный Октябрь» этого треста но-
требуются в ближайший месян десятки за-.
бойшиков, крепильщиков, левогонов, Ио.
комсомольский комитет и азминистрацяя
рудника 0б этом не беспокоятся. Па мах-
те, которая должна добывать до тысячи;
тонн угля в сутки, ` обучается всего-навсе--
го 12 человек, Из 50 комсомольцев «Ёрас-!
ного Октября» только 9 освоили  горняцкне
специальности,   у

Комитет комсомола этой шахты пусти
на самотек техническую учебу молодеж
не привлек на помощь опытных, квалифи
цированных шахтеров. р
‚ К. ПОГОДИН. 1
=г; Сталино. “\ р :

(Случайность, какими upepata Bona, 06+
рывает его жизнь. Возвращаяеь из боевого
‘полета, уже нал своей территорией, он был?’
атакован из-за облаков, из   засады, еразу:
четырьмя вражескими истребителями. 05-?
стоятельства помешали ему применить для?
самозащиты его несравненное искусство.

Ero хоронили в Кунянсве — в городе,, >
который он не раз прикрывал крыльями
своего самолета. Два истребителя с ревом»
промчались над раскрытой еще  могилой,,
прощально покачиваясь с.крыла на крыло,
Несколько выше вился легкий «У-2». При-
глушив мотор и планируя, летчик прокря-
чал: «Прощай, товарищ, прощай!» — сло“
ва эти слышал вееь город, собравиийся y-
могилы своего героя, своего любимца.

Николай Химушин ветал в один рад © »
выдающимися людьми старшего поколения. :
Герой Советского Союза подполковник.
Кузнецов, один из последних его учителей,
говорил нё траурном митинге;

=— Мы будем драться так, каз дралел
напг Химушин.

А младший лейтенант Ширяков бказал: i

— Я был твоим учеником, мой дорогой,
друг.

‚Портрет Уимушина висит в штабе полка,
и однополчане поют о нем и о Готальском, о
своих героях:

Они не погибли, их смерти не верьте,
Они, кав и. прежде, с нами в бою,

Летят по великой дороге беесмертья
В истерию битв за Отчизну евою. ^ *

Е 8 Baa

£

380-я школа Москвы живет в эти лни
памятью о Химушине, И в учительской и в.
Блассах много говорят о нём, Герое: Совет-.
choro (С0юзз,  питомие этой школы.
Еще ходят по рукам учебники c его
пометками, но уже его жизнь становится
предметом изучения и подражания,

С. КРУШИНСКИ”

ПИЯ воно о рии вонюювиюнснни»

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВ’

1 марта 1944 г. a