ЧТО НОВОГО У НАС В РАИКОМЕ

Ц

=

Ц

“г = 2—9“

T

}

)

‘

Голос жизни

Не так давно у нас проходила районная
хомсомольсвая конференция. Достаточао
было вглядеться в лица людей, сидящах
n зале, чтобы составить довольно точное
представление о возрастном составе делета-
тов, Здесь было немало 16—17-летних юно-
шей п ховушек, вступивших в комсомол
 од-полтора назад и совсем недавно выдви-
нутых на руководящую работу.

Bor, например, Миша Щербаков, секре-
Tapb комсомольской организации Кондрев-
ой школы ФЗО, в которой обучаются то-

2 ‘урному, слесарному, столярному делу $50
` отростков. Вечерами они предоставлены
самнм себе. Как оргашизовать досуг учеви-
ков, приохотить их к чтению, создать физ-
вультурный коллектив, кружки художест-
венной самодеятельности? И для молодого
савретаря и для членов комитета это—труд-
ная задача. Выступая на конференции,
Миша Щербаков резонно говорил, что опыт,
павыки не приходят сами, что ему очень
трудно стать настоящим организатором, во-
хаком молодежи без серьезной помощи рай-
коуа комсомола.

„ Другой делегат — Нюра Коркина, рас-
оказывая о буднях комсомольской органи-
запии Звизжевского сельсовета, горячо го-
зорида о чувстве неудовлетворенности, ко-
торе испытывает она, неопытный секре-
тарь. В организации 4 комсомольца. Они
‹йчае принимают непосредственное уча-
тие в подготовке колхозов к весеннему
сову. Вот, например, комебмольцы вместе
‹ молодыми колхозниками приучили к ра-
боте в упряжи 7 быков и 3 коровы. Но это
лишь одно дело. А ведь комсомольцы дол-
жны заботиться и о политическом просве-
щении молодежи, За какие же дела браться
в первую очередь? Куда направить энергию
нолодежи? Эти и многие другие недоумен-
пые вопросы встают перед молодой комсо-

`Зодкой, и она вправе потребовать, чтобы
айком помог ей разобраться в них.

Но наряду с такими юношами и девуш-
ками, не имеющими большого жизненного
оиыта, среди наших активистов есть люди,
прошедииие в дни оккупации суровую шко-
лу борьбы.

Тамара ‚ Саламатина, секретарь ком-
‘очольской организации райисполкома, бы-
ли смелой раэведчицей партизанского отря-
11, действовавшего на территории нашего
она. Галя Горченкова, секретарь коми-
тота комсомола Кондровекой бумажной фаб-
рики, не раз оказывала ценные услуги пар-
тизнам: снабжала их продуктами и одеж-
ой, скрывала на квартире командира и
комиссара отряда. Мужественно вела себя
зтыду у врага и комсомолка Надя Кубасо-
ла. Она укрывала у себя дома бойцов и
ммандиров Красной Армии, пробиравшихся
1063 линию фронта, несколько раз ходила
, разведку и доставляла важные сведения
ппабу партизанского отряда. Эти девушки,
торые многое уже изведали в своей жиз-
ни, закалили свой характер, волю, испы-
тали вею глубину ненависти к врагу, могут
принести большую пользу нашей молодежи.
Но как это сделать, в какие формы должно
зылиться их влияние на молодежь — они
ome подчас не представляют себе. И этой
труппе активистов нужно сесть за книгу,
обогатить свои знания.

(вособразие обстановки, в которой рабо-
тает ‘паша комсомольская. организация, за-
тлючается в том, что нам приходится ко
аму тому, что делает молодежь любого
 аЙона, находящегося в глубоком тылу, за-
иматься еще восстановлением хозяйствен-
цой, культурной жизни.

В прошлом году Дзержинский район пол-
ностью выполнил план восстановительных
работ, и в этом большая заслуга комсомоль-
ев, молодежи, проявивших самоотвержен-
toe отношение к делу. Но впереди еще то-
ne немалая работа -—-в ближайшие год-
полтора район должен полностью отетро-
нться, залечить все раны, нанесенные на-
щему хозяйству немцами. Это большая за-
Лача. Вот почему сейчас больше чем когда-
1160 от комсомольского активиста требуют-
(я гибкость, расторопность, широта мысли,
т& особая деловитость, которую можно на-
звать культурой труда,

Еще хо конференции мы часто задумыва-
ль над этими вопросами, а выступления
делегатов, их справедливые нарекания на
бозучастное отношение райкома к росту,
поспятанию актива окончательно укрепили
и в решении приняться безотлагательно
учебу, за повышение общеобразователь-
ного, идейного уровня вожаков молодежи.

Bor о том, что мы уже сделали, что со-
бираемся сделать, мне бы и хотелось рас-

‘казать. в «Комсомольской правде».

Копилка опыта

Прежде всего мы решили создать, мето-
дический центр по распространению опыта
помеомольской работы. Вошли с этим пред-
зожением в бюро районного комитета пар-
ни. Там нас поддержали, вынесли специ-
зльное решеняе о создании комсомольского
кабинета,

Получили мы в 6808 распоряжение не-
льшую, но светлую комнату, точно пред-
чвили себе, какой наглядный материал и
вак мы здесь разместим, и принялись за де-
10,

Везникли обычные в условиях освобож-
Хиного района заминки: где достать стол,
улья, бумагу? Собрали мы комсомольцев
икольких городских предприятий, рас-
азали им о своих затруднениях.‘ В ре-
Зультате у нас появились десятки помощ-
ников. Олни делали фотомонтажи об уча-
ии комсомольцев в Отечественной войне,
Другие изготовляли ‘из плотного картона ра-
\ы для портретов. Комсомольцы школы ©
WAHCh провести электричество, KOMCO-
HOLE райпромкомбината — сделать, стол,
КаМБИ,

Провели воскресник по оборудованию ка-
(itera, Левушки гразвешивали плакаты,
Мпртреты, фотомонтажи, юноши писали на
транспарантах ‘лозунги, цитаты из произве-
Жний Ленина и Сталина о роли и задачах
Комсомола,

. 28 февраля наш кабинет впервые рас-
Чахнул свои двери. На открытии мы рас-
‘азали комсомольскому активу о содержа-
ии работы кабинета, познакомили с пла-
(OM докладов, локций, семинаров, консулБ-
тАций, Потом состоялась дружеская встре-
И в приехавшим из Смоленска поэтом
ыленковым.

В кабинете собраны необходимая комсо-

Wabckat литература, пособяя для пропа-

}

МиДистов и агитаторов, книги 0 KOMCO-
нольцах — Героях Советского Союза, ре-
П6ртуарный матсриал для самодеятельных

Юружков, сборники народных и современ-
ных песен, инструктивные брошюры по во-
енно-физкультурной работе. На самом вид-

ном месте комнаты помещен текст письма
комсомольцев и молодежи товарищу
Сталину. Есть в кабинете и большая поли-
тико-административная карта \ СССР, ла
ae Брасным шнуром отмечена линия фрон-

На столе, в папках, мы поместили мате-
риалы, отражающие внутрисоюзные вопро-
сы, пропаганду и агитацию, деятельность
комсомола в промышленности, сельском хо-
зяйстве, практику’ пионерской работы, во-
енно-физическое воспитание в школах,
культурно-просветительную работу в горо-
де и деревне и т. д.

Молодой секретарь, активист, пользуясь
материалами, собранными в кабинете, узна-
ет, как надо подготовить и провести комсо-
мольское ` собрание, заседание комитета, как
оформить протокол, составить план работы
ий многое другое. В папке он найдет и жи-
вую запись интересного комсомольского со-
брания, и четко составленный план рабо-
ты, и образцовый протокол.

Как выбрать тему для беседы с моло-
дежью? 06 этом часто задумываются моло-
дые, начинающие агитаторы. Кабинет при=
ходит им на помощь. Здесь ‘есть примерный
перечень тем,‘ подобрана наиболее важная
литература, хранятся стенограммы интерес-
ных бесед, докладов.

С пользой поработает в кабинете секре-
тарь колхозной комсомольской организации.
Он получит здесь практические советы: как
правильно распределить силы  комсомоль-
пев в колхозе, бригаде, как создать звенья
высокого урожая, чем должна заниматься
организация в дни подготовки к весеннему
севу, как своими силами оборудовать спер-
тивную площадку, сделать бум, городки, ка-
чели и т, д.

Надеемся, что в кабинет будут чаето 2a-
глядывать и пионервожатые. Они смогут
ознакомиться с опытом передовых пионер-
ских дружин и отрядов, прочесть подроб-
ную запись живо и содержательно прове-
ценных сборов, подобрать репертуар для са:
модеятельного детского концерта, материал
для бесед о воспитании характера, воли.

Почти каждый вечер кабинет будет при-
глыпать к себе ту или иную группу комсо-
мольцев. Одни придут сюда, чтобы поелу-
шать инструктивный доклад, другие — на
совещание по обмену опытом. В, марте будут
прочитаны такие лекции: о Международ-
ном женском дне, о жизни и деятельности
Я. М. Свердлова, о творчестве Маяковского и
о международном положении. Намечены те-
мы нескольких семинаров (кроме тех; ко-
торые будут проведены вместе с парткабине-
том): «Как организовать культурно-массо-
вую работу в общежитии, в красных угол-
ках», «Как своими силами изготовить спор-
тивный инвентарь, оборудовать площадки»
ит. п. : .

Кабинет работает всего несколько дней.
Судя по тому интересу, какой он вызвал у
комсомольцев, думается, что наше первое
начинание полезно.

Один день за партой

Все наши помыслы сейчас обращены к
деревне. И это естественно. Близится пора
весеннего сева, и от того, насколько хоро-
шо он будет проведен, зависит судьба уро-
жая. Во многих наших колхозах на полевые
работы выйдет немало подростков, которые
i ak в жизни пойдут за плугом, сеял-
кой. $

Как передать этой зеленой молодежи опыт
бывалых земледельцев? Возникла мысль
(она встретила: поддержку в райзо): создать
в каждом колхозе кратковременные. кружки
молодых пахарей, сеяльщиков. Такие круж-
ки уже сформированы в нескольких кол-
хозах.

Не так давно мы созвали у себя совеща-
ние агрономов, ветеринаров, работников пе-
чати и сообща обсудили, какие практиче-
ские советы можно дать молодым бригали-
рам полевых бригад, трактористам, пахарям
со страниц районной газеты. Тут же быля
намечены темы, определен круг авторов.
Первый. совет о ремонте и установке пахот-
ного плуга уже был опубликован. Скоро
появятся и другие статьи — о’ ремонте и
пригонке пахотной упряжи, об организации
труха в звеньях, о подготовке трактора г
полевым работам и т. д. i

Еще олно большое начинание мы задума-
ли в связи с подготовкой к весне, и о том,
как оно было осуществлено, стоит расска-
зать подробнее.

В нашем районе 17 изб-читален. Подав-
ляющее большинство избачей — девушки,
комсомолки. Как они работают? Чем ветре
чают весну? Поговорили мы об этом в рай.
онном отделе народного образования и по-
решили устроить сообща однодневный семп-
нар избачей, Условиливь об основных тре-
бованиях: все беседы с участниками семи-
нара должны носить характер совета — что
делать и как делать. Тут же наметили, 50го
из районных работников следует пригласить
для проведения бесед, лекций. В тот же день
районо разослало всем избачам извещение о
созыве семинара.

‘За несколько дней до открытия семинара
я с’езлила в Кировский сельсовет, чтобы
на месте увидеть, в Каких условиях рабо-
тает избач, какое участие в жизни’ избы-
читальни принимают комсомольцы. Оказа-
лось, что хотя все девять комсомольцев явВ-
ляются агитаторами, & многие из них участ-
вуют в хоровом и драматическом кружках,
организация в целом не вносит свежей
струи в работу избы-читальни, мирится с
тем, что круг ее деятельности ограничен.

(060 всбм этом мы серьезно потолковали с
секретарем комсомольской организации, се-
рьезной, вдумчивой девушкой Нюрой Боевой.
Собрала она комсомольцев, сообща они об-
судили, какую пользу может каждый из них
принести избе-читальне,  чтобы сделать ее
центром культурно-политической жизни 3
селе. Подала пример сама Нюра. Она взя-
лась вести справочную работу в изое-чи-
тальне, ‘на основе материалов комсомольско-
го рейла составить доску показателей го-
товностя колхозов к весеннему севу. Леша
Мельников, участник Отечественной воины,
сказал, что он берется проводить беседы у
карты «Военные события за неделю», Mar-
вей Монахов согласился организовать с по-
мощью ‚ избача Шуры Ахапкиной конкурс
плясунов. Всем нашлось дело.

Почия комсомольцев нашел живой отклик
среди сельской интеллигенции. Учителя,
агроном, ветфельдшер =— все решили вне-
сти свою лепту: одни взяли на себя чте-
ние лекций и докладов, другие организа-
цию тематических вечеров, выставок п т, т,
Вскоре собрался совет избы-читальни. Он
составил содержательный план работы на

арт и апрель,
я Mes ны наступило утро 25 февра-
ля. Со всех концов района, из ближних и
дальних деревень, собрались в аудитории
парткабинета избачи. Некоторые из них,

влва забрезжил рассвет, вышли из дому,
чтобы притти как раз к началу занятий. Им
не пришлось долго ждать. В 12 часов дня
заведующий районо тов. Тарасенков 00’-
явил совещаниё-семинар открытым, позна-
комил с порядком дня, попросил избачей
рассказать о своей работе, о том, как они
участвуют в подготовке к весеннему севу.

Первой выступила Агриппина Никитина
из Копыловекого сельсовета. Здесь комсо-
мольцы своими силами отетройли новое пэ-
мещение для избы-читальни, собрали боль-
шую библиотеку; книгами пользуется те-
перь 2.00 человек. В избе-читальне работает
несколько политических кружков, 14 аги-
таторов постоянно держат колхозников 3
а всех важнейших политических собы-
тий.

— Как вы готовитесь к весне? — зада-
ли вопрос Никитиной.

Она замялась и ничего толком не могла
сказать. : ‘

Потом выступило еще несколько избачей.
Оказалось, что некоторые из них узко
понимают „задачи агитационной работы.
Читая  колхозникам газеты,  рассказы-
вая им о событиях на фронте и в ТЫы-
лу, избачи, как правило, не связывают по-
литическую информацию с насущными х0-
зяйственными делами в деревне. И когда на-

чала говорить Шура Ахапкина, — & говоря-_

ла она о том, как Кировская изба-читальня
решила всерьез заняться агро-зоотехниче-
ской пропагандой, — ее стали слушать с
особым вниманием. Шура перечислила лек-
ции, которые прочтут в избе-читальие аг-
роном и ветфельдшер, сказала о кружках
молодых пахарей, сеяльщиков, которые
будут созданы в колхозах Кировского’. сель-
совета.

Выступление участников семинара дало
богатую пищу для разговора о том, что
должен делать избач в дни подготовки к
весеннему севу. Доклад на эту тему сде-
лала заведующая райпарткабинетом тов.
Крылова. Она говорила, что избачи ча-
сто еще стоят в стороне от хозяйст-
венных дел колхозов, не в курсе тех за

бот, которые возникают в предпосевные

пни. Надо широко использовать все сред-
ства агро-зоотехнической пропаганды: ве-
чера ответов на вепросы, лекции специа-
листов-——агрономов и ветеринаров, расска-
зы колхозников-опытнивов, беседы лучших
‘кузнецов, чтобы помочь колхозникам под-
готовить пашню, семена, инвентарь, жя-
вое тягло, упряжь к весне. «Если вы не
в состоянии своими силами организовать
чтение агрономических лекций — говори-
ла тов. Крылова, — обратитесь за помощью
в парткабинет. Мы здесь составим левцию
на интересующую вас тему, отпечатаем
на машинке и вышлем в село». Много
практических советов было дано в доклз-
де: о TOM, как. работать с газетой, как
выбирать темы для бесед, как использо-
вать материалы о зверствах оккупантов.

Колхозник должен знать, чем‘ живет наш

тыл, как работают заводы Урала, как са-
моотверженно трудятся шахтеры Донбасса...
Говоря © том, как важно расширять кру-
гозор колхозников, тов. Крылова привела
в пример Кировскую избу-читальню, кото-
рая наметила в своем плане выездной теё-
матический вечер Кондровской средней
школы, посвященный восстановлению Дон-
басса.

Второй докладчик = редактор районной
газеты тов. А. Адуев — говорил о темати:
ке стенных газет, «боевых листков» В
цни, предшествующие севу, 0 том, как сэ-
ставлять передовицы, заметки, добиваться
действенности материалов, почЧёму важно
показывать опыт передовых людей колхо-
зов, в каких случаях надо выпускать
«молнии» и как их составлять.

‚ После обеденного перерыва занятия во-
зобновились. Избачи прослушали содержа-
тельную лекцию о международных собы-
тиях за последние полгода. Вслед за тем
был об`явлен час «Информации районных
культурных учреждений». Тов. Крыло-
ва сообщила, что райпарткабинет по заяв-
кам изб-читален может прислать лек-
торов; Вот краткий перечень готовых лек-
ций: «Яровизация, ее роль в повышении
урожайности», «Суворов — великий пол:
ководеп», «О грозных явлениях в. жизни
природы». Районная библиотека, сказала
библиотекарь т. Вузмина, может при-
слать в кажлую избу-читальню перелвиж-
ку, оказать помощь в подборе материалов
для тематических вечеров. И последняя
информация была сделана райкомом кох-
сомола. Я рассказала о том, что по догово-
ренности с районным отделом народнога
образования семинар будет - созываться
25-го числа каждого месяца; до 15-го
числа принимаются все предложения иэ
повестке дня, к 20-му темы лекций,  бе-
сел, практических ‘занятий окончательно
определяются и программа семинара вы-
сылается избачам. Еще одна новость:
школьники города приготовили для изб-
читален подарки — лозунги к весенней
посевной... Каждому участнику семинара
мы тут же вручили аккуратно завернутый
пакет: помимо подарка школьников, здесь
были’ портреты руководителей советского
правительства, карта СОСР, сборники пьес
«Сельская эстрада», большие листы бума-
ги для «Досок показателей», «Окна ТАСС».

А подконец мы пригласили избачей к
роялю. С помощью хора Кондровской сред-
ней школы они разучили мотив государст-
венного гимна COUP. Словами гимна, друж-
но подхваченного всей аудиторией, и за-
кончилась работа семинара.

жж +

Новые дела заботят теперь райком. Ско-
ро мы собираем шестидневный семинар
секретарей колхозных комсомольских орга-
низаций по программе, утвержденной ЦЕ
ВЛКСМ. Провести его ` хотим четко, сла-
женно, поэтому сейчас тщательно проду-
мываем режим дня, подбираем квалифици-
рованных лекторов.

В заключение скажу о нашей послех-
ней новости-— местных молодежных радие-
передачах. Особая радиогруппа, состоящая
из трех комсомольцев, приступила к сбору
материалов о жизни молодежи района, ob
интересном опыте комсомольских oprana-
заций/ о достижениях молодых рабочих,
колхозников. Для начала мы приглашаем
к микрофону лучшего тракториста района
Рудника, который скажет, как в прошлом
году он добился успеха на полевых рабо-
тах.

Вот как’булто и всё о наших начина-
ниях. Но завтра возникнут новые мысли.
новые дела. Ведь жизнь стремительно идет
вперед, и ее требовательный голос застав-
ляет прибавлять птаг, поспевать за ходом

событий.
И. НАЗАРОВА,
секретарь Дзержинского райкома
ВЛКСМ Смоленской области.

Трикотажница комсомолка ВБера Бело-
ва, работающая на фабрике, где секрета-

рем комитета ВЛКСМ тов. Кретова,
обслуживает ‘6 мальезных машин В
24 мальезы. Она выполняет норму на
110 процентов, Качество мродукцич от-
личное. Ha снимке: Вера БЕЛОВА
у своих машин.

Фото Б. КОЛЕСНИКОВА.

Иван НЕХОДА.

РИСУНОК

Пришло письмо от дочери моей.
Оно тепла полно,
разлукой веет.
Ее каранули —
всех слов милей
И взгляд мой радуют
и сердце греют.

Сюда,
где рвется тишь железным громом,
Она рисунон мне прислала свой:
Дощатый домин,
. деревцо у дома
И две ромашки
на горе крутой.
А наверху
над синею трубой
Крумочен: солнца нрасные ресницы.
Сомкну глаза —
мне тихий домик снится
И кзе ромашки
на горе крутой.

Она рисунок выводила свой
В краю даленом,
там, где тишь застыла.
Сегодня почта мне его вручила
Под гул немолчный
и снарядов вой.
Я показал его своим друзьям,
Они вернулись только что из боя.
Смотрели мы.
И жарко стало нам
В буран — от солнца, детскою рукою
Зажженного...
0, грез моих тепло!
„Везде ношу ез письмо с собою,
И как бы ни было мне тяжело, —
Я гляну на рисунок перед боем,
Й вновь почувствую
лучистых сил прибой.

Зовут на бой
в раскатах дымных
Дощатый домин,
деревцо у дома
И две ромашки
на горе нрутой.

грома:

Перевод с украинского
Николай БЕРЕНДГОФХ.

——————

Вечера заводской

- Молодежи

КИЕВ, 4 марта. (Наш корр.). Каждую не:
делю ло вторникам собираются молодые ра
бочие завода «Ленинская кузница», чтобы
послушать интересный доклад или лекцию
разучить новые песни, посмотреть достиже
ния кружков художественной самодеятель-
ности. Эти вечера пользуются большой по-
пулярностью на заводе. ;

Недавно на комсомольский «вторник» был
приглашен офицер Красной Армии Климов.

н рассказал молодежи о положении на
фронтах Отечественной войны, о боевых

действиях наших союзников. Вечер закон-
чился концертом, в котором выступили уча-

стницы заводской самодеятельности Мария

Лазебник, Наташа Чайка, Нина Симоненко
а др.

Вечера молодежи укрепляют связи ком-
сомольской организации с юношами. и де-
вушкамн. В последние дни на заводе уси:
лился приток заявлений о приеме в комсо-
мол. Подали заявления молодые стахановцы:
формезвшик Алексей Говоровский. бригадир
комсомольско-молодежной бригады кузне
пов Леонид Куликов, студентка заводского
техникума Ирина Александрова и др.

х
Фронтовая бригада М. Ко- `
жевниковой — лучшая на
Шарякоподшипниковом
заводе № 2. Мария Ко-
жевникова в совершенстве.
овладела своей профес-
сией; сейчас она, не при-
бегая к помощи наладчи-
ков, самостоятельчо ‘на:
лаживает свой станок. На
снимке: бригадир моло-
дёжно-фронтовой бригады
М. КОЖЕВНИКОВА на-
блюдает за работой ком-
сомолки Вали КИРИЛ-

JIOBOH.
Фото И. ШАГИНА,

ПОСЛЕ УРОКОВ

Уроки окончены. Ребята собираются в
самом просторном классе. Сегодня литера-
турный кружок устраивает вечер, посвя-
щенный творчеству Пушкина. В центре ком-
наты, на самом видном месте, вывешен ог-
ромный портрет поэта. Его нарисовал пионер
Лека Кириченко. Клаес украшен свежими
ветками хвои, вдоль стен-— витрины с вы-
держками из произведений Пушкина. Тут
же свежий «пушкинский» номер стенной
газеты. Видно, что во всей этой работе уча-
ствовали десятки школьников.

Вечер открыла учительница Людмила
Александровна Томилина. Она рассказала
пионерам о жизни Пушкина, о значении
его творчества. Потом Вася Черняков из
7-го класса с чувством продекламировал
знаменитые стихи Лермонтова «На смерть
поэта». Игорь Поляков прочел стихи поэта
«Памятник» и «Кавказ». Валентин Шев-
ченко — «Сказку о попе и работнике его
Балде». Группа учеников исполнила пес-
вю «Узник».

Когда выступления закончились, вожа-
тая Вера Тарасова завела патефон. Ребята
прослушали отрывки из опер «Ивгений
Онегин» и «Пиковая дама».

А потом началась интересная игра. Вера
читала отрывки из произведений Пушкина
и спрашивала:

— Ито отгадает — откуда?

Школьников, лавших наиболее правиль-
ные ответы, Вера обещала наградить, а
чем— не сказала. Это еще больтие разожгло
любопытство ребят. Вожатая едва успевала
записывать ответы. Всем хотелось выска-
заться. «Викторина» показала, что боль-
шинство школьников хорошо знает произ-
ведения поэта, любит их. Победители— Шу-
ра Рудой, Коля Ветров и другие-—-получили
в качестве премии от литературноге кружва
по томику стихов поэта.

До войны 13-я школа помещалась в
огромном благоустроенном здании с про-
сторными светлыми классами, прекрасны-
ми кабинетами. Фашистские варвары раз-
рушили школу. Сейчас ребята вынуждены
заниматься в тесном одноэтажном домике. И
все же Вера Тарасова He унывает. Она счи-
тает, и вполне правильно считает, что вне-
школьную работу необязательно проводить
под крышей. 13-я школа —мужекая. hax-
дый из ее воспитанников в недалеком бу-
дущем станет воином Красной Армии, или
сталеваром, или углеконом. Значит, уже сей-
час, на школьной скамье, ребята должны
тотовиться к боевой жизни, в труду, зака-

ляться физически. Поэтому в школе 060-
бов значение придается военному делу, по-
ходам, массовым играм на свежем воздухе,
сдаче норм на физкультурные значки.

Недавно школьники провели в ‘окрест-
ностях города интересную военную игру.
Юные разведчики побывали в тылу у «си-
них» и возвращались оттуда с ценными
сведениями. Ребята очень спешили. Можно
было итти по ровной дороге, но они предпо-
читали держаться в стороне от нее. Вот и
штаб «красных». Донесение, несмотря  на
препятствия, которые пришлось преодо-
левать пионерам, доставлено во - время.
Командир благодарит отважных разведчи-
ков. Подразделение подбирается к неприя-
тельским позициям и наносит неожидан- ,
ный смелый удар, «Противник» отчаянно.
сопротивляется, но все его попытки выйти
из окружения остаются тщетными

Сейчас ребята готовятся к очередной
игре. Составлена карта военных действий,
изготовляются макеты винтовок, гранат,
пулеметов. Каждый школьник тщательно,
изучает военное дело, тренируется в. само-. .
окапывании, учится переползать по-пла-
стунски. Создан кружок гранатометчиков,
млены которого упражняются в бросании
гранат. Достигнуты отличные результаты.
Граната летит на 35 — 46 метров. Успеш-
но сдаются нормы на оборонные значки. В
школе уже 60 значкистов БГТО, 18 знач-
кистов ПВХО.

Много и других не менее интересных и
полезных дел находят себе пионеры. Яи-
тели поселка нередко наблюдают, как строй-
ная колонна подростков направляется к’ за=
воду с лопатами и заступами в руках.”
Это ученики 13-й школы. Они ‘хотят.
помочь восстановлению завода. г

Школа шефствует над одним из госпи-
талей. Ребята в большой дружбе с ране-
ными бойцами и офицерами. Они часто бы-
вают в палатах, ухаживают за больными,
жадно слушают их рассказы о подвигах,
о походной жизни солдата. $

Ключом бьет художественная самодея-
тельность в. школе. Часто здесь. устраива-
ются вечера, на которых юные артисты,
чтецы, песенники, танцоры показывают
свое искусство.

Энергичных, трудолюбивых людей вос-
питывают в 13-й школе педагоги, комсо-
мольская и пионерская организации. Здесь
ребята не скучают! :

Д. СТРЕЛЬЧЕНКО.

т. Сталано, .

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ДИРЕКТОРА..

(ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ)

Что же изменилось ‘в Казани после того,
как Наркомпрос РСФСР запретил учащимся
посещать в учебные дни кино и театры без
разрешения руководителей школы?-

..Будний день. Восемь часов вечера.
Среди посетителей крупнейшего в городе
кинотеатра «Электро» попрежнему много
детей школьного возраста. Пришёл сюда без
разрешения директора школы Леша Попов,
ученик 5-го класса 44-й школы. Учится
он плохо. Здесь же Рая Абдрахманова,
ученица 4-го класса 86-й школы, Фая Юди-
на из 5-го класса 51-й школы и много
других. Ученик 72-й школы Саша Юкорев
В этот день совсем не был на занятиях, а В
кино он приехал из Ягодной слободы — за
7 километров от города.

Чтобы не опоздать в кино, и другие уча-
щиеся ушли с уроков раньше времени или
совсем не ходили в этот день в школу.

На вечернем представлении в госцирке
тоже. зал был доотказа переполнен детьми
школьного возраста. Преобладали ученики
24-й школы, даже первоклассники Валя
Исаев, Леня Зеленцов и другие. Многие из
них не были на занятиях, о чем директор
тов. Донских, видно, не знала.

При новом порядке посещения кино, тва-
тров и зрелищ школьниками должна укре-
питьея дисциплина и повыситься успевае-
мость. Этого в Казани ещё не поняли. Ни
в одной школе учащимся не раз’яснили,
почему им нельзя бывать в кино без разре-
шения. педагогов. Комитеты комсомола; от-
делы народного образования и работники
кинотеатров ждут каких-то дополнительных

указаний, а тем временем учащиеся по6е- ^

щают кино и цирк, когда им вздумается:

Л. НОВОСЕЛОВА, Н. АЛЕТКИНА,.
г. Казань:

ТАК ПРИХОДЯТ ЗНАНИЯ.

H.3 ON, BTA

Гостеприямно встречают молодых рабочих
на Кировском заводе. Каждому новичку
находят учителя из стариков-кировцев. Так
начинает свое обучение на старейшем рус=
ском заводе человек, впервые переступив-
wa порог цеха.

В цехе конвейерной сборки танков все
молодые рабочие организованно прошли
техническое обучение.

Konia  a участок, где начальником Су-
переко, прибыла новая установка, не было
ни чертежей, ни инструмента для работы на
ней. На участке организовалась школа для
молодых мастеров и обмотчиц под руковод-
ством сменного мастера Кричезской. Моло-
дые рабочие изучили особенность нового
прибора, назначение и взаимодействие от-
дельных частей. Сборщики Сибиряков и
Жуков на монтаже установки уже дают по
4—5 норм за смену.

Перед коллективом цеха встала новая не-
отложная задача — улучшить качество бое-
вых машин. Руководители цеха начали < то-
го, что разработали программу обучения
сборшиков. Занятия иллюстрировались слу-
чаями из цеховой практики,

Такой разбор расширил кругозор сборщи-
ка, повысил в нем чувство ответственности
за монтаж узлов.

Многие мололые рабочие, закончив уче-
бу и сдав технические испытания, получили
новые, более высокие разряды.

Недавно по инициативе комитета ВЛКСМ
было решено провести на заводе массовый
производственно-технический экзамен. Ди-

ктор завода Гфрой Социалистического

руда Зальцман Утвердил положение о. по-
рядке проведения технического экзамена,
который сдадут все молодые рабочие в воз-
расте от 14’ до 25 лет.

Каждый сменный мастер взял на особый

КИРОВЦЕВ

учет рабочих, не выполняющих нормы, до-
пускающих брак. С ними проводят дополни-
тельные занятия. Ва Ни
На техническом экзамене проверяются
фактические знания рабочего по оборудова-
нию, организации рабочего места, чтению
чертежей, технике безопасности. у
Экзамен проводится обычно в кабинетах
начальников отделений. К услугам экзаме-
нующихся — наглядные пособия, технологи-
ческие карты, схемы станков, мерительные
инструменты. Оценка знаний проводится по
четырехбальной системе. В протоколе от-
мечаются решения комиссий о каждом мо-
лодом рабочем, сдавшем экзамен. Достой-
ные здесь же повышаются в разряде. Всем
выдержавшим. испытание выдают специаль-
ные аттестаты. :

Аттестация показала, какие замечатель-

ные резервы квалифицированиой рабочей
снлы выросли на заводе. В нужную минуту
эти рабочие могут получить более ответст-
венные задания. Всего по Кировскому 3a-
воду 1.624 молодых рабочих уже получили
новые, более высокие разряды. 99 рабочих
намечены к выдвижению на более ответст“
венную работу. !

В 1-м механическом цехе токарь Костро-
митин будет работать наладчиком, прессов-
щица пружинно-радааторного цеха Кальни-

YEHKO после аттестации также выдвинута

налалчицей.

Производственно-технический экзамен
поднял интерес молодых рабочих к технике.
Чем лучше знает рабочий свое дело, тем
продуктивнее он работает, тем больше дает
пролукцаи для фронта.

Рабочий-кировец должен хоропо знать

свое дело.
Я. НЕПОМНЯЩИЙ,
комсорг ЦК ВЛКСМ на Кировском завода.