Действия авиации
союзников

Налет на Берлин”

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Как пере-
Даёт агентство Рейтер, крупные соединения
американских бомбардировщиков «Летающая
крепость» и «Либерейтор» днём 8 марта
атаковала промышленные об’екты в Берли-
не. На город было сброшено более 350 ты-
em зажигательных и 10 тысяч футасных

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Как ‹ооб-
щает ‘английское министерство азиапии,
в ночь на 8 марта авгляйские бомбардиров-
щики совершили крупный налёт на железно-
дорожную станцию Ман (Франция). Само-
лёты «Москито» атаковали об’екты в За-
падной Германии. Все самолёты возврати-
лись на свои базы.

Самолёты береговой авиации в <опровож-
денни истребителей «Мустанг», входящих
в состав экспедицаонных воздушных сил
союзников, атаковали караьан о судов про-
тивника у Фризских островов. Несколько
судов получили прямые попадания торпед.
На трёх вооружённых тральшиках возник
пожар. Из этих операций ве возвратились
на свои базы два истребителя.

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС), Как coo6-
щает англайское министерство информации,
во второй половине дня 7 марта самолёты
экспедицаонных вэенно-возлушеых сил со-
юзников совершили налёт на военные об’ек-
ты в Северной Францем. В налёте участво-

‚ МИТИНГ В ЛОНДОНЕ В ЧЕСТЬ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЕНСКОГО. ДНЯ

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). В эдания   отметила огромную роль советских женшиян
лондонского театра «Колизей» состоялся   в Отечественной войне протиз гитлеровских
митинг в чеоть Международного Женского   захватчиков.

‚дня. Выступившие с речами женщины — На митниге предоедатальствовала лэди
ares Oe carte oe a a aa Беверидж. На митинге были зачитаны при-

азали об участии женшич в военных уси
ветствия, присланные супругой премьер-

лиях их стран. Собравшиеся тепло встрети- и
ли представительницу созетских женшия   министра Черчилля, матерью генерала Монт-
гомери и лэди Макроберт. у

Чичаеву, которая в своём выстушлении

Гитлеровские рабовладельцы морят голодом
угнанных в Германию советских людей

Газета призывает население Германии не
выражать сочувствия «восточным рабочим»
и считает преступлением выражение такого
сочувствия. С фашистским цинизмом газета
угрожающе требует от населения рассматря-
вать «восточных рабочих» в качестве низших
существ, которых нужно кормить ровно
столько, сколько нужно для того, чтобы
они не падали с ног и могли бы работать.
«Подобно тому, — нагло заязляет гнусный
гитлеровский листок, — как запрещено
скармливать хлеб скоту, недопустимо давать
лишний хлеб этим чужим элементам». Газета
называет это требование «законом» и при-
зывает немцев сообщать властям о всех его
нарушителях.

СТОКГОЛЬМ, 8 марта. (ТАСС). Немецко-
фашистская. газета «Вестфалише ландесцей-
тунг» поместила статью, приоткрывающую
завесу над теми муками, какие приходится
переносить советским людям, насильственно
угнанным из временно оккупирозанных рай-
онов СССР на`гитлерозскую каторгу. Как
явствует. из. статьи этой газеты, «восточные»
рабочие» (так гитлеровцы именуют угнанных
ими в Германию советских людей) доведены
голодом до крайней‘степени изнурения. Что-
бы не умереть с голоду, они вынуждены раз-
добывать себе всякими путями какую-либо
пищу. Газета прямо заявляет, что «за по-
следнее время нищенство среди восточных
рабочих приняло огромные размеры».

звали средние бомбардировщики «Мэродер»,
вхоляшие з состав американского 9-го авиа-
ционного корпуса, и англайские бомбарли-
ровщики «Тайфун». Бомбзрдаровщики «Мэ-
родер» сопровождались и прикрывались

:

самолётами «Спитфайр» и «Тайфун».
—®_-

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Главный
mrra6é войск союзников в Италии сообщает,
что на всём фронте действовали разведы-
вательные части. Никаких изменений в Ли-
нии фронта не произошло.

Вчера тяжёлые бомбардировщики, эскор-
тируемые истребителями, атаковали Тулон,
подвергнув бомбардировке доки, торговые
суда и склады горючего, 4 самолёта не вер-
нулись на базы. Другая группа тяжёлых
бомбардировщикоз подвергла бомбардиров-
ке железные дороги в Прато, Понтассиеве,
Кастельфиорентино, а также аэродромы в
Орвието, Витербо и Фабрика ди Рома.

Lol

ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА
В СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ

НЬЮ-ЙОРК, 8 марта. (ТАСС). Как пере-
даёт корреспондент агентства Ассошиэйтед
Пресс с итало-швейцарской границы, итало-
фашистские тазеты празаают, что всеобщая
забастовка в Северной Италии почти пол-.
ностью паралазозала работу промышлен-
ности. Власти Милана a Турина издали
приказы, в которых предлагают рабочим
под угрозой самых сурозых репрессий вер-
нуться на работу не позже 8 марта. Гитле-
ровцы создали в Милане чрезвычайный
трибунал для рассмотрения дел участнаков
забастовки.

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Как сооб-
щает лондонское радио, по сведениям, по-
лученным в Берне, гитлеровцы   направили
в Милан новые войсковые части. Произве-
дены многочисленные аресты среди италь-
янских рабочих, участвующих в забастовке.

sete
БОИ В ЮГОСЛАВИИ

ЖЕНЕВА, 8 марта. (ТАСС). Как ‹о0об-
щают из Югославии, продолжаются оже-
сточённые бои между оккупантами и частя-
ми народно-освободительчой армии в 3a-
падной Боснии, Кордуне и Герцеговине.
Части народно-освободительной армии от-
ражают атаки гитлеровцев, оказывающих
нажим из Приедора в козарском направле-
нае. Враг несёт большие потери. Части
29-й дивизии народно-освободительной ар-
маи, действующие в окрестностях Требиньи,
добились в течение последних дней новых
успехов.

Продолжаются бои ‘на Гланском участке,
Tie протавник пытается при помощи тан-
ков и авиации пробиться на освобождённую

территорию.
—O-—

Стставка югославского посланника
в Канаде

ОТТАВА, 8 марта. (ТАСС). Как coo6-
щает канадское радчо, югославский послан-
ник в Канале Исидор Цанкар подал в ©т-
ставку в связи с тем, что «его глубокие
разногласня с югославским правительст
в Канре не дают ему возможности успешно
справляться < обязанностями посланника
в Канаде»

х

А

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Как переда:
ет агентство Рейтер, английский морской
министр Александер выступил в палате об-
щин с речью в связи с обсуждением вопро-
са 0б ассигнованиях на военно-морские
силы. Он указал на улучшение положения
судоходства союзников. «Общие потери
торгового флота союзников в.1943 r.,— cKa-
зал Александер,— ниже самых оптимисти-
ческих предположений, которые мы делали
в начале года, и лишь немного превышают
половину наметки, которую мы сочли воз-
можным сделать. Средние потери за по-
следние 8 месяцев ниже уровня 1918 г. Сви-
детельством сокращения потерь является
уменьшение удельного веса потопленных
судов, входивших в состав основных кара-
ванов судов, которые следовали через се-
верную часть Атлантического океана и
вдоль побережья Соединенного королевст-
ва. В. 1941 г. одно потопленное судно при-
ходилось на 181 судно, находившееся в мо:
pe, B 1942 r—na 233, в 1943 — на 344,
Людские потери в этих караванах за вто-
рую половину прошлого года были менее
одного на тысячу».

Александер сказал, что поворотный пункт
был достигнут в третьей декаде марта
1943 г., когда состоялись операции, которые
вполне можно причислить к решающим мор-
ским операциям в истории. Потери ` торго-
вого флота сократились с внезанностью, ко-
торую вряд ли возможно преувеличить. Вре-
менами немцы бросали против одного кара-
вана по 30 подводных лодок. Но герман-
ским подводным лодкам был нанесен такой
удар, что они фактически покинули север-
ную часть Атлантического океана на много
месяцев.

Александер: предупредил, однако, что не
следует ослаблять усилий, так как можно
ожидать, что немцы попытаются возобно-
вить свои удары.

По словам Александера, то’обстоятель-

ство, что Средиземное море вновь открыто
для судов союзников, равносильно милли-

ону тонн дополнительного тоннажа, и осво- !

Английский морской министр
об успехах судоходства союзников

бождение Северной Африки и Италии дало
еще половину этого количества в виде гото-
вых судов.

«К концу января,— сказал Александер,—
в Великобритании построено лишь не на-
много меньше военных кораблей, чем за
время прошлой войны. К концу прошлого
года построено значительно больше торго-
вых судов, чем за время прошлой войны,
Сейчас английский флот сильнее военно-
морских сил противника, чем когда-либо по-
сле паления Франции. 1

При сопровождении караванов, направляв-
шихся в СССР, потоплено 13 английских
военных кораблей. В течение некоторых пе-
риодов потери торгового флота были круп-
ными. Однако 88 проц. грузов благополуч-
но прибыли по назначению. За последние 12
месяцев из 11 японских судов, пытавшихся
прорвать блокаду, лишь двум удалось до-
стичь порта, причем они потерпели аварии.

Потери английского флота во время бит-
вы за плацдарм Неттуно составили 2 крей-
сера («Спартэн» и «Пенелопа»), 2 эсминца
(«Янус» и «Инглфилд») и 5 крупных де-
сантных судов. Всего королевский военно-
морской флот и флоты союзников потеряли

в Средиземном море с начала сицилийской
кампании 2 крейсера,   минный заградитель,
10 эсминцев, 2 подводные лодки и 10 вто-
ростепенных военных кораблей».

—о—

Нокс о военно-морских силах
США

даёт вашиангтонский корэеспондент агент-
ства Рейтер, морской министр США Нокс
заявил на пресс-конференции, что военно-
морской флот Соединённых Штатов сейчас
насчитывает около 900 боевых кораблей.
Hone заявил, что из каждой тысячи судов,
которые пересекали Атлантический океан
во второй половине 1943 г., противник топил
в среднем менее адного. ‘Однако Hoxe or-
метил, что нельзя полагать, будто подвод-
ная война уже окончилась.

РЕЙТЕР `О НЕУДАЧЕ- АНГЛО-ТУРЕЦКИХ
ВОЕННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер в Каире
Мартин пишет, что, как стало известно
6 марта в обычно заслуживающих доверия
каирских кругах, состоявшаяся недавно по-
ездка английской военной миссии в Турцию
окончилась неудачей вследствие тех поли-
тических настроений, которые господствуют
в некоторых турецких кругах. Как сообща-
ют, турки категорически отказались предо-
ставить авиационные базы ‘или вступить в
войну прежде, чем в их распоряжение не
поступит такое количество материалов, на
доставку которых в Турцию потребовались
бы месяцы. Как выяснилось, переговоры но-
сили чисто военный характер, но по истече-
нии пяти недель руководители миссии вы-
нуждены были ить начальнику турец-
кого генерального штаба Кязым Орбай, что
они решили немедленно покинуть Турцию.

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). По сообще-

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

«Великие люди русского народа»

Серия брошюр издательства «Молодая гвардия»

Благородным примером беззаветной пре-
данности Родине служат жизнь и творче-
ство лучших людей нашей страны — полко-
водцев, мыслителей, писателей, художни-
ков, изобретателей. Рассказать о них ши-
роким массам читателей, в популярной
форме осветить деятельность виднейших
представителей русской науки и культу-
ры — эту цель поставило перед собой изда-
тельство «Молодая гвардия». приступившее
в 1943 году к выпуску серии брошюр «Ве-
ликие люди русского народа». В настоя-
щее время вышло уже более десяти _Spo-
нюр о жизни и творчестве крупнейших
русских ‹ ученых, поэтов, художников.
Первые три выпуска серии посвящены за-
мечательным представителям русской на-
уки —К. Тимирязеву, И. Павлову, Н. Жу-
ковскому.

Энтузиазм подлинных искателей истины,
чистота и благородство морального облика,
преданность народу -- вот черты, роднящие
этих великих людей. Смелые новаторы в
важнейших областях естествознания и тех-
ники, они приобрели мировую известность
своими трудами.

Кто из русских людей не произносит <
любовью и благодарностью имя Климента
Аркадьевича Тимирязева? Его молодость
связана с мощным общественным движе-
нием шестидесятых годов прошлого века;
глубоким стариком он встретил Октябрь-
скую революцию. Народ избрал Тимирязе-
ва депутатом Московского совета.

Имя Тимирязева, верного рыцаря науки,
нюсит крупнейшая в стране сельскохозяй-
ственная академия. В его трудах находят
ответы на тысячи вопросов пе только био-
логи, но и ученые, работающие во многих
других отраслях науки.

В. Сафонову, автору книжки «Климент
Аркадьевич Тимирязев», удалось в главней-
ших чертах воссоздать замечательный образ

русского человека и ученого, смелого пропа-
гандиста учения Дарвина, блестящего экс-
перимевтатора, неутомимого исследователя.
Многогранность натуры, всесторонность ин-
тересов, строгая прямолинейность во всём—
вот отличительные черты Тимирязева. Био-
лог-волшебник, он проник в тайны превра-
щения неживого в живое, в чудесные тай-
ны зеленого листа, Специалист в области
физиологии растений, он был в то же вре-
мя талантливым физиком. Его перу принад-
лежат также вдумчивые рассуждения о жи-
вописи и страстные политические статьи...
Ученый-гуманист, Тимирязев стремился
поставить науку на службу трудящемуся
человечеству. С его именем связаны первые
шаги русской агрономической науки, ему
принадлежат лучшие популяризации основ-
ных вопросов биологии, «С первых же ша-
гов своей умственной деятельности, — писал
Тимирязев, —я поставил себе две парал-
лельные задачи: работать для науки и пи-
сать для народа, т. е. популярно».
Обаятельный облик Тимирязева-ученого
дополняется благородными чертами граж-
данина-натриота, верного сына народа,
борца против царизма, против реакции в
науке и общественной жизни. Понятной
становится читателю ненависть к Тимиря-
зеву со стороны реакционной профессуры,
в первую очередь немецкой. Не случайно в
толстом справочнике Дармштедтера, где с
немецкой аккуратностью перечислены даже
никчемные диссертации давно забытых не-
мецких доцентов, нет ни одного указания
на труды Тимирязева. A
* ee

С научной деятельностью Тимирязева
почти совпадает во времени деятельность
другого исполина науки—Ивана Петровича
Павлова. }

В брошюре Алексея Югова «Иван Петро-
вич Павлов» рассказано о жизни и

АДРЕС РЕЛАКЦИИ: Москва. 40. Ленинградское птоссе, улипа
рабочей молодёжи — Д 3-31-96; учащейся молодёжи —Д 3-38-90;

Б 3199.

нию каирского корреспондента агентства
Рейтер, в Каире отмечают, что нет никаких
признаков, указывающих на возможность
возобновления англо-турецких переговоро»,
если-только со стороны турок не будут сде-
ланы предложения удовлетворительного ха-
рактера. Решение англичан отказаться от
переговоров было для турок неожиданным.
Как полагают, турки отдавали себе отчет в
том, что они требовали больше, нежели бы-
ли в состоянии получить. Во время перегово-
ров турки настаивали на поставках материа-
лов, предусмотренных в списке, установлен-
ном в Аданеё в тот момент, когда казалось
вероятным продвижение немцев к Анатолии
и затем к Сирии:

„Политические деятели Турции, отмечает
корреспондент, хотели добиться получения
максимального количестза материалов, He
связывая Турцию какими бы то ни’ было
обязательствами.

творчестве выдающегося ученого-физиоло-
га. Ученик и последователь знаменитого Се-
ченова, Павлов вывел русскую физиологи-
ческую науку на аванпосты мирозого’ науч-
ного движения. Русский ‘размах, русское
упорство — эти черты характера опрёделя-
ют и облик Павлова-исследователя. Уче-
ный, провозгласивший своим девизом” не-
умолимую последовательность, лаурезт Но-
белевской премии за выдающиеся работы
по физиологии пищеварения, Павлов, буду-
чи уже зрелым авторитетом, переключается
в другую область своей науки = физиоло-
гию условных рефлексов. Это. переключе-
ние, многим казавиееся необ’яснимым, бы-
ло подготовлено всеми предшествующими
опытами ученого. Наблюдая за фаботой
слюнной железы собаки, Павлов сумел
проникнуть в работу ее мозга, и дальней-
шая его деятельность связывается < изуче-
нием мозговой деятельности животных и
человека. ;

Открытия Павлова увеличили власть че-
ловека над природой. Изучение работы
мозга животного вплотную подвело’ Павло-
ва к вопросу о лечении многих психиче-
ских заболеваний человека.

Порывистый и упорный, жизнерадостный
и трудолюбивый — таким был Павлов,
светлый и мужественный русский гений,
Человек науки, он знал, какую опасность
для мира представляет фашистская армия,
которую он называл «тевтонскими ордами».
С трибуны мирового физиологического кон-
гресса в 1935 году Павлов произнес своло
знаменитую речь, в которой прозвучало го-
рячее обличение фашистских поджигателей
войны.

Горячей любовью к науке, пламенным
желанием отдать народу плоды своей по-
лувековой работы продиктовано предемерт-
ное обращение Павлова к советской моло-
дежи. Трех качеств требовал он от уче-
ных: первое — последовательность, второе—
скромность, третье — страсть. «Будьте
страстны в вашей работе и в ваших иска-
ниях!» — говорил он, обращаясь к молодому
поколению ученых. ,

* #

Заявление Идена

об Аргентине

ЛОНДОН, 8 марта. (ТАСС). Как переда-
ет агентство Рейтер, английский ‘министр
иНостранных дел Иден заявил сегодня в
парламенте, ‘что 25 февраля в Буэнос-Айре-
се, было об’явлено, что президент Рамирес,
утомленный напряженными задачами госу-
Дарственного управления, передал свои фун-
кции вице-президенту генералу Фаррелю.
Учитывая неясность обстоятельств, в кото-
рых было сделано это заявление, англий-
ский посол с того времени ограничил свои
сношения с правительством Аргентины
только вопросами формального порядка.
Аналогичная процедура соблюдается в от-
ношении связи между английским прави-
тельством и аргентинским послом в Лондо-
не. Такая позиция будет сохраняться в. ожи-
дании развития событий в Буэнос-Айресе.
Английское правительство. придает особое
значение определенным действиям, которые
предпринимаются в целях выполнения дек-
лараций, сделанных генералом Масоном 28
февраля и генералом Фаррелем 3 марта и
утверждавших, что внешняя политика, про-
водившаяся генералом Рамиресом, остается
неизменной.

«Палата учтет, — сказал Иден,— что эта
позиция соответствует, позиции, занятой
правительством США, с которым мы нахо-
димся в тесном и постоянном контакте но

этому вопросу».
а

СУД НАД ПЮШЕ

АЛЖИР, 8 марта. (ТАСС). Атентство
Франс Африк сообщает, что трелий день
процесса Пюшё был почти целиком отве-
ден показаниям главнокомандующего фран-
цузскими войсками генерала Жаро.

Генерал Жиро заявил, что он знал обви-
няемого до войны, но з течение войны и
после перэмирия y него пе было. случая
встретиться < Пюшё.

Заседание закончилось при закрытых
дверях; показания давали два офицера
франщузской разведывательной службы и
ещё один свидетель, который з настоящее
время находится в заключении по. обвинению
в шнионаже в пользу Гермавия.

—_—O—

Чудовишные расправы гитлеровцев
< французскими патриотами

БРАЗЗАВИЛЬ, 8 марта. (ТАСС). Как со-
общает браззавильское радио, гитлеровские.
каратели взяли в плен в одном из районов
Верхней Савойи 11 молодых французов-
партизан. Арестованных привели в жандар-
мерию, оголили до пояса, скрутили руки
за спиной, после чего палачи в течение
часа избивали их нагайками. Затем аресто-
ванные были расстреляны. Их трупы былн
выброшены на улицу.

ЖЕНЕВА, 8 марта. (ТАСС). По полу-
ченным здесь сведениям, германский воен-
ный суд в Безансоне приговорил к смерт-
ной казни 8 французов, обвинённых в са-
ботаже. Гитлеровский суд в городе Ванн
приговорил к смертной казни 9 француз-
ских патриотов.

их NNN

смотрит на нас с портрета. Это — отец
русской авиации. Ему посвящена брошюра
«Николай Егорович Жуковский», написан-
ная Львом Гумилевским.

Работы Жуковского относятся к слож-
нейшим отраслям техники аэродинамике и
гидродинамике. Головоломный математиче-
ский расчет лежит в основе ясных, точных
формул, выражающих законы движеняя тел
в воздухе и жидкостях. От этих законов
зависят движение вихря и. парение орла,
качка кораблей и снежные заносы. На точ-
ном знании этих законов покоится расчет
современного самолета. В 1916 году, когда
крупнейшие иностранные специалисты еще
считали математический расчет самолета
невозможным, русский профессор Жуков-
ский выпустил труд «Теоретические осно-
вы воздухоплавания». Жуковский заложил
фундамент для научного проектирования
самолетов.

Многосторонний, как и все почти выдаю-
щиеся русские ученые, Жуковский не удо-
влетворялся узкими научно-теоретическими
исследованиями. Он организовал воздухо-
плавательный кружок и курсы при техни-
ческом училище, в котором преподавал. Из
этого кружка вышли первые русские лет-
чики. По проекту Жуковского, одобренно-
му Лениным, был создан в 1918 году Ин-
ститут аэродинамики и гидродинамики —
ныне одно из крупнейших научных учреж-
дений нашей страны.

Формулы гидродинамических исследова-
ний «сверхинженера» Жуковского сегодня
помогают создавать боевые машины, несу-
Hime смерть врагу науки —германскому фа-
иизму.

Книжка Л. Гумилевского — первый олыт
популярной биографии замечательного рус-
ского ученого-инженера, без чьих трудов
не обходится сейчас ни один авиаконструк-
тор. Автору улалось просто и понятно рас-
сказать о трудах Жуковского, обрисовать
личное обаяние этого человека, могучего
потомка русских богатырей мысли.

Книги о Тимирязеве, Павлове и Жуков-
ском следуег горячо ‘рекомендовать нашей

Энергичное русское лино с окладистой   молодежи.

бородой и огромным лбом мыслителя

отдел литературы и

искусства — Л 3-31-94;

И. ИНОЗЕМЦЕВ.

ae : Молодые

Юные жители Курска деятельно помогают восстанавливать свой город. Мно.

гие из них ‘до войны учились в школах и никогда не Ch

^ ни плолничным, ни штукатурным, ни кровельным ремеслом. Сейчас на стройке
‚ жилых домов, предприятий, учреждений Курска часто
ростков. Они отлично овладели профессиями Строителей. На верхнем синмке вы
видите опытного мастера Семёна Гавриловича

строители

занимались ни столярным,
можно встретить TOL:

УМЕРЕНКОВА с его ‚учениками.

Ребята ловко владеют топором, рубанком, пилой.

В Курске открылась новая школа ФЗО строитёлей. Учащиеся своими силами
“’’ восстановили здание, отведённое под школу, оборудовали мастерские, Хорошо
-® потрудились ученики школы Михаил МЕЗЕНЦЕВ, Виктор ЕМЕЛЬЯНОВ и Вик.

тор ВАНИН. Ови сфотографированы на снимке слева,

=

т у

У реки Сновь, в густой зелени украинских -

садов и лесов, раскинулся небольшой совет-
ский город Шорс (Свовск)—родина Николая
Шорса. На улице Ленина, 36, стоит, домик
repos. Ha фасаде здания заботливой рукой
сделана надпись: «Здесь родился и вырос
легендарный герой Н. А. Шорс». !

Bo время немецкой оккупации дом-музей
Шорса был наполовину разграблен. Уцелев-
шие экспонаты музея хранились у жителей
города. Фашистские мерзавцы не успели
поджечь исторический дом: гитлеровцы бы-
ли вышиблены из города внезайно.

Возродилась жизнь в городе. Открылся
дом-музей Шорса. Его тюсещают ежедневно
бойцы, ‘офицеры, рабочие и служащие.
Посетителей музея тепло и радушно
встречает учитель Николая Шорса Алек-
сандр Федорович Борматов, ныне директор
музея. Он увлекательно рассказывает о
юношеских годах Шорса, о его боевой дея-
тельности в годы гражданской войны:

— Я помню Николая Шюрса, когда он
еще подростком приезжал в форме воспитан-
ника Киевской военно-фельдшерской школы.
С охотничьим ружьем и сумкой за плечами
он целые дни бродил по болотистым бе-
регам и густым зарослям реки Сновь, охо-
тясь за дичью.

Фот9 В. ПАЛЕНОВА.

ДЖомик opea
На родине легендарного героя
— А через несколько лет,— встюмизает

67-летний учитель—я встретил  Шорса
уже командиром Богунского полка. По уля-
пам нашего города он вел тогда своих бой-
цов.

В домике Шорса посетители-фронтовики
внимательно рассматривают репродукцаю с
картины художника Бродского «Н. Шорс на
приеме у товарища Ленина», фотодокумен-
ты, письменный стол, за которым работал
полководец, и пругие экспонаты. Десятки
записей оставляют бойцы и офицеры в кяи-
ге впечатлений.

«Уезжая на фронт, — пишет старший лей.
тенант Ковряков,—я уношу с И память
о смелом и бесстрашном герое, созетскоч
человеке, который, не шадя сил и жизни,
дрался за Родину. Я даю слово, что так же,
не щадя сил и жизни, буду бороться за ско
рейший разгром немецких захватчиков».

Вот какую запись оставил после осмотра
музея ефрейтор Трофимов: «С большим ин-
тересом я ознакомился с музеем Шореа,
Боевая деятельность героя гражданской вой-
ны зовет нас, воинов-гварлейцев, на новые
боевые подвиги».

Гвардии майор А. АНУЧЕНКОВ.

Кизвляне восстанавливают
Крещатик

КИЕВ, 8 марта. (Наш иорр.). Ha цен-
тральной магистрали города — Крещатике,
разрушенном немцами, работают тысячи ки-
евлян. Домохозяйки и студенты, рабочие за-
водов и служащие госучреждений, пионеры
и школьники разбирают каменные завалы,
очищают улицу от обломков.

Организованно вышли на воскреснак тру
цящиеся Молотовского района. Свыше по-
лутора тысяч человек трудилось на отве-

денном для них участке.

За день было вывезено 500 кубометров
строительного мусора, сложены в штабеля
десятки тысяч кирпичей, собраны сотни
тонн металлического лома. Самоотверженно
работали домохозяйки Ленинского района.
Это по их предложению киевляне собирают
инструмент и строительные материалы для
восстановления города. р

На Крещатике установлены большие
красные доски с трудовыми показателями
строительных бригад. Имена многих моло-
дых строителей стали популярными в горо-
де. Молодежные бригады Дмитрика, Верби-
ненко, Осадчей, Тельнова выполняют

Ho.
две: нормы.
т ее Я
\
Юные ашуги
Ашуг — э$о народный певец,  поэт-
эгитатор. Играя ‘на сазе, ашуги в свонх

цеснях зоспевают радость и герсаку труда,
выражают гнев и ненависть народа к вра-
гам любимой Родины.

В Азербайджане почти в каждом районе
есть свои ашуги. Среди них немало подрост-
ков. В юртах кочевников, в домах колхозни-
ков, в сельских чайхачах они славят му:
жество и храбрость советских воннов, вос-
певают самоотверженный труд стахановцев
тыла, их песни зовут к новым победам.

Много пеген ча дум юных ашутов посвя-
meno тому человеку, кто дал советской
детворе счастливую и радостную жизнь.
Песни о Сталине звенят в горах у кочевников
Нагорного Карабаха и Нахичевани, на про-
сторах хлопковых полей Мугани и Ширвени,
на зелёных виноградниках Шамхора и Ки-
ровабада, в садах Кубы и на чайных план-

тациях Ленкорани.

Сталин — лучший учитель и друг,
Ему песню слатаег ашуг.

Пусть ашуга простые слова
Долетят до седого Коемля.

В этой песне, несушей правет,
Отзвук наших великих побед!

Этими проникновенными словами воспе-
вает великого вождя 14-летний Мамед
Алиев из селения Пенсары Астаринского
района.

В труде и учёбе рождаются песна юных
анугов, певцов народного счастья и народ-
ного гнева.

К. ХРОМОВ.

Баку. 7

—O-—

ПАМЯТИ EENKKOTO ПОЭТА

СТАЛИНО, 8 марта. (Наш корр.). 10 марта
исполняется 130 лет со дня рождения вели-
кого украинского поэта, художника и рево-
люционера-демократа Тараса Грягорьевича
Шевченко. Общественность города Сталинои
Сталинской области готовится широко отме-
тить эту дату. Повсюду будут проведены ве-
чера, посвяшенные памяти пламенного бор-
ца и патриота, Сталинский горком партии и
донецкая организация Союза советских пн-
сателей Украины готовят общегородской ве-
чер для партийно-советского актива и ин-
теллигенции. В школах состоятся утрезни-
KH.

«Правды», д, 94, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: спра: й — ДЗ-30-56; — -37- 3-31-79; в
ея а молодёжи —Д 3-38-38; равочны д 5 секретариат Jt 3-37-65 u 113-3 отделов пропаганды и

стенографии — Д 1-04-76 и Д 3-35-00,

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

Детям фронтовиков

СВЕРДЛОВСК, 8 марта. (Наш корр.)
Библиотека Уральского индустриального
института открыла для детей фронтовиков
детский отдел.

Работники библиотеки с большой любовью
подбирают литературу для нового отдела.
На его полках тысячи книг,

—о_—-

Полуфинал
шахматного чемпионата СССР

Вчера донгрывались неоконченные партия,
Азербах точно провёл окончание партии
с Алапорцевым и, имея лишнюю пепку,
принудил последнего к сдаче; Лисицыя
вымррал у Моделя, Рохлин у Гольдберга,
Равинский у Дуз-Хотимирского, Юждович у
Дубинина. Вничью закончились партии Р4-
гозин—Флор и Котов--Рохлин.

После четырёх туров зперели: Котов —
3,5 очка, Рагозан и Ромаповский — по 3.

Пятый тур состоятся 10 марта в Октябрь:
ском зале Дома союзов,

П. РОМАНОВСКИЙ,
заслуженный мастер.

—_`а -—-— —
‚ СПОРТ
_сттпиалетяининия.

Три победы лейтенанта Борина

СВЕРДЛОВСК, 8 марта. (Наш корр.).
Закончились соревнования на первенство
Свердловской области по лыжам, в которых
участвовало около ста лучших лыжнико»,

Прекрасного результата добился лейте-
нант Борин, пробежавиий 20 километров 33
1 час 18 минут 31 секунду. Занявшая дза
  первых места Шмелькова пробежала пяти-
километровую дистанцию за 24 мивуты
40 секунд и 10 километров за 49 минут

стрее ‘всех прошла старейшая лыжница
страны Максунова («Динамо»). Ее время:
1 час 7 минут 20 секунд,

Большого успеха добились спортсмены
Уральского военного округа. Лейтенант Бо-
рин вышел победителем трех забегов. Ему
присвоено звание’ ‘абсолютного чемпиона
Свердловской области по лыжам и вручен
приз имени Гвардейского Уральского‘ тан-
кового` корпуса — золотые часы. Такой же
приз для женщин получила молодая
спортсменка Уралмашзазода `Шмелькова,
еще в прошлую зиму показавишая себя таз
лантливой лыжницей.

Спортивный вечер
рязанских школьнииов

РЯЗАНЬ, 8 марта. (Наш корр.). С боль-
пцм успехом прошёл спортивный вечер в
1-й мужской школе Рязана. Он открылся
парацом участников. Болыное место в Вы-
ступлениях заняло фехтование, Учащиеся
Барнев, Актоз, Окаемов добились больших
успехов в этом оборонном виде спорта.
Упражнения на брусьях, кольцах, вольные
движения, художествемная гимнастака зы-
звали живейшай интерес у зрителей, Сле-
дует отметить, что в городской спортивной
школе занимается более двухсот школьни-
ков Рязани,

—е

ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета РСФСР на-
ый и Анатолия Иосяфо-
ча Наролным Комиссаром . Иностранных
Дел РОФОР. И
ху*
Президиум Верховного Совета СССР ва-
значил тов. Козлова Виктора Семенозита
Чрезвычайным и Полномочным Послакни-
ком СОСР в Эфиопии.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

26 секунд. 15-километровую ‘дистанцию 6b

отдел информации — Д 3-38-49; военный отдел — Д 3-36-24; писем — Д 3-50-69;

эгитации — Д 3-37-22; комсомольской жизни — Д 3-37-09: отдел
иллюсграцуи — Д 3-30-22;   бюро

Изд. № 176.