‹ стей

Заявление Черчилля
0 судьбе итальянского

флота

ЛОНДОН, 9 марта. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, английский‘ премь-
ер-министр Черчилль сегодня выступил в
палате общин с заявлением о судьбе
итальянского флота. Он сообщил, что чле-
ны палаты общин внесли два запроса для
рассмотрения на ближайших заседаниях
палаты, Поскольку эти’ вопросы являются
до некоторсй степени актуальными, он ре-
шил ответить на -них. сегодня.

«Как заявил президент Рузвельт,—ска-
зал Черчилль,— вопрос о будущем исполь:
зовании и принадлежности итальянского
флота явился об’ектом некоторых перег».
воров. В частности, уделялось внимание
немедленному укреплению советского во-
енного флота за счет англо-американских
или итальянских ресурсов. По поводу
этих переговоров я могу лишь заявить
что в настоящее время не намечается ни-
каких изменений соглашения, достигнуте
го с итальянскими военно-морскими вла:
стями, в силу которого итальянские ко-
рабли и их команды принимают участие в
общей борьбе против’ врага на Tex TeaT-
рах военных действий, где они теперь
оперируют. Весьма возможно, что общее
решение вопроса о распоряжении флотом
противника или бывшего противника луч-
ше всего оставить до того, как будет за-
кончена война как против Германии, так’и
против Японии, кбгда союзники-победите
ли смогут рассмотреть общее положение в
целом и когда можно будет принять пра-
вильное и справедливое решение».

—_—O-—

_  Заввление Идена
06 англо-польском соглашении
( ВЗаимней помоши

ЛОНДОН, 9 марта. (ТАСС). Как пере:
дает агентство Рейтер; сегодня в палате
обшин Идену был задан следующий во-
прос: намерено ли правительство продлить
англо-польское соглашение о взаимной пс-
мощи по истечении его срока’ в ‚авгусге
1944 года. Иден ответил: «Статья 8-я анг-
ло-польского соглашения о взаимной помб-
щи, подписанного в Лондоне 25 августа
1939 года, предусматривает, что это согла:
шение сохраняет свою силу в течение пя-
ти лет с момента подписания и что, если
это соглашение не будет денонсировано за
шесть месяцев до истечения этого’ срока.
OHO продолжает сохранять свою силу для
каждой из подписавших его сторон, кото-
рые затем имеют право девснсировать егэ
в любое время, предупредив 0б этом за
шесть месяцев вперед. Поэтому нет ника-
ких оснований предполагать; что срок это-
го соглашения истекает в августе 1944
года, и следовательно не возникает ника-
кой необходимости в продлении соглаше-
НИЯ». `
oes

Литтлтон о военном
преизводстве в Англии

ЛОНДОН; 9 марта. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, английский министр воен-
ного производства Литтлтон сообщил се-
годня в парламенте, что с начала войны до
конца 1943 года в Англии было выпущено
83 тысячи танков, бронемашин и тягачей,
свыше 90 тысяч самолетов и
115 ‘тысяч орудий калибром. более 20 мм.
В Англии было выпущено также 150 млн.
снарядов, около 5 млн. 250 тыс. пулеметов,
ВИНТОВОК, автоматов и пистолетов-автома-
тов и свыше 1 млн. ежлнин транспорта не-
бронированного типа. Английская. судостро-
ительная промышленность перехрыла moTe-
ри в судах так, что к концу 1943 года мошь
английского флота по большинству клас-
сов кораблей превышала его мощь, в начале

войны. а
БОИ В ЮГССЛАВИИ

ЖЕНЕВА, 9 марта. (ТАСС). Как сооб-
щают из Югославии, идут ожесточённые
бои на Козарском направлении Приедор-
ского участка фронта. В результате Goa ya-

народно-освободительной армии с
крупной немецкой колонной в районе меж-
ду Босански Нови и Приелором гитлеров-
цы потеряли 85 человек убитыми и много
ранеными. На остальных участках фронта в
Западной Боснии части наредно-освободи-
тельной армии ведут наступательные опз-
рации вдоль транспортных линий. На же-
лезной дороге Босански Неви — Костай-
ница был захвачен вражеский поезд с во-
енным имуществом. В бою гри захвате это-
го поезда было убито 80 и ранено много
немцев.

свыше

ИНОСТРАННАЯ ПЕЧАТЬ

О СОВЕТСКО-ФИНСКИХ

ОТНОШЕНИЯХ

НЬЮ-ЙОРК, 7. марта. (ТАСС). Болышия- к мирным условиям, предложенным  Совет-

ство американских газет продолжает ирв-
ветствовать советские условия перемирия,
предложенные Финляндии, считая их уме-
ренными. Многие газеты предостерегают
Финляндию против оттяжки ею решения о
принятии советских условий.

Газета «Вашингтон пост» советует фин-

нам реалистично отнестись к стоящей перед `

ними проблеме. Газета отмечает, что здра-
вый смысл призывает финнов восстать про-
тив немцев, планы которых против Фин-
ляндии и цивилизащии нельзя’ игнорировать.
Финляндия, по словам газеты, может наи-
лучшим образом обеспечить свои ‘интересы,
если будет как можно бсльше содейство-
вать краху гитлеровцев. ‚ 7

i

Газета «Ньюс» (выходит в Буффало) пре-
достерегает финноз против раслета на то,
что, затягивая переговоры, они’ обеспечат
себе более выгодные условия. «Затяжка, —
пишет газета, — является весьма опасной>.

Газета «Таймс» (выходит в Лос Анжело-
се) также заявляет, что финны должны ско-
рее принять предложенные им условия, ибо
в противном случае их ожидает только
безоговорочная капитуляция, к которой их
Day AIT оккупация, блокада, разрушения
и голод. По мнению газеты, решение Фин-
ляндии оттягивается под влиянием пронз-
пистских элементов в фичском правитель-
стве и под германским нажимом.

Радиокомментатор Суинг заявил, что
США заинтересованы в выходе Финляндии
‚из войны не только из политических. но и
из военных и экономических соображений.
Германская‘ авиация, находящаяся в Сезер-
ной Финляндии, совершаег налеты на се-
верную линию снабжения Советского Сою-
за. «Таким образом, — заявляет Суинг, —
финны дают возможность немцам нападать
на американские суда с финской террито-
рии». f

Суинг отмечает умеренность советских
условий перемирия.

Выходящая в Спрингфилде газета «Ри-
пабликен» напоминает Финляндии, что она
ведет рискованзую игру, намеренно затяги-
вая решение.

По мнению газеты «Джорнэл» (Милуоки),
отклонение советских условий для Финлян-
дии будет равносильно самоубийству.

Даже газета «Обсерзер» (выходит в Шар-
лотте), которая с дозерием относится ‘к за-
явлениям Финляндии о том, будто она не
желала участвовать в войне, предупреждает
Финляндию, что она не может надеяться
на сохранение своей нациочальчой незави-
симости, если будет продолжать воевать
на. стероне Германии.

СИДНЕЙ, 7 марта. (ТАСС). Газета
«Сидней морнинг. геральд» в редакционной
статье пишет:

«Финское правительство, повидимому,
проявляет больше гордости, нежели здра-
вого смысла в своей позиции по отношению

ским Союзом... Проявляя нерешительность
в отношении деталей, финны не только не-
серьезно относятся к своей последней воз-
можности выйти из борьбы, но подвергают
свою армию тем же несчастьям, перед ко-
торыми стоят немцы», j

«Красная армия, — пишет далее  газе-
та, — находится уже у ворог Нарвы и
Пскова на пути в Эстонию, изолируя тем
самым Финляндию от Германии. В самом
деле, если бы Сталин руководствовался
‘только военными соображениями, он мог
бы с уверенностью ожидать неизбежного
часа катастрофы Финляндии и не интере-
совался бы никакими запросами относи-
тельно разрешения проблемы путем пере-
говороз». Поэтому, отмечает газета, совет-
ские предложения являются жестом! велико-
душия по отношению к Финлячдии,

СТАМБУЛ, 6 марта. (ТАСС); Турецкая
печать уделяет значительное внимание со-
ветским условиям перемирия с Финляндией.
Большинство журналистов отмечает уме-
ренность советских требований.

Газета «Ватан» в редакционной   статье
отмечает «сдержанность и дальновилнюсть»,
проявленные Созетоким Союзом, «несмотря
на то, что у него было достаточно причин
для недовольства нынензним финским пра-
вительством».

Газета  «Ени сабах» пишет, что никакие
заявления и опровержения не могли нане-
сти такого удара по антисоветской пропа-
ганде нацистов, как этот практический шаг
Советского Союза.

Зекерия Сертель в статье, напечатанной в
газете «Тан», обращает внимание на то. что
советские предложения ‘не содержат ни`од-
ного пункта, который затрагивал бы неза-
висимость и суверенитет Финляндии. Мо-
сква, — пишет он, — не потребовала капи-
туляции и интернарозания финской армии,
выдачи финского флота и наказания членов
финского правительства. «Россия, — про-
должает Сертель, — дает финиам возмож-
ность с честью выйти из войны». Однако
Сертель считает, что Финляндия в лице
своего нынешнего правйтельства, которое
«слишком поспешно приняло решение об
участии в войне против Советского Союза и
‘слишком медлит с решением о выходе из
этой войны», встретит серьезное препят-
ствие к достижению мира.

Та же газета в редакционной статье счи-
тает, что финское правительство сознатель-
но затягизает переговоры. По мнению
«Ган», финское правительство запросило
Москву об условиях перемирия с согласия
немцев, надеясь на то, что эти условия бу:
дут очень тяжелыми. «Немцы, — продол-
жает газета,— хотели получить лишь сред-
ство для того, чтобы подхлестнуть фин-
скую нацию и других союзняхов Герма-
нии. Но умная и дальновидная политижа
Москвы перевернула вверх дном эти пла-

ны».
=

`Массовое уклонение населения
Германии от несения службы ПЗО

ЖЕНЕВА, 9 марта. (ТАСС). `Немедко-
фашистская газета «Мюнхенер нейесте
нахрихтен» опубликовала приказ начальни-
ка мюнхенской полиции, в котором говорит-
ся, что население города проявляет абсо-
лютно недостаточное рвение при несении
службы противовоздушной обороны. «Все
чаще наблюдаются случаи, — говорится в
приказе, — когда мобилизованные на служ-
бу ПВО уезжают за пределы района, где
они проживают, с целью уклониться от вы-
полнения своих обязанностей». Начальник
полиции угрожает этим лицам суровой рас-
правой. и

Посылка. за границу новых
канадских авмарскагрилий

ОТТАВА, 9 марта. (ТАСС). Министр авиа-
ции Канады Пауэр заязил в палате общин,
что с министерством авиации Англии заклю-
чено соглашение о посылке за границу еше
6 канадских воздушных эскадрилий из числа
внутренних воздушных сил Канады.

Пауэр заявил, что в настоящее время Ка-
нада имеет около 12 тысяч учебных самоле-
тов, а для того, чтобы покрыть потребности
учебных авиационных частей, заказано. еще
960 самолетов. В аэропорту близ Оттавы со-
здана специальная часть для подготовки
летного состава.

Суд над французским гитлеровцем Пюшё
’ Общественный обвинитель потребовал казни обвиняемого

ЛОНДОН, 9 марта. (ТАСС). Как сообщает
агентство Рейтер из Алжира, общественный
обвинитель по делу Пюше генерал Вейсс
потребовал смертной казни для обвиняемого.
Вейсс, в частности, заявил, что доказатель-
ства виновности Пюше он основывает на до-
кументах Виши. За шесть месяцев 1941 года
по приказам Пюше было произведено 5.390
арестов. и произведено в. частных домах
12 тысяч обысков. Пюше, будучи членом
«правительства» Виши, проливал  француз-

Газета «Франс» о

‚ЛОНДОН, 9 марта. (ТАСС). Газета
«Франс» пишет в передовой статьв, посвя-
щенной суду над Пюше, что «Пюше строит
свою ‘защиту на том, что он будто бы играл
с Петэном двойную игру. Он изображает
себя противником немцев, претендует на
то, что он якобы спасал сопротивляющихся,
но признает, что проводил суровые репрес-
сии против коммунистов... Антикоммунизм,

‘которым кичится Пюше, является основой

гитлеровской пропаганды действий. Комму-
нисты, к которым Пюше, как он хвастается,

HEB H

Эта места; по которым бродил когда“то
с ружьем за плечами и ягдташем, наполнен-
ным дичью, молодой Тургенев, давно изме-
нили свой облик и даже имя.

Там, где стоял прежде голый холм, надвое
рассеченный оврагом, и одинокие ракиты
боязливо спускались вкиз, вырос молодой
лесок. И ветер шевелит нынче гордыми,
вепослушными вершинами.

Захудалое сельцо Колотовка разрослось
з ширь и длину, отбросило прочь свою горь-
кую кличку, напоминавшую о ‘былых тяж-
ких днях, и называется нынче Синявиным.
Шумное Сергиевское, стоящее на большой
орловской дороге, стало ещё ‘оживленнее.
Это теперь районный центр Тульской обла-
сти — Плавск. Много воды унесли с той
поры местные речки. Но в памяти народа
бережно хранятся предания здешней стари-
ны, И любой синявинский мальчишка в от-
цовской пилотке, раскатывающий на одном
коньке по сельской улице, охотно укажет и
овраг, и место в голове оврага, откуда вела
тропка к знаменатому Притынному кабаку.

Именно здесь слушал однажды изумлен-
ный и очарованный Тургенев соревнование
двух сельских певцов — Якова Турка и
рядчика из Жиздры,

«Действительно, в наших краях знают
толк в пении, и недаром село Сергиевское
на большой орловской дороге славится во
всей России своим особенно приятным и
согласным вапевом», — писал Тургенев.

Испокон веков здесь поют зсе от малого
до старого. И девушки за пяльцами, и
хосцы на покосе, и старики, и старухи, со-
биоающиеся под солнечный закат у зава-
линки.

Горькие времена знавали здешние. песен-
наки. До сих пор жизут в Синявине рас-
сказы о помешаце Стрыганихе. Время от
времена Стрыганиха наезжала‘ сюда из Пе-
тербурга вместе со’ своим вечно’ пьяным
супругом и производила смотр крепостным
голосам. С’езжались покупатели, и начина-
лась торговля басами и сопрано, тенорами
и альтами. Мужей безжалостно разлучали
< женами, матерей с малыми детьми.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Ленинградское поссе. улица «Правлы», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56;
ася молодёжи — Д 3-31-96; учащейся молодёжи — Д 3-38-90; отдел крестьянской молодёжи —Д 3-38-38;

скую кровь. Официальные документы «ми-
нистерства» внутренних дел Виши, заявил
общественный обвинитель, говорят о посто-
янном сотрудничестве между Пюше и глав-
нокомандующим немецкими оккупационными
силами во Франции. «Конечно, — добавил
Вейсс, — обвинение не утверждает, что
убийства созершены. лично самим Пюще, но
когда союзники будут судить Гитлера, то
разве его оправдают потому, что он сам не
держал в своих руках топор палача?»

суде над Пюш&

был безжалостен, являются патриотами,
борющимися против Германии так же, как
другие участники сопротивления».

Касаясь различных этапов политической
деятельности Пюше,. газета отмечает; что
представители обвинения считают Пюща
типичнейшим представителем Виши. В за-
ключение газета пишет, что вся работа Пю-
ше в «министерстве» внутренних дел Виши
сводилась к тому, чтобы сломить сопротив-
ление французских патриотов. .

‘ко они не докажут, что идут

„Действия авиации
союзников

Налет американских
бомбардировщиков на Берлин

ЛОНДОН, 9 марта. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, тяжелые бомбардировщи-
ки, входящие в состав американского 8-го
авиационного корпуса, днем 9 марта совер-
шили налет на об’екты в Берлине. Бомбар-
дировщики действовали под прикрытием и в
сопровождении крупных соединений амери-
канских и английских истребителей.

ЛОНДОН, 9 марта. (ТАСС). Как переда-
ёт агентство Рейтер, в результате налёта
американских бомбардировщиков на Бер-
лин, совершенного 8 марта, был сильно по-
врежден шарикоподшипниковый завод. Под-
верглись бомбардировке также и другие во-
енно-промышленные об’екты. Истребителями
союзников были сбиты в воздушном бою
83 самолёта. противника. Союзняки потеряли
при этом 16 истребителей. Из этого налёта
не вернулись также 38 американских бом-
бардировщиков.

—O—

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 9 марта. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что на плацдарме в районе Анцио были от-
ражены две небольшие атаки врага.

8 марта. средние бомбардировшики совер-
щили налёты на сортировочную станцию в
Орте (Центральная Италия) и на порт Сан-
Стефано (западное побережье Италии).
Истребители и истребители-бомбардиров-
щики совершали налёты на неприятельские
об’екты в районе плацдарма в Анцио и в
Монтальто ди Кастро (Центральная Ита-
лия). Уничтожено 6 самолетов противника.
Союзники потеряли 9 самолётов.

a
Всеобщая забастоска
в Северной Италии

НЬЫО-ЙОРК, 9 марта. (ТАСС). Как пе-
редает бернский корреспондент агентства
Юнайтед Пресс, по сведениям, полученным
из Италии, 6 миллнонов рабочих в Сёвер-
ной Италии продолжают бастовать, несмст-
ря на приказ оккупационных властей во-
зобновить работу до 8 марта. Как переда-
ют, бастующие рабочие требуют отмены
об’явленной властями мобилизации италь-
янцев на военную службу, прекращения
насильственной отправки итальянских рабо-
чих в Германию и немедленного ‘освобож-
дения и возвращения в Италию многих ты-
сяч итальянских рабочих, ранее арестован-
ных и отправленных в Германию. Немцы
угрожают бастующим жестокими  репрес-
сиями. Как сообщают, немецкие войска
устроили, на улицах и заводах Милана и
Турина проволочные заграждения и уста-
новили пулеметы. Фашистские власти о5’я-
вили о том, ‘что ‘все молодые итальянцы,
появляющиеся на улицах, будут  привле-
каться к военно-полевому. суду, если толь-
на работу

или на призывной пункт.

—о—

Итало-фашистская газета
предлагает клеймить
«врагсв режима»

ЖЕНЕВА, 9 марта. (ТАСС). В итало-фя-
шистской газете «Пополо д’Аллесандриа»
помещена статья, автор которой предлагает
властям клеймить «врагов режима», т. е.
противников фашистского строя, «дабы
можно было по лищу узнать, что эти лю-
дн — враги общества».

о
Румынские сккупанты распродают
награбленное

СТАМБУЛ, 9 марта. (ТАСС). Румынские
власти, ограбившие население временно ок-
купированных ими советских районов, те-
перь спешно сбывают награбленное имуще-
ство в связи с тем, что нет возможности
его вывезти. В румынской газете «Универ-
сул» помещено об’явление, в котором говэ-
рится, что «заднестровское губернаторство»
имеет в продаже значительное количество
таких товаров, как кровати с  матрацами,
меховые вещи, эмалированные кастрюли,
дверные петли и т. д.

eee

Людские потери амезиканского
торгового флота

ВАШИНГТОН, 9 марта. (ТАСС); Мор-
ское министерство США об’явило, что с
сентября 194] года по   марта 1944 г. об-
щие потери американского торгового флота
составили 5.565 человек, в том числе 700
убитыми, 245 военнопленными и 4.300 про-
павшими без вести. В феврале потери coc-
тавили 64 человека.

и ь у

А народ все пел, излизая тоску. Люди
этой деревушки, прозябавшей в бедности,
жавшей, словно на дне страшного оврага,
точно находили исход своему горю в песне,
то шемящей, грустной, ‘за душу хватающей,
то разухабисто-веселой и озорной.

Полвека назад приехал в Синявино моло-
Rok учатель; страстный любитель пения.
Вместе с букваряма он привез в деревню
ноты, И деревенские мальчишки, усердно
зубравшие «аз; буки, веди», постигали за-
одно и тайны скрипичного ключа. Учитель
создал хор из молодых крестьян. А после
революции, в годы гражданской войны, хор
выехал на фронт. Санявинцы созершали по-
ездки по фронту < огромным успехом, Бой-
цы слушали задушевные песни деревенских
певцов и шла в бой. Старики с гордостью
вспоминают сейчас, как заслушивалсея ‘их
пением в кругу красных конников Семен
Михайлович Буденный, тогда’ командарм
Первой Конной.

Довелось и синявинцам служить конни-
ками. Были они лихими эскадронными -3ane-
валами и неплохими солдатами, ‘потому
что, известное дело, хороший‘ запевала не
может быть плохим солдатом,

В семье учителя, руководившего хором,
воспитывался мальчик Борис. Он вырос на
песнях. Песни словно давали волю полету
детской фантазия, развивали богатые ду-
шевные силы подростка.

Судьба этого мальчика, над колыбелью
которого сам народ напевал свои бесхитро-
стные мелодаи, сложилась удивательно.
Пришло время, ютоша возмужал. окреп и
сам вошел в песню. Вся страна узнала о
подвигах советского летчика Бориса Сафо-
нова, Мальчик из Синявина стал знамени-
тым accom, дважды Героем Советского
Союза.

Говорят, Сафонов воевал, как песню пел.
Он всегда запевал в полете, кадая вниз,
на землю, поверженнога., врага,

Такие чудеса творят песни. От песен у
человека вырастают крылья. Песня родит
богатырей, :

‘ней,

И синязинцы строили свою новую жизнь
< песней.

Бывало, ‘проезжая ‘мимо синявинского
колхоза «Путь Ленина», стоящего близ
Большой орловской пороги, шоферы глу-
шила моторы, возчики останазлавали ко-
чтобы послушать разносившиеся из
изб серебрячые переборы такой могучей и
затейливой игры, какую в других местах,
верно, и не услышишь.

Но были дна, когда молчало, как вымер-
шее, село Синявино. Это случилось, когда
пришли сюда немцы. Женский плач да сла-
щавые звуки солдатской губной гармоники
раздавались теперь по сельской улице. Это
веселалась оккупанты.

Немецкие солдаты бесчинствовали, Они
свели всех коней в колхозе, прирезали ко-
ров, ограбили дома. Колхозница Солдатова
не захотела открыть дверей ломившемуся
в избу пьяному немцу. Он прошил дверь
очередью из автомата и убил колхозницу.

Выл случай, когда какой-то ‘немчик-еф-
рейтор вздумал послушать песни и велел
согнать себе в избу синявинских девушек.
И вот хор под дулами немецких автоматов
затянул что-то грустное и в то ‘же время
могучее и грозное. Немец махнул рукой и
приказал разогнать всех прочь.

Еще Тургенез писал, что, послушав рус-
ские песни, вызывающие восхищение зна-
тока, «немец пришел бы от них в негодо-
вание».

А однажды на окраину Синявина вступил
большой немецкий отряд. За шеренгой сол-
дат, шедших длинным царкульным шагом,
двигалась тележка с поклажей. Русский
юноша-подросток был запряжен з нее. Узда
оыла накинута мальчику на лицо, тонкие
ремни впились в шею, удила до крови раз-
дирали рот. Немецкий солдат, шагавший
рядом, время от времени подгочял подрост-
ка бичом.

Немцы поймали мальчика где-то по до-
роге. $

Он был в тот же день расстрелян У си-
HABHHCKHX сараев.

Придет время, и бронзовое изваяние под-
ростка, убитого немцами в Синявине — селе
русских пезцов, будет, быть может. уста
вовлено злесь же, на сельской улице. Оно

отдел литературы

станет напоминать о тех черных. днях, когда
немцы хотели накинуть узду на наш народ,
убить его душу — его песню.

Но вот немиев прогнали из Синявина. И
здешние колхозники стали по кирпичику
восстанавливать разрушенное ‘оккупантами
хозяйство. Как-то сам собой собрался вновь
и синявинский хор, потому что люди здесь
не могут жить и работать без песен. И сно-
ва, как прежде, отбивая‘к весне косу, нет-
нет да и возьмет верхнюю октаву знаме-
нитый здешний бас, семидесятидвухлетний
дедушка Белов, самый старый участник си-
Нявинского хора,

И вот идет от избы к избе, сзывая людей
на работу, звеньевая Анна Попкова — про-
славленное синявинское сопрано. И песня
щагает с ней рядом от избы к избе.

Недавно в селе Синявино организовался
еще один — молодежный — хор. Руководит
им Вера Трофимова — свкретарь комитета
комсомола. В состав. хора вошли все до’
единого комсомольца села. (Синявинская
молодежь не только ‘поет, но и рабо-
тает дружным хором. Вместе выходят ua
снегозадержание, заготавливают удобрение,
готовят инвентарь. А с месяц назад собрали
и отправили в подарок детям фронтовиков
шесть об’емистых посылок с деревенскими
гостинцами.

Хор пожилых колхозников и хор моло-
дежи соревнуются между собой и в пекне и
в труде. Оба хора зыезжали в Тулу на
смотр художественной самодеятельности.
Тот, кто. присутствовал на этом замеча-
тельном споре хинявинских певцов, верно,
вспомнил «Певцов» Тургенева, «занозистую
Удаль» рядчика из Жиздры и песни Якова
Турка, от которых «веяло чем-то родным,
песбозримо широкам, словно, знакомая степь
разливалась перед вами, уходя в бесконеч-
ную даль»,

Потом голоса обоих хоров слились вме-
сте, и под высокими сводами поднялась,
порой трепеща и замирая, мощная и неж-
ная, грозная и сладостная мелодия велича-
вой и бессмертной, как душа нашего народа,
русской песни.

Евг. МАР.

Синявино

Тульской области.

и искусства — Д 3-31-94;

отдел информации — Д 3-38.49;

стенография — Д 1-04-76 и Д 3-35-20.

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

секретариат — Д 3-37-65 и Д 3-31-79; отделов пропаганды и агитации —
военный отдел — Д 3-36-24;

т и
53200. .

— ———=—=—=
аня
eS Е

>

Девочки 404-й школы’ Мо-
лотовского района столи-
цы хотят быть - хорошими
хозяйками, уметь дома де-
лать всё. своими руками,
По их просьбе в школе
организован кружок руко-
делия. Вязать, вышивать,
штопать, кроить и шить—
всему этому можно на-
учиться в кружке, Ha
снимке — руководительни-
ца кружка рукоделия
`Т. С. ПЕВЦОВА - показы:
вает Тамаре  ВОРОБЬЕ-
ВОЙ, как вязать носки.
Фото М. ДАНИЛОВОЙ.

>

Они прололжают работу

Бытовые комсомольские отряды /города
Ленина, возникшие в тяжелые дни блокады,
продолжают свою работу и сейчас. Они взя-
ли шефство над военными госпиталями.
Комсомолки приходят сюда после работы, в
выходные дни, помогают ухаживать за ра-
пеными. .

Мы расскажем о бытовом отряде комсо-
мольской организации завода, где комсор-
гом ЦК ВЛКСМ Борис Белов.

kk

Ночь на исходе. Полуосвещенная палата
военного госпиталя. Тишину нарушают ти-
хие стоны, обрывки фраз, произнесенных в
бреду. К ним чутко прислушиваются три де-
вушки в белых халатах. Они сидят ‘у ма-
ленького столика и смотрят на яркий круг
света от затемненной лампы. Так легче по-
бороть сон.

Вечером, прямо с завода, комсомолки при-
шли в госпиталь. Им, членам бытового от-
ряда, поручили первое дежурство. Работы
было много. Девушки кормили раненых, мы-
ли посуду, убирали палаты. , ‘

Только сейчас выпали первые свободные
минуты, и девушки отдыхают, наблюдая за
ранеными. ;

— Сестричка, воды...

Шура Попова осторожно приподняла за-
бинтованную голову бойца. Он жадно при-
пал сухими, потрескавшимися губами к ста-
_кану. Затем, откинувшись на подушку, за-
тих, держа руку девушки. ПГура сидела,
глядя на обветренное, чуть побледневшее
лицо солдата. Ей вспомнились страшные
дни блокады, когда она, член бытового от-
ряда, вот так же просиживала у кроватей
ленинградцев, ослабевших от холода и. го-
лода, топила им печи, готовила скудную
пищу. Многим. она тогда помогла, многих
спасла ог смерти.

Боец уснул. Осторъжнс высвободив руку,
комсомолка ‘подошла к соседней кровати.
Тут лежал молодой гвардеец. Боясь разбу-
дить соседа, он тихо заговорил: ”

— Ты понимаешь, сестричка, только не-
давно получил орден — вот он, — гвардеец
раскрыл кулак, на ладони лежал орден
Красной Звезды. — И за Красным Селом
один фриц из автомата меня прострочил, Я,
коне но, на тот свет его отправил. Но, по-
нимаешь, обидно: товарищи дальше, на за-
пад идут, а мне вот лежать приходится.

Поправив подушку. Шура успокоила
гвардейца: скоро он, мол, поправится и про-
делжит свой боевой путь.

В это время в конце палаты в бреду. за-
метался молодой солдат-казах. К нему по-
спешила Лиза Урядникова. Раненый повто-
рял одно и то же незнакомое слово.

Лиза осторожно положила ладонь на го-
рячий лоб солдата, и он стал дышать ров-
ьее, спокойнее,

В палате. наступила тишина. Наконец. по-
дошло ‘утро. Комсомолки сдавали дежур-
ство. Раненые тепло прощались с девушка-
MH,

— Приходите, обязательно приходите, се-
стрички. С вами хорошо, — говорили они.

Комсомолки почувствовали, как они нуж-
ны здесь. Докладывая председателю быто-
РогС Комсомольского отряда Наде Бузиной
< дежурстве, Катя Чистякова попросила:

— Пошлите нас сегодня опять в госбпи-
таль.

Но желающих ухаживать за ранеными
воинами было много. Каждый ведь готов
помочь героям, которые кровью своей осво-
бождают. ленинградскую землю от’ немец-
ких захватчиков. Г

Когда в соседний с заводом госпиталь
стали прибывать раненые с полей ожесто-
ченных сражений, комсорг ЦК ВЛКСМ Бо-
рис Белов с членом комитета комсомола
Валей Боровиковой, комсомолками Ниной

Суенковой и Соней Зельманович пришли к
заместителю начальника госпиталя майору
Киселеву и предложили свои услуги,

— Ваша помощь нам очень нужна, — от.
ветил им майор. И тут же. предупредил: —
Только это нелегкая работа — ухаживать
за’ ранеными.

‚—- Мы же ленинградцы, члены бытового
отряда, — ответила Валя Боровикова.

Майор пригласил комсомолок в палаты.
Девушки познакомились с бойцами, узнали,
в чем они нуждаются. Одним надо было на-
писать письмо ‘домой, другим почитать све-
жую газету, с третьими просто поговорить
«по душам».

Вернувшись на завод, Борис собрал чле.
нов комитета. Посоветовались и. решили, что
работу в госпитале будет вести бытовой
комсомольский. отряд. :

— Отряд сделал ‘большое дело, спас
жизнь многим  ленинградцам, — говорил
Белов. — Этого никогда не забудут жите-
ли нашего города!. Сейчас положение изме-
нилось, Наш бытовой отряд должен теперь
работать на другом участке — в военном
госпитале. é ‘

Дежурить в госпитале из’явили желание
не только члены бытового отряда, но и по:
жилые работницы. Предселатель бытового
отряда Надя Бузина тут же составила гра:
фик дежурств.

Девушки стали не’ только
внимательными дежурными,
ными друзьями раненых.

Один тяжело раненный лейтенант тоско-
вал 0’ своей. семье, которую не видел с на:
чала войны, особенно о сыне. Недавно лей-
тенант из письма узнал, что его мальчик
уже пошел работать на завод. Как хотелось
бы взглянуть на Hero! Ну, если не на него;
то хоть на его сверстников, таких же вот
подростков, которые сейчас трудятся у
станков.

Комсомольцы привели к постели ранено:
го лейтенанта самых юных рабочих своего
завода. Трогательной была эта встреча,
Подростки увидели тех, для кого они дела:
ли снаряды и оружие, на кого мечтали быть
нохожими, а воины радовались (тому, что
растет вот такое хорошее, сильное духом

заботливыми,
но и задушев-

поколение.

Комсомолка Вера Холявко увидела У кро-
вати одного раненого бойца баян. Боец ча:
сто на него с грустью посматривал. Баян
он привез с фронта, но играть не мог —
руки были ранены. Комитет комсомола на:
правил в госпиталь группу художественной
самодеятельности. (Сейчас комсомольцы-ар-
тисты готовят специальный репертуар для
раненых. Таня Смирнова разучивает инте.
ресный рассказ, Валя Грацинская — стидн,
Рита Погорельская — танцы,

В одно из дежурств девушки узнали от
врача, что несколько бойцов было спасено
благодаря переливанию крови.

— Возьмите у меня кровь, когда она пона:
добится, — обратилась к доктору комсорг
Вера Бейтан. :

Из’явили желание лать свою кровь ране-
ным десятки комсомолок. Их направили в
институт переливания крови.. 75 ‘девушек
стали донорами.   sp

...Вечер. Ярко освещена палата. Девушки,
члены бытового отряда; как обычно, несут
дежурство. Одна читает бойцу книгу о Су:
ворове, другая под диктовку лейтенанта
пишет письмо его семье, третья кормит сол-
дата, у которого ранены руки.

Всё здесь по-домашнему просто, уютно.
Кажется, что это сестры ухаживают за
своими братьями, получийшими тяжелые, но
почетные раны на поле брани, защищая от
врага родной дом.

А. ВАХОВ.
Ленинград,
Н-ский госпиталь.

Лекции профессора
для молодёжи

Недавно по просьбе обкома ВЛКСМ в
Рязань приехал доктор биологических на-
ук профессор Н..В. Турбин. Тов. Турбин
прочитал для комсомольского актива и мо-
лодежи города шесть лекций на естествен-
но-научные темы. Большой интерес вызва-
ли лекции «Происхождение жизни на зем-
ле», «Достижения советской науки в управ-
лении природой растений», «Дарвинизм и
марксизм».

—O-—

Оленеводческий совхоз

СВЕРДЛОВСК, 9 марта. (Наш  корр.).
По инициативе комсомольцев Карпинска на
Северо-Уральском бокситовом руднике ор-
ганизован оленеводческий совхоз. 150 оле-
ней пасутся в глухой уральской тайге, у
подножья Денежкина Камня. Пасет их мо-
лодой оленевод Бахтияров. Олени закуи-
лены для совхоза у ‘манси—жителей Се-
верного Урала. Разведение оленя очень
выгодно. Неприхотливое животное, не
требующее ни ухода, ни помещения, пи-
тающееся. мхом да лишайниками, даст  ра-
бочим рудника вкусное, питательное мясо.

—©_—

Грамвай в Макеевке

МАКЕЕЗКА, 9 марта. (ТАСС). Началось
трамвайное движение в крупнейшем про-
мышленном центре Донбасса — городе Ма-
кеевта; Трамвай связал город с заводом и
рабочим поселком завода имени Кирова,
Восстанавливать линию, ремонтировать ва-
тоны, моторы и электрооборудование трам-
вайщикам деятельно помогали рабочие
шахт и заводов.

Сейчае в Макеевке тотовится к пуску
вторая очередь трамвая, которая свяжет
город с труболитейньм заводом, шахтой
имени Ленина и другими промышленными
предприлтиями.

писем — д 3-50-69;

Д 3-37-22: комсомольской жизни —

Художники. Поволжья

КАЗАНЬ, 9 марта. (Наш корр.). В местном
краеведческом музее открыта выставка ра-
бот художников Пбволжья, на которой пред.
ставлены картины художников Казани, Горь-
кого, Саратова, Куйбышева и других горо
дов. Среди произведений казанских худож-
ников выделяется большое полотно худож-
чика-фронтовика Н. М. Смирнова «Сабан
туй», на котором изображен. национальный
татарский праздник, картина Н. М. Соколь-
ского «Буревестник», посвященная Алек-
сею Максимовичу Горькому, картины 3
служенного деятеля искусств Татарской
АССР В. К. Тимофеева «Возвращение»,
К. Максимова «Три богатыря». Из скульптур
наиболее удачен мраморный ‘бюст заслу-
женного деятеля искусств композитора
Назиба Жиганова работы скульптора Садри
Ахуна, a

В музее открыты также выставка работ
ленинградских художников и картинная гал:
лерея выдающихся мастеров живописи, па.
чиная с XVI века.

—

НА ОЧЕРЕДНОМ «ЧЕТВЕРГ»
В РЕДАКЦИИ
«КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»

Вчера на очередном «четверге» в редак.
ции «Комсомольской правды» капитан
Ю. Чепурин прочитал сцены ‘из своей пье-
сы. талинтградцы». Участник боев за
волжскую твердыню, Ю. Чепурин правдиво
отразил важнейшие этапы  сталинградской
битвы, показал живые образы героических
советских бойцов. В ближайшее время
пьеса пойдет в Центральном театре Крас-
Hoh Армии. О. работе театра над спектак-
лем рассказал Г. Бояджиев.

Состоялось обсуждение пъесы Ю. Чепу-

рина, в котором приняли участие фронто-
вики-сталинградцы.

На вечере выступил композитор Анато-
лий Лепин. Его новые песни, написанные
на темы Отечественной войны, исполнила

солистка Всесоюзного радиокомитета
Л. Сатеева,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Д 3-37-29; отдел

иллюсграцри — Д 3-36-22; бюро

Изд. № 179.