Чрезвычайной Государственной

СООБЩЕНИЕ

Комиссии

по установлению и расследованию злодеяний немецко- -фашистских захватчиков и их сообщников

и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям ССР

Директивы и приказы гитлеровского правительства и германского военного
об истреблении советских военнопленных и мирных граждан

1. Гитлеровские секретные директивы

0б истреблении

Преступное гитлеровское правительство
и верховное командование германской ар-
мин еще до вероломного нападения на Сэ-
ветский Союз тщательно разработали пла-
ны чудовищного ‘истребления передовой
части советского народа и ссылки на ка-
торгу в Германию миллионов советских
людей.

Опубликованные в свое время Чрезвы-
чайной Государственной Комиссией с00й-
щения о немецко-фалтистсках злодеяниях в
городах Краснодаре, Ставрополе, Орле,
Сталино, Смоленске и Киеве. а также спс-
циальные расследования, произведенные
членами Чрезвычайной Государственная
Комиссии путем выезда на места, устано-
вили вуществование продумзнной системы
преднамеренного массового истребления не-
мецкими оккупантами военнопленных и
мирных советских граждан.

Только по предварительным данным, 2а-
регистрированным Чрезвычайной Государ-
ственной Комиссией, немецко-фатистекие
оккупанты убили, отравили в «душегуб-
ках» п замучили в оккупированных ими
советских районах около 2 миллионов че-

ловек.,— стариков, женщин и летей, миг-
ных советских граждан, а ‘также много
военнопленных — бойцов и офицеров
Красной Армии.

В настоящее время в распоряжение
Чрезвычайной Государственной  Комисеий

поступили захваченные в 100. Киеве ор-
танамн советекой власти немецкие локу:
менты, обнаруженные в незгораемом ка:
фу в помещении, где в период немецкой
оккупации находилось гестано. Эти доку-
менты содержат оперативные приказы
верховного командования германской ар-
мии, имперского министра  оккупироваг-
ных восточных областей, начальника по-

советских людей

лицич безопасности и СД ов другие доку-
менты. в которых излагается порялев
«очистки» лагерей для советских военни-
пленных и мирных граждан от «полозри-
тельных лиц». Из этих документов виднэ,
что в качестве елинственньй меры «0ч1-
стки» немецко-фашистскими  властямйя в
чудовишных масштабах  практиковалогь
применение убийств, которые  фигуриру-
ют в документах под терминами: «экзеку-
ции», «0с0бый режим»,  «ликвилация»,
«особые меры», «очистительные мероприя-
тия». Эти документы относятся к первым
месяцам вторжения нёмепких захватчиков
в СССР, к периоду июль — декабрь 1941
года. Важность обнаруженных документов
характеризуется тем, что на всех их
имеется гриф; «Секретно, государственной
важности», «Секретно, командный локу-
мент».

В целях предотвращения опасности за-
хвата Красной Армией этих документов,
раскрывающих преступления немецко-фа-
шистоких палачей и их кровавые планы
физического уничтожения русского населе-
ния, в оперативном приказе № 14 на-
чальника немецкой  полиппи говорилось:

<0с0б0’ виеняю в обязанность, чтобы

оперативные приказы №№ 8 и 14. а

также относящиеся к них гополнитель-

ные указы, в случае опаености, немел-
ленно уничтожались».

В пряказе ставки верховного команао-
вания германской армий № 11, 7 октаб-
ря 41 г. подчеркивается:

«Письменное (лаже в киде выдержек)
распространение этого приказа военре-
шаетея. Ознакомление окружных комея-
дантов по делам военнопленных и ко-
мендантов пересыльных лагерей произво-
дитея устно».

2. Подготовка к массовому истреблению
советских военнопленных и мирных граждан

Из обнаруженных документов вилно. что

гитлеровские палачи еще ло своего напале-
ния на СССР составляли списки, розыскные
книги и собирали необходимые сведения 0
руководящих советских работниках, кото-
рые, по их кровавым планам, поллежали
уничтожению. Так были подготовлены «0со-
бая розыскная книга CCCP», «Германская
розыскная книга», «Списки по выявлению
местопребывания» и лругие подобного рола
«розыскные книги и списки», которые гит-
леровским убийцам лолжны были облегчить
истребление передовой части населения
СССР.

В локументе, именуемом: «Приложение
№2 к оперативному приказу № 8 началь-
пика полиции безопасности и СД», датиро-
ванном — «Берлин, 17 июля 1941 года»
и подписанном Гейдрихом, исполнявиим в
то время обязанности заместителя Гиммлера.
указывается, однако, на нелостаточность
списков и розыекных книг и на необходи-
мость не стеснять инициативу исполнителей
убийств.

В локументе говорится:

«Для осуществления ваших залач нет
возможности прелоставить в распоряже-
ние команд пособия. «Германская розыск-
ная книга», «Списки по выявлению ме-
стопребывания», «Особая розыскная кни-
га СССР» окажутся полезными лишь в
небольшом количестве случаев, «Особая
розыекная книга СССР» поэтому нело-
статочна. так как в нее занесена лишь
незначительная часть советеких pyc-
ских, которых следует считать опаены-
ми». (См. фотокопию № 5).

С разбойничьим вторжением в СОСР и ох-
купацией ряда советских районов гитлеров-
цы повели систематическое истребление с0-
ветского населения, в особенности его пере-
ловых и наиболее активных слоев. незави-
CHMO от имевшихся в их руках списков.

Для выполнения своих преступных пла-
нов неменкие оккупанты в стаппонарных и
пересыльных лагерях для военнопленных,
устроенных в то время на германской тер-
риторий, в так называемом польском «гене-
тал-губернаторетве» н на оккупарованняй
советской территории, создали  «зондер-
комаплы» (особые команды).

В оперативном приказе № 8 начальника
полиции безопасности и СД, датированном
«Берлин. 17 июля 1941 гола, Б. № 31
Б/АТ, г. Ре У А Т д», подписанном Гейдри-
хом, говорится:

«Предлагаю немедленно выделить для
нахолящихся на той территорий лагерей.
военнопленных команду в составе олного
СС фюрера и 4—6 рядовых. В случае,
CCAM AAA выполнения поставленных залач
потребуются дополнительные силы, 06
этом необходимо немедленно сообщить
мне...

..Для облегчения проведения чистки
лолжны быть вылелены в распоряжение
начальника лагерей военнопленных в 1-м
военном округе, Восточной Пруссии —
тенерал-майора Фон Гинленбурга и на-
чальника лагерей военнопленных в гене-
рал-губернаторетве — генерал-лейтенан-.
та Геррготт, в Кельцах — по ‘одному ру-
коволителю (Т@йтег’у) связи...

В качестве руководителей связи долж-
ны быть немедленно откомандированы:

а) криминальрат ПГиффер, отдел госу-
дарственной полиции Штетина,—в распо-
ряжение генерал-майора фон Гинденбур-
га, в Венигсберг (Пруссия);

6) криминалькомиссеар Рашвитц при
начальнике полиции безопасности и СД
в Пракове — в распоряжение  генерал-
лейтенанта Геррготт в Вельцах.

...В залачи этих руководителей связи
вхолит, особенно к моменту начала оперз-
ций, направлять в соответствии с настоя-
щими директивами деятельность команд,

a также обеспечивать нормальные отно-

шения с военными органами».

В приложении № 1 к оперативному при-
казу № 14 начальника полиции безонасно-
сти и СД (Секретно, Государственной важ-
ности, экземпляр 15-й), латированном —
«Берлин, 29 октября 1941 года», ука-
зывается порядок формирования «зондер-
команд»:

«Формирование зовлеркоманд, полиции
безопасности и СД производится по дого-
воренности между. начальником полиции
безопасноети и СД и верховным командо-
вацием вооруженных сил от 7.Х— 1941
года.

Команды работают на основе особых
полномочий и, соглаено данным им об-
щим директивам, в рамках лагерного рас-
порядка, самостоятельно. Само собой ра-
зумеется, что команды поддерживают тес-
ный контакт с комендантами лагерей я
офицерами контрразведки». (См. фотоко-
пию № 2).

Это было вторичным раз’яснением еще
ранее изтланной директивы от 17 июля
1941 т. (См. начало фотокопии № 5).

В свою очередь и верховное командова-
ние германской армии в приложении №2 к
приказу от 7.Х— 1941 года указало:

«1. ...B пересыльных лагерях армей-
ского тыла зондеркоманды, полиции безо-
насности и СД по выявлению неблагона-
дежных элементов действуют под с0б-
ственную ответственность в соответствии
с прилагаемыми директивами.

3. По согласованию с начальником по-
Immun безопасйости и СД, деятельность
предусмотренных зондеркоманд регули-
руется следующим образом: а) предусмот-
ренные для выполнения этих задач зон-
деркоманды подчиняются уполномоченно-
му начальника полации безопасности и
СД при командующих армейским тылом,
согласно пересланному с отношением
«а» соглашению от 28.1У — 1941 года
...Л) В тех латерях армейского тыла, в
которых нет возможноети  произвеста
фильтрацию при помощи зондеркоманл,
под личную ответственность коменданта
остаются в силе существовавшие до сих
лор положения. С появлением зондерко-
манд выявление неблагоналежных элемен-
тов является исключительно их задачей».
Приказ начальника полиции безопасности

и СДот 39 октября 1941 г. об организации
зондеркоманд был разослан оперативным
группам в Красногвардейск, Смоленск, Киев,
Николаев и «информационно» в Ригу, Мо-
гилев, привой Рог.

Нужно также отметить, ч1о гитлеровцы
во время своего наступления на Москву
создали в Смоленске специальную «зондер-
команду Москва», задачей которой долж-
ны были явиться массовые убийства мо-
сквичей. (См. Ффотокопию № 1).

0 задачах, возложенных на  «зондер-
команды», говорят оперативные директи-
вы, приложенные к приказу  начальнока
полиции безопасности и СД № 8, датиро-
ванному — «Берлин, 17 июля 1941 го-
1а», который под видом «фильтрация
гражданских лиц и подозрительных воен-
нопленных, захваченных в восточном похо-
де», указывает, что

«особая обстановка восточного похола

требует особых мер, которые лолжны

проводиться под собственную ответст-
венность, вне каких-либ, бюрократиче-
ских и алминистративных влияний».

Как документально установлено. нА
«зондеркоманды» возлагалась обязанность
«фильтрации», т. е. выявления «неблаго-
надежных»,  подлежавших в дальнейшем
уничтожению,

В связи © этим, в приложении к опера-
тивному приказу Гейдриха № 8 ot
17.VII—1941 г. укавывается. что

«Заключенные лагерей для русских
холжны поэтому быть разделены внутри
лагеря по следующим признакам:

4) Лица 1 и 2 категорий, достойные
доверия, а потому пригодные для ис-
пользования при восстановлении окку-
пированных районов,

5) Национальные труппы среди воен-
нопленных и гражданских лип».

3. Планы истребления советских деятелей
и советской интеллигенции

Гражданское население временно захва-

ценных немецко-фантистскими оккупантами
районов СССР, как это неоднократно с00б-
щшалось, ззключалоеь в лагери наряду с во-
еннопленными, вопреки всем существую-
щим законам и обычаям ведения войны.
Весчеловечный режим, созданный гитлеров-
скими палачами для военнопленных, был
распространен также и на мирных совет-
ских граждан. В этом отношении нужно от-
метить так называемые «экзекуции».
Титлеровцы с самого начала установили
широкий круг «подозрительных», подло-
жавших «экзекуции». № этому кругу гит-
леровлы раньше всего относили руковоля-
щую и активную группу советских работ-
ников. В приложении № 1 к оперативному
приказу № 14 начальника полиции 6¢3-
опаеноети от 29 октября 1941 г.. полписан-
ному Гейдрихом, по этому поволу говорится: «Вее активисты бандеровского движе-
«Прежде веего необходимо выявить: пия должны немедленно арестовываться
1) всех выдающихся госуларетвенных и после тмательного допроса должны
и партийных лолжноетных лиц. в 9е0бен- быть без шума ликвидированы под ви-
ности профессиональных революционе- дом грабителей.. 5
pos, Этот докумечт, посла ознаномления с
2) деятелей Коминтёрна, ним, должен быть немзаленно уничто-
3) всех влаятельных деятелей немеп- MQM начальством команды» (подчелкну-
кой коммунистической организаций в то в подлиннике). (См. фотоконию № 7).
ОСОР и примыкающих к ней организаний Правящая гитяеровекая клика сиетома-
в Центральном Комитете, в окружных и тически проверяла выполнение евоих ли-
районных организациях, ректив в отношении выявления «полозрн-
4) всех Народных Комиссаров и их   тельных», требовала сттогого и полного их
заместителей, учета. В приложении № 2 к оперативно-
5) peex бывших My приказу № 8 начальника  полинии
Враеной Армии, безопасноети и СД строго предписывается:
6) руководящих лип государственных «Каждую неделю начальник опера-

1) Гражданские лица.

2) Солдаты (в том числе и такие, ко-
торые явно переодеты ‘в гражданское
платье).

3) Политически вредные элементы из
числа лиц  1 и 2 категорий...

на необходимость применять аналогичные
меры ве только к русскому народу, но и
5 украинцам, белоруссам, азербайлжан-
цам, армянам, грузинам, тюркским народ-
ностям и др.

Следует отметить. что кровавые распра-
вы проводились гитлеровцами и над темл
украинцами-напионалистамя. которых Гит-
лер использовал вначале длл борьбы против
Советского. Союза. a затем разделался с.
ними самым гнусным и коварным образом.
под предлогом якобы того, что бандеровцы
«готовили восстание». В директиве опера-
тивной команды Ц/5 полиции безопасности
и С за № 12/41 от 25 ноября 1941 г. с
грифом «секретно, государственной важно-
сти» в отношении, например, украинских
напионалистов, возглавлявшихся Бандетой.
говорится:

политкомиссаров

учреждений центрального и среднего тивной команды представляет в Главное
звеньев, управление имперской — безопасности  .
7) руководящих лиц в хозяйственной краткое донесение по телеграфу или
RUSH, срочным письмом. В этом донесении
8) советеко-русских интеллигентов и должны быть изложены: 1) краткое

евреев, поскольку это касается профес-
сиональных революниюнелюв или полити-
ческих делтелей, писателей, редакторов,
работников Коминтерна и др.». (См, фото- ми (лостаточно указать цифру)...»
копию № 4). ] Из документов вилно, что эти «экзеку-
В «дополнении Е директявам для команд пин» являлись не чем иным, как истре-
полиции безопасности и СД», подписанном   блением советских людей, которые массами!
Гейдрихом, датированном: «Берлин. 17  нодвертались казням, творимьги немепко-
июля 1941 года», прямо указывается! фаптистсвими палачами,

4. Попытки немецко-Фашистских убийц
скрыть свои преступления

Hecrono wu бесчеловечно расправляясь с   дируемых в лагери военнопленных команд
советскими людьми, попавшими в руки фа-   полиции безопасности и СД, поднисанном
пистско-пеменкого зверья, германские вла-   Гейлрихом, еще раз указывается:
ети тщательно старались скрыть свои пре- «Наконец, я вновь указываю на то,
ступления, нытаясь окутать эти злодел- что экзекуции ни в коем случае не
ция густым покровом тайны. 06 этом так- должны совершаться ни в самом лаге-
же свидетельствуют многочисленные при- ре, ни в непосредственной близости от
казы немецкого воепного командования и него».
вемецкой полиции.   «Экзекуции» приняли с течением вре-

В оперативном приказе начальника по-  Мени столь широкие размеры, что гитле-
лиции безопасности я СД № З от 17 июля   ОВПЫ, как это известно из предыдущих
1941 года по этому поводу указывается:   сообщений Чрезвычайной Комиссии, стали

их проводить и в самих лагерях или вбли-
«Экзекуций должны проводиться Не   зн лагерей.

в самом лаГере и не в непосредствен- Впослелствии, когда Врасная Армия стала

ной близости от него, они негласны Я очищать от пемецко-фаистеких полчищ

должны производиться, по возможности, рпременно оккупированные имя территории
незаметно». Советского Союза и когда советские влаети

Далее в приложении № 2 Е этому   стали раскрывать чудовищные преступле-
приказу говорится: ния фашистских извергов, обнаруживая

«Экзекуции не доажны производить-  многочисленные могилы замученных Ффа-
ся в лагере или в непосредетвенном со-   Шистами советских граждан, бойцов и офи-
седстве с лагерем. Если лагери гене-  церов, германское командование приняло
рал-губернаторства нахолятея в нено-   срочные меры к тому, чтобы скрыть и уня-
средственной близости от границы, To   Чтожить следы своих преступлений. В этих
пленных длЯ специальной — обра-   пелях немецкое командование организовало
ботки следует, по возможности, отвозить   Повсеместные раскопки могил и сжигание

в бывшие советские районы. Если экзе-   нахолившихея в этих могилах трупов. 0со-

купии потребуются веледствяе наруше- бым приказом оберштурмфюрера, датиро-

ния лагерной лисципилины, то в этом’ ванных «Ровно, -3 августа 1943 г. У А 1—

случае начальник оперативной команды   № 35/4366», адресованным областному ру-

должен” обратиться к коменданту лаге- ководителю жандармерчи в Камень-Кашир-
ря». (См. фотокопию № 6). %е. предписывалось «немелленно с00б-

В приложении № 2 к приказу ставки щить о местонахождении и количестве MO-
верховного командования германской ар- ТИл (общих) особо-репресенрованных» по
мии № 11, датированному 7.Х—1941 го-   Аанной области.

описание леятельности за прошедшую
неделю: 2) число лин, которые лолжны
окончательно считаться подозрительны-

ла, говорится: Среди документов, обнаруженных в зда-

«6) Деятельность зондеркоманд с
санкции командующих армейским ты-
лом (районных комендантов по делам
военнопленных) должна проходить так,
чтобы фильтрация проводилась, по воз-
можности, незаметно, а ливвидация без
промедления и на таком расстоянии от
самих пересыльных лагерей и населен-
ных пунктов, чтобы это не было изве-
стно остальным военнопленным и насе-
лению»,

В приложении № 1 к оперативному
приказу № 14 начальника полиции без-

лонесгения 06 исполнений указанного выше’
приказа с перечнем около 200 пунктов, где
были зарегистрированы такие могилы.
Из этого списка видно, что немецко-фа-
шистевие палачи выбирали для могил, в
которые закапывали свои жертвы, преиму-
щественно глухие и малодоступные дая
посторонних диц места. Вот часть таких
мест:
78. Шепетовка, в лесу—3 могилы.
‚ 79. Славута, в разработках rpa-
вия — 1 могила.

ч
опасности и СД, датированному «Берлин, Br ил = et “~~ A » tenn
29 октября 1941 ‘года, № 21 БАН г. PMMA foe а пи
Ре- ЛУ А 1 ц, секретно, государственной Toons 7 я а ан
важности», рекомендуется следующий «ио- а в axt фе
рядок» проведения «экзекуций»: RORCRGS  SESNE TU), Rabenehoe my
углу, справа — 1 могила.
«Начальники оперативных групи под В карьере кирпичной глины
свою ответственность решают вопросы южнее Горохова —   могила.
06 экзекуции и дают соответствующие 123. Берестечко, во дворе жандарм-
указания зондеркоманлам, еких казарм, примерно в 500 м.
Дая проведения. установленных дан- севернее совхоза Наренчия —
ными хирективами мер командам надле- 1 могила.
жит требовать от руководства лагерей 124. Локачи, в 1 км. южнее гороха
выдачи им пленных. Верховным коман- (в карьере кирпичной глины )}—
дованием армии дано указание коменда- 1 могила.
турам об удовлетворении подобных тре- 125. Кизелин, примерно в 1 км. се-
бований. веро-западнее Кизелина, около
Экзекуции должны производитьел не- развалин здания —   могила,
заметно, в удобных местах и, ва всяком 140. Повель, Нагорная ул., в песча-

случае, не в самом лагере иди в не-
посредетвенной близости от него. Необ-
ходимо следить за немедленным и пра-
вильным погребением трупов».

В дополнении к директивам для коман-

ном карьере, в 400 м. за сев.
казармами — 1 могила.
Нагорная ул., северо-вост. от
города, в песчаном карьере,
справа от дороги — 1 могила,

нии гестано в Ровенской области, найдены

командования

Фотокопим отдельных подлинных документов, приведенных в тексте
Сосбеления Чрезвычайной Государственной Исмиссии

Мо 1

mn fir die in

Abeusteliende р  дев.

ia ‘Htheren ere wad р. Bord   hou Riga

dem Mitte (192) го flea
oS a Bile £103) 5: 4404105
С ЖаЪ. М. о

don Reichsfitirer