. Естирту

‘лОГДА почтальон привозит из районной
почты треугольный. фронтовой конвер-
тик от сына, родители встречают вест-

ника, как почетного гостя. Самый жирный
кусок баранины — почтальону, самые высо-
кие и мягкие подушки пол локоть—почталь-*
ону, первый кумыс и первый чай—тоже ему.
и старик, разносчик вестей, путешествую-
щий по степи’на лошадке ростом чуть круп-
нее серого ишака, с достоинством принимает
эти знаки внимания. Словно он вчера был
не в Чаяне, а в том окопе, где писалось это
бесценное письмо.

Но не каждый в ауле возьмется сообщить
родителям, что их сын погиб на фронте. И
тогда степные певцы—акыны опережают мед-
ленную кочевую почту и чоют в доме ста-
риков естирту— песню о героической смерти:

Сокол в небо взлетел из гнезда своего,

И руками теперь не достанешь его...

Акыны в доме Спатаевых пели о герое
Карсыбае.

Быстрый и ласковый Орумбай, о котором
не однажды с похвалой отзывался сам
Джамбул, слагал рассказ о матери, вскор-
мившей белым молоком такого могучего
сына, о ‘нежной юности Карсыбая, о том,
как он любил родной край и семейный очаг.

Широкоплечий важный Казангап сравни-
вал Карсыбая с былинным батыром Едиге,
с бесстрашным Амангельды. ` :

Здесь были те, кто очень хорошо знал
Карсыбая. И старуха-мать, и совсем юная
жена, и уже седобородый брат — чабан Са-
парбай, и новый счетовод колхоза Тазикуль
слушали песни так, будто их сами слагали.

Казангап пел о поединке Карсыбая с 28-ю
танками. Он обстоятельно описывал каждый
танк, сразнивая его то с хищной рысью, то
с панцырной ядовитой черепахой, что жила
когда-то у берегов Арала, то с гремучей
змеей песков. Слушатели зажмуривали гла-
3a, чтобы представить, как побеждает один
Карсыбай двадцать восемь танков. И вздра-
гивали, когда акын приступал к эпилогу —
злесь говорилось о последних минутах жиз-
ни героя, с гранатой в руках бросившегося
под последний вражеский танк.

Так в ауле Кок-Тюбе, в Чаяновской степи,
как бы повторялась битва гвардейца Кар-
сыбая с немецким огнем и железом... %

Печаль и гордость вошли в дом с песнями
гкынов. Жесткий степной кустарник похру-
стывал в очаге, стлался пар над казаном с
мясом. В кунацкой было темно, и только
в центре потолка, у дымоходного отверстия,
голубел. лоскут ясного дневного неба.

Комната заполнялась народом.

Живая, крепкая девушка Райхан Карабае-
ва, секретарь райкома комсомола. привезла
в полевой сумке дорогие реликвии. Всех
собравшихся обошла плотная книжечка, с
первой страницы которой упрямыми прищу-
ренными глазами вглядывался в мир Карсы-
бай. Это был его комсомольский билет
№ 6746583. ;

— Он родился, когда у меня уже были
сыновья, — сказал брат Карсыбая,— его дет-
ской коляской было верховое седло, первой
прогулкой — прогулка в степь к отарам,
первый счёт — счет овец. И первым он был
в нашей семье, когда окончил начальную
школу в Турткуле. Эх, Карсыбай...

И, опираясь на палкЯ чабана, Сапарбай
вышел из дома в степь. По древнему обы-
чаю он должен был, как` старший мужчина
в доме, встречать гостей...

.„Он стоял неподвижно на пыльной доро-
ге, словно нес почетный караул над дальней
могилой бойца за рекой Доном. _

Яркий закат запылал над  кряжем
Кара-Тау, подпирающим своей синей гро-
мадой суровое степное плоскогорье Чая-
па. С зеленых холмов Кок-Тюбе к дому
Спатаевых спускались всадники, отчетливо
видимые в лучах заката. Это были родичи
и знакомые. Среди них ехал и почтальон
на маленькой лошади, которому и без пись-
ма открыты сегодня двери, как и всем, кто
пожелает отдать дань земляку-герою.

Ключи от колхоза

Тот ошибается, кто думает, что работа кол-
хозного счетовода —— тихая конторская про-
фессия. Услышала бы это Тазикуль Есназя-
рова—она рассмеялась бы так, что черные ко-
сы рассыпались бы по маргеланскому шелку
ее платья. Конечно, в приходных и расход-
ных книгах нужен порядок. Но разве толь-
ко в книгах ее труд? Разве проверка учета
на фермах,— а фермы разбросаны на лесятки
верст гвокруг,— не долг счетовода? Разве не
ее дело вести счет крупнозерной, песчаного
цвета пшенице, которой славится Чаяновская
степь?

Счетовод (есепчи) в дальнем ауле — это
большой человек. Он и бухгалтер, он и са-
мый ‘искусный грамотей, он—обязательно!—
тонкий знаток хозяйства.

— Есепчи! — говорят с уважением стари-
ки.— Если бы в молодости и мы постигли
науку есепчи, сейчас бы не было равных нам
в знании счета от Каспия до Китая.

Когда счетоводом в конторе был Карсы-
бай, его называли правой рукой председате-
ля. В те времена Тазикуль только училась
вести записи в больших графленых журна-
лах. Карсыбай любил цифры. Она. боялась
их. Она привыкала к ним постепенно, ‘слу-
шая рассказы Карсыбая о хозяйстве. Оказы-
вается, есепчи надо знать все: и правила
гонтрактации хлопка, и график посевных
работ. В руках Карсыбая находились ключи
от всех колхозных богатств, и, уезжая на
фронт; он передал Тазикуль эти ключи.

Так девушка с прямыми и быстрыми гла-

=

зами джигита, HO робеющая при посторон-
них, стала есепчи колхоза «Кок-Тюбе». Го-
довой отчет за 1942 год уже составляла она,
а не Карсыбай. Изредка ее учитель писал
письма с фронта:

— В порядке ли книги?—спрашивал он.—
Пишешь ли ты «боевые листки» для бригад?
‚Как поживает мой гнелой с белой звездоч-
кой на лбу? _

И она отвечала: книги ‘впорядке, «боевые
листки» есть, а на гнедом с белой звездоч-
кой ездит она сама.

От домика ‘правления все дороги ведут
в степь. В полуста шагах отсюда, в густой
траве, заводили свои гнездовья птицы, даль-
ше возвышались покатые бугры, а за бугра-
ми, окутанные легкой дымкой, раскинулись
пастбиша Аксая с редкими глубокими ко
лодцами. Там росли травы — нокатек, наго-
няющая овцам жир, экелтый светлый кара-
бас с зернами, как У овса. Пряные запахи
дармены доносились оттуда, маки пылали
весной. Вся степь была видна с крыльца
правления, а в степи — богатства колхоза.
 ’ После того как Тазикуль узнала о герон-
ческой гибели Карсыбая,, она часто и по-
долгу задумывалась: отчего. он был такой
смелый, кто наполнил его. богатырской си-
лой?

Однажды, в канун зимы, ей пришлось при-
схать на овцеводческую ферму, к старшему
брату героя — Сапарбаю. Седой спокойный
чабан встретил ее по-отечески ласково, по-
казал ей новые лопаты, изготовленные на
случай снежных заносов, сводил к недавно
прорытым колодцам, угостил в юрте чаем
й твердым, как орех, овечьим сыром.

Потом‘ она сверяла со стариком количе-
ство новых ягнят. И хотя старый Сапарбай
был неграмотным, он твердо знал, что каж-
дая сотня овцематок дала 118 голов при:
плода. Он вел свой счет овцам по кличкам
и приметам и никогда не ошибался в этом
счете.

— Видишь вот того, черного? Это «Ма-
лыш»,—- говорил ей чабан,— он от черного
барана «Качаган» (дикий, непойманный). А
ту рыжую овцу я выходил под своей ов-
чиной... \

Тазикуль и раньше слышала про овчину
Сапарбая, которую хозяин берег для ягнят,
чтобы укугывать их в непогожие дни.

— Наш отец Спатай был лучшим джиги-
том-чабандозом. и все у нас в роду слыли
исконными скотоводами. Все у нас. знали,
что овец надо пасти с севера на юг и с
запада на восток, чтобы лучи солнца. не
мешали им выбирать самые сочные травы.
Все у нас знали, что овцы-богатство степи,
но не все влёдели этим богатством. Так было
в давнем прошлом, которое неведомо тебе,
Тазикуль. Мы принадлежали к роду батыр-
ляр, девочка, роду героев. Еше мальчиком
Карсыбай сумел наказать конокрадов. День
и ночь он ехал степью, искал воров ив
глубокой тьме нашел яму, прикрытую сверху
хворостом, в яме — уведенную лошадь, а
неподалеку — и конокрадов. Их было трое,
а он один, но они испугались мальчика...

Сапарбай поднес к губам пиалу с чаем и
сделал несколько медленных глотков.

— Он был храбрым, Карсыбай. Наш есеп-
чи вел счет всему, кроме вражеских танков.
которые двигались на него...

..Овцы возвращались с пастбищ к ферме.
Сапарбай вышел им навстречу, а Тазикуль
сидела у огня и что-то ‘писала в свою тет-
радку. Старуха-мать в этот вечер не ждала
ее домой. Она знала — ферма далеко от ау-
ла, а у есепчи на ферме много дел.

Тымак

В этот вечер хозяйки не ставили самова-
ров в степи, а мужчины не выходили из дома
с горящими самокрутками. Ветер из дальне-
го ущелья, гле протекает река Арстанды,
швырнул бы искры в серые вороха джуса-
на— и каконе бывало топлива на зиму.
Долетел бы огонь до’стогов с плотно уло-
женным джантаком —и вспыхнул бы весь
запас овечьего корма. Ветер гулял по степи.

В доме никто не слышал, как под’ехал
всадник, как привязал он своего иноходца
с безветреной стороны, как распахнул он
дверь в сени. И только когда пламя ‘взмет-
нулось в очаге, женщины обернулись и уви-
дели пришельца. Он степенно поздоровался,
снял тулуп с трех’ ярусной меховой оторочкой
и, не выпуская из рук камчи и портфеля,
присел на кошму у огня.

На нем была матерчатая ушанка —
как носят русские. школьники,

— Ой, мальчик, холодно в степи, — пожа-
лела приезжего старуха.— В такую погоду
мужчины ‘не выезжают из дому без тымака
(сгромной лисьей треуголки,. спускающейся
на плечи). Кто. тебя, мальчик, послал в
наш аул?

Верная ‘законам гостеприимства, старуха

такая,

стала наполнять водой самовар, а мальчик,

улыбаясь, покачал головой:

— Я, апа, не тот, за кого ты меня при-
нимаешь. Я участковый агротехник Чая-
новской МТС. j

Старуха серьезно посмотрела на приез-
жего и ничего не ответила. В годы ее юно-
сти такие ‘мальчуганы еше не садились к
общей скатерти — дастархану.

Юноша раскрыл портфель, достал не-
сколько аккуратно сложенных бумаг и углу-
бился в чтение. Свет от очага падал на
столбики стихов, напечатанные крупными
буквами в областной газете «Онтустык  Ка-
захстан». Самовар уже поспел, когда из сте-
пи вернулся председатель.

— А-а! Жандарбек Торгаутов! — весело
сказал он.— Привет почетному гостю. Какие
важные дела занесли тебя в наш колхоз?

Жандарбек потянулся. к портфелю, но
председатель взглянул на газеты, подсел к
очагу и медленно промолвил:

— Знаю, что ты не ездишь по пустякам...
Завтра все разрешим. А сейчас я вижу сти-
хи о Карсыбае. Их Казангап сложил... Да?
Был и у меня гостем Казангап‘и пел песни
о батыре.

..Утром ветер стих, и они вдвоем выехали
в степь. Белый снег припушил северные
склоны холмов, а южные уже чернели, при-

гретые солнцем. Молодые пахари вышли в
поле. Жандарбек под’ехал к ним и, не сле-
‘зая с седла, промерил камчой землю.

— Дюсембай-ата, — строго Заметил он, —
ты старый дехканин... Скажи, будет ли здесь
урожай после такой вспашки?

‘Председатель кликнул бригадира и стал
строго выговаривать ему.

— Ребята ведь пахали, молодежь. Что с
нее спросишь? — смущенно и явно невпопад
отвечал бригадир,

— А он, по-твоему, старик? — И предсе-
датель кивнул головой в сторону Жандар-
бека. é

— Старик — не старик, а перепахать при-
дется... Поедем пока, Дюсембай-ата, отме-
тим участок для зимней пшеницы `сорт
0.453...

До заката поле было перепахано, и ко-
лышками обнесена будущая опытная план-
тация.

Жандарбек, пустив коня легкой рысцой.
возвращался` в усадьбу МТС. Он было хо-
тел навестить своих родных в Джузумдуке,
по времени оставалось мало. Степь на гла-
зах меняла краски. Мз желтой и розовой
она становилась серо-свинцовой.

Степь славит Карсыбая

У степняка открытое сердце, но близость
суровых гор делает его гордым и даже не-
приступным.

Старый ченчи,— так называют здесь само-
учек-гидротехников,—выслушал юношу, по-
сланца четырех колхозов, положил ладонь
себе на грудь, вздохнул и сказал:

— Вы решили правильно. Если вашу
степь`напоить с весны ‘водой, степь отбла-
годарит урожаем. Я знаю — десять гор-
стей проса, брошенных во влажную землю,
обернутся осенью 35 мешками. Но я стар,
я Могу вам только по памяти провести ли-
нию канала. Я никуда не поеду, джигит...

Ченчи запахнул халат, сгорбился. при-
двинулся к очагу, но ювоша не отступал.

— Аксакал, народ просит, ‹не я. Говорят,
когда осенью за Чаяндм была байга, вы
провели своего иноходца третьим по
кругу...

Упоминание о скачках доставило ченчи
‘явное удовольствие, но он не сдавался.

— Аксакал! В честь Карсыбая мы ре-
шили оросить степь. ,

И, не дожидаясь ответа, он вышел из
юрты, но свою плеть—канчу оставил у очага
в знак того, что еше скоро заедет.

..У степняка такое зрение, что он отли-
чит лису от корсака там, где горожанин
не увидит даже рыжего пятнышка. Но чен-
чи Бекен видел стель и с закрытыми гла-
зами. Все каналы, избороздившие поля Ча-
яна за последние полвека, прорыты по ука-
занию и с помощью Бекена. :

Пусть мягкий снег ровным слоем лег Ha
землю, пусть смутный вечер спускается с
гор — ченчи по приметам, ведомым ему одно-
му, узнавал линию старинного арыка, уже
давно потерявшего свои видимые. очерхания.

Чертеж накладывался прямо на снег ост-
рыми карагачевыми колышками. Колышки
начинали свой путь издалека. Теперь они
приближались к 25-му километру. Это была
длина. трассы воссоздаваемого канала.

Запахло кизячным дымком, залаяла со-
бака. :

Аул Карсыбая готовился к вечернему
чаю. Уже в доме председателя, после вза-

Военные действия

в Италии

ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). Главный
штаб войск союзников в Италии сообщает,
что в Адриатическом море продолжаются
морские операции. Английские эсминцы в
ночь на 9 маота обстреляли города на ост-
рове. Корчула (у югославского побережья),
которые оккупированы немцами.

На фронте английской 8-й армии, на oc-
HOBHOM фронте американской 5-й армии и
на плацдарме в районе Анцио действовали

патрули.
оная
Заявление Хэлла
ЛОНДОН, 10 марта. (ТАСС). Как пе-

редаёт вашингтонский корреспондент агент-
ства Рейтер, государственный секретарь
США Хэлл заявил на пресс-конференции
10 марта, что государственный департамент
поднимает вопрос о закрытии дипломати-
ческих миссий держав оси в Дублине (сто-
липа Эйре). Американский посланник в
Дублаяне обсуждал этот вопрос с властя-
ми Эйре. Государственный департамент на-
деется сделать сообщение по этому вопро-
су 1! марта. Хэлл заявил, что он рассмат-
ривает этот вопрос во всех аспектах. Эго
заявление Хэлл сделал в ответ на вопрос
корреспондентов. о шпионской‘ деятельно-
сти держав оси в Эйре.

И.

СООБЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕН ного
ДЕПАРТАМЕНТА США

ВАШИНГТОН, 11 марта. (ТАСС). Госу-
дарственный департамент США об’явил, что
правительство Эйре отклонило просьбу
правительства США об удалении диплома:
тических и консульских представителей
держав оси из Эйре.

pet

Выступление Нокса

ВАШИНГТОН, 11  марта: (ТАСС). Мор-
ской министр США Нокс, выступая в ко-
миссии по иностранным делам палаты пред-
ставителей США, призывал к продлению без
поправок закона о передаче взаймы или в
аренду вооружения. «Если наши союзни-
ки,— сказал Нокс, — должны сделать все,
что в их силах, для нас так же, как и для
себя, они должны’ быть уверены в том, что
отправка им материалов на основе закона о
передаче взаймы или в аренду будет про-
должаться в полном об’еме».

—O—

Назначение новых дипломатических
представителей США

ВАШИНГТОН, 11 марта. (ТАСС), Прези-
дент Рузвельт назначил послом США в
Исане Лилэнда Морриса, нынешнего пос-
ланника в Исландии.  Посланником СПТА в
Исландии назначен нынешний посланник в
Иране Дрейфус, посланником в Южно-Аф-
риканском зе — генерал Холком, пос-
ланииком в Новой Зеландии—нынешний
консул в Калькутте Паттон и послом в Па-
рагвае — Болек, являющийся сейчас совет-
ником американского посольства в Мал-

риде. . ;
eee

Предстоящая поездка Лимэна
в Лондон и Каир

ВАШИНГТОН, 10 марта. (ТАСС). Ге-

вмных расспросов о здоровье, молодой хУ-   перальный директор ЮНРРА (Администра-

дощавый спутник Бекена, работник райко-
ма, сказал, что надо собирать народ для
большой ‹ беседы. В дом вошел Сапарбай
Спатаезв. Он протянул, обе ладони ‘назстре-
чу чекчи, и старики, удивительно похожие
друг на друга, нежно и крепко обнялись.

Они вспоминали о чудесах на земле, о
целебных травах, о капризной горной воде,
которой надо управлять, как джигит ко-
нем, и тогда она будет полезной и послуш-
ной. А в ауле ‘от дома к дому, от. семьи
к семье шла весть’ о канале имени Кар-
сыбая. : ‘

И утром ожила снежная степь.

С кетменями и лопатами длинной целью;
уходящей за холмы Кок-Тюбе, шли участ-
ники стройки. Твердыми и звонкими были
сперза удары железа о мерзлую землю. Но
солнце мягчило почву, и легче входили ло-
цаты в Чаявовский серозем.

Степь ожила. От аула к аулу на десятки
верст в этот день прокладывали канал
Боз-Арык, канал Кзыл-Сай, канал в’. меж-
дуречье Чаяна и Сосык. Это начиналась
битва за новые 150.000 пудов пшеницы в
новом. 1944, году.

Мне довелось ехать в это зимнее утро
вместе с Райхан Карабаевой, секретарем
райкома комсомола. Ее обуревало нетерпе-
ние. Она сама хотела кетменем расчищать
путь горной воде, ню надо было; вначале
посмотреть на молодых строителей. Нам
часто приходилось останавливать ‘иноход-
цев и приветствовать знакомых.

— ‚А, Курманбай, аман сыз! — почти
кричала Райхан, чтобы заглушить удары
лопат и порывы ветра. — Лучший плуга-
тарь’ Чаяна дружит и с кетменем. А где
Егенбек, почему я не вижу Бгенбека?..

Но и Егенбек Кожахметов, первый па-
харь района, тоже был здесь. Шестнадца-
тилетний крепьши, он сбросил чапан и в од-
ном меховом жилете выравнивал лопатой
покатые стены канала. ,

Встретили мы и участкового агротехника
Жандарбека Торгаутова. Гордый новым ты-
маком, опушенным самой золотой, самой
рыжей лисой, он уже определял место, где
будет забивать колышки для опытного
поля.

Если бы сверху, с гор, посмотреть на трас-
су, она бы показалась прямой стрелой на-
ступления, прочерченной в снегах.

Канал имени Карсыбая вступал в строй.

Это его — счетовода, минометчика и ге-
роя — славила сегодня степь. И казалось,
он сам должен был приехать сейчас сюда
на своем гнедом с белой звездочкой, , что-

бы жить, чтобы строить. :
‘ Ал. БРАГИН.

Южный Казахстан.

Степь искромсана, изрыта
Грозным, яростным металлом.
Гнездоватый след копыта,
Пушек след на шляхе талом.

Шелковистыми губами
Конь жует, вдыхая ветер.
Над открытыми буграми —
Трав обугленные плети.

Но земля, расправив тело,
Яровых поднимет ношу,

В облаках, на гребне белом
Проплывет спокойный коршун.

В колеях чернеет деготь,

Спит курган на мягком небе.
Хочется рукой потрогать

Каждый камень, каждый стебель, —

Будто эту степь большую
Раньше ты не замечала,
Будто это жизнь, бушуя,
Начинается сначала.

Е. ШЕВЕЛЕВА.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Ленинградское иоссе, улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56; секретариат — Д 3-37-65 и Л 3-31-79;
рабочей молодёжи — Д 3-31-96; учащейся молодёжи — Д 3-38-90; отдел. крестьянской молодёжи — Д 3-38-38; отдел литературы и искусства — Л 3-31-94; отдел информации — Д 3-38-49;

дд an Ng Inn NIE SDS Ennnepnenenmnenennermeeenenenepeeneneeeneeeeneneeeeneneen teeemeeeemmemenmneeeen== ee

Б 3202.

стенографии — Д 1-04-76 и Д 3.35-20,

ция помощи и восстановления Об’единенных
наций) Лимэн об’явил, что в ближайшее
время он намерен выехать в Лондон и Каир
для совещания с работниками ЮНРРА.

.

’ att
Отставка турецкого посла в Англии
ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, турецкий поюол в
Авглии Рауф Орбай вышел в отставку.
Еф

Смертный приговор Пюше

дает агентство Рейтер из Алжира, суд при-
знал Пюше виновным в сотрудничестве с
немцами, а также в передаче французской
полиции в распоряжение немцев и др. пре-
ступлениях и приговорил Пюше к смертной
казни. Пюше предоставлено 24 часа на обжа-
лование приговора.

вара
Военные действия в Бирме
ЛОНДОН, Ш! марта. (ТАСС). Штаб

командования войск союзников в Юго-Во-
сточной Азии, сообщает, что японские вой-
ска, действующие в долине Хукаунг, от-
ступают в. юго-восточном направлении.
Войска союзников продвигаются к югу от
Маунгдау и перерезали дорогу Бутидаунг—
Маунгдау.

Американская печать
о советско-финских отношениях

НЬЮ-ИОРК, 9 марта. (ТАСС). Многие
американские газеты и журналы продол»
жают одобрительно отзываться о советских
условиях перемирия; предложенных Финлян-
дии. Отметив, что эти условия «далеки от
того, чтобы быть’ суоовыми», журнал
«Нэйшн» указывает, что Финляндии будет
нелегко интернировать находящиеся на ее
территории германские войска. Однако, Пи-
шет журнал, «Россия вряд ли могла бы по-
требовать пнечто’‘менышее, и, несомненно,
не в интересах Англии и США было бы по-
зволить 7 германским дивизиям бежать из
Финляндии», :

Журнал «Нью рипаблик» также отмечает,
что советские условия являются велико-
душными. «Если эти условия считать сутю-
выми,—пишет журнал,—то мы можем спро-
сить. что же было бы разумным?». Но мне-
нию журнала, финны, очевидно, стремятся за-
тянуть решение о принятии советских усло-

Действия авиации союзников:

ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). Штаб ‘аме-
свиканских вооруженных; сил на европейском
театре военных операций сообщил, что 1!
марта американские тяжелые бомбардиров-
щики совершили ‘налет на различные об’ек-
ты в Западной Германии и в райоче Па-де-
Кале. Они действовали под прикрытием ач-
глийских и американских истребителей.

Английское министерство информации со-
общило о том, что в ночь ва 1  марта бом-
бардирозшкики «Ланкастер» совершили на-
лет на три авиационных завода в Цент-
ральной и Южной Франции. Бомбардиров-
щики «Москито» совершили налет на `раз-
личные об’екты.в Западной Гермзнии. (Оди
самолет не вернулся на базу. г

ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). Штаб амерн-
канских вооружённых сил на европейском
театре операций сообщил, что в течение фев-
раля этого ‚года американские самолёты, ба-
зирующиеся на Англию и на Италию. сбрс-
сили на германские авиационные зазоды. и
другие об’екты 24 тысячи тонн бомб. За этот
же период было сбито 905 вражеских само-

Интерес в.США к советской науке

НЬЮ-ЙОРК, 11 марта. (ТАСС). Отражая
интерес населения США к советской науке,

4 особенно кю достижениям советской медици-

ны, журнал «Американский обзор советской
медицины» почти весь свой’ третий номер
составил из опубликованных в советских
журналах статей видных советских меди-
пинских деятелей. Журнал поместил статыо
о советском хирурге профессоре Юднне. В
журнале напечатана также статья, освешаю-
щая достижения советского здравоохранения
в сельских местностях. Профессор Сигерист,
описывая организацию и работу медицински
учреждений в советских деревнях, отмечает,
что в Советском Союзе были приложены ог-
ромные усилия для того, чтобы обеспечить
сельское население медицииским обслужива-
нием, на современной научной основе.

Нью-йоркская радиостанция организова-
ла радиопередачу, посвященную достижени-
ям медицины во второй мировой войне. В ра-
диопередаче принял участие советский про-
фессор Лебеденко, рассказавший об успе-
Хах советской военной медицины.

—O--—

Новые требования Гитлера
К своим загребским мариоветкам

СТАМБУЛ, 11 марта. (ТАСС). По полу-
ченным здесь сведениям, на-днях Гитлер
вызвал в свою ставку марионеточных пра-
вителей Хорватии—павеличевского «премь-
ер-министра»х Мандича и «министра иност-
ранных дел» Перича. Сообщают, что во вре-
мя состоявшейся встречи Гитлер потребо-
вал от павеличевских властей. усиления
борьбы ‘против партизан. Гитлер . об’явил
Мандичу о своем намерении ввести. на по-
бережье Далмации «германские военные за-
коны» и эвакуировать из ряда районов, где
партизанское движение приняло особенно
широкий размах, все гражданское населе-
ние. Гитлер возложил на своих загребских
марионеток полную ответственность` за ох-
рану основных железнодорожных магистра-
лей в Хорватии, используемых германскими

войсками.
—е—

Убийство начальника лавалевской
полиции в Верхней Савойе

ЛОНДОН, 11 марта. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение радио Виши о
том, что 9 марта 15 французских партизан,
вооруженных винтовками и пулеметом, на-
пали на дом, в котором жил начальник по-
лиции Верхней Савойи. Последний был
убит в тот момент, когда пытался бежать
из дома.

‘войскам уйти из Финляндии.

Bui для того, чтобы позволить германским

Выходящая в Бирмингеме (штат Алаба.
ма) газета. «Эйдж геральд» пишет: «Какие
бы трудности ни стояли перед фивинами, ка-
кую бы территорию они ни должны были
отдать, они могут считать себя счастливы-
ми, поскольку советские условия переми.
рия дают им возможность выкарабкаться из
их ужасного положения»,

Газета «Стар таймс» (выходит в Сен Лу,
штат Миссури) также отмечает, что совет.
ские условия являются великодушными у
что советское предложение — это «самоз
большее, на что могла рассчитывать. побед.
денная страна».

«Поскольку
газета «Слейт» (выходит в Колумбии),-—-к
жутся справелливыми при нынешних обсто”=;
тельствах, финнам следовало ‘бы их пр: (
HATBY.

}
}

советские условия, — Tmie,

ee

№

— ———<—— 4

длётов. Американская авмащия совершила в)
течение ‘февраля 20 налётов. на 17 авиациол:
ных заводов и 92 налёта на 20 азродромов в
Германии и на оккупированных ею террито..
риях. Американский 8-й авиакорпус, базн.
руюшийся на Англию, потерял в этих опера.
циях 250 «Летающких крепостей» и «Либерей.
торов», то есть 2,5 процента общего числа
бомбардировщиков, участвовавших в Hane.
тах, а также 70 истребителей, что составляет
менее одного процента от: общего количества
истребителей, принимавигих участие в опера.
циях в феврале. 9-й авиакорпус, базирую-
щийся на Англию, потерял 17 самолётов,

Как передаёт агентство Рейтер, во время
налёта американской авиации на промыш:
ленные об’екты в районе Берлина и в Цент:
ральной Германии, созершеняого 9 марта,
истребительная авиация противника не оказг.
ла сопротивления американским самолётах
Огонь зенитной артиллерии противника был
весьма интенсивным. Лётчики наблюдали з
районе об’ектов крупные пожары. Не верну.
лись на базы 7 американских бомбардиров.
щиков и Ё истребитель.

ОТНОШЕНИЕ СТРАН
ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

-
oy

К НОВОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ АРГЕНТИНЫ р

НЬЮ-ЙОРК, 11 марта. (ТАСС). Как пе:
редает корреспондент агентства Ассошиэй-
тед Пресс, министерство иностранных дел
Доминиканской республики’ дало указания
посланнику Доминиканской республики в
Буэнос-Айресе воздержаться от признания
нового правительства Аргентины до tex
пор,’ пока не ‘выяснится, в каких отноше.

ниях это правительство находится © други:

и странами Латинской Америки и с 06
единенными нациями.

Венецуэльская газета’ «Эль’ тьемпо» пи-
шет, что страны Латинской Америки дол.
жны ‘воздержаться от Устанозиения дисло-
матических отношений © новым правитель:
ством Аргентины до тех пор, пока не ста.
нег ясным, угрожает ли оно безопасностя
Западного полушария. Министерство  ино-
странных дел Венецуэлы пока еще не ‘оп.
бликовало никаких заявлений по этому во.
просу. } у

Признание правительством Чили apres
тинского › правительства Фарреля вызвало
серьезную оппозицию. внутри страны. Kax
сообщает ‚корреспондент ‘агентства Ассошт
эйтед Пресс, совещание «Демократического
альянса» — союза партий, поддерживающих
чилийское правительство,— заявило о св0е\
несогласии с позицией правительства и ча.
значило комисеню для обсуждения этого
вопроса < министром иностранных дел Чили
Фернандесом. Секретарь «Демократического
альянса» — депутат Папиа заявил, что Чи:
ли допустила болыпую ошибку, признав
правительство `Аргентины.

—о—-

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

ЖЕНЕВА, 11 марта. (ТАСС). Как с00б:
щают из Югославии, части народнэ-освобо-
дительной армии ведут, упорные наступа-
тельные бои на многих участках фронта в
Словении. В боях в окрестностях Люблянь
было убито 500 гитлеровцев, уничтожено 3
бронепоезда, 2 бронемашины, 1 Tank, !!
грузовиков и поезд с боеприпасами. В боях
на участке ЛМюбляны-—Кочевье бойцы Ha
родно-освободительной армии захватили у
противника танк, 2 орудия, 4  миномёта,
12 пулеметов, много боеприпасов.

Части 7-го корпуса  народно-освободи:
тельной армии, ведущие бои ‘с противником
на участке Любляны—Кочевье—Ново Ме
сто, уничтожили гитлеровские гарнизоны в
трех’ селах. В окрестностях Триеста „сло:
венские партизаны пустили под откос два
германских поезда,

Награда мужественным артистам

КАЗАНЬ, 11 марта. (Наш корр-). Многие
артисты Казанского театра юного зрителя
раньше работали в Сталинграле. Они
стойко защищали свой родной город, обслу-
живали части Красной Армии, госпитали.
Когда. бои начались на.улицах Сталян-
града, некоторые ини были эвакуировачы
в Казань и влились в состав труппы Казан-

ского ТЮЗ. В результате был создан креп-
кий, сплоченный коллектив, который успеш-

Новый патриотический
фильм «Кутузов»

В московской киностудии «Мосфильм»
закончен новый  художественно-историче-
ский фильм «Кутузов» по сценарию Вл.
Соловьева. Ставил фильм Вл, Петров, рз-
жиссер — М. Егоров, оператор — М. Гив-
дин, художник — В. Егоров. Музыкальная
иллюстрация сделана композитором Ю. Ша-
пориным. i

Это — фильм о славе русского оружия,
о замечательном русском полководце Ми-
хаиле Кутузове, о его смелости, решитель-
ности, исключительном мастерстве военнъ-
го маневра, благодаря чему вторгшиеся в
Россию в`1812 году наполеоновские пол-
чища были изгнаны и разбиты.

Кутузова выступает артист
А. Дикий, генерала Багратиона — С. За-
кариадзе, Наполеона С.. Межинский,
Барклая-де-Толли -— Н. Охлспков, Дениза
Давыдова — Б. Чирков, солдата Феди —
М. Пуговкин. В фильме занято много ве-
дущих артистов московских театров — Ер-
шов, Блинников, Готовцев, Поляков, Тере-
хов, Калужский, Скуратов. Консультантами
по картине были академик Е. Тарле и re-
нерал-майор Н. Таленский.

Завтра фильм выходит на экраны столи-

цы.
(ТАСС).

В роли

HO осуществил несколько’ постановок,
пользующихся широкой ‹ популярностью у
юного зрителя. Таковы, например, «Домик
в Черкизове», «Снежная королева», «Шут-
ники» и другие. На-днях театр отметил
радостное событие: групне работников теа-
тра были вручены медали «За оборону
Сталинграда». Награды получили главный
художник А; Поздняков, артист и режиссер
Д.. Дросси, артисты Г. Демин, Ф. Дембиц-
кая, Л. Тюрина.

Полуфиналы шахматного

чемпионата СССР
МОСКВА \

Вчера в шестом туре закончены только
дзе партии. Очень сильно разыграл Вересов
черными: защиту Немцовзича против Кото-
ва. Он выиграл пешку, и, казалось, грос-
смейстера ждет петвое пораженме. В цейт-
ноте, однако, шансы сравнялись, и партия
закончилась вничью. Авербах выиграл у
Луз-Хотимирского. В выигрышном положе-
нии отложил свою Партию Флор‘ против
Юдовича. На этот раз Флор играл весьма
предприимчиво, пожертвовал пешку и пое-
восходно реализовал выгоды своей позиции,

{ Бурню протекала партия лидеров Лисицин—

Рагозин, но она осталась незаконченной.
П. РОМАНОВСКИЙ, заслуженный мастер.

ОМСК

Закончился полуфинальный шахматный
турнир на первенство СССР, в котором уча-
ствовали восемь мастеров и шесть кандида-
тов в мастера. Первые два места поделили
мастера Хавин — военнослужащий погра-
ничных войск (Алма-Ата), Сокольский — пе-
дагог Омска, набравшие по восемь с поло-
виной очков из тринадцати. Третье и четвер-
тое места поделили чемпион Украины ком-
сомолец Болеславский, лейтенант Толуш
(Ленинград), набравшие по восемь очков. На
пятом месте ‘молодой кандидат в мастера
москвич Симагин, имеющий семь с полови-
ной очков. (Наш корр.).

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

FOTETIORUDS

THOR TESA!

В Госполитиздате вышла брошюра те.
нерал-майора И. ©. Прочко «Артиллерия-“
бог войны» (стр. 56, цена 1 руб.). Автор 0
вещает истораю развития артиллерии, гозэ-.

рит о роли артиллерии в первой мировой!’ Пр

войне и в настоящее время. Рассказывая 0
замечательных боевых делах советских ар
тиллеристов, автор ‘показывает верность их

\ героическим традициям фусской армии.

$2 «Вахтенный журнал» — так называет
ся книга избранных стихов Ю. Инге, из
данная «Советским писателем» (стр. 131,
цена 3 руб. 50 к.). В сборник вошли лучшие
стихотворения поэта-балтийца, героически
погибшего на боевом посту в начале войны,
Любовью к родной земле, пламенной weil
вистью к её врагам дышат горячие, зовушие
к борьбе строки талантливого поэта, посвя-
щенные Советской стране и ее людям.

Я: Книга Андрея Платонова «Рассказы
о Родине» издана Гослитиздатом (стр. 92,
цена 2 руб.). Она. открывается рассказо“
«Одухотворенные люди», ‘посвященным 04°
ному мз наиболее героических  эпизодоз
Отечественной войны — подвигу пяти крас”

нофлотцев под Севастополем, О мужестё

и доблести советских людей, защищающих
родную землю от врага, написаны и другие
рассказы, включенные в книгу.

В том же издательстве. в серии «Слз-.
вянская библиотека», вышла книга Алоис»
Ирасека «Старинные сказания чешского на-
рода» (стр. 104, цена 3 руб.). Автор худо-
жественно. обработал
повествующие о тяжелом прошлом чешско-
To народа, проникнутые страстной мечтой
© прочном мире и спокойном труде, г

$ В издательстве «Молодая гвардия»
вышел сборник «Отчизна»,
избранные стихи русских поэтов, посвящен:
ные Родине (стр. 159, цена 2 руб.). Вету-
пительная статья к сборнику «Родина в
русской поэзии» написана проф. И. Н. Ро:

зановым
LL LE PL ES

отделов пропаганды ин агитации — Д 3-37-22: комсомольской жизни —
военный

отдел — Д 3-36-24; писем — Д 3-30-69;

иллюстрации — ЛД 3-30-20;

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

дз: 37-29; отдел
бюро

’ Изд. № 181.

народные предавия. }

содержащий т

т

а

.?