у

я

и

\

\
®
A

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ -СТРАНСОБЯИНЯЙТЕСЫ

ROMCOMOMDELz

Орган Центрального и Московского Комитетов ВЛКСМ
в 235 6637)    . Ен 20 НОП.

ЕЕ ЕТ ee ee ee ee

ВЛ KC М КРЕМЛЬ.

всех сил страны, каждого советското чело-
века. Ещё энергичнее участвовать в обще-
народной борьбе за победу, ещё теснее спла-
чивать вокрут большевистекой партии вею

молодёжь — наша перзая святая обязан-
НОСТЬ.

Вторник, 5 октября 1943 г.

Навстречу 25-лети

29 оклября. Денинско-Сталинский комсо-
ход отмечает свое 26-лотие. За, четверть
века наш союз—верный помощник и на-
дёжный резерв большевистской партии. <0з-
данный Лениным и Сталиным, прошёл слаз-
ный боевой путь.

А

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Под Вашим генизльным руководством
доблестные войска Северо-Кавказекого фрон-
та во взапмодействии © кораблями и частями
Черноморокого флота в результате < мелой
операции — ударом © суши и высадкой
десанта с моря 16 сентября освободили наш
родной и любимый город Новороссийск. Но-
вороссийск снова наш совотокий и пад ним,
над его морскими просторами горо реет
победное красное знамя. Сердца наши на-
полнены радостью за освобождённый наш
гэрод. За освобождаемые города нашей Ро-

\

Комсомол рос и мужал в труде и сра-
хениях. Партия Лениндх— Сталина, вхохнов-
дяяа его на святое дело строительства но-
вой жизни в нашей стране, своей твёрхой
рукой вела вперёд.

Советевай народ, народ великой истории
И ведиких стремлений, с любовью и на-
деждой смотрит па свою молодёжь, на её
авантаря —— комсомол. От энергии и усер-
дил молодёжи во многом зависит успех ра-
боты налпей промышленности ‘и сельского
хозяйства. Наша задача в дни пюхготовки к
предстоящему юбилею — все силы отдать x 2
дины мы воздаёмы славу нашей любимой
тому, чтобы промьивленность успешно вы-  Красной Армии, к дивизиям,
полнила вое государственные задания. 4  морским пехотинцам, десантникам и кораб-
колхозы и COBXOSLE ‘успешно  зазершили луты Черноморского ‘флота, освободивигим
сельскохозяйственные работы и полностью [наш город от ига немецких захватчиков.
выполнили свои обязательства перед 6рас-  3х год хозяйничания немоцко-румынских
ной Ариней, перех Родиной. захватчиков ими прекрасный город-порт

В ответ. на первомайсвий прихаз тозарч-
ша Сталина комсомольцы „Ленинградь и.
Москвы начали коциалистическое соревно-
вание в честь 25-летия ВЛОМ. Этот
почин налибл пгирокий отклик по ‘всей стра-
не. Повсюду комсомольцы и молодёжь ири-
нимают на себя боевые обязательства, мно-
гие из них уже претворены в жизнь. Кеме-
товские комсомольцы добыли в нерабочее
время 94 эшелона угля. Ковровские комсо-
мольцы своими руками построили новый за-
водской корпус имени 25-летия комсомола.
В Магнитогореко убпешно. строится комсо-
мольская домна № 6. Вомсомольцы ‘метал-
лургических комбинатов уже добыли сверх
плана тысячи тонн стали, проката, кокса.

Два ордена, как две яркие звезды, го-
рат из груди ВАКСМ. Миллионы юношей
и девушек, носящих гордое имя комсо-
мольцев, видят в них знак высокого дове-
pasa партии и благодарности народа за хра-
брость и труд старшего пюколения комсо-
yous. Оправдать до конца это доверие,
прохояжить и умножить босвые трахиции
комсомола — долг каждого члена сотоза.

° Источником силы и крепости комеомола
всегда было и остабтся руководство боль-
шевистской партии. Всей своей жизнью и
всеми успехами комсомол обязан партии.
Выступления Владимира Ильича Ленина и
Досифа Виссарионовича Сталина определя-
‚ис тенеральное направление всей нашей ра-
боты-— воспитание подрастающего поколе-
ния. Указания партии и её вождей преду-
преждали комсомол от опгибок. Ленин и
(талин прям) и открыто критиковали наши
недостатки, учили, как эти недостатки ис-
правлять. Ленин и Сталин — учителя кох-
сомола. Их идеи, их борьба, их пример учат
золодбжь жить, бороться и побеждать.

Партия Ленина-—Сталина воспитала у
советской молодёжи великолепные качест-
ta большевиков — храбрость, отвагу, не-
знание страха в борьбе, готовность биться
весть с народом против врагов нашей
Родины. И когда над нашей Отчизной на-
виела смертельная опасность, когда в на-
шу страну вероломно вторглись полчища
немецео-фатнистских мерзавцев, советская
цолодёжь, как один человек, вместе со
вех народом поднялась на священную
войну — Великую Отечественную освободи-
тольную войну против фмпистских порзбо-
тителей,

Поркод Ветикой Отечественной войны —
(амый ответственный во всей истории ком-
сомола, Повсюду—и на фронте в кровопро-
дитных боях с немецкими захватчиками, и
втылу в езмоотвержениом труде—проходит
заше поколение суровые вспытания военно-
0 времени, Трудности войны закалихли мо-
дежь, научили`ее подчинять каждый шаг,
хажлую мысль одной великой цели — ocpe-
бождению родной земли от врага. Во всей
благородной красоте открылись великие вну-
тренние, силы сталинского пюколения.

В ходе войны народ воочию увидел плоды
постоянной заботы партии о воспитании и
оразовании молодёжи. Наше поколение —
ую тюколение новых, сильных людей. чьи
воззрения и жизненные устои сложились
пря советской власти.

Партия учит молодёжь никогда не усю-
юаиваться на достигнутом, всегда итти впе-
рёх, непрестанно совершенствоваться, овла-
девать знаниями, бороться © трудностями я
преодолевать их. Готовясь ® своему двадца-
тяпятилетию, комсомол заботится ю том,
чтобы ещё более расширить своё участие в
ощенаролной борьбе, чтобы всюду, где куёт-
я победа, ещё ярче чуветвовалаюъь актив-
ная роль комсомола, готового с честью вы-
HOALETS самое трудное задание партии.

Цегптральный Комитет ВЛЕСМ в своём ре-
шения о 25-летии комсомола отметил. что
«25-я годовщина ВЛНСМ должна пройти под
знаком дальнейшего сплочения комсомоль-
цев и молодёжи вокруг большевистской‘ пар-
тии, мобилизации всех сил молодёжи на
борьбу против немецних захватчиков, все-
морного оказания помощи фронту, дальней-
Шого организационно-политического Укреп-
ления комсомольских организаций, Усиле-
ния их сэязи с широкими массами молодб-
жи».

Война с немецкими захватчикали потое- ликий Cras,
бозала и требует предельното напрояжетия  наши мускулы,

Союза, сожтли-все портовые с9-

на отдельных участках вперёд от 5 дв 10

ТОВКА.

участках вперёд от 5 до’10 километров,

Ширитея соревнование в колхозной дерев-
не. Молодёжь днём и ночью работает Ha
токах, вывозит хлеб на ‹сыпные пункты:
Так комсомольско-молодёжные транслюртные
бригады Новосибирской области сдали на
элеваторы свыше 700 тысяч центнеров зер-
ша. Пример передовиков увлекает веех
колхозников. Люди равняются на лу
ших, подражают им, добиваются общего
успеха.

Долг. камоомольских opramusaiaii — в03-
главить ‘это патриотическое ирижение мо-
лодбжи, направить его на борьбу за ещё
более высокую производительность труда,
за экономию и бережливость, за железную
дисциплину. Наш лозунг —- вое силы фрон-
ту, все силы ва раэгром враг! Ни одного
юноши м девушки вне соревнования! Пусть
усилия каждого молодого патриота сольются
в один могучий трудовой порыв, который
даст фронту новые колонны танков, броне-
поезда, эскадрильи самолётов, дивизионы
нушек, эшелоны оружия, боелтринасов, утля,
нефти, продовольствия!

За время Отечественной войны невиданно

155 немецких танмов.
42 самолёта противника.

ска из отдельных участках продолжали ¢
боями продвигаться вперёд. Бойцы H-cxoii
части, отразив несколько ожесточённых
вонтратак противника; уничтожили 400
немецких солдат и офицеров. На другом
учаютке нани войска, развивая наютупле-
ние, заняли более 20 населённых пунктов.
Ha поле боя осталось до 800 вражеских
трупов; . Захвачено 2 танка,  самоходное
орудие и 2. минометных батарен. Взято
более 120 пленных.
*

te *

Ha Могилевовом РЕ Е Boll-
ск вели ожесточенные бои на рубеже pe-
ки Проня, Чакти Н-ского etal,
под сильным артиллерийским и нулемёт-
ным огнём противника, навели переправу
и переправились нь западный берег рекн
Праня. Стремительным маневром нзши части
вынудили немцев к поспешному отетупле-
нию и панесли им большой урон в живой
силе и технике, Только на одном участке
истреблено свыше 600 вражеских сотдат
и офицеров. Захвачены четыре батареи по-

* левых орудий, 3 самоходных пушки, 65
. ь 0 ‘< я i
выросла тяга молодёжи в кохсомол. 05020 иленётов и много различного военного

пяти миллионов юношей и девушек ВСТУ- имущества. На другом участке чаоти
пило в наши ряды. Молодое поколение ©9-  Н-ского соединения продвинулись вперёд
ветсгого народа полно стремления отдать  до 10 километров и заняли ряд населён-
себя целиком борьбе за победу. Но не всю- пых пунктов. Ири взятии одного из пунк-
ду ещё наши комсомольские органчзалии  тов уничтожены две роты гитлеровцев и
успепию решают возросшие во время вой- захвачен большой обоз с босаринахами, во-
пы задачи. Ешб крупные недостатки есть  ОФУЖением и добром, награбленным немца-
в политическое воспитаний молодёжи. Не  У  У Местных зителеи.

всегда достаточно глубоки связи комсомоль-  Наши лётчики потопили в Барениовом мо-
ских организаций с молодежью. Готовясь ®   ре транспорт противника водоизмещением в
юбилею, нашим активистами нужно ещё! 6.000 тонн.

больше позаботиться о дальнейшем органи-   Самолёты-торпедоносцы Краснознаменио-
запионно-политическом укреплении комсо- то Балтийского флота нанесли улар го не-
мольских организаций, постоянной связи с и транепортам в Балтийском море.
молодёжью, активно вовлекая передовую О тралепорт нолоиз-
еб часть в ряды комсомола. Авнация Черноморского флота наносила
удары по войскам и плавередствам протиз-
ника. Потоплены три быстроходных лесант-
ных баржи и несколько мотоботов с войска-
ми противника. уничтожено 60 автомашин,
рассеяно и частью истреблено до тех POT
гитлеровцев.

Партия учит нас: отмечая юбилей, сосрз-
Хоточивать внимание на нерешенных зала-
чах. Улущишением всей работы своих орга-
низаций, усилением помощи Френту встре-
чает комсомол своб 25-летие..

В эти прехюбалейные mu по всей
стране — от передовой линии фронта хо ©а-
мого дальнего тыла — советская молодёжь
повторяет свою клятву: :

— Тебе, партия, тебе, Родива, тебе, ве-
принадлежал Hawn знания,
наши жизни!

Е # + *

Несколько партизанских отрядов, дейст-
вующих в Минской области, в конце сентяб-
ря разгромили железнодорожную охрану
противника и разрушили участок железной
дороги протяжением в шесть с половиной
километров. На ‘помошь железнодорожной
охране немцы выслали эшелон с подкрепле-
нием. Партизаны ружейно-пулемётным ©г-
нём вывели из строя паровоз и, не дав про-
„ тивнику времени праготовиться для боя,
истребили one 200 гитлеровцев, а осталь-
ных обратили в бегство. Через несколько
дней минские партизаны на другом участке
дороги разрушили ещё 5 километров желез-
нодорожных путей и обстреляли немецеий
воинский поезд. слеловавший к линии фрон-
та.

0 присвоении звания генерал-лейтенаита
КОРНЕЕВУ Николаю Васильевичу

Постановление Совета Народных Котиссаров Союза ССР

Coser Народных Комиссаров Союза OCP постановляет:
Присвоить установленное‘ Указом Президхиувса Верховного Совета СССР от 7 мая
1940 тода звание генерал-лейтенанта Норнесву Николаю Васильевичу.

\

*х кз
Пленный солдат 9 роты 3 немецкого по-
лицейского полка Якоб Горн рассказал: «Ме-
ня призвали на военную слулбу в апреле
1943 года. Я попал в запасный учебный ба-
тальон, расположенный в городе Хертоген-
босс; в Голландии. Этот батальон тотових

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. СТАЛИН.
Управляющий Делами Совнаркома СССР Я. ЧАДАЕВ.
Москва, Кремль. 4 октября 1943 г.

.

a

улучшили свои позиции,

Указ Президиу ма. Верховного Совета СССР На остальных ‹ френтах — усиленная

награждении тов, МАНУИЛЬСКОГО Д, 3. орденом Ленина

В свазн с 60-летием со дня рождения   рех партией и советским народом награлать
тов, Мануильсного Д. 3. и принимая во   тов. Мануильского Дмитрия  Захафовича
вримание его революционные заслуги’ пе- орденом Ленина.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 3 октября 1943 г.

‘
67 немецких танков. В воздушных боях и
лёта противнима.

На Гомельском направлении части Н-ско-
го соединения отбили семь контратак про-
тивника и уничтожили до полка немецкой
пехоты. Подбито несколько самоходных ору-
APL противника и’ззхвачены трофеи, в чи-

“

29 октября—25 лет Ленинско-Сталинского комсомола.

Эта знаменательная годовщина должна пройти под знаком
дальнейшего сплочения комсомольцев и молодежи вокруг больше-
вистской партии, мобилизации всех сил молодежи Ha борьбу против
немецких захватчиков, всемерного оказання помощи фронту,
дальнейшего организационно-политического укрепления комсомольских

массами молодежи.

Fea Cie ТЕ

организаций, усиления их связи с широкимн

Ве DD), 200. A + Ss a Da Е, га ПЕ ОКЕЙ as af

Se Doe ASE

В. Переверзева, М. Тищенко, Н. Сидоренко
пополнение для полигейской дивизии, нахо- и хругио жители гороха.

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 4 ОКТЯБРЯ

„В течение 4 октября на отдельных участках ГОМЕЛЬСКОГО, МОГ ИЛЕВСНОГО и
ВИТЕБСНОГО направлений наши всйска вели бои местного значения, в ходе которых

В течение 3 октября наши войска на всех. фронтах ‘подбили и уничтожили

Жжх
сле готорых 5 полевых орудий и 4 броне-

ОТ ТРУДЯЩИХСЯ ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА

оружения, крупнейший цементный завод
«Пролетарий», механический завод военного
значения «Брасный двигатель», вагоноре-
монтный завод, судоремонтный завод и все
предириятия местной промнашленности. Они
надругались нах десятками тысяч язителей
гарода, отправив их на каторжные работы
в Германию. Они установили режим расетре-
лов, виселиц и пыток, назвав ето своим
«новым порядком» в Еврепе. Они липЕили
‘нас хлеба, своболы. а детей напеих — odpa-
зования, материнской ласки. Они © ирезре-
нием относились ко всему русскому, к-наше-
му языку, русской культуре, нашим тради-
циям. Всё это ими грубо, банлитови уничто-
жалось. Они пытались вытравить из созна-
ния нашего сзобололюбивото народа любовь
в своей Родине, но сделать это им не уда-
лось. Доблестные войска Красной Аюмии пре.
традили путь немецко-румынским войскам
на окраинах торода (и в предгорьях Ваз-
каза. Лучшие передовые рабочие наших
предириятий ушли в партизанские oT-

километров и заняли более 20 населённых

пунктов, среди ноторых крупные населённые пуннты ЖАВУНИЦА, ЛОЗОВИЦА,
МАЛАШНИ, СЛОБОДКА, УШПИТОВ, ВАСИЛЬЕВНА, ЗАГОРЬЕ, РЫСЛАВЛЬ, КИРИ-

На МОГИЛЕВСКОМ направлении наши войска продвинулись на отдельных

заняли более 50 населённых пунитов,

в том числе нрупные населённые пункты ГЛУШЕЦ, ДРОНОВКА, ЛЮБАНЫ, ГИЖНЯ,
ТЕЛЯШИ, БЕРЕЗОВКА, ЛЕТЯГИ, ЗАКРУПЕЦ, ГИЖЕНКА, КЛИНЫ, ДУБНО.

На остальных фронтах — усиленная разведка и артиллерийская перестрелна.

В течение 2 октября наши войсиа на всех фронтах подбили и уничтожили
В воздушных боях и огнём

зенитной артиллерии

* * *
На Гомельском направлании наши вой-

дившейся тогда в Праге, Девятого августа
батальон был срочно погружен и в полном
составе отправлен на Восточный фронт. Нас
влили в 3-й полк. В тяжёлых оборонитеяь-
ных боях наш полк был совершенно обес-
крювлен. 15 сентября жалкие остатки пол.
ка были сведены в одну роту, наечитывав-
шую 140 человек. Через три хня и ст этой
роты осталось всего лишь 60 человек».
2 * #8 .

Ниже публикуется акт о зверствах и
злодеяниях, совершенных немецкао-фапги-
стекими властями в городе Осипенко (Бер-
хянск): «Немецко-фашистские  мерзавцы
разрушили чудесный приазовский город и
курорт Осипенко. Немецкие военные вла-
сти — фашистский тебитс-комиссар Белет-
те и его заместитель Кюнкеле творили суд
и. расправу нах мирным населением, гра-
бизи и убивали ни в чем неповинных лю-
дей. По далеко не полным данным, гитле-
ровцы за время оккупации расстреляли
свыше 6 тысяч местных граждан. Более
20 тысяч мужчин и женщин, юношей и
девушек — жителей ‘города и района фз-
шистокие фаботорговцы насильно утнали
на каторгу в Германию. Отступая под уда-
рами Красной Армии, немецкие изверги
взорвали и сожгли Первомайский завод
сельскохозяйственных машин, Азово-Чер-
HOMOPCKHM завод, Крекинг-завод, кожевен-
ный завод, обувную фабрику, два кирпич-
ных завола, винный и пивоваренный 3a-
воды, механизированный хлебозавод, мас-
лозаводь №№ Ти 2, мясокомбинат, завод
«Рыбпром», паровую мельницу, городскую
электростанцию и железнодорожную стан-
цию, институт физических методов лече-
ния, торолскую поликлинику, туберкулез-
ный диспансер, педагогический институт,
педатогический техникум, 18 пкол, шко-
лу фабрично-заводского ученичества, клуб
водников, клуб металляетов, клуб рабочих
рыбной промышленности, ‘клуб ‘учителей,
городской театр, краеведческий музей, го-
родекую библиотеку, 4 санатория и много
жилых домов города.

Гитлеровцы пытались насильно, под
угрозой расстрела, увести с собой все на-
селение. Отрялы гестаповцев и жандармов
устраивали облавы по городу и охотились
за хюдьми. За малейшее возражение, за
понытку спрятаться и уклониться от эва-
‘куации расстреливали. За несколько дней
в городе и его предместьях гитлеровекие
палачи расстреляли несколько тысяч мир-
ных жителей. не пожелаляпих покинуть
родной очаг.

От имени всех граждан города мы тре-
буем сурового и беспощахного паказания
фашистских головорезов и ‘убайц за
их мерзкие и кровавые преступления»:

Акт подписали: председатель Осипенхов-
ского торсовета А. Михайленко, врачи —
С. Самбурсвий, В. Миронов, М. Игошин,
Л. Жукова, Е. Сопина, заместитель на-
чальника цеха Азово-Черноморского завода
A. Желулько, начальник листанции пути.
Й. Ляховец, протоиерей собора Василий
Попов, наборщица Мафия Чичерова, токарь
чепо Николай Важько. токарь Азово-Черно-
морского завода С. Савин, рабочий «Рыб-
прома» И, Жвитко, учителя — А. Копач,

разволна и артиллерийсная  перестрелна,

огнём зенитной артиллерии сбито 53 само-

транспортера. На другом участке группа
автоматчиков под комаядованием лейтенан-
та Силецкого” переправилась через водный
рубеж и, пробираясь зарослями, вышла во

рады и неустанно наносили удаты по
врагу. Мы знали. мы верили, что побе-
ла булет за нами. Не впервые нашей
Красной Армии ‘отражать  инозеуных
захватчиков. Мы были уверены, что под
 Вашеим гениальным руководством, 1101 MO-
  учимя ударами Красной Аросии разлетится
з прах миф о непобедимости гермамской ар-
мии. С огромной радостью мы узнавали о
победах Красной Армии. Мы следили 3 тем,
как под ударами Ерасной Армии освобож-
зались края и области нашей горячо люби-
мой матери-Родины. Мы зналя © провале
летнего паступления немецкой армии. На-
чалось массовое изгнание врага из совет-
ской страны. Эти победы Красной Арии под
Взлпим руководством воодупевляют нас на
героическую работу в тылу, на оказание
веемерной помощи фронту.

Мы, граждане города Новороссийска, со-
бравигнеся на митинг в связи © его оево-
бождением от немещко-румышеких захватчи-
ков, заверяем, “что мы приложим все свои

Великому вождю народов Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза товарищу СТАЛИНУ

силы, знания и опыт, науку-—в кратчай-
щий срок восстановим
порт, железнодорожный узел и цементные
заводы, элеватор, вагоноремонтный завод,
судоремонтный завод, школы, клубы и ком-
мунальное хозяйетво города. Мы возродим
наш родной город Новороссийск, сделаем его
крупнейшим центром цементней промыт-
ленности, первоклассным портом Советского
(Союза, мы сделаем ‘быт. и культуру нашего
города достойной нашей сталинской эпохи.

Да здравствует наша любимая Родина!
Да здраветвует советский народ!

Да здравствует наша доблестная Красная
Армия, Военно-Морской Флот и авиация,
принесшие`‘нам освобождение!

Да здравствует братский cows народов
CCCP!

Да здравствует великий вождь народов,
тениальный полководец Красной Армии
Mapmax Советското Союза товарищ Сталин!

На митинге присутствовало около 2.000
человег.

фланг противнику. Внезапным ударом авто-
матчики разгромили немцев, закрепивииихея
у водного рубежа, и обеспечили переправу
наних подразделений через реку.

Наша авиация наносила удары по скоп-
лениям войск противника. Действиями авиа-
ции уничтожено и повреждено 10 немецких
танков, 40 орудий и более 100 автомашин
с военными грузами. ›

На Могилевоком направлении наши вой-
ска на отлельных участках продолжали ве-.
сти бои по улучшению своих позиций. Про-
тивник предпринимает ожесточённые контр-

сбито  Зтаки и стремится во что бы то ни стало

удержать занимаемые рубежи. Н-окое соеди-
нение в результате упорных боёв сломило
сопротивление немцев и овладело несколь-
кими опорными пунктами. На поле боя оста-
лось свыше 400 вражеских трупов. З& два
дня боёв уничтожено 20-орудий противня-
ка. Захвачены трофен „и пленные.

На Витебеком натравяении наши войска
вели бои местного значения. На одном
участке части Н-ского соединения,‘ преодо-
левая многочисленные затраждения немцев,
прохвинулись вперёд и заняли три насе-
ленных пункта. В 0х ‘за эк
пункты уничтожено свыше 300 немецких
солдат и офицеров. На другом участке на-
шими войсками отбито песколько ожесточён-
ных контратак противника. Захвачены тро-
феи и пленные. j

*

Авиацией Черноморского флота потопле-
ны 2 хеантных и 4 сухогрузных баржи
противника. ЕКроме того, нашей авиацией
разбито более 100 автомалиин © вобнны-
ми грузами, раесеяно и частью ‘истреблено
хо батальона гитлеровцев, .

Немцы ‘усиленно охраняли учаеток же-
дезной дороги, проходящей по территэрин
Житомирской области. На каждый кило-
метр пути приходилось по 30—40 гитле-
ровцев со сторожевыми собаками. Через оп-
ределённый промежуток времени по линии
курсировал бронепоезд. Однако, несмотря.на
все меры, принятые противником, партиза-
ны одного житомирокого отрада за время с
14 по 17 сентября взорвали на этом участ-
ке 6 немецких воинских эшелонов. Унич-
тожены десятки вагонов © боеприпасалеи,
орудиями и танками, следовавшими к линии
фронта. Во время крушений убито свыше
300 немецких сохдат, м офицеров.

Пленный командир батальона 396 пол-
ка 216 немецкой пехотной дивизии майор.
Вернер Вихерт рассказал: «Наша дивизия
за последнее время потерпела тяжёлое по-
ражение и потеряла убитыми и ранеными
большюе количество солдат. Особенно ве-
лики потери в командном составе. За один
месяц были убиты все четыре командира
рот моего батальона. Провал летнего на-
ступления немецкой армии и начавшееся

0 награждении орденом

Москва, Кремль. 4 октября 1943 года.

„натрадить:

3. Полковника Стеганцева Авраамия

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО
ОСПЕРАТИВНАЯ СВОДКА ЗА 3 ОКТЯБРЯ

В-течение 3 онтября на ГОМЕЛЬСКОМ направлении наши войска продвинулись

вслед за ним отступление немецких войск
подорвали боевой дух солдат и офицеров.
Теперь офицеры уже говорят He о про-
счётах или отдельных ошибках немецкого
командования, а 0 явном превосходстве
русской стратегии над немецкой стратеги-
ей. Офицеры дивизии, которых я знаю,
считают, что о победе Германии уже не
может быть и речи. Для меня ясно, что
теперешнее тяжелое положение Германии
во многом напоминает 1918 вод. И весь
вопрос сейчас заключается в том, когда
нынешний кризис достигнет наивысшей
точки, сколько времени немецкая армия
ещё может выдержать».
\ * €

Ниже публикуется акт о зверствах не-
мецко-фашистских мерзавцев в городе Ма-
рпупеле: «В течение двух лет гитлеровцы
мучили и терзали мирных жителей Мари-
уполя, разрушали и уничтожали город. На-
силия и зверства фашистских извергов над
советскими людьми, варварские разруше-
ния в. городе начались с первого дня ок-
купации Мариуполя и продолжались вилоть
до бегства немецких захватчиков. За вре-
мя оккупации гитлеровские палачи рас-
стреляли несколько десятков тысяч мир-.
ных жителей. Тысячи замученных бовет-
ских граждан похоронены в противотанко-
вом рву и в окопах в районе агробазы, &
также у села Хрещатинское. Фалпистекие
изверги расстреляли помощника начальни-
ка мартеновского цеха завода им. Ильича
депутата Верховного Совет» УСОР тов. Пу-
зырева и его двух дочерей, старейших ра-
бочих завода Шабанова, Нузачева и мно-
гих других. Немецкие бандиты взорвали
цехи крупнейших заводов им. Ильича,
Азовстали, им. Куйбышева, много пред-
приятий местной промышленности, электро-
станцию, трамвайный. парк, две водоле-
чебницы, десять домов отдыха. Разрушены
и взорваны здания городского совета, бан-
ка, суда и прокуратуры, почты и телегра-
фа, театр и здания 56 школ. Немцы так-
же взорвали все церкви города. Гитлеров-
цы сожгли болыное количество жилых до-
мов вместе с находившимися в них жиль-
цами- Подоспевшие части Красной Армии
помешали гитлеровцам полностью paspy-
шить и сжечь все общественные и жилые
здания города». Е

Акт подписали: исполняющий обязанно-
сти председателя горсовета Л. Литвинов,
рабочие, работницы и спениалисты завода
им. Ильича №. Гольдина. И. Поликурлат,
инженер П. Фещенко, машинист С. Тори-
ков, токарь И. Шаповаленко, машинист
М. Батычко, начальник цеха 3. Орлов, на-
чаяьник цеха А. Орехов, инвалид И. До-
машнев, начальник почты А. Стеблянко,
инструктор физкультуры А. Машкин, тех-
норук трамвая Н. Смирнов, составитель
станции Мариуполь-порт Й. Голубь, врач
В. Кононова, преподаватель педучилища С.
Попов и другие.

Указ Президиума Верховного Совета СССР

Кутузова первой степени

генерал-полковника артиллерии ЯКОВЛЕВА Николая Дмитриевича

За образцовое выполнение заданий Рерховного Главнокомандования по обесле-
чению снабжения артиллерийским вооружением и’ боепритаюами Действующей армии
в трудных условиях военного времени  наярадить гонерал-полковника артиллерии
Яковлева Ниголая Дмитриевича орденом Нутузова первой степени.

’ Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

.

0 награждении орденом буворова второй степени генералов
й офицеров артиллерии Красной Армии
З» ‘умелое и злужественное руководство боевыми опералиями и за достигнутые
в результате этих операций успехи в-болх с немецко-фапистекими SO NBATTNOOET

ОРДЕНОМ СУВОРОВА ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
1. Генерал-майора артиллерии Казакова Константина Петровича.
2. Генерал-лейтенанта артиллерии Самсонова Фёдор» Алексанировича.

Ивановича,

с

О награждении писателя ШИШКОВА Вячеслава Яковлевича
орденом Ленина
За выдающиеся заслуги в области литературы, в связи с 70-летием со дня

рождения, наградить писателя Шишнова Вячеслава Яковлевича орденом Ленина.

Председатель Презндиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А; ГОРКИН.

Москва, Кремль. 3 октября 1943 г,

электрохозяйство, ^