Ефросинья Карповна отперла сундук и,
  повалившиеь на вещи, заплакала. Настюш-
вино приданое тоже пошло в тачку.
Ночью пекли Тарасу на дорогу лепешки
‘из последней муки. ;

— Ты с рассветом пойдешь, Тарас?—
осторожно спросила жена.

— А что? — насторожился Тарас. Он
(и сам думал выйти с рассветом.

i Днем, я думаю, некрасиво будет с
`тачкой пойти... Люди нашу бедность уви-
   aT.
  — А мне стыдиться нечегл!— закричал
` Тарас.
— Прежде ты беднести стеснялся...
  — Прежде! — проворчал on.— Прежде
“тот беден был, кто работать не хотел. А те-
’перь мне стыдиться нечего. Днем пойду!—
закричал он в бешенстве.— В самый пол-
день. Пусть все мою тачку видят.
_ Ион, проетивиеиеь’ с семьей и даже не
взглянув на Андрея, вышел из дома ровно
в полдень.
Высоко подняв голову и раздувая седые
усы, пошел он, толкая тачку, через весь
Каменный Брод, через весь тород, пю самым
людным улицам. Знакомые’ молча глядели
 ’ ему вслед...
‚ A ow meq, um Ha Koro ne глядя. Торжест-
венный и печальный, весь черный от го-
‚ речи, сжигающей его, шел он, сторбив-
шись над тачкой, начиная свой крестный
и, может быть, последний путь.
Так, прошел он через весь город и вышел
на большую дорогу. У перекрестка он оста-
новился, чтоб разогнуть спину. Но то, что
увидел он на дороге, заставило ero 060
всем забыть.
Тачки, тачки, тачки, ‘насколько хватало
‚ глаза— одни тачки да спины, согбенные
‚ над ними. Спины и тачки, — больше ниче-
го не было, словно то была дорога каторж-
ников. Скрипя и дребезжа, катились тачки
по камням и тащили за собой людей, изму-

ченных, потных, черных ‘от пыли. Каза-
лось, это не люди идут, & сами тачки с
прикованными к ним человеческими ру-
ками,

Словно никогда не было на земле ни
железных дорог, ни автомобилей, ни пара,
ни электричества. и человек еще не при-
„  ручил лошадь; словно никогда не было на
   земле магазинов, и люди всегда брели за
хлебом туда, где его сеют... Словно никогда
  ничего не было на земле — только тачки
: да горбатые спины, да пыльная дорога
  впереди,

i Подле тачек устало и безнадежно брели
 яюди. Старики, женщины. Шли семьями.
Муж и жена по очереди толкали тачку.
  Восьмилетняя девочка несла на руках ма-
‘  ленького брата и прижимала его к себе бе-
режно и любовно, как мать. В тачке сидел
малыш и навзрыд плакал, раздирая паль-
цами опухшие от пыли глаза. Ничего уже
не было на земле у этой семьи: ни род-
ного города, ни дома, ни своей крыши. Для
них не было ни высокого неба, ни крыла-
тых облаков на нем, ни зеленых ворхушек
деревьев. Клочок пыльной дороги впереди—
вот и все. И они проклинали дорогу. Они
ощущали солнце только затылком, неми-
лосердное, злое солнце;—и они проклинали
солнце. Их плечи дрожали и ежились под
внезапными дождями, — и они проклинали
дожди. Их окровавленные, стертые руки
уже не могли толкать тачку, — и они про-
клинали руки. Но того, кто был единствен-
ным виновником их горя, ‘нельзя было
проклинать велух. Й они, измученные до-
‚ Тогой и тачкой, проклинали немцев каж-
  дым вздохом усталой груди, каждым плев-
ком обметанного зноем и пылью рта, каж-
‚ дым стоном ребенка...
  Тарас стоял на перекрестке и растерянно
‚. глядел на дорогу. «Боже ты мой! Боже ты
‚ мой!» — повторял он, качая головой. Они
  не представлял себе раньше размеров на-
родного бедствия. «Боже ты мой! Роже ты
мой!» И пред этим океаном народного горя
свое горо показалось ему маленьким и
НИЧТОЖНЫм,

И как ручеек, откуда бы он ни бежал, в
конце концов всегда вливается в море, так
и старый Тарае влился в океан народного
горя и растворился в нем.

Человеческий поток принял его, закру-
тил, согнул над тачкой и понес. Теперь и у
него была только тачка да клочок дороги
впереди, и для него уже не было ни неба,
ни леса. Весь народ шел, прикованный к
тачке, шел и старый Тарас.

Через несколько часов он почувствовал,
что устал. Поясница нестерпимо ныла,
руки, натертые деревом, горели. «Не при-
  вык еще», — усмехнулся Тарас и свернул
с дороги.

В канаве отдыхали люди. Вакой-то юр-
кий седоватый человек с веселыми глазами
  тотчас же спросил Тараха:

—- Откуда?
  Тарас сказал.

век удивленно веплеснул руками.

— Kar куда? — Тарас пожал плеча- Подымая шляпу, и пересел ближе к огню.

ми.— Ha Днепроцетровищину...
А зачем?

Тарас» рассердил этот допрос, он не от-
ветил.

— Юли вы идете туда за хлебом. — СТИТе. Грешный человек. Русский.

торопливо сказал юркий.— так я Bat HS

понимаю! Я сам из города Днепропетров-

ска. Честь имею, Петушков, Яков Иваныч,
‚  парикмахер. Еслнг бывали в нашем городе,
  то обязательно брились у меня, Знаете,
  парикмахерская «Красного Бреста» на... *
1 — Нет, не бывал. .

Продолжение. См. «Комсомольскую прав-
ду» №№ 227—231, 233—235.

53031.

гы Вуда же вы идете? — юркий чело- НуУЛ он актеру — Огонь бесплатно.

Е ЕЕ ГИС НЕ ки оби Е ЕЕ а СНЕ ares
  РЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», д.
: oc mi учащейся молодёжи — Д 3-38-90; отдел крестьянской молодёжи — Д 3-38-38; отдел литературы и искусства —

—- Ла? Жаль. И вы идете в Днепро-

— Зачем же с апельсинной? Общепуи-

петрозск!-— парикмахер воплеонул рука-  нято с лимонной. От дедов.
— Апельсинная мягче, — иначе не мо-  Вручая президенту Рузвельту веритель-

ми.— Я иду оттуда. Это нищая область.

И Таюае снова недоверчиво пожал пле-
чами.

— Вы мне не верите? — обиженно
вокричал Пелуштков. — Вы сомневаетесь,
как такая область могла стать нищей? Тад
я вам скажу! — Но тут он вдруг спохва-
титея и опаеливю поглядел по сторонам. —
Her, я вам ничето ‘не скажу. Идите. Идите!

— Ваш город давно... э... под вааетью...
э... фюрера?— послышался вирут Голос из
канавы, и оттуда приподнялся пожилой
человек в пеноне.

— Нан? — переспросил
тыре месяца.

— А-а!— загадочно усмехнулся чело-
век в пеноне.— А мы уже ровно год... _

Тарас понял и опустился рядом со своей

Тарас. — Че-

тачкой. Человек в пеноне и парикмахер

сочувственно смотрели на ‘него.

— А вы куда пдете? — спросил он
глухо.

— К Дону, — ответил ^ паривмахер. —
Там еще должен быть Pail...

— Рай! 9... — усмехнулея человек в
пенене.— Мне достаточно и полного ам-
бара.

— Рай! — закричал яростно Петуш-
ков.— Мне для моего продукта обязательно
нужен рай. На меньшем не помирюсь.

Тарасу было все равно, Kya WITH: к
Днепру ли, к Дону. Он вытатеил тачку на
дорогу и, подумав немного, зашагал на во-
сток. Теперь солнце было у него на затым-
ке... Впереди мзячила верткая спина па-
рикмахера. сзади тяжело дышал, сопел и
капилял человек в пенсне, которого звали
Петром Петровичем.

Вечер застал их в поле за Донцом.

— Здесь ночевать будете? — спросил
парикмахер.

— Надо бы в село... — перепгительно
сказал Тарас. — Е

— В село? 9, нет! Туда нашему брату...
э... бродяге, на ночь хода нет... Запрет.

— Чей?

— Чей же? Их.

— Партизан боятся..—попотом протз-

‘Нес парикмахер и тихо засмеялся.

На поле уже кое-где дымились костры
тачечников, и, завидев их мирный дымок,
с дороги стали сворачивать люди. Выби-
рали себе место на поле, отарити тачку и
валились подле нее без сил.

Поле давно было вытоптано. В то же-

стокое лето через него не раз перекатыва- в траве.

лись армии м беженцы. Повсюду бъыхти вид-

гу...Простите. Гм! Голос.

Вручение верительных грамот послом СССР в США
т, Громыко президенту Рузвельту.

Обмен речами между т. Громыко и 1-ном РузвельтомМ.  щее заявление: <Я удовлетторен и считаю

ВАШИНГТОН, 4 октября. (ТАСС). Госу-

дарственный_ департамент  об’язил, что
посол СССР в Соединённых Штатах
Речь тов.

ные грамоты, посол СССР в США тов.

Парикмахер подбросил веток в костер. Громыко заявил:

Сырые, они запипеля в огне, как клубок
змей, и скорчились.

— Яичница с помидорами, —сказал па-
рикмахер,— вот мое любимое блюдо, если
угодно знать. J

Ему никто не ответил. Он снова подбро-
сил веток в огонь.

— A этот бурак можно варить, —
слышался вдруг робкий женокий голос,

— Ч? — парикмахер обернулся,

«Господин президент, я имею. честь вру-
чить Вам верительные грамоты, которыми
Президиум Верховного Созета СССР аккре-
дитует меня при Вас в качестве чрезвычай-
ного и полномочного посла СССР, а также
отзывные грамоты моего предшественника,
Вручая Вам верительные грамоты, я считаю
своим долгом заявить, что народы Советско-
го Союза питают к американскому народу

10-  чувства дружбы и глубокого уважения и что

поддержание и ‘дальнейшее развитие  дру-
жественных отношений и теснейшего сотруд-

Вочком к огню, положив голову на свою ничества с ним являются горячим желаннем

тачьу, свдела женщина. Она повторила:

— Я говорю... вот бурак па поле...
можно варить.

— Позвольте!— вополошилея
Но это кормовой бурахк. Это корм свиньям...
— 9, батенька, возразил бухгалтер, —

и стремлением моего правительства.
ба между народами наших стран

Друж..
не слу-

6Г3   чайна. Она является выражением основных

интересов наших народов и’ наших стран.

актер.— Эта дружба окрепла в тяжёлых испытаниях

войны, в которой народы Советского Союза
и Соединённых Штатов сражаются против
общего врага — гитлерозской Германии и

чем же мы, люди, хуже свиней? Ведь мы  её союзников в Европе. Узы дружбы, свя-

свинину едим?..
— Ели, поправил Тарас.
— Ну, еди. Значит...
—- Только люди уж, видно, весь бурак

зывающие наши народы, ещёболее укрепля-
ются крозью, проливаемой Лучшими сына-
ми наших стран в борьбе против германских
фашистских бандитов.

В течение двух лет этой упорной борьбы,

повытаскати,— грустно сказала женщина. в которой самое тяжёлоё бремя усилий и

— А sor MB поищем!-— воскликнул
парикмахер и ринулся в поле.

Оя скоро вернулся, потный п всклоко-
ченный,

жертв пало на долю Советского Союза,
народы СССР получали и получают от дру-
жественного американского народа не
только моральную, но и значительную ма-
териальную поддержку, как самолётами,

— Да, — сказал он, выклалывая пере тайками, орудиями % другими военными ма-
женщиной ре, что собрал.— Из-за бурака териалами, так и продовольствием. Совет-

и то драка. Зверь стал народ.
— Голод...

ский народ высоко ценит эту поддержку,
за которую я выражаю Вам, г-н президент,
а через Вас и всему америкачскому народу,

— Ав чем же варить?-— спросила жен- горячую благодарность моего правитель-

maa,

— Да. В чем же варить? Я и не поду-
мал, — парикмахер огляделся беспомощно
вокруг себя. Было темно, но от костров па-
дали наземь огненные пятна.—9! Bor!—
он наклонтлея и поднял что-то © земли.—
Каска! — он подал её женщине.— Вари в
ней.

Женщина повертела каску в руках и
вдруг всхлитнула.

— Что вы?— вополошились все.

— Пробитая...— она показала каску,
все увидели черную дырочьу в звезде.

У костра стало тихо.

—_ Я другую найду-— нервно усмех-
нулся парикмахер и начал шадить рукамя

—- Может,. это мужа моего каска..—

ны следы боев и следы кочевий: сожжен- тихо вохлипнула женщина.

ная трава, расщепленные деревья, окопы,
воронки, пепел, черные остатки костров...

Прокалились чрез это поле беженцы и
рассеялись по лицу земли. Только трупы
павших лошадей у дороги осталиеь да ©сле-
ды повозок, глубокие и горькие, как мо]-
Щины.

Прошли по этому полю армии, истоптали
его борясь, похоронили покойников, подо-!
брали раненых и прошли дальше, поля
Этого не запомни: Только раненые помнят:
их кровь на этой черной траве...

И вот раскинулся здесь теперь диковин-
ный лагерь талючников. Баба, оняв с себя
ситцевую кофточку, стирает ее в воронке.
Вол» ржавая. Говорят: от глиниестой почвы,
А может, и от крови? Дети спят в окопах.
На остатках стафых костров раздуваются
новые. И: уже ползет к небу горький, си-
ротевий дым... Jloropaer зажат, невилан-
ный, батгрово-черный, словно он звиитал
всю кровь и все горе земли, пламя ее битв
и дым ее костров. А с дороги приходят все
новые и новые толпы людей с тачками.
Уже теоно на поле. Уже в канавах спят
люди. ЯЖмутся один к друтому. Из Харь-
кова, из Полтавы. Из Донбасса, из Зато-
рожья, Артемовцы с. мешком соли на тач-
ке, кременчужцы с краденым на фабрике
табаком, рубежане с банками краски. Слов-
mo все города Украины сбились на этом
поле. Словно весь народ пошел кочевать с
тачкой, искаль хлеба... Хлеба!

«Украина ты, моя Украина, — Тарас по-
качал головой.— Бедолапи мы с тобой».

Меж тем парикмахер раздул костер и те-
перь, любуясь, глядел, как кучерявится и
завивается пламя, словно то была лучшая
прическа его работы.

Со всех сторон к опню потянулись руки.
Человек в клетчатом пальто и мягкой
шляпе, сидевигий в стороне, тоже незоль-
но потянулея к огню, но не подвинулся,
не подошел.

— А вы, гражданин, откуда идете?—
любезно крикнул ему общительный Петуш-
ков, как бы приглашая к отню и к беседе.
ростите... гм..—“тдухо отозвался
человек в мягкой шляпе.— Я на утице...
ГУ... Не разговариваю, — и утинул лицо в
воротник пальто. .

— Интеллигент! — обиженно сказал
Тарасу Петушков, — Интеллигент с выс-
пгим образованием! А коли ты’ интелли-
гент,— крикнул он яростно, — так сидя
дома, нечего на дорогу выходить!

— Простите... ГМ...— Шрюизнее человек
в шляпе.— я вижу, вы не поняли... Я —
певец, Я должен горло беречь... Здесь
сыро...

Петушков расхохотался:

—- Ну, голос надо было дома беречь!

— Мне выбирать не приходится, —крот-
ко возразил актер.

— Да, выбирать не приходится, —
вздохнул Петр Петрович. — Вели бы мне
два года назад приснилея сон, что я, по-
жилой человек, бухгалтер Востриков, ста-
  ну... 9... бродягой— я подумал бы, экий
дурной сон! А вот... 8... сбылея. Да вы
подсажкиврайтесь, подсаживайтесь! — крик-

> ~*~

Благоларотвуйте, ответил тот, при-

—-

Что же это’ вы так?7— усмехаясь,
спросил его Тарас. Товорят, немщы арти-
остов любят.

— Но я... гм... немцев не люблю, Пра-

— ВБакая компания! — восхищенно
произнес парикмахер. — Каков общество
собралось у нашего огонька! А, Петр Пет-
рович? И в хорошее время не каждый день
соберешь такое общество!
Да... — мечтательно крякнул  бух-
галтер,-— к этому бы обществу да графин-
чик... С лимонной корочкой!..

— С. апельсинной...— кротко звставил
актер.

24, 6-й этаж. Т

— Котелок нашел!— закричал парик-
махер.— Кажется, целый.

Скоро бурак сварилея. Тарас достал пол-
лепешки, остальные-—что у кого было.

— Омотрите! — удивленно сказал па-
рикмахер.— Вкусный бурак.

— Голод — лучиеий кулинар. 9... это
известно...— засмеялся Петр Петрович.

— Янв возраскаю трютизв голюда!-—вдрут
взволнованно сказал актер.— дол-
жен быть немного голодным, иначе поет
желудок, а должна петь душа. Но я не мо-
гу петь, когда люди жрут!-— закричал
он.— Чавкают! Я служил в Харьковской
опере... Хорошо, пусть немцы. Я suai
немцев. У них был Ватнер. Но это... эте—
не. немцы. Нет! Не спорьте со мной! Они
заставляли меня петь у них на ужинах...
и чавкати... и кричали: «Вагнерз? В’ черту

Вагнера!» И требовали от меня песенок.

воторые поются у них в борделях.— Он
вдруг остановился, взялся рукою 3a горло
и зябко пювел головой.—Тростите... Гм...
я не должен волноваться. Голос. Должен
беречь. Я еще надеюсь спеть Вагнера...
Один раз в жизни!.. Когда..—-он не до-
кончил, но все‘поняли и вздохнули.

— Вам сырые яйца надо глотать... —
сочувственно сказал^ парикмахер. — Каж-
дый день сырые яйца. Я близкий к искус-
ству человек, я понимаю...

— Да, это хорошо... Яйцо...— раселаб-
ленно произнес актер.

—- Мы найдем богатое село!— вдохнг-

дем такое место, где еще есть яйца... И ам-
бары, полные хлеба!.. И нас встретят, ках
желанных гостей... и...

— Нет таких сел. Яков Иваныч, —>
бухгалтер покачал головой.

— Есть! — закричал  Петушков. —
Должны быть. Для мобго шюдукта мне!
нужно село богатое, неразоренное, Bece-
лое...

— А 910 у вас за продукт?— спросил
Тарас.

— 0! У меня продукт пеихологиче-
свий!-— уклончиво ответил парикмахер. _-

— Восемьдесят четыре картошки и сто
семнадцать ложечек муки.— вдруг тихо
прошептала женщина.

— Что?— вотрепенулись все и огляну-
лись па нее. Женщина смутилась. Она че!
заметила, что произнесла это вотух.

— Нет, поэвольте! — пристал к ней

то про картошку?

И он выпытал вею историю. У женщи-
ны — ее Матреной звали — на шахте две
девочки остались. Старшенькой — десять,
меньшенькой — пять. Она оставила им не-
много муки и картошки. По счету. И при-
казала брать в день три картофелины и
класть в суп три ложечки муки. Старшень-
кая, Любаша, поклялась, что не потратит
больше. Теперь у них осталось сто семна-
тать ложечек муки и восемьдесят четыре
картошки. А мать еще и полпути не прошла,

— Да, и нас, Яков Иваныч, дома ждут
голодные...— глухо сказал бухгалтер. —
Сколько уж мы ходим с тобой? !.

— Так ведь не с пустыми руками ждут?
С хлебом. Что мы им без хлеба? Надо най-
ти село богатое, неразоренное, чтоб обме-
няли мы свое барахло с пользой...

— Где же такое село найти?—вздожнгух
бухгалтер.—И найдем ли? ;

— Найдем!-— уверенно ответил пафик-
махер.

— Ну-ну!

Й, переночевав подле тлеющего костра,
они с рассветом, все вместе, отправились
искать землю неразоренную...

(Продолжение следует)

ЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-
ЕР

‘ мыко, произнесённую им в связи с вруче-

венно продолжал парикмахер. — Мы най- ‘

30-56;
военный отдел — Д 3-36-24; писем — Д 3-30-69;

ства и народов моей страны.
Вооружённые силы союзников, в том чис-
ле и вооружённые силы Соединенных Шута-

тов. Громыко вручил верительные грамоты
Рузвельту.

ГРОМЫКО

Заявление Гарримана
корреспонденту ТАСС

НЬЮ-ЙОРК, 2 октября. (ТАСС). Гарри.
ман сделал корреспонденту ТАСС следую»

болыцой честью, что президент назвал сева-
ту мое имя в качестве посла Соединенных
Штатов в Советском Союзе. Я считаю вели-
чайшей привилегией работать в Вашей
стране в нынешнее историческое время».

—_—oO—

нашей общей борьбе против гитлеровской значение адмирала Кэннингхэма

Германии и уже нанесли ряд тяжёлых пора-
жений коварному врагу. Успехи Красной Ар-
мии в её борьбе против гитлеровских орд В
течение более двух лет, её нынешнее победо-

носное продвижение на советско-германском
замечательные успехи англо-амери“  адмирал флота Дэдли
Северной Африке и в СИЦИ-! ог обязанностей первого морского лорда и

‘фронте,
канских войск в

начальником британского
главного морского штаба
ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Как сооб-

ает английское министерство информации,
а; Паунд nen

ЛИИ, а также раэзёртывающиеся военные опе-   touansmKa raBHOrO MOpCKOTO lTaGa B свя.

рации англо-амери:
Италии соэдали благоприятную военную и
политическую обстановку для нанесения ре-
шающих ударов по ненави

стному врагу. Сей- флота

нских сил на территории   зи с плохим востоянием здоровья,

Первым морским лордом и начальником
главного морского штаба назначен адмирал
Эндрью Кэннингхэм, занимавший

час ясно, что ход войны поворачивается В   пост командующего военно-морскими сила-
благоприятную для Об’единённых наций сто   ми союэников в Средиземном море.

рону. Однако для нанесения окончательного
удара по врагу потребуется напряжение всех
сил нащих стран и сил всех Об’единённых на-
ций. Я твёрдо убеждён, ги президент, что
нынешняя совместная борьба против нашего
общего врага — гитлеровской Германии и её
союзников в Европе — приведёт к тесному
сотрудничеству наших стран в послевоенный
период в интересах всеобщего мира и безо-
пасности. Я полагаю, что взаимопонимание и
взаимное доверие между нашими странами,
столь необходимые как во время войны, тах
и в послевоенный период, также будут в ма-
ксимальной степени выкованы в огне наших
совместных военных усилий. Я готов посвя-

тить все мои силы дальнейшему укреплению

этого взаимопонимания и доверия между на-
шими странами и уверен в успехе и плоло-
творности наших взаимных усилий, направ-
ленных на достижение этой высокой цели.
Я надеюсь, г-н президент, что, выполняя
 свои обязанности посла, аккредитованного
при Вас, я могу положиться на Вашу подл-
держку, а также на поддержку воэглавляе-
мого Вами правительства. Прошу Вас, г-н
президент, принять заверение в полной уве-
ренности в дальнейшем плодотворном разви-
тии и укреплении дружественных отноше-
ний между Советским Союзом и Соединённы-
ми Штатами на благо и процветание наших
великих народов и всех дружественных

тов, принимают всё возрастающее участие в  стран».

Ответ президента РУЗВЕЛЬТА

Отвечая на речь посла СССР тов. Гро-

нием верительных грамот, президент Руз-
вельт заявил: «Я счастляв получить от
Вашего Превосходительства грамоты, кото-
рыми Президиум Верховного Совета СССР
аккредитует Вас в качестве чрезвычайного
и полномочного посла СССР при прави-
тельстве Соединённых Штатов, и я при-
ветствую Вас в этой роли. Я глубоко удо-
влетворен выраженной Вамл решимостью
продолжать развивать дружественные от-
ношения, взаимопонимание и доверие, кото-
рые столь счастливо существуют между
нашими двумя странами, и тем самым про:
должать работу Вашего выдающегося
предшественника, отзывные грамоты кото-
рого Вы вручили мне. Я могу заверить
Вас, что, выполняя эту высокую задачу,
возложенную на Вас Вашим правительст-
вом, Ваше Превосходительство может рас-
считывать на полное сотрудничество и
поддержку американского правительства.
Стойкость, мужество и самопожертвование

вооружённых сил и народа Советского
Союза в ужасные для них часы испытаний
вызвали безграничное восхищение амери-
канского народа, ‘я мы радуемся вместе с

щим успехам,
жне.

С момента предательского нападенля на-
цистской Германии на Вашу страну непре-
клонным намерением нашей страны было и
есть предоставление максимальной помощи
Вашим доблестным армиям. Обе наши

венчающим, советское ору-

Американское правительство и американ-
ский народ приложили все усилия для то-
го, чтобы как можно скорее и эффектав-
нее бросить наши вооружённые силы про-
тив этого врага. Враг чувствовал, чувству-
ет и будет чувствовать во всё возрастаю-
щих размерах мощь совместных сил Об’-
единённых наций. И когда будет достиг-
нута окончательная и полная победа, а она
будет достигнута, я уверен, что можно бу-
дет сказать, что каждая Об’единённая на-
ция приняла полное участие в борьбе за
эту победу. Наши страны об’единились для!
великого дела, и‘я полностью разделяю
Вашу уверенность, что единство цели, об’е-
диняющее наши нарьды н страны в ведении
войны, превратится в тесное и прочное
сотрудничество вместе с другими одина-
ково мыслящими странами в создании
справедливого и длительного мира».

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Рейтер, находящийся при
английской 8-й армии, сообщает, что ан-
глийские части, высадившиеся внезапно
4 октября в тылу гермавских позиций, в
маленькой деревне Термоли (на Адриати-
ческом побережье Италии), захватили вос-
точную часть дороги, пересекающей Ита-
лию и ведущей к реке Вольтурно (к севе-

ру от Неаполя). Патрульные отряды аи-  60

глийской 8-й армии вскоре после высадки

десанта в Термоли соединились с ним,

Вслед затем правый фланг 8-й армии про-

двинулся вперёд примерно на 10 миль.
TIOHILO

H, 5 октября. (ТАСС). Штаб союз-

ных войск в Северной Африке сообщает. что
знтляйская 8-я армия продолжает продви-
гаться в соответствии с планом. В Термоли
{ча Адриатическом побережье Италчи) вы-

Ры. Подожжено 12 самолётов, стоявших на
садились новые части войск союзников.   земле.

: Kourpataka противника в этом районе была
отбита < потерями для него. Американская

15-я армия продвинулась вперёд и заняла

пункт Монтесаркио (к западу от Беневенто).
Тяжёлые бомбардировщики, входящие в
состав северо-африканских воздушных сил,
вчера атаковали мосты и сортировочные
станции в Больцано и Пизе (Италия), а так-!
же аэродром в Мениди (Греция). Средние.
мбардировщики сбросили бомбы ча аэро-!
дром. противника в Аргосе (Греция), а также,
на мосты и железнодорожные депо в Изер-
нии, Миньяно и Террачине (Италия).
ЛОНДОН, 5 октября, (ТАСС). Штаб союз-
ных сил на Ближнем Востоке сообщает, что
вчера авиация союзников подвергла интен-!
сИЗной бомбардировке аэродромы противни-
ка близ Афнн. В б ангарах вспыхнули пожа-!

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Штаб
союзных сил на Ближнем Востоке сообщает,
что 3 октября противник значительными си-
лами высадился на острове Кос (из группы
Додеканезских островов), недавно занятом
войсками союзников, и захватил несколько!
важных пунктов. Бои продолжаются.

3 октября авиация союзников атаковала
‘неприятельские суда у острова Кос. Истре-
бительные самолёты союзников уничтожили
2 вражеских машины «Юнкерс-87», пытав-
шиеся атаковать аэродром на острове Кос.
Самолёты «Либерейтор» и а Ак в

Высадка германских войск на острове Кос

ночь на 3 октября совершили налёт на гер-!
манский аэродром Калато на острове Родос.
Были замечены взрывы бомб среди самолё-
тов, стоявших на земле. Самолёты союзни-
ков атаковали также аэродром в Гераклионе
(остров Крит). В результате атаки возник
большой пожар. Из этих операций не верну-
лось на базы 6 самолётов союзников.

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Штаб союз-
бон на острове Кос продолжаются. Авиация
союзников атаковала скопление неприятель-
ских войск и автомашин на острове.

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Англий- ское министе

ское министерство авиации сообщает, что
в ночь на 5 октября крупные соединения
самолётов английской бомбардировочной
авиации. появились над Руром. Главный
удар был нанесён по Франкфурту-на-Май-

неугомонный Петушиков.—Вы сказали что-  Н@, где возникли крупные пожары. Само-

лёты «Ланкастер» бомбардировали Людвиг-
схафен, а самолёты «Москито» атаковали
ряд об’ектов в Северо-Западной Германии.
12 самолётов не вернулись на базы.

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Агентство
Рейтер указывает, что налёт английской
авиации на Франкфурт-на-Майне был пер-
вой крупной операцией против этого горо-
да. На город было сброшено свыше 500
тонн бомб. a

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Как пе-
редаёт английское министерство авиации,
самолёты типа «Тайфун» 4 октября атако-
вали вражескяе суда у побережья Голлан-
дни. ИМричинены повреждения нескольким
небольшим судам. Другое соединение са-
молётов того же типа атаковало парово-
зы, баржи я другие об’екты во Франции.
В ходе этих операций уничтожено 3 гер-
манских истребителя. Авиация союзников
потеряла 5 самолётов.

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Англий-

Потери германской и англи

ское министерство информации сообщает
что за’ сентябрь германская авиация поте-
ряла над Англией 13 самолЗтов, английская
авиация — ни одного. Над Западной Евро-
пой потери германской авнации за этот же
период, составили 171 самол$т, потери ант-

секретариат — Д 3-37-65 и Д 3-31-79;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

отделов пропаганды и
иллюстрации — Д 3-30-22;

PCTBO авиации и командо
8-й — американской авиационной* anna
сообщает, что во время налёта на Франк-
фурт-на-Майне бомбардировщики «Летаю-
щая крепость» подвергли бомбардировке
завод. производящий запасные части для
самолётов. Был совершён также налет на
аэродром в Сан Дизье (Франция). Бомбар-
дировщики «Либерейтор» провелн бомбар-
дировочные операции на (Северном море
Американские истребители «Сандерболт»
сопровождали «Летающие крепости» в
глубь вражеской территории. При возвра-
щении бомбардировшики прикрывались эс-
кадрильей истребителей «Спитфайр». Бом-
бардировщики встретили сильное сопротив-
ление н сбили 56 вражеских истребителей
Истребители «Сандерболт» уничтожили 19
‘самолётов противника. Из всех этих опе-
раций не возвратились на свои базы 15 тя-
жёлых бомбардировщиков.

лондон, 5 октября. (ТАСС). Как пере-
даёт английское министерство информации
во время налёта на Кассель, совершённого

в ночь на 4 октября. было сброше!

тонн бомб. ЛЁётчик, ив о
утром 5 октября, установил, что через 12
часов после налёта над городом всё еще
поднимался дым от множества пожаров.

йской авиации за сентябрь

лийской авиации — 289. В сентя
ник потерял над Северной Karen 279 ca.

молётов, а английская авиация — 101 само-
лёт. Потери прбтивника на Ближнем Bo-

стоке составили 69 самолётов,
Англии — 23 самолёта.

потери

агитации — Д 3-37:

жай ячменя

страны об’единались против общего врага. !

22;
бюро стенографии Il 1.04 Fe жизни —

ПИ

Напряженное положение в Дании

Палач Гиммлер выехал в Копенгаген
для «наведения порядка»

ЛОНДОН, 5 октября. (ТАСС). Стокгольм-
ский коррестюндент агентства Рейтер с00б-
цает, что по сведениям, полученным из дат-
‘ских источников, Датские патриоты продол-
жают совершать многочисленные диверсион-
 ные акты. В течение последних двух недель
  сентября было совершено более 20 диверсий,
 в частности была положжена германская ка-
зарма, разрушены две электротрансформа-
торных станции в Копенгагене, перерезаны
во многих местах германские телефонные ли-
нии. В связи с соэдавшимся в Дании напря»
жённым положением туда выехал Гиммлер.

Па

ГИТЛЕРОВСКАЯ ГАЗЕТА 05 ИТСГАХ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ГОДА
В ГЕРМАНИИ

«На урожай не следует возлагать
преувеличенных надежд»

СТОКГОЛЬМ, 5 октября. (ТАСС). Гитле-
ровская газета «Кленише цейтунг»` поме-
стила статью, озаглавленную «Каков будет
урожай». Газета подчеркивает, что посев-
ная площадь под зерн@выми в Германия

народом Советского Союза всё возрастаю-   резко уменьшилась по сразнению с довоен-

ным временем. Кроме того, пишет газета,
потребность в зерне увеличится в связи с тем,
что сбор других продовольственных куль-
тур будет низким. По словам газеты, «уро-
выпадает из прсдовольствен-
ного баланса», а урожай картофеля «застав
ляет желать лучшего». Газета  предуп-
реждает, что «с картофелем придётся
обращаться весьма осторожно» и что He
может быть и речи о возможности исполь-
зования картофеля на какМе-либо техниче-
ские цели, так как его нехватит на удовле
творение продовольственных нужд. Е

«Кельнише цейтунг», призчаёт, что баланс
кормовых в Германии остаётся весьма на-
пряжённым. Острый недостаток кормов вы-
звал уже в Германии чрезмерный забой
скота. Газета заявляет в заключение, что
«на урожай не следует возлагать преуве-
личенных надежд».

И ere ks

Кафе для детей фронтовиков

Вчера Ленинский райпищеторг столицы
открыл первое кафе для детей фронтовиков,
Для кафе отведено хорошо удованное
помещение. До 1.000 ребят получат еже-
дневно горячие закуски, овощные блюда,
фрукты, чай, кофе.

—о—ё
CEO rT

СРЕДНЕАЗИАТЕКАЯ СПАРТАКИАДА

АЛМА-АТА, 5 октября. (Наш корр.), В
спартакиаде республик Средней Азии ysa-
ствовали двести спортсменов Казахстана,
Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Тадж.
кистана. На старт также вышли мастера
спорта Москвы и Свердловска.

В день открытия спартакиады на стадо.
не «Динамо» присутствовало десять тысял
зрителей. Отлично пробежала стометрозку
чемпионка СССР К. Емельянова (Сверд
ловск). Её результат — 12.6 секунды, второе
место осталось за Н. Каргиной (Узбеки-
стан) — 13,2 секунды. Общее первое место
заняла команда Казахской ССР,

На республиканском ипподроме в заклю-
чение спартакиады состоялся большой конно-
спортивный праздник, посвящённый показу
казахских национальных вилов спорта. Были
продемонстрированы курес (борьба), джигит
жарыс (седловка в ‘кратчайшее время н скач.
ка), ауд арыс пек (стаскивание противника
с седла на ходу), скачки девушек на яно-
ходцах, гонка верблюдов.

НОВЫЙ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РЕКОРД

ЛЕНИНГРАД, 5 октября. (Наш корр.)
а состоявшихся легкоатлетических сорев-
нованиях мастер спорта Александр Шех:
тель («Буревестник») установил новый
ленинградский рекорд, метнув молот на
52 метра 11 сантиметров. Ему же удалось
толкнуть ядро на 14 метров 53 сантиметра.

Это лучший в Советском Союзе результат
сезона.

ET TF

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М. В. ЛОМОНОСОВА

ОБ’ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ
студентов на 1-й курс
ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОПТЕНИЙ
на 1943/44 учебный год.

Факультет междунароллых отношений
имеет своей целью подготовку специалистоз
в области истории международных отноге-
ний, дипломатии и внепгией торговли.

На Факультет принимаются ‘граждале
СССР в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие
законченное среднее образование: десятилет-
ка, техникум, рабфак.

Bee лица, поступающие на фажультет, под
вергаются экзамену по одному иностранному
ony, (по выбору поступающего),

ица, окончившие средние школы в 1941,
1942. 1943 гг. с отметкой «отлично» и «хо-
ро10», принимаются без экзаменов пб всем
дисциплинам, кроме одного иностранного
языка.

Лица, окончивитие школы в 1941, 1942 п
1943 гг. не на «отлично» и «хорошо», долж-
ны сдать конкурсные приемные экзамены
по следующим дисциплинам:

1) история,

2) география,

3) русский язык и литература (устный и

письменный),

2) иностранный язык.

рием заявлений .
sate прюизводится до 10 ок

Приемные экзамены для лиц, поступаю“
щих по конкурсу, будут производиться ©
12 октября по 20 октября.

К заявлению необходимо приложить:

1) подробную автобиографию,
2) аттестат об окончании средней школы

(в подлиннике),

3) 3 Фотокарточки (снимки без головных
Уборов, размером 3.Х4 см.),

4) справку об отношении к воинской бя:
занности (для военнообязанных).

‚ Адрес приемной комичлии: Моховая, 11,
Круглый зал, тел. К 0-13-00, доб. 63,

Д 3-37-29; отдел ал
г)

76 и Д 3-35-20.

+
=

#3
=,

Ee
Изд. № 691.

“$!

А