Москва, Кремль

Товариим

СТАЛИНУ

От трудящихся города Смоленска

Родной Иосиф Виссарионович!

Вот и мы, емоляце, после двух лет немеп-
кото ига увидели свет. Оправдалась наша ве-
ра, сбылись наши чаяния—мы снова, свобод-
ные русские люди, и над седыми стенами на-
шего города-страдальца вловь. реет красное
советское знамя.

Сегодня мы, жители Смоленска, собраз-
шись у памятпика героям Отечественной
войны 1812, года, вольно и радостно справ-
ляем праздник своего освобождения. Гремят
победная музыка, свободно звучит родная
русская речь, и у всех на устах, у всех в
сердце-——Ваше имя, великий наш друг и отец.

Мы шлем Вам, Иосиф Виссарионович, па-
шо благодарное слово, слово нашей любви,
прошедшей вое испытания этих долгих ка-
торжных месяцев и ставшей ещё горячей u
крепче.

Печален вид старинного Смоленского пар-
ка, у которого стоим мы, — он порублен-и
отустошён  дикарями-немцами; печальны
улицы и дома города, изувеченного и 06ез0-
браженного вражеским огиём и фугасом;
мното горького человеческого горя, незабы-
тых мучений и пепоправимых утрат лежит
Ha сердце каждого смоленского жителя.

Но праздник mam глубок и радостен, день
нашей свободы ясен и величав. Нет больше
немцев в Смоленске, не видно па улицах ин
одпого их поганото серо-зеленого муплира,
не слыпгно их надменных окриков, и мате-
ри, укачивая детей, уже нё пугают их
страшным словом «немец». Нет уже немцев
и на всей Смоленщине.

Родной наш друг и отец! Мы шлем Вам
это письмо © митинга горожан, собравшихся
У памятника славы налтих предков, разгро-
мивших и изгнавиеих наполеоновекие лод-
чища из пределов русекой земли.

Гордая слава города-воина, стоящен» ча-
COBLIM па пути к древней столице нашей
Москве, осеняла сытов смоленской земли в
грозную годину’ борьбы с немецкими захват

чиками, Немало смоленских людей сража-
лось и сражается на фронтах Великой 0т6-
чественной войны. Тысячи их © честью
прошли суровый путь партизанской борьбы
в тылу врага.

Мы < гордостью’ можем сказать Вам, что
дух нашей кровной ненависти к врату, дух
жестокого и геистребимого сопротивления,
ра в победу Родипы ‘не потухали в наадией
труди ни на день, ни па час с того срока,
как мы в 1941 году проводили на восток
последнего нашего бойца.

Мы знали, что наши вернутся, мы вери-
ли— нал Сталин не забыл про нас и насту-
пит ещё праздник па нашей улице! Празя-
ник пастал, и мы верим, что недалек уас
светлого торжества городов, братьев Смолен-
ска, ещё томящихся в ярме у немцев-пора-
ботителей. .

Всеми своими силами мы готовы помочь
приближению/ этого часа. Мы полны воли к
труду, к борьбе и, как бы ни были глубоки
раны, причинённые налиему родному горолу
немецкими изуверами, мы залечим их и
возродим Смоленск к жизни и счастью.

Спасибо Вам, Иосиф Виссарионович, 54
Вашу память и заботу © пае, емолянах.

Спасибо водимым Вами войскам, принес-
шим Смоленску освобождение. Каждого воп-
на частей, которым Вы присвоили наимено-
вапие «Смоленских», мы считаем отныне
нашим дорогим земляком. Добрый привет ий
благодарная радость всегда будет ожидать
его у каждого смоленского порога.

Слава нашей спасительнице — Красной
i ‚ очищающей землю Родины от фаши-
cron!

Слава отчизне нашей — Советскому
Союзу! ‘

Слава ramei коммунистической партии!

Слава Сталину!

(Принято 2 октября на митинге трудя-

щихся города Смоленска, на котором

присутствовало свыше 5:000 челозен).

Воинам Красной Армии,

освободившим город Смоленск

Дорогие товарищи бойцы, офицеры и ге-
нералы!
Трудящиеся города Смоленска, освобож-

бесстралтно бейте лютого врата. Ни днём, ни
ночью не давайте ему покоя. Помпите: на
своих штыках, танках и самолётах вы не-

лённые Вами от фапгистекого рабства, иклют  ебте жизнь миллионам тружеников. Beeno-

Взм свой горячий привет и великую блато-
дарность.

Более двух лет мы, смоляне, томились в
немецкой неволе. Нет слов, нехватает сил,
чтобы выразить все те страдания и муки,
которые мы пережили за это тяжёлое время.
Тысяч жителей нашего города уже нет в
живых, их замучили, убили фашистекие
изверги. Тысячи жителей угнаны в рабство
в Германию. Родной Смоленск превращён в
груду развалин. Трижды проклятые немец-
кие бандиты отравили нашу жизнь, отняли
у нас веб то, что вошло в наш быт, чем мы
жили, — свободу, труд, образование, оттых.
Рабами, вот кем хотели нас сделать немцы.

Но ни чудовищные преследования, ня
тюрьмы и пытки, ни удары приклалами,
кнутами и палками не затмили пашего соз-
кания, не выбили нашей веры и надежды
на то, что настанет день налиего освобож-
дения.

Мы знали, что есть могучая Краеная
Армия, в рядах которой сражаются с.под-
яым врагом и наши отцы, мужья и братья,
и ни на минуту нё забывали, что они при-
дут и вызволат нас из неволи.

Мы знали, что есть наш друг и отец —
Великий Сталин, который позаботится о
нас и спасёт нас от гибели.

И этот долгожданный радостный день на-
ступил. Красная Армия, ведомая Великим
Маршалом Сталиным, боевым ударом выби:
ла оккупантов из древнего русского города—
Смоленска.

Дорогие товарищи! Славные пехотинцы,
кавалеристы, лётчики-соколы,  танки-
сты, миномётчики, пулемётчики, артиллё-!
ристы, зенитчики, бойцы штурмовой ком-
еомольской инженерной бригады =— воины
всех тех частей, которым присвоено гордое
название «Смоленских», — вам мы обяза-
ны своим спаюением, благодаря вам мы вер-
нулись в дружную ‹емью народов Совет-
ского Союза, стали свободными советскими
гражданами. Ужасы фашистского «нового

порядка» остались позади, как тяжёлый,

кошмарный <он. Мы вздохнули полной
грудью. Мы почувствовали, что опять стали
людьми свободными и независимыми. _
Но в немецком рабстве томятся ещё мил-
лионы советских людей. И мы, смоляне,
призываем вас, бойцов, офицеров и генера-
лов Красной Армии, — идите им на Быруч-
ку, юни © нетерпением ждут вашей помощи.
Мы, смоляне, благословляем вас, храбрые
БоиНы, на новые ратные подвиги, Смело и

Москва, Кремль

Смоленск, за слёзы и кровь невинных
жертв — женщия, стариков и детей, погиб-
гих от рук немецких разбойников. А мы—
граскдане города Смоленска — будем метить
неупам своим самоотверженным трудом,
своей всемерпой помощью’ фронту.
Несколько тысяч смолян сейчас вынуж-
дены ютиться в землянках и лачугах.
Немцы стёрли с лица земли всё то, что по
празу принадлежало нам: заводы, фабрики,
жилые дома, столовые, школы, выспгие

Maino MCTHTe врагу за наш разрушенный

учебные заведения, библиотеки, больницы,
бани. Всё это придётся нам восстанавли-
вать.

Возродить Смоленск. восстановить е%—
наша задача, нали долг, наи удар по врагу:
На пепелищах и развалинах мы еоздадим
ещё более красивый город — свободный
 Советский Смоленск. Это будет лучшим на-

IM ответом на ваши подвиги, дорогие

бойцы, офицеры и генералы. Это будет луч- .

шим напгим ответом на ту заботу, которую
проявляют наша коммунистическая паргия,
наше Советское правительство и товарищ
Сталин в отношении нае, советских лю-
дей, вызволенных вашими героическими
усилиями из немецкого ига. Все силы мы
отдадим на поддержку нашей Красной
Армии для окончательного разгрома  фа-
шистеких полчищ,

Бойцы, офицеры и генералы, освободив-
шие город Смоленск, вы носите найменова-
ние Смоленских. Это вселяёт в нае чувство,
законной гордости и радости. Отныне мы
с вами, как единая сёмья. Вы нмпи по-
чбтные граждане, наши земляки. °

Пусть же каждый из вас, носящий имя
нашего города, свято хранит ‘и оберегает
это славное наименование.

Возвращением Смоленска в семью во-
ветских городов вы приумножили славу!
русского оружия,

Вперёд, на Запад!,

Да здравствует наша
Hana — Красная Армия!

Да здравствуют Смоленские дивизии,
полки и бригады!

Да здравствует наш великий вождь,
учитель, отец и друг Маршал Советского
Союза товарищ Сталин!

Смерть немецким захватчикам!

(Принято 2 октября на митинге
трудящихся города Смоленсна, при-
сутствовало свыше 5.000 человек).

освободитель-

Товаршиу СТАЛИНУ

От трудящихся

Лоротой Иосиф Виссарионович!

В радостный день освобождения налиего
родного старинного русского
участники городского митинга, шлём Вам,
CBOOMY вождю, учителю и полководцу, сер-
дечный привет! В этот торжественный для
нас день наши мысли обращены к Вам-—
организатору нашей борьбы за советскую
Родину, за свободу, независимость. и честь
наптего народа.

Более двух лет находился наи город
в лапах немепко-фашистеких захватчиков.
За это время население города перетериело
много горя, страдания, истязаний от’ гит-
леровоких палачей.

Многие из нае, участников митинга, за
время оккупации потеряли отцов, матерей,
братьев, сестёр, замученных в застенках
гестато. Но всё это не сломило в нас веры
в побелу Краспой Армии, в торжество со-
ветского народа. Мы звериди в приход к
нам Красной Армии, мы ждали еб с нетер-
пением, И сейчае, когда город наш ocpo-
бождён от немецких оккупантов, когда по
улицам ето торжественно шатают нал
освободители — воины ‘Красной Армии,
наши серлца переполнены рахостью оево-
бождения, любовью к Красной Армии, кото-

`рая под Вашим мудрым руководством на-

носит сокрушительные
ским полчищам,
Красная Армия освободила от оккупация
мяого городов и сотни населённых пунк-
тов Смоленокой области, и недалёк Тот

удары  питлеров-

города мы;

города Рославля

день, когда вся наша область будет ocno-
бождена от гитлеровских захватчиков.

Рабочие, колхозники, интеллигенция.
трудящиеся, возвращённые в советекую
семью, полны чувства благодарности Крас-
ной Арини и её вождю за освобождение
от коричневой фалпистской чумы.

„Наш завтрашний день нам известен —
это светлый день, полный созидательной ий
плодотворной работы по восстановлению
нашего города, ero дириятий,  комму-
нального хозяйства, THI мы BHOBE
чувствуем, что мы стали хозяевами наше-
ro города. Вее наши силы мы направим
на то, чтобы он быстрее освободился от.
пепла и рунн, вновь стал красивым рус-
ским городом.

Обращаясь к Вам в день нашего празд-
ника, мы клянёмея отдать вое налпи силы
на’ алтарь борьбы советского народа с гит
леровской Германией. Героическим трудом
в тылу, отватой и мужеством на фронте
будем бить врага, будем приближать час
нашей окончательной и полной победы,

Or всей души желаем Вам, доротой
товарищ Сталин, здоровья и многих лет
жизни на радость всем трудящимся и на
страх врагам нашей Родины.

(Принято на городсном митинге
трудящихся города Рославля, совмест-
но с частями Красной Армии, 0650б0-
дившими город, на котором присут-
Сствовало 1000 чел.).

26 сентября 1943 года.

В Кременчуге

Бойцы Кременчугской  воздушно-де-

сантной дизизии, отличившиеся в боях

за город, проходят маршем по одной
из центральных улиц Кременчуга.

Отступая, немцы ‘нанесли страшные
раны городу. Кременчуг был ещё
об’ят пламенем, когда наши части с
боем вступили в его кварталы.
$

Немцы разрушили до основания же“

лезнодорожный узел Кременчуга. На

этом снимке вы видите развалины
железнодорожного депо.

Центральные улицы Кременчуга по-
страдали особенно сильно. Дома раз-
рушены до основания. Посмотрите, с
каким трудом пробираются по облом-
кам жители, возвращающиеся в город.

На этом снимке запечатлен один из

уголков Кременчуга. Это был уютный,

чистый, зелёный город. Взрывы разру-
шили здания, пламя опалило листву
‘ деревьев...

‚правый берег,
немцы уничтожали все переправы. Ими

Поспешно уходя на
взорван железнодорожный мост.’Но
им не уйти от преследования!

Фото военного корреспондента

«Комсомольской правды»
Б. БОРИСОВА.

Чие — выпускники

Готовы ли ваши общеж

ития

к зиме?

Проверяем вышолнение приказа нарома

Директора. заводов тг. Солдато

в и Антипов не заботятся

; UH
о жилишно-бытовых нуждах молодых рабочих

Ещё 9 июля народный комиссар авиационной промышленности
А. И. Шахурин кздал приказ № 292. «О подготовке к зиме жи-
лищного фонда предприятий и организаций». В приказе говори-

лось:
<«Обследованием состояния жилищного

установлено, что подготовка. его к зиме проводится неудовлетво-
рительно и руководители заводов не уделяют‘ должного внимания

этому делу.

На ряде заводов И развернуты работы, предусмотренные при-
казом наркома 26 227. Об’екты работ не выявлены, календарпые

планы выполнения работ отсутствуют, слабо
кн местных материалов и т. д.».

Осудив недопустимую медлительность

родков, общежитий, жилых домов к зиме, нарком приказал окон-

Завод, где.

чить все работы по

фонда ряда заводов   но-бытовых нуждах,

директором тов.

к зиме. Так, на заводе,

общежитий отремонтировано то
Солдатов, из

подготовке общежитий к зиме в срокя о:

1 сентября до 15 октября,

Комсомольские организаци
выполнения приказа наркома.
ректора предприятий попрежне

и многих заводов мачали проверку
Обнаружилось, что некоторые ди.
му не проявляют заботы о жилиц.
рабочих, ‘срызают подготовку ‚общежитий
где директором тов. Третьяков, из 233

только 7. Здесь вместо 27 тысяч кубометров дров, необходимых

развиваются заготов-

выполнения ‘приказа.

в подготовке юнго-   иё устроен. Об этом

*

Солдатов

* *

иректором тов.

для отопления общежитий, з
‚ров. Такое же положение и.
В наркомате никто серьёзно,

с заводов, где директорами тт.

аготовили только 2 тысячи кубоме.
на некоторых других предприятия,
по-деловому не контролировал
Быт молодых рабочих на ряде заводов
свидетельствуют публикуемые ниже письма
Солдатов и Антипов,

Завод, где директором тов. Антипов

Мы требуем: наведите порядок! Пока идут разговоры.

Мы. молодые рабочие, окончившие тщко-
лу ФЗО, приехали на завод в прошлом го-
ду. До этого нам пришлось многое пере-
вить. Наши родные ногибли ша Украине.

аждый из нас отлично понимает, что
сейчас война, жить стало тяжелее. Нельзя
воздать такого комфорта, какой мы имели
до войны, Мы также знаем, что когда
разобьют шемцев, тогда жить будет легче
п достаток будет больше. Но нам кажется,
что и сейчас на нашем заводе, который
находится в далёком тылу, можно сделать
значительно болыше для улучшения быто-
вых условий молодых фабочих.

В самом деле, разве война виновата, что.
У нас всю зиму было холодно в общежи-
тиях? Her прачечной, негде постирать
белье, поэтому приходится ходить в гряв-
ной одежде. Не видно порядка’ и 8 ©толо-
вой. Элесь пригрелись люди, которые боль-
ше заботятся о евобм бнабжении, чем э
питании рабочих. ‘Мы считаем, что в9
всём этом виновата не война, & порядки,
существующие на заводе.

Директор завода тов. Солдатов — хоро-
ий директор. Он много уделяет внимания
производству, заботится о выпуске боевой
продукции, и за э10 мы его уважаем. На
почему тов. Солдатов не вмешивается в

дела свонх помощников, ведающих бытом
рабочих? Нам кажется, если бы он вм6-
щалел, то наверняка в общежитиях стало
бы чисто, и прачечнуло открыли бы, и ра-
бочия спецодежду без задержки выдали бы.
Мы хотим, чтобы дирекция заводь ©9з-
дала нормальные бытовые уюловия для ра-
бочих. Во-первых. чтобы общежития были
подготовлены в зиме. Мы ками поможем,
пуеть только дадут материалы. Во-вторых,
чтобы сменили и постирали  постежьною
бельв, а также выдали полотенца. В-третьих,
чтобы в комнатах установили радио, а то мы
не имеем даже возмозаности слушать «По-
слелние известия». В-четвертых, чтобы
открыли прачечную. И, наконец, в-пятых,
чтобы в столовой был наведбн порядок.
Требования наши небольшие, но закоп-
ные, и мы думаем, что дирекция их удов-
летворят.
Жильцы комнаты № 7 общежития
№ 46:
В. АКСЕНОВ, В. COKOJIOB,
Н. ПТУХА, М. КЛЮЧАР, И. ЗА-
СУХА_В. ЖАНТАЛАИ, А. ЛИБЕР-`
МАН, А. КЛИМЕНКО, А. ВОЙТЕ-
ВИЧ, И. СЛЕСАРЕНКО.

Завод, где директором тов. Дворкин.

Совместными усилиями

Это было худшее из общежитай Завода:
Грязные комнаты, дым от печурок-время-
нок — теплее от них не становилось, так как
дуло во все щели, —— вплотную сдвинутые
кровати, ломаные табуретки.

Жили в этом общежитии молодые рабо-
ремесленного училища.
Многими из них любили похвастать в ко-
митете комсомола. Один — лучший на заво-
дс фрезеровщик, другой — рационализатор,
третий — двухсотник. О том, как живут мо-
лодые стахановцы, в комитете не говорили,
здесь и не знали, что делает молодёжь после

BI,

Недавно заводской комитет ВЛКСМ пере-
избрали. Секретарем Комсомольской органи-
зации стал комсорг одного мз цехов Атко-
чунас.

— Помоги навести порядок у час в обще-
житии,— наказали ему молодые рабочие. -

Через несколько дней секретарь комитета
и руководитель бытовой комиссии Тоня Ива-
нова пришли в общежитие.

Начинать пришлось не с табуреток и тум-
бочек, хотя всё это и было необходимо.
Ребята рассказали, что ни комендант, ни
воспитатель не живут здесь, — они уез-
жают домой вскоре после того, как моло-
дёжь возвращается с работы.

— В общежитии нужен хороший воспита-
тель, — решили комсомольцы.

В комитет пригласили инвалида Отече-

ственной войны т. Сигова, который был

Ha политработе ‘в армии, поговорили
с ним, и вскоре в общежитии по-
селился новый комендант. Сигов бы-

стро подружился с молодёжью, завоевал
всбобщее узажение, установилась крепкая
связь с комитетом комсомола.

В цехе ширпотреба тем временем сделали
по комсомольскому ‘заказу тумбочки и та-
буретки. Оставалось покрасить их. Замести-
тель директора по быту тов. Куксин, к ко-
торому обратились комсомольцы, дал
краску.

— А вот рабочих не могу выделить. Са-
мим покрасить придётся, — сказал он.

Сначала молодые рабочие неохотно бра-
лись за дело.

— В цехе работали, работали, домой при-
шли — опять работа.
Никто за нас порядка оне наведёт,—
отвечал Ачкочунас.— Хотите жить в Чисто-
те — сделаете. у

И молодёжь взялась за кисти. Скоро всё
кругом заблестело чистой голубой краской.

В общежитие девчат Аткочунае принёс
ворох материи:

— Надо сшить занавески на окна и двери,
сделать салфетки ча тумбочки,

Ребята оборудовали красный уголок. На-
рисовали плакаты, лозунги, Сигов купил
несколько красивых картин, затем сложились
и приобрели биллиард. Однажды, придя с
работы, подростки увидели, что чьи-то за-
ботливые руки навели уют в их комнатах.

— Красиво и чисто теперь у нас. Жал
только, времячки скоро поставим, опять всё
закоптится,— говорили молодые рабочие.

Но в комитете комсомола уже подумали
и об этом и решили: времянок не ставить,
отремонтировать паровое отопление и заго-
товить поболыше дров. Снова секретарь ко-
митета обратился за помощью и советом к
хозяйственникам. Проект оказался выполий-
мым. Отдел главного механика взялся сде-
лать трубы, установить колонки, осмотреть
батарей. Котлован вырыли сами ребята.

Теперь уж никто не назовет молодёжное
общежитие худшим на заводе, Здесь чисто
ин уютно Молодые рабочие приходят сюда
не только затем, чтоб улечься спать. В
красном уголке стучат биллиардные шары,
люб зраются у стола, на

+

ители чтечия соб
котором библиотекарь комсомолец Бальцёв

Ha заводе, где директором Tos. Aime,
есть веб одно общежитие. Кажется, ух
06 одном общежитии могли бы позабогитил
и директор зазода, и его заместитель (10 бы.
ту тов: Кулаков, и руководители общести.
ных организаций, Но никому, видно, ден
нет до порядков, существующих в общехт-
тии, А порядки здесь более ‘чем странные,

Наетупила осень, а крышу за в8 2)
так и ше собрались починить, ПНоуму,
когда льбт дождь, в комнатах мюлно not, !
Окна ‘разбиты, двери неноправны. & оемозту
фактически и не приступали, хотя раз
ров было достаточно на эту тему, Дому
Ha ремонт общежития был заключен и
Стройтрестом № 3. Но трест ремонта 4х
и во начинал. Сейчас решили отказатья
от услуг треста и проводить ремонт сил >
завода. Но это решение пока осталекь т
бумаге. Фанеры, стекла до сих пор ещё а,
мела для побелки — тоже.

Зайдите в комнаты, и вы увидите, мх
чного ещё нужно сделать, чтобы прием
их в порядок, оборудовуть так, ках это ту
буст приказ парвома. На веб общежитие т
ни одного умывальпика. Нехватает поста
ных принадлежностей. Один Матрац иду
дитея на двоих. Простыни, паволочки сте
рактхя редко, а смены белья нет.

В то жо время, если верить предеедатеи
завкома профсоюза Решетникову, на’ ба».
ских складах имеется большой запас up
стынь, матрацев и других нужных для 0.
щежития вещей.

Подготовка общежития п зимо не настоль
ко сложное дело, чтобы © ним He MONTH cp
виться на заводе. Сделать всё можно— был
бы только желание. А вот желания зан1-
маться бытовым обслуживанием рабочих
лиректора завода тов. `Антипова Kan №
и шехватает.

М. ТЕРЕЩУК,

]

о Ди =

разложил интересные книги. Приходят аги.

таторы комсомолки Семина и Геккер. Onn
читают свежие газеты, помогают ребятам
заштопать носки, пришить пуговицы. Старо-
ста одной из комнат Кунчукин распределяет
работу на завтра: одному поручается при-
нести фанеру, другому — обить ею дверь,
третьему — проконопатить окна веранды,
Молодёжь полюбила свой дом и забо-

тится о нем.
М. БАРЫШЕВА.

Приятно после работы пратти в про:
сторное и светлое общежитие, п
читать книгу, газету, поиграть с това:
рищами в шашки, шахматы, домим,
На. заводе, где директором то»
Дворкин, навели порядок в общей
тиях. Здесь чисто и уютно. На снимке
в одной из комнат общежития для мо
лодых рабочих завода.

ore Фото М. СМИРНОВА,

Sys

DERG OREN SOSA STS REO Сани спин ини ООС а ни ионов ово се совенок оо вос нитю ворозоросовоно волос виа вова о носовое ное осо оаонкисновоаосовея ние
§

Вскоре после того, как бежали немцы из
деревни Галкино, в одном из немногих уце-
левших домов собрались комсомольцы. Се-
кретарь комитета, учительница местчой шко-
лы, Шура Федорова лежала в постели блел-
ная, исхудавшая До полусмерти избили её
враги перед уходом.

— А билеты, дезушки?.. — Она с тревогой
вэглянула в их лица и удовлетворённо улыб-
нулась: все девушки, пришедшие к ней, то-
роплмво доставали спрятачные на груди. ком-
сомольские билеты.

— Ну, добре! А я, грешным делом, беспо-
коилась: не уничтожил ли кто по трусости
своего билета, А вот и мой, прошу прове-
рить... Итак, первое собрание считаю откры-
тым. Не знаю, как вы считаете, а, по-моему,
это сейчас самое главное: как помочь нашей
деревне строиться и восстанавливать колхоз.
Было у нас 102 дома, а осталось 20...

Девушки повернули головы к окнам, за
которыми виднелась обуглившаяся улица.
Сиротливо высились средн разрушенных до-
мов чёрные трубы. Почти всё спалили чор-
товы ee Был клуб — нет клуба: взор-
вали. Была школа — нет школы: развалили,
устроили в ней конюшню, а парты изрубили,
сожгли. И хозяйственных построек в колхо-
зе нет — одни обломки. Ни коров, ни сви-
ней, пи овец — ничего не осталось, А сколь-
ко ваего было!

— Партийной организации у нас в деревне
нет, стало быть, на нас особая ответствен-
ность ложится. Вот что, садитесь-ка вы
поближе. Есть у меня один план...

Crap дедушка Куликов—70 лет. Голова
серебряная, лицо в морщинках, спина суту-
лая. В молодости считался он лучшим
столяром в деревне, К нему-то в землянку
и пришла` по поручению ‘комсомольцев
Надя Воронова.

— Просим, дедушка, быть бригадиром:
будем деревню заново строить. Да такую,
9т0б немцы позеленели от злости! Чтоб
лучше, чем до войны. была!

И с великой радостью согласился дедуш-
ка Куликов стать во главе стройки. В брига-
ду   его, помимо комсомольцев, вошли ещё
братья Лежиевы, старый колхозник Руса-

В ОДНОЙ СМОЛЕНСКОЙ ДЕРЕВНЕ.

нов, 16-летние ребята Петр Ермаков и
Виктор Копцев, у

Вся деревня помогала бригаде. Рубили лес,
подносили брёвча, мэсили глину. Школьники
вытаскивали из горелого мусора уцелевший
кирпич, гвоздм, дверные задвижки,

И начали подниматься в Галкине дом за
домом. Дедушка Куликов с рассвета до за-
ката на крыше, Ветер теребит седые волосы.

— А ну, давай, ребята, веселей! Каждое
бревно — фрицу в глотку!

Заодно ремонтировали школу. Инвалид
Отечественной войны Петр Шуркин в две
недели с помощью учеников построил пар-
гы, и снова зазвенели в деревне звочки, сзы
вая ребят на урокм.

..Первый сев проводить было трудно. С
семенами ещё кое-как вышли, а : с тяг-
лом — хоть плачь. Председатель ‘колхоза
инвалид Отечественной войны Иван Козлов
купил где-то на стороне двух бычков. Бычки
молодые, упрямые, насажали синяков брига:
диру полеводческой бригады Моте Свет:
ловой.

Шура Федорова (после уроков она наравне
< колхозниками работала в поле) смеялась:

— Эх ты, девушка! Они упрямые, а ты
будь ещё упрямей!

Начала сама обучать бычков. И обучила,
Правда, без сичяков и у неё не обошлось,
ура шутила:

— Никак, они у немцев бодаться научи-
лись...

Но было ясно, что на бычках всего не вы-
тянешь. Как-то. вечером она отправилась в
красноармейскую часть, что стояла непода-
леку. Утром бойцы привели своих лошадей.
Это был праздник, 3

Сев закончили в несколько дней.

о

Этим летом строили скотный двор и
а, косили сено, копали силосные
ямы. Неутомимый дедушка Куликов поспе-
вал всюду.

— Я в комсомольцы записался и прошу
пе путать: не семьдесят мне, а семнад-
 цать, — весело подмигивал он подслепова-
тыми глазами. 7

И в самом деле, он словно помолодел.

По воскресеньям комсомольцы устраива-

\

ли в новом клубе вечера самодеятельности.
Комсомолка-избач Аня Грибова стала ре-
жиссером. Спектакли пользовались неиз-
менным успехом не только в колхозе, но и
в красноармейских частях, которые остана-
вливались по временам в деревне, За лето
дали 10 спектаклей.

Фронт отодвинулся далеко. Деревия ро-
сла, и жизнь в ней налаживалась. Улица
пахла свежим тёсом, красками.

Колхозники постарше вздыхали: строить-
то строим, а вот что на скотном дворе да
на НИ будет? Где взять скот, пти
цу f

И внезапно, как набат, прогремела в кол-
хозе радостная весть: идёт на Смоленщину
ин скот и птица!

На колхозном собрании Шура Федорова
делала доклад о постановлении правитель-
ства и партии, рассказывала о той великой
помощи, которую советское ‘государство
оказывает освобождённым районам. В тот
же вечер Шура писала нескольким колхоз-
никам заявления в район: они просили ссу-
ду для покупки телят. Пришла и старая
колхозница Матрёна Николаевна Дервун.
Вскоре она получила на’ телёнка пять ты-
cmt. т

..Сначала ‘нривезлй в колхоз кур. Вся
деревня собралась к птичнику поглядеть,
как осваиваются на новом месте белые лег-
горны. Тамару Перепелову комсомольцы
выдвинули для работы на птицеферме. Ей
помогали пионеры Саша Волков и Нина
Пантелеева, прикрепленные отрядом к пти-
aaa

едушка Куликов отозвал Тамару, сказал
сердито на ухо:

— Ты их не перекорми на радостях.
Да я, дедушка...

— Ладно, ладно... Это я к слову.

ту ночь старик долго не мог заснуть,
ворочался с боку на бок Средн sou ‘oy рас-
толкал жену.

— Слышь, старая? Поёт! - зашептал он.

КОР

— Петух!

— Ну, слава тебе, господи, слава тебе,
господи, — закресталась старуха,

Он тихонько вышел на улицу и увидел вы-
зунумиуюся из окна соседнего дома Шуру
Федорову.

— Слушаешь, комсомолка?

— Слушаю, дедушка!

— Ишь ведь как заливается... Музыка!
Старик долго ещё стоял во мраке, пе.
слушиваясь. т
к жх
Со дня на день ждали скот. За нимз
седнюю область уехали два гонщика. А и
в. Деревие стоговали сено, заклаДывали (>

‚тос, утепляли скотный двор. Пчонеры №

руководством своей вожатой Ани Ермак»й
таскали из леса мох,

` Впрочем, кое-какой скот уже появиля!
ва ферме и у колхозников. Некоторые и!
успели приобрести коров.

Появились в колхозе и кони. Предел
тель колхоза Петр Козлов сам поехал в
занскую область и пригиал 12 лошадей

„.Урожай убирали дружно. Прежде вт
сдали всё, что намечено было продать
сударству для Красной Армии (от хлебт
ставок галкинцы, как и все колхозы poi”
вых районов, были освобождены). Прижи»
ли, что выходит на трудодень Для пер
раза оказалось совсем неплохо, В среднем!
семью приходилось пудов по 50 зерновых. 4)
капусты и картофеля — много больше, 3
чит, зима будет сытая.

Готовясь к озамому севу, комсомольцы !!\
совместном заседаний с членами колхоз”!
правления твёрдо решили провести сез
всем правилам: и землю удобрить, и ой
тельно вспахать её второй раз, На д
день ребятишки начали возить в поле 1353.

О. комсомольцах галкинцы говорят с 0% *
вам уважением: «Они у нас ребята хм
ственные, толковые», Когда Шура Фелорй
вернувшись однажды из райкома, пр?
жила отремонтировать в честь 20-1:

e

ie ВЛКСМ шоссе на протяжении 8 километр»

вся деревчя поддержала её. Строить дор
вышли и стар и мал. Бригалиром дорож
бригады комитет утвердил Надю Ворот
Под её руководством возили с ближайХ
фабрики шлак, стлали в нЯзинах дерезяий
настал и выстроили дорогу раньше нам
ного срока, крепкую и широкую. В дер
назвали её «Комсомольское шоссе».

„.Пожелтели поля. Теряют старые си
над прудом порозовевшие листья, 0%
въёт в прозрачном воздухе паутину 62
его лета».. И, не смолкая, звенят № №®
рам у пруда девичьи песни...

Вит. ГУБАРЕВ.

Смоленская область.

лько 72. На другом заводе, гдё
169 общежитий отремонтировано /

»

ha