oo ene

<..все задачи своего учения
ставить ‘так, чтобы каждый
день в любой дёревне, в любом
городе молодёжь решала прак-
тически ту или иную задачу
общего труда, пускай’ самую
маленькую, пускай самую. про-
стую. ‘ i
..По мере того, как будет
развиваться коммунистическое
соревнование, по мере того, как
молодёжь будет доказывать,
что она умеет об’единить свой
труд— по ‘мере этого успех
коммунистического  строитель-
ства будет обеспечен».

(В: И. ЛЕНИН. Из речи на
Ш Всероссийском  с’езде
РКСМ «Задачи союзов мо-
лодёжи» 2 октября 1920 г.).

Тебе, Родина!
hs ХРОНИКИ 1929—1937 гг.

НА РЕШАЮЩИЕ УЧАСТКИ

В годы первой и второй Сталинских пя-  который на всех языках мира стали назы-
тилеток лучших своих сынов посылал ком вать новым, неизвестным раньше словом «пя-
сомол на самые боевые и’ решающие Участ-  тилетка».

ки социалистической стройки.

По далеко не полным‘ данным, на строи-
тельство новых заводов Урала и Сибири
было мобилизовано 66 тысяч комсомольцев,
на подземные работы в шахтах . Донбас-
са — 36 тысяч, на строительство Сталин-
градского тракторного завода — 7 тысяч,
на проходку московского метро — 10 ты-
сяч, в золотодобывающую промышленность,
на далекие прииски Алдана и Якутии, —800
человек, на ударное строительство Даль-
строя — 1.200 человек, на Сахалин — 2 ты-
сячи, на лесозаготовки — 20 тысяч, на же-
лезнодорожный транспорт для работы смаз-
чиками — 5 тыс. и т. д.

Украинские комсомольцы тысячами ехали
на строительство Днепростроя, ленинград-
цы — на Свирьстрой, москвичи — в. Под-
московный угольный бассейн,

ШЕФСТВО НАД
УРАЛО-КУЗБАССОМ

В 1930—31 гг. по плану товарища Сталина
закладывались первые камни Урало-Кузнец-
кого комбината, гигантской индустрнальной
базы на Востоке, состоящей из десятков но-
вых заводов. Я

Комсомол взял шефство над строитель-
ством Урало-Кузбасса.

Великая стройка стала делом всего ком-
сомола. По всем предприятиям, где гото-
вилось оборудование, комсомольские посты
и бригады брали под жесточайший конт-
роль прохождение заказов Урало-Кузбас-

са. На заводах создавались ударные комсо-  РИ,

мольские бригады имени Урало-Кузбасса. В
цехах заводов Харькова и Ленинграда, Мо-
сквы и Сормова висели лозунги:

«Рабочие, помните: эту турбнну мы  де-
лаем для Урало-Кузбасса!»

«Мы изготовляем заказ. для Кузнецка. В
наших рядах не должно Зыть места прогу-
лам!»

«Наш пароль — Магнитогорск. Мостови-  Марте 1927 гола на У Всесоюзной конферен-
ки! От ваших темпов зависит пуск магни-  ЦИИ ВЛКСМ, товариш Сталин говорил:

тогорского гиганта!»

Га семиэтажной высоте над бесконеч-
И ной панорамой строительства трепе-   выполнять задания, повысить выпуск про-
тало под ударами ветра. небольшое  дукции. Они работали новыми, революцион-
знамя. Его принесла с собой в эту ными для своего времени, технически пере-
недосягаемую, казалось, высь бригада   довыми методами. Так, например, первая
молодых плотников. Сильный. ветер но- Ударная бригада в’ кузнечном. цехе Злато-
сился. по стройке, Февраль выдался.   Устовского механического завода впервые на
морозным, термометр показывал 42 градуса  Урале перешла на конвейерную систему.
ниже нуля, Плотники. работали-полную сме-   Ударчики сразу увеличили выпуск продук-
ну. Потом’ бригадир „рубил прамерзшие   ве- ция больше’ чём на 25 процентов. Органи-
ревки, брал знамя на плечо и не спеша слус* заторами этих бригад были, как правило,
кался вниз. За ним шли его друзья. Толпа комсомольцы.
у столовой молча расступалась. Бригада  Это было то новое, сознательное
‘входила в дом. не оставляя. своего боевого  отношение к труду, которое рожда-
стяга. Через час она снова возвращалась лозь и росло в недрах рабочего класса,
чаверх — работать вторую  сверхурочную   самоотверженно трудившегося над выполне-
emeny, нием сталинского плана индустриализации.
Это было в феврале 1931 года, в годы  Ударные бригады были побровольными об’е-
порвой сталинской пятилетки, в Магнито-   динениями передовой молодёжи, они прокла-
горске, на строительстве цечтральной элек- дываля пути для повыщения проиэводитель-
тростанции, которая значилась «об’ектом,   ности труда, а это в конечном счете было
подшефным комсомолу»... главным и самым необходимым условием для
Великую трудовую битву вело тогда моло-  победы нового общественного строя — со-
пое поколение советского народа. Битва эта  циализма,

называлась индустриализацией страны, f
Знамя соревнования
поднято!

‚20 ‘января 1929 года в «Правде» появилась
статья В. И. Ленина «Как организовать co-
ревнование». Написанные зимой 1917/18 года
и напечатанные впервые спустя 11 лет, не-
тускнеющие ленинские слова призвали стра-
ну ч каждого советского человека ополчить-
ся против «рабских» темпов в труде, против
трудовой распущечности ‘и( разгильдяйства,
организовать социалистическое соревновая
ние.

. «Социализм, — писал Владимир Ильич, —
не только не угашает соревнования, а; на-
против, впервые создает возможность при-
менить его действительно широко, действи-
тельно в массовом размере, втянуть дейст-
вительно большинство трудящихся на арену
такой работы, где они могут проявить себя,
развернуть <вои способчости, обнаружить
таланты... Е

Наша задача теперь, когда социалистич
‚ское правительство у власти, — организо-
вать соревнование».

На Ш с’езде PKCM, в 1920 году,
Ленин дал наказ комсомолу проявлять во

Рождение сталинских
пятилеток

В наследРе от царской России Советская
республика получила мелкие заводы, обо-
рудованные допотопной техникой, и нищую
деревню. И как только страна  залечила раны,
нанесённые империалистической и’ граждан-
ской войнами, твёрдый и непреложный курс
на индустриализацию провозгласил товарищ
Сталин. Надо было покончить с отсталостью
нашего хозяйства, построить ‘современную
индустрию, создать многие човые отрасля
промышленности, превратить Советскую Рос-
сию в передовую индустриальную державу.
Без этого далыше‘не могла развиваться наша
страна, не могли расти мощь Красной Армии
и благосостояние народа: Без этого СССР
не мог сделаться ‘могучим и экономически
независимым государством, способным стро-
ить своё будущее по собственному разуме
нию и желанию.

Строить новую индустрию надо было без
займов и помощи извне, за счёт собственных
средств и накоплений. И строить быстро.

и

Товара  Сталин чапомнил sige ond ЗакоВ всяком mene свою инициативу. — свой
капитализма: отстающих бьют, Начат, ‚мы почин. ‘Слейуя . заветам’ Фенина,. ком:
SST RHE ODED OU BECE Pte Dea ee ete ae “COMO выступил ‘зачинщиком  соревнова-

роз, молодые энтузиасты брались досрочно

ко-экономическом. отношении . передовые ка:
питалистические страны, Путь, который эти
страны проделали за сотни лет, нашей
стране предстояло пройти максимум в де-
сять-пятнадцать лет. Темпы ‘решали успех
нашего дела.

Так родился план переустройства страны,

По’ пятилетнему плану в. чевиданно корот-
кие сроки гигантски расширялись старые
предприятия. В глухих и далёких уголках
страны закладывались новые заводы, шахты,
рудники, буровые скважаны, возникали го-
рода, строились производства, которых ‘ни-
когда ‘раньше не знала Россия. ‘прокладыва-
лись железные дороги; Реки‘ покидали. старое
русло; чтобы покорно бросить свои воды  на
лопасти огромных турбин. (Линии высоко-
вольтчых передан связывали в единое кольцо
точки, отстоявшие на сотни километров друг
OT друга,

Новый путь указывала пятилетка сельскому
хозяйству. Раньше крестьянин-единоличник
от зари до зари копошился на своём крошеч-
ном наделе и в награду за тяжёлый труд по-
лучал нищенский урожай. Для того, чтобы
поднять сельское хозяйство, партия призвала
трудовое крестьянство об’единиться в кол-
хозы, ликвидировать чересполосищу мелких
единоличных чаделов, На помощь колхозам
приходили самые современные машины и пе-
редовая агротехника. Партия выводила мил-
лионы крестьян к зажиточной ‘и культур-
ной жизни. ; 1

Пятилетка была точным и ясным. госу-
дарственчым сталинским планом, основан-
ным на трезвом учёте наших сил, на смелой
революционной “`мобилизации всех наших.
возможностей. С лошади крестьянской со-
ветская Россия пересаживалась на машину,
переходила к крупной машинной индуст-

‘электрификации, Магнитострою и
Днепрострою.

Первые ударные
у бригады

Обращаясь к комсомолу, к молодёжи в

«Комсомол всегда стоял. у нас. в’ первых

Лозунги эти составляли и вывешизаля Рядах наших бойцов. Я не знаю. случаев,
когда бы он отставал y нас от событий  ! героизма.

комсомольцы,

Безостановочными эшелонами комсомсль-  нашей революционной жизни. Я не сомне-

цы-железнодорожники направляли

для «Магнитки», Кузнецка, Березников, Та- п
гила. На вагонах и паровозах маршрутов ционализации,
внимания всей   место».

стояла буква «У» — знак
страны к созданию форпоста нашей инду-
стриальной мощи на востоке.

При «Комсомольской правде» работал
штаб всесоюзного комсомольского контро-
ля над заказами УКК Работой штаба ру-
ководил товарищ В. В. Куйбышев.

ЗАСЛУГИ КОМСОМОЛА
ДОНБАССА

Пятилетки перевооружили Донбасс —
первую угольно-металлургическую базу стра-
ны. На шахты,
допотопные кованные железом санки, про-
бивали себе дорогу машины — врубовки,
конвейеры, отбойные молотки. Mexann-
зация, техническая революция под землёй
завоевывали признание в упорной и долгой
борьбе, Первыми машинистами врубовок,

электровозов, механиками конвейеров были в де

комсомольцы. Молодежные бригады первы-
ми переходили на систему сплошного по-
тока угледобычи по типу заводского кон-
вейера,

В апреле 1933 года в. ознаменование пят-
надцатилетия донецкой организации комсо-
мола и сз выдающихся заслуг в деле ов-
ладения техникой и борьбы за выполнение
программы добычи угля и выплавки метал-
ла Центральный Исполнительный Комитет
Союза ССР наградил донецкую организа-
цию комсомола орденом Ленина,

ОРДЕН ЛЕНИНА
КОМСОМОЛУ МОСКВЫ

Более 10 тысяч комсомольцев

сменяя древний обушок и! ное отношение к

грузы   ваюсь, что комсомол и теперь. в вопросе   Харьковском тракторострое.
роведения в жизнь социалистической, ра-   замы забетонировать корпус огромнейшего
ему механосборочного

займёт  подобающее

ния. Одни за другими по предложе-
нию комсомольцев вступали в соревнование
вначале бригады и цехи, а потом заводы,
целые отрасли промышленности. Из почина
небольшого числа передовых молодых
рабочих, каким в ту Нору было ‘ударниче-
ство, оно быстро перерастало в широчай“
шее. маесовое, всенародное цвижение.

ХУТ Всесоюзная партконференция, собраз-
шаяся в апреле 1929 года, призвала всех ра-
бочих и крестьян ешё шире развернуть со-
ревнование за досрочное выполнение перзой
пятилетки. Ленинская идея, овладевая. мас-
сами, поднимала ах на`геронческую борьбу и
героический труд.

За первыми запевалами ударного трула тя-
нулись десятки, сотни, потом тысячи после-
дователей. К концу 1930 года в ударных
бригадах насчитывалось свыше 200.000 pa-
бочих. На Урале.было 35 тысяч ударников,
в Москве — 25 тысяч, в\ Ленинграде. — 30
тысяч, йа Украине — 60 тысяч. Не менее по-
ловины из них составляла молодёжь.  —
На заводах Украмны возникла идея шеф-

‘ства. старых кадровиков чад молодыми ‘ра

бочими, на заводах Урала ударники провели
социалистические ° смотры’ оборудования,
звела общественную паспортизацию станков,
заводы Ленинграда стали родиной сквозных
бригад. ,

Самоотверженный труд приносил свои пло-
ды, Повсюду, где. разгоралось соревнование,
раньше срока выполнялись планы, досрочно
сходили со стапелей суда, выходили из во-
рот заводов паровозы, досроччо сдавались
на склады готовой продукции новые станки.
Ударные бригады поднимали на ногч всю
заводскую общественность, будоражили це-
хи, заставляли, весь завод включаться в еди-
ный боевой темп.

На стройке
новых заводов

С особой силой разгоралось соревнование
на бесчисленных новостройках. сталинских
пятилеток,

На стройку новых заводов комсомол чз-
правил сотни тысяч юношей и девушек,
Следуя примеру старших товарищей — ком-
мунистов, комсомольцы-строители шли на
самые трудные участки, в борьбе со стихией,
с неподадками давали образцы РИ

В октябре 1930 года возник прорыв Ha
Надо было до

цеха, длиной — почти
в полкилометра. Партийный и комсомоль-

Это был первый этап борьбы за создачие   СКий комитеты об’явили штурм. Они призва-
могучей советской индустрии. Комсомольцы Ли массы развернуть’. борьбу за бетон, вы-
решительно брались за воспитание молодё-   полнить план во что бы то ни стало,

жи, которая недавно пришла на’ производство
и нередко работала ещё спустя рукава, Ком-

сомольские ‘ячейки вместе с мастерами и МОЛЬСкий «батальон красногвардейцев пяти-

В одну из штурмовых ночей на отстающем

8-м участке вступил в бой первый комсо-

цеховой администрацией проводили конкур- летки» — 60 молодых чернорабочих. Удар-

сы на лучшего молодого рабочего, переклич- ники заняли свои

места и постановили

ки›и смотры цехов, В стенгазетах, боевых   Не покидать лесов до ‘той минуты, пока ‘не
плакатах они бичевали рвачей, лодырей, про- будет уложен последний кубометр бетона.

гульщиков, прививали молодёжи сознатель-  Многие,

лись рекордной кладки в 9.500 кирпичей в

смену на одного человека.

Самоотверженный труд, штурмовые ночи
на стройке крепко спаяли ряды комсомоль-
цев и молодых строителей. Вместе со строй-
кой росли ряды комсомола «ХТЗ». Всего 280
комсомольцев числилось на площадке к на-
чалу строительства. Спустя год с небольшям
к пуску завода“ стало 5.825. В комсомоль-
удар-

ских рядах было 5.660 ударников, 113
ных бригад и батальонов. ‘

В боях за темпы

В предгорьях Урала, на берегах Волги, в
степях Донбассалв таёжной‘глуши Сибири—
всюду, где кипела стройка, в первом ряду

шла наша революционная молодёжь.

На Днепрострое комсомольцы . выступили
запевалами борьбы за встречный план уклад-
ки 500.000 кубометров бетона. Разгорелось
соревнование Ая  И Левого берегов. По
вечерам красчые и зелёные огни на мачтах и
дерриках сообщали о ходе бетонировки на
каждом участке. А над всеми огнями, высо-
ко в небе, пылали огромные электрические
звёзды. Право зажечь звезду ‘получал кол-

лектив берега, который в этот день пёре-

выполнит ‘свой встречный план, Впереди на
молодёжные ‘ударные

бетонировке о шли
бригады. В установленный срок было: уло-
жено не 500, а 518 тысяч кубометров бето-
на. Немалая доля этих кубометров принадле-

жала комсомольцам,

Трудовая доблесть молодых. строителей
получала. достойную оценку. В’ сентябре

1932 года ЦИК Союза ССР наградил ком-
сомольскую организацию Днепростроя орде-
вом Ленина:

У магнитогорцев всё началось с плотины

километровой железобетонной арочной пло-

тины, которая должна была для питания за-
вода собрать в огромном искусствечном озе-
ре миллионы кубометров воды. Чтобы избё-
жать многих трудностей, плотину надо было
построить до суровых зимних холодов, Аме-

ку не менее 150 дней. Районный комитет пар-
тни дал 75. Тогда за дело и взялись удар-
ные бригады молодёжи.
дчу Урала. Песок-текун скользил с лопа-
ты, вода била в ноги. Закончив норму на
своём участке, комсомольцы шли помогать
товарищам, туда, где обозначался прорыв.
Стоять иногда приходилось по пояс в воде.
Но ударники упорно, копали дно реки, проби-
вались к гранигу, очищая надёжную опору
для быков плотины. Ночью над рекой горе-
ли прожекторы. За землекопами буквально
по пятам шли плотники, за плотниками —
арматурщяки, бетоншики. Чёткий плач, раз-
битый. на декады, дна и часы. был доведён
до каждой бригады. За 75 дней ударники
плотины вынули 122.500 кубометров земли
и камня, забили 1.000‘ метров железного
шпунта. уложили 23.000 кубометров бетона,
10.000 кубометров каменной кладки. Встреч-
ный план, сокративший срок ‘постройки пло-
тячы на 3 месяца и принятый райкомом пар-
тии, был выдержан. Решёнием коллектива
строителей плотине было присвоено’ имя [X
с’езда комсомола.

Выдержав это первое испытание, комсо-
МОЛЬЦЫ ВЗЯЛИСЬ построить своими силами од-
ну из гигантских домен Магнитостроя. В
сентябре 1930 года
Редина ‘дала в котлозане комсомольской
домны первый урок большевистского упор-
ства. Ударники из дюймового железа спле-
тали арматуру фундамента доменного пня.
Они забыли об отдыхе и сне, полные Горя-
чим стремлением ‘закончить работы раныне
планового срока. Были дни, когда’ ударни-.
ки по 36 часов подряд не подымались
наверх. И бой за темпы был выигран.

В сорокаградусный февральский’ мороз
большие трудности возникли ча клёпке, Из-
за холода руки отказывались держать мо-
лоток, заклёпки стыли на ветру, шестиат-
мосферное давление оказывалось бессиль-
ным, чтобы вогнать заклёоки. И всё же в
феврале 1931 года на комсомольской домне
был поставлен всесоюзный ‘рекорд == 435
дюймовых заклёпок в смену при: ручной
клепке. Барачные уборщицы, буфетные офи-
цианты, кубовщицы и домохозяйки пришли
помочь комсомольцам. Они научились разду-
вать горны, подавать, чесмотря на мороз, от-
лично pasorpeTHe заклёпки. На участке,
«комсомолки» ни на минуту не затихала пу-
лемётная дробь молотков.

Так было всюду. .

«Я видел эту молодёжь «Ha месте дей-
ствая» в 1928 году, — писал А. М. Горький
в предисловии к‘кнаге о людях Сталинград-
ского тракторного, — когда среди огромно-
го голого поля лишь кое-гле торчали желез-
ные скелеты будущего гиганта, создаваемого
энергией этой молодежи в тучах пыли, оглу-
шительном грохоте железа, в скрежете a
шорохе камнёдробилок, бетонсмешалок,

Очень трудчо было представить, что му-
равьиная суета маленьких люлей способна
оковать пустыню железом, думалось, что,
пожалуй, нехватит железа, да и сил тоже
нехватит. Но, вот, — хватило! И этот факт
вместе с мвогими другими ещё раз укре-
пляет убеждение, что сил молодёжи йа-
шей с избытком хватит на дело осущест-
вления всего плана социалистической
стройки Союза советов»,

Молодые строители
колхозной деревни

Шла борьба за строительство новой де-

окончив смену, оставались спать! ревни. Крепля и завоевывали дозерие кре-
труду. По инициативе ком- тут же, у сходней, чтобы в любую минуту   стьян первые колхозы. Всё больше тракто-

сомольских ячеек на заводах возникали! приттн на помошь товарищам. Их гнали ров — этих снарядов, по выражению тозари-
группы молодых рацяочализаторов, кружки! прочь, грозили, приказываля итти отдыхать, ща Сталина, взрывающих старую жизнь, —
изобретателей: Комсомольцы брали шефство  но они не уходили. Батальон, оставался ‘на! бороздило советскую землю, ‘ломая межи,
над станками и машинами. Молодёжь высту-  Лесах по 2—3 смены подряд. Напор был ве-
пала против косности, рутины на производ- лик. День ото дня росло число замесов —

п,

ревие она стремилась каждодневно, как

против технического застоя. В городе и от 48 до 120 и 150 в день, ,

Последние балки бетонировали ночью. Не

этому учил Ленин, решать практически ту хватало тачек. Бетон стали возить бочками,

HJM иную задачу общего труда, пускай са-  Носить вёдрами, лашь бы скорее выполнить,

мую маленькую, пускай самую простую.

план. Однажды ночью порвались провода,

В ту пору в корпусах ленинградского ком-   потух свет. Работа продолжалась в темноте.
бината «Красный Треугольник» зародилось   Батальон оставался на участке до рассвета:

новое движение — ударничество.

было решено кончить заливку, несмотря ни

Галошные цехи «Треугольника» перестрая-   На’ что. Восемнадцать дней и ночей продол-

вала всю технологию производства. Уста-  жался. штурм, на 8-м участке. Бетони
навливались новые станки, . переоборудова-  огромного цеха была закончена
лись мастерские. Но самым трудным оказа-  раньше ‘срока.

лось убедить галошчицу, работающую 20—

а
на 13 дней

Новое слово «рекорд» родилось на строй-

25 лет по-старинке, изменить привычному! Ке Харьковского тракторного. Комсомоль-
делу. Старые галошницы не решались пере-  скай батальон Сидоренко -— участник все-

ходить на новые методы работы,

союзного соревнования бетоеициков — начал
Тогда’ партийный комитет обратился с при- с 35 замесов и добился постепенно 181, 201
Москвы   ЗыВОМ.к молодёжя. Комсомольское собрание   250, 275, 306, 402,501, 543, (669 и 801 и,

строило первые линии лучшего в мире мо-  долго и шумно обсуждало доклад директора   наконец, 937 замесов в ‚смену; Комсомоль-
сковского метрополитена, Они раньше не о новой системе работы. Решили организо-  ские батальоны Мякуниса, Зайцева, Теслен-
были горняками, не видели и даже не по-  вать ударную бригаду из комсомолок. 120]ко начали с кладки 600 кирпичей и  ‘доби-
Ддозревали о «существовании сложных ма-  добровольцев откликнулись на призыв парт-
шин, которыми им пришлось овладеть. Но   кома.

молодёжь, предельно быстро овладев не-

17 сентября 1926 года на «Красном Треу-

знакомой техникой, творила на ней ‚чудеса.   гольнике» чачала работать первая в стране

По ‘предложению товарища Сталина, за  ударная бригада. На первых порах было не-
\особые заслуги в деле мобилизации комсо-   Мало невзгод и трудностей. Потом всё это
мольцев и комсомолок на успешное строи- осталось позади. Резко поднялась выработка,
тельство московского метройолитена’ орде-  уменынился брак, улучшилось качество про-
ном Ленина награждена московская органи- ‘лукции, Значительно вырос заработок. Сме-

зация комсомола,

лый почин комсомольцев укрепил авторитет

арене оке весов ин аевов ии ниояатиесову   ЯЧЕЙКИ В глазах специалистов и рабочих.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

г стр, 9 октября 1943 г

Примерно в это же время — в конце 1926
и в начале 1927 года‹— молодёжные удар-
ные бригады возникают и на. других передо-
вых предприятиях Ленинграда, Москвы, Ура-

.  ла, Опмраясь ча достижения рационализато-

Ленинский комсомол бросил клич:

— Комсомольцы, — на трактор!

Тысячи молодых энтузнастов оседлали
стальные четвёрки, чтобы взрыхлить землю\
ПОД ВСХОДЫ. НОВОЙ, колхозной Жизня. Когда
в 1927 году по улицам Ростова двигалась
первая колонна из 30 тракторов, её вели де:
вушки — воспитанницы детских домов. Ты-
сячные толпы провожали этих первых
трактористок, приветствовали их, забрасы-
вали цветами. Колонна уходила на Север.
ный Кавказ поднимать колхозную целину.

Ячейки комсомола на своих собраннях при-
нимали решения: «Единодушно всем членам
КСМ вступить в Колхоз», «Ни одного ком-
сомольца не может быть вне колхоза». В
борьбе за колхозы проверялась боеспособ-
ность ячеек и каждого комсомольца, их пре-
данность делу партии. Кулаки и подкулач-
ники веля бешеную агитацию протиз начи-
начий комсомола. Нередко они из-за угла
стреляли по комсомольцам и селькорам, ра:
зоблачавшим их планы: Но комсомол нелег-

ne

ряканские консультанты давали на  строй-

отлован рыли по

ко было запугать. Комсомол дерезни ey
вался верным помощником партия в борьб
за социалистическое переустройство ‹ель’
ского хозяйства,  i
В’ январе-октябре’ 1929 года комсомалом
был проведён массовый поход, молодёжи ac
урожай и коллективизацию. Тысячи комсо-
мольцев-агитаторов раз’ясняли крестьянам
преимущества коллективного. хозяйства, рл*
зоблачали кулаков. Вступая в колхозы, де-
ревенские комсомольцы своим личным при“
‚мером` увлекали крестьян, . чи
В следующем, 1930, году комсомол органи”
зовал ‘массовый. колхозно-производственны
поход. задачей которого было дальнейшее
‘развитие колхозного движения и укрепление
колхозов: Тысячи. ударных комсомольско-м9-
лодёжных. бригад выступили в поход за ВЫ-
сокий урожай. Они сортировали семена, вы-
возили удобрения на поля, ремонтировали
инвентарь, сбрую и были первыми в. работ®
на севе, ча уборке урожая. ;
; Уже к весне’ 1930 года на’ колхозных по-
лях работало‘ больше полумиллиона комсо:
мольцев. Комсомольцы выступили органи-
заторами соревнования на полях, охраняли
урожай от -расхитителей, шефствовали. над
колхозным конём.

Орден трудовой
‘доблести

«Ленинский комсомол и  рукозодимая ям

=

}

«Ленинский. комсомол и ру-
ководимая ‘им ‘рабочая моло:
дёжь увенчивают. дело сорев-
нования и ударничества решаю-
щими успехами. Нужно при-
знать, что. наша революционная
молодёжь сыграла в этом деле
исключительную роль...

Самое замечательное в сорев.
новании состоит в том, что
оно производит коренной пере-
ворот во взглядах людей на
труд, ибо оно превращает труд
из зазорного ‘и тяжёлого бреме-
ни, каким он считался раньше,
в дело чести, в дело’ славы, в
дело доблести и геройства»,

(И. СТАЛИН. Из. отчёт-
ного доклада на ХУТ с’езде
партии о работе ЦК ВКП(б}
27 ‘июня 1930 г).

к

рабочая молодежь увенчивают дело соревно-
вачия и ударничества решающими  успеха-
ми, — заявил на ХУ с’езде партии в июне
1930 года товариш Сталин. — Нужно при-
знать, что’ наша революционная молодежь
сыграла в этом деле исключительную роль?.
`За проявленную инициативу в деле удар“
ничества и соцвалистического соревнования,
обеспечивающих ‘успешное выполнение, пяти
летнего плана развития народного хозяйства
Союза ССР, 21 января 1931 года Централь-
ный Исполнительный Комитет Союза ССР
наградил Всесоюзный Ленинский Коммуни-
стический Союз Молодёжи орденом Трудэ-
вого Красного Знамени. =
Комсомол стал дважды орденоносным.
Высокая похвала вождя и награда прави-
тельства воодушевили комсомол и советскую
молодёжь на новые трудовые подвиги.
Уже в начале‘ второй пятилетки рост но-
вой техники выдвячул перед комсомолом. и
молодёжью новые задачи.‘ Товариш Сталин

Тебе, Родина!
ИЗ ХРОНИКИ 1941—1943 tr.

ЗА СЕБЯИ
ЗА ТОВАРИЩА

.

молодёжная бригада

дал наказ:

Пора большевикам самим стать специали-
стами. Техника в период
шает всё».

востью ‘в учёбе они показывали‘ пример всей
молодёжи.

защишала своё’ право стоять у новых со-
вершенных машин и станков.

В праветствии ко дню’ 15-летнего’ юбилея
ВЛКСМ—29 октября 1933 roma — товарищ
Сталия повторнл свой наказ;

<«Ударники и ударницы комсомола покры-
ли себя славой в период нового строитель-
‘ства заводов, фабрик, шахт, железных дорог,
совхозоз, колхозов. (Будем надеяться; что
Ударники комсомола проявят еще больше от-
ваги и почина з деле освоения новой техники
во всех отраслях народного хозяйства...»

Почин комсомола не заставил себя ждать.
Технические экзамены получили гигантский
размах; Только’в 1934 году, по неполным
дачным, успешно слали экзамен на знание
своего дела 110.000 комсомольцев и 860.000
молодых рабочих и работниц, т. е, 57 про-
центов общего числа молодёжи, занятой. тог-
да на ведущих профессиях, в промышленно-
сти. Вскоре после этого повсеместно была
введена‘ сдача обязательного государственно-
го технического! минимума, 90 процентов ком-
сомольцев, охвачённых ‘гостехэкзаменом по
предприятиям Наркомтяжпрома, сдали ‘его
‘на «отлично» и «хорошо».

Так ‘росли’ кадры,   овладевшие ‘техчикой,
оседлавшие её, способные ещё более быст-
рыми темпами двинуть вперёд. нашу инду-
стрию.

Из этих, людей впоследствии вышли ос-
новные кадры зачинателей и, инициаторов
всенародного стахановского движения, ко-
торое товарищ Сталин назвал «наиболее жиз-
ненным и непреодолнмым движечием соврс-
менности». 5 > у

В сегодняшних буднях
живут наши традиции

В дни Отечественной войны против немец-=
ких захватчиков снова, как яв былые годы,
разгорелись, огни трудового тероизма на
заводах и. стройках. Наперекор сибирской
пурге и жестоким морозам  молодёжь ‘возва-
дила корпуса заводов, эвакуированных на
восток из областей, захваченных врагом, мон-
тировала и, пускала в ход. станки, перекры-
вая самые бешечые темпы, спеша поск
дать, вооружение. и снаряжение  любамой
Красной Армия, По почину! комсомола! родн-
лось и широко развернулось по стране дви-
жение фронтовых комбомольско-молойёж-
ных бригад и двухсотников — стахановцев
военного воемени. f Г У

На решающих участках самых отватетвен:
ных производств работает сейчас молодёжь.
Сотни тысяч подростков, девушек, юношей
со школьчой скамьи пришли ‘в дни войны к
станкам на смену отцам и старшим! братьям,
‹ Эта молодёжь по своей грамотности и об-
щей культуре значительно выше той, что
десять лет назад осваивала Сталинградский
тракторный и Уралмаш. Но попрежнейу пе-
ред ней стоит задача освоения техники, за-
Дача’ овладения машиной н сложными про-
цессами ‘производства:

«Главное, — говорил в свое время това-
рищ Сталин, — тут состоит в том, чтобы
иметь страстное большевистское желание
овладеть техникой, овладеть наукой, произ:
водства. Пр страстчом желании можно до-
биться всего, можно преодолеть все».

_ Всей своей жизнью, своей борьбой совет-
ская молодёжь доказывает,  что у ‘неё есть
это страстное большевистское желанне, что
наукой и техникой производства она овла-
девает настойчиво и упорно, как этого тре-
бует фролт, как этому учит товарищ Сталин.

Традиция Лечинско-Сталинского kKOMCOMO-
ла живут, в будничных ‘делах. сегодняшиих
дней, Пусль же множатся они в трудовых
подвигах молодых двухсотников; тысячни-
ков, фронтовых бригад.

Когда-то мы радовались каждому, даже  АССР

маленькому успеху краснопутиловцев, выпу-
скавших первые советские тракторы. Теперь
мы приветствуем каждый! новый танк вы»
шедший из цехов Кировского завода.”
Всё для фронта, всё ‘для разгрома Hena-
BHCTHOrO Bpara — таково требование чаших
дней. Каждый комсомолец и комсомолка
ещё ‘сильнее должны налёчь на работу
ускорить бег станков, отдавая. все. си.
лы, ‚энертию и смекалку ‘на то, чтобы изо
дня в день всё больше и болыпе боевой про-
дукции получали наши братья-фронтозики.

«Большевики должны овладеть техникой.
реконструкции ре-

По призыву вождя комсомол вышел в ио-
ход за технику. Комсомольскче’ ячейки и
многие тысячи комсомольцев засели загтех-
ническую ‘учёбу. Своим упорством, настойчи-

. Тяга к. учёбе разжигалась соревнованием:

Летом 1933 года по почину комсомольцев
механического цеха Уралмаапа на. предприя-
тиях начались общественно-техйические эк-
замены. Молодёжь перед лицом’ товарищей

>

Вечером, 3 июля 1941 года, в тот самый
день, когда товарищ Сталин в. речи no pr
дно открыл народу. всю. глубину смертель-
ной опасности, нависшей над нашей Por
ной, на заводе имени Сталина в Горьком с0-
стоялось комсомольское собрание. Комсо-
мольцы и молодые рабочие, выступавшие ва
собрании, единодушно заявили: «Время те
перь военное. Товарищ Сталин призвал все
силы отдать на’ помощь фронту. Наш дол
теперь работать за двонх-— за себя и и
товарища, ушедшего на фронт, выполнять
и свою и его норму»,

‚ Одновременно движение двухсотников за.
родилось и на других заводах Горького, a
затем в Москве, Свердловске, Ленинграде,
Вскоре самое слово «двухсотник» стало
столь же популярным, как слово «стаха
новец» и «ударник». Комсомольский почин
горячо поддержала рабочая молодежь,
Сейчас число двухсотников — стахановцез
военного времени исчисляется десяткам
тысяч, На заводах Свердловской и Моло-
товской областей двухсотником стал ках.
дый третий комсомолец.

ФРОНТОВЫЕ

KOMCOMONLCKHE

В ноябре 1941 ‘года в ответ на докл
товарища Сталина: о ХХИУ годовщине Ве
лнкой Октябрьской революции родилось
движение «фронтовых бригад». Целые кол-
лективы брались выполнять вкруговую №
менее 1124 норм, обещали не покидать стан:
ка, пока не будет выполнено фронтов
задание.

r
‚ «Все ‘за одного, один за всех» — этим

правилом руководствуются члены фронте

вых комсомольско-молодежных бригад. О

создаются на самых ответственных учас!
ках. где рещается. успех выполнения пр
изводственных ‚ планов, где требуется пре

тиву.
К началу 1943 года в Свердловской 0

‚сомольско-молодежных бригад, на пре
приятиях Московской области—около 4.000,
в Челябинской области — 2.100. Во многи

явить особое упорство, смекалку н иници

ласти насчитывалось 1.350 фронтовых ком

областях, успешно развернулось соревнов“

ние фронтовых бригад, Участвуя в пре
майском. социалистическом соревновании,

128 фронтовых комсомольско-молодежных

бригад и смен , комбината «Москвоуголь?
дали сверх плана 27 тысяч тонн угля.

НОВОСТРОЙКИ

ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Много и плодотворно поработал ком

мол на лесах вовостроек военного времени

4.000 комсомольцев и комсомолок составе
“ли основное ядро стронтелей Замоскворе
кого радиуса метро. В Комсомольске-н

Амуре на лодшефном комсомолу строитель

стве первой очереди металлургического 34°
вода «Амурсталь» ‘молодые стронтели вос
кресили славные традиции города юност®

За участие в досрочном пуске важных 06°

ектов Амурстальстрол‘ награждены open
ми, и, медалями Союза ССР 17 комсомол

a,

ne

цез, в том числе орденами Ленина — Вале

тина Деменина и
дители фронтовых’ бригад, победителей с
\ревнования, $

3.500 учеников ремесленных училищ я
школ ФЗО самоотверженно трудились м
строительстве важнейших электростанций.

значительной мере силами молодежи 1

Подмосковного ‘угольного

личайшей в мире шестой домны Магнито“

важнейшей военно<хозяйственной и полит“
ческой задачей всего Южного Урала.

РОДНАЯ АРМИЯ

Стало традицией ко дням революцино!
 ных празднеств — к годовщине Красно
 Армии, к 1-му Мая, к октябрьским годог
щинам — посылать производственные 1“
дарки родной Красной Армин. Молодежь
готовит их с исключительным под’емом,

Эшелон нефти сверх плана дали фри

a

комсомола проведено восстановление шах.
бассейна, чт
по трудностям равнозначно‘ новому стро
ительству. Накануне 25-летия ВЛКСМ ко.
сомол взял шефство над строительством в

горска. Сооружение этой домны является

ПРИМИ ОТ КОМСОМОЛА,

комсомольцы города Ишимбая Башкирской

.

Комсомольцы ‘и молодежь Хабаровского
края и ‚Новосибирской области построил
сверх плана на свой средства по две 9
кадрильн самолетов, Свердловской 061%
сти — две танковых колонны, Челябинской
области — колонну тяжелых танков, Каза!
стана — танковую колонну,
области — несколько артиллерийских atl
рей ит, д.

25 эшелонов
страна от молодеж
довщине ВЛКСМ.

Молотовско!

угля сверх плана получил
и Кузбасса к ХХУ г.

ван Чопорков, рукове

=