к 3%

солдат.

Подвиг комсомольцев
Анапы

Похцы, хозяйничавиие в Анапе около го-
за. делали веб для того, чтобы превратить
увоных жителей города в своих послупитых
рабов. Они расстреливали пепокорных, они
распространяци с помицью своей брехливой
мзетбнки самые невероятные сдухи д мни-
мых успехах геруалюгого орудия, оши пыта-
web забрать тех, кто шел к цим в услу-
neue, Ho в6б время пемцы, словно на
ухую стопу, патыкалиеь из упорное ¢o-
прогивление непокорных горожан,

В роли оргапизаторюв етого сотрютивле-
пая выютулала, в частности, подпольная
коусомольская организация, работавшая в
Anane.

В подвале одного из хомов комоохольцы
Апапы усталовили рахуотратемник, Они pe-
тиярю слушали м записывали ралиюпере-
лача Москвы. Сообщения, принятые по pa-
0, комоомольцы распространяли среди
населения, Большевистокая правда, словно
Ч света во тьму, шоникала в Анату, №и-
ти гороха знали содержание приказов
товарища Оталина, пубдиковавллихся в ©о-
ъиххих газетах, знали сводки Советского
Информбюро.

Тлотню рыскати по городу гитлеровокие
ущейки из гесталю. Им те удавалось наласть
па следы комсомольской радпосталгции. Гес-
мало начало массовые аресты среди молодб-
xu, Среди зрестоваиных были комсомолка
Тоздаренто и комсомолец Дардарьян. Нем-
цы мучили их, сулили депежные возпагра-
щения, ели они выдалут своих товали-
Щей, спова мучили, во так ничего и не до-
бились, 5

Romeomoany Bomlapenno немцы тли рах-
талённым железом — oma молчала. Ей вы»
ламывали руки -— она молчала. Немецкий
сыователь сказал ей, что она будет 0сво-
фохдена, если пазовет имена подпольщиков,
Изхучениая девушка гиевю сказала:

— Будьте вы прокляты! Убирайтесь вон
с Пашей земли... т

Гитлеровцы долго пытали девупнсу, а по-
\)м лолуживую расстреляли еб.

Ничего ne добимись гостадювцы и от ком-
слольша Дардарьяна. Они кололи его игол-
RAM, NOMINAL за ноги, хгли расхалён-
TMM железом, но он не назвал ни одного
пени, Умирая, Дардальян бросил в, тицо
своим потязателлм: y

— № нам идёт победа, к вам —суровое
возмездие. Смерть немецким оккупантам!

Эо-были em последние слова. Пелачи
раотерзали молохото героя.

Немцы тах и не омотли фазыскать пох-
пьную комсомольскую радиостанацию, Она
проложжала работать. Комсомольские агита-
тары ободряли исотрадавшихся людей Ала
Ib.

(сейчас Анапа свободна, Комсомолыты: то-
ола вышли из полполья и взялись за BOC-
стозозлетие городеного хозяйства.

\ B. BACHJIDEB.
  Анапа. *

ен

У последней черты.

[у берегу Керченского пролива лежат
блни трупов B серо-зеленьх мундирах.

Вот труп отиетого фапгиста обер-лейте-
naura Tanke. Это особый бандит — бандит
© грамматикой, В сумке у нем лежала из-
залная в Берлине киткка — учебник рус-
хой трамхзлики, Грамуалика в немецком

изложении выглядит довольно своеобразно,

скоро её следовало бы именовать наставле-
Пием для тодоворезов. Вот глаголы, которые
спрягаютея авторами учебника:

«Брать, жралъ, бить, давить, жечь, по’
рить, стрелять, душить, вещать, лгать,
ВЫТЬ»,

Они шли к нам брать и убивать, не ду-
мя © позмезхии. А ото пришло, грозное и
пеухолихюое. <

Здесь. у последней черты гермамской а0-
ина на Вубалит, явственно видить; , ка тре-
щит по пом тазпошёротная гитлеровекая
ария.

В Амоие был захвачен в плеи коменлант
порта майор Маттель. Его спросили, кахие

обстоятельства помешали ему божать. Мат- ли. Но ночью за п
ваш десаит, и последний путь отступления

тель горько взлохнул и сгазал:
— Маня подвели румьйгы.

Ках ме полрели сухыны такого’‘зысового! роваться
начальника? Оказывается, они угнали его,

машину, и притом не в сторону переправ

в Крыму, а навстречу паступающей Брас- в дэч эвакуации

Ной Армин,— румылы спешили сдаться Б
Иден,

Мы знаем; панепый зверь всегда отайо-
вия ещё злее, Цемщы сопротивляются с
ликой лростью, Они ещё опасны. Но © важ:
дым днём силы их будут истощаться в68
Гольше. Рё вчера им улазалось вести 3a
<000й разноплемепных охотликов наживы,
Сейчас ота стая сё релеет и редеет, Даже
румыпы пачиняют понихатЬь, что сулит им
завтрашний дань, и всё чаще в расположе-
ве наших вой прихолят © полнятьгин ру-
ками пх солтаты и офиперы.

Солдаты Гитлер» попяли мютое. В пе
нистых волах Керченского пролиза утонули
их палетлы па то, что богатая Кублть
стеле ‘их рабьмей. Всё большое и больше
rimeponen солдат’ палкиитоет союбрабкать,
то, пожалуй, лущио было бы стозойито
CHIOTh лома и ме пускаться в аваитюры.

Мани бойцы, проходя мимо трупов, раз-
броеанных ма узких песчаных косах, OTBO-
рачиваютея и с отврашением сплевывают,
0 uynernoy огромного морального превосход-
ства глядат они на’ кололлыс жалких, трясу*
щихел, заискирающих плеаньх. Это заис-
виваняе никого пе обманет, Бойцы за дза ¢
AMMEN TOT BOUL хорошо изучили немщев
в прекрасно зпают, что единственным лей-
CTROUMEM средством агитации для  подлото
врага являются удары напиех войск.

Чем сильнее мы будем их бить. тем бы-
строо развалится воеттал маатина Гитдера,

Майор А. МИХАЙЛОВ.

ТАМАНЬ, 9 октября. (По телеграфу).

‘ 4

*

А
—= =

*

Мы мстим и будем мстить. Мы уничтожаем и будем

уничтожать немецких захвапииисов до тех пор, пока на.
нашей земле будет оставать

ся хотя бы один немецкий

(Из письма молодых воинов Северо- Кавказскою фронта ‚)

Битва за Тамань

ИТВА за Тамань явилась
последней страницей в
истории геровческого сра-
жения Красной Армии за
освобождение Кавказа,
В прошлом году в это

время немцы были под
Моздоком и Владикав-
казом.

о там, на Тереке, в предгорьях Кавказа,
отборные немецкие дивизии захлебнулись в
своей nope крови. Великие битвы под
Ищерской, у Моэдока и Владикавказа вой-
дут в историю Красной Армии. Мы помним.
когда от пожаров было светло, как днём,
мы помним дни, похожие на ночи. Те дни
и ночи нельзя забыть, как нельзя забыть
бойцов одинокого артиллерийского раючёта,
что бились в кольце немецких танков до
последнего снаряда, а потом, измученные и
израненные, обвязали друг друга гранатами
й бросились под танки; как нельзя забыть
и тех’ пехотинцев, что под огнём нозили
вброд через Терек пулемёты и ящики с
боеприпасами.

В огне тех дней, в бурях тах битв зрели
силы налцего наступления,
ue Красной Армии от Кавказского
а ‘до Тамани — это путь суровой
мести и расплаты за раны России, за кровь
нашего сердца, за пепел городов и станиц
Кавказа. На 700 километров протянулись
тогда однообразные пейзажи: ‘кладбища
сожжённых немецких Машин, брошенные
танки и пушки, вереница разбитых и просто
брошенных составов на железных дорогах.
уныло бредущие колонны пленных немец-
ких солдат. В штабах висели забытые нем-
цами оперативные карты. со стрелками,
указывавшими Ha Баку. На заснеженных
дорогах стояли брошенные легковые авто-
мобили, на которых немецкие офицеры
рассчитывали прибыть в Тбилиси по Воен-
но-Грузинской дороге. ,

Только на крохотном клочке земли —
в горах у Новороссийска и в плавнях Кубз-
ни — немпам удалось временно задержать-
ся. Стянув сюда крупные силы, мобилизозаз
огромное количество техники, немцы па
протяжении восьми месяцев ценой колос-
сальных жертв удерживали Таманский полу-
остров, как базу возможного наступления
на Кавказ и зэелон, прикрывамилй Крым.

За восемь месяцев немцы создали здесь
пояс. укреплений, который они назвали
«Голубой линией». «Голубая линия» тяну-
лась, окаймляя фронт, от станицы Курчан-
ской через Варениковскую, Киевскую,
Крымокую,, Молдаванскую, Верхний Ала-
гул, Неберджаевскую к Верхне-Баканской.
«Голубую линию» немцы называли «лилией
смерти», а Ногороссийск «ключом к Чер-
ному морю». Что ж, эти названия
пришлись кстати: взяв новороссийский
ключ, нмии войска сразу же перенесли
«линию смерти» на берега пролиза, и по
мере того, как эта лилия перемещалась, нем-

‚цы всб отчетливее и трезожнее воспричи-
маля приближение моря, как приближение

смерти,

олива за кзоюдый метр, немцы лихора-
лочно минировали пути своего отступления.
Минировали всё — трупы солдат и офице-
ров, дохлых собак, уцелевшие дома, мосты,
скирды, штабеля боеприпасов, кукурузные
плантации, Но вот на подступах к Темрюку
взвод сапёров под командованием Максима
Дербенева проделал ночью проходы в трёх
минирозанных ‘полях, Наши танки скруттто
прошли зперёд, перехватили колонну OTXO-
дящих немецких войск и загнали её на мин-
ные поля. Немецкие мапижны взрызались на
немещких минах!

Отчаянно сопротивляясь, немцы прикры
вали Анату, рассчитывая эзакупрозать OT-
сюда морем часть своих войск в Крым. Но
вот ночью, ках раз накамуне того дня,
копда гитлеровцами была намечена эвакуа-
ция, танкисты полховинка Шуренкова ворза-
лись в Анапу. Немцам пришлось бросить
подготовлейные эдесь переправочные сред-
ства и бежать в Тамань по дорогам, вдоль
берега. Их преследовали наши тамки, гро-
мила авиация. т

Рассчитывая задержать наши части у пе-
решейка, немцы хотели выиграть время для
эвакуации солдат и офицерского состава из
Тамани — последнего порта, которым син
располагали на этом клочке кубанской зем:

йком. высадился

немцез был отрезан. Не успелицие эзакуи-
немецкие части заметались в
агонии, как крысы, пойманные в крысо-

Много .немцез хлебнуло солёной водицы
Таманского полуострова,
Гитлерозекие ичженеры очень точно рассчи-
тали оборог морского тран а, предна-
значенного для переброски BOFCK, HO OnH
не ‘ушли того обстоятельства. что транспор-
ты мотут тонуть. Число НС ВИА
ленников ‚росло изо JHA B Hb..,
q Да, немцы надолго ‘  запомнят Тамань.
превиюю русскую землю, которая восстала,
поднялась ма борьбу с заклятым врагом.
Тамайская земля богйта боевыми традиция-
мч. Охоло тысячи лет тому назад здесь

eee ИННЫ

ненадо аорте ОХ

%

я

Слева -= батарея H-cxoro горно-миномётного полка

что осталось от здания средней

<

(От военных корреспондентов
«Комсомольской правды»)

>

киевский князь (Сзятослав разбил хазар,
притеснявших славянские племена, и обра-

рассказать о большом мечзаом горе: у одного
убили отца, у другого замучили сестру,
у третьего сожгли дом. В теченне несколь-
ких минут Ha одзой только улице нам на-
ззали десятки фамллий людей, обездолен-
ных немцами, Сожжены дома Алексея Ми-
хайловича Гончарова, Петра Сергеевича По-
поБа. Антомины Афанасьевны  Фроловой,
Геннадия Андреевича Ключева, Марии Сте-
пановны Баклачовой, У Анны Игнатьевны

зовал русское княжество. В ХУШ веке  Верлатой немцы угнали в рабство мужа. и

здесь дрались славные запорожцы. У Таман-
ского порта стоит памятник этим героям,
высадивишимся здесь 25 августа 1792 года
под командованием полковника Caps  Be-
лого; на памятнике высечены, ках слова
клятвы, стихи отважного казака Черномор-
ского войска Антона Головатого: «В Таманй
жати — ырно служити. Гряницю держати.
хлба т а хто прийде з чужих —
як ворога бити».

Немцы пренебрегли зчакомством с слаз-
ной боевой историей Тамани, самоуверенно
ворвались на эту священную землю воинов,
но сыны Кубати встретили их в штыки, ках
учил прадед Антон Головатый, как учил
первый командир кубанского корпуса Алек-
сандр ‚ служивший и воев ii Ha
этой земле в 1778—83 гг. ин заслуживший
здесь орден Владимира с девизом «Польза,
честь и слава».

Битвы, разыгравшиеся на Кубани в осен-
ние дни 1943 года, войдут в res Оте-
чественной войны как одни из самых оже-
сточённых и грозных. Воины Красной Ар-
мии, не щадя жизни сзоей, в кровопролат-
ных боях с жестоким врагом спасали детей
Кубани, её честь, её вольность. Искры ot
подожикёиных немцами казачьих куреней,
огнями святой ненависти западали в сердца
наших  воанов. Поруганная земля Тамани
звала бойцов, властно т. ала: мсти!

Новороссийск, Киевская, Молдаванская,
Гладковсхая, Варезиховская, Раевская, Кур-
чанская, Тамань — Памятные этапы нашего
наступления. С каждым диём Красная Ар-
мия pee сильнее и неумолимее прижимала
протизчика к морю. Ожесточась, наши
красноармейцы и краснофлотцы, воины всех
родоз оружия, созершали поистине -леге-
дарные подвиги,

Кубань запомнит имя краснофлотца-ком:
сомольца Ованеса Саркисяна. Когда в Ново-
российске к одному из. домоз, в которых
засели наши десантники, подползла само-
ходная пушка «Фердинанд», Ованес Сарки-
сян CO взрывчаткой бросился под
гусеницы и вывел пушку из строя. Он погиб

го товарищи заняли ещё одеру улицу.

Кубань запомнит имя молодого лётчика
Калинина, Когда во ‘арёмя бомбёжки враже-

сына, забрали последнюю корову. Да разве
всех перечислишь(..

Воины шли и шли вперёд, и чем далыше,
тем страшнее было то. что они видели. Пе-
ред ними снова и снова встазал много-
страдальный Новороссийск. К изранен-
ному городу, словно к родному сыну, при-
падали воды. Чёрного моря, Перед. ними ле-
жал пепел станиц Киевской, Молдаванской,
Курчанской, Гастагаевской, Вареняковской.
Крозь Кубани звала к жестокой ‘и беспо-
щадной расплате. Жажда мести и была
той страшной силой, которая воодушевляла
наших бойцов на поразительные подвиги.

Удары наших волнов на путях к Тамани
были грозными и беспощадными. Дорога от
Анапы на Благовещенокое усеяна трупами
немцев и румын. Повсюду разбитые маши-
ны, брошенное оружие, Гитлеровцы пыта-
лись спабтиеь бегством, HO их настигли
смертельные удары освободительницы Ново-
российска — 55-й  Гвардейской ордена
Суворова и ордена Ленина, трижды Красно-
знамённой Иркутской дивизии имеви Bep-
ховного Совета РСФСР.

Завалены трупами гитлеровцев м оборо-
нительные траншеи, ывавшие Темрюк.
Разбросаны тела aula ge фашистов в hart
нях, на берегах лиманов, на дорогах, веду-
щих м Тамань. В густой темноте октябрь-
ской ночи ярко пылают баржи, на которых
немцы пыталясь бежать в Крым^ Хлебнули
горечи они на этих последних переправах!
Вот здесь, на песчаных косах, они MeTa-
лись, обезумев от ужаса, бросались в море,
чтобы вилавь пересечь пролив, цеплялись за
обломки барж, плыли на аотомобильных
камерах, впизались в горло друг лругу, вы-
рывая куски дерева.

Здесь, на последних километрах кубан-
ской земли, немцез били и с фронта ис
тыла, — партизаны Тамани усиливали удары
по врагу. В давиие времена тут, у Фанаго-
рийской крепости, были отрыты энаменитые
колодцы с чистой, прозрачной водой; они
поили казачья войска, охранявмшие Тамамь.

Колодцы были веточником жиани, Для нем
цев же они стали источником смерти —

ОТ ФАШИСТОВ
— КОНЕЦ!

Фото М, АЛЬПЕРТА и Е. ХАЛДЕЯ. (ТАСС).

_ Только вперед!
Вот девиз комсомольцев Северс-Кавказского фронта

Сегодня, котда воины Северо-Кавказокото  чики в этом бою. Половинкин ‘убил тотда
Фронта завершили выпознение ответетвен-  50 фашистов.
нейшей боевой задачи, котла по сути дела  В жестоких битвах крепла дружба моло-
ззванчивается большая тяаза в истории! дых фронтовиков, множились боевые тради-
Отечественной войны, кажлый из нас ne ции частей, прошедших © боями дальний
вольно оглядывается на пройденный путь.  путь от прикаслийских песков до плавней

я битва за Северный Кавказ явилась Вубани, Дружба, родившаяся в холодном и

суровой школой жизни для каждого молодого сыром окопе, у тлеющего огонька, под плащ-
воина. И нынешиее сражение у стен Тамани,   палаткой или в землянке, — такая дружбз
так оказать, завершает куог этой школы. неразрывна, онз ведёт к победе.

Вспоминается трудное лето 1942 года. Ha Фронте всем известна трогательная
Немцы стояли под стенами Стал ‚  боевая дружба бойцов Нижнегородцева и
пи рвались к Грозному и Баку. Никогда Дементьева. Когда Дементьев прибыл в пико-
ещё Родина не подвергалась такой опаено-  лу снайперов, он не мог похвалиться хоро-
сти. как в те тяжёлые дни. Товарищ Сталин щими результатами. Но у него было горя-
приказал нам: ви шагу назад! Остановить чее желание учиться, и он обладал метким
п отбросить врага! И вонны Северо-Кавказ- глазом, Нижнегородцев был искусным стрел
ского фронта приняли этот приказ как закон! ком. Подбирая себе партнёра, он остановил
жизни. “ выбор на Дементьеве. Дружба началась не

Кажкдый боевой день рождал вовых геро- сразу. Вначале они беседовали о технике
ев. Можно ли забыть подвиг бесстрашного стрельбы, потом вместо учились, тренирова-
истребителя немецких танков комсомольца! лись. Когда кончилась учёба, их направили
Владимира Першакова? Ранним сентябрь- в ‘одну часть. В боях, в трудных испыта-
ским утром 1942 года более 100 немецких! пиях и окрепла их дружба.
танков атаковали позиции  гвадлейцев.  За два месяца Нижнегородцев убил 82
Командир орудия старший сержант Периа-  немцев, &. Дементьев 103. 0ба награждены
ков под сильным артиллерийским опяем про-  орденом Брасной Звезды. Не раз в сложной
тивника выхатнл свою пушку на открытую, обстановке они приходили ша выручку друг
позицию. «Друзья, погибнем, но не отету- хруту. в.
пим»,— сказал он своим товарищам. Олин! Крелко подружились на фронте пулемет-
за другим останавливались горящие немец- чики Андрей Латушкин и Бепужин Ужербай.
кие танки. Немцы забрасывали огневую по-! Ужербай — ученик Латушкина. Он вызвал
звцию Першакова снарядами и бомбами, по симпатии своего учителя горячим желанием
ни один боец не ушёл от орудия, В этом стать хорошим пулемётчиком, и Латушкин
бою расчёт Першакова уничтожил 13 не- старательно воспитывал его. Однажды 600-
мецких танков. выю друзья попали в сложную боевую 9б-
сероя орденом. Ленина. становку. Им пришлось отражать атаку чис-

ских рубежей‘ самолёт ведущего офицера   партизаны топили воних гитлеровских пала.
Сивкова был полбит и опустился на терря- чей, р
тории, занятой немцами, Калинин призем- Сверху немцев разила наша авиация.
лился рядом < раненым самолётом. К Маши-  Эт, последние дни бобв за Тамань были
нам бросились немцы, Калинин расстреливал ь
> особенно ожесточёнными. Оставляя в отря-
их пулемётным огнём, а Сивков с помощью Ast THRE cha
двух стрелков уничтожал подбитую мащи- PPENDIT EN CHOP TERR ORs Mee.  HAAGH:
ну. После этого Калинин предоставил место
в Передней кабине командиру, а сам со
стрелками сел во вторую. Машина благо-
получно достигла нашего аэродрома. у
Кубамь запомиит имя комсомольца связ- осуществил ‘смелый манёвр
ного Николая Куялцеза. Когда он нёс б0е- полх Героя Саветского Союза майора Гла-
вой приказ в одну из рот, прямо перед ним  вацхого. Немцы отходили по косе Витязев-
разорвалась мина; Его отбросило в стозону.   ского лимана, этоль Чёрного моря, надеякь

остатки своих дивизий. Оня просчитались.
 Части Красной Армии, сметая все преграды
с пути, стремительно продвигались к Та-

лись, что вм всё-же удастся вывезти‘ в Крым   и

А полвиг братьев-комсомольцев Ивана и
Михаила Ткачей! В районе стапции Hayp-

CK3 HO позидии нашей части двигались
150 цемецких танков. Иван Ткач из своего
орудия раестрелял шесть вражеских машин.
был смертельно ранен, его место занял
Михаил. Продолжая бой, он подбил ещё три
немецких танка Обл брата погибли в нерав-

Правительетв › aac

ленно превосходящего противника. Латуш-
кин и Ужербай стояли. насмерть. Цулемёт
накалялея, но Лалушкин не выпускал ©го
из рук. Ужербай вёл огонь из автомала.
Друзья ‘уничтожили взвод немцев и от-
стояли свой рубеж.

В боях за освобождение Новороссийска и
Тамани  комеомольцы  Северо-Кавказского

ном бою, но не посрамили своей воинской фронта показали образцы отваги. Широко

чести.

известна эпопея «Малой земли». Наши вои-

На КВизлярском вапразлении четыре нз-, ны, захватившко ещё в суровые февральские
шгих така под командованием старшего лей-  дни позиции у самого Новороссийска, в те-

Осколком его ранило. `Зажав фану руками,
цреодолевая мучительную боль, Куянцевз до-
брался до роты и вручил приказ командира,

Где источник печеловеческой силы, вооду-
щевлявшей воинов на такие подвиги? По-
чему они сражались с таким ожесточением
за этот клочок земли? ‹ ;

Наступая, наши бойцы сзоюнми глазами ви-
дели страшные следы злодеяний гитлеров»
ских мерзавцев, которые лютовали здесь
особенно яростно. На всём пути они нахо-
‘дили трупы повешенных, расстрелянных,
заживо  погребённых жителей Кубани
63 трупа подобрамю y развалин станицы
Киезской, 49 советских граждан расстреля
ли немцы на хуторе Кеслерово, 76 человек
замучили! они в станице Моллаваяской, сот-
ни крестьян загублены на хуторах Сирот-
ский, Даманский, Трудовой, Нижне-Ррече-
ский.

В кладбище был преврашён немцами Но-
вороскийск. Дымились выжженные немцами
станицы. Какдую ночь из Тамази в Камыш-
Бурун ухалили огромные чёрные баржи, об-
витые колючей прозолокой,— то немцы
увозили в рабслзю сыиозей и ‘дочерей Куба-
ни, Копда отчаявшиеся люди лезли на про-
волоху, чтобы броситься в море, немцы
стреляли в них. Окровавленные тела ви-
сели на колючей изгороди барж, как злове-
щее предостережение тем, кто попытался
бы покинуть пловучую тюрьму.

Перед тем, как уйти из Темрюка; немец-
кие ен аккуратню подожгли дом
за домом. На глазах у жителей они обливали
бензином стены, полы, потом бросали в окна
горящую солому. У ‘пылающих зданий стоя-
ли часовые. Они стреляли в тех, кто пы-
тался тушить пожары. Так на Советской
улице была убита Ариза Степановна Зай-
цева — вся её вина заключалась в том, что
она осмелилась забрасызать землёй огонь,
прониюший в её кзартнру.

Тот, кому довелось побывать в Темрюке,
навеки сохрамит память об этом городе-
мученике. Немцы здесь оставили сотни
горожан без крова. Почти каждый может

В ТАМАНИ

Фото

jC STO стороны прикрыть порт Тамаяь. Гла-
вацкнй высадил десант в тылу у этой не-
  мецкой группировки. Это была ‘серьёзная
операция. Десантники подойьли к косе на
  катерах, решительным штурмом взломали
оборову противника и закрепились на рубё-
Же, Дза батальона немцев, при поддержке
40 танков u 6 самоходных орудий, предпри-
нимали ожесточёняые контратаки, стремясь
зо что бы то ни стало сбросить десант в
море. Бой длился весь день. Десантники
уничтожили 26 вражеских машин и 3 само-
ходных орудия. Они че только удержали за-
 атый рубеж, но постеценно захватили все
‘важные высоты и очистили от врага косу,
Окружённый с9 всех сторон враг метался в
цоисках выхода, но всюду его настигала
смерть.

В эти же часы нии части громили вра-

га у хутора Красноселовка. Опрокийув нем-
цез, они овладели господствующей высотой,

которую называют воротами Тамани. Слрел-
‚ки капитана Симаняна в ночной рукопэшщной
схватке уничтожили гарнизоны всех враже-
ских дотов. ^ ‹
На Таманском полуострове ещё не рассе-
ялся дым ‘жестоких боёв, ещё“не убраны
трупы немцев и румын. Темнобурые волны
  лижут берега Тамани. В ‘сумерках насту-
пающего вечера в отдалении видны очер-
тания крымских берегов. Туда, на запад,
летят нащи самолёты. Они настигают по-
следние караваны разбитых фацистов, Гул-
\ко гремят разрывы. Над сумрачным проля-
вом встаёт зарево ложаров. Е
То горят немецкие баржи. То горят сол-
даты Гитлера. Ветер раздувает злозещее
пламя, Грозный пожар над проливом пред-
вещает погибель всех орд немецких варва-
роз.
Б. ВАКУЛИН.
; М. АНДРИАСОВ.
ТАМАНЬ, 9 октября. (По. телеграфу).

Ч

НИИ

школы в Тамани после отступления гитлеровских мерзавцев.

М. АЛЬПЕРТА и Е. ХАЛДЕЯ. (ТАСС).

перепра зляется через диман. Спраза — груды развалин — вот все,

тенанта комсомольна Владимира Петрова чение полугода отстаивали этот плалдафм,
отражали атаку 60 немецких машин, Храб- сыгравший крупную роль в нынешних боях
рые танкисты остановили врага и уничто-  за» освобождение города. Среди тероев «Ма-
жили в этом бою 30 вражесхих машин. ет-  лой земли» — сотни комсомольцев,
ров был тяжело равен, ню не оставил поста. Влагорохный наступательный порыв во-
Комсомол фронта воспитал сотни таких одушевлял комсомольцев. Они вели за собой
тороев. Их имена становились знаменем всех молодых бойцов. Словно символ муже-
наших воинов, их опыт вооружал мододбль. ства, звучит имя вомеомольца-пулеметчика
В дни напряжённых 606в по почину ком-, Николая Приймака. Своим огнёу он OLE
сомольцев во всех соединениях были про- живал наступление стрелковой роты. Bpa-
вехены слёты истребителей танков, снай-  жеская мина оторвало Приймаюу ступни
перюв, Boevoit опыт лучших воинов был пог, но оп продолжал вести оголь. Рядом
передан всем бойнам. разорвалась ещё одна мина; осколками герой
‚В сентябре 1942 года немецкое пастуи-  был смертельно ранен, Собрав остаток сил,
erent О, Я а oH B ния раз нажал на спусковой ры-
‚› Нальчика, Повороссииок: 21166, чаг. Пулемёг продолжал стрелять, хотя
продолжались. ожесточённые бои. Выполняя! пулемётчив был уже мёртв. Весть о терои-
приказ Верховного Главнокомандующего, ческом подвиге комсомольца Приймака бы-
войска вели бои Ha HONAISH BS противника ето облетела веб подразделение и вооду-
Hy НЕ 5 грядущим наступательным тевила бойцоз на нозыю подвиги. Его имя
: паточно зазислоно в списки роты, где он
В октябре во восх комсомольских органи-   стузеил, men
защитникам Сталинграда.. Молодые войны! лбгчики, Я уже ке говорю о таких про-
нисали: «Защитники Советского Кавказа   слапленных тероях, как братья Дмитрий и
остановили врага. Мы метим и будем метить,   Боряе Тлинна, имена которых известны
мы уничтожаом и будем уничтожать немец“ стране и фронту. Но вот как дерутся наши
ких захватчиков до тех пор, пока на вашей   модохые пилоты. 5 разгаре боя © немецкем
земле будет оставаться хотя бы один немец-   самолётом у комсомольца Лобачёва кончились
а аи a ae eh fete ran боеприпасы. Он таранил немецкую Mammy,
. А И, 9 и она стала падать, потеряв управление,
ам cme Ty aunty AB aE BG
ия Е . Оп выпрыгнул с параш . Когда
а А а иарашют пе Лобучёв увидел непо-
ира : у ‚ ater’ 6X фангистских лётчиков, Tanme
руссию. Победа под Сталинградом — это а парапиотами, Добачёв от-
начало конца гитлеровской банды. Слышите, крыл по ним огонь из пистолета и ранил
братья, наши родные защитники Сталин- охното из них. Когда все четверо достигли
града: Родиша приказывает вам победить!» земли, бойцы наземной части при помощи
Цисьмо к защитникам Оталинграда было! обучёва взяли фашистов в плен,
не только призывом % сталинградцам, оно Воохушщевлённые чувством горячей любви
было клятвой комсомольцев, защищавших  , Родине и ненависти к врагу, молодые вои-
Bras. ны (Северо-Казказокого фронта сделали всё
Несмотря на очевидный провал ‹©воих  для того, чтобы ускорить разгром немцев
стратегических планов, немцы предприняли! иг Вубани. Сознание того, что в общее дело
ещё одну отчаянную цопытку захватить борьбы за победу вложен и наш труд, радует
паши нефтяные районы. В конце октября каждого из пас. Но достигнутые успехи из
м es COCPeAOTOUNB OFPOMHble CHILI B кружат нам головы. Мы SERNA RSG one
районе Нальчика, они прорвали нашу 0607; myoro TpyIHEIX, KpoBompornTHEIX Outs. Нас
POHY и вышли в район ‚Владикавказа. Но ждёт Крым. нас ждёт Укрална, нас ждут
этот маневр был вачалом их конца. Измотаз братья и сёстры, матери и отцы, томящие-
врага, паши войска сами перешли в наступ- ся под немецким игом.
ление. ’Окружив Pic td fo ee И сегодня, в день Sot у мы
ку немцев в районе селения Гизель,   по забыюаем слов великого Ленина: «Пер-
твардейцы уничтожили еб. Наши войска  Роэ дело но увлекаться победой и не ку-
герешли в паступление по всему фронту и  читься, второе дело — залретить за собой
4; жестоких боях прюшыля большой путь от  победу, третье — побить противняса», Мы
борегов бурного Терека до побережья ‘Азев-  знаем: от налиего ‘упорства, стойкости, гю-
ского моря, WHCKOrO ух зависит многое в гряду-
Героизм мододых защитников Кавказа щих боях. Ц мы идём с твёрдой решимо-
стал массовым явлением. Веей нашей стреле! стью и впредь драться тах, кок подоказые
известны сейчас имена’ отличившихея в те’ вает нам наш воинский долг, наша комсо-
дни братьев-героев Ивана и Дгитрия Оста-  мольская честь.
ленко. Вевь Фронт’ тордится комеомольцем Майор В, ЦЫГАНКОВ
Tepoem Советском Союза Половинкиным,
оТорый В трудную минуту принах на себя пианино насос оасасвсииисесчи;

‘помапдование мииомётным ваводом и раз- CKOMGOMONBGKAN. ПРАВДА»

громил численно ‘атревосходящего врата. До
10 октября 1943 г. 3 стр.

трёхсот немцев, 5 автомашин и. 2 миномёта
противника уничтожили храбрые минохёт-