` мест.

В районе между рекой Днепр и побережьем Сиваша. Гвардии ефрейторы комсо-

мольцы Ф, И. ГРЕЦКО и
пункта.

ЗА ВЕЛИЖЕМ

Каждое воскресенье Петр Иванович Фи-
лимонов, колхозник ‘из деревни Никонцы,
приезжал в Велиж на базар. Далеко в поле
над сизой дымкой леса поднимались три вы-.
сокие белые колокольни. Солнце играло на
золоте куполов, и телега, свернув на прямой
большак, бойко. тарахтела: по булыжнику...

В городе, поставив коня на постоялом дво-
‘ре, Петр Иванович прежде’ всего заходил к
ди школы колхозных ветфельдшеров.
Полгода он проучился здесь и теперь в ка-
ждый приезд докладывал о всех событиях
‚на колхозной конюшне... Как не зайти, если
мимо идешь? ‘

„..Красноармеец ° Pummmonos растерянно
стоит перед грудой битого кирпича и обгоре-
‚лой щебенки. Это все, что осталось от двух-
этажного каменного дома, где помещалась
школа. :

Он не верит своим глазам. Не обращая вни-
мания на тревожные красные стрелки: «Ми-
ны! Минировано!», он обходит площадь
Дзержинского; Ильинскую улицу и улицу
им. Володарского, Витебский переулок,

‘спускается к мосту.-.

Только старожилу удается распознавать
ту или другую улицу в хаотическом нагро-
мождении воронок, завалов, груд щебня и
кирпича. Таков теперь Велиж. Камня на кам-
не не оставил здесь враг--ни’одного дома,
ни одной целой стены...

Города больше нет. Нет совсем. Мы не
застали в нем на одного жителя. Ни собаки,
ни даже кошки в одичалых, заросших по-
желтевшим бурьяном дворах... Ни птицы над
мертвыми, опаленными огнем деревьями го-
родского сада.

Петр Филимонов стоит. у реки — у редких
быков взорванного моста. Он снова подни-
мается вверх—к громадной каменной груде,
останкам собора. Ищет и не ‘может найти,
где же пыхтел льнозавод, где был маслянич-
ный завод, где — крахмальный... Он прохо-
дит мимо. в кафельных печей, с
двухэтажной высоты сверкающих белыми об-
наженными изразцами, и отмечает про ce-
бя: педагогический техникум, Дом крестья-

Потом, передернув винтовку на ремне, не
resin е на обгорелые груды камня,
решительно устремляется вперед — рота уже
вытягивается на дороту,

Мертвый Велиж открывает собой целую
зону пустыни: На два десятка километроз не
встретишь и одной избы. Ночевки, Саксо-
ны, Проявино, Ачистка. Только  стол-
бики с надписями показывают — тут была
деревня. Угли старых пожарищ уже сравня-
лись с землей. На непаханых полях и оди-
чавших огородах буйно разросся высокий, в
рост человека бурьян.

Зоной пустыни, полосой смерти немцы от-
городили фронт. Они врылись в землю не
только перед передним краем, — и здесь, за
двадцать верст от линии боя, они боялись
жить на земле,

р
Посёлок Мокрые Нивы есть. только на

карте. У дороги бугры бурого шебня—тут
„были печи-—и тот же бурьян. А в стороне,

правее, зелеными горбами над полем вспу-

‘чился подземный немецкий городок. Товки-

ми березками выложена дорожка к каждому
блиндажу. Белыми березовыми колышками
обнесена ограда из колючей проволоки, —
видно, наша береза пришлась фрицам по вку-
су. Они уничтожали все вокруг себя и укра-
шали развалины березками...

Березовые нары ‘в глубине, под землей.
Стол на березовых ножках. А за одним блин-
дажом — даже причудливое, из гнутых бере-
зовых прутьев креслице... }

Надо было видеть, с каким ожесточением,
с какой ненавистью пнул его ногой прохо-
ливший мимо боец,—может быть, как и Петр
Филимонов, старожил здешних; велижских,
Он спешил за Двину, в родную дерев-
ню... Он оставил здесь мать, сестру, жену..,
Он нашел кучу старого, почерневшего пепла
на месте родного дома...

Танки шдут вшеред

Танк мчался по скошенному пшеничному

полю, вдавливая в землю разбросанные не-
менкие каски, и на ходу бил из пушки по
буграм за селом. Зоркие тлаза танкиста не
отрывались от триплекса, и грозная маши-
на легко преодолевала канавы и овражки,
настигая ливнем пулеметного огня группы
вражеских автоматчиков.

Немцы цеплялись за каждый бугорок на
подступах к Днепру. Село было удобным
естественным рубежом для обороны.

— Все равно не усидите здесь, гады! —
кричал комсомолец, командир танка, гвар-
дин лейтенант Турупанов, и, хоть в грохоте
никто не разобрал его слов, друзья лейте-
нанта понимающе улыбнулись и еще стре-
мительней повели свою машину вперед.
Вдруг сильный грохот разрыва потряс
танк — вражеский отряд попал в правый
борт, однако не пробил его. Механик-води-
тель в тот же миг повернул машину в сто-
рону удара лобовой броней и увидел в ку-
стах немецкое орудие.

— На вражескую пушку! — приказал во-
дителю Турупанов.

Действия танка были молниеносными. Он
разбил вражеское орудие вместе с расче-
том, прорвался во фланг противнику и, уни-
чтожая огнем и гусеницами его живую си-
лу и технику, несся по гребню бугра, с ко-
торого уже бежали в панике гитлеровцы.

Еще один снаряд попал в танк, в он за:
горелся. Гвардии лейтенант Турупанов пе-
резел свою машину на полную скорость, но
пламя сбить не удалось, оно все больше’ и
бельше охватывало танк.

Гвардейцы были в этот момент в самой
гуше врагов, и их мчащаяся горящая машм-
на наводила на немцев неописуемый ужас.

Как огненный факел мести, настагала она
всюду гитлеровцев, гусевицами вдавливая
их в землю.

Задыхаясь от жары и едкого дыма, Ту-
рупзнов кричал:

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды»,
ha учащейся молодёжи — Д 3-38-80; отдел крестьянской молодёж

53062. f

И, И. ШУБЕНКО выбивают немцев из населённого

Фото Ю. ЧЕРНЫШЕВА.

По берегу Каспли немцами спешно в03-
водилась новая оборона, здесь они думали
сдержать натиск наших войск. \

Мы это знали. И бойцы шли вперед и днем
и ночью. С марша, < хода сшибались немец-
кие заслоны. Из болот, из трясины, куда не
посмели за ними погнаться немцы, выходили
старухи и старики, ребятишки ‘и девушки —
все, кому посчастливилось скрыться от
немцев, кому.удалось по пути в Германию,
на каторгу, убежать.

Они протягивали . навстречу красноармей-
цам руки и плакали. плакали без слов.

Бойцы всё это видели. И они шли впе-
рёд. Сорок пять километров’ с боями на
каждом шагу, сорок пять километров по
минированным дорогам и вовсе без дорог—
лесом. болотом. г

Мы не просто гнали врага. Мы его насти-
гали и уничтожали.

Не доходя до’ Каспли, ’Н-окий полк
резко свернул в сторону. Вытянувшись
длинной колонной, ‘бойцы пробирались
через глухой лес. Пересекали ручьи, брели
трясиною. Не то что машине, лошади было
тут не пройти. Вооружение и боеприпасы та-
щиля на руках — лишь далеко позади 0603
налаживал себе дорогу.

Авангардный батальон майора Усачева‘ не-
замеченным вышел к реке на полтора десят-
ка километров выше того места, где уже за-
вязался бой. Немцы никак не ожидали .по-
явления наших частей здесь, да еще так бы-
стро...

На это, на внезапность, и был расчет. Раз-
ведчики донесли — по большаку за рекой
так и снуют машины. Невдалеке — деревня.

Батальон принял ‘боевой порядок. Красно-
армейцы рассыпались по кустам. Спустились
в овраг, к самому берегу Каспли. _ р og

Все было готово, все были настороже, но
майор приказал ждать, пока не стемнеет
совсем. Ночью переправились вброд на’тот
берег. Немцы ‘были настолько уверены в
своей безопасности, что даже не выставили
здесь боевого охранения... я

Олним броском красноармейцы достигли
деревни и ворвались в нее. Первым бежал
сержант Саликов. За ним неслись Емелья-
вов и Мамналиев, справа — пулеметчик Бер-
калин, стрелявший прямо с ремня, на ходу.

Пробегая мимо’ крайнего дома, Саликов
послал в окно очередь из автомата. В Фу же
секунду из дверей выскочил насмерть пере-
пуганный немецкий солдат с высоко подия-
тыми руками.

— Один пленный есть! у

Посередине улицы стоял колодец. Засру-
бом пытался прятаться второй гитлеоовец.
Емельянов и Мамналиев обезоружили его, а
пленный (он понимал по-русски) провел. их
к конюшне, где оказалось 13 лошадей. Охра-
ны не было, конюхи разбежались...

Пока’ здесь. действовала рота старшего
лейтенанта Семнко, подразделения капитана
Ерина и капитана Ильчукова дрались < нем-
цами, пытавшимися удрать по шоссе.

Успех был полный. После короткой оже-
сточенной схватки немцы оказались выби-
тыми из двух деревень на левом бегегу.
В тылу врага батальон перерезал важную
шоссейную дорогу.

В этой операции были разгромлены две
батареи 187 немецкого артполка, подбито и
захвачено три орудия, 15 грузовых и две
легковых автомашины, разбит вражеский
обоз из 30 повозок, взяты запасы зерна ни фу-
ража, отбито несколько десятков лошадей и
коров, которых угоняли с собой отступавшие
фрицы. :

Не задерживаясь, батальон пошел дальше,
вперед и завязал бой на окраине следующей
деревни — первой деревни на белорусской
земле.

Таким образом, ещё на одном направле-
нии наши части пересекли границу БССР,

Мы идем вперед. Что теперь останозит
Петра Филимонова, своими глазами увидев-
шего родной Велиж — город, убитый врагом?

Капитан В. ИОРДАНСКИЙИ.

Действующая. армия. ‘

— За Украину, вперед!

Ценою своих жизней гвардейский танко-
вый экипаж Турупанова очистил от врага
важный рубеж.

Возле дымящейся машины комсомолец
гвардии лейтенант Коптев, близкий друг
Турупанова, поклялся отомстить гитлеров-
цам за смерть боевых друзей,

— Я дойду дб Днепра и поведаю ему о
славном подвиге экипажа Турупанова,—
сказал Коптев.

Бой продолжалс
тева шла впереди азэделения, ‚ Башня
танка разворачивалась вправо, то влезо,
посылая меткие снаряды по врагу.

— За твою кровь, Турупанов! — воскли-
цзл Коптев, на всем ходу раздавливая не-
мецкую протизвотанковую пушку вместе с

расчетом.

Машина Коптева смело DORE SIAC BO
вражеский тыл, и подошла к ышой ро-
щице. Здесь стояла немецкая артиллерий-
ская батарея и вела огонь по нашей насту-
пающей пехоте. Появление советского тан-
ка было неожиданностью для врага. Гит-
леровцы не успели опомниться, как Коптев
расстрелял их из пулеметов и уничтожил
все три пушки;

Путь. для гвардейской пехоты был сво-
боден. ^
‚ Танк гвардии лейтенанта Коптева выр-
вался на дорогу и перерезал путь к отступ-
лению вражеской автоколонне. Восемь аз-
томобилей с гитлеровцами и боеприпасами
уничтожил отважный экипаж,

— За тебя, Днепр, за тебя, Турупанов!—
звучал голос лейтенанта,

Грозно гудела под ногами бегущих гитле-
ровцев разгневанная украинская земля, и
по ее просторам неслись на запад советские

танки. Лейтенант В. РУДИМ,
Действующая армия.

ая машина Коп-

сообщает, что фанюистский префект

ёт  цюрихский
Рейтер, сведения. полученные из Германии, и

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИТАЛИИ

‘ЛОНДОН, 1 ноября, (ТАСС). Штаб. <
юзников в`Севервой Африке сообщает, Что

части англайской 8-й армии заняли пункты лезнодорожные виадуки

Сан-Елена и Сан-Массимо,

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС).

ление противника в южном секторе

Итальянские солдаты не хотят

служить гитлеровцам

ТЫСЯЧИ СОЛДАТ УКРЫВАЮТ(СЯ в ЛЕСАХ СЕВЕРНОЙ ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Бернсктт словам корреспондента, не менее пяти рый 2 октября бежал,
экспресс» тысяч. Они создали лагери и установили  вел снова нелегально

корреспондент газеты «Дейли

Kono
(Северная Италия) обратился с воззваниеи

к итальянским солдатам и офицерам, скры-
вающимся в лесах Северной Италии и На.
падающим на фашистов и немецкие. части,
Префект пытается склонить этих солдат к
слаче обещанием He наказывать их, есла
сни сложат оружие и явятся в распоряже
ние властей.
рует, — говорится в воззвании, — УГро
жает
ют ли они оружие и нападают ли на кого-

«Тем же, кто не капитулй

расстрел независимо от того, име:

либо или. нет».

Общее число итальянских солдат, скры-
вающихся в лесах района Комо, достигает,

‘Возвращение Италией эсминцев
французскому Флоту

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Агентство
Рейтер передаёт сообщение алжирского pa-
дио о том, что правительство Бадольо воз:   фропту.

французскому флоту эсминец
«Тигр». Это — второе военное судно, кото-
рое Италия возвращает французскому Ффло-  целью организовать там итальянские силы  ночь на

вратило

ту Первым судном был эсминец «Тромб».

_Неукротимая ненависть югославского

народа к гитлеровским захватчикам
ГЕРОИЗМ ЮГОСЛАВСКИХ ПАРТИЗАН

СТАМБУЛ, 1 ноября. (ТАСС). Павели-

чевские и гитлеровские газеты не могут
скрыть, что население Далмации (Югосла-
вия) настроено крайне враждебно к немец-
ким оккупантам и усташам и ‘что воору-
жённая борьба в Далмации не затихает ни
на один

день.
Военный корреспондент немецко-фашист-

ской газеты «Донау цейтунг» признаёт в
одной из своих статей, что для «поддер-
жания порядка» оккупантам пришлось пе-
ребросить в город Сплит дополнительно
целую дивизию СС, укомплектованную пре-
имущественно немцами,
Югославии. Отмечая враждебное отноше-
ние югославского населения к оккупантам.
корреспондент пишет, что «ещё до войны
население Северной Далмации отличалось
своими антифашистскими настроениями».

проживающими в

Вернувшийся недавно из Сплита в Загреб

павеличевский «министр по делам освобож:
пённых областей» Булат сообщил коррес.
понденту газеты «Нова хрватска», что от
города Синь, куда он был доставлен на ca-
молёте. до самогс Сплита ему пришлозь
следовать вместе < германскими частями,
продвигавшимися по направлению к городу
с непрерывными боями.
что «министра» сопровождали целый не-
мецкий ‘батальон и усташская часть, ему
не удалось избежать партизанской пули.
Он был ранен в ногу и доставлен обратно

в Загреб. Булат заявил, что уже в не-

скольких километрах от Синь. они подверг-
лРсь обстрелу со стороны партизан. Вскоре
немцы и усташи столкнулись с ‘крупными
силами партизан и вынуждены были при-

Обострение внутренних трудностей.
в гитлеровской Германии

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как переда-
корреспондент агентства

сообщения швейцарских газет указывают
Ha то, что там быстро распространяются ая-

тивоенные настроения. Газета «Базлер нах-
рихтен» пишет, чтс недавно были приго-

ворены к смертной казни за‘ «пораженческие
настроения» 10 человек, HO это лишь не-
большая часть людей, находящихся под су-
дом и приговорённых к Ее наказа-
ниям по той же причине. По мнению другой
газеты — «Шаффгаузер арбайтерцейтунг»,
поражения германских войск в России, зна-
чение которых германский народ хорошо

Пореченские колхозники любили свой
клуб. Они нетерпеливо ожидали каждой
новой афиши, извещавшей 06 очередном
представлении. Обычно силами местных
артистов в субботу и в воскресенье здесь
давался больной концерт. При клубе ра-
ботали драматический коллектив и ан-
самбль трубачей.

Участников пореченских кружков ©само-
деятельности хорошо знали 33 пределами

сельсовета. Даже в районном центре, где

часто выступали професонональные актё-
ры, и сейчас вспоминают ‘увлекательные
спектакли пореченцев.

Так было в Поречье совсем недавно.
Сейчас же и драмкружок и ансамбль тру-
бачей распались. Художественная само-
деятельность деревни замерла.

Ещё прошлой зимой в сблах Ростов-
ского района было много различных круя-
ков самодеятельности. Играли на сцене,
пели в хорах He только молодые, но и
взрослые колхозники. Славилея хор ста-
ричков Филиппогорского сельсовета. Te-
перь и он уже давно’ не выступает.

Секретарь Ростовского райкома комсо-
мола тов. Морозова охотно вспоминает бы-
лые времена. Она с увлечением рассказы-
вала 0б одном пожилом колхознике-пасту-
хе, которого в Малитинском сельсовете
называли! «покровителем искусств». Он
был завсегдатаем сельского драматиче-
ского кружка, учил молодых играть Ha
сцене, был признанным руководителем де-
ревенской самодеятельности. Сейчас и в
этом сельсовете не увидишь больше спек-
такля, не услышишь хоровых песен. То
ве самое произошло и в других деревнях.

Работников райкома комсомола не удив-
ляет то, что замерла сельская художест-

д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-66; секретариат —
и —Д 3-83-38; отдел литературы и искусства — Д 3-31-94; военный отдел — Д 3-36-24; писем — Д 3-30-69; иллюстрации — Д 3-30-22; бюро стенограф

Шт итальянских портах Чивита-Веккиз и Ан-
войск союзников в Северной Африке пе ио. Отмечены прямые попадания на то-
дает,’ что, несмотря на сильное сопрот!з- варные. склады; нефтехранилища, железно-
р 54 дорожные пути и’ пристани.
армии. войска союзников продвинулись впе. Истребители дальнего действия соверши-
ред. Завят важный центр дорог Теано. Ни налет на аэродром в Тиране (Албания).
давно прошедшие сильные дожди‘ затрул. Во время этих операций было сбито два
няют. продвижение в прибрежном ›сектоф®, ‹;молета противника. Один самолет не вер-
Тяжелые бомбардировщики, входящие в

Несмотря на’ то] ШС,

События в Дании

КОПЕНГАГЕН ВНОВЬ
НА ЧРЕЗВЫЧАИНОМ ПОЛОЖЕНИИ

СТОКГОЛЬМ, 31 октября. (ТАСС). Гит-
леровское агентство“ — Германское инфор-
мационное бюро. сообщило,
распоряжение об
на чрезвычайном положении, Гитлеровское
агентство указывает,
вызвано новыми диверсион
датской ‘столице. (Как, уже
гитлёровские оккупационные
давно формально отменили
положение в Дании, пытаясь создать види-
мость того, что в стране будто «все спо-
койно>). . :

СТОКГОЛЬМ, 31 октября. :
передает находящееся здесь датское пресс-
бюро, гитлеровские оккупанты конфискова-
ли самолеты военно-воздушных сил Дании,

Шведская газета «Дагенс нюхетер» по-
местила статью датского журналиста, кото-
в Швецию, затем про-
6 лней в Копенгагене

постоянную связь с тражданским паселе-  и на-днях вернулся в Швецию. Этот жур-
нием, которое снабжает их продовольст-  налист’ пишет, что в Дании широко pac-
нем и даже боеприпасами. Ни один гер-  пространяются нелегальные издания, уси-

манский солдат не осмеливается вечером! ливается саботаж. Датские патриоты ek

состав военно-воздущных сил’ Сёверо-За-
тидной Африки; атаковали 31 октября же-
близ Канн в Юго-
Восточной Франции. Средние бомбардиров-
щики атаковали портовые сооружения в

сообщалось,
власти не-

нулся на свою базу.

выйти за пределы городов Комо, Лекко и дают на места заключения и ос
Белладжо. Железнодорожное и пароходное  арестованных датчан.
сбобщение между Комо н Лекко прервано.  Шведское телеграфное агентство пере-
Итальянские партизаны’ контролируют фак-  дает из Копенгагена, что от взрыва в ре-
тически вебь район вокруг озера Комо. сторане «Мокко» погибли 3 германских сол-
СТОКГОЛЬМ. 1 ноября. (ТАСС). Берн-  дата и получили ранение 16 солдат. В ie
ский корреспондент газеты «Свенска даг- зи с этим оккупационные власти наложил
бладет» сообщает, что в провинции Вене-  На население датской столицы новую Я
ции действует ‘приблизительно 30 THC. трибуцню и приказали закрывать все НН
ятальянких партизан. Они хорошо воору-  Раны и столовые не позже 7 часов eee
жены и ведут бои с германскими войсками. В монтажном цехе завода «Титан» в Оденсе

шие огромные повреждения. В порту Оль-
борга произошел взрыв
Поездка Жиро и, В Ор гитлеровцы арестовали 42
на итальянский фронт датчан за’ распространение  нелегалёных

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Агеятство  газет.

АФИ сообщает из Алжира, что генерал Жи-
Налёт авиации союзников

po совершал поездку’ по итальянскому

‘ Сообщают также о том, что итальянский на Западную Германию
генерал Бассо, находившийся на’ острозе  ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как сооб-
Сардиния, направился в Южную Италию с  щает ачглийское министерство авиации, в
1 ноября бомбардировщики «Мос-
кито» атаковали об’екты в Западной Герма-
зии. Один самолёт не возвратился на базу.

Sapp

Празднование в Турции
» 20-й годовщины
Турецкой республики

АНКАРА, 31 октября. (ТАСС). 28 октя-
бря_ премьер-министр Сараджоглу открыл
празднование 20-й годовщины Турецкой
республики краткой традиционной речью,
произнесённой по радио.

99 октября в Анкаре состоялся военный
парад. Президент республики Исмет Ине-
ню выступил на параде с небольшой речью,
в которой поздравил васеление страны с
годовщиной.

В заключение Иненю почтил память
основателя республики Кемаля Ататюрка.

для борьбы протиз Германии.

нять бой. Партизанские силы в этом фай-
оне, заявил Булат, оказались «очень, круп-
ными и хорошо вооружёнными; они держат
в своих руках все командные высоты. Об
ожесточённости боёв можно судить хотя
бы по тому факту, что по нашим частям
партизанами было выпущено несколько ты-
сяч снарядов».

Булат рассказывает также,
заны «очень часто. бросались

что парти-
в атаку»,

причём атаки носили «ожесточённый харак- о
тер». В этих боях оккупанты и усташи по- Налёт германоких самолетов
несли большие потери. По признанию Бу- на Англию

лата, на поле боя осталось несколько сот
трупов немцев’ и усташей. Среди убитых
усташей оказались «многне видные люди»:
В Сплите, заявил в’ заключение: Булат, пар-
тизаны «сделали всё, чтобы во всех OTHO-
шениях затруднить положение властей».

Военный корреспондент ‘газеты’ «Нова
хрватска» пишет, ‘что небольшая группа
партизан совершила недавно нападение на
усташскую колонну, состоявшую. из_30_ма-
шин. Несколько машин было подбито. Один
раненый партизан, скрывавшийся в. лесной
сторожке, был окружён усташами. Убедив-
что им не удастся захватить партя-
зана живым, ‘усташи, подожгли сторожку.
Патриот“ погиб в огне.

Та же газета сообщает, что в одном из
горных районов Далмации партизаны рас-
стреляли назначенного Павеличем «управч-

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как сооб-
щает английское министерство авиации, в
=аючь на 31 октября небольшое ‘число само-
лётов противника пересекло `юго-восточное
побережье Англни, причём несколько само-
лётов достигло района Лондона. В’ далеко
отстоящих друг от друга пунктах были
сброшены бомбы, причиннвшие. незначитель-
ный материальный ущерб. Число. жертв
среди населения невелико. Дъа самолёта
противника уничтожечы.

ПА

Германия препятствует шведскому
заскеанскому судоходству
СТОКГОЛЬМ, 1 ноября. (ТАСС). Как
сообщают стокгольмские газеты, герман-
ское правительство уведомило ‘шведское
* правительство о том. что вследствие воен-
теля» района Ивана Микича и одного из а положения в проливе Скагеррака оно
его подручных Будиселича. Значительная   „„ имеет в настоящее время возможности
часть этого района, по признанию газеты,   “.рантировать безопасность иведского за-
находится. в руках. партизан, океанского судоходства.
a Газета «Дагенс нюхетер» в передовой
статье на эту тему заявляет; «Если пре-
крашение заокеанского сообщения будет
продолжительным, то это отразится на на:
шем продовольственном положении. Вообще
это унизительное для нейтральной‘ страны
состояние блокады не может продолжаться
долго. Если немцы не пожелают разрешить
проход судов, то. может быть, дальнейший
ход военных действий предоставит нам
это разрешение».

сознаёт, аесмотря на отчаянные попытки
властей его преуменьшить, а также воздуш*
ные налёты, ослабляющие моральный дух
населения, создают в Германии чрезвычайно
нервное, паническое настроение,

Нехватка важных металлов, например, ме- Бельгийские патриоты
ди, олова, никеля, вольфрама, молибдена . истребляют предателей
и Т. д. во все возрастающей степени тормо-  ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Независи-
BHT германское военное производство, в 0с0-  мое бельгийское ‘агентство сообщает о TOM,
бенности. выпуск’ авиамоторов и броневой   что, по полученным из Бельгии сведениям,
стали. Извсех районов Германии поступают   бельгийскими патриотами убит главарь фа-
сведения о новой волне саботажа в про-  шистской молодежи в провинции Лимбург
мышленности и сельском хозяйстве, где   некий Пойферс. Пойферс недавно заменил
используется привудительный труд военно-   на этом посту МЛаметта, также. убитого
пленных и иностранных рабочих. бельгийскими патрнотами, :

BER CES AROSE EN BANE RENAE SEN eR N NACA NEO ORS CAN SO REECE ERE E RRR A OE Eee eee RS ORR E ORR AE SECS E KARAS RRO CR ERE ERO RENEE Ree 5 000 работающих был

Безучастные созериатели

В Ярославской области плохо проводят смотр художественной самодеятельности

нием в этом отношении. Не созданы ко-
миссии H во многих других районах.

А в Таврилов-Ямском районе хотя и
создали оргкомитет под председательством
секретаря райкома комсомола тов. Бо-
рисовой, но комитет этот ни разу не
собиралея и по существу не зани-
мается подготовкой в смотру. Работники
райкома ВЛЕСМ утешают себя тем, что
в районе организовано 37 драмкружков.
Но чем заниматтся этя кружки, в райко-
ме не знают. До сих пор не созданы хоро-
вые, музыкальные, танцовальные коллек-
тивы, Не принимают участия в смотре
художники-самоучки и вышивальщицы.
Народное творчество’ колхозной деревни
Гаврилов-Ямского района будет предета-
влено очень односторонне: на смотре
предполагается выступление только драма-
тических кружков.

В помощь колхозной самодеятельности
но посланы работники искусств. Между
тем в районном центре. есть’ профессиональ-
ные артисты.

Слабая подготовка к смотру  художест-
венной сельской самодеятельности об’яе-
няется прежде всего тем, что этой работой
плохо руководят областные организации,
Мало занимается емотром областное упра-
би по делам искусств.

езучастно относится к. этому важно
делу и обком ВАЕСМ.. Chtvevenn Ghesie
пропаганде тов. Жаров убеждён, что раз
в смотре художественной самодеятельностл
примет участие не одна молодёжь, то и
заниматься им должны областной отдел
народного образования и управление
делам искусств. Эта точка зрения яв

неправильна.
Л. ХУДОБИН.

венная самодеятельность. Они об’ясняют
это легко и просто: некому, дескать, ру-
ководить кружками: 7

Но это об’яснение несерьёзно. В любой
деревне можно найти самоучек-музыкан-
тов, плясунов. Шо вечерам сельская моло-
дежь всегда поёт песни, танцует. Дюбите-
лей музыки, пения, пляски в каждом селе
немало. Однако райком комсомола и’ район-
ный отдел народного образования He py-
Боводят сельской художественной самодея-
тельностью. Кружки, как признаёт тов.
Морозова, возникают и распадаются сти-
хийно. И это происходит исключительно
потому, что им никто не помогает;

В райкоме комсомола сетуют на то, что
в сблах нет помещений, где можно было
бы. проводить культурно-массовую рабо-
ту. Но и эта жалоба свидетельствует лишь
о беспомощности самих работников рай-
кома. В сёлах есть немало клубов и изб-
читален, которые совершенно  бездей-
«твуют. Tak, угодичекий и савинский
влубы вовее закрыты на замок.
` Два месяца назад райком комсомола
решил заняться колхозной самодеятель-
востью. Тогда этот вопрос живо обсуждал-
ся на бюро райкома, было вынесено про-
странное решение. Но дело не было дове-
дно до конца. Даже своё решение райком
и» разослал в колхозы.

И сейчас, когда начался 6мотр художе-
сЛвенной самодеятельности, в Ростовском
р\йоне ровным счетом ничего ае пред-
принимают для оживления работы дра-
мутических, хоровых и других кружков.
Ль сих пор не создана районная комиссия
п руководству смотром. Нет их м в сель-
советах. :

Ростовский район не являетея исключе-

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

‘Выставка работ

что отдано  лее
об’явлении  Копентагеяа няло участие в

что это мероприятие! ность ремесленных учалиш, Здесь
ными актами ®8 ставлены изготовленные учащимися тока.
ные,
разметочный,
чрезвычайное   изделия широкого потребления — металли.
ческая посуда, вышивки, ювелирные рабо-
ты, обувь, ткани. Большой раздел зан.
мают фотографии, альбомы,
(ТАСС). Как   металлургическим ремесленным  училищам,
Интересна
ленного училища
ска.

недавно взорвались две бомбы, причинив-

ва германском  .

3-37-65 и Д 3-31-79; отделов пропаганды и агитации — Д 3-37-22; комсомоль a
ии —Д 1-04-76

@делано умелыми руками

‘учащихся ремесленных
училищ

Сегодня в Доме союзов открывается ву.

ставка работ учащихся ремесленных, же.
лезнолорожных училищ и школ ФЗО. Бо.

53 областей, краев и республик пря.
этой интересной выставке,
90 стездов широко отображают деятель.
прел.

шлифовал ъные сталкя,

сверлильные,
инструмент,

измерительный

посвящённые

книга отзывов о работах ремес.
№ 13 города Магнитогор.

На стендах выставлены все эиды ичстру.

ментов, образцы боевого оружия, боеприта.
сов, изделия связи — репродукторы, теле.

фонные аппараты, радиостанции.

Любопытна прекрасная модель, которую
изготовило железнодорожное ремеслениое
училище № 2. Это огромный макет элект.
рифицированной железной дороги с двиху.
щимся поездом. На этой модели  ученекв
училища № 2 изучают курс автоблокиров.
KH и сигнализация-

Особенно интересны разделы выставки,
в которых показаны работы учащихся Mo.
сквы, Леничграда, Азербайджана, Челябич.

ска, Иванова:
О

На сцене молодые

исполнители

Вчера в честь 25-летия. ВЛКСМ в Мох.
ве состоялся творческий вечер молодёжи
Государственного Академического Большо-
го ‘театра Союза ССР. Концерт, про
шедший с’ успехом был своеобразных
творческим отчётом молодых артистов ое.
ры, балета и оркестра одного. из’ ведущих
театров страны.

Вечер. открылся eae к опер
Глинки «Руслан и Людмила»,  исполнек.
ной оркестром’ Большого театра во глаз»
< молодым дирижёром К. Кондрашиным.

Заслуженная артистка РСФСР О, Ла.
шинская с присушим ей блеском стапцеза.
ла в паре с артистом П. Гусевым «Мол.
даванеску» в постановке Р.’ Захарова в
«Вальс» Машковского.

В концерте также приняли ‘участве
молодые солисты оперы И. Соколова,
П. Лисициан, И. Краузе, Ф- Огонял п ду,

Круппый успех выпал и на долю самыт
юных участников концерта — учащихся
хореографической школы Большого театра.
Группа мальчиков и девочек, ученяков 2-го
класса этой школы, прекрасно исполнила
щуточный «Голландский танец» Сабо,

В концерте успешно выступали молодые
солисты оркестра Большого театра — 2.
фестка Кира Сараджаева, виолончелист
Грановский

На концерте присутствовали молодые
стахановцы, комсомольские активисты, уз.
щиеся высших учебных заведений столяцы,
бойцы й офицеры Красной Армия.

О
О подготовке лыжников

зимой 1943—44 г.

Презилиум ВИСПС обязал. слертивянь
общества, центральные, областные, 6.
рично-заводские. и местные. комитеты п.
союзов в течение зимы 1943/44 года по
готовить 400. тысяч лыжников по 30-4.
совой программе, утвержденной  Всесоюз
ным комитетом по делам физкультуры
спорта при СНБ OCCP. На заводах, $36-
риках. поелприятиях, в учреждения и
учебных заведениях пеобхолимо солят
лыжньыю отряды и команды. Комплектов-
пиве этих отрядов и команх производите
в первую очередь за счёт мужчин призы
пых контингентов, прошедших обучение во
есевобуче.

Всея подготовительная работа” хол
быть закончена повсеместно в. 25 нояб
ис 1 декабря начаться регулярные зан
тия. Занятия: в отрядах и командах прог.
волятся 2—3 раза в педелю по 2—9 ч3-
са с таким раснётом. чтобы курс обучения
по 30-часовой программе закончить в 19
чение 2—2 М, месяцев.

Центральных советом спортивных и:
ществ ЦЕ профсоюзов предложено пр
влечь лучших льижников для работы в ki
пестве командиров отрялов и комант я UP

} пздавателей. Haro немедленно ‘развернуть

сеть семинаров хля подготовки обществе
чых инструкторов по лыжам.

Спортивные общества, ЦВ профес,
Фабзавместкомы должны ов течение во
ября произвести ремонг лыжных 631
лыжного инвентаря. Следует выделить 1
обхолимые. средства й произвести закупу
нового лыжного инвентаря ©. тем, чтобы
на каждом предприятии, насчитывающеу
а созлана лыжи
менее. чем на 50 пар лых.
В феврале—марте булут провелены copes
нования по лыжам на кажлом предприя-
тии. в учреждении и учебном завелении.
В феврале будут прохотить соревповалия
на первенство профсоюзов между. комаедз-
ми спортивных обществ.

—9—
\ 8:1

ТБИЛИСИ, 1 ноября. (Наш’ корр.), На
стадноне «Динамо» состоялся Междугород
ный футбольный матч Сборная команда
Тбилиси, составленная из игроков «Динамо»
и Дома Красной Армии, играла с командой
московских динамовцев. Матч закончился
крупной победой москвичей со счетом 8:  .

—o—
Снова за учёбу

КУРСК, 1 ноября. (Наш корр.). Сегодня
тысячи студентов впервые после долгих *е*
сяцев оккупации заполнили аудиторин педа*
гогического. и учительского институтоз
Педагогический институт имеет три факуль-
тета: исторический; географический, русско*
го языка и литературы. Институт попол-
HHJICA новыми профессорско-преподаватель-
скимн. силами. Открыты кабинеты осноз
марксизма-ленинизуа,  историЧеский, рус
ского языка и литературы, педагогический,
а также собствелиая библиотека, насчиты*
вающая 10.000 томов.

-—OQ-—
Альбом рисунков

Сурикова

Государственная закупочная комиссия Ко-
митета по делам искусств приобрела He
сколько неизвестных работ крупных русских
художников. В числе их два портрета, при:
надлежащие кисти художника Кипренского,
Приобретен также альбом Сурикова. В аль-

база пе

Е ose много наброскоз к картинам «Степан
Ho} Faoun> 4 «Переход Суворова через Альпы».
EE

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ _
кой жизни — Д 5-37-29; отдел i
hi

и JL 3-35-20,
Изд. № 714.

<не нии