Pert

у

sh

СООБЩЕНИЕ.

Чрезвь

тановлень
по установлению и расследованию злодеяний немецко

и их сообщников и причиненного ими ущерба

общественным организация

РАЗРУШЕНИИ гор.
ФАНИСТСКИМИ

«А

судебно-медицинской экспертизы:

Согласно указанию Чрезвычайной Госу-
дарственной Комиссии по установлению и
расследоватию злодеяний немецко-фашист-
ских захватчиков и их сообщников и при-
чиненного ими ущерба гражданам, обще-
ственным организациями, государственным
прехириятиям и учреждениям СССР — ог
28-м сентября 1943. года, Судебно-меди-
цинская Экспертная Комиссия в составе:

члена Чрезвычайной  Госуда
Комиссии акахемика Н. Н, ео. ей

главного судебно-медипинекого эксперта
Наркомздрава СССР доктора В. И. Прозо-
ровского;

профессора кафедры судебной медицины

‚2-го Московском Медицинского института,

доктора медицинских наук В. М. Смолья-
нинова; :

старшего научного сотрудника тапатоло-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судебно-медицииекая комиссия. основы-
ваясь из результатах судебно-медицинских,
цудебно-химичьских и спектроскопических

исследований, а также на изучении след-  С

ственных документов, приходит к. заклю-
чению:

Материалы следствия, количественная
характеристика трупов в раскрытых ямах-

1, Нз территории быв. Смоленской Радиостанции У сел. Гедео-

HOBKa
2. » селений Магаленщина—Вязовенька % Sou м
8: » плодово-овощного хозяйства у сел. Реадовка » 3.000 © >»
4. » Пнонерского (соснового) сада, » 500 »
5. » Дома Красной Армии > 14500. =»
6. » Болыпого концентрационного лагеря № 126 » 45.000 »
7. > Малого концентрадионного златеря № 126 >; 15.000»
8, » Медгородка Западной железной дороги > 1.500 »
9, » леревни Ясеная » 1.000 »
10. » бывш. немецкого госпиталя для военноплен-

ных и общежития студентов Мединститута ‘

по Рослалльскому шоссе » 30.000 »
11. » Лесопильного и Ликерно-водочного зазодор » 500 ›
12, » концентрационного лалеря у дер. Печерской —› 16.000 »
13. eit ae селения Ракитня : * .-2:000... >
14, » авиазавода № 35 в райопе бтанщии Красный

Бор, совхоза Пасово, дер. “Александровской, ^
  ГЭС, пос. Серебрянка и Дубровенька

В период с 1-го по 16-е октября 1943  ция и сулебно-медицинское исследование

года на территории гор. Смоленска и его
озрестностей были произведены эксгума-

1. На территории бывш. Смоленской.

селений Магаленщина—Вязовенька;

плодово-овощного хозяйства (у дер. Резадовка);

Большого концентрациенного лагеря (№ 126);

Малого концентрационного лагеря (№ 126);
Железнодорожнюй больницы (Медгородок Западной железной

warp > : ki Е
чайной Г осударственной -Комиссии  -

-фашистских захватчиков’

гражданам, колхозам,

м, государственным предприятиям и учреждениям СССР

(Окончание. Начало см. на 2-й стр.)

KT

,
гического отделения Государственного на-
учно-исследовательского института судеб-

пой медицины Наркомздрава CCCP JORTOpa
. С. Семеновсного;

старшего научного сотрудника судебно-
химического отделения Государственного
научно-исследовательского института су-
дебной мехицины Наркомздрава СССР x0-
цепта М. Д. Швайковой — в период с 1-го
По 16-0 октября 1943 года произвела экс-
гумацию и сулебно-медицинское исследова-
ние трупов в местах погребения в. гор.
Смоленске п ero окрестностях, для:
1) установления личности покойных,
2) диагностики причины смерти,

3) определения количества погребенных
и срфка давности погребения.

Обстоятельства дела изложены в доку-
ментах следствия.

могилах и изучение участков территории
массовых погребений — лелают возможным
вывод, что в обследованных пунктах гор.
MOLCHCKA и его окрезткостей количество
трупов согетских гражлап, умерщвленных
п погибших, в нериод временной оккупации
немцами, превышает 135000, распреде-
ляясь следующим образом:

» 12.000

»

трупов в следующих пунктах:
Радиостанции;

бывш. немецкого гоститаля для военнопленных и общежития

студентов Медицинского института по Рославльскому Шоссе;

Лесопильного и Ликеро-водочного заводов;

лагеря у дер. Печорская;

i я

3. у Пионерского сада;

4, >

b. >

6. >
om »

дороги);

8, »\ дер. Ясенная;

9. » Дома Красной Армии;
10. » авиазавода № 35; -
iy »
12. >
13. » конщентралионаюго
14. > дер. Ракития,

В указанных пунктах было раскрыто
87 мест захоронений (ям и могил), эксгу-
упровано и исследовано 1.173 трупа, из
хоторых было 1.033 трупа мужчин, 11
женщин и 18 детей и подростков,

При исследовании трупов было конста-
тировано наличие:

13 дотей и подростков в возрасте x0 16

дет,

835 мужчин в возрасте от 20 хо 40 лет.

103 женщины в возрасте от 20 до 40
чет.

\ !
217 мужчин и женщин в возрасте свы-
Шо 40 лет,

`В процессе раскрытия могил-ям установ-
1ено, что в них но производилось потребе-
НИЯ трупоз в обычном смысле слова, 2
моло место хаотическое сбрасывание и за-
капыванио трупов мужчин, женщин. и де-
Tel, B некоторых случаях вместе с частями
трупов животных (собака, лошадь), при
хм закапывание „трупов совершалось на
различной глубине от 0,3 метра до 3,0 мет-
pa. Трупы в ямах большею частью были
пли вовсо без одежды или в поношенном
пижном белье, в меньшей же части — тру-
пы обнаружены в одежде MAM воинском
обмундировании. На нижнем белью некото-
рой части трупов, эксгумированных из мМ0-
ил на территории Большого и Малого
концентрахионныйх лалерей, отмечается мно-
тво> мертвых вшей. 4

Виесте с трупами в. ямах или в карма-
нах дежлы находились различныю. пред-
кеты бытового обихода: плетеные и кяе-
ичатые сумки с картофелем или кусками
х160а, эмалированные кружки и фляги,
бритвы и перочинные ножи, почтовые кар-
точки, карандаши, зеркальца, мундштуки,
иелкие деньги и проч. Документы, удосто-
веряющие личность, были найдены лишь
в 16 случаях (три пасаюрта, одна красно-
армейская книжка и 12 воинских медальо-
нов). В некоторых случаях в качестве ма-
тернала для опознавания личности покой-
ого могли быть использованы только ча-
стично сохранившиеся предметы одежды и
татуиювки,

Давноеть погребения эксгумированных
трупов, судя по результатам судебно-ме-
дицинеких исследований, должна быть OT-
Hocena, преимущественно, ко второй поло-
вине 1941 года, 1942 году и только в 4-х
местах захоронения — к 1943 году.

При судебно-медицинском ‘исследовании

в отношении 567 трупов получены дач-
ные, свидетельствующие о том, что причи-
ной смерти были огнестрельные ранения
головы и грудной клетки — 538 случаев;
множественные переломы костей черепа от
ударз тупым, твердым предметох— 29 слу-
чаев.

Огнестрельные ранения были констати-
рованы у 431 мужчины. 100 женщин и у
7 детей и подростков. Входные отверстия
ранения, как правило. рабполагались в за-
тылочной области головы или на задней
пюверхностн шеи; в некоторых отдельных
случаях —— в теменных, височных и лобной
областях, а также на передней новерхности
грудной клетки и на спине. Повреждения
головы тупым, твердым, тяжелым прехме-
том были у 24 мужчин, 4 женщин и
1 подростка.

При исследовании 606 трупов не ooua-
ружено причин смерти травматического
характера. при этом в одной части случаев,
основываясь на судебно-медицинских дан-
ных, следует считать. что причиной смер-
ти послужило голодание или острые ин-
фокционные болезни. В отношении другой
части трупов далеко запедшие гнилостные
изменения лишают возможности с опреде-
ленностью судить о причине смерти.

Эксгумация и исследование трупов по-
казали, что в могилах на территории бывш.
Смоленской Радиостанции, Пионерского са-
1a, Железнодорожной больницы, деревни
Ясенной и Дома Красной Армии находятся
лишь трупы, имеющие огнестрельные ра-
нения с ясно выраженными их признака-
ми. В могилах па территории у селении
Магаленщина—_Вязовенька и плохово-овощ-
ного хозяйства у деревни Реадовка обнару-
жены трупы, имеющие огнестрельные ра-
нения. повреждения тупыми, твердыми, тя-
желыми Шредметами, & талике трупы без
следов механической травмы. В отношении
этой части трупов. принимая во внимание
показания ряда свидетелей и другие дан-
ные, можно утверждать, что причиной смер-
ти могло явиться отравление окисью угле-
pola в специальных автомапинах,

Исследование трупов, извлеченныхв из
могил на территории Большом и Малого
концентрационных лагерей, завода № 35,
бывшего немецкого гоститаля для военно-
пленных, лесопильного завода, концентра`
циоснного лагеря у деревни Печорская и де-

акитня,
ee ет случаев в качестве при-
чины смерти. при учете следственных дан-

кожно-жировой
ряде случаев в полости желудка травяни-

гребения, относящегося ко 2-Й подовине

‚ лярно’ отмечаемое обстоятельство, что на

показало. что в полавляю- ‘

СМОЛЕНСКА И ЗЛОДЕЯНИЯХ, СОВЕРЩЕННЫХ НЕМЕЦКО-
ЗАХВАТЧИКАМИ НАД СОВЕТСКИМИ ГРАЖДАНАМИ

ных, могут быть признаны голодание или

©стрыв инфекционные болезни. 0б’ектив-

ным доказательством смерти от голодания
является, помимо установленного при иселе-
довании трупов полного отсутствия под-
клетчатки. обнаружение в

стых масе, кусков грубых листьев и ©теб-

лей растений.

Материалы экспертизы, при учете пока-
заний многочисленных свидетелей, дают су-
дебно-хедицинской экспертной  комлесии
основание притти к следующему заключе-
НИЮ.

Расположение мест погребения показы-
вает, что захоронение трупов умерщвлен-
ных нли погибших советских граждан
происходило в олних случаях в специаль-
HO для этого избранных немцами окрест-
ностях горола. Смоленска (у бывшей Ра-
хиостанции, сел. Реадовка, сел. Маталенщи-
на—Вязовенька), в хругих — в. непосредет-
венной близости от мест гибели (террито-
рии концентрационных лагерей), в треть-
их—нз месте умерщвления в центре города
Смоленска (у Дома Красной Армии. в Пио-
нерском саду).

Значительное количество раскрытых яу-
могил `(87) с массами трупов в них, при
учете установления разновременности по-

1941 года. 1942 году и 1943 году. сви-
дететьствует © систематическом  уничто-
жении советоких граждан.

Этому уничтожению подвергались в по-
давляющем. большинстве случаев мужчины
и, главным образом, в наиболее пветущем
возрасте от 20 до 40 лет. Это не представ-
ляет случайности, так как максимальное
число умершвленных (расстрелянных) жен-
щин также палает на возраст от 20 xo 40
лет,

Обращает на себя .060б0е внимание регу-

эксгумированных трунах обувь отсутетву-
ет (за крайне редкими исключениями), оде-
жда также, кан правило, отсутетвует или с0-
стоит из поношенного нижнего белья или из
отдельных предметов ветхого верхнего
платья. Отсюда естественным является вы-
BOL, что снятие обуви и одежды, предстзз-
ляющей ценность, постоянно. в обязатель-
пом. узаконенном порядке предшествовало
уничтожению советского населения. В тех
случаях. когда на трупах была одежда, до-
кументов, удостоверяющих личность покой-
ного, в карманах олежлы. за весьма редким
исключением. не обнаружизалось. Это тово-
рито намеренном обезжичении убиваемых-и
погибших для сокрытия совершенных зло-
деяний.

Экспертными данными и свидетельсеихи
показаниями с бесспорностью констатиру-
ются широко практиковавшиеся немецким
командованием следующие способы. истреб-
ления мирного советского накеления и воен-
нопленных в городе Смоленске:

а) Массовые тасстрелы, а также pas-
дробление костей черепа тупым, твердым
предметом у мужчин, женщин, подростков
и цетей;

6) В качестве друтой формы насиль-
ственного ‘умерщвления, примененной в
отношении военнопленных и арестован-
ных, содержавиьихся в концентрааиюнных
лагерях, следует признать установленным
такой режим питания, который вызывал
голодание и в кратчайший срок призохил
в смерти от истощения;

в)’ Недопустимая антисанитарная обета-
новха и намеренное создание огромной ску-
ченноети в ‘лагерных помещениях, при
фактическом отсутствии медицинской по-
мощи — приводити к возникновению эпи-
демий, инфекционных болезней © неиз-
бежным смертельным исходом. Это должно
быть расценено как специально организо-
ванное мероприятие по уничтох во-
еннопленных и афестованных ` советских
людей. Г

Указываемые свидетелями иные способы
умерщвления советских граждан, пралти-
ковавшиеся в городе Смоленске, как-то:
отравление окисью ‘углерода в спепиально
приспособленных для ‘убийства советских.
людей автомалпинах, содержание звоенно-
пиенных и афестованных при низкой тем-
пералуре в неотапливаемых помещениях—
имеет свое полное обоснование в сообщае-
мых свидетелями фактических данных.

Вся совокупность применявшихся спо-
с0бов умерщвления, его систематичность и
массовость, — доказывают, что в городе
Омоленске немецко-фашистскими влтастямя
в течение всего периода оккупации прово-
дилось планово организованное иотребле-
ние мирного- советского населения и воен-
нопленных.

22 оклября 1943 года».

Чрезвычайная Государственная Кюомис-
сия установила, что за разрушение город»
Суюленска, за массовое истязание и убий-
ство мирных советских граждан и военно-
пленных ответственны германское прави-
тельство и следующие непосредственные
исполнители злодеяний: генерал-майор
Haywan, med recrano обер-лейтенант Top-
ман, руководитель полиции обер-лейтенант
Шит, старший следователь гестапо капи-
тан Майер, зондер-фюрер гестапо при ла-
гере военнопленных № 126 Эдуард Гис,
военный комендант гор. Смоленска фон
Швец, ‘унтер-офицер Гатлин. рядовой Ру-
дольф Радтке, шеф коменлатуры по меди-
цинским учреждениям Гампель, шеф жан-
дармерии № 907 лейтенант Кельм, руко-
водитель полиции, по линии -жандармерии
лейтенант Onen, дежурный начальник
тюрьмы штабс-фельдфебель Лемхен, де-
журный начальник тюрьмы обер-фельдфе-
бель Немке, шеф штабу Розенберга доктор
Нерлинг, начальник отдела пропаганды
калтитан доктор Думф, заместитель на-
чальника отдела пропаганды Миллер и
профессор Еше,

Все они должны понести суровую от-
ветственность за злодейские преступления,
совершенные против советского ‘народа,

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРИБЮРО

Оперативная сводка за 5 ноября

В течение 5 ноября в районе между Днепровским лиманом и ‘побережьем Черного

моря наши войсна продолжали наступление и заняли более 30 населённых пунктоз,
среди которых `ЧУЛАНОВНА, ЧЕРНИГОВНА, РЫБАЛЬЧЕ, ИВАНОВНА, ОЧАКОВСКИЙ,
КРАСНАЯ ЗНАМЕННА, СВОБОДНАЯ УКРАИНА, ЧЕРНОМОРСКИЕ КОЛОДЦЫ, ОБЛОИ,

СВОБОДНЫЙ ПОРТ, ПРОГНОИ, ПОКРОВКА,

ПОНРОВСНИЕ ХУТОРА, ФОРШТАДТ.

В излучине ДНЕПРА юго-западнее ДНЕПРОПЕТРОВСНА наши войска отбивали
контратаки протизнина-и вели бои местного значения.
В районе НИЕВА наши войска, преодолевая сопротивление и контратани про-

тивника, продолжали вести

упорные бои по расширению плацдарма на правом берегу

ДНЕПРА, В ходе боёв наши войска продвинулись вперёд и овладели сильно yxpen-
ленными опорными пунктами’ противника ЛИТВИНОВКА, ТАРАСОВЩИНА, ГАВРИ-
NOBHA, BOPOHKOBKA, PAHOBHA, СИНЯЧ, МОСТИЩЕ, БЕРКОВЕЦ, БЕЛИЧИ, СВЯТО-

ШИНО, ПЕТРОПАВЛОВСНАЯ-БОРЩАГОВНА,

ЖИТОМИР.   :

ПРИОРКА и перерезали шоссе КИЕВ —

В районе западнер и юго-западнее НЕВЕЛЯ наши войска пролелжали вести бои
местного значения, ‘в’ результате которых заняли неснолько населённых пунктов.
На остальных участна» фронта — разведна и артиллерийсна-миномётная пере-

стрелка.

В течение 4 ноября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 49 нз-
мецких танков; В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 23 самолёта

противника.

Ех

В районе между Днепровеким лиманом и 6 шестиствольных, 140 пулемётов, 9 круп-
побережьем Чёрного моря наши войска про- ных окладов и другие трефеи.

должали успешное наступление и заняли
более 30 населённых пунктов. Овладев на-
селёнными пунктами Прогной, `Покровка,
Покровские хутора и Форштадт, советские
войска полностью очистили от немецко-фа-
шистеких захватчиков территорию- полу-
острова южнее Днепровского лимана. Наши
подвижные части ликвидировали разроз-
ненные группы противника. Только на од-
чом участке бойцы Н-ской части уничто-
жили свыше 1.200 немецких солдат и офи-
церов. Взяты пленные. Захвачено много
оружия, крупный склад с горючим, 500
повозок, 1.500 лошадей и другие трофеи.
a aS *

В районе Киева наши войска вели бон за
расширение плацларма на празом берегу
Днепра. Преодолевая упорное сопротавление
противника, части Н-ского соединения про-
рвали одну за другой две оборонительных
полосы немцев и заняли ряд сильно укрен-
лбнных населённых пунктов. Разгромлены
крупные силы противника. Развивая успех,
наапи войска штурмом овладели крупным
населённым пунктом Святопино и. таких
образом, перерезали шоссе Киев-— Житомир
и железную’ дорогу Киев-—Коростень. Про-
тивник отчаянно HITCH задержать про-
движение советских частей. дн спешно под-
возит’ резервы пехоты и танков и © хода
бросает их.в бой. Все контратаки гитлеров-
пев отбиты © большими для них потерями.
Уничтожено до 3.000 немецких солдат и
офицеров, 38 танков, десятки орудий и мно-
то автомашин. Частями Н-ского соединения
на одном участке захвачено 5 самоходных
и 40 полевых орудий, 72 миномёта, из них

B

Днепра отсюда уже не видно. Далеко
позади, через переправы, идут не только
колонны военных ‘автомашин, —- перепра-
вами пользуются и селяне из окрестных
колхозов, ездящие на волах. Здесь, в
районе Киева, с новым ожесточением кипят
бои, — наши войска упорно, настойчиво,
планомерно расширяют плацдарм на Право-
бережьеСшаг за шагом движутся ваерёд,
отвоёвывая у немцев высоту за высотой,
деревню за деревней.

Вчера наши байцы после жестоких схва-
ток подняли красные флаги нзд районным
центром Киевской области Дымер, заняли
важнейшяе опорные пункты немцев Маёну-
ильск, Федоровку, Глебовку, Козарэвичи,
Горянку. Были отбиты у врага Дачи Пуща
Вюдица, куда до войны выезжали на отдых
киевляче. Здесь,

Земля носит следы жарких боёв. Всё
изрыто, перепахано снарядами. Сквозь pac-
стрелянные леса синеет небо. От грузови-
ков валит пар, как от загнанных коней.
Колонны движутся всё вперёд. Утром —
туманы, ночью — морозы, днём — солнце.

В сторонке ‘от дороги санитар перевязы-
вает раненого башкира Ахмедова. Раненый
боец ещё живёт боем, все его мысли там,
с его товарищами. Волнуясь и торопясь,
он безумолку говорит, стараясь передать
санитару все детали недавней схватки:

— ..Я — в сарай на краю села, а там

‚ слышу — пули по крыше». Глянул
в щёлку — это немцы  зажигательнымя
пулями бьют. А нас четверо было, мы в
разведку шли. Одного я с донесением по-
слал, двух ранило. Они лежат, стрелять
не мотут... Я стащил к плетню их оружие.
Одну винтовку с одной стороны плетня
приспособил, другую с другой, а автомат
держу при себе. Дам очередь по немцам,
п вправо вдоль плетня, постреляю
из винтовки, бегу влево, бью’ из другой
винтовки. Вот у немцев и получается вя-
димость, будто не я один, а целый взвод
тут дерётся. Ну, а тут наща подоспели, не
дали немцам село спалать, погнали мы их
дальше...

бинт и снова говорит, говорит, словно опа-
саясь, что’ не успеет досказать историю до
конца.

— Тут нашего командира роты контузило.
Прибегает начштаба батальона, говорит мне:
«Ну, комсорг, бери на себя команду роты».
Я вижу, лицо у него бледное, губы ‘вздраги-
вают, — они большие друзья были с коман-
диром роты, жалко ему было. Взял он ме-
ня за руки, поцеловал. Ну, мы рванулись
вперёд и сразу врукопашную. Я двух нем-
цев прикладом убил. Не помню, чем и как,
но немцы у меня винтовку из фук выбили.
Был у меня на счастье парабеллум в запа-
се, за поясом, `Расстрелял я’из него все
патроны, а тутона меня ещё один немец
бежит. Водит автбматом,/ а выстрелов нет.
Это днепровский песок меня спас, набился
в его автомат,  Тут я сгрёб с земли ящик
с патронами да как дал немцу по голове,
он и охнуть не успел.

По дороге. подходит идущая с переправ
свежая рота. Бойцы в не ношенных ещё се-
рых ватниках рассаживаются в овраге. В бой
их введут-не сразу, есть несколько часов в
запасе. И, пользуясь этим, гвардии стар-
omit лейтенант Сурков. спешит рассказать
молодым бойцам о боевых традициях полка,
в семью которого они вливаются, о славных
ветеранах первых битв за переправы, обеспе-
чивших захват плацдарма на Пра: ежье.

— О пароходе «Николаев» слыхали? Нет?
Тогда придётся рассказать. — Сурков. заку-
ривает трубку. — Стояли мы тогда на левом
берегу. Помню, вечерком пошёл дождь.
Кругом тихо, только река шумит. Вдруг
слышим плеск. Спустились к воде, глядим,
на Киёв пароход идет. На борту надпись
немецкими буквами «Николаев». Мы начали

в живописной лесистой
местности, вчера и сегодня кипели особенно
упорные схватки, закончившиеся поражени-
ем немцев. Ломая упорное сопротивление
врага, наши части сегодня добились новых
успехов и заняли ряд важнейших опорных
пунктов, в том числе Святошино. Выйдя,
таким образом, в район западчее Киева, на-
Be части перерезали шоссе Житомир —

немец сидит, сапоги обувает. Только я его

Михаил Ахмедов бережно придерживает

er Se

Запалнее и юго-залалнее Невеля части
Н-ского соединения вели бои местного зна-
чения и заняли ^ несколько населённых
пунктов. В течепие дня уничтожено 19 ты-
CATH немецких солдат и офицеров. 3 само-
холных и 20 полевых орудий. На отдель-
ных участках противник переходил в контр-
атаки, но.был отброшен с большими для
него потерями. Подразделения Н-ской части
ухачным манёвром окружили вражеский
опорный пункт Ермошино. В результате
ожесточённого боя немецкий гарнизон пол-
ностью уничтожен. Захвачены 11 орудий,

склал боеприпасов, два вещевых склада и.

другие трофеи.
+

„В Балтийском море потоплен немецкий
транопорт водоизмещением в 5 тысяч тов,
сторожевой корабль и буксир шютивника.

2 ноября наши катерные тральщики,
выполнявшие боевое задание в Нарвском
заливе, подверглись нападению противни-
ка. Восемь немецких тральщиков открыли
артиллерийский огонь по нашим катерам.
Подоспевшие советокие торпедные катеры
потопили 5 немецких тральщиков. Двум
тральщикам противника причинены повреж-
дения. Таким образом отряд кораблей про-
тивника, состоявший из 8 тральщиков, был

полностью раэгромлен:
* * *&

Латвийский партизанский отрях 38 пят-
надцать дней октября пустил под откос 4
немепких воинских эшелона, следовавших
к линии фронта. В результате крушений

~

От военных корреспондентов
«Комсомольской правды»

>

бить по пароходу, а в это время Кондаков
со своей ротой скорее в лодки и — чуть по-
ниже, по течению —— наперерез. Немцы с бор-
та парохода бьют по нас из пулеметов и
жмутся к правому берегу. А там, в кустах,
уже Кондаков со своими орлами. Только
немцы к берегу —они на палубу. Первым
вскочил комсомолец Панжинский, мой связ-
ной. Вы его увидите, он сегодня в полку
караул у знамени несет...

олодые бойцы слушают бывалого гвафр-
дейца, затаив дыхание. Он обстоятельно, де-
ловито ведет рассказ: .

— Ну, бойцы сразу по каютам, Наделали
там шуму. А в машинном отделении уже ору-
довал за механика наш младший лейтенант
комсомолец Яржин. Сейчас всем бойцам ero
взвода присвоено звание Героя Советского
Союза. Бой на пароходе был коротким. Спу-
стили трап, пленных немцев по нему выве-
ли, мертвых фрицев выкинули за борт. По-
том на этом пароходе весь наш полк пере-
прав на правый берег.

Сурков умолк. На мгновение стих грохот
канонады, и где-то там, близ Днепра, тонко
и мирно прокричал кулик; голос его был та-
ким неожиданным, что люди невольно за-
улыбались. Но тут же снова заговорили
пушки, и мирные иллюзни сразу рассеялись.

Рота за ротой, батальон за батальоном
вступают в бой, планомерно усиливая натиск
Ea врага. Слава героев первых’ переправ осе-
няет молодых бойцов, и невольно кажды
стремится стать достойным наследником
этой славы, умножить боевые. WILHH CBO-
их полков. Ветераны боёв на Правобережье
сплачивают бойцов из пополнения, ведут их
За собой своим примером. ;

Вот одна из тех пушек, которые когда-
нибудь ‘после войны будут помещены в му-
зей, как памятники нашей воинской славы.
Её щиток пробит, но она попрежнему точно
и метко разит врага,—командир орудия Ни-
колай Виноградов, прошедший со своей 45-
миллиметровой пушкой долгий боевой путь
от Белгорода до Киева, владеет орудием,
как виртуоз. Злесь, на Правобережье. Ни-
колай Виноградов со своей легендарной
пушкой продолжает охотиться за немецки-
ми танками и автомашинами с пехотой. Не
раз он дерзко вступал в артиллерийскую
пуэль с немецкими артиллеристами. А олна-
жды ему пришлось драться. один-на-один
даже с «Фердинандом».

было тогда, когла немцы ещё не оста-
вили надежд сбить нас с правого берега.
Вначале они усиленно бомбили переправу с
воздуха. Но наши зенитчики отбили у не-
мецких пикировщиков охоту спускаться по-
ближе к воде, а с большой высоты попасть
в мост бомбой вражеским лётчикам не уда-
валось. Тогда немцы ночью подкатили по-
ближе к берегу самоходное орудие «Фердн-
нанд» и начали бить по переправе.

Огонь становился всё точнее, возникала
серьёзная угроза перепразе, по которой тог-
па подвозили на передний край все боепри-
пасы. Командир вызвзл Николая Ваногра-
дова и сказал ему: ‹

— Надо спасать положение. Кочуй со
своей пушкой, разыщи «Фердинанда» и уго-
сти его так, чтобы он замолчал.

— Ну, и как, угостили?—<прашиваем мы.
Артиллеристы отвечают на вопрос вопро-
сом: )

— А вы ехали по мосту? Цел он?

— Цел.

— Ну, вот видите, всё в. порядке...

Здесь, на правом берегу, немало осталось
подбитых «Фердинандов», «Тигров», «Пан-
тер» — весь немецкий зверинец представлен
в полном блеске. Зловещие силуэты немец-
ких машин чернеют в неверных лучах моло-
дого месяца; Мертвенные блики
света ложатся и на мертвецов, лежащих в
самых невероятных позах. Гренадеры Гит-
лера, эсэсовцы, лежат вперемешку с хилы-
ми солдатами, призванными по тотальной
мобилизации,

В сумках и карманах френчей немцев —  6 ноября 1943 г.

разбито 32 вагона с военными грузами. В
ряде мест партизаны разрушили железно-
дорожное полотно. Движение поездов на
этом участке дороги было прервано на дли-
тельное время. Группа партизан проникла
в большой город и подожгла немепьяй
склад с бензином.

> ны
* *

Перешедший на сторону Красной Армии
обер-ефрейтор 144 полка 3 немепкой горно-
стрелковой дивизни австриеп Эдуард М.
рассказал: «Австрия наводнена немцалит,
приехавшими из тех районов Герхании, ко-

торые подвергаются бомбардировкам. He- -

мецкие беженцы называют Австрию своим
бомбоубежишем. Месяц назам я побывал на
ролине. Веюту господствует угнетённое па-
строение, “Тысячи австрийских матерей
оплакивают своих еыновей, погибших. на
фронте, и проклинают Гитаера. В неболь-
пюм городке Оствальде недавно состоя-
лось богослужение в память 40 местных
жителей, убитых под Сталинградом. В. еа-
мое последнее время хлынул новый. поток
траурных повесток. В деревне Санлел 42
семьи получили извещения, что их родет-
венники погибли в районе ‘Орла и. Белго-
рода. Мне пришлось беседовать с одним
моим другом архитектором. Он злявил: «В
1938 году кучка австрийцев, предавигих
свою родину и переметнувшихея на сторо-
ну нацистов, кричала на всех перекрестках:
«Австриец Гитлер управляет 70 мниллиона-
ми пруссаков». Теперь миллионы аветрий-
цев говорят: «Скотина Гитлер — ставлен-
ник пруссаков поработил Австрию и унич-
тожает австрийцев». Все, с кем мне. прихо-
дилось говорить, с нетерпением ждут кру-
шения гитлеровского режима»,
* * *

Жители‘ местечка Хиславичи Смоленской
области рассказали о кровавых зверствах
немепко-фаптистских мерзавцев: «От пер-
вого и до самого последнего дня пребыва-
ния в Хиславичах гитлеровцы измывались
над населевием, грабили и убивали совет“
ских граждан. В октябре 1941 года немцы
согнали в МТС 150 жителей якобы на ©5-
бранио и расстреляли их. Гитлеровцы
устроили конплагерь для гражданского на-
селения, В апреле прошлого года немецкие
палачи учинили кровавую расправу над
заключенными. В одну ночь фашистские
звери убили более 800 человек. Случайно
уцелевшие — мальчик 10 лет и девочка 12
лет — пролежзли среди трупов до вечера,
а потом поползли к местечку. Обессиленные
и обмороженные они попали в руки немен-
кого патруля и были застрелены начальни-
ком района немецким палачом Шванде. Все
имущество убитых советских граждан гит-
леровцы разграбили. Массовыми убийества-
ми мирных жителей руководил немецкий
комендант местечка Долерман, его заместя-
тель Майс-и начальник района Шванде».

pahome iIhmeBa

письма, ещё не измаранные цензорами, на-
писанные откровенно, в ожидании смерти.
Разорвём конверты и прочтём, о чём думали
эти немцы на празом берегу Днепра,
«Славу богу, вчера ночью форсировали
Лнепр. Сегодня впервые, после бегства из
Харькова, наконеш-то можно спокойно за-
снуть. А то ведь‘каждый час мы столько и
думали о том, что нас вот-вот HaCTHTHYT pyc-
ские танки или пехота на автомобалях.
Днепр здесь так широк и глубок, а кручи
так высоки и отвесны, что мы чувствуем
себя вполне спокойно. Здесь все, от гене-
рала до солдата, уверены, что русские будут
остановлены», — автор этого письма, ефрей-
то Карл Гофман лежит, раскинув рухи.
солдата, лежащего неподалеку‘от Гоф-
мана, мы нашли письмо, перевод которого
гласит: .
«Ночью всех подняли по тревоге. Русские
каким-то образом очутились на запалном бе-
регу Днепра. Что это — воздушный десант?
© тогда откуда танки? Неужели мы про-
спали? За ночь в страшной панике мы ото-
шли от Днепра на несколько километров.
Утром выяснился  весь ночной кошмар. Офи-
церы об’ясняют отступлениеузкак тактиче-
скую улозку: русских пустили за Днепр,
ы, заманив их сюда, окружить и сбро-
сить  с круч, Говорят, что это идея самога
фюрера. Господи, если всё, что говорят офи-
церы, правда, то это дьявольски геннально!»
Автор этого письма остался неизвестным.
Он подписался: «Твой маленький жираф».
Нельзя понять, молод он или стар,  — у
него нет головы, по нему прошёл тяжёлый
танк, навеки отучивший его от излишних
Вот ещё одно письмо, быть может, автор
его ещё жив, письмо взято из сумки поч-

й  тальона, убитого близ села Вьюнище: «Мы

выглядим, как дикие свиньи, небритые и
грязные с головы до ног. Мы совершаем
марши, как об’яснил нам командир роты,
для занятия укреплённых зимних рубежей
Если русский заметит, он начнёт свои лей-
ствия. Я должен кончать, мы едем дальше.
Повозки загремели, и наше отделение уже
село. ‚Ваш Эрнх»

Как немцы ни цепляются за укреплённые
ими рубежи, им приходится всё дальше н
дальше отходить от Днепра, Наши бойцы
и офицеры, окрылённые успехами, с новой
энергией бросаются на штурм немецких ру-
бежей. Многим из них эти места отлично
знакомы. Командир первой роты Александр

ысин вынул из планшета карту—это было
y села Д., где-рота, преследуя немцев, ‘на-
ткнулась на противотанковый ров л

— Один взвод—в ров, другой пусть при-
крывает сверху,—приказал командир.

бойцы по одному стали спускаться в
ров, в то время как их товариши с насы-
пи укрошали немцев огнём

„Ров пересекал деревню и выходил ° на
шоссе. Это была дорога, по которой немцы
полвозили боеприпасы.

— Окопаться и расставить вдоль дороги
противотанковые ружья, — приказал комаз-
лир, когда рота выскочила на шоссе

Сержант спросил:

— Товарищ‘ гвардии старший лейтенант.

‚ посмотрите, пожалуйста, на карту,— куда

ведёт это шоссе?

Мысин усмехнулся: у

— Зачем же мне глядеть на карту, если
я и так знаю? На Киев!..

По этому самому шоссе осенью 1941 го.
да Александр -Мысин уходил с боями из
Киева. haw! :

++

Снова Днепр. Расстрелянные леса. Кру-
гом пески; пески... :
Где-то в эту предпраздничную ночь воюют
сейчас Герои Советского Союза Михаил Ах-
Menon, Петр Сурков, Алексей Панжинский,
Николай `Виноградов, Александр Мысин?
Пожелаем им, товарищи, счастливого бое-

вого пути! cs
` А TOP ORE,
: PTAWOB.
Район Киева, 5 ноября.

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»
3 crp.