—

би оливы даль

ительные полосы, особенно вдоль. крупных рек.

Фкировалн четыре’ очень серь
лы Северный Донец, Десиу,

южив свои собственные кадры в успе

№ицы потеряли за этот гол более

Набыла в начале войны. Если

a7.

ый ~* DIS oy “8 ’ =
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ -СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

`° № 264 (5666)

ОВ TE SN

Да здравствует 26-я годовщина
Великой Октябрьской Социалисти-
ческой Революции, свергнувией
власть империалистов в нашей
стране и провозгласившей мир
между народами всего мира!

REL oes ee ==

я

АДИ годовщина Великой Октябрьской социалистичееной революции
Доклад Председателя Государственного Комитета Обороны

‘товарища

*

на горжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся *
с партииными и общественными организациями г. Москвы 6 ноября 1943 гола

(Председатель Московского Совета Депутатов тру-
ye тов. Пронин т слово Председате-
лю Государственного омитета Обороны товари
И. В. Сталину. BEY

Бурными, продолжительными ‘овациями приветствуют
собравшиеся появление тов. Сталина на трибуне.

Со всех концов зала раздаются приветственные воз-
гласы: «Да здравствует наш вождь великий Сталин!»,
«Великому Сталину ура!», «Ура товарищу Сталину!»

Долго продолжается несмолкающая буря оваций.
Товарищ Сталин начинает доклад).

ТОВАРИЩИ!

(Сегодня народы Советского Союза празднуют 26-10
тодовщину Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции.

Третий раз наша страна в обстановке Отечественной
войны отмечает годовщину своей народной революции.

Воктябре 1941 года наша Родина переживала трудные
дни. Враг подошел к столице. Окружил с суши Ленин-
гал. Наши войска были вынуждены отступать. Потре-
бовались огромные усилия армии и напряжение всех сил
народа, чтобы задержать врага и нанести ему серьёзный
улар под Москвой.

1. Год коренного перелома в ходе войны.

ся немецкими. Немцы видимо рассчитывают компенси-
ровать сниженное качество своих дивизий увеличе-
нием их количества. Однако поражение немцев за истек-
ший год показывает, что ухудшенное качество дивизий
невозможно возместнть увеличением их количества.

С чисто военной точки зрения поражение немецких
войск на нашем фронте к исходу этого года было пред-
решено двумя важнейшими событиями: . ‚битвой пол
Сталинградом и битвой под Курском.

Битва под (Сталинградом кончилась окружением
300-тысячной армии немцев, разгромом последней и
pol половине этого года явились продолжением и завер-   пленением около и окружённых войск. Чтобы иметь
шением успехов нашей зимней кампании в начале этого   представление о размерах того невиданного в истории
тода. побоища, которое разыгралось на полях Сталинграда,

Теперь, когла Красная Армия, ‘развивая успехи ЗИМ-   необходимо знать, что по окончании Сталинградской
ий кампании, нанесла немецким войскам могучий   битвы было подобрано и похоронено 147 тысяч 200 уби-
умр летом, можно считать окончательно похоронен-   тых немецких солдат и офицеров и 46 тысяч 700 убитых
10й баню о том, что Красная Армия неспособна бУл-   советских солдат и офинеров. Сталинград был закатом
0 бы вести успешное наступление в./летнее время.   „еменко-фашистской армии. После Сталингралского
ee год eats ae seer ome Я Так Же   побоища, как известно, немцы не могли уже оправиться.
рии тЫ ЕВ иль их Что касается битвы под Курском, то бна окончилась
идам улалось в ‘течение истекшего года пройти разгромом двух основных наступающих групп немецко-
сбоями от 500 километров в цен тральной части фронта фашистских войск и переходом наших войск в контр-
0 1300 километров на Юге (аплодисмент BI),
изободив до 1 миллиона квадратных километров тер-
тории, т, е, почти до 23 Советской земли, временно
захваченной врагом, при этом вражеские войска ‘ока-
злись отброшенными от Владикавказа до Херсона, от
ducts до Кривого Рога, от Сталинграда до Киева,
и Воронежа до Гомеля, от Вязьмы. и Ржева до под-
супов Орши и Витебска;

Не веря в прочность своих прошлых успехов на
чмтско-германском фронте, немцы заранее, на про-
жении длительного времени строили мощные Souter

о
вбоях этого года немцев не спасли ни реки, ни мош-
ные укрепления. Наши войска разрушили оборону нем-
цв и только за три летних месяца 1943 года мастерски
ёзных водных прегра-

Сож и Днепр. Я уже
как оборона немцев

Ростова и оборона

Мелитополя. Теперь
по ту сторону

К октябрю 1942 года опасность для нашей Родины
ещё более возросла. Враг стоял тогда в каких-нибуль
120 километрах от Москвы, ворвался в Сталинград,
встумил в предгорья Кавказа. Но и в эти тяжёлые дни
армия и народ не пали духом, а стойко переносили все
испытания, Они нашли в себе силу, чтобы задержать вра-
га и нанести ему ответный удар. Верные заветам вели-
кого Ленина, не щадя сил и жизни, защищали они `За-
воевания Октябрьской‘ революции. Как известно, эти
усилия армии и народа не пропали даром.

Вскоре после Октябрьских дней прошлого года, наши
войска перешли в наступление и нанесли немцам новый

районе среднего течения Дона, а затем в начале 1943 го-
ла у Великих Лук, под Ленинградом, в районе Ржева и
Вязьмы. После этого Красная Армия уже не выпускала
больше инициативы из своих рук. Её удары в течение
всего лета этого года становились всё более крепкими,
её воинское мастерство с каждым месяцем возрастало.

немцы терпят одно поражение за другим. Как ни пытал-
ся‘ враг, но ему всё ещё не удалось добиться ни одного
сколько-нибудь серьёзного успеха на советско-герман-
ском фронте.

Истекший год — от 25 до 26-й годовшины Октября —
является переломным годом Отечественной войны.

Этот год был переломным прежде всего потому, что
зотом году Красной`Армии впервые за время войны уда-
ль осуществить большое летнее наступление против
немецких войск, причём немецко-фашистские войска под
ударами наших войск оказались вынужденными поспеш-
по оставлять захваченную ими территорию, нередко спа-
аться бегством от окружения и бросать на поле боя
(ольшое количество техники, складов вооружения и
боеприпасов; раненых солдат и офицеров.

Таким образом успехи нашей летней кампании во вто-

наступление Красной Армии. Битва под Курском нача-
лась наступлением немцев на Курск с севера и с юга.
Это была последняя попытка немцев осуществить боль-
шое летнее наступление и в случае сё успеха наверстать
потерянное. Наступление окончилось, как известно.
провалом. Красная Армия не только отбила наступление
немцев, но’сама перешла в наступление и рядом после-
довательных ударов в течение летнего периода отбро-
сила немецко-фашистские войска за Днепр. Г
Если битва под Сталинградом предвещала закат
немецко-фашистской армии, то битва под Курском
поставила её перед катастрофой.

Этот год был переломным годом, наконец, потому,
что успешное наступление Красной Армии коренным
образом ухудшило хозяйственное и военно-политиче-
ское положение фашистской Германии, поставив её
перед глубочайшим кризисом.

Немцы рассчитывали осуществить летом этого года
успешное наступление на советско-германском фроите,
чтобы вернуть себе потерянное и поднять свой пошат-
нувшийся авторитет в Европе. Но Красная Армия опро-
кинула расчёты немцев, отбила их наступление. сама
перешла в настулление и погнала немцев ‘на Запал,
растоптав тем самым авторитет немецкого оружия.
Немцы рассчитывали взять курс на затяжную войну,
стали’ строить оборонительные рубежи и «валы»,
об’явив во всеуслышание о неприступности их новых
позиций. Но: Красная Армия и здесь опрокинула ра-
счёты немцев, прорвала их рубежи и «валы», продол-
жает успешно наступать и не даёт им сроков’ для
затяжки войны.
Немцы рассчитывали выправить положение на
фронте при.помощи «тотальной» мобилизации. Но

события и здесь опрокинули расчёты немцев. Летняя
кампания уже с’ела 55 «тотально» мобилизованных,

№ говорю о таких преградах,
змйоне реки Мнус — западнее
в районе реки. Молочная. — около
Креная Армия успешно громит врага
Днепра,

Этот год был переломным годом е :
Красной Армии удалось в сравнительно короткий срок
Перебить и перемолоть наиболее опытные старые кадры
имецко-фашистских войск, закалив вместе с тем и ум-

шных наступа-
тельных боях в течение года. За истекший год` немецко-
Фашистская армия в боях на советско-немецком фронте
теряла более 4 миллионов солдат и офицеров, ‘из них
1 менее   миллиона 800 тысяч убитыми. Кроме того
14 тысяч самолётов,
более 05 тысяч танков и не менее 40 тысяч орудий.

Теперь немецко-фашистская армия уже не та, какой
‚в начале войны она име-

№ 1таточное количеств опытных кадров, то теперь

mé потому, что

мощный удар сначала пол Сталинградом, на Кавказе, в.

С тех пор наши войска одерживают крупные побелы, а.

наступление, превратившееся потом в мощное летнее _

Указ Президиума. Верховного Совета СССР.
_’ Ю награждении орденом Суворова 1 степени _
Маршала Советского Союза Сталина Иосифа Виссарионовича

За правильное руководство операциями Красной ‘Армии в Отечественной войне
против немецких захватчиков и ‘достигнутые успехи’ наградить Маршала Советского
Союза Сталина Иосифа Виссарионовича орденом Суворова 1 степени.

* Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
} , Секретарь Президиума Верховного’ Совета СССР.А.-ГОРКИН..
Москва, Кремль. 6 ноября 1943 г.   С : :

wy

что они не потеряют в ближайшее время и остальную. хозяйственное и военно-политическое положение фа-

часть Украины. (Бурные аплодисменты), щистской Германии.
Понятно, что все эти просчёты He могли не ухуд- Фашистская Германия переживает глубокий кризис.

шить и действительно ухудшили коренным образом! Она стоит перед своей катастрофой.

‚2. Всенародная помощь фронту.

Успехи Красной Армии были бы невозможны без хозяйство. Стало быть все усилия народа моглн быть

‘ol! разбавлена новоиспеченными молодыми неопытны-

\! офицерами, которые поспешно бросаются немцами
м фронт, так как нет у них ни необходимых офицер-
  цих резервов, ни времени. чтобы обучить их.
Совершенно лругую картину прелставляет ныне Крас-
я Армия. Её кадры выросли и закалились в успешных
Ыступательных боях за истекший год, Количество сё
вых кадров растёт и будет расти, так как наличие
иобходимых офицерских резервов даёт ей и время и
юзможность обучать мололые офицерские кадры и вы-
игать их на ответственные посты.
Характерно, что вместо 240 дивизий, стоявших в rh
\0м году перед нашим фронтом, из коих 179 и
Мло немецких, —в этом году перел фронтом Красно
\№рчии стоит 257 дивизий, из коих 207 дивизий являют-

i ta

олнако незаметно, чтобы это обстоятельство принесло поддержки народа, без самоотверженной работы со-   сосредоточены на увеличении производства и дальней-
какое-либо улучшение “В положении неменко-фашист-, ветских людей на фабриках и заводах, шахтах и
ской армии. Возможно, что придётся об’явить ещё рудниках, на транспорте, и в сельском хозяйстве. Со-
одну «тотальную» мобилизацию, причём нет оснований ветский народ в трудных военных условиях сумел
предположить, что повторение полобной меры не при- обеспечить свою армию всем минимально необходимым
велёт к «тотальному» крушению некоторого государ- и непрестанно совершенствовал её боевую технику.
ства. (Бурные аплодисменты). На всём протяжении войны врагу не удалось превзойти
Немцы рассчитывали прочно удержать за собой Нашу армию по качеству вооружения, В то же время
Украину, чтобы использовать украинские сельскохо-  Наша промышленность давала фронту всё большее и
зяйственные продукты для своей армии и населения, большее количество боевой техники.

а донецкий уголь — для заводов и железнодорожного  Истекший год был переломным годом не только
транспорта, обслуживающих немецкую армию. Нов ходе военных действий, но и в работе нашего тыла.
они и’здесь просчитались. В результате успешного Перед нами не стояли уже такие задачи, как эвакуация
наступления Красной Армии немцы потеряли не только предприятий на восток и перевод промышленности на
донецкий уголь, но и наиболее богатые хлебом обла. пронзводство вооружения. Советское государство
сти Украины, причём нет оснований предположить,   имеет теперь слаженное и быстро растущее военное

„

шем совершенствовании вооружения, особенно‘ танков,
самолётов, орудий, самоходной артиллерии. В этом мы
достигли крупных успехов. Красная Армия, опираясь
на всенародную поддержку, бесперебойно получала
боевое снаряжение, обрушивала на врага миллионы
бомб, мин_и снарядов, вводила в бой тысячи танков
и самолётов. Можно с полным основанием сказать,
что самоотверженный труд советских людей в тылу
войдёт в историю, наряду с героической борьбой
Красной Армии, как беспримерный подвиг народа
в защите Родины. (Продолжительные апло-
дисменты).

Рабочие Советского Союза, создавшие в годы мир-
ного строительства высоко развитую мощную социа-

(Окончание доклада товарища Сталина см. на 2-й стр.).