о ро инж

1-4 УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. Ломая упорное сопротивление врага, наши

лейтенанта

СТАЛИ

ЕЩЕ ЯРОСТНЕЕ РАЗИТЕ ВРАГА,

ёмся мы ленинской правдой
нетленной,

Что, крови и экизни

КЛЯТВА КОМСОМОЛЬЦА

Накалённый пулемёт жбёг левую руку, а.
Ronypa всё бил и бил, преграждая путь
пемцам. Но вот в лиске кончились патро-
вы. Коцура оглянулся по сторонам. Лежав-
шие неподалёку от него стрелки били по
немецкими танкам из противотанкового
ружья. Две вражеских машины уже го-
рели: Но гитлеровцы продолжали лезть
вперёд.

Пулемётчик взял у своего убитого по-

мощника автомат и выпустил из него по
фапистам две коротких и одну длинную
очередь. Автомат захлебнулся, — и у него
вышли патроны. Коцура схватил гранаты
и привстав на колено, ‘начал метать их
в гитлеровцев,
Вот вам, гады, получайте! =— кри-
зал он в исступлении, И вдруг треск ми-
ны. разорвавшейся рядом, заглушил его
слова. Что-то горячее обожгло грудь.

Что было дальше. он не помнит. Очнул-
ся он уже на скамье в этой. избе, пере-
вязанный и перебинтованный. Первым во-
провом его было: «Ну как, отбили?» По-
лучив успоконтельный ответ, он притих.

Скоро в избу зашёл комеорг батальона
Черкашин. Сестра сказала. что Коцура
слит и что его нельзя беспокоить.

= Чего там нельзя! Можно, — вме-
шался Коцура. — Дюже рад вас видеть.
товарищ лейтенант.

Санитарка молча пропустила лейтенан-

После короткого раскатистого  Улара  т. омеорг подробно рассказал 0
тварлейских миномётов бойцы бросились в

3 ig том. как действовали бойцы в этом бою.
атаку. Боцура был всё время впереди. Ов _ ^_ (лин пленный” фриц с перепугу го-
поддерживал огнём своего РУЧНОГО ПУле-  орит; у них-там такое мнение. что нам
мёта действия стрелков и автоматчиков. „ праздник новые силы прислали
Атака прошла дружно и стремительно, р vi a
Бойцы ворвались на высоту, которую 38-  Ну, точно, — заговорил Коцура. —
нимали немцы, 8 ‘через’ некоторое ‘время
очистили и населённый пункт.

Вскоре немцы призили в себя. Они пе-
реполошились и, подтянув Новую часть, т
начали контратаки. Бой завязался ‘на ок- . Он перевёл дух и продолжал:
раинах села. Тут-то и пришлось порабе- - Я за себя скажу. Два человека во
тать’ особенно усердно Коцуре. мне ‘было, когла я в бой пошёл. за двух

Более ста. фашистов нашло могилу   Воевал, ей-право...
только от руки отважно пулемётчика. Но Сестра опять подошла к скамье и стро-
потери` не останавливали их. И вот немцы   го предупредила, что разговаривать боль-
прехириняли  четвбртую контратаку. На  ному нельзя и что лейтенанту пора ухо-
этот раз в ней участвовали 12 танков и  дать.
три самоходных пушки. С танками и пуш-
ками шла пехота. На этот раз немцам уда-
лось подойти совсем близко к пулемёту
Боцуры. Они начали забрасывать его гра-
натами. Вот грянул взрыв совсем рядом.
Помощник Коцуры был убит, 8. сам он
ранен в голову. И всб-таки храбрый ком-
сомолец не переставал. стрелять.

Трохот боя постепенно стихал. Немцы
продолжали огрызаться, но, видимо, не ре-
шались. больше переходить в контрата-
ку. — уж больно дорого обошёлся им этот
день, : ;

В одной из хат освобождённого села на
широкой скамье лежал комсомолец-пуле-
мётчик Александр Коцура. Голова его была
забинтована. Через белоснежный покров
марли просачивалось тёмное пятно крови.
Грудная клетка Коцуры также была туго
перетянута марлевыми лентами. Он ле-
жал молча и только изредка, пытаясь по-
пювельнуться, - издавал глухой, сдавлен-
вый стон. Ему было очень досадно, что он
выбыл из строя. Налряжённо прислуши-
ваясь к утихающей канонаде, он пытался
в9 всех подробностях воспроизвести дета-
ли минувшего боевого дня.

‚ — Да, воевали сегодня крепко, — глу-
хо сказал он. :)

‚Утром, перед началом наступления, .в
рощу принесли газету, в которой были
снубликованы доклад и приказ товарища
Сталина. Бойцы успели прочесть эти вод-
нующие хокументы, и Коцур“, крепко сжав
в руках своих ручной пулемёт, сказал
своим товарищам: «Вот в чём нала сила!
Страна нам дала отличное оружие. а мы,
как верные её сыны, должны смело и без-
заветно итти на зрага. `Поклянёмея же
восвать, как подобает комсомольцам!»

к нам силы новые прибыли. Ведь как’ раз
перех боем мы получили доклад и приказ
товарища Сталина...

ллаза лейтенанту и сказал ему: -
Передайте хлопцам, чтоб пулемёт
мой <борегли. Я всё равно скоро приду
назад. Тогда булу ещё злее воевать.
Гвардии капитан Н. СТЕПАНОВ.

‘‹ Действующая армия,

>

От военного корреспондента
«Комсомольской: правды»
>

Сейчас здесь туманы и дожди. Но нико-
гда, даже в самую солнечную погоду, не
был город так празднично возбуждён, ве-
сел, шумлив. Тысячи людей с тележками
снуют по улицам города. Старушки в 0ч-
вах и чепчиках, железнодорожники, учи-
теля, седовласые профессора в шляпах, ра-
ботницы с Подола возвращаются в Киев,
таща на себе свой небогатый скарб.

Много мытарств пришлось перетерпеть
киевлянам, прежде чем они вернулись в
свои дома. За сорок один день до штурма
Kinepa немцы об’явили город военной 30-
ной. Они приказали жителям в сорок во-
семь часов убраться на окраины, Это нуж-
„но было им для двух целей: во-первых, на-
дд было согнать всех жителей в место, от-
куда легче всего их угнать под ружьём, а
во-вторых, требовалось освободить город от
свидетелей массового грабежа квартир ки-
евлян, затеянного немцами.

_ Наши пушки уже гремели под стенами
города. На крыши Киева снегом падали ли-
стовки: «Товарищи! Крепитесь. Скоро бу-
дем в Виеве. Прячьтесь. Немцы вас хотят
увезти в Германию. Укрывайтесь от на-
сильственной эвакуации. Встретим вместе
26-ю головщину Октября!»

По ‘ночам вдруг раздавался громовой го-

_ 106 6 неба: «Киевляне, ваши отпы. братья,
сыновья в двухстах метрах от вас, за Днеп-
ром. Близок час встречи. Прячьтесь, прячь-
тесь от немцев!» — это работали радиору-
поры с агитационных самолётов.

Й город бросился прятаться от немцев.
ЛТоди укрывались на чердаках, в подвалах,
в дымоходах, в водосточных трубах, в пе-
щерах Внево-Нечерекой лавры, в подзем-
ных ходах Подола и Владимирокой. Люди   rma,

-уходили в леса. Вее усилия немцев согнать  Последние немецкие поезда’ отошли от
работоспособных Биевлян® в ОДНО Место, платформ киевского вокзала 5 октября. Два
Вобеани ново о но с ооо свавовоисоосоовововиеев   Года Назад поезда, уходившие Ha запад,

«КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» —  casen, 2 ООО ИХ тие,

сахар, железо, картины, редчайшие руко-
 : 27етр, 13 ноября 1943 г.\вным. Железнодорожники рассказывают,

заставить работать на немецкую армию
неизменно кончались ‘крахом. :

100 тысяч людей упорно отказывались
работать на немцев! Уже одна эта цифра,
официально признанная фашистами, доста-
точно убедительно говорит о мужестве ки-
евлян, 06 их преданносги Родине, Нужно
быть в Киеве, нужно половорить с людь-
ми, испытавшими на себе тяжесть немец-
кого ига, чтобы понять, на какой риск шли
киевляне, отказывавитиеся работать при
немцах.

Вто не работал, тот об’являлея врагом
Германии. Неработающих немпы вылавли-
вали с помощью собак-ищеек, расстрелива-
ли, вешали, гноили в тюрьмах и конпла-
герях. По улицам разрешалось-ходить толь-
ко тем, у кого на рукаве была ‘широкая по-
вязка, заштемпелёванная служебной me-
чатью Берндта,— знак того, что этот че-
ловек служит немцам. У кого не было та-
кой повязки на рукаве, того. немедленно
хватали полицейские и. тенты гестато,

И вот в условиях тахого террора 100 ты-
сяч жителей Киева, заэрывшихея в Землю,
спрятавиеихея на чердаках и в подвалах,
упорно скрывались от. немцев. Они не хо-
тели делать снаряды, не хотели: чинить не-
мецкие танки, не хотели восстанавливать
аэродромы. Немцам приходилось перебра-
сываль в Киев рабочую силу с заводов Бер-

писи. ‘Теперь содержимое вагонов стало

Мысина ведут бой. Справа немецкое орудие, подбитое прямым попаданием нашего снаряда.

Мы будем в сраженьях верны

своей не щадя,   Завету, и слову, и воле` вождя. `

(Из письма комсомольцев и советской молодёжи товарищу И. В. СТАЛИНУ р

cecs воинсное мастерство, настойчиво овла-
девать боевой техникой, повседневно укреп-

Комсомольцы, молодые бойцы с честью вы-

на одном из’ участков шёл бой за высоту,
Вражесний пулемёт мешал нашей пехоте
продвигаться вперёд. Тогда номандир отде-
ления сержант-комсомолец,
‘таднинсного .народа. Хасан. Сабиров, прези-
рая смерть, ворвался в оноп. противника и
гранатами уничтожил фашистский пулемёт,

пункта продвижение нашей пехоты. сковы-
вал. немецкий `дзот,. Тогда. рядовой-комсомо-
лец Сурков подкрался-н дзоту и своим телом
закрыл его амбразуру. Пожертвовав собой,
он обеспечил успех
рота захватила высоту, являвшуюся ключом
к вращесной обороне.

Нз этот раз бн прав. И в самом-то дехе Н
комсомолец Силяво сназал:

выполним клятву, которую принесли наше-
му вождю и учителю товарищу Сталину.

ходясь  в разведывательном полёте, он сбил
пва самолёта противника и собрал все необ-
ходимые данные. ‘Командование части вы-
несла благодарность умелоему лётчику-ном-
сомольцу. Его боевые друзья сбили несколь-
‘ ко вражеских самолётов,

Когда они прощались, Коцура глянул. в а
Маршала Советского
ot 7 ноября. Бойцы и офицеры. с огромным
волнением прослушали доклад. товарища
Сталина. Эти’ документы вдохновляют всех

BKRHE BE

части, освободив Киев, безостановочно движутся вперёд, на запад, Бон уже идут за рекой Тетерев на житомирской земле. На

ОВО

неизменно

ДЕЛО ЧЕСТИ
ФРОНТОВИКА -

Наши войсна, освободив города Духов-
щину, Велиж, Демидов, Рудню, Невель,
Лиозно и десятки тысяч населённых
пунктов, сейчас ведут бои на белорусской
земле, очищают её пядь за пядью’ от немец-
ко-фашистских захватчинов, Комсомольцы,
молодые фронтовики в этих боях покезывают
пример -всем воинам.

Надо сказать, что роль комсомольцев ‘в
наступательном бою особенно возросла после
того, кан номсомольцы и молодые бойцы
обсудили и подписали на митингах и собра-
ниях письмо советсной молодёжи товарищу
Сталину в дни, предшествовавшие 25-летию
ВЛНСМ, На этих собраниях и митингах
комсомольцы клялись неустанно. повышать

пять воинсную дисциплину.
Слово фронтовиков не расходится с делом.

полняют свою нлятву. Недавно, например,
верный сын

На другом участке в районе. населённого

боя, — наступающая

‹ Выступая на комсомольском собрании’ в
-ском истребительном авиационном полку,

— Пусть знает весь фронт: мы с честью

Тов..Силяво ‘обещание своё сдержал. На-

Во всех подразделениях был оглашён
Верховного  Главмокомандующего.
Союза И. В, Сталина

фронтовиков на новые подвиги.
Майор ИНШАКОВ.

что в последнее время в Германию уходили
поезда, груженные шпалами. битой чере-
пицей, ворованными стульями. затылённы-
ми шкафами,’ узлами ‘краденых ‘вещей.
Многие эшелоны были битком набиты ра-
неными,

Жалко выглядели. пресловутые стройте-
ли «нового порядка», когда они торопливо
покидали Киев. Мелкие лавочники по на-
туре, они пустили по миру Киев, растран-
жирили ‘и пропили его` богатства и теперь
пытались отыграться на грабеже уже триж-
ды ограбленных частных квартир горожан.

Киевляне ‘рассказывают, что в последнее
время немецкие чиновники На базарах Ви-
ева торговали из-под ‘полы, нарукавными
повязками Берндта.

С чуветвом гадливости. и отвращения
слушают бойцы и командиры рассказы об
этих мерзких и мелких торговых комби-
нациях немецких дельцов.

В городе постепенно налаживается‘ мир-
ная: жизнь.

Пожары уже потушены. С улиц убраны
трупы немцев, убитых на месте преступле-
ния. На. зданиях  развеваются красные
флаги. А

На заводы уже стекается рабочий люд.
Открываются учреждения. Регулярно выху-
дит газета «Киевская правда». Восотанав-
ливается трамвай. Оживлённо торгуют ба-
зары. Киев быстро приобретает вид мирного
города, ‘и трудно поверить, глядя на него,
что всего несколько суток назад здесь бу-
шевало пламя одной из самых жарких
Oats.

Война ушла на запад. Сегодня Киев уже
не слышит даже отдалённых орудийных
громов. Пройдёт ещб немного времени, го-
род восстановит здания, разрушенные нем-
пами, начнут работать его заводы, и страш-
ные дни немецкого рабства будут вопоми-
наться лишь, как тяжёлый кошмар.

site А. ГУТОРОВИЧ,
7 Cs ` A

; к и

BIE ФРОНТОВИКИ! С ЧЕСТЬЮ

`.[еегодня вправе сказалъ: .

ных костров, мы много говорили про 808
будущее, про военную славу. Говорили и
присмалриватиеь друг к другу, верили B

стал час подведения больнгих итогов...

дух чадом моторов, засоряя хламом отбро-

сов’ опрятные садочки и светлые лужай-

ки у криниц, по дорогам Южной Украины

мчалось в тучах пыли наглое и самонаде-

янное немецкое войско, опьянённое азар-

oes трабежей и уверенностью в лёгкой по-
де.

бешеный натиск Шо дорогам Мелитополь-
щины и Днепропетровщины метались жи-
тели сёл и городов, покинувшие родные
гнёзда. Шли на восток старушки-учитель-
НИЦЫ
уходили по тропинкам, толкая перед’ собой
детские коляски:

ло встретить группы юношей, почти под-
ростков, созаплечными ментками —- рослых
и щупленьких, вихрастых и. стриженых,
горожан в жёлтых ботинках и деревенских
парней в грубой обуви. Несмело останав-
ливзя военных,
им найти комсомольскую часть...

нули родные дом» с большой поспешно-
стью, оставляя недочитанные книги Ha
столе; недоеденный суп в тарелках,

чёрный; как смоль, довольно крепкий сло-
жением, 2 сентября пришёл с ‘ученическим
франпем в школу родного села Приазовбе,
вблизи Мелитополя. Это был. дотрожданный
первый день занятий. Однако теперь Ми-
кола почти. не слушал учителя, Он смотрел
через окно на притихшую базарную пло-
math. Там, сидя на пыльной
хали усталые бойцы отступающей Ёрас-
ной Армин. Днетюпетровек был уже в ру-
Бах немцев. ° 1

лбт,
_ В середине третье урока преподава-
тельница математики отлучилаеь в Учи-
тельсюкую,

ная голова, и однокащних Миколы, не при-
педший в этот день на занятия, горячим
пюпотом, сбиваясь, сказал, что военкомат
принимает добровольцев в комсомольский
полк.

ждать! — твердили десятиклассники.

шли в’ военкомат. Миколу там отыскала
маль. Она: уже проводила на фронт мужа,
троих сыновей и дочку.
оказала:

опора. Может, повременить, может, немеп
сюда не дойдет?..

нение, Микола тихо оказал:

кузова Иван Коваленко — светловолосый,

товорил; ‘что ‘его противниюу просто ве-

:

ВЫПОЛНИМ

КРЫЛ

и

[Omema w eepeot

menépHol Intypmosol OpuragEr, repou  Cmo-
ленска, славные юноши в серых пгинелях,

Pee

От военного корреспондента
«Комсомольской правды»

— Bor и <былось “To; что  грезилось an :

нам в неуютные дни осени 1941 года.

Тогда, виервые собравшись у прихлорож- до ‘тероев! Далеко, как лопале до пуле-

мёта...

Часть была занята военным обучением
личного состава. В то же время она начала
нести боевую Оу, *

Уже в ночь на 7 октября 1941 года
часть поставила порвые 900 мин. (Впослед-
ствии узнали, что н® этом минном. поле,
помимо автомашины, подорвалея призем-
лявшийся ненароком транспортный с3м9-
лёт с немецким генералом). .

Враг подступал к Москве, Нужно было
иметь крепкие нервы в те дни, чтобы не
растеряться, не упасть духом!

Зимой юноши по ночам расвладывали
костры на снегу. спали кучкой около от-
ня. Чтобы кто-нибудь не обгорел, они по
очереди дежурили, Постепенно они пости-
гали великое солдалекое. искусство — при-
житься на’ голом месте, обсущиться без
печки, заштойать олежду. изготовить обед.
Микола Моргун и Иван Коваленко. варили
кашу в общем котелке, спали рядком под
двумя шинелями. Они — бойцы одного от-
деления. ‘

Жизнь у костров--—— так можно назвать
эту первую главу из истории добровольче-
ской комсомольской части.

©
Война без выстрелов

Так назовут вторую главу истории. До-
бровольцы. на опыте постигаяи всю зна-
чимость. своей профессии, В самом деле,
если бы не было сашёрной лопаты и са-
пёрного топора, если бы не было людей,
умеющих снимать мины, наши армии не
смогли бы пройти через поле боя, цеемгот-
‘ря Ha самое мощное вооружение. `Целые
районы, уже освобождённые от врата, бы-
ли бы похожи на сказочное спящее цар-
ство, Tak как всё’ движение в них было
бы парализовато:

Зимой комсомольская сатёрная` бригада
получила боевое задание разбухить одно из
таких. спящих царств: разминировать один
только что освобождённый район.

Юноша в серой шинели взялея за дело.
Вот он идёт по полю с миноискателем.
Воет вьюгз. Юноша осторожно водит сво-
им чудесным прибором, опускается на ко-
лени и начинает рыть снег. Он разгребает
снег руками, пропускает его между паль-
цами осторожно, чтобы попавший под ру-
Ry взрыватель не сработал. Так он ведёт
борозду 10—20—50 метров. Если обна-
ружена первая мина, начинается раснтиф-
ровка и разграждение всего поля. Время
от времени юноша согревает руки’ своим

ем...

Другие групий в это самое время отро-
или временные и в ые мосты сре-
ди отвесных окал — в Чегемеком ущелье,
в Нальчике, на Тероке. Без специальных
приспособлений они подняли со дна Тере-
ка стальные фермы взорванного моста
Горели костры на берегу, отражаясь в
свинцовой пыли бегущей реки. Стоя по
пояс, по грудь в ледяной воде, комсомоль-
цы воздвигали устои. Время от времени
они выскакнвали на берег и, разувигись,
сушилиюь, грелись у костров, потом опять
шли в воду. Подойдёт к берегу грузовик,
ощупает лучами света, попятитея, при-
умолкнет, a Ha берегу стучат топоры, зве-
HAT пилы, порой сльлпится песня...

Вместе с наступающими войсками ком-
сомольская бригада двинулась теперь на
запал. К весне она возвратилась в преде-
лы Украины. Здесь комсомольцы всё чаще
сопровождали в наступлении танки, про-
вкладывали для них путь через минные
поля. На’ реке Бахмутке, едва пропустихи
танки, начался. ледоход. Мост трешал и
качалея. Микола Моргун со своими друзь-
ями стоял на мосту и багром отталкивал
льдины. Другие опускались на вербвках
на лёд и взрывали заторы аммоналом.

За два года комсомольцы-сапёры  по-
строили на линии бобв мосты общим про-
тяжением свыше: 3 километров, проложили
10 километров деревянных дорог, сооруди-
ли 2 тысячи фортификационных сооруже-
ний, изготовили 99 тысяч мин и сняли
64 тысячи вражеских мин.

Но, как бы ни были огромны
работы, каким бы риском они ни. сопро-
вождались, всё же комсомольцев не остав-
ляло ни на миг страстное желание встре-
титься с врагом грудь с грудью, померять-
ся с ним силами в смертельном бою. И,
проложив дороту танкам через минные
поля, проложив путь пехоте через прово-
лочные заграждения, комсомольцы мечта-
ли, как бы самим принять Участие в
штурме вражеских укреплений.

„Штурм
_ Идя на штурм, юноша в серой шинели
теперь знает свои силы. В нём живёт вы-
сокий и гордый дух героев прошлых вре-
мен. Бригада окрепла в боях: У неё свой

самих себя‘и не верили. А сегодня на-

— Два года назад

Лязгая гусеницами танков, отравляя BO3-

Haute ‘полки отходили, сдерживая этот

с глобусами подмышкой. Матери

В этом людеком потоке часто можно бы-

юноши опраацивати, как

Это веё были добровольцы. Они поки-

Вот коротко история одного добровольша.
Крестьянский юноша Микола Моргун,

ве, отды-

В небе нелотово зудех вражеский само-

_ Тотчаю в окне показалась взлохмачен-

Класс поднялся и затудел. и
— Ловольно ждаль! Пошли! Довольно

Простивигись ‘© ‘учительницей, ‘они по-

Теперь она робко

— Миколынька, ты у меня последняя

Глядя в сторону и стараясь скрыть вол-

— Не обижайтесь, мамо, д только
ждать я ne можу. Вы ж не схотите, чтоб
я стал презренный себе самому...

Вечером он уезжал ‘на грузовике по тфя-
ской дороге. Рядом с ним сидел в уголке

худенький, отройный юнопла, вын местно-
го бухгалтера. Они были друзьями, вместе
ходили купаться, играли в шахматы, при-
чём Иван выигрывал, и Микола,  серчая,

зёт. як скаженному,

Весной Иван канчил школу...

— Hy, как твой университет?— стро-
сил Микола, когда они устроились в гру-
зовике, сели на кофточки, прижаюмиись
друг к другу. ‘

— Да вот будем учиться вместе, — от-
ветил Иван.— Ты теперь догнал меня.

Они прибыли в только что сформирован-
ную добровольческую часть. Эта часть бы-
ла создана по `0с0бому решению в резуль-
тате настойчивого ходатайства комоомоль-
ских организаций Украины. Составлялись
списки. Командование старалось не разлу-
чать друзей. Так и подбирались роты—о-
та мелитопольцев, рота запорожцев, рота
парней из Днепропетровска.

Юнопги были несколько опечалены тем,
что часть эта сатёрная. Солдаты из дру-
гих чаетей говорили им в утешение, что
и сапёры. своей работой помотают победе в
бою, Но. юноши горячилиеь: :

— Вт и давай!.. Я пойду с винтовкой
убивать немцев. & ты ковыряй лопатой.

Вее они были романтиками! Уж если
война — ‘так, чтобы каждый сию же ми-
нуту совершил подвиг,

Теперь многие думали: далеко же чам

снимках: слева бойцы подразделения старшего
Фото военного корреспондента «Комсомольской правды» И. ШАГИНА,

НАШУ

все эти   0}

НОВ

КЛЯТВУ!

Сис

стиль, у. неё опыт, навопленный в пролоа
жение двух лет.

Тихая, лунная, с морозцем ночь, Впереы
ди. взлетают ракеты. На шитурмовизах. вле
чего лишнего — автомат, граната, пох,
Мины с гулким  кряхтением comarca no
обе стороны тропинки. Они выпущены
вслепую. На кустах -— «едина  изморюл,
Лопаты. беззвучно вонзаются в сырую
землю, Укрепления противника раззоданы,
Подотупы разграждены. Предстоит came
трудное — штурм.

Избирается высокий, наиболее укрет-
лённый . противником участок — 03050-
разный коридор между болотами. Шиури-
вать позиции на самых болотах было бы
легче, но захват их не привёл бы к. обще
му успеху. Ёлюч ‘к рубежу — эдоь, из
высотах. На рассвете начинается ато
готовка. Молодые бойцы приподнимаюмя
в своих. окопчиках. Взлеталот. зелёные р
коты. Ситнал атаки! Молодые бойцы пох.
нималются во весь рост. Они. штурмуют,

Вот уже 19-летний Михаил Артюшевк
бежит со своим отделением поверху, Нох.
цы пытаются сопротивляться. Комсохоль-
цы ломают сопротивление.

Вот открытая легковая машина выск-
чила из оврага, Пули остановили её. Bor
с гребня бьёт. прямой наводкой немецкая
пушка. Цепь игтурмовиков бесстрангно кз.
титея наротречу её снафядам. Чтобы ра
чистить 0030), немцы поджигают кучи 4
на. Укрываяеь за стеной дыма; подо
зают’ Борисе Миллионов и сержант Бухь-
стов. Немец досылает в казёнитк снах,
Раэдаются две автоматных очереди, 1
мец со снарядом в руках сползает пу до
окопчика.

Наци танки задерживаются, встретив» /

lich с новыми препятствиями, In 2,
группа сопровождения пвреправлт их че
рез ров, & цепь покалчится дальше, пе
следуя врага, наводя на него уж.

Перед бойцами, похдержаннетия сзавра-
ми, поставлена задача: пробить немецвую
оборону на глубину в 2 километр. №
т пройдено и 3, и 4, я 5 килем
ров

Навстречу выползают немецдиие танки,
Один из них заторелея. Другой подбит, ю
посылает снаряд за сварядом. Его цель —
труппа  сапбров-нерурмовиков.  Стаеени
только в победе! Сержант Дматрий №
окаль подползает вплотную к “немелкий
танку и, поднявитись, бросает в CTH
пороть грязи...

И cHopa цепь пгпурмовиков катит
вперёд, пробивая себе дорогу транатой, аз*
томатом, ножом.

В штурме участвуют и Микола Моргуя
и Иван Коваленко. Они вотречаюмя в
этот же день после боя и обменизаются
обычными солдатскими приветствиями:

— Жив?

— Жив!

Садятел на траву и закуриватют,

они изменились, как возмужал
Омуглый, г Микола. при
в Кости, выглядит‘ настоящим  богатырех,
Он теперь член партии и партийный 0
ганизалюр роты, Коваленко  попрежной
отроен и худощав.

— Да, брат, я уже на третий mpi
хотил,— говорит он.

Он раюоказывает, как убил в трение
вражеских миномбтчиков, как потом №
тнал грузного офицера.

бе везёт, как всегда — заметил
Микола, вспомнив ‘свои трыши В
шахматы. * ee

— А тебе?

Микола вынужден согласиться. чт I
ему ‚везёт. Славно это получилоеь, кота
он бежал по самому посбе 3a Hewat,
стреляя на ходу.

Покуривая. они вспоминают posse
Приазовье. Немцы изгнаны оттуда, н ск
ро должны быть письма.

* * *

Юнийа в серой  пгинели — гордость я
слава комоомола. Вот он отлыхает пос
боя в тесном своём земляном жилье, He
крывшись плащ-палаткой, чтобы немцы
пе увидели света. Он разложил у себя в
норе небольшой арий и греется, и 9-
шит одежду. Это его отдых, его уют.

Вот он пришёл на концерт = в сарай,
который один только и остался от целой
деревни: На воротах, брошенных. на землю
и заменяющих сцену, выступают артисты.
ни поют украинские песни. Юноша с5-
шает, и глаза ето влажнеют, «Мать-УК-
раина, мать-Родина, для тббя иду prs
всё, за тебя готов отдать кровь!» думает
он. Он знает, что Родина дорожит им 601-
ше всего из свете. Пусть не наряден о
сегодня, пусть шинель его видела всяк
виды и пилотка не раз служила и подут
кой и полотенцем. Но может ли быть иа-
ряд краше солдалекого?

Для него. солдата, учёные проникают в
тайны непознанного, для него бережбт Ро
Дина ве сокровища искусств. Он сын и
опора Родины, её гордость и её надежде

ев питомец и её спаситель.

С. КРУШИНСКИЙ.
Действующая армия.

А

eh

01s

~ a *