BS

Заявление Кордэлла Хэлла

ВАЩИНГТОН, 10 ноября. (ТАСС), Госу-
дарственный секретарь США Xana после

прабытия на вашинстонский аэродром, где
его приветствовал Рузвельт, сделал предста-
вителям печати следующее заявление:

«Во время нашей миссии за границей мы
пользовались исключительной стобезностью,
гостеприимством и pec! В продолже-
ние двух недель к в Москве ра-
батала как единое целое в атмосфере взаи-
мопонимания, дружбы и сотрудначества. Мы

пришли к соглашению о широкой основной
программе международного сотрудничества.
Эта программа предусматривает ускорение
победы над державами оси, а также сохра-
нение мира и. содействие благосостоянию
людей во всем.мире после войны. Я полагаю,
что наша страна и другие миролюбивые стра-
ны имеют огромные возможности воспользо-
валься программой политики, выработанной
Ha Московской конференции. Я совершенно
убежден в том, что они воспользуются этой
возможностью:

Московский пакт—огромный шаг вперёд

в мировой истории

Выступление Дональда Нельсона на мытинге в Мэдисон-Скзер-Гардене

НЬЮ-ЙОРК, 12 ноября. (ТАСС). Высту-

жилищ на работу, полные бодрости, чтобы
производить материалы для своей любимой

Митинги в США всвязи с

десятилетием установления

дипломатических отношений между США и СОСР

НЬЮ-ЙОРК, 12 ноября. (ТАСС). В свяэи
с 10-летием со дня установления дипломати-
ческих отношений между США’ и СССР ив
связи с 26-й годовщиной Великой Октябрь-
ской социалистической революции в различ-
ных городах США состоялось 50 митингов,
организованных Национальным Советом аме-

дружбы.

На митинге в Филадельфии присутствова-
ло около 2 тыс. человек. С речами высту-
пили председатель Конгресса`производствен-
ных профсоюзов Мэррей и сенатор Пеппер.

В своей речи Мэррей заявил, что он весь-
ма оптимистически оценивает результаты

Московской конферёнции трёх министров

изюстранных дел. Он подчеркнул необходи-
мость советско-американского сотрудничест-
ва как во время войны, так и после не.
«Героизм русского народа в войне, —сказал
он,— вызывает восхищение во всем мире.

То значительно более важное, чем` соглаше-
\ ние между великими державами. Это — вы-
ражение коренного желания народов Амери-
  ки, России, Англии и Китая теснее об’еди-
  ниться с целью найти лучшие пути для по-
  вимания друг друга, лучшие способы выра-
  зить свои общие интересы. Вот почёму этот
  великий пакт имеет такую большую силу н
  так глубоко взволновал весь мир. Между
русскими и нами существует не только проч-
ная основа для ‘установления хороших меж-
дународных отношений, но и необходимые
человеческие симпатии, . которые делают
возможной личную дружбу.
Всюду, где я побывал в России, я видел
очень много похожего на Америку в позиция
и’чувствах народа. Я неоднократно наблюдал
примеры твердой репгимости и высокого  мо-
рального состояния зчарода-пионера, `напо-
минающего американских пионеров, которы-
ми мы так гордимся. Я чувствовал незави-
симость мышления и храбрость, которые
принадлежат новому, а не старому миру. Я
  уехал из России, убежденный в том, что, как
  только мы будем лучше знать друг друга
и преодолеем языковый барьер, во всем ми-
  ре нельзя будет найти’ другие два ‘народа,
более способные завоевать уважение, вос-
  хищение и дружбу друг друга, чем русские
  и американцы.
  Ни’одно из качеств русского’ характера
не произвело на меня более: г. ого впе-

торыми они подходят к разрешению практи-
   г ческих проблем. Во время моих бесед с мар-
  шалом Сталиным, Молотовым и Микояном
  Я обнаружил у них такую прямоту и pea-
лизм, которые являются ‘отличительными
чертами успешно действующей администра-
ции. Еще до своей. поездки. в Россию я по-
нимал, что Соединенные Штаты и Россия
имеют все основания. для сотрудничества,
Мы не являемся соперниками на мировых
рынках, и обе страны` серьезно выиграют от
экономического ‘сотрудничества. Но теперь
я понимаю, что как по своему темпераменту,
так и с экономической точки’ зрения рус-
ские будут хорошими покупателями для Со-
единенных Штатов и хорошими . поставщика-
ми такого русского сырья, в. котором мы
нуждаемся. Русские, с которыми я встречал-
ся, понимают значение справедливых сделок
я твердого соглашения. Я признаю наличие
доверия, когда я вижу его. Во время моей
беседы со Сталиным он сказал мне: «Любое
  обязательство, взятое’на себя нашим прави-
  тельством, будет оплачено полностью; а не
символически». Такова, несомненно, позиция
русских, } i

В мыслях Сталина и всех руководителей,
с которыми я беседовал, я. не нашёл ника-
кого следа желания взести в заблуждение
других или самообмана. Я убежден; что мы,
американцы, как деловой народ, найдем ра-
зумных людей, с которыми мы сможем иметь
дело в этой обширной, мощно развивающей-
   ся стране. Я считаю, что промышленное бу-
дущее России обеспечено. Поскольку pyc-
ский народ уверен в этом мирном будущем
и стремится завоевать его, он. прилагает ca-
мые невероятные усилия для достижения
полной победы в войне. ,

Я глубоко потрясён тем, что я’видел в
разрушенном Сталинграде. Вряд ли Хоть
одна стена осталась там нетронутой, но  за-
роды уже работают в разрушенном городе,
и каждый день рабочие, главным образом
женщины, приходят из импровизированных

Красной Армии. Настойчивая цель русских   русские достигля эначительно болыних ре-
также видна в огромном промышленном раЗ- зультатоз, чем Фамые оптимистически на-
тя стей, расположенных К ВОСТОКУ   строенные люди считали! возможным».

от Урала. Там я видел, как много можно
сделать за короткое время благодаря об’е-
динённой воле сильного народа. Я — не во-
енный специалист, ‘но убежден, что, если
бы; в силу какого-то ужасного несчастья ;
‘нацисты завоевали hice Западную Россию,  JIOHILOH, 12 noaGpa. (TACC). Kax coo6-
русский народ оказал бы сопротивление к щает английское министерство авиации, в
востоку от`Урала и продолжал бы борьбу.   ночь на 12 ноября самолёты «Москито» под-
Он производил бы материалы, работал’ и бо-   вергли бомбардировке ‘различные об’екты: в
ролся бы до тех. пор, пока в результате ши-   Берлине, Ганновере и’„Руре.  Продолжалось
роких промышленных усилий и военной до-   мичирование вражеских вод, Самолёты ист:
блести в конечном счёте, ему не удалось   ребительной авиации, атаковали аэродром. и
бы изгнать немцев из России, как он это де-   железиолорожные об’екты во Франции
лает в настоящее время. Сибирь показалась   Голландии. 7 бомбардировщиков и один ист-
мне страной неожиданных богатств и потен-   ребитель не вернулись на базы.

циальной промышленной мощи. Мужчины и лондон, 12 ноября. (ТАСС), Как пере-
женщины Сибири сильны духом и телом. даёт агентство Рейтер, район Канн подверг-
Они с болышим интересом относятся к раб9-   ся одновременному налету самолетов северо-
те и производят мощное вооружение в боль- африканской авиации и английской бомбар-
шом количестве. Русские первые признали, дировочной авиации, базирующейся на Анг-
что они намного отстают от. Соединённых   ик, hs ‘ ‘

Штатов в отношении промышленного произ-
водства. ‹ Они. восхищаются американским
техническим искусством; а также качеством
и об’ 6мом ‘нашего производства. Они ‘очень
интересуются американским военным  произ-  . Е:
BOICTBOM H aches оценивают ту роль, ко-  Маленький „тихий городок. Таких ‘во
торую американские военные материалы сы-   Франции ‘множество Зелёные ‘улицы, уют-
грали в их борьбе. Но они и сами сделали   ные, потонувшие ‘в `виноградниках домаки.
очень многое, и мы, в свою очередь; должны  Дни в городе шли неторопливо, всегда
восхищаться. Они с изумительной энергией   одинаково, ‘с долгими, разговорами за Be-
быстро построили для своей страны необхо-   черинм кофе об урожае, о Пре вся-
димые промышленные предприятия, которые   кой всячиче, О том, что мадам Лесанж
дали им возможность с нашей помощью от-   продаёт мельницу, а старый Дюклэ` соби-
бросить назад во всех пунктах непобедимые,   Рается . жениться...
по общему мнению, о армии. На-  Однажды утром в город пришли немцы.
блюдая изумительные достижения военной   День,. когда Мадлен впервые увадела мар-
промышленности Россни, я был удивлён глу-  ширующих по улице ‘германских солдат,
постью германских руководителей, которые  был одним из самых. страшных во ‘всей
продолжают борьбу. против решительно пре- её восемнадцатилетней жизни, Она поня-
восходящих сил, которые все возрастают.  Ла, Что случилось несчастье, огромное, не-
Я не думаю, чтобы нацистское верховное   ПОправимое и нелепое. Именно нелепое —
командование могло иметь какую-либо рое- Так удивительно не шли к зеленым мярным
альную надежду, во если у них есть хоть  УЛицам топорные фигуры немецких солдат,.

Налёт английской авиации
на Берлин и Ганновер

` Мадлен

какая-нибудь надежда, то тем большим бу-
дет. их разочарование,
Американское военное производство важ-
нейших военных предметов достигает ново-
го уровня, В настоящее время одна наша
страна производит военные самолёты на
уровне ста тысяч машин в год, значитель-
вая часть которых — тяжелые бомбардиров-
щики того типа, которые в настоящее время
бомбят города Германии. Учитывая то, что
русские делают на Восточном фронте и что
делаем и будем делать мы и наши англий-
ские союзники в Западной Европе, герман-
ский‘нарол окажется разбитым и раздавлен-
пым до такой степени, которая превзойдёт
его самые ужасные опасения, если он не
предпримет энергичных действий для того,
и от безумия ‹ нацизма. Я
возвратился из своей поездки с твёрдой ве-
рой в будущее России, убежденный в той
пользе, которую это будущее даст всему
миру, в том числе и нам самим, Я. считаю,
что, как только мы одержим победу и война
останется позади, в отношении друг друга
нам уже нечего будет опасаться, кроме по-
дозрений. Как только мы’ будем работать
в сотрудничестве с другими Об’единёнными
нациями с целью, производить 1
повышения жизненного уровня
в мирной обстановке, мы окажемся на пути
к достижению нового уровня процветания
и болышего удовлетворения человеческих
потребностей, чем мы когда-либо знали.
Вместе с вами я приветствую московский
пакт, который является. огромным шагом впе-
рёд.в мировой истории».

Сенатор Коннэли о Московской конференции трёх министров

ВАШИНГТОН, 12 ноября. (ТАСС). Пред-

седатель сенатской Комиссии по иностран-   об

ным делам Коннэли выступил. с ‘речью по
радио, передававшейся по всей стране. В
этой речи он охарактеризовал Московскую
конференцию трех министров иностранных
дел как историческое событие, которое
двигает вперед дело победы и мира. Кон-
ференция, сказал он, представляет собой
«благоприятное  предзнаменование об’еди-
ненных усилий по созданию и поддержа-
нию органа для предотвращения агрессии
и сохранения всеобщего мира». Хэлл, Иден
и Молотов, сказал Коннэли, «вселили в
мир новую надежду, а агрессорам внушили
новый ужас и тревогу».

По словам Коннэли, в высказываниях се-
ната, радио и печати отразилось искреннее
одобрение американским народом решений
Московской конференции. Декларация 4 го-
сударств по вопросу о всеобщей безопас-
ности является главным документом . кон-
ференции. Она ободрила народы Об единен-

ных наций.

ОТКРЫТИЕ ПЕРВОЙ СЕССИИ СОВЕТА АДМИНИСТРАЦИИ помощи

Коннэли заявил, что Хэллу была известна
щая формулировка так’ называемой` резо-
люции Коннэли еще до ‘от’езда в Москву,
а в Москве он получил по телеграфу ее
окончательный текст и знал, что подавля-
ющее большинство сенаторов выскажется
зз нее. Коннэли защищал первоначальный
проект резолюции и указал, что 4й  пункт
московской декларации включен в резолю-
цию для того, чтобы выразить одобрение
общей московской декларации и продеёмон-
‘стрировать, единство целей союзников.
Связь между Московской конференцией и
резолюцией сената иллюстрирует, ‘по’ сло-
вам Коннэли, «гармонию между взглядами
исполнительной и законодательной власти
по основным вопросам послевоенной поли-
тики». Далее Коннэли дал краткий обзор
трех других документов конференции. По
его словам, декларация об Италии свиде-
тельствует о том, что «раковая’ опухоль
фашизма и нацизма... отпадет под ножом
хирурга».

й ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБ’ЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

АТЛАНТИК СИТИ, 12 ноября. (Спец,
корр. ТАСС). 10 ноября здесь открылась
первая сессия Совета администрации помо-
щи и восстановления Об’единённых наций
(ЮНРРА). Во вступительной речи член со-
вета от США помощник государственного

секретаря Ачесон заявил:
   «Как представитель правительства, у ко-
’ торого данный совет находитсяхв гостях, я
  ямею большую привилегию и честь привет*
  ствовать представителей 43 наций, участ:
вующих в этой офганизации Об ’единённых
наций. Мы собрались. для того, чтобы ‘пои:
нять меры, которые могут. сократить. дли-
тельность войны, но которые также долж:
ны вселить новые надежды людям, героиче-
  ски сопротивляющимся во всех оккупиро-
  ванных странах, а также оказать им быструю

}

]
}
$
}

и эффективную помошь после освобожде-
НИЯ>.

«Основная задача этой администрации, —
сказал далее Ачесон, — заключается втом;
чтобы оказать помошь освобождённым. рай-
онам по удовлетворению неотложных нужд
с целью помочь ‚им пережить пернод между
окончанием эксплоатации их противником и
восстановлением собственного производства
для своих нужд». Ачесон отметил, что
«внимание и время работы этой сессии не
пропадут даром, если они будут направлены
на обсуждение этих непосредственных нужд
вместо обсуждения нужд более отдалённо-
го будущего» и что задача, стоящая перед
ЮНРРА, не может быть выполнена какой-
либо одной страной или небольшюй  группой
стран, а потребует об’единения ресурсов
стран, представленных в ЮНРРА.

ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ АНГЛИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ЛОНДОН, 12 ноября. (ТАСС). Как пере-
’ дает агентство Рейтер, в Лондоне офици-
  ально об’явлено о перемещениях в соста-
  Be английского правительства. Министр
   продовольственного ‘снабжения ‘лорд Вул-
  тон. назначен министром реконструкции и
  введен в состав военного кабинета, Мини-
CTPOM продовольственного снабжения вме-
  сто Вултона назначен Джон Льевеллин,
   министром. здравоохранения — Генри `Эрм-
  стон Уиллинк, министром-резидентом в Ва-
  шингтоне по поставкам —  Бен ‚Смит. Ми-

53089.

fH
1}
i

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды»,
учащейся молодёжи — Д 3-38-90; отдел крестьянской мол

нистр без портфеля Уильям Джоуитт назна-
чается представителем министерства ‘рекон-
струкции в палате общин и будет помогать
лорду Вултону.

Парламентским секретарем министерства
авиационной‘ промышленности назначен
Алан Леннокс-Бойд.

Король принял отставку Дафф-Купера с
поста канцлера герцогства Ланкастерского.
Вместо него на этот пост назначен Эрнест
Браун.

ской симфонии, ;

так неестественно звучала‘ здесь ‘чужая
отрывистая речь.

А потом потянулись тягостные дни не-
мецкой оккупации. Мадлен не ` узнавала

города. Люди ‘разговаривали тихо, › почтн
шопотом, три раза оглянувшись ‘вокруг,
прежде чем начать говорить. Ho слухи

ползли из дома в дом, невесёлые слухи.
Рассказывали о том, что вчера ночью сол-
даты ворвались ‘К тому-то, ‘взломали вин-
ный погреб, разграбили вещи; что такого.
то вчера отправили в, тюрьму, а‘ тех-то
увезли в Германию’ на работу. И что ни
день, то всё более тревожными становн-
лись эти слухи. Едва заходило солнце,
жители прятались по домам, и ‘улица, на
которой‘ стоял дом Оливье, прежде одна
из самых людных, пустела. Мадлен  по-
долгу смотрела на неё из своего окна и
не узнавала. Казалось, город сразу поста-
рел на много-много лет, как будто подме-
нили его. Но самое страшное было в том,
что это всё-таки был он, её родной город.
Всё так же за окном весело сбегали ‘под
гору хорошенькие светлые домики, и жи-
ли в них всё те же с детства знакомые
люди, но только теперь они не были боль-

ступали слёзы, а в груди поднималась го-
рячая ненависть.

Неожиданно в тороде появились листов-
ки. Проснувшись однажды ‘утром, жители
увидели белевишие на заборах и стенах до-
мов продолговатые листки бумаги. Никто
не знал, откуда они берутся ‘и кто их Tue,
шет, но листовки стали появляться: каж-
дый день. ]

Есть ‘художники, одно имя которых вы-
зывает в воображении целый мир’ поэтиче-
ских образоз, ‘давно любимых; но’ никогда
не утрачивающих обаяния красоты и силы,
Это — художники, чьё. искусство является
незримым, постоянным и верным спутником
нашего бытия — в дни радости и в дни тре-
вог, в часы напряжённой деятельности и в
часы досуга.  Это“—
художники, чье искус-
ство неот’емлемо от ду-_
ховной жизни всего на-
рода.

Таков именно Чайков-
ский, ‘гениальный рус-
ский. композитор, автор
«Евгения Онегина», ‘«Пи-
Koso дамы», Патетиче-

Пятьдесят лет тому
назад оборвалакь жизнь
этого. замечательного му-
зыканта. Но  популяр-
ность и слава его в ши-
рочайших массах не
только He померкли, но
растут и крепнут‘с каж:
лым годом. И, пожалуй}
никогда. ещё. творчество
Чайковского. не было
так близко и дорого на-
роду, как ныне, 5

Чайкозский завоевал горячую любовь и
всенародное. признание упорным, целеуст-
ремлённым творческим трудом, раскрывшим
всеоб емлюшую силу и глубину его хуло-
жеёственного дарования. В этом. отнощения
вся ‘жизнь Чайковского, исполненная высо-
ких помыслов и благородных стремлений.
являет собою пример нстинного служения
народу.

Когда Игорь Грабарь, в то время молодой,
художник. высказал в беседе с Чайковским
мысль, что «гении творят только по вдохно-
вению», великий композитор возразил ему:
«Ах, юноша, не говорите пошлостей... Влох-
новения нельзя выжидать, да Н одного
‚его недостаточно, нужен прежде всего труд,
труд. и труд. Помните, что даже человек,
одаренный печатью гения, ничего не даст
не только великого; но и среднего, если
не будет адски трулиться. И чем больше че.
ловеку дано, тем больше он’ должен тру-
‘диться...»

В этих словах выражен руководящий
принцип многосторонней деятельности Чай-
KOBCKO@O,

д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный — Д 3-30-56;
одёжи — Д 3-38-33; отдел литературы и искусства — Д 3-31-94;

военный отдел — Д 3-36-24; писем —Л 3-30-69;

Сенатор Пеппер в сзоём выступлении так-
же подчеркнул общность национальных ия-
тересов США и Советского (Союза. Он orme-
тил ‘большое значение длительной бофьбы
Советского Союза за коллектизную безопас-
ность и международное сотрудничество и
призызал общественность поддержать реше-
ние сената США о включении в резолюцию
Кониэли 4-го пункта декларации 4 госу-
дарств по вопросу © всеобщей безопасности,

Митинг получил приветствие от замести-
теля государственного ‘секретаря ^° США
Стеттиниуса, тредседателя американской фе-

дерации труда Грина и. других. «Мы мо-!:

жем,—-говорится в приветствии Стеттиниу-
са,—-—с. уверенностью надеяться на эру тес-
ной дружбы и сотрудничества. не только в
‚обеспечении победы в войне, но и в плани-
ровании мира». Стеттиниус пожелал митингу
«наилучших ‘успехов в важной Ффаботе по
укреплению ‘советско-американской друж-
бы».

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 12 ноября. (ТАСС). Штаб
 войск союзников в Северной Африке сооб-
щает, что ввиду плохой погоды и произве-
  дённых противником ‘разрушений на’ фронте
‘английской 8-й армии операции. ограничива.
‘лись действиями патрулей. Части. американ-
 ской 5-Й армии в ряде мест несколько про-

двинулись вперёд и продолжали отбивать

и непрерывные контратаки немцев. Захвачены

пленные. i

! ноября истребители-бомбардировщики
и истребители, входящие в состав. военно-
воздущных сил. Северо-Западной ‚Африки,
совершали налёты на артиллерийские пози-
ции, поезда, мосты, склады боеприпасов и
моторизованный транспорт в районе’ боёв.
Был подвергнут’ также бомбардировке хи-
мический завод’в Бусси (вблизи Пополи).

Флшивье

„«Выше голову, друг! Смелее на борьбу
с бошами,: за освобождение родины! Помни:
Франция ‚ждёт...»-— говорили листовки.

Немцы’ рыскали `по’ городу, устраивали
массовые аресты, расстрелы. (А листовки
всё продолжали появляться. Говорили, что
их пишут какие-то молодые люди. ‹

Стояла ‘тёмная сентябрьская ночь. Но я

в этой густой осенней темноте Мадлен
ясно видела дома, заборы, сады. Мадлен
торопливо ходила от дома к дому и быст-
рыми привычными движениями расклеива-
ла ‘листовки. Окна домов были темны, го-
род’ пал, словно ничего и, не случилось.
Словно это не ‘здесь, ‘на главной площади,
немецкий комендант‘ ‘расстрелял. сегодня
10: заложников. И скольких ещё расстре-
ляет завтра? Мадлен знала: за многими
стёклами сейчас плачут, Ей хотелось бе-
жать от двери к двери, стучать во все
‘окна и кричать так; ‘чтоб. услышали все;
«Французы! Что же вы спите? Каковы мо-
жете спать? Вставайте скорее, пока He
поздно, пока Франция не захлебнулась в
крови!..» Ho она тихо кралась по улице,
молча приклеивая листки бумаги,

Она oa перед’ покосившимся домом
месье Дюклэ и, приподнявшись на’ цыпоч-
ках, прикрепляла листовку. , «Стой!» Осле-
пительно жёлтый свет фонаря упал прямо
в лицо. Патруль.

— Ты что здесь делаешь?

Но в следующую секунду немец заме-
тил листовку. Мадлен хотела было бежать,
но солдат в упор выстрелил из ружья. Де-
вушка вскрикнула и прислонилась к стен-
ке. Солдат выстрелил снова, тело тяжело
осело на карниз. Тогда немец повернулся
и быстро пошёл. Через несколько ‘шагов
он обернулся. Освещённая жёлтым светом
второпях брошенного им на земле фонаря
тонкая фигура Мадлен казалась живой.
Ветер колыхал’ её‘ платье, и немцу почу-
дилось вдруг, что она идёт за ним, эта
дерзкая француженка, идёт по пятам. Он
выстрелил ещё раз, для верности. А sora
несли его против воли всё скорей и ско-
рей прочь по тёмным улицам чужого го-
рода. ЖЕ

Утром друзья нашли‘ окровавленное тело
Мадлен Оливье; , о

Близится час расплаты. В этот день
немцы ответят и за кровь молодой фрач-

цузской героини. ,
т 4 fh И. АНАТОЛЬЕВА.

Он выступил на поприще русской музы-
кальной культуры в 60-х годах прошлого
столетия как композитор, педагог, публи-
цаст и критик. Это было трудное время
в‘ жизни молодого, ещ8 никому неизвестного
музыканта, обуреваемого — возвышенными
идеями и стеснённого суровой нуждой, Но,
несмотря на лишения, он работал с энту-
зиазмом, со всем пылом
молодого художника,
влюбленного в искус-
ство. Творческий труд
стал его. жизненным
подвигом. Преодолевая
холодную. враждебность
равнодушных — чиновни-
ков.’ от искусства, ro-
речь непонимания окру-
жавшей его среды, тя-

желые неудачи. личной
‘неустроенной жизни,
Чайковский испытал

«мильон терзаний». Но
он любил жизнь, твердо
верил в ‚необходимость
‘своего творческого слу-
жения народу, родине.
И в напряженной жиз-
ненной борьбе он гово-
рил: «..моя вера в спра-
ведливый суд Будущего
непоколебима». Всена-
родное признание творческого гения Чай-
ковского подтвердило истнну этих проро-
ческих слов.

Вёрный заветам великого Глинки, Чай-
ковский выступил как убежденный нацио-
нальный композитор. Он всегда ‘искренно
преклонялся перед величием русского’
народного искусства. в котором видел
неиссякаемый источник подлинного вдохно-
вения и красоты. Он был гуманист и патри-
от в самом глубоком значении этих слов.
Поистине восторженной и чистой была его
любовь к ‘родине, к родной природе, к
родной русской’ песне, ‘одухотворившей все
«го’ лучшие творенья.

<...Я с детства, с самого раннего,— писал
Чайковский, — проникся ненз’яснимой красо-
той. характеристических черт русской на:
родной музыки; ..я: до страсти люблю

русский элемент во всех его проявлениях;

‚Я — русский в полнейшем смысле этого
слова».

ИЛринцип народности был неотделим для
Чайковского от принципа реализма. Он
искал правды выражения больших страстей’.

секретариат — Д 3-37-65 и Д 3-31-79;

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

ской, Киргизской, Таджикской и Туркмен-

}

Искусство мастера ——

‚ На тихой уляце  Алавердяна
з Ереване стоит дом, знако-
мый каждому в городе, Здесь
знаменитый ковродел ‚ Довлет
КАРАНФИЛЯН соткал луч.
шие своя ковры, известные в
стране по маогочисленным ре’
продудциям. С работами Ка:
-ранфиляна знакомы и за пре-
делами нашей страны. Его коз
ры неоднократно экспонирова*
лись на междупародных вы:
ставках,

Более триддати лет Дозлет
Каранфилян  ткёт козры, пе-
рейдя постеленно от простых
орнаментов к ам —
сложнейшей и кропотливой ‘ра-
боте. Художник-самоучка, он
сочетает мастерство тказа с
талантом художника. Kapan-
филян, делает сам весь ›ко-
— изготовляет
технические рисунки, разметку
по клеткам вязи, подбирает
окраску ворса, ткёт. Над порт-
ретным ковром Каранфилян ра-
‘ботает восемь-девять месяцев

Среди работ мастера особой
славой пользуются портреты
‹В: И. Ленина, И. В. Сталина,
Л. П. Берия, А. М. Горького. Во
время войны талантливый ковро-
дел выткал портрет товарища

вёр сложные

Сталина. Сейчас на большом ткацком станке натянуто полотио с незаконченныи
портретом Владимира Ильича Ленина, Над этим ковром художник трудится около
года` Размер ковра 135Ж175 сантиметров.

На снимке: ковёр с портретом Иосифа Виссарионовича ‘Сталина, сотканный
  Довлетом Каранфиляном, ;

Москва, Креиль-

Верховному Главнокомандующему
Mapwany Советского Союза

Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

Православная церковь Узбекской, Ёзззх- вии ‘и даровании полной‘ победы Bay op
Г гом, на алтарь защиты Родины и её Hor
чего роста приносим свои лопты oF can
отверженный труд — вс6 для разтрожз ве
навистного врата, веё для любимой Pow
ны и 65 расцвета.

Молитвенно поби Вам в-этот тень кио-
гая лета.

ской республик горячо приветствует Вас и
з Вашем лице Советское Правительство с
и а Великой Октябрь-
Сопиалистической Революции.
Праздничная радость, усугубленная бле-
стящими успехами нз фронте, налюлняет
сердца верующих чувствол тлубокой бла-
годафности, беззаветной любви и предан-
ности Родине и Вам. АНАТОЛИЙ, архиепископ ализ-
Вознося горячие молитвы о Вашем здра- атинский и казахстанский.
дд

ОТКРЫТИЕ ЗИМНЕГО СЕЗОНА КОНКУРС СТАТЕЙ
В ТЕАТРЕ ИМЕНИ ВАХТАНГОВА ОБ АНГЛИИ

Сегодня ‘’Московский государственный
театр имени Вахтантова в помещении фи-
лиала Художественного театра открывает
свой 23-й театралыный сезон. Москвичи уви-
дят спектакли: «Олеко Дундич» А. Рже-
шевского и М. Каца, «Фронт» А. К;

Е орнейчу-
ка‘и «Сирано де Берокерак»

СЕРГИЙ, епископ татшкентски}
и самаркандский.

Закончился организованный Антифашист-

ским комитетом советской молодёжи кон-
курс статей об Англии. В конкурсе уча.
ствовали три возрастных группы молодё-
KH, ‘ *
Среди тем, премированных жюри конкур-
са—®Почему я хочу иметь друга в Анг
лии?», «Что я хотел бы увидеть в совре-
менной Англии?», «Что мы знаем об исто-
рическом прошлом Англии?», «Современная
`техника в Англин», Английское киноис-
кусство» и другие. Интересные работы по
истории и литературе Англии представили
на конкурс московские школьники,

В работе жюри конкурса приняли уча
стие академик П. Л. Капица, профессор
А. В. Ефимов, генерал-лейтенант А. А.
Игнатьев, писатель С. Я. Маршак, д

наук генерал-майор Е,
Федоров. ‘

Все премированные работы направляются
Ачтифашистским комитетом советской мо-
лодежи в Англию. ]

у : Cs Е

NKOWEPHH COXPAHHJIH SHAMEHA

РОСТОВ-ДОН, 12 ноября. (Наш корр.).
Два года хранила паонерка 16-Й таганрог.
ской школы Галя Гуснова знамя тагалрог
ских железнодорожников. Это знамя сей
передал машинист депо станщии ‹ Тагаврог
Василий Ивзнович Решетнях после того,
как тяжко заболел, В первый же день осво-
бождения Таганрота Галя Гуснова передала

Э. Ростана.
В этих спектаклях заняты народные арти-
сты РСФСР Ц. Мансурова, Б. Бабочкин,
Р. Симонов, заслуженный деятель искусств
Б. Захава, ‚заслуженные артисты РСФСР
А. ‚ А. Горюнов, М. Державин,
А. Дикий, И. Толчанов и др.

—O---

МАСТЕРА СПОРТА У ШКОЛЬНИКОВ

БАРНАУЛ, 12 ноября. (Наш корр.). Ма-
стера спорта встретились с учащимися Бар-
наульской первой мужской средней школы.
На встрече присутствовали участник оборо-
зы Сталинграда, чемпнон Алтайского края
по штыковому бою Шурухин, мастер спорта
ватерполнст Гертиг, чемпионка Алтайского
края по лёгкой атлетяке Маслина, инструк-
тор стрелкового спорта Фактор, победитель
всесоюзных соревнований по рукопашному
бою Трифонов. Они рассказали учащимся‘ о
значении спорта в воспитании стойкости,
дисциплинированности, выносливости — ка-
честв, которыми должен обладать каждый   железнодорожникам сбережённое ею знамя,

‚ Второе знамя одного из предприятий со-
советский юноша, об участии наших спорт-
сменов в Отечественной войне с немецкями хранила пнонерка 12-й школы Галя Рябн.

операм последние

отделов пропагапды и агита
иллюстрации — Д 3-30-22; бю

захватчиками.

н болыших идей; Он неустанно стремился
к «поэтичности, человечности и простоте»

искусства. Его музыкальная фечь,

проник
нутая задушевной теплотой русской песен-

ности, захватывает и` покоряет слушателя
своей взволнованностью, искренностью н
it дственностью.

Чайковский обладал редким даром: воз-
вышать самые простые задушевные мело-
дни до больших философских обобщений

драматически напряжённого симфонического

развития — и в операх, и в ийструменталь-

ных композициях, и в широкозвучной во-

кальной лирике. А это беспримерное ма-
стерство, это умение правдиво и просто
раскрыть богатый и сложный душевный
мир человека определило огромную силу

эмоционального воздействия музыки Чай- обра

ковского.

Когда Лев Толстой услышал в концерте
энаменнтое <Анданте» из первого струнного
квартета Чайковского, он под наплывом
чувств разрыдался. Это было одно из пер-
вых признаний могучего дара музыки Чай-
ковского. Впоследствии другой великий
русский писатель-—Антон Чехов, посвящая
Чайковскому свою книгу рассказов («Хму-
рые люди»), писал брату композитора: «Я
готов день и ночь стоять почетным карау-
лом у крыльца того дома, где живет Петр
Ильич,— до такой степени’ я уважаю его,
Если говорить о рангах, то в русском ис-
кусстве он занимает теперь второе место
после Льва Толстого...». }

Творческий дар Чайковского был всеоб’-
емлющим. Он раскрылся с удивительной
полнотой ‘буквально во всех жанрах музы-
кального искусства. За тридцать лет энер-
гичной и плодотворной деятельности Чай-
ковский создал десять опер, три балета,
семь симфоний (включая «Манфред»), шесть
крупных. программно-симфонических произ-
ведений, сюиты, концерты, увертюры, кан-
таты, камерные’ ансамбли; свыше ‘ста -ро-
мзнсов, множество разнохарактерных ин-
струментальных  пьес. Круг тем, волновав-
ших творческое воображение комлюзиторз,
был очень широк и разнообразен. Поэти-
ческие образы и характеры Пушкина’ и
Байрона, Гоголя и Шекспира, Гофмана и
Данте вновь’ ожили в музыке Чайковского,
в его операх, балетах, симфонических фан-
тазиях.

„Глубоко знаменательным и исклюзитель-
но плодотворным было обращение Чайков-
ского к поззии горячо любимого им Пушки-

сюжеты — «Евгений Онегин», «Мазепа» и
«Пиковая дама», так же как и близкие этим
три симфонии Чайковзско-
го (особенно иестая—«Патетическая», кото:

nun — JI 3-37-22; комсомольской жизни —
ро стенографии — Д 1-04-76 и 7 3-35-20.

нина. Она прятала его в сарае, в трубе, з1-
капывала под стенку дома,

И

РУССКИЙ ГЕНИИ

К 50-летию со`дня смерти П. И. Чайковского

рую так любил Ленин), принадлежат 6ес-
спорно к числу величайших шедевров мчро-
вой музыкальной классики. `

Здесь сказался могучий талачт Чайкое-
cxono-, ‚ Чайковского-симфониста.
С потрясающей снлой реалистической вы-
разительности раскрыл он в этих произее-
дениях суровую правду жизненной борьбы
человека, воодушевлённого благородными
чдеалами ‘возвышенного и прекрасного, В
этом, в сущности, и состояла философско-
поэтическая идея, гениально воплощённая в
значительчейших музыкально-драматиче-
ских произведениях Чайковского. Все ой
наполнены живым песенным лиризмом, тах
хорошю оттеняющим характеристики героез
и драматическое развитие сюжета. Все о
щены к народу, в котором композитор
черпал и жизненную мудрость, и силу твор
ческого вдохновения. «Опера, — писал оя,—
имеет то преимущество, что даёт возмож
ность говорить музыкальчым языком масс».
Живая связь с шарокой массой ей,
с народом была насущной потребностью
Чайковского. Он выразил это в известных
словах: «Я желал бы всеми силами души,
чтобы музыка моя распространялась, чтобы
увеличивалось число людей, любящих её,
находящих в ней утешение и подпору»,

Со ‘всей страстью художника-патриота
Чайковский верил в прекрасное будущее та-
лантливого русского народа. И силою своем
творческого гения он обессмертил велича-
вые образы варода в ярко-праэднизчых фи
налах Второй и Четвертой симфоний, в исто-
рической кантате «Москва», в торжествея-
HOH увертюре «1812 годз, в’ великолепных
жанровых сценах своих опер («Enresuli
Онегин», «Черевички» и др.). Вдохновен-
пые странацы музыки Чайковского посвяще-
ны картинам русской природы, `печальчая и
строгая красота которой так волновала ум и
сердце композитора,

Путь Чайковского был труден, ибо высо-
кие идеалы правды и красоты, питавшие его
творчество, находились в ос
речии с современной ему жизнелной дейст
зительностью. Мучительное ощущение этого
разрьза* межлу чаемым и реальным, между
миром поэтической мечты и тяпостной дей-
ствительностью было источником глубоках
страданий художника. И это нашло своё
выражение в трагических мотивах его uy:
зыки. Но он не искал спокойного примире*
ния. Повествуя правду жизнн, он эзал к
борьбе, он непоколебимо верил, что в борьбе
будет завоёвано счастье человека. Прекрас:

ную мечту об этом счастье он воплотил в
на. Три оперы Чайковского на пушкинские

музыке, написанной кровью сердца,
Этим велик Чайковский,
Георгий ХУБОВ.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ _

Д 3-37-29; отдел

Изд. № 772.

ДУ