у“
fe
of

. Он делает это нарочно, «на
потеху». приспособляясь к вкусам
Васи Вожевятова. Он знает, что дол-
жен сментить хозяев. Он — шут. Но
даже в нем. в этом жалком, опу-
стивигемся актере. нашелшем «исти-
Ну в вине», и в нем живет тоска по
лучшей жизни и стремление выр-
ваться из жестоком мира, в котором

-Не случайно Лариса, Карандьыттев
и Робинзон воплощают основную
мысль спектакля. В этом был сов-
нательный замысел режиссера, сде-
ларитего центральным мотивом спек-
такля тему человеческого достоинст-
ва.

Значительно менее удачно испол-
нение роли Паратова заслуженным
артистом РСФСР С. Муратовым. В
нсм нет блестящего барина, кутилы
и себялюбца, как характеризовал
Паратова К. С. Станиславский в сво-

Робинзона играют‘

На фронт.

*
T. JIEHOBJIb

Изречение Вольтера «история есть
только список преступлений и бед»
поставлено эпиграфом к одной из
заключительных глав «Старой Ан!-
лии» Евгения Ланна. Значит ли это,
что и по мнению Ланна история —
только список преступлений и бед?
Вряд ли.

Впрочем, нас” занимают здесь He
теоретические воззрения писателя,
& его произведения. ;

Один из виднейших наших исто-
риков — академик Е. В. Тарле два-
жды высказывался в печати по пово-
ду романа «Старая Англия»—в «Ли-
тературе и искусстве» и. в «Историче-
ском журнале». Однако в обоих слу-
чаях, к сожалению, он воздержался,
по его собственному выражению, от
«сколько-нибудь подробного  крити-
ческого анализа». Между тем такой
анализ не только желателен но и!
необходим. Ссылки ня хорошее зна-
комство писателя с первоисточннка-
ми. самой по себе недостаточно.

Итак, обратимся непосредственно
к роману.

В начале ХУШ века Англия совме-
стно с рядом других европейских
тссударств вела против Людовчка
ЖУ и ето союзников многолетнюю
войну за испанское — наследство.
Роман «Отарая Англия» посвящен
последнему периоду этой Botan —
ожесточенной борьбе партий в ан-
тлийском королеветве, результатом
которой явился Утрехтский мир.

В романе Ланна очень тщательно,
можно даже сказать, любовно они-
саны всевозможные” интриги, кото-
рыми так обильно уснащена была

их записях 1890г. Режиссер ставил
перед актером задачу показать в Па-
ратове «волжского» барина, широту и
размах его натуры. Муратов переда-
ет это, но его Паратов слишком труб,
лишен того лоска, который характе-
рён для Паратовя. Мы слабо ощуща-
ем у Муратова и: лругую черту. важ-
ную для образа Наратова, — азарт
игрока, впособность к ствастному
увлечению, минутному порыву.

Надо еще отметить заслуженного
артиста РСФСР П. Карганова, соз-
‘давттего выразилельтую фигуру рас-
-CHETTURO-BTOUCTIEUISTO дельна.Кнуро-
Ра, Васлуженную ‘артистку РСФСР
А. Стрижову, ярко показавшую ог-
раниченное скопидометво тетки Ka-
рандышева, и Н. Лещинекую, вопло-
тившую образ хитрой и корыетолю-
бнвой «вловы средних лет» Хариты
Игнатьевны,

Декоративное оформление худож.
ника В. Кисимовя отвечает режис-
серскому замыслу спектакля. Осо-
бенно интересны декорации перво-
то акта, где художник, преодолевая
ограниченные технические  возмож-
ности, дает ощущение тлубины и
Дали в пейзаже Волги с широкими

дворцовая и парламентская хроня-
ка того времени. Широко разверну-
та картина взаимных полкопов и!
полвохов, на которые не скупились
ни виги, сторонники войны, ни тори,
сторонники мира. Книга Ланна дает
достаточно полное представление о
тех методах и приемах, при помощи
которых у вигов была вырвана
власть, а герцог Мальборо — полко-
водец, насчитывавший в своем акти-
ве немало блестящих побед, — был.
устранен с поста главнокомандую-
щего. }

Все ато, разумеется, не лишено ин-
тереса. Но у читателя, естественно,
возникает вопрос: каков был об’ек-
тивный смысл этой борьбы витов и
тори и что она в итове дала? Кто
оказался более прав. с точки зрения’
национальн :х интересов Англии и с
точки зрения исторического  про-
тресса—те, кто вместе с Мальборо
протестовали против сепаратного (и.
комнромисеного) мира с Июловиком
ХК/, или же те, которые добивались

и добились заключения мира? рек

`В конечном счете расценивать Утрех- :

текий мир — как акт веролометва!
или же как акт высокой государ-

песчаными отмелями и поросшими
кустарником берегами,

Спектакль «Бесприланница»х —
значительный успех  Саратовекото
драматического театра, свидетельст-

ском росте его кол-

вующий о творче
лектива.

Н. КО

ЗЛОВА

_ Русская.

классика

в театрах Татарии

Письжо из Казани

Смотр спектаклей русской клас.
сики внес большое ожавление в
творческую жизнь казанских Teat-
ров. :

Спектакли. Казанского драматиче-
ского театра — «Ревизор» в поста-
новке хуложественного руководителя
театра Е. Гаккеля, «Маскарад» (р8-
жиссеры В. Бебутов и Г. Ардаров)
и «Горячее сердце» в постановке
ГА. Дикого — прязнаны достойными
показа в Москве. Интересен спек-
такль Тюза «Шутники» (в постанов-
ке Е. Гаккеля), в котором участвуют
талантливая исполнительница роли
Верочки — арт М. Неменко-Боб-
ковская, арт. Болтунов (Оброшенов)
и А. Неменко-Бобковская (Анна Об-
рошенова). : 4

Менее удачно выступил Ha CMOT-
ре Татарскяй государственный театр
оперы и балета, показавший «Русал-
ку» и «Царскую невесту». Эти спек-
такли обнаружили слабый состав
хора и оркестра, а также низкую
профессиональную культуру вокали-

стот. Недостаточно квалифчцирован..

ное руководство театра за время
войны привело молодой коллектив
к творческому застою. В результате
бесплановой работы солисты Не бы-
ли загружены, и театр за полгода
показал единственный спектакль —
«Паяцы». Одним из худших  спек-
таклей здесь оказался.. «Евтений
Онегин». Сейчас руководство театра
обновлено, и принимаются меры к
творческому укреплению коллектива.
Слабо осваивает русскую класси-
ческую драматургию Татарский ro-
сударотвенный академический театр.
Он не сделал практических выводов
из межреспубликанского театрально-
го совещанчя, происходившего в Ka-
зани Е феврале 1943 года. За этот
год театр не сумел поставить ‘ни
одного спектакля русской классики
и к смотру пришел с пустыми рука-
ми. Выбор пьесы («Борис Годунов»
был сделан непродуманно, без учета
возможностей театра. В настоящее
время театр готовит «Грозу» Остров.
ского,   :

Островского «Волки и овцы»,

`Хровика

- . смотра.

Куйбышев, В театрах г. Куйбы-
шева закончился смотр спектаклей
русской классики. Драматический
  театр им. Горького показал «На дне»
`в постановке М. Маламуда и «Волки
и овцы» в постановке В. Вильнера.
Театр оперы и музыкальной коме-
дии подготовил «Снегурочку» (ре
жиссер И. Просторов). Спектакли
были тепло приняты зрителями.

Челябинск. Челябинский  драма-
тический театр показал  подготов-
ленную к смотру спектаклей русской
классики премьеру -=Три `сестры»
Чехова. Работа постановщика худо-
жественного руководителя театра
Э. Краснянского и ‘актеров получи“
Ла высокую оценку.

Новосибирск. На смотре постано-
вок русской классики Новосибир-
ский областной драматический театр
«Красный факел» показал комедию
«Ис-
панцы» Лермонтова и «Зыковы»

Горького. В обсуждении спектаклей
приняли участие режиссеры. тват-
роведы, критики. —

— Цифры и факты

© К участию в смотре спектаклей рус-
ской классики, организованном Упвавле-
нием по делам искусств при СНК РСФСР,
допущены наиболее крупные театры
республики. Смотр проходит в 31 театре:
в программе смотра — 295 спектаклей,
Репертуар смотра включает ие
к лассиков — ‘T=

дений русских к И

ровского. Горького. Гоголя,

Чехова, Сухово-Кобылина, Лермонтова.
Л. Толстого. Туртенева, Фонвизина.
А. К: Толстого.

© В центре творческого внимания те-
атров наиболее аначительные проиаведе-
ния русской драматургии, такие, как «Го-
ре от ума». «Ревизор», «Бееприданница».
«Егор Булычев». «Маскарад».

© Смотр вызвал новый интерес  т6-
атральных коллективов к богатствам
русского классического наследия. Он
воскресил на подмостках TeATDOB не-
сколько редко идущих; незаслуженно
забытых произведений: «Дядя Ваня» Че-
хова. «Месяц в деревне». «Нахлебник» и
«Провинциалка» Тургенева. «Козьма Ми-
пин», «Дикарка» и «Красавец-мужчина»
Островского, «Чудаки» и «Старик» Горь-
кого—в драме. а в оперных театрах —
«Орлеанская дева» и «Опричник» Чай-
ковекого, «Алеко», и «Скупой» Рахмани-

.  нова, 1

© Рядом с виднейшими мастерами рус-
ской периферийвой сценьт в смотре ппи-
нимают участие и молодые силы совет-
ского театра. Юная актриса Казанского
театра Е. Лисецкая играла Парашу в
«Горячем сердце» и Нину в «Маскараде»,
молодой артист ‚этого же театра Н. Спи-

ридонов - Хлестакова в «Ревизоре» п
Звездича в «Маскараде». i

{3 Старейший мастер русской сцены —
народный артист РСФСР Н: Собольщи-
ков-Самарин. заново поставил «Мещане»
Горькото—спектакль, не сходящий со
сцены Горьковского театра драмы в те-
чение 15 лет. Сейчас он работает над
постановкой «Бедность не порок» Ocr-
ровского, ь

© Народный артист РОФСР. И. Слонов
поставил в Саратове «Волки и овцы» и
вновь блеснул своим артистическим ма-
стерством в ролях Карандьытева («bec-
приданница») и Мурзавенкого («Волки и
Овны! >). f

< Видвый режиссер периферийного
театра народный артист РОФОР ИП, Гай-
дебуров. ноеле длительного нерерыва.
вернулея к актерской деятельности: он
выступил в пьесе Горького «Старик» ив
«Ревизоре», Е

©) Руководитель ярославекого
им. Ф. Волкова

театра
заслуженный деятель
искусств И. Ростовцев. неустанно про-
пагандирующий творчество Горького.
впервые осуществил постановку пьесы
«Чудаки». а также поставил другую. ред-
ко исполняемую горьковскую пьесу. «Сла-
рик».

© Молодой актер Свердловского театра!
К. Максимов с большим успехом испол-
вил роль Аетрова в «Дяле Ване»,

© На смотре рылвинулея мололой ар:
тибст Молотовского театра Ю. Городенкяй.
стигравший с большим успехом Чацкого,

© Всего полтора гола служит в трупие
Рязанского тюза Г. Холопова. Она та.
лантливо играет Липочку в «Лоходном.
  местезь , 5

© Во городах. где проходят смотры
снектаклей русской классики, проводит-
ся большая культурио-пропагандистская
работа. Местные ппюфессора и педагоги
читают лекции. посвященные русской
литературе и драматургии. Артисты вы-
ступали у микрофона с отрывками и
сценами из классических произведений.
В Фойе открыты выставки, иллюстриру-
ющие работу театров над классическим
репертуаром. Снектаклям обычно пред-
шествует краткое вступительное слово о
творчестве драматурга или сценической
истории пьесы. 4

© В полготовке к смотру приняли уча-
crue и мастера московеких театров. А,
Попов выезжал в Иваново для консуль-
тации спектаклей «Горе от ума». «Зыко-
вы» и «Старик». А. Дикий поставил в
Казани «Горячее сердце», К, Юой офоъ-
мил спектакль «Ревизор» в Казани.

© Участие в смотре приняло Все. .
‘российское театпальное общество. Оно
направило в области и края тез

атроведов и кригиков. которые читали
лекции и проводили консультации.

© В смотре участвуют и многие теат-
ры автономных республик и областей.
Марийский национальный  драматичес-
кий телть поставил на марийском языке
«Женитьбу», Башкирский академический
театр драмы «Ревизора». Татарский
академический театр дамы — «Грозу»,
Сеперо-Осетинский. — «Горячее серлце»,
Чувашский — «Воспитанчицу». Удмург-
ский —- «Женитьбу Бальзаминова» и

«Бедность не порок».

`позиторов к квартетному жанру, од-

творчество.

ственной мудрости?

В об’емистом романе Ланна ни
единого слова по этому поводу не
сказано. Из отношения автора к дей-
ствующим лицам и   изображаемым
событиям нельзя также сделать ня-
каких выводов относительно TOTO,
как оценивает автор историческое
значение этих лиц и этих событий,
Такая оценка в «Старой Англии» по-
просту отсутствует. ;

Это может показаться странным,
но это именно так. Е

Основные персонажи ланновското
романа — «тосударственные мужи»,
люди, «лелающие политику». Народ-
ные массы в романе представлены
очень слабо, как некий отдаленный
фон. С большим знанием дела
автор рассказывает о различных нё-
достатках и пороках, свойственных
чуть ли не всем его героям. Конечно,
против моральной характеристики

действующих лиц возражать не при-
ходитея, но уместиа подобная ха-
рактеристика только тогда, когда она
является одной из составных  Ча-
стей художественното образа, взято-
го  социально-исторически. Иначе
легко соскользнуть на путь отвле-
ченного морализаторетва, которое. в
художественном произведении вооб-
ще мало плодотворно, а в историче-
ском романе может дать лишь от-
рипательный эффект.

Такого рода морализаторства в
«Старой Англии» немало. Взять хотя
бы того же герцога Мальборо, крун-
нейшего английского полководца,
человека с незаурядным военным
дарованием. Ланн уделил полковоз-
ческой деятельности Мальборо ве-
сколько страниц, но это самые сухие
и самые бледные страницы его кни-
ги, О тех особенностях и качествах
«тероя Бленхейма», благодаря кота-
рым тот вошел в исторню, дана Ko-
ротенькая, беллетризнрованная спра-
вка. Любовь терцога к золоту и буй-
ный темперамент его жены никаза-
ны куда более ярко и рельефно. Для
автора эти черты супругов ЛАэльбэро
представляют, очевидно, преоблала-
ющий интерес, и именно эти черты
читатель в первую очередь и запо-
минает, .

Так же как к Мальборо, Ланн под-
ходит к Болингброну и к другим.
Исключения, по сути дела, не пред-
ставляет и Джоналан Свифт-тени-
‘альный сатирик и выдающийся по-
литический писатель, сперва стояв-
ший на позициях вигов, а потом
перешедитий на сторону тори. ^

Свифт — исключительно сложная
и противоречивая фигура, и пока-
зать эту противоречиветь стремится
Ланн. В ряде сцен и поежле всето
‘во «внутренних монологну» Свифта
(прием, к которому автор «Старой
Аптлии» прибегяет незлиэкратн))’эн
настойчиво подчеркиряет, что дело
гори — это для Свифта «чужое ле-
10» Прин первой встрече Свифта с
канцлером казначейства Харли
желчный каноник бросает педжидан-
HO для своего собеседника ядовитую
реплику о «чаяниях» сораны: «Ко-
тла мне больно н я лежу на правом
боку, я, натурально, переворачиваюсь
на левый, хотя у меня нег надежды
ня облегчение от этой пеоемечы».

В издательстве «Советекий писатель»
выходит новая книга Вяч. ПТишкова

«Прохиндей» — повесть из времен
Пугачева. Книга’ иллюстрирована
В. Милашевским.
На снимке: одна
книги,

из иллюстраций

Рисунок А. ЛАПТЕВА.
*

МАСШТАБ И ПЕРСПЕКТИВА

Эта фраза в. «Старой Англии» не-
сколько раз. повторяется Свифтом,
она проведена лейтмотивом через
весь роман. Чего же ради, спратии-
вается, Свифт становится советчя-
ком торийских министров‘ и активно
участвует в выработке их политиче-
ских планов? По Ланну получается,
что вся политическая деятельность
Свифта об’ясняется лишь оскорблен-
ным самолюбием, стремлением к вла-
сти над людьми да еще желанием
заработать себе епископскую митру
Нравда, «внутренние — монологи»
Свифта должны как будто бы  по-
казать, что он руководствовался еще
и чем-то другим. Но эти монологи
расплывчаты, и из них нельзя уяс-
нить, были ли все же у Свифта
другие стимулы, кроме тех, о каких
только что шла речь. A

Самое любопытное ждет нас, эдна-
ко, в конце книги. Мир заключен, и
Свифт вот-вот должен стать еииско-
пом. С нетерпением ожитает он ко-
ролевского указа. Но королева Анна
обманывает его надежды: она назна-
чает его лишь деканом собора св.
Патрика в Дублине. Прочуветво-
ванными строками о неулаче Свифта
заканчивает Ланн «Старую Антлию»,
Писалель не замечает, что из-за та-
кой композиции романа образ Свиф-
та искажается: вместо великого пи-
сателя на первый план выпирает
‚дюжинный карьерист.

Со Свифтом получилось то же, что
и с другими персонажами книги: за-
тушевано или оставлено без внима-
ния то, что исторически и хуложест-
венно наиболее примечательно. В ро-
мане нет тениального писателя, гу-
маниста, разоблачителя, каким он
жавет в сознании поколений.

При том подходе к историческому
прошлому, который  продемонстри-
ровал Ланн в своем романе, неё так
уж странно, что ему показался за-
манчивым мрачный  вольтеровский
афоризм. Напротив, это вполне за-
кономерно. поскольку политические
интриги и заговоры стали в центр
авторского внимания и приобрели у
него самодовлеющее значение.

- Характерными чертами лучигих со-
ветских исторических романов явля-
ются их масштабность и перспектив-
ность. Они далеки от модернизации
прошлого, но в них явственно ошу-
щается та живая связь, которая сое-
диняет сегодняцений день с вчераш-
ним. Отсюда и тот исторический
оптимизм, который, как правило, не
оставляет наших писателей даже то-
тда, когда они рисуют наиболее тра
тические периоды в жизни вародов.

Масштабность и перспективность
изображения немыслимы у писателя,
лишенного четкой художественно-ис-
торической конценции. А отсутствие
или нечеткость. концепции ведет
обычно к утомительному многосло-
вию и выпячиванию мелочей, к пу-
танному построению. В романе Евг.
Ланна вое эти художественные не-
достатки — налицо.

Все это далеко не случайно, как
не случаен и натурализм Jlanua,
особенно ярко проявляющийся в
прологе романа, в описании немощ-
ного испанского короля Карла. Жи-
вой, страстной заинтересованности
автора в судьбе своих теровв не
чувствуется; зато очень интересуется
он картинами всевозможных болез-
ней и уродств, . способных вызвать
лишь брезтливость здорового чело-
века. +

Евгений Ланн, бесспорно, знает
то, о чем он пишет. Но сомкительно,
знает ли он, зачем он 000 всем этом
пишет.

В 1931 г. были внервые исполне-
ны и опубликованы четыре квартета
Мясковского (ор. 33), два из KOTO
рых представляли собой новую ре-
дакпию его юношеских сочинений.
Появление этого квартетного цикла,
имевшего выдающийся успех, в зна”
чительной степени определило по-
всрот внимания многих наших ком“

но время незаслуженно почти поза-
бытому. Именно этот момент и мож-
но считать началом постепенного, в
последние годы все’ более и более
интенсивного развития советской
квартетной музыки, ;

Главное здесь, конечно, нё в ко-
личестве новых квартетов (они пи-
сались и до этого), а в том, что в
лучших из них композиторам  уда-
лось расширить` идейно-эмоциональ-
ный диапазон жанра, вывести его из
сферы ‘узко индивидуалистических
настроений, то-есть лишить ето
черт, характеризовавших  абетракт-
ную «графику» большинства кварте-
тов, созданных в 20-х годах. Квартет
вновь приобрел свойства, отличав-
шие лучшие образцы русской клас“
сической камерной музыки, стал
формой выражения тех же больших
мыслей и глубоких чувств, которы-
ми проникнуто и симфоническое

Достаточно назвать девять квар-
тетов Мясковекого, квартет и KBHH-
тет Шостаковича, 4, 5 и 6-й кварте-
ты `Шебалина, 2-й квартет Прокофь-
ева, последние “квартеты Глиэра и
Ан. Александрова, 3-й квартет Чем-
берджи, чтобы увидеть,   какой
слриг произошел в нашей камерной
музыке. 1 :

Среди новых квартетов, впервые
исполненных в последние дни, 9-му
кпартету Мясковского наряду с 6-м
квартетом Шебалина принадлежит
выдающееся место,

лы кавалвкий ДЕВЯТЫЙ

ковскому, для которого симфониче-
ский оркестр является по существу
основой его музыкального мышле-
ния, в первых квартетах не всегла,
удавалось освободиться от симфони-
ческих приемов, и это подчас нару“
шало законченность его квартетного
стиля. Даже в таком великолепном
во всех отношениях сочинении, как
его 5-й квартет, финал не внолне
свободен от элементов оркестрового
письма. В последующих  квартётах
мы этого уже не находим.

Чистота стиля, стройность всей
концепции в целом и отдель-
ных мельчайших, деталей  харак-
теризуют и 9-й квартет. Если
попробовать определить то, что
является  тлавным и индивиду“
ально-характерным для последних
квартетов Мясковского, то я бы ука-
зал на отчетливое стремление авто-
ра пронизать всю ткань музыки пе-
сенным началом. В этом взаимопро-
никновений песенности, Kak HHTOHA-
ционной основы музыки, и инстру-
ментализма, как основы самого квар-
тетного жанра, мне думается, и надо
искать существо .квартетного стиля
Мясковского.

Именно отсюда, от распевного ха-
рактера всех тем (даже быстрых).
идет тот явно выраженный
русский национальный колорит, ко-
торым ‹ проникнут. 9-й квартет
Мясковского. Интонационная и рит-
мическая близость к русской народ-
ной песенности лишь подчёркивает и

углубляет ‘его. Вели бы дело-ограни-
чивалось” внешним сходством тема:
тического ‘материала,
бы говорить: скорее о. стилизации, но
здесь мы слышим ту «поющую ду-
шу»,
ослов русской музыки.

можно было

которая и является основой

-Все три части 9-10 квартета ‘отли.

чаютея необычайной. текучестью, He-
прерывностью
ского материала.

развития  тематиче-
Неторопливое, но

Рассматривая все девять квартё.  взволнованное движение первой ча-

тов Мясковекого, легко можно уви-
деть, как постепенно выкристалли“
аовывалея индивидуальный и имен-
но квартегный стиль автора. Mac-

. HOBHHOK

Литература

_ КВАРТЕТ

CTH сменяется страстным пением
второй, медленной части, в середине
которой возникает очаровательно
звучащий скерцозный эпизод и при-
водит к энергичному финалу.

Рельефность тём, логика и’ пла-
стичность их развития, большая си-
ля естественно возникающих  куль-
 минаций — все эти черты заставля-
ют нас слушать 9-й квартет с неос-
лабевающим вниманием.

Так же как и в 5-м квартете, пар
титура 9-го квартета «на глаз» про-
изводит очень простое впечатление;
кажется, что и звучать он будет
«обычно». Но каким богатством и не-
обычностью красок блистает эта
партитура в живом исполнении!
Можно ли забыть хотя бы замеча-
тельное звучание второй части? Хо-
рошо сделан автором переход при-

чудливо шуршащего = скерцозного
движения к возврашщающейся °
песенной мелодии — главной теме

этой части. Свободно и умело, ру-
кой опытного зрелого мастера напи-
CakO это выдающееся произведение,
которое по глубине мысли и полно-
те чувств должно быть ноставлёно в
ряд с лучшими образцами русской
Квартетной музыки. :

Говоря o 9-м квартете “Mac.
ковского (равно как, впрочем, и о
многих других квартетах советских
композиторов), было бы неесправед-
ливо не вопомнить о Государствен-
HOM квартете им. Бетховена в соста-
ве Д. Цыганова В.  Ширинского,
В, Борисовского и С. Ширинекого,
Этот. ансамбль явился не только
замечательным. исполнителем - всех
советской камерной музы-
ки, но и вдохновителем многих из
них. Нет никакого сомнения в том,
что самый факт существования у
нас такого ансамбля и его исключи-
тельный интерес к творчеству на:
ших композиторов явились одной из
немаловажных причин расцвета co-

веткой камерной музыки.

№ 11 (115) и Искусство a