]

i
i

ЖАН-РИШАР БЛОК

Анатоль Франс

К СТОЛЕТИЮ` СО

Продолговатое лицо, чувственный
нос, усы мушкетера, бородка учено-

ДЧЯ РОЖДЕНИЯ

произведения столь же чудесные, но
из более крепкого материала. Он со-

го, полузакрытые, но зорко ко всему  здал незабвенный образ господина
приглядывающиеся глаза, тонкая  Бержере — скромного, честного и
улыбка — короче говоря, фигура  непреклонного интеллигента, под-

эпохи Возрождения, сын ХУГ века,
любознательный, чуткий к идеям,
преклоняющийся перед совершенст-
вом формы, снисходительный. к стра-
стям, скептически отвергающий дея-
тельное существование. Таков Ана-
толь Франс в первые годы его 3pe-
лости. я

Аристократическое презрение к
жизни роднит Франса того периода
со стоиками. Чувственное восприятие
мира влечет его ко всем проявлени-
ям красоты — к красоте женщины, к\
красоте произведений искусства, к
красоте человеческого слова и в
особенности к «красоте неведомой».

Среди второстепенных. поэтов гре-
ческой антологии он находит доро-
гие для него имена. С увлечением
погружается он в сухую м умную
прозу Лукиана и в рассудочные меч-
тания императора Юлиана.

Таков Анатоль Франс, которого
знали, чествовали, прославили в кон-
це ХХ века. Анатоль. Франс, автор
«Преступления Сильвестра Бонна-
ра», «Красной лилии», «Сада Эпи-
кура». Анатоль Франс—член Фран-
цузской академии, коллекционер
оригинальных, редких книг и про-
изведений искусства, страстно увле-
кающийся античными идеями и ан-
тичными безделушками, . старинным
языком, старинными нравами, чело-
век с утонченным вкусом. С наслаж-
дением и с совершенной „точностью
пишет он очень чистой архачческой
презой, которая была бы холодной,
мертвой, если бы ее не одушевляла
жестокая и животрепещущая иро-
ния. г:

Он беспощаден к проявлениям со-
временной мысли и к искусству. У
Золя не было более страшного про-
тивника, чем Франс-тех лет.
‚.Всякая политическая борьба оттал-
кивает Франса, он «считает ее вуль-
гарной. Ничто, кажется ему, не мо-
жет изменить развития истории, в.
которой он усматривает пока еще
только беспрерывное возобновление
одних и тех же иллюзий.

Именно в этот момент произошел
кризис, быстро изменивший и обла-
городивший жизненный путь писате-

ля. Этот кризис связан C делом
Дрейфуса.

`сначала казалось, что дело Дрей-
фуса — это только драматическая
судебная ошибка. Офицер, еврей,
служивший в генеральном штабе
французской армии, был осужден

военным судом, разжалован и от-
правлен в пожизненную ссылку за
измену родине: Было доказано, что.
обвинение ложное, что свидетели
нарушили клятву, что невинного че-
ловека принесли в жертву, чтобы по-
крыть преступление офицера из зна-
ти, представителя старинного вен-
герского рода. :

Но замыслы вдохновителей заго-
вора были гораздо более широки.
При помоши созданного таким обра-
зом антисемитского движения они
предполагали побороть республику
и низвергнуть ее. За треть века до
Гитлера это были уже гитлеровские
методы действия. :

За спиной военных судей мгновен-
но ‘об’единились все силы реакции,
вся мощь привилегированных клас-
сов, большая часть духовенства и
«благомыслящих». Франция раздели-
лась на два лагеря. Борьба продол-
жалась четыре года. Золя один из
первых начал эту борьбу, обратив-
шись к президенту республики со
своим прославленным письмом, изве-
стным под названием: «Я обвиняю!»

Именно в ту пору в Анатоле
Франсе заговорила кровь свободо-
любивых предков, дало себя. знать
Ece духовное наследство Монтеня,
Раблэ, Декарта, Мольера, француз-
ских философов, традиции энцикло-
педистов, вольтеровская страстность
прорвались его вулканические силы,
которые, казалось, были обречены на
вечную дремоту,

Высокомерный, изысканный Ана-
толь Франс оказался опасным поле-
мистом. Он стал посещать митинги.
Он познакомился с Жоресом, с со-
циалистическими вождями и масса-
ми. Перед ним раскрылись новые
горизонты.

Границы его искусства расшири-
лись, его перо окрепло. За’ чарую-
щими, тшательно отделанными ху-
дожественными произведениями пер-
вых лет его творчества последовали

- Ю. СЛОНИМСКИЙ

Мы не богаты новыми балетными
спектаклями. «Алые паруса» — в фи-
лнале Большого театра, «Гаянэ» — в
Кировском, «Штраусиана», «Виндзор-
ские проказницы» и «Лола» — на
сцене театра имени Станиславского
и  Немировича-Данченко — таковы,
новые названия на афишах московско-
го-и ленинградского балета за годы
ВОЙНЫ. тай :

А между тем во время войны ис-
кусство танца приобрело большую
популярность. Балетные выступления
пользуются огромным успехом у
фронтовиков. Зритель не только лю-
бит танец; он своим. восторженным
отношением оберегает хореографию
от попыток подражания словесному
театру. °

Не так давно еще велись споры о
возможностях хореографического ис-
кусства. Некоторые утверждали, что
если балет будет жить только в ми-
ре чувств, это обеднит, принизит его.
Сейчас ясно, что мир чувств — это
богатейший мир страстей, характеров,
куда более близких балету, чем об-
`ласть рассуждений и логических до-
казательств. Балет убеждает в том
же, что и другие искусства, но убеж-
дает своими средствами, убеждает
по-своему. Таким образом, вопрос о
методах танцовальной выразительно-
сти теперь не является предметом
спора; как это было на балетной кон-
ференции в 1940 г.. ise

Куда только ни звали балет He-
сколько лет тому назад! К словесной
драме, к жанровым сценам из колхоз-
ной жизни, к «индустриальному зре-
лищу», к батальным картинам и т.п.

Теперь, однако, всем ясно, что бы-
товая иллюстрация, пародийно-сати-
рическое изображение жизни, баталь-
ная инсценировка, чем увлекались,
например, в «Гарасе Бульбе», «Свет-
лане» и др., — все это второстепен-
ное для хореографического искусст-
ва, наименее выразительное` в нем. И
главное —. признание этого отнюдь
не является свидетельством слабо-
сти танца. Наоборот, это—утвержде-
ние его силы, его отличия от других
искусств. ;

Адрес редакции `и издательства: Москва, ‚ул. Станиславского, 24, (Для телеграмм — Москва

a

57065.

речи, произнесенные Анатолем Фран-
сом

‘долговечным, республика после кри-

.Галлион, который много думал ‘о бу-,

вергающегося всевозможным пресле-
дованиям из-за верности своим иде-
ям. В четырех прекрасных книгах
«Современной истории» он описывал
героические и комические приключе-
ния этого интеллигента. Публичные

только в период с 1898 до
1906 гг., занимают три тома.

Он создал тогда также сильный и
трогательный образ прямого и чест-
ного уличного торговца Крэнкебиля,
наивной жертвы ‘полицейского про-.
извола.

Народ вступил в бой, прогрессив-
ные силы Франции пришли в движе-
ние.. Дело было выиграно, и хотя до-
стигнутое единство. оказалось He-

зиса, связанного с делом Дрейфуса,
окрепла. Были достигнуты сущест-
венные политические завоевания: от-
деление церкви от государства, ог-
раничение чрезмерных
религиозных обществ,
прав профсоюзов.

Что касается Анатоля Франса, то
он не только духовно обогатился, но
и остался верен своим новым дру-
зьям. В эти годы борьбы, после со-
прикосновения со своим народом, вы-
дающийся французский писатель. вы-,
ступил в защиту народа русского.
Это произошло в 1905 г. Русское ре-
волюционное движение того време-
ни глубоко потрясло французское
общественное мнение. Сохранилось
пять речей на эту тему, произнесен-
ных Анатолем Франсом. Они дела-
ют ему честь. :

К тому же времени относится од-
на из лучших его книг. Он дал.ей
название «На белом камне», имея

расширение

в виду тот белый камень из греческо-

го предания, заснув на котором, лю-
ди оказывались в мире своей мечты.
Благородная фантазия писателя!
сталкивает крупного римского вель-
можу, проконсула Ахайи, Галлиона,
человека высокой культуры и широ-
кого ума, со скромным ремесленни-
ком из Коринфа, известным в исто-
рии под именем святого Павла. И
дущих судьбах империи и религии,
нисколько не подозревал, что отве-
ты на волнующие его вопросы он
может найти у этого рабочего ино-
земца.

Анатоль Франс приводит по этому
случаю высказывание Ренана: «Как
часто умные люди лишены дара
предвидения! Впоследствии  оказа-
лось, что споры этих «сектантов» и
были величайшим делом века». He-
безынтересно проследить, как и к че-
му применил Анатоль Франс это вы-
сказывание. В ХХ веке, в то время
как на авансцене бурно выступали
Лизраэли, Гладстоны, Бисмарки, Ка-
вуры, Тьеры, Гизо, Луи-Наполеоны,
неведомые рабочие создавали бу-
дущее, ив их трудах, в их усилиях
заключалось «величайшее дело ве-
ка». Имена. вождей этих рабочих
были: Маркс. и: Энгельс. НН:

Война 1914 г. и русская революция
оставили неизгладимый след В соз-
нании писателя. Сначала он ‘разра-
жается криком негодования против
немцев, который ‘затем подхватывают
все цивилизованные народы. Позд-
нее столкновения чисто капитали-
стических интересов с интересами
национальными вдохновили его на
активную борьбу за демократические
идеи в нашем понимании их значе-
ния. И еше позднее, во время Ок-
тябрьской революции, он нашел пра-
‚вильные слова и занял достойную и
мужественную позицию.
` Взгляните теперь на портреты
Анатоля Франса последних лет его
жизни. Черты лица закалились, при-
поднятые усы мушкетера теперь уже
похожи на усы рабочего; седые,
крепкие, ниспадающие, они сливают-
ся с густой бородой, напоминающей
и уитманскую и толстовскую. Bo
взгляде нет усмешки, он строг. Весь
облик полон силы, мужества, обду-
манного вызова. Чем-то. грозным ве:
ет от всего его облика. В нем наш-
ла отражение та борьба, в которой
народный героизм постепенно одер-‘
жал решительную победу над лег-
ким отношением к миру, Е

Анатоль Франс был подлинный-
сын Франции, той прекрасной Фран-
ции, которая теперь непримиримо

привилегий
+

студий и

«Слишком велик, чтобы прикрыть»,
Рисунок английского

х

Митинги работников
KHHO

Режиссеры, операторы, ассистенты,
сотрудники лаборатории, монтажной
и других цехов собрались на торже-
ственный митинг, посвященный на-
граждению Центральной студни ки:

нохроники орденом Красного Знаме-

ни.

Митинг открыл секретарь партий-
ной организации студии режиссер
И. Копалин. Затем с речью высту-
пил председатель Комитета по делам
кинематографии И. Большаков.

— Награждение работников совет-
ской кинематографии и ее передовых

предприятий, — говорит
он, — является актом исключитель-
ного внимания и заботы, которые
проявляют наша партия, правитель-
ство и лично товарищ Сталин к са-
мому важному и самому массовому
из искусств — кино. Высокая награ-
да обязывает работников кино тру-
диться еще более самоотверженно,
средствами кино отобразить великие
победы советского’ народа,
С горячими взволнованными реча-
ми выступили на митинге работники
студии тт. Шулятин, Ованесова,
Паллей, Степанова, Кацман. С высо-
кой наградой поздравил коллектив
студии секретарь Коминтерновского
райкома ВКП(б) тов. Титов.

AY

Более 500 работников студии
«Мосфильм» собралось на митинг,

посвященный награждению орденами
и медалями СССР киностудий и ра-
ботников советской кинематографии.
На митинге выступили  председа-
тель Комитета по делам кинемато-
графии И. Большаков, режиссеры
В. Пудовкин, В. Петров, М. Дон-
ской и др,
Торжественный митинг состоялся
также в киностудии «Воентехфильм»,
награжденной орденом Красной
Звезды, и встудии «Союздетфильм».

- ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЕННЫЙ
`` ТВОРЧЕСТВУ
ПОЛЯ РОБСОНА

Во Всесоюзном обществе культур-
ной связи с заграницей 17 апреля со-
стоялся вечер, посвященный творче-
ству известного негритянского пев-
ца и актера Поля Po6cona.
_Давнишний друг Советского Сою-
за, П. Робсон в 1936—1937 г. был .в
Москве, где его выступления с негри-
тянскими песнями имели неизменный
успех. Один из лучших американских
певцов-актеров (его часто зовут «аме-
риканским Шаляпиным»), Поль Роб-
сон пользуется в Америке большой
‘популярностью и как драматический

актер. Роль Отелло — один из наи-
более ярких образов, созданных им.
Играя’ в кино, Робсон широко!
использует свое вокальное мастер-
ство. В его репертуаре — оперные,
классические и современные арии,
романсы, народные песни. Робсон

исполняет много произведений совет-
ских композиторов на русском языке.
и в английском переводе.

На вечере с характеристикой твор-,
чества Поля Робсона выступили
Р. Глиэр, И. Козловский, Н. Голо-

сражается за свою свободу и честь.

Некоторые наши балетмейстеры
нередко хвалились тем, что их новые
спектакли будто бы во отличие OT
старого балета совершенно понятны,
и рассматривали это как главное до-
‘стижение. А сейчас видно — одной.
«понятности» мало. Главное — в си-
ле впечатлений, которые рождает
танец. Без этого нет власти: над зри-
телем, и, следовательно, искусство
бесцельно. Недаром такие общедо:
ступно понятные, с точки зрения их.
постановщиков, балеты, как «Светла-
на», «Утраченные иллюзии», не вы-
держали испытания временем. А вот
«непонятные» в своей фантастичес-
кой природе сцены «Лебединого озе-
ра» продолжают жить, волновать и
поныне. .

Танцовальные движения не соот-
ветствуют бытовым. Танец не копи-
рует натуру, а как бы иносказатель-
но говорит о ней. И поэтическая об-
разность танца — не в наивных алле-

ванов, Г. Шнеерсон, Г. Поляновский.

ЗАМЕТКИ © БАЛЕТЕ

ние оставляет равнолушным. Потому
что такое прямолинейное — решение
воспроизводит сцену из драматичес-
кого спектакля, которой к тому же
нехватает главного: трагического мо-
нолога, слов ненависти и призыва к
мщению. ;

Но вот начался 3-й акт «Лоль»,
и в зрительный зал «вдруг» прихо-
дят переживания и страсти, приходит
настоящая удача. Это удача не новиз-
ны сюжета, не оригинальности сцена-
рия и постановки. Просто спектакль
возвращается в мир танца, который!
обретает свои естественные права,
обретает власть над благодарным
ему зрителем...

А мы любуемся талантливой артист- !
кой М. Сорокиной—Лолой, следим,
не отрываясь, за каждым ее телодви-
жением, волнуемся вместе с героиней,
ненавидим ее врага — нашего врага.
Теперь на сцене балет, говорящий
‚своим, полным голосом.

гориях, не в нопытках бытово моти-
вировать отдельные «па», словом не
в наглядной подражательности, а в
художественной правде хореографи-
ческого целого. Так ничего ‘в от-
дельности не выражающие звуки об-
разуют в целом глубокомысленное и
волнующее музыкальное произведе-
ние. Е

В. свете высказанных соображений
‚попытаемся ‚раскрыть «тайны»  Hey-
дач и уснехов новых балетных. спек-
таклей. :

Ни ‘трагичность сюжета (оккунпан-
ты ворвались в убежище партизан),
ни воодушевление рукопашной схват-
ки, умноженное вращением сцены; ни
дарования актеров — ничто не в со-
стоянии увлечь зрителей 9-го акта
«Лолы». Они будто бы — понимают
происходящее, но не переживают
его. Цепь фактов еще не составляет
драмы. Воплощение же их на языке
глухонемых, средствами обыденной
пантомимы, не имеет успеха.

Мысль представить Лолу 6peny-
`щей по полю боя среди ‘трупов He
лишена ‘интереса. -Авторы хотят по-
казать, как с каждым шагом растет
ее отчаяние, как оно преображается
в гнев и жажду мести. Мысль эта
понятна зрителю, но’ ее осуществле-

Если. вы хотите узнать содержание
«Гаянэ», понять, что ‘артист К. Сер-
геев, хорошо играющий роль Арме-
на,—не возлюбленный героини, а ее
брат, что’ диалог Гаянэ с неким зло-
деем (его роль. отлично о исполняет
Б. Шавров) выражает ее претензии’
к бездельнику мужу, что пламя по-`
жара на сцене означает поджог
«оборонного сырья», что’ толпа арти-
стов у молчащего радиорупора —
это группа колхозников, слушающих
сообщение об об’`явлении войны,
купите‘ программу. Правда, прочитав
ее, зритель всё’ равно остается xo-
лодным к этим сценам и лишь апло-
дирует ‘разнохарактерному  танцо-
вальному дивертисменту.

Это тем более прискорбно, ‘что в
«Гаянэ» мы услышали превосходную.
музыку А. Хачатуряна. Симфониче-
ская в своем развитии, она еще боль-
ше подчеркивает несостоятельность
«балетной пантомимы», требует выра-:
зительной, оригинальной  хореографи-
ческой речи! А ее-то и нехватает в
постановке.

Схожее положение в «Алых пару-
сах». Тема гриновской новеллы слов-
но создана для балета: Но сценарий
«Алых парусов», как и «Гаянэ», тянет

а около него. Поэтому тема

ри:

т

художника Сек из газеты «Дейли Muppop>.

x
Декада русской
музыки на флоте

Около шести лег шефотвует Москов-
ская государственная Филармония над
Северным флотом. Выступления бригад
артистов Филармонии на кораблях. аэ-
родромах. Домах флота стали евоего ро-
да традипией. и

Между Филармонией и ее подшефными
не прекращается постоянная живая И
почтовая связь. 1

Руководство Московекой
организовало для офицерского состава
флота цикл концертов-лекций, посвя-
щенных истории русской музыкальной
культуры.

С этой целью в конце февраля на Се-

филармонии

верный флот была отправлена бригада

артистов Филармонии в составе В. Ни-
колаевой, Н. Орловой. Е. Лойтер. С.
Сладкопевцева. Ю. Юровецкого. Н. Еф-
pou, Е. Емельяновой е художественным
руководителем И. Ремизовым.

Бригада провела ‘декаду русской му-
зыки и цикл лекций—для начеостава и
политработников ВВС Севморфлота.

В ряде программ декады бригада
исзнакоминла слушателей с основными
этапами истории русской музыкальной
культуры. Концерты были посвящены
или определенному жанру (русская на-
родная песня. русекий романс). или
творчеству того или иного композитора
—Глинки, Даргомыжекого. Мусоргского,
Бородина, Чайковского. Римекого-Кор-
сакова. Перед каждым концергом
И. Ремизов читал. вводную лекцию о
композиторе, творчеству которого `кон-
ненрт был посвящен: Е

Прием. оказанный северофлотвами
декаде. превзошел все ожидания
Каждый концерт. каждая лекция проис-
ходили при переполненном зале ^

Начальник Политуправления Северно+
го флота генерал-майор Н. Торик спе-
циальным приказом 06’ явил благодар-
ность бригаде. 0с0бо отметив «работу
лектора-музыковеда И. И Ремизова ко-
торый. помимо основной работы’ в
бригаде. не считаясь ео временем. про-
читал рял дополнительных лекций и
оказал большую помощь творческим
коллективам флота»

с
бригада выступала и`в месте стоянки
флота. a

Филармония поставила перед собой
задачу обобщить и -расптирить опыт
бригады, проводя аналогичные меро-
приятия в других соелинениях Краеной
Армии и Военно-Морского Флота В бли-
жайшее время ‘предпблагается послать
бригаду с такой же программой на. Чер-
нсморский флот. В ye

Директор Московской
ной филармонии. .

’Концерт студии
‘им. Айседоры Дункан

На-лнях в Ломе ученых выступила
с концертом Студия имени Айседо-
ры Дункан. а о е.

Первое отделение‘ состояло ‘из ста-
рых номеров студии: «Орфей» и
«Ифигения в Авлиде» Глюка, «Рако-
чи-марш» Берлиоза—Листа, вальсы,
мазурка и полонез Шопена. Все эти
танцы были сочинены самой Дункан.

Танцы второго отделения постав-
лены В. Бурмейстером на музыку
Глазунова («Концертный = вальс»),
Скрябина («Мазурка»), Рахманинова
(«Элегия»), Книпнера («Полюшко»).
Новые танцы выдержаны в той ‘же

госудавствен-
`В. ВЛАСОВ.

стилистической манере, как и преж-

ние работы студин.

B ближайшее время студия выез-
жает с новой программой на фронт.

был нужен только в качестве пред-
лога для танцев.

Особенности нашей хореографии,
ее достижения состоят как раз в том,
что она хочет быть искусством боль-
шой темы, выражаемой не иллюстра-
тивным «отанцовыванием» ситуаций,
а воспроизведением средствами хо-
реографии внутреннего существа дра-
мы, ее конфликтов,

Вместо того, чтобы, вдохновясь но-
веллой Грина, сочинить. свой сцена-
рий, балетный, авторы попросту ин-.
сценировали литературные эпизоды.
Но слово Грина ушло, а. взамен при--
пьли танцы, живущие не в действии,
мечты,
предложенная зрителю в танцах ге-
роини, лишена правдивой художест-
венной мотивировки. Поэтому темы
верности идеалу, борьбы героев с
миром мещан-себялюбцев остаются за

пределами спектакля. А без этого
нет Грина.
Другая беда «Алых парусов». — в

бедности и однообразии танцовально-

го лексикона.

Вот поднимается занавес, и мы
видим немудреную, но привлекаю-
щую внимание картину морской бу-
группы танцовщиц  воспроизво-
дят в движениях образ не то волн,
не то порывов ветра, Появляется со-
‚листка, танцующая вариацию в той
же манере. Зритель лишь впоследст-
вии узнает из программы, что она —
не «волны» и не «ветер», как дру-
гие ей подобные, а... птица. Минутой
позже появляется еще одна. танцов-
щица и танцует примерно то же, что
и ее предшественнина. А ‘оказывает-
ся, что она уже — и не «волны», и
не «птица», а... мать героини. : * :

В годы, когда устойчивость форм
классического танца по недомыслию
истолковывалась порой как некоторо-
го рода штамп, когда все помыслы
балетных деятелей были отданы борь-
бе за содержательность танца, мы
почти не работали над формой, над
обогащением  танцовального языка.
Многие сценические движения за эти
годы забылись.

Между тем безо исчерпывающего
знания всех былых средств танцо-
вальной выразительности, без изобре-
тательства в области
лексики не может.быть развития’ ба-

назад, № тому. времени, когда сюжет

бедно ‘© богатом, ‘Нельзя лепетать о

, Литискусство); телефоны: секретариат — К_4-60-02, отделы литературы
тарь —К 4-64-61, издательство — В 4-61-45, бухгалтерия —Н 4-76-02,

т Типография «Гудок», Москва, ул. Отьякевича, 7.

такими же лекниями-концертами.

танцовальной

лета.’ ютому’ что’ нельзя’. говорить,

Вечера грузинской
литературы в Москве

‚ Для ознакомления общественности
столицы с достижениями  грузин-
ской литературы за время Отечест-
венной войны в первой половине мая
в Москве организуются творческие
вечера советских писателей Грузии.

В Москву нриезжают грузинские
поэты, прозаики, драматурги и Кри-
тики-литературоведы: Г. Табидзе,
Г. Леонидзе, С. Чиковани, К. Гамса-

хурдия, А. Машашвили, И. Гришаш-
И. Абашидзе,

вили, И. Мосашвили,
Д. Шенгелая, К.  Лордкипанидзе,
С. Клдиашвили, К. Каладзе, Г.
Абашидзе и другие.
Вечера грузинской литературы

состоятся в Московском клубе пн-
сателей, в Колонном зале Дома
союзов, в Большом зале Консерва-
тории, в ЦДКА, в Доме актера, в

клубе Московского университета
и др. Писательские группы будут
выступать также на крупнеиших

предприятиях и в войсковых частях
Московского гарнизона.
Произведения грузинских писате-
лей, кроме авторов, будут читать
актеры московских театров и масте-
ра художественного слова, а также?

народные артисты Грузинской ССР
`Верико Анджапаридзе и Тамара
Чавчавадзе. ‘Литературные вечера

будут сопровождаться

грузинской музыки. В концертных

`отделениях примут участие лучшие
мастера грузинского музыкального и

хореографического искусства: ;
Бадридзе, Е. Сохадзе, Д. Гамреке-
ли, Д. Андгуладзе, П. Амиранашви-
ли, Д. Мчедлидзе, В. Чабукиани,
И. Алексадзе и др:
Организуются радиопередачи
выступлениями грузинских п

с

русском языке.

На расширенном заседании Прези-
„диума ССП СССР предстоит обсуж-
дение вопроса о состоянии грузин-
ской литературы в дни Отечествен-

ной войны.
ae

Пленум Союза
художников Украины

В Киеве открывается 25 апреля

пленум Союза советских художников’

Украины. Пленум обсудит работу ук-

раинских художников в дни войны и

вопрос о новых задачах, стоящих пе-
ред изобразительным искусством
связи с освобождением Украины
фашистских захватчиков.

На пленум выезжают члены прези-

диума оргкомитета Союза советских
художников М. Манизер, Г. Ряжский,
М. Сарьян и находя-
щиеся в Москве украинские худож-
скульпторы — В. Касьян,
А. Шовкуненко, М. Дерегус, Л. Му-
И. —Штильман,

С. Герасимов,

ники и

равин, М. Лысенко,
 Л. Мучник и М. Гельман.

К пленуму организуется выставка
произведений, созданных

отечественной войны.
Sep
Восстановление карело-
финских коплентивов

БЕЛОМОРСК. (От наш. корр.).
Управление по делам искусств при
СНК Карело-Финской CCP восста-

новило работу Выборгского драма-
тического театра и Карело-финской

государственной филармонии.
‚Выборгский

кова

дожественным руководителем  теат-
ра. Спектакль прошел с большим
успехом. -`-

Карело-финская государственная

филармония проводит концерты на-
карело-фин-
ской народной песни и пляски «Кан-

ционального ансамбля

‚ теле».
НЙ
Творческая сессия
в Ростове на Дону

15 мая в Ростове-на-Дону откры-
посвящен-

вается творческая сессия,
ная работе театров освобожденных
ст фашистских оккупантов областей,

С докладами выступят: Н. Беспа-
лов—«Задачи советского театра в дни

Отечественной войны», М. Григорьев
—«Драматургия о героическом прош-

народа», В. Филяипов — «Отечест-
венная классика».
руководители театров освобожден-
  ных областей расскажут о творче-
 ской практике своих театров.

` Делегатам будут показаны лучшие
‘спектакли ростовских театров. К сес-
сии приурочено открытие выставкя,
характеризующей деятельность теалт-
ров освобожденных областей.

том, что заслуживает утверждения

полным голосом.

`Годы войны взрастили в нас чув-
‚ство огромной любви ко всему на-
циональному, родному. Но балетные
Гтеатры пока что еше не услышали
  этого властного зова времени. Они
  поставили «Лолу», «Гаянэ», готовят
«Золушку», «Франческу да Римини»
— спектакли, возможно, и заслужи-
  вающие внимания, но непроститель-
но забывают о насущно необходимом
— о русском балете.

Уговоримся сразу — «истинно на-
циональное состоит не в описании
сарафана, а в самом духе народа»
(Гоголь). Балету нужно в первую
очередь не красочное зрелище фольк-
лорных русских плясок (им место в
отличном ансамбле Игоря Моисее-
ва), а «русской ‚ Терпсихоры душой
исполненный полет», не новый «Ко-
нек-Горбунок» (и старый хорош, не-
смотря на свои 80 лет), а классиче-
ский русский балет в тех замеча-
тельных традициях, которые завеща-
ло содружество Чайковского и Льва
Иванова в «Лебедином озере».

Годы войны подняли в нас чувство
гордости за славное прошлое. Выда-
ющиеся произведения нашего хорео-
графического театра живут во всем
мире, утверждая славу русского ис-
кусства. Так почему же мы сами не
любуемся многими из этих шедев-
ров? Почему в репертуаре нет, на-
пример, «Раймонды», почему мы тер-
пим на московской сцене обеднен-
ную, ухудшенную «Спящую xpaca-
вицу»?

Не так давно мы чурались сказки
на балетной сцене. Теперь мы пони-
маем ее былую приверженность к
миру фей и сказочных принцев, по-
нимаем как тяготение к жанрам и
образам, соответствующим театраль-
ности тогдашней хореографии. Конеч-
но, и сейчас нам не надо бояться
сказки. Мифы, легенды, сказки вся-
кого рода всегда будут находить до-
ступ на балетную сцену.

Но было бы преступлением силой
традиций тянуть советский балет
  снова в мир фей и принцев. Не на-
  зад, а вперед, в царство красоты и

концертами

исателей
ий исполнением их произведений на

В (0036 Советск

Произведения писател

Заседание бюро Областно
сии ССП СССР, состоявшееся
реля, было посвящен
произведений,
нее время Ирк
дательством.

В центре
якутского поэта
решкина «Якуты на во
де А. Ольхона. По мне
ших Е. Усиевич, В.
А. Караваевой
ма, написанная в манере
сказа, отличается яркими
и метафорами,
ее музыкальна по
ему звучанию. Положительно
опенен_ и сказ Чечаевой, о 20е Кос-
модемьянской—искренний,
глубокого сочувствия
сказительницы к мате
расим
кутских из
ную и интересно написа
Ф. Кудрявцева «Иркутс

внимания . была

эпитетами, ша
сборнике «Походная

подумать,

ской. Многих авторов можно упрек-

нуть в
серьезных проблем.

B
oT

украин-
скими художниками в дни Великой

театр открылся на-
днях в г. Беломорске пьесой А. Глад-
«Давным-давно» в постановке’
П. Баркман, которая назначена ху-

лом и настоящем великого русского

Художественные

«Новая Сибирь» выступила
никова, указав,

рассказов. Стихотворный раздел

альманаха также оставляет желать

лучшего.

+)

На этом же- заседании Областной

комиссии с сообщением о работе Че-

лябинского издательства выступил
его главный редактор Ф. Майский.
книгу

выпускает
золотая», составлен-

Издательство
«< Урал, земля

ную А. Климовым — автором книги
Это-_подобранный
но тому же принципу сборник рас-
сказов детей об Урале. В настоящее
время А. Климов работает над кни-
гой «Слава Урала». Книга будет со-
стоять из рассказов рабочих и ма-
стеров уральских заводов, кующих

«Мы с Игарки».

оружие для фронта.

В нескольво
cm pork

@ XyAomecTBeHHO-aKcUepTHbI совет со-
злан для рассмотрения проектов памят-
ников. намеченных к сооружению в ото-
лицах союзных и автономных респуб-
лик. областных. и краевых центрах. В
составе Совета — II, Сысоев (председа-
тель). 0. Меркуров, 5B. Алексеев. <
Алабян. А. Грубе. А, Зотов, М.
зер. Н. Машковцев и В, Мухина.

© В связи с 69-летием поэта Вас. Ка-
менского. находящегося сейчас в г. Тби-
лиси. Исполком Молотовского областно-
го Совета депутатов трудящихся и Мо-
лотовский обком ВКИ(б) обратились к
поэту-земляку с приветственной теле-
граммой. в которой отмечают. заслуги В.
Каменского перед читателями и родным
Уралом. . é
€ B Московском Камерном театре со-
стоялея 190-й спектакль героической му-
зыкальной комедии «Раскинулось море
Iti poKor,

© В Смоленске. в окружном Доме
Красной Армии состоялась  вотреча офи-
перов штаба БВО’ с поэтами и писате-
лями Смоленска. Н. Рыленков высту-
пил © докладом «Писатели и Отечест-
венная война». Свои произведения про-
читали В. Кудимов. В. Шурыгин. Н.
Рыленков а также начинающие поэты
капитан М. Гуляев. сержант П. Скопин-
цев и красноармейцы А. Сос и И. Беля-
ев. Командование ДКА и местное отде-
ление ССИ организуют литературное
00’единение при Доме Красной Армии.

< В Московском государственном цир-
ke в ближайшее время начнутся вы-
ступления узбекского национального
ксллектива под руководством старейше-
го артиста цирка И. Ташкенбаева, Сей-
чае в Ташкенте ‘коллектив деятельно
готовится ‘к предстоящему показу в ето-
лице.

<) В Казанском драматическом театре
се успехом идет комедия М. Водоцьяно-
ва и Ю. Лаптева «Вынужденная посад-
ка». Особенно удались в ‘спектакле ко-
медийный персонаж — бухгалтер Колу-
паев (заслуженный артист ТАССР П.
Ососков) и небольшая ‘роль поварихи
Василисы в исполнении заслуженной
артистки ТАОСР Е. Жилиной. Спектакль
оформлен заслуженным деятелем ис-
кусств ТАООР худ. В. Никитиным.

3 Вчера в Московском Доме кино ста-
рейитий советский кинодраматург. проф.
В Туркин на заседании секции истории
кино прочитал доклад о реалистических
и не тенденциях советского
кино.

(3 Вечер памяти художника А. Ленту-
лова в связи с годовщиной его смерги
состоялся 18 апреля в Московском союзе
художников. Вступительное слово. про-
изнес Н. Масленников. С воспоминани-
ями о Лентулове выступили А. Таиров,
С. Герасимов. А. Тихомиров. Б. Королев,
д. Пиернберг и др. В зале МОССХ бы-
ла пазвернута выставка произведений
А, Лентулова.

© 25 апреля в Концертном зале им.
Чайковского в первый раз будет испол-

Мани-

величия современных людей и их ха-
рактеров и идеалов — таковы перс-
 пективы советской хореографии.

—— ne
i,

» TeaTpa, музыки, кино,

нена симфония М. Старокадомского. В
программу концерта. которым длирижи.
рует Н. Аносов, включены также «Уче-
ник чародея» Дюка и конперг для ви-
олончели с оркестром Сен-Санса (солист
— Л. Шафран). }

{$ Главным балетмейстером, заместите-
лем художественного ‘руководителя Боль-

й. комис-
9. ап:
о обсуждению
изданных за послед-
утским областным из-

поэма
М. Тимофеева-Те-
йне» в перево-
нию выступав-

Герасимовой,
нА. Карцева, эта поэ-
народного

образами
свободна от литера-
сво-
был

полный

в обращении
ри Зои. В. Ге-
ова отмечает также среди Hp-
даний познавательно цен-
нную книжку
кая гвардей-

блонными образами. В
тетрадь» все
стихи настолько безлики, что можно
будто они написаны одним
автором. Исключение составляет лишь
«Баллада о тишине» И. Рождествен-

легкомысленной трактовке

С обзором №№ 12 и 14 альманаха
Т. Колес-

что большая часть
напечатанных произведений—это еще
не рассказы, а лишь материал Для

итого театра СССР по балету назначен
Л. Лавровекий.

© Доклад «Русское искусство ХУП
века и его историческое место». прочтет
проф. Б. Випнер 9% апреля в Москов-
ском союзе художников.

©. В симфоническом концерте, кото-
рый „состоится 24 впреля в Большом ва-
ле Консерватории под управлением А.
Орлова, Д. Ойстрах исполнит три KOH-
Lepra для скрипки с оркестром — Мен-
дельсона, Чайковского и Глазунова

Редакционная коллегия:
Е. КОВАЛЬЧИК А Соло

их писателей СС

гй Иркутска © Челябинские издания ©

Вечер советской песни

В Челябинске выходят. также: ки
га рассказов.о горняках и поэма ‹
Сталине татарского писателя Обду,
хман Тляж;
материалов об Отечест
‘уральский ‘фольклор о Ленине ,
Сталине, собранный фольклорист
Бирюковым, и «Рассказы о’ немца
фольклориста Зайцева, Издаютя
также книги‘ стихов Л. Татьянич,
вой -— «Верность» и М, Львова —
«Урал воюет». Ряд произведений
молодых поэтов напечатан в альм.
нахе «Во славу отчизны»,

i]

венной войне
,

сборник фольклорны

На предыдущем заседании Обла.

стной комиссии (14 апреля) были за.
слушаны сообщения Ю. Лукина о
работе писателей г. Иваново к

В. Александрова — о произведен.
ях, выпущенных Ивановским обда.
стным издательством. На заседаняу
были обсуждены произведення М,
Кочнева, М. Шошина, И. Карышев
и А. Благова,

ская». Что касается поэтических т
сборников А. Ольхона — «Сухой по-

pox», А. Александрова — «Зеленая Военные комиссии мы
улица», И. Луговского — «Из поход-  ских писателей и Союза советски
ной сумки» и др., то многие их ПРО    композиторов организовали 19 an.
изведения оставляют впечатление jong в (Клубе писателей творческуй
И Loree ath ON pea встречу композиторов и поэтов,
ии подменены громко . - Н

ей. Авторы пользуются стертыми Вечер открыл С. я

вступительного слова
ского, руководимый им Железнодо-
рожный ансамбль песни н пляски к.
полнил ‘ряд песен А. Новиков,
3. Компанейца, В. Белого, В: Круч.
нина, И. Дунаевского, М. Блантера
и других. Солисты Всесоюзного: ра.
диокомитета И. Голянд, Д. Демь»
нов, М. Михайлов и И. Шмелев спе.
ли новые’ произведения В. Соловьева
Седого, C. Каца, Л.  Бакалом,
Ю. Милютина,
панировали авторы). Поэты A. Жа-
ров, С. Алымов, М. Рудерман про-
чли свои новые стихи.

Приближающийся день  оконча-
тельной победы над фашизмом остро
ставит вопрос о создании. новых пе.
сен, которые бы мощно звучали в
час великого торжества нашей стра
ны. Такие песни могут быть созданы
лишь при тесном содружестве поз

тов и композиторов,
В обмене мнениями в CBAIH C
предстоящей работой над новыми

песнями приняли участие С, Щи.
чев, И. Дунаевский, С. Алымоь
В. Соловьев-Седой, А. Новиков 1
др.

В ближайшее время в. Доме кож
позитора состоитёя новая встрем
композиторов с поэтами.

>

Мастера искусств-
детям фронтовиков

С большим успехом прошел в Цен:
тральном дома работников искусств
весенний базар, весь сбор с которого
поступает в фонд помощи детян
фронтовиков.

В вечерних. концертах прийяли уча
стие многие артисты и музыкальные
коллективы столицы. В зрительном
зале были организованы киоски, в
которых продавались книги, ноты к
фотографии с автографами писателей,
актеров и композиторов, изделия при-
кладного искусства.

В фойе клуба была развернута вы:
ставка. произведений И. Грабаря, Ay
Герасимова; С. Герасимова, ПП. Kou-
чаловского, Б. Могансона,  Кукрыч
никсов, П. Соколова-Скаля, В. Му-
хиной, Г. Кепинова и др., подарев
ных авторами для продажи Ha 6%
заре. Со специальной программой
выступал Центральный театр кукод
под руководством С. Образцова.

На вечерах проводились многочив
ленные аукционы и лотереи. Базар;
продолжавшийся 14, 15, 16 и 20 an
реля, посетило 7000 человек, Всего;
по предварительным подсчетам,
собрано в фонд помощи детям фрон:
товиков 1500000 рублей.

—_—-

В. А. СЕМЕНОВ

Умер заслуженный артист РОФОР =
Виктор Александрович Семенов. Corer
ский. балетный театр липтилея крупноге
деятеля, педагога и организатора,

Воспитаииик. Ленинградекого Хореонмы

Фического училища, первоклассный там
цовщик, В. Оеменов сразу же после
окончания птколы в 1912 г начал ‘аня
матьея  недагогической деятельностью,
Носитель прекрасных традиций русской
пгкольг классического танпа, он посвя-
THA жизнь дальнейнтему развитию” м#-
тодики и педагогики своего любимого

искусства.

Помимо. работы в академических те
атрах оперы ‘и балета, В. Семенов м
тивно работал как педагог в Красно.
анаменном ансамбле краеноармейской
песни и пляски ООСР.

Балетные театры Ленинграде, Moor
вы. Овердловска, Тбилиси и других то-
родов, многочислениьте ученики — co
ветокие артисты балета всегда, будут
помнить Виктора ‘Александровича =
большого мастера хореографического Ae:
кусства. :

Бондаренко. Пазовский, — Леонтьев,
Задорский, Файер. Семенова.  Лепе
шинская, Уланова, Ваганова, Чабу.
киани, A. Meccepep, Ермолаев; labo
вич, С. Мессерер. Головкила, Гусев
Вайнонен, Захаров. ПТашкин, Мона.
хов. И, Омольцов, Лолинская, Гердт,
Кожухова, Леонтьева.

_>—
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Всем учрежлениям и лицам,  откляк
нувшимся поздравлениями на присвое-
ние нам почетного авания заслуженного

деятеля искусств.—приносим импу сет
дечную признательность,
В. БОРИСОВСКИЙ. A, ЛОЛИВО,
Е ПЕТРЕНКО, A: РАЙСКИЙ,

Д. ПЫГАНОВ. В. ШИРИНОКИЙ,
С, ШИРИНСКИЙ.

ГЕРАСИМОВ, Т, ЗУЕВА,
COJIOMOBHHKOB, A. CYPKOB,

А. ФАДЕЕВ (отв, редактор).
a
zero

Автор сценария —
Режиссер
Оператор
Композитор

В главных ролях

ЖЕР

ИНТИМ

изобразительных

В ближайшие дни
— олижайшие дни

на экраны кинотеатров выпускается
Новый американский фильм

„СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗД Ам

Лиллиан Хеллман.
— Льюис Майлстон.
— Джемс Уонг-Хоу.
— Аарон Копленд.

артисты: УОЛТЕР БРЕННЕН, ДЖЕН УИСЕРС,
ЭНН ХАРДИНГ, AHHH БАКСТЕР,

УОЛТЕР ХЬЮСТОН, ЭРИК «ФОН:
ШТРОГЕЙМ,

ДАНА ЭНДРЮС, ФЕРЛИ ГРЕНД-
Производство киностудии «С. Гольдвин» {1943 г.)
Выпуск Главкинопроката. 1944 г i

Er
искусств, информации —К 4-26-04, отв, секре-

АА

ДАНА ААА ААА ААА ААА ААА ААА ААА ААА

МАРТИН — КОСЛЕК,

и др.

ААА ААА ААА

и

Тир. 32.000 экз.

\

и

К. Листова (акком. jj

;