Румынские холун Гитлера, хозяй-
чая в Одессе, прикилывались‘ по-

тровителями изящных искусств. Свою

зюбовь к искусствам они проявили,

Зазгромив художественно-скульитур-

тые мастерские, Румыны уничтожили
‹ерамическую студию, исковеркали
цех станковой живописи.

Незадолго до своего изгнания Из
  Одессы немцы и румыны особенно

‚ 1нтересовались русскими самоварами.
Городской голова с комической фа-
 милией Пынтя самолично вывез в
  Румынию тринадцать самоваров. Но
  деятельность фашистских  культур-

грёгеров не ограничилась экспортом
  `амоваров. Они ‘увезли ценнейшие
  картины из художественного музея,
  разграбили уникальную библиотеку.

Заодно прихватили почти все: кон

‘’’ пертные рояли, костюмы и реквизит
‚ из русского театразим. Иванова, ме-
’бель и ноты из консерваторки.

Творя свои подлые дела в; Одессе
созместно с немцами, румыны, по
рассказам местных жителей, трусливо
‘озирались и не упускали случая шо-
потком отмежеваться OT немцев.
Умертвив на электрическом стуле ху-
дожника Поплавского, повесив ху-

’пожника Зусера, ‘зверски’ замучив
‘многих талантливых представителей
слесской художественной молодежи,

они приписывали эти злодеяния иск-

лючительно немцам.

‚ Врываясь в квартиры, румыны ‚заби-
 райи люстры и ковры. И. извинялись
при этом за грубость’ немцев, взры-
` вавших портовые сооружения Одес-
сы, уничтожавших промышленные
предприятия. }

Румыны говорили «на всякий слу-
чай»: «Запомните, одесситы, что мы
в отличие от немцев ничего особен-
  но плохого вам не сделали. Если вы
изидете в Констанцу и Бухарест, то
увидите, что ваши рояли и ковры;
` канделябры и самовары в * полной
“сохранности. У вас не должно быть

В. КУДИМОВ

В давние времена здесь был луг.

Пра Екатерине это место было заса-\

жено березами и сломаны ветхие ла-
  чуги, а вокруг правильного четырех-
  угольника выстроили присутственные
’ места. Позднее тут стояла. бизуаком
‘гвардия Наполеона и Через. эти же
  места отступала, познав и гром 60-
  родинских пушек, и изменчивое сча-
  стьё московского похода, чтобы ис-

пытать еще и ледяную купель Бере-
  зины;

В старом Смоленске сад Блонье—
излюбленное место горожан. Под
тенью густых деревьев, на пентраль-
ной площади; у красивого фонтана и
на прямых, чисто подметенных  до-
рожках гуляли, отдыхали, весели-
лись смоляне.

У цветочного павильона на гранит-
‘ном пьедестале — бронзовый чело-
век. Одетый в старомодный сюртук,
что носили в прошлом столетии, че:
ловек приподнял дирижерскую па:
лочку. М кажется, что слушает
тишину, которую вот сейчас, сию ми-
нуту взорвег оркестр, и зазвучит ме-
лодия, полная страсти и внутреннего
трепета. На пьедестале  выгравуро-
`вана краткая надпись: Глинке—Рос-
сия. : : :

Лет за пять до войны, в такой ‘же

солнечный июньский день, мы те концертно-гастрольного бюро
злесь с престарелым профессором му-   Госэстрады,   Областного ансамб-
зыки А. Н. Глинкой-Измайловым.   ЛЯ песни и пляски, Смолен-

Родственник великого композитопа   <КОЙ и Ярцевской детских музы-
` рассказывал мне, как любил свою ро-   Кальных школ, Вяземского драмте-
дину Глинка. атра (с временной базой в городе

Терзая многострадальный древний
Смоленск, немцы с утонченностью са-
дистов надругались над памятью ве-
ликого человека, над местом, что по-
рого сердну смолян. Они устроили в
прекрасном саду восемь уборных, ис-
портили фонтан, загадили аллеи и до-
рожки, вырубили деревья. Всем этим
тупая фашистская свора подчеокива-

OH

о  мыывыыя `Одесёа ‘помни.

претензий к румынам, потому что
взамен‘ ваших ценностей мы облаго-
детельствовали вас дарами «западной
культуры».

+ Kak He запомнить этого? Разрушив

вместе с немцами корпуса завода им.
Марти, румыны  широковещательно

об’явили‘о мощном строительстве ка-
фешантана «Бристоль»! Они открыли

в городе’ театр-шантан.. «Бо+монд».
Спалив пленки советских кинокартин
«Броненосец Потемкин» и «Чапаев»,
ренизвознаградили жителей  демон-
страцией в кинотеатре «Европа» ма-
  кулатурного боевика собственного
производства под названием «Клад
остр8ва пиратов».

Чёго стоит реклама этой бульвар-
ной картины:  . г
‹ «Затаите о дыхание!..» «Маска смерти
` железный коготь!» «Загадочный ры-

ларь в панцыре! «Привидения, охра-

няющие сьладь и т. д.

Румыны завезли в Одессу  стан-
 дартные скрипки и сифилис. Они вса-
  дили несколько пуль в бюст Пушки-
на на набережной и ‘опубликовали
`безграмотные стихотворные пасквили,
  бесстыдно приписав ‘их... Есенину.

«Достижения» румын в науке за
  время их разбоя в Одессе превзошли
всё ожидания. В газете «Молва» бы-
‚ло, например, разрекламировано изо-
бретение, чего бы, вы думали?—веч-
  Horo двигателя! ; }

ПЕРНЕТУУМ МОБИЛЕ!
№ечный лвигатель изобретен мною.
Ину лицо © небольшим капиталом
для ‘сооружения модели!

Такого рода публикации печата-
лись како свидетельство `высокого
покровительства невеждам и шарла-
танам со стороны румынского, лже-
профессора Алексяну, губернатора,
«Грансистрии». ?

Наряду с подобного рода интере-
сом к искусству и к науке, румыны,
‘как известно, проявили в Одессе ши-
‘рокую. склонность к коммерции. Ру-
  MBIHCKHe «<просветители» показали в
этом ‘отношении: пример. Подручный
} губернатора, редактор «Молвы»

ВЕСНА В СМОЛЕНСКЕ

цела. после майских дожлей трава,
Фяспустилась листва на деревьях, .

Приведены в порядок аллеи‘ и
  фонтан и снова расчищены дорожки.
У памятника любовно посажены цве-
ты.

Вместе с весенней зеленью расцве-
тает и культурная жизнь. Школьни-

ки славно поработали над озе-
ленением . родного города, сде-
лав тысячи новых посалок. После

учебы ребята. деятельно работают над
восстановлением своего Дворца пио-
неров, очишая «коробку» здания, Их
детский ансамбль песни и танца уже
дал первые концерты перед зрителя-
ми и по радио и получил всеобщее
одобрение. Недавно закончился мас-
совым гуляньем традиционный Be-
сенний кросс молодежи, ,

Торжественным собранием и’ кон-
пертами общественкость города от-
метила 140-летие со дня рождения.
великого земляка М. И. Глинки. Пе-
ред этим в городе успешно прошли
концерты Платона Цесевича.

В Смоленске й области восстанав-

ливается деятельность областного
Дюма ‘народного творчества, Област-

Кондрово). В одном из разрушенных
гитлеровцами ‘зданий оборудован по
инициативе обкома и ‘горкома
ВКП(б) клуб для строителей города.
Недавно фронтовая бригада артис-
тов Ярославского театра им. Ф. Вол-
кова, остановившаяся здесь проез-
дом. дала спектакли-концерты, один

из которых—<специально ‘для рабо-
чих-строителей. : .
Смоленск — город устоявшихся

театральных традиций, имевший до

И О НОВ ТЬ Во ТЫ о свой великолепный театр и
му, ко всему, что любимо каждым   труппу, видавший немало первоклас-
культурным человеком. сных артистов и театральных ансам-
Но вот снова, наперекор всему, блей, приезжавших из столицы и из

пришла весна. Иервая весна Смолен-
ска после изгнания немецких окку-

пантов. На фоне разрушений зазеле’

пругих городов Советского Союза.
„Но более двух лет люди не слышали
живого художественного слова, He
видели настоящего ‘театра: Поэтому,

Н. ПИКСАНОВ

ду народами СССР огромная заслу-
га принадлежит Алексею Максима?
вичу Горькому. Нет в мире другого
писателя, который вложил бы столь-
ко энтузиазма, энергии, глубокой
мысли, любви — и столько гнева,
непреклонности в борьбу за единение
H дружбу народов. и

В семье братских народов страны
первым среди равных Горький мыс-
лил великий русский народ. Вышед-
ший из недр народа, Горький, как“ни-
кто из писателей-классиков, знал рус-
ский народ. Он преклонялся перед
высокой одаренностью родного наро-
да, восхищался созданным им фольк-
лором, народным искусством, русским
языком. В истории русского народа
Горький чтил проявления героизма,
патриотизма в борьбе за, националь-
ную свободу. С гордостью писал он
oO полвиге нижегоролца Минина, о
роли народа в Отечественной войне
1812 года. Со всем энтузиазмом пат-
риота-революционера он писал о вы-
соких чертах русского национального
характера. Горький делил с Лениным
народную гордость, памятуя, что гор-
дое свободолюбие русского народа
мощно проявилось в его революци-
онном движении.

Горький был энтузиастом русской
культуры, мировое значение которой
было для него самоочевидно. Вместе
с Лениным он любил исполинский ге-

ний Толстого. Молодым писателям он
He уставал твердить: учитесь у
Пушкина. Художественному мастер-
ству, идейным ценностям, совободи-
тельному значению русской литерв-
туры Горький посвятил целый курс,
четанный им русским рабочим на
Капри в 1909 г.

Но Горький не отрывал русский
народ от братских народов страны.
Он знал, что они делили с русским
народом и тяготы угнетения, и _уча-
сте. в освободительной борьбе. Горь-
кий верил в творческие силы брат-

Литература и Искусство

ских народов, каки в силы русвко-}
го народа. Мечтой его было, чтобы в
великом национальном строительст-
ве, начавшемся в Советском Союзе,
народами страны были освоены все
высокие завоевания культуры, добы-
‘тые старшим братом, великим pyc-
‘ ским народом. >
 На заре ‘своей’ деятельности Горь-.
  кий, делает бесповоротный вывод:
  врагом свободы, врагом народов
страны является самодержавие, и не-
примиримая борьба с царизмом за-
полняет его политическую деятель-
ность. В буржуазном русском обше-
стве Горький зорко видит и че; гы
великорусского ‘’шювинизма, зоологи-
цеского национализма, ’великодер-
жавности. В борьбе с национализмом
Горький находит мощную поддерж-
ку у Ленина и Сталина. В 1913 году
Ленин писал Горькому: «Насчет на-
ционализма вполне с Вами согласен,
что надо этим заняться посурьезнее.
У нас один чудесный грузин за-
сел и пишет для «Просвещения»
большую статью»: Здесь разумелся
И. В. Сталин и его статья’ «Нацно-
нальный вопрос и социал-демокра-
тия», i
Издавна Горький связывал нацио-
нальный вопрос с социализмом, ©
революцией, В 1912 г. он пишет:
«Должны ли мы, социалисты, люди
искренно верующие, что весь мир
может жить братской жизнью,
должны ли мы‘ допускать, чтобы
жадные и глупые люди способство-
вали развитию расовой вражды, ко-
торая может встать на пути социа-
лизма мрачной и крепкой стеною?»
  Он пишет об Интернациональной ли-
ге защиты прав народов; он в печати
заявляет, что насильнические «лей.
ствия русского ‘правительства в Пер-
сий национально вредны для русско-
го народа». Замечательна (хотя и без-
вестна, так как своевременно не
могла попасть в печать и позже не
была включена в собрания сочинёний)
речь Горького в Москве, в 1916 г.,

т лык. И спички шли на рынок в ка-

‘Информбюро. Листовки попали в ру-

`стовки по марке за экземпляр. Потом

‘правду о событиях на фронте. А

Ярославской филармонии М. Матве-

К. Баллас удачно торговал епичками.
Спички были советские, захваченные
румынами. Но редактор: наклёмвал на
советскую этикетку румынский яр-

Зестве образца‘ бухарестской продук-
ции: р

Культ спекуляции внедрялся ру-
мынами чрезвычайно широко. В де-
ле жульничества и наживы штатские
румыны соревновались с военными.

При этом не обходилось и без
курьезов. Наш самолет сбросил од-
нажды на окраине Одессы пачку. ли-
стовок с сообщениями Советского

ки румынского патруля. Солдаты, не
знавшие русского языка, крутили
листовки перед. свонми носами, По-
том подозвали кого-то из прохожих
и дали ему листовку для ознакомле-
ния. Тот положил листовку в кар-
ман. Румыны потребовали за это од-
ну марку. Прохожий расплатился и
ушел. Вскоре возле пачки с листов-
ками образовалась очередь. Солдаты
распродали населению советские ли-

солдат, кажется, наказали. Но зара-
боток остался у них. Одесса, узнала

правду о растленных румынах и нем-
цах она знала достаточно хорошо.

Люди, возрождающие сейчас свой
прекрасный город, трудом и творче-
ством помогают Красной Армин.
Победный шаг бойцов Ленинградско-
го фронта желанным эхом доносится
к низовьям Днестра, к широким зе-
‘леным проспектам солнечной Одессы,
избавленной от фашистского злово-
ния. Спокойная и уверенная прифрон-
товая Одесса ждет новых хороших
вестёй от своих освободителей и за-

щитников, которым она поручила
взыскать с немецко-румынских куль-,
туртрегеров по своему особому
счету. .

Одесса, _

От нашего
корреспондента

естественно, так велик был. интерес
зрителей к спектаклю старейшего
русского театра. В бригаду входили
артисты театра К. Волкова, Г. Галь-
бнцкая, М. Беляева, А. Быков, Я.
Старов, А.Прокофьев и артисты

ева, балерины Рыжикова и Куроч-
кина и баянист Карпов. Они высту-
пали и в случайных помещениях, и
на открытом воздухе, играли и днем
и вечером.

Шла пьеса Островского «Не все
коту масленица». Спектакль шел без
декораций, несколько раз rac
свет, но чьи-то невидимые руки из-за
сукон освещали сцену керосиновыми
лампами.

Я видел волковцев в их лучшем
репертуаре на великолепной сцене
Ярославского театра, и в этот вечер
был рад за них, рад был за своих
земляков-смолян, так сердечно
принимающих ‘спектакль. А за кули-
сами в приглушенном репродукторе
слышался голос диктора: «Граждане,
внимание! тшательно маскируйте ок-.
на, наблюдайте за светомаскиров-
Kol...» Где-то далеко ударила зенит-
ка, НО все оставались спокойными, —
это было обычное, будничное-

По инициативе областной газеты
«Рабочий путь» и отделения Союза
советских писателей начались в Смо-
ленске еженедельные литературные
«среды». На первой из них. кроме пи-
сателей и журналистов, присутство-
вали ‘инженеры и’ научные работни-
ки города, знатные стахановцы пред-
приятий и, строители.  Главныйархи-
тектор города т. Феофанов рассказал
о генеральном плане будущего Смо-

ленска, «Среды» будут устраиваться.

регулярно. На очередных собраниях

предполагается выступление лауреа-

премий — смолен-

тов Сталинских
М. Исаковского’ и

ских ‹ поэтов

А. Твардовского. Будут выступать.

писатели,

ники, герои
партизаны, знатные люди и стаха-
навцы. Литературные «среды» могут
стать  интереснейшим. явлением в
культурной жизни города.

артисты и ‘худож-

перед украинскими общественными
деятелями. «Украинский трудовой на-
род переживает сейчас великую дра-
му. Царские палачи не дают разви-
ваться его языку, литературе, твор-.
честву. То, что делает царское пра-
вительство с украинцами, как и с
другими угнетенными народами, —
это злодеяние, которому нет назва-
ния». «Великое будущее у этого на-

г рода только после революции».

После Великой Октябрьской рево-
люции труды Горького были огром-

PN i Ah re ae ee eee eee eee ee ee eee ae a at een arene pp eid tine о ——

Отечественной войны,

И. АРСЕНТЬЕВ

«ЖИВИ, РОДНАЯ
БЕЛОРУСЬ »

Новый музыкальный фильм!

Режиссеры, заслуженные Renney
искусств БССР В. Корш-Сабтин и №.
Садкович поставили музыкальный
фильм «Живи, родная Белорусь!»
Это — фильм-здравица мастеров ис”
кусств Белоруссии в честь 25-й. го-
довщины своей родной республики.
Он открывается эпическим прологом;
три белорусских сказителя под звуки
цимбалов поют сложенную народом
песню о Сталине и дружбе советских
народов. : :

В фильме,

посвященном родной
Белоруссии, приняли участие выда-
ющиеся мастера ее искусства. ee
дельные части этого своеобразного
фильма-концерта связаны ‘обрамле-
нием, которое создают «ведущие? —
народный артист БССР А. Ильин-
ский и заслуженный артист БССР
Л. Рахленко. р

Удачная часть фильма -— эпизод
«В полевом колхозном стане». Вслед
за песней «Вечепинка», в исполнении
Л Александровской, в концерт всту-
пают артисты балета. Из двух тан-
нев, поставленных И. Моисеевым —
«Бульба» и «Юрочка», большей по-
хвалы заслуживает второй. Танец
«Юрочка» сюжетен, он остроумно за-
думан и хорошо разрещен,

Произведения ° изобразительного
искусства показаны в фильме не ил-
люстративно. В их монтажном, сопо-
ставлении и в их сочетании с худо-
жественным словом авторы фильма
находят решение ботьшой темы об
исторической преемственности  тра-
диций свободолюбивого белорусско-
го народа.

Под звуки стихов проходят На эк:
ране принадлежацие. резцу 3. Азгура
скульптурные ° изображения героев
белорусского народа князя Минского
Василька, киязя Полоцкого Влади-
мира, бюсты героев Отечественной
войны — капитана Гастелло, генера-
ла Доватора, белоруссов-нартизан.
Этот эпизод, сочетающий слово и
скульнтуру, завершается о кадром,
нзображающим памятник Янке Куна-
ла. Звучат гневные строки стихов
народного поэта, направленные про-
тив кровного врага Белоруссии —
немецких захватчиков. ;

В фильме «Живи, родная Бело-
русь!» принимает участие Государ-

родной песни и пляски. С экрана
звучат песни и стихи народных поэ-
тов Белоруссии—Янки Купала, Яку-
ба Коласа, поэтов Максима Танка,
Пимена Панченко, Ан, Астрейко.

В танце: «Янка» народная артистка
БССР А. Николаева и Н. Куриков
показывают прекрасное мастерство.
Удачно работая со светом, оператор
Г. Егиазаров достигает. хорошего
качества киноизображения.

Завершает фильм исполняемая все-
ми его участниками застольная пес-
НЯ: res :

г Встанем. товаритиг.

Выньём ва гвардию —
Равной ей в мужестве нег.
Тост наш за Сталина.
Тост наш за партию;
Тост нам за знамя нобед! x

Выпущенный белорусской KHHO-
группой фильм «Живи, родная Бело:
русь!» — ценный опыт работы над
жанром музыкального фильма. .

Кадр из фильма «Живи, рбдная Бе.
STONY Ch1A я ae % ; 5 i

Производство Белорусской = Kunorpyit-:

ныт. 1944 г. Москва. Режиссевы В; Kopin-
Саблин и Микола Садкович. Оператор.
Г. Егиазаров. Хуложнники--©, Николаев,
И. Блатова.  Композитов, И. Любая.
Звукооператов И. Инсаоев. _ A

POPPI ALP OPALOLL LOLOL LLL ALLL LLL LLLP LS

любевно ‘собирал в свою память да-
ры национального: фольклора: песни,
сказки, легенды и потом  претворял
их в своем художественном творче-
стве. Так, из средне-азиатеких исто-
рических. преданий Горький создал
целый цикл поэтических = самар-
кандских легенд; из них лучшая —
легенда о женщине-матери, ‹ героиче-
ски преодолевающей все препятствия’
в поисках попавшего в плен ‚отрока.
сына. Из национального фольклора
почерпнул Горький мотивы к созда-
нию героического образа Данко, чье

ны и многообразны. Но и среди них
выдается его участие в строительст-
вё новой жизни освобожденных брат-
ских народов. Он писал; «Нужно,
чтобы белорусс ‘знал, что такое гру-
зин, тюрок и другие, и все другие

знади, что такое украинед, белорусс,
`узбек, татарин». Он не устает  твер-
‘дить; «рабочие и крестьяне

Союза
Социалистических Советов должны
хорошо знать своих соседей иного
языка. К этому их обязывает един-
ство цели: создание новых форм го-
сударственной жизни». Горький со-
вершает поездки по Советскому Сою-
зу — от Мурманска до Еревана —
и потом в печати излагает свои пыт-
ливые размышления O виденном в
национальных республиках и обла-
стях, об их успехах. Он основывает
журналы «Наши достижения», «СССР:
на стройке» н там широко освещает
национальное строительство.

«Советская литература, — пишет
Горький, — не является только ли-
тературой русского языка. Это —
всесоюзная литература. Если у нас в
прошлом был гигант Пушкин, отсюда
еще не значит, что армяне, грузины,
татары, украинцы и прочие племена
неспособны дать величайших  масте-
ров литературы, музыки, живописи,
зодчества». Здесь‘опять мысли‘ Горь-
кого кровно родственны взглядам
И. В. Сталина, который писал: <...ос-
вобожденные неевропейские народы,
втянутые в русло советского разви-
тня, способны двинуть вперел дейст-
вительно передовую культуру и дей-
ствительно передовую цивилизацию
ничуть не меньше, чем народы. евро-
пейские» («Международный  Xxapak-
те» Октябрьской революции», 1927).

Как никто другой из. русских пи-
сателей, Горький прекрасно”знал на:
родную поэзию братских народов —
частью через книжное изучение, но
также ‘и через непосредственное об-
шение ¢ народностями Поволжья,

№ 25 (129)

прикаспийских степей, Кавказа, Кры-
ма, Украины, Бессарабии, Горький

пламенеющее любовью’ сердце осве-
щает людям. их темный путь. Валаше.
ский фольклор  Бессарабни дал ему
мотивы для двух прекрасных стихо-

творений, для поэмы «Девушка и
Смерть». } :
С. юности сближенный  ¢ yKpanu-

ской народной жизнью, народной ук-
раинской поэзией, владея украинским
языком, Горький изучал украинскую
литературу, преклонялся перед. ге-
нием Шевченко, сдружился с слава
ным украинским писателем М.
Коцюбинским и стал для него мощ-
Ной опорой. Еще в далекие годы,
когда в русском передовом обществе

HHKTO не... знал белорусской
литературы, Горький уже заме-
THI молодое дарование белорус-

ских поэтов Янки Купалы и Якуба
Коласа и поддержал их в печати. В
1901 году Горький был увлечен из-
данием сборника рассказов еврейских
беллетристов, и писал: «Интересная
будет вещь! Какие чудесные ребята
есть среди еврейских писателей»,

В 1891-1892 гг. ‘юный Горький в
Тифлисе, сблизился с молодыми гру-
зинскими писателями, в том числе с
таким одаренным, как Е. Ниношви-
ли. Вместе с Шио Чнтадзе, погибшим
в революцию 1905 г., Горький увле-
кался тогда игрой’ знаменитого гру-
зинского актера А, Месхишвили —
особенно в «Разбойниках» Шиллера.
И вот поразительный факт: рабочий
тифлисских железнодорожных Ma.
стерских, 23-летний Алексей Пешков
в кружке грузинской ‘литературной
молодежи читает доклад, взяв темой

эстетический трактат Шиллера.

В личном, общении, в частном пись-
ме Горький умел поставить перед мо-
лодым национальным писателем сме-
лую новую проблему. В’ 1900 г. укра-
Гинский рабочий, начинающий поэт
Антон Шабленко прислал Горькому

свои стихи. Горький неуедленно ото-
‘звался: «Так’как сам я — цеховой
малярного цеха, ‘булочник, молотобо-

Коренной москвич, Иван Михайло-
вич Москвин всей своей жизнью Я
творчеством связан с «сердцем Рос-
сии». Его детство, отрочество ``. И
юность. протекли за китайгородской
стеной, в самом центре Москвы
что старые москвичи
«городом». Здесь он мог «всласть
любоваться допотопными Кит Киты-
чами, их семьями и приказчиками».
Мимо мальчика Москвина громыха-
ли по булыжной мостовой тяжело
груженные «кипами» и ящиками ло-
мовые, проносились на откормленных
  конях собственные выезды с дород-
ными хозяевами. Зарядье Москвина
было таким же источником для по-
знания человеческих отношений и
характеров, как Замоскворечье Ост-
ровского. Менялась Москва, круто
ломались социальные. пласты, но Ни-
когда не переставал Москвин вгля-
дываться в судьбы родного города и
населяющих его людей, никогда не
уставал подмечать те краски и чер-
ты, которые могли ему понадобить-

ственный белорусский ансамбль на-

ся для воспроизведения ^ русской
жизни на театральных подмостках.

Сын ремесленника-часовщика, Мо-
сквин умел измерять время не толь-
ко циферблатом пузатых луковиц и
мерным тиканьем ходиков. Перед его
глазами величественно и строго дви-
гались стрелки курантов Спасской
башни, и древние стены Кремля учи-
ли его чувству исторических эпох. И
впоследствии, когда Москвин играл
царя ‘Федора, он принес в театр aie
живое чувство былых столетии.
ХУГ век был для него не книжным
понятием, а цветом, вкусом и «вея-
нием», иной поступью и иным дыха-
нием когда-то обитавших в Москве
русских людей: i

Память Москвина -- это   громад-

ная кладовая с рундуками, плотно
набитыми различными ‘наблюдениями

и внечатлениями. ‚ Он Гот ‚ помнит,
что, когда ему было aMb, его
старшая сестра’ нача: ” одить с
собой   но «святым м Эти пе-
шие паломничества п! хам на

у, как

десятки’ верст дали).
он сам говорит, «п@ зе, - земство
с народом и родона  дльниками моего
Луки. Их я встреча1 множество».

Городское в ord Москвина
всегда перекликалой: с деревенским.
У него под ногами’ были не только

гранит atop, но и пыль больша-

ков, изумрул муравы,! приволье при-
брежного лужка. Чутким ухом при-
падал Москвин к ролной земле и
слушал, как растет трава.

Символ сценической Веры Москви-
на — это символ жизненной правды
на сцене. Он больше всего боится
«наврать в рол». Мфсквин любит
разбираться в социзльмом положении
своих героев: ему «надо точно
знать, кто он такой, — барин, купец,
крестьянин или пролетарий». В on-
ной из своих бесед 6 молодежью

осквин назвал поиски мотивов для
свонх образов. поисками «родины
чувств». Родиной чувств Москвина
‘была его собственная \жизнь, нераз-
рывно спаянная с его родной стра-

,

HOH. ey

Москвину как актеру — судьба
улыбнулавь. Молодой человек
90-х годов, OH вошел. в русский
театр в счастливую, пору, ког-
да возникало такое выдающее-
ся явление русской культу-
ры, как Московский Хулдожествен-

ный театр. Ученик Немировича-Дан-
ченко по драматическим классам
  Московского филармонического учи-
лища, Москвин почти не знал пест-
рых актерских скитаний. Закончив

театральное образование в 1896 го-

ду, он уже через два гола пересту-
пил порог молодого театра’ Немиро-
внча и Станиславского, “чтобы ос-
таться в нем навсегда. Имя Москви-
на было напечатано первым в пер-
вой программе первого спектакля Ху-
дожественно-общедоступного театра.
Золототканные царские одежды об-
лекли худенькую фигуру Москвина
-B знаменательный вечер 14 октября
1898 гола: На утро после премьеры
«Царя Федора» никому неведомый
артист проснулся уже  Москвиным.
Его’ нобела была не только победой
сценического таланта, но торжеством
той особой русской поэтической ин-
тонации, которая была присуша Мо-
CKBUHY Которая позволила ему и в
‘дальнейшем воплощать русских лю-

ен и т. д., то вы, наверно, поймете,
какой интерес для меня представляет
свой брат рабочий, — склонный к пи-
санию стихов». В’ следующем письме:
«В прозе вы обнаружили и наблюда-
тельность и много сердца. Много
сердца — лучшее средство хорошо
писать! Я очень рад, что я, рабочий,
могу сказать вам, рабочему, -—пиши-
те! Пишите кратко, просто, как вы
видели, как чувствовали. Пишите,
как страдает наш брат, как трудно
ему найти дорогу к свету».
Когда редакция газеты
нист Таджикистана» и ее  рабкоров-
ский кружок послали Горькому в
1930 г. из Сталинабада номера газеты,
Горький, откликнулся обширным
письмом: «Большая гордость и ра-
дость, товарищи, получить умный св
циалистический орган из’ далекого,
неведомого края, где назад тому не-.
сколько лет русский был физическим
завоевателем, чужим человеком. Те-
перь он в Таджикистане, Якутии... и
всюду, на всем пространстве Союза
Советов, является. возбудителем и
проводником социалистической куль-
туры...». Monica

Как раньше, в русской дореволю-
ционной литературе, так и в совет-
ское время Горький борется с пере-
житками национализма, с националь-
ной‘ ограниченностью асюду, где их
находит или ожидает. Так, горячо
советуя о национальным писателям:
«собирайте ваш фольклор, ‘учитесьна
нем, обрабатывайте его», — Горь-
кий в то же время учит: «Надобно
особенно зоркое внимание обратить
на многочисленные попытки пользо.
ваться материалом фольклора в це-
лях контрреволюцнонных и узко-
националистических; это ведет к вы-
травливанию и порче‘ общечеловече-

CKHX интернациональных тем
фольклора».

«Комму-

Исклютительна роль Горького в
собирании и изучении национального
фольклова. Под влиянием Горького
литературные об’единения

называли *

дей всех рангов и ‘ступеней в 0<о0-
бом, чисто москвинском свозобразии.
Москвин, как актер, — художник

большого размаха. Ему равно до-
ступны характеры тихие и созерца-
тельные, как Федор `Моаннович и

Федя Протасов, и характеры дикие и
жестокие, как Прокофий Пазухин и
Фома Опискин;, Москвин на сцене
может быть задумчив и нежен, но
межет быть исступлен и зол, свар-
лив и криклив. Он знает, что такое
«валрыз в избе и на чистом  возду-
хе», что такое кураж’ и загул и что
такое «лушевный разговор».

Музыкальный от природы, Моск-
зин музыкален и в своем творчестве,
Он сам отмечает, Что когда, играя
Хлынова, он выезжает в лодке с. пе-
нием замечательной русской песни
«Калинушка», у него повышается на-
строение. Без любви к цыганскому
таборному напеву и перебору гитар:
ных струн Москвин не передал бы
так искренно любви Федора Прота-
сова к цыганке Маше. Его Епихо-
дов как будто создан из мелодий
«жестокого романса».

Перечень сыгранных Москвиным
ролей невелик числом, ‘но богат ка-
чеством. В этом скупом списке есть
те жемчуга реалистического искус-
ства, которые на векйзчвеков обеспе-
чивают Москвину славу русского на-
ционального ‘актера. Иностранное и
иноземное прошло лишь эпизодом в
его работе. Главное и основное —
это Пушкин, Гоголь и Грибоедов,
Островский и Салтыков, Лев Toa-
стой и Достоевский, Алексей Тол-
стой и Тургенев, Чехов и Горький.
Русские классики определили стол-
бовую дорогу Москвина. И она um-
роко пролегла по бескрайним. про-
сторам русского самоцветного слова.

Пушкин советовал учиться языку у

ЧЕСТВОВАНИЕ
И. М. МОСКВИНА

18 июня, в лень 70-летия со дня
рождения лауреата Сталинской
премии, народного артиста COCP
И. М. Москвина. в МХАТ ООСР
им. Горького состоится _ торжест-
венный снектакль. Идет «Царь
Федор Иоаннович». Роль napa Фе-
дора исполнит И. М. Москвин.

Носле снектакля театральная об-
щественность столицы будет чест-
вовать замечательного мастера
русской сцены,

московских просвирен. В языке Mo-
сквина —— все органично, — округло,
переливчато. Вот выходит Москвин
на концертную эстраду и без грима
за столиком читает рассказы Чехова
или Горбунова. Смотришь на Мос.
вина и видишь, с какой необычайной
быстротой ‘меняются оттенкя ет
взгляда, как «глупеют» или «умне-
ют», яснеют и темнеют, блуждают
или сосредоточиваются его глаза. Но
всегда это —— подлинное зеркало ду:
ши тех действующих лиц, о которых
  идет ‘речь. А самый текст нижется,
как бисер, и так осязательно и так
полновесно раскрывает интонация
Москвина сокровенный смысл слов,

Душевную углубленность и харак:
терность принес Москвин и в кино,
Уже давно успели отойти в прошлое
те немые картины, в которых высту-
пал Москвин, а кажется, что полот-
но кинотеатров еще таит тени неё:
счастного Поликушки из рассказа
Льва Толстого и станционного смот:
ритёля из повести Пушкина; И хотя
фильмы эти не имеют голоса, все
равно ‘звучит в ушах крик Поли.
кушки—Москвина, --— так сила мо-
CKBHHCKOM выразительности преодо-
лела своим духовным ‘напряжением
былое. безмолвие экрана,

Семь лет назад, осенью 1937 года,
рабочие московского завода «Элект»
росвет» выдвинули Москвина Kaan
датом в депутаты Верховного Совета
СССР. Народный артист Союза стал
народным избранником и высший 34:
конодательный орган страны. Свонм
избирателям Москвин сказал: «Я жк
знаю, достоин ли я этой чести, ю
одно знаю: буду бороться за вели’.
кое дело Ленина—Сталина до конца
дней своих. И вдохновлять, учить
вести меня, как и Beex нас, будет
Сталин».

Москвин, как художник, далеко не
закончил, свой творческий путь. Ею
семидесятилетие — лишить дата, а
итог. У него — не только вчера, HO
и завтра. Народный артист Союза,
лауреат Сталинской премии, он не 13
тех, кто почиет на лаврах. И ныне,
стоя во главе Московского Художе-
ственного театра, OH  неусыпно
блюдет дело жизни Станиславского
и  Немировича-Данченко, стремясь,
чтобы оно развивалось в чреде сме:
няющихся. поколений, как одно из
высочайших проявлений русского на-
родного гения в искусстве ‘театра,

ии ии ими ии ии дд, Put

тические статьи-обзоры.
нальным  литературам. В.

годах он издал три образцовых анто-
логии:

] ляндской литератур.

количество национа

советской страны, и страна у

Огромно влияние творчества Горь-
кого на национальные литературы:
Его мощный реализм, его героиче-
ский романтизм, заражавший читате-
лей, все богатства его языка, обра-
зов,’ мотивов, жанров делают Горь-
кого самым близким и родным для
молодых: советских национальных ли-

‚ тератур. Поразительно изобилие  пере-

водов Горького: он переведен на 65
языков народов СССР и за время с
1917 г. издан в сорока миллионах
экземпляров. Ив юбилейные дни
1932 г., и на Всесоюзном с’езде пи:
сателей в 1934 г., и в траурные го:
довщины гибели Горького писатели
скидетельствуют о благотворном’и
властном влиянии на’них произведе_

‚ ний Горвкого.

В характеристике воздействий Горь-
кого на национальные литературы
остался бы крупный, пробел, если бы
не было сказано, что мощным вос.
цитательным средством здесь была
также организационная ‘деятельность
основоположника советской литера:
туры. Еще до революции он печатал
вы  редактируемых. им журналах пе-
реводы ‘национальных ‘литературно.
художественных произведений и кри-
по ‘нацио-
1916—1917

армянской, латышской,

‘фин-

им Всесоюзный

в 1934 г. со всех
‘собралось ‘огромное

льных делегатов.
Были представлены 52 национально-
сти; в докладах и речах были oxa-
рактеризованы 23 национальные ли-
тературы; выступило до 60 орато-
ров, На с’езде национальные литера-
туры стали на смотр передо лицом

видела
всю яр-

На возглавляёмый
сезд писателей
концов Союза

тогда в необычайной полноте
кую картину развития литёратур
братских народов и ‘с наибольшей
четкостью восприняла значение Горь-

в нацио-   Кого, как «отца
нальных республиках `организовыва-   ратур». с м
ли экспедиции для собирания своего Как дорог был писателя
фольклора; издавались десятки н тель — это ярко прояв Sa Pes
сотни томов фольклорных текстов;   поэтических скорбных о sey

великие сокровиша народного эпоса,
веками таившиеся в народных мас-
сах: «Манас», «Джангариада», ‹Ал-
памыш», = воскресали в записях H
изучениях и становились достоянием
всей советской и мировой культуры:
молодые национальные писатели, при-
никая к фольклору, как Антей к ма.
тери-земле, становились сильнее,

тив 1936 г. Ве

Дагестана С
Та
Азербайджана Самед
ские поэты Хамид Али
Заде и многие другие
кали гибель Горького:

KHMH переполнились страницы печа-
ликии народный певец
Джамбул, народный поэт
< улейман Стальский, поэт
джикистана Гасем Jlaxytu, поэт
Вургун, узбек-
мджан я Шейх
поэты опла-

Казахстана

В изобилии.

таких поэтических откликов с Горь*
ким никто неё может равняться,

Все  Это-—что-то огромное,  необы:
чайное, несравнимое ни с чём в лето.
писях старой русской литературы,
Дело Горького— героический подвиг,
А навстречу этому богатырскому под
вигу подымается огромное и тоже не.
виданное, неслыханное прежде дви
жение советских национальных AH:
тератур, не имеющее себе подобия
ни на’Западе, ни на Востоке.

Необходимо сделать только одну
оговорку. Писатели братских респуб”
лик училисьиу Пушкина, и у Той:
стого, и.у мировых классиков, Они
приникали к своим родным истокам—
к фольклору, к великим предкам, сре-
ди конх блистают Руставели, Низами,

Навои и другие великие Ма»
стера искусства слова. Cam ‘Lops:
кий требовал от деятелей националь-

ного искусства и культуры глубоко.
го освоения мировой  y нацио-
нальной традиции .и, конечно, был
счастлив, когда наблюдал о выполне-
ние этого завета. Горький был убеж:
ден, что внутренне сильная,
самобытная лнтература может с. ус-
нехом освоить и претворить традицию

в своеобразном национальном твор:
честве, aq

Вместе с тем великий основополож:
ник советской‘ литературы думал и
учил, что, литература и искусство =-
только отдельные участки боевого
фронта национальной культуры, 4
вся она в целом — только один ИЗ po-
дов оружия неёутомимой армии брат*
ских народов. Великий борец и стро:
итель советской социалистической
культуры ни на минуту не забывал,
что эта культура созидается в окру-
жении злобных врагов, против кото
рых необходимо готовить оборону.

бони смысл подвига Горького,
личие его’ исторических деяний мы
лучше постигаем в дни Великой Оте:
чественной войны, когда единение И
о а народов Советско:
ore a подверглиеь ^ испытанию
и когда мы ежедневно убеж:

пая, по мудрому слову — нашего
Rea вождя, И. В, Сталина, что
твы против гитлеровских полчищ

«превратили семью н

ародов СССР в

а нерушимый лагерь,  самоот:

к sone Toc вающий = свою
рас OM IO on )

One I » о свой Красный