М -

ДЕЗ

К.
тЫ
Ib,
Ba
ЯЗ

KO

10-

Л

х

A,

Ma
B,

aT

И?
x

C.
fe

oe

5 ОКТЯБРЯ 1941 г., `№ 276 (8684)

eS Sr

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

В НОЧНОЙ СМЕНЕ

(ПО СТРАНИЦАМ ЗАВОДСКИХ ГАЗЕТ)

Темная осенняя ночь. Город будто за-
мер. На заводском дворе — хоть глаз вы-
коли. Но зайдешь в пех — и картина сразу
преображается. Яркое электрическое осве-
щение, пгум моторов, быстрые, уверенные
движения работающих у станков,— про-
изволственная жизнь на полном холу.

Воздуптная тревога? Но ее уже никто
не страптится. Работа продолжается с еще
большим воотушевлением. Гневная, жтучая
ненависть в подлому врагу воплощается
тогла в добавочную пролукцию, укрепляю-
щую мошь и силу нашей родины и ее
тероической Красной Армии.

Как велут политическую работу в ноч-
ной смене коммунисты, призванные в03-
тлавить трудовой порыв масе?

Вопрос очень важный. ОлнаБо заметки
на эту тему появляются на страницах
фабрично-заволекой печати лишь время OT
времени. Нередко они поверхностны, OTHO-
сторонни. Газета завода «Освобожденный
труд» (Москва) напечатала на-днях рят
заметок по материалам рабкоровекого рей-
1a, посвященного работе ночных смен.
Газета отметила несколько «узких мест»
производетвенного характера, но ни словом
не обмолвилась о том, как работают в ноч-
ное время общественные организации.

Празильно подошла к делу, собрав разно-
сторонний и содержательный материал, га-
3eTa «3a боевые темпы» (редактор тов.
Левятов) Московского завода имени Ильича.
Многотиражка отвела этому материалу
целую странипу, озаглавив ее: «Коммуни-
сты о своей работе в ночной смене».

Контрольный мастер член партии тов.
Авдеев рассказал в газете, как он помог
избежать простоя рабочих из-за перебоя в
подаче тока. Тов. Авдеев посоветовал на-
чальнику участка перенести обеденный
перерыв, & тем временем ‘устранить при-
чину задержки.

Ежедневно, точнее — еженощно, комму-
нисты ведут в цехах беселы — индиви-
дуальные и с небольшими группами фабо-
чих. «Эти бесеты,— товорит труппарторг
тов. Шарапов,— возникают как-то стихий-
но, без всякото плана. Соберутся несколь-
ко рабочих, обсуждают тот или иной во-
прое, — мы, коммуниеть, подходим, вклю-
чаемся в беселу, раз’ясняем неясные во-
просы. Очень часто разговор на разные,
не связанные межлу собой темы выливается
в интересную беседу».

Ночная смена требует более ‹еръезното
внимания к разным «мелочам». Несколько
дней был неисправен вентилятор. Днем,

когда можно открывать окна, это не так
чувствовалось, и мастер не спешил ¢

исправлением. «Тогла я, как партпрупи-
оог, вмешался в это дело,— говорит тов.
Шалалюв.—— Вентилятор починили».

Друтой группарторт, тов. Токарев, в 0бе-
денный перерыв беседует ¢ новичками,
показывает, как надо обращаться со стан-
KOM, инструментом, рассказывает рабочим
© послелних известиях, прослушанных по
Тахио, отвечает ‘на BOMPOCH © текущих

событиях. Заметив как-то, что станочник
Бойцов работает несколько вяло, тов. To-
Rapes поговорил с товарищем, стараясь по-
действовать на его патриотическое чув-
ство. В следующие лни станочник в два
с лишним раза увеличил выработку.

Так работают коммунисты в ночной

смене. А как помогает им партийное бюро?

Большинство высказавшихся на страницах
заводской газеты отмечает, что партийное
бюро завода слабо помотает им.

«Никто из членов бюро с нами. комму-
нистами, работающими в ночной смене.
He беселует,— пишет фрезеровщик тов.
Копейко.— Понимая свои партийные обя-
занности, я стараюсь проводить ночью та-
кУЮ же работу, как и днем. Но никаких
установок по работе в ночной смене я не
получаю, ла и работы никто не спранги-
вает».

Член партии тов. Трубавва жалуется,
что, работая ночью, она за время войны
не была ни на одном партийном собрании.
«Мне кажется,— говорит она,— что было
бы неплохо в начале каждой neler co-
бирать на 20—30 минут коммунистов,
перешелиих в ночную смену, дать им план
работы, задания, установки, & затем сле-
дить за их деятельностью и своевременно
указывать на нелочеты».

Эти справелливые нарекания показыва-
ют, что партийные руководители завода
забыли указания ЦК партии о постановке
партийно-массовой работы в вечерних и
ночных сменах.

Еще тогда, в условиях мирного. етрои-
тельства, ЦЕ партии предлагал: «На оено-
ве широкого развертывания пролетарской
самокритики, сопиалистического соревнова-
ния и ударничества необходимо повести
настойчивую борьбу за повышение про-
изводительности труда, улучшение каче-
ства продукции, укрепление труловой дис-
циплины и улучшение административно-
технического руководства всеми процес-
сами производства в вечерних и ночных
сменах...».

Военная обстановка требует еще более
четкой, равномерной фаботы всех смен,
чтобы отставание одной из них не отрази-
лось на выподнении производственного
плана всего предприятия. Это обязывает
команлиров. производства и руководителей
общественных организаций — в первую
голову секретаря партийного бюро — уде-
лить максимальное внимание ночным cMe-
нам, работающим сейчас в несравненно
более сложных условиях, чем 10 войны.
Как могли забыть это руководители круп-
ного столичного предприятия?

Заводская газета «За боевые темпы»
проявила полезную ‘инициативу, показав
работу коммунистов в ночной смене и вы-
явив организационные недочеты. Но газета
должна довести начатое дело до конца —
добиться устранения обнаруженных недло-
статков, рассказать читателям о принятых
мерах, проследить за их исполнением.

Уничтожить коричневую чуму,
угрожающую всему миру

Научные работники ленинградеких ин-
ститутов Ажадемии наук СССР вместе со
всеми трулящимися нашей родины с тлу-
боким удовлетворением встретили коммю-
нике 00 окончании работ  конферентии
трех великих лержав, & также выетуп-
ления  предоелателя  коиференции тов.
Молотова и пролотавителя США г-на Гар-
риман. Непреклонна воля наролов Совет-
ского Союза репьительно и беспощадно 60-
роться © прехалельски напавшей на нашу
родину гитлеровской Германией, Каждый
лень, каждый час растет сила сопротив-
ления Красной Армии и Военно-Морского
Флота, разрастается партизанское движе-
ние в тылу врага, крепнет морально-по-
титическое единство наролов ССОР, под-
нявпеихся н» защиту родины, свободы и
культуры:

Озверелый враг обрушил на Советекий
Союз все свои силы. Фашисты не стесня-
ются средствами: расстреливают мирное
население, бомбят госпитали и больницы,
разрупталот веками созданные культурные
ценности.

Ha долю нашей страны выпала OCHOB-
ная тяжесть борьбы © немецким фаптиз-
зом, превралившим в развалины десятки
залално-европейских торолов, ограбивтиим
население ряда европейских стран и фи-
зически уничтожившим и прололжакщим
уничтожать люлей науки и искусства.

Сюветекий Союз борется не только за
свою свободу, но и 3% освобождение поко-

ОТВЕТ СОВЕТСКИХ МАТЕМАТИКОВ АМЕРИКАНСКИМ МАТЕМАТИКАМ

В ответ на приветствие, присланное
93 зилными математиками 47 универси-
телов и колледжей США, советские мате-
матики отправили Президенту Американ-
ского математического общества  профес-
сору Марстон Морес следующий ответ:

«Ваше прекрасное обращение, дорогие
друзья, напекло пирокий отклик в сердцах
ученых нашей страны. Мы прочли его с
тем большим чувством признательности и
удовлетворения, что оно лишний раз под-
черкнуло общность мыслей и лружествен-
ные связи межлу математиками Америки
и СССР. Много лет мы совместно с вами
работали над развитием нашей науки, мно-
гие из американских коллег были напими
тостями, с еще большим числом  амери-
канеких ученых мы состоим в хружествен-
ной научной переписке, Это взаимное ©о-
трулничество оказалось весьма плодотвор-
ных — оно привело к ряду важных на-
учных открытий.

В последние голы наша великая страна
стала притягательным центром IAA вы-
дающихся математиков Европы, вынужден-
ных бежать из стран, придавленных са-
погом нацистских варваров.

Нашествию этой средневековой мрачной

ренных фашизмом стран. Сопротивление,
которое встретили насильники в нашей
стране, вызывает восхищение всех ©вобо-
долюбивых народов. Все, кому дороги илеи
права, справедливости, культуры, cBod0-
лы, — на Halle стороне.

Успешное провеление конференции, на
которой было пролемонстрировано полное
элинодушие и тесное сотрулничество трех
зеликих мировых держав, ускорит неиз-
бежный разгром врага культуры и cBOdO-
ды — гиглеровокой Германии,

Мы живем в городе, над которым на-
висль непосредственная опасность вторже-
ния врага. Фалшистекие варвары обетрели-
вают Ленинпрад из артиллерийских opy-
лий, бомбят мирные жилища, больницы,
общественные ‘учреждения,  крупнейпие
мировые научные и культурные центры.
Но ни бомбы, ни снаряты врага не оетз-
навливают нашей повседневной работы,
Ученые Ленинграда продолжают спокойно
и твердо работать, зная, что победа, булет
за нами, что решения конференции уско-
рят неизбежную и окончательную ликви-
лалию коричневой чумы, которую несут
титлеровскию полчища всему миру.

Академики С. А, Зернов, И. И. Ме-

щанинов, Л. А. Орбели, П. И. Сте-

панов; члены-корреспонденты Акаде-
мии наук СССР В. Ф. Шишмарев,

С. Е. Малов; профессор С. Г. Бар-

хударов, К. А. Пушкаревич,

Ленинград, 4 октября. (ТАСС),

силы подверглась и нала толина. Гитле-
ровпы хотят разгромить СССР, чтобы за-
тем освободить свои силы для разгрома и
pale великой <траны. Борьба, которую
ведет сейчас наш народ, есть борьба 3a
прогресс всего человечества, всего перело-
вого, борьба за расцвет культуры и науки.

На службу обороне родины и уничтоже-
нию фашизма поставлена и наша наука.
В этой борьбе советские математики, как
И все советские ученые, участвуют BMe-
сте со своим народом. Эта борьба . совет-
ских ученых — общее дело ученых всех
демократических стран, это — борьба за
то, чтобы отрубить руки, расстреливающие
детей, поджигающие библиотеки,  разру-
шающие университеты,  уничтожающие
науку.

Валие обращение, дорогие друзья наши,
в столь грозный момент воспринято нами
как доказательство единства советских и
американских ученых, их решимости 60-
роться до конца с современными  ванда-
damn,

Пусть дружба советских и американских
ученых булет залогом дружбы великих на-
ших народов, залогом победы  лемократии
над темными силами гитлеризма».

Ответ подписали 64 советских ученых: директор математического
института Академии наук СССР им. В. А. Стеклова академик С. Соболев,
президент Московского математического общества член-корреспондент
Академии наук СССР П. Александров, вице-президент  Акаде-
мии наук СССР академик О. Шмидт, академики И. Виноградов, Н. Лу-
зин, А. Колмогоров, А. Крылов, Н. Крылов, Н. Кочин. С. Бернштейн,
М. Лаврентьев, президент Ажадемии наук Грузинской ССР Н. Мусхели-
швили, президент Казанского математического общества Н, Парфентьев,
члены-корреспонденты Академии наук СССР и Академии наук Украин-
ской ССР, профессора и доценты Московского, Ленинградского, Киев-
ского, Одесского, Казанского, Томского университетов и профессора
ряда институтов. (TACC).

РАБОТАТЬ СКОРОСТНЫМИ МЕТОДАМИ

СВЕРДЛОВСК, 4 октября. (Корр. «Прав-
ды»). Включаясь’ в прехоклябрьское социа-
листическое соревнование, коллектив сме-
ны Тюшкевича мартеновского цеха Верх-
Исетского завола поставил перед собой кон-
кретные залачи: выполнить гоховей план
к 6 ноября, снизить расход горючего про-
тив плана на 7 процентов, а электраэнер-
гии — на 3 проц. Стахановць заявили,
что не менее половины всех плавок они
будут выпускать скоростными  метолами.

Ba время, истекшее е начала военных
действий, сверлловские паровозники. пере-

везли тысячи тонн грузов сверх плана и
сэкономили сотни тонн угля. За последние
два месяца паровозные бригады, работаю-
щие по методу Лунина, сэкономили 60 ты-
сяч рублей. Вступая в соревнование, ста-
хановцы транспорта обязались выполнять
плин пол’емочного ремонта ежемесячно не
ниже чем на 120 процентов, к 15 октября
отеплить паровозы, подготовить все свое
хозяйство к работе в зимних условиях.
Кроме того, паровозники обязались дове-
сти до. 80 проц. парк хозрасчетных паро-
BO30B, ja ues

` ДАТЬ ТЫСЯЧИ ТОНН НЕФТИ СВЕРХ.ПЛАНА

БАКУ, 4 октября. (Корр. «Правды»).
Сегодня коллектив 8-го промысла треста
«Орхжоникилаенефть» досрочно заверитил
годовой план добычи нефти. Включивиись
в социалистическое соревнование... посвя-

щенное ХХГУ годовщине Октябрьской ре-
волюции, нефтяники обязались дать к
празднику тысячи тонн нефти сверх
плана.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОРНЯКОВ КУЗБАССА

НОВОСИБИРСК, 4 октября. (Керр.
«Правды»). На шахтах Кузнецкого утоль-
ного бассейна широко обсуждается письмо
коллектива Московского подшипникового
завода имент Л. М. Кагановича. Крупней-

шая шахта Кузбасса-— № 9—15 треста «Ан-
жероуголь» досрочно выполнила сентябрь-

ский план и дала сверх месячного задания
тысячи тонн ‘угля. Ветупая в mper-
октябрьское соревнование, коллектив шах-

ты решил в октябре лать сверх плана
еще болыше угля, чем в сентябре.

Забойщики шахты «Зиминка» тт. По-
мыткин, Хмелев и Величко, давитие в сен-
тябре по 2.900 тонн утля. обязались в
октябре довести добычу до 4.000 тонн “Ha
каждого.

Коллектив третьего участка шахты
«Пионерка» взял обязательство в ноябре
завершить повышенный годовой план до-
бычи угля.

Шахта «Полысаевская» треста «Ленин-
уголь» уже выполнила годовой план. Гор-
няки этой шахты Гарифъянов и Куртуков
дали по полторы годовых нормы.

В КОЛХОЗАХ БАШКИРИИ

ЯНАУЛ, 4 октября. (Корр. «Правды»).
Янаул — самый северный хлебный район
Башкирии — завершает уборку богатого
урожая. Хлеб заскирдован, к концу? идет
уборка поздно созревшего проса и тречи-
хи. Быстрыми темпами въиюлняются тю-
ставки зерна государству. Еше на 20 сен-
тября тодовой план хлебосдачи был вые
полнен районом на 66,7 процента.

Урожай прекрасный: колхозы получили
зерна на 1.300 тысяч пудов больше, чем
в прошлом году. Пятьдесят колхозов до-
бились стопулового урожая. Хороши вехо-
ды озимых хлебов, покеянных в наилуч-
шие сроки, в хоропю подтотовленную поч-
ву. Озимый клин колхозов расширен на,
полторы тысячи гектаров.

Колхозному скоту обеспечена сытая зи-
мовка. Воспользовавшиеь обильным траво-
стоем, район создал запас кормов, вдвое
превышающий потребность, лаже и с уче-
том резкого увеличения поголовья. Допол-
нительно создал страховой фонд в 7.600
тонн грубых и сочных кормов.

Начинается осенняя закупка скота.
Скот будет закуплен по’ преимуществу
племенной: 860 коров, 3.200 open, 100
свиноматок. Десятки колхозов успешно
занимаются кролиководством. Дело это
распгиряется. ь

Население Янаульского района внесло
в фонд обороны околю 50 тыс. рублей и
сдало облгаций на 75 тыс. рублей. Кол-
хозники 63 артелей отчисляют в
обороны ежемесячно 5.400 трудодней.

Заготовка овощей на зиму

В Азербайджане широко развернулась заго-
товка овощей на зиму. Представители тор-
гующих организаций закупают в колхозах
капусту, лук, морковь, свеклу и другие
овощи. План заготовок овощей по сравне-
нию © прошлым годом значительно увели-
чен.

Из винограда, впервые в этом году, при-
готовляются первые тысячи тонн изюма и
кишмиша, Из виноградных отходов торгую-
щие организации наладили выцелку искус-
ственного меда и уксуса. Сейчас заканчи-
ваются квашение и засолка 11.120 тонн
капусты, помидоров и других овощей.

Нефтяники Баку овощами на зиму 0бес-
печеные.

Стахановцы одного из ленинградских заводов тт. А. Богданова и Л. Темкин за

сборкой ручных гранат.

Фото А. Михайлова. (ТАСС).

ЕЕ ЕЕ ee ee

ПРЕДОКТАБРЬСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ COPEBHOBA

НИЕ  НА ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

ИНОСТРАННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

На состоявшейся 4 октября пресс-кон-
ференции иностранных корреспондентов
Заместитель Начальника Советского Ин-
формащионного Бюро тов. С. А. Лозововий
заявил следующее:

«Общественноеть Советского Союза ©
большим интересом ознакомилась с заяв-
лением господина, президента Рузвельта на
пресс-конференции относительно своботы
отправления религиозного культа в СССР.
Господин президент точно указал на, оенов-
ные принципы Конституции СССР в
вопросе о свободе отправления религиозно-
го’ культа советокими гражданами.

В Советоком Союзе церковь отделена, от

государства. Это значит, что государство

не дает какого-либо преимущества той
или друтой религии и не принимает на
счет госудаюства расходы по содержанию
церивей, костелов, мечетей, синатог ит.д.
Гражлале одной религии образуют общину,
которая и содержит за счет прихожан свое
религиозное учреждение.

В СССР существует свобода отправления
религиозного культа. Это значит, что ка-
жлый советский гражланин может иепо-
вельвать любую религию. Это Bempoe co-
вести и мировоззретия кажлого граждани-
на. В Советоком Союзе имеется старая
православная церковь,  обновленческая
православная церковь,  старообрялчеекая
церковь, армяно-грегорианекая  перковь,
молокане, духоборы, мусульмане (шииты
и сунниты), евантелиетьы, баттисты, ад-
вентистьк, евреи, католики, лютеране, буд-
листы и т. д. Религия — частное лело
советокого граждалина, в которое госулар-
ство не вмешивается и не считает нуж-
ным такое вмешательство.

Советская Конституция предусматривает
не только право исповельзать ту или дру-
гую религию, но и право советского граж-
данина не принадлежать ни к какой церк-
ви и вести антиоелитиозную пропаганду.
Законодательство Советского Союза не счи-
тает возможным заставлять траждан ня
исповедывать, ни не исповелывать ту или
другую религию. Это дело совести каждого
советского тражлануияа,.

Конституция СОСР исхолит при этом из
слетующего: свобода вероисповедания лю-
бой религии предполагает, что релития,

церковь и община не будут использованы
для свержения существующей власти,
признанной в стране.

Политика Советского Союза в религиоз-
ном вопросе изложена кратко и яено в
статье 124 Конституции СССР. Статья
эт» глаюит: «В целях обеспечения 3a
гражданами свободы совести церковь в
СССР отлелона от государства и школа от
церкем. Свобода отправления религиозных
КУЛЬТОВ И Свобода антирелигиозной пропа-
ганды признается за всеми гражданами».

В отзет ча вопросы ряда корреепонден-
тов тов. Лозовский раз’яснил условия
функционирования и содержания религиоз-
ных учреждений. обратив олновременно
внимание на то обстоятельство, что пред-
ставители всех религий в СССР репгитель-
но выступают против нацистского банди-
тизуа и варварства.

В ответ на вопрос © влиянии закончив-
пейся конференции трех держав тов. Л9=
зовевий отметил, что конференция трех
держав в Москве вызвала исключитель-
ную растерянность в ряпах  германекого
блока. На протяжении недель радио и га-
зеты Германии, Италии и других союзных
с Германией стран доказывали, что ника-
кой конферентии не булет, что Великобри-
тания и Соединенные Штаты не хотят по-
мотать Советскому Союзу ит. д. Кола
конференция открылаеъ, немецкая пропа-
ганиа начала распространять свеления о
том, что работы конференция проходят в
напряженной обстановке и что из конфе-
ренции-ле ничего не выйдет. «Создание 6-ти
комиссий, — писали немецкие газеты, —
свилетельствует о неискренности англий-
ской и американокой лелегаший и их же-
тании бесконечно долго тянуть работу кон-
ференции». Когда же выяснилось, что кон-
ференция закончилась в 3 дня, то немец-
кие газеты начали писать, что поепеш-
ность, с которой была проведена конфе=
ренщия, свидетельствует о том, что дело не
дошло до серьезного обсуждения вопросов
И 910 «вся конференция оказатаюь блефом».
Никогда еще немецкая пропатанла тах явно
не выходила за грани элементаюной логики
ий здравого человеческого смысла, как это
было ло, во время и после конференции
трех держав.

Вручение орденов и медалей Союза ССР

Председатель  Презилиума Верховного
Совета СССР тов. М. И. Калинин вручил
вчера орлена и медали натражленным.

Орлен Ленина, золотая медаль «Серп и
Молот» вместе с грамотой о присвоении
звания Героя  Социалистического Tpyza
вручаются директору трижлы орденонос-
ного Кировского завода тов. И. М. Зальц-
ману, награжденному за выпающиеся ло-
стижения в области организации серий-
ного производства новых типов танков,
и главному конструктору завола тов. Ж. Я.
Котину — автору новых типов замеча-
тельных танков. аа:

Награды за образцовое выполнение за-
даний правительства по выпуску танков

получает группа работников Кировского
завота. Срели них — начальники цехов
тт. К. Е. Тиюв и К. А. Хохлов, замоети-
тель главного инженера тов. А. Г. Веде-
нов. заместитель начальника цеха тов.
П. Ф. Фелоров, заместитель директора за-
Bola тов. И. С. Кизильттейн и др.

За доблесть и мужество, проявленные
в партизанской борьбе в тылу против rep-
манского фашизма, награды были вруче-
ны тт. М. И. Трояну и Б. М. Бойко.

Тов. М. И. Калинин © большой сердеч-
нозтью поздравил доблестных строителей
прекрасных  советеких танков и муже-
етвенных партизан и пожелал им новых,
еще бофьших успехов в их работе.

(ТАСС).

СТРОИТЕЛИ ТАНКОВ ОБЕСПЕЧАТ КРАСНУЮ АРМИЮ
НЕОБХОДИМОЙ ТЕХНИКОЙ

Вчера вечером состоялся прием группы
кировцев, натражденных орденами и мела-
лями, у заместителя председателя Cos-
наркома СССР тов. Малышева. Присутство-
вали заместитель председателя Совнаркома
СССР тов. Косыгин, народные комиссары
тт. Носенко и Акопов, работники танковой
промышленности.

Тт. Малышев, Носенко и Акопов горячо
приветствовали награжденных и выразили
уверенность в том, что славные кировцы
и вместе с ними все строители танков
добъются новых успехов, будут изо дня в
день увеличивать производство, обеспечи-
вая Красную Армию необходимой техникой
для разгрома немецко-фашистских полчищ.

Герой ’Социалистического Труда тов.

Зальцман — директор Кировского завода и
Терой Сопиалистического Труда, известный
конструктор танков тов. Котин сообщили
© состоявшейся вчера встрече с товарищем
Сталиным. Товарищи Зальцман и Котин
заявили, что беседа с товарищех Сталиным

воодушевляет весь коллектив кировцев на _

новые трудовые подвиги.

— Bee задания товарища Сталина
кировцы выполнят!— заверил тов. Зальц-
ман.—Производетво танков будет расти,
силы Красной Армии будут крепнуть, враг
будет разбит!

Кировцы товорили 0 том отромнои
под’еме, каким они охвачены, ‘о своей го-
TOBHOCTH работать самоотверженно на за-
щиту родиньв.

Италия—вассал Гитлера

В ноябре 1936 года, Германия и Италия
заключили соглашение 00 образовании
«оси» Рим-— Берлин. Это соглалиение пред-
определило дальнейшее сближение обоих
фаптистских государств. В мае 1939 года
был заключен формальный военно-полити-
ческий союз между Италией и Германией.
В войне, которую Гитлер развязал
сентября 1939 года, Муссолини являет-
ся его основным союзником. Румыния,
Венгрия, Финляндия и Словакия — ©0ю3-
ники второстепенные, не играющие зна-
чительной роли.

Что же представляет собой в настоящий
момент фашистская Италия в качестве со-
юзника Гитлера? Можно ли ее считать
вообще союзником в смысле равноправного
сотрудничества и просто равноправия?

В одном из июньских номеров гитлеров-
ского еженедельника, «Дас Райх» приведе-
на статистическая таблица внешней тор-
говли Германии, В таблице Италия отне-
сена в разряд «оккупированных  обла-
стей». Это— отнюдь не следствие редак-
ционного недосмотра,.

Фашистекая Италия, союзник гитлеров-
ской Германии, действительно является
оккупированной Германией областью. Нет
нн одной области итальянской политики,
ни одной отрасли итальянского народного
хозяйства, которая не находилась бы под
самым бдительным контролем Гитлера уи
его уполномоченных. Достаточно привебти
некоторые данные для того, чтобы убе-
титьея в этом.

Сгруппируем эти данные по отдельным
областях политики и народного хозяйства.

В области военной. Итальянский. гене-
ральный штаб уже вскоре после вступле-
ния Италии в войну потерял свою сам-
стоятельность. В Риме образован парал-
леаьный германский птаб, который фак-
тически руководит военной политикой и
стратегией Италии.

Уже в момент отставки маршала Баз-
дольо, бывиего начальником генерального
штаба Италии, в конце 1940 г, он в до-
кладной записке резко протестовал против
подчинения итальянских военных планов
руководству и контролю гитлеровских ин-
структоров. С момента его отставки влия-

ние германского генерального штаб» не-
прерывно увеличивалось. В настоящий
момент германские инструктора имеются в
основных воинских частях итальянской
армии.

Подчиненность Муссолини Гитлеру в 0б-
ласти военной сказывается и в том, что
Гитлер, & не Муссолини, назначает фрон-
ты, на которых должна сражаться италь-
янская армия. Посылка итальянских ди-
визий на Восточный фронт является одним
из примеров этого «распределения ролей».
Гитлер же диктует Муссолини и отправку
итальянских частей в ряд захваченных
Германией областей, где эти части должны
нести жандармекую службу,
грабленное Гитлером добро и освобождая
германские резервы для отправки на Во-
сточный фронт.

Германский штаб контролирует не толь-
во итальянскую армию. Совсем недавно в
Италию прибыла комиссия из 14 тер-

манских морских офицеров. Эта комиссия

фактически встала во главе итальянского
военно-морокого флота.

В области знономической. Не обладая
основными видами промышленного сырья,
Италия в результате блокады попала в
тюлную зависимость от Германии, Гер-
мания посадила Италию на скудный
сырьевой паек и отпускает ето в за-
висимости от своих потребностей и нужд.
Производственные задания всех отраслей
итальянской промышленности, имеющих
военное значение, утверждаются в Берли-
не. Германские инстанции ‘устанавливают
номенклатуру заказов, сроки их выполне-
ния и, наконец, цены. Ряд попыток круп-
ных итальянских промышленников, как
траф Вольфи и лдр., «договориться» с гер-
манскими инстанциями ни к чему не при-
вел. Гитлеровская Германия не договафи-
вается с итальянской промытлиленностью, 8
диктует eit.

В то же время Германия систематиче-
ски выкачивает из Италии сельскохозяй-
ственное сырье и, в частности, хлеб. Послед-
нее мероприятие Муссолини-—введение го-
лодной хлебной нормы-—0об’ясняется именно
тем, что почти половина урожая пшеницы

охраняя на-

1941 г. вывозится в Германию. Около
двух недель назад итальянский совет ми-

2 нистров издал декрет, запрещающий вы-

возить из Италии вина, овощи и фрукты.

Одновременно было издано распоряжение

© реквизиции этих продуктов министер-
ством сельского хозяйства, Ни для кого
не секрет, что эта реквизиция имеет
целью вывоз продуктов итальянского сель-
ского хозяйства в Германию,

Наконец, фаштистская Италия система-
тически отправляет и уже отправила ‹от-
ни тысяч итальянских рабочих в Герма-
нию, где они живут и работают в. тяже-
лейших условиях.

В области политической. Как извеетно,
Италия вступала в войну © программой
захвата французских владений: Корсики,
Ниццы, Савойи, Туниса и Джибутти, С
этого момента прошло год и четыре мо-
сяца, но Италия не только не реализо-
вала хотя бы части свой программы, но
И вообще не получила права самостоятель-
но заключить мирный дотовор с Францией.

Вее пюпытки Муссолини добиться разре-
шения Гитлера подписать мирный договор
с Петэном ни к чему не привели. Запре-
щая Италии подписать мирный договор ©
правительством Виши, Гитлер ведет гру-
бую двойную игру. Петэну и Дарлану он
угрожает поддержкой территориальных
требований Муссолини, если правительство
Виши не пойлет на полное включение
Франции в орбиту военной и хозяйствен-
ной политики Германии. Наоборот, в слу-
чае, осли правительство Виши будет по-
слушно выполнять его волю, Гитлер 0бе-
шает «уговорить» Муссолини отказаться
of этих территориальных требований.
Именно на этой базе ведутся «перегово-
ры» между Гитлером и Дарланом. На ‹лу-
Чай, если Муссолини придется отказаться
от ‘территориальных требований по отно-
шению к Франции, Гитлер обещает ему...
Египет. Само собой разумеется, Египет
нужно сначала завоевать. Между тем, как
известно, германо-итальянские войска уже
несколько месяцев безрезультатно осажда-
ют Тобрук, не имея возможности продви-
нуться в сторону Erunta,

Недавно Муссолени хвастливо заявлял,
что «Италия крепко держит в своих ру-
ках Балканы». Действительное положение
вещей, как известно, весьма далеко от

этого хвастовства. Итальянские войска
находятся лишь в некоторых  райюнах
Югославии и Греции, где они несут жан-
дармскую службу. Основные стратегиче-
ские пункты заняты германскими вой-
сками.

Картина политической зависимости фа-
шистекой Италии может быть дополнена
тем фактом, что германский посол в Риме
Макензен систематически участвует в за-
седаниях итальянского совета министров.
Вряд ли можно было бы представить ‹ебе
политическую зависимость, которая шла
бы дальше этого открытого вмешательства
во внутренние дела «союзника».

В области культурной. Италия наводнез
на германскими преподавателями, профес-
сорами и разного вида инструкторами. В
Италии открыт ряд немецких школ, пре-
подаватели которых присланы гитлеров-
ской Германией. На-днях итальянский ми-
ниетр народного образования Боттайи совер-
ил специальную поезлку в Берлин, тде
он получал инструкции от гитлеровского
министра народного образования Руста. В
привететвенной речи Руст. заявил, что
«еледует об’единить воспитание по 0ба
стороны Альн», В переводе на простой
язык это означает, что фациетская Ита-
лия должна строить свою систему воепи-
тания молодежи по берлинским образцам.
Итальянская фаптистская печать по 0с-
новным политическим вопросам получает
директивы Геббельса. Из иностранной ли-
тературы распространяется в Италии толь-
ко германская.

Вывох относительно характера <<оюз=
нических» отношений между Гитлером и
Муссолини совершенно ясен. Статистиче-
ская таблица, бпубликованная «Дас Райх»
и называющая Италию «оккупированной
областью», целиком и полностью отвечает
действительному положению вещей.

Мусоолини — не союзник, а вассал
Гитлера. Итальянский народ. это прекрас-
но понимает и начинает делать соответ-
ствующие выводы. С каждым днем мно-
жался факты, свидетельствующие о том,
что в итальянском народе пробуждается
стремление к борьбе против двойного гне-
та, тяготеющего над его прекрасной роди-

ной,—гнеть Гитлера и его вассала Муссо-

лини.
Б. ШАТРОВ,

/

StS TE

i

и

}

/

и