7 ОКТЯБРЯ 1341 г., № 278 (8685)

ГОРА МАГНИТНАЯ МОЖЕТ ДАТЬ БОЛЬШЕ РУДЫ.

{От специального корреспондента «Правды»)

Сигналыцик у новой кромки горизонта
взмахнул флажком. Включен рубильник,

и вот один из уступов горы взлрогнул, ©

треском и грохотом приподнялся и осел,

рассыпавшиеь глыбами и комками. На
горизонтах горы Магнитной произошел
очередной взрыв. Еще один забой прито-
товлен к выдаче рулы. Уже звучит сирена
электровоза, экскаватор готовитея Е по-
трузке.

Гитантским амфитезтром высится гора

* Магнитная, колоссальный источник желез-
ных руд. Магнитогорские горняки знают,
что страна и Красная Армия сейчае oco-
бенню нужхаютея в руле и металле. Вот
почему машинисты экскаваторов. горные
мастера, ключники буровых станков,
взрывники, машиеесты электровозов на-
прягают свои усилия, чтобы руда, которой

богаты недра Малнитной, непрерывным 10-
  током поступала на металлургические за-
BOIBI.

В автусте 13-й экеказатор, на кото-
ром работает мапкинистом тов. Хази-
мов, выдал почти влвое больше руды,
чем в предыдущие месяцы. Олнако стаха-
новцы еще не удовлетворены своей ра-
ботой.

— Если бы He тормозило отвалыное
хозяйство и быстрее оборачивалиеь соста-

вы, была бы возможность грузить еще

больше руды, — говорит тов. Хазимов.

Еще не вое экскаваторь грузят руду
как следует. Быки лни, когда экскаватор
№ 3, например, за смену загружал веего
лю три состава, 18 думпкаров. На некото-
  (  рых экскаваторах не был выполнен план
Е ни в августе, ни в сентябре. Это еще одна
\ причина неудовлетвореннюсти стахановцев,
т которых, как известно, интересуют pe-

зультаты не только своей работы, ню и
  рудника в целом.
Недавно  матнитогорцы осуществили
1 смелый план. отправки руды: они стали
`° 4 грузить первокласеную, специально отеор-
: тированную в забоях руду непосредствен-
Е но заводам, иинуя обогатительные фабри-
ки. Правда, такая погрузка еоздАет руд-
q нику добавочные трудности, вызывает
: лишние заботы. Но она необходима, ибо
) металлургические заволы страны ожидают
i этих составов, груженных отсортированней
, рулой.
fi На-днях рудник получил новое, значи-
тельно ‘увеличенное задание. В первый
день работы по новому графику чуть-чуть
не уложились в план, недодали самую ма-
лость-— всего десятки тонн. Но уже на вто-
рой день план бым выполнен. На третий
день вычали сверх плана сотни тонн рухы.

На четвертый лень случилось несчастье.

В забое, где экскаватор № 13 вскрывал

н080е месторождение железной руды,
поздно вечером произвели взрыв пероды.
Глыбами руды был засыпан железноло-

стой до утра, когда должны были притти
ремонтные рабочие.

партийно-техническое совещание. Закан-

вестки дня. Докладчик по второму вопросу
произнес речь, совсем He предусмотрен-
ную регламентом:

— Рулнику нужна срочная помощь.
Предлагаю собрание прервать, а желаю-
щих приглашаю пойти на разборку за-
вала, на 13-Й экскаватор. Инструмент
приготовлен.

Совещание закрылось, второй вопрос ре-
шили обсудить в другой раз. Участники
совещания — коммунисты и  беспартий-
ные — в полном составе отправились на
место аварии. Работа, возобновилаюь. Пере-
боя в подаче рулы не произошло. Заво-
Лам-потребителям на четвертый лень ра-
боты по новому графику было отправлено
на сотни тонн руды больше запланирован-
ного.

С превышением стал выполнять госу-
дарственное задание Матнитогорский руд-
ник. Добыча железной руды по сравне-
нию с июнем увеличилась в полтора
раза. Но-и этим магнитогорцы довольство-
ваться не должны. Стране нужно сейчас
больше и больше руды! И гора Магнитная
может ее дать.

Может — если поработать еще крепче,
еще инициативнее.

Узким местом на Матеитогорском руд-
нике является отвалыное хозяйство. Оно
требует расширения, ибо задерживает по-
грузку руды. Быктрейшее строительство
новых отвалов, укрепление существую-
щих — насущное дело. В коллективе руп-
ника немало было произнесено горьких
слов по адресу работников отвального хо-
зяйства. Внесено также порялочное коли-
чество дельных м полезных предложений
насчет складывания полноценных руд, гор-
HOH массы, пустой породы. Ясно, что бла-
гоустройство отвального хозяйства без-
условню поможет матнитогорцам увеличить
погрузку рудь. Значит, надо действовать!

Матнитогорский рудник имеет большие

внутренние резервы. Улучшение организа-
ции труда, выполнение заданий и графика
всеми цехами и аггрегатами позволит да-
леко перекрыть сегодняшние достижения.

Передовые люди рудника глубоко убежде-

НЫ в этом.
К. СМИРНОВ.
Магнитогорск.

В НОВЫХ

Производственная дружба, взаимная
помощь — эти черты, присущие советским
‘ хозяйственникам, все отчетливей просту-
< пают сейчас, в дни великой отечественной
t войны. В условиях военной обстановки
г. коллективы. самых 7 разнообразных ‹ пред-

` приятий сплотились вокруг одного лозунга:
. «Все для фронта, все для победы пад
; злобным, ненавистным врагом!».
: В эти дни получило особенно широкий
размах кооперирование предприятий. Ди-
ректор завода тов. Белобров охотно взялся
производить заготовку детали лля несколь-
ких предприятий области и быстро освоил
заказ, хотя раньше завод никогда таких
заготовок не делал. Эмергичный хозяйствен-
ник тов. Белобров не ограничился тем, что
наладил бесперебойный выпуск затотовок.
(= побывал на энском заводе, чтобы узнать,
не возникает ли. трудностей при перера-
forke его продукции. Тут же возникла
мысль сдавать потребителю заготовки не в
черновом виле (как требовали технические
условия), & подвергать их сразу же терми-
ческой обработке. Это намного ускорило
изготовление деталей.
В свою очередь энский завод, когда
прелставилея случай, существенно помог
) сему смежнику. Тов. Белобров получил
срочный заказ, для выполнения которого
вужно было калитально перестроить часть
оборудования. На это, естественно, требо-
Baloch время. Но можно ли задержать
выполнение такого заказа? И вот энский
завох предоставил в распоряжение тов. Бе-
тоброва свои станки и необходимую техни-
чекую силу. Выпуск деталей бым свое-
временно налажен и продолжался ло тех
пор, пока завод не закончил модернизацию
своего собственного оборудования.
_ Ha одном из заводов резко увеличился
$0’ем длеревообделочных работ. Гле взять
станки для механической обработки дере-
Ba? Горком партии помог изыскать недо-
. стающие станки на месте. На фабрике
1, OfyBHEIX хоталей оборудование было загру-
го жено неполностью. Директор фабрики пе-
рестроил работу, выквободил часть парка
деревооблелочных станков и передал их

—_ =.

i
36 заволу. В другом случае станкоремонтный
4- завод ` модернизировал у себя токарные
a станки, приспособив их для универсальной
he обработки металла, и тем самым высвобо-
xe AHI 3 своего скромного станочного парка
тва станка. крайне необходимые соседнему
[8- претприятию.
v3 Люли отчетливо понимают: сейчас нель-
и” Я загружать наркоматы и тлавки беско-
ночными заявками на оборудование и
80.
i

Ne

ЛЕНИНГРАД, 6 октября. (ТАСС). Как
Только началась война, на М-ском заводе
был организован специальный пункт для
ремонта машин, поврежденных нё перело-
вых позициях. Слава 00 этом пункте
быстро разнеелась по всему фронту. He-
Зосрелственно с переловой линии бойцы
привозили сюла машины, нуждающиеся в
ремонте, твердо уверенные, что здесь бу-
лет оказана немедленная техническая по-
мощь. И в этом они никогла не ошиба-
лись. Начальник пункта тов. Влименко,
слесаря тт. Политико и Менг день и ночь
безустали ремонтировали фронтовые  ма-
шины, не залерживая их у себя ни одной
лишней минуты.

САРАТОВ, 6 октября. (Корр. «Прав-
пы»). На заводе комбайнов в честь ХМУ
гжовшины Октябрьсжой революции начал-
ся стахановский месячник. Коллектив на-
стойчиво борется за досрочное выполнение
производственной программы. Первые же
дни месячника на Участках и в бригадах

О i

В ЦЕХАХ, КАК НА ФРОНТЕ

В ЧЕСТЬ ХХУ ГОДОВЩИНЫ ОКТЯБРЯ

УСЛОВИЯХ

инструмент. Да и ждать-—время не терпит.
Сроки выполнения заказов сократились
нынче в десятки раз. Так диктует новая
обстановка, задачи обороны родины. По-
этому, как бы ни был велик и сложен
ove работ, ‘надо постараться найти все
необходимое на месте.

В военное время со всей суровостью
проверяются личные качества большевика-
хозяйственника — настойчивость, воля,
сметка, организаторский талант. Большин-
ство руководителей татанрогских предприя-
тий с честью выдерживает этот экзамен. За
время войны мы узнали одного только ди-
ректора завода, который оказался неспособ-
ным к работе в новых условиях. Ему да-
вались задания большой государственной
важности, & он упрямо твердил:

— Дайте станки, инструмент, рабочих,
привезите мне все, тогда буду делать.

А сам ничего не сделал для того, чтобы
использовать: то, что есть у него в руках,
мобилизовать нетронутые еще местные
ресурсы. По настоянию городского коми-
тет» партии этого любителя жить на всем
готовом сняли с ответственного поста.

Безостановочно идет процессе выдвиже-
ния молодых энергичных работников на
важнейшие командные посты. Инженер
тов. Садовников попросил дать ему такой
участок, гле дело не ладится. Ему дали
такой участок. Молодой руководитель
безупречно справляется с порученным ему
делом. На том же заводе механику Фир-
стову доверили недавно болыпой и очень
ответственный участок. Нало было ставить
дело заново, не имея ни опыта, ни произ-
водственных тралипий. Инициативный спе-
циалист в короткий срок организовал `ра-
боту участка и выполнил задание. Таких
примеров — десятки и COTHE.

Не только директора заводов, но и на-
чальники цехов, мастера, бригадиры, ра-
бочие учатся новому подходу к делу. Вот,
например, начальник кузнечного цеха ко-
тельного завода тов. Прокофьев. На заводе
годами штампы для кузницы делал инстру-
ментальный цех. Но теперь инструменталь-
щики по горло загружены работой. Чтобы
выиграть время, тов. Прокофьев наладил
производетво штампов у себя на месте.

Горком партий помогает предприятиям
шире осваивать местные ресурсы, нала-
дить кооперирование, до конца использо-
вать все резервы, которыми богат наш

город.
+ И. ЗНОБИШИН.

Секретарь Таганрогского горкома
ВКП(б) по промышленности.

Мастер тов. Никитин, продолжая ру-
ководить шлифовальным участком, с пер-
вого же дня войны сам встал к станку.
Одновременно он обучил 20 работниц, под-
TOTOBHB из них выкококвалифицированных
шлифовщиков. Его примеру последовал ма-
стер тов. Цуприков.

На город налетают фашистские стервят-
ники. Но никто на завохе ни на минуту
не покидает своего трудового поста. Кол-
лектив завода работает, как на фронте,
неуклонно увеличивая выпуск мапгин.

За отличное выполнение заданий Крас-
ной Армии командование фронтом 0б’явило
коллективу завода благодарность.

ознаменованы новыми успехами. Участок
старшего мастера Солнцева, досрочно вы-
полнивший сентябрьскую программу, еще
лучше работает в октябре. Стахановец
тов. Хорев дает за смену болыне 4 норм.
Больше 2 норм дает слесарь Куприянов.

рожный путь, экскаватору угрожал про-

В конторе рудеива в это время шло

чивалось обсуждение первого вопроса по-

ПРАВДА

Веевобуч проходит на железных до-
рогах организованно. На станции  Свер-
хловек-Сортировочная все  железнолорож-
ники, подлежащие всеобщему военному
обучению, явились на занятия в полном
составе.

Все военно-учебные пункты  Караган-
динской железной лороги укомплектованы
команлно-политическим составом.

На станлиях Томской хороги созданы
строевые подразделения. Срели железноло-
рожников, обучающихся военному  лелу,
`провелится большая политическая работа.
На линейные станции выехали 7 агитва-
TOHOB.

Большую работу провели партийные 9р-
тганизации Оренбургской дороги. Учебные
подразделения укомплектованы  команлно-
политическим составом и снабжены необ-
ходимыми учебными пособиями. На cran-

БАЛАШИХА (Московская область},
6 октября. (ТАСС). Колхозники с большим
пот’емом приступили к изучению военного
дела.

Хорошо поставлена работа по военному
обучению в сельскохозяйственной артели
«Труженик», Новекого сельсовета. Пол ру-
KOBOICTBOM командиров  полразлелений
тт. Снегового (прелселатель колхоза) и Го-
лубкова (председатель сельсовета)  созлан
военно-учебный пункт. Он снабжен на-
глядными пособиями, винтовками, пулеме-
тами и гранатами, оборудован прекрасный
50-метровый тир.

Колхозы Зонального района успешно
проводят взмет зяби, выполняют установ-
ленный план пахоты, как боевое залание
на фронте.

На вопашку зяби в районе выделили
необхолимое количество лошадей и трак-
торов. До каждой полевой и тракторной
бриталы доведены дневные задания. 0т-
стающим колхозам районные организации
систематически оказывают помощь. В ре-
зультате многие колхозы уже вышол-
чили план взмета зяби и продолжают па-
хать сверх плана.

Хоропю пашут зябь в колхозах, обелу-
живаемых Луговской МТС. Тракториеты
работают круглые сутки: днем — на убор-
ке урожая, ночью — на вспашке зябм.
ЕКолхозы, обслуживаемые Луговской МТС,
подняли зяби около 3.000 гектаров. Зна-
чительная часть этой площати встахана
в ночное время, без отрыва от уборочных
работ.

Колхозники, трактористь, занятые на
вспалшке зяби, показывают образцы высо-
кой производительности труда. Тракторист
Егор Кириллов, работающий в колхозе
«Передовик», вепахгвает на  колесном
тракторе по 5—6 гектаров в смену вме-
сто 4 гектаров по норме. Им сэкономлено
уже 566 килограммов горючего. Тракто-
рист Егор Худяков, работающий на колес-
ом тракторе, вспахал под зябь 245 гек-
таров и сэкономил 165 килограммюв го-
рючего. Таких примеров можно привести
очень много.

Охнакю есть в Алтайском крае районы
и колхозы, руководители которых безза-
ботно относятся к урожаю булулщего года,
например, Рубцовекий район. Уборка хле-
ба здесь закончена давно, а вспашка пох
зябь идет слабо. Об’яюеняется это тем, что

Надежла Дурова — не
лицо. Он» жила и действовала в славную
эпоху 1812 года. Юная девушка бросила
родной дом, обрёзала свои косы и убежа-
ла в армию. Он» участвовала во многих
битвах, выказала храбрость необыкновен-
ную, была контужена, и никто долго не
подозревал, что этот прекрасный воин —
женщина. Она описала <вою жизнь в «За-
писках кавалерист-девицы Надежды Ду-
ровой», вызвавших восторг Пушкина. Па-
иять о ней впоследствии потускнела. И
во-время воскресили ее сейчас драматурги
Липскеров и Кочетков пьесой о русской
патриотке. Среди афиш и плакатов сегод-
няшней Москвы имя Надежлы Дуровой
выглядит очень естественно.

Современники терялись в догадках, чем
вызван поступок Дуровой. Предполагали,
что это — любовная тайна или романтика
войны, вскружившая ей голову, или, на-

конец, домалиние неурядицы. В театре
Моссовета никто не задавал себе этих во-
просов, — ответ казался естественным:

Россия, родная страна, русская женщина!
Есть в спектакле и романтика войны.
И Дурову у артистки Марецкой увлекает
блеск сабель, гордость гусарским менти-
ком, удаль молодецкая, дружба людей, для
которых вместе жить и умереть приятно.
Есть и любовь, и Дурова скрывает ее и
не может скрыть, ий в этой трогательной
аеумелости уже видна ев чистая душа. Но
все это — лишь ступеньки к главному.

Перед вами — натура открытая, само-
забвенная, гордая. Для нее наглость вра-
Ta, покусившегося на годину, есть вы-
зов ей самой, проверка ее натуры. Для
Нее это — оскорбление, и она не может
и не хочет совладать © собой. Отчий лом,
предрассудки света!? Она отбрасывает их
вместе со своими косами, она хватает в
руки саблю, вот ее доказательства. Вто oc-
мелится возразить!

Ее встречают походные лишения, смерть,
заглядывающая. в глаза, но она смело и
весело идет им навстречу. Уже слава о
ней гремит по стране, уже сам Кутузов
прикрепляет. к ее грули георгиевский кре-
стик, — она не хочет вернуться домой.
Ей угрожают, что ей придется отречься от
семьи, от счастья любви, от того, что
она — женщина. Она выносит и это
испытание. С саблей в маленькой и креп-
кой руке. вместе с тодным Ахтыроким
полком она идет в Бородинский бой.

Героизм Дуровой Марецкая передает без
позы, простодушно, незатейливо,
безыскусно; это — порыв, илущий прямо
из ее переполненного сердца. Тут все
открыто, все прозрачно, тут всему верить,
не можешь не вбодушевиться этим приме-
ром. Вог тип русской женщины, скромной
и пламенной, жертвующей собой и пе за-1

возьмемея за зябь.

Военное обучение железнодорожников

ции разослана военная ` литература, вин-
товки и другие нагпляхные пособия. Моло-
тобоец Орского ватонното участка тов. То-
мерхонов, имеющий специальность мино-
метчика, делится своим военным опытом
с коллективом участка.

Услепно идут военные занятия Ha
Калининской железной дороге. В беседах и
на собраниях, посвященных всевобучу, уча-
ствовало 11 тысяч человек. Заранее были
составлены списки  железнодорожников,
подлежащих военному обучению. На стан-
ции Подмосковная командный состав под-
разделения укомплектован из числа желез.
нодорожников, знающих военное дело.
Команлирами  потразделений назначены
старпеий осмотрщик участник боев © бе-
лофиннами тов. Цепков, осмотрщик ваго-
нов тов. Туманов, бриталир подсобного це-
ха тов. Зайцев, поездной вагонный мастер
тов. Погодин. (ТАСС).

КОЛХОЗНИКИ ИЗУЧАЮТ ВОЕННОЕ ДЕЛО

Посещаемость полная. Колхозники на
«хорошо» и «отлично» уже изучили ма-
териальную часть боевой винтовки. Про-
ведены первые стрельбы из малокалибер-
ной винтовки на дистанцию в 25 метров.
Отличные результаты показали колхозни-
ки тт. Горнизонов и Голубков. выбивиие
to 29 очков из 30 возможных. 28 очков
набрал тов. Груничев.

Будущие снайперы, пулеметчики, мино-
метчики, стребители танков ° прохохят
строевую подготовку и изучают уставы
Красной Армии.

Лучше использовать лошадей на вепашке зяби

(От корреспондента «Правды» по Алтайскому краю)

руковолители этого района — секретарь
райкома падупии тов. Лебедев и прелсела-
тель исполкома райсовета, тов. Скрипчен-
ко — не перестроили свою работу на во-
енный лад, 96 урожаю будущего года за-
ботятся мало.

Кюолхозы «Красный борец» и  «Пяти-
летка в четыре года» до сих пор не при-
ступили к звепашке зяби. Прелеедатели
этих колхозов тт. Лукьянченко и Рягузов
решили пючему-тю отложить пахоту на
конец октября. То же слелали и руково-
дители колхозов имени Вуйбышева и име-
ни 25-тыкячников. Райкому и исполкому
районнюто совета эти факты хорошо из-
вестны, тем не менее их это не волнует.

Еще хуже пашут зябь в Завьяловском
районе. План вспашки здесь выполнен
всето лишь на 8 процентов. В районе
имеется несколько тысяч лошадей, а на
под’еме зяби занято только 50—100 ло-
шалей. Сотни колхозных лошадей табу-
нами гуляют на выпасах.

Колхозу «Заветы Ильича» по плану тре-
буется поднять около одной тысячи гекта-
рюв зяби. План этот колхозу по плечу:
в ‘артели имеется 90 рабочих лошадей,
есть рабочие быки. Но как ни странно,
колхоз ло сих пор не вепахал ни олного
тектара. И это не случайно. Предееда-
тель колхоза тов. Семенов не использует
лошалей на вспашке зяби, все надежды
возлатает на тракторы. Такие настрое-
ния имеются и у руководителей других
колхозов района. На вопрос, когла в районе
вплотную займутся взметом зяби, секре-
тарь райкома партии тов. Хоменко отве-
THI:

— Полвезем торючее, a потом уж

«Надежда Дурова» в театре Моссовета

вымышленное   мечающей, что она — героиня! Марецкая

раскрыла этот образ со всей непосред-
ственностью своего расцветающего на на-
тих глазах дарования.

ata же безыскусоность есть и в
спектакле. Жанр пьесы сохраняет старо-
модный, наивный, провинциальный аромат
той среды; и режиссер Завадский
прекраюно дал его почувствовать м в ис-
полнении актеров  Коршуна, Морлвино-
ва, Темякова, Днепрова и других, и в де-
корациях Виноградова, и в музыке Носо-
ва. В последних постановках — «Трак-
тиршщице», «Малленьке», «Надежде Дуро-
РОЙ» — театр заговорил со зрителем за-
душевным, доверчивым, серлечным язы-
ком. В этом секрет их популярности.
Завадский с каждым спектаклем развивает
свой успех. В добрый час!

Есть в «Надежде Дуровой» порой
слишком упрощенные указания на, аналю-
гию той и чашей отечественных войн.
Это может раздосадовать зрителя, кото-
рый не нуждается в излишнем напоми-
нании. Аналогия возникает у него сти-
хийно, необоримо, он дышит ею. Когла
ахтырекие гусары требуют, чтобы их по-
слали в бой, — зрителю не терпится вме-
сте < ними. Когда крестьяне-паргизаны
угрожают расправой супостату.— зритель
приветствует их. Выходит Кутузов, и
его встречают овации, настолько длитель-
ныю, что становитея ясным, что нет уже
актеров и зрителей, а есть граждане.

И в заключение — проверка, не преду-
смотренная режиссером. На слектакле, о
котором мы говорим, в сцене, гле тремят
пушки Бородина, за стенами театра раз-
дались выстрелы зениток. Многозначи-
тельность этой переклички была глубоко
почувствована всеми. Зенитные залпы
усилились, и актеры украдкой взглянули
на публику, — вероятно, многие сейчас
уйдут, предвидя тревогу. На момент спе-
на и зал переместились. Казалось, что
современникл войны 1812 года глядят
на участников сегодняшних дней. Как
будто наступила пауза ожидания. Но зал
Не шШелохнулея, хотя в нем сидела ты-
сяча, человек, хотя там были женщины и
старые люли. Когда кто-то все-таки под-
нялся, к нему обратилиеь десятки глаз, и
он слелал вил, что ему неловко сидеть,
вот юн фасправил плечи и сел обратно, и
все притворились, что не заметили ‘этой
«слабости». А на лдрутой вечер, когда
действительно бый дан ситнал воэдуш=
ной тревоги, публика стала бешено
аплойировать, она не хотела расхолить=
ся, она. требовала прололжения. И кавза-

Н. КАРАСЕВ.

,

В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ ВОЕННОЕ ДЕЛО

Ручная граната и ее роль в бою

Ручная граната представляет собой
небольшой снаряд для метания на еред-
нюю дальность в 35 метров. Основное
назначение гранаты — поражение живой
силы противника непосрелственно перед
рукопашной схваткой. При взрыве грана-
ты получается до трех тысяч осколков
разной величины.

Зачем нужна ручная траната?

Винтовки и пулеметы надежно  пора-
жают противника, расположенного более
или менее открыто. Когда же враг хоро-
по укроется в домах, в окопах, в блин-
дажах, щелях и в других укрытиях, по-
разить его пулей из винтовки или пуле-
мета даже с близкого расстояния очень
трудно. Для этом обычно используется
артиллерия. Олнако возможность ее при-
менения по мере сближения противников
ограничивается, и, нажонеп, наступает мо-
мент, когда в бою дальнейшая стрельба
артиллерии стачовится невозможной или
крайне опасной для своих же бойцов. Это
обычно бывает, когла противники 0-
шлись на 50—100 метров. Чтобы пюра-
жать в таких условиях противника без
помощи артиллерии, и введена на воору-
жение ручная граната. Она заменяет в
некоторой степени артиллерию, и по-
тому-то ее называют «карманной артил-
лерией».

Ручная траната, брошенная в окоп ©
расстояния 35—45 метров, своим взры-
вом может поразить сразу нескольких че-
ловек и очистить от противника участок
окопа. в

Не менышео значепие имеют ручные
гранаты и для обороняющейся пехоты.
Если обороняющийся отлично умеет их
применять, то встречает идущего в атаку
противника дружным и грозным огнем
ручных гранат, бросаемых залпом на рас-
стояние 40—50 метров. В этом случае
перед атакующим противником сразу вы-
растет стень оглуптительных взрывов, и
густой веер осколков поражает всех, кто
не успел укрыться. Как и огонь артил-
лерии, огонь ручных гранат прегразжкдает
в обороне дорогу атакующему.

Умелым использованием гранаты бойцы
Красной Армии наносят очень чуветви-
тельные улары по гитлеровским бандам.
На одном из участков фронта младший
командир Шалмов разведывал < двумя
красноармейцами передний край обороны
прогивника. Ночью трое смелых развед-
чиков беспгумно подпюлзли к вражеских
траниеям. Вскоре разведчики заметили че-
тырех немецких солдат. Подпустив нем-
цев на 10—15 метров, наши бойцы уни-
чтожили их гранатами. Фашисты откры-

Разрывмоб 28)

Оборани-
впельный
чеход

Зодбар

Broad.

Ручная граната образца 1933 г. в разрезе.

ли в темноте беспорядочный пулеметный
и минометный огонь. Установив располо-
жение вражеских точек, тов. Шалмов пол
огнем прогивника пополз вперед и уни-
чтожил гранатами три пулеметных pac-
чета.

Гранаты употребляются не только про-
тив живой силы противника. Мужествен-
ные бойцы Kpacnoi Армии м советские
патриоты обращают их и против танков.
Для этой цели употребляются или обык-
новенные ручные гранаты, которые свя-
зываются пачками по ‘нескольку ITY,
или специальные противотанковые  руч-
ные гранаты. Связка ручных ‘или проти-
вотанковых гранат, умело брошенная из
окопа, из канавы, из-за укрытия (дере-
BO, плетевь, лом) под атакующий враже-
ский танк, может перебить ему тусеницу.

Внезапность огневых нападений, веер
осколков ошеломляюще действуют на вра-
га и делают ручные гранаты грозным
оружием современного бойца. Поэтому в
боевой обстановке каждый стрелок во-
оружается ручными гранатами. Ручная
граната всегда готова к действию. Чтобы
пустить ее в дело, опытному бойцу тре-
буется всего несколько секунд. Особенно
пиирокое применение находят ручные гра-
наты в ночном бою, в лесу, в населен-
ных пунктах. Ручные гранаты имеют
исключительное значение для партизан-
ских действий в тылу врага.

Гранаты приспособлены к действию в
оборонительном и наступательном бою.
Основная граната-— наступательная, оско-
дочная. Осколки этой гранаты разлета-
ютея на 15-20 метров. Боец, бросив та-
кую гранату на 35—40 метров, открыто
слелует за ней без риска пострадать от
ee осколков. В оборонительном бою для
усиления поражающего действия грана-
ты на нее надевается особая «рубашка»,
называемая «оборонительным чехлом».
При метании такой гранаты осколки по-

ражают на расстоянии до 100 метров от
места взрыва. Эти гранаты безопасно
применять только из окопов или других
укрытий. Boer, бросивигий такую грана-
ту. обязан тут же укрываться.

Имеются также противотанковые, дымо-—
вые и зажигательные ручные гранаты, -

носящие общее название
спенпиального назначения.

ручных гранат

На чертеже изображена, граната 0браз-

ца 1933 года. Эта граната имеет жестя-
ной корпус, в котором находитея разрыв=

ной заряд. Воспламеняюниий механизм 60- ^^^

бран в рукоятке, которая обычно хранит

ся отдельно и привинчивается к корпусу ^°

лишь при выпаче гранаты на руки. В та-

ком собранном виле она носитея бойцами -

в сумке. Отдельно хранится запал к этой
транате.

Перед метанием граната заряжается.^
Для вкладывания запала механизм гра-
наты ставится на  предохранительный
взвол. Только после этого вклалывается
запал, кюгорый
запала. Для метания заряженную гранату

берут за рукоятку, отодвигают влево л9

отказа  прелохранительную ‹ чеку  (при”
этом лолжен открыться «красный еиг-
нал»), и затем, сильно размахнувшись; -

боец бросает гранату в цель. Размах тра-
наты приводит в действие пружину и
дает воспламенение капеюля.

Что важно знать о тактике применения
ручных гранат?

Отнем стрелкового оружия загоняют
противника в закрытия, после чего начи-
нают бить сосрелоточенным огнем ручных
гранат. Если противник не выдержит гра-
натного огня и выйдет из закрытия, TO
вновь попадет под уничтожающий огонь
етрелковото оружия.

Этог способ применяелся на близких
лястанциях при атаке олиночных пулеме-

тов, при отражении атаки на отлельные
огневые точки, при борьбе в окопах и
населенных пунктах и т. д.

Противника, сумевшего полойти Ha TH
станцию броска ручной гранаты и ук-
рывшегося в убежищах, зланиях ит. т,,
принуждают огнем ручных гранат выйти
из них, и тогда он попадает пол отонь
стрелкового оружия.

Непосредственно перед тем, как уничто-
жить противника в рукопашной схватке,
его на короткое время сковывают
ручных гранат. Обычно это совпадает с
моментом броска в штыки или отражения
атаки противника.

Таким образом, ручная граната являет-
ся мощным и незаменимым средством. ближ-
него боя.

Приготовляясь метать гранаты, надо
прежле всего решить, с какого места, по
какой цели, каким способом и на какое
раестояние следует ее бросить. Эти вопро-
сы придется решать мгновенно, например,
отбивая неожиданное напаление противни-
ка. Боец должен быстро. но совершенно
правильно решить задачу в любых усло-
вИЯХ.

Для этого прежде всего нало знать; ку-
Ja можно метать гранату. Если вблизи на-
ходятся выюокие стены, плетни, херевья,
здания, стога и т. д., то граната, ударив-
шись о препятствие, отлетит обратно и
поразит не противника, & гранатометчика.

В лесу броску гранаты могут помешать
низко расположенные ветви и сучья 16-
ревьев, стволы. Надо найти «корилоры»,
по которым можно метать гранаты. По не-
которым направлениям можно расчистить

обстрел, срубив ветви, сучья или свалив —

отдельные деревья.

Бойцам следует укрыться за, леревьями,
чтобы стволы или ветви предохраняли
от гранат противника.

В населенных пунктах при метании гра-

нат в окна и двери зданий нало встать. так;
чтобы случайно отраженная от стены гра-
ната не причинила вреда бросившему ее
бейцу.

Для метания гранать боец должен вы-
брать самый улобный тактический момент.
В бою при атаке приходится метать гра-
нату по окопу с хода. Если улалось неза-

метно потползти к окопу противника или _.

пришлось окопаться под его огнем, не дой-
дя до окопа 25—35 метров, то метать
гранату придется лежа или © колена.
Чтобы выбить противника из ломов, надо
попасть ручной гранатой в окно-бойницу,
тогла она разорвется внутри комнаты.

При метании дистанционных ручных
гранат по движущейся цели приходится
действовать с таким расчетом, чтобы в мо-
мент взрыва цель или остановилась или же
вплотную придвинулась к месту паления
гранаты. В бою такое метание применяет-
ся, когда отбивают атаки танков и пехо-
ты противника.

Бойцы, обороняющие окоп,

дится в 200—300 метрах и накапливает-
ся для атаки. При этом оборонительные
чехлы остаются на гранатах.

Вотда противник бросится в атаку и по-
дойдет на, 50—60 метров, бойцы по коман-
де командиров отделения клалут винтовки
на ров, бруствер или ставят их к передней
крутости окопа; берут заряженные гранаты
и отодвигают (вынимают) прелохранители;
по команде «огонь» бросают гранаты так»
чтобы они упали в 8—10 метрах впереди

атакующего противника. - a+

Бросив гранаты, бойцы укрывают ro10-
вы за бруствером на время взрывов. После
взрывов быстро берут винтовки для рас-
стрела отходящего врага или встречи его
штыковым ударом. Если враг попытается
задержаться и окопаться перед окопом, на-
до повторными метаниями гранат уничто-
жить его.

Чтобы овладеть гранатой, нужно учить-
ся метать, метать и метать! Изучить гра-
нату He Tak трулно, требуется лишь вре-
мя и сноровка, поэтому 06с0бое значение
имеет практическая тренировка.

Подполковник В. ПИНАДЖЯН.

ВОСКРЕСНИК ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗИМЕ

СВЕРДЛОВСКЕ, 6 октября. (Корр. «Прав-
ды»). Тысячи трудящихся промышленных
центров Свердловской области вчера при-
HAI участие в воскреснике по подготовке
к зиме. В тгороле Первоуральске на вос-
кресник вышло свыше 2.000 человек.
Они выполняли различные работы, свя-
занные с подготовкой предприятий и уч-
реждений города к работе в зимних усло-

лось. что герои на сцене и зрители п- вуях. Около 400 рабочих хромпикового за-

тверждали, что они достойны друг друта.

Ю. ЮЗОВСКИЙ.

вода перекрывали крыши материальных
екладов, утепляли цехи, Горняки титано-

магнетитового рудника з& день перерабо-
тали 2.000 тонн руды; покрыли щебнем
дорогу, завершили уборку овса, картофеля
н овощей на подсобном хозяйстве. Около
500 строителей произвели ремонт комму-
нальных квартир новотрубного завода.

В Нижнем Тагиле большое ‘количество
людей участвовало на строительстве двух
путей трамвая. 2.000 работников Уралва-
гонзавода занимались отеплением быто-
вых помещений предприятия.

удерживается задрРижкой

ОГНем _

их.

заряжают _
гранаты, когда пехота противника нахо--