ства

+

Ча

Ех

НА

ПАХАРЬ. (Л. Н. Толстой ча пашне).

Владимир OJMHLLOB

Вы приходите воскресным днем в
заполненную многочисленными
телями Третьяковскую галлерею и с
нетерпением ищете свои любимые
веши на репинской выставке.

Портрет Пирогова. Острый взгляд

пронизывает вас, приковывает к себе

все ваше внимание. Изумительно вы-

леплен умный лоб. Седая, жиденькая

бородка взвихрилась от порывистого

’ движения в сторону зрителя. Умные,

` дёсными, простыми средствами

пронинательные глаза смотрят на Вас
так испытующе, что вам становится
даже как-то неловко. И какими чу-

достигнуто!

Вы у портрета Стрепетовой. Тра-
гический излом бровей, глаза, глубо-
ко ушедшие, устремленные в какие-
то далекие миры, полные неясных
чувств и пережитых страданий. Труд-
н0 об’яснить все очарование живопи-
ся этого портрета, привлекающей
молодых живописцев своей кажущей-
ся легкостью и восхишающей своей
непостижимой сложностью всех, кто
снова и снова вузвращается к этому
холсту. ;

Каким огромным диапазоном дол-

‚ жен обладать художник, чтобы пос-

ле глубоко интимного психологиче-
ского образа Стрепетовой развернуть
мощную композицию портрета Дель-
вига  Все пленяет в этом шедевре
Репина. И вольная поза — поза че-

ловека свободного, независимого, и
удивительное богатство нюансов B
‹ лепке цветом рук, головы, кресла,

фона. И умеренный блеск парадйой.

формы — общая сдержанная жем-
чужно-серебристая гамма живописи.
И выражение лица, веселого, с на-
смешливыми искорками в глазах, —
все сливается в образ поразительной

apH-

это:

жизненности. Здесь чудодейственная

жизненность репинского портрета до-
стигает, мне кажется, своего апогея.

Необычайное знание Репиным рус-
ского общества, русского человека,
способность его страстно пережить и
перевести в пластический образ. явле-.
ние во всей его сложности, противо-
речивости, любовь к разнообразию и
богатству русской жизни позволяли
ему всегда оставаться художником
большой правды.

Когда в картине другого какого-
либо художника вы встречаете удач-
но разработанную деталь, то часто
эта деталь’ поглощает ваше внима-
ние, и вы забываете на время общее
содержание картины. В картинах
Репина основной образ приводит к
полному единству все его элементы,
и только ценой внутреннего усилия
можно заметить, что и отдельные де-
тали решены блестяще, что ‘каждый
кусок картины — чудо ритмики и
непринужденной естественности. Ре:
пин принадлежит к тем немногим
художникам, которые, обладая of-
ромным живописным темпераментом,
владеют вместе с тем удивитель:
HO мастерски рисунком и © легко-
стью решают в этой области труд-
нейшие задачи. т

Найти истинную меру глубины и
рельефа — самое трудное в лепке

‚ формы. Репин с очень большой тон-

костью и глубоким расчетом изменял
энергию этой лепки в своих вешах.
В портретах Писемского, Толстого,
Мусоргского поражает огромная сила
ленки головы. Но если скульптурная
рамкнутость всей формы головы до-
ведена Репиным здесь до предела,

А. ТИХОМИРОВ

В пяти больших залах Государст-
венной Третьяковской галлереи от-
крыта новая выставка трех выдаю-
ищихся советских мастеров живопи-
си — М. Авилова, Г. Савицкого и

В. В. Мешкова. Все трое — худож-

ники, можно сказать, одной художе-
ственной веры, одного поколения
художников, одной почти школы. И
тем не менее, какие это различные
индивидуальности, как различно их
искусство!

Открывая выставку, народный ху-
дожник СССР А. Герасимов очень
зерно подметил черты, 0об’еди-
няющие ее участников. Это русские
художники и по корням своего ис-
кусства, и по форме, и по его содер:
жанию. Далее: все три мастера на
всем протяжении своего творчества
были и остаются последовательными
реалистами, И наконец, их об’еди-
няет то, что двое из них отдали
много сил батальным темам—темам
борьбы русского народа за. свою
свободу и независимость (Авилов и
Савицкий), а третий дает военный
пейзаж, образы той земли, за кото-

рую ваш народ боролся и борется.

Нельзя не согласиться с этой харак-
теристикой. Но есть еще некоторые
черты, об’единяющие участников вы-
ставки, — черты, дающие ‚ интерес-
нейший материал для уждения
остро злободневных проблем совет-
ского искусства сегодняшнего дня.

И Азилов, и Савицкий. и отчасти
В. В. Мешков— мастера, твердо опи-

рающиеся на завоевания русской
академической школы.
Это сказывается не толькю в

стремлении художников к созданию
законченных картин, их живом инте-

реек исторической новествователь-

ной теме, батальному жанру, но и в
особом внимании к композицион-
вой завершенности полотна, прорабо-
танному рисунку. Они смело следу-
ют лучшам традициям в этой об-

Литература и Искусств

У РЕПИНСКИХ

то моделировка всей фигуры не:   огромной силой живописного, пласти-.
ческого обобщения и подавляющим,

сколько смягчена, и этим портрет, не
теряя своей жизненности, уходит в
глубину рамы. ^

Это сосредоточение всей пластиче-
ской энергии в лице с более легкой
моделировкой фигуры вы видите в
портретах Писемского и Толстого.
Особенной” ясности и гармоничности
достигает этот контраст лепки лица
и фигуры в портрете
Здесь Репин, верный себе, отнюдь He
обходит моделировки деталей халата
и красного широкого ворота на нем,
проложенных смело и свободно, но
делает это с такой мерой рельефа,
которая позволяет вам все свое вни-
мание сосредоточить на изумитель-
ной пластике и живописи головы. Это
шедевр мировой живописи, в своём
роде единственный. : as

Если в портретах Писемского, Тол-
стого и Мусоргского лепкой создает-
ся круглая замкнутая форма, то
пластика портретов Мясоедова, Гар-
шина и Стрепетовой иная. Эти обра-
зы как бы «возникают» из глубины
картины и пластически связаны с
глубиной этого пространства. Жи-
вописный поток фона органически пе-
рехюдит в живопись рельефа головы,
создавая единое целое,

Во всем этом неисчерпаемом мно-
гообразии приемов вы всегда отме-
тите постоянную особенность репин-

ской манеры. Это сплавленность всех

цереходов цвета, удивительная те
кучесть его мазка, как бы смело он
ни был положен. Особенность эта
характерна не только для
проработанных, законченных, но со-
хранена Репиным и в его гениальных
этюдах к «Государственному Совету».
Даже в этих мгнозенных набросках
Репин создал образы такой острой
характерности, произведения такой
силы живописи и пластики, равных
которым трудно найти.

В наше время, когда мы столько
говорим о том, что бесчисленные
вялые этюды
наших выставок,
репинеюого творчества, устремленного
К ясной и определенной цели, пока-
зывают, какого огромного веса могут
достигнуть в руке мастера, окрылен-

ного волей, даже этюды чисто слу:

жебного значения.

Но вы очень ошибетесь, предполо-
жив, что Репин мог создать такой
этюд, сияющий мягкими переливами

лотого света, переданного потоком
стремительно и свободно хлынувших
на холст мазков — в результате най-
денного им какого-то особенного
приема. Нет, эти произведения соз-
даны глубочайшим знанием формы,

тончайшим пониманием цвета и тона, .

умением почувствовать с необыкно-
венной цельностью образ, позволяю-
щий художнику видеть Ha холсте
«вперед» то, что будет там написано.
И если вы вздумаете учиться манере
такой живописи, только приему,
очаровазиему вас, то потерпите ве-
‚личайшую неудачу. Учиться у Репи-
на можно и нужно, постигая весь его
изумительный путь, полный  огром-
ного труда и огромных достижений;
нужно делать свое, обязательно. свое
дело, с репинским упорством совёр-
шенствуя мастерство и накопляя зна-
ние жизни и людей нашей эпохи.
Если в, первом зале выставки вы
будете поражены образом  «Прото-
дьякона», образом, восхищающим

ТРИ МАСТЕРА

Центральной работой выставки, ее
«гвоздем» является большая исторн-
ческая композиция М. Авилова, изо-
бражающая бой воина Дмитрия Дон-
ского, инока Пересвета, с татарским
богатырем Челибеем перед началом
битвы на Куликовом поле1. Каждый
посетитель, несомненно, унесет в па-
мяти впечатляющий образ этих
огромных всадников на вздыбивших-
ся в столкновении конях меж двух
сошедшихся для смертного боя войск,
Их узорчатый и мощный силуэт,
уверенные и смелые ракурсы, легкая,
итирокая и гармоничная ЖИВОПИСЬ
очень ясно доводят сюжет до зри-
теля,

Это, несомненно, творческая удача

Авилова, первую картину которого.

когда-то так тепло приветствовал
Репин. Темпераментная передача
движения, неистощимая комлозици-
онная изобретательность всегда от-
мечали работы художника.

Но в этой картине есть какое-то
особое ощущение значительности
изображенного, что заставляет виз
деть в ней органическое продолже-

‚ние традиций русской эпической жи-  .

BOHHCH, \
Рядом с этой работой остальные
полотна Авилова представляются

как бы сопровождением, дополнени-
ем, иногда пояснением к его глав-

`ному труду. Качества; о которых мы

упоминали выше, проявились в них
очень многообразно, удачнее ‘всего,
пожалуй, в четырех композициях
цикла Дмитрия Донского. Но если в
этой «радости повествовать» у ма-
стера есть колебания между эпосом
и исторической иллюстрацией, то
они, разумеется, в этой серии силь-
нее заметны, чем в картине.
Размеры статьи не позволяют нам
остановиться на других работах ху-
дожника, на его острых фронтовых

1 Репродукция этой картины опубли-
кована в газеге «Литература и искусст:
Bo> Ni 2 (106). ;

о № 38 (142) 7

‘найдете произведение,

Мусоргского.

вещей,

понижают . качество о.
эти жемчужины

МОСКОВСКИХ

пооиоинивамоииьчиьоиь мо, 7 толь ие лкоыва дали а ти глгт

Картинь И. РЕНИНА +

4 „рл. ГАПОШКИ

темы

ПОЛОТЕН

смелостью этого как бы воскресшего
в живописи пушкинского Варлаама,
то на другом конце выставки вы
расбказываю-
mee о духе героическом, неукроти-
мом, о воле, огромной, чистой, непо-
стижимой в своем бескорыстии, —
произведение об одном из тех луч-.
ших людей, которые начали новую
главу человеческой истории. Я  го-
ворю о картине Репина «Арест про-
пагандиста».
Все в этой маленькой картине ды
шит правдой. Все отлито в закончен-
ные страстно-прочувствованные ху-
дожником формы Каждый мазок
правдив и искренен, как правдиво
вдохновенное лицо  пропагандисза,
схваченного понятыми. И в то же
время какая композиция, с какими
поразительными глубинами, игрою
теней! Пол, усеянный разбросанны-
ми во время обыска бумажками, —
подробность, вносящая трагическую
ноту, напоминающая о борьбе, пред-
шествовавшей аресту. Разворошенный
чемодан на первом плане — яркий и
совершенный натюрморт. — Грунпа
крестьян у окна. Эти люди в ко-
роткие* мгновения  совершающегося.
события стремятся понять правду.
Тень сомнения и думы — с какой
силой намечена ‘она на этих угрюмых
лицах! А группа из нескольких го-
лов вокруг вдохновенного лица про-
пагандиста! Какой ужасный, трога-
ющий до страсти, до спазм в горле,
контраст выражений: безумные не
ведают, что творят! Каждая деталь
словно отлита, досказана до конца,
и все это единым духом, одним моще
ным взмахом волшебной кисти.
Пережив такое кресчендо чувств,
вы оглядываете зал, и перед вами
открывается новый мир — мир ясной,
солнечной лирики и простых `заду-
шевных переживаний. Это репинские
портремы близких, родных, и детей,
Вы охвачены чувством нежности при
виде засыпающего в кресле ребенка.
Полон музыки и чистейшей поэзии
портрет донери художника — На-
дежды, взрослой. Вы до глубины
души очарованы солнцем и теплом,
‘идущими от картины, и стараетесь
понять, откуда это чувство праздни-
ка, счаётья, нахлынувшее на вас
после только что прошедшей бури.
И вы убеждаетесь в том, что Репин
всегда был сам собою, был искренен.
и в своих столь разнообразных mpo-
изведениях. Он глубоко переживал
великий душевный под’ем своего про-
пагандиста. Он полон нежности к
этим милым девушкам, его дочерям,
к ясному, луша. нараспашку, бело-
руссу, смотрящему на вас с непод-
дельно чистым, простым, душевным
чувством. - Неа :
Соединение самой трогательной ли-
рики, и глубочайшего драматизма
позволило Репину создать картину
«Не ждали» — одно из величайших
произведений‘ мировой живописи. И.
здесь Рецин нё изменил своей ис-
кренности. : :
`Быть правдивым всегда иво‘ всем,
создавая такую колоссальную галле-
рею характеров и положений, помо-
гал Репину его титаничёский та-
лант, для Которого не было задач
неразрешимых, помогали глубокое:

x

коллектива школы-Ночиталова, Ми:

‚ Шорчева,

навык.

ны Е

Выставки художественных учебных
заведений, организуемые в Москве

через каждые 2—3 года, стали у нас >

уже традицией:
Новая выставка, размещенная: в
залах Московского’ товарищества
«Художник» — первая, открывшаяся
за годы Отечественной войны, пока-
зывает, что учащиеся старших кур:
сов, стали работать над композицией
гораздо более вдумчиво и целеустре-
мленно. В сочинениях на свободные
(естественно, ‘тяготеющие к.
героике фронта и тыла) они. ищут
правдивых решений, немногофигур-
ных групп, жизненных, наблюдаемых
в натуре положений. Таковы компози-
ционные рисунки, выполненные ‚на
2-м и 3-м курсах Ивановского учи:
лища под руководством Секирина,
работы Костромской. школы, руково-
димой Шлейном, Саратовского. . учи-
Mila WT. A. ; i

Очень важный вопрос, который на

протяжении многих лет являлся
«камнем преткновения» в учебном.
процессе, вопрос o6 органическом

единстве дисциплин рисунка и жи-
вописи — теперь в большинстве
работ разрешен. Раньше мы. почти
всегда наблюдали в живописи стар-
ших курсов отсутствие рисунка. Та-
кая выпускная работа, как эскиз к
картине, выглядела крайне схематич-
но: поскольку это был тблько эскиз,
легко было спрятать в нем незнание
рисунка, безграмотность в живописи.
Хорошим тоном считалось делать эс-
киз обязательно темным и. грязным,

‘вые зависимости от темы и содержа“

ния. Рецидивы этих отрицательных
явлений мы сейчас еще наблюдаем в

ВЫСТАВК

Ax.

leh ash ate i ha le Er a at ey

Художника Л. Сойфертиса совет-
ские зрители знали до войны по
«Крокодилу», «Смене», газетным и
журнальным карикатурам и по книж-
ным иллюстрациям.

Незадолго до войны была органи-
зована’ персональная выставка, на
которой Сойфертис выступил как
  своеобразный художник городского
жанра, Выставленные рисунки гово-
рили 0б остром взгляде их автора,
0б его умении в живых, пластиче-
Гских формах показать характерные
черты уличной жизни.

Трудно было представить себе

как сложится творческая судьба та-

условиях сопременной войны.

На первых же ‘вознных выставках
‘узнали мы среди многих фронтовых
работ листы Сойфертиса. Это были
те же короткие жанрозые новелль-—
на этот раз о жизни осажденных го-
родов Одессы и Севастополя. ХУ:
дожник остался верен своей теме. В
суровых условиях города-фронта его

глаз находил черты неугасающем
жизни, продолжающейся, несмотря
на трудности борьбы, чудовищные

и

‘разрушения, ежедневные утраты
потери. i

Открытая сёйчас в зале Художе-
ственного фонда СССР выставка
Сойфертиса знакомит  относительню
полно с творчеством художника в
дни войны. Мы говорим относитель-
HO, потому что плоды  повседнев-
ной работы Сойфертиса на’ Черно-
морском флоте — плакаты и Листов-
ки, созданные им на кораблях и под-
водных лодках, -не-включены в экс-
позицию этой выставки. А между
тем эти сильные и политически мет-
` кие пропагандистские работы pac-

практике Московского училища. им.
1905. года. Слабы также экспонаты
Свердловского и Ярославского учи-
лиш, рт

В Свердловске учащимся не при-
виты элементарные понятия о цвето-
вых отношениях, о тоне, о свете и цве-
те, о цветовой среде, рефлексе и т. д.
Хаос красок при полном пре-
небрежении к рисунку — вот что
представляет живопись свердловчан.
С этой точки зрения показатель-
на работа Давыдова «Голова девуш-
ки» (1У курс, руководитель Шмелев).
Здесь нет ни формы головы, ни лица.

Ярославское училище, еще в 1937
году занимавшее одно из первых
мест на периферии, сейчас вдруг
представило неинтересные, серенькие
работы. В рисунке — ни формы, ни
построения; в’ живописи — робкая,
раскраска, грязь. Исключением явля-
ются только работы Викентьевой
к Борисовой. ^_ в

Единство рисунка и живописи де
монстрирует Казанское училище. Хо-
роши работы  Мелентьева, Кузнецо-
ва, Валихметова и др. Видимо, руко-
водители Тимофеев, Рязанская, Ба-
дюль и Ливанова вдумчиво и пра-’
Вильно воспитывают молодежь. То
же можно сказать о Саратовском
училище, где‘ работы Будакова и
Талько выделяются своим приятным
тоном и верным рисунком.

Отрадное внечатление на выставке
производит акварель. Хорошо рабо-

‚ Ян тянется

ширили бы наше представление о
творческих возможностях художни-
ка. р i

Наиболее интересны. на выставке
рисунки. Их попрежнему * отличает
своеобразие художественного  по-
церка, тонкий вкус, наблюдатель-
ность, лаконизм, экспрессия и дина-
мика образа. Радует острая компо-
зиция рисунков; умение художника
неожиданно и смело решить тему с
минимальным количеством  «об’ек-
тов». ‘
Сойфертиса в жизни фронта в пер-
вую очередь привлекает его своеоб-
разный быт. Мы не видим на вы-
ставке батальных сцен, полей бит-
вы; сама ‘война где-то рядом, где-то
близко, но ее печать лежит на всей

ных деталях обыденной жизни ху-
дожиик умеет передать это новое,
внесенное в жизнь нашего народа
войной. С‘ сердечным юмором и теп-
лотой . рассказывает
‚своих героях. И ‘каждый его’ рису-
нок как бы говорит:
жается, бьется с врагом, идет Ha

необычных. неожиданных ситуациях
к жизни, радуется ве
проявлениям.

В катакомбах, куда

земляном столике

тают акварелью в Иркутском yuu-
лаще и в Московской средней
школе, , _

Работы учащихся. этой школы вы-
годно отличаются  индивидуально-
стью, в известной степени даже ма-

<терством. Живопись здесь (как мас-
ло, так и акварель) довольно тонкая:  .
‘натюрморт материален, предмет оку-
тан воздушной средой,
есть пространство, в человеке видишь
характер. Это ‘потому, что учашиеся

в пейзаже

здесь не просто «раскрашивают», a
развивают свое живописное чувство-
вание и рисуют, как говорил Чистя-!
ков, не только что «глаз вилит», а
«головой и сердцем». И хорошю, что
к созданию пейзажа здесь прививают
отношение не Мак к легкому этюдиро-
ванию на даче, а как к серьезному;
трудному искусству. Ничто так глу-
боко не раскрывает тайны. колорита,
как пейзаж. Омотришь работы. Нин-
ee `Мануйлова—пейза-
жи, Власовой; «Оркестр», Пурыгина,
— натюрморты, работы Фридмана, Ос-
совского, - Архипова, Плигиной—и ви-
лишь: здесь заложены прочные обво-
вы реалистической школы. Деятель:
ность прекрасного педагогического!

i

хайлова, oGpoceprosa, CyKuacana,
Чашникова, Koutesoro — !
заслуживает высокой ‘оценки. о.
Выставка во многом поучительна. В
целом она еще раз подтверждает, что
наши художественные училиша Bde
тверже завоевывают ту профессио-
нальную основу, на которой растет.
подлинно советская школа мастерст-

знание русской души, пламенная
любовь ко и родному. ;

этюдах, на рисунках коней, сделан-!
ных еще раныше на маневрах. Сраз-
нивая этюды и картины, чувствуешь,
как в той или иной композиции’
вдруг всплывает впечатление, ранее
воспроизведенное этюдом с натуры.
Среди этюдов есть очень удачные по
живописи (например, «Кобылка & же:
ребенком»). М все же  осибвой
мастерства, дающей художнику та-
кую широкую свободу творческого’
действия, является точный и верный
рисунок. Из картин, посвященных
современности, надо отметить «Удар
конницы по тылам», также богатую
По композиционной изобретательно:
сти. Можно было бы лишь возра-
зить против попыток обязательно
вносить юмористические элементы в
трагические сцены. ;
Поразителына творческая продук:
тивность художника, ведь почти
все выставленные композиции сдела-,
ны за зиму 1943-44 года!
Творческий путь Г. Савицкого —
иной. Быть может, вследствие чрез-
вычайной  разносторонности своих

‚ ных, Савицкий становится первоклас-

ва, достойно продолжающая лучшие
традиции русского искусства. :

PPP PPD LAL LLP APPA AAP PALL ALAA PRP PAPA PRP PRP LRPRPRPR PRP PPP

М. Авилова. Путь Г. Савивкого,
сложный, как’ бы разбросанный и
противоречивый, по-своему интере-
сен. Вначале художник отдал дань
своеобразному живописному красно-
речию, академизму, пластической ри:
торике, которая остается риторикой,

как бы талантлива она ни была.
Для этого периода его творче-
ства характерно увлечение антич-

ной мифологией и историей («грека-
ми и римлянами в касках»). Следую-
щей полосой были своеобразные по-

дражания голландцам ХУНП века
(«Цыгане», «Стадо» и др.). Серия
эта, по-своему красивая, была

плодотворна в том отношении, что,
обратившись к изображению живот-

сным, свое образ ным анималистом:

Так же, как М. Авилов, Г. Савиц-

кий легко импровизирует комлози-
ции. Диапазон bro тем, пожалуй,
слишком широк. Это и пушкинская
эпоха, и современный колхозный быт,
и жизнь Киргизии, и эпизоды войны.

дарований Савицкий лишен той цель-
ности, которая присуща творчеству..

Художник рассыпает искры таланта,
фантазии и мастерства и в многочи-

Картина Г. САВИНКОГО,
Выставка трех мастеров.

зрителя. Это пейзажные этюды, ко-

Пензы — пейзажей,
‚нечной прелести.

ВЫСТАВК

-кого сугубо %мирного» художника В,

в глубокой воронке,

1 девочка

окружающей обстановке; В отдель-

человек сра-

смерть во имя жизни: даже в самых

уходили от
обстрела жители Одессы и Севасто.  том и мы узнаем еще многие новые
$ поля. на
  ляется салфеточка, банка с цветами

появ-

—витьнисы РИСУНКИ-НОВЕЛЛЫ

На выставке Л. Сойфертиса

Сласибо, сынок!
Рисунок Л, СОЙФЕРТИСА.

. Утки ‘плавают
вырытой смер-
снарядом. В шШтольнях

с бабушкой шьют ру-
башки для армии. Боец учит езде на
трофейном велосипеде девушку В
только что освобожденном городе.
Ребята начищают сапоги  команди-
рам, спешащим на фронт. Школьни-

ки под обстрелом и бомбежкой го-
товят уроки... Доброжелательная
улыбка художника освещает рисун-
ки о женщинах, поящих молоком
усталых бойвов, о красноармейце,
помогающем старушке донести воду,

о детях, восторженно козыряющих
советским офицерам.

И все же приверженность Сой*
фертиса к рисунку-наброску, его же:
лание. искать художественную выра-

и на стене открытка

тоносным

зительность почти исключительно в
ограни-,

неожиданном, случайном,
чивают возможности художника, су-
жают поле его деятельности. Дело
не в том, чтобы переменить стиль,
а в том, чтобы перейти к обобще-

нию богатого, интересно увиденного

и талантливо зафиксированного

материала.
Мы думаем, что эта выставка яв-

ляется известным рубежом в твор-
ческом пути Сойфертиса. Она долж-

на подвести итоги сделанному и на-
метить новые перспективы и задачи.
` Мастерство художника за время
войны заметно окрепло. Прежде его
рисунок был несколько схематичен,

обогатилея введением

разной. Особенно это
пейзажах, радующих
точностью мастерства.
менее выразительны и
портреты и акварели Сойфертиса.

И хочется верить, что Сойфертис,
который хорошо поработал за
время, не успокоится на достигну-

стороны в творчестве этого талант-

‘ JIMBOrO mM своеобразного мастера.

ПРОИЗВЕДЕНИЙ

® ХУДОЖНИКОВ АРМЕНИИ —_

вернисаж выставки ‹ произведений
художников Армении, открывшейся
вчера ‘в Третьяковской галлерее. В
девяти залах показаны лучшие про-
изведения живописи, графики и
скульптуры, созданные армянскими
хуложниками в годы Великой оте-
чественной войны!

Открывая выставку, заместитель
председателя Комитета по делам
искусств А. Солодовников отметил
плодогворную работу армянских
художников и пожелал им дальней-
ших творческих успехов. р

От имени оргкомитета Союза‹ ху-
дожников СССР. с приветствием ‘вы-
ступил. А. Герасимов. :

Глубокой любовью к родной зем:
ле пронизаны показанные на выстав-
ке произведения. Их отличает. тон-
кое восприятие природы, особая
солнечность и жизнерадостность.
Первый зал целиком посвящен
творчеству выдающегося мастера:
Армении М, Сарьяна.. Портреты дея-
телей культуры, пейзажи и HaTiop-
морты знакомят с новыми работами’
этого талантливого художника.

Больнюй композицибнный портрет
товарища Сталина написан Д. Нал-
бандяном. _

С тематическими картинами вы-
ступили В. Айрапетян, О. Зардарян,
Г. Гюрджан, М. Асламазян, Е. Ас.

сленвых иллюстрациях, и в плакате,
и в огромных работах для панорам
и панно,
Но, что наиболее важно,
современный человек в дейс
степенно Начинает занимать
больше меёта в его творчестве.

Утвердившись на позициях идей-
но-реалистического искусства, Ca-
ВИЦКИЙ все теснее увязывает свое
творчество с жизнью и борьбой на-
рода. Он как бы возвращается к то-
му делу, которому в другую эпоху
русской жизни с такою славою слу-

все

CTAaBHTe JIN
ственности столицы, деятели науки

человек,   выставке,
твии по-  писный

жил его отец.

Сейчас на выставке Савицкий по:
казывает большие тематические кар-
тины: «Сын», «Сраженный друг»,
«Народные мстители», «Завоеватели».
Не все они и не все в них одинаково
Удачно, В картине, изображающей
неожиданное возвращение в родной
дом раненого бойца, нам представ-
ляется неудачным самый тип бойца
(кстати. сказать, изображение ‘от-
дельного, индивидуального человека
гораздо менее удается мастеру, чем
богато и свободно организованные

‚массовые сцены). Женственное лицо

возврашающегося сына слишком по-
хоже на лицо рядом сидящей де-
вушки-санитарки, а главное —оно ма-
лозначительно для поставленной те-
мы, Зато сильно написан пейзаж
вокруг — изба, небо, дали. 5

Большая сатирическая сила есть
В его «Завоевателях». Среди сталин:
градеких развалин обмотанные тря-
пьем фрицы вырезают куски мяса
из дохлых лошадей, чтобы сварить
себе еду в котелке на разложенном
тут же костре из книг...

На выставке представлена еще од-
на серия работ, несколько  неожи-
данная для художника и радующая

торые художник привез. в этом году
из Пензы, где он когда-то
свое детство. Видимо,
родных мест.с особенной силой ох
ватило его, и он написал серию впе-
чатлений OG отдельных уголках.

полных  сол:

В. В. Мешков на выставке стоит.

призму Коро. И
вих главная
Раздо важнее
правы»,
Москвы»),
сильно и выразительно
родины.

ки,
ки,

ва сказывается,
мент:
BHOCH

себе, дет, как
ный ма
 5 сове
  зовании им опыта

лы. Нет единого
провел   всех в

рование   лизма
  Жизни
  стерство были постав
задачам жизни,
рода.
В твоочестве

мастеров русской
несколько особо. Не только потому, свои ты вс a

что он исключительно пейзажист, ‘нальной ху

5 oe
Празднично и ‘оживленно прошел ‘ламазян, Д. Налбандян, Э. Исабе-

кян и др. Серию пейзажей показал
Х. Есаян.   i

В двух залах размещены графи-
ческие работы. Среди них серия
карикатур Генча «Будни  гитлериз-
ма», сатирические рисунки С. Арут-

‘чьяна и А. Чилингаряна, гуаши Е.
Кочара, Р. Шавердяна, работы М.
Абегяна, фронтовые зарисовки 9.

Исабекяна и А. Чилингаряна, иллю-
страции С. Чихирьяна и др.
Скульптура представлена творче:
ством Г. Кепинова, А. Урарту, А.
Сарксяна, Н. Никогосяна и др.
Собравшиеся ина вернисаже пред-
художественной обще-

и культуры, генералы и офицеры
Красной Армии с живым интересом

‚знакомились с искусством братской

республики. $

м
21 сентября состоится заседание

Секции` теории и критики `советско-
то изоискусства Кабинета
русского искусства

ной Третьяковской га
щенное выставке работ художников
советской Армении. С докладом вы-
ступит О.
мут участие виднейшие критики
художники столицы. Заседание бу:
дег происходить в залах выставки,

мили

проникновенный

Самое повимание
и в станковой живописи. } совсем

истории
Государствен-
ллереи, посвя-

ескин. В прениях при-
и

пейзажист-лирик.
живописи у него
другое, чем у его соседей по

отличен и его (живо-
метод, если можно на-

звать методом ту вепроизвольность,
с которой изливается У него чувст-
во, когда он решает какой-либо за-
хвативший его мотив. В его пейза-
жах есть глубокая свовобразная поз:
зия,

ощущение осенней красоты
среднерусской. полосы.

какое-то особенно любовное

природы

На выставка показана Лишь нё-

‚большая часть написанного Мешко-
вым. Мы не найдем, напри
целых серий компози
рыми художник
(например,
«Углич» и др.). Среди выст
произведений есть и далек
мые значительные

мер, здесь
ций, над. кото-
работал

«Псковская ста Рина»,

авлевных
о не са-
для творчества
«музейным» на-
бы увиденные через
разумеется, не в
сила художника. . Го-
те пейзажи («У пере-
«Домой», «На окраинах
в которых поэтично,

Превосходны и небольшие наброс-
размещенные в витринах выстав-
В некоторых работах В. В. Мешко_
однако, опасный мо-
слишком много художник приз
Т «ОТ себя», а злоупотребление

Новая выставка, интересная сама по

нам кажется, кон -
териал для решения проблемы
тском реализме и об исноль-
академической шко-
‹академизма» для
одов, как нет и рез.
и вне диалектики
чтобы школа и’ ма.
лены: на службу
новым запросам на.
M думается, и есть
‚ Трех : замечательных
олы, показявших
тенах нашей nani
дожественной таллерен.

вне времени
‹ Важно,

А это, на

сказалось в
тонкостью и
’Значительно
характерны

это

годамн

Час. служат многие

ae rece: книга эта пользуется
мной Любовью. В клу соеди

нения на клубе .

2`  сказов о леген i te
дарном рейде украля
OKHX, партизан :

Художественный сов
по кинематографии

Совнарком Союза ССР создал пра
Комитётё по. делам кинематографии
постоянный Художественный со
  вет, задачей которого является. с
  действие повышению качества худо:
жжествеяных кинокартин и обеспече,
ive выпуска на. экран. полноценных
в художественном отношении и вы,
сококдейных по содержанию филь,
Woe:

Совет будет рассматривать планы
производства художественных филь:
мов, тематические планы подготовка
спенарнев; сценарии художественнцу
картин, материалы находящихся в
производстве фильмов, ‘законченные
картины ‘и музыкальные партитуры:
принятых к постановке фильмов.

В состав Художественного совета
вошли: И. Большаков (председая
тель), И. Пырьев (заместитель пред-
седателя), Г. Александров,
бочкин, С. Васильев, ре
М. Галактионов, С. _ Герасимов, Б,
Горбатов, А. Дикий, В. Егоров, худо
жесгвенный руководитель хора им;
Пятницкого В Захаров, А. Москвии,
 . Охлопков, Д. Поликарнов, В. Пу-
довкин, М, Ромм, И. Савченко, Л, С6;
болев, К. Симонов, генерал-майов
  Е. Таленский, Н. Тихонов, Т. Хрен.
‘ников, Н. Хмелев, Н. Черкасов,
М. Чиаурели, Б. Чирков, Ю. Шаво-
рин, Д. Шостакович, С. Эйзенштейн,

На первом заседании (14 сентября
Художественный совет установил
\ регламент своей работы’ и календар-
ный план на ближайшее время;

Затем члены совета просмотреля

и подробно обвудили новую картину
‚ производства студии Мосфильм «Бы.
‚ ковцы» (поставленную режиссёрами
Б. Бабочкиным и А. Босулаевым №
  сценарию Михаила Папава).
В обсуждении приняли участ
. Пудовкин, A, Дикий, генерал.
айор Н. Таленский, Д. Поликарпов,
  С. Васильев, Т. Хренников, генери:
  майор М. Галактионов, М. Чиаурели,
М. Ромм, И. Пырьев и др.

Следующее заседание Художест:
венного совета будет посвящено те
матическо-производственному плану
кинематографии на 1945 год,

—<>——

Новый фильм „30я“

В Комитете по делам кинемато:
графии состоялся просмотр новою
художественного фильма’ «Зоя», п:
ставленного в студии Союздетфильм
режиссером Л. Арнштамом.

Фильм посвящен светлому образу
Зои Космодемьянской и рассказым.
‚ет о жизни Зон—ее детстве, мда

В
м

Сейчас он A mig 3
и. пятна, и сама линия и ай oy fen’ glen,
Сойфертис 09  стала более пластичной и разнооб- р АА op

картины показывают, как склады
вался ‘сильный, прямой характер де
вочки, как горячо и преданно выпол»
няет она свои комсомольские обя.
занности, как сильны в ней лучшие
качества советской молодежи-— честь
гность, верность долгу, горячая дю:
  бовь к родчне,

Заключительные кадры картины
рассказывают о героической смёрм
славной дочери русского нарбда, по:
ве иенной гитлеровскими палачами,

Сценарий фильма—Л. Арнштама 1
Б. Чирскова. Оператор А. Шеленков
художник К. Урбетис. Музыка к кар
тине написана Д. Шостаковичем,

В роли Зои. снималась . студентка
Всебоюзного института кинематогра,
фии-Галина Водяницкая. Зою в дет
стве играет Катя Скворцова, В ое
тальных ролях, снимались артисты
К. Тарасова (мать Зои), Н. Рыжо
(отец Зои), В. Подгорный (немецкий
офицер). Р. Нлятт (немецкий сом
дат), Б. Пославский (учитель), А
Кузнецов (Борис) и др.

В ближайшие дни фильм
выйдег на экраны.

ыы.

„Вступление  Нрасно
Армии в Бухарест“
Фронтовой ‘выпуск кинохроники

На экранах   кинотеатров, начал
демонстрироваться новый фронювй
выпуск Центральной „студии доку’
ментальных фильмов «Вступление
Красной Армии в Бухарест».

Операторы Г. Донец, А. Криче»
ский, А. Рубанович и А. Щекутьв

«30%
®

у

H

засняли’ вступление частей, 2.0
Украинского фронта в румыйскую
столицу. Зритель видит прохожде’

ние танков и пехоты по ‘улицам Бу
хареста, население города, привет“
ствующее Красную Армию. В ряде
кадров показаны разрушения, произ
веденные немцами (здания парламен
та, филармонии и другие)»

Фильм монтировал режиссер И.
Копалин,

Искусство
на фронте

*\ Красноармеец-скульптор А. Чер*
нобровов, с первого дня’ войны Cpa
жающийся против немецких захват
чиков, создал галлерею  скульштур-
ных портретов героев своей чабти-
лейтенанта Пирогова, сержанта
Крылова, старшины Мельников,
красноармейцев Говорова, Прошини,

орозова и других. Работы Черно-
бровова выставлены в дивизионном

клубе, где начальником майор Куб
ковский.

\ Художественная выставка ot
крывается при Доме Красной Армия
1-го Белорусского фронта,

Среди картин, отобранных для вы
ставки, особый интерес прелставий
ют работы старшего  лейтенана
Н. Кирсанова — «По пескам Бело
руссии» и «На государственной гр
нице», гвардии ефрейтора A, Moss
някова — «Допрос в гестапо», краб
ноармейцев Месяца и Пономарева —
Йский” котел», портрет агита“
фима Щедрова работы  гвар-
дин ефрейтора Кочетова и други

\ 1000 киносеансов на перелнем
крае провел для фронтовиков кино
механик сержант Фаворский. Первый

илЬМ Фаворский показал летчикам
три года назад в районе Росгова-на

ону. Свой тысячный киносеане ся
дал на-днях на территории Румынии,
За, три ‘года Фаворский показал
бойцам переднего края’ фильмы
«Суворов», «Секретарь ‘райкома»,
«Волга-Волга», «Цирк», «Чапаев»
«Два. бойца» и многие другие,

*& «Поход в Карпаты» так-назые
вается книга. прославленного кома!
дира одного из крупных соелинений
украинских партизан, дважды Героя
Советского Corsa генерал-майора
Kosnaxka, нелавно вышедшая из. пе
чати. В Н-ском соедимечии, где сей
бывшие парт

днях. состояласьенитка ре

в.. Карпаты

Б; Ба: :4

enter

ssa to -щ

Kg
Ke

Ke

т

ВИ