RYCCTBA. Каждый тод с естественным вол-
 нением художники, писатели, театральные

т
а
а

А. Пазовский,

С. ГЕРАСИМОВ

Каждый год Советская страна подыто-
живает завоевания науки, техники и ис-

работники, кинематотрафиеты ожидают
дня, когда из сотен произведений будут
выбраны н удостоены Сталинской премии
лучшие из них. И сейчас, когла весь со-
ветский нарол сосредоточил все хвои уси-
лия, все свои знания и волю для единой
цели и котда каждый человек на фронте
и в тылу живет, мыслит и работает толь-
ко для ускорения нобеды над гитлериз-
мом, советское искусство приобретает осо-
бов значение и силу. Советский народ,
отдав все свои силы фронту, с особой
требовалельностью оценивает создания ис-

кусства. Любая фальшь, легкомыслие, не-

брежноеть не прощаются в искусстве так,
как не прощается это в труде и в бою.

Обстановка, в которой создавались худо-
жественные произведения 1942 тода, была
необычной. И это в особенности оказалось
в кинематографии. Перебазирование кине-
мапографического хозяйства, чрезвычайно
сложного и многочисленного, казалось,
должно было повлечь за собой трудно
восстановимые потери темпа и, таким об-
разом, поставить под угрозу производст-
венные планы кинематографических сту-
дий. Однако картины были сделаны и по-
хазаны народу. И сейчас трём из них
присуждены Сталинские премии. Это
праздник не только для мастеров, высоко
оцененных народом, это праздник для
всей кинематографии,
па экзамен в сложной ответственной 06-
остановке отечественной войны,

Все три премированные художествен-
ные картины — «Георгий Саакадзе», «Се-
вретарь райкома» и «Машенька» — при
всём различии тематики, художественного
почерка и жанра — произведения, имею-
щие одну обединяющую черту: они
тлубоко патриотичны и люди, изображен-

вые в них, представляют те благородные

традиции, которые помогают
народу в ожесточенной битве
честь, независимость и свободу.

советскому
Ba

Картина М. Чнаурели «Гебргий Сазкал-
зе> восстанавливает жизнь народного ге-
роя Грузии, отделённого столетиями от пе-

реживаемых нами дней. Но образ Георгия
Саакадзе в исполнении А. Хоравы и же-
ны 60 в исполнении Вернко Анджапа-
ридзе понатны и дороги нашему зрителю
именно тем, чо в них советский режис-
сер М: —Чиауреля” вложии живыеё чувства
советского человека, глубоко сочувствую-.
щ6го героям, боровитимея за об’единение и
процветание своего родного народа. Воин-
ственный дух этой картины, героический
и одухотворённый почерк, которым на-
ona основные сцены фильма, влю-
бленн
дины —` вс6 это делает картину «Георгий
Сазжадае» подлинно народным произведе-
нием не только для грузин, но и для лю-
бото советского человека, владеющего да-
ром понимать, уважать и ценить непов-
торимые черты истории родной земли,
каждого из народов Советского Союза.
Познавательная сила картины богата, так
‘как сделана картина щедрой рукой, и ря:
дом с основными персонажами и с 9с-
новной линией сюжета находит место
подробнейнтая ‘деталь быта, тонкое и лю-
бовное изучение жизни, восстановленной с
превосходным терпением и талантом ма-
стером кинематографии. Bo  вебм видна
рука Чиаурели режиссёра. и художника,
живописца и скульитора Каждый вадр
этой картины представляет coool точную
живопионую композицию не только пер-
вого плана, но и далекой тлубины, уч-
тённых и организованных опытной и та-
лантливой рукой. Когда смотришь массо-
вые сцены «Георгия Саакадзе», не верит-
ся, что они могли быть выполнены в.0б-
становке военного времени. Тем не’ ме-
Нее это так. В этом двойная заслуга ре-
жисс@ра, который нашел в себе достаточ-
но силы и желания не отетутить, не обед-
нить общий смысл и размах произведе-
ния, осылаясь на трудности военного про-
изводства. Широта замысла картины, щед-
рость красок и, наконец, великий опти-

В. Мичурина-Самойлова,

Художники кино.

мизм, заложенный в образе самого Саа-  :
кадве, его жизнедеятельность, тероичесбкая

< врагам и преданная нежность к друзь-

которая выдержа-

Hana

свюю

зывает о трогательной самоотверженности
девушки Машеньки, которую превосходно,

художника в пейзаж своей po-

устремлённость, ожесточенная ненависть
ям и к жене, благородная стойкость спод-
вижников его, бБющихеся до конца за свою
правду, — Bee это делает подлинно ро-
мантическую картину «Георгий Сазкадзе»
достойной притязательной критяки наше-
го сурового времени,

Чиаурели художник, тлубоко свя-
занный с судьбами своего’ народа. Все ос-
новные его картины — «Последний мас-
карад», «Арсен», «Великое зарево» и, на-
конец, «Георгий Саакадзе» — неразрывно
связаны с историей и жизнью его народа,
Он любит Грузию, как обязательно дол-
жен любить настоящий художник вое
отечество, зная пвет его земли, запах воз-
духа, неуловимые оттенкя речи и песни
своего народа. Он сам умеет петь эти пес-

венниками так, что мысли и чувства лю-
дей Грузии свободно ‘и доверчиво откры-
ваются перед ним, Его любят в Грузии,
зная его с малых лет, Kak ‘пгирокого,
страстного и талантливого человека. Ero
знают во всем Советеком Союзе как ху-
дожника-кинематотрафиста, прочно завое-
вавшем себе место в первом ряду наптих
лучших мастеров.

Две другие картины, удостоенные Ста-
линской премии, говорят о войне. Одна
из них «Маненька»—слелана Райзма-
HOM по сценарию Е. Габриловича. Это ието-
рия жизни простой советской девушки, так
и не заметившей своего героизма, как нв
зымечают ето сейчас десятки миллионов
советских женщин. Другая —
«Секретарь райкома» И. Пырьева расска-
зывает о типичной судьбе секретаря рай-
кома, возглавившего партизанское дБиже-
ние в своем районе, о человеке, для кото-
рого смысл партийного руководства обозна-
чает всю меру ответственности за судьбу
и жизнь своего города, свойх людей, сво-
ей родины. Это прирожденный передовой
боец, организатор, который не отделяет
свою личную жизнь от жизни своего на-

рода, который умеет жить и умирать
только за одну веру — народную. «Ма-
шенька» и «Секретарь райкома» — очень

разные картины, и в этом их достоинетво.
Если в «Машеньке» жизнь нангих людей
показана в традиционной для Райзмана и
Габриловича подробной и вместе с тем.
сдержанной форме ‘и основная прелесть,
картины закаючена В той благородной oc-
торожности, с которой художник раюска-

играет Караваева, то в «Секретаре райко-
ма» подкупает прежде всего пылкость и
боевая  целеустремленность, ©
Пырьев и Ванин вылетили основной об-
раз фильма. Это создали подлинные с0в-
ременники переживаемой нами
битвы. Это сделано в момент, когда война
не закончилась, а продолжает греметь на
полях сражений. Картину эту сейчас ©мо-
трят бойцы и партизаны, и она нравится
им, потому что на экране люди пережи-
вают и чувствуют то же, что и зритель.
Если зритель, в большинстве овоём непо-
средственный участник войны — фронто-
вик, видит в этой картине правду, / эте
лучшая проверка, какую может ожидать
искусство.

Три картины, удостоенные Сталинской

премии, подыможили 1942 тод. Наступает

соревнование 1943 года. Мастера совет:
ской кинематографии вступили в Hero 6
новым. опытом военного производетва, с
новыми требованиями, где всё — от выбо-
ра темы до’ мельчайших деталей реализа-
ции картины — ювязано с жизнью наше-
то народа в обстановке отечественной
войны.

Кинематография огромная сила. Каж-

лый из нас понимает это, и каждый стре-
мится в новой своей работе выразить не-
истребимую волю к победе, ту силу, ко-
торая выдвигает каждый день’ всё HO-
вых и новых тероев, жизнь и судьба ко-
торых даёт повод для создания подлинно-
героических произведений.

Неразрывна связь художника с народом

Вяера нём в фойе Художественного те-
атра собрались артисты МХАТ ОССР им.
Горького на митинг, посвященный a
ждению Сталинских премий, лучшим
стерам театра.

С речами на митинге выступили В. И.
Немирович-Данченко, 0, Л. Книнпер-Чехо-
ва и М. М. Тарханов.

Коллектив принял обращение к вождю
советского народи товарищу Сталину.

’-— Весть о напраждении Сталинской
премией ряда выдающихея. мастеров Мо;
ckoBcKoro ордена Ленина и ордена Труло-
Boro Красного Знамени Академического
Художественного, театра Союза ССР имени
Торького нашолняет. наши сердца огром-
ной ‘благодарностью, волнением и  гордо-
стью ва родное искусство — говорится в
обращении.

Сейчас Сталинская премия
когда-либо, приобретает 06060 почётное
значение и особенный внутренний смысл.
Она знаменует неразрывную связь худож»
ник с народом, верность родине, пол-

ную отдачу себя любимому делу, иденную

целеустремлённость, высокую требователь-
ность к искусству. Эта паграда обязывает

весь коллектив. театра работать, He WORAa-

дая рук, и творчески выполнять те зала-
чи, лучшими воплотителями которых яв-
ляются наши товарищи, удостоенные се:
тгодня Сталинской премии,

Имя Сталина, в котором сдединяются

сейчас все лучшие чувства, належды и

вера трудящихся нашей страны, которое
‚является символом победы, воодушевляет
коллектив театра’ на будущие творческие
создания, достойные нашей родины.

Р. Симонов.

1 ведениях корифеев русского

ни и разтоваривать. CO своими соотечест-

‘`лереи русской живописи 55 лет

которой   В

великой.

‘тели целой таллереи незабываемых рус:

‘нить Лизу из
 `ковокото, Ярославну из бородинекого. «Кня-

более, чем р

‚ лы пения.

`дейка» Чайковского, новая советская опе
‚ра «Емельян Пугачев»

_Н. Шпиллер.

H. СОКОЛОВА

’Благословенна русская земая и в про-
хладные дни ранней весны, и в и
лучах летнего и осеннего солнца, и в
уборе зимы, прекрасен русский человек” и
в мирном труде и на поле брани-—вот.
основной мотив, который звучит в произ.
искусства!
Tl. Кончаловокого, К. Юона, В. Лансере,
В. Бакщеева, И. Павлова., С именами этих
столь отличных друг от друга художников:
навсегла связаны. драгоценные русскому
сердцу картины родной природы, русской’
истории, быта, вереница обаятельных и
характерных русских лиц, чью красоту мн
постигаем полнее и глубже, когда нас
ведёт по жизни истинный художник.

Люди широчайшей эрудиции, знатоки
мирового искусства — Лансере и Юон
подняли пласты русской истории, и Us
тлубины веков возникли пленительные об-
разы минувшего. В их иллюстрациях, 8
‘их декорациях лля театра, в их картинах
с большой зрелостью мастерства показана
эпоха Петра 1; древняя Русь © ее красоч-
ной архитектурой, величественные ансамо-
ли Петербурга и Царского села, строгие
очертания кремлевских башен, пестрая и
деятельная толпа под стенами Псковского
кремля. Их произведения — энциклопедия’
русской жизни ХУГ-ХУШ веков. B ot
дельных случаях они выходили далеко за’
пределы этих лет.

Евгений Евгеньевич Лансере и Koucnan-
тин Фелоровяч Юон встретили Великую.
Октябрьскую революцию сложившимися
художниками и все CBOE MacTepeTBO, всю
свою жажду познания они отдали новой.
эпохе, неустанно трудясь как в области
станковой живописи, так и декоративного:
искусства. Новый человек, овободный труд
на благо родины стали любимой темой
этих маститых художников, т.
они к стенной живопиои (Е. Лансере)’
или к станковым картинам . рисункам
из жизни колхозного крестьянства (В. Ф
Юон). Сляве русского оружия посвятили
они произведения, показанные на выстав-
ке «Великая отечественная война» («Парал
на Красной площади» Юона, «Куликовская,
битва» Лансере):

Глубокому. позналию своей родины; поз-
тическому её воспроизведению учат мас:
терские ‘травйры Ивана Николаевича Пав-

лова, пейзажи Василия Николаевича Бак.
лиеева. Художник, чья. первая картина
была приобретена для национальной гал».
назад.
(B. Bakmeées «Девушка с толубями») ©
прежней остротой восприятия прекрасного.
и чудесный пейзаж ранней русской

ескы (выставка «Великая отечественная.
война»). Забывая о своих преклонных 1о-.
дах, с пытливостью юноши изучает, и.
воспроизводит гравер Павлов и сплав ‘te
fa под Балахной, и бакинские Hedtempo-:
мыслы, и астраханские пристанн, и ши-
рокие ианорамы Москва-реки: Любитель и.
знаток Crampott Москвы, еще сохранивших.
ся’ старинных ампирных уголков, он стал
поэтом деятельной и трудовой жизни, ко’.

Ф. СПИРИДОНОВ ‚ ] ле Я да ’славн ых

Семья Оталиноких лауреатов  поцолни:, Дважды ‘лауреатом является и А. Me-

лась новыми блестящими представителями.
советской музыкальной исполнительской’
культуры. Шестнадцать имен исполнителей.
внесено сегодня в золотую книгу туре
тов Сталинской премии. A

А. Нежданова и Е. Гельцер —- всемирно.
признанные артистки, умножившие славу  .

русского музыкального театра. На протя-

жении десятилетий приковывали оникс
бе восторженное внимание, являясь при
мером промалного таланта, соединёиного с.
`беззаветным служением искусству. Под их
творческим влиянием, воспитывалось
одно артистическое поколение.

К. Держинокая и Н. Обухова — созда:

ских женских образов. Постаточно волом-!
«Пиковой дамы» Чай-

зя Игоря» и Марфу из «Хованщины» Му:
соргокого... Художники редкого своеобра-
зия, глубокие и яркие таланты, они сое
тают в своем искусстве вдохновение, куль:
туру и замечательное вокальное мастерст-
во, концентрирующее в cede наиболее.
жизнеспособные принципы русской WKO-

Рядом с eo стоят их млалитие софрат:
ники — А Пирогов, Н. Ханаев, А. ee
pun, E. Kpyranxosa u H. Шлиллер, вто
poh pas удостаивающаяся почетного BBA:
Hug CTammMnckoro aaypeata, —- aptucride-
ские дарования, сформировавигиеся уже в.
‘советекую эпоху, и много способотвовав:
шие обогащению нашего исполнительского
‘искусства идеями новой эпохи. i
Третий тод нолряд ‘в ommexe Оталин-
‚ских лауреатов мы встречаем имя А. Па.
вовского. «Иван Сусанин» Глинки, «Чаро-

Коваля-—таковы.
этапы славного пути этого мойстине  за.
мечательного художника, влохновенного ap-
тиста и великого труженика. И

Кори
русского искусства

той
  бытия, за ботатырскую стать его мужест:
Бенной образной речи Кончаловского лю-

ской зрелости, он стал влохновенным пев-

‘немецкие армии рвались к Москве, Конча-

‚как бы бросал вызо
создавая поэтические тимны
‘московской молодежи, защитникам

сохтыее полотно, озарённое солнцем ранней
   московской весны 1943. г. Это монументаль-
вели-

‚ ского. народа, хранился, утопая в зелени,

BP

ства, Л. Оборин — лауреат
конкурса им. Шопена, первый из плеяды

венно. Искусство играет сегодня огромную
роль. Потребность B HEM неизмерима. Оно
призвано отвечать на сложные и многооб:

М. Тарханов

торая кипит на волжских берегах, на кра-
савице Оке, на Кавказе.

Талантливый художник нашей эпохи
Петр Петрович Кончаловский вошёл в рус-
скую животись с кличкой «француза». Это
была давняя юношеская пора увлечения
гармониями Сезанна, смелыми композиция:
ми Матисса, старыми испанцами. Оботатив
свою палитру достижениями старых H HO-
вейших живописцев, художник Кончалов-
ский еще глубже почувствовал неповтери
мую красу родных полей и лесов, епо-
койное благородство русских людей. Вот
за эту русскую широту натуры, отвры-
всем радостным = впечатлениям

бит молодежь, им любуются и знаток ра
финированного искусства, и неисокушен-
ный зритель. Дианазон ето творчества
очень велик. Несравненный мастер натюр-
морта, тончайший пейзажист, он costal
целую таллерею обаятельных детских и
женских образов, а в последнее десятиле-
тие им натисана серия портретов — слож-
ных композиций, в которых ‹ проявилось
ето острое чувство современности. _И вели
раньше Кончаловского пленяли прежде все-
то материальная прелесть натуры, загоре-
лые юноптеские тела в блеске полуденного
солнца, тяжеловатые тармонии лесной
листвы и декоративная прелесть пбетрых
тканей, то сейчас, в пору` своей творче-

TOM человека-героя, человека-творца, кра-
вивого и смелого человека его родины.

В’ тревожные дни зимы 1941 г, когда
Москва утопалу в снежньх бугробах и

ловский своим напряженным творчеством.
вражеским  ордам,
Москве
Моск-
вы. Он написал великолепный портрет
летчика Юмашева, групповой портрет де-
вушек-доноров, поразительные  нейзажи
осажденной Москвы. о

Сейчас, перекликаясь с efo замеча-
тельной картиной «Пушкин», в! мастерской
Кончаловского стоит новое, ещё не про:

ный портрет Михаила Лермонтова,
кого русского поэта. В глубине сняют ве)-
шины Кавказских гор — это Пятигорск,
‚де когда-то бролил поэт, nae рождались
ето произведения, где, как святыня рус-

домик Лермонтова, варварски разрушенный
немцами. Этот прекрасный портрет венча-
ет собой цикл образов замечательных
русских. людей, ах кистью Конча-
_MoBCKOrO.

Художники, которых чествует наша
‘страна в дни великой борьбы за свободу
родины, служат примером. взыскательного
мастерства. поразительной культуры трула
и неувядающей творческой молодости. Ис-
тознин их вдохновения, их оптимизма
— в Бровней 9вязи с родным народом и
его вековой культурой.

лик-Пашаев, заслугой которого
ся. возрождение для новой.
ской жизни давно ушедитих из отерного
репертуара шедевров — таких, как «Че-
ревички» Чайковского и  россиниевский
«Вильтельм Телль». “

Вместв с Пазовоким и Мелик- Пашаевым
награждены  сталинскими премиями мас-
тера и знатоки музыкальной сцены—ре
muccép Л. Баратов (постановщик «Емель-
яна Путачеваь) и балетмейстер Р. Захаров
   (пюстановщик «Вильтельма Tema»).

Впервые в списке Сталинских лаурез-
тов фигурируют выдающиеся артисты на-
ей концертной эстрады. В. Софрониц-
кий —  пианист-мыслитель: тончайний
поэт фортепиано, музыкант
шего репертуара, Д. Ойстрах — завоевав-
ший заслуженную репутацию лучшего со`
ветского скрипача, взыскалельный к себе
‘артист, никогда He удовлетворяющийся лдо-
стигнутым и непрестанно ищущий всё. но-
вых и новых путей к вершинам мастер-
варшавсекото

являет-
сцениче-

славных, еще в 1927 голу открывитий се-
  рию/ побед советского музыкального ис-
  полнительства на’ международной арене..

Никогда ешё проблема мастерства не
стояла перед художниками советской стра-.
‘ны так остро, как теперь, в эпоху отече.
  ственной войны. И это совершенно евстест-

разные духовные запросы  оражающейся
‚страны. Но, чюбы выполнить эту свою
CCH, искусство ‘должно быть совер.
шенным,

By Obsrpax,

А. Пирогов,

правдивое, .

BCeOO EMI:

и яркие произведения.

Н. `Обухова.

И. СУДАКОВ

удостоенные OT алинской

Три пьесы,
премин,— «Нашествие», «Фронт» и «Рус
ские люли», написаны в дни войны 0
войне. Это пьесы о высоком мужестве 60-
ветеких людей, борющихся с врагом. Bue-
сте с тем это MbeCh, BbIpPasHTeMbHO  pac-
крывающие облик их авторов, являющие-
ся вожной вехой в поступательном разви:
тии их творчества.

Патриотизм — вот живительный источ-
ник, питающий творчество и Леонида Ле-
онова, и Александра Корнейчука, и Кон:
стантина Симонова. Дума о родине, еб
судьбах и людях — вот основная и вол-
нующая тема их послелних произведений.

Горький в своё время предугадал буду-
шее молодого тогда писателя Леонида Ле
онова: «Леонов очень талантлив, талант-
лив на всю жизнь и — для больших дел»,
— пысал Горький. Леонов-писатель и в
драматургии проявил себя, выражаясь
словами Горького, как «человек какой-то
«своей песни» очень оригинальной», кото-

рый «действительность знает, как буд-
то сам еб делал».
«Нашествие» — пьеса о народе, борю-

щемся за своё счастье, за своё историче-.
ское существование, за победу над емер-
тельным. врагом. Драма Леонова опалена
неподдельным, страстным ощущением ог-
ромной боли за свой народ, подвергиийея
наглому нападению. Пьеса дышит гневом
к врагу, будит ненависть к гитлеровскому
«лракону?.

Морально-политическая монолитность на-
рода выявлена в сложной сметеме обра
зов пьесы. Семья русских интеллигентов
Талановых, предсвлатель райисполкома
Колееников, старик колхозник, крестьян-
ский мальчик, девочка Аниска — все они
перед лицом врага едины в своем челове

чеоком поведении. Й вместе с тем каждый
из`них — неповторимая человеческая ин-
дивилуальность с именно ей присущей и
ярко выраженной психологической  моти-
вировкой действенного отнолтения & про
исхолящим событиям:

«Вкуснейцеий, крепкий, ясный ‚русский
язык» Леонова, который в 0508. ‘время

то радость ащтёрам. Естественно, что

fy

Присуждение Сталинских премий по
‘литературе =—^ круннейнее событие — В
культурной жизни страны. 970 — день
наивысшей и очень строгой ‘сценкй того,
что создано нашими писателями; ет9 —
определение тех коитериев, которые зна-
менуют общественное значение литерату»-

рым она должна WITH B дальнейшем.

Уже второй раз Сталинские премии
присуждаются в обстановке отечественной
войны. В момент напряженной борьбы. е
врагом, стремящимся превратить в «зону
пустыни» вс, что создано передовым че-
повечеством в области культуры, Совет:
ский Союз проявляет неисчерпаемые твор-
ческие силы свои и уверенно продолжает
строить свою культуру, свое искусство —
‘освещенное туманистическими
идеалами. ;

- Сталинской премией удостоены mpous-

‘зедения высокото патриотического пафо-
ба, и. о великой преданности ро-
дине, о ренгимости до вонца- не с
ненавистным врагом.

Духом борьбы и мужества насыщены
эти произведения, выражающие думы и
чаяния воюющего советского народа. 06-
разы лучших и достойнейших произведе-
`ний советской литературы — товорят ли
они о сеподняшних событиях или о геро-
ическом прошлом — имеют силу и спо-
‚ собность. зажитать сердца. людей пламенем
страстной любви к родине, пламенем rHe-
ва, испепеляющим врага.
  „Центральная. тема: нашей литературы Sr
патриотическая тема. Центральный образ—
образ защитника родины. служению
родине направлены все помыслы совет-
ских писателей В этом — внутреннее
‘единство очень разнообразных по жанру
‘и стилю произведений, награждённых ce
годня Сталинской премией.

Сталинскими премиями награждены про-

изведения различных жанров — от песни
‚до романа, произведения разносторонней
тематики — 0т далёкого пронлого до со-

временности, от жизни старого Урала до.
вобытий нантих дней, — разные поколе-
ния писателей: и старейшие её предста-
вители, славные хранители традиций ве-
оликой русской литературы — В. Вересав,
А, Серафимович, и писатели, сформиро-
вавитиеся н новую, советскую эпоху. В’этом
‘выражено ельёнотво всей советской страны,
‘обороняющей ‘свою честь, славу, свободу
на полях войны. aia
Война потребовала от писателей наи-
высшего напряжения, высокого сознания
гражданского долга, слияния с судьбами
Своей страны. Советские писатели дока“
вали, что именно в: дни войны они спо-
`собны создать лучшие, наиболее страстные.

Чудесное знание народного быта, пре-

oh
У

ного

очаровал Горъкого; в новой пьесе даёт вы.

Db 910 > указание тех путей, по кото-.

‚ сетолня Оталинской

ещё
‘народных тероев и прославят нашу гря-

‹ Е. Кругликова:

П. Садовский.

и пьесы

над пьесой такой темы и такого мастер»

ства актёры Малого ‘театра’ работают ¢
большим увлечением и удовлетворением.
Органическая близость к истокам народ»
творчества характерна Aaa wed
Александра Корнейчука, Лиризм; романти:
ческий склад украинского характера, Ha-
циональный юмор составляют важнейшие
черты его лраматуртии. Многожанровая и
широкая по ‘тематическому охвату, она
чутко откликается на тревоти и чаяния
современности. Это политическая драма»

тургия и это всетда страстное хулежест-

венное слово.

Нынешний театральный сезон прошёл
под флагом его новой пьесы «Фронт». Сме-
‘лая постановка большой современной про-
блемы характеризует это выдающееся про-
изведение. Героическое начало сочетается
в пьесе с элементами бичующей сатиры.
Великолепное знание людей сталинской
закалки проявил Корнейчук во созлании
образов Мирона и Отгнева. Сертей Горлов и

его «апостолы» стали подлинными любим
WaMu зрителей, ореди которых сейчас так
много’ ‘прообразов этих героев «Фронта».

Пьеса Константина Симонова просто и
правдиво, взволнованно и страстно показа-
‘ла русеких людей в великой борьбе сне-,
мецким фашизмом. Дух суровой мужеот-
венности витает над пьесой; и это с006-
щает изображаемым событиям хуложест-
венную © убедительность и делает людей,

выведенных на сцену, живыми и близки».

ми зрителям.
„Поэт и драматург, Симонов стал одним

ИЗ талантливейних корреспондентов © по-

ля сражения. Мастер поэтического слова в
непосредственный свидетель и участник
боевых дел, он знает правду жизни. В
пьесе Симонова бьётся сердие русского
патриота. Искренен и волнующ нацио-
нальный пафос этого произведения.
Таковы эти три пьесы, которые своим
художественным изображением говорят в
величии луха советекого человека, о` силе
`и глубине его национального характера,
непреклонной воле советских патриотов ®
победе. :

л. ТИМОФЕЕВ Писатели ‘лауреаты

красный русский язык, ‘любовное изобра-
жение неисчислимых. богатств Урала

‘составляет достоинство «Малахитовой. шка-

тулки» Бажова. Глубоко патриотическое
содержание соединяет ‘поэтические сказы
писателя с теми произведениями, которые
непосредственно зовут на защиту родины,
рисуют героические образы современников.

Монументальная трилогия А. Толетого
«Хождение по мукам» — это эпопея ©
жизни молодой советекой республики, о
судьбах русских людей, о их гражданской
ий военной доблести, об утверждении ос-
HOB советской государственности,  совет-
ского строя, нерупгимото и прекраеног

Пьеса Л. ^ Леонова «Нашествие» —
широкая картина политической,  нацио-
нальной и моральной консолидации рус-
ских людей перед лицом опасности.
мужестве, о славе, о подвигах простых
людей Л. Леонов товорит голосом. истин-
ного патриота:

Ноэма Маргариты Алигер «Зоя» — 103-
тический, полный ненависти к врату, стра-
сти и скорби рассказ о незабываемом, вы-
дающемся подвиге девушки-геройни. Оти-
зи Максима Рыльского, стихи и песни
М. Исаковского звучат сегодня с страстью
й силой, воодушевляющей людей на нод-
BHIH. Написанные в дни войны по впечат-
лениям живой действительности, рассказы
Соболева показывают великое мужество и
героизм людей нашего флота. «Радуга»
Ванды Василевокой, самое крушноё еб
произведение, раскрывает несгибаемость
советских людей, находящихся во времен-
но захваченных врагом районах, говорит о
их несокрушимой воле к борьбе.

по заслугам натла себе пьеса «Фронт»
Корнейчука. Она учит зоркости и сурово-
сти восприятия жизни, умению трезво
глядеть жизни в глаза, не бояться острых
проблем. Сильный не боится признаться
ий в своей слабости, так как он чувствует

В пьесе «Фронт» сказалась важнейшая
черта  советской литературы —- ее умение
трезво смотреть на жизнь и в этой трез-
вости черпать новые силы для воздейст-
вия на жизнь. у
Каждое из произведений, увенчанных
премией, глубоко. и
значительно по своей тематике, ярко по
своей художественной выразительности.
Сегодня мы можем лишь поздравить себя

© новыми успехами советской литературы,
‘порадоваться тому, что в семью Сталин-

ских лауреатов вошли новые достойные
члены. В советской стране давно уже по-
велось рассматривать награды, которыми
народ отмечает своих ‘лучитих людей, как
призыв к ешё более выбоким достиженн-
ям. Мы вправе ждать от наших новых лау-
реатов новых произведений, которые ¢
‘большей страстью отразят подвиги

дущую победу.

К; Держинская,

те

`Характерна та высокая оценка, которую.

B себе возможность преодолеть слабость. \