‘таётся вдвоем с возлюбленным

‘HAT Ia эти

отиомшено, ТАТАРСКИЙ Т

Замечательное искусство татарского
театра во всем его, своеобразии раскры-
лось перед нами в спектаклях, показан.
ных в Казани в феврале этого года на
совещании национальных театров pec.
публик Поволжья и Приуралья. Декаме
poHOBOKMA колорит комедии   Haku”
Исамбет “«Хужа Насретдин» (постановка
К. Тумашевой), остро очерченные жанг
ровые зарисовки характеров мелодичной
музыкальной комедии Джаудета Файзи
«Башмагым» (автор либретто Тази Гиззат
постановка С. Валеева), блеск. сценмче.
ских положений бессмертной комедии
Лопе де Вега «Собака на сене» (поста_
новка В. Бебутова) нашли яркое и мно-
тообразное воплощение на- сцене Акаде
мического театра драмы им. Галиаскара
Камала (худ. руководитель Ш. Сарымса»
ков) и Театра оперы и балета (худ. ру-
ководитель Назиб Жиганов). _

В роли. наролного мудреца Хужи Hac.
ретдина Касим Шамиль проявил ‘столь-
ко непринужденного весблого задора и
пылкой изобретательности, что старик
Хужа пленил зрительный зал’ неугаси_
мой юностью своей души, В «Башнмае
гым» нравы ‚старой купеческой семьи
были показаны исполнителями прежде
всего через призму насмешливой онис-
ходительности. Именно так играет Ма-
рнам Рахманкулова сваху, которая всех
обвела ‘вокруг пальца устрюмла счастье
двух молодых сердец и не забыла при
этом укоепить и собственное благополу_
чие. Её игра — подлинный шедевр жан2
рового искусства, исполненного Heno-
средственноге и острого юмора. Когда
в этом же спектакле ‘девушка Сервер,
которую играет Галия Кайбицкая,. ос-
и сть:
ливо закрывает лицо платком, когда она
падает в притворные обмороки, чтобы
одурачить отца и ненавистного богатого
жениха, её движения восхищают‘ своей
легкой И живой грацией. Образ. каприз-
ной и ревнивой Дианы («Собака на се-
не»), созданный Фатимой Ильской no:
лен прозрачной иронии — актриса иг-
рает. словно ` посмеиваясь мад любоЕНЫеЕ
ми Капризами графини. Так юмор и за-
мечательная природная пластичность
сценического движения становятся ос-
новными и главными красками в худо_
жественной палитре татарских актёров,

Эти качества нетрудно обнаружить и’:
в творчестве наиболее одарённых моло-

_дых артистов татагских театрое — Ха-

лиды Забировой. Галимы Ибрагимовой,
Усмана Альмеева. Когда Забирова —

сваха в «Башмагым», получив деньги,
сопровождает CBOTO песенку плавным
танцем, её движения выражают такое

уювольство и безмятежный покой. что
душевный мно свахи становится ясным
о конна. Усман Альмеев трактует ве_
сёлого Галимжаза как первого танцора
маленького города, а в «Алтын чач» он
^- похититель девушки с золотыми. воа
Босами сообщает своим  лвижениям
гакую хишную стремительность, KOTO.
рая напоминает экопрессию балетных
эскизов ^“Бакста

Юмор — богатство и, достоинство та.
тарского театра. Но он же может стать
H его недостатком и ограничить глу-
бину его искусства. В спектакле, «Хужа
Насретдин» He выявлено, что находчи-
кость и ловкость Хужи — это оружие,
которым он пользуется ради Мюбви к
тём, кто нуждается в помощи Идейное
памельчение некоторых спектаклей та.
тарской драмы Из-за иронической ин.
терпретации центральных образов oco-
бенно легко обнаружить на поимере
«Собаки на сене». Блестящая игра Иль-
ской не показала. как в Днане рождает.
ся чувство пламенной и страстной люд.
вн. Теодоро, нашедимий в театре настоя»
mere NO артистической индивидуальности
исполнителя “Сартист Камал), также не.
выражает в спектакле тему любви. А
вель именно апология любви, как есте-
стеенного чувства. побеждающего coc-
ловные предрассудки, делает пьесу Лопе
mm Bera произведением / большой  глу-
бины. pare

Прежде всего русская драма помогла
бы татарскому театру в создании более
глубоких и многообразных характеров.
Но Академический театр с 1989 г. не ра-
ботает над русской классикой, и ни одна
из старых постановок не сохранилась.

Более верна репертуарная линия’ Опер2
ного театра, «Евгений Онегин» и «Чар-
ская невеста». «Кармен» и «Травиата»
исполняются татарскими певцами, ›апо-
собствуя росту их вокальной и сцени.
ческой культуры. Фахри Насретдинов—
нелущий лирический тенор театра выра-
ботал свое вокальное мастерство имен?
но в этих операх. Зюгра Байрашева
в «Чио-чио-сан» ‘соэдала трогательный

образ Батерфляй — пугливой и вместе
с тем как будто свыкшеися
страданиями женщины.

со своими

Ленский у Нас-

в. ГЕРАСИМОВ ЧЕРТЫ

Кинематограф. как искусство, не может
существовать самостоятельно от литера-
туры Звуковое кино ‹с каждым годом
вс8 обширнее использует традиции лите-
ратуры Безграничные Еозможности изо-
бражения времени и пространства рол?
искусства Но если проза
даёт читателю только  умозрительное
представление. то кино делает это пред.
ставление предметным. В этом исчерпы-
з2ощая сила кинематографа, и именно
за это народ более всего любит это в
конце концов самое безусловное МЗ всех
искусств. `

На путях войны проза и кинематограф
претерпели почти тождественный про.
цесс своего перехода на оновые, воен>
ные рельсы. Олновременно к корреспон.
денциями и Ффронтовыми очерками пер-
зых дней войны, появившимися на стра-
ницах газет и журналов, кинематограф
выпустил ряд киноочерков _ и новелл,
сб’единив их в сборники. в том ив
другом случае недостатки были ‚пример-
но равнозначны ‘и вполне  об’яснимы.
Здесь более всего сказалось естествена
ное желание откликнуться как можно
скорве на величайшее потрясение. KOTO.
рбе ислытывал народ в каждый из пер-
‘вых дней войны. С другой стороны. ие-
виданные размеры сражений не позволя-
ли сразу хотя бы мало=мальски после.
довательно и подробно разглядеть жи-
вые связи и обстоятельства военных со0-
бытий. В первые дни Многим казалось,

`что искубство должно уступить войне,

отодвинуться ма второй план перед пфя-
мыми потребностями porta. Олнако
развитие войны вскоре показало, что ис-
кусство—дело военное и весьма военное.
Й сейчас елва ли найдётся человек. OC-
паривающий первостепенное — значение
искусства в жизни воюющего народа
перят уже о тем, ЗИ :
cies bare военное искусство, чтобы
оправдать то благорожное доверие м ТУ
великую. жадность. с какими коюющий
народ принимает каждое новое произве-
своей жизни
TB oasinat: © nex, например. картины
«Секретарь райкома» эб’яснил, что зри-
тель’ хочет видеть такую картину или
читать такую книгу, где всерьёз ставят-
ся вопросы поведения советского чело?
века в момент. когда решается судьба
его отечества. М сколько бы ни спорили
‘в кинематографической и литературной
среде о том, Что сейчас хочет получить
зритель и читатель, то-есть хочет ли OH B

В порядке обсуждения.

АТР

ретлинова трогательно шмаивен. беспомо
щен, детсюи непосредственен. Татарские
певцы нахолят и раскрывают новые
черты в образах мировой классики.
Татарское искусство неустанно oGorae
щается новыми национальными произве_
дениями на большие современные темы.

Среди них видное место занимает пьеса
Накия Исамбет «Мариам». ‘

«Мариам» — `пьеса о героиэме сынов
и дочерей татарского народа в борьбе
< немецкими захватчиками. Автору осо
бенно удался образ Мариам — ‘ччатар.
ской девушки, медицинской“ сестры —
лирический и обаятельный. В драматуре
гическом строении пьесы много недо-
статков: не всё в ней JOMHUMO, крайне
растянута экспозиция; схематичны неко
торые образы Но’ в то же время в сим.
волическом сю‘коте пьесы волнует боль
шая мысль, Кровь Марнам-донора влита
в вены умирающего немецкого солдата
Иоганна, попавшего. в наш госпиталь:
переодетым вы красноармейскую форму.
Когда Мариам впослелствии сама ‘оказы.
вается з плену у немцев Иоганну дан
приказ повесить её. Иоганн. издевается
над бессилием Мариам и глумится нал её
национальностью. Мариам просто и спо.
койно* говорит Моганну, ‘что это она
кровью своей спасла ему жизнь. Мари:
ам. погибает, повешенная Иоганном. Но
кровь её жжет сердие палача страхом
перед меизбежной грядущей расплатай.
Иоганн чувствует, что Мариам —= дочь
советского народа — непобедима: к’
непобедима сила нашего гуманизма, на-
шей праеды.

Постановка «Мариам» в театре прамы
(режиссёр Шакио Шамильский) оставляет
чувство „Неудовлетворённости. Театр не
раскрыя романтической природы пьесы.
Плохо понятое стремление к простоте
привело к серости спектакля. Театр не
использовал полностью выразительных
сценических компонентон спектакля —
декорации цвета. света, мизансцен.
Впрочем, этот недостаток сценической`

культуры свойственен и другим поста-

новкам театров драматического и опер-
HOTO, ,

Татарский оперный › театр поставил
оперу Назиба Жиганова «Ильлар». на.
писанную. как и драма «Мариам» на
тему отечественной войны и имевшую
болыной успех в дни совещания.   -

Этот успех определяётся прежде все»
ро замечательной музыкой. требующей
специального разбора. Но уже здесь на-
до отметить оптимистический. прозрач-
ный и свежий по музыкальным краскам
хоп Первой картины; замечательную по
душевной теплоте песню девушек. гото.
вящих подарки Красной Армии (во вто._

ром акте); драматически насыщенную
сцену на’фронте где хор сопровождают
необычайно выразительные тревожные

аккоюлы оркестра (3=й акт); и наконец,
финальную песню -— мужественную #
широкую. Дирижёр Джалял Сларжиганов
ведёт оперу. бережно сохраняя сдержан-
ное трепетное звучание её мелодий. -

Но пибретто «Ильдар» (автор Муса
Джалиль) не дало композитору достаточ-
но ценной основы для музыки. Ильдар,
уходящий на фоонт. любит девушку Са-
жиде, которая. как ему кажется,  мвле-
чена командиром Арсланом. На. фронте
Ильдар спасает Арслана. `В этой’ колли
зии заключена как будто возможность
большого душевного юоста Ильдара, по-
беждающего ‘недоброжелательство к. со-
пернику во имя боевой дружбы. В фина.
‚ле, однако. оказывается, что мнимый co-
перник Ильдара -- брат Сажиде. поте»
рявшийся много лет назад ‘и неузнан-
ный Сажидле Всё таким образом, сведё-
но K ‘мелодраматической — банальности!
Такое решение сюжета не могло не сни.
зить, в частности, развития сольных пар.
тий, лищив их той драматической силы
и страстности, с которой они были Ha-
мечены талантливым композитором в ча-
чале оперы. °

Говоря о. современной пьесе, нельзя.
не указать, что Татарский академиче-
ский Театр драмы уделяет русской со_
ветской пьесе ничтожно малое вниманме.
За всё время войны в театре пять раз
прошёл «Парень из нашего города»,
семь раз «Русские люди»—и всё. Сейчас
эти пьесы. совсем сошли со сщены, Яс-
но. что это—большюе упущение театра.

Татарские театры богаты выдающими-
ся артистами. Растут молодые татарские,
режиссёры. У театров — большие пер.
спективы и большие творческие возмож=
ности. Совещание национальных театров
Поволжья и Приуралья. обсудившее те-
атральную оэкизнь автономных республик
РСФСР. должно послужить толчком к
дальнейшему совершенствованию TaTap-
ского национального искусства,

нового

#

зе

Pr
ро

`Б. АЛЕКСЕЕВ

Скульптура
на выставке в ТЛКА

Достижения и неудачи скульпторов на
выставке в Центральном Доме Красной
  Армии одинаково поучительны.

Настоящие удачи — у молодёжи,

Работа молодог> скульштора` Ю. Не-
роды «Партизан» по художественной вы-
разительности, бесспорно, принадлежит
к лучшим пройзведенаям выставки. Да-
ровитый художник, он смело и темпе-
раментно создал. образ сильного. воле-
вого, мужественного человека. готового
бесстрашно бробиться в бой с немавист-
ным врагом. Об’6мная; крепко сделан-
ная голова в ушанке, удачно найденные
жест и поворот фигуры, интересный си-
луэт самой скульптурнояч, массы создают
впечатляющий пластический образ. Од-
Wako было бы опасно переоценивать
Ю. Нерода, ещё юного мастера. Он ещё
недостаточно понимает особенности фак-
туры материала, не умеет их использо-
вать, не может свободно поставить фи-
гуру.

Не менее интересна тема скульптуры
С. Орлоза. Старая женщина сидит в глу-
боком раздумье. Она, видимо, только
что перенесла огромное — потрясение.
Быть может, она видела, как лилась
крозь замученных немцами стариков,
женщин, детей, Её дом. вероятно, пре-
вращён в пепелище. Орлов налиёл очень
правдитРое `и тактичное решение этой
темы. В его работе отсутствует какая
бы то ни была ложная аффектация. та
дешёвая «картинная» литературность, K
которой так часто прибегают художни-
ки, когда не надеются на собственное
мзстерство, не верят, что зритель пой-
мёт их творческий замысел. Орлов ©во-
болно организует тяжеловесную мабсу—
самое, так сказать, «мясо» скульптуры.
Создать такую громадную по масшта-
бам фигуру, не теряя при этом внутрен-
ней правды образа, это дело болышного
мастерства: :

Досадно поэтому видеть эту хоронтую
монументальную работу в тесной ком-
нате. —её хотелось бы вынести Ha воз-
дух, поставить где-то в парке, на боль-
шом пространстве.

Произведения Ю. Нероды и C. Onmona
говорят о том, что для наших молодых
скульпгоров характерны поиски глубоко-
го реалистического образа, пристальное
внимание к живой натуое. умение выра-
зить характер лаконично и просто. Но
при несомненных лостоичетвах их ра-
бот. в трактовке образа всё ещё сказы-
вается отсутствие ясной пластической

“

концепции, нечёткость фобмы, неясность

национальных черт. * я

Проблема портретного изображения
на этой выставке не язляется преобла-
дающей. Однако в в этой области на-
блюдается нечто новое, Целую ‘портрет-
ную сюиту дал 3. Азгур, Его работы не
отличаются: глубиной характеристик, ии
нехватает индивидуализации, но в них
есть одно полкупающее качество, дости.
гаемое желанием автора придать этим
портретам героический характер, «оге-
роизировать», так сказать, свои модели.
В ряде портретов  (генероал-полковник
Рокоссовский, , Батько. Минай) Азгуру
Удалось достичь такой героизации об-
раза, правда, в несколько внешней трак-

товке. отчего модели кажутся слишком

Герой Советского Союза В. Григорьев. .

СкулЬнтурный портрет ©. ЛЕБЕДЕВОЙ.
„Выставка «Красная Армия в борьбе ©
` немецко - фашистекими захватчиками».

ЧЕЛОВЕКА.

искусстве грохота войны, или, наоборот,  мстит За’ себя. Желание найти во что
больше всего хочет отдохнуть от грохо-   бы то ни стало в рассказе о людях вой-

та войны. ясно одно — в военное время ны _ резкий сюжетный поворот. острую
правомерно существование ‹ всех. жан- фабульную ситуацию часто приводит
ров. известных искусству. и нельзя ре-  авторов к ложным мотивировкам. гра-
штить спор в пользу одного из`них.   ничащшим по меньшей мере с наив-
нельзя предложить писателям или кино.   ностью,

драматургам отстраниться от насущней-
ших вопросов военной жизни; заняв себя
целиком сочинением произведений, кото-
рые ‘могли бы сазвеселить и отвлечь
зрителя. от суровой военной реальности.

Наш народ воюет не на жизнь, а на

ности перед своим отечеством и пер

своей историей за исход этой борьбы-
В тот момент, когда художник прини.
мает полностью это условие, жизнь вой.

} ны TOAHOBOS Ly раскрываетуя ему.
Так получилоь с повестью Андрея
Платонова «душевленные люди»

этом произведении показаны поступки и.
мысли бойтов. неновторимый пейзаж
войны и военная хитрость врага и ответ-
ная хитрость нашего командира и всб же
не это только делает вещь по-настояще-
му жизнечной и захватывающе-интереся
ной. В конце концов, вся военная лите-
ратура. так же как и кинематограф,
обычно использует практические на-
блюдения. сделанные на самой войне,
или восстанавливает рассказы очевидцев.
В повести Платонова дороже всего та
драгоценная симпатия, которая исходит
от артора к его героям Он уважает
своих людей. он уважает подробности их
человеческого склала, детали характе.
ров; манеру поведения, их разговорный
язык. Поэтому фассказ при всей аскром-
ности размера‘ даёт исчерпывающее
представление б б0е и может быть вос-
произведён в кинематографе с тою же
силой и с тем же правом на заслужен-
кый успех, независимо от того, насколь-
ко правильна или меправильна драматур-
гия самого оасоказа.

Желание и умение понять и Увидеть
живые обстоятельства окружающей жиз.
ни — всё равно, будь то на фронте или
в тылу, — понять, откуда берётся у на:
рола сила; покрывающая огромную“ ме.
ру его страданий, Понять и оценить,
откула берётся у Народа его неисто-
шимая уверенность в победе. накснец,
понять и оценить подлинную природу
грага — вот задача. которая безгранич_
на в Своей многосложности. :

Всякая попытка отвлечься OT жизнен-
ной практики в сторону наивных,
зрительных представлений

$

т ОНТ.
смерть. и понимает всю меру ответствен: Фр

VMOe4

Вюйна, ‘которую мы переживаем, ‘даёт
‘ежедневно тысячи а иногда и десятки

тысяч конфликтов. Каждый из них
может Послмжить темой для романа,
хбтя бы потому, что ежедневно на’

тысячи. и десятки тысяч мо-
`лодых  модей находят в себе му-

жество и силы ay преодоления есте-
ственного. страха смерти, для преодоле-
ния робости, предшествующей первому
сражению, выхолу в первую атаку. Каж-
дый из бойцов имеет биографию,
сложную и подробную жизнь. и каждый
из них приходит к своему мужестьу
разными путями Серость современного
искусства может начаться как Раз в. тот
момент, когда. художник амнистирует
себя от необходимости глубоко и по
возможности до конца понять жизнен.
ную природу человека. идущего в бой,
и прикрывает своё невнимание к жизни
точностью сюжетного построения,

Это отвлечение от действительности
‘чрезвычайно жестокой; требовательной,
ежедневно меняющейся но’ имеющей
‘неизменные корни, приводит часто к то-
му, что герои наши при всей мнотосто-
ронней своей деятельности, в коние
коннов, оставляют читателя и зрителя
свободными от выводов и больших 4из-
ненных сопоставлений. Читатель и apa.
тель не узнают себя. ибо видят. как
герои занимаются решением вопросов,
которые для всех уже давно решены,
или. наоборот. совсем обходят главные
вопросы окружающей жизни. Так из с0-
ветского искусства упразднилась тема
бюджета: трудно понять, на какие сред-
ства существуют герои наших кинофиль..
мов, повестей и романов? Трудно по.
нять, какие личные человеческие причи-
ны фуководят теми или иными их по.
ступками помимо общественных норм.
И это ничем невосполнимый грех, пото-
му что в художественной прозе, так же
как и в художественной картине, чита-
тель и эритель ожидают не тезисов, из-
ложенных в виде газетной статьи, или
‚ перечня фактов 3
Га хотят видеть более всего
тельное раскрытие причин того иди ино-
‚го человоческого поведения, причин, по-

в виде военного обзора.
последова.   #0

жестоко! нятных современному человеку, вызыва-, зультате сложной общественной

имповантными, ‘репрезентативными. К
сожалению; Азгур во всех случаях лля
всех моделей исходит из одной заранее
выработанной им схемы. В результате`
получилось, что партизанка Потоцкая
подана уже настолько пышно, что зри-
телю 6ез помощи указателя трудно дэ-
гадаться, кто злесь изображён. И тем
не менее новые padoTH Азгура — не-
сомненный шаг вперёд в его развитии,

Портреты Сарры Лебедевой и В. Му:
хиной, как всегда, отличаются пластиче-
ской завершённостью, умением воплотить
характерное и ‘неповторимое, совершен:
ностью мастерства.   По резкой ‘психо-
логической характеристике и cvpagor
правде обрава портрет проф. Бурденко
работы (Мухиной—новый этап в mop.
третном творчестве этого замечательно.
го скульптора. ; -

Интересны опыты наших скульпторов в
композиционном портрете. Привлекает
внимание работа. Н. Венцель — «Врач
М. Комиссаров перед операцией». пюрт-
ретная композиция М. Рындеюнской —
«А. Кудряшева с раненым бойцом»,

Композиционная скульптура и на этот
раз представлена немногими образцами.

Миниатюрные группы В. Лечцева, хотя
и являются только эскизами к большим
задумачным автором работам, вполне
законченны. Им присуща та ясная компо-
зиционная слаженность, которая обяза-

тельна для всякого полноценного худо-:

жественного произведения, Если убрать
хотя бы одну фигуру из групп, создан-
ных В. Лишевым, композиционное рав.
новесие сразу нарунгится и это-—лучшее
свидетельство их законченности и орга-
ничности.

Интересный по динамике и реалисти-
ческому решению барельеф «За родину»
дал ФрихХар. Особенно хороши его
«Проводы на фронт» — очень теплая,
лирическая группа, сделанная с большой

любовью и наблюдательностью. Стату-
арные. остро схваченные этюды «Девуш-

ки В отечественной войне» Г. Мотови-.

лова пленяют своей  непосредствен-
ностью Этой же теме посвящена и не-
большая группа Д. Шварца «Перевозка
раненого», любопытная по выразительно.
сти -лвижения, но несколько холодная по
трактовке. Группа «После боя» С. Мах-
тина отличается почти чеканной формой,
но хотелось бы, чтобы в этих совершен-
ных по своей пластике фигурах было
больше жизни, i
_ Большую, серьёзную многофигурную
композицию дал Д. Горлов. В его’ со
вкусом вылепленной группе много за:
поминающихся «нусков» — улачно рее
шен разговор персонажей на расстоянии,
хорошо сделаны п> форме и силуэту
всматривающиеся вдаль всадники, верно
схвачены движения. - Е

Co сложной композицией выступил и
А. Кардашев. умело передавший харак-
терные движения собак пои перевозке.
пулемёта, но снизившний эту работу из-
лишним натурализмом.

Интересная по замыслу и композиции
группа И. Чайкова «Кровь за кровь»
многое теряет из-за абстрактности са-
мого образа. Решая такую высоко идей-
ную тему. Чайков абстрагировалсея от
передачи чеот и характера нашего на-
рола, его героизма, не,раскрыл его на-
циональную сущность. Группа приобре.
тает поэтому несколько академический
й догматический характер.

На выставке немзло работ, достойных
внимания, и всё же в общей массе уро-
вень выставленных скульптур невысок.
Ещё много скороспелого. несерьезного.
Так, В. Павлов стремится дать в каж-
дом своём портрете типизированный об-
раз, но этот образ идёт не от изучения.
модели. а от надуманной схемы. Напри-
мер. если Павлов лаёт- портрет акале-
мика, то он отталкивается от эллинисти-
ческого портрета, если портрет героя—
от оимского и.т. д. На каждый случай.
берётся из «запасника» готовый образ.

Портреты работы И. Менделевича. по-
строены по принципу сходства, причём
Менделевич понимает этот: принцип
счень ограниченно. Он, очевидно, счи-
тает, что если элементы лица, определя-
ющие внешнее сходство с моделью, пе-
реланы, портрет готов. И действительно,

портрет получается «законченным», но В
нём нет и иамбка на характер молели,
не чувствуется любви к человеку, опре-
деленного пластического замысла.

Углублённая работа над образом, над
раскрытием духовного содержания со-
временного  человека, чад правдивой и
‚строгой формой остаётся основней зада-
чей наних скульпторов.

ющих у него сочувствие, гордость или

отвращение, :

этом смысле уместно вопомнить‘каз-
тину поставленную по пьесе К. Симсно.
ва «Парень из наянего города» Там как
будто бы всё правильно. показаны хо-
рошие люди, которые, находят своё ме.
сто на войне. Однако и сами они и весь
мир. выстроенный вокруг них,—картон:
ный мир. который мало чем напномина.
ет жизнь нашей родины. ЗЭлесь в жерт-
ву драматургической склалности, прине.
сена жизненность произведения Поо
этих людей знаешь всё с самого начала,
ибо разгадать их поступки, так же как
и весь жизненный путь, не представляет
ни малого труда даже для самого про-
стодушного человека, Можно было бы
возразить, что совсем не обязательно об-
манывать читателя, сюжетными XUTPO-
сплетениями, когда жизнь людей в их
хроникальном пересказе сама по себе
достаточно богата. Однако здесь жизнь
людей бесконечно бедна, с ними скучно
и неинтересно, хотя один из персонажей
обозначается даже автором, как профес.
сор. С равным успехом его можно было
бы произвести в академики, сущность от
этого не изменилась бы, так как вся
хэрактеристика персонака в конце кон-
цов исчерпывается одчим понятием —
веселый, так же как  характери-
стика главного персонажа может быть
обозначена, понятием самозлюблен-
ный, что не Tak уже в конце
концов симпатично, и особенно опас-
но, когда дело -касаетоя войны  Толь-
®о личное обаяние актера Н. Крюч-
кова — исполнителя этой роли — пре-
допрелелило известный успех картины.
дало зрителю возможность увидеть E rez
рое некие живые черты — хотя бы
внешние, — которых лостаточно в об-
лике, голосе и манере Крючкова.

Только наблюдение живых хобытий,
живой человеческий язык современности
может. дать правильную перспективу Xy_
дожнику, вывести его из плена общих
идей, помочь рравильному пониманию
переживаемых событий. Нельзя. напри-
мер. сопоставлять современную отечест»
венную войну с отечественной войной
1812 года, забывая, что, кроме разных
масштабов этих двух войн, прежде все.
го изменились общественные масштабы.

Мы сейчас любим заменять слово
«красноармеец» слогом «солдат», Однако
солдат советской армии, — это человек,
имеющий свою не только национальную,
и советскую биографию. Это чело-
жизнен-

B. pe-

жизни

век, усвоивший определённые
ные принципы. выстроенные им

виртуо:

——

иеь вв РАХМАНИНОВ

Рахманинов был ми-
ровым пианистом. Его
славе гениального ис-
полнителя сопутстзова-
ла, широкая известность
композитора. А в сущ
ности, юн <ювершен-
нейший в слиянии сво-
их выдающихся  спо-
собнюстей, руеский му-
зыкант. И был период
в творческом пути Рах-
манинова. когда на
концертной эстраде
композитор. HM исполни-
тель составляли не
прорекаемое единство,
выявлячееся ввелича--
вом пафосе пианиста-
оратора, великоленно
владевщего  аудитори-
ей благодаря мастер-
cTBY распределения
эмоцгюнальных нюан-
сов пленительно внапэв- :
ной музыки. В игре Рахманинова

xpa-
нился секрет широкого и глубокого вез-
действия творчества композитора Рахма-
нинова ”(разумею не только  фортепиан-

ную его музыку, но и тончайший показ
его вокальной лирики. когда Рахманинов
выступал в качестве аккомпаниатора).

Сказанное только ч1о0 вовсе не озна-
чает, что рахманиновская музыка не жи:
вёт в отрыве от исполнителя-автора. Её
лирические интонации с их весыма дета-
`лизированнай «гаммой пафоса встрево-
женного сердца» не могли ье алиять на
слушателей независимо от авторской ин-
терпретации. Но. все-таки, когда автор
раскрывая интонационную лействитель-
ность своей музыки, исполняя свои про-
изведения, эмоциональный тонус этой
музыки возвышался до великолепного
ораторского пафоса. В планё русской
поэтической культуры, я бы сказал, Рах-
манинов поднимался до блестящих
контрастных образов державиноких од —
«искусства ‘метания звуками». как вы-
ражения‘ безмерного богатства откликов
человеческого сердца на жизнь и как
художественного «формовения» игры
страстей: Именно собственная музыка
Рахманинова, особынню в её образах, ©о-
пряжённых с широко развитой формой
русского фортепианного концерта, предо-
ставляла его исполнительскому оратор-
скому воображению и мастерству ниро-
кэе поле действия. «Львиный пианизм»
Антона Рубинштейна нашёл в лице Рах-
манинова умного и пламенного продол-
жателя. :

Or нежнейших лирических воспеваний
‚прекрасных мгновений жизни (знамени-
тые рахманиновские музыкальные «мо-
менты статики»— долго длящегося созер-
цания, когда кажется, что музыка —
словно остановившийся поток или чуть
колышащаяся озерная глаль) до бурного
рокота страстных волнующих «тамм»
гнева, негодования, восторженного под’&-
1 ма, праздничного ликования, «звомоюв ра-
достих ‘и «сумрачных перезвонов», —
‚то вадьымает, то опускает, баюкая, эмо-
ции слушателей композитор-пианист.

И когда впослелствии Рахманинов
стал выдающимся интерпретатором му-
зыки не своей, музыки гениэв форте-
пиано, в его трактовке сохранились те
же замечательные свойства поэта-орато-
ра: Для него каждое данное произведе-
ние прежде. веего — живая ткань, раз-
гадкаинтонационнюго содержания  кото-
рой и составляет главную задану испол-
нителя: это так же, как в жизни, мож-
но познать человека через эмоциональ-
ный строй и оттенки его голоса!

Как ли великолепна была игра Рахма-
ниноза ‘с точки зрения фортепианной
10H ку: ‚но самое волну-
юшее в его пиани — 370 что-то, что
и жизненнее
что глубже наслаждения `виртуозной
стороной ‘исполнительства: Рахманинов
не пророк, не трибун, не проповедник: в
своём ‘искусстве ораторского пафоса он
оставался в пределах созерцания, но так,
что сквозь стропий надзор ‘зластителя-
художника за своими выразительными
средствами слушатель никогда не пере-
ставал ощущать трепетное, отзывчивое
сердце чуткого русского ‘композитора-
лирика. :

Особенность глубоко жизненного обая-
ния рахманиновского пианизма в его
песенной ‘напевности и распевности. И
этими же качествами насыщена его му-
зыка, и в них глубокое своеобразие его
фортепианной полифонии, полифонии
узорчатой, напевной OpHaMeHTHKH,

и, наконец, обаяние его ритмики, тесно’

связывающей мелодическое становление

его музыки с тоничностью и смысловой

акцентностью русской лирической поэзии.

В Рахманинове пианисте вкегдаприсут-

ствовала русская лирико-творческая сти-
хия, хоть и окованная в своём проявле-

нии высоким забровированным акадзми-

вашей советской страны,
времен гражданской войны:

Образ Шорка_ в картине Довженко.
при всей сложности и незавершённости
‘самого фильма, даёт в этом смысле приг
мер мужества художника В конце кон-
цов, судьба Шорса достаточно интерес-
на для того; чтобы пфостым `перечисяе>
нием биографических фактов заинтефе-
совать зрителя (как это было` сделано,
например, в картинах. «Пархоменко» и
«Котовск

начиная co

ий»). Но Довженко этого было
‚мало. Ему более всего ‘хотелось изобраз
зить в Шорсе ту благородную силу. ко.
торая заставляла его стремиться переде-
лать всю подлую, рабскую жизнь, до-
ставшуюся ему. молодому человеку сво-
его времени. в наследство от царизма. Его
‚битва не прекрашается никогда — ни
на поле сражения, ни в разговоре со
своими бойцами, ни в разговоре с ини:
теллигенцией. ни в дружеских беседах
с Боженкой. ви. даже в ‘письме к своей
жене. Подобно Шорсу; каждый из бой,
цов героической Красной Армии. несёт
3 себе природу высокого гуманизма на-
шего общества и помимо военной
дисциплины. отличающей его как сов,
ременного бойца. он несёт в себе внут-
реннюю дисциплину, которая выросла в
нём в результат» его школьной, пар-
тийной и гражданской жизни.

Участвуя в самой истребительной вой.
не, какую когда-либо знал мир, наш че-
ловек остаётся по натуре созидателем,
ибо бьется он за самую созидательную
идею из всех когда-либо двигавших че-
ловеческую историю. Отсюда более все-
го и рождается мужество его в борь-
бе. неиссякамое терпение и сила в тру-
де,

Быть может, не сразу удастся co-
брать и соединить те высоко челове-
ческие черты, которые отличают налие-
го человека Но в поисках их, в страст.
ном желании рассмотреть их пол толщей
зоенных будней — только в этом стрем-
лении и может рождаться  произведе-
ние, отвечающее требованиям” нашего
времени. ИМ тогда сами собой отпадут
меогие литературные и кинематографи-
ческие споры о развлекательном и серьез-
юм искусстее. Увлечь зрителя и читате.
ля сможететолько высокая правда ‘наше-
го времени. где рядом с трагическим и
трогательным есть и весблое и даже
смешное. увлечь может только жизнен-
ная правда, За которую советский народ
бьётся, не щадя своей крови.

_ № 14 (66)

и правдивее пианизма и.

ЛИТЕРАТУРА!И И

ческим мастерством,‘ #®
хранящая образы 6e3-
мерных родных далей,
величавое раздолье рус»
ских пейзажей, и «ro-
вор». и тишину лесов
и полей. В лиривме
своём Рахманинов по-
казывал себя чуткий
слушателем русской
прирюлы: он фавно умел
сльнпать её тишину и
её «зеленый шум» —
голоса весны;  зовы
жизни, пробуждающей-
ся и манящей из камен-
ных THCKOB города и
условностей света. Не-
даром в области канта-

гы композитор нашел
303MOXHOCTH для ново-
романтической «музы-
кальной поэтики» и, в
сущности, даже его
симфонические поэмы
пребывают в сфере

«инструментальной кантатности», где всё
повествование ведётся песенно. так же
как Рахманинов пианист кантатно-те-
сенно формовал свои раздумья.
Необходимо пояснить: когда идёт речь
о песенаости, это не имеет здесь фоль-
клорно-этнографического значения, чта
для Рахманинова не характерно. Под пе-
сенностью в’ данном аспекте разумеется
особенное национальное качество рус-
ской лирики и особенно русской город-
ской демократической мелодики, обра-
зовавшееся в течение прошлого века из
сочетачия различного рода «потоков» и
представляющее собою ` органический
комплекс именно русского современно-
го мелоса, весьма отличный от общеев-
ропейской «итальянщины» с 6 чувст:
венной окраской, 2
Место, занимаемое музыкой Рахмани-
нова в создании русской мелодийной
культуры, основанной на правдивости
интонационного содержания, весыма эна-
чительно, и тут он сближается с лучши-
ми сторонами русского художественного
реализма в литературе (Чехов), в опер-
HOM театре (как он создавался Мамовто-
вым), в драматическом геатре (Станм-
славский) и даже в «мелодика» настрое-
ний. русского музыкальню-выразительно-
го пейзажа той же эпохи (Левитан, Не-
стеров, Остроухов, а также Рылов).
Мне хочется воссоздать художествен-
но-творческий облик Рахманинова в его
единстве. Поэтому в изложении моём
неизбежно переплетаются композитор н
пианист (должно бы прибавить ещё:
и превосходный дирижёр, вокрывавиий
в своём исполнении ту же. напевню-ин-
тонационную, глубоко редлистическую
природу русской музыки; особенно па-
MATHOH осталась трактовка «Пыкозой
дамы» Чайковского). Но мне и не хочет-
ся-делить музыкально-цёльное явление,
‚такое, как Рахманинов, на элеманты, ибо
его искусство выросло из эпохи борьбы
за вационально-народные свойства рус-
ского художества, борьбы, как против
безоглядно-подражательного западни-
чества, таки против «варварского чер-
носотэнствя», борьбы за художествен-
ную самостоятельность на основе общие
человеческой демократической культу-
ры и просвещенчества.
- Итак, столь славный в мире пианизы
Рахманинова коренится в эпохе реали-
_стического обновления русской лирики _
на основе борьбы за.правлу живой ии-
тонации- Поэтому-то Рахманинов пиа-
нист —не только пианист в обычном .
словоупотреблении. Он в своем. испол-
нительстве ораторски воплощает заветы
эпохи, ознаменованной под’ёмом рус-
ского оперно-театрального художества
(ещё раз, театр Саввы Мамонтова), де-

бедиными песнями Чехова, `пламенной

романтикой нювелл писателя-трибуна

‘Горького и юностью МХАТ, если вести т

его историю с исканий Станиславского,
страстных и упорных. Пианизм Рахма-
нинова возник в художественной куль»
туре «сердца России» — Москвы в жил
традициями глубоко национального Popa
тепианного стиля. р

Если - отвлечься от далёкой практики
старю-московского фортепианного музи-
цирования, включая прадедушку Филь-
‚да, то выдающейся личностью совершен-
ного музыканта был Николай Рубин-
штейн, гармонично сочетавший в себе
возможности композитора, мало проя-
вивитиеся, с выдающейся ролью дириже-
ра-пропагандиста, тонкого пианиста и
«деятельнейшего музыкального деятеля»,
И тем не менее. историю’ современного
русского пианизма надо начинать с
рождения m-pBporo фортепианного ков-
церта Чайковского, где великий компо-

fl

зитор по-русски. в условиях интенсивио
возраставшей общей московской худо=

жественной культуры, обобщив лучивие
завоевания тогдашнего Запада, создал

русский симфонический пианистический

стиль:

-И вот, из огромного композиторского
завоевания, чем является упомянутый

фортепианный концерт, выросло худо-
жественное течение, составляющее глав-_
‚ное существенное свойство русско-мо-
сковского пианизма —его насышевность
творчеством,

пронесса и проявлением композиторской
культуры, вопрекя чистой виртуозности
блестящего концертного стиля. Доста-_
точно вспомнить Танеева и назвать славч о
вное имя «аристократа музыки» Скря-
бина. :

_ Русско-московский пианизм в вылаю-
щихся своих проявлениях стал сферой

русского музыкально - симфонического
мышления, и мощным аккордом в этом
развитии зазвучал творческий пианизм

Рахманинова. Отсюда вытекают его GBOE-
образие и его поразитгльные качества ›

всепокоряющей жизнеспособности, соче-  )

тания пламенносги и суровости, вдохноз
венной импровизационности и академи-
чески величавого спокойствия и дисци-
плины, тишины ‘и статики созерцания и
бурных порывов ралости, трагического
пафоса скорби и поазлничной, триум-
фальной поступи Во всём и всюду
ee чуткий сердцем русский музы

кант! Ч :

=

Многие голы прожил Рахманинов за
границей. М казалось. Потой. что уже
порвались нити, связывающие его с
Россией. На деле оказалось не так. В
грозную для родной земли голину вой-

пламя патриотических чувств; Он устре- }
мил сердие своё навстречу героическим
делам и дням Красной Армии, всей со
ветской страны.

Воля к‘ жизни нм радости вновь пря-
вела Рахманинова к родине, и родина.
сохранит его образ поэта музыки и даст i
его творчеству долгую и поекрасную
жизнь -в памяти великого нарола.

СКУССТВО 3

ощущениями творческого