Пора

Каждую весну и осень из Колдыбани в
Вуйбышев летят телеграммы: «Недостает
семян, просим государственную ссуду...»
Так было в поошлые годы, так повторилось
и минувшей весной. 16.000 центнеров се-
мян пшеницы, овса, ячменя отпустило го-
сударетво колхозам Колдыбанского района.
Руководители района и некоторых колхозов
смирились с постыдной практикой залеза-
ния в государственные закрома и не забо-
тятся 0б обеспечении себя семегами. Хотя
в каждом колхозе и отведен семенной учз-
сток ржи, пшеницы и других культур; се-
менное дело в районе запущено. Семенные
участки от обычных посевов ничем не от-
личаются.

Вот соменной участок ржи колхоза име-
ни Кагановича в 30 гектаров. Редкая рожь,
заросшая разнотравьем, перестояла, побу-
рела от прошедших дождей. Обычные посе-
вы ржи здесь убраны, илет жатва яровых
культур, а семенная рожь все еще стоит
на корню.

— Наша неуправа!— поясняет предсе-
датель правления тов. Фадеев.

За участком никакого ухода Бе было, он
вначале не иамечзлея под семенной. В се-
менной его превратили за несколько дней до

уборки.
_ — Маловато семян будет, — продолжает
Фадеев, — а сеять надо 570 гектаров. Не

миновать нам опять обращаться за помощью
к государству.

Так же к выращиванию семян и уборке
семенных участков относятся в колхозах
«Стремление»; «Новый путь» и других, где
семенники ржи до сих пор или стоят на
корню или скошены, но не связаны, не 00-
молочены. В районе 8 колхозов — имено
Калинина, имени Кирова, «Путь к комму-
не» и другие — совсем не приступали к
уборке на семенных участках.

В сельхозартели имени ХУШ парте’езда
семенной участок ржи убран. Владовщица
тов. Кудинова приняла зерно в амбары и
уже 80 центнеров выдала для сева. Одна-
KO, что это за зерно, какого качества и сор-
та; никто сказать не может. 0собых актов
приемки семенного зерна кладовшица не
составляла, аппробация семян ржи не про-
изводилась.

В районе чрезвычайно медленно развер-
тывается озимый сев. Те же артели имени
Калинина, «Новый путь» и другие не при-
ступали к севу. За десять дней район вы-
нолнил план сева всего лишь на 13 проц.
И это понятно: семена-то ведь в некото-
рых колхозах еще на корню!

Пренебрежение к выращиванию своих
семян выражается не только в том, что за

иметь собственные семена

сток овса скошен лобогрейками, А овес ле-
жит в валках. Так как участок находится
рядом с селом, колхозники приспособили
его под... пастьбу гусей. Мы на этом участ-
ке застали до 150 гусей и индюшек.

В колхозе «Октябрьская революция» не-
сколько лет существует сортоиспытатель-
ный участок. Он занимает площадь в 40
тектаров. Хозяйство это дает дурной при-
мер колхозам. Порядка на полях тут нет.
Различные сорта зерна, предназначенного
для массового производетва, используются
плохо. Пшеницу скосили лобогрейками, в
енопы не связали, а розвязью укладывают
в стога. Допускаются большие потери зер-!
на. Ячмень, скошенный недели две назад,
продолжает лежаль незаскирдованным, от
времени он побурел. Разве так испытывают
новый сорт? Следует заметить, что этот
колхоз находится в десяти минутах езды от
районного центра.

В районе нет ни тревоги, ни заботы об
обеспечении колхозов своими семенами. Вее

семенными участками не было нужного
ухода. Сейчас медленно и плохо ведется
уборка, а также и охрана семенных участ-
ков. В колхозе «Селькор» семенной уча-

идут по проторенной дорожке, стали на лег-
кий путь-— покрывать недостатки семян за
счет государства! Районные организации
этому не препятствуют.

— Вот и теперь у нас семян на сев
нехватит, — рассказывает старший агроном
райзо тов. Буциков. — На-днях я уже зво-
HUI начальнику 0блзо тов. Флорентьеву,
говорил ему об этом, а он в ответ; «Семян
ржи? 0 семенах для вашего района вопрос
где надо поставлен...»

Плохо семенным хозяйством занимаются
ив Куйбышеве. Агронома сортового управ-
ления облземотдела тов. Немчинову мы
застали за телефоном.

— Вот я второй день сижу и звоню в
районы, — рассказывает она, — и не могу
выяснить, как идет уборка на семенных
участках. Прошел почти месяц, как нача-
лась она, а районы нас не информируют.

Отношение в области K семенному
делу ярко видно на примере Винельской
селекционной станции. В этом году она на
130 гектарах вырастила хорошую элитную
рожь сорта «саратовекая № 1». Каждый
тевтар дает 15 центнеров. Но посевы пре-
красной ржи, которая уже в этом году
должна быть высеяна райсемхозяйствами
6 тайонов, еще пе сжаты. Станция не
справляется с уборкой. Ей нужна помощь.
Молотовский район г. Куйбышева должен
был прислать в помощь станции людей, но
не прислал. Создалась угроза, что райсем-
хозы в хорошее время для сева элитное зер-
но не получат. 0б этом знают в 0блзо и в
обкоме партии, но, кроме констатации фак-
тов, пока ничего не делалот,

Н. БОЛКУНОВ.
; (Корр. «Правды»).
Куйбышевская область.

Вручение Киевской области знамени

Государственного

КИЕВ, 31. (Корр. «Правды»). Сегодня в
помещении Украинского драматического те-
атра имени Ивана Франка состоялся слет
передовиков сельского хозяйства Киевской
области, посвященный вручению Киевщине
переходящего Красного Знамени Государ-
ственного Комитета Обороны за успехи в
проведении весеннего сева в текущем году.

В четвертый фаз после освобождения от не-  .

мецко-фапгнстоких захватчиков Киевская
область завоевывает первенство во Всеесо-
юзном социалистическом соревновании.

Комитета Обороны

Слет открыл секретарь Киевского об-
ластного комитета партни тов. Сердюк.

Вручая знамя, генерал-полковник Крас-
нопевцев выразил уверенность, что труже-
ники полей Киевщины будут работать еще!
лучше и давать стране еще больше продук-
тов сельското хозяйства.

На слете выступил тов. Н. С. Хрущев.

С огромным под’емом приняли собрав-
птиеся текст приветствия вождю и учи-
телю Генералиссимусу Советского Союза
товарищу Сталину.

Передовики озимого сева

ГОРЬКИЙ, 31. (Корр. «Правды»). Вет-
лужский и Варнавинский районы первыми
в области выполнили государственный план
сева озимых культур. Заканчивают сев код-
хозы Тоншаевского и Уренского районов.

Передовые колхозы области сеют озимые

«верх плана. Развильский, Лихачевский и
Свободненский колхозы, Борского района,
засеяли сверх плана по 5—6 гектаров каж-
дый. Е

На полях колхозов северных районов об-
ласти

СЕРАЯ

Молотьба хлеба в колхозе им. Андреева, Выселковского района, Краснодарского

края.

Фото П. Кальницкого.

Страда в передовом колхозе

Утро было ясное. В обеду е запада лод-
нялись разрозненные облака, которые вско-

ре собралиеь в большую тучу. В вечеру

пошел дождь.

— Вот почтн ежедневно так,—досаду-
ет предесдатель колхоза т. Кузнецов, глядя
B ORHO.—3a месяц десяти дзей погожих
не насчитаешь,

Кутаясь от дождя и обходя большие лу-
жи, к дому правления подошла Анастасия
Голубева, бригадир первой бригады.

— Михаил Тимофеевич, по какому наря-
ДУ завтра выходить? По-моему, скирдовать
будет сыро?

—- Да, теперь подсохнет нескоро. Cymm-
те ночью лен! С утра молотить будем.

Трудная обстановка создалась на уборке
в этом году. Чтобы не отстать, надо быстро
перестранваться, умело маневрировать на-
личными силами и средствами. По решению
правления бригадам выписывается ежеднев-
по не один, а два наряда. Если погода в
течоние дня изменится, то бригадир знает,
что ему делать, а через него узнают и код-
хозники. Тажой метод избавил руководите-
лей колхоза от излишней суетни и замеша-
тельства.

В поле выходят все-—от мала до велика.
Матери, имеющие детей, тоже получили
возможность работать наряду со всеми. Для
удобства в этом году устроили не одни яс-
IH,  трос—в каждой бригаде. Мать в обед
успевает и дома побывать, и к ребенку за-
‘лянуть, и Еа работу вместе с другими
ЯВИТЬСЯ.

— В прошлом году у нае работало
87 человек, а теперь ежедневно выходят
150,—говорит председатель.

Увеличение числа работающих, несмот-
ря на непогоду, позволило ускорить убот-
ку хлеба. Рожь сжали в 11 дней, теребле-
ние льна закончили в 10. И озимый сев
раньше других завершили. А транспортная
бригада на 9 парах быков досрочно вывез-
ла на заготовительный пункт всё причи-
тающееся с колхоза зерно.

Здесь не ждут, пока бригалир постучит
в окно. Зная наряд © вечера, каждый выхо-
дит в установленное время ин в указанное

Начали под’ём зяби

место. Сегодня в половине пятого утра мы
видели, как Евдокия Огнёва торопилась на
педожатый вчера участок ячменя, а сеяль-
щики Беляков и Иванов погоняли своих ло-
шадей на последний недосеянный клочок
озимого клина. Сдедом за ними по улицам
прошла бригада молотильщиков, напра-
вляясь к ригам. И через пять минут
бригадир второй бригады Елизавета Филип-
повна уже помогала подросткам запрягать
лошадей в конный привод молотилеи.

Деловая жизнь кипит до обеда. Ровно в
12 раздается удар в железную доску, из-
вещая о перерыве, а через час тот же звон
призывает колхозников на работу. Индиви-
хуальная и мелкогрупповая сдельщина по-
могает точно учесть результаты труда каж-
лого колхозника,

Е концу дня в бригадах появляется бое-
вой листок. В этом листке перечисляются
имена лучших стахановцев, приводятся их
показатели за день. Особенный интерес
проявляют рабочие к записям самого пред-
седателя колхоза. В его книжечке не упу-
щен ни один из тех, кто чем-либо отличил-
ся на работе, На итоговом собрании в прош-
лом году передовиков премировали. И в этом
году фонд для премии ассигнован. 06 этом
все знают.

— У нас вечером не спешат с поля—
говорит председатель:-—Во время жчитвз,
бывало, придет бригадир на затонку, чтобы
лневную выработку определить, & ко02х0з-
ницы просят: «Настя, подожди замерять. Я
вот этот лоскуточек дожну». сами ух
прикинули (палку-двухметровку с собой
носят), сколько надо еще, чтоб до двух
норм дотянуло.

..Важдый год этот колхоз не остается в
золгу перед’ государством. Нынче урожай
здесь еще лучше: ржи 12 центнеров, пше-
ницы 10, гороха 14. Это в среднем, а с се-
менных налолотили по 18 центнеров.

Н. РОДИОНОВ.
(Корр. «Правды»).

Колхоз имени 8 марта,

Спировского района,

Калининской области.

`ЧКАЛОВ, 31. (Корр. «Правды»). Многие   района, удерживающие первенство и на

колхозы Чкаловской области начали под’ем   уборке урожая. План взмета зяби они уже   был
появились дружные, ровные всходы.   зяби. Впереди идут колхозы Бузулукского   выполнили на 8 проц.

За развитие сырьевой базы
натурального каучука

Борьба за создание мощной отечествен-
ной базы производства натурального каучу-
ка — однз из важнейших задач послевоен-
ного развития народного хозяйства CCCP.
Задача эта не легкая, но вполне разреши-
мая. Нужно лишь полнее использовать
безграничные творческие возможности
пауки и практики социалистического сель-
ского хозяйства.

Натуральный каучук до недавнего вре-
мени получали лолько из растений, произ-
растающих в тропиках, в районах с жар-
ким влажным климатом. В таких климати-
ческих условиях, в каких находится (о-
ветский Союз, натуральный каучук ни-
когда ранее не производился. И только пол-
тора десятка лет тому назад советские на-
туралисты открыли в нашей стране дико-

растущие каучуконосные растения —
тау-сагыз, кок-езгыз, крым-сагыз. Этим
самым была заложена основа важного

дела. Прошедшее со времени открытия
отечественных каучуконосов время было
спытным периодом — периодом изучения
и освоения приемов культуры этих расте-
НИЙ

Практическую работу по освоению куль-
туры кок-сагыза нарушили немецкие з3-
хватчики, временно оккупировавшие Укра-
ину и Белоруссию, где размещались основ-
ные площади кок-сагыза. Теперь, когда на
нашей земле воцарился мир, необходимо
взяться зз ускоренное развитие каучуко-
родства — важной отрасли нашего хо-
зяйства. В настоящему времени уже со-
зтаны научно-практические предпосылки
для успешного решения этой задачи.

За время войны разработан предложен-
ный нами новый способ посева семян кок-
сагыза — ручной гнездовой посев. При
этом способе значительно легче получать
дружные всходы кок-сагыза. Этот способ
облегчает обработку поля во время вегета-
ции растений, позволяет меньше затрачи-
вать сил на выборку из почвы корней
кок-сагыза. Наконец, он дает возможность
получать урожай значительно выше, не-
жели при рекомендовавшемея до сих пор
ряховом сеялочном посеве. Особенно на-
глядные преимущества ручного гнездового
посева в этом году получены в колхозах
Киевской области, где популяризацией это-
то способа руководит научный работник
И. Д. Болесник.

Вея плановая площадь кок-сатыза в
Пневской области в 1945 году засеяна

oo ¢

Академик Т. Д. ЛЫСЕНКО
oo 98

гнездовым способом. И ни один гектар по-
сева не оказался списанным из-за отсут-
ствия воходов, не было также изреженных
всходов. При рядовом же сеялочном посеве
во все годы значительная часть посевов
списывалась из-за отсутствия или боль-
шой изреженности всходов. Это вместе
с организацией хорошего ухода за посевами
кок-сагыза позволило внервые вырастить
на всей плановой площади посева очень
хороший урожай корней. Думаю, что в
среднем урожай однолетнего кок-сагыза по
Биевской области составит не меньше
40 центнеров корней, т. е. примерно 70—
80 килограммов каучука с гектара.

Для того, чтобы в короткий срок добить-
ся полного удовлетворения растущих по-
требностей нашей страны в растительном
каучуке, необходимо как можно шире рас-
пространить опыт и достижения Киевской
области. Получаемый колхозами Киевщины
урожай в 70—80 килограммов каучука
с тектара может быть легко достигнут
повсеместно. Если же полностью освоить
добытые налцей наукой новые, еще не ис-
пытывавшиеся в практике приемы возде-
лывания кок-сагыза и других каучуконо-
сов, то можно будет повысить урожай кау-
чука в первые же годы до 100 килограм-
мов, а через пятилетие — до 150 и 200
килограммов с гектара.

Речь идет об использовании в практике
способа размножения кок-сатыза корневы-
ми отрезками (черенками). Впервые этот
вопрос нами был поднят в начале
1941 года *). Практическое освоение ве-
гетативного размножения кок-сагыза кол-
хозами и совхозами было прервано времен-
ной немецкой оккупацией районов, до
войны возделывавших кок-езгыз. Но тео-
ретическая разработка этого  вопроез
не только не прекращалась во время вой-
ны, но шла нарастающим темпом,

Теория вегстативного размножения кок-
сагыза у нас тесно связывается е позна-
нием явления так называемого периода
покоя растений, семян, клубней, луковиц
и т. п. Наше понимание сущности периода
покоя растеннй дало возможность глубже

*) См.
1941 года.

газету «Правда» от 14

марта

познать природу корней кок-сагыза. На
этой основе и разрабатываются приемы
размножения кок-сагыза черенками (He-
большими кусочками корней).

05’ем газетной статьи не дает возмож-
ности даже кратко изложить наше пони-
мание сущности явления периода покоя
растений. Изложу только то, что касается
практических приемов размножения кок-
сагыза черенками. Это необходимо для
TOTO, чтобы колхозники п работники сов-
X030B уже с осени этого года совместно
с агрономами и научными работниками
могли заложить широкие опыты для прак-
тического освоения и доработки этого важ-
нейшего дела. Большая практическая пер-
спективность вететативного размножения
кок-сатыза подтверждается уже добытым
фактическим опытным материалом. Эти
опыты под нашим руководетвом произво-
дятся тов. Филипповым Д. И. на экспери-
ментальной базе Всесоюзной Академии
сельекохозяйственных наук имени В. И.
Ленина и тов. Ивановской Т. Л. в Инсти-
туте генетики Академии наук СССР.

Исходя из теоретического познания явле-

ния периода покоя растений и анализа фак-
тических результатов указанных опытов,
теперь уже можно дать значительно более
точные, конкретные советы по технике раз-
множения кок-сагыза черенками для целей
постановки в колхозах и совхозах произ-
водственных опытов. Ниже об этом и будет
сказано.

Проведенные до настоящего времени опы-
ты в той или иной степени подтвердили то,
что наперед нами предполагалось. Вместе
с тем они дали ряд новых интересных фак-
тов, которые на первый взгляд кажутся не-
понятными. Так, из небольших отрезков
корня (из черенков) вырастают растения,
дающие примерно в пять раз большую мас-
су корней, чем однолетние пн двухлетние
растения, выращенные непосредственно из
семян. Средний вес корней растений кок-
сагыза как однолетних, так и двухлетних,
выращенных из семян, обычно составляет
4—5 граммов. Вес же корней растений,
выращенных из черенков (из отрезанных
кусочков корней), легко довести до 15—20
граммов. Нередко же кредний вес корней
растений, выращенных из черенков, соста-
вляет 50 и больше граммов.

Если же черенковать повторно, т. е. от-
резать черенки от корней, выросших не из
семян, з ‘из черенков, то средний вес, корней

1 СЕНТЯБРЯ 1945 г., № 209 (5950)

Se eae ae = Ea eae

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

‚— Нали сельский актив? — ответил в0-
просом на вопрос секретарь Илукстского
уездного комитета партии тов. Marys.— Я
не представляю, как мы работали бы без
него. Возьмем хотя бы такой случай: в са-
мый разгар полевых работ внезапно раз-
лившаяся Даугава, затопила пахотные земли
Рубанской, Двиетинской и частично других
  волостей. Навиела угроза невыполнения
сроков сева не только в этих волостях, но
  и во всем уезде.

Руководители уезда были в большом 32-

труднении. Пахотные земли под водой! Что

тут можно сделать? о

— Мы решили,-— продолжал свой рас-
сказ тов. Marys,— посоветоваться © Ере-
стьянским ажтивом. Собрались парторги и
комеорги волостей, председатели исполко-
мов волостных советов, а главное-——крестья-
не-активисты. Они-то и подсказали нам
выход: крестьяне затопленной части уезда
помогают быстро засеять, землю крестьянам

соседних волостей, котла сладет Даугава,

Te в свою очередь помогут им.

Но решение, даже самое хорошее —
только половина дела. Его еще надо вылол-
нить, и выполнить хорошо. Вот тут-то и
проявилась та большая сила, которую таит
в себе наш крестьянский актив. Едва ЛИШЬ
закончилось совещание, как ажтивисты
сразу же пошли по. дворам и рассказали
крестьянам о своих планах. Уже на сле-

Актив—-большая сила

воспитывал людей на конкретных делах,
в борьбе за под’ем хозяйства. И он воепи-
тал из них сознательных строителей новой
жизни, преданных делу большезистской
партии и своей социалистической Родине,
(Сейчас в этой волости приняты в партию
восемь лучших крестьян-автивистов. Ar-
тив пропагандистов и атгитаторов волости
теперь насчитывает в сзонх радах 25 чедо-
век.

Вожаком трудовых крестрл- показал се-
бя н парторг Свентенской голости тов.
Малене. И здесь воспитанный им актив ве-
эт большую работу среди крестьянства.
Волость первой в уезде закончила уборку
трожая, обмолот и сдачу зерна государ-
cTBy.

Когда инвалид Отечественной войны тов.
Русаков пришел в Скрудалинскую волость,
она ничем не выделялась из 19 волостей
уезда. Парторг сплотил вокруг себя дея-
тельных людей — председателя исполкома
волостного совета тов. Шошек, сельских
активистов тт. Крапен, Васильева, Mapre-
вича, Путинскую. И вот за сжатые сроки
‘уборки урожая парторг боролся уже не
один, ему помогало более ста сельских
активистов. Волость вышла победителем в
социзлистическом соревновании трудовых
крестьян всей республики.

Повседневная связь с массами помогла
уездному комитету партии создать солих-

дующий день из сел потянулись в с0сед-
ние волости вереницы подвод и людей. Сро-
ки пахоты, боронования и сева были сок-
ражщены там наполовину. К этому времени
паводок спал. На освободившихся из-под
воды полях приступила к работе вся масса
крестьян своих и соседних волостей. Сроки
сева были выдержаны.

Лругой пример. В прелуборочный период
в полевых работах бывает некоторый пе-
рерыв. Партийный организатор Бебренской
волости тов. Кальмание, вдумчивый и энер-
гичный товарищ, решил посоветоваться в
крестьянами о том, как лучше использо-
вать это время для подготовки к уборке
урожая.

— Заняться дорогами, — подеказали
крестьяне, — да мосты привести в порядок.

Видимо, эта дума была у многих кре-
стьян, потому что зея волость дружно взя-
лась за работу. За короткое время были
построены 18 больших мостов, 85 малых
и средних и отремонтировано до 100 кило-
метров дорог. Векоре почин бебренцев был
поддержан всем уездом. Он имеет большое
хозяйственное значение. Благодаря этому
значительно ускорился подвоз хлеба к за-
готовительным пунктам.

Крестьянский актив, при правильном
иепользовании его— большая сила. Это
правильно поняли в Илукстском уезде.
Уезхный комитет партии настойчиво рабо-
тает с активом, всячески пооптряет ero
инициативу, выращивает подлинных в0-
жажов трудового крестьянства.

Решающая фигура партийно-политиче-
ской работы на селе — партийный органи-
затор волости. Уком партии не ограничил-
ся только нодбором их, хотя и эта задача
нелегкая. Бюро укома партии заслуши-
вает их доклады, помогает им в составле-
нии планов работы, налаживает политиче-
скую учебу парторгов.

Парторги, в свою очередь, тгруппируюг
вокруг себя широкий актив в волостях.
Это — председатели исполкомов волостных
советов, комеорги волостей, руководители
сельских советов, уполномоченные десяти-
ДРорок, наиболее активные крестьяне из
середняков пн тех, кото вновь изделили
землей, — так называемых новохозяев. И

кый резерв для пополнения рялов партии.
Все волости имеют теперь хельных, знаю-
щих сельское хозяйство партортов. Чис-
ленность уездной парторганизации увели“
чилась на 147 человек.

Законом для укома партии стало совето-
ваться с активом. Здесь систематически
проводятся совещания партийного актива
уезда. В волостях практикуется созыв ву-
стовых собраний коммунистов и беспау-
тийного актива. Это дает укому  возмьж-
ность держать в курсе важнейших вопро-
сов жизни страны и уезда партийных и
непартийных больневиков, силами которых
проводится большая ахтитационная работа.

В агитационно-пропагандистской  дея-
тельности уком партии использует испы-
танные формы и методы политической ра-
боты в массах — народные собрания и ми-
тинги, лекции и доклады, индивидуальные
и групповые беседы, совещания крестьян
и интеллигенции.

— Актив, тесно связанный © хлезоро-
бами, выручил нас нынешней весной. Он
выручает уезд и тенерь, в страдные дни
осенних полевых работ и хлебозаготовок,—
говорит председатель исполкома уездного
совета тов. Межарауи. И это — правда.

Илукстский уезд —— край Латгалии, ce-
верная часть Советской Латвии. Уборвь
урожая в нем начинается позже, чем в
южных и центральных районах республики.
В тому же неблагоприятная погода сокра-
тила и без того жесткие сроки уборки. По
большевнки уезла справились и на этот раз.
Посовица колосовых в уезде закончена зна-
чительно раньше‘ прошлого года. На полях
днем и ночью работают тракторные моло-

тилки, идет обмолот хлебов и вручную.

Хлеб первого урожая крестьяне сдают го-

сударству. Е заготовительным пунктам не-

прерывным потоком тянутся обозы с хлебом.
` `— С государством рассчитаемся в этом

году на месяц раньше. Не посрамим доброй
 схавы своего уезда, — говорят крестьяне.

$ + = 551

Илукстский уезд первым из всех трех
советских республик Прибалтики  завое-
вал переходящее Красное Знамя Tocyazap-
ственного Комитета Обороны. И большая
заслуга в этой победе по прзву приналле-

хотя бывает, что на всю волость имеет-   жит скромным труженикам полей — сель-
ся один— два коммуниста, они обеспечиваюг   скому активу, партийным п непартийных

ie Ae ee ee Re eee, ee РИН ЕЯ ЕВЕ ТЕ НЕЕ Е ЕЕ ЕЕ Е ЕЕ

eer errs больших и ответственных за-

ач.

В Саленекой волости совсем недавно
всего один коммунист — парт-
орг волости тов. Савицкий. Он изучал и

Е ee Г ПЕ ЕЕ Е

большевикам, стремящимея сделать свою
Родину еще более сильной и богатой.
К. ГРАУДИН.

(Корр. «Правды»}.
г. Илуксте, Латвийской ССР.

ТЕ ПРЕ ЕЛЕ: Re oe

на одно растение в новом урожае еще боль-  ния розетки, тшательно просмотреть и от-
‘бросить все корни некаучуконосного оду-

ше увеличивается.

Важно заметить, что при размножении
кок-сагыза черенками процент содержания
каучука в однолетних корнях, выращенных
из черенков, раза в полтора больше, чем
процент каучука в корнях, выращенных не-
посредственно из семян.

При вогетативном размножении  не-
сравненно легче и быстрее выводить луч-
шие сорта (клоны) кок-сагыза, нежели при
семенном размножении. Известно, например,
что вывести сорта кок-сагыза, дающие пу-
тем посева семенами вес корней с одного
растения хотя бы в 20—30 граммов, ло-
вольно трудно. При вегетативном же раз-
множении на экспериментальной базе акаде-
мии тов. Филиппов Д. И. имеет клоны (вор-
та), которые. дают средний вес корней в
710—100 и больше граммов.

Все это позволяет настоятельно рекомен-
довать уже теперь взять в Широкую
опытно-производетвенную доработку и
освоение перспективный способ посева кок-
сагыза черенками.

Главнейшие технические моменты, от ко-
торых будет зависеть успех предлагаемого
нами для массовых опытов способа зегета-
тивного размножения кок-сагыза, заключа-
ются в следующем:

1. Выбор срока череннования (резки
корней). Нужно знать, что черенки корней

: КоК-сагыза, нарезанные весной из перези-

мовавших корней, как правило, до образо-
вания листовой розетки и корневых воло-
сков погибают, затнивают.

Черенки, нарезанные летом из молодых
корней, хорошо дают на порезах наплывы
(калюс) и почки с маленькими росточками.
Но после посадки таких черенков в поле
они долго не дают всходов или дают очень
слабенькие росточки, Поэтому летом не нуж-
но производить черенкования для практиче-
ских целей.

При запоздалом осеннем черенковании п
посадке в поле черенков, не успевших дать
на порезах наплывов и почек (маленьких
росточков), весной всходов также не будет.
Такие черенки весной погибают, как и при
весеннем черенковании.

Исходя из этого, мы н рекомендуем че-
ренковать корни кок-сагыза примерно в

тот срок, который считается в данном райо-
не хорошим сроком для посева озимых хле-
бов. Для районов средней полосы нашего
Союза это будет конец августа. Для райо-
нов Киевской и смежных с ней областей —
начало сентября (хо 5—10 сентября).

2. Размер черенков (отрезков корней).
  Цосле выкопки корней кок-сагыза для
‘резки их на черенки необходимо, до cpesa-

ванчика, чтобы они не попали для черен-
кования. Корни кок-езгыза нельзя подвер-
гать мойке, так как это может привести к
загниванию нарезанных с них черенков.

Длина отрезков корней должна состав-
лять примерно 1,5 сантиметра, когда они
отрезаются от более толстой (не менее
0,5 см. в диаметре) верхней части корня,
и 3 — 4 сантиметра, когда они отре-
заются от нижней, более тонкой части
корня. Средний вее черенка должен быть
не меньше 0,25 грамма и не больше
0,50 грамма. При резке черенков нужно
взять пробу (навеску), допустим, в 100
граммов и подечитать число черенков в
этой навеске. Если их будет примерно 400
штук, то значит размер черенков правиль-
НЫЙ. в ста граммах пробы число че-
ренков значительно меньше 400, то это
означает, что нужно резать корни на более
мелкие кусочки (черенки).

Резку корней нужно производить обяза-
тельно острым ножом. Тупой нож размоча-
ливает клетки корня, в результале чего
черенки могут загнить.

Нарезанные черенки не позже как че-
рез 3—5 часов необходимо равномерно пе-
ремешать е хорошей огородной землей. Зем-
ли нужно брать по 0б’ему столько же,
сколько и черенков. Влажность земли
должна быть нормальной, такой, какая тре-
буется для обычного прорастания в ней
семян. После смешивания черенков с зем-
лей их высыпают грядкой под навесом.
Толщина грядки (слоя черенков с землей)
не должна быть больше 15 сантиметров.
Для того, ‘чтобы черенки п земля не высы-
хали, их лучше прикрыть соломенными ма-
тами или чем-либо другим. Через каждые
пять дней черенки нужно перелоначавать
деревянной лопатой и таким образом обес-
печивать доступ к ним воздуха. Через
10—15 дней при температуре 15—205° на
порезах верхних частей черенков  обра-
зуется калюс (наплыв) с маленькими, еле
заметными росточками. В таком виде
черенки готовы для посалки в поле.

сева) черенков участки поля должны быть

тщательно обработаны и хорошо, ровно
размаркированы маркером вдоль и поперек.
Расстояние между следами маркера дол-
жно составлять 60 сантиметров. Иа каждом
перекрестке следов маркерз до посадки

3. Посадка черенков. Для посадки (по-

для прикрытия лунки (места посева че-
ренка). :

Как только на порезах черенков в гряд-
ках появятся наплывы, необходимо произ-
водить посев. Для этого нужно перевезти
или перенести черенки с землей в поле и
в каждую лунку высевать по шенотке че-
ренков, смешанных с землей. В каждой ше-
лотке должно быть примерно 15—20 черен-
ков. Перегной или навоз, лежащий на пе-
рекрестке продольной и поперечной марки-
ровЕп, нужно рукой отодвинуть в сторону,
&@ черенки из щепотки разложить (разбро-
сать) там, где лежал перегной. Площадка,
занимаемая разложенными черенками,
должна иметь в диаметре примерно 15 сан-
тиметров. Разложенные черенки  кеобхо-
димо придавить рукой к почве и слегка
(не больше как на один-—полтора санти-
метра) прикрыть землей. После этого за-
сеянную лунку надо сверху прикрыть
CIBHAYTHIM в сторону перед посевом пере-
гноем.

Для посева черенками указанного разме-
ра и числа гнезд на гектар потребуется при-
мерно 1,5 центнера корней кок-сатыза. Не-
регноя или перепревшего назоза для при-
крытия лунок потребуется 8—9 тонн Ha
гектар.

В случаях, если будет производиться поз
сев черенками без прикрытия гнезд пере-
гноем (что очень нежелалельно), черенки
необходимо прикрывать более толстым сло=
ем земли. Но и в этих случаях слой земли
не должен быть толще двух с половиной
сантиметров, иначе многие черенки весной
не дадут веходов.

Нельзя высаживать черенки,

ренками до 25 сентября.

нужно разложить по хорошей горсти (при-
мерно по 300 гр.) лерегноя или перепрев-
шего навоза. На том месте, где положен
перегной, должен будет производиться по-
cep черенков. Перегной же используется

лима. Нужно только, чтобы

особенно
при запоздании (позже 20 сентября), без
хороших наплывов на порезах. Из-за низ-
кой температуры черенки до зимы не ус-
пеют дать на порезах хороших наплывов
н росточвов (почек), вследствие чего вес-
ной они могут не дать всходов. Поэтому при
запоздании с подготовкой черенков их нуж-
HO готовить (выдерживать) не пол навеса-
ми, а в закрытых помещениях, при темпера-
туре не ниже 15—20”. После того, как
черенки будут готовы, их можно высажи-
вать в поле и позже 20 сентября, но лучше
не запаздывать с севом и стремиться закон-
чить посев правильно подготовленными че-

Рекомендуемый нами способ вегетатив-
ного размножения кок-сагыза весьма пер-
спективен. Основная трудность его зажлю-
чается в новизне. Но эта трудность преодо-
за это дело
взялись колхозники и работники совхозов
совместно с агрономами и людьми науки, И
тогда развитие мощной сырьевой базы рас-
тительного каучука быстро двинется вперед.

{

WG

{
\

«