iu.
Кома

Ари.

te

=

пут

=>

209 (9930)

‚4 СЕНТЯБРЯ 1945 г., №

ee ae А

Альбом

самурая

(От военного корреспондента «Правды»)

Японец Никитти Хирокалзу живёт в
префектуре Ямагата на острове Хонсю. Его
брат Никитти Сиокадзу служил в охранном
отряде полевой жандармерии на юге Маньч-
журии. Братья активно переписывались.

Воинственный Сиокадзу, как верный сын! нз

дание населению». Смысл «назидания»
ясен: кто вздумает сопротивляться япон-
цам, кто посмеет не признать их господ-
ства, тому отрубят голову.

Четвертая фотография в альбоме назва-
кратко: «После налёта на бандитов».

«страны восходящего солнца», выполнял в   Тут веё понятно без текстовки: девять го-
Маньчжурии волю своего божественного лых трупов на камнях у скалы, следы но-
ниператора, то-есть расправлялся с китан- жевых ран, изуродованные лица, выверну-
цами и маньчжурамн, которые осмелива-   тые руки. Китайские патриоты были раз-
лись выступать против «нового порядка»,   лсты налачами и зверски замучены. Два

установленного оккупантами. Вместе с по-
сылками и письмами Сиокадзу отправлял
брату в Японию фотографии. Вторые экзем-
пляры этих фотоспииков он аккуратно пох-
клеивал в свой альбом.

Вот он, этот небольшой альбом в корич-
невом бархатном переплете. Нерелистываем
эго страницы. ь a

Начинается сн цветной открыткой, на ко-
торой изображена карта Маньчжурии. В
нижнем углу карты есть город Линьознь.
Сиокадзу подчеркнул карандашом этот
пункт — здесь стоял охранный отряд, в ко-
тором он служил. Отряд действовал на юге
Маньчжурии и в некоторых районах Китая.
На обороте открытки жандарм сообщает
своему брату: «Отвечаю на твое письмо, где
я нахожусь. Посмотри на карту. Это доволь-
но большой городок, однако похож на де-
ревню. Живем при лампах. Через несколько
дней наш полк выступает в карательную
экспедицию против бандитов. Их—три ты-
сячи. бо1 будет жаркий. Я ранен и принять
участие в экспедиции не смогу, о чем очень
сожалею».

Бандитами Сиокадзу называет партизан.
Так в полевой жандармерии было принято
именовать китайских патриотов, боровших-
ся за свободу своей родины. Сиокадзу —
старательный палач, влюбленный в свою
профессию. 06 этом красноречиво свиде-
лельствуют посланные нм брату фотосним-
ки, на которых запечатлена его страшная
работа.

Вот первый фотоснимок. Ночь. Черное
пебо. Японские солдаты с винтовками стоят
у глинобитной стены в китайской  дерев-
не. За стеной виднеется крестьянская фан-
за. Солдаты целятся в Ффанзу. Один из них
перелез через стену. Подробная подпись под
фотографией озаглавлена: «Ночное нападе-
ние». Текст подниси гласит: «Был получен
приказ произвести ночной налёт. Сначала
был окружен дом крестьянина, в щели ко-
торого пробивалея свет. Раздался оглуши-
тельный зали ружей. Все бросились в ата-
ку, выломав ворота и перелезая через гли-
нобитную стену. Свирепствовали и лили
кровь во-всю. Это не назовешь иначе, как
жестокая расправа. Покончив с делом, от-
ряд с песней по широкой снежной равнине
возвратился в свой лагерь. Как раз на во-
стоке занялась заря».

Tak выглядит самурайская романтика:
напасть ночью на мирный дом крестьянина,
«свирепетвовать и лить кровь BO-BCH?,
встречать зарю с окровавленными штыка-

ми. — какая идиллическая для сердца ©а-

урая картина.

Олин за другим проходят перед нами фо-
тодокументы японских зверств нал китаи-
ским населением.
` Второй фотоснимок озаглавлен: «Рассказ
‘° положении в Китае». Поле за городом.
Большая толпа местного ‘населения. На пе-
реднем плане два японских солдата несут
на бревне китайца. Человек, привязанный к
бревну за руки и за ноги, безжизненно по-
вис в воздухе, голова его запрокинута к зем-
ле. Видимо. партизана долго мучили, и он
умер в нечеловеческих страданиях.

На следующем снимке также показана
казнь китайского партизана. Мы видим ог-
ромную толну китайцев. Перед толпой 0без-
тлавленный труп человека. Самодовольно
озирающий толну японский палач держит в
руках только что отсеченную голову парти-
зана. С видом победителя он показывает ее
собравшимся. В очереди к нему стоят новые
жертвы. Через минуту он будет демонстри-
ровать голову другого китайского патриота.

Несколько японских иероглифов об’ясня-
ют нам содержание этого снимка: «В нази-

снимка велед за этим детализируют общую

картину погрома. Вот отдельно сфотографи-
рованный труп партизана. Обнаженный че-
ловек, раскинув руки, лежит на песке.
Видна зняющая рана на черепе. По харак-
теру раны легко определить, что его уда-
грили не саблей и не штыком, а чем-то тя-
желым, тупым. На втором дополнительном
снимке — труп другого падтизана, pacce-
ченного пополам. Отрубленная голова лежит
возле ног. На грудь казненного человека по-
ложен черный, высохший, с белыми зубами
череп.

Японские самуран всячески поучали
сроих солдат, что жизнь китайца ничего не
стоит, что за каждого убитого полицейского
китайцы должны истреблятьея десятками
и самым зверским образом. Ноказательна в
этом отношении одна из фотографий, на-
клеенных в альбоме Сиокадзу. На высоком
пеестаменте стоит гроб. с телом японского
пелицейского, убитого в схватке с парти-
занами. Возле гроба — венки. И здесь же
ва полу — труп китайского патриота. Че-
ловек рассечен на-двое.
рука отрублены. На груди. веё тот же вы-
сохший черный череп. Сюда приводили
молотых полицейских из охранного отряда,
чтобы показать им, как должны караться
китайцы. поднявшие руку на своих «гос-
под».

Две следующих фотографии показывают
зверства японских самураев в окрестно-
стях Мукдена. Эти страшные снимки сви-
детельствуют 06 изошренной жестокости
палачей. У огромной кирпичной стевы —
сооружение, похожее на футбольные ворота.
Ча перекладине висят десять человеческих
голов. Только одни обезображенные головы.
В конце перекладины, справа, подвешена
даже не голова, а только человеческие че-
люсти. Вдали, у стены, стоят два японца
з военном. Заложив руки за спину, они
смотрят на дело рук своих. Может быть,
один из них п есть хозяин снимков — Ни-
витти Сиокалзу из префектуры Ямагата.

На другом снимке из мукденской серии
мы видим голые. безжизненные сучья за-
сохшего дерева. На костлявых, черных. вет-
BAX его опять же человеческие головы. Они
висят здесь, видимо, очень давно и стали
такими же черными, как ветви этого
странтного херева смерти. Подпись под @о-
тографией гласит: «Казненные бандиты—
немые свидетели положения в Маньчжу-
pun».

Никнтти Сиокадзу не только казнил, он
прилежно изучал Маньчжурию и Китай.

Скимки, показывающие трупы казненных,
  перемежаются с красивыми пейзажами, ви-
  дами горедов. Здесь и караван верблюдов в
степи, и мост через Сунгари, и китайская
доматняя утварь. Для японекого жанлар-
ма Сиокадзу отрубленные человеческие то-
ловы такое же обыденное явление, как вит
Китайской стены. Й в этой обыдленноети
зверств, в этом алчном стремлении япон-
ских самураев  <свирепетвовать и лить
кровь во-всю» ярче всего отображается
установленный ими в Восточной Азия «но-
рый порядок».

Когда просмотришь альбом снимков Ни-
китти Сиокадзу. хочетея вымыть руки —
етелько в нём крови, грязи, человеческого
падения. И хочется снова и снова сказать:
какой великий подвиг совершила Враеная
Армия, избавив сотни тысяч, миллионы
людей от вечного страха казней, мук и раб-

ства. —
А. РОСТКОВ.
2-й Дальневосточный фронт,
31 августа. (По телеграфу).

25-петие «Дагестанской правды»

МАХАЧКАЛА, 31. (Корр. «Правды>). Об-
щественность Дагестана отметила двадцати-
пятилетие со дня выхода первого номера
русской республиканской газеты «Дагестан-
ская правда». Вокруг «Дагестанской прав-
ды» росла и развивалась национальная пе-
чать. Сейчас выходят четыре республикан-
ских и десятки районных газет на языках
ropmes Дагестана. В Махачкала состоялось

ЕЖЕ ОЕ

торжественное собрание работников респу-
бликанских газет, посвященное 25-летнему
юбилею «Дагестанской правды». В ее адрес
получены многочисленные приветствия от
партийных, советских организаций и газет.
Президиум Верховного Совета Дагестанской
АССР наградил почетными грамотами три-
лцать работников редакции, типографии и
старейших рабселькоров.

Болгарские женщины

Они пробудилиеь к жизни. Они боро-
лись за свои права. Они добились прав и
стали равными среди равных. Они полны
энтузиазма и созилательной силы. Их
можно встретить всюду. Селянки, горо-
жанки берутся за любое дело, выполняют
любую работу. :

В Софии, Тырново, Русе — во всех го-
родах Болгарии.

на перекрестках улиц
стоят девушки в Боротких зеленых юбках,

пбездхоленным фашистами. Они помогут
многодетным, инвалидам, семьям тех, чьи
отцы и мужья еще в армия. Они посидят
с детьми крестьянок, они помотут им по
дому.

Труд болгарской крестьянки тяжел.
В стране мало, очень мало машин, и глав-
ным  сельскохозяйственным орудием в
уборке урожая является серп. И селянка
  от зари до зари трудится на клочке своей

в кофтах с красными галстуками. Из-под   земли с серпом в руках. Тут же, в поле, под

лаковых козырьков фуражек глядят моло-
дые задорные лица. Это девушки-регули-
ровшицы. Их флажкам повинуются Ma-

палящим солнцем, и дети. Тут же, в поле,
еще совсем недавно она рожала, и старуха-
мать или соседка принимала ребенка. Те-

шины, трамваи. Они добровольно пришли   нерь в селах появились первые родильные

°в Народную милинию. Можно видеть це-

лые отряды этих стройных, загорелых
мплипионерок, марширующих на площа-
дях. Женшины в рабочих комбинезонах
разбирают  обвалившиеся от
лома, приводят в порядок столицу, очища-
ют ее от мусора войны. Женщины строят
дороги, ремонтируют шоссе. В одном из
сел Габровской области женщины сами
копали канавы, прокладывали трубы, ято-
бы снабдить село водой. Женщины органи-
зуют вечерние школы, обучают людей гра-
моте. Женщины заботливо ухаживают за
тысячами югославских детей, чьи отцы и
матери погибли в кровавой битве с фашиз-
мом. Долгими зимними вечерами после ра-
боты женщины вязали, шили для бойцов

болгарской армпи, добивавптих вместе
с Красной Армией немпев.
3а тород каждое воскресенье мчатся

грузовики. На грузовиках — учительницы,
фабричные работницы, приказчицы, дома-
кини (так зовут в Болгарии домашних
хозяек). Это горожанки выехали в села по-
могать крестьянам убирать урожай. Они
не знакомы с сельской работой, они
не умеют управляться с серпом, но это ни-
чего не значит, — им покажут, их научат,
Броме того, онн умеют шить, кроить, вра-

‚ зевать, учить грамоте. Ония помогут вдовам,

бомбежек”

дома, первые яели, первые детские сады,
гле селянки могут оставлять своих детей
на время работы. На Первом конгрессе
болгарских женщин выступила одна се-
[ны уже немолодая женщина, много и
  тяжело потрудившаяся на своем веку.
У меня погиб муж‚—<казала она—
Я одинока. Мне хочется сделать много дла
своей страны, но силы уже не те. У меня
есть дом, большой и ладный. Я отдаю его
под родильный дом, и сама буду в нем слу-
жить нянькой. Пусть в моем доме будет
первый родильный дом в нашей околии...

В Болгарии сейчас часто можно услы-
шать слово «первый» — первые ударницы,
первое кооперативное хозяйство, первые до-
ма отдыха, первые детские учреждения, —
страна только недавно освободилась от фа-
шистского гнета и с помощью правитель-
ства Отечественного френта строит новую
жизнь, создает свободную, независимую
Болгарию.

Часто болгарские женшины не знают,
как приступить к новому для них делу, с
чего начать. Они пригласили на свой Пер-
вый конгресс советских женщин.

— Вы наши старшие сестры, — обра-
тились они к ним, — вы должны нам по-
мочь. В тяжелой фашистской неволе, в под-
полье мы ловили каждую весточку о вас.

Голова и левая

Se ЕЕ Е ИЕ ИЕ Е ИЕ ИМЕ Я

1-й Дальневосточный фронт. Войска Красной Армии на марше в Маньчжурин.
Фото военного корреспондента «Правды» Я. Рюмкина.

Сегодня начинается радиоматч
шахматистов СССР и США

Сегодня, в 5 часов вечера по московскому
(в 10 часов утра по нью-йоркскому) време-
ни, в турнирных залах Москвы и Нью-Йорка
откроется матч по радио между сборными
командами шахматистов Советского Союза и
Соединенных Штатов Америки.

Заочные соревнозания между шахматиста-
MM начались давно. Для этого использова-
лась почтовая, а затем телеграфная связь.
Широко известен, например, матч по теле-
графу, выигранный в 1891 году великим рус-
ским шахматистом Михаилом Чигориным у
тогдашнего чемпиона мира В. Стейница.
В 1931 — 1933 годах советские шахматисты
провели по телеграфу интересные соревно-
вания Ленинград — Западная Европа и
СССР—Западная Европа. В этих матчах up
няло участие свыше 100 шахматных клубов.
Незадолго до войны был организован матч
по телефону между сильнейшими шахмати-
стами Москвы и Ленинграда. Каждое из этих
соревнований вызывало широкий интерес.

Еще больший интерес представит начи-
нающийся сегодня первый международный
радиоматч. Значение предстоящего матча
огределяется и тем, что против советских
шахматистов выступает сборная команда
Соединенных Штатов Америки, которая счи-
тается одной из сильнейших в мире. На тур-
нирах наций в Праге, Варшаве, Фолькстоне
и Стокгольме (без участия советских шах-
матистов) она неизменно занимала первые
места. Это вполне закономерно, ибо амери-
канские шахматисты являются продолжате-
лями славных тралиций своих знаменитых
мастеров. Еще в середине прошлого столе-
тия в Америке выдвинулся гениальный шах-
матист Морфи. Его победы при встре-

чах с лучшими английскими и французскими

мастерами и в особенности победа над зна-
менитым Андерсеном дали основание счи-
тать Морфи сильнейшим шахматистом мира.

Славу американского шахматного искус-
ства умножили гроссмейстеры Гарри Пилль-
сбери`и Франк Маршалл, Вместе с Х. Р. Ка-
пабланкой Франк Маршалл заслуженно счи-
тается учителем американских шахматистов.
После смерти Пилльсбери он завоевал по-
четное звание чемпиона США и с честью
держал это звание в течение 27 лет. у

Советским шахматистам предстоит встреча
с талантливыми учениками Маршалла и Ка-
пабланки.

Даровитым шахматистом является HO-
вый чемпион США А. Денкер, который
возглавляет американскую команду в радио-
матче с СССР. Он отлично выступал в ряде
соревнований, а в последнем чемпионате
США в 1944 году завоевал первое место,
опередив гроссмейстера Файна, у которого
выиграл решающую партию.

Выдающееся творчество гроссмейстеров
Решевского и Файна — кандидатов на зва-
ние чемпионов мира — хорошо знакомо со-
ветской общественности по их выступлени-
ям в Москве и в Ленинтраде.

И. Горовиц — популярный американский
‘мастер, редактор теоретического журнала
«Чесс Ревью».

Гроссмейстер И. Кэждэн и мастер
Г. Стейнер имеют болыной опыт борьбы в
международных турнирах. В матче участву-
ют представитель старшего поколения ма-
стер А. Купчик и выдвинувшиеся за послед-
ние годы мастера Г. Сейдмэн, А. Пинкус и
А. Сантасьер.

Прославленным мастерам Соединенных
Штатов Америки в матче будут противопо-
ставлены шахматисты — воспитанники со-
ветской школы. Достижения советского
шахматного искусства общеизвестны. Наша
страна вырастила целую плеяду даровитых
шахматистов, достойных учеников гениаль-
ного Чигорина.

Блестящих достижений добился М. Бот-
винник. В 1931 году он впервые завоевал
звание чемлиона СССР и в дальнейшем под-
твердил его в пяти чемпионатах. В 1935 го-
ду на Московском международном турнире
он разделил с Флором первое и второе места.
В 1935. году на. международном турнире в
Ноттингеме Ботвинник вновь разделил пер-
вое и второе места (с Капабланкой), опере-
див Алехина, Эйве, Ласкера, Файна и Ре-
шевского. В 1938 году в Амстердамском
„турнире он выиграл партии у Алехина и
Капабланки. Творчество М. Ботвинника ха-
рактеризуется сочетанием стратегического
и тактического искусства и высокой теоре-
тической подготовкой.

Крупных успехов добился чемпион Мо-
сквы — гроссмейстер В. Смыслов. Игра его
отличается широтой фантазии, смелостью и
тонкостью комбинационных замыслов.

На высоком уровне находится мастер-
ство гроссмейстеров А. Котова и И. Бон:
даревского, партии которых всегда содер-
жательны и красивы. Имена гроссмейстеров
С. Флора н А. Лилиенталя — победителей
ряда международных турниров — известны
далеко за пределами нашей страны.

Неоднократный чемпион Украины И. Бо-
леславский с исключительным успехом вы-
ступил на 14-м Всесоюзном шахматном чем-
пионате.

Отлично зарекомендовали себя мастера
В. Рагозин и В. Макогонов и совсем еще
молодой шахматист Д. Бронштейн, завоевав-
ший третье место в последнем Всесоюзном
чемпионате.

Команды обгих стран составлены из вид-
ных шахматистов, заочная встреча которых
представляет выдающийся интерес. На всех
десяти досках надо ожидать ожесточенной
борьбы. Результаты ее предвидеть` невоз-
можно уже потому, что предстоящее сорев-
нование отличается исключительным свое-
сбразием. Одна партия в радиоматче про-
длится 8 — 10 часов вместо обычных 5 — 6
часов, причем игра будет проводиться без
перерыва. От участников матча потребуется
умение приспособить свою стратегию к об-
становке чрезвычайно длительной и напря-

женной борьбы.
Я. РОХЛИН.

Начальник штаба по проведению
радиоматча СССРЬ-США.

41.500 демобилизованных вернулись на предприятия

ГОРЬКИЙ, 31. (Корр. «Правды?). В город
Горький из Красной Армии возвратилось
свыше 4.000 демобилизованных. Горьковчане
тепло встречают своих земляков-воинов.
Квартиры 450 демобилизованных отремонти-

Мы знали о ваших достижениях. Мы знали
ваших знатных женщин. Мы вместе с вами
волновались, когда Гризодубова, Раскова,
Оспненко совершали свой перелет. Мы вме-
сте с вами оплакивали гибель Зои Kocmo-
демьянской. За слушание радио нам грозила
смерть, за теплое слово. сказанное о вас,
о Советском Союзе. нас казнили. Но мы го-
ворили правду народу о вас. Мы боролись
за то. чтобы, как п вы. стать свободными
и равноправными...

Путь болгарской женщины, путь ee
  борьбы за счастье и свободу своей родины—
‹ суров и тяжел. Многие из них всю свою со-

знательную жизнь отдали этой борьбе.

Соня — это легендарное имя знала вся
страна, хотя мало кто видел эту Соню, ма-
ло ЕТО мог описать ее внешность. Где по-
являлась Соня. вспыхивали забастовки, по-
хымалось госстание против фашистского
режима. 0 (Соне слагались песни. Соне
писались стихи, имя Сони стало символом
борьбы за свободу.

В 20 лет начала Соня свою революцион-
ную деятельность. В 1925 году она была
приговорена к смертной казни. Ее спас не-
родившийся сын, за будущее которого она
боролась. Беременных женщин по закону
не разрешалось казнить. Соня родила сы-
на, он рос в другой стране, где палачи и
душители свободы Болгарии не могли до-
стать его. А Соня осталась на родине и
продолжала борьбу. В скольких тюрьмах она
побывала! В скольких лагерях она
силела! Она была вторично приговорена к
смертной казня уже при немцах. Пригово-
рили ее заочно, так как гестапо не могло
ее отыскать.

Теперь, после 9 сентября, народ узнал
эту Соню — Цолу Драгойчеву. Теперь эта
женщина, с красивым лицом, с AC-
ными глазами, не утратившими, He-
смотря на все тяжелые испытания, вы-
павшие нз ее долю, своей жизнерадостно-
сти, свободно ходит по родной земле. Се-
годня Цола Драгойчева — крупный деятель
новой Болгарии. Онз секретарь националь-
ного комитета Отечественного фронта. И в

ИИА er

рованы. Многим оказана единовременная ма-
териальная помощь.

1.500 демобилизованных горьковчан после
отдыха в семье вновь вернулись к труду на
заводах, фабриках, железнодорожном и реч-
ном транспорте, в учреждениях города.

В ТЕ

чувству восхищения и любви, которые пи-
тают к ней широкие массы болгарского на-
рода, примешивается чувство уважения к
работнику с широким кругозором и смелой,
уверенной инициативой.

Жизнь Цолы Драгойчевой,. Рады Toxopo-
вой служила примером для молодежи. В тя-
желые дни немецкого владычества отваж-
ные девушки — селянки, студентки, учи-
тельницы —— боролись в партизанских от-
рядах, в подпольных организациях.

Волка Николова Тапювока, или, как зва-
ли ее, Гина, еще совсем девочкой, со
школьной скамьи, ушла в партизанский
отряд. Она стойко переносила все трудности
партизанской жизни, она была мужествен-
ным бойцом. С любовью и уважением про-
износили партизаны ее имя. После 9 сен-
тября девушка могла спокойно продолжать
прерванную учебу, но враг еще ке был
разбит, и она добровольцем ушла на фронт.
Она стала разведчицей-—смелой и ловкой.
Она погибла, но погибла геройской смертью,
и послелние слова ee были: «Смерть
фашизму!». С этими словами погибла и
студентка Софийского университета Лиля-
па Лимитрова. Она одна уложила более
100 полицейских и, когда все пути К от-
ступлению были отрезаны, пустила по0-
следнюю пулю себе в лоб.

Можно газвать много славных имен
болгарских женщин, боровшихся за свобо-
ду своей родины, имен молодых и старых
женшин. Те. кто погиб, вечно будут жить
в сердцах своего народа. те, вто уцелел,
продолжают свое дело. Они боролись за
свободу Болгарни,— теперь они борются
за раецвет Болгарии. Они вместе с муж-
чинами участвуют в великой созидательной
работе, которой сейчас охвачена вся стра-
Ha.

Болгарская женщина добьется многого.
«Организованная болгарская женщина —
великая сила», — писал Георгий Димитров
в своем письме, обращенном к Первому
конгрессу болгаревих женщин.

М. БЕЛКИНА.

рых ШЕЕ ЕВГ ЕЯ

Неудачн

Есть ли на Урале. промышленность?

—- Странный вопрос, — скажут редак-
торы газет «Уральский рабочий» Л. Шзу-
мян и молотовской «Звезды» Б. Назаров-
ский, — да это все равно, что в лесу
деревьев не заметить.

Согласны. Но ведь именно в таком кон-
фузном положении оказались перед читате-
HAMM редакции ‘названных газет в воскре-
сснье, 12 августа. Из-за непродуманного
планирования в этот день в них по суще-
ству ни слова не сказано. как работают в
новой обстановке уральские предприятия.
И это в такое время, когда предстоит быст-
ро провести послевоенную перестройку
всей промышленноети, когда предприятия
осваивают новые виды продукции, когда
широко развернулось социалистическое со-
ревнование в честь Побелы. :

Чем же заполнены страницы газет?
В «Уральсном рабочем» опубликованы
матерналы, посвященные Дню физкуль-
турника. Напрасно искать в них яркий
образ, меткое сравнение, печать творческо-
го вдохновения. Статьи и корреспонденции
сделаны <ухо, бесстрастно. `\

Большая нодборка озаглавлена: «Сдель-
щина — могучее средство повышения
производительности труда!» Однако среди
довольно поверхностных корреспонденций
нет ни одной, которая бы обстоятельно
рассказывала о сдельщине на уборочных
‘работах, передавала опыт передовиков
уборки урожая п хлебозаготовок.

Сколь легкомысленно и неразборчиво
подходит редакция к опубликованию мате-
риалов. видно из очерка «Школа гуманно-
сти». Посвящен он Свердловскому сельско-
хозяйственному институту. Читатель ждет
содержательного рассказа о научных до-
стижениях института, об успехах студен-
ческого коллектива. Но, увы, перед его
глазами набор анекдотических фактов о не-
задачливом ветеринарном фельдшере с беге-
мотом да о «пьяных коновалах», подвизав-
шгихся в старое время. Смакование автором
этих анекдотов вызывает у читателя раз-
дражение.

Молотовекая «Звезда» отвела большое
место подборке «Колхоз «Горд Кужим» бо-
рется за отличную уборку и досрочную сда-
чу хлеба государству». Редакция задалась
похвальной целью показать на примере это-
го колхоза, как нужно организовать труд
колхозников. Однако из опубликованного

материала видно, что колхоз неудовлетворн-
тельно ведет уборку урожая и хлебозаго-
товки. По плану он должен закончить убор-
кув 18 рабочих дней на площади 894 гек-
тара. Фактически за 11 рабочих дней
убрано лишь 158 гектаров. Выходит, что
колхоз отстает с выполнением своего рабо-
чего плана. Как же можно по нему равнять-
ся:

Привлекает внимание маленький фелье-
тон. К сожалению, не достоинствами,
пороками. Сюжет его несложен. Некая сту-
дентка Toca Кочкина «упрятала» свою
прическу в сетку, «словно в продуктовую
авоську», и увлеклась западноевропейски-
ми танцами. Подробно расписав, как это
увлечение помогло студентке блестяще сдать
экзамен, автор вдруг неожиданно об’являет:

«Друг-читатель! Конечно, такого экза-
мена не было».

Непонятно, зачем понадобилось отводить
почти 200 строк на подобную белиберду.
Фельетон называется «Пляска святого Вит-
та». Трудно придумать таким литературным
конвульсиям более меткое название, нежели
это сделал сам автор!

Неудачно сделан воскресный номер га-
зеты «Коммунист Таджинистана» (замести-
тель редактора Е. Степанов). В газете мало
местных материалов. Уборке и сдаче хлопка
государетву посвящены две поверхностные
информационные заметки. Совершенно нет
материала о хлебозаготовках. .

Газета лишь фотографирует факты, не

ОБЗОР ЦЕЗЧАТИ

ые номера

пытаясь разобраться в действительном поз
ложении дел.

В заметке «В отстающем колхозе» гово-
PHTCH, что сельскохозяйственная артель
имени daxyru, Шахринауского района,
до войны была передовой. Она раньше
стека выполняла вее планы поставок госу-
дарству. Колхозники нолучали на трудодни
мното денег и хлеба. Сейчас колхоз один
из самых отсталых в райопе. Начиная е
1942 гола он ни разу не выполнил плана
сдачи хлопка государству.

В чем же причины? Вместо об’ективно-
го, глубокого анализа их — крикливые
фразы:

«Понимает ли предездатель колхоза
тов. Игамов, что в колхозе недопустима
работа скопом, что своей безответствен-
ностью он может сорвать важнейшее ме-
роприятие — выполнение государетвен-
ного плана хлопкослачи? Чувствует ли
CH ответственность перед партией и пра-
вительством, перед колхозниками, кото-
рые доверили ему руководство коллек-
тивным хозяйством?»

Получается, что единственным виновни-
ком отставания колхоза является его пред-
селатель. Газета даже не упоминает об
ответственности партийных и советских
организаций района, ничего не говорит о
том, как следует организовать работу’ в
колхозе, чтобы ликвидировать отставание.

Номер газеты «Нраеноярсний рабочий»
(редактор Н. Бусарев) от 1% авгуета— яркий
пример бескультурья. Пабор  перекошен.
Шрифт забит, грязен. В редакции, ви-
димо, He задумываются над тем, как
улучшить качество фотоиллюстраций. Фо-
тоенимкн в газете—это нли загадочные кар-
тинки или совершенно темные пятна, маз-
ня. Под одноколонным снимком на третьей
странице подпись: «Нз старательеких ра-

a-

ботах в бригаде тов. Kenro (Советский
рудник)». Но с такнм же успехом можно
было написать: «Беззаботные сотрудники
редакции газеты «Красноярский рабочий».
И все бы поверили.

Многие статьи и заметки написаны су-
конным ЯЗЫКОМ, в стиле докладных запи-
сок. Болыная статья «За дальнейшее ‘уве-
личение поголовья скота в еовхозах» по-
чти снлошь заптифрована цифрами, про-
центами. Выправлены материалы крайне
небрежно.

Газета утверждает в передовой
что в городе. Минусинске

«...Из Тода в тол перевыпс-чяется
план подготовки рукопашнинов» *).

В газете «Коммунист Таджикистана» эти
газетные ухабы начинаются чуть ли не.с
самого начала дороги, то бишь с передо-
вой статьи. В ней около 30 раз повторяют-
ся слова «наши» и «у нас». Чем дальше
читаешь, тем тряска все сильней.

«Физкультурное движение у нас стало
массовым. Оно внедрилось в быт, в от-
дых, в прсизводство».

В рецензии на кинофильм мы читаем:

«..уке высажизаются советские само-
леты на Темпельгофском аэродроме...»
Газета «Уральский рабочий» в статье

«Школа гуманности» уверяет читателя,
что в клиниках Свердловского сельскохо-
зяйственного института прояваяется

«человеческое отношение к лошадиным

и собачьим болезням».

Молотовская «Звезда» обнаружила ряд
необыкновенных качеств у солнца:

«Солнце своими ласками  подогнало
озимую рожь...»

«Солнце наливает до краев сельские
улицы и вязнет в густой листве топо-
лей».

«У августовского солнца... много по-
роха в порохевнимах, и греет оно усерд-
но» (Из очерка «Корень жизни»).
Пожалейте читателя, товариши редакто-

статье,

ры!

*) Везде подчеркнуто нами. — Ред.

МАЛЕНЬКИЙ
ФЕЛЬЕТОН

Целый день т. Бесфамильный осматри-
вал хозяйство совхоза «Красный мак».
Бесфамильный был послан из облаети для
ознакомления с положением дел в совхозе.
Многое ему не понравилось: диспиилина
расшатана, за рабочими лошадьми уход
плохой, инвентарь не отремонтирован. «На-
до, — подумал Бесфамильный, — на бюро
райкома директора вызвать и продрать его
с песком».

— Ну, намаялись мы с вами, тов. Бес-
фамильный, — прервал эти мыели сопро-
вождазвший его директор, — пора и отлох-
нуть. Прошу на чашку чая.

—щ Благодарю, но я тороплюсь в район.

— Бог с вами, т. Бесфамильный, до
района 15 километров, а дорожка сами ви-
дели какая... распутица. Нет, как хотите,
зя вас не отпущу. Да и куда вам на ночь
глядя ехать. А мы зайдем, чайком погреем-
ся, отдохнем, а на утренней зорьке и махнем
в район. Прошу, прошу, вот и хатка моя.

Бесфамильный посмотрел на освещенные
окна с тюлевыми занавесками, манящие
уютом и теплом, представил все неудобства
ночной поездки и согласился.

— Ну, Машенька. — сказал директор,
входя в дом и радостно потирая руки, —
быстро самоварчик! А пока он вскипит, ты
нам что-нибудь сваргань червячка заморить.

На столе появились граненый графинчик
и обильная закуска.

— Нет, уж извините, но водку я пить
не буду, — отодвигая налитый стакан, ска-
зал Бесфамильный.

— Бог с вами, да и я не собираюсь
пьянетвовать. С устатку пропустим для
аппетита, а там и за чай. И постится луч-
ше.

— Hy, лално, стаканчик выпью, так и
быть, но уж больше — ни-ни...

— Дляи не лам вам больше. Что я не
понимаю?

Бесфамильный выпил и аппетитно при-
нялея «морить червячка». Потом вынул
папироску, зажигалку. Но все усилия при-
курить были тщетны — зажиталка не хоте-
ла гореть.

— Покажите-ка вашу «катюшу».

Директор взял зажигалку, повертел ее в
руках и пренебрежительно бросил на окно.
Эх, т. Бесфамильный! И не стыдно
вам с такой дрянью на люди показываться?

А еще областной работник.

С этими словами директор вынул свою
изящную механическую зажигалку в фор-
ме рыбки и моментально зажег. Бесфамиль-
ный прикурил, взял зажигалку, долго любо-
вался и одобрительно заявил:

— Чудесная вещичка!

ЧАШКА ЧАЯ

— Хе-хе-хе... Нравится? То-то... Возь-
мите ее себе на память.

—щ Нет, что вы, зачем!..

— Берите, берите. У меня этих самых
зажигалок... Недавно заведующему райзо
подарил одну — залюбуешься, мечта —
не зажигалка. ,

— Ну, если... если я вас не обезоружу...

Бесфамильный еще минуты две полюбо-
валея зажигалкой и положил в карман.

Засыпая в мягкой, чистой постели, он
подумал: «А уж не так плох этот директор.
Вежливый, обходительный... Но все-таки
на бюро его следует немножко пожурить».

Утром, когда усаживались в рессорную
Боляску, запряженную парой рысаков. по-
дошел завхоз и положил в коляску неболь-
ой боченок. Директор сказал:

— Не сочтите за плохое, тов. Бесба-
мильный, но я вчера заметил, что вам наш
медок понравился, так вот...

— Вы ‹ ума сошли! Ни за что, ни за
что! Да с какой стати...

— Бог с вами, вы и договорить не дали.
Ведь не даром, за деньги. А у нае. этого
самого меду... Ну-ка, наряд, — обратилея
он к завхозу.

Завхоз полал Бесфамильному бумажку.
«Кому — т. Бесфамильному. Что — меду.
Сколько — 10 кгр. Цена—5 руб. Сумма—
50 руб. Получил...»

— Так дешево! — удивился Бесфамиль-
ный, отсчитывая деньги.

Когда под’езжали к районному центру,
Бесфамильный полумал: «Пожалуй, не сто-
ит ставить вопрое на бюро. Он все-таки
опытный директор, авоеь еще выправит по-
ложение...»

x * *

На-днях Беефамильного вызвали в 00-
ластную организацию, которая весной по-
сылала его обследовать совхез.

Вы, кажется, в совхозе «Красный
мак» были?

— Да, был, — ответил тот, при этом у
него начали краснеть уши.

—- Так вот, оттула поступили очень
нехоропите сигналы. Директор пьянствует,
запускает руки в государственное добу,
разбазаривает продукты, дает взятки. Вы
не заметили? .

Уши у Бесфамильного стали совсем крас-
ными, лицо же побелело, как бумага.

—- Да... То-есть нет... Кажется, ничего

в форме рыбки,

такого... Впрочем, я там был недолго, со-

всем недолто...
Бесфамильный держал руку в кармане п

нервно вертел зажигалку, ту самую, что

‚ . BEASEB.

(