о поставках

ВАШИНГТОН, 30 августа. (ТАСС). Тру-
эн направил конгрессу 20-й доклад об опе-
рациях на основании закона о ленд-лизе
(т. е. поставках в аренду или взаймы).

В письме, приложенном к докладу, Трумэн
заязляет: «Ленд-лиз и ответный ленд-лиз
помогли об’единить в могущественное, по-
бедоносное боевое содружество отдельные
усилия стран, выступивших против агрес-
зни стран оси. Каждый из наших главных
боевых соратников участвовал в создании
об’еднненных вооруженных сил в соответ-
ствии со всеми своими возможностями и спо-
собностями. Великая задача ленд-лиза в на-
стоящее время завершена. Выполнение про-
гоамм ленд-лиза, предоставленного нашим
союзникам. заканчивается быстро и в органи-
зованном порядке в соответствии с воен-
ными нуждами, обусловленными передвиже-
нием войск и задачами оккупации».

В самом докладе отмечается, что Соеди-
ненные Штаты, прибегая к различным меро-
приятиям. в том числе к закону о ленд-лизе
и соглашениям, достигнутым в Бреттон-Вуд-
се. выразили свое намерение избежать по-
вторения политических и экономических
сшибок, допущенных во время и после пер-
вой мировой войны. «Подавляющая часть по-
мощи по ленд-лизу, — говорится в докладе, —
которая в настоящее время достигла суммы
свыше 42 млрд. долларов, непосредственно
использована нашими союзниками в войне.
Как ни бесценна была эта помошь для на-
ших союзников и для нас самих при совмест-
ных военных усилиях, она отличается тем не
менее от нормальных условий торговли, по-
скольку она не создавала средств для опла-
ты. Если долг, поиближающийся к 42 млрд.
долларов, прибавить к другим огромным фи-
вансовым обязательствам, которые иностран-
ные правительства взяли на себя для воен-
ных целей и которые они вынуждены будут
взять на себя в дальнейшем для восстанов-
ления и реконструкции своих опустошенных
войной стран, то это катастрофически от-
разилось бы на нашей торговле с Об’еди-
ненными нациями и, следовательно, на поло-
жении промышленности и на использовании
рабочей силы у нас, в Соединенных Шта-
тах».

Отметив, что долги таких размеров толк-
нут основных соратников США «на отчаян-
ные меры, вроде тех, какие применялись до
войны странами оси, чтобы добиться экс-
портных излишков для расплаты с США», и
что могушее возникнуть «в связи с этим
отчаянное международное торговое соперни-
цчество создаст угрозу политической устой-
чивости и посеет семена нового мирового по-
жара», Трумэн заявляет: «Обеспечение дли-
тельной безопасности и экономических це-
лей Соединенных Штатов и других Об’еди-
ненных наций является задачей чрезвычайно
важного значения для предотвращения поте-
ри плодов победы, которой мы добились в
результате таких громадных жертв. Мы бу-
дем стремиться в соответствии с процеду-
рой, установленной законом о ленд-лизе и
последующими соглашениями о ленд-лизе с
другими странами, к тому, чтобы добиться
такого урегулирования наших отношений во-
енного времени, связанных с ленд-лизом,
при котором будет наилучшим образом обес-
печено достижение этих целей и этим будут
созданы необходимые основы нашего эко-
номическоге благосостояния».

В докладе указывается, что наиболее
крупные поставки по ленд-лизу были сде-
ланы в Британскую империю, которая полу-
чила товаров больше чем: на 29 млрд. дол-
ларов, причем приблизительно на 13,5 млрд.
было отправлено в Соединенное Королев-
ство.

Относительно помощи, оказанной по ленд-
лизу Советскому Союзу, в докладе гово-
рится: «Начиная с момента осуществления
программы ленд-лиза для Советского Союза,
с осени 1941 года и по 30 июня 1945 года
включительно, Соединенные Штаты отпра-
вили товаров стоимостью в 9.129 млн. дол-
ларов, что составляет 28 проц. от общего
количества, отправленного всем нашим союз-
никам. Общая стоимость помощи, оказанной
по ленд-лизу Советскому Союзу для вОЙНЫ
против агрессоров, занимает второе место
после помощи, оказанной Соединенному Ко-
ролевству». К концу июня, говорится в по-
слании, США отправили советским армиям
боеприпасов на общую сумму в 4.462 млн.
долларов, самолетов и запасных частей к
моторам — на 1.584 млн. долларов.

В докладе приводится количество танков,
бронемашин, тягачей, отправленных в СССР,
и указывается, что, кроме того, в число ма-

Послание Трумэна коттрессу

по ленд-лизу

териалов, отправленных в Советский Союз
до 30 июня 1945 г. на основе ленд-лиза, вхо-
дит 8.200 зенитных орудий, 135.000 писто-
летов-пулеметов, 343.000 тонн взрывчатых
веществ, 105 истребителей подводных лодок,
195 торпедных катеров и 7.600 дизелей.

«На основе ленд-лиза, — указывается в
докладе, в Советский Союз для совет-
ской промышленности и в целях поражения
стран оси было отправлено промышленного
оборудования на 320 млн. долларов, кроме
того, металлорежущих инструментов на
35 млн. долларов, нефтеочистительного обо-
рудования — на 43 млн. долларов, электро-
генераторных установок — на 171 млн. дол-
ларов. Количество металла. вывезенного на
сснове ленд-лиза, складывается из 2.688 тыс.
тонн стали, 17.600 тонн ферросплавов, 810
тыс. тонн цветных металлов. Советские во-
енные заводы и ресурсы удовлетворили го-
раздо большую часть потребностей русской
армии в Европе и на Дальнем Востоке. Тем
не менее боеприпасы, промышленные изде-
лия и материалы, поставляемые по ленд-ли-
зу, сыграли существенную роль в победах,
достигнутых советскими войсками нал наци-
стами».

В докладе далее говорится: «К 1 апреля
1945 года СССР оказал Соединенным Шта-
там на основе ответного ленд-лиза помощь,
исчисляющуюся в 2.139 тыс. долларов. По-
скольку американские войска не находились
в Советском Союзе, у этого нашего союзни-
ка имелись лишь ограниченные возможности
для оказания помоши нашим вооруженным
силам на основе ответного ленд-лиза. Тем
не менее, американские торговые суда ре-
монтировались в созетских портах и снаб-
жались необходимыми материалами на ос-
нове ответного ленд-лиза без каких бы то
ни было затрат со стороны США. Кроме
того, в разгар налетов на Германию,
когда американские самолеты, базировавшие-
ся в Англии, уничтожали нацистские воен-
ные заводы массированными налетами, Co-
ветский Союз на основе ответнсго ленд-лиза
предоставлял базы, на которых наши само-
леты заправлялись, а команды и механики
получали пищу и различное обслуживание».

В докладе отмечается, что «советские
дальневосточные армии три месяца спустя
пссле поражения Германии перешли мань-
чжурскую границу и вступили в Манчжоу-
Го, находящееся псд господством Японии.
Никогда еще в истории враг не оказывался
перед лицом такой комбинации вооружен-
ных сил. Только немедленная капитуляция
могла предотвратить полное уничтожение
Японской империи силами союзников».

Далее в докладе говорится, что по
1 апреля этого года включительно Соеди-
ненные Штаты ‘получили от союзников Ha
основании ответного ленд-лиза общую по-
мощь на 5.600 млн. долларов, причем «ка-
жлдый из главных боевых соратников США
содействовал этой помощи, как только мог
эффективно».

В докладе указывается, что Соединенные
Штаты уже получили от ленд-лиза весьма
большие выгоды «и дальнейшие выгоды
обеспечены». «Основная и самая главная
выгода состоит в поражении агрессоров».
Втсрая выгода состоит в ответном ленд-
лизе, который «был важным фактором в
укреплении вооруженных сил и военных
усилий США»

Отметив, что «издержки войны не могут
быть измерены в долларах», Трумэн указы-
вает: однако в известной степени можно из-
мерить военные издержки с финансовой
точки зрения; вероятно, наилучшим мери-
лом является доля национального дохода
каждой страны, входящей в состав Об’-
единенных наций, израсходованная на воен-
ные цели. До тех пор, пока Соединенные
Штаты не перешли в наступление, `основ-
ные державы — Британская империя и
СССР — расходовали гораздо большие
доли национального дохода на войну, чем
Соединенные Штаты К 1943 году основ-
ные страны — Британская империя, Совет-
ский Союз и Соединенные Штаты — все
тратиля приблизительно половину нацио-
нального дохода на войну. «Таким обра-
зом, — говорится в докладе; — после 1942
года относительные финансовые военные
расходы для Соединенных Штатов и основ-
ных союзняков были практически приблизи-
тельно равны. Такое распределение воен-
ных финансовых расходов означает, что ни
одна страна не может разбогатеть или не-
честно извлечь выгоду за счет военных уси-
лий своих союзников».

Демонстрация членов профсоюзов в Н. ью- Йорке

НЬЮ-ЙОРК, 31 августа. (ТАСС). Здесь в
Медисон-сквер гардене состоялась 29 ав-
густа 50-тысячная демонстрация членов
профсоюзов, входящих в Конгресс производ-
ственных профсоюзов (КПП). Среди демон-
странтов было много женщин, молодёжи и
демобилизованных солдат. Демонстрация
проходила под лозунгом немедленного при-
нятия конгрессом законопроекта о полной
занятости населения. Рабочие пришли на
площаль в организованном порядке со зна-
мёнами и плакатами, выражающими требо-
вания, чтобы конгресс принял законопроек-
ты об обеспечении полной занятости рабо-
чей силы, повышении заработной платы и
посэбий по безработице. Выдвигалось также
требование к губернатору штата Нью-Йорк
Дьюи о немедленном созыве законодатель-
ного собрания штата для принятия закона о
повышении пособий по безработице.

На площади состоялся митинг, на котором
председательствовал председатель профсою-
за моряков Каррен. Во вступительной речи
Каррен заявил, что крупные промышленни-
ки в Соединённых Штатах умышленно со-
здают безработицу в стране, являющуюся
частью их общего плана разгрома американ-
ского. рабочего движения. Каррен указал,
что губернатор Дьюи через два дня после
об’явления Японией о своей капитулянни от-
менил созыв специальной сессии’ законода-
тельного собрания, которая должна была
рассмотреть вопрос о помощи безработным в
период нынешнего кризиса.

Гарно указал, что, согласно официальным
заявлениям, число безработных в штате Нью-

Йорк к 1 сентября достигнет 600 тысяч. Он
сообщил, что такие же демонстрации прово-
лятся одновременно в Буффало, Рочестере
и семи других городах штата Нью-Йорк.

Член конгресса Селлер сказал, что, если
частные предприниматели не смогут предо-
ставить работу, тогда должно вмешаться
правительство Соединённых Штатов. Селлер
предложил рабочим продолжать выступать
с требованиями принятия законопроекта о
полной занятости населения и других зако-
нопроектов, касающихся рабочих.

Маркантонио резко выступил против реак-
пионеров, которые утверждают, будто «побе-
да пришла очень скоро и поэтому конгресс
не успел подготовиться к проведению необ-
ходимого законодательства о реконверсии»
(переводе промышленности на мирное про-
изводство). Маркантонио призывал амери-
канских рабочих поддерживать освободи-
тельное и рабочее движение в освобождён-
чых странах. Он отметил, что именно те ли-
ца, которые проявляют реакционные тен-
денции во внешней политике, создают без-
работицу и нищету в Соединённых Штатах.

Участники демонстрации одобрили резо-
люции с требованиями к конгрессу о при-
нятии законов о полной занятости населе-
ния и к губернатору Дьюи о немедленном
созыве законодательного собрания штата
для принятия мер по оказанию помощи без-
работным.

На митинге были оглашены приветствия от
различных деятелей, в том числе от сенато-
ра-демократа Килгора, мэра Нью-Морка Ла
Гардиа и др.

Активность фашистских элементов в Бельгии

БРЮССЕЛЬ, 31 августа. (ТАСС). В по-
следнее время имел место ряд инцидентов,
которые указывают на продолжающуюся
активность фашистских элементов, дей-
ствующих не только подпольно, но и от-
крыто:

Неделю тому назад в помещении зем-
лячества бывших партизан, в центре го-
рода  Лувена взорвалась бомба, не при-
чинив, однако, серьёзного ущерба. 28 ав-
густа во время торжественного  погре-
бения останков 17 патриотов, расстрелянных
немцами, взорвалась вторая бомба, на этот
раз разрушившая целиком здание и серьез-
но ранившая охранявшего его сторожа и его
жену. Младший сын их был одним из 17
павших патриотов, сыгравших особенно
героическую роль. Газета «Драпо руж» пи-
шет: «Не нужны долгие поиски среди от’-
явленных сторонников Леопольда, чтобы об-
наружить

`АДРЕС РЕДАКЦИИ
д 3-3

Г813211.

По сообщению газеты «Драпо руж», в го-
сударственной гимназии в городе Ат до
конца учебного года пользовались учебни-
ком всеобщей истории Шота и Леклера,
«пересмотренным в 1943 году». В этом
учебнике одобряется политика Муссолини,
содержатся нападки на Сун Ят-сена и
одобряются захват японскими милитариста-
ми Маньчжурии и превращение ее в марио-
неточное государтво. i

27 августа та же газета опубликовала
письмо бельгийского солдата, находящегося
в своей части в Ирландии, где недавно
были розданы портреты Леопольда с
подписью: «Мы вам остаемся верными. На-
циональное королееское движение» (фашист-
ская организация). Солдатам приказали вы-
весить портреты в казармах на видном ме-
сте и предупредили о суровом наказании,
если портреты окажутся снятыми или

новников этого. преступления». 1 ‹оскверненными»,

и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Мо . 40.
6-82; Иностранного — Д 3-37-50; ae

Shock ee ee ee

‚сударственный департамент сообщил,

и Финляндией возобновляются в
31 августа.

мента говорится: «20 августа государствен-
ный департамент сообщил, что
скому
даны
правительству. установить дипломатические
отношения между Соединенными Штатами
и Финляндией. В результате благоприятного
ответа, полученного от финского правитель-
ства, дипломатические
Соединенными Штатами и Финляндией вос-
станавливаются в полночь 31 августа 1945
года. С этого момента американская
сия в Хельсинки
одновременно как
ставительство и как консульство.
секретарь миссин Халли
исполнять обязанности

лах до назначения посланника».

канский генерал Ченолт заявил вчера, что,

бежденной и что это таит в себе опасность

Капитуляция японских войск на островах

лед Пресс передает, что около пяти тысяч

сдались 93-й американской дивизии.

ный корреспондент агентства Рейтер, нахо-
дящийся на борту корабля «Индэмитэйбл»,

ского тихоокеанского флота стоят недалеко
от Гонконга. Английские самолеты сбрасы-

1 СЕНТЯБРЯ 1945 г., № 209 (9980)

ee ee

Сообщение государственного
департамента США
о восстановлении
дипломатических отношений
между США и Финляндией

ВАШИНГТОН, 390 августа. (ТАСС). Го-
что
между США
полночь

рабочей

СОФИЯ, 99 августа. (ТАСС). Сегодня в
газете «Работническо дело» опубликована
декларация ЦК болгарской рабочей партии
(коммунистов), принятая на заседании 27 ав-
густа с. г.

«ИК БРП (коммунистов), — говорится В
декларации, — одобряет решенне правитель-
ства временно отложить проведение выборов.
ПК БРП (коммунистов) рассматривает это
решение как продиктованную высшими ин-
тересами страны уступку в целях CKOpeH-
шего заключения мирного договора с дер-
жавами-победительницами и в целях поддер-
жания с этими державами самых дружеских
отношений и связей. ЦК БРП (коммунистов)
заявляет, что временная отсрочка выборов
отнюдь не ставит под сомнение избиратель-
ную победу Отечественного фронта, когда
бы и как бы выборы ни производились. Она
не означает и какого бы тс ни было отсту-
пления от генеральной линии Отечественно-
го фронта, базирующейся на его программе
от 17 сентября 1944 года. Временная отсроч-
ка выборов не означает и не может означать
отступления от исторического дела 9 сен-
тября, против которого неискорененная до
конца фашистская реакция нагло выступает.

цк БРП (коммунистов) не раз заявлял,
что осуществление спасительной программы
Отечественного фронта не под силу одному
общественному классу или партии, в том чи-
сле и коммунистической, которая принесла
больше всего жертв для создания и торже-
ства Отечественного фронта — боевого сою-
за всех крепких, действительно лемократи-
ческих, действительно патриотических сил
нашей нации. Вопреки этому, в последнее
время в связи с решением правительства от-
ложить выборы, воспринятым реакционными
элементами как сигнал для открытой борьбы
против Отечественного Фронта, раздаются

«Димитров

СТОКГОЛЬМ, 27 августа. (ТАСС). В свя-
зи с заявлением проф. Г. Ласки о том, что
предстоящее возвращение Г. М. Димитрова
в Болгарию вызывает удивление, главный ре-
дактор газеты «Ню даг» в статье «Дими-
тров и Ласки» пишет: «Американские Ффи-
нансовые магнаты выразили свое беспокой-
ство по говоду того, что выборы в Болга-
рии не будут достаточно демократическими.
Они особенно чувствительны в этом вопро-
се, так как привыкли к тому особому роду
демократии, которая существует в Соеди-
ненных Штатах. Как известно, в этой вели-
кой промышленной стране ло сегодняшнего
дня в парламенте нет ни одного представи-
теля рабочих, даже нет ни одного социал-
демократа. Негры Южных Штатов, не имею-
шие никаких даже элементарных прав и
подвергающиеся ужаснейшим расовым пре-
следованиям, также могут засвидетельство-
вать, как обстоит дело с американской де-
мократией.

Более замечательным является TO, что
мистер Бевин, министр иностранных дел
английского рабочего правительства, шоки-
гсвал своих собственных избирателей, вы-
ступив в качестве плохой копии Черчилля.
Подобно английским правым, он доволен
Испанией Франко и Грецией, но беспоко-
ится за Болгарию. Кто ожидал, что англий-
ское рабочее правительство выступит в за-
щиту прав фашистских элементов в различ-
ных странах? Однако наиболее замечатель-
ным является то, что профессор Ласки, ко-
торый давал такие грандиозные обещания
относительно Греции и Испании перед вы-
борами, уже успел стать настолько лойяль-
ным, что во время своего пребывания в
Швеции начал выступать заодно с Бевином
и Черчиллем.

На  пресс-конференция в Стокгольме
Ласки не упоминал о том, что Димитров
является политическим беженцем из Болга-
pun. Димитрсву угрожали два смертных
приговора. Мы до сих пор считали, что

дипломатические отношения

департа-

В заявлении государственного

американ-
представителю в Хельсинки были
инструкцин предложить Финскому

стношения между

мис-
будет функционировать
дипломатическое пред-
Первый
будет временно
поверенного в де-

—o—

Заявление генерала Ченолта

САН-ФРАНЦИСКО, 31 августа. (ТАСС).
Ло сообщению радио Сан-Франциско, амери-

по его личному мнению, в моральном отно-
шении Япония до сих пор считает себя непо-

для будущего.
—_o—

Моротай и Гальмагера

НЬЮ-ЙОРК, 31 августа. (ТАСС).
нильский корреспондент агентства

Ма-
Юнай-

японских моряков и 3.170 солдат, находя-
щихся на островах Моротай и Гальмагера,

Английские корабли вошли
: в порт Гонконг
ЛОНДОН, 30 августа. (ТАСС). Специаль-

сообщает, что мощные соединения англий-

вали листовки, в которых англичане просили
японского командующего в Гонконге уста-
новить с ними связь. Соединениями флота
командует адмирал Харкурт, находящийся
на борту корабля «Индэмитэйбл».

Рано утром 29 августа английские самоле-
ты, базирующиеся на «Индэмитэйбл», совер-
шили разведывательные полеты над Гонкон-
гом и Коулуном.

ЛОНДОН, 30 августа. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, штаб английского
тихоокеанского флота сообщил, что мощные
английские военно-морские силы под коман-
дованием адмирала Харкурта вошли в порт

Гонконг.
—O—

Разгул монархическо-
фашистского террора
в греческой Македонии

БЕЛГРАД, 31 августа (ТАСС). Белград-
ские газеты приводят новые данные о мо-
нархическо-фашистском терроре в греческой
Македонии.

В корреспонденции, полученной из. Ско-
пле, говорится, что в последнее время гре-
ческие монархисты и фашисты начали свое-
образную «подготовку» к предстоящему при-
езду представителей США, Англии и Фран-
ции для контроля над предстоящими выбо-
рами. Они спешат упрятать всех, кто может
оказаться свидетелями их злодеяний. С этой
целью тысячи заключенных переведены из
тюрем в греческой Македонии в тюрьмы
Фессалии, в частности в тюрьму в Ларисе.
Фашисты арестовали всех мужчин в селе-
ниях Ракита, Пайлор, Лакзи, Эндоре и Де-
бреу, где бандиты особенно бесчинствовали,
и отправили арестованных в Фессалию.

Греческие власти насяльно принуждают
македонцев вступать в фашистскую органи-
зацию ЭПЭ, применяя весьма своеобразные
методы вербовки. В некоторых местах
крестьяне, не вступившие в ЭПЭ, вообше
не выпускаются за пределы села, даже на
полевые работы.

‚ В ряде районов греческой Македонии мо-
нархическо-фашистские бандиты подожгли
леса, в которых скрывается население, пол-
вергающееся преследованиям. Районы пожа-
ров блокированы греческими войсками. Кре-
стьяне, пытавшиеся организовать тушение
пожаров, не были пропущены через кольпо
блокады. Известный греческий реакционер,
бывший депутат парламента Стрегиос Гино-
пулос, хозяйничающий сейчас в селе Лехо-
во, Леринского района, заявил недавно, что
он гарантирует безопасность всем скрываю-
щимся в горах македонцам, которые вернут-
ся домой. Несколько человек, поддавшихся
на эту провокацию, были арестованы и уве-
зены в Фессалию.

Недавно монархическо-фашистские банди-
ты организовали в Лерине и Кайлари шовн-
нистическую погромную демонстрацию под
лозунгом: «Очистим нашу землю от маке-

донцев!».
—O-—

Положение в Иране

ТЕГЕРАН, 28 августа. (ТАСС). Местные
комитеты Народной, партни и профсоюзов
рабочих Ноушехра и Чалуса направили на
имя доктора Мосалдыка, Садека Моста-
шар-эд-Довле, фракции Народной партии в
меджлисе, Фарузеша, Руста и Амиди Нури
телеграмму, в которой говорится, что груп-
па вооруженных людей напала на рабочих
текстильной фабрики в Чалусе, когда они
возвращались из Калардашта. Произошла
стычка, во время которой рабочие разору-
жили двадцать одного человека из числа
нападавших и отняли у них одну винтовку,
саблю и ножи. Задержанные были переданы
жандармерни Ноушехра. Однако. по прика-
зу губернатора Шахсевара арестованные
через несколько часов были освобождены.
Так как зачинщиком всех этих провокаций
является правительство Садра, говорится в
телеграмме, то рабочие требуют отставки
его кабинета, немедленного наказания бан-
литов, напавших на рабочнх чалусской фа-
брики, и наказания агентов реакции — за-
чинщиков событий в иранском Азербайджа-
не и Хорасане.

В связи с этим событием газета «Мар-
дом» («Зафар») поместила письмо секрета-
ря Народной партии в Чалусе, в котором
говорится, что после освобождения банди-
тов губернатором Шахсевара в Чалусе со-
стоялся грандиозный митинг. Рабочие по-
требовали немедленного ареста отпущенных
по приказу губернатора погромщиков. Под
давлением всеобщего возмущения губерна-
тор был вынужден доть указание об аресте
освобожденных лиц.

ТЕГЕРАН, 31 августа. (ТАСС). 29 авгу-
ста была закрыта газета «Демавенд» («Фер-
ман»). Таким образом, запрещены почти все
газеты, входившие в об’единение «Фронт
свободы».

БУХАРЕСТ, 31 августа. (ТАСС). Как пе-
редает бухарестское. радио, вчера под пред-
седательством премьер-министра Петре Гро-
за состоялось заседание совета министров.
Совет министров обсуждал текущие вопро-
сы. По докладу министра социального обес-
печения Николау было принято решение об
улучшении материального положения писа-
телей. Затем, совет министров одобрил

БУХАРЕСТ, 29 э2вгуста. (ТАСС). (Задер-
жано доставкой). Все газеты опубликовали
сообщение о раскрытии полицией в Бухаре-
сте двух террористических организаций, ста-
вивших своей целью свержение существую-
щего в Румынии демократического режима.

Газета «Универсул» в связи с этим. пи-
шет: «Генеральная дирекция полиции, полу-
{HB сведения о существовании террористи-
ческих организаций, имевших целью свер-
жение демократического режима в стране,
арестовала 24 июля студента юридического
факультета Траяна Испас. Произведенное
расследование установило существование
двух организаций, имеющих внешне различ-
ный характер, но находившихся между собой
в тесной связи.

Первая организация, возглавляемая Мир-
чей Штефановичем, носила название «Сво-
бодная молодежь» и вела якобы безобидную
цеятельность, выпуская различные издания
демократического характера. Под этой ма-
ской скрывалась. подпольная антидемократи-
ческая деятельность этой организации. Вто-
рая организация подпольного характера, но-
сившая название «Организация  Т», возглав-
лялась адвокатом Ремосом Цецу. Раселедо-
ванием установлено, что Штефанович имел
тесные связи с Лаурой Саулеску и Раду
Кампяну из национал-либеральной партии
Братиану и с` профессором Исааком Виктор
из национал-царанистской партии Маниу.
При обысках, произведенных на квартирах у
Штефановича, Теодосиу, Енакович, Дрон и
других террористов, были найдены листовки
фашистского характера, противоречащие це-
лям, которые формально пропагандировала
организация «Сзободная молодежь». В этих
листовках содержались призывы, которые
угрожали безопасности государства».

Далее газета указывает, что на’ основе
показаний и произведенных обысков уста-
новлено, что руководитель организации
«Свободная молодежь» Штефанович редак-
тировал, размножал и распространял листов-
ки, призывающие к созданию «центров со-
противления», и пытался организовать под-

Суд над К

ЛОНДОН, 31 августа. (ТАСС). Корреспон-
дент агентства Рейтер в Осло передает, что
на возобновившемся сегодня после перерыва
суде по делу Квислинга выступил с речью
общественный обвинитель Шьедт.

Перед речью обвинителя Квислинг разра-
зился жалобами на дурное обращение с ним.
Он выразил недовольство тем, что в тюрьме
он потерял в весе. Судья заметил на это,
что с пленными в концентрационных лагерях
по всей Норвегии квислинговская полиция
обращалась значительно хуже.

Лениятралское глоссе, улица «Празды $
Muted hoe Gor doce: ane nS gE mt m а НЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68: Партийной жизна — Д 3-35-42; Пропаганды — Д 3-33-88;

3-15-80; Литературы и искусства — Д 3-38-73; Военного—дД 3-

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

Декларация ЦК болгарской

Заседание румынского совета министров

Румынская газета о раскрытии в Румынии
двух террористических организаций

7-63; Секретариат — Д 3-15-64;

Де Голль вернулся
в Париж

ПАРИЖ, 31 августа. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Франс Пресс, генерал де
Голль возвратился вчера в Париж из своей
поездки в Америку.

—o—

партии

возгласы против БРИ (коммунистов), якобы
стремящейся установить свое господство в
стране. ЦК БРИ (коммунистов) еще раз ка-
тегорически отрицает это обвинение в стре-
млении установить свое господство и пре’
дупреждает весь болгарский народ и Отече-
ственный фронт об опасности, которую пред-
ставляют антикоммунистические выпады, так
как они направлены против самой сильной,
последовательной и энергичной силы Отече-
ственного фронта — БРП (коммунистов) и
являются по существу выпадами против Оте-
чественного фронта и выражением Pe
ставраторских намерений черной реакции.
Против наступления реакции ЦК БРП (ком-
мунистов) призывает весь болгарский на-
род — рабочих, крестьян, кустареи, интелли-
генцию, военных, патриотов — промышлен
ников и торговцев, мужчин и женщин —
всех, кто действительно любит родину, ее

К выборам в Учредительное
собрание в Югославии

БЕЛГРАД, 31 августа. (ТАСС). Как пе-
редает белградское радио, на сегодняшнем
заседании Временной народной скупщины
демократической федеративной Югославии
Сыло принято решение о том, что выборы в
Учредительное собрание состоятся 11 но-
ября 1945 года.

Ратификация филиппинским сенатом
устава Об единённых наций ,

свободу и независимость, — сплотиться еше НЬЮ-ЙОРК, 29 августа. (ТАСС). М
т. м. ое а нильский корреспондент агентства Acco-
круг его правительства, ь 8 ‘
ее: моменты, которые мы сейчас Е ужи
переживаем, только максимальное нацио- а Об’единенных наций.
нальное единство под знаменем Отечествен-   -

—о_—

ного фронта может принести нам справедли-
вый и длительный мир. Для нашей страны,
для ее жизненных национальных интересов
нет другого пути, кроме пути Отечествен-
ного фронта, и всяхая попытка возвратить
нашу страну назад к мрачному и проклятому
фашистскому прошлому должна быть реши-
тельно и любой ценой отбита.

Да здравствует свободная, независимая,
демократическая и сильная Болгария! Да
здравствует Отечественный фронт — спаси-
тель нашей родины, единственная гарантия
ее светлого и счастливого будущего! Да
здравствует блестящая победа Отечествен-
ного фронта в предстоящих выборах!»

и Ласки»

все демократы отстаивают право антифа-
шгистского политического беженца возвра-
титься после низвержения фашизма в свое
отечество и снова получить свои граждан-
ские права. Профессор Ласки не признает
этого демократического права. Он хочет
сделать исключение, по крайней мере для
Георгия Димитрова. Имя Димитрова с 1933
года является символом антифашистской
борьбы. Его мужественное выступление пе-
ред нацистским судом в Лейпциге стало
пробуждающим призывом для демократиче-
ских сил всего мира. Димитров один в
антифашистской борьбе приобрел больше
чести, чем вся лейбористская партия Беви-
на и Ласки. На право антифашистского бе-
женца снова получить свое первоначальное
гражданство не влияет то, что он в это
время приобрел гражданство в той стране,
которая предоставила ему убежище. Про-
фессор Ласки забыл, при каких обстоятель-
ствах Димитров получил советское гра-
жданство. Он получил его в качестве на-
цистского пленника в Лейпциге, когда Со-
ветское правительство, стараясь спасти
жизнь великого антифашистского борца,
предложило ему советское гражданство...
Нес Димитров — болгарин, политически зре-
лый и выросший в Болгарии политический
руководитель. Его принудили к бегству бол-
гарские фашисты. Антифашистские патрио-
ты Болгарии считают его величайшим сы-
ном своего отечества. Тот, кто отказывает
такому человеку в гражданстве его родины,
обнаруживает наводящий на размышление
пробел в своем демократическом мировоз-
зрении. Хотя демократия в Болгарии сра-
внительно молода, но она вполне выдержи-
вает сравнение с английской, не говоря уже
о тех системах, которые рабочее правитель-
ство Англии терпит в Испании, Греции и
Италии. В отношении сведения счетов с на-
цистами Бевин и Ласки многому могут по-
учиться у демократических соотечественни-
ков Димитрова».

Клика Арцишевского мешает
возвращению польских солдат
и офицеров на родину

ЛОНДОН, 31 августа. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Манчестер гардиан», зани-
мающийся польскими делами, сообщает, что
по сведениям, полученным польскими пра-
вительственными кругами в Лондоне, клика
Арцишевского оказывает нажим на польских
солдат и особенно на офицеров, препятствуя
их возвращению на родину.

По словам корреспондента, польским офи-
церам в Англии «власти» Арцищевского да-
ют подписывать следующее заявление: «Я
заявляю, что я не поддерживаю никаких от-
ношений с военными или гражданскими
представителями вновь созданного варшав-
ского правительства и что я не заявлял о
своей готовности сотрудничать с этими вла-
стями. Я не выражаю желания вернуться в
Польшу при нынешних обстоятельствах».

—o—

От’езд итальянской
профсоюзной делегации

Вчера, 31 августа, выехала из Москвы на
родину гостившая в СССР итальянская проф-
союзная делегация во главе с генеральным
секретарем Всеобщей конфедерации труда
Джузеппе ди Витторио.

Делегация пробыла в СССР один месяц.
Она посетила Сталинград и Ленинград, озна-
комилась с работой ВЦСПС, ЦК профсоюзов,
фабрично-заволских комитетов. Особое BHH-
мание гости уделили культурнс-просвети-
тельным, бытовым и детским учреждениям —
профсоюзным клубам, дворцам культуры,
больницам, поликлиникам, детским садам и
яслям. Члены делегации побывали на пред-
приятиях и на квартирах рабочих, nom Mo-
сквой и на Волге они посетили ряд колхо-
зов.

Перед от’ездом итальянская профсоюзная
делегация вручила ВЦСПС заявление, в кэ-
тором выражает уверенность; что посешение
СССР укрепит дружбу и взаимопонимание
между советским и итальянским народами,
будет способствовать тесному сотрудниче-
ству профессиональных союзов обеих стран.

В заключение делегаты заявляют, что они
считают своим приятным долгом по прибы-
тии на родину подробно осветить на рабочих
собраниях то, что они видели в СССР, — ве-
ликое мужество и патриотизм граждан
Сталинграда и Ленинграда, ускоренными
темпами восстанавливающих свои города,
небывалую по размаху реконструкцию. ве-
дущуюся во всех отраслях народного’ хо-
зяйства, и большую заботу советских проф-

предложенный министром народного обра-  союзов о бытовых условиях рабочих, служа-

зования Войтеком проект закона о создании   щих, интеллигенции. (ТАСС).
единой гимназии. Этот закон предусматри-
вает открытие новых школ для детей бед- aE CTS
ных крестьян и рабочих. Таким образом, ши-
ПРЕСС-БЮРО «ПРАВДЫ»

роким народным массам будет предоставле-
на возможность получить необходимую под-
готовку для учёбы в высших учебных заве-
дениях. >

Редакция «Правды» возобновила пре-
рванный в начале войны выпуск бюлдете-
ней Пресс-бюро для местных газет. Бюл-
летени издаются трех типов: для респуб-
ликанских, краевых и областных газет,
для областных (малого формата) и город-
ских газет и для газет западных областей
Украины и Белоруссии, для Молдавии,
Литвы, Латвии и Эстонии.

Сегодня газетам разослан первый бюлле-
тень Пресс-бюро «Правлы» co статьей
М. И. Калинина «0 переходе на мирную
работу».

польную радиопередаточную станцию. Он
распространял также орган «Организации
Т» «Вапаия» и вербовал членов в эту орга-
низацию.

Доказана такого же рода деятельность ге-
нерального директора организации «Свобод-
ная молодежь» Теодосиу—племянника быв-
шего премьера Радеску. Теодосиу служил
агентом связи между Радеску и организаци-
ей, редактировал и распространял листок
«Вапаия».

«Деятельность организации «Свободная
молодежь», — пишет далее газета «Универ-
сул», — тесно сочеталась с работой органи-
зации, которую возглавлял адвокат Цецу.
Эта организация была создана в апреле
1945 года. Члены этой организации ставили
своей целью террор против правительства.
Цецу признал, что он получал инструкции
от генерала Радеску. Редактируемый Цецу
листок «Вапаия» печатался тиражом в
1.500—2.000 экземпляров на том же самом
станке, на котором печатались декларации
Маниу. В этом подпольном листке Цецу
призывал членов организации запасаться
эружием. Целью этой подпольной органи-
зации было устранение членов правитель-
ства и деятелей румынской общественности.
Организация стремилась создать «центры
сопротивления» в стране и организовать две
подпольных радиостанции».

Из всех показаний, по словам газеты
<«Универсул», явствует, что руководителем
обеих организаций являлся генерал Радес-
ку. Он поддерживал связь с «Организа-
цией Т» через Адриану Жоржеску ис орга-
низацией «Свободная молодежь».

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Ss na Ee

=

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО
ПРИ КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ
школы ПРИ СНК ОССР.

В Лекционном зале (Большая аудитория
Политехнического музея) состоятся
публичные лекции;

3 сентября 1945 года кандидата военных
наук подполковника Г. П. МЕЩЕРЯКОВА

на тему:

ПОРТ-АРТУР.

5 сентября 1945 года генерал-лейтенанта
П. Г. ЯРЧЕВСКОГО на тему:
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР
ВОЙНЫ И ОПЕРАЦИИ
КРАСНОЙ АРМИИ.

Начало лекций в 8 часов вечера. Билеты
продаются в кассе Лекционного зала (про-
езд Политехнического музея,  под’езд 9),
в кассе Октябрьского зала Дома союзов
(Пушкинская ул., д. 1, под’езд 9) и во всех
отделениях Центральной театральной кассы.

————

СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БОЛЫШПОЙ ТЕАТР —
бал. Лебединое озеро. Начало в 7 час. 30 мик.
вечера.

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА — оп. Пеко-
витянка. Начало в 7 час. 30 мин. вечера.

ГОСУДАРОТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — Пигма-
лион. Начало в 7 зас. 30 мин. вечера,

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Больш, Ордыя-
ка, 69) — Женитьба Белугина. Начало в 7 986.
30 мин. вечера.

ГОС. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (уляда
Горького, пер. Садсвских, 10) — Много шума
из ничего. Начало в 7 час. 30 мин. вечера,

ГОС. МОСКОВСКИЙ КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
(Тверской бульвар. 23)-_Открытие сезона 4 сен-
тября — Раскинулось море широко. Открыта
предварилельная продажа билетов. о

МОСК. ГОО. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМ-
СОМОЛА — Месяц в деревне, Открытие cesolla.
Начало в 7 час. 30 мин. вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ — Зе2-
кальный театр сада «Эрмитаж» — Холопка. На-
чало в 7 час. 30 мин. вечера.

MOCKOBCKHH ГОС. ПЫГАНСКИЙ ТЕАТР
«РОМЭН» (Парк КиО «Сокольники») — Невеста
из табора. Начало в 7 час. 30 мин. вечера.

МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР. МИНИАТЮР
(Драмат. театр парка ЦДКА) Где-то в Москве,
Начало в 8 час. вечера.

ГОС. ОПЕРНО - ДРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
им. К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО (в помеш. театра
сада имени Баумана, ул, К. Маркса, 15, и Ново-
Басманная, 16) — Большие надежды. Начало
в 7 час. 30 мин. вечера.

«Нам известно, — пишет газета, — что
о существовании двух террористических
срганизаций знали Маниу, Дину Братиану,
Константин (Бебе) Братиану, Жорж Бра-
тиану, профессор Даниелополь, Михаил
Фаркашану, члены национал-либеральной
цартии Манчулеску, Мамцану, Черновяну,
член национал-царанистской партии про-
фессор Виктор».

вислингом

Общественный обвинитель указал, что.
согласно показаниям свидетелей, Квислинг
зел еще до германского вторжения в Нор-
вегию предательские переговоры с немцами.
Квислинг сотрудничал с врагом в годы ск-
купации. «Подсудимый, — заявил Шьедт,—
виновен в самой невероятной в истории Цор-
вегии государственной измене». Квислинг не
только помогал немцам в их агрессии против
Норвегни, а фактически подстрекал их на-
пасть на Норвегию, чтобы осуществить свою
мечту и сделаться норвежским «фюрером».

: Сельскохозяйственного — Д 3-10-85: Э =
Отдел об’явлений — Д 3-30-85 н Д 3-39-00, ия oe 33412 Ss а

Изд. № 531.