Цехи ширпотреба—важный источник

выпуска товаров для населе

До войны цехи ширпотреба на предприятиях играли значительную
роль в выпуске различных товаров для населения. Во время войны эти

цехи были свернуты.

Недавно Совнарком СССР принял решение о восстановлении цехов
ширпотреба. Постановление правительства поможет значительно уве-
личить выпуск товаров широкого потребления. Каждое предприятиг
получает большое количество отходов производства, на базе которых
могут развернуть работу цехи ширпотреба. Промышленные предприятия
союзных наркоматов должны уделять этому участку не меньше внима-

ния, чем производственным цехам.

Ниже мы публикуем ряд материалов,
цехов ширпотреба на заводах различных отраслей промышленности.

рассказывающих ` о работе

Для себя и для рынка

Ham завод находится в системе Нарко-
Мата авиационной промышленности. У нас
имеется очень много ценных отхолов. He
пользуя их, мы в 1942 тоду создали цех
ширпотреба. Перед нами тогда была wo-
ставлена скромная задача — обеспечить
собственные нужды, удовлетворить потред-
ности заводского коллектива. Цех невелик,
в нем работает всего 50 человек.

Начали мы выпускать репродукторы, та-
релки, стаканы, ложки, ножи. В <толо-
вых завода, в детских учреждениях появи-
лась своя посуда. Рабочий завода полу-
чил возможность заказать или купить в Ma-
газине детекую занну, печку, тазик и дру
гие предметы домалинего обихода.

Цех работает в тесной кооперации © ос-
новными производственными Учаетками за-
вода. Чтобы сделать, скажем, из пластмас-
сы тарелку илн стакан, нужно оборудоза-
ние. У нас его нехватает. Поэтому мы ис-
пользуем оборудование цеха плаетмажы,
Nie U3 отходов пресвуют тарелки. Мы же их
обрабатываем и выпускаем для потребя-
теля. Или другой пример: в цехе штампов
много отходов металла. Штамповщик дела-
ет из него заготовку, а цех ширпотреба об-
рабатывает ез, зачищает, хромирует. Пэ-
лучаются хорошие столовые вилки. Такая
же кооперация проводится в других цо-
хах.

Таким образом цех ширпотреба добивает:
ся более полного использования отходов,
тем самым увеличивая выпуск товаров.
Сейчае по отдельным изделиям мы не толь:
ко удовлетворяем нужды завода, но и да-
ем их в городекие магазины, снабжаем ре-
продукторами и посудой соседние предприя-
тия, госпитали. Цех из месяца в месяц
выполняет план.

Стараемея также использовать отходы и
других предприятий. На тубно-овчинном
заводе есть мездра, которая не нахотит при-
менения. Мы ев варим и получаем хозяй-
ственное мыло.

Сейчае на заводе выпускается ежемесяч-
но товаров пирокого потребления 28 наиме-
нований. Мы принимаем меры, чтобы улуч-
птить ассортимент и увеличить 0б’ем про-
дукции.

В центре нашего внимания — качество
изделий. На них составляются чертежи.
оформляется техническая документация,
вводится стандарт и маркировка.

Первые наши репродукторы были плохэ-
го качества. Теперь конструктор Гребенкия
разработал новый репродуктор. Он будет от-
личаться не только хорошим звуком, но и
внешней отделкой.

И. КРОПАНОВ.
Начальник цеха ширпотреба
авиационного завода.

Возрождающийся цех

Беседа с директором киевского завода «Укркабель» Л. Б. ГРАБИНЫМ

В предвоенные годы завод «Укркабель»
давал стране разнообразную продукцию для
угольных шахт и силовых установок. Завод
располатал большим количеством полезных
отходов. Это позволило создать цех для про-
изводетва товаров ппирокого потребления.
Приведем одну лишь цифру: в 1940 году
этот цех дал продукция на 4.700 тысяч
рублей.

Возрождая свое производетво, мы в пер-
вые же месяцы стали восстанавливать и
цех ширпотреба, возглавляемый Прасковьей
Васильевной Гусятниковой, старейшим фа-
ботником завода, депутатом Верховного’ 09-
вета СОСР. Радиошнур, резиновая подоптва,
шнур для электроприборов, изоляционная
лента, хозяйственные сумки, шнурки для
ботинок и т. п. — вот что давал потреби-
телю коллектив цеха уже в прошлом году.
Имея такое ценное сырье, как отходы ре-
зины, миткаля и пряжи, цех в состоянии
оправиться © большой программой. В ‘пер-
вой половине текущего года задание было
перекрыто втрэе.

Красивые игрушки и до войны были
предметом массового изготовления в цехе.
Теперь этот вид изделий снова занимает со-
лидное место. Б течение 6 месяцев нынеш-
него года цех дал более 13 тые. игрушек.

Группа наших специалистов сейчае 5ч-

HATa изготовлением новых видов изделий
из отходов. Мы решили возобновить выпуск
красивых и прочных дорожек из отходов
миткалевой ленты. Будем делать резиновые
мячики, резинки для учеников, талантерей-
ную резинку.

Налгного увеличивается выпуск подош-
венной резины, но делать ее мы будем по-
новому. На специальном прессе, который
уже установлен, резина будет одновременно
и Фформоваться, и вулканизироваться. До
сих пор подошвенная резина изготовлялась
нами в виде пластин, требующих резки.
Теперь из пресса будет одновременно выхо-
дить тотовый комплект — подошва и н1-
бойки. Качество же такой продукции зна-
чительно улучшится. В наши планы входит
также выпуск резиновой обуви, галош и
сапог.

Естественно, что вее это потребует раз-
ширения самого цеха. Сейчас уже потбя-
рается более удобное помещение, а также
оборудование, не используемое на основном
производстве.

Результаты деятельности цеха пеирпо-
треба начинают чувствовать не только но-
требители, получающие наши изделия че-
фез торговую сеть, но и сами рабочие заво-
да. Они получили возможность приобретать
различные изделия < маркой своего завода.

НИЯ.

`Заседаний много,
‚ товаров мало

Когда-то цех ширпотреба на заводе име-

ПРА

ни Куйбышева занимал большое. юветлое

помещение, в котором работало несколько
десятков кузнецов. В цехе было два паро-
вых молота, достаточное количество токар-
ных, сверлильных и фрезерных станков.

`Сейчае цех ютится в. уголке. В задым-
лденной кузночной тоскливо  постукиваег
единственный паровой молот. В тесноте ра-
ботают 4 кузнеца.

Цех изгоговляет кровати; топоры, ломы,
тяпки, заготовки для подкоз, ручные те-
ложки и кое-каъие скобяные изделия.

К концу года на завода имени Ауйбыню-
ва нланируют выпускать тозаров шиопо-
треба в месяц на полмиллиона рублей. Меж-
ду тем цех ‘уже сейчас может увеличить
вдвое выпуск продукции, значительно улуч-
шить ее качество и расширить ассорти-
мент. А выпускает он изделия низкого ка-
чества, которые поступают-в торговую сеть
без заводской марки.

Ч % & =*

На заводе имени Сталина цех шпифпотре-
ба существует с лета 1943 года. В нем—26
станков. Девять из них стоят в пимокатной
мастерской, способной выпускать ежеме-
сячно тысячу пар валеной обуви. Есть так-
же мастерская по выделке резиновой обуви.

За цва года цех выпустил продукции на
3 миллиона рублей. Асеортимент его разно-
образен: посуда, стиральные доски, электро-
утюги, плитки, мясорубки, чемоданы.

На заводе создана специальная комиссия,
которая определяет качество продукции.
Первые результаты работы этой комисеии—-
снижение себестоимости изделий на 30 про-
центов за счет пересмотра норм, улучше-
ния технологического процесса и внедренля
рационализаторских предложений.

Но цеху ширпотреба завода  имеян
Сталина нехватает производственной куль-
туры. Качество некоторых изделий оетав-
ляет желать лучшего. Отходы от основного
производства используются совершенно из-
достаточно.

+ * *

Только эти два завода, развернув по-на-
стоящему производство товаров ширпотреба
из отходов, могли бы дать в розничную тэр-
говую сеть Иркутека изделий на сотни ты-
сяч рублей. Но они выпускают продубцию
лишь для собственных ОРС’ов.

Несколько раз елушали отчеты рукозо-
дителей этих и других предприятий на зз-
седаниях исполкомов райеоветов, горсовета,
облсовета. Созывались неоднократные сове-
щания по этому вопросу при райкомах и
геркоме партии. у пользы от этих. засе-

аний и обсуждений пока не вихно.
о А, ШМАКОВ.
(Корр. «Правды»),
г. Иркутск.

Производство -
строительных деталей

Цех предметов широкого потребления
Матнитогорского комбината во время войвы
изготовлял продукцию для фронта. Тепзрь
здесь развернуто массовое производетво кро-
ватей, столовых приборов, носуды и др.

Для удовлетворения нужд широко раз-
вернувшегося жилищного  ‹троительетву
освоено серийное производетво оконных ру-
чек, петель, крючков и др. В качестве сырья
используются отходы производства метал-
лурпических цехов.

Внедрение ряда  рационализалорских
предложений значительно удешевило про-
дукцию, увеличило  производительноеть
труда.

Хлеб оседает на токах

Хороший урожай хлебов уродилея на по-
лях Куйбышевской области. Многие колхо-
зы собирают в среднем с каждого гектара
по 12—14 ценгнеров зерна. В ответ на
исторические победы Красной Армии кол-
хозники и колхозницы обязались не позд-
нее 25 октября полноетью выполнить план
хлебопоставок.

Социалистическое соревнование колхозов
33 досрочное выполнение обязательных по-
ставок хлеба государству — в разгаре. Та-
кие артели, как имени Второй пятилетки,
«Коммунист», имени Кирова, «Красная
победа», имени Сталина, Молотовокого рай-
она, первыми в области полностью расечи-
тались по хлебосдаче. Успешно идут заго-
товки хлеба в Лубово-Уметском, Хворостян-
ском, Алексеевском, Утевском и Борском
районах.

Олнако область могла бы значительно
лучше вести хлебозаготовки. К сожалению,
в области есть районы, руководители кото-
рых проявляют беспечность. Не единичны
Факты, когда местные работники организа-
торскую работу wo уборке и хлебосдаче
подменяют речами, резолюциями и т. д.

Возьмем, к примеру, Кинельский район.
Е 25 августа план хлебопоставок он вы-
полнил на 12 процентов. И это не потому,
что в кинельских колхозах нет хлеба или
нет транспортных средств. Вее это есть. Не-
достает одного — подлинной борьбы 3a
хлеб. Вот факты.

Поздно вечером председатель колхоза
«Путь к коммунизму» тов. Родионов, как
обычно, давал наряд. Он перечислял, а бри-
гадиры записывали, на какую работу и
сколько надо завтра выделить тягловой си-
лы. 55 лошадей и 10 волов — все, чем рас-
полагает артель.—были выделены на рабо-
ты, не имеющие отношения к вывозке хле-
ба государству. ‘

— A на вывозку зерна государству
сколько выделите тягла?

Председатель правления сделал большие
Глаза:

— Это мы упустили из виду... Давайте
выделим четыре подводы — по одной из
каждой бригады.

В этом факте, как в капле воды, отрази-
лось отношение правления колхоза к своей
первейшей обязанности. Руководители коя-
х0за не спешат выполнять план хлебопо-
ставок. Поэтому-то на токах скопилось ог-
ромное количество товарного зерна. Поэто-
му-то лошадей и волов здесь находят для
всех работ, кроме хлебопоставок.

«Упускают из виду» хлебозаготовки и в
колхозе «Ленинское знамя». Здесь на трех
токах несколько дней лежит 1.500 центне-

®
ров ржи и пшеницы. В артели 54 рабочих
лошади, а на сдаче хлеба государству з8-
HATH только две. Все надежды правление
возлагает на автомашины, которые должны
когда-то притти из города.

Особенно велико нежелание июпользо-
валь живую тягловую силу на вывозке хле-
ба в артели «Страна Советов». Ожидая ав-
томашины, правление колхоза накопило на
токах большее количество зерна. Лошади
же тем временем заняты на различных
работах, волы пасутея в лугах: волам, по
заявлению председателя колхоза Лазарева,
«не находится работы». Артель же между
тем по существу еще не начала сдавать
хлеб государству. Такая же картина и в
колхозах «Красногвардейцы», «ХИ 05-
тябрь», имени Калинина и других.

В районе, несмотря на медленную убор-
ку и хлебосдачу, не чувствуется тревоги за
судьбу урожая. В некоторых колхозах в эту
страдную пору на полях не’ работает до по-
ловины трудоспособного населения.

В Винельском районе жатва идет месяц.
За это время убрана только треть площади.
Комбайны часто простаивают. В колхозах
не организована молотьба. Не заскирдован
хлеб, снятый с 3.709 гектаров. Редко rie
встретишь в районе транспортную бригаду.
06 использовании коров на вывозке зерна,
с молотьбе вручную здесь и речи не ведут.

Кинельский район в Куйбышевекой 0б-
ласти не один. Так же плохо убирают и
еще медленнее ехают хлеб государству Но-
во-Буянский, Похвиетневский, Клявлин-
ский, Камышлинский, Петровский районы.
Огромное количество скошенного хлеба
здесь лежит в енопах, а намолоченное зерно
оседает на токах. План хлебозаготовок вы-
полнен в пределах от 4 до 10 процентов.

Молотьба хлеба в области организована
плохо. Районные и областные организации
этому делу уделяют мало внимания. Между
косовипей и молотьбой образовался недопу-
стимый разрыв — в 250 тысяч гектаров.
Нет заботы и о скирдовании. На 150 тыс.
тектаров хлеб лежит в енопах и даже в
валках.

Буйбышевская область может и должна
хорошо провести уборку богатого урожая,
досрочно, как указано в ее обязательстве,
выполнить план хлебопоставок. Возможно-
сти к этому большие. Колхозам в уборке
урожая и на хлебозаготовках могут оказать
большую помощь городекие организации. И
0б этом должна позаботиться областная пар-
тийная организация.

Н. БОЛКУНОВ.

(Корр. «Правды»).
Куйбышевская область.

Новые работы
мичуринцев

ТАМБОВ, 1. (Корр. «Правды»). Коллек-
тив Центральной генетической лаборатории
имени Мичурина успешно. продолжает ра-
боту по выведению новых сортов плодово-
ягодных растений. Большой интерес
представляют работы по отдаленной гибри-
дизации. От скрещивания персика с минда-
лем и терном тов. Яковлеву удалось полу-
чить новый гибридный сорт морозоустойчи-
вого персика. Это дает возможность пере-
двинуть границы произрастания персика
с юга в центральные области Союза. На-
чал  плодоносить межвидовой гибрид от
яблони с грушей, выведенный научным
сотрудником Т. А. Горшковой, Новый сорт
зимоустойчивого абрикоса получен сотруд-
ником питомника тов. Еникеевым. От скре-
щивания крыжовника со смородиной полу-
чен новый гибрид, устойчивый против муч-
нистой розы.

Впервые в этом году начата работа по
селекции арбузов. Мичуринцы выводят но-
вые сорта арбузов, которые могли бы вы-
зревать в условиях Московской области,
Благодаря селекции научному работнику
тов. Бузулину удалось вывести ранний сорт
томатов.

Коллектив лаборатории настойчиво про-
должает работу над улучшением ягодни-
ков. Из селекционного фонда выделен но-
вый сорт черной смородины, отличающийся

крупными плодами с одновременным созре-.

ванием всей кисти. В производственное
размножение включен ряд высокоурожай-
ных сортов малины и земляники. С ценны-
ми крупными и обильными плодами получе-
ны гибриды от скрещивания вишни и че-
решни.

—о—-

Паровозники готовятся к зиме

РЯЗАНЬ, 1. (Корр. «Правды»). Среди па-
ревозных бригад депо станции Рыбное ши-
реко развернулось социалистическое сорев-
нование за создание каждым машинистом
зимнего запаса топлива. Машинист тов. Ро-
манов, экономя топливо в летние месяцы,
уже отложил в этот фонд 100 тонн угля,
машинист тов. Иятырев — около 90 тонн,
машинисты т.т. Иванников, Калашников и
Чимеров — от 65 тонн до 75 тонн каждый.
За лето паровозными бригадами сэкономле-
но свыше 2.200 тонн угля. Часть. бригад

‘приступила к отеплению своих локомоти-

вов. Машинист тов, Ильин отеплил паровоз
силами своей бригады и первым в депо за-

кончил подготовку своей машины к работе
зимой,

Готовятся новые кадры. За последнее
время получили квалификацию 18 машини-
стов и 48 помощников машиниста. Лучшие
мешинисты-лунинцы т.т. Лялин, Романов,
Богатов и другие прочитали 9 лекций о
своих методах вождения поездов в зимнее
время.

ВД

2 СЕНТЯБРЯ 1945 г., № 210 (9381)

ee ee eee ek

В первом классе женской школы № 76 Киевского района г. Москвы. Учительница B. Дрожжина проводит первое занягие

с малышами.

Фото Р. Лагранжа.
—_—_—_—_—_——

Лервое утро

Какое зеликолепное утро! На листву де-
ревьев стекает прозрачными каплями мёд
солнца. Сама природа пожелала быть щед-
рой сегодня, когда на всей земле нашей сво-
бодной Родины дети спокойно и радостно
входят в свой школьный дом. Вот они идут...
Олни шеренгами, взявшись под руку, другие
парами, третьих ведут матери. Человек на
костылях сам ведет в школу свою семи-
летнюю дочку. Она бежит вприпрыжку, эта
маленькая вострушка, отец едва поспева-
ет 33 ней. Оба они веселы — он, потому
что отвоевал ей это первое школьное утро,
она, потому что мама сшила ей новое
платьице, потому что в руках ее огромный
портфель, потому что перед ней раскры-
ваются сейчас целые неведомые доселе
миры...

Я во дворе 343-й московской женской
школы Дзержинского района. Двор голо-
сист, как лес поутру. Сейчас в эту минуту
голосисты все школьные дворы, во всех
селениях, во всех городах —в Москве, в
Рязани, в Новосибирске, в Баку, в Ленин-
граде...

Школьный двор, залитый солнцем, ще-
бечет...

Начинается митинг. Выстроились по
влассзм. Впереди — самые крохотные. У
них-——пушок на щечках, от них еще пах-
пет молоком... Когда музыка играет туш,
они прыгают от удовольствия.

— Девочки! Дорогие мои. девочки!
Здравствуйте... — © волнением начинает

свое сердечное слово директор школы Ека-

терина Кузьминична Осипова.

—щ Здравотвуйте!-— хором отвечает пвет-
НИК. —.

Школьный двор улыбается. Нет ничего
на свете краше детекой улыбки.

Пришел генерал-майор Василий Ильич
Баклаков, Герой Советского Союза. Он то-
же поздравляет летей и учителей с их ‘пер-
вым школьным утром в новом мирном учеб-
ном году.

— Я вот смотрю, как вы радостно вы-
глядите... Мне так хорошо на вас смотреть!
Счастливая ваша жизнь! Вот за это уми-
рали бойцы на фронте... Ваши отцы, ваши
братья... Слушайте меня. дети...

Герой пламенно говорит о том, как вои-
ны, идя на смертный бой с врагом, пред-
ставляли себе вот это солнечное утро, сво-
бодную советскую детвору... И умирать бы-
лю не страшно...

Стариеие дети слушают трепетно. Расши-
рены зрачки глаз. Самые маленькие паль-
цем считают ордена на груди Героя: раз,
два, три, четыре, пять, шесть... Милые не-
смышленыши!

Теперь за работу! Директор об’являет:

— Сначала пойдут самые наши дорогие,
самые главные...

Музыка играет туш. И длинная вереница
карапузов важно переступает порог школь-
ного дома, украшенного первыми пветами
осени. Задумчиво смотрит Герой велед де-
ТЯМ...

Первый урок во всех классах школы —
это час воспитателя, это разговор по душам
классного руководителя со своими питом-
цами. В какой же класс пойти? Хочется по-,
бывать у всех. Решаю итти к выпускникам,
но велик соблазн увидеть, как «самые доро-
гие и главные» знакомятся со школой.
впрочем, первое в жизни человека школь-
ное утро крайне ответственно для воспи-
тателей... Вхожу в класс к семилеткам, где
пожилая учительница Лидия Петровна Ма-
карова.

Тут всё очень трогательно и забавно. Они
нюхают парты, и одна даже лизнула свою
парту розовым язычком... Лидия Петровна
учит их поднимать руку, открывать крыш-
ки парт, вставать. Всё это для них ново.

В классе стало тихо. Лидия Петровна
спрашивает семилеток, кем они хотят быть.
Отвечают с восторгом. Летчиками, доктора.
ми, вагоновожатыми, учительницами. Боль-
шинство желает быть учительницами! Увы,

пы,— говориг
будет счастлива...

Девочки гуляют по коридорам. На сте-

не — крупно — слова Владимира Маяков-
ского: «Читайте, завидуйте, я — гражданин
Советского Союза». И большой портрет Зон
Восмодемьянской в золотой раме.

Е директору подходит женщина. Ее фаз

милия — Метиславская. Дочь женщины —

Зина Метиславская, ученица этой школы,
добровольно ушла на фронт и погибла в
бою. Зина была топографом-артиллеристом.
Мать Зины привела в школу маленькую
девочку Светку.

— Пусть Светка ‘учится вместо Зи-
женщина, — пусть Светка

— Светка будет счастлива! — говорит

директор, горячо пожнмая руку матери, —
идем, Светка...

Прекрасно проходит урок литературы в

щестом классе «А». Учительница -— Нина
Георгиевна Ермилова. Молодая словесница,
преподает только третий год.
огоньком, вдохновением говорит она о Ро-
дине, о русской природе... Дети слушают
жадно. Вдохновение
важно! Й речь сочная у Учительницы. По-

С каким

педзгога — как это

в десятом классе не очень-то многие, к со-   Этому и дети говорят здесь хорошим язы-

жалению, хотят быть педагогами, а нам
так нужно много учителей. Вот бы сохра-
нить это желание! 5

Одна девочка хочет быть капитаном.
‚— А 10 это — капитан?

— В море плавает. {

— A 470 тажое море, дети? — кто ска-

mer?

— Я, я! В ней купаются!

— ЛТужа — маленькая, a море-— боль-
ща-а-а-ая!

Разговор о том, что если хочешь быть ка-
цитаном, или учительницей, или вагоново-
жатым, — надо хорошо учиться. Разговор
о Родине. Что такое Родина? Что такое быть
полезным Родине?

Так оживленно идет первый чае их
школьной жизни. °

Я перехожу в десятый класе «А». Ма-
льнии превратились в статных девушек.
Слвинуты брови. Елизавета Сертеевна Ка-
сторская ведет разговор об умении само-
стоятельно мыслить, о будущем Родины,
о будущем этих девушек.

Первая перемена... Школьницы парами
гуляют по коридорам. Хочется отметить,
что в этой школе почтн все они одеты
весьма аккуратно. Коричневые платья,
черные фартуки, белые воротнички. Сами
родители позаботились о форме. Мы не бо-
гаты еще мануфавтурой, но многие матери
все же сумели даже из стареньких материй
сшить аккуратные платьица, иные покра-
свли белый скромный материал в коричне-
вый цвет. Это — хорошо.

бес..—_ звенит голэс
стихотворение Никитнна «Русь», которое
учнли в прошлом году. 5. = Е

Мальчиков.
Впечатления от 243-й школы положитель-
ные. Я никогда не была в этой школе, вы-
брала ее совершенно случайно...

ком, превосходно читают напамять стихи.

— Под большим шатром голубых не-
девочки, читающей

Другая девочка читает напамять «Боч

родино».

— А наше время особенно богато бога=

тырями, — пылко говорит молодая учитель=
ница.— Назовите мне таких людей нашего
времени, о которых хочется, сказать: —
Это богатыри!

— Александр Матросов!
— Гастелло!

Десятки горячих возгласов с мест. И дез

ти рассказывают о подвигах Матросова,
Гастелло, дети вспоминают в свое первое
пкольное утро советских богатырей, от=
давших жизни за их счастье.

>>

..Из школы девочек я WAY в школу
На душе хорошие чувства.

По дороге вспоминаю: чего-то здесь не-

хватает, что-то здесь л не увидела ни Ha
митинге, ни на переменках... Что?

Ерасных галстуков! Почти не было де-

тей в красных галстуках. Не приметила и
пионервожатую.
знамени, не слышала горна, возвещающего
с начале учебного года. И в школе маль-
чиков я этого не видела. Почему? Обидно,

Не видела пионерского

Елена КОНОНЕНКО.

Se

В школах Ленинграда
ЛЕНИНГРАД, 1. (Корр. «Правды»). Ты-  которой наряду с работниками народтого

сячи малышей, юношей и девушек запол-
нили сегодня с утра улицы и проспекты
гороха. У всех в руках — сумки, портфе-
ли, учебники...

В здании 1-й женской школы Петроград-
ского района несколько дней назад за-
кончились  восстановительные работы.
Классы, коридоры, залы здесь сверкают чи-
стотой. Ровно в девять часов утра нача-
лись занятия. Организованно начали работы
и другие школы.

В беседе с корреспондентом «Правды» за-
ведующий городским отделом народного об-
разования тов. П. Е. Никитин сообщил:

—щ Началу учебного года предшество-
вала большая подготовительная работа, в

Праздник белорусских детей

МИНСК, 1. (Корр. «Правды»). Сегодня
У детворы большая радость — начался учеб-
ный год. Многие ребята недавно возврати-
лись из лагерей, где прекрасно отдохнули,
загорели и набрались новых сил.

Народный комиссар просвещения.  Бело-
русской ССР Е. И. Уралова в беседе с кор-
респондентом «Правды» рассказала:

— Дружно и организованно начались
сегодня занятия в начальных, средних и
неполных средних школах республики.

Свет и тени

ФРУНЗЕ, 1. (Корр. «Правды»). Смуглая
от загара, поздоровевшая за лето, опрятно
одетая детвора заполнила школьные дворы
задолго до начала занятий, Ровно в 8 утра
прозвенел первый звонок. Классные руково-
дители приветливо встретили своих воспи-
танников, познакомились с новичками. На-
чались занятия,

В десятом классе пятой средней школы
имени Пушкина первый урок был отведен
киргизской литературе. Преподавательница
тов. Аюпова перед уроком рассказала об
экзаменах на аттестат зрелости, о долге
каждого учиться прилежно, упорно, чтобы
закончить школу с золотой или серебряной
медалью. При школе открыт интернат для
150 старшеклассников из районов Чуйской

образования активно участвовали колаек-
тивы промышленных предприятий, строи-
тельных организаций и широкие слои тру-
дящихся городз. Занятия начались сегодня
в 296 мужских и женских школах и в
21 школе для детей-переростков.

90 школьных зданий, пострадавших в
геды войны и блокады, заново восстанов-
лены. Ленингралекая промышленность из-
готовила для школ 11 тысяч парт, большое
количество столов, классных досок, табу-
реток, стульев п другого инвентаря. 0
вуждах школы заботился весь город. Ра-
ботники народного образования повседнев-
но ощущают заботу и внимание ленинграл-
ских партийных ин советских организаций.

В сельской местности начало занятий в
старших классах перенесено на   октября.

Большую помощь в ‘подготовке школ к
новому учебному году оказала обществен-
несть. По примеру трудящихся Руденского
района,. Минской области, во многих рай-
снах республики были организованы массо-
вые воскресники, В период подготовки к
учебе особым вниманием и заботой были
окружены дети, родители которых погибли
от рук фашистов.

долины, где нет пока девятых и десятых
классов.

Организованно начали учебу также в
третьей женской школе имени Сталина.
В большинстве классов явка детей была
полной, уроки шли по расписанию.

Не обошлось, к сожалению, без путани-
цы, В ряде школ своевременно не оповести-
ли учащихся, кто в какую смену зачислен.
Школы, особенно в центре города, перегру-
жены, и часть учащихся пришлось направ-
лять в другие школы. Повсеместно нехва-
лает учебников, почти нигде не воспользо-
вались летними каникулами для сбора ста
рых учебников. Ни в одной школе города
Фрунзе нет полного запаса топлива на зиму.

65.000 юных киевлян
сели за парты
КИЕВ, 1. (Корр: «Правды»). Улицы украз

инской столицы запестрели детскими наряз
дами, пионерскими галстуками, разноцвета
ными бантами и лентами. У многих в ру-
ках — пышные букеты живых цветов. В
105 школах Киева сегодня начался учеб»
ный год. В светлых, пахнущих еще краской,
отремонтированных зданиях сели за парты
65.000 юных киевлян. 9.500 малышей впер-
вые переступили порог школы.

Школы столицы Украины вступили в но

вый учебный год значительно лучше под
готовленными, чем в прошлом году, Поме
щения школ отремонтированы, заготовлены

учебники, тетради. На школьные дворы за-
везены тысячи кубометров дров, угля Е
торфа.

Большую помощь в подготовке школ ока
зали шефствующие предприятия и учрежде:
вия. В 78-й средьей школе отец одного из
учеников тов. Попов сам оштукатурил, про-

извел побелку и покраску, ремонт окон Н
дверей класса своего сына. Почин тов. По*
пова имел много последователей. По его
примеру родители отремонтировали 60 клас-

сов. В Ленинском районе при помощи пред-

приятий и учреждений, шефствующих над

школами, капитально отремонтировано 10
школ. В 86-й школе родители также офре-
монтировали классные комваты, покраси-
ли полы.

Сегодня в школах начались нормальные
занятия. Завтра во всех парках и садах го-
рода состоятся массовые гулянья школьни“
ков в честь начала учебного года.

В шкопе имени С. М. Кирова

КИРОВ, 1. (Корр. «Правды»). На одной
из улиц города Уржума стоит небольшое
здание, В нем разместилась неполная сред-
няя школа имени С. М. Кирова. В этом зда-
нии в свое время учился Сергей Миронович,
Школа хорошо подготовилась к новому
учебному году. Отремонтированы мебель,
гарты, столы, побелены классы, покрашены
полы. Сегодня радостные, веселые школьни*
ки после летнего отдыха явились в школу.
Состоялся митинг, посвященный задачам в
новом учебном году. В классе, где учился

‚ М. Киров, с   октября будут заниматься
ребята седьмого класса.