]

2 ДЕКАБРЯ 1941 г., № 334 (8742)

STs

21 ноября в Саратове состоялся радио-
итинг представителей польского народа.
  Ктупительную речь произносит извест-
  вя польская писательница Ванда Васи-
левская.

— Поляки! — говорит она.— Сентябрь
, 1939 года превратил напгу страну в пе-
лише и развалины. Он разогнал потя-
хов по всему миру. Те, кто осталея, по-
тибают под гитлеровоким сатюгом.

Два года твердят немецкие оккупаттьы в
Польше, что мы должны быть послушны-
хи рабами. Они говорят, что нам не иметь
ого государства, самостоятельной жиз-
ни, собственной культуры. Они говорят,
70 уы-—дикий народ, который никогда ни-

(Ти

ity чего не дал миру. Днем и ночью уничто-

ть
>  зают они нас. Они истребили три митлио-

‚  в каселения. Они заполнили концлатери
‚  поляками. Польского крестьянина они ли-
шили земли и вывезли на каторжные ра-
(ты в глубь Германии. Они высетили
тольокое население из Познани, из Кали-
Ta, из ряда польских городов. Выгоняли
юлураздетьмх людей на жестокий мороз зи-
хы 1940 года. Они: уничтожили универси-
леты, сожгли библиотеки, обесчестили па-
уник Костюшко в Лодзи и памятник
  Унщкевича во Львове. Они издевались над
ами, открыто заявляя, что их целью яв-
+ злется окончательное истребление нашего
  варода.
” Ужасный счет немецких преступлений
® улжен быть искуплен кровью. Только
уовь может смыть с польской земли по-
зрящее иго, под которым она страдает
yao два года. Поляки! Сейчас не время
ця сентиментальностей, не время искать
ка рловеческие черты в диком звере. кото-
ый разорвал на куски налту родину. Сей-
‘ух, 86 MIT одно — неумолимая месть, ый
rf   MORALE борьба, неумолимая ненависть!
Che Настал час, когда нельзя больше вы-
‚  ищаль. Пол ударами Красной Армии: гит-
„в З80вокий эверь истекает кровью. Совет-
~ ский Союз борется против фаттистеких за-
зватчиков с героизмом, невиданным в исто-

ты

oe ржи мира. Веталот на борьбу оккупирован-
лю 8 страны Евроть. Ведет борьбу. Вели-

тобритания, Beep демократический мир,
пог №, Ко любит свободу; все, кто уважает
[ик человека, об’единились на борьбу против

из смертельного врата культуры и человече-
(тва.

лиг  (етодня припьла пора! Борются поляки,
лир мторые очутились в Англии. Борются по-
зв лаки в Сирии. Формируется большая полъ-
к хе ая армия в Советском Союзе. Вплоть ло
от® тодеднего истребить немецких оккупат-
ии» 108, которые вторплись в нашу землю!
el” Через линию фронта, через лалекие про-
11  суры зовем вас, братья в Полыше, мы,
в   шмки, борющщиеся и работаютие сегодня
2008 \ 3 территории Советского Союза, на б0рЪ-

fy! Приближается день освобождения! 3a

УИ ype Bom Висльк за башни Вавеля, за
КИ  узовоцкие равнины, за поюдлясские дубра-
an зы за ппу водопадов в тагрянеких доли-
MI за! За елавное пропилое, за славное бу-
1    mee нашей земли, за свободу польского
shh   народа! На, борьбу!

a Я Выступают Якуб Парнас — видный

TEKH ‘ученый, профессор Львовского
  университета. Рисуя картину гитлеровских
Зерств на захваченных землях, он тово-
pat:

— Я покинул Львов потому, что знал,
4 чо способны нацисты. Что же стало
‹ ставшимиея? Из тех польских профес-
topos, которые остались во Львове, почти

150 человек заключено в концщлалери; сре-

ди них много имен, составляющих гордость

ропейской науки. С ужасом мы узнали

0 злодейском убийстве гестаповцами иИзЗ-

мотных ученых Казимира Бартеля, Ви-
тльза Новицкого и Станислава Пилята.

Для каждого поляка борьба с гитлериз-

1% — это борьба за свою свободу, борь-

& за свободную, независимую Польшу.

Гия  Рорьба е гитлеризмом — общее лело всех

цих зародов, и успех этого дела гарантирован

ai) могучим блоком Советского Союза, Велико-
me британии и США.

O° Рео поляки, которыю стоят под ружьем

oi” з Шотландии, в Тобруке и в Сирии, полъ-

М” ке летчики на многих фронтах, поль-

мая армия на территории Советокого Сою-
® и-вее эти поляки-—на стороне антигит-

вровского фронта. Сегодня У Hac один
8” зунг: разгромить врага, уничтожить тех,

м кю посягает на свободу народов, превра-
ий Цает людей в своих рабов, лишает их
и  ементарных условий человеческого CY-

ществования.
15  — Наша родина Польша, — говорит
и”, мршавокий рабочий, полиграфист Алек-
  ан Иочис,— в ярме фашизма, перено-

т жуткие страдания под пятои титле-
Ювеких захватчиков. Мы должны изгнать
Врага, ‹о своей земли. Все, как один, мы
хлжны. вотать на борьбу прогив завлято-
№ врага человечества. Мы должны 9то-
тить за налних братьев, которые тыся-
Чами погибают от руки гитлероваких па-
тачей.

Продукция,  изгоговляемая пюльокими
Мбочими на военных заводах Moana,
Юлжна быть непригодна Е употреблению.
1  на тонна военных грузов не должна
быть доставлена по месту назначения.
1“ Mer лолжны уничтожить все, что может

помочь гитлеровнам в их кровавых делах.

(рященный долг польокого патриота

преследовать и уничтожать гитлеровпев.

Bueers с польским крестьянинюм,
> рый не даст врагу ни одной картофелины,

ни куска хлеба, польский рабочий должен

дать для фашпистов невыносимью уелю-

ВИЯ.

Смерть гитлеризму!

Слово получает польский публицист

. Бронович,

дог
уче
уния

част

Goi

я

md
y,

и мт
п

И ted
yt?

— К братьям землякам, находящимся

пд вражеским игом, обращаются ©вобод-

(0 пые поляки из Советского Союза, — заяв-
ляет он, — Мы знаем, что глаза каждого

ии. из вас обращены сегодня на Восток. Мы
Wi знаем, что вы с глубоким волнением сле-

дите за гигантежой борьбой, которую ге
роическая Красная Армия ведет против
гитлеровоких полчищ. Сведения 00 9TOH
борьбе дохолят ло вас, несмотря на пюпыт-
ви нацистокой пропаганды скрыть прав-
Лу. затопить ее в дикой брехне, в пото-
ках клеветы.

5,
{ и }

ane”
$

Советакий Союз является самой мощ-   ские патриоты должны подняться “на борБ-1
Юй опорой военного блока свободолюби-  бу. Нарох Болеслава Кривоустого, народ
вых народов. Он является союзником   Костюшко не может оставаться пассивным
Полыни. На территории СССР польская  в тот час, когда решается вопрос о его

ПРА ВАА

СЛУШАИТЕ, БРАТЬЯ: ПОЛЯКИ!

Радиомитинт представителей. польскоо::народа

На состоявиейся 1 декабря пресс-кон-
‘ференции заместитель начальника Совет
ского Информационного бюро тов. 0. А. №-
зовокий отвечал на поставленные иностран-
ными корреслтонлентами вопрос.

На вопросе одного из корреспондентов, —

Каждый поляк, которому сегодня тяже-
ло, которому дорого будущее свободной
Польши, борется за приближение великого
часа победьь. Братья, вы не одни в этой

аруия вооружается для новых боев 3a
освобождение родины. Для нас, поляков,
теснейший cows ¢ СССР, неразрывное
братетво по оружию с доблестной Красной
Армией — верный путь к свободе. Крас-
ная Армия проливает свою кровь не
только в защиту независимости собствен-
ной страны, но и за свободу сотен мил-
лионов людей вне пределов СССР. 0т
исхода ее борьбы зависит не только бу-
дущее Польши, каж независимого государ-
ства, но и просто физическое существо-
вание польской нации, которую Гитлер
поклялюя окончательно уничтожить.

Каждый из наю обязан принять уча-
стие в борьбе. Патриотизм, любовь к сво-
боде, пламенная ненависть к гитлеров-
ским  насильникам  подокажут каждому
множество способов наносить вред врагу,
срывать ето планы, истреблять ео жи-
вую силу и материальные резервы.

Берите пример беззаветной теройской
борьбы ¢ партизан в оккупированных
немцами областях Советокого Союза. На
борьбу, поляки! От ваю зависит прибли-
зить тот час, когда Красная Армия рука
00 руку с польской армией изгонит гит-
лерювеких палачей и грабителей из пре-
делов нашей родины!

Слово имеет польский публицист док-
Top юридических наук Стефан Ендрихов-
ский. Он говорит:

— Наступил последний этап войны
гитлеровских варваров против прогрессив-
ного человечества. boa Wer не на,
жизнь, & на омерть. На полях битвы ре-
шаются сульбы мира. Одно из двух: раб-
CTBO, варварство, политический гнет или
дальнейшее развитие свободных, друже-
ственных народов; смрад немецкого фа-
пизма поползет дальше по миру или гит-
леризм будет выжжен огнем и железом с
лица земли. Третьего выхода нет.

Захватнические империалистические пла-
ны Гитлера были гразгаданы, и против
кровавого авантюриста поднялся единый
фронт свободолюбивых государств и наро-
дов. В то время как фаллистокие полчища,
разлаталотся, сила сотютивления Ёрасной
Армии, сила ее улафов растет е каждым
днем. Секрет этой силы — в елиной воле
всего советского народа к победе. ‘Такое
же единство должна проявить’ каждая
страна, которая хочет освободиться от
ene рабства. Различия социальные и
национальные, различия в политических и
религиозных взглядах должны“ ‘исчезнуть
перед лицом борьбы. Цель германского фа-
шизма — обращение всего нашего народа
в бесправную касту рабов, ‘уничтожение
польской культуры и в конце концов оне-
мечение всех поляков. Но польский народ
истребить нельзя. Польский — народ
обретет свою свободу в жестокой борьбе
е немецкими оккунантами, в истреблении
их воех до единого! :

Украинский драматург Александр Hop-
нейчук произносит свою речь на родном
ЯЗЫК. 8

— Терзаемый фашистскими орлами, но
HO сдавшийся, героический народ, полБ-
ский, прими от народа украинского в. дни
великой общей борьбы напюей с немецки-
ми бандитами самый теплый, самый го-
рячий привет и глубокое уважение к еы-
нам и дочерям твоим, не сложившим ору-
жия и готовым лучше умереть в б0ю за
©воболную Польшу, чем видеть её в не-
мецкой неволе!

Фашистекие людоеды как и в Польше,
так ‘и на Украине уничтожают лучиеие
достижения налпего труда, налпей культу-
ры. Бешеная жестокость немецкого зверя
не имеет предела. Но не сломить им волю
и силу великого народа, который дал че-
ловечеству Коперника. Мицкевича, Сло-
вацкого, Шопена, породил славных бога-
тырей Костюшко, Домбровского!

Народ польский! Мы слышим, как ты
встаешь на бой, мы видим, как падают
немецкие захватчики от рук твоих герои-
зеских партизан. Мы видим поезда, летя-
шие под откос от партизанских мин. Мы
вилим священное пламя твоей борьбы, в
котором скоро испепелится враг.

Гитлер знает, что не преодолеть ему
силой великие славянские народы. Из
кожи лезут фалисты, чтобы разжечь
напиональную вражду между польским и
украинским народлалги, между польским и
русским ‘народами, пустить лютую змею
раздора и этим ослабить налну силу. Они
фальсифицируют историю наших народов,
любой пеной подлые брехуны пытаются
раз’единить единую волю славянских на-
родов и уничтожить нас поодиночке.

В ответ на кровавые, коварные методы
Гитлера украинский народ протянул ру-
ку польскому народу, и над старым Днеп-
ром и славной Вислой, над РКиевом и
Ватипавой гремит теперь боевой клич Ha-
ших народов: беспощадная месть HeMell-
ким захватчикам!

Смерть немецким оккупантам!

Следующий оратор—польский литератор
Юрий Путрамент:

— Гитлеровцы принесли нашему народу
толод, они чинят убийства, нроводят утон-
ченную систему преследований и истяза-
ний, уничтожалот все ценности национать-
ной польской культуры, осуществляют
массовую экспроприащию поляков Познани,
Поморья, Силезии и других искони поль-
ских земель.

И это только начало. Еели бы Гитлер
развязал себе руки на Востоке, он показал
бы полякам, в чем заключаются ето пла-
ны! А замыслы Гитлера заключаются в
истреблении самой активной части поль-
ского. народа, в превращении остальных
в покорных рабов.

Поляки! Осуществлению  разбойничьих
планов Гитлера мешает героическое сопро-
тивление Красной Армии. Победа, фалтистов
означала бы для Польши емерть, а для
поляков — смерть или, что хуже смерти, —
полуживотное существование, рабство под
кнутом беспощадных и свирепых терман-
ских господ.

Война, на Востоке лорото обошлась Гит-
леру, он пустил уже в ход свои последние
резервы. Наступает поворотный момент.
Перед народами, покоренными Гитлером,
открывается возможность активной борьбы
против фалшистоких разбойников. Все поль-

во Сталина — это провозвестие неминуе-

свободе и чести.

Все на борьбу против гитлеризма!

Да, здравствует братство по оружию
польской армии с героической Красной Ар-
мией!

— Освободительная борьба каждого народа
против Гитлера, — говорит в своей речи
польский публицист Виктор. Грош,— есть
борьба и за свободу Польши. Тажой борь-
бой является и беспримерная в истории
человечества борьба советского народа и
его Красной Армии против гитлеровских
захватчиков.

Приближение исторической победы над
фашизмом мы чувствуем в грозном. неумо-
лимом, все более усиливающемея ритме
удаюв Красной Армии по врагу. Мы чув-
ствуем и вилим побелу над гитлеровскими
ордами в каждом выстреле партизана, в
каждом пущенном под откос немецком тпю-
езде, в каждой разбитой цистерне с герю-
ЧИМ.

Поляки! Слезами и кровью залита поль-
ская земля. В развалины превращены на-
ши города, в пепелища — наши села, В
течение двух лет три миллиона напгях
братьев были уничтожены пулями немец-
ких оккупантов, умерли страшной смертью
в тюрьмах и концентрационных лагерях,
погибли от нужды и голода. Сотни тыюяч
Hallux братьев были лишены домалинего
очата и обречены на беэнадежное скита-
ние, сотни тысяч наших братьев угнаны
на каторжные работы в глубь Германии.

Разрущены памятники польской куль-
туры, которые были налпей гордостью, за-
крыты школы и университеты, сожжены
библиотеки, уничтожень: памятники везжи-
ких поэтов и героев. Над землей Пястов и
Ягеллонов глумится коричневый зверь, пын
таясь превратить народ Коперника, Мид-
кевича, Шопена в рабов. A

Но, залитая кровью, прилавленная гит-
леровским сатогом, Польша жива! Слепой,
грубой силе оккупанта никогда не удаст-
ся сломить лух народа, веру народа, силы
народа, — того народа, который уже пере-
жил в своей истории столетнее рабство и
вышел из него непобежденным, вписав на,
странины истории героическую. эпопею
упорной борьбы за свою свободу и неза-
ВИСИМОСТЬ.

В Келецких пущах, на Мазовии, на, Под-
лесье, в полкраковских лесах и на равни-
нах Поморья полымаетея на борьбу поль-
ский крестьянин, падает фаптистский за-
хватчик от пули польского рабочего, поль-
ский железнодорожник пускает, под откос
немецкие эшелоны. :

Разбросанные бурей войны по всему ми-
ру, поляки илут в бой. Польские летчики
вместе с английскими бомбят немецкие
города. На территории Советекого Союза,
формируется польская армия, готовая всту-
пить в схвалку со смертельным врагом.

На землях Советского Союза в смертель-
ной борьбе с тероической Красной Армией
пайает и гаснет германское могущество.
Оно меркнет и гибнет в огне огромного
патриотизма всех народов Ha необ’ятных
пространствах родины трудящихся. Величе-
ственная борьба советских народов с не-
менкими захватчиками укрепила в серлце
всех поляков веру в освобождение, реши-
мость к борьбе.

В zens XXIV тодовщиные Октябрьской
революции из Москвы, доблестно отражаю-
щей атаки врата. всем миром услышан го-
xoc Председателя Государственного Коми-
тета Обороны Наролного Комиссара Оборо-
ны Иосифа Виссарионовича Сталина. Сло-

мого поражения германской армии, это бое-
вой клич: истребить всех немецких окку-
пантов до единого, пробравихея на тер-
риторию Советского Союза!

Поляки, этот призыв воспламенил пюль-
ское сердце! Истребить до единого всех
немцев, пробравитихся на польские ses!

может быть пощады дикому зверю,
упившемуся налней кровью, не должно быть
пощады для убийцы женщин и детей, на-
сильника малолетних, палача лучших еы-
нов нашей родины!

Мы не одни в борьбе! Нашими союзни-
ками являются великий Советский Cons,
Великобритания и Соединенные Штаты
Америки. Гитлеровекая мощь сокрушается
в боях © Красной Армией. Миллионы не-
‚ мепких солдат устлали своими трупами до-

К ПОЛЬСКОМУ НАРОДУ

суровой борьбе. За свободную Полышу 6бо-
рется вместе с вами советокий народ. Враг
будет разбит и уничтожен! Победит дело
свободы! `

* * €

С отромным под’емом участники митин-
Ta приняли обращение к польскому народу
й приветствие  тероическим защитникам
Москвы.

После окончания митинга состоялся ра-

хиоконцерт. Были исполнены произведения ь

Шопена и других польских композиторов.
Свои произведения читали польские писа-
тели Леон Пастернак, Юрий Путрамент.
Народная артистка УССР лауреат Сталин-
ской премии Зоя Гайдай исполнила на
польском языке арию Гальки из оперы
«Галька» композитора Монюцшико. Украмн-
ский поэт орденоносед Максим Рыльский
прочитал poe стихотворение «№ братьям
полякам». .- (TACC).

роги на подступах к Ленингралу и Mo-
cree, Сотни тысяч неменких солдат рас-
простились с жизнью в боях под Киевом и
Одессой.

Большое германское наступление про-
валивается в результате мошного отпора
Красной Армии и героизма, проявленного
народами Советского Союза. Истощенные в
борьбе, измученные морозами, немцы в
смертельном отчаянии пытаются прорвать-
ся вперед, но все их попытки разбиваются
о героический отпор Красной Армии. Сего-
хня весь мир видит, что на земле Совет-
ского Союза уже начался закат гитлеров-
ского хозяйничанья в Европе.

Мы не одни! Нашей польской армии
присылают оружие Великобритания и Аме-
рика. С нами — народы Советского Сою-
за, героически сражающиеся за свободу.
С нами — все порабощенные нарохы Ев-
ропы, борющиеся против немецких OKKY-
пантов.

Поляки, скоро наступит день, когда мы
сорвем с крыш Варшавы позорящее клей-
мо свастики, скоро наступит день, когда
польское знамя булет развеваться над Вз-
велем, когда вернутся в стены своего го-
рода изгнанники Познани, и крестьянин в
Любельщине снова увидит свой домашний
очаг. Наступает день, когда песнь победы
прозвучит на польской земле, когда высох-
нут слезы на глазах оскорбленных, & врат
кровью заплатит за разрушения, пожари-
ща, смерть и голол, которые OH принес
нашей земле.

Поляки, тверже
те ряды!

Слушайте, партизаны на далекой роди-
не! Слушайте, польские солдаты в Англии
и Канаде! Слушайте, солдаты польской
армии в Советском Союзе!

Слушайте! Вас зовет польская земля на
решительный бой, к победе! Крепче дер-
жите оружие в руках!

Партизаны Полыши, будьте зорки! Ни-
какого милосердия к врагу, бейте его, как
auxoro зверя! Уничтожайте немецкие
транспорты, перевозящие на Восток оружие
и войска!

Польские летчики, каждая бомба, кото-
рую вы бросаете, холжна попасть без про-
маха в цель!

`Солдаты польской армии, стоящие пле-
чом к плечу с красными воинами, высоко
несите польское знамя! На валпих пгтыках
честь нашей родины! Перед вами, через
ограбленные хищной немецкой лапой Oe-
лорусские и украинские земли, откры-
вается в боях путь к свободной Польше.

Поляки, в день рептительной, смертель-
ной борьбы бульте бесстрашны, как дети
Вржешни, боровшиеся за свой родной язык
в прусскими поработителями. Бульте непо-
белимы, как крестьянин Држимала, кото-
рый не лал немцам себя изгнать < родной
земли! Да осенят вас тени великих лю-
дей, которые жизнью своей жертвовали во
имя родины, — тени Традтута, Костюшко,
Ярослава Домбровского, тени бесстрашных
борцов за свободу! Пусть еще раз немеп-
кий захватчик найдет на нашей земле
свое собачье поле и Грюнвальд.

Да здравствует свободная Полыиай

Да здравствуют Советский Союз, Вели-
кобритания, Соелиненные Штаты Амери-
ки — наши союзники!

Ла здравствуют народы, борющиеся
свободу, против гитлеровской тирании!

Да здравствует свобода!

сердца! Крепче сплоти-

за,

ственной Польши является,

Е
——_—_——

Якуб Парнас — профессор Львовского университета, Влади-
слав Красновецкий — режиссер польского ‘театра во Львове,
Александр Иочис — полиграфист из Варшавы, Ванда Васи-
левская — писательница, депутат Верховного Совета СССР,
Юлиан Бронович — публицист, Стефан Ендриховский — док-
тор юридических наук, Юрий Путрамент — писатель, Леон
Пастернак — поэт, Виктор Грош — публицист, Адам Важик—

поэт.

Принято 27 ноября на митинге представителей польского народа в Саратове.

К ЗАШИТНИКАМ МОСКВЫ!

Представители польского народа, нахо-
дящиеся на землях Советского Союза, co-
бравшиеь на митинг, посылают вам брат-
екий привет.

Два года нала отчизна. истекает кровью
под гнетом титлеровской тирании. Два гола
польский народ страдает, истребляемый,
уничтожаемый рукой фашистского палача.

С тероической.. борьбой Врасной Армии,
6 героическим сопротивлением ‘народов
ветсекого Союза связана ионаша . надежда
на освобождение. ..

Защитники Москвы! Вести о валиих. бо-
татыреких делах слуают „в  затаенным
дыханием поляки в. порабощенной. . Поль-
ше, и они вызывают новый энтузиазм и
новые силы: + Отели

Взоры польского рабочего, - работающего
в Варшаве, Модзи, Каттовицах под. кнутом

немецкого господина, обращены туда, где
вы боретесь е врагом. :
Изгнанный 0. своей. зомли. польский

крестьянин ловит каждое слово 0 вас, слу-

чайно им услышанное. Для всех нас, для
угнетенного польского народа валва герои-
ческая борьба, ваше непреклонное  ‹<опро-
тивление возвещает нам, что приближает-
ся день освобождения.

Напги братья, заацитники Москвы, рабо-
чие, интеллигенция, женщины, дети, вы,
которые грудью вотали, как стена, против
гитлеровских орд! Вы боретесь не только
за гордость и славу пролетариата — за
краеную Москву! Вы боретесь не только
за свободу Советского Союза! Вы боретесь
за своболу всего человечества! Честь и
хвала вашему мужеству! Честь и хвала
валиему презрению к смерти; вашей нело-
колебимой воле уничтожить врага!

Да злравствуют залщитники Москвы!

Да здравствует освободительная борьба
против оккупантов!

Да злравотвует Советский Cows!

Принято 27 ноября на митинге
представителей  пельского народа
в Саратове.

как вы оцениваете приезл генерала Сикор-

ского в Советокий Союз,— тов. Лозовский
ответил:

Приезд тлавы правительства  друже-
несомненно,
моментом положительным, ибо это укреп-
ляет дружественные отношения между Co-
ветским Союзом и Польской Республикой.

Отвечая ‘на вопрос одного из корреспон-
дентов,-— каково, по-вашему, значение
разгрома армии Влейста под Ростовом, —
тов. Лозовский оказал:

Это не первый и далеко не последний
сокрупгительный yap по германской ap-
мии. Разгром армии Клейста под Ростовом
кладет конем легенде о непобедимости гер-
манской армии и воздвигает барьер даль-
нейшему продвижению  зарвавихея  за-
хватчиков. Германское командование orys-
ликовало смехотворное сообщение в связи
© бегством войск Клейста из Ростова. Ока-
зывается, что немецкие войска эваюуиро-
вали центр горола для тото, чтобы иметь
возможность принять против населения са-
мые энергичные ретрессивные меры, потому
что население предтринялю налаление в
стину германским войскам будто бы во-
преки международному’ праву. Это насквозь
лживое и глупое заявление германского
командования свидетельствует, прежде вее-
го, © полной растерянности Гитлера, и его
окружения и, во-вторых, опровергает все
предыхущие заявления германской пропа-
тандлы © том, что советокое население
встречает немецкие войска как освободи-
телей. Теперь эти «освободители». поджав
хвост, выражают. на весь мир свое нело-
вольство неблалодарностью населения горо-
ла Ростова. Эти ламентащии германского
верховного команлювалия прелветцают судь-
бу германских захватчиков, забравтих на-
пи города и села. Германские разбойники

НА ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
ИНОСТРАННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ

будут изпнаны и уничтожены, и это будет
соответствовать международному праву и
правосозналию народов: хозяин лома, имеет
право ‘убить разбойника, забравшегося с
оружием в руках в его дом. ;

На вопрос одного из американских кор-
ресткиндентов, — как вы оцениваете окон-
чание переговоров между rr. Курусу и
Номура, с одной стороны, и гг. Рузвель-
том и Хэллом — © другой, — тов. Люзов-
ский ответил: ce

Если судить по печати, то переговоры,
носившие предварительный характер, ни-
чем не закончились. Поскольку никакими
другими сведениями о переговорах я не
располагаю, я по этому вопросу ничего
больше сказать не могу. Американские и
японские корреспонденты, интересующиеся
этим вопросом, должны обратиться к сво-
им правительствам, от которых они смогут
получить более полные сведения.

В ответ на вопрос одного из корреспон-
дентов, — как вы оцениваете положение
в Ливии, — тов. Лозовский сказал:

Успепеное наступление антлийских, ин-
дийских, новозеландских и южноафрикан-
ских войск против итало-германских войск
в Ливии является, несомненно, поворотным
пунктом на фронте в Африке в пользу Ве-
ликобритании и плюсом для нашего 90-
mero дела.

Отвечая на вопрос одного из корреспон-
дентов, — имеются ли какие-нибуль изме-
нения в японо-советеких отношениях, —
тов. Лозовский сказал:

Мне о каких бы то ни было изменениях
ничего неизвестно. Взаимоотношения Me-
жду Японией и СССР регулируются пак-
том о нейтралитете от 13 апреля.

На, запрос ряда корреслюндентов о поло-
жении под Москвой тов. Лозовский  отве-
THI:

Вот уже 15-й день идет второе наступ-
ление немецких войск на Москву. Но нем-
цы могут пока зарегистрировать только
лишь огромные потери на, всех решительно
направлениях. i

СОБРАНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
СТОЛИЦЫ АЗЕРБАЙДЖАНА.

БАКУ, 1 декабря. (ТАСС). Свыше двух
тыкяч инженеров, ученых, артистов, пи-
сателей, врачей, педалогов, командиров
Красной Армии собралось в театре оперы
и балета им. ва, чтобы  обоулить
задачи, поставленные перед страной, пе-
ред советской интеллитенцией товарищем
Сталиным в ¢TO доклаже на торжествен-
ном заседании Московского совета 6 ноя-

Собрание открыл профессор-орденоносец
тов. Топчибатев. С локлалом выступил
академик М. Митин.

На трибуне. — поэт Самед Вуртун. Он
товорит о звериной сущности  фапгизма,
разрутталющегм  человечежую культуру,
создававитуюся веками.

— Фашизи — лютый враг научной
мысли, просвещения, враг интеллигенции.
Советская  интелтигенция  нахюдитея В
первых рядах борцов < фализмом. Инте-
ресы победы над врагом требуют еще
больших усилий, еще болышего натряже-
ния энергии каждого советекого грасжда-
нина. № этому призывает нас великий
Оталин, указавитий в своем доюлале путь
к победе.

Поэт закончил свое выютуиление пла-
Москва,
товарищу

Дорогой Иосиф Виссарионовия!

менными патриотическими стихами, обра-
щенными к товаришу Сталину.

QO вытекающих из доклада товарища,
Сталина задачах технической интежлиген-
цией говорила в своем выступлении ин-
женер Т. Таирова. В

— Коллективы научных работников,
инженеров, техников и конструкторов
Bary немало поработали над разрешением
проблем, связанных с обороной страны, —
заявляет она.— Но слелано еще далеко
не все, имеются огромные неиспотьзован-
ные возможности. Творчеекая мысль тех-
нической интеллигенции ‚должна быть пе-
ликом переключена, на,/ изыскание путей
увеличения  производительности труда,
улучшения и упрощения технологических
прюцеессв, максимального истользовамия
внутренних ресурсов. Каждый. советский
интеллигент должен постоянно хумать ©
том, чем еще он может быть полезен ро-
june, как еще помочь Красной Армии и
Военно-Морекому Флоту.

Бурной овацией было встречено пред-
ложение послать приветствие товарищу
Сталину. В приветственном письме, при-
нятом на собрании, выражены чувства и
мысли всей интеллигенции Азербайджана,
беспредельно преданнюй родине, партии,
товари Сталину.

Кремль—
Сталину

нам дать стране, налией доблестной Крах-

Могучим призывом к сокрушительному‘ ной Армии больше боевых моторов, снаб-
и полному разгрому немецких оккупантов   дить эти моторы первосортным горючим,

прозвучало каждое слово валпето истори-
ческого локлаль и речи в Москве в дни
XXIV годовщины Великой Октябрьской ©0-
циалистической революции. Ваши слова,

поможет свести к нулю превосходетво вра-
та в танках.

Отныне наши знания идут на вооруже-
ние Красной Армии. Гле бы каждый из

молниеносно облелев всю страну, назили   нас ни находилея — на промысле; заводе,

горячий отклик в сердце каждого совет-
ского гражданина.

Илет шестой месяц великой отечествен-
ной войны советского народа против озве-
релых полчиш фалпизма. На протяжении
веков наша родина He раз подвергалась
нашествиям алчных захватчиков. Но ни-
когда в истории народы, населяющие налшу
землю, не имели перед собой столь подлоге
и кровожалного врата, каким являются
германские фалиисты. Пиршества канниба-
лов, застенки инквизиции, костры и пытки
средневековья — все это меркнет перех
зверствами, чинимыми этими людоедами
ХХ столетия.

Гранлиозные достижения современной
науки и техники они обратили в средства
разрушения и истребления. Все то. чем
гордится человечество, что бесконечно до-
рого каждому живому существу, о-
стно топчется, уничтожается полчищами
фаптистоких вандалов.

Свободолюбивый азербайджанский народ
вместе со всеми народами страны B
борется с подлым врагом. Интеллигентия
Советекого Азербайлжана целиком отдает
себя этой борьбе. Hama кровь, нали мозг,
налиа жизнь принадлежат любимой совет-
ской родине. Ей мы обязаны всем, и ей
мы готовы отдать все.

Родина! Может ли быть для советокого
человека более любимое слово! Залщищая
свою родину, мы залпищаем многовековую
культуру нашего народа. залщищаем свою
честь, свою свободу. Клянемся, дорогой
Иосиф Виссарионович, что отдадим себя
целиком делу заациты сопиалистического
отечества. Родина дала нам знания. А зна-
ние — это могучее оружие. Оно поможет

фабрике, в научной лаборатории, школе,
учреждении, — он будет верно и самоот-
верженно, со всей присущей партийным и
непартийным большевикам дисциплиниро-
ванностью, ортажизованностью работать для
нужд фронта.

Превратим Ham родной Баку, каждый
тород и каждое село нашей родины в
непристутную крепость обороны. Будем
блительно охранять их. Шо первому зову
партии Ленина-——Сталина © оружием в ру-
ках пойдем против немецких оккупантов
и не сложим этого оружия до тех пор, по-
ка не истребим всех фаттиетвких захватчи-
ков до единого. 3

Интеллигенция Советского Азербайджана
вместе со воем советоким народом; совсем
прогрессивным человечеством с тлубоким
волнением и огромным напряжением слелит
за битвами на подступах к родной Моск-
ве. Каждый из нас готов вместе с герои-
ческими залцитниками Москвы  трудью
своей отстоять сердце нашей родины, налу
красную столицу.

Осененный — победоносным = знаменем
Ленина, — Сталина, советский народ раз-
тромит вражеские орды!

Да здравствует налпа родина, — любимая
мать всех спаянных сталинокой дружбой
советских народов!

Ла здравствует сталинская дружба на-
родов!

Да здравствует героическая Красная Ap-
мия и Ирасный Флот!

Да здравствует великий лруг советской
интеллигенции, вождь народа, руководитель
вооруженных еил нашей страны-—фодной
Сталин!

ОТКРЫТИЕ ЗИМНЕГО СПОРТИВНОГО СЕЗОНА В МОСКВЕ

30 ноября московские спортемены-—лыж-
ники, конькобежць, хоккеисты, пловпы,
волейболисты, баскетболисты и гимнасты—

открыли зимний сезон. В соревнованиях

приняли участие около тысячи чемпионов
и рекордеменов страны, заслуженных ма-
стеров спорта и спортемены всех разрядов.

Ранним утром первыми в Сокольниче-
ской роще стартовали лыжники. Их co-
бралось около 350. „В командном беге
патрулей мужчины шли 5 километров,
женщины-—3 километра. По пути, не сни-

мая лыж, мужчины преодолевали изгородь,
метали в «окопы» гранаты и 500 метров
шли в противогазе.

Первое место среди мужчин заняли
бойцы части подполковника тов. Рохлина,
а среди женщин-—команда общества «Caap-
так».

Женские и мужские команды («Буреве-
стник», «Спартак», «СОтроитель») провели
‘товарищеский матч по хоккею. Игра за-
кончилась у мужчин победой спартаковцев
нах командой «Буревестник» и ничейным

‚результатом у женщин,