ВРАГ ПИТАЕТ НАДЕЖДУ ПРОРВАТЬСЯ me
НЕМЕЦКИЕ ПОЛЧИЩА НА ПОДСТУПАХ

Летчики части командира тов, Писанко, принимавиие вчера активное участие
‚в штурмовке фашистских наземных войск, Слева направо: лейтенант М. Цыганов,
младший лейтенант Л, Даубе и младший лейтенант Н, Тетерин,

- — х

Улары шт

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 2 декабря. (По те-
лефону). Авиация обороны Москвы, взам-
модействуя © наземными войсками, птур-
мовыми налетами продолжает наносить. 2е-
стокие удары врату.

На энском направлении фронта группа
летчиков во главе с капитаном Невкипе-
лым при первом взлете питурмовала ко-
лонну автомалцин и автоцистерн © тгорю-
чим. Метким огнем наши летчики уничто-
жили вражеские мзпины, Второй налет
летчики совершили на колонну танков и
нанесли ей серьезный урон.

Фашистские летчики боятся наших
штурмовиков. На одном из участков .на-
ши пилоты нашупали колонну танков и
мотопехоту. С воздуха продвижение про-
тивника прикрывали 9 вражеских истре-

БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ ГЕРМАНСКИХ ВОЙСК

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 2 декабря,
(Спец. воен. корр. «Правды»). В ноябре
немцы неоколькю раз пытались прорвать
нашгу оборону, но она и по сей день
незыблема. Фашистам не удалось еколько-
нибудь продвинуться вперел ни ча одном
участке. Борьба на фронте приняла пози-
ционный харажтер, что отнюдь не мешает
напеимх бойцам и командирам наносить же-
стокие удары фапгистоким полчищам, ко-
торыми командует генерал-полковник, Бут.

Налпими частями, иотребительными от-
рядами и партизанами в истекшем месяце
было уничтожено 4.500 солдат и офице-
ров истанокой «Голубой дивизии». 290-я
фаптистакая дивизия потеряла до 1.500
человек, 30-я немецкая ливизия — до
2.000 человек, 32-я — до 1.600 чело-
век, дивизия СС «Мертвая. голова» —
около 1.500 человек.

Потери немцев столь велики, & резер-

вы, витимо, иссякли, IO B дивизии
«Мертвая голова» второй полк был рас-
формирован для пополнения поредевших
первого и третьего полков. Такое же по-
тожение в 32-й немецкой пехотной диви-
зии, которой командует небезызвестный
тенерал Бомпиитедт, где также расформиро-
вано несколько подравделений и тде, не-
смотря на это, в батальонах осталось по
300-—350 человек. В девятой роте 46-го
полка 30-й немецкой пехотной дивизии
сойчае всего 56 человек, при чем, как
заявляют пленные, все оставшиеся в

РАЗГРОМИТ

b

Шестнадцатый день ноябрьского наступ-
ления немцев на Москву вновь создал
напряженное положение там, где еще на-
кануне наблюдалось затишье. Немцы акти-
‘визировали свои действия по всему фрон-
ту, бросив в бой против наших войск
пехоту и танки, автоматчиков и артил-
лерию, Они подтянули свои вторые эшело-
ны, оконцентрировав пехотные и танковые
дивизии на основных направлениях, веду-
щих к Москве. Вновь на дорогах, на ас-
фальтированных шоссе и в селах развер-
нулись ожесточенные и кровопролитные
сражения, требующие от наших бойнов
огромной стойкости, беспримерной выдерж-
ки и больнюй отваги.

В первый день своего ноябрьского на-
ступления на Москву немцы тоже пред-
приняли атаки по всем направлениям.
Натиск этот продолжался три дня, потом
он начал, в результате усиления нашего
отпора, немного ослабевать. После этого врат
сосредоточил много сил на своих флангах —
на Клинеком и Сталиногорском направле-
ниях, создавая угрозу окружения Москвы.
Отнако и там немцы встретили серьезный
барьер, который трудно было преодолеть. За
последние дни фапистекие войска пытались
неожиданным и концентрированным ударом
силой до девяти пехотных и танковых
дивизий прорваль Haury оборону на Воло-
коламеком назравлении. Но и здесь враг
был остановлен, он бросал в бой все но-
вые и новые полки, но существенных

Фото А. Устинова.
* : ь

урмовиков

бителей. Однако, как только нал колонной

появились наши штурмовики и истреби-
тели, фалпистокие самолеты без боя ото-
шли в сторону, безучаетно наблюдая 38
действиями нашей авиации.

В ночь на 2 декабря подполковник тов,
Карпенко и старший лейтенант Долганов
совершили налет на один из вражеских
аэродромов. На поле сожжено 23 самолета
противника и запасы горючего.

3&’ день 2 декабря нашими летчиками
уничтожено 29 фалпистоких танков, 3 тан-
кетки, 133 машины © разным грузом,
9 бензоцистерн, подавлен огонь 6 зенит-
ных орудий, истреблено до двух батальо-
нов пехоты.

Полковой комиссар В, ЛЯКИШЕВ.

строю солдаты этой роты нуждаются в
гоститальном лечении. В дивизии распро-
странены простулные язвы, ютухоли, ди-
зентерия. Теплой одежды ни ‘у кого нет,
вместо шаток фаптистокое войско получи-
ло грязные тряпии для защиты тей от
мороза. Соллать восемь недель не умьева-
лись и обовшивели. Офицеры последний
раз получили чистое белье четыре недели
назад.

Начало лекабря ознаменовалось на
фронте затишьем, Немепкие войска вчера
не проявляли никакой активности. По
уши заръвитиеь в землю, фашисты зали-
зывали раны, восстанавливали свою си-
стему обороны, нарущенную на многих
участках фронта ноябрыкими контратака-
ми и активными наступательными дей-
ствиями налпих частей.

Нанта, артиллерия вела редкий огонь,
летчики бомбили вражеские  коммуника-
ции и тылы. За сутки артиллеристами и
авиацией было уничтожено около 100 не-
мецких солдат и офицеров, танк, 22 ав-
томашины, 6 ДЗОТ’ов, блиндажи.

Налпи пехотинцы, воспользовавшись
паузой, мылись в банях, искусно устроен-
ных в землянках. Во вторых эшелонах
проводились занятия по боевой подготов-
ке. Во всех подразделениях состоялись
бесежы о пламенном революционере Сергее
Мироновиче Кирове,

И. ПАВЛОВСКИЙ.

успехов достичь не удалось. Новые тысячи
трупов немецких соллат, новые колонны
подорванных и подожженных Фаптистеких
танков не принесли своей гибелью победы
фашистским генералам.

Две недели ноябрьского  наступле-
ния, изрядно измотавшего немецкие войска,
не приблизили немнев к fx главной
цели, хоть им и Удалось продвинуться
x Москве. Но нынче ведь победы опре-
деляются не столько километрами, сколько
соотношением сил-—с каждой минутой,
с кажтлым часом оттяжки и топтания нем-
нев на месте наш отпор возрастал,
нала мощь, ната техническая вооружен-
ность приобретала все более фундамен-
тальный характер,

Ha Можайском и Малоярославецком
направлениях” враг бросил крунные тан-
ковые колонны, за которыми шли
пехотные части. Немцы пытались ЗЗЯТЬ
в «клещи» наши войска. На одном
‘только маленьком участке, прилегающем к
Москва-реке, враги шли в наступление
двумя пехотными дивизиями и мощной
танковой колонной. В течение всего дня
наши войска сдерживали этот новый на-
пор немцев. Но к вечеру врагам удалось
зашять села, расположенные у шоссе. Оле-
дует отметить, что враги бросают в бой
много автоматчиков, которые просачивазт-
ся в леса, а кое-где и в села. Одна наша

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 2 декабря, (Спец,
воен, корр. «Правды»). Остановив наступ-
ление вражеских дивизий в районе города
А., части командира Захаркина на восточ-
ном берегу Оки перешли в контратаку.
Противник выбит из пяти населенных

Фашистские варвары узаконили бесче-
ловечное отношение к пленным красноар-
мейцам специальными приказами. Вот
приказ № 109 по 203-му пехотному пол-
ку 76-й немецкой пехотной дивизии от
2 ноября 1941 гола. В пункте 5-м прика-
за, говорится:

«Верховный главнокомандующий армии
приказал, чтобы вне боевых действий в

Генерал-полковник

Я. ЧЕРЕВИЧЕНКО.

Командующий войсками Южного фронта

РАЗГРОМ ГРУППЫ КЛЕИСТА

Начало наступательных ударов по вра-
гу, события, связанные в разгромом броне-
группы ИАлейста и взятием Ростова частя-
ми Красной Армии, практически подтвер-
дили грозные для врага слова товарища
Сталина о том, что «в огие отечественной
войны куются и уже выковались новые
советские бойцы и командиры, ‘летчики,
артиллеристы, минометчики, танкисты, пе-
хотинцы, моряки, которые завтра превра-
тятся в грозу для немецкой армии».

После своего прорыва на Мариуполь
враг поставил перед собой задачу-—выйти
на Северный Кавказ, захватить Майкоп,
прибрать к рукам крупный нефтяной
район страны. План врата был задуман
широко. Общая стратегическая задача про-
рыва на Кавказ воплотилась в замысел
следующей военной операции: врезаться
твумя клиньями в натпу оборону, прорвать
ее и сомкнуть удары в районе Шахты —
Каменск. (Видимо, мечта о больщих «Кан-
нах» ло сих пор не дает покоя немец-
ким генералам).

Главная роль во всей этой операции
возлагалась на  бронетруппу генерала
Клейста, которая шла вдоль моря на
Ростов типичной немецкой «евинъей», при-
крываясь с северо-востока дивизией CC
«Викинг» и 16-й танковой дивизией.
На правом фланге нашего фронта, в на-
правлении на Воропгиловтрад, двигалась
труппа генерала Шведлера в составе пяти—
meorn дивизий, На остальных участках
фронта в качестве сковывающей. CHIBI
действовали 49-Й горно-стрелковый кор-
TYG, итальянокий экспедиционный коргуе
и отлельные немежкие части.

Размах задуманной операции требовал
от противника определенного обеспечения
ев живой силой и материальными средет-
вами борьбы. В состав бронегпруштье Клей-
ona входили 13-я, 14-я и 16-я танковыю
дивизии, дивизия СС «Викинг», дивизия
СС «Атлольф Гитлер», 60-я мотострелковая
дивизия и 49-Й горно-стреаковый корпус,

Правая клешня фашистского краба, зако-
ванная в броню танковых дивизий, готова.
была перерезать одну важную артерию
нашей страны,

Олно только не было принято противни-
ком в расчет: что войска нашего Южного
фронта окрепли в непрерывных боях с
врагом, приобрели опыт, получили из ре-
зервов серьезные полкрепления живой си-
лой, техникой и вполне созрели, чтобы пе-
рейти от упорной, активной, изобилующей
контратаками обороны к решительным
наступательных действиям. Если на про-
тяжении первых пяти месяцев войны вой-
ска нашего Южного фронта, героически за-
шищая каждую пядь родной земли, могли
рассчитывать лишь на иэматывание сил
врата, на постепенное истощение его ре-
зервюв, то теперь наш Южный фронт стал
фронтом наступательным, Реальные собы-
тия полностью это подтвердили,

Группе Шведлера удалось олно время по-
теснить напги части и вклиниться в рас-
положение нашей обороны, Но ее движе-
ние вперед было приостановлено контруда-
рами наших войск. Мужественно и умело
били врага бейцы частей Героя Советского
Союза тов. Петраковекого, тт. Шарытина,
Браславца, Враг получил удар и вынуж-
ден был втягивать назад свою левую
клеитню. В это время части нашего фрон*
та перешли в решительное наступление на
труппу Клейота.

Пол могучими ударами. частей тов, To-
патина и тов, Харитонова стали трещать
дивизия СС «Викинг» и 16-я тапковая
дивизия, прикрывавшая главные силы
врага с северо-востока. В тесном взаимо-
действии с авиацией, танками и артилле-
рией наши стрелковые части наносили
п Bpany удар за Уларом, стремительно
продвигаясь вперед, освобожцая Ha своем
пути населенные пункты, оккупированные
противником, уничтожая живую силу
врага и ето технику, захватывая много-
численные трофеи,

В результате этих ударов (в которых
особонно отличились части тт. Филицио-
ва, Шепетова и Бурлейного), несмотря на
отчаянное сопротивление и сильное при-
крытие © воздуха, полки дивизии
СС «Викинг» — «Вестланд», «Остланд»,
«Германия»—^и 16-я танковая дивизия бы-
ли разгромлены и в значительной своей
части уничтожены. Противник вынужден
был отокочить на, юго-запалный берег pe-
ки Тузлов, перейти к обороне и всячески
ее укреплять, чтобы сдерживать напор
частей Краеной Армии.

Интересно отметить, что немцы не по-
няли основного перелома в боевых дей-
ствиях на Южном фронте, не поняли, что
инициатива перешла в наши руки, по
инерции считали наши ударьё обычными
контратаками и заслужевно были оемея-
ны англичанами за свое нежелание при-
знать эти удары как.фФакт решительного
контрнастуоления советских войок,

Клейст своими главными силами делает
отчаянный прыжок на Ростов и ценой
жестоких жертв захватывает ето ударом
двух танковых дивизий, 60-й мотоди-
визии и бросив в дело даже лейб-гварлию
Гитлера в лице дивизии СС «Адольф Гит-
лер». Но это уже не могло изменить 10-
тического хода событий, не могло вернуть
рагу потеряниую инициативу,

Командование наших войск решило за
счет сужения фронта наступления ударить
па Ростов и обрубить фашистскую лапу,
протянутую к Кавказу. Части тов, Лопа-
тина получили задачу: нанести главный
удар в направлении на западную окраину
Ростова. Части тов. Харитонова должны
были бить в направлении на Ваменоломню,
через ВБ. Caan, © одной стороны, и на
северо-восточную окраину Ростова — через
Раковку. Части тов, Ремизова получили
залачу на удар из-за Дона на север,

На реке Тузлов части Красной Армия
встретили упорное сопротивление врага, ко-
торый имел заранее подготовленную поле-
вую оборону, сумел ее развить и укре-
пить, Враг бросит большие силы авиации,
чтобы расстроить наши части, сломить их
наступательный порыв, сорвать продвиже-
ние вперед. Но недаром прошли для на-
ших бойцов, командиров и политработни-
ков первые месяцы ожесточенных, крово-

‘Западный фронт, 2. декабря

(От снециального военного корреспондента «Правдь»)

часть днем вела упорный бой с вражески-
ми автоматчиками.

В районе Н. советские войска вели
ожесточенный бой с танками  нехцев.
Наши пехотинцы подорвали и подожгли
тридцать пять вражеских танков, захвати-
ли 4 миномета, 4 станковых пулемета,
уничтожили до батальона немецкой пехо-
ты, захватили пленных, в том числе од-
ного офицера. На Можайском направлении
наша часть отбила у немцев занятые ими
накануне три села, окружила и уничто-
жила до двух рот пехоты. Одной танковой
колонне немцев удалось все же прорвать-
ся к селению №, обострив положение на
этом направлении.

Попрежнему с ожесточением и упор-
ством велись сражения на Волоколамеком
и Клинеком участках Западного фронта.
Днем фашистам ценой больших усилий и
потерь удалось занять пункт, расположен-
ный на пути задуманного ими наступле-
ния. Но к ночи этот пункт был отбит
нашими войсками. Гвардейцы, танкисты,
кавалеристы удерживают рубежи, отражая
атаки врагов. В самых последних боях на
этом крохотном клочке земли наши войска
уничтожили 12 танков, 7 орудий, 7 авто-
машин, 4 самолета, 2 минометных бата-
реи и x0 1.300 солдат и офицеров.

В течение дня велись также крупные
бои на Малоярославецком направлении, где
немцы наступают пехотой и танками.
Враги проникли в селение К., на подсту-
пах к которому нами сожжено семь фаши-
стеких танков.

Наши войска в течение дня вели на-
ступалельны операции на Влинском и
Статиногорском направлениях. Напги частя
в районе Д. успешной атакой заняли ряд
сел и нанесли удар сосредоточенным там
немецким войскам. Продолжают наступле-
ние конно-гварлейцы генерал-майора Бе-
лова. Врати пытаются оказать сопротив-
ление, но под налиском напих конных и
танковых сил отступают на ют. Конная
твардия уже заняла десяток сел, уничто-
жает вражескую пехоту, танки, автома-
шины. Интересно отметить, что немцы на-
чали наступление на Сталиногороком на-
правлении при поддержке ста танков, —
теперь отходят Hasal лишь шестьдесят
танков. .

Враг делает еще одну отчаянную попьгт-

ку пробитья к ближним  подотупам
& Москве. Мы должны  противопоста-
вить немцам наш возрастающий от-

пор, стойкость воинов советского народа,
упорство, самоотверженность. Новая опае-
ность удесятерит наши силы, враг не дол-
жен быть допущен к Москве, Враг будет
разгромлен на ее подступах!

О, КУРГАНОВ,

КОНТРАТАКИ НАШИХ ВОЙСК

пунктов, В этих боях фашисты потеряли
не менее полка убитыми.

Врат упорно сопротивляется. Весь день
2 лекабря на этом участке фронта наши
части продолжали вести упорные бои,

Л. МИТНИЦКИЙ.

Немцы посылают пленных красноармейцев на минные поля

целях сохранения германской крови поиски
  es и очистка минных полей производи-
  лись русскими военнопленными, Роден-
  бург». ‘

В каждой строчке ясно проглядывает
зрериное лицо германских фашистов, по-
пираюцщких всякие основы международного

права.
Г, ГРИГОРЕНКО,

{От специального военного

Наши разведчики поймали ефрейтора
Вальтера Шинке на берегу Тверцы,
торой он пробирался, чтобы умыться:
отчаянно сопротивлялся. Когда у него вы-
били из рук автомат, он выхватил из-за
голенища нож. Обезоруженный, он Ip0-
должал отбиваться руками и ногами, ку-
cates, царапалея, рычал.
лось нести в часть на фуках,

Й вот он стоит в штабе, оборванный,
трязный, стоит навытяжжу, руки пю швам.
Его молодое, грубое, поросшее неопрятной
рыжей щетиной лицо испутанно. Глаза —
тусклые и серые, как оловянные пуговицы

К МОСКВЕ. ОСТАНОВИТЬ ВРАГА,
К СТОЛИЦЕ!

Os
; С

Как фашисты разбойничают в гор. Калинине
корреспондента «Правдь») go
каз этот, как и все остальные, кончады ей
к ко-  выразительными словами: «3% невышль ! ts

Он   ние — расстрел». Ha четвертые супу
ночью владельцы скота и птицы быдир»- 9
бужены резким стуком. По домам холл ope’
солдаты и по спискам, составленных ев.   (1
мецкой педантичностью, отбирали коров т {узи
«Языка» при-  коз, кур и уток. Взамен жителям выдаван 07)
расписки, в которых интенлантство обяз. у
лось расплатиться за «купленное» мяу. и
после войны. 0
Затем населению было предложено слать   ow
теплые вещи. Толкование этого приказ   oy
было передано на усмотрение солдат, п  f
изводивших обыск и реквизицию, В чим   as

его мундира. Он избегает прямых взглядов
и на вопросы отвечает по-солдатоки отры-
висто и_жоротко. Да, он член союза гитле-
ровской молодежи. Воевал потому, что таб
приказал фюрер. Ему нет никакого дела,
справедливая эта война или Her. Of этом
знает фюрер, а его дело точно выполнять
приказы командира.

Но вот пленного обыскивают, и дел
обертываетея совсем не так, как это хочет
показать Шинке. В карманах бравого
вфрейтора обнаруживаются двое женских
ручных часиков, кошелек с эмблемой сель-
скохозяйственной выставки, серебряный
портеигар ¢ вытравированной надписью
«Товаришу Жаринову И. С. за отличную
стрельбу» и грошевая брошика из поддель-
ного золота, Нод рваным, заплатанным и
засаленным Ффренчем у него находят ва
шерстяных и один шелковый женский
джемнер, нод форменными брюками — двое
дамеких рейтуз и женские лыжные шаро-
вары с маркой Калининской швейной фаб-
рики. Вор переминается с ноги на ногу
у кучи натрабленного им добра, блудливо и
заискивающе улыбается,

Вот уже месящ, как немцы ворвались в
некоторые районы города Калинина. Как
голодное и жадное стало шакалов, они на-
бросились на магазины и склады, разгра-
били их дочиота буквально в течение не-
скольких дней, Затем принялись за част-
ные квартиры. :

Сначала немецкое командование пытд-
лось придать трабежам блатопристойную
внешность законности. Был издан, напри-
мер, приказ, что все жители, имеющие у
себя какую-нибудь живность — корову,
свинью, козу, кур или гусей—в трехднев-
ный срок обязаны зарегистрировать их В
магистрате. Это-ле необходимо для TOTO,
чтобы обеспечить животных кормами. При-

На командном пункте 1-го гвардейского

«теплых вещей для армии» попадали жен.
ские жакеты, пальто, туфли, одеяла, 1, 0
душки,— словом, все, что  приглянемя
мародерам.

Город ограблен начисто, Немецкая 44.
ранча пожрала в нем все до зерна. Неино   [7
тие жители, не успевигие уйти, жестою mem
тололают. Пожилой библиотекарь тов. Вуз.   (ee!
мин. которого немецкое нашествие застаи =
больным на койке (несколько дней назы мл
ему удалось под пулями немецких 29%   прп
матчиков бежать к ©воим), с ужасом ру   и
оказывает о странной сцене, разыгравтей xq,
ся около мельничного завода № 1. Немцы   ут
трузили Ha автомашины  напрабленный   д
овес. Один мешюк ‘упал, разорвалея, и 3%}   wy
но рассыпалось тю земле. Находивииыя  удл
поблизости старик и мальчик жадно бу. th
сились на землю и стали горстями COO   paps
рать овес и совать его себе в рот. М та

арестовали. Их привязали к телеграфяьх
столбам друг против друга. На трудь в

повесили бумажки с надписью: «Я
вал овес». В этот день © Волги
острый северный ветер. Старик и Mame
чик были не в силах потшеветьнуть ях

рукой, ни ногой. Вечером у столба стоял

два окоченевших трупа.

— Мразь, мерзкая мразь! Их нал хм
вить, их надо ‘уничтожать, как парази
тов... — бормочет старый библиотежарь, ‹
ненавистью поглядывая туда, где в мера.
нии артиллерийских залпов и
зареве пожарищ вырисовываются темны
контуры родного города, нашего любимом,
уютного и красивого Калинина, который
стал теперь ареной разнузданных оргяй 1
диких, кровавых грабежей.

Б. ПОЛЕВОЙ,
Калининское направление.

кавалерийского корпуса. Командир кор.

пуса генерал-майор П. А. Белов дает указания командирам.

Фото (Ц. Струнникова.

пролитных боев. Операцией лично руково-  ская авиация. Летчики частей тт. Баты-

диз маршал
С. В. Тимошенко.
Сопротивление врага бымо  сломлено.
Жестокие удары наносили врагу на своем
направлении части тов. Лопатина. Энер-
гично и напористо шли на врата 4a-
ети тов. Харитонова. Высокий  насту-
пательный порыв показали кавалеристы
частей тт. Григоровича и Кириченко,
также ворвавшиеся в Ростов.

28 ноября в Ростове уже. шли ожесто-
ченные уличные бои. Боевой славой по-
крыли себя в эти лни бойцы, командиры

и политработники Южного фронта, Сотни

героев родились в этих боях, выявились
новые имена талантливых командиров.
Молодой командир кавалерийского полка
капитан Шевченко, скрытно переправив-
WHCh через водный рубеж, нанес лихой
улар по тылам одной из частей группы
Шведлера. Смелые ночные налеты на про-
тивника совершал полк, где командиром
батальонный комиссар тов. Филиппов.
Именно такие люди фронта били немен-
кого генерала Шведлера, били крепко, би-
ли умно, били хитро и бесстралино, Но
особенно стремительны были удары по
врагу на левом крыле фронта. Все попыт-
ки врага сопротивляться, переходить в
контратаки не Только срывались, но и
превращались в беспоряхочный его oT-
ход, завершалиеь неотвязным  прееледова-
нием,

° Здесь сказался перелом в соотношении
сил, превращение нашеро Южного фронта
в наступательный фронт, Противник по-
пыталея, например, сопротивляться  тан-
кистам подразделения тов. Бурдейного. Но
они вместе с артиллеристами капитана
Леоненко нанесли врагу такой удар, по-
сле которого фашистские танки были вы-
ведены из етроя, ‘а немецкая пехота по-
зорно бежала. Образцы умелого взаимо-
действия с танками, артиллерией и авиа-
цией показали в наступательном бою
стрелковые полки тт, Заславского и Гаври-
лнна. Отбив у врага’ несколько деревень и
захватив 60 автомашин, 13 пушек,
11 пулеметов, винтовки, снаряды ни патро-
ны, они уничтожили более 70 фашистов.

Большую роль в осуществлении

Koro Союза тов. гина, Шевченко и других командиров в

жестоких возлунных боях уничтожали са-
молеты врага, штурмовали его наземные
войска, поджигая танки, автомашины, но-
давляя артиллерию, расстреливая пехоту.

Вот примеры, характеризующие жажду
битвы с вратом, наступательный дух бой-
цов фронта. Летчик Ямбарцев, на самолете
которого отказал в полете правый мотор,
принял решение не возвращаться назад и,
точно выйдя на цель, на о1ном моторе
отбомбилея по врагу и блатополучно вер-
нулся на свою базу. Шулеметчик Скрип-
ник, будучи раненным, не ушел © поля
боя, а яростно бросился на врата в атаку.
Его порыв увлек за собой других бойнов.
Смельчаки забросали врага гранатами. Под
напором этой труппы отважных советских
людей, которых поднял в атаку раненый
пулеметчик, вынужден был отойти баталь-
он немцев. Таковы примеры, характери-
зующие силу наступательного порыва
бойцов — этого могучего морального фак-
тора на войне.

Особым напряжением и ожесточенностью
отличались бои на подетупах к Ростову и
на ‘улицах самого города. Совершив смелый
рейд через территорию, занятую врагом,
кавалеристы тов. Кириченко энергично
ворвались в Ростов. Нани ‘удары © севера
позволили частям тов. Ремизова обрунтить-
ся на противника ¢ юга. Тонкий лед ва
реках не позволял переправлять танки и
орудия. Итти приходилось через плавни,
по голой открытой степи. Но пехота и ка-
залерия, преодолев тяжелые препятствия,
стремительным броском ворвались на юж-
ные окраины города. Двое суток продолжа-
лось сражение на улицах города. Днем
29 ноября войска фронта, сломив левым
крылом упорное сопротивление противника,
вуесте © частями тов. Ремизова оконча-
тельно овладели Ростовом, нанеся значи-
тельное поражение противнику.

Бросая оружие, © болыпими потерями
вражеские войска начали беспорядочный
отход. Части Красной Армии организовали
преследование. Потери врата огромны. Ло-
статочно сказать, что в 14-Й немецкой
танковой дивизии оталжь не более

до 25 танков. Дороги на запад забуты
машинами. По показаниям пленных, в
тах частей 60-й мотодивизии уцелело в
более чем по 25—30 солдат.

Отходя на затад, противник отрызаемя
частными контратаками, бросая в них OT
дельные батальоны в сопровождении 10—
12 танков. Но это уже удары защиты,
разрозненные попытки сопротивления,
корчи смертельно раненого зверя.

В результате решительного наступления
частей нащего фронта, тесного взаимолей-
ствия всех родов войск врагу наненя
сокрушительный удар. Группа генерала
Клейста разбита. Ee разрозненные, нелоби-
тые части преследуются нашими в
‚сками.

Какне выводы можно сделать из эт
операции? Первый и основной: теперь
враг почувствовал не только силу и ую
ство нашей обороны, но и мощь наеступа-
тельных ударов, Бои за Ростов и под Р-
стовом — это свидетельство того, что Юх
ный фронт стал наступательным фронтом,
qm вслед за разгромом  бронегрупиы
Клейста немецко-фашистекие войска 10a)
чат новые, все более сокруптительные уд
ры, которые кончатся только одних:
беспощадным и полным уничтожением 03
щистеких захватчиков. Тому порукой xpas-
рость наших бойцов, командиров и поли“
работников, их умение организовать на-
ступательный бой и довести его до. конца.
Судьба Ростова, ‘как преддверья Кавказ
решалась в эти дни не только на поте

The

вор
m

№
их

cn ren не

=

oo)

пах к городу, а на всей линии фронт. -%

Теснихый повсюду, рискуя оказаться пре
жатым к морю, враг вынужден был be
жать. В этом-—сила, значение и глуб
военный смысл проведенной. операции.
Как высшую награлу приняли бойцы,
командиры и политработники Hallet
фронта поздравление великого Сталина?
победой над врагом, © освобождением Р
стова ог немецко-фаптистеких захватчик
Слово товарища Сталина зовет Hac BIC
в наступление, обязывает обрушитья №
врага новыми могучими ударами — №
полное уничтожение всех немцев де ON
ного, пробравшихея на территорию wale!

всей   30 танков, половина живой вилы уничто-   рдины в качестве оккупантов,

операции сыграла наша славная. сталин-   жена. В 16-й танковой дивизин осталось   Южный фронт, 2 декабря

ee aa