)

ХЗ
I By

wr
Е
 .
(in
tea

DoLit

) Di
ORL:

т
(Oa
Tepe
ett...
8 Ti
В

AIRE
ID
Нова!

OTHI

‘TAD
9 №
Ov!

поз
кол

Cue
ен:
Ts:
OH
Our
кий
дей
0 Te

Пре
т №.

eH,
о
, ie

ОВ.

Ie
a
‚ а
КОВ
Tak

yap
( is
p10

me-
po
ope

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
НЕЕ ЕЕ ЕЕ ДЕТ МЕНЕЕ озере ЕЕ EE

`Всёсоюзная Коммунистическая Партия (больш...
SESE

также оказалась

Геперь мы
во всем мире,

№212 (9983)

Е ЗЕЕ ТРИ

Среда, 5 сентября 1945 г.

ПЕ ЕЕ И ЕЕ Е

ЦЕНА 20 КОП.

aS ee

ПРИКАЗ

Верховноюо Главнокомандующело

по войскам Красной Армии и Военно-Морскому флоту

2 сентября 1945 года в Токио представите-
лями Японии подписан акт о безоговороч-
ной капитуляции японских вооружённых
сил.

Война советского народа, совместно с на-
шими союзниками, против последнего агрес-
сора — японского империализма — победо-
носно завершена, Япония разгромлена и ка-
питулировала.

Товарищи красноармейцы, краснофлотцы,
сержанты, старшины, офицеры армии и фло-
та, генералы, адмиралы и маршалы, поздрав-
ляю Вас с победоносным завершением войны
против Японии.

В ознаменование победы над Японией, се-
годня, 3 сентября, в день ПРАЗДНИКА ПОБЕ-
ДЫ над Японией, в 21 час столица нашей
Родины МОСКВА от имени Родины салютует
доблестным войскам Красной Армии, кораб-
лям и частям Военно- Морского флота, олер-
жавшим эту победу, — двадцатью четырьмя
артиллерийскими залпами из трёхсот два-
дцати четырёх орудий.

Вечная слава героям, павшим в боях за
честь и победу нашей Родины!

Пусть живут и здравствуют наша Красная
Армия и наш Военно-Морской флот!

Верховный Главнокомандующий
Генералиссимус Советскою Союза

И. СТАЛИН.

3 сентября 1945 года — № 373.

Великая победа

Памятной, незабываемой датой войдет в
историю нашей страны 2 сентября 1945
года. В этот день великий Сталин возвестил
советскому народу о подписании японским
агрэосором безоговорочной капитуляции, 0
завершении второй мировой войны полной
победой свободолюбивых народов.

данно и вероломно напал на нашу страну.
Веледствие слабости царского правитель- п великий советский народ и его славная
ства Россия понесла поражение. Япония  ! Красная Армия смыли навсегда черное пят-
вавязала России так называемый Порт-   но поражения России в 1904 году Япония
смутский договор, захватила Южный Саха-   лелжна держать ответ за все свои преступ-
лин, утвердилась на Курильских островах, ления перзл нашей Родиной, перед веем
и таким образом закрыла на замок для на-   миром.

исторический счет Японии. Пришло время,

Это означает,

Е Е Е eee ЕЕ

тей страны на Востоке sce выходы в
океан,— следовательно. также все выходы
к портам советокой Кзмчатки и советекой
Чукотки. «Было яено,— говорит товарищ
Сталин — что Япения ставит себе задачу
отторгнуть от России весь ее Дальний Вос-
тек». 5

Народ России ни на минуту не забывал
уроков русско-японской вейны. Он рас-
сематривал поражение России в этой войне,
как черное пятно, легшее на нашу страну.
Он считал своей священной обязанностью
смыть это пятно, оградить кровные инте-
рееы своей великой Родины и разгромить
японекого агрессора.

B 1918 году японские империалисты
вновь напали на нашу страну. Это было
исключительно трудное время для нашей
Родины. Молодая, еще не окрепшая совет-
ская власть встретилась внутри страны ©
полной экономической разрухой — насле-
дием царского строя‘и Временного буржу-
азного правительства. Англия, Франция,
Соединенные Штаты Америки отнеслись к
молодой социалистической республике вра-
ждебно.

Японские имперпалисты решили исполь-
зовать трудную для Советокой России 06-
становку. Они вновь напали на нашу стра-
ну, захватили Дальний Восток. Четыре го-
да продолжался кровавый разгул японской
военщины на нашем родном Дальнем Вос-
токе.

Эти годы воспитали в советеких людях
тлубочайшую ненависть к японским за-
хватчикам. Советские люди сказали себе,
что, пока не будет разгромлен японский аг-
рессор, наша Родина не может расечиты-
вать на безопасность своих дальневосточ
ных границ.

Советский народ успешно ликвидировал
японскую авантюру 1918—22 гг. Япон-
ские захватчики были изгнаны из районов
советского Дальнего Востока. Но они не
успокоились. В 1938 году они совершают
новое разбойничье нападение в районе 6зе-
ра Хасан, около Владивостока. ‘1939 год
является свидетелем новой японской згрес-
син в районе Монгольской Народной Рес-
публики с пелью вторгнуться на террито-
рию СССР. Планы японских империалистов
сорвались. Доблестная Красная Армия раз-
громила отборные войска японских саму-
`раев, покрыла славой свои бозвые знамена
и в районе озера Хасан, и под Халхин-Го-
лом. Японские захватчики вынуждены бы-
ли убраться во-свояси. Затаив злобу, они
стали готовить новые удары против Сэвет-
ского Союза.

В союзе © германским агрессором Япо-
ния развязала вторую мировую войну. Она
вероломно` напала на наших союзников,
твердо уверенная, что гитлеровекая Герма-
ния одержит победу и что японский импе-
рнализм сможет осуществить свои захват-
нические планы в отношении советского
Дальнего Востока.

Но заговор агрессоров потерпел полное
крушение. Героическая Красная Армия ®ло-
мала хребет немецкому фашистскому зве-
рю. Усилиями великих союзных держав гит-
леровская Германия была вынуждена Е
безоговорочной капитуляции. т

Разгромив гитлеровскую Германию, Co-
ветский Союз об’явил войну японскому аг-
рессору. Пришло время ипред’явить наш

С исключительным вниманием и глубо-
ким волнением слушала вся наша страна
историческое выступление товарища
Сталина. На митинге прокатного пеха за-
Boia «Серп и молот» вальцовшик стана
«250» тов. Школьников заявил: «Наш
мудрый учитель и вождь товафищ Сталин
сказал всем трудящимся Советского Сотоза
0б окснчании второй мировой войны. Ёогда
нам было трудно. когда враг вторгся на
нашу землю, товарищ Сталан говорил: мы
побезим. И мы победили. Мы вместе с
армиями наших союзников сразили злей-
чпих агрессоров земного’ шара».
~ Четыфе месяца назад разгромленная #
поверженная в прах гитлеровекая Германия
безоговорочно капитулировала. Период вой-
ны Е Европе кончился. Начался период
мирного развития. Но ‘на Тихом окезне
еще продолжала бушевать война, развязан-
ная главной союзницей гитлеровской Гер-
мании — империалистической Японией,
Ныне и этот очаг войны пиквилирован.
06’ехиненными усилиями вооруженных сил
СССР, США. Китая и Великобритании Япо-
ния Эазбита наголову на морях и на суше.
Она окружена со всех сторон армиями п
флотом Об’едлиненных наций. Ее военное и
Экономическое положение стало столь без-
надежным, что. японские правящие кругя
вынуждены были признать поражение Япо-
нии в войне и принять безоговорочную
капитуляцию, fs

Дегть подписания Японией безоговороч-
ной капитуляции войдет в историю всех
свободолюбивых народов как светлая и ра-
достная дата победы над последним агрес-
сором — над японским империализмом.

Свыше 9 лет назал товарищ Сталин, ана-
лизируя международную обстановку, ука-
зывал, что в мире сушествуют два очага
войны— один в зоне Германии и другой в
зоне Японии.

Немецко-японские агрессоры организова-
ли чудовищный, невиданный по своим мас-
штабам, по своим разбойничьим замыслам
заговор против мира, против всех свободо-
любивых народов. «Это они развязали вто-
рую мировую войну. Это они поставили че-
ловечество и его цивилизацию на край
гибели» (Сталин).

Но немецки» и японские империалисты
просчитались. Сегодня все свободолюбивое
человечество неззднует великую победу нал
своими врагами. Японский агрессор постав-
лен на колени. Наступил конец второй ми-
ровой войны!

Народы нашего великого Советского Сою-
33 имеют тем большие основания радовать-
ся этой победе, что японские империалисты
издавна были заклятыми врагами нашей
Родины, нанесли серьезнейший ущерб на-
шей стране. У нас, у советских людей, есть
еще свой особый счет к Японии.

На протяжении сорока лет японские им-
периалисты совершали одно за другим раз-
бойничьи нападения на нашу Родину. Они
поставили перед собой преступную цель —
захватить в свои лапы и отторгнуть от на-
шей страны одну из драгоценнейших ее
жемчужин — Дальний Восток, полностью
лишить нашу страну на Востоке всех вы-
ходов в океан. Для осуществления этих
захватнических нланов японские империа-
листы нападали нз напгу Ролину в 1904,
в 1918, в 1938 ив 1939 г.г.

В 1904 году японский агрессор неожи-

‹ Сорок лет ждала наша страна этого лня.
 Й вот этот день наступил. Отныне и на
  веегда Южный Сахалин и Курильские ост-
  Рева отходят в Советскому Союзу. Позорно
! провалились японские попытки использо-
вать эти районы для того. чтобы оторвать,
вашу страну от океана. для того. чтобы
превратить их в плапларм новых агрегснй
! На советский Лальний Восток. Ныне Юж-
Т ный Сахалин и Курильские острова будут
глужить нашей Родине — великой евро-
пейской и тихоокеанекой державе. как
важные средства «прямой связи Советского
Союза с океаном и базой обороны налтей
страны от японской агрессии» (Сталин).

Пришла великая победа, выкованная со-
ветеким народом в героическом труде и ле-
гендарном воинском подвиге. Через тяжкие
годы испытаний прошла наша страна. Но
ни на один миг не терял советский народ
своей непоколебимой уверенности в побе-
де. Наш мудрый вождь и гениальный пол-
ководец начертал нам путь к ныне одер-
жанной победе еще в первые лни войны,
когда над нашей Родиной нависла смертель-
ная опасность. Он говорил тогда, что наше
дело правое, что враг будет разбит, что мы
должны победить. Й мы победили!

Мы победили потому, что неиечислимы
силы советского народа, что безгранична
его любовь к социалистической Родине, к
великому Сталину. Труды, положенные со-
ветским народом, увенчаны победой.

«Мы пережили, — говорит товарищ
Сталин, — тяжелые годы. Но теперь ка-
ждый из нас может сказать: мы победили.
Отныне мы можем считать нашу отчизну
избавленной от угрозы немецкого наше-
ствия на западе ни японского нашествия на
востоке. Наступил долгожданный мир для
народов всего мира».

Война в Европе и на Тихом океане побе-
  доносно завершена. Германские и японские
агрессоры разгромлены и безоговорочно ка-
питулировали.

В новых условиях мирного развития со-
ветский народ, народ-победитель. отдаст
все свои силы на дело дальнейшего укреп-
ления военно-экономической мощи своей
Отчизны.

«В этот великий и радостный день,—за-
явили работники Кировского завода в своей
резолюции, — день, завершивший победой
вторую мировую войну, мы, кировцы, заве-
ряем партию, правительство, товарища
Сталина в том, что и в период мирного
созидательного труда будем отдавать все
свои помыслы, силы, знания на благо `на-
шей горячо любимой Отчизны. Мы будем ра-
ботать так, чтобы в кратчайшие сроки были
залечены раны, нанесенные войной народ-
ному хозяйству, чтобы Родина наша стала
еще более могущественной, богатой и счаст-
HBO».

Начинается новая историческая полоса.
Уже завсеваны условия, необходимые для
мира во всем мире. Советский Союз, вышед-
ший из войны окрепшим, закаленным, пред-
стает перед человечеством как могучий
фактор всеобщего мира и безопасности. ^

Слава нашей Родине!

Слава нашему великому народу, народу-
победителю!

Слава нашей
Армии!

Слава великому творцу наших побед
Генералиссимусу Сталину!

героической Красной

Указ Президиума Верховного Совета СССР

0 награждении народного художника РОФОР  Лансере Е, Е,
орденом Трудового Красного Знамени

За выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства, ‘в связи
с 70-летием со дня рождения, наградить народного художника РСФСР Лансере Евгения °
Евгеньевича орденом Трудового Красного Знамени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
- Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 4 сентября 1945 г.

Успехи челябинских
металлургов

ЧЕЛЯБИНСК, 4. (ТАСС). Коллектив Че-
лябинского металлургического завода пере-
выполнил августовскую программу по всему
металлургическому циклу. Отлично работа-
ли доменщики. Они выплавили сверх плана
1.200 тонн чугуна. 1.300 тонн сверхпланово-
го кокса дали стахановцы коксовых бата-
рей, руководимые инженером Баме.

Очаг мировой агрессии Ha ‘западе был ликвидирован. четыре месяца
назад, в результате чего Германия оказалась вынужденной капитулировать.

Через четыре месяца после этого был ликвидирован очаг мировой агрессии
на востоке, в результате чего Япония,

у: > главная союзница Германии,
вынужденной подписать акт капитуляции.

что наступил конец второй мировой войны.

можем сказать, что условия, необходимые ‘для мира
уже_завоеваны. т аа “

Sess eee

_И. СТАЛИН.

Указ-Президиума Верховного-Совета СССР.
Об упразднении Государственного Комитета Обороны

В связи-с окончанием войны и прекращением чрезвы-
чайного положения в стране признать, -что ‘дальнейшее
существование Государственного Комитета. Обороны

не вызывается необходимостью, в`силу чего Государ-
ственный Комитет Обороны упразднить и все его деда
передать Совету Народных Комиссаров СССР.

с
Москва, речь. 4 сентября: 1945 ода, екретарь. Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

—

06 учреждении нагрудного знака для лиц, окончивших Государственные университеты!

1. Учредить нагрудный знак для лиц, окончивших государственные университеты.
2. Утвердить Положение 9 нагрудном знаке для лиц, окончивигих государственные
университеты. образец нагрудного знака и его описание.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
Москва, Кремль. 4 сентября 1945 г. А. ГОРКИН.

ПОЛОЖЕНИЕ
_ © нагрудном знаке для лиц, окончивших

государственные университеты
1. Нагрудный знак выдается лицу, окон- дарственными университетами, в которых
чившему государственный университет. они обучались.
2. Вручение нагрудного знака произво-  3. Нагрудный знак вручается ректором
дится одновременно с вручением диплома   университета от имени Народного комисса-
06 окончании курса государственного уни- риата просвещения союзной республики.

верситета. 4. Нагрудный знак для лиц, окончивших

Лицам, окончившим государственные государственные университеты, носится на
университеты в период с 1918 года по 1945   правой сторонз груди ниже орденов и ме-
год, нагрудные знаки выдаются теми госу-   далей СССР.

ОПИСАНИЕ
нагрудного знака для лиц, окончивших

государственные университеты
Нагрудный знак для лиц, окончивших го-   ние герба Советского Союза. Знак изгото-
сударственные университеты, представляет   вляется из серебра.

собою слегка выпуклый ромб, покрытый си-
ней эмалью; по краю ромба белые эмале. Размер знака по вертикали 45 мм, по шн-
рине — 26 мм.

вые полоски, окаймленные позолоченными
бортиками. В центре знака, на фоне синей   На оборотной стороне знака имеется бу-
лавка для прикрепления знака к одежде.

Нагрудный знак для лиц, окончивших

эмали, наложено позолоченное изображе- государственные унизерситеты.

От Советского Информбюро
Оперативная сводка

За Зи 4 сентября на Дальнем Востоке существенных изменений не произошло.

5-8

СОВИНФОРМБЮРО.

Прибытие в Мобкву Премьер-Министра Румынии г-на Гроза и Вище-Премьера
и Министра Иностранных Дел Румынии г-на Татарееку

4 сентября в Москву прибыли Премьер- На Центральном аэродроме г.г. П. Гроза,
Министр Румынии г-н П. Гроза, Вице-  Г. Татареску, Г. Дежа, С. Войтека и mp.
Премьер и Министр Иностранных Дел г-н   встречали Заместитель Председателя Co-
Г. Татареску, Министр Путей Сообщения и   вета Народных Комиссаров и Народный
Общественных Работ г-н Георгиу Деж,   Комиссар Иностранных Дел СССР В. Ш.
Министр Народного Просвещения г-н С. Вой-   Молотов, Заместители Народного Комиссара
тек. гг. М. Гельмеджану, М. Солаколу,   Иностранных Дел ССОР А. Я. Вышинский
Б. Шкиопу и др. ‘ и В. Г. Деканозов, Заместитель Народного
‚ Одновременно в Москву прибыли Паеол   Комиссара Внешней Торговли А. Д. Ерути-
СССР в Румынии С. И. Кавтарадзе и Здме-   ков, Член Коллегии НКИД СССР А. П. Пав-
ститель Председателя Союзной Контрохь- om Заведующий Отделом Балканских

М. А. Яснов, Комендант г. Москвы генерал-
лейтенант К. Р. Синилов, ответственные
работники НКИД СССР М. Г. Грибапов,
Г. И. Фомин и другие.

Прибывших также встречал состав Ру-
мынского Посольства во главе с Послом
г-ном И. Иорданом.

При встрече был выстроен почетный ка-
раул и были исполнены государственные
гимны Румынии и Советского Союза.

Аэродром был украшен румынскими и
советскими флагами.

Заявление Премьер-Министра Румынии г-на Петре Гроза

_ По прибытии в Москву ею:

ной Комиссии в Румынии генерал-полков-   стран НКИД СССР А. А. Лаврищев, Заме-
ник И. 3. Сусайков. ститель Председателя Московского Созета

0 вашей стране, много думал об этой мет-  мом и гитдеризмом и победить, чтобы вы-

Румынии г-н Петре Гроза сделал у микро- ронолии великих движений.   играть мир.
фона на аэродроме следующее заявление на! Мое волнение смептано с радостью ЕЙ Мои мысли обращены к великому руко-
румынском языке; что мы сегодня встретились в эти дни сла-   водителю Советского Союза, Главно-

t

«Господин Комиссар Иностранных Дел!  вы. Надо сказать, что эта слава стоила мно-   командующему Красной Армией в прошед-
Дорогие друзья! гих жертв и крови, пролитой доблестной шей войне—к Генералиссимусу Сталину.
Я счастлив, что сегодня впервые- всту-   Красной Армисй.   Я счастлив быть среди вас и ‚уверен,
  пил на московскую землю. Вместе с войскамн Красной Армни ар-   что все мы сохраним добрую память о на-
Свет идет с востока! мия нашей маленькой страны смогла, нз-  шей встрече и добъемся плодотворной ра-
Еще с детства я много читал и слышал конец, сражаться для победы над фашиз-  боты и результатов в пользу обеих стран».

Приём И. В. Сталиным г-на Гроза

4 сентября Председатель Совета Народных Комис-
саров СССР Генералиссимус И. В. Сталин принял
Премьер-Министра Румынии г-на П. Гроза.

На приёме присутствовали с советской стороны
Народный Комиссар Иностранных Дел СССР В. М,
Молотов, Заместители Народного Комиссара Иностран-
ных Дел СССР А. Я. Вышинский и В. Г. Деканозов,
Посол в Румынии С. И. Кавтарадзе, Заместитель Пред-

седателя Союзной Контрольной Комиссии в Румынии
генерал-полковник И. 3. Сусайков, с румынской сторо-
ны — Вице-Премьер и Министр Иностранных Дел г-н
Г. Татареску, Министр Путей Сообщения и Обществен-
ных Работ г-н Георгиу Деж, Министр Просвещения
г-н С. Войтек, Посол в СССР г-н И. Иордан и Предсе-
датель Комиссии по выполнению условий перемирия
г-н М. Гельмеджану.

Прибытие в Москву Премьер-Министра Румынии г-на Гроза и Вице-Премьера и Министра Иностранных Дел
Румынии г-на Татареску. На снимке: встреча на аэродроме. А. Я. Вышинский, г-н Г. Татареску,
г-н П. Гроза, В. М. Молотов, г-н Г. Деж, г-н С. Войтек и другие обходят фронт почетного караула.

j Фото М. Калашниковой,