Hep.
NIH.
Hecate
The,
13H
Daley
Тана

стой
Кох
alin
Нуз-
Malye
a 10
ЛАМ
п
АКВ,
ога
ТИК,
14:
ых
Го
Cows

cine

BIN

wes
СН
ИСЬ
кр
гих

№
ги,
5. В
ec
По
ЗЫТЬ
это
pal.
1a
ah
бет
  Ht

as

Ab

eae
ров»

` Ждали погожей первобсени. а та пришла
CO стыльными

зал: «Выход тут’олин: вейчае же, вот сню
минуту, рыть больной котлован, ставнть

с СЕНТЯБРЯ 1945 г., № 212 (9983)

Ser ee

У колхозной зерносушилки Советские шахматисты въипрали!
радиоматч со счетом 151 ,:4  ,

Будто — октябрьская пора: дует стылый
ветер, быстре и путанно ползут лохмотья
туч, третьи сутки льет и льет дождь. Время
уходит, уже минул «уепеньев день», а. К
«успенью», бывало, овёс лежит в скирдах,
вся рожь обмолочена, хлебоноставки в раз-
гаре, нынче же половина урожая еще в

Сейчас дяля Вася стоит у печи, любуется
тверением рук <воих: печь так «нагревна»,
что если топить ее даже соломой и BCARH-
  мн охвостьями, она быстро прогревает на-
вал влажных снопов. :

—щ Дядя Вася, подымись-ка ко мне.

Это пришел на сушильню председатель

крестнал и бабках. обмолот идет медленно.   свльекого совета Иван Колесников.

ветрами, г холодной не-
погодью. Прасковья Рыбникова, предееда-
тель афтели, созвала стариков. на севет:
«Под лежач камень вода He течет, — Halo,
старики, искать выход... Дядя Вася. ска-

— Придетея тебе нынче,
речь говорить.

— Про что?

— Как воевал в четвертом году е япон-
цами, Езкую обиду в луше имел и какое.
геперь у тебя чувство. когда ты слынииь:
Японию плашмя положили.

— Так, так. В направлении, значит,

дядя Вася,

нечь...» Он говорил о риге, но не о старо-
деревенской, а с полкбм на тысячу и даже
полторы тысячи енепов. Если поставить

‘такую сушильню. то и в дождливую по-

TOTY козхоз обмолотит весь урожай 20

колеса, не потеряет ни зерна м вэ-время

поставит государству хлеб.
`` Стали думать о кирзичах, о срубах. Спер-
ва померещилось, что в кпрпичах-то не-
хватка, а потом заговорили: вот тут сотню
„наскребем, там — сотни четыре или нять...
Оказалось, можно набрать кирпичей хоть
на десять таких сушилен. А лее — вот он:
старые амбаришкн. обветшалые катухи.
Василий Полунин стал считать: два дна
на котлован, три дня—на стены и врынгу,
три-—нз кладку печи... Выходило, что дело-
то простейшее, ин, построй колхоз сушиль-
ню еще летом, а подле сушильни-—крытый
ток, весь урожай был бы уже обмолочен.
А почему не построили? Все ждали пого-
“SUX дней; вот придут, вот придут...
Прасковья Рыбникова назвала колхозниц,
которые сейчас же нойдут фыть большой
котлован, а Василию Полунину сказала:
— Будешь. дядя Вася, бригадиром удар-
ной стройки. Кого тебе дать в подручные?
— Да мы уж договорилиеь — ответил
дяля Вася — Вог с Иванычем договорн-
Sieh...
И вдвоем — Василий Полунин и Федор
Иванович Олеяев пошли строить большую
СУШИлЛЬНЮ.

* £ *

Слается, что сушильня построена из’ све-
его леса: так обструганы все бревна, каж-
дое стропило. Громадная печь стоит глубо-
ЕО в зэмле, на печной полок можно уложить
больше тысячи снопов. Рядом с сушиль-
ней — крытый ток, сегодня тут поставят
малотилку, и артель обмолотит свой урожай
до БолОСа.

слов товарища Сталина... Так. Ну, что же,
екажу...

— Вот; вот. И потом © этим делом увя-
HH: побета на френте и победа нал ненасть-
см: хлеб-то ведь теперь повезем без оста-
нова.

— Без останова. Иван Васильнч. Теперь
считай, что к десятому сентября хлебозато-
товки покроем на все сто. И тут я, Иван
Ваеяльня, даже всему файену хотел бы
свое слово сказать: дождик-то побороть
легче, чем немца, японца. А ну, подымай-
ся, честной народ. наподобие нашего By-
жаровского колхоза: молоти, гони хлеб во
всякую-любую погоду...

тя

Собралась вся деревня. Иван Колесников
читает обращение вождя. Затем будет тово-

Второй тур

Остроумнейшей комбинацией в партни с
Ленкером блеснул чемпион СССР М. М.
Ботвинник. Чемпион США Денкер, играв-
ший’ черными, неточно. разыграл чешскую
защиту. Желая’ несколько освободиться от

гозникших трудностей, Денкер решил’ раз-

менять белопольных слонов. На это Бот-
вБинник ответил тонким ходом; препятствуя
намерениям черных и одновременно ставя
очень хорошо замаскированную ловушку. В
эту западню и угодили черные. Через не-
сколько ходов Денкер был вынужден от-
дать ферзя за ладью и слона’и после от-
чаянного сопротнвления сдался на тридца-
том ходу.

Смыслов избрал черными против Решев-
ского чешскую защиту. Белые не добились в
дебюте преимущества, и в завязавшемся
сложном‘ миттельшпиле шансы сторон были
примерно равны: Дальше Смыелов  осущшест-
вил интересную комбинацию, в результате
которой белые во избежание худшего вы-
нуждены были отдать качество за пешку.
Последующую часть ‘партии `Смыслов про-
вел очень точно и, несмотря на упорное
сопротивление белых, вынудил Решевского
к сдаче на 72-м ходу.

Гроссмейстер Болеславский применил в
партии против гроссмейстера Файна редко

рить Прасковья Рыбникова. А потом поды-
мется старый дядя Вася он вспомнит
тяжкую стралу девятьсот четвертого года,
сопки Маньчжурни, торжествующие янон-
скне орды...

Дядя Вася сидит на скамье, слушает и
нет-нет да и поглядит в оконце: моросит
холодный дождь, быстро и путанно ползут
лохмотья туч, а над током, над сушильней
стелется сизый дым: подручные дяди Васи
сушат навалы снопов, вымолачивают зерно.

И слышат лядя Вася горячие слова Пра-
сковьи Рыбниковой:

— На обращение великого вождя това-
рища Сталина, на победу над Японией, на
новую радость нашей страны мы ответим
от всей колхозной души; несмотря ни на
что, дадим государству хлеб намного рань-
ше срока, и хлеб наш будет, товарищи, са-
мого первого качества...

А. СНЕГОВ.

Дер. Бужарово,
Истринского района,
Московской области.

Хлеб—государству

ЕНШИНЕВ, 4. (Корр. «Правды»). Комео-
мольекие организации Молдавии в честь
пятилетия республики провели ¢ 22 по
31 августа молодежный декалник по хлебо-
сдаче. Было организованю более 650 крас-

чи» и также решил сдать 150 центнеров хле-
бз авансом за 1946 год. Всего колхозы райо-
на вывезли сегодня более 100 тонн зерна.

ТАМБОВ, 4. (Иорр. «Правды»). Первы-
ми в Жердевеком районе вынолнили годо-

ных 000308 и вывезено на заготовительные   вой план хлебозаготовок колхозы: «0со-

пункты около 600 тысяч пудов зерна.

По предложению передовых комсомоль-
ских организаций декадлник по хлебосдаче
продлен ло 10 сентября.

ФРУНЗЕ, 4. (Корр. «Правды»). Колхозы
Ивановского района, Фрунзенской области,
в ознаменование праздника победы над
Японней, досрочно рассчитываются с. госу-
дарствем по хлабопоставкам. ‘Сегодня ¢
утра на заготовительные пункты потяну-
Jeb полволы с зерном. Колхоз «Венеш»
привез 70 центнеров хлеба, колхоз «Сан-
tam» — 80, в том числе 50 центнеров
авансом в счет поставок будущего. года.
Нолностью рассчиталея по всем видам обя-
зательных поставок зерна колхоз «Социал-

авиахим», имени Калинина, «Политотдел».
Они сдали государству 2.300 центнеров
  зерновых культур. -

Полностью завершил хлебопоставки кол-
  х03 «Красный Октябрь», Кирсановского рай-.
она. Транспортная бригада артели работала
днем и ночью. Она вывезла на элеватор
1.100 центнеров. зерна. ...

В Старо-Юрьевеком районе проведен день
красных 0обозов. Колхоз «Путь Ленина» 32
сутки слал 187 пентнеров, колхоз имени
Крупской — 150 центнеров. 3

ВИННИЦА, 4. (По телеграфу). Свекло-
совхозы Винницкого треста досрочно вы-
полнили годовой план хлебосдачи на 100,1
процента.

Дагестан выполнил план хлебопостгвок

МАХАЧКАЛА, 4. (Норр. «Правды»). Кол-
хозы, совхозы и подсобные хозяйства Даге-

ЕЕК М са ee

играемую систему Дураса. Весьма любо-
пытно, что Файн, который известен как вы-
дающийся шахматный теоретик, в нартин с
Болеславским после одиннадцатого хода
белых получил позицпионно-проигрышное
положение! Болеславский провел всю игру
очень точно, не давая своему противнику
ни малейшего контршанса, и выиграл.

Горовиц против гроссмейстера Флора
применил очень хорошую систему в защите
Каро-Канн. В’ итоге дебюта амернканский
мастер получил несомненное ‘ позиционное
пренмущество. Флор’ защищался довольно
крепко, но ничего не смог противопоставить
точной игре своего противника и проиграл.

В партии Котов — Кэждэн был разыгран
однн из солидных вариантов защиты Грюн-
фельда. Противники разменяли ферзей, и
партия перешла в несколько лучший для
белых эндшпиль. Здесь Котову тонкой иг-
рой удалось постепенно переиграть своего
противника и добиться решающего преиму-
щества. Партия выиграна Котовым.

Лилиенталь (белыми) в ново-индийской
защите получил преимущество против Пин-
куса. Одно время положение черных каза-
лссь очень опасным. Однако ‘американский
мастер защищался очень упорно, и посте-
ненно ему удалось выравнять позицию. Ha
25-м ходу противники согласились на ничью.

В партии Макогонов—Купчик черные не
лучшим образом: играли дебют ферзевых. пе-
шек и очутились в стесненном положении.
Однако в дальнейшем Купчик упорно защи-
щался, и, несмотря на все старания Макого-
нова, партия закончилась ничьей.

Бондаревский черными хорошо разыграл
отказанный ферзевый ‘гамбит против Стей-
нера и даже получил инициативу. Одно вре-
мя казалось, что преимущество Бондарев-
ского обеспечит ему победу. Но и здесь за-
щита восторжествовала. Носле`‘ упорной
борьбы партия окончилась вничью.

Пассивно разыграл дебют мастер Санта-
сьер, игравший белыми против Бронштейна.
Черные захватили инициативу и начали-ак-
тивные операции на ферзевом фланге. Пос-
ле размена ферзей партия перешла в благо-
приятный для черных эндшпиль, который
Бронштейн провел очень хорошо и выиграл
встречу.

Интересный теоретический вариант защи-
ты двух коней разыграли Сейдмен с Раго-
зиным. Стремясь к инициативе, черные по-
жертвовали пешку, белые вернули пешку
назад и предложили размен ферзей. В ре-
зультате партия перешла в острый энд-

‘  шитиль. Тонкой игрой Рагозин решил исход

сударственный план по всем видам поста-

стана досрочно и полностью выполнили го- В06 хлеба.

ЕЕ ЕЖЕ ЕЕ У НЕЕ Е ЕЕ ЕЕ ЕЖЕ Е ЕЕ Е а ЕЖЕ ЕС Be

Письма из деревни.

1. О прошлом и настоящем

После поражения русских войск на полях
Маньчжурии отставной главнокомандующий
А. Н. Буропатенн, не заезвая в столицу,
проследовал в свою деревенскую вотчину.
«В глуши слышнее голос лирный» — но-
битый генерал сел за мемуары. Автор. пы-
талея об`яснить причины неудач на дальне-

восточном театре военных действий. Ге-
нерал обвинял в этих неудачах. сол-
дат. Он приписывал им многие не-

тостатки и пороки — от слабой грамотности
до малой любви к’ отечеству. Восполнить
пробел в образованин народа генерал сове-
товал не столь с помошью учителя и КНИГИ,
сколь через посредство экзекутора и розги.
Требование возобновить телесные наказа-
ния для нижних чинов проходит краеной
нитью по страницам книги. В вопросе о
телесных наказаниях автор проявил и эру-
дицию, н твердость. Более сложным ока-
зался для автора вопрос о патриотизме. Ra-
саясь этого деликатного вопроса, генерал
положительной программы не дал, ограни-
чиваясь жалобами. Отождествляя себл с
отечеством. генерал горько упрекал занас-
ных, вернувшихся велед за ним из Мань-
чжурии к родным пенатам. Они, сетовал
мемуарист, плохи были на войне, еще
хуже они стали в тылу. Сначала, писал он;
люди, придя в усадьбу, по ‘привычке стано-
вились во фрунт, отдавали честь и вообще
выказывали знак уважения генеральскому
чину. Но недолго скрашивали демобилизо-
ванные горькие дни главнокомандующего,
удалившегося от шумного света в сельскую
местность. Они, продолжал Куропаткин,
обращаясь ко мне, называют меня уже не
«вашим  превосходительством», & просто
барином...

Очевнлцы поражения под Ласяном и
Мукденом, разумеется, не могли питать
чурства признательности в главнокоман-
дующему.

Не уважая и не любя в Куропатвине
генерала. они тем более не уважали и не
любили Куропаткина-барина.

Со страниц “soe книги Куропаткин
прелетал перед читателем как генерал-поме-
гк. Плод генеральской музы был столь
отрратен, что в России не напелюсь изда-
тальства, которое захотело бы преподнести
курбпаткинекое сочинение русскому чита-
телю. Издателя для этого сочинения Куро-
галкин нашел з& пределами России, —. В
Берлине. Обливавшая грязью русский на-
рад, куропаткинская книга немецкому вкусу
ттолила вполне...

Русско-янонокая война шроиеходила в
далекой Маньчжурии. Тем не менее весь
экономический строй, вся жизнь страны,
весь трудовой народ ее испытали величай-
шие потрясения. Война болезненно отрази-
лась на всем хозяйстве империи, войну по-
чувствовали массы обитателей — от Влади-
востока до Лодзи. Уже в первый год войны
началась. разруха в промышленности и.в
сельском хозяйстве. Печать того времени
говорит об упадке производства, о безрабо-
тнце, о неурожае и толодовке в селах:
«Сельские общества Новоузенокого уезда,
веледствие пережитых хронических неуро-
жабв, бедны, — писалось в «Петербург-
ских ведомостях». — Общественные суммы
петошились. Беднейшие семейства солдат,
отправленных на войну, кое-где собирают
милостыню. Да оно и немудрено. От нищен-
ства не гарантированы даже и семейства.
которым волостные попечительства по при-
зрению семейств воинов назначили  месяч-
ное пособие от 50 копеек до 3. рублей. от
сельских обществ».
` В условиях жизни русской деревни тех
лет — одна из причин поражения в русско-
японской войне.

в СсЕоЮ ПОЛЬЗУ,
te ° Мастера СССР
Г. ЛИСИЦЫН, Г. РАВИНСКИЙ.

зяйства, рост. колхозов в военные тоды.
Происходило явление, небывалое для воен-
ных лет: не только не обращалась в пусты-
ри пахотная земля, но даже залежи распа-
хивались, даже поднималась целина. В до-
взенном 1940 году колхозы Новоузенского
района подняли двенадцать с половиной
тысяч гектаров целинно-залежных земель.
Под урожай военного 1944 года таких зе-
мель было раснахано: гораздо больше — де-
ватнадцать тысяч гектаров: Рост шел и по
линии качества земледелия. Средний уро-
жай зерновых с одного гектара в военные
годы оказалея на целых пятьдесят кило-
граммов выше, чем за пять довоенных лет.
‘Уже в начале сентября колхозы смогли вы-
полнить. план поставок хлеба государству.
Три килограмма хлеба на трудодень — эта
: цифра дает яркое представление 0б уровне

материального благосостояния ‘колхозников.

Новоузенского района.

Так далеко ушла новая колхозная де-
ревня от той старой деревни, что зашата-
лась от японского кулака, опустилась в
первый же военный год и поелала солдат-
ских жен и детей с сумой по миру!

Сила нашей деревни — во многом выра-
жается она, Даже внешний вид деревни сви-
детельствует 00 этой силе. В деревенском
пейзаже нет черт разрухи, разлада, упадка.
В таком же порядке, как до войны, содер-
жатея хаты, вымытыми стеклами смотрят
  окна на улицу, под окнами в палисалниках

Истина постигается путём сравнения —   желтеют кусты акаций и алеют ягоды ши-
велика разница можду нынешней деревней   повника, мальвы и золотые шары говорят

и той!

о том, что война не притупила у волжекой

Как и вся страна наша, волжехая дерев=   врестьянки чувства красоты. А выйдешь за

ня ветретила об’явление войны ‘Советским
Союзом Японии —= давнему врагу России—
с той уверенностью, с тем спокойствием,
которые даются отчетливым сознанием сво-
ей силы. Казалось, ни один мускул не дрог-
нул в лице крестьянина, ни на минуту
не растерялся он пред лицом новых истори-
ческих событий, никакой заминки не допу-
стил он в своих обычных делах, и рука его
не оставила серпа, занесенного над созрев=
шей нивой.

Война совпала е жатвой. Она закончи-
лась прежде, чем был убран новый урожай.

У деревни был победный опыт четырех-
летней войны с более страшным врагом —
Германией.

Продолжим параллели. В 1904 тоду Но-
воузенский уезд, по свидетельству тогдаш-
ней прессы, являл собой тяжелое зрелище
упадка крестьянского земледелия. В 1944
году осенью. в Цовоузенском районе пропс-
холила  сельскохозяйственная выставка.
Уже самый факт этот достаточно краено-

речив. Сельскохозяйственная выставка в

деревне в военное время, —= когда это быва-
107! К тому же выставка наглядным обра-
зом свидетельствовала рост сельского хо-

деревенскую околицу, туда, где обычно на-

ходится так называемый производственный

центр сельскохозяйственной ‘артели, и ‘тла-

зам Твоим предетанут краски новостройки:
— Конюшня? Когда построена?

Прошлым годом.

— А зерновой склад?

Под. нонешний урожай строен.

А это никак мельница?

Точно. Механическая. Скоро пуск.

Горючее ждем — слышали, наверное, что
под Саратовом геологи нефть нынче от-
врыли... 7

В селе Булгаковке в военное время про-
изводственный центр колхоза пополнился
целым десятком общественных построек:
новая, на сто голов, конюшня, новый, на
восемьдесят голов, телятник, новая, на
патьсот голов, кошара, новая кузница, но-
вая столярная мастерская... Плетня и гли-
ны в новостройках мало, строители. предио-
чли дерево, камень, ктриич. Новоетройки—
капитальные; они рассчитаны Ha долгие

сроки.
Новоузенские колхозы, выступавшие на
прошлогодней выставке, — это будет за-

волжекая степная часть большой Сафатов-

ВДА

БЕ ЕЕ ИЯ

`

Победа советских

шахма

Корреспондент «Правды» обратился Е
чемниону СССР тов. М. М. Ботвиннику с
просьбой поделиться впечатлениями о за-

кончившемся соревновании.

‘Tos, Ботвинник: Наши американские
друзья, вероятно, разочарованы результатом
матча. Команда США могла добиться луч-
шего результата, хотя, мне кажется, в мат-
че победили сильнейшие.

Советские Участники, защищая спортив-
ную честь страны, играли с большим под’е-
мом и в напряженной борьбе, протекавшей
в необычных условиях, проявили исключи-
тельную выдержку. В первый день боль-
шинетво партий продолжалось около 15(!)
часов без перерыва, да и второй лень про-
шел в длительной борьбе.

Советские мастера похазали отличную
теоретическую подготовку. Они с новой
силой продемонстрировали достижения 60-
ветской шахматной школы. Партни матча
явились ценным вкладом в сокровищницу
шахматного искусства.

Наша победа — прямое следствие того,
то в СССР шахматы получили масговое
распространение и стали народной игрой.
Десятки тысяч шахматистов имеют высо-
кую квалификацию. Мы можем выставить
на международных соревнованиях команду
в составе 25—30 первоклассных MacTe-
рбв, которая может выдержать натиск лю-
бой сборной команды мира.

Матч, превосходно организованный бе-
ими сторонами, прошел в теплой, дружест-
венной обстановке. Он способствовал даль-
нсйшему укреплению культурных связей
между CCCP a CIDA.

— Чью нового внес закончившийся матч
в теорию шахматной игры?

Тов. Ботвинник: Изучение партий матча,
несомненно, обогатит. теорию. Однако уже
теперь можно назвать несколько партий,
представляющих значительный теоретиче-
‘ский интерес. Играя белыми против Решев-
ского, Смыеслов в третий раз проверил пра-
вильность открытия Болеславского в испан-
ской партии; Это открытие пошатнуло ре-
путацию варнанта, считавшегося безукориз-
ненным в течение сорока лет. Несомненную
ценность для теории представляет и партия,
вынгранная Горовиц у Флора. В ней амери-
канский мастер отлично разыграл дебют,
известный под названием защиты Каро-Канн.

Отличительной особенностью закончив-
шегося. матча было отсутствие, серьезных

TUCTOB

(Беседа с тсв. М. М. БОТВИННИКОМ)

ошибок. в дебютной стадии. Решающая

‚борьба разыгрывалась в середине партии. И

здесь советские шахматисты сумели
зать свое мастерство.

— Как; по вашему мнению, играли от-
дельные советские участники‘ матча?

Тов. Ботвиннин: Героями дня в советской
Команде надо считать тт. Смыслова и Бэ-.
леславского. Они вынесли главный удар,
ибо против них выступили Решевекий н’
Файн. шахматисты мировой величины. Иг-
рая против них, Смыслов и Болеславский на-
брали три с половиной очка из четырех воз-
можных. Интересна не только первая нар-
тия Болеславского с Файном, в которой со-
ветский гроссмейстер показал образцы ие-
кусства защиты. Во. второй партии Dain
попал после. дебюта. в такое плохое поло-
жение. в каком, как мне помнится, он еще
никогда не.находился. Файна и Решевского
постигла большая неудача.

Флор удачно сыграл первую партию и
неудачно вторую. Против. Котова выступил
гросемейстер Вэждэн, очень опасный про-
тивник. Достаточно сказать, что. во время
его гастролей по Европе в 1931 году он из
30 серьезнейших встреч имел лишь одно
поражение. Поэтому две выигранные Ко-
товым партии еще раз подчеркивают боль-
шой талант советского гроссмейстера.

Нелегкая задача выпала на долю Лилиен-

пока-

таля. Ему был противопоставлен . волевой.

опытный шахматист Пинкус. Лучше мог
сыграть Бондаревский;, шахматист высоко-
го класса. Основываясь- на знании ‘партий
американских мастеров еще до начала мат-
ча, можно было предвидеть наш перевес на
5-й, 9-й, 10-й досках. Макогонов, Рагозин
и Бронштейн с честью выдержали серьез-
нейший международный экзамен.

— Каково ваше мнение об игре Денкера
в этом матче?

Тов. Ботвинник: В первой партии про-
тив меня он разыграл острый вариант; кэ-
торый оказался не в его пользу. Огорчен-
ный неудачей, чемпион США играл вторую
партию ниже своих способностей.

— Не повлияли ли на качество партий
необычные: условия матча?

‚ Тов. Ботвинник: Мне кажется — нет,
хотя продолжительность их требовала’ осо-
бого напряжения сил. Думаетея, что совре-
менная техника позволит заканчивать пар-
тии в будущих международных радиоматчах
за шесть—семь часов.

В зале

Вчера в зале, где велась игра, царило   риканской шахматной федерации Альберта
большое оживление. Почти непрерывно при-   Вагнера. Он приветствовал советскую коман-
сутствовали председатель ВОКС’а тов. В. С.   ду с заслуженной победой и выразил надз-

Кеменов, председатель Всесоюзного коми-

тета по делам физкультуры и спорта тов.
г Романов, ‘советские ‘и иностранные

журналисты; ;

Около шести часов вечера в Централь-
ный дом работников искусства прибыл посол
Великобритании в СССР г-н Арчибальд
Керр. Он внимательно наблюдал ‚за игрой.
Г-н Керр выразил пожелание об организа-
цин встречи между шахматистами СССР и
Англии.

Вечером в зал прибыли секретарь ЦК
ВЛКСМ тов. Н. А. Михайлов, комендант
гор; Москвы генерал-лейтенант К. Р. Сини-
лов и другие.

Около часа ночи была получена радио-
грамма от заместителя председателя Аме-

жду на новую встречу в ближайшее время.

Доигрывание партий затянулось далеко за
полночь. 1

В 3 часа 17 минут ночи представители су-
дейской коллегии от США —- г-н Фрай, от
Великобритании — г-н Гиффорд и от. Со-
ветского Союза — тов. Зубарев подписали
протокол второй половины радиоматча.

` Матч закончился блестящей победой со-
ветских шахматистов. Они выиграли 13 пар-
тий, проиграли 2 ‘и пять партий свели
вничью. Общий итог — 159% : 4 в пользу
команды СССР. По 2 очка’ (из двух воз-
можных) набрали Ботвинняк, Смыслов, Ко-
тов, Рагозин и Бронштейн, по 134 очка —
Болеславский и Макогонов, по   очку —
Флор и Лилиенталь u 4% — Бондаревский.

B BMI CInG

Помощь прбфорганизаций
индивидуальным застройщикам

Президиум ВЦСПС принял. постановление
0б оказании рабочим и служащим правти-
ческой помощи в индивидуальном жилищ-
ном строительстве. о

`В постановлении отмечается, что асоиг-
нования на строительство индивидуальных
демов растут из года в год. В 1944 году
было отпущено 295 миллионов рублей, в
1945 году —331 миллион. Значительно
увеличены средства, выделенные индиви-
дуальным застройшикам на предприятиях
черной металлургии —40 миллионов руб-
лей против 18 миллионов в прошлом году,
Пародного комиссариата ‘путей ‘сообще-
ния — 35 миллионов“ рублей против 18
‘миллионов, Народного комиссариата _ по
строительству — 23 миллиона , против 10°
унллионов. Олнако проведенная „ВЦОПО
ироверка показала, что на многих. пред-
ириятиях дома возводятся медленно. и .от-
нущенные кредиты используются недоста-
точно.

Президиум ВЦСПС предложил‘ профеоюз-
ным организациям усилить практическую
помощь ‘рабочим и служащим в пндивилу-
альном жвлищном ‘строительетве — свое-
временном получении ссуд; отводе земель-
‘ных участков, заготовке местных ` строи-
тельных материалов и их перевозке. `Ре-
комендуется организовать комплеконые
бригады ‘плотников, печников и кровель-
щиков на ‘предприятиях, где возводится
более десяти индивидуальных домов. Дол-
жны быть’ выделены квалифицированные
строительные рабочне` и’ на’ предприятиях
г меньшим ‘числом застройщиков.

Президиум ВИСПС” рекомендует также
поздать бригады из самих застройщиков и
членов их семей, обучая их наиболее важ-
ным профессиям непосредственно на строн-
гельных работах. Важдой такой. бритале
надо поручить строительство не менее пяти
домов. Наряду с этим фабрично-заводекие
комитеты обязаны организовать коллектив:
ную заготовку древесины силами застрой-
щиков и производетво строительных мате-
риалов на предприятиях. При фабрично-
заводских и местных‘ комитетах ‘предприя-
тий, насчитывающих свыше десяти’ за-
отройщиков, создаются комиссии солейст-
вня индивидуальному жилищному отроп-

гельетву. (rice)

Нозая симфония

Д. Шостаковича

Лауреат Сталиьской премии Д: Шостаз
козич закончил на-днях новую, 9-ю, симфо-
нию. Вчера, 4 сентября, в’Москозской ‘физ
пармонии состоялось первое прослушива-
ние. Играл автор. Симфония состоит из
5 частей — аллегро, модерато; престо, ларго
и аллегретто. Произведение выдержано в
радостных, мажорных тонах. ‹ у

Первое ‘публичное исполнение симфонии
состоится в Москве в конце октября. Будет
играть Государственный симфонический ор-
кестр СССР под управлением  диригхера
Е. Мравинского.

Экземпляры партитуры отправляются в
США, Англию и передаются находящемуся
в Москве чешскому дирижеру Р. Кубелику
для исполнения симфонии в Праге,

(ТАСС).
а
Пленум Союза писателей
Узбекистана
ТАШКЕНТ, 4. (Корр. «Правды»). С5-

стоялся пленум ссюза советских писателей
Узбекистана. Участники пленума’ обсудили
доклад председателя президиума союза
Айбека «О задачах дальнейшего’ развития
узбекской советской литературы» и солокла-
ды: Фаттаха «О позтах-фронтовиках», Яшена
«О проблемах современной драматургии»,
Каххара «О молодых прозаиках».

ЕТС НИЕ

ской области. Булгаковка же находитея на
правом берегу Волги, в Воскресенском. райо-
не. Тут и земля победней степной, и ‘урожаи
эбычне ниже, и близость промышленных

валась на судьбах земледелия. До войны
здесь жаловались на малолюдье: «Всех му-
Жжиков и баб — триста пятьдесят душ, &
пашни — больше четырех тыеяч гектаров,
  да луга, да бахчи, да скотина...» Правда,
половину полей пахала и ‘убирала МТС, но
все равно’ колхоз едва справлялея с поле-
выми делами. Высокой агротехники тогда
не применяли; — «силёшек нехватало». Шо
тогдашним понятиям, люди трудились предо-
статочно; с зари до’ зари — в хлопотах, в
делах: Конечно, работали‘ не одинаково:
этот ‘азартно, тот’ «задумчиво», не спеша;
у того четыреста трудодней, а тот только
положенный минимум набрал. Однако тут
не было таких крестьян, которые жили бы
хул0: ши с наваром, зеркальные шкафы,
велосинеды, туфли-лодочки стали обыден-
ностью. Но если взять три довоенных тода,
то заметного роста в артельном хозяйстве
не увидишь: в тридцать девятом году те же
цифры и те же дела, что и в тридцать вось-
мом, сороковой год почти ничем не разнит-
ся с тридцать девятым...
Война нарушила сложившийся распоря-
док, изменила установившиеся нормы. Вес-
ной сорок второго года МТС прислала ‘уже
не шесть или восемь тракторов, а три, и то
«скрипучие». В ту весну недосеяли больше
шестисот гектаров. Тогда же сломали сево-
оборот. Пошли неполадки и на фермах. По
деревенскому выражению, «запахло лопу-
хом», то-веть колхоз пошел было под гору..:
Но это было только в первый момент`вой-
‚ны. Деревня нашла в себе силы для того,
чтобы выстоять, справиться с трудностями.
Вспоминая о той пор, Марьин, председа-
  тель колхоза, говорит: :
— Иной, быть может, встревожился
прежде всего за себя: «А чего есть буду п
чем скотину прокормлю, если раешатается
колхоз? Ведь другой такой уцепы не най-
хешь. Пропадем, как мыши...» Эти думы
сплеталиеь с заботой о тех,
остановить врага, отбросить его, разгро-
ить, — 0 мужьях, сыновьях, внуках...
«Ну-ка. в самом-то деле; повоюй без хле-
бушка...» От личных забот поднимались &
интересам и делам государственным... ДУМЫ
‚у человека были простые: «Что же это я;
что же это мы? На кого надеемея, чего
ждем?..» Очень заболела у человека душа.
Толковали: «Конечно, трудно. Но. извер-
нуться-то надо. Выход из положения .най-
  ти надо...» Готовы были сломить любые
трудности. Ето, бывало, и слова из: 0брз-

центров — Саратова и Вольска — еказы--

кто должен’

затревожился: «Нет, молотьбу надо. нала-
дить не таж, & вот как...» «Почему кузнецы
He починили до сей поры  лобогрейки?..»
Олним словом, в войну каждый и головой,
и душой почувствовал; что есть для чело-
века колхоз и какое он имеет значение для
победы. Тут надо было только подойти к
людям, поднять их на дело, получше эрга-
низовать работу...

..Деревня сейчас встречает демобилизо-
ванных. Первым гостем с фронта в Булга-
ковке ‘оказался гвардии рядовой Василий
Гордеев. 0 своем ‘прибытии’ он заблаговре=
менно никого не известил. и‘ветречать его
не просил, но вышло‘так, что в районном
центре Гордеева заметили бултаковские ре-
бята, приехавшие на мельницу. Впрочем,
идет спор, кто кого заметил первый — Гор-
деев уверяет, что он опознал ‘булгаковоких
лсшадей: до войны он был конюхом в кол-
хозе.

— Смотрю, стоят у коновязи мои лоша-
ди, — рассказывает солдат. — Подхожу
ближе — вроде наши булгаковские ребя-
тишки..,

Ребятишки в свою очередь утверждают:

— Нет, мы рачьше заметили — как
будто дядя Василий, только в шинели ‘да
весь обрит — ни бороды, ни усов. Думаем,
окликнуть надо, да вдруг окажется чу-
жой — н®ловко будет. А тут он и об’явил-
ся — вы, говорит, булгаковские. Да, гово-
рим. точно. Ну, я, говорит, тоже булгаков-
ский. Теперь-то, говорим, видим — вы бу-
дете дядя Василий Алексеевич Гордеев...
Свалили на мельницу поскорей мешки, по-
задили его на подводу и вот доставили од-
ним духом... ;

В дороге Василий Гордеев показывал сво-
им возницам гвардейский значок и медали
за Варшаву и за Берлин. Ребята узнали,
что он служил в войбках «у`самого Жуко-
ва», штурмовал Берлин. В полевой сумке

`Василия Гордеева оказались снимки немец-

кой столицы. Среди этих снимков есть
Бранденбургские ворота; Гордеев снялся на
фоне этих ворот. Снимок этот. ребята своими
глазами видели... eat

Ехали полями воскресенского колхоза,

‘миновали татарское село, а затем пошли

булгаковские поля—демобилизованный, по
рассказам ребятишек, «стал какой-то рас-
сеянный», оборвал разговор, а в одном ме-
сте попросил остановить лошадь, сошел с
‘подводы в ржаное поле и долго стоял молча,
сняв с головы фуражку и обнажив бритую
голову. потом. сел в подводу и сказал:

Лошади мне очень понравились, л0-
шадей вы, видно, в порядке содёржали. Но
лошадьми наш. колхоз-всегда гордился, & вот

‘насчет поля у меня большое` сомненье было.

нии не проговорит и держал’ себя так, слов-   Но вижу, и поля у вас в полном порядке.
но ему думать о колхозных делах лень, —  Двенадцать центнеров с гектара, пожалуй,
пусгай, дескать, другие думают, — теперь   будет...

Когда миновали ‘нпригорок, глазам  де-
мобилизованного предетало родное село с
ветлами и‘ивами над ручьем. Но в этот зна=
комый пейзаж вошли новые летали: на
‘одном- полюсе встали ровными красивыми
рядами улья большой колхозной пасеки и
новые постройки животноводческого го-
родка — на полюсе другом. И опять соеко-
чил Гордеев < подводы и, как ни просили
его ребятишки: садиться, шел пешком под
селнцем родного края, сверкая в великому
восторгу и зависти своих возниц медалями
и твардейским значком:

„..Тюди, возвращающиеся е войны, ви-
дят: земляки, остававшиеся дома; его семья
жили в военное время «как подобает», село
за это время не опустилось, не опустилея
и двор самого демобилизованного. Жена Ва-
силия Гордеева не была за время ‘тойны
той солдаткой, о которой писалось в старых
газетах. По своему состоянию она смогла
даже взять на воспитание сироту.

Марьин, председатель колхоза, пригла-
шенный демобилизованным на пирушку по
случаю возвращения на родину, допыты-
вается. у Гордеева насчет того, что он видел
в сельском хозяйстве за рубежом и что сле-
довало бы булгаковским колхозникам учесть
из тамошнего опыта. Гордеев находится в за-
труднении—в самом деле, что мог бы он по-
рекомендовать землякам из того, что он ви-
дел на полях Польши, на немецкпх полях...

— У вас тут лучше, — говорит демо-
билизованный.

—- Да ты говори без стесненья, —~ Tepe=
бит председатель.-—У тебя теперь’ кругозор,
ая ведь далыше Саратова в.своей жизни
marge не бывал. Указывай нам, критикуй;
советуй...

— Право, Григорий Иванович, я без
всякого стесненья, — говорит демобилизо-

‚ванный. =—— Честное слово, не ожидал уви-

деть нажитое богатство, Письма об этом по-
ступали к нам, на Фронт, но иногда 60-
мненье было -—— пишут, мол, с красками
для того, чтобы дух у бойца не падал. Сей-
чае вижу — письма все те были правиль-
НЫЕ...

_ Марьин, парторг, активисты колхоза
растроганы. Они ведут с демобилизованным
речь о. земле, засеянной в довоенном раз-
мере; 00 урожаях.и удоях, о труде в воен-
ное время, о тракторах и комбайнах, о co-
ревновании, о колхозной силе, о любви к
отечеству, о Советском Союзе, слава которо-
го гремит по всему. миру. В разговорах га-
саются будущего России и будущего своего
села. Смелые мечты, волнующие замыслы...

А. КОЛОСОВ, И. РЯБОВ,
Колхоз имени’ Калинина,

село Булгаковка,
Саратовской сбласти.