Ite
1.
Mn
п.

Я

eM
[0*
yo
УЗ

У
(pb
B
or

pe
yi
pol
и

get
ms
tl
pes
gat

Me

gos

6 СЕНТЯБРЯ 1545 г., №

Pera ee ee

Se eee

За околицей деревни Стряпунята, у реч-
кл Селиванихи, высится металлическая
нефтяная вышка. Неподалеку пыхтит ко-
тельная, стоят водяные бакя. На самом
верху 40-метровой вышки  развевается
алый флаг, красуется пятиконечная  зве-
зла. Далеко вокруг ридны эти знаки тру-
довой доблести. Буровая № 8, ныне ye
действующая скважина,— первая  глубо-
кая и высокодебитная скважина Урала.
Ведавно здесь на глубине 1.780 метров
вскрыты девонские отложения нефти.

По земле к вышке н от нее тянутся ли-
нии труб. По одним к скважине поступает
yap, по другим течет нефть, фонтанирую-
maa © глубоких горизонтов, — 170 тонн
в сутки. Такого фонтана някогда не вихе-
ли в Краснокамске, хотя фонтана в обыч-
нем смысле слова теперь нельзя увидеть.
Оп с первой же минуты был укрыт и на-
правлен в трубы. По ним густая драгоцен-
ная жидкость сильной струей течет в
прееторные нефтяные амбары, вырытые на
другом берегу речки.

Там же в стороне стоит старая деревян-
ная вышка. Глубинл ее екважины-— одна
тысяча метров, и дает она в сутки 10 тонн
нефти, что по здешним масштабам  счи-
тается хорошей добычей. Равномерно, не-
прерывно кланяется качалка, приводя в
лвижение насос. Однотонно стучат ce
щестерни.

— Старушка скритлит, — шутят неф-
таники и, показывая на новую скважину,
радостно добавляют: — теперь пошла на-
стоящая большая нефть!

Уральский девон открыт после долгих
и упорных трудов значительной труппы
рабочих н сиециалистов Враснокамска.
Меето для буровой, или точка, как гово-
рят нефтяники, было избрано  геолога-
MH — инженерами Лощеновым и Левиц-
ким. Они руководствовалиеь при этом
весьма ограниченными данными, так как
площадь на девон еще не была разведана.
В своих расчетах они не ошиблись. Бу-
рить  девонскую скважину поручили
бригаде мастера Михапла Яковлевича Ёро-
пачева — одной из лучших бригад тре-
ста. Неустанные наблюдения за бутением
гели геологи Мосеев и Жирнов. Слесарь
Ваганов в безупречном состоянии  солер-
жал бурильный станок и другое оборудо-
рание.

Трудностей было много. Буровая № 8
находится в восемнадиати километрах от
города Краснокамека — основной  техни-
ческой базы. Высоковольтной  электроли-
нии тут нет. Пришлось построить котель-
ную, работать ротаром вместо турбобура.
Мучило бездорожье, сказываяся - недоста-
ток водоснабжения. Непривычной была и
заданная глубина: более двух тысяч мет-
ров. Мастер Кпопачев и его товарищи —
бурильщики Путилов, Грибанов и Ши-
лов — старые уральские разведчики, но
самая глубокая скважина, пробуренная
ими, равнялась 1.100 метрам.

Па большой глубине бригаду стали му-
чить аварии. Поношенные трубы не выдер-
живали нагрузкн, рвались десятки раз.
Приходилось оставшуюся часть труб вы-
нимать обратно, вылавливать  осевшие в
узкой скважине оборвавшиеся трубы.
Уйма времени ухоллла понапрасну. Тогдз
ренаыки производать прессовку труб, и _ра-
бота пошла лучше. Много беспокойства
причиняли долотья — основной бурильный
инструмент. Новых долотьев не было и в
ход шли реставрированные. Поиноравлиза-
лись и Е ним. Бурильщики освоили  ско-
рестную проходку. Бригаха постоянно пе-
рекрывала задание по бурению, а в апреле

Большая нефть Урала

дала почти лвухмесячную норму. Но тут
кагрянула новая беда: на глубине свыше
1.700 метров прекратилась циркуляция
глинистого раствора, лагнетземого в сква-
жину. „Раствор поглощалея  трещиноватой
породой и бесследно пропадал. Придумыва-
ЛП самые различные составы раствора,
чтобы прекратить его потери. Около трех
недель шла борьба с капризами недр. То
тысячи кубометров глиниетой жидкости
накачали бурильщики в забой скважины, в
вся она ушла в землю. Тогда ‘стали добав-
зять в раствор опилки, навоз и добилиеь
сваего. Заделали подземные трещины п
восстановили в скважине циркуляцию
раствора.

Снова закрутился станок, и долото вре-
залось в толщу пороты. Векоре бурильщик
Путилов, поднимая инструмент © породой,
увидел песчаники, насыщенные «черной
густотой». Полняли шесть метров породы.
П всё то же — первые признаки нефти.
Мощный пласт залегал на глубине 1.780
метров. Это был долгожданный девон. На-
ступили беспокойные ночи испытания и

пуска скважины. Наконец, скважина
зафонтанировала.
— Пошла  девонская, пошла! — ра-

достно закричали все, кто был у скважи-
НЫ.
Сейчас у скважины большое  оживле-
ние. Налаживастся се экеплоатация, уста-
навливается режим, прокладывается неф-
тепровод. Буровая бригадл убирает’ свое
оберудование. Она разберет затем вышку и
уйдет на новое место.

— Опять пойду девон искать, — гово-
pat Кропачев.

Упоретво в труде, настойчивость в до-
стижении цели, непреклонная вера в
успех дела привели нефтяников к победе.
Преодолены все трудности и главная из
пих — неверие в болытую нефть на Ура-
ле. И в тресте «Краснокамскнефть», и в
об’единении «Молотовнефть», и в главках
наркомата находились люди,  считавшие
Браснокамек  малопродуктивным и мало-
значашим месторождением, обреченным на
тлюзябание, на низкую добычу. Эти люди
готовы были считать разведку девона на
Урале напрасным делом, а ничтожный раз-
мер этих работ — всего три скважины—
госкошью, хотя научные данные нод-
тверждали наличие благоприятных  усло-
вий для образования нефтяных девонских
залежей в Молотовской области.

Теперь маловеры посрамлены. Девон на
Урале открыт. Победу краснокамских неф-
тяников трудно переоценить. Месторожде-
ние, где действует скважина № 8, .назы-

вается Северокамеким и прилегает к
Ераснокамску. Это — Северпый pation
Второго , Баку — вершина треугольника

Сызрань—Туймазы-— Краснокамск. И во
всех трех точках этого треугольника пло-
шалью в 300 тысяч квадратных километров
обнаружена девонская нефть!

Геология об’единения  «Молотовнефть»
считают, что с открытием девона суще-
ствующие в области запасы промышлен-
ной нефти увеличатся не менее как. влвое.
Значит, в недалеком будущем Урал может
быть обеспечен собственным жидким топ-
ливом и освобожден от дальнепривозной
нефти.

Необходимо как можно скорее определить
площадь девона и начать его эксплоатацию.
Тут нужны размах и темпы, достойные
Сталинского Урала.

Большая нефть Урала открыта. Ей ну-
жен и большой, широкий путь.

К. НИКОЛАЕВ.
(Корр. «Правды»).

Всесоюзные стрелковые соревнования Осоавиахима

Вчера в Москве начались УТ стрелковые
соревнования Осоавиахима. Участвуют 24
команды сильнейших стрелков союзных и
автономных республик, а также краев и об
ластей РСФСР. В числе 145 соревнующихся
стрелков — 102 участника Отечественной

войны, награжденные орденами.

Флаг соревнований поднял ленинградский
стрелок тов. Рокотов, участник Отечествен
ной войны, уничтоживший 300 гитлеровцев.

Вчера проводилась скоростная стрельба

из боевой винтовки на 300 метров. Лучшие
результаты показали команды: Москвы —
373 очка из 500 возможных, Эстонии — 343
очков, Ленинграда—346 счков. Лучшие ин
дивидуальные результаты дали стрелки:
тт. Жгутов и Гааге (Москва) — по 85 оч-
ков из 100 возможных, тов. Лемперк (Эсто-
ния) —84 очка, тов. Харитонов (Сверд-
ловск) — 80 очков и тов. Попова (Сверд-
ловск) — 78 очков.

ЕЕ о: ОИРУ ЗЕЕ eee

ПРАВ

Е

Две недели назад войска 2-го Дальне-
восточного фронта начали бой за Куриль-
ские острова, которые тянутся от южной
оконечности Камчатки ло острова Хок-
кайдо. Важнейшее значение их состоит в
том, что они закрывают выход из 0хот-
ского моря в Тихий окезн.

Уже в первых боях наши передовые под-
разделения встретились с сильной, глубо-
Ko эшелонированной оборолой и упорным
сопротивлением японцев. Япония давно и
серьезно укрепляла эти: острова. Особенно
большие и прочные укрепления были по-
строены на северных островах Курильской
гряды — Сюмусю и Парамущире, где име-
лись военно-морские базы. Сами японцы
считали острова Курильской гряды недо-
ступными для высадки десантов противни-
ка.

Наше командование в исключительно
короткий срок подготовило и провело слож-
пую десантную операцию. 18 августа, в
5 часов утра, на северном побережье остро-
ва Сюмусю, между мысами Кокутан-Сакке
и Котомара-Сакке. был высажен отряд за-
хвата под командованием майора Шутова.
Beé это было проделано внезапно для
японцев, © большим искусством, в нобла-
гоприятных условиях погоды.

Отряд майора Шутова зацепился за бе-
рег и в ожесточенном бою стал расширять
захваченный плацдарм. Японцы, пользуясь
абеолютным превосхолством в силах, обру-
шили на советских войнов ураганный
артиллерийский п пулеметный огонь, про-
стреливая с фронта и е флангов небольшой
клочок земли, на котором закрепился от-
ряд захвата. Кажлому нашему пехотинцу.
моряку, пограничнику, сражавшемуся под
командованием майора Шутова,  прихоли-
лось биться за десятерых. Отетупать не-
Ey a, позали — море. Только’ вперед!

Совегские вонны, преодолевая  бешеное
сопротивление японцев, после упорного боя
ирорвали первую линию обороны против-
ника и обеспечили высалку десанта в рай-
оне мыса Кокутан-Сакке. Командир отря-
да майор Шутоз при выполнении трудной
и ответственной задачи по захвату плац-

Бои за Курильские острова

(От военного корреспондента «Правды»)

дарма проявил блестящие способности
командира-организатора и высокий лич-
ный героизм. Несмотря на три ранения, он
отказалея покинуть поле боя и продолжал
руководить подразделениями. Но силы его
слабелн. Истекая кровью и теряя сознание,
ан крикнул: «За Родину! Только вперед!»

Призыв любимого командира зажег
сердца воинов. Они рванулиеь вперед под
командованием старшего лейтенанта Данна,
заменившего командира отряда. Они дра-
лись, как львы. Три pasa Даин водил в
атаку бесстрашных бойцов. Три pasa
штурмовали они господствующую высоту
и в ожесточенном бою взяли ее к 8 часам
утра.

На остров высадился первый эшелон на-
ших десантных войск. Японцы оказывали
упорное сопротивление. Советские десант-
ники встретились с танками и пехотой
японцев. В ожесточенном бою было подби-
то 17 японских танков и 60 захвачено.
Между тем на остров прибывали новые’
наши подкрепления. Под огнем врага са-
моотверженно работали экипажи самоход-
ных барж, перевозившие войска, танки.
артиллерию, боеприпасы. Исключительно
организованно проходила выгрузка. На бе-

регу подразделения с хола бросались в
бой.
Высокое мужество и отвагу проявил

экинаж корабля в составе старшины Сигова,
мотористов Арюкова, Киселева и Иванова.
В течение трех суток, без сна и отдыха,
под огнем противника, они доставляли тех-
нику и боеприпасы © открытого рейда’ на
берег. Старшина Сигов, будучи ранен в ру-
ку и в голову, не оставил своего поста, a
продолжал выполнение боевой задачи.

Не менее ожесточенные бои происходи-
ли также на острове Парамушир. 23 авгу-
ста оба острова были взяты нашими вой-
сками. Остатки японских войск капитули-
ровали. После того, как было сломлено со-
противление японских войск на Сюмусю и
Царамушире, наши части стали быстро
очищать от японцев другие острова Ку-

рильской гряды.
Майор П. АКУЛОВ.

Собрание профсоюзного актива Москвы

Доклад тов. В. В. Кузнецова о поездке делегации советских
профсоюзов в США

Вчера, 5 сентября, в Колонном зале Дома
союзов состоялось собрание профсоюзного
актива Москвы. Собрание заслушало доклад
руководителя делегации советских профео-
юзов в Соединённые Штаты Америки —
председателя ВЦСПС тов. В. В. Кузнецова.

В единодушно принятом постановлении
собрание одобрило деятельность делегании
и выразило уверенность, что еближение
профеоюзов обеих стран послужит дальней-
шему укреплению дружбы между рабочим
классом Советского Союза и США. Боевое
единство трудящихся СССР, США и Англии
сыграло важнейшую роль в борьбе 0б’еди-
нённых наций против злейших врагов чело-
вечества — фашистской Германии и Япо-
нни, в завоевании победы.

союза работников высшей школы и науч-
ных учреждений  всесоюзное

директоров университетов  марксизма-

щил, что в истекшем учебном году рабо-
тали 18 университетов марксизма-лениниз-
ма. В них обучалось около 3.000 научных
работников. В университетах были прочи-
таны лекции по истории СССР, истории
BRIM(6) и о Великой Отечественной войне.

тия по основным произведениям классиков
маркеизма-ленинизма. В конце учебного го-
14 слушатели сдали экзамены по пройлея-
пым дисциплинам.

Сеть университетов марксизма-лениниз-

РЕ Г ЕРИНО

Встреча на Отомари

Волны Японского моря бьются в белой
пене под широкими крыльями воздушного
десантного корабля. Резкие порывы ветра
бросают машину в стороны, но моторы гу-
дят ровно, и экипаж уверенно держит курс
по этой новой, еще необлётанной трассе.

Погода над морем изменчива и капризна.
Еще не проило и получаса, как мы старто-
вали в этот, уже второй рейс, а небо, как
говорят летчики, успело полинять. Из ясно-
го безоблачья самолет вошел в сплошной
туман.

С земли радируют, что это — быстро
проходяшая полоса циклона, край его, а
дальше — снова ясная погода. На полной
скорости машина идет почти над самой по-
верхностью моря, затем набирает высоту и
вырывается в синеву чистого неба.

Вдали виднеются очертания острова. Еще
несколько минут полета—и мы на южной
оконечности освобожденного Сахалина, в
портовом городе Отомари.

Как встревоженный улей, гудит и вол-
нуется этот многолюдный уголок огромного
острова. Рухнул насаждавшийся долгие го-
ды подневольный японский уклад. Веё по-
шло заново в жизни каждой семьи. На 0то-
мари произошёл глубокий переворот.

В кварталах японцев тихо. Многие санов-
ники покинули свои особняки и отплыли
на Японские острова. Оставшиеся сидят за
наглухо закрытыми дверьми. Там, где шла
полная удовольствий и достатка жизнь
японских фабрикантов, торговцев и воен-
щины. стало безмолвно, как на кладбище.

Иное — в китайских кварталах и райо-
нах города. Здесь всё ожило, всё пришло в
движение. Над каждым домом и фанзой под-
няты красные шелковые полотнища в знак
приветствий армии-освободительнице.

На центральном проспекте наших авто-
матчиков осаждают рикши с лёгкими двух-
колёсными тележками:

—- (Сздись, капитана, деньга не нада!

Солдаты улыбаются, закуривают и, пока-
чивая головами, отвечают приветливым ки-
тайцам:

— Нет, любезные, благодарствуем.” Мы
па людях ездить непривычные.

работали 30 впряженных в тележки ки-
тайцев, скрылся.

Двое японских полицейских, управляв-
ших этим транспортным предприятием, аре-
стованы, и рикши стали работать сами на
себя. Вот ночему им так искренно хотелось
повозить по городу советских солдат, пово-
зить бесплатно, в благодарность за избав-
ление от японского шкуродёра.

В порту сизые воды залива шумят у по-
логого мыса. Жарко греет солнце, и наши
бойцы с наслаждением купаются в морской
воде, усталые после долгого марша и боёв
© японцами.

На рейде под красными вымпелами стоят
советские десантные корабли. Множество
мелких японских и китайских шхун, ры-
бачьих лодок, парусников покачивается на
якорях или снует в бухте.

Витайские грузчики и рыбаки с красны-
ми звездочками на своих замусоленных
рубахах решили устроить. угощение рус-
ским морякам и солдатам. Под камышевой
крышей навеса разложили они на матах
помидоры, арбузы и до смешного длинные,
похожие на колбасы, китайские огурцы.

На железных маленьких печурках бро-
дячие повара-торговцы поджаривали ле-
пешки, начиненные фасолью и зелёным
луком, варили в кипящих чугунках пель-
мени, жарили свежую рыбу. Наши моряки
и солдаты, не желая обидеть радушных
островитян, сели за трапезу.

Старейший из грузчиков — Ли Фан-чи,
богатырского телосложения человек, в
прошлом шкипер рыболовной шхуны, дер-
жал речь. Она была произнесена кратко и
почти по-русски:

— Моя кушай. твоя кушай! Русский
ура, Сталин ура! Немца бил, Япония бил.
Бил шанго! Сипасибо!

Это был замечательный обед на морском
берегу. Лальчевосточные моряки и поко-
рители Берлина, сибиряки, украинцы, ка-
захи и китайские рыбакн Японского и
Охотского морей праздновали на Отомари
славпую победу.

Приморский рынок, пожалуй, самое шуу-

— Береги кишку, не надсаживай, теперь
езмое житьё настаёт!

У рикш настоящий праздник: японеп-
хозяин, на которого за нищенскую плату

ное место на Отомари. Здесь множестго
лавчёнок и ЛОТКОВ, ХОДЯТ ТЫСЯЧИ людей,
торгующих луком и часами, дынями и та-
баком, шляпами и лепёшками. Не торгуют

лишь рисом, мануфактурой, мылом, обувью.

В Москве состоялось созванное ЦК проф-   ма значительно

ленинизма. Докладчик-—-заведующий культ-   центрах.
отделом ЦК профсоюза тов. Агушевич с00б-   видные учёные.

Профсоюзный актив Москвы, говорится в
резолюции, выражает уверенность, 415
дружбз между советскими и американскими
профсоюзами будет способствовать установ-
лению п поддержанию прочного и длитель-
ного мира.

Профсоюзный актив Москвы уверен, что
советские профсоюзы и Конгрессе производ-
ственных профсоюзов США совместно с
профсоюзами лругих демократических стран
заложат прочные основы единой мощной
Всемирной федерации профессиональных
союзов.

Собрание профсоюзного актива с огром-
ным воодушевлением приняло привететвен-
ное письмо товарищу Сталину.  (ТАСО).

Универеитеты: маркоизма-ленкнизма перед. новым учебным годом

раепиряется. В новом
учебном году откроются университеты в

совещание   Ленинграде, Львове, Тбилиси, Ереване, Но-

восибирске и других крупных научных
К преподаванию привлекаютел

Совещание обсудило новый учебный
план, включающий, кроме истории ВВП (6).
политической экономии, диалектического и
исторического материализма, также исто-
рию международных отношений. Для повы-
шения качества лекционных и семинарских

В a i
ыли также проведены семинарекие 3AHA-   soe upni g yHEBePCUTeTAX создаются кафел-

ры по всем основным дислиплинам.

Учебные занятия в университетах марк-
сизма-ленинизма начнутся 1 октября.

(ТАСС).

Е НИ И ЕЕ

Дама вспыхивает, неловко повертывается

Эти товары были недоступны китайцам и   в кресле.

прибраны к рукам японскими монополи-
стами.

ассортимент попадал только через руки   момент я в японском подданетве.
прожжённых мастеров контра-  меня не устраивает.

старых,
банды.

Особое место в беспорядочной толчее ба-
зара занимает так называемая

— Я русская, но по происхождению

На китайский рынок запретный немка. Я долго жила в Росеии. В данный

Но это

Аудиенция закончена.
Через центр города деловито проходят

«ярмарка   отряды советских моряков и пехотинцев.

слёз и веселья». Крутятся ручные рулетки,   Их марш строг и торжественен. Кенигсберг-
работают полным ходом табачные лотереи,   цы, сталинградцы, балтийцы — славные

разыгрывающие сигареты всех фирм Япо-   герои великой войны,

солдаты-освободи-

нии и Китая. Вокруг надрываются гавай-   тели!

ские гитары, губные гармоники, мандоли-
fill, скрипки, шарманки.

Е старым казармам движутея волонны
разоруженных пленных японцев. Вид У

Вот идет с опечаленным видом какой-то   «самураев» жалкий и злобный. Ведь так
убого одетый человек. Профессиональные   недавно они были здесь полновластными,
затейники наперебой предлагают ему свои   неограниченными правителями и грозой
услуги, ему гарантируют, что через мину-   китайцев.

ту—две он забудет всё и будет хохотать до

Впервые китайские жители Отомари

упада и это будет стоить только два гоби.   свободно ходят по японским кварталам. У
Смехачи начинают действовать, Как из’ ро-   городского театра собралась  многотысяч-

га изобилия, сыплют они анекдоты, песенки,   ная толпа. Открывается

митинг в честь

прибаутки. Их жесты и мимика, видимо,   Красной Армии и Советского Со10за.

соответствуют репертуару.

оглашается

Бурными приветствиями

Японская каторга породила этот жуткий   площадь при упоминании имени товарища
базар. Сюда шли оборванные, измученные   Сталина. Долго не смолкает восторженный

адской работой на японцев люди порабощен-   гул. взлетают вверх тысячи

соломенных

ного острова — забыться в курильнях или   шляп. 4

купить за два гоби минуту смеха.

В портовой комендатуре сидит старая да-   городе
ма в черном с горностаевой опушкой манто   сстатки японских

..Китайское самоуправление наводит в
порядок. Полиция  вылавливает
банд, состоящих из

и в огромной шляпе, похожей на переверну- смертников и японских жандармов, укры-
Toe воронье гнездо. Несмотря на свою напы-   влющихся от возмездия за свои  издева-
щенность, она старается быть разговорчи-   тельства над китайским населением.

вой:

Вечереет на

Солнце садится в море.

— А скажите, господа офицеры, вы не   (томари. Мерно шагают по каменным мо-

из Петербурга?

стовым патрули. Со стороны рейда доно-

— Her, мадам, мы недавно из Берлина сится дружная  краснофлотская песня и

п Вены.

Дама качает головой и бессвязно повто-
ряет:

— Ай, Петербург, ай, Берлин, ай, Вена,
прекрасные города.

Особа в манто, говорящая по-русски с
резким немецким акцентом, выдавала себя
на Отомари за русскую княжну. С приходом
Красной Армии авантюристка, эмигрировав-
шая с одной из белогвардейских шаек еще
в 1919 году,
ского происхождения, прикинулась 3abpo-
щенной на чужбину русской женщиной и
сейчас в приемной коменданта вспоми-
наст о Петербурге, нащупывает почву,
нельзя ли уехать в Ленинград.

— Разрешите узнать вашу напиональ-

ность? — вежливо спрашивает комендант. графу).

гереливы баяна.

— Вот когда начинается наша эпоха
сева, — мечтательно говорит наш перевод-
чик, кореец Ма-Син. — Японцы долбили
нам, что время сева, то-есть лучезарная
эпоха, — это эпоха царствования импера-
тора. Да, для японских захватчиков эго
были лучезарные дни. Они грабили Китай,
Корею. Теперь это кончилось. Настала лу-
чезарная пора для всех, кого освободила

отреклась от своего княже- Красная Армия.

Туна поднимается над островом. Ее се-
ребристые блики колышутся в легкой ряби

залива.
Павел КУЗНЕЦОВ.

Порт Отомари, 5 сентября. (По теле-

06 увеличении производства товаров
широкого потребления

Советом Народных Комисаров СССР при-
HATO постановление о мероприятиях по
увеличению производства товаров широко-
го потребления и продовольственных това-
ров предприятиями местной промышлен-
ности, промысловой кооперации и’ коопера-
ции инвалидов.

Совнарком СССР признал, что важней-
шей задачей советских организаций являет-
ся увеличение выпуска товаров широкого
потребления и продовольственных товаров
из местного сырья и отходов предприя-
тиями местной промышленности, промыс-
ловой кооперации и кооперации инвали-
дов. Начиная с [У квартала 1945 года, из
всего оборудования и инструмента, выра-
батываемых предприятиями местной про-
мышленности областного и районного под-
чинения и артелями промысловой коопера-
ции и кооперации инвалидов, 50 процен-
тов остается в распоряжении областных,
враевых исполкомов, совнаркомов автоном-
ных республик и горисполкомов городов
республиканского подчинения для прода-
жи населению через торговую сеть; осталь-
ные 50 процентов, а также оборудование и
инструмент, вырабатываемые предприятия-
ми республиканского подчинения, распре-
деляются совнаркомами союзных респуб-
ЛИК.

Директора предприятий союзной и союз-
но-республиканской промышленности обя-
заны сдавать отходы, пригодные для произ-
водства товаров широкого потребления,
предприятиям местной промышленности,
промысловой кооперации и кооперации ин-
валидов.

Руководителям предприятий местной
промышленности, промысловой кооперации
и кооперации инвалидов разрешается пере-
давать орсам и торгующим организациям
для продажи рабочим и служащим пред-
приятий, сдавших отходы, до 50 процен-
тов товаров широкого потребления, изготов-
ленных из отходов данного преднриятия.

Предприятия союзной и союзно-респуб-

ликанской промышленности могут изготов=
лять из отходов своего производства полу-
фабрикаты для предприятий местной про-
мышленности, промкооперации и коопера-
ции инвалидов, с правом получения обратно
до 50 процентов готовых изделий для про-
дажи их в своих орсах.

75 процентов металла и металлопроката,
выпускаемых предприятиями местной про-
мышленности и промысловой кооперации,
используются совнаркомами союзных рес-
публик для нужд местной промышленности,
промысловой кооперации и жилишно-ком-
мунального хозяйства и не включаются в
план централизованного распределения ме-
талла.

Совнаркомам союзных республик предло-
жено восстанавливать и развивать в систе-
ме местной промышленности, промысловой
кооперации и кооперация инвалидов выра-
ботку хлопчатобумажной пряжи, перера-
ботку льняного волокна и производство ре-
зиновой подошвы.

Вырабатываемые предприятиями местной
промышленности, промысловой кооперации и
кооперации инвалидов телеги, сани, колеса.
мебель, бочкотара, клепка, щепные изде-
лия, хозяйственная веревка, шорные изде-
лия, кирпич, известь, мел, алебастр и чере-
пица не подлежат централизованному рас-
пределению.

За систематический массовый выпуск то-
варов широкого потребления высшего каче-
ства устанавливаются дипломы 1-й, 2-й и
5-й степеней, которые присуждаются пред-
приятиям местной промышленности, пред-
приятиям и артелям промкооперации и ко-
операции инвалидов, & также отдельным
инженерам, `техникам и мастерам. Пред-
приятиям, артелям, мастерским и ателье,
награжденным дипломами, выдаются еже-
годно денежные премии. Награждённые дк-
Кломами инженеры, техники. мастера будут
получать ежемесячно надбавку к должно-
стному окладу. (ТАСС).

В Совнаркоме РОФСР

Подготовка рабо

Совет Народных Комиссаров РСФСР ee
нял постановление об улучшении работы
художественных, музыкальных и театраль-
ных учебных заведений. Совнарком РСФСР
обязал Управление по делам искусств об-
ратить особое внимание на укомплектова-
ние отделений и факультетов, где готовятся
оркестранты, дирижеры, режиссеры, TeaT
Гельные художники, скульпторы, искус-
ствоведы. К 1 января 1946 года все учеб-
ные заведения должны быть обеспечены но-
выми программами, для учебного репертуа-
ра должны быть в максимзльной мере ис-
пользованы русская классическая литера-
тура и музыка, народные песни и произве-
дения советских авторов

При Свердлозской и Саратовской кон-
серваториях ремено организовать заочные
музыкально-педагогические курсы повыше-
ния квалификации преподавателей музы-

THAROB искусств

кальных школ. Начиная с 1946 года, еже-
годно будут проводиться кустовые методи-
ческие конференции преподавателей учеб-
ных заведений, при 17 учеоных заведениях
создаются методические кабинеты. В Мо-
скве, Ленинграде, Саратове и Свердловске
ежегодно будут устраиваться отчётные кон-
перты, спектакли и выставки работ уча-
щихся музыкальных, театральных и худо-
жественных учебных заведений. .

В предстоящем учебном году намечено
открыть 15 новых детских музыкальных
щкол и 10 детских художественных школ.
Лучшие драматические и художественные
студии будут реорганизованы в училища.
В музыкальных вузах и училищах созда-
ются ученические симфонические оркестры,
сркестры народных инструменгов и хоры.

(ТАСС).

После шахматного радисматча СССР--США

Участники—о матче

Гроссмейстер В. Смыслов. Это было пер-
вое мое выступление на международной
арене. Мне выпала ответственная задача
играть на второй доске против прославлен-
нэго американского гроссмейстера Решев-
ского, в течевие восьми лет (с 1936 по 1944
год) носившего звание чемпиона США. Ре-
шевский известен как шахматист острого,
агрессивного стиля. Это подтвердилось и в
двух сыгранных нами партиях. Они отли-
чались крайне напряженной борьбой. Внут-
ренняя мобилизованность и сознаБие своей
ответственности принесли мне успех в этой
встрече.

Гроссмейстер И. Болеславский. Зная
Файна, как одного из счльнейших шахмати-
стов мира, я до начала матча считал, что
цичейный исход этой встречи был бы дли
меня вполне удовлетворительным. Первах
партия, с трудом сведенная мною к ничьей,
подтвердила мои предположения. Но во
второй партни я решил действовать энер-
гичнее. Мне удалось уже в дебюте поста-
вить Файна в трудное положение. Посте-
пенно усиливая нажим, я довел встречу
дс победы.

Гроссмейстер С. Флор. Результаты матча
превозошли все ожидания. Мы были уве-
рены в нашей победе, но трудно было ожи-
дать такого разгромного итога, принимая
во внимание высокий класс игры америкак-
ских шахматистов. Теперь’ весь мир должен
будет признать, что советская страна—пер-
вая шахматная страна в мире. Не сомне:
вгюсь, что и индивидуальное первенство ми-
ра по шахматам в скором времени перейдет
к Советскому Союзу.

Гроссмейстер А. Котов. — Радиоматч
СССР — США оказался чрезвычайно инте-
ресным шахматчым событием, которое будет
иметь, несомненло, огромное значение’ в^
культурном сближении наших стран.

Гроссмейстер И. Бондаревский. Встреча с
американскими шахматистами в такой не-
обычной обстановке оказалась чрезвычай-
нс интересной и показала силу советской
шахматной школы.

Гроссмейстер А. Лилиенталь. Хотя мои
обе партии с американским мастером Аль-
бертом Пинкусом окончились вничью, но
это не значит, что они были «мирными» пар-
тиями. Мы оба играли очень остро.

Мастер В. Рагозин. Американцы первыми
начали строить небоскребы. Их предприим-
чивость и высокоразвитая техника известны
всему миру. Но в шахматном радиоматче 3
советскими шахматистами они проиграли
потому, что советские шахматисты превзо-
шли их не только в теории, не только в
предприимчивости, но и в технике шахмат-
ной игры.

Мастер В. Макогонов. Шахматный радио-
матч СССРА-США—интереснейшее событие
в история шахмат. Будем надеяться, что эта
первая встреча с американскими шахмати-
стами на расстоянии не будет последней.

Мастер Д. Бронштейн. Я рад, что внес
свой зклад в победу советской шахматной
команды.

«Превосходство,

вызывающее восхищение»

Представитель Великобритании в судей-
ской коллегии радиоматча г-н Ч. Гиффорд
в беседе-с корреспондентом «Правды» за-
явил:

— Результаты матча для меня неожидан-
ны. Мне казалось, что советская или аме-
риканская команда одержит победу с не-
большим преимуществом. Превосходство,
которое достигнуто советскими шахмати-
стами, вызывает законное восхищение. Бот-
винник, как мне кажется, ‘вероятно, явится
будущим чемпионом мира.

Г-н Гиффорд с восхищением отозвался
также о мастерстве Болеславского, Смысло-
ва и Бронштейна, отметив, что им тоже при-
надлежит большое будущее.

В заключение г-н Гиффорд подчеркнул
хорошую организацию турнира.

Партия из второго тура

БОТВИННИК (белые) —
ДЕНКЕР (черные)

Чешская защита

1. 44, 45; 2 Kf3, Kf6; 3. ¢4, c6; 4. cd, ed;
5. Кс3, Ксб; 6. 014, Фа5? (Неуместный выпад фер-
зем. Следовало играть 6... С1б или 6... еб); 7. е3,
Ке4; 8. ФЬЗ, еб; 9. Са3, 054; 10. Ле1, К:с3;
11. Бе, СаЗ; 12. ЛЬ1 (В итоге дебю-а черные
получили плохую позицию. Их королевский
фланг не защищен; дальнейшее развитие
затруднено) 12... 56 (Рассчитывая после 13. 0-0,
Саб разменять белопольных слонов и тем са-
мым несколько выравнять партию. Следую-
шим очень тонким ходом Ботвинник paccen-
вает иллюзии своего” противника). 13, e4! de.

ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ 13 ХОДА ЧЕРНЫХ

(meen и
я в ан:
Y

a

Y

i,

‚>
A

АИ м №.
EH? 89 ПЕ
5 ЕВ

(Как ни страяно, но именно этот естествен-
ный ответ является решающей ошибкой, так
как теперь в распоряжении белых имее:ся
тактическая возможность использовать неудач-
ное расположение черных фигур. Большее со-
противление черные могли оказать, продол-
жая 13... 0е7). 14. СЬБН (Очень остроумно! Те-
перь черные должны играть 14... Са7, так как,
конечно, нельзя 14... е{!? 15. С: еб-, а тем
временем конь 13, через 42, перебрасывается нь
пункт с4, и материальных потерь черным не
избежать). 14... Са7; 15. Ка2, аб (Уже здесь
зерные могли сложить оружие). 16. С: сб,
C:c6; 17. Ke4, Ф1б; 18. Cd6! e3; 19. K:e3;
®:b1+-; (Пытаясь как-нибудь запутать игру и
продлить сопротивление). 20. Ф:Ъ1, С:а5;
21. ®:b6, Kpd7; 22. ФЬЗ, ЛаЪ8; 23. Фс2, ЛЬБ;
24. 0-0, ЛЬб; 25. №3, ЛЬ8; 96. с4, g6; 27 Ke4,
716; 28. Кеб--, С:еб; 29. ае, Л:еб; 30. Фа?-+.

Черные сдались, ибо после 30... Kpe7,
31. Ла1 теряется вще ладья 58 или ладья е5,

Примечания мастеров СССР
Г. ЛИСИЦЫНА и Г. РАВИНСКОГО.

- юоьъьоес
cl a

Qe de 28

Издание сборника 20 партий

Закончившийся радиоматч между сборны-
ми командами шахматистов СССР и США
продолжает оставаться в центре внимания
советской спортивной общественности. В
клубах и кружках мастера знакомят

шахматистов с

партиями этого матча,
Издательство «Физкультура и спорт» вы-

пустит все 20 партий матча отдельным сбор=
циком. Партии будут сопровождаться ком=
ментариями гроссмейстеров и мастеров СССР»