— 5 Я

Ц

Ц,

va
№

М)
№.

th
ttl

Aft

I.
И
в
у

Oy

т,
ag
of

д

ses
C1

eT

fh

де

if

й

ий

8 СЕНТЯБРЯ 1945 г., № 215 (9986)

ЕР etre

РЕВ Е: ТЕТЯ

ИЕ В Е ЕЕ

Пе запаздывать с под’ёмом зяби

Многие колхозы и совхозы уже закан-
чивают уборку зерновых культур. Но убо-
рочная страда не завершает всего комплек-

весновспашку лучше оставлять для этого
поля, засоренные овеюгом, но такие поля
надо обязательно © осени взлущить.

с: полевых работ. Есть еще одна очень
зажная полевая работа, от которой во мно-
том зависит судьба урожая будущего года.

Речь идет о зяблевой пахоте. Известно,
какое большое значение придавал обработ-
ке зяби выдающийся советский ученый
академик Вильямс. Основной обработкой
почвы он считал именно зяблевую обра-
ботку. При этом он подчеркивал необходи-
мость правильной системы зяблевой обра-
ботки, состоящей из лущения жнивья и
последующей глубокой вепашки плугом ©
прехплужником.

Практика передовых колхозов и опыт-
вых учреждений подтвердила эту мысль
зкалемика Вильямса. Правильная обработ-
&а зяби лает исключительно большой э4-
фект. Своевременное лущение стерни прё-
дупреждает засорение почвы, ослабляет
пожнивные сорняки W способствует луч-
шему качеству вспашки зяби.

По данным первдовых колхозов и Поч-
венно-агрономической станции — имени
Вильямеа, свозвремениое лущение. обобен-
но в сухие голы, лает значительную при-
бавку в урожае. Так в колхозе «Новая
жизнь», в районе Миллерово, Ростовской
области, при лущении следом за уборкой и
последующей глубокой вспашки зяби полу-
чен урожай ячменя в 21,1 центнера с тек-
Tapa, a без лущения — 17,6 центнера.
При этом затраты горючего на один гектар с
лущением на Уз ниже, чем без лущения.

При своевременном лущении можно п
отолвигать срок зяблевой вспашки, & без
лущения запаздывание с заблевой пахотой
вьегда приводит к снижению урожая. Вот
почему на своевременность лущения стер-
HM надо обратить 0с0бое внимание. Пра-
вильно сочетая уборку урожая и озимый
сев с подготовкой почвы под посевы 1946
тода, можно в каждом колхозе добиться лу-
щения стерни на значительных площадях.

Глубина лущения стерни на участках,
засоренных преимущественно однолетними
сорняками, должна составлять около 5 сан-
тиметров, При такой глубине большая часть
семян сорняков, находящихея на поверх-
ности почвы, прорастет, пожнивные сорня=
ки будут подрезаны, а при глубокой зябле-
вой вспашке — уничтожены. Для проведе-
ния этой операции передовые колхозы
используют пшеничпые плуги, дисковые
культиваторы, отвальные лущильники и
некоторые другие орудия мелкого лущения.
Лучше всего поступили те колхозы, которые
проводили лущение ктерни одновременно
с уборкой урожая.

Но если по каким-либо причинам кол-
хазу не удалось взлущить стерню, TO падо
очень тщательно провести основную зябле-
вую вспашву. Нельзя откладывать эту ра-
боту на позднюю осень. Поздняя зябъ не
дает полного эффекта. В колхозе им. Па-
рижской Боммуны, Богородекого района,
Горьковской области, урожай зерновых по
ранней зяби составил 19,3 центн. с гек-
тара, & по поздней — 12,7 центнера. Чем
рзньше будут вепаханы поля на зябь, тем
выше будет урожай яровых культур. В
первую очередь надо пахать массивы, пред-
назначенные под ценные яровые культуры
Ц Под семенные участки. Поля, где были
пропашные культуры, при недостатке тяг-
ль можно пахать во вторую очередь, а в
крайнем случае можно оставить их и под
весновспашку. Но сильно засоренные поля
даже после пропашных культур надо обя-
зателыно пахать осенью.

Часто дискутируется вопрос о том, когда
поднимать травяные пласты. Помня ука-
зание академика Вильямса, нужно пахать
их сразу же, как только будут вепаханы
поля из-под однолетних культур. Надо так
распределить время и силы хозяйства, что-
бы травяные поля были вспаханы забла-
товременно — до наступления заморозков,
Ни в коем случае нельзя оставлять их не-
паханными до весны. Это приведет Е тому,
что травяной пласт потеряет всякое значе-
ние в борьбе за повышение плодородия
почвы.

При вынужденной необходимости пере-
нести часть полей из-под зерновых на

a Ч ЕЕ

явятся  пророетки,
пускать плуги с предплужниками и па-
хать на глубину не менее чем на 22 сан-
тиметра. При этом предплужники устанав-
тиваются на 1—2 сантиметра глужде, чем
было сделано дискование. Это пеобходимо
для того, чтобы предплужнихи не заби-
вались и измельчённые ‘ корневища пырея
сбрасывались на дно борозды. Такая задел-
ка предварительно пророщенных и ебро-
шенных на дно борозды мелких отрезкав

Многие колхозы в этом году будут поу-

нимать на зябь участки, засоренные одним
из наиболее вредных сорняков — пыреем
ползучим. Поэтому можно рекомендовать
им весьма действенный метод борьбы ¢
этим сорняком в системе зяблевой обра-
ботки почвы. Нужно прежде всего про-
Дисковать
плугами или рандалями © остро отточен-
ными дисками вдоль и поперек на глубину
залегания корневищ пырея (10—12 em.)
для возможно большего их измельчения.

такме участки пшеничными

Затем, когда на отрезках корневищ по-

нужно немедленно

корневищ пырея полностью уничтожает

ИХ.

Проверка этого метода, как известно.

рекомендованного академиком Вильямеом в
черноземной полосе и в зопе дерново-пол-
золистых почв, показала высокую его э4-

фективность и большое преимущество пе

ред всеми другими, ранёе рекомендованны-

ми методами борьбы е этим сорняком. Да-
же на песчаных почвах при более глубокой
вспашке этот метод дает высокий эффект.

Участки, засоренные корнеотирыековы-

ми сорняками (осот, молокан, березка гор-
чак и др.), должны быть под особым на-

блюдением. Тут надо применять отвальные
лущильники и глубину лущения увелл-
чивать до 10—12 сантиметров. Чем глуб-
же будут подрезаны вертикальные корня
этих сорняков, тем большего истощения их

можно добиться. Глубокая зяблевая вепали-

Ra после лущения особенно необходима на
этих участках. Вели нельзя вепахать за-
соренные корнеотирысковыми сорняками
Участки осенью, тогда их надо обязательно
взлущить отвальными орудиями и осенью
же провести глубокую культивацию, что:
бы подрезать корни сорняков на большую
глубину — 10—12 сантиметров.

Нет необходимости доказывать значение
глубокой зяблевой пахоты, Должна стать
законом для каждого колхоза, для кажлого
совхоза черноземной зоны пахота на 20—
22 см. под зерновые и на 25—30 см. поз
сахарную свеклу, подсолнечник. клеще-
вину, кок-сагыз и другие тёхнические
культуры. Не меныше должна быть глу-
бина и под хлопчатник в среднеззиатеких
республиках. В дерново-подзолистой зоне
пахота должна быть на полную глубину
перегнойного горизонта, а при малой его
мощности надо провести углубление пахот-
ного слоя. Лучше всего это производить в
черном ‘пару. Но и пол пропашные куль-
туры вужно припахивать 2—3 ем. подзо-
листого горизонта при обязательном внесе-
нии Удобрений и перемешивании их при
перепашке весной.

Пора со веей решительностью потребо-
вать ат МТС полного использования всех
имеющихся предилужников к тракторным
плугам и тем самым добиться резкого улу-
‚чшения качества вопашки. Правительст-
вом предусмотрен дополнительный отпуск
горючего на пахоту плугами с предплуж-
никами. Ничем не может быть оправдано
нерадивое отношение к качеству зяблевой
пахоты, ибо колхозы теряют от этого сотня
тысяч центнеров хлеба и других сельско-
хозяйственных продуктов.

Своевременно0 и правильно поднять
зябь — значит обеспечить главное условие
высокого урожая в будущем году. Эта осень
должна стать переломной в борьбе за, улуч-
шение качества обработки почвы и очище-
ние полей от сорняков, за дальнейшее повы-
шение урожаев полевых культур.

Профессор М. Г. ЧИЖЕВСКИЙ.

Ss See

Идейно-теоретическая подготовка
кадров в Крымской парторганизации

С первого же дня освобождения от ига
немецких оккупантов перед трудящимися
Крыма встали большие и сложные задачи.
Цветущий край был опустошен фашистски-
ми варварами. Промышленные города —
Севастополь, главная база Черноморского
флота, и Керчь, город металлургов, — пре-
вращены в руины. Болзе 300 промышлен-
ных предприятий сожжены и разграблены
врагом.  Материально-техническая база
сельского хозяйства была почти полностью
уничтожена. Свыше 130 тысяч мирных
жителей Крыма были зверски убиты фа-
шистекими захватчиками, а 85 тысяч че-
ловек угнаны на фашистскую каторгу. На-
селение многих городов и районов Крыма
за время гитлеровской оккупации уменьши-
лось в 2—3 раза.

Ерымекая партийная организация моби-
лизует трудящихся области на выполнение
главной задачи, поставленной перед наро-
дом товарищем Сталиным, — залечить ра-
ны, нанесенные хозяйству врагом. Мы дол-
жны восстановить город русской славы
Севастополь, возродить славу Крыма как
всесоюзной здравницы.

Осуществление этих грандиозных задач
требует большой политической работы в
массах. Нельзя забывать о том, что населе-
ние Ёрыма в течение двух с половиной лет
было оторвано от советской Родины. Немцы
всеми силами пытались отравить сознание
советских людей лживой фалтистекой про-
пагандой. В Крым прибыло за последний
год немало колхозников-переселенцев из
других областей Союза, попавших в непря-
вычные для них условия, нуждающихея в
постоянном внимании и заботе со стороны
партийных и советских органов. Все это
определяет сложность и разнообразие
наших задач в области идейно-политическо-
го воспитания рабочих, колхозников, ин-
теллигенции.

В течение первых месяцев после оево-
бождения Крыма главное место в нашей
агитационно-пропагандиетекой работе за-
нимала информация о ходе Великой Отече-
ственной войны Советского Союза, о теку-
щих событиях.

Опираясь на огромный патриотический
под’ем, охвативший население в связи
в историческими победами Красной Армии,
Крымская партийная организация добилась
в прошлом году значительных хозяйствен-
ных успехов. Широко развернулись работы
по восстановлению Севастополя.

Однако уже в прошлом году Централь-
ным Комитетом ВКП(б) были отмечены
серьезные недостатки в ностановке массо-
во-политической ‘и идейно-воспитательной
работы в Крымской партийной организации.
Особенно неудовлетворительно проходило
изучение марксистско-ленинской теории
нашими партийными и хозяйственными
кадрами. Слабая  марксистеко-ленинская
подготовка многих работников снижала
идейный уровень всей политической рабо-
ты среди населения. Крайне слабо развер-
тывалась работа по идейно-политическому
воспитанию советской интеллигенции.

Стало ясным, что без идеологической
закалки наших кадров мы не поднимем
сбщего уровня агитационно-пропагандиет-
ской работы в массах, не  справимея со
ветавшими перед нами большими  хозяй-
ственно-политическими задачами. Между
тем к руководству пришли новые люди,
не ‚ имеющие достаточной теоретической
подготовки и опыта партийной работы.

Лартийный и советский актив серьезно
взялся за теоретическую учебу. Значитель-
ную помощь оказывает нам Заочная Выс-
шая партийная тикола. Слушателями ee
состоят 20 руководящих работников обла-
ети и крупных городов Крыма. Вопрос об
учебе слушателей ЗВПШ › неоднократно
обсуждался на бюро обкома партии. Для
заочников снетематически читаются лек-
ции, проводятся групповые и индивиду-
альные консультации,

Большая часть работников партийного
аппарата обкома, горкомов и райкомоз
ВЕП(б) учится в учебных заведениях или
работаег самостоятельно. Так, из 27 ра-
бетников аппарата Симферопольского гор-
кома ВКП(б) трос соетаят слушателями За-
очной Высшей партийной школы, шесть
учатся в вечернем университете марксиз-

See wees et ee ЕНОТ ГИР

ПРАВДА

Е ча

Искусство великого народа

Ha богатырекие дела

Нас воля Сталипа вела.

Он’ вместе © нами шёл в строю,

Он вместе с нами был в 60ю —
поет сводный тысячеголосый хор учает-
ников заключительного концерта Веесо-
юного смотра хоровой и вокальной
самодеятельности, Мощные звуки песни
композитора В. Мурадели налолняют зри-
тельный зал Большого Тезтра. Сотни м№0л0-
дых красивых голосов сливаются в строй:
ном, вдохновенном пении: то великий на-
род-победитель поёт и своей победе, о лю-
бимом и мудром вожде, проведшем налн на-
род сквозь бури войны к солнечной дороге
будущего;

Смотр самодеятельного искусства пока-
зал большой рост певческой культуры ©0-
ветской страны. В многообразии жанров
форм певческого искусства мнотонацио-
нальной братской семьи народов Советеко-
го Союза, в глубине и душевности солер-
жания народной песни, в мастеретве ис-
полнения мы увидели на смотре проявление
могучего роста народного таланта.
` Арсенал победы — Урал показал 0браз-
цы подлинного самодеятельного. сильного,
жизнерадостного и художественного певче-
ского искусства. Большим  мужеким
хором Кировекого завода (г. Челябинск)
руководит инженер Л. Барабанов. В репер-
туаре хора старинные русские песни, пес-
ни советских композиторов и классика.
Старший металлург Златоустовского ме-
Таллургического завода П. Прохоров руко-
водит смешанным заводеким хором. Пред-
ставляет интерез Серовский ансамбль пес
ни и пляски, руководимый А. Распопиной.

Особенно отрадно отметить, что на емот-
ре был широко предотавлен подлинно на-
тодный жанр хорового пения без сопровс-
жления, являющийся труднейшим видом
хорового исполнения. Чистую интонацию
и выразительность в пении без сопрово-
ждения продемонстрировал и хор Магнита-
горского металлургического комбината (ру:
ководитель И. Марьяскин),

Особого внимания заслуживает хор б6-
лорусокой народной песни села Большов
Подлесье, Варановичекой области (руково-
дитель Г. Цитмович). Этот хор представляет
Coo подлинную жемчужину народном
искусства. Исполнение хора полно непере-
даваемого обаяния и теплоты. Техника ис-
полнения хора очень высока, у него—иде-
альная интонация, исключительно выра:
зительная нюансировка.

Трогательно и задушевно прозвучала
русская песня «Колечко» в исполнении
хора железнодорожников торода Вологты
(руководитель И. Эльперин).

С большим иптересом слушатели и y4a-
стники концерта встречали самодеятельность
Украины, которая была представлена хо-
ровой капеллой железнодорожников г. Вие-
ва (руководитель П. Гончаров),

Самодеятельность Советской Армении бы-
ла представлена хором учителей города Ере-
вана (руководители Д. Казарян и М. Мазма-
нян). Выступление хора произвело очень

хорошее впечатление. Это культурный кол-
лектив с исполнительскими возможностями
профессионального уровня.

Ансамбль песни и пляски шелкокомби-
ната города Кутаиси, Грузинской ССР (ру:
ководитель Р. Тогоберидзе, балетмейстер
Ц. Ушверидзе), показал на смотре отличное
исполнение грузинских иесен и танцев.

Художественный вкуе и профессиональ-
пую технику обнаружили коллективы
Центральных советов профсоюзов Лат-
вийской ССР (главный дирижер Я. (30-
линьш) и Эстонской ССР (руководитель
Н. Гольдшмит). Исполнение этих хоров за-
служивает высокой похвалы. Хоры имеют
богатый опыт и традиции.

Ансамбль песни и пляски рабочих хлебо-
пекарной промышленности Баку (руково-
дитель С. Рустамов) имеет слаженный со-
став хора и оркестра. Хороши танцовальные
номера ансамбля.

Ж\изнерадостное впечатление оставил
ансамбль башкирской песни и пляски рабо-
чих авиапромышленноети (руководитель
А. Тихомиров). Особенное внимание привле-
вает исключительная ритмичность танцев
этого коллектива.

Ленинград выделил два хора. Лучший
йз них—хор рабочих и служащих-—учает-
ников МПВО. Руководитель хора Н. Куклин,
отличный вокалист, добился высокой
вокальной техники.

Самодеятельноеть Москвы представлял
хор рабочих и служащих автозавода имени
Сталина (руководитель А. Рыбнов). Хор
обладает богатым голосовым материалом и
мощным звучанием. К сожалению, в репер-
туаре хора нет произведений для пения без
инструментального сопровождения.

Тепло был встречен сводный хор фабрик
и заводов Московской области (руководи-
тель А. Руднева).

Среди солистов необходимо отметить
Т. Ледовекую, М. Шадрину, К. Шетинкову,
М. Вартанян (Москва), С. Шадилову (Ко-
ломна), А. Мотьева (г. Сухой Лог), 3. Ла-
гуту (гор. Шостка). При серьезной работе
над собой они могут стать профессиональ-
ными певцами.

Для закрепления результатов смотра не-
обходимо Комитету по делам ‘искусетв уен-
лить связи с периферийными самодеятель-
ными коллективами, организовать курсы
для повышения квалификации руководите-
лей самодеятельных хоров. Следовало бы
привлечь специалистов-хоровиков для ин-
структирования хоровой самодеятельности
и помощи в репертуаре. Необходимо также,
чтобы смотры лучших самодеятельных кол-
лективов проводились ежегодно. Профеоюз-
ным организациям на местах необходимо
больше уделять внимания самодеятельному
искусству, усилить заботу о нем.

При правильной организации самодея-
тельности, при внимательном отношении и
пемощи во стороны организаций, руководя-
щих искусством, профессиональное певче-
ское искусство сможет питатьея из живого
родника народного творчества — художест-
венной самодеятельности.

А. СВЕШНИКОВ.

Александр ЯШИН

Под широким крылом самолёта
Об\ака золотые плывут.

За любовь к беспредельным высотам
Нас крылатым народом зовут,

Да, крылатые все мы -— от мала
До велика.

Нас буря не гнёт.

Мир глядит на размах небывалый
Нашей славы и наших работ.

В ратной дружбе сердца беззаветны,
Революция нас подняла,

Крылатый народ

Окрылили Октябрьские ветры,
Вернссть Родине силу дала.

Звёзды в небе высоком лучисты,

Не собъёмся с пути и во мгле.

Светел взгляд наш, и помыслы чисты:
Только счастья хотим на земле.

И шумят боевые знамёна.
Даль ясна, и дороги прямы.
Соколиное сердце дано нам,
От рожденья крылатые мы,

Артисты Ленинградского академического
театра драмы в Кузбассе

КЕМЕРОВО, 7. (Корр. «Правды»). В
Кузбассе находятея на гастролях два ан-
самбля артистов Ленинградского академи-
ческого театра драмы имени Пушкива.
Один из них возглавляется художествен-
ным руководителем театра заслуженным
деятелем искусств Л. Вивьеном; другой —

ма-ленинизма, остальные самостоятельно
изучаюг марксистско-ленинскую теорию.

В Симферополе с октября прошлого гола
работает вечерний университет марксизма-
ленинизма, в котором ззнимаются 163 че-
ловека. В университете созданы историФе-
ский и философский факультеты. Програм-
ма рассчитана на двухгодичное обучение.

В Севастополе и Керчи при городских
парткабинетах регулярно работают лекто-
рни для партактива и интеллигенции. Лек-
сни читаются на историко-партийные,
философские,
научные, литературные темы и по вопро-
сам текущей политики.

Многие секретари горкомов й райкомов
ВЕЛ(б) ведут преподавательскую работу в
районных партийных школах. Это помо-
тает их собственному идейному росту. В
Ялте все секретари горкома стали препода-
вателями райпартшколы. Некоторые ce-
коетари райкомов зарекомендовали‘ себя
как способные, квалифицированные пропа-
гандисты. Первый секретарь Джанкойского
райкома ВКП(б) т. Петровский, преподаю-
щий историю партии, серьезно и тщательно
гетовится к занятиям, много работает над
первоисточниками. Преподавание этого
цредмета ведется на высоком илейно-теоре-
тическом уровне, и районная школа яв-
хяется одной из лучших в Крыму.

Характерно, что в районах, где секре-
тари райкомов работают над повышением
своего идейно-политяческого уровня и сами
ведут пропагандистскуто работу, там, как
правило, выше уровень партийной пропа-
ганды и агитационно-массовой работы. Учи-
тывая это, обком ВЁП(б) принял решение о
систематической учебе секретарей горкомоР
и райкомов ВЖЛ(б). Для них организуются
регулярные трехдневные семинары. Пер-
вый такой семинар — для секретарей ГК
и РЁ шо кадрам — состоялся в июле.
конце августа прошел семинар для зав. от-
делами пропаганды и агитации райкомов
и редэкторов районных газет. Семинары
первых и вторых секретарей ГК и РК
ВКП(б) состоятся в ближайшее время.
На семинарах проводятся лекции по от-
дельным произведениям классиков мар-
ксизма-ленинизма, по национальному во-
прессу ит. д. Обсуждаются и практические
вопросы партийной работы. № проведению
семинаров привлечены сскретари обкома
РАП(б), лучшие лекторские сплы.

экономические, естественно-.

заслуженной артисткой республики В. Ка-
рякиной.

Артисты Ленинградского театра высту-
пали в городах Сталинске, Прокопьевске,
Ленинске-Кузнецком, Кемерове, Анжеро-
Судженске, Тайге и других промышленных
пентрах Кемеровской области.

Большую роль в идейном вооружении
кадров играют районные партийные шко-
лы. В 30 райпартшколах Крыма обучается
1.249 слушателей. Это— руководящий пар-
тийный, комсомольский И советский актив.
Школы дают р кам  системалические
знания, расширяют их политический круго-
зор, прививают вкус к изучению теории.

Заслуживает внимания опыт партийной
школы в Феодосии. Школа работала шесть
месяцев и выпустила 38 человек. Среди
них — пять работников горкома ВЁП(б),
8 секретарей первичных парторганизаций,
четыре заведующих отделами горисполкома.

Феодосийский горком со всей серьезно-
стью подошел к организации и комплекто-
ванию школы, систематически руководил
ею. № преподаванию были привлечены луч-
пгие пропагандисты города и квалифициро-
ванные преподаватели офицерской школы
Черноморского флота.

Е сожалению, не все горкомы и райко:
мы уделяют столько внимания своим рай-
онным партийным школам. В результате
в ряде школ обнаружились серьезные упу-
щения и нбдостатки. Неудовлетворительно
работала, например, Зуйская райпартшко-
ла. Посещаемость школы Упала до 50 про-
центов, восемь слушателей совсем пере-
стали посещать школу. 3

Главное внимание — парторганизаций
должно быть уделено идейному содержанию
лекций, методике проведения классных за-
нятий. В этом отношении у нас много еще
серьезных недочетов. Так, преподаватель
партийной школы Орджоникидзевского рай-
она гор. Керчи тов. Тарум в лекции по чет-
вертой главе «Иралкого курса истории
ВКП(б)», характеризуя центризм, дал со-
вершенно  безграмотную формулировку.
Лектор явно не подготовился к лекции.
Преподаватель Судакской райпартшколы
тов. Мерлае на классном занятии по 4-й
тлаве истории ВЁШ(6) не сумела показать
значение Пражской конференции в истории
нашей партии. Преподавание политической
карты мира очень часто проводится в от-
рыве от современности.

Многие преподаватели районных партий-
ных школ оказались недостаточно подготов-
ленными по вопросам философии. 0бком
партии счел необходимым провести 5-днев-
ный семинар с этой группой поеподавате-
лей. Силами пропгруппы ЦЕ ВКЛ (6) и об-
кома партии был прочитан на этом семи-

eS EE ee ae a ee CE Sa) SS ee eae eee

OB30P
ПЕЧАТИ

Яркие газетные страницы

Нет большего удовлетворения для твор- А вот фрезеровщики тт. Самохвалов Ц
ческого редакционного коллектива, чем  Швецов. Фроит потребовал — и они, пу
сознание, что читатель с интересом прочел

вышедший сегодня очередной номер. Плох
редактор, рассчитываюлкий только на одну
вкоренившуюся в быт советского человека
потребность, привычку читать газету. Это-
го мало Помимо такой привычки, надо, —
как хорошо оказал однажды по этому пэ-
воду М. И. Калинин, — чтобы каждый но-
мер своим выпуском «действовал, как зво-
нок будильника утром», чтобы «появление
газеты возбуждало людей», чтобы, иначе
говоря, она всегда была ндейно насыщена,
интересна, читаема...

С этой стороны мы равематриваем cern-
дня номера нескольких газет, вышедших
в воскресенье 19 августа: «Комуниети»
(Грузинокая ССР), «Тихоокеанская звезда»
(Хабаровекий край), «Коммуниет» (Capa-
товокая область) и «Горьковекая комму-
на».

Общее, что одинаково отличает их
всех, —умение пропагандировать идеи со-
ветекого патриотизма на примерах из геро-
ики Великой Отечественной войны и буд-
ней нашего нынешнего послевоенного,
мирного созидательного труда. Каждая пз
названных газет нашла для номера, выштел-
шего в День советской авиации, живые,
незабываемые образы советеких патриотов
Каждая нашла их из среды местных, близ-
ких и знакомых читателю людей его род
ного края. И это очень хорошо. Читателю
приятно сознавать, что известные всей
стране и миру народные герои, о которых
рассказывает им сегодня газета, воепиты-
вались, росли, трудились вот тут — в этой
республике, крае, области, городе, на этом
заводе, в этом колхозе. В облике людей,
описанных газетой, предетаег перед чита-
телем вся его Родина. весь многомиллион-
ный героический советский народ. Воспи-
тательное воздействие такой наглядной,
доходчивой пропаганды огромно.

Глубокий след в этем смысле оставляет
в сознании номер газеты «Комунисти»
(заместитель редактора Г. Джиблалзе) и
особенно специальная страница ве,‘ поевя-
щенная Дню авиация. С интересом читает-
ся, например, статья о доблестном сыне
грузинского народа Герое Советекого Сою-
за летчике Джабидзе. Ярко рассказывает
автор статьи о том, как этот славный ста:
линекий сокол сбивал десятки немецких
самолетов, как беззаветно дрался он за
Ленинград, Донбасе, Севастополь, КАК
штурмовал Берлин. Газета сумела показать
целую плеяду таких патриотов.

Если в «Комуписти» рассказы о ратных
делах звучали ‘уже как воспоминание 6
недавнем прошлом, то в номере за 19 авгу-
ста газеты «Тихоокеанская звезда» (редак-
тор А. Гребнев) они говорили о событиях
дня. Гремели бои на фроптах борьбы с
японскими империалистами. В передовой
статье газета писала:

«Дальневосточные летчики отмечают
свой праздник не на многолюдных ариа-
ционных массовках, а за штурвалом
боевых самолетов, в стремительном вих-
ре воздушных атак, в яростном грохоте
смертоноеных штурмовок, в дыму и
пламени  сокрушительных  бомбовых
Ударов WoO коммуникациям, живой cmre
и технике врага».

В этих словах — пдея многочисленных
материалов номера. 0б их характере можна
судить по заголовкам корреспонденций,
очерков и ‘заметок: «Штурмовой удар»,
«Налет на пристань», «Герои наступле-
ния», «Через реки, топи и болота», «По-
двиг ефрейтора Василия Колесника», «Для
советеких бойцов пет преград», «Амур-
цы»... Авторы их — сами участники опи-
сываемых событий и военные корреепоп-
денты «Тихоокеанекой звезды».

Рядом е героями фронта показаны газе-
той в этом номере и герои труда. Она
рисует будни  одпого из предприятий
края — завода им. Молотова.

Вот токарь завода тов. Мамонов. Очень
ответетвенное задание выпало на его до-
лю — задание фронтовое. Пламенный пат-
риот две смены не отходил от станка, пока
не изготовил столеко деталей, еколько по
кормам он должен был сделать в 4 ция.

SS Sa Е ЕР ИИ ЕЕ И ТЕТЕ ЗЕ Е Е РЕ ee

паре цикл лекций по философии. Все то-
вариши получили необходимые методиче-
ские указания, снабжены планом занятий
и учебными материалами по философекому
разделу «Краткого курса историй ВЕП(б)».
В ряде школ лекции по философии читались
лекторами обкома партии.

Сейчас у нас закончили программу 15
районных партийных школ. Встал во-
прос—а как быть дальше? Товарищи по-
лучили лишь начальное политическое об-
разование. Им надо иродолжать учебу, уг-
лублять и расширять знания, полученные
в школе. Основной формой должно стать.
конечно, самостоятельное изучение марк-
систеко-ленинекой теории. Однако горкомы
и райкомы партии не должны допускать в
этом деле никакого самотека. Надо наблю-
дать за ростом каждого товарища, оказы-
вать ему максимальную помошь в самооб-
разовании, привлекать к активной пропа-
тандистской работе, почаще созывать этих
товарищей, беседовать с ними, читать лля
них лекции, в первую очередь снабжать
литературой. Надо помнить, что эти кад-
ры — золотой фопл районной партийной
срганизации.

В ряде районов так и поетупили. В Го-
ролеком и Железнодорожном районах Сим-
ферополя для окончивших школы созданы
хектории выходного дня. Тематика лекций
составляется с учетом запросов товарищей,
занимающихся самообразованием. В Феодо-
сни многие бывшие слушатели школы
привлечены к пропагандистской работе.

Районные партийные школы пробудили
стремление к теоретическим знаниям и у
тех работников, которые не охвачены пко-
лами. Феодосийский горком партии пошел
навстречу пожеланиям группы хозяйетвен-
ного актива и организовал для них специ-
альный семинар, в программу которого
входят изучение воиросов экономики про-
мышленности,  послеоктябрьский период
ислории ВЁАП(б), вопросы текущей поли-
тики. Программа расечитана на 80 учеб-
ных Часов, с шестимесячным юроком обуче-
ния. Семинар посещают 44 человека.

Значительная часть коммунистов. ком-
сомольцев, интеллигенции учится в полит-
школах и кружках. Но не все они рабо-
тают удовлетворительно. Во многих школах
п кружках нередки срывы занятий, низка
посещаемость, качество обучения оставляет
желать много лучшего. Нехватает кадров

стив в ход свою рационализаторекую
мысль, почти в два раза повысили произ=
водительноеть труда. Таких примеров 3-
моотверженной работы па заводе многа.

Показала газета в этом помере и жизнв
колхозной деревни, полную больших забот
5 том, чтобы собрать весь урожай, собрать
без потерь. На полях колхоза «12 лет
PhRA», Хингино-Архаринского района, про-
шел ливень, сразу положивший хлеба. Ав=
тор заметки. рассказывает:

«Уборка урожая значительно усложни-
лась.

Волхозники решили ‘приложить Bee
вилы, чтобы своевременно справиться ©
косовицей, не допустить потерь урожая.
В первую очередь они стали убирать
именно этот полегший хлеб.

..В колхозе пущены в ход все жатки,
на поля вышли колхозники и колхозни-
цы © литовками и серпами. Как правило,
все занятые пз уборке значительно пере-
выполняют задания».

Каждая республика, область, район все
тда вносят в жизпь советской страны, кро-
ме общего для всех вклала, нечто свое, но=
вое, 060бое, езмобытное. Велика заслуга ra-
зеты, которая умеет отразить и обобщить
это. Саратовская областная газета «Комму-
нист» (редактор Н. Логинов) в номере за
19 августа постаралась показать саратов
aM, чем они могут горлиться перед Роди=
ной, какими традициями должны они дбро-
ЖИТЬ.

Правильно сделала газета, посвятив зна-
чительную часть своего материала ко Дню
авиации знаменитому всенародному движе-
нию помощи авиации, начатому по почину
саратовских колхозников.

В передовой статье номера приведена ци-
тата из выступления товарища Сталина на
приеме депутатов первой сессии Верховно-
то Совета СССР:

— Должен признаться, что я люблю лёт-
чиков. Мели я узнаю, что какого-нибудь
лётчика обижают, у меня прямо сердце бо-
лит. За лётчиков мы должны стоять горой.

Газета показала, как это чувство вождя
разделяет весь советский народ. Его выра-
жают выступившие в номере Ферапонт Го-
поватый и колхозница Анна Селиванова,
отдавшие свои сбережения на приобрете-
ние боевых самолетов для ‘Красной Ap-
мии. Тут же напечатан отрывок из поэмы
«Ферапонт Головатый».

Специальный раздел номера посвящен
ходу уборки урожая и хлебозаготовок-—по-
следним известиям с полей.

Драгоценное свойство каждого бператив-
ного газетного коллектива— умение искать
п находить новый, свежий, оригинальный
материал. Ничто так не совместимо с га-
зетным делом, как однообразие и монотон-
ность. В этом смысле безусловной удачей
надо признать номер за 19 августа, выпу-
шенный редакцией газеты «Горьковская
коммуна» (редактор В. Куроедов).

Останавливает внимание, например, ста
TBA под заглавием «Письма П. Н. Несте-
рова». Статья представляет собой почти
целиком выдержки из писем знаменитого
русского летчика. Накануне Отечествеч=
ной войны поступили они в музей и сей-
Час «Горьковская коммуна» впервые обна-
родовала их. В письмах запечатлены сокро-
венные мечты русского летчика-патриота
9 развитии отечественной авиации, о ee
служении Родине.

Оригинальным материалом является так-
же статья «Новые грузовые автомобили».
Автор ее. директор Горьковского’ автозаво-
{а им. Молотова тов. Лоскутов, знакомит
читателя с делом большой государствен-
ной важности, которым занят сейчас кол-
лектив завода.

И в других материалах номера чувст-
вуетея стремление редакции найти в жиз
ни своей области самое яркое, типичное,
новое.

Настоящий наш обзор еще и еще раз
показывает, что каждый редакционный
коллектив может выпускать изо дня в день
яркие, боевые, целеустремленные газетные
страницы. Дело только в желании, в ини-
циативе, в умении видеть жизнь во всем
ее многообразии.

опытных руководителей и пропагандистов,
недостаточно и литературы.

Заслуживает внимания опыт Централь-
ного райкома Симферополя. Для 30 канди-
датов в члены партии здесь была органи-
зэвана школа. Руководить школой взялся
второй секретарь райкома партии тов. Max-
нощеков. Занятия проходят увлекательно,
интересно, посят характер живой беседы:
Молодые коммунисты изучили в школе
Устав ВЕП(б) и книгу товарищз Сталина
«0 великой отечественной войне Советско-
го Союза». Перед каждым занятием проис-
ходит обзор газет, и слушатели неплохо раз-
бираются теперь в попросах текущей поли-
тики. Люди заметно растут. Тов. Махноще-
ков стал поручать своим слушателям само-
стоятельные выступления на рабочих собра-
НИЯХ.

По данным на 1 пюля 1945 тода, по
2? городам и районам Крыма самостоя-
тельно работает над повышением своего
идейно-политического уровня около 2.500
человек. В помощь самостоятельно изучаю-
щим историю партии читается большое чи-
„ло лекций, проводятся теоретические собе-
седования, консультации. Однако далеко
не все коммунисты учатся. Только там, где
райкомы партии и первичные организации
серьезно, повседневно и вдумчиво руково-
лят политическим самообразованием ком-
мунистов, контролируют их учебу и ока-
зывают им необходимую помощь, — там
налицо идейный рост коммунистов, там и
чесомненные хозяйственные успехи.

Большое внимание идейному вослита-
нию коммунистов уделяет Джанкойский РК
ВАП(б). В 1945 г. на бюро райкома обсуж-
далось 25 вопросов — об идейном воепи-
танийи коммунистов в отдельных первич-
ных парторганизациях, о пропаганлистской
и атитационней работе.  Джанкойский
район -— единственный в Крыму, rie
созданы атитколлективы в каждом колхозе
й агитатор имеется в каждом звене.

Положительный опыт поеталовки пропа-
тандистской работы вновь и вновь подтвер-
жлает правильность указаний товарища
Сталина о том, что только на базе общего

теоретического роста наших калров можно

успешно решать любые сложные практиче-

ские задачи.
П. А. ЧУРСИН.
Секретарь Крымского обкома ВКП(б)
по пропаганде.