ты

uh

iy
ВЫ
Ri
Oh.

т
Mae
от.
ART
toy

dep
org
La

ен
м
Vt.
№.
N=
Whe
Tif
Ika,

my
Me
№
чт,
ОУ

МОЕ

lt

Hono
=

yea

(*

‘nut
ep
и
0s:

ph
a

i

Зе

(ins
pi
m8
nfo
ns]
я
id
И
д
if,

(i

и

п

é
#

ПРАВ,

СЕГОДНЯ-ДЕНЬ СТАЛИНСКОИ КОНСТИТУЦИИ

Конституция СССР—обвинительный акт против фашизма

$ екабря 1936 года Чрезвычайный
ТИ С’езх Советов СОСР принял Консти-
qm, TBOPILOM которой является товарищ
(шлак. Прежде чем принять этот за-

ческим этапом, периодом проверки проч-
ности советокого строя в обстановке на-
растания, подготовки захватнической им-
периалистич li if истек
рчательный документ всемирно  истори- mete B а SOLER Heke
чого значения, трудящиеся  налцей  освободительной войны СССР против гит-
pan обсуждали проект Конституции в  леровской Германии.

зжние 5 месяцев на собраниях и в пе- Сталинская Конституция выдержала все
gti, внося свои поправки. испытания. Окрепла в этих испытаниях
№ быю в истории большевистской   дружба советских народов. Окрепло созна-

тии и советского госудгрства ни одно-  НИе единства интересов русского народа
1) нумента, относящегося к разрешению   И всех советских наролов. Окрепло мораль-
„рдионального вопроса, который не бым   Но-политическое единство советского на-
\ja разработан товарищем Сталиным. Еще  Рола. Нять лет со дня принятия Консти-
wold 10 ‘взятия власти пролетариатом  ТУции явились серьезной проверкой того,
, октябре 1917 тода, еще в период Что советекая Конституция действительно
льшевистекого подлюлья, в статье «Как  Построена нь началах развернутого сопиз-

прнимает социал-длемократия национальный
рос? », написанной в 1904 году, товарищ
(лин разрабатывает теорию многонаци-
‘уального государства в духе великого
иркоистско-ленинского учения. Bee док-
лы на с ездах и конференциях больше-
истской партии по национальному воп-
гу сделаны товарищем Сталиным.

Взяв власть в России, партия  боль-
евиков получила в наследство мнотона-
цональное тосударетво во многими пере-
зиками национального и  культурно-
яйственного ° неравенства. Был создан
Цикомнаж, — Народный комиссариат по
вии национальностей, его возглавил
варит Сталин. Все документы, на осно-
и юторых формировалось новое ‹оциа-
IRTHTECKOS государство, разработаны
‘были лично товарищем  Сталиных или
щи его непосредственном ближайшем
пастни. Никто так много не сделал лля
рыбы с различными уклонами и извра-
щениями в национальном вопросе, как
иарищ Сталин.

Юовую Конституцию, принятую Чрезвь-
чайных УШ С’ездом Советов, иарод за-
уженно называет Сталинской. Ведь за
183 почти десятилетия, когда Ленин тя-
geo заболел в 1922 roxy, Bel огромную
тосударственную деятельность в налей
‘рана направлял товара Сталин. Док-
адывая У областной ленинтрадекой парт-
конференции 17 января 1934 года о ра-
те ЦЕ ВКП), С. М. Киров говорил:

«За последние годы, с того времени,
orga мы работаем без Ленина, мы не
знаем ни одного поворота в нашей рабе
т, ни одного сколько-нибудь крупного
начинания, лозунга, направления в нашей
политике, автором которого был бы не
товарищ Сталин, а кто-нибудь другой.
№я основная работа — это должна знать
партия — проходит по указаниям, по
инициативе и под руноводством товарища
(талина... Могучая воля, колоссальный ор-
танизаторский талант этого человена обес-
печизают партии своевременное проведение
Ильших исторических поворотов, связан-
  ых с победонесным строительством co-
  Циализма» .

Пять лет со дня принятия Сталинской
  риститулеии —= срок небольшой аля все-
‘урюнней проверки жизненного значения
Уституции. Но.эти пять лет наполнены
иким глубоким, сложным содержанием,
mem богатством событий, такими серь-
вными испытёниями прочности государ-
ственного строя CCCP и других стран, что
ии пять лет являются серьезным истори-

$

На предприятиях столицы

Вчера на московских  прелприятиях, в
уреждениях, у железнолорожников М с-
зовского узла прошли собрания и митинги,
поевященные Дню Вонституции.

Х-ский завод производит детали снаря-
10в, ремонтирует танки. В День Конститу-
ция рабочие завода и инженерно-техниче-
ие работники обязались добиться повын

пенной  производительности,  перевышюл-
нить задания.

Вчера на митингах в цехах Дорхимза-
мда выступили 12 рабочих. Рабочий

т. Ермаков заявил:

— Мы завтра должны дать еще боль-
Ш продукции для Фронта.

Тов. Шишкин, аппаратчик,
сказал:

— Завтра мы перевыполним еменное
задание.

Коллектив рабочих и служащих Тепло-
злектроцентрали решил в День Конститу-
ции встать на сталинскую вахту. Токарь
тв. Аксенов на рабочем собрании 0966-
max: «B День Сталинской Конституции
бязуюсь выполнить план на 200 процен-

В». »

На собрании в 7-й типографии BBICTY-
пила работница т. Чудина. При всеобщем
1обрении рабочих она сказала:

— Мы будем работать, не покладая рук,

ХО тех пор, пока не уничтожим всех 10
«иного фаптистов!

Яелезнолорожники Московского узла
Тенинской, Октябрьской и Ярославской
делезных дорог‘ единодушно решили отме-
тать День Сталинской Конституции новы-
ии успехами на фронте труда.

— Пусть День Конституции в этом то-
1, — заявил начальник смены тов. Коз-
108, — станет лнем особенно высоких
образцов социалистического труда на же-
аезнолорожном транспорте. Отдыхать в
День Конституции булем после полного
разюма и уничтожения немецких захват-
Чиков. А нынче отпразхнуем в труле —
ве силы для фронта!

Автоматчик тов. Маловцев, работающий
1а постройке бронепоезха, сказал:

— В День Сталинской Конституции я
обязуккь выполнить норму на 300 про-
центов.

Кузнец тов. Федоров заявил, что же-
знодорожники должны неустанно повы-
шать произвохительность труда,  перевы-
полнять норму в 8—4 раза и тем самым
помогать фронту, помогать Красной Ар-
ини громить ненавистного врага.

Москвичи ощущают грозное дыхание
Окосточенных сражений,  разыгравшихся
на подступах к столице. Налряженней
бьется пульс производственной жизни на
Московских предприятиях. День Конститу-
ции москвичи отметят усиленной  по-

уощью фронту.

уверенно

листического демократизма, что она зна-
менует победу в СССР развернутой, до
конца последовательной демократии.

Да, война показала многим народам,
какая великая сила таится в нашем наро-
де, как укрепил эту силу советский строй.

На этот советский строй. на свободу
советского народа поднял кровавую руку
чалач Гитлер. Он захватил большую тер-
риторию СССР, он залил наши земли
кровью, опустопает их. высасывает, гра-
бит. Но ему никогда не удастся ни побе-
дить советский народ, ни сломить его
волю к борьбе, уверенность в победе.
Гитлеровцы стремятся уничтожить всякие
следы демократии в Европе и во всем ми-
ре. Но гитлеровекая Германия проявляет
в этом своем стремлении не силу герман-
ского, самого хищного, самого отврати-
тельного иупериализиа. a его слабость,
его неспособность управлять посредством
демократических учреждений. .

Ещю пять лет назад товарищ Сталин
в докладе о проекте Конституции CCCP

указал на огромное значение Конституции
в борьбе против фалнизма и его идеологии.

«Теперь, — говорил товарищ Сталин.—
когда мутная волна фашизма оплевывает
социалистическое движение рабочего клас-
са и смешивает с грязью демократические
устремления лучших людей цивилизован-
ного мира, новая Конституция СССР булет
обвинительным актом против фашизма, го-
ворящим о том, что социализм и демокра-
тия непобедимы. Новая Конституция СССР
будет моральной помощью и реальным под-
спорьем для всех тех, кто ведут ныне
борьбу против фашистского варвадства».

Это было сказано пять лет назад. С
тех пор фашизм полностью фаскрыл себя
перел народами мира. Гитлеровская пар-
тия  разоблачила себя. полностью перед
всем миром как партия наиболее хищных
и Разбойничьих империалистов среди всех
империалистов мира, как партия втагов
демократических свобод, партия срелне-
вековой реакции и черносотенных погро-
мов.

В то же время эти пять лет показали
огромную прогрессивную деятельность пар-
тии Фенина — Сталина. В Сталинской
Конституции говорится о том. что «наи-
более активные и сознательные граждане
из рядов рабочего класса и других. слоев
трудящихся 0б’единяются во Веесоюзную
коммунистическую партию (большевиков),
являющуюся передовым отрядом трудящих-
ся в их борьбе за укрепление и развитие
сопиалистического строя и представляю-
щую руководящее ядро всех организаций

Биться, пока не

последний гитлеровец!

Сказать о них звери — мало. Фашист—
больше, чем зверь. Это изверг. Людоед.

Ёровь, человеческая кровь, истребление
людей — вот что питает фашиста, вот
что держит его на ногах.

Мы никогда не простим кровавому Гит-
леру смерть наших отцов и матерей, истя-
зания наших сестер и жен, убийство на-

ших детей! Никогда! Мы отомстии,  ото-
мстим за все!
Город Т. издревле мирный русский го-

род. Здесь бывал Пушкин. Здесь люди
жили мирно. здесь вырастал русский ма-
стеровой народ.

Мы прошли по улицам города. Нам не
забыть, что сделали с ним гитлеровекие
стервятники. Нам не простить им этого во-
век!

Грулы развалин вместо домов. Пепели-
ща вместо улиц и площадей. Злесь не бы-
ло ни военных уб’ектов, ни воинских ча-
стей. Но это ли могло остановить фаптист-
ских Коршунов?

Вот школа. Злесь учились лети. Сюда
они собирались на пионерские вечера.
Здесь проходило их счастливое детство.
Eo — школу — избрали фашистские лет-
чики своей мишенью. Разбиты стены. Сне-
сена крыша...

Вот аптека. Почта. Кино. Городской те-
атр. Что етало с этими мирными учре-
жленияии? Они разрушены ло основания.
На них фашисты сбросили свой смертенос-
ный груз. Пол обломками этих зланий п-
гребены десятки невинных людей.

Вот больница и городская поликлиника.
Гитлеровские неголяи, воздушные льяволы
отлично видели санитарные знаки. Они
прекрасно знали, что здесь лежат  боль-
ные, беспомощные люли. Но’их ли, этих
двуногих зверей. могло это остановить!
Они, как хищники, обрушились на эти зта-
ния. На них они сбросили свои бомбы. Из-
верги! Разве их могло что-нибудь усове-
стить? Ла и можно ли говорить о. голово-
резе с совестью? Мастера живодерского
дела, они справляли свое кровавое пирше-
ство с льявольским хладнокровием и спо-
койствием. Ho и этого им казалось мало.
На самолетах они гнались за убегающими
женщинами, летьми, стариками, строча по
ним из пулеметов.

Вот лежит еще не остывший труп ра-
ботницы Вузнецповой. Вот труп старика с

пробитой головой. Рядом три трупа  де-
тей...
Вот работница Мария Лебелева. Фаши-

сты разрушили ee Jom. Они убили ее
двух детей. Они сожгли ее стариков.

Мы видели, как, обливаясь слезами, 0бе-
зумевшие от горя матери разыскивали под
обломками домов своих детей. Мы слышали
предемертные стоны стариков...

Когда смотришь на наши советские

трудящихея, как общественных, так и го-
сударственных».

Партия Ленина — Сталина показала,
что она способна разрешать самые ©лож-
ные исторические задачи — политические,
хозяйственные, культурные, военные. Сей-
час, когда гитлеровцы обрушили на СССР
всю свою военную машину. большевики
показали, что они CTCAHT на высоте вы-
двинутых перед народами СОСР больших
исторических залач. С замечательным му-
жеством, вылержкой, бесстралкием  борют-
ся они во главе советекого нарола.

Говоря © значении новой Конституции
25 ноября 1936 года. товарищ Сталин.
сказал: «Приятно и радостно знать, за
что бились наши люли и ках они добились
всемирно-исторической победы. Приятно
и радостно знать, что кровь, обильно про-
литая нашими людьми, не прошла даром,
что она дала свои результаты. Это воору-
жает духовно налт рабочий классе, Halle
крестьянство, нашу трудовую интеллиген-
цию. Это двигает вперед и поднимает чув-
ство законной гордости. Это укрепляет
веру в свои силы и мобилизует на новую
борьбу для завоевания новых побед ком-
мунизма».

В кровавой схватке со злейшими вра-
гами нашего народа бьются сегодня на
отромном пространстве лучшие наши лю-
ди. Они знают, за что они бьются, что
они отстаивают в освободительной ожесто-
ченной войне. Они знают, что они отетаи-
вают право советского нарол» строить
общество на основе развернутой сопиали-
стической демократии. они защищают сво-
болное общество, обестечивалощее право на
трул, на отдых, на образование, на мате-
риальное обеспечение в старости, в случае
болезни и потери трудоспособности; они
защищают одинаковые права женщины и

мужчины во всех областях хозяйственной,

государственной, культурной и обществен-
но-политической жизни; ‘они защищают
равноправие граждан СССР, независимо от
их национальности и расы, против фа-
игистов, порабощающих все народы, про-
поведывающих дикие, людоелекие расист-
ские теории. Наши люди защищают сво-
боду совести, свободу отправления рели-
гиозных культов наравне со свободой ан-
тирелигиозной пропаганды; они защишают
свободу слова, свободу печали,  своболу
собраний и митингов, свободу уличных
шествий и демонстраций, свободу об’еди-
нения в общественные организации.

Они защищают свою великую хартию
свободы, свою Сталинскую Конституцию,
свою свободу, честь, жизнь советского
народа против поработителей, против на-
сильников, захватчиков нашей земли, на-
ших богатств — против — палачей-гитле-
ровцев, несущих рабство, позор, нищету,
смерть.

Настанет день-—и он все ближе, —ког-
да гитлеровцы предстанут перед судом
германского народа, который так долго
терпит госполство этой кровавой банды
псов и палачей. Героическая борьба Крас-
ной Армии и всего советекото нарола про-
тив гитлеровской Германии приближает
этот день. Как победоносное знамя, несет
Ham народ Сталинскую Конституцию, 3a-
писавшую неизглалимыми словами великие
дела народов СССР.

Ем. ЯРОСЛАВСКИЙ.
Депутат Верховного Совета СССР.

будет уничтожен

деревни, гле побывали питлеровокие живо-
деры, кровь стынет в жилах.

В селе М. они шрюбыли только три
дня. Могучим уларом их выптибли из се-
ла. Но что они натворили за эти три
дня! В селе не осталось ни одного целого
дома. На улицах валяются тысячи разо-
дранных книг. Они не успели предать их
огню. Магазины и склалы разграблены.
У колхозников фашисты забрали не толь-
Ко весь скот, но и все теплые вещи, вплоть
до детских валенок и байковых платьев.

Но и этого им было мало. Душа фаши-
ста жаждет крови, человеческой крови!
Они согнали в церковь болыше ста стари-
ков, не успевших уйти из села, и три дня
пытали их. Они им не давали есть. Каж-
дый день феошисть: угрожали им смертью.

наверняка расстреляли бы этих не-
винных людей, но сделать этого они не
успели. Раньше, чем они осуществили это
кровавое злодеяние, их вышибли из ‹ела. Но
даже в момент своего бегства фашисты не
могли смириться с тем, что старики оста-
ются нетронутыми. И они открыли огонь
из пулеметов по перкви, где взаперти
силели старики. Негодяи убили и ранили
несколько человек.

На улицах М. мы вилели трупы уби-
THX и замученных колхозниц.

Над пленными красноаюмейпами гитле-
ровны издеваются с дьявольской изопрен-
ностью. Они колют их штыками. бьют
приклалами:

Hamu войска выбили только что фаши-
стов из деревни В. Вот что рассказывает
лейтенант Кузнецов, который был выру-
чен своими товарищами из фашистского
плена:

— Я был тяжело ранен. Лежал без
сознания. Вогла наше подразделение ото-
шло на новый рубеж, меня схватили фа-
шистские банлиты и бросили в сарай.
Вскоре сюда же бросили еще одного тяже-
ло раненого красноармейца. Oda мы исте-
кали кровью. Но перевязать друг лрута
нам категорически запретили. Невыносимо
хотелось пить, HO пить нам не лали.
Шосле долгих, ужасных издевательств нал
нами фаптисты принесли помои и вылили
их в свинячью кормушку. Сюда же они
впустили свинью. Сначала к кормушке
они подвели‘ свинью, *а, потом пюлтащили
нас и заставили пить вместе со свинъей...

Котд» наша часть выбила фашистов из
деревни, лейтенанта Кузнецова нашли
чуть живым. Тело красноармейца Б. бы-
ло уже безлыханным.

Вее эти злодеяния взывают к мщению.
Виться, биться до послелнего взлоха, бить-
ся, пока не будет уничтожен последний
гитлеровец на нашей священной земле!

Старший политрук Шопан КОНУСПАЕВ.

Калининский фронт.

Мы присягаем ›
  Отчизне

Дымом пожарищ
Об’яты снежные дали.

` Вспьишки разрывов
Блещут в метели густой.
Все, что для счастья
Люди трудом созидали,
Орды немецких пришельцев
Топчут железной пятой.

К югу и к западу
Выжжена боем равнина.
Приняли люди

“Горя великого груз.
В бой за свободу
Шлет сыновей Украина;
На чужеземцев проклятых
Поднял ружье белорусс.

Светлая Родина!

Сила твоя необ’ятна.
Крепостью грозной
Высится наша Москва.

. Ждите нас, братья!

-Мы возвратимся обратно.
Мы отстоим, отвоюем
Кровные ваши права.

В День Конституции
Мы присягаем Отчизне
Именем Сталина
Друга, вождя и отца —
Биться с врагами
Во имя свободы и жизни,
_ Гнать чужеземцев
Карающим шжвалом свинца.
Алексей СУРКОВ.
Западный фронт.

о

МЫ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДЕМ
ХОЗАЕВАМИ СВОЕЙ СУДЬБЫ

День 5 декабря 1936 roxa остался в
моей памяти на всю жизнь. Я слушала
родного Сталина с трибуны Всесоюзного
Чрезвычайного УП С’езла Советов. До сих
пор перэл моими глазами стоит простой и
мужественный образ вождя. Этот образ
вдохновляет, помогает в трудную минуту.

Записанные в Сталинской Конституции
права советских тгражлан завоеваны их
кровью и потом, их борьбой и трудом пот
руководством великой коммунистической
партии большевиков, пол руководством
Ленина и Сталина. Весь народ поклялся
защищать свои права, не щадя ни сил, ни
самой жизни. Настало время выполнить
клятву, настало время уничтожить врага,
пытающегося отнять наши права, сделать
свободных людей рабами! Советский народ
вЫШоОЛНИТ СВОЮ КЛЯТВУ.

Недавно я узнала о том, что в боях ¢
ненавистными немецко-фалпистскими бан-
литами убит мой брат Павел. Боль сжала
серлце и вместе с болью © новой силой
вспыхнула ненависть к зрагам, неутоли-
мая жажда мести. Мы отомстим заклятым
извергам! :

У советской женщины с немецкими за-
хватчиками особые счеты. Прямой и pa-
достный путь лежал перед нами. Жен-
щина равноправна с мужчиной. Она хо-
зяин своей сульбы. И вот пришли не
знающие ни совести, ни чести современные
варвары и хотят’нас, своболных советских
женщин, сделать  служанками, отнять
нашу честь, наши права, превратить в
рабынь.

Пусть погиб смертью героя один брал.
Женщина страны социализма проводит на
фронт другого брата, мужа, сына, сама
пойдет в бой, поможет разгромить фашист-
скую нечисть самоотверженным трудом в
TERY,

Я, как и многие другие женщины нашей
родины, работаю, не покладая рук.
Осенью я убрала комбайном «Коммунар»
400 гектаров хлеба, сэкономила много
торючего, а сейчас “руковожу бригадой на
ремонте тракторов. В одной только нашей
Тюкалинской МТС, Омской области, лесят-
ки женщин заменили ушедших на фонт
мужчин. Анна Климова, которую я обучи-
ла профессии тракториста, выполняет
норму на 150 процентов. Комбайнеркой
стала Мария Устинова, проводившая на
фронт мужа и двух братьев.

Нет, советские женщины не отдалут
CRONE Пра, арованных Сталинской Вон-
отн Комбайнерка А. КИРЮШИНА.

Омск. (По телефону).

Обязательства стахановцев

ВОРОНЕЖ, 4 декабря. (Корр. «Прав-
ды»). Коллектив завола, гле начальником
т. Синица, решил отметить День Конети-
тупии боевой стахановской работой. Цехи,
смены, бригалы обязались перевыполнить
дневное залание в полтора—лва раза. Мно-
гие стахановцы дали слово выработать по
3—4 нормы.

Завод собственными силами построил
бронепоезд. Вчера состоялись торжествен-
ные провохы бронепоезла на фронт. Воман-
ла укомплектована рабочими завола —
бойцами наролного ополчения.

ИВАНОВО. 4 декабря. (Корр. «Прав-
ды»). Токарь завода имени Королева
тов. Савина вчера, в 6 часов вечера, встала
к своему станку на стахановскую вахту
в честь Дня Сталинской Конституции.
«Без лвух с половиной норм от станка не
уйду», — заявила мололая патриотка. На
Новой Ивановской мануфактуре 57 ткачих
вчера заканчивали послелние приготовле-
ния к перехолу на обслуживание повы-
шенного числа станков. Ткачихи Михе-
ева, Трухина, Кислякова, Трусова и другие
перехолят на обслуживание 14 станков.

СТАЛИНСКИЕ ВАХТЫ ТРУДЯЩИХСЯ
ПРИМОРЬЯ

ВЛАДИВОСТОК, 4 декабря. (Hopp.
«Правды»).  Трудящиеся предприятий,
строек, рыбных промыслов, морского и
железнодорожного транспорта Приморья
стали на почетные сталинские вахты в
честь Дня Сталинской Конституции. Они
обязались ознаменовать этот день новыми
образцами высокой  производительности
труда.

2 декабря торняки треста «Сучануголь»
завершили вьиюлнение годового плана до-
бычи угля. Сучанские горняки обязались
ло конца гола лобыть сверх плана еще
несколько десятков тыкяч тонн угля.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭКИПАЖ

Незабываемо никогда — до последнего
вздоха: пять лет тому назад в Большом
Кремлевском дворце прозвучали проникно-
венные слова вождя, учителя, друга.

В этих словах, в докладе творца Кон-
ституции вся страна, весь советский на-
род и его друзья за нашими рубежами
усльшшали, реально ощутили грандиозные
итоги созидательной деятельности, чудес-
ный, захватывающий пафос строительства
нового общественного уклада в нашей
стране.

Прошло пять лет с того исторического
дня, когда с воемирной Коемлевской три-
буны прозвучал голос вождя. Еще более
могучей стала налиа страна. Поднялись к
активной жизни миллионы новых созна-

тельных строителей нового человеческого
общества.
Но вот трозная опасность нависла

над нашей страной. Гитлеровская фашист-
ская Германия напала на нашу родину.
Нашей жизни угрожает смертельная мгла
фашизма.

И снова мы слышим голос вождя. И
могучий, монолитный советский народ
встает на защиту своих завоеваний, Ha
защиту своих кровных прав, записанных
в Сталинской Конституции. В рялах слав-
ных защитников родины, героев Великой
отечественной войны мы видим и старых
борцов-революционеров, и миллионы моло-
дых людей — ровесников Октября и po-
длившихся после Октября. Они беззаветно
служат родине, свое-
му нарюду под руко-
воделвом своего дру-
га и вождя.

Вчера, морозной
ночью, под грохот
артиллерийского  or-
ня в лесу, на пози-
ции танков мы вели
задущевную  беседу с
товарищами.

А накануне было

BOT что...
* * &

Brpapo or гулко-
го асфальтированного
шоссе, всего метрах
в ста, чернеет не-
большая еловая’ ро-
щица —Узкий мысок
угрюмого лесного мас-
сива.

Рощица, как po-
щица. И ни от шос-
се, ни от большой
деревни, что седлает
1066, не Видно, что
среди елок стоит
стальная  громалина
налпего танка. Зато
от него очень хоро-
шо видны и поляны,
и опушки леса по
0бе стороны шоссе.

А само шоссе, — вон

оно, стремительно метнуритись в лощинкух,
взлетает на бугор и исчезает за низкой
линией горизонта, всего метрах в восьми-
стах от танка. Там — враги, оттуда в лю-
бое мгновенье могут выскочить фалиист-
ские танки.

«Утро красит нежным светом
Стены древнего Времля...>—

запевает башенный стрелок Алексей Пата-
ев и умолкает: на плечо его строго легла
рука командира танка замполитрука
лецкого. И оба они, и еще двое—механик-
водитель Георгий Панасов и стрелок-ра-

дист Михаил Халецкий —— настороженно
прислуптиваютея. Издалека слышен гул
моторов.

Танк уже второй день стоит здесь, в
засаде. Вчера другой танк ушел. Ero
командир сказал Седлецкому:

— В моей машине неисправности, надо
ехать на ремонт.

—- Езжай, я буду здесь!

Гул моторов нарастает. Седлецкий 05-
матривает в сптический прибор всю окру-
гу. С невыразимой ясностью входят в с03-
нанио и деревянные дома деревни, и
отушенные серебристым инеем березы, и
тревожно поспепное движение на пгоссе.

—- Бомбардировщики! — векрикивает
Халецкий. В звонкой синеве неба восем-
надцать немецких бомбардировщиков раз-
ворачиваются над деревней, образуя отром-
ный ревущий круг. Олин 3a другим они
пикируют, набирают высоту, вновь пики-
руют и рНовь поднимаются вверх — ce-
рые, отвратительные. Земля пневно вздра-
гивает от ударов бомб. Над деревушкой
вздыматтся  калитаново-огненные столбы
разрывов.

Руки Седлецкого застывают на меха-
Hie пушки. Крешкое слово срывается
У него:

— ПШадло проклятое!

Он переглядывается < товарищами.
И в их глазах то же: неистребимая и бес-
конечная ненависть к врагу. Этот молча-
ливый и такой красноречивый разговор
четырех танкистов еще крепче  салачи-
вает их.

Лишь вчера они встретились в своем
батальоне. Вчера приняли эту боевую
мапгину. тотчас по приказу заняли
здесь оборону. За эти часы напряженного
`ожиданья кажлый из них уже успел рас-
сказать про себя, про свою жизнь, про
борьбу с фашистами.

У каждого сильно бъетея сердце
советского патриота. У каждого свой
смертельный счет с заклятым ‘врагом — за
родину, за родные лома, 3a близких.
Й каждый улар вражеской авиабомбы,
каждый разрыв вражеского снаряда лишь
увеличивают этот смертельный счет...

ee *

Смолк вдали гул немецких бомбарлиров-
щиков. Пылают дома и строения в де-
ревне. Сизый тым клубится в морозном
воздухе. Черные глаза Седлецкого подер-
тиваются влажным туманцем. 0х, и ‘дале-
ко же ролной Котовск, что близ Днестра,
на Молдавии. Там в грозный восемналиа-
тый гол родился в семье бойца-котовца
Владимир Седлецкий. Рос сиротой. Батра-
чил. у куркулей до 29-го года. Потом был
рабочим. В 1937 голу вступил в комсомел
и вскоре стал траклористом. Перех ухолом
в армию в 1939 году Владимир Седлецкий

Командир танка
В. Седлецкий.

руководил ‘тракторной бригаюй в МТС
имени Котовского.

Какая это была жизнь! Любимая рабо=
та. Любимая семья. Жена и сын Валя—
ему сейчас уже три года. Где они? Что
с ними?.. Украину топчут немецкие ¢ca-
поги, и дым пожаров стелется над мая
терью-родиной.

—- Та не буде по-вашему, лютые воро-
ги! -—— одними губами говорит Владимир
Седлецкий. Смуглое лицо его сурово и
гневно, в нитку сжались черные брови,
пламенеют глаза.

И снова настораживается он. Слух его
ловит гуденье самолетов, — такое же,
как и прежде. Стало быть, опять идут
бомбардировщики. А после бомбежки обя-
зательно пойдут танки в атаку. Так было
пох Ельней, под Рославлем. В памяти
Седлецкого горячей чередой проносятея
схватки, атаки. Три танка, восемь. opy-
дий, склад артиллерийских боепринасов
уничтожены им в тех боях.

В пешем строю с двумя товарищами
Седлецкий был окружен немпами. Четыре
автоматчика подбегали к ним. Двумя гра-
натами танкисты убили троих, & послед-
него расстреляли из наганов... -

ЕЕ

Грохочут разрывы, вздрагивает земля.
И е елок сыплется иней. Прильнув к при-
бору, Седлецкий смотрит в сторону врага,
на шоссе. Над линией горизонта  возни-

кает башня, показы-

вается танк. Затем
возникает вторая
башня.

Механик-воти-
тель! Завести мапги-
ну! Движутся немец-
кие танки! Е

— Есть завести
машину!

Твердая OUBITHA St
рука тотчас запус-
кает мотор. По шос-
ce ищут к деревне
уже шесть танков.
3а ними — две ко-

лонны немецкой пе-
XOTHI.

— Экипаж, к бою!

Селлецкий  стара-
тельно и спокойно
наводит перекрестие
прицела на люк во-
лителя перелнего не-
мецкого танка. Гро-
хочет выстрел. Пе-
редний танк, вздрог-
нув,  останавливает-
ся, окутанный дымом
от разрыва снаряла..
Немцы, словно чеф-
ные обезьяны, быст-
ро вываливаются че-
рез боковыю и Oa-
шенный люки, и пряз

чутся за машину.

Снова гремит выстрел. !

— Горит! — кричит механик-водитель.

Радист-стрелок ударяет из пулемета по
пехоте. Солдаты в панике разбегаются,
падают. Живые хотят укрыться на onyil=
ке леса. Но до нее — белоснежная поля-
на, а пулемет Халецкого хлещет и хле-
щет огненные смертельные струи.

Над вторым немецким танком взлымает-
ся огромное пламя, зловеще черные клубы
дыма. Остальные машины  разворачива-
ются, идут вправо и влево от дороги.
Одна из них уже начинает стрелять. Вот
вздрагивает нали танк. гудит броня. Сед-
лецкий также спокойно ловит в перекре-
стие л0б третьего танка. Механик-вохи-
тель громко докладывает:

—- Товариш командир, прямым попада-
нием фашистского снаряда разбит трип*
rere!

—- Закрыть лючок, переменить TDPRI
rere!

- Вот в перекрестии и третья цель.
Опять выстрел, цель поражена.

И в ту же минуту удар по башне. Сами
заплющивалются на мгновенье глаза. Жи-
BEI? — Да, все живы!

— Попало под башню. Разбило пуле-
мет. Осколки залетели ко мне! — звонко
докладывает радист-стрелок.

—- Зацепило?

— Нет!

— Помогайте башенному стрелку!

—- Есть помогать башенному стрелку!

Седлецкий стреляет по четвертому тан-
ку, и он загорается сразу, об’ятый ярост-
ным пламенем и смрадным дымом.

Пятый фашистский танк, развернув=
шись, улирает назад прямо по шоссе. Ше-
стой танк удирает по-над опушкой леса
сминая молодые елочки.

Седлещкий стреляет по пятому танку,
но он успевает екрыться за бугром. Надо
бить по шестому, но башеня в эту сторону
не вращается, пушка заклинилась.

Бой окончен. На mocce nu около него
полыхают два немецких танка, угрюмо
чернеют еще два — подбитых.

— И надо же ей было заклиниться!—
негодует Седлепкий на пушку.

Механик-водитель локладывает, что пох
линией управления появилась вола, стало
быть, пробит радиатор. А может быть,
поврежтено еще что-нибудь?

Включи скорость.

Скорость включается. Танк послушно
‚ трогается © места. Маскировочные елочки
падают. Седлешкий радостно улыбается.

Машина — в порядке. Теперь скорее от-
ремонтировать, привести в порядок opy-
жие. Потюм — снова в 00й.

* * *

В деревне он выскакивает из бащенно-
го люка. Й тотчас наводит полный боевой
порядок среди замешкавитихся артиллери-
стов. Голое его звонок и властен. Ему
подчиняются. На него поглядывают с ува-
женьем и горлеливой ралостью.

В сумерках. озаренный хотблесжками по-
жаров. Владимир Селлешкий стоит около
овосго танка. Он совсем маленького роста,
и смуглый пушок на верхней губе лишь
подчеркивает его юность —— яркую, боевую
и победную, как вся наша жизнь.

В. СТАВСКИЙ.
Депутат Верховного Совета СССР,