=

Revs
Аи

ри
(у,
IM
nel
ry
[0
УПИ,
в
Ви
КОН
ти
ЗЫ
Пере.
I The
НЫ
COT:
101.

Hae,
poet

Ie
BEA

от

ix,
OM

Ie
0-

` стока.

2 СЕНТЯБРЯ 1945 г № 218 (9989)

Г-З

Подписание акта о капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури». Подписывает

представители союзных стран, справа — японская делегация,

ПРАВДА.

акт представитель СССР генерал- лейтенант К. Н. Деревянко. У микрофона генерал Макартур. Слева—

a es ne ee

=

` Фото военного корреспондента «Правды» В; Темина;

Победа в Маньчжурии

pele 1. (От военного корреспондента «Правды»)

Туман спустился нз землю Дальнего Во-

Трезвый разум в японском лагере не по-
бедил, нет,

Срок истек. Наетал час расплаты для
японских разбойников. Советский Союз
3б`явил войну Японии.

Главнокомандующий советскими войска-
ми на Дальнем Востоке маршал Алекоандь
Василевский отдал приказ наступать.
Маршал подошел к столу, опустил свет по-
ниже и привычно скленился над картой.

Было 1 час 00 минут 9 августа
1945 года.

Bee три фронта дальневосточных совет-
ских войск от Байкала до Тихого океана—
1-й Дальневосточный, 2-й Дальневоеточ-
ный, Забайкальский—двинулись в Маньч-
журию. :

Красная Армия должна была сокрушить
последнего сильного врага мира. Советские
войска должны были принести свободу мил-
лионам китайцев, корейцев, маньчжур-
цев — хозяев Маньяжурии.

То было наступление, замечательное по
замыслу, по широте размаха, по харак-
теру.
1.700 километров с севера на юг и 1.400
километров с востока ча запад, то-есть всю
Маньчжурию влоль и поперек советекие
войска должны были пронизать, протара-

Скрылись леса и сопки. Исчез из виду
величественный Амур. Всё потонуло в белой
мгле.

А затем хлынули ливни. С вершин гор и
сопок бросилась вниз вода. Забушевала сти-
хия. Веё преобразилоеь. Реки разлились,
озера вспухли, стремнина рванулась в гор-
ные долины. И там, где было сухо, забур-
лили потоки. Густо дымилаеь тайга.

_ Tak наступила ночь на 9-е августа
1945 года.

Она была непроглядно темна. Кругом
было глухо. Казалось, повсюду нет ничего
живого—ни звука, ни шороха. Бескрайние,
непроходимые леса... Безмолвие. Необ’ят-
ность...

А там, впереди, в сотне пгагов — грани-
ца, японцы. ak

Вдруг где-то жалобно заплакал шакал.
Бак черная молния, мелькнула ветревожен-
ная чем-то тигрица. И вновь тихо, попреж-
нему льется с неба вода и шуршит теплый
дождь. Затем появился из темноты погра-’
ничник-разведчик. сказал кому-то в тем-
ноту:

— Вругом спокойно, но звери чуют
войска.

— А японцы? — отозвался голос.
  — Японцы не чуют.

Чей-то властный голос приказал насто-
рожиться всем. И только теперь, по легко-
му шороху, пробежавшему в ночи, можно
было заметить, что здесь, в этих перво-
зданных дебрях, стоят войска. Их было ве-
ликое иножество. Еели бы можно было рае-
сеять мглу ‘и глянуть нА тыеячи километ-
ров, то можно было бы. увидеть, что вой-
ска стоят повсюду — от Тихого
океана до Байкала: люди, пушки, тан-
ки, самолеты. Всю их громадность скрыли
леса и камень. Солдаты и громоздкие меха-
низмы были врыты в землю, словно бесцен-
НЫЙ ЕЛЗД.

Перед этими войсками лежала Маньчжу-
рия — огромная страна в 1.300.000 квал-
ратных километров — страна, задушенная и
раздавленная японцами.

После разгромз фашистской Германии
Япония остзлась последней агрессивной
державой — врагом всеобщего мира, по-
следним очагом войны. Она захватила сре-
дн многих других стран и Маньчжурию, в
которой можно вместить территорию Япо-
нии, Германии и Италии, вместе взятых, и
продолжала войну.

В ту темную ночь на 9-е августа совет-
ские войска, что придвинулись к мань-
чжурской границе, в напряжении ждали,
что скажет Япония. Победит ли в ее стане
трезвый разум, и она капитулирует перед
коалицией великих демократических держав,
или в японском лагере победит безуметве—
надменная ‘и’ вероломнзя. военщинз, и при-
дется советским войскам взяться за
оружие, чтобы привестн Японию в чувство
и утвердить мир на Востоке.

Советским войскам здесь противостояла
огромная Квантунская армия. Она созда-
валась и пестовалась японской военшиной
тридцать девять лет. Ее части проходили
практику войны в Китаз. Она сохранялась,
как дс предела отточенное оружие. От’яв-
ленный фанатизм лежал в ее основе. Каж-
лый ее солдат и офицер носил особый нож
для себя — для харакири, во имя гоенол-
ства Японии над миром. То были самураи
последних времен.

Армия бряцала оружием и жаждала вой-
ны. В ее строю находилось до 1.000.000
штыков; за ее спиной держались резервы в
1.500.000 человек. Это были военные по-
сэления японцев в Маньжурии, в совер-
шенстве обученные военному делу,—от пе-
хотинцев до летчиков и танкистов. Эти кад-
ры могли в любую минуту выйти из своих
каменных поселков и стать в строй целыми
бригадами.

Квантунская армия была арыцей напа-
дения на Советский (013.

Из Маньчжурии Япония рассчитывала
вторгнуться в Советский Союз и захватить
его богатейшие пространства до Уральского
хребта. В тайных пограничных складах уж?
лежали заранее подготовленные листовки
японцев, возвещающие вторжение в СССР.

Японская линия’ нападения была при-
двинута к ”амой гранипе — мощные укреп-
ленные районы. Сразу же за ними распо-
лагались арсеналы — обширные необитае-
мые поселения без окон, камуфлированные
под местность. здесь небыло дорог, кроме
тех путей. по которым должны были япон-
цы питать свою армию при вторжении в
Советекий Союз... .

В ту темную ночь в городе Чанчуне —
столице Маньчжурии — в своем штабе сп-
дел командующий Квантунской армией,
наместник Маньчжурии барон Ямада 0тод-
33 — правая рука лпонского императора.
Так называемый императер Маньчжуриир—   ренкова пролетел вперел, как смерч.
ставленник японцев Пу-Й был злесь же.   — Ветром. внерел! Быстрее ветра! —
Они говорили о великой миссии Японии,   приказал Куренкову полковник Уфимцев.
владеющей маньчжурским плацдармом... Во ‘мгле рассвета встали перед солдатами

и соединяются в районе столицы Маньчжу-

через непроходимые дебри, через стремнияы
Амура и Сунгари.
‚ Огромные непроходимые
гор, дебрей, пустынь, горных перевалов,
озер и рек Маньчжурии, укрепленные рай-
оны Квантунской армии — всё это должно
было быть преодолено Красной Армией
Были у советских войск и сила, и уме-
ние. и дерзость.

стрела. Штыки-—наперевес. Ни звука.

За спиной идуших цепей стояли огром-
ные силы артиллерии — по 250 стволов
на каждый километр фронта прорыва: стоя-
ли мощные лавины танков; тысячи
самолетов могли подняться в воздух одно-
временно. Но всё это не шелохнулось.

Окутанные тьмою. в безмолвии шагали
цепи батальонов через демаркационную ли-
лию. Тихо стучали колеса орудий сопро-
вожления.

Шел дождь.

Штыки. как бритвы, резали встречную
высокую траву. Проходили мгновения, рав-
ные годам.

Великая ночь ..

2.

Войска 1-го Дальневосточного фронта вел
маршал Мерецков.

На направлении главного удара этого
фронта наступали войска генерала Николая
Крылова.

Фронт войск тенерала Крылова соста-
влял 64 километра, участок прорыва —
18 километров. Преграха железобетонных
укреплений веталз перед войсками, Сопки,
закованные в железо и бетон, высились
мрачной грядой.

Укрепления поднимались вверх ярусами.

Это были новейшие военные сооружения,
так называемые «лоты-ансамбли». Конст-
рукции их были созданы японцами е уче-
том опыта линий Мажино и Зигфрида. Доты-
ансамбли имели два и три этажа под зем-
лей, протяжение но фронту — 100 метров.
У их амбразур были установлены пулеметы
й 410-миллиметровые мортиры.

Пулеметный огонь ансамблей мог cpe-
зать столетний лес. :

укрепления. Они разделялись на два само-
стоятельных района, которые нами называ-
лись — Пограничненский и Волынский.

Генерал Крылов направил удар своих
войск  северо-запалнее Гподеково. Jepoa
крыло двигалось на  Пограничнеяский
укрепленный район, правое — на Волын-
CEH.

..Беззвучно шли цепи батальонов, неся
штыки наперевес, расстегнув сумки с rpa-
натами. Шаг за шагом.

И вдруг внезапное громоподобное «ура»,
штыки и ливень огня обрутились на япен-
nes.

вопли японцев прорезали шум этой атаки.
Японцы всюду видели штыки, нависшие над
ними. Их поражал огонь, рвали гранаты.
По траншеям катилась смертоносная лава
советской пехоты.

Так началось великое сражение в’ Мань-
чжурии.

Передовой батальон капитана Ивана Ку-

нить одним комбинированным ударом. За-
байкальский фронт и 1-й Дальневосточный
фронт наносят удары © запада и воетока

рип — г. Чанчунь. Между ними бъет прямо
перед собою 2-й Дальневосточный фропт—

пространства.

Три фронта двинулись в глубокой тьме
и в глубочайшем молчании, без единого вы-

Траншен, подземные ходы соединяли эти

Улар был страшен. Дикие, шакальн

Монументы Победы
в местах боев за: Молдавию

КИШИНЕВ, 11. (Корр. «Правды»). Идет
подготовка к строительству монументов
Победы в местах решающих боев за осво-
бождение Молдавии. На-днях закончился
конкурс на лучшие проекты монументов.
Жюри присудило вторые и третьи премии
авторам пяти проектов; Первая премия
осталась неприсужденной, так как ни ‘один
из 16 проектов не отвечал полностью тре-
бованиям конкурса.

темные высоты «Офицерская», «Гарнизон-
ная», «Верблюд» — тяжелые бастионы
Волынского укрепленного ‘района. Они сед-
лали единственную здесь дорогу и преграж-
дали проход в глубь страны.

Взвилась зеленая ракета, и батальон Ву-
ренкова пошел на штурм «Офицерской».

Солдаты карабкались вверх. Вот они ми-
нули надолбы, скрылись в противотанко-
вом рву, появились перед проволокой. Вид-
но было, как передние рвали проволоку
гранатами и скрылись в траншее, вырезан-
ной в гранитной спине сопки. Батальон
атаковал отважно и умело. 1-я рота стар-
шего лейтенанта Герасимчука поползла, по-
бежала, рванулась в обход справа; 3-я р0-
та капитана Барышкина скользила по кам-
ню слева; 2-я рота старшего лейтенанта
Кулаева била в лоб. Каждая рота действова-
ла против указанных ей дотов.

Генерал Басан Городовиков — любимец
солдат — кричал им, словно они могли слы-
math:

— Дельно, ребята, дельно!

Японцы уже оправились от первого вне-
запного, ошеломляющего удара. Из дотов
полилея огонь. Засветились пять огневых
струй дота «Центрального». Он был на ca-
мой макушке высоты, огонь его пяти амбра-
зур поражал все подступы. Японцы уже
поднимали из нижних погребов снаряды к
орудиям и мортирам, засаженным в этот
дет.

Мгновения решали судьбу атаки.

— Атаковать «Центральный»! — при-
Базал капитан Иван Куренков.

Штурмовая группа огнеметчиков ефрей-
тора Алексея Макарова легла на гранит и
поползла вверх, вверх, вверх. Огнеметчики
стлались по камню; обтекали ero, словно
preg i iL.

Бой разгорался.

Пал Никонов — разведчик-пограничник,
человек беззаветной храбрости. Три пули
сразу пронзили его лоб. Был плотён огонь
японцев. Штурмовая группа  ефрейтора
Алексея Макарова ползла под ним веё вы-
ше.

Огнеметчиков была пятеро.

Й вот они уже высоко-высоко, у самого
дота «Центральный».

— На каждого по амбразуре! — отры-
висто бросил товарищам Алексей — моло-
дой, крутой парень.

ЕКрасноармейцы Кузив и Гриптаев броеги-
лись в тыл доту: ефрейторы Слобнов и Ши-
балов и сам Алексей поползли под ам-
бразуры, в л0б. Жарко звистели пули’ над
их головами. Снизу было видно, как они
бросили гранаты в амбразуры, как затем
поднялись на ноги B Bee пятеро открыли
CBO огнеметы. Рыжий огонь, черный- дым
и рев поднялись над «Центральным». Все
пять амбразур его захлебнулись.

С криком бросилась вперед и вверх рота
Кулаева.

Черные от дыма, потерявитие голос, огнё-
метчики что-то хрипло кричали им на-
встречу. Черный лым струилея по их лицам.

А по дороге уже двигались танки.

Ворота в глубь Маньчжурии были прота-
ранены.

Батальон капитана, Ивана Вуренкова ка-
тилея с торы, вниз-—к броне. Танки
капитана Белан подняли стрелков на свои
борты и унесли влеред.

Танковый десант скоылся за высотой.

Озеленение Харькова

ХАРЬКОВ, 11. (Корр. «Правды»). Присту-
плено к озеленению города. Новые посадки
производятся во всех районах Харькова.
Впервые. будут озеленены вьющимися расте-
ниями фасады домов, ворота и заборы. Вее-
го этой осенью в городе будет высажено на
улицах, площадях, в скверах и парках 8 ты-
сяч деревьев — каштанов, лип, ясеня и кле-
на, а также 27 тысяч кустов сирени, жас-
мина и других растений.

—o—

Гастроли Кировского театра
в Ленинграде
ЛЕНИНГРАД, 11. (Корр. «Правды»). За-
кончились гастроли Кировского областного
драматического театра имени Кирова. Театр,
вс главе.с художественным руководителем
Н. Смирновым, пользовался у ленинградских
зрителей заслуженным успехом.
За два месяца в Ленинграде и Кронштад-
те театр дал 58 спектаклей. Он показал по-
становки: «Отелло», «Великий ` государь»,
«Тристан и Изольда», «Поединок», «Послед-
] ний город», «Небесное создание». Артисты
устроили несколько шефских концертов. на
кораблях и в частях Краснознаменного Бал-
тийского флота,

Литовский государственный институт
физической культуры

‹ Комитет по. делам. высшей - школы при
Совнаркоме СССР решил организовать Ли-
товский государственный институт‘ ‘физиче-
ской культуры. Новый. вуз откроется в
Каунасе с 1945—46 учебного года. `На пер-
вый курс будет принято. 100 студентов:

(ТАСС).
ees

ПО СТРАНИЦАМ
МЕСТНЫХ ГАЗЕТ

+2 Лесные богатства Дальнего Востока.
В дальневосточных лесах произрастает мно-
го деревьев и кустарников ценных пород,
в том числе маньчжурский орех, бархатное
(пробковое) дерево, амурский виноградник,
бересклет (гуттаперчевое дерево). Они дают
сырье для химической и ‘мебельной про-
мышленности, смолы и экстракты. Дальне-
восточный научно-исследовательский инсти-
тут лесного хозяйства приступил к органи-
зации специальных плантаций и к созданию
заповедников особенно ценных пород де-
ревьев и кустарников. («Тихоокеанская зве-
зда»). :

32 Проекты колхозных жилых домов. Для
восстановления сел Ростовской области,
уничтоженных немецкими варварами, област-
ной отдел по дёлам архитектуры разработал
четыре типа новых колхозных домов. Они
будут состоять из двух или трех жилых
комнат ‘и кухни. («Молот»):

$2 Школы для матерей. В Вышневолоц-
ком, Кашинском, Каменском,, Максатихин-
ском и других районах Калининской области
при детских консультациях организованы
специальные школы, где матери знакомятся
с санитарно-гигиеническими правилами ухо-
да за детьми. Более тысячи. матерей посе-
щают сейчас эти школы. («Пролетарская
правда»). :

ЗЕ 9 миллионов метров ткани соткала за
десять лет ткачиха-стахановка Родников-
ского комбината «Большевик» Ивановской
области Александоа Авксентьевна Цыбина.
(«Рабочий край»).

#& + *

Не было предела солдатекому подвигу.

Войска генерала Николая Крылова
состояли из цветущей молодежи. Это была
сама юность, чистая и вдохновенная.

Прекрасно обученные молодые солдаты
имели офицеров героев Сталинграда, Ке-
нигсберга, Берлина. Зрелый опыт и юноше-
ское вдохновение. слились.

Яростное сопротивление японцев было
сломлено, их линия «дотов-ансамблей» про-
рвана. Передовые батальоны стремительно
углублялись в Маньчжурию.

Пограничненский укрепленный район
был стрёмительна обойден генералом Ники-
тиным Его войска одним прыжком захва-
тили грандиозные туннели КВЖД перед
станцией Пограничная, приступом взяли
железобетонную высоту «Гроб» и завоевали
возможность маневра. Остался позади и
«Верблюд» — высота в 680 метров, зако-
ванная в сталь. .

В «ансамблях» Пограничненекого райо-
на, в казематах «Верблюда» и в дотах дру-
тих высот остались блокированные, запер-
тые гарнизоны японцев.

Они не сдавались.

Ночью оттула слышалось заунывное’ мо-
нотонное пение — японцы пели молитву
смерти. А наступление, удар советских
войск нарастал. В бой вступали всё новые
батальоны, развертывалась могущественная
артиллерия. Всё двигалосъ вперед.

: Sata наступления удалялся от «ансам-
лей».

Письма читателей

Вместо отдыха — мытарства

Курмышсекий дом отдыха ЦЕ союза ра-
ботников начальной и средней школы раг-
положен на берегу реки Сура и находится
в 35 километрах от волжекой пристани Ва-
вильсурск. Он предназначен для учителей
всех областей РСФСР.

До пристани Васильсурек отдыхающие
учителя добираются довольно благополуч-
но. но отсюда начинаютея мытарства. Па-
роход «Халтурин» холит до Курмыша не-
регулярно, & если идет, то путешествие на
расстояние в 35 километров продолжает-
ся... дня три. Поэтому отдыхающие, неза-
виснмо от здоровья и возраста, с багажом
в руках предпочитают лобираться в’ дом
отдыха пешком. Учителя,. не имеющие воз-
можности по состоянию здоровья итти пеш-
ком. вынуждены искать всякие оказии.
Так, например, 65-летняя учительница
т. Замбржицкая из’ Кировекой области еха-
ла от пристани Васильсурск до Курмыша
6 дней, используя все виды транепорта:
азтомашину, пароход, лошадь, катер; шла
она и пешком. Вее’ организации, имеющие
отношение к этому дому отдыха: Горьков-
ский обком союза и ЦК союза. Вурмыш-
ский райисполком, горьковские областные

[организации ‘06 этом знают, но положение
  остается неизменным с тех пор, как суще-
стБубт дом отдыха.
Ю. Сосенская, А. Кошелева,
А; Егоршина и другие (всего
40 подписей).

(Продолжение следует).

Гвардии подполковник

В. ВЕЛИЧКО.
Маньчжурия.

Суровой, чистой мерой оценивается ныне
дух человека и народа. Эта мера родилась
в испытаниях войны. По значению того,
что сделано человеком в. годы. борьбы, те-
церь и воздается ему.

И место народа в союзе ‘победителей
определяется той же мерой. Сияющим све-
том победы озарены в истории образы тех,
кто был истинным сыном своего геронче-
ского народа и вел его непреклонно. вперед
в борьбе во имя торжества ‘высшей спра-
ведливости на земле. м

В дни, когда Советекий Союз вёл один-
на-один титаническую борьбу с гитлеров-
скими армиями и поверженная Европа ле-
Hala недвижимая, за тысячи километ-
ров от нае, на Балканах, во мраке всеевро-
пейской ночи вспыхнула и зажглась звезда
народной войны.

дни величайших битв, в гудящем
пламени сражений, пересекшем от моря и
до моря нашу землю, к нам доходил тре-
петный свет негаснущей этой звезды, и
сердца наши согревала любовь к югослав-
скому героическому народу.

С благоговейной надеждой и нежностью
мы следили за их борьбой и повторяли на-
звания югославских сел и деревень, кото-
рые освобождали партизаны:

Й тогда мы услышали славное ‘имя Тито,
руководителя югославских поветанцев.

Наступил час, когда советские войска
пришли на Балканы и могущественным
стремительным ударом совместно с Юто-
славской народной армией разгромили ип
там немецких оккупантов.

Так встретились мы с югославеким на-
родом, в борьбе узнали друг друга и кровью
навечно скрепили свое братство.

В Югославии после войны мы увидели
народ, не почивший на лаврах победы, а
строящий свое новое государство &` такой
же героической самоотверженностью, каБУЮ
проявлял он в битве. Народ-воин стал на-
родом-тружеником!

Личность Тито в понимании народа
стала неотрывной от борьбы и деяний
народа. Рассказывая о выдающемся полко-
водце и государственном муже, люди гово-
рили о нем, как о человеке, воплотившем
в себе всё, что связано с историей освбйо-
дительной борьбы Югославии.

Когда мы спрашивали сербеких кресгьяи,
RTO по национальности Тито, нам говорили:
он серб.

рядов роты, полки, дивизии, проникнутые
духом строжайшей воинской дисциплины.

Выдающийся югославский поэт семидеч
сятилетний профессор Владимир Назор при-
шел в партизанам с горячим словом на ус=
тах. Он разделил сними все трудности похо-
дов и неустанно призывал их к доблести и
подвигам во имя великого дела. an

Мы знаем, что в одну из черных ночей
Тито стал проводником своей армии и шел
впереди бойцов, когла нужно было бесптумно
И незаметно обойти крупные силы врага.

Но, конечно, из чего-то неизмеримо -
большего родилась любовь народа к своему
полководцу, чем те частные штрихи герои-:
ческого облика этого человека, которые
нам удалось собрать. у

Да, Тито уступил евоего коня раненому
бойцу, а сам прошел весь 400-километро-
вый переход в горах пешком.

Да, он пробрался в Белград, когда там
властвовали оккупанты, и встретился се
людьми, которым поручил передать всем
партизанским силам свой призыв к об’еди-
нению.

Да, в походе он всегда был братом тому.”
ЕТО изнемогал от усталости, и делился по-
следним глотком воды.

Да, он проливал езою кровь в бою так’
же, как и рядовой бозц. i

Но не только этим завоевал он BceHa-
ролную любовь и доверие. es

Когда в 1944 году Антифашистское Be-
че присвоило маршалу Тито звание Народ=
ного Героя, он сказал: } cues
Нам предстоит еще вести трудную
борьбу. Ее надо довести до конца на всех
фронтах. Нам предетоит еще вести борьбу
в тылу за восстановление нашей опусто-
шенной страны. ...Я не пожалею своих сил
для своей страны, я сделаю всё, чтобы но-
строить действительно федеративную _ле-
мократическую Югославию, чтобы схелать
нашу страну счастливой и богатой.

В единстве, выкованном в горниле борь-
бы, об’единилиеь все народы Югославии.

Народ отдался самоотверженному труду,
возрождая разрушенное хозяйство. И имя
Тито югославский народ произносит как
слово, обозначающее одновременно муже-
ство, борьбу и надежду.

Нам довелось увидеть маршала на прие-
ме иностранных корреспондентов. Весь
облик его, мзнеры, обращение точно со-
ответствовали тому образу, который ©
такой ясностью возник в нашем представ-

Спрашивали  словенов,— нам отвечали:   лении еще задолго до этой встречи. Это
словенец. человек сильной воли, ясного ума. хорошо
Черногорцы без колебания считали ero  осознанной цели своей жизни. Характер его
черногорцем. ответов на заданные вопросы свидетель-

Боснийцы обижались: как это мы не
знаем, что он босниец.

Хорватии, где родился Тито, нам ска-
зали:

— Он хорват, но это ничего не значит.
Тито принадлежит всем нашим народам, и
мы не имеем никаких особых заслуг перед
другими нашими народами, чтобы считать
его только хорватом. Он-—югослав.

Это замечательное восприятие образа
Тито народом очень удачно выразил в
своей поэме «Песнь о жизни Тито» поэт
Радован Зогович.

Тито рожден в гневе и муках
Титаном-народом,

Борьба — его мать.
Тито — это все мы.

Это армия, это страна...

Это леса наши п горы...

Соратники Тито, расеказывая нам о бое-
вых операциях, говоряли о маршале, как
6 человеке исключительного военного да-
рования. Они приводили напамять его ело-
ва, произнесенные в труднейшей обстанов-
ке, когда единственный выход для епасе-
ния аомии был в том, чтобы форсировать
реку Неретву. У армии не было переправоч-
ных средств, но Тито свззал!

— Специалисты обычно хорошо знают
дело, но они не всегда всё учитывают. Они
забывают, что нет предела человеческой во-
ле и творческой инициативе масс.

Й армия переправялась и нанесла вне-
запный удар врагу в то время, когда окку-
нанты считали партизан эбреченными.

Вера в духовные силы народа, ведущего
освободительную борьбу, неот’емлемо вхо-
дила в слагаемые стратегии Тито.

Несколько раз армия Тито оказывалась
окруженной двойным кольцом. Танки, ар-
тиллерия, авиация обрушивались на парти-
зан, лишенных и танков, и артиллерии, и
авиации, — но каждый раз Тито вырывал
свою армию из окружения и наносил окку-
пантам внезапные разящие удары с тыла.

Армия Тито не была армией сопротивле-
ния, это была атакующая армия. Прозорли-
вость в раскрытии замыслов врага, блиста-
тельная маневренная тактика, и героический
дух бойцов сделали эту армию армией
наступления.

Сотни партизанских отрядов, разбросан-
ных по ‚всей стране, нужно было собрать
в единый кулак. И это сделал Тито.

Десятки тысяч рабочих, крестьян впер-
вые держали оружие в своих руках. Тито
со своими офицерами обучил их воинскому

ствовал о том, что перед нами не: только
полководец, воин, но и человек выдающихся
государственных ‘способностей. ° Вопросы,
касающиеся отдельных частностей, он в
своих ответах возвышал до степени самых
широких обобщений.

Когда маршала попросили назвать дату
возникновения народной борьбы, он ска-
зал:

— РВооруженное восстание началось в
Югославии в момент нападения немецких.
н итальянских войск на Советский Союз.
Оккупанты перебросили свои силы Ha BO-
сток, и это дало нам возможность начать
общую борьбу.

- 0 том, как маршал относится к собы-
тиям в Греции, ответ был совсем краткам:

— Трудно относиться с симпатией. Е
действиям греческого правительства, напра-
вленным против тех, кто принимал уча-
стие в освободительной борьбе против не-
мецко-итальянских оккупантов.

И когда маршала спросили. чем он 0б’-
яеняет, что народ. так часто и с таким вос-
тергом произносит его. имя. маршал. улыб-
нувшиеь, сказал:

— Народ любит своих людей и пенит
их заслуги в борьбе за освобождение. Разве
вы думаете, что это могло быть иначе?

При этом маршал оглянулся, п. просле-
див за его, взглядом, мы увидели скульпту-
ру—фигуру из’ серебра, держащую в руках
золотое. сердце.

Это — дар от женщин Словенского срп-
морья, статуя отлита из украшений. кото-
рые женщины сняли с себя для этой цели.

Мы рассматривали подарки, послапные
маршалу Тито народом. Здесь была земля
Истрии с золотой виноградной ветвью,
отлитой из обручальных колец: деравячный
кораблик, присланный ребятами Тонеета;
гобелен, вытканный монахами сербского
монастыря; чернильный прибор, сделанный
искусными руками македонских металлур-
гов; кружевноз плетенье из серебряной
проволоки — работа мусульман Сараева;
портрет товарища Сталина, вырезанный из
черного дуба, — дар черногорцев; огромные
розовые перламутровые раковины из Йет-
рии...

Все эти драгоценные и трогательно про-
стые подарки запечатлели народную люёивь
к человеку, который в дни испытаний. в
дни борьбы превыше всего ставил интере-
сы народа, был в первых рядах сражаю-
щихся за свободу, независимость и епра-
мастерству. ведливость и теперь ведет свой геронче-

Но сила армии не измеряется только чи- ский, мужественный народ к светлому буз
слом вооруженных людей, собранных вме-   дущему.
сте. Тито сформировал из партизанских от- Вадим КОЖЕВНИКОВ,